О чем рассказ как жаль

  • Краткие содержания
  • Солженицын
  • Как жаль

Краткое содержание Солженицын Как жаль

Рассказ А. И. Солженицына “Как жаль” написан в 1965 году. Главная героиня – Анна Модестовна, дочь репрессивного. Рассказ начинается с того момента, когда она приходит в какое-то учреждение, чтобы получить справку. Обед начинается у сотрудников, поэтому Анна Модестовна решает подождать на свежем воздухе. Она прогуливается по бульвару и обращает внимание на газетный стенд. Анна Модестовна останавливается, начинает рассматривать стенд и читать газету.

В газете “Труд” напечатана статья о долине реки Чу, где использовались

специальные гидротехнические работы. Благодаря этому проекту ранее пустынная местность удивляет своими богатыми урожаями. В статье было указано, что разработка проекта принадлежит учёному Модесту Александровичу. Он составил гениальный проект ещё в 1912 году. К сожалению, автор разработки умер и не дождался осуществлению своей мечты. Журналист, напечатавший данную статью, не знал, что учёный жив. Смертельная казнь была заменена на заключения в ссылке на двадцать лет.

Анна Модестовна забывает о справке, которая, скорее всего, связана с делом её отца. Она думает только о том, как отдать эту газету матери. У неё появилась надежда, что положение отца вскоре может измениться.

Дочь Модеста Александровича срывает газету и слышит громкий свист милиционера. Она испытывает чувство страха при появлении милиционера. Ведь снятие газеты со стенда можно объяснить, как политическую акцию. Во время беседы с милиционером Анна Модестовна чувствует неуверенность.

Она пытается объяснить, что только что прочитала статью о своём отце. Милиционер предполагает, что в газете критиковали её отца, поэтому она решила сорвать газету. Анна Модестовна рассказывает, как хвалят её отца в прочитанной статье. Она хочет, чтобы её мать прочитала статью тоже. Милиционер интересуется, почему она не может купить газету. Анна Модестовна объясняет, что это старое издание. Милиционер разрешает ей взять газету с собой. От радости она бежит домой.

Все надежды Анны Модестовны связаны с этой статьёй. Если отцу смогут дать постоянное место жительства, то мать отправится к нему. Отца Анны Модестовны должны перевести на жительство в долину реки Чу, где осуществлялся проект гениального учёного.

В произведении “Как жаль” показана трагическая судьба талантливых людей, которые вынуждены были отбывать ссылку в лагерях вместо того, чтобы заниматься исследованиями и творческим поиском. Рассказ учит ценить свободу слова и справедливость.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Солженицын. Все произведения

  • Архипелаг ГУЛАГ
  • В круге первом
  • Как жаль
  • Красное колесо
  • Матрёнин двор
  • Один день Ивана Денисовича
  • Раковый корпус
  • Случай на станции Кочетовка

Как жаль. Картинка к рассказу

Как жаль кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Гайдар Р. В. С.

    Димка играл в разведчика в старых заброшенных сараях. Когда-то здесь расстреляли 5 человек и с тех пор место обходили стороной. Мальчик не боялся и хранил здесь свои нехитрые богатства – обоймы патронов, шомпол и штык.

  • Краткое содержание Пиранделло Черепаха

    Друг мистера Мишкоу преподнес в подарок ему черепаху, которая приносит счастье. Мишкоу принёс животное домой и положил на ковёр. Пришли его дети. Они не были рады подарку. Сын и дочь Мишкоу были похожи на свою мать.

  • Краткое содержание Гранин Иду на грозу

    Шеф член-корреспондентов Голицын взбудоражил своей новостью сотрудников лаборатории номер два. Он отдал распоряжение о назначении Сергея Крылова на должность начальника лаборатории.

  • Краткое содержание Сеттерфилд Тринадцатая сказка

    Рассказ начинается с того, что нас знакомят с двумя персонажами романа, на общении которых и будет построено всё содержание, это Маргарет Ли — писательница-биограф и Вида Винтер — умирающая известная писательница

  • Краткое содержание Лисистрата Аристофана

    Эта древняя комедия, как нельзя более актуальная в наши дни. Она повествует о том, как женщины остановили войну между Спартой и Афинами. Вдохновительницей этого героического по сути своей поступка стала женщина по имени Лисистрата

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по рассказу «Как жаль» Солженицына
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв
  • 2 План рассказа «Как жаль»
  • 3 Вопросы по рассказу «Как жаль»

События происходят в середине 20 века в Москве. Аня (Анна Модестовна) пришла за справкой в обеденный перерыв. Ее попросили подождать. От скуки она читает на уличном стенде газету «Труд». Там – статья о ее отце! Называется «Новая жизнь долины реки Чу». Люди сделали цветущим пустынный уголок природы: прорыли каналы, установили гидростанции. Инженеры опирались на проект 1912 года. Его автор – русский гидрограф и гидротехник Модест Александрович В. Журналист пишет, что при проклятом царском режиме ученому не дали осуществить проект. «Как жаль!»: молодой энтузиаст не дожил до исполнения своей мечты!

Аню, достававшую газету из-под стекла, хотел оштрафовать милиционер. Она объяснила, что этот номер уже не купишь: старый. А в нем – статья «о папе». Хвалебная! Он разрешает ей стащить газету. «Какая это радость для мамы и папы!» Ведь «молодой энтузиаст – дожил!» Если б в газете знали – не напечатали бы. При советской власти он, приговоренный к смертной казни, прошел 20 лет лагерей. Сейчас у него «вечная ссылка». Он просился в долину реки Чу, место своего проекта, но его отправили не туда. И не знают, что делать со старичком. Работы для него нет, а пенсию он не заработал.

Читательский дневник по рассказу «Как жаль» Солженицына

Сюжет

Анна Модестовна снимает со стенда газету с хвалебной статьей про своего отца. Там написано, что ему, гидрографу, при царе не дали воплотить в жизнь проект по преображению долины реки Чу. А советские инженеры исполнили его мечту. Жаль, сам он не дожил. Автор статьи не знает, что ее отец – жив. Он попал под репрессии, и всю жизнь провел в тюрьмах и лагерях. А сейчас ему даже пенсию не дают – не заслужил.

Отзыв

У названия рассказа двойной смысл. Журналисту жаль, что гидрограф якобы «не дожил». Солженицыну жаль, что репрессии сломали судьбу талантливого ученого. Заметка – шанс семьи вернуть ученому доброе имя. Тема несправедливости, лжи в СМИ, в обществе, замалчивания правды, страха перед властью и людьми, тема семьи, таланта, борьбы за жизнь, за право работать и приносить пользу, за честное имя. Рассказ заставляет задуматься о репрессиях в советское время, трагедиях семьи. Он – предостережение, урок, который нельзя забыть. Рассказ учит быть сильным, честным, оставаться человеком в испытаниях, поддерживать близких.

План рассказа «Как жаль»

  1. Обед в учреждении.
  2. Анна Модестовна ждет справку.
  3. Уличный газетный стенд.
  4. Статья про цветущую долину.
  5. Расспросы милиционера.
  6. Проект ее отца – в действии!
  7. Журналист «хоронит» ее отца-гидрографа.
  8. Репрессированный отец – жив!

Вопросы по рассказу «Как жаль»

  1. Кем был по профессии отец Анны Модестовны? (гидрограф, гидротехник)
  2. В чем заключался проект отца героини? (процветание долины реки Чу)
  3. Зачем Анна Модестовна хотела украсть газету? (чтобы порадовать родителей хорошей статьей)
  4. Кто разрешил героине снять газету со стенда? (добродушный милиционер)
  5. Какой была судьба отца героини в СССР? (его судили, сослали, отказали в пенсии)
  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ произведения Как жаль Солженицына

Анализ произведения Как жаль Солженицына

Рассказ “Как жаль” Солженицына Александра Исаевича был написан в 1965 году. В этом произведении нет описания мрачных тюрем и злобных надсмотрщиков, но, тем не менее, повествование заставляет вздрогнуть и ужаснуться.

Рассказ начинается с зарисовки общей картины бульвара, задающей тон для будущего настроя. “Сырой”, “жидкой грязцой”, “серел бульвар”, ”первое  тление” —  все эти определения наводят читателя на довольно депрессивную ноту. Главная героиня повести – Анна Модестовна, ожидающая окончания перерыва в ей необходимом заведении. Довольно примечательно, что автор не указывает возраст девушки и не описывает ее, но заостряет внимание на ее игре с каплями воды. Это показывает ее как позитивного человека, который в такое ненастное время умеет видеть лучшее и радоваться этому.

Анна замечает выпуск газеты “Труд” на щите, где идет повествование об ее отце: ”Грандиозное и властное преобразование целого района природы было замыслено уже давно”. Автор данного издания не знал и не мог знать, что Модест Александрович жив и находится в ссылке, поэтому допускает ошибку: “Как жаль, что молодой энтузиаст не дожил до торжества своих светлых идей!” Такая оплошность писателя дает героине шанс и надежду на помилование и освобождение своего отца. Анна очень сильно любит его, поэтому она переборола свой страх и сорвала газету, надеясь показать ее матери и выручить папу. Происходит неожиданный поворот – вандализм замечает милиционер, но Анне удается убедить его в своей правоте. Девушка удивляется, что слуга закона отнюдь не злой, и это достаточно жестко характеризует период того времени. Когда простой человек в первую очередь видит в представителе государства врага, а не защитника – это показывает запуганных и загнанных людей.

Происходит резкий тон повествования, и радостная Анна с нетерпением отправляется к матери: ”Бегом к маме! Корреспондент не знал! Он не знал, иначе не за что не написал бы!” Автор раскрывает карты и рассказывает о печальной судьбе Модеста, бесполезного старика, который уже двадцать лет отсидел в тюрьмах и лагерях.

Отсутствие восклицательного знака в названии показывает, как мне кажется, безвыходность ситуации. Солженицын прекрасно передал мрачный характер того времени, где маленький человек цепляется за любую ниточку, чтобы помочь себе и своим близким. Недаром автор не указывает причину ссылки, ведь получить такое суровое наказание не являлось чем-то особенным. Тем не менее, всегда нужно бороться с любыми невзгодами по примеру главной героини и любить своих родных.

Анализ произведения Как жаль Солженицына

Анализ произведения Как жаль Солженицына

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Станционный смотритель Пушкина

    «Станционный смотритель» — является началом новой полосы творчества Александра Сергеевича Пушкина. Если в романе в стихах «Евгений Онегин» он старается спрятать отношение к бытовым вопросам под некоторым юмором

  • Гардероб 2200 года сочинение для 5 класса

    Модные тенденции меняются со скоростью света, поэтому очень трудно представить себе, как будет выглядеть гардероб 2200 года. Мир не стоит на месте, наука стремительно двигается вперед, появляются новые изобретения, новые открытия.

  • Сравнительная характеристика Александра и Петра Ивановича Адуевых

    В романе Гончарова «Обыкновенная история» одними из главных героев являются Петр Иванович Адуев и его племянник Александр Адуев.

  • Сочинение Почему наши представления о другом человеке не всегда соответствуют реальности?

    Да, такое часто бывает, что наши представления о людях не соответствует реальности. Ошибаться мы можем и в хорошую, и в плохую сторону. Происходит это по разным причинам.

  • Сочинение по картине Машкова Клубника и белый кувшин 5 класс

    И.И.Машков любил изображать на своих картинах пейзажи или натюрморты. Они на его картинах выглядят такими яркими, насыщенными. Любая деталь его картины очень важна. Переливы света и теней способствуют как можно больше развернуть задумку художника

МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа № 111»

Советского района города Казани

Эльвина Галимова,

Рамина Габайдуллина,

Камилла Камалдинова

 – ученицы 9 класса

Анализ рассказа А. И. Солженицына

«Как жаль»

«Оттепель» завершилась в 1964 году после отстранения Хрущева и прихода к власти Брежнева. Этот период советской истории остался в памяти, благодаря ослаблению цензуры как в литературе, так и во всех видах искусства (стало возможным критическое освещение действительности). Но уже в декабре 1956 года Президиум ЦК КПСС утвердил текст письма «об усилении политической работы партийных организаций и в массах и пресечении вылазок антисоветских, враждебных элементов». От писателей и поэтов стали требовать пропаганды правильности линии партии.

Александр Исаевич, воевавший в составе гужевого батальона, часто сталкивавшийся с лишениями и смертью, с массой реальных людей и настоящей жизнью страны, сформировал свое собственное мнение. Находясь на фронте, он пишет Николаю Виткевичу письмо о необходимости создания организации» для восстановления так называемых «ленинских» норм, за что был впоследствии арестован и сослан.

У героини рассказа «Как жаль» Анны Модестовны через руки НКВД прошел близкий человек, отец. И у нее, и у ее отца есть прототип: Солженицын частично описывает характер и этапы жизни своих знакомых Васильевых. Несмотря на это примечательно, что Александр Исаевич не указывает возраст и внешние данные героини. Это говорит нам о собирательности образа человека, живущего в эпоху сталинского террора.

В период второй половины 1950-х – первой половины 1980-х литература, как и все общество, сталкивается с кризисом политической системы. В это время ломаются каноны соцреализма. Происходит поворот к новым проблемам и темам, углубляется психологизм, повышается внимание к нравственному миру человека.

Рассказ «Как жаль» посвящен теме судьбы человека в тоталитарном государстве, проблеме полного подавления личности. В отличие от других рассказов о заключенных данного автора, здесь отсутствуют страшные картины лагерников: нет сцен унижения, убийств.

Смысл названия многогранен. С одной стороны, мы встречаем эти слова в статье журналиста. С другой стороны, эти слова могли произнести и герои рассказа, и любой из читателей по поводу судьбы как отдельно взятого человека, так и всей страны. Ведь нет ни одной семьи, которой бы не коснулись репрессии, проводимые Сталиным, Хрущевым и другими. В отличие от героя-корреспондента, автор не ставит восклицательный знак после слова «жаль», видимо, передавая этим всю безысходность положения многих честных советских тружеников, бесполезность борьбы за свои права.

Через весь рассказ проходит хронотоп страха, даже завязка – момент, когда Анна случайно поравнялась с газетным щитом, происходит после того, как ее напугал «раннеуверенный» прохожий, заставив по неволе подойти к щиту. Данная завязка – антитеза к ее состоянию в общении с природой — игрой с каплями. Данное противопоставление помогает нам понять, насколько люди тех лет боялись любого уверенного в себе мужчину, так как он часто оказывался представителями правоохранительных органов.

Кроме пейзажа, особенностью композиции является элемент публицистики — отрывки из статьи об отце Анны. Они чередуются с описанием эмоций девушки, которое отличается глубоким психологизмом: «…она задрожала внутренней и внешней дрожью, как перед болезнью».  Содержание статьи отражает и психологическое состояние ее автора, который восхищается «талантливым русским гидрографом и гидротехником».

Можно предположить, что дрожь Анны не только от страха, но и от счастья по поводу того, что она читает о заслугах ее отца.

Развернутая метафора «кипяточком болтнулся» страх показывает нарастание эмоционального напряжения девушки, желающей взять эту весточку на память и одновременно стыдящейся своего неприличного поведения. Хронотоп страха достигает апогея в кульминации – встрече Анны с милиционером. Здесь можно говорить о конфликте «народ – власть». Простые люди всегда боялись её, и, чтобы оправдать этот страх, автор рисует милиционера намеренно огромным, используя эпитеты «здоровый», «особенно большой».

Замечательно, что Солженицын включил в прозаический жанр элементы драмы – ремарки (О, если только штраф!), (Вот, вот!), а также реплики героев, состоящие из односоставных и неполных предложений. Все это передает особый накал страстей. Учитывая особую политическую обстановку, читатель не может ждать счастливого финала, предполагая, что Анну арестуют и отправят по этапу, узнав, что она дочь врага народа.

Но развязка — единственная из частей сюжета, которая свободна от хронотопа страха. Приятной неожиданностью оказывается финал, где показана наивная гуманность: милиционер просто не знал содержание статьи, да и девушка очаровала его своим кокетливым поведением. Это подтверждается эпитетом «простоватое» (о лице стража порядка) и развернутой метафорой «вежливый изгиб» о телодвижениях Анни. Внимательно вчитавшись в текст, мы не  можем не заметить, что Солженицын называет героиню то полным именем и отчеством, то коротко. Аней она становится либо наедине с собой и природой, либо при ощущении своего обаятельного превосходства над представителем закона.

Последний абзац рассказа тоже построен на антитезе: восклицательные предложения передают мстительную радость девушки по поводу того, что несмотря на тоталитарный режим и уверенность корреспондента в его смерти, отец жив и интеллигентная Аня мысленно употребляет разговорные слова «сунуть», «старичок» как бы в упрек власти, как и упоминание о том, что ему не платят пенсию. Этот абзац, по нашему мнению, является ещё и выражением авторской позиции по поводу несправедливости, творимой власть имущими.

В этом рассказе тесно переплетаются лирическое и эпическое начала: очень сочно и ярко описываются трагичные реалии 30-60-х годов 20 века, переплетающиеся с глубокой эмоциональной оценкой.

  • О чем рассказ старуха изергиль горького кратко
  • О чем рассказ кавказ бунин
  • О чем рассказ старик и море
  • О чем рассказ иуда искариот
  • О чем рассказ станционный смотритель пушкина кратко