«История одного города» читательский дневник
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 1911.
Обновлено 8 Августа, 2021
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 1911.
Обновлено 8 Августа, 2021
«История одного города» – история вымышленного города Глупова, правителями которого были люди сплошь глупые, недалекие и властолюбивые.
Краткое содержание «История одного города» для читательского дневника
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Время и место
Действие романа происходит в вымышленном городе Глупове в период с 1731 по 1825 годы. В истории города Глупова прослеживается аналогия с историей Российской империи, включая правителей, государственные перевороты и прочие важные исторические события.
Главные герои
Князь – иностранный правитель, согласившийся возглавить власть в Глупове, жестокий, равнодушный и недальновидный.
Дементий Варламович Брудастый – угрюмый, замкнутый человек, в чьей голове располагался органчик.
Семён Константинович Двоекуров – реформатор и просветитель.
Пётр Петрович Фердыщенко – слабохарактерный, трусливый, излишне любвеобильный политический деятель.
Угрюм-Бурчеев – недалёкий человек, презиравший образование и культуру.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
«История одного города» издана по подлинным документам и, по сути, является летописью города Глупова. Записи в «Глуповском Летописце» велись четырьмя архивариусами в течение почти ста лет – с 1731 по 1825 годы.
В древние времена на севере жил народ, который назвал себя головотяпами. Они постоянно вели войны с соседями – долбёжниками, кособрюхими, лягушечниками. Когда же головотяпы победили, они решили избрать себе повелителя, но ни один князь не хотел связываться с этим народом. Тогда они обратились за помощью к вору, который нашёл подходящего князя, но тот согласился править головотяпами издалека. На радостях был построен город Глупов, и все жители стали отныне называться глуповцами. Вор оказался в роли наместника и нещадно грабил народ до тех пор, пока князь не сместил его и не поставил нового градоначальника. Так зародилась история города Глупова.
В 1762 году бразды правления в Глупове принял Дементий Варламович Брудастый. Он оказался молчаливым, угрюмым человеком, который неизменно запирался в своём кабинете и уже там подписывал различные приказы. Его любимой фразой была «Не потерплю!», и чиновники принялись ретиво исполнять его волю – хватать и сечь людей, описывать и продавать их имущество. От такой жизни глуповцы приуныли. Со временем выяснилось, что в голове у градоначальника находился органчик, который знал всего две фразы – «Не потерплю!» и «Разорю!».
Когда от сырости механизм в голове у Брудастого испортился, в Глупове появился новый правитель – Семен Константинович Двоекуров. Он ввёл в городе медоварение и пивоварение и даже сочинил указ о необходимости открытия академии.
Следом за ним пост градоначальника занял Пётр Петрович Фердыщенко – человек простой, который очень любил употреблять в речи слово «братик-сударик». При нём глуповцы жили мирно и спокойно до тех пор, пока Фердыщенко не воспылал страстью к замужней женщине. Его грехопадение послужило началом проблем в Глупове: на город обрушилась сильная засуха, которая привела к голоду. Появилось много недовольных правлением Фердыщенко, но градоначальник ловко усмирял бунты. Горожане куда только можно писали жалобы на нового градоначальника, но безрезультатно. Скончался Фердыщенко от переедания.
В дальнейшем в Глупове сменилось немало градоначальников, но ни один из них не мог привести город к процветанию и благоденствию. Закончилась же история города весьма трагически. Очередной градоначальник, Угрюм-Бурчеев, решил на месте Глупова воздвигнуть новый город Непреклонск. Он до основания разрушил Глупов и, так и не успев обновить его, исчез при загадочных обстоятельствах.
Вывод и своё мнение
Произведение представляет собой иносказательную историю российского государства. В действующих персонажах можно с легкостью узнать реальных исторических личностей, которых автор описал с присущей ему сатирой. На примере города Глупова показана история самодержавия в России и все ее отрицательные черты: нежелание власти делать что-то для народа, тирания, страх просвещения. В свою очередь народ в своем рабском преклонении градоначальникам и боязни перемен ничего не делал для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.
Главная мысль
Каждый народ заслуживает такого правителя, какого имеет.
Авторские афоризмы
«…успех никогда не обходится без жертв…»
«…Прежде нежели начать доказывать, надобно ещё заставить себя выслушать…»
«…многоумие в некоторых случаях равносильно недоумию…»
«…в сражениях не бывал‑с, но в парадах закалён даже сверх пропорции…»
«…он был твёрдой души прохвост, а это тоже своего рода сила, обладая которою можно покорить мир…»
Толкование непонятных слов
Летописец – тот человек, который ведет летопись, проще говоря, пишет историю государства.
Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.
Князь – вождь племени или союза племён у восточных славян, правитель государства.
Грош – старинная медная монета.
Новые слова
Трясина – зыбкое болотистое место, поросшее мхом и травой.
Выжига – плут, пройдоха, прижимистый человек.
Проповедь – наставление, разъясняющее основы истинной веры и благочестивой жизни.
Тест по рассказу
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Людмила Сосна
15/16
-
Алие Байрамова
16/16
-
Слава Мастерских
16/16
-
Лебедев Арсений
11/16
-
Татьяна Голубева
14/16
-
Анастасия Нехороших
10/16
-
Алиса Касперская
16/16
-
Татьяна Ванюкова
16/16
-
Эльдар Ладнов
12/16
-
Юлия Вертиева
16/16
Рейтинг читательского дневника
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 1911.
А какую оценку поставите вы?
На чтение 16 мин Просмотров 10.5к. Опубликовано 12.06.2021
⭐⭐⭐⭐⭐ «История одного города» за 1 минуту и подробно по главам за 14 минут.
«История одного города» — роман-размышление о России, ее правителях и простом народе.
Автор рассказывает о событиях, происходивших в городе Глупове, в период с 1731 по 1825 года, о градоначальниках, правивших населением, и о предшествовавших этому событиях – борьбе племен между собой, победе племени головотяпов и приглашении ими к себе глупого князя. Особое внимание автор уделяет образам градоначальников Глупова.
Очень краткий пересказ романа «История одного города».
Роман начинается с обращения обнаружившего старинную рукопись автора к читателю. Во второй главе автор предоставляет слово летописцу, который также говорит с будущим читателем.
Далее следуют 12 глав, где летописцы последовательно изображают историю появления Глупова, переход от родоплеменного типа правления к монархии (будущие глуповцы пригласили к себе иноплеменного князя править), каждого из наиболее значимых для горожан градоправителей, их деяния и последствия для жителей.
Заканчивается роман тем, что последний градоначальник Угрюм-Бурчеев успевает пророчески произнести слово «Придет…» и исчезает, а на город обрушивается смерч. В качестве послесловия автор добавляет еще одну главу, названную им «Оправдательные документы», в которой размещает инструкции некоторых градоначальников, оставленные ими для назидания потомства.
Эти инструкции призваны объяснить читателю причины странного и нелепого поведения глав города и настоящие причины страдания народа.
Главные герои и их характеристика:
- Двоекуров – один из «передовых» градоначальников, который ввел такие нововведения, как обязательное употребление в Глупове лаврового листа и горчицы. Кроме того, он пытался учредить академию.
- Угрюм-Бурчеев – последний градоначальник, человек, полностью лишенный эмоций и чувств, обрисован как «серый» человек, «с деревянным лицом», «губы тонкие… с букетом готовности раздробить или перекусить пополам». Обозначается летописцем словом «идиот». Умел только заставлять подчиненных «копать от забора до обеда» и все разрушать бесцельно.
- Брудастый – молчаливый и угрюмый, знавший только два слова: «Не потерплю!» и «Разорю!», в прямом смысле не имевший мозгов – вместо них в голову его был вмонтирован органчик, наигрывавший лишь два этих мотива.
- Прыщ – очень «простой», внешне даже довольно лояльный, однако впоследствии оказалось, что голова его также не имела мозгов, а была начинена фаршем и в итоге оказалась съеденной городским предводителем.
- Летописец-архивариус – человек, который много лет скрупулезно записывал все происходившие в Глупове события и время от времени давал им субъективную характеристику.
- Издатель – человек, нашедший рукопись и собравший воедино разрозненные куски, от его лица ведется повествование.
- Аленка – местная глуповская красавица, с русой косой до пят, с румяными щеками, оторванная от мужа градоначальником Фердыщенко и соблазненная им.
- Бородавкин – «застегнутый на все пуговицы», «задумчиво кусающий ус свой», невысокого роста, полный энергии чиновник средних лет, пытался заниматься сочинительством, немного улучшил жизнь глуповцев, даже был у него проект академии, с него начался для глуповцев недолгий «золотой век».
- Фердыщенко – престарелый бывший денщик князя Потемкина, согбенный вследствие возраста, но при этом сластолюбивый (постоянно соблазняет женщин, из-за него погибла красавица Аленка). Двуличный и лукавый.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Народ – собирательный образ, население города Глупова, которому приходится выдерживать всех присылаемых градоначальников и терпеть их выходки. Покорный, всегда готов подставлять спину, но в случае доведения до крайности способный на жестокий бунт. Радуется каждому вновь приезжающему начальнику, надеясь на то, что наконец начнется эра справедливого правления.
- Беневолинский – один из наиболее лояльных градоначальников, не сильно ущемлявший народ.
- Микаладзе – градоначальник, очень любивший женский пол.
- Иванов – градоначальник низкого роста, чья голова усохла от натуги, когда он не сумел усвоить начальственный указ, родоначальник микрокефалов.
- Грустилов – либеральный градоначальник, однажды резко изменивший линию поведения и ударившийся в аскетизм.
- Домашка – девушка «вольного поведения», красивая, храбрая, беспутная, любительница «зеленого змия».
- Ираида – первая правительница Глупова в период Смуты, самозванка, высокого происхождения дама.
- Амалия – пышнотелая немка, другая правительница Глупова, тоже самозванка.
Краткое содержание роман «История одного города» подробно по главам.
От издателя.
Автор описывает найденный им где-то в архивах «Летописец», обнимающий период времени с 1731 по 1825 гг. Доказывает его истинную древность, ссылаясь на пожелтевшие и попорченные мухами листы.
По признанию автора, он давно хотел написать историю какого-нибудь города, и тут обнаружил летопись Глупова, теперь этим обстоятельством спешит воспользоваться. Просит обратить особое внимание на подлинность отраженных в рукописи событий.
Обращение к читателю.
Летописец раскрывает будущему читателю причины, побудившие его создать такой обширный труд (передать потомству сведения исторические).Говорит о 22 правивших в Глупове начальниках и о семидневном периоде Смуты, когда город был предоставлен самому себе.
Сравнивает Глупов с Римом, так как города построены на 7 холмах, на 3 реках, ехидно замечая при этом: разница в том, что в Риме бушевала чернь, а в Глупове – начальники.
О корени происхождения глуповцев.
Эта глава дает представление о появлении города Глупова и предысториии этого события. Описывается постоянная вражда между существовавшими на этой территории племенами с диковинными названиями: моржееды, кособрюхие, заугольники, головотяпы и другие.
В итоге головотяпы, известные своей бессмысленной храбростью, всех побеждают. Однако они понимают, что сами устроить дальнейшую жизнь не могут. Им нужен князь, но поскольку они не отличаются особым умом, то и князь им требуется глупый. С трудом, но головопяты находят такого князя. С этого момента они попадают под пяту начальников и платят дань.
Опись градоначальникам города Глупова.
В этой главе летописец дает краткое описание личностей и деяний всех 22 градоначальников Глупова. Начинается список Клементием, который умело торговал макаронами, возвысился, а затем был сослан в Березов (явная параллель с «Алексашкою» Меншиковым Петровского времени).
Заканчивается Угрюм-Бурчеевым, разрушившим Глупов до основания. Но в списке после этого градоначальника есть еще одна фамилия (в самой летописи она не встречается, роман обрывается на исчезновении Угрюм-Бурчеева). Это Перехват-Залихватский, упразднивший науки. Значит, «обновленный» Глупов еще существовал некоторое время после Угрюм-Бурчеева.
Органчик.
Автор описывает правление одного из «замечательнейших» градоначальников – Дементия Брудастого. Он прискакал в город, пересек всех ямщиков, крикнул: «Не потерплю!» и уселся за написание каких-то бумаг. Вскоре выяснилось, что эти бумаги представляли собой постановления и указы, вводившие налоги и ограничения для горожан.
Через некоторое время жизнь глуповцев стала невыносимой, они обнищали. Положение дел было тяжелым, хотя для высшего начальства Брудастый оказался находкой: он регулярно и исправно собирал дань с народа, направляя куда следует. Но однажды горожане получили возможность узнать, почему градоначальник умел говорить всего два слова: «Разорю!» и «Не потерплю!».
Виной тому оказалась его голова: вместо мозгов в голове был встроен органчик, запрограммированный лишь на эти 2 «песни». Однажды органчик сломался. Починить его не могли долго, и тело градоправителя осело в бездействии.
Тогда в город прислали спешно нового градоначальника, фамилия которого, в летописи не упоминается, — копию предыдущего. Головы были у обоих одинаковыми, только у одного – чистой и полированной, а у другого – побитой. Получилось, что в городе два градоначальника, и оба – самозванцы. Их увезли, чтобы не смущать народ.
Сказание о шести градоначальницах.
Картина глуповского междоусобия.
Как водится, временное безвластие вызвало волну движения различных «прохвостов», претендовавших на место главы города. В Глупове на это место рвались 6 женщин, и борьба разгорелась между ними.
Первая претендентка – вдова Ираида Палеологова, с помощью солдат, взошла на «трон», точно Екатерина Вторая. Не успев ничего сделать, начала войну с новой претенденткой – Клементинкой.
Затем явилась некая Амалия Штокфиш, любовница какого-то градоначальника, а потом еще две женщины – из «низов», чьи поступки наводили настоящий ужас на глуповцев.
Результатом стала не то чтобы победа глуповцев над самозванками – скорее они поубивали друг друга в междоусобной борьбе. В процессе их драки за власть город постоянно трясло от восстаний простого народа, уставшего от сумятицы и голода, и разрушений.
Наконец из «верхних сфер» прислали нового градоначальника – Двоекурова.
Известие о Двоекурове.
О Двоекурове осталось мало сведений в истории. По большому счету, архивариус пишет лишь, что он был немалого роста, что у него были попытки предпринять какие-то действия для произведения перемен в Глупове, после чего он «загрустил».
Видимо, попытки внести новшества не увенчались особым успехом. Ему удалось лишь ввести пивоварение да медоварение, а также оставить записку о необходимости устройства в Глупове академии.
Во всяком случае, в правление Двоекурова люди почувствовали себя лучше.
Голодный город.
В правление следующего начальника. Фердыщенко, глуповцы вздохнули поначалу свободно: он был довольно либерален и не вмешивался в жизнь города, предоставляя жителям самим организовывать дела, как им было удобнее.
Однако через некоторое время ему случилось воспылать страстью к молодой красавице, замужней Аленке. Женщина стойко выдерживала натиск потерявшего голову старика (он даже розгами ее наказывал, пытаясь принудить к сожительству), но затем все-таки сломалась.
Мужа Аленки Фердыщенко отправил на каторгу. Сам же надел мундир, стал покрикивать на глуповцев, требовать дани. Аленку он забрал к себе в дом.
И вот природа словно воспротивилась такому противоестественному положению вещей: была засуха после нескольких лет обильных урожаев. Не родилось ничего.
Народ терпел, терпел, наконец отправил к Фердыщенко послов, которые должны были попросить его предпринять какие-то меры против голода. Один посол сгинул в тюрьме. Другой тоже не сумел ничего сделать.
Голод и людские смерти разъярили простой народ. Глуповцы потеряли всякую надежду на улучшение положения. Они схватили Аленку, которую посчитали виной всех своих бед, и сбросили с колокольни. Фердыщенко трусливо спрятался от разгневанной толпы.
Соломенный город.
Фердыщенко немного присмирел. Глуповцы стали оправляться, голод начал отступать, потому что природные катаклизмы не длятся вечно. Но тут градоначальник вновь распалилсястрастью, на этот раз к простой девке Домашке, которая была «усладой» стрельцов. Те тщательно ее оберегали. Девушка слыла вольнолюбивой и строптивой.
Но Фердыщенко не унимался, отобрал ее у стрельцов, поселил у себя в доме. Тогда на город обрушилось новое бедствие: пожар. Предрек его юродивый Архипушко, который впоследствии в этом пожаре и сгорел.
Пожар бушевал, пока Фердыщенко публично не покаялся и не отдал стрельцам девку Домашку обратно. А сам написал донос на глуповцев начальству.
Фантастический путешественник.
Фердыщенко пришла в голову новая идея: он решил отправиться в путешествие. А ехать было некуда, в распоряжении градоначальника находился лишь один выгон. Он начал ездить по выгону вдоль и поперек, заставляя горожан нести ему хлеб-соль, дани. Он объездил весь выгон, понуждая граждан праздновать что-то непонятное, резать скот и варить густые щи, и люди просто не знали, то ли плакать, то ли смеяться, и к чему все это великое путешествие было предпринято.
В конце похода Фердыщенко умер от обжорства.
Войны за Просвещение.
Некий Бородавкин возглавил город. Он всегда был застегнут на все пуговицы, проявлял непонятное рвение и изображал кипучую деятельность. Кроме того, он мечтал о завоевании Византии и писал проекты преобразования российского флота и армии.
Его амбиции простирались далеко. В Глупове он застращал всех жителей, действуя по принципу «бей своих, чтобы чужие боялись». Кроме того, он насильственно ввел употребление горчицы. Глуповцы выращивали горчицу, продавали, получая взамен драгоценные металлы.
Но Бородавкину было неинтересно просто править городом, ему хотелось действовать. И вот он решил идти войной на слободы своего же города. Собрал войско, раздал ружья. Войско двинулось вперед. С наступлением сумерек люди начали путать друг друга и все передрались. Много было убитых, которых похоронили и справили по ним поминки, изловив обывательских кур.
Бородавкин продолжал разорять собственную землю, но однажды случилась подмена: пленных выпустили, а часть армии заменили оловянными солдатиками.
Бородавкин скомандовал идти походом на Стрелецкую слободу через болото. В болоте повязли пушки. Когда же пришли на место, там никого не оказалось: местные жители с испугом разбежались. Оловянные солдатики стали крушить избы.
Бородавкин наконец нашел жителей и приступил к ним с расспросами: «Принимаете ли горчицу?». Жители уверили его, что принимают. Таким образом, Бородавкин утвердил повсеместное использование горчицы.
Люди постоянно дрожали от ужаса. Градоначальник обвинял их в неповиновении, но они не понимали, в чем это неповиновение заключается. Они впали в апатию, постепенно процветание прекратилось, началось полуголодное существование.
Но Бородавкину и этого было мало, он намеревался спалить весь город. Глуповцам повезло: он однажды испустил дух, не успев привести в действие свое намерение.
Эпоха увольнения от войн за просвещение.
Новым начальником назначен был мужчина кавказских кровей Микаладзе, красавец, охотник до женского пола. Он ничем особым не занимался, только крутил многочисленные романы. Город при нем вздохнул свободно, начал развиваться, так как не было особых помех, никто не мешал, и жители богатели.
Просвещение и невольно связанные с ним экзекуции были временно прекращены. Сменил Микеладзе Беневолинский, тоже не мешавший глуповцам жить, однако страдавший от любви к написанию законов. Его законотворческая деятельность не препятствовала расцвету Глупова, но не понравилась начальству. К тому же его обвинили в содействии Наполеону, и Беневолинский был снят с должности.
Ему на смену поставили градоначальника Прыща. И все вроде бы шло неплохо, по-прежнему глуповцы имели возможность распоряжаться своей жизнью, так как новый начальник не сек их чрезмерно и не вел никаких войн, не давил данями. Но тут выяснилось: у Прыща фаршированная голова. Это учуял предводитель дворянства, который в результате всю голову и съел.
Поклонение Мамоне и покаяние.
После смерти Прыща городом целый год управляли квартальные. И город жил хорошо, так как квартальные не успели обрести свойственную им наглость и мало требовали.
Затем в Глупов приехал статский советник по фамилии Иванов, но недолго правил и скоро умер, так как оказался столь малого роста, что не мог вместить в свою маленькую голову всех пространных законов. Иванов скончался от натуги, пытаясь усвоить очередное постановление.
Одно из последних знаменательных правлений Глуповым было правление Эраста Грустилова. Этот лицемер, выбившийся из низов благодаря умению ловко красть казенное имущество и завязывать нужные связи, поначалу не нарушал естественного хода дел в Глупове.
Он изображал из себя скромника, на самом же деле был очень охоч до женского пола. Делами особо не занимался, предоставив всему идти своим чередом. Но однажды подпал под обаяние аптекарши Пфайферши, которая заставила его «раскаяться». Грустилов изменился, стал преувеличенно набожен, превратился в аскета, забросив поклонение Мамоне.
Но никакие молитвы и покаяния не помогали делам: в Глупове вновь начались трудные времена, так как избаловавшийся народ ничего не посеял весной, а лишь покидал на землю семена. Ничего и не выросло. Глуповцы голодали.
Занятый мистическими собраниями градоначальник вместе с цветом интеллигенции не обращали внимания на страдания голодающего простого люда. И однажды пришла расплата: его свергли, на смену ему явился ужасный Угрюм-Бурчеев.
Подтверждение покаяния. Заключение.
Угрюм-Бурчеев стал неким символом апокалипсиса, накрывшего Глупов. Этот неутомимый градоначальник не отличался ни умом, ни организаторскими способностями, ни умением организовать как следует быт вверенного ему поселения. Он мог только безостановочно идти куда-то, пытаясь на ходу подчинить себе все сущее. Летописец прямо называет его идиотом. Однажды он увидел реку, и ту захотел повернуть в другую сторону или убрать.
Угрюм-Бурчеев мечтал превратить Глупов в некое подобие военного лагеря, где все будут жить одинаково в одинаковых домах, вставать в одно время и работать на полях, одновременно наклоняясь и разгибаясь во время жатвы или сбора урожая. Никто не смеет мыслить, петь песни или отмечать праздники.
Поскольку переделать уже созданный город под такой лагерь Угрюм-Бурчеев не мог, он повелел гражданам разрушить свои дома и уйти в низину, на поле, где и создать новое поселение.
Для начала горожане начали забрасывать реку мусором, но она не поддавалась и продолжала, словно в насмешку над новым градоправителем, весело нести свои воды куда ей хотелось.
Тогда градоначальник приказал начать постройку новых одинаковых домов. Жители плакали, печалились, но послушно рушили свои дома и начинали работать над однотипными постройками «города будущего».
И вдруг на горожан налетел смерч, все смешалось, а Угрюм-Бурчеев произнес непонятное: «Придет…» и умер. Видимо, глуповцев ждало новое потрясение, возможно, это должна была быть революция. Но летопись на этом оборвалась.
Оправдательные документы.
Летописец приводит сочинения градоначальников Бородавкина и Микеладзе о том, как нужно править, чтобы в народе царило процветание. Каждый развивает свою теорию, подкрепляя доказательствами, как следует добиваться наилучшего устройства городского управления.
Бородавкин пишет о необходимости создания особого института, где можно было бы воспитывать истинных градоначальников, прививая им непогрешимость веры в правоту высшего руководства, а также о мерах «воспитания» народа.
Микеладзе повествует о том, что благополучия и процветания можно добиться с помощью особ женского пола, у которых следует выведывать секреты мужей и улавливать народное настроение по настрою самих женщин.
Кратко об истории создания произведения.
Роман «История одного города» носит остросоциальный характер. Михаил Салтыков-Щедрин долго обдумывал его, более 10 лет, и издал в 1868 г. в «Отечественных записках».
Произведение вызвало оживленную полемику, так как многим современникам автора показалось, что он порочит российскую историю, поливает грязью многотерпеливый русский народ: ведь история Глупова – это по сути история России, с вольными изменениями и дополнениями, сдобренная острейшей сатирой, гротеском и вкраплениями фантастики.
В большинстве героев явственно проглядываются черты государей и высших официальных лиц дореволюционной России. Роман оригинальный, резкий, нелегкий в восприятии и подталкивает читателя к размышлениям.
- Краткие содержания
- Салтыков-Щедрин
- История одного города
Краткое содержание История одного города кратко и по главам Салтыков-Щедрин
Сначала очень кратко, затем по главам
Повесть рассказывает о «подлинной» истории небольшого города Глупов. Является летописью, которую составляли четыре местных архивариуса. Автор настаивает на том, что история происходила на самом деле и сомневаться в правдивости рассказа нет нужды. Охватывается период времени в почти 100 лет (с 1731 по 1825 гг.).
Задача летописца состоит в том, чтобы в точности описать события, которые происходят в обществе на основе истории правления разных градоначальников. В первой главе рассказывается о происхождении самого города. Однажды древний народ победил своей силой все ближайшие племена. Но что делать для порядка они не знали, поэтому необходим был опытный руководитель. Жители новоиспеченного поселения долго искали князя, но никто, даже самые глупые князья, не соглашались возглавлять горожан. Тогда они обратились за помощью в вору-новотору, который и помог им найти подходящего князя. От должности князь не отказался, а вот жить с ними не стал. После этого город и получил свое название, а жители начали называться «глуповцами».
Со следующей главы начинаются описания исторических событий, подробные рассказы о биографиях великих первых лиц города. Первым был Дементий Брудастый, который запомнился мрачностью и всего лишь двумя фразами «Разорю» и «Не потерплю». Никто бы не заметил ничего необычного, пока не увидели его сидящим в кабинете без головы. После выяснения причин, стало ясно, что в голове у градоначальника был органчик, который воспроизводил всего лишь эти две фразы. Власти обещали исправить недоразумение и прислать новую голову, но так и не сделали этого. Также в повести описываются личные биографии других начальников, которые не менее забавные и интригующие.
На примере города Глупова раскрывается история самодержавия, нежелание власти делать что-либо во имя народа, а только лишь для собственной выгоды, показывается несказанный страх народа перед лицом судьбоносных перемен.
Краткое содержание История одного города по главам Салтыков-Щедрин
От издателя
Поясняется, что издатель давно намеревался написать про какой-нибудь город. Но не мог этого сделать ввиду нехватки материала. Но волею случая издатель нашел тетради, в которых безымянный летописец вел рассказ о своем родном городе.
Обращение к читателю
Автор сообщает, что в данной летописи рассказывается о всех градоначальниках Глупова.
Глава 1
Раскрывается история основания городка. Давным-давно жили люди, которые «тяпали» головами все на своем пути. Поэтому прозвали их головотяпами. Решили они найти правителя себе. Но только немудрый князь был согласен управлять таким народом. Прозвали народ глуповцами.
Глава 2
Описаны все градоначальники Глупова и их свершения.
Глава 3
Правитель города Брудастый не мог ничего произнести кроме нескольких фраз. Оказывается, в голове мужчины находился маленький орган, который мог исполнять только две пьесы. Однажды музыкальный инструмент сломался и город остался без руководства. В Глупове начались беспорядки.
Глава 4
Рассказывается о том, как женщины боролись за власть в городе. Но градоначальником стал Двоекуров.
Глава 5
Новый градоначальник заставил горожан употреблять пищу с горчицей и лавровым листом, варить медовуху и пиво.
Глава 6
Рассказывается о градоначальнике Фердыщенко — добродушном и ленивом правителе. Он влюбился в замужнюю женщину. Вскоре в Глупове из-за отсутствия дождя гибнут растения на полях, люди начинают голодать. Многие жители начинают считать любовницу градоначальника ведьмой. Женщину убивают.
Глава 7
Не успели глуповцы оправиться от одного несчастья, как пришла новая беда. Градоначальник снова влюбился в развратную женщину и привел ее к себе в дом. Сразу же в городе начался пожар. Пришлось Фердыщенко расстаться с женщиной.
Глава 8
Новым увлечением Фердыщенко стали путешествия. В одном из них от обильной выпивки и обжорства мужчина умер. В город прибывает править Бородавкин.
Глава 9
Новый градоначальник, выбрав образцом правление Двоекурова, стал заставлять людей снова сеять горчицу. Но глава внезапно умирает.
Глава 10
Правление Негодяева приводит город к окончательному разорению и одичанию населения, которое обрастает шерстью. Затем власть в свои руки берет неприметный и кроткий князь — любитель женщин. Однако вскоре он умирает от истощения. Место главы занимает Беневоленский — любитель составлять законы. А так как у него нет права издавать эти важные документы, то градоначальник пишет законы в тайне и разбрасывает их по улицам города. Затем мужчина начинает вести секретную переписку с французами. Что и служит причиной ареста.
Власти арестовывают главу за это. Его сменяет офицер Прыщ, который совсем не занимается служебными обязанностями. Следующий градоначальник Беневоленский пахнет трюфелями, и голову мужчины съедают.
Глава 11
При Иванове глуповцы жили неплохо. Но вскоре мужчина умирает из-за усыхания головы, потому не использует ей по назначению. Далее власть в свои руки берет другой человек. Горожане в его правление живут весело и бестолково. Вскоре выясняется, что градоначальник — женщина, и ее выгоняют из города. Затем главой становится Грустилов. Он совместно с народом развратничает и не занимается административными делами. Настает голод. Приходится Грустилову возвращать народ к истиной вере. Градоначальник ночами читает запрещенные произведения, за что теряет должность.
Глава 12
Последний градоначальник разрушает городские постройки, а людей заставляет носить униформу и работать по расписанию. Внезапно город попадает под ливень и смерч. Градоначальник бесследно исчезает.
Оправдательные документы
Написаны для назидания другим градоначальникам.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Салтыков-Щедрин. Все произведения
- Баран-непомнящий
- Бедный волк
- Богатырь
- Верный Трезор
- Ворон-челобитчик
- Вяленая вобла
- Господа Головлёвы
- Деревенский пожар
- Дикий помещик
- Дневник провинциала в Петербурге
- Добродетели и Пороки
- Дурак
- Запутанное дело
- Здравомысленный заяц
- Игрушечного дела людишки
- История одного города
- Карась-идеалист
- Кисель
- Коняга
- Либерал
- Медведь на воеводстве
- Недреманное око
- О корени происхождения Глуповцев
- Обманщик-газетчик и легковерный читатель
- Орёл-меценат
- Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
- Помпадуры и помпадурши
- Пошехонская старина
- Премудрый пескарь
- Пропала совесть
- Путём-дорогою
- Рождественская сказка
- Самоотверженный заяц
- Сказка Гиена
- Смерть Пазухина
- Современная идиллия
- Соседи
- Христова ночь
- Чижиково горе
История одного города. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Достоевский Мальчики
Повествование идет о мальчике, по имени Коля Красоткин, у которого есть только мама, но проживают они в доме еще с несколькими людьми: служанкой, по имени Агафья и докторшей
- Краткое содержание Беляев Вечный хлеб
К острову Фэр, подходило небольшое рыбацкое судно. В этот день улов был неудачный и поэтому лица рыбаков были ужасно хмурые.
- Краткое содержание Князь Серебряный Толстой А. К.
Суровые времена Ивана Грозного всегда волновали не только критиков, историков, но и писателей. Не остался в стороне и Алексей Константинович. Создавая свое произведение, автор брал некоторые выдержки из книг А.В.Терещенко и Н.М.Карамзина.
- Краткое содержание Бегство от свободы Фромм
Книга Эриха Фрома «Бегство от свободы» посвящена нескольким аспектам психологии. Издана книга в 1941 году. Именно поэтому описываемая им личность человека, отличается от современной личности.
- Краткое содержание Шукшин Чудик
Рассказ Василия Шукшина «Чудик» был опубликован в журнале «Новый мир» в 1967 году. Главный герой рассказа – сельский киномеханик Василий Егорович Князев, тридцати девяти лет, по прозвищу Чудик.
От издателя
«История одного города» — это «реальные» документы, оформленные в художественный текст: издатель обнаруживает их в городском архиве. Это своеобразная летопись города Глупова, «Глуповский Летописец». Автор настаивает на истинности событий и всех персоналий (история Глупова развивается на фоне реальной российской истории), а также объясняет структуру летописи: в основном это биографии градоначальников
. Летопись охватывает события с 1731 по 1825 год, и автор замечает, что содержание летописи По преимуществу фантастическое и по местам даже почти невероятное в наше просвещенное время
.
Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца
Стиль обращения отсылает к стилю «Повести временных лет» — древнерусскому летописному тексту. Архивариус рассказывает, что к написанию летописи его подтолкнуло желание изобразить преемственно градоначальников, в город Глупов от российского правительства в разное время поставленных
, и он решает занять описательную позицию – не критиковать, не выносить суждений.
О корени происхождения глуповцев
В этой части иносказательно передана история о призвании варяг, описанная в Повести временных лет. В доисторическое время жили на месте Глупова множество племен, самое могущественное из которых звалось головотяпы. Головотяпы побеждают своих соседей – лукоедов, гущеедов, моржеедов, лягушечников и остальных, но кроме как воевать, они ничего не умеют, действия их бессмысленны: щуку с яиц согнали
, Волгу толокном замесили
. Головотяпы решают пригласить князя «со стороны». Никто не хочет править ими: слишком глупы, и всякий князь отказывается от приглашения, предварительно поучив жезлом
гостей. Отчаявшись, они обращаются к вору-новотору: тот находит князя, который соглашается стать над головотяпами, но не самолично – вместо него служит наместником вор-новотор. С этих пор и появляется город Глупов, а головотяпы отныне именуются глуповцами.
Характер у головотяпов-глуповцев смирный, перед властью они раболепствуют, поэтому вор-новотор легко устанавливает удобные ему порядки, но покорность ему претит: он жаждет бунта, чтобы, усмиряя их, проявлять свою власть. Вскоре вор-новотор проворовывается, и князь приговаривает его к казни: посылает ему петлю. Вор-новотор опережает казнь, сам зарезывается огурцом
.
Доисторическая эпоха в Глупове заканчивается, когда однажды все же прибывает князь: последующие наместники воровали все больше. Он является с криком: «Запорю!». Этот возглас и служит меткой отсчета времени.
Опись градоначальникам
в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным (1731 – 1826)
Эта глава – поименный перечень всех градоначальников Глупова. Кому-то летописец посвящает пару фраз, чьи-то достижения расписаны подробнее. Отдельного внимания заслуживают их именования: Салтыков-Щедрин использует прием «говорящих фамилий». Большинство градоначальников отличаются самодурством и глупостью, многие персоналии связаны с реальными историческими фигурами. Так, градоначальник Грустилов – друг Карамзина, Угрюм-Бурчеев списан с Аракчеева, Фердыщенко прежде был денщиком князя Потемкина
.
Органчик
В 1762 г. к власти приходит странноватый Дементий Варламович Брудастый. Глуповцы ожидают, что при новом правителе процветет торговля, и что под наблюдением квартальных надзирателей, возникнут науки и искусства
, но Брудастый оказывается молчалив и угрюм
, из фраз он произносит только две: «Не потерплю!» и «Разорю!», и добродушно-веселый
Глупов разочарован. Ходят толки, и некоторые утверждают даже, что градоначальник – &оборотень
.
Однажды письмоводитель, проходя мимо дома градоначальника, видит, как тело Брудастого сидит за столом, а голова лежит рядом на столе, совершенно пустая. Перепуганный, он разносит весть о диковинке. Глуповцы в растерянности идут к часовых и органных дел мастеру Байбакову: он был с визитом у градоначальника. Оказывается, в голове у Брудастого (который с этих пор получает прозвище «Органчик») помещен музыкальный органчик, издающий две пьески – «Не потерплю!» и «Разорю!». Механизм от влаги повредился, и Байбаков получил задание наладить его работу, но починить органчик он не смог и выписал из Петербурга новую голову, а поскольку заказ запаздывал, письмоводитель и стал свидетелем неприятной сцены. Не всех смущает такая новость: помощник градоначальника сообразил, что ежели однажды допущено, чтобы в Глупове был городничий, имеющий вместо головы простую укладку, то, стало быть, это так и следует
Присылают новую говорящую голову, но мальчик-посыльный так ее пугается, что выбрасывает. В Глупове наступает безвластие
(пародия на смуту), и объявляются два градоначальника-самозванца, которые сами не могут решить, кто из них настоящий. Из губернии приезжает рассыльный, забирает самозванцев, и в Глупове неделю царит анархия, безначалие
.
Сказание о шести градоначальницах
Картина глуповского междоусобия
Эта глава – пародия на эпоху Дворцовых Переворотов, когда в России правили императрицы. В Глупове также шесть градоначальниц сменяли одна другую: боролись за власть Ираида Лукинична Палеологова, Клемантинка де Бурбон, Амалия Карловна Штокфиш. Глуповцы не желали легко признавать градоначальниц и требовали доказательств. Палеологова считала, что имеет право на власть, поскольку она – жена бывшего градоначальника, де Бурбон заверяла, что править как дочь градоначальника, должна она, а Штокфиш, в свою очередь, была какое-то время помпадуршей
градоначальнической. Каждая градоначальница стремилась расположить к себе атаманов: так она получала военную поддержку. Лучше всех это удается немке Штокфиш.
Среди иных претенденток, впрочем, не имеющих оснований на правление, были Нелька Лядоховская, Дунька Толстопятая и Матренка-Ноздря. В Глупове царила анархия, граждане то и дело бунтовали, доходило дело и до боев. Наиболее примечательна из последних градоначальниц Дунька, которая укрепилась на большом клоповном заводе
, натравливала на осаждающих клопов, а затем сама же была ими изъедена
. Смута заканчивается, когда приходит к власти Двоекуров.
Известие о Двоекурове
Двоекуров был глуповским градоначальником 8 лет. Он был, пожалуй, одним из немногих правителей, кто оказал положительное влияние на жизнь в Глупове. Он вводит ряд новых правил: например, положено варить мед и пиво, обязательно использовать горчицу и лавровый лист. Также Двоекуров собирался учредить в Глупове первую Академию.
Голодный город
После, в 1776 г. приходит к власти Петр Петрович Фердыщенко. Шесть лет его правления были весьма благотворны, и Глупов процветал. На седьмой год Фердыщенко смутил бес
и он влюбляется в жену ямщика Митьки, Аленку Осипову. Замужняя Аленка противится чувствам градоначальника. Чтобы расположить ее к себе Фердыщенко даже отправляет Митьку в Сибирь, и тогда она успокаивается
и отзывается на его внимание.
Счастье Фердыщенко и Аленки длится недолго: в городе начинается засуха, приходит неурожай, голод, город обезлюдел
. Горожане отправляют гонца к градоначальнику, но тот не возвращается. Вспыхивает бунт, глуповцы, решив, что Аленка всему злу заводчица
, сбрасывают ее с колокольни. Из губернии посылают роту солдат для усмирения бунта. Глуповцы принимают их за посланников с хлебом.
Соломенный город
После Аленки у Фердыщенко новая страсть: его прельстила стрельчиха Домашка
, мужественная и решительная
. Он вновь не следит за городом, и 7 июля Глупов загорается. Первыми весть несут юродивые: они собираются на площади. Через день загорается Пушкарская слобода, люди в ужасе, колокола срываются с колоколен, гремит гром. Вспыхивают слободы Болотная и Негодница. Глуповцы требуют ответа у бригадира, который с Домашкой в градоначальническом доме заперся, но ответа не получают.
Фантастический путешественник
После пожара Фердыщенко задумал путешествовать
, вдохновленный опытами князя Потемкина. Путешествия его, впрочем, довольно недалеки: он странствует по выгону для скота, требует от сограждан подношений и поздравлений, интересуется богатством недр и расспрашивает о достопримечательностях
, общается с пастухом. Путешествие оказывается роковым: через три дня странствий по выгону, не выдержав «даров» глуповцев, Фердыщенко умирает от обжорства.
Войны за просвещение
Пришедший вслед за Фердыщенко Василиск Семенович Бородавкин изучает историю Глупова и выбирает в качестве примера для себя реформатора-Двоекурова. В его деятельности Бородавкин углядел смысл: тот не только мостил мостовые и взимал недоимки, но и сеял горчицу! Градоначальник пытается вновь навязать ее употребление, но глуповцы сопротивляются. Вспыхивает бунт, и Бородавкин организует поход на Стрелецкую слободу, развивается нечто похожее на гражданскую войну: свои воюют со своими. Поход дается непросто:
Стрелецкая слобода окружена болотами, подводы с провизией не доставить, пушки тонут в болоте. Как-то утром Бородавкин замечает измену подлог: большинство солдат исчезли, а вместо них по некоей резолюции поставлены…оловянные солдатики. Он организует из оловянного войска резерв и идет на Стрелецкую слободу, но обнаруживает, что она – пустая, словно вымерла
. Оживают оловянные солдатики и подсказывают Бородавкину избы ломать
. Он разбирает дома по бревнам, и жители слободы все-таки сдаются. В наказание зачинщикам бунта велено писать Бородавкину стихи.
«История города Глупова представляет собой мир чудес, отвергать который можно лишь тогда, когда отвергается существование чудес вообще»
Издатель
В правление Бородавкина проходят еще три войны, и все они возникают в ответ на нововведения градоначальника: жители отказываются строить дома на каменных фундаментах, выращивать персидскую ромашку. Третья война оказалась действительно «за просвещение» — глуповцы выступают против учреждения Академии, причем длилась она целых два дня, в то время как остальные – по нескольку часов.
Глупов обнищал: многочисленные войны и походы истощили казну. Бородавкин планирует снова сжечь непокорный Глупов, но умирает.
Эпоха увольнения от войн
После Бородавкина приходит к власти Негодяев, его быстро увольняют: он выступает против навязывания конституции, но летописец поясняет, что истинная причина была иной. Становится известно, что Негодяев какое-то время служил истопником, а это расценивается как близость демократам. После Негодяева у власти находится Микеладзе, изнеженный и деликатный: новый градоначальник поставил себе задачею привлекать сердца исключительно посредством изящных манер
. Жизнь города его не заботит совершенно, поскольку в первую очередь он охоч до дамского пола. Однако и он замечает, в каком страшном состоянии пребывает Глупов после Бородавкина:
«Так и живем, что настоящей жизни не имеем»
Глуповцы
Микеладзе решает просвещение прекратить и не издавать законов. В своей охоте до прекрасного полу
он доходит до крайности и умирает в 1806 г. от истощения сил
.
Феофилакт Иринархович Беневоленский, товарищ Сперанского по семинарии
, приходит вслед за Микеладзе. Он оставил множество личных дневников и записок. Уже с юношества обнаруживший интерес к составлению законов, он и в Глупове решает установить новые правила, но оказывается «как простой градоначальник, не имеет даже права издавать собственные законы». Пока он думает, что с этим делать, Глупов живет вольготно и сытно: горожане «тучнеют». Беневоленский находит способ «издать» законы: ночью он разбрасывает листовки. Он успел донести до глуповцев только два закона:Всякий человек да опасно ходит, откупщик же да принесет дары
и Устав о добропорядочном пирогов печении
. Также по итогам его правления сохранился Устав о свойственном градоначальнику добросердечию
. В 1811 году Беневоленский начинает тайное общение с Наполеоном, что становится известно властям. Также узнают они о распространении листовок. Беневоленского отстраняют.
Подполковник Прыщ, сменивший его, также не интересуется управлением. Он прост и приветлив в общении, и что самое удивительное – при нем город живет в довольстве, годы один за другим идут урожайные. Глуповцы, удивленные изобилию, подозревают посредничество какой-то неведомой силы
, чертовщины. Замечают, что когда градоначальник спит, он обкладывается мышеловками
, а предводитель дворянства приходит в странное возбуждение в его присутствии. Горожане оказываются правы: у Прыща – фаршированная голова, которая источает запах трюфелей
. Предводитель дворянства съедает его голову.
Поклонение мамоне и покаяние
После Прыща к власти приходит малого роста
статский советник Иванов, но он быстро умирает и проходит почти незамеченным. Викон де Шарио, француз, который был после Иванова, чрезвычайно любил увеселения и впоследствии вообще оказался женщиной. При нем происходит бесстыжее глуповское неистовство
, как называет эти события летописец, или же скоропреходящее глуповское баловство
. Город обращается в язычество. Начинается все с нелепых суеверий и ритуалов, затем глуповцы приступают к строительству башни, с таким расчетом, чтобы верхний ее конец непременно упирался в небеса
, затем начинают поклоняться идолам. Дю Шарио всячески потворствует новым верованиям и ритуалам глуповцев.
Когда к власти приходит Эраст Андреевич Грустилов, чувствительный
друг Карамзина, жители города уже сделались совершенными идолопоклонниками. Теперь их гораздо более заботят вещи духовные и «культурные», нежели материальные, что очень приятно меланхоличному
Грустилову. Однако предаваясь «разврату», жители перестают работать. Грустилов, в свою очередь, больше интересуется балами, чем жизнью глуповцев, поэтому не замечает, как в город приходит голод.
На одном из балов к нему приходит юродивая из Гамбурга, Пфейфферша
. Грустилов влюбляется в нее, и теперь в городе главными людьми становятся убогие и юродивые, которые прежде были забыты. Пфейфферша общается с мистиками, пишет романы и обладает невероятным влиянием на градоначальника.
Под воздействием Пфейфферши жители предаются покаянию, но продолжают лениться. По ночам бомонд
Глупова собирается на чтение критических статей Н. Страхова, но некий штабс-офицер, шпион, доносит это до начальства, и Грустилова отправляют в отставку. Наступает новая эпоха:
«У самого главного выхода стоял Угрюм-Бурчеев и вперял в толпу цепеняющий взор… Но что это был за взор!..»
Летописец
Подтверждение покаяния. Заключение
Угрюм-Бурчеев становится последним градоначальником Глупова, о котором сохранились сведения. Он с изумительной ограниченностью соединял непреклонность, почти граничившую с идиотством
. Градоначальник не кричит, не шумит, но все глуповцы боятся его взгляда. Издатель, вслед за летописцем, регулярно именует его идиотом
, подчеркивая при этом, что в нем присутствует что-то сатанинское. Даже летописец признается, что Угрюм-Бурчеев пугает его. Портрет нового градоначальника, сохранившийся в канцелярии, также обнаруживает полный его идиотизм. Все, что его интересует, это правильность построений, прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведенная до наготы
. В голове Угрюм-Бурчеева есть план: воплотить в реальность систематический бред
, который он носит в своей голове еще до прибытия в Глупов. Градоначальник хочет упорядочить жизнь горожан: контролировать, сколько человек живет в домах и какого возраста, приставить к каждому дому шпиона, все делать в согласии с распорядком и назвать этот правильный, обновленный город Непреклонском.
«В этом фантастическом мире нет ни страстей, ни увлечений, все живут каждую минуту вместе, и всякий чувствует себя одиноким»
Издатель
Идеи Угрюм-Бурчеева нравятся начальству, и он приступает к их воплощению. Градоначальник начинает ломку
города, самостоятельно выбегая из дому с топором, и разрушая все на своем пути. Город перестраивают, но встречают препятствие: реку, которая не поддается никаким воздействиям человека. Дамбы из останков былого Глупова она размывает, русло ее изменить также не удается. Тогда Угрюм-Бурчеев решает выбрать новое место для Непреклонска, но его планам не дано сбыться… Что помешало ему – неизвестно, поскольку именно на этом месте и обрывается глуповская летопись.
Оправдательные документы
В конце книги Издатель приводит «Оправдательные документы»: «Мысли о градоначальническом единомыслии, а также о градоначальническом единовластии и о прочем» под авторством Бородавкина, уставы и личную переписку законотворца-Беневоленского и заметки Микеладзе.
Одно из самых заметных литературных произведений XIX века — роман Салтыкова-Щедрина «История одного города». Краткое содержание поможет вычленить основные события и акценты повествования, даст основу для глубокого анализа идей автора.
«История одного города»: краткое содержание
Жемчужина литературного наследия, которое оставил великий писатель Салтыков-Щедрин, — «История одного города». Краткое содержание — ориентир в изучении произведения.
Как уверяет Салтыков-Щедрин, «История одного города» — достоверная летопись города Глупова. Ее в течение почти ста лет вели по очереди местные архивариусы-летописцы. «История одного города» кратко повествует о службе каждого градоначальника и переменах, которые инициировал.
Летопись начинается с обращения последнего архивариуса. Он повествует, что власть в Глупове всегда была «в меру дерзающей», а жители — «в меру благодарящими». Хронологию смены власти и событий в Глупове поможет восстановить краткое содержание «Истории одного города»:
- Происхождение глуповцев.
До возникновения города на землях жило древнее племя головотяпов. Победив все племена по соседству, они решили найти себе князя, чтобы тот организовал их хозяйство. Но ни один правитель не хотел руководить таким глупым народом. По просьбе головотяпов вор-новотор отыскал им князя, но тот не захотел жить со своими подданными и поставил вора наместником, назвав город Глуповым.
Горожане были очень послушными, выполняли все приказы наместника, отчего ему стало скучно: ему хотелось подавлять бунты. В итоге он стал так много воровать, что князь не выдержал и приказал его повесить. Не дожидаясь казни, тот зарезал себя огурцом.
Князь ставил других начальников, но те крали еще больше. Тогда он сам явился в Глупов — с тех пор началась история города.
- История города Глупова: новый правитель — Дементий Брудастый.
Градоначальник отличался хмуростью, мало говорил. Горожане удивлялись этому, но однажды раскрыли секрет: вместо мозга у него в голове был маленький органчик — прибор издавал всего пару фраз. Когда устройство сломалось, новую голову пришлось заказывать из Санкт-Петербурга, но она задержалась в пути.
Без правителя в Глупове воцарилась анархия. Горожане убивали друг друга, велась борьба за власть: на нее претендовали сразу шесть градоначальниц. Так продолжалось, пока не появился новый правитель.
- Семен Двоекуров.
Правление Двоекурова пошло Глупову на пользу. Строгий градоначальник проводил реформы и развивал городское хозяйство:
- Организовал производство меда и пива.
- Обязал граждан выращивать и есть лавровый лист и горчицу.
- Хотел основать в Глупове академию.
Двоекуров правил городом долго.
- Петр Фердыщенко.
Поначалу город при нем процветал, но легкомыслие правителя в итоге подвело. Он влюбился в жену ямщика Аленку и, получив отказ, упек ее мужа в Сибирь. Со временем девушка поддалась на ухаживания, но в Глупов пришли голод и нищета. Горожане обвинили в этом Аленку: столкнули ее с колокольни и затеяли бунт. Чтобы подавить его, Фердыщенко пришлось вызывать в подмогу солдат.
Быстро забыв об Аленке, градоначальник увлекся стрельчихой Домашкой. В Глупове началась засуха, которая привела к череде пожаров. Опасаясь гнева горожан, Фердыщенко прогнал Домашку.
В конце своего правления Фердыщенко отправился в путешествие к городскому выгону. Всех глуповцев обязал дарить ему угощения, а через три дня умер от переедания.
- Василиск Бородавкин.
Заступив на должность, Бородавкин изучил записи летописцев и решил следовать примеру Двоекурова. Он вернул обязательства о горчице и лавровом листе, ввел дополнительные налоги. Глуповцам это не понравилось — начался бунт. Бородавкин отправил против народа войско и после многочисленных столкновений победил.
Позже градоначальник затевал и другие «битвы за просвещение», в результате чего город Глупов обеднел.
- «История одного города»: последние правители.
После Бородавкина в Глупове правили многие градоначальники, однако совсем недолго:
- При Негодяеве город окончательно разорился.
- Следующим к власти пришел правитель кавказских кровей Микеладзе. При нем не происходило никаких перемен. Он уделял почти все время общению с женщинами, а горожане в это время отдыхали.
- Микеладзе сменил Феофилакт Беневоленский. Самым большим наслаждением для него было написание законов. Однако это не входило в его полномочия. Беневоленский не сдавался: ночью разносил по городу листовки с собственными законами. За это его уволили.
- Подполковник Прыщ ничего не делал для Глупова, но город процветал. Горожане были изумлены, но вскоре разоблачили правителя. Предводитель дворянства учуял, что голова градоначальника набита трюфелями, и съел ее.
- Статский советник Иванов, назначенный новым градоначальником, был настолько глуп, что умер от натуги, пытаясь понять закон.
- Его преемник, иностранец де Шарио, умел только веселиться, за что его выгнали из города. Позже выяснилось, что это была переодетая девица.
- Эраст Грустилов.
При Грустилове городом завладели разврат и безделье. Жители не занимались урожаем, из-за чего наступил голод. Сам градоначальник лишь развлекался на балах. Наставить правителя на путь истинный удалось жене аптекаря, после чего Грустилов стал заботиться обо всех юродивых. Горожане покаялись в грехах, но полями так и не занялись. Когда градоначальник помешался на мистике, его быстро сместили.
- Угрюм-Бурчеев — последний правитель Глупова.
Последнего градоначальника архивариус называл идиотом. Он захотел изменить облик города, перестроив каждое здание. Глупов разрушили, но возведению нового города препятствовала река. Угрюм-Бурчеев велел забросать ее мусором, однако вода все смывала.
Тогда градоначальник нашел для строительства новое место — идеально ровную низину. Но по неизвестным причинам строить город так и не начали. История Глупова на этом оборвалась.
«История одного города»: анализ произведения
Роману Салтыкова-Щедрина необходим глубокий анализ: «История одного города» — это нелегкое чтиво. Автор видел проблемы российского общества, не боялся хлестко говорить о них. Вот что нужно знать о произведении:
- История создания романа.
Идею для романа «История одного города» Салтыков-Щедрин обдумывал долгое время. Задолго до написания у него сложился образ Глупова как макет системы власти и самодержавного строя в России. Однако, приступив к созданию произведения, автор несколько раз ставил его на паузу.
Роман издан в 1870 году. Писатель подвергся критике и негодованию. Его обвиняли в оскорблении народа и искажении русской истории, из-за чего значительно ухудшилось восприятие его творчества в целом.
- «История одного города»: жанр и тематика.
Салтыков-Щедрин почитал сатиру, и его «История одного города» — яркий тому пример. Это сатирический роман, формой и способом изложения напоминающий летопись. События, о которых идет речь, кажутся абсурдными и нереалистичными. Однако это не так: автор гиперболизировал некоторые вполне реальные образы.
В центре внимания повествователя — скверная политическая система и безынициативный народ, который послушно подчиняется никчемным правителям. Писатель, обеспокоенный судьбой страны, пытался показать: русское общество не умеет существовать без авторитарной власти и сразу погружается в анархию.
- «История одного города»: герои.
Главные герои романа — двадцать два градоначальника, которые по очереди принимают власть в Глупове. Почти в каждом из них узнаем реальных исторических правителей, а некоторые — собирательные образы чиновников того времени. Большинство градоначальников относились к своей должности крайне безответственно. А те, кто преуспевал в правлении, были строги и деспотичны.
Еще один центральный герой у Салтыкова-Щедрина — глуповцы. Это собирательный образ народа. Горожане рады любому правителю независимо от его качеств и компетентности, потому что сами не умеют и не хотят организовывать свою жизнь, стремятся возложить это бремя на другого.
«История одного города» в сокращении позволяет понять, как сильно автор переживал за судьбу своего народа и не боялся открыто говорить о проблемах русского общества.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1872250-istoria-odnogo-goroda-kratkoe-soderzanie-i-analiz/