О чем рассказ людочка астафьев

⭐⭐⭐⭐⭐ «Людочка» за 1 минуту и подробно за 8 минут

Очень краткий пересказ рассказа «Людочка»

Деревенская молодая девушка Людочка приезжает в небольшой город и устраивается уборщицей в парикмахерскую. Пожилая парикмахерша Гавриловна пускает Людочку пожить в ее доме, относясь к ней, как к родной дочери.

После отбывания очередного срока в город возвращается вор-рецидивист Стрекач, обладающий непререкаемым авторитетом среди местной шпаны.

Однажды вечером пьяный Стрекач в присутствии своих «шестерок» нападает в парке на Людочку и насилует ее. Никто из хулиганов даже не пытается защитить девушку. Угрожая Людочке и Гавриловне, Стрекач приказывает им молчать.

Остро чувствуя свое одиночество среди равнодушных к ее горю людей, Людочка совершает самоубийство, повесившись неподалеку от места, где её изнасиловали.

После похорон отчим Людочки находит в парке Стрекача и сам вершит правосудие, бросая насильника в канаву с горячей водой. От полученных ожогов «пахан» умирает.

Милиция расценивает обе смерти в качестве самоубийств.

Главные герои и их характеристика:

  •  Людочка  — болезненная скромная девушка, переехавшая из глухой деревни в город. Людочка с неприязнью относится к образу жизни городской молодежи и мечтает о тихом семейном счастье. Не в силах перенести позор после изнасилования и равнодушное отношение людей к ее горю, девушка совершает самоубийство.
  •  Отчим Людочки  — крепкий, уверенный в себе мужчина, всю жизнь «промотавшийся» по ссылкам и лагерям. Он хочет забыть о страшном прошлом и жить, как все нормальные люди (устраивается на работу трактористом). В критической ситуации (безнаказанность насильника Людочки) отчим проявляет свою «чудовищную мощь» бывшего заключенного.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Гавриловна  — пожилая парикмахерша, приютившая в своем доме Людочку; добросердечная женщина.
  •  Стрекач  — вор-рецидивист, сумевший запугать весь город и леспромхозовский поселок; предводитель местной шпаны.
  •  Мать Людочки  — простая крестьянка, которую рано состарили жизнь с мужем-алкоголиком и тяжелая работа. «На исходе четвертого десятка» у женщины появляется надежда на счастливую семейную жизнь с другим мужчиной.
  •  Артемка-мыло  — малолетний хулиган, ставший «защитником» Людочки от грубых ухаживаний городской шпаны. В ситуации, когда девушке действительно нужна помощь, Артемка бездействует, так как боится выступить против «пахана».

Краткое содержание рассказа «Людочка» подробно

Историю о Людочке автор услышал около пятнадцати лет назад.

Людочка родилась в семье простых колхозников. Ее отец был алкоголиком, что сказалось на здоровье ребенка. Девочка была очень слабой и болезненной.

Пьянство рано свело отца в могилу. Оставшись одна с маленькой дочерью на руках, мать Людочки принимала разных мужиков. Один тракторист задержался надолго.

Когда Людочка окончила десять классов, мать велела ей ехать в город и искать работу. Они с отчимом тоже собирались покинуть деревню и поселиться в леспромхозовском поселке.

Девушка добралась до города и зашла в парикмахерскую. Там она познакомилась с парикмахершей Гавриловной и попросилась стать ее ученицей.

Гавриловна оформила Людочку на работу и позволила деревенской девушке первое время пожить в ее доме. Пожилая женщина неохотно пускала квартирантов, но ей уже было тяжело в одиночку управляться с хозяйством. Тихая и скромная Людочка могла оказать большую помощь.

Людочке не удалось сдать экзамен на мастера. Она все-таки осталась работать в парикмахерской уборщицей, иногда делая простые стрижки. Мечтая овладеть парикмахерским искусством, девушка бесплатно подстригала молодежь на дому.

Гавриловну мучили боли в ногах. Она чувствовала, что скоро «обезножеет совсем». Привязавшись к послушной девушке и надеясь обрести в ней твердую опору в старости, Гавриловна пообещала переписать на Людочку свой дом.

Гавриловна жила далеко от парикмахерской. Людочка возвращалась домой на трамвае, а затем шла пешком по парку вагонно-паровозного депо (ВПВРЗ). Главной «достопримечательностью» этого парка была огромная канава, через которую шла труба с горячей водой.

В канаву местные жители сваливали всякий хлам, включая ненужных котят. Постепенно образовалась горячая вонючая «речка». Через канаву был переброшен шаткий мостик.

Парк больше напоминал свалку и был излюбленным местом для сборища местной шпаны. На бетонных скамейках молодые люди распивали спиртные напитки, занимались любовью, дрались. Не обходилось и без поножовщины.

Предводителем хулиганья был Артемка-мыло. Он часто ходил стричься к Людочке и постоянно пытался облапать ее. Однажды выведенная из терпения девушка со всей силы ударила настойчивого «ухажера» машинкой по голове.

С этого дня Артемка успокоился и строго запретил своим «подчиненным» прикасаться к Людочке.

Людочка каждый день ходила через грязный парк, привыкла к непристойным шуточкам шпаны и никого не боялась.

Однажды Артемка привел девушку в центральный парк города, где была устроена дискотека. Пьяная молодежь бесновалась под какую-то сумасшедшую громкую музыку.

Потеряв в толпе своего покровителя, Людочка забилась в угол площадки, с испугом наблюдая за дикой разнузданной пляской. Ее немного успокаивало присутствие милиционера и нескольких дружинников. Время от времени они забирали особо беснующегося «танцора».

Неожиданно Людочку грубо схватил какой-то парень и потащил ее в толпу. Девушка с трудом вырвалась и убежала.

Людочка рассказала Гавриловне о случившемся. Пожилая женщина наставительно заметила, что эти танцы до добра не доведут. Она сказала, что у нее на примете есть очень хороший человек. Он, правда, уже в годах, но мог бы стать для девушки идеальным мужем.

Людочка и сама понимала, что ей пора серьезно задуматься о создании семьи.

В это время после очередной «отсидки» в исправительно-трудовом лагере в город прибыл закоренелый вор-рецидивист по кличке Стрекач. Местная шпана с подобострастием относилась к этому «герою» и с готовностью исполняла все его приказания.

Однажды вечером Стрекач в окружении молодых хулиганов сидел на скамейке в парке и мечтал о «бабе». На беду мимо проходила возвращающаяся с работы Людочка.

Стрекач схватил девушку и потащил в кусты. Главный защитник Людочки Артемка не посмел воспрепятствовать «пахану».

Грубо надругавшись над беззащитной девушкой, Стрекач выполз из кустов. Угрожая финкой, он приказал остальным повторить его «подвиг».

Артемка первым бросился в заросли и нашел плачущую истерзанную Людочку. Он попытался помочь девушке подняться и прикрыться разорванным платьем, но та стала отчаянно сопротивляться, вырвалась и побежала домой.

Людочка пришла в себя в кровати Гавриловны. Пожилая женщина бережно ухаживала за ней и уговаривала поскорее забыть о трагедии: «Нонче это не изъян». Немного оправившись, Людочка решила съездить к матери.

Кроме матери и отчима в родной деревне жила лишь одна дряхлая старуха. Да и она умерла перед приездом Людочки.

Мать Людочки с первого взгляда догадалась, какая беда приключилась с дочерью. Она поняла, что спрашивать ни о чем не нужно. Мать была беременна. Они с отчимом собирались переехать в леспромхоз сразу же после рождения ребенка.

Чувствуя себя лишней, Людочка сказала матери, что проведет в родном доме один день и на следующее утро поедет обратно в город.

Гавриловна рассказала вернувшейся Людочке, что Артемка был арестован, но показаний против насильника он, конечно, не даст. Ей передали угрозу Стрекача. Изнасилованная девушка должна молчать, иначе ее убьют, а дом Гавриловны сожгут.

Людочка сказала, что не будет подвергать хозяйку опасности и переедет в общежитие. Гавриловна была уверена, что жить в постоянном страхе им придется недолго. Рано или поздно рецидивиста опять посадят.

Людочка остро почувствовала свое одиночество и отверженность от людей. Она вспомнила, как когда-то давно попала в больницу с воспалением легких. В коридоре стояла кровать, на которой лежал молодой парень.

На лесозаготовке у парня вскочил фурункул на виске. Сначала он не обращал на него внимания, но из-за усиливающейся головной боли обратился к местной фельдшерице. Та тоже не придала большого значения простому «чирью». В результате гной попал в мозг. Парень был обречен на мучительную смерть.

Людочка долго сидела возле умирающего, вспоминала молитвы, читала ему стихотворения. Парень уже не мог говорить, но в его взгляде была благодарность.

Несчастный умер прямо на глазах Людочки. Сейчас его мучения и смерть напоминали девушке ее собственное положение: «В беде… люди все одинаковы».

Свободных мест в общежитии не было. Людочка по-прежнему жила у Гавриловны, но хранила это в тайне. Девушка продолжала ходить через парк и носила с собой опасную бритву, надеясь жестоко отомстить насильнику.

Однажды подвыпившая шпана остановила Людочку, настойчиво предлагая ей «прогуляться в кусты». Стрекача среди них не было. Развязным голосом девушка ответила, что сходит домой переодеться.

Людочка пришла к Гавриловне и надела старое платье. Она хотела оставить женщине записку, но чернила в ручке давно высохли. Девушка вернулась в парк и повесилась на старом тополе прямо над тропинкой…

ЛюдочкаХулиганы с нетерпением ждали возвращения Людочки. Один решил пойти ей навстречу. Вскоре он прибежал обратно с диким криком: «Когти рвем!».

Девушку похоронили на городском кладбище. Вечером во время поминок в доме Гавриловны отчим Людочки вышел на улицу и направился в парк. Он сразу же нашел то, что искал: на скамейке сидел Стрекач в окружении своих «шестерок».

Отчим подошел к «пахану» и сорвал с его груди крестик. Когда Стрекач попытался достать финку, он забрал ее и швырнул в сторону. Схватив насильника, отчим подтащил его к канаве и бросил в горячую вонючую жижу.

Малолетние «урки» загородили отчиму дорогу, но сразу же отступили. На них надвигалось «страшилище» — настоящий крепкий мужик, прошедший суровую школу советских лагерей.

Хулиганы поспешили на помощь Стрекачу, который к этому времени уже буквально «сварился» заживо.

На обратном пути отчим заметил на тополе обрывок веревки, который почему-то так никто и не снял. В припадке ярости мужчина сломал сук, на котором повесилась Людочка. Веревку он бережно отвязал и положил в карман.

В этот же вечер мать и отчим Людочки уехали из города.

Артемка так и не «раскололся» и был отпущен. Вскоре он «взялся за ум»: поступил в институт и женился.

Людочка и Стрекач не попали в ежеквартальный милицейский отчет. Обе смерти были оформлены как самоубийства, ничем не связанные между собой.

Кратко об истории создания произведения

Рассказ основан на реальном событии, произошедшем в советские годы. В газете «Вологодский комсомолец» Астафьев наткнулся на статью о самоубийстве деревенской девушки, которая решилась на это после изнасилования. Сохранив основные детали трагической истории (учеба на парикмахера, место преступления и самоубийства — парк), писатель в 1987 г. создал рассказ «Людочка».

Произведение было признано лучшим рассказом года. По свидетельству самого Виктора Павловича, «по нему пытались ставить и, слава Богу, не поставили фильм».

  • Краткие содержания
  • Астафьев
  • Людочка

Краткое содержание Астафьев Людочка

Данный рассказ поведает нам о трагической истории деревенской девушки.

Автор в рассказе описывает главную героиню рассказа, Людочку, как скромную, трудолюбивую, но замкнутую в себе девушку, и тем самым Людочке становиться трудно войти в обычное общество.

Закончив десять классов, Людочка уезжает жить в поселок, где знакомиться с Гавриловной, местным парикмахером. В тот же момент Гавриловна предлагает девушке снять у нее комнату и работать в местной парикмахерской. Доброта Гавриловны объясняется тем, что женщина, неизбалованная жизнью, разглядела в Людочке ту самую неиспорченную и наивную деревенскую девушку, которая будет беспрекословно справляться со всеми домашними делами, да и самой Гавриловне под старость лет не будет так одиноко.

Основные действия рассказа проходят в почти заброшенном Парке паровозного депо. Захламленность данного парка мусором, канализационными отходами, специфически едким запахом от них, сказываются пагубно на деревьях и всю другую растительность, в связи, с этим парк выглядел мрачно. Людочка часто проходила через этот парк, ничего совершенно не боясь и не думая об опасностях, которые могли бы с ней приключиться. Вечером парк ненадолго оживал, там проходили танцы, местные парни играли в карты, пили, развлекались с девушками. Людочке все это было не по нраву. Разруха, пьянство, деградация общества, все тоже от чего Людочка и уехала из своей деревни.

Но именно там, Людочка знакомиться с еще одним героем данного рассказа, предводителем местной компании ребят – Артёмом, который обещает девушке свою защиту.

Однажды когда в очередной раз Людочка идет домой через парк, случается беда.

Над Людочкой надругался, недавно освободившийся из мест лишения свободы следующий главный герой – Стрекач. Этот человек очень подло поступает с девушкой, изнасилование происходит больше из-за скуки бандита и желания показать превосходство над остальными ребятами. И, казалось бы, почему Артем, не мог заступиться за Людочку? Мог, но струсил, спасовал перед более влиятельным человеком.

Героиня тяжело переживает случившееся. И принимает решение рассказать обо всем Гавриловне, рассчитывая на ее поддержку, но, Гавриловна же понимая, чем это для нее может обойтись предлагает девушке съехать в общежитие и не втягивать ее в эту историю. Да и в принципе не оказывает Людочке ожидаемой поддержки, мол, ничего страшного не произошло, с кем не бывает, женщина для этого и рождается.  Тогда Людочка собирается вернуться в деревню к маме. Но на крик о помощи Людочка получает только равнодушие близких людей.

В этот момент Людочка понимает и вспоминает парня, умершего в больнице, о том, что не помогла ему, предала его, совесть и чувство вины перед парнем не дают Людочке покоя.

Мысли о том, что вокруг полно предательства, о ненужности, о потере дальнейшего смысла жизни, толкают Людочку на страшный грех – самоубийство.

Данная трагедия затронула всех героев рассказа.  Мать и Гавриловна ощутили необходимость и нуждаемость в Людочке, и винили себя за содеянное. Неприметным героем рассказа выступает отчим главной героини, он был тихим и спокойным человеком, но имел закаленный характер. К Людочке он не проявлял особо родственных чувств. Но именно отчим после похорон падчерицы наказывает обидчика и виновника в ее смерти – Стрекача.

Местные пресса и начальник УВД не придают огласке данную трагедию. Жизнь в поселке остается прежней.

Автор передает рассказ с такой горечью и эмоциональным фоном того времени, насыщенностью и вниманием к темным сторонам жизни.  В рассказе рушатся моральные и нравственные устои, ощущается деградация народа, отчужденность государства в жизни определенного человека.

Именно такая атмосфера способна повлечь читателя в шок, заставить задуматься о настоящей действительности жизни. О том, что и в нынешнем мире данные социальные проблемы и жестокость по-прежнему актуальны, но остаются чаще всего без внимания. Не стоит относиться равнодушно к проблемам других людей, важно проявлять милосердие и сострадание.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Астафьев. Все произведения

  • Ангел-хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Бабушкин праздник
  • Белогрудка
  • Бойе
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гори, гори ясно
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Жизнь Трезора
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Злодейка
  • Зорькина песня
  • Капалуха
  • Капля
  • Карасиная погибель
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Людочка
  • Мальчик в белой рубахе
  • Милаха и кот громило
  • Монах в новых штанах
  • Не хватает сердца
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Песнопевица
  • Пеструха
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Родные берёзы
  • Сон о белых горах
  • Стародуб
  • Стрижонок Скрип
  • Трофейная пушка
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Людочка. Картинка к рассказу

Людочка кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание сказки Приключения Бибигона Чуковского

    Произведение для детей повествует о приключениях маленького лилипута по имени Бибигон, случайно появившегося в доме писателя, в котором он живет с двумя внучками.

  • Краткое содержание главы Наталья Савишна из повести Детство Толстого

    Кроткая и трудолюбивая девка Наташка за заслуги её отца Саввы была принята в число горничных бабушки главного героя.

  • Краткое содержание Современная идиллия Салтыкова-Щедрина

    «Современная идиллия» — это сатирический роман Салтыкова-Щедрина написанного в 1877 – 1883 годах.

  • Краткое содержание Гюго Рюи Блаз

    Министр полиции Саллюстий соблазняет одну из фрейлин королевы Испании. За этот проступок королева высылает его из страны. Однако, наш герой затевает опасную игру. У него есть кузен – Сезар, который занимается разбойничьим промыслом

  • Краткое содержание Песня о Соколе Горького

    Над спящим морем склонилось ночное небо, будто пытаясь заглянуть в самую его душу и понять песни неутомимых волн, мерно накатывавших на берег. Важные задумчивые горы отбрасывали длинные тени

Краткое содержание «Людочка»

Краткое содержание «Людочка»

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1202.

Обновлено 10 Октября, 2022

О произведении

Рассказ «Людочка» Астафьев создал в 1987 году. Изображая общую бесхозяйственность времён застоя, падение нравственности, разгул преступности, автор показал, как всё это влияет на одинокого “маленького человека”.

Основная тема — убожество и эгоизм городской жизни, тлетворное влияние города на людей, которые становятся жестокими, циничными и не способными сочувствовать горю другого человека.

На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Людочка», а также пройти тест на знание произведения.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Место и время действия

События повести происходят в 1870-х годах в СССР, в неназванном городе и в дервне Вычуган.

Главные герои

  • Людочка – молоденькая девушка, которая не смогла пережить насилия и равнодушия близких и покончила жизнь самоубийством.
  • Отчим – муж матери Людочки, с малых лет был «в ссылках да лагерях», отомстил за девушку.

Другие персонажи

  • Стрекач – уголовник, не единожды попадал в тюрьму.
  • Артемка-мыло – был «верховодом» среди «шпаны» в парке.
  • Гавриловна – пожилая женщина-парикмахер, у которой жила Людочка.
  • Мать Людочки – женщина 45 лет; привыкла со всем справляться сама, поэтому проигнорировала беду дочери.

Краткое содержание

Рассказчик услышал эту историю «лет пятнадцать назад». Людочка родилась в деревеньке Вычуган и «росла, как вялая, придорожная трава». Отец девушки давно исчез. Мать вскоре начала жить с трактористом.

Закончив десять классов, Людочка уехала в город. Переночевав на вокзале, девушка пошла в парикмахерскую. Там она познакомилась со старой парикмахершей Гавриловной и напросилась к ней в ученицы. Гавриловна разрешила Людочке пожить у нее, переложив на девушку работу по дому. Людочка так и не выучилась на мастера, поэтому подрабатывала в парикмахерской уборщицей.

С работы девушка добиралась через полузаброшенный парк вагонно-паровозного депо – «Вэпэвэрзэ». В центре парка находилась обросшая густыми зарослями канава со сточными водами, в которой плавал мусор. Парк был любимым местом «шпаны», среди которой главным был Артемка-мыло. Как-то, когда парень приставал к Людочке во время стрижки, она сильно его ударила. После этого Артемка запретил всем приставать к девушке. Однажды Артемка повел Людочку на дискотеку. «В загоне-зверинце и люди вели себя по-звериному». Испугавшись шума и «телесного срама», Людочка убежала домой.

Вскоре вернулся в поселок из заключения Стрекач. Теперь он стал главарем местной «шпаны». Однажды, когда Людочка возвращалась через парк домой, Стрекач напал на нее и изнасиловал, заставил и остальных надругаться над девушкой. Не помня себя, Людочка едва добралась домой. Гавриловна заверила, что ничего страшного не случилось.

Людочка поехала домой. В родной деревне осталось два дома – один ее матери, а второй старухи Вычуганихи, которая умерла весной. Людочку встретила беременная мать. Она сразу поняла, «какая беда с нею случилась». «Но через ту беду <…> все бабы поздно или рано должны пройти». Прогуливаясь у реки, Людочка увидела, что отчим плескается, как ребенок. Девушка догадалась, что у него не было детства. Ей захотелось выплакаться ему, может, он ее и пожалеет. Утром Людочка вернулась в поселок.

Девушка вспомнила, как давно лежала в больнице. Рядом с ней умирал одинокий парень. Всю ночь она старалась отвлечь его разговорами, но после поняла, что парень ждал от нее не утешения, а жертвы. Девушка подумала про отчима: он, наверное, из «сильных людей», с «могущественным духом».

Когда Людочка возвращалась с работы через парк, парни снова начали ее теснить. Девушка пообещала вернуться, переодевшись в ношеное. Дома Людочка надела старое платье, отвязала веревку от деревенской торбы (раньше эта веревка была на ее люльке) и ушла в парк. Закинув веревку на тополь с кривым суком с мыслью: «никому до меня дела нет», она повесилась.

Людочку хоронили на городском кладбище. Поминки устроили у Гавриловны. Выпив водки, отчим Людочки отправился в парк, где в это время находилась компания Стрекача. Мужчина сорвал с уголовника крестик и, утащив в «непролазный бурьян», сбросил в сточную канаву. «Настоящего, непридуманного пахана почувствовали парни».

Артемка-мыло вскоре поступил на учебу и женился. О смерти Людочки и Стрекача не писали даже в местной газете, чтобы «не портить положительный процент сомнительными данными».

И что в итоге?

Людочка – не выдержав равнодушия и безразличия окружающих людей, совершает самоубийство, повесившись в парке.

Отчим – отомстил за Людочку, убив Стрекача.

Стрекач – убит отчимом Людочки.

Артёмка-мыло – поступает на учёбу и женится.

Заключение

Заключение

В рассказе «Людочка» Виктор Астафьев размышляет над философскими вопросами одиночества в толпе, равнодушия людей друг к другу, затрагивает проблемы экологии, преступности, морального упадка общества.

Советуем не останавливаться на кратком пересказе «Людочки», а оценить рассказ полностью.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Светлана Коленченко

    11/11

  • Таня Волкова

    10/11

  • Лидия Топоркова

    11/11

  • Aaaaaaaaalex Aleeeeeeeeex

    10/11

  • Наталия Тарханова

    11/11

  • Иван Хохряков

    11/11

  • Ольга Шамреева

    11/11

  • Ислам Салахов

    11/11

  • Валентина Савачаева

    11/11

  • Марина Деева

    11/11

Рейтинг пересказа

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1202.


А какую оценку поставите вы?

История Людочки — приговор брежневскому застою, времени, когда всем уже стали очевидны глобальные и неотвратимые проблемы советской действительности, но власти упорно не стремились исправлять их и лишь болванили народ очередными лозунгами. В то же время, Астафьев затронул общемировые тенденции: экологический кризис, урбанистический менталитет, маргинализация общества и так далее.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Главная идея
  • 3 Тематика
  • 4 Проблематика
  • 5 Образ Людочки
  • 6 Кто виноват в смерти Людочки?

История создания

В. П. Астафьев написал рассказ «Людочка» в 1987 году, но идея произведения зародилась еще пятнадцатью годами ранее. Автор, словно дитя, вынашивал ее и обдумывал, каким образом лучше преподнести всю «скверную правду» о том тяжелом времени для простых людей из деревни, которые всеми силами старались перебраться поближе к цивилизации (но не зря сказал Руссо, что «цивилизация есть зло») и  изменить действительность, найти свое место под солнцем, жить более или менее достойно.

Данное произведение Астафьев написал на основе истории, которую когда-то услышал. Имя героини – условное, автор уже не помнил настоящего, но это и не столь важно. Писатель хотел обобщить эту историю, ведь такова судьба большинства «Людочек» того времени.

Главная идея

Эта история о беззащитных людях нашей страны, о несправедливости, о безысходности, о нравственном обнищании души человеческой. «Скверная правда» – главная идея рассказа «Людочка». Героиня, точно мотылек на пламя, стремилась покинуть провинциальное «гнездышко» и первой попавшейся электричкой «лететь» к городскому счастью. Но не знала она, что это городское пламя сожжет дотла ее душу и тело. Произойдет ожидаемое столкновения мира идеального, иллюзорного, с миром реальным, полным зла, ненависти и несправедливости.

Автор хотел обратить внимание читателя на всеобщее равнодушие городских жителей, которые проходят мимо чужой беды, ведь бед так много, а времени так мало. Если в деревне все друг друга знают, и горе становится общим, то большой муравейник не заметит потери бойца. Его круговерть продолжится в том же темпе. Вот она то и убивает в человеке готовность к сопереживанию, без которой немыслима сама душа.

Тематика

Астафьев видит корень зла в самом устройстве городской жизни. Он показывает ее убожество, ее эгоистические мотивы. Люди города жесткие и циничные, взять, например, хозяйку, которая сдает Люде жилье. Она — тертый калач, ее затвердевшую в горестях сущность и дробью не прошибешь, поэтому она безразлично внимает неподдельному горю изнасилованной девушки и отпускает пошлые комментарии. Она в силу собственной испорченности не способна понять нравственной чистоты героини и глубины ее страданий. Поэтому основная тема рассказа «Людочка» – тлетворное влияние города на человека, урбанистическое разложение души, которая подменяется лишь материальными потребностями тела.

Так же остра тема нищеты в советской деревне. Люди бегут оттуда не из-за тщеславия, им просто жить не на что. Колхолзы разваливаются, праздные мужчины вроде отца Люды пьянствуют, а женщины грубеют, но тянут бремя безотрадных дней. Проблемы деревни власть не волнуют: на фоне всеобщего обнищания весят бодрые лживые лозунги о прекрасном завтрашнем дне. Деревенские жители оказалась выброшенными за борт, как и Людочка: никому до них не было дела.

Проблематика

  • Множество вопросов у современного читателя вызывает криминальная ситуация в городе. Никто не контролирует уличные банды, даже милиция обходит злополучный парк сторонкой. Развитием и воспитанием молодежи никто не занимается, поэтому на место просветителей и учителей жизни приходят зэки вроде Стрекача — та маргинальная прослойка общества, которую невозможно перевоспитать. Проблема криминала и маргинализации молодежи — центральная в произведении. Автор видит в ней мрачное предчувствие краха системы власти, которая не может справиться с преступными шайками и выпускает на волю ее предводителей без всякого контроля и наблюдения.
  • Люди остаются один на один с криминалом, поэтому вершат самосуд, не надеясь на правосудие. Значит, существует проблема жестокости, пронизывающей все общество от мала до велика. Отчим Людочки вынужден марать руки и рисковать собственной свободой, наказывая насильника самостоятельно. Он не верит в тюрьмы и их исправительный эффект, ведь видит, что там зло лишь систематизируется и выходит уже организованной преступностью с соответствующими знаниями, навыками и связями. Что остается человеку в такой ситуации? Становиться столь же безжалостным и жестоким.
  • Увядание страны сопровождается кризисом природы. Проблема экологии становится угрожающей по масштабам. Захудалый, насквозь прогнивший парк становится местом гниения души. Вонючие и засоренные воды издают зловоние, как бы подтверждающее всеобщее разложение. Именно они поглощают убитого уголовника: грязь соединяется с грязью. Река уносит очередные человеческие отходы. В городе с таким экологическим положением люди не могут быть здоровы ни нравственно, ни физически. Проблема природы становится бременем и виной человечества, именно в 20 веке оно ее осознало.
  • Девушка не получила никакой поддержки от близких. Одни не поняли ее горя, другие равнодушно отреагировали на него. Увы, несчастная героиня не нашла другого выхода, ведь «никому до нее нет дела». Проблема равнодушия родных людей друг к другу приводит их же к неосознанной беспощадности. Они внесли свой вклад в отчаяние Людочки, они подтолкнули ее к самоубийству.
  • Также не пожалели героиню ее же знакомые, поддавшиеся влиянию уголовника. Артем хоть и повелел сначала не трогать нравственную девушку, но перед веским словом «пахана» устоять не смог и приобщился к коллективному насилию. Проблема милосердия приобретает немыслимые масштабы: группа взрослых парней не смогла осадить одного зэка и защитить девушку. Они, как стадо, покорно набросились на нее. Это крайняя степень морального падения, после которого все они зажили обычной жизнью — вот, что ужасает больше всего.
  • Проблемы в рассказе «Людочка» подняты не только социальные, но и философские. Больше всего возмущает Астафьева не столько события этой истории, сколько реакция окружающих людей, властей на несправедливость. Человеческая жизнь не представляет для мира никакой ценности, все вокруг пропитаны безразличием к «ближнему своему». Проблема одиночества человека в условиях полнейшей беззащитности приобрела особенную актуальность в произведении. Девушка умерла, ее фактически убили, а об этом даже заметки не напечатали, чтобы не портить статистику начальнику областного управления УВД, ему ведь всего 2 года до пенсии осталось…

Образ Людочки

Главная героиня  стоит в одном ряду с Акакием Акакиевичем («Шинель» Н. В. Гоголя) и Самсоном Выриным («Станционный смотритель» А. С. Пушкина) в галерее «маленьких» людей. Родилась она в крохотной угасающей деревеньке Вычуган. Родители – колхозники. Отец от работы и пьянства был «хилогруд, тщедушен, суетлив, туповат», а спустя какое-то время бесследно исчез. Вместе с тем мать Людочки пыталась отыскать свои «ключи от счастья женского», меняя мужчин как перчатки. Девочка поэтому и выросла как «вялая придорожная трава, слабой, болезненной, плаксивой. Не выходила из троечниц». Как только минуло 16, героиня решила отправиться в город, чтобы попытаться найти себя. По приезде ее приютила местная парикмахерша Гавриловна, которая сама едва сводит концы с концами (в свое время стригла тюремщиков и лишайных, чтобы заработать на квартирку).

Цирюльника из Людочки не вышло, обучение пакмахерскому искусство шло туго, не смогла сдать экзамен на мастера, пришлось остаться уборщицей при салоне. В доме Гавриловны девушка превращалась в золушку: мыла, стирала, а по вечерам мазью с мерзким запахом натирала больные ноги старой женщины «с черными кромковатыми жилами». Каждый день Людочка ходила мимо парка Вэпэвэрзэ, где перед взором «всплывали грязь, мазут и канава, в которую бросали щенят, дохлых поросят, а также можно заметить красный круг из больницы или слипшийся презервативов» и повсюду лозунги для контраста

«Дело Ленина – Сталина живет и побеждает! Партия – ум, честь, совесть эпохи».

Кульминация трагичности в жизни Людочки настала с появлением Стрекача, порочного с детства бандита, который только вышел из тюрьмы, весь в наколках и золотых цепях. В момент, когда он на всю улицу вопил: «бабу хочу», Людочка, к несчастью, шла мимо. В итоге все кончилось групповым изнасилованием. В полуобморочном состоянии девушка доползла до порога Гавриловны, но, вместо слов поддержки услышала:

Вкуси водички с брусничкой, смой с души горькое…Бабе сердце беречь надо, остальное у нее износу не знает… Ну сорвали пломбу, экая беда. Нынче замуж какую попало берут.

Дома поддержки для Людочки тоже не нашлось, мать беременна, собирается переезжать с отчимом, у нее своя жизнь. Пришлось вернуться обратно в город. Пожаловаться в органы власти девушка не могла, угрожали. Теперь по парку она ходила только с бритвой в кармане, мечтая встретить своего осквернителя и срезать под корень его достоинство.

Чем тебя породил я, тем тебя и убью», — вспомнила Людочка хохму из чьих-то школьных сочинений.

С таким грузом на душе и одиночеством в сердце долго прожить мученица не смогла, повесилась на суку, приговаривая:

Боже милостивый! Мама! Гавриловна! Все простите. Если ты есть Господи, прости, все равно я значок комсомольский потеряла. Никому нет до меня дела…

Кто виноват в смерти Людочки?

Тут нет конкретного ответа. Проблематика произведения настолько глобальна, что затрагивает не только злобу и жестокость маргиналов с окраин, но и кризис общечеловеческих ценностей. Девушка стала жертвой морального падения всего общества в целом, его духовного обнищания, которое укрыл в себе город шумом и гамом вечно кипучего муравейника.

Ее безмолвная жертва не должна оставаться в тени, по мнению писателя. Ужас ее положения должен быть осознан людьми, чтобы они были внимательнее к близким и добрее к окружающим. Быть может, именно обычное, бытовое зло сформировало Стрекача, жесткие нравы и невежество подчинили Артема, а бесконечная вереница трудностей сломили Гавриловну и мать Люды. Они, в свою очередь, погубили героиню. Так эта эстафета не прервется, пока все мы не начнем следить за своими поступками так же строго и бескомпромиссно, как за героями Астафьева.

Автор: Изабелла Чертовских

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Сочинения
  • По литературе
  • Астафьев
  • Анализ рассказа Людочка

Анализ произведения Людочка Астафьева

История создания

Астафьев был замечательным писателем, который придавал большое значение простой, человеческой душе. Он познал много трудностей: война, послевоенное время, голод, разруха. Это не может оставлять человека равнодушным, а уж тем более циничным.

Данное произведение автор написал в восьмидесятых годах прошлого столетия, хотя идея возникла ещё за пятнадцать лет до публикации. Он хотел показать читателю до какого уровня докатилась русская глубинка. Какими стали бывшие крестьяне. Все эти обыкновенные люди старались сделать жизнь лучше, стать намного цивилизованнее. Кстати, данный рассказ основан на реальных событиях, но только настоящее имя главной героини остаётся загадкой для читателей.

Проблемы

Одной из главных проблем произведения является воспитание. Старое поколение не даёт правильного воспитания новому поколению. Та криминальная ситуация, которая сложилась в городе, не давала жизни местным. Бывшие заключённые учат молодых людей не тем вещам, которым нужно. Из-за этого в молодёжи формируются неправильные ценности, а если точнее то их и вовсе нет. Здесь писатель видит, что система института власти терпит неудачи и вовсе рушится. Преступники управляют целым городом. Астафьев как-будто предвидел лихие 90-е годы. Из этот вытекает проблема жестокости. Власть не в состоянии защитить мирных граждан, которые в дальнейшем решают вершить собственный суд над преступниками, а преступники  относятся не лучшим образом к невинным.

Проблема равнодушия. Людочка не получает никакой поддержки, когда случается горя. Никто её не хочет понять, да и всем всё равно на какую-то девушку. Это чувство ненужности, беспомощности может съесть человека изнутри.

Главной идеей этого произведения является то, что большой мир равнодушен, жесток. Когда Людочка приезжает в большой город её мечты рушатся. Там нет никому дела до чужого горя, каждый сам за себя и готов растоптать любого на своём пути. На пути у девушки встречается много несправедливости и безнравственности. Автор хотел показать читателю реальный мир, который существует здесь и сейчас.

Тематика произведения не сложна — эгоистичный, жестокий городской устой и нищета в глубинках. Люди может и не бежали из деревень, если бы было на что жить и кормить семью, а городским людям нет дела не до кого. Они не понимают тех чистых помыслов и страданий Людочки. Их души давно мертвы.

Таким образом, рассказ «Людочка» — это глубокая и серьёзная история, которая происходит в реальной жизни. Люди должны осознавать, что доброта спасёт куда больше людских душ, чем жестокость, которая способна лишь выесть и уничтожить душу ещё чистого и невинного человека.

2 вариант

Произведение писателя Людочка, который большое внимание гибели русской деревни, посвящено процессу роста городов, тому, как переезд людей туда меняет их мораль. Для иллюстрации негативной составляющей этого процесса автором была выбрана трагическая история обыкновенной девушки.

Людочка родилась и выросла в колхозе. Отец ее спился, а мать вышла замуж. Главная героиня, как и многие другие, отправилась в город, надеясь обрести там жизнь лучшую, чем в вымирающей родном селе.

Астафьев показал, что сначала девушке очень везло. Она уговорила (в чем ей, вероятно, помогала деревенская непосредственность) случайную знакомую парикмахершу взять ее в ученицы и даже послилась у нее.

Однако Астафьев на примере своей героини показывает, что в городе все построено не на взаимопомощи, а на личных усилиях. В отличие от деревни, здесь люди живут сами по себе и равнодушно, в своей массе, относятся друг к другу. Людочка не смогла выучиться и осталась в парикмахерской на положении уборщицы, только время от времени она выполняла самые простые стрижки.

На своем рабочем месте она познакомилась с предводителем местной шпаны Артемом, по кличке Мыло. Он в рассказе является одним из олицетворений городской жизни, потребительского отношения к другим. Затем, когда уголовник Стрекач, освободившись из тюрьмы, насилует героиню и побуждает остальных гопников сделать то же, мыло не смог защитить Люду, которая ему нравилась. Этот эпизод, помимо личной трагедии героини, должен был показать слабость городских, у которых нет сдерживающего общинного начала. Сила шпаны состоит только в том, что их сравнительно слабая кучка заведомо сильнее каждого, живущего по- одиночке, в обществе, где не помогают друг другу.

Попытка Людочки вернуться в деревню ни к чему не приводит. Ее жители умерли от старости или разъехались по городам, старого мира больше нет.

Смерть героини должна была показать, что в городе свои порядки и он уничтожает людей, устроенных по другому. Не умея защищать себя без поддержки родственников и соседей, Людочка столкнулась снова с той же самой шпаной, которая хотела ее вновь изнасиловать. В результате, она разыгрывает небольшой спектакль и вешается.

Писатель все же не хотел сделать свой рассказ беспросветно мрачным. Мыло, отсидев в следственном изоляторе, но, не попав в тюрьму, выучивается на связиста, женится и заводит ребенка. Отчим Людочки, отсидевший в лагерях, сорвав крест с груди Стрекача, швыряет его в кусты, отомстив в некоторой степени за смерть падчерицы. Однако общей картины эти эпизоды не меняют.

Изложенная в рассказе история призвана заставить задуматься о людском равнодушии, которое зачастую приводит к трагедиям.

Анализ 3

Астафьев считается самым профессиональным, а также и самым читаемым автором. Он родился еще до наступления войны и поэтому он на себе ощутил всю боль данной войны. Он очень хорошо понимал чувства обычного человека.

Многие писатели стараются рассказать в своих рассказах жизнь, которую они прожили и все чувства, которые испытывали. Если писатель действительно профессионал своего дела, то он будет рассказывать только правду. Вот так и Астафьев рассказал всю правду в произведении «Людочка».

Данное произведение было написано больше тридцати лет назад, но все равно до сих пор остается актуальным. Здесь он затрагивает такие вопросы как загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и деградация людей, а также уничтожение русских деревень.

Наверное, многим людям, которые живут в деревне поскорее отучиться в школе, а потом отправиться в большое плавание в большой город. Вот этого же хотелось и нашей главной героини по имени Люда. Писатель называет ее Людочка потому что это очень хорошая и хрупкая девушка. Она родилась и выросла в деревне. Родители старались сделать все для того чтобы у девочки все было и чтобы она ни в чем не нуждалась. Но вскоре отец очень сильно заболел, а потом умер. Спустя некоторое время мать девочки нашла себе другого мужчину. С тех пор в жизни девочки все стало вяло, и мир стал бесцветным. Отчим к ней никак не относился, и ему было вообще на нее все равно. Больше всего на свете Люда хотела вырваться поскорее в город, где ее мир заполнится красками.

Девочка ничем не отличалась от других ребят. Она училась также как и все остальные ребята. Но одно в ней было прекрасно, это характер. Она никогда не пройдет мимо человека, которому было плохо и всегда поможет и выручит, если у него беда.

Когда Люда приехала в город, то поселилась у одной женщины. Как только женщина поняла, что у девушки обычный и простой характер, та потихоньку начала складывать на нее работу по дому, а потом и вовсе все переложила на нее. Теперь девочка должна отвечать за все, что происходит в доме.

Также ей было очень жалко парня, который работал постоянно в лесу, но в этот день с ним приключилась беда и если вовремя ему не помогут врачи, то парень расстанется с жизнью. Вот только врач в больнице был молодым и неопытным. Кроме этого парень был грязным, а он боялся замараться.

Больше всего на свете Астафьев был возмущен тем, что люди совсем не чувствуют сострадание к другим людям и думают только о себе.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Людочка

Анализ рассказа Людочка

Популярные сегодня темы

  • Герои пьесы Вишневый сад: характеристика героев Чехова

    Любовь Раневская главная героиня произведения олицетворяющая собой прошлое. Все события пьесы разворачиваются в её имении, где большую площадь занимает вишнёвый сад

  • Маковский Константин

    С самого рождения Константина Егоровича Маковского окружала атмосфера творчества деятелей русского изобразительного искусства. Отец его, Егор Иванович, нередко принимал в гостях множество широко известных живописцев

  • Образ и характеристика Гаева в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение

    Как писал сам Чехов в письмах касательно Гаева, он – аристократ. Конечно, Чехов имеет в виду не рыцаря-аристократа, эталонного представителя благородной семьи и обладателя всяческих достоинств.

  • Любовь в творчестве Тургенева

    Иван Сергеевич Тургенев умел изобразить любовь с особым трепетом, ее пропитано каждое произведение великого поэта. Он, как никто, отразил весь спектр оттенков этого всепоглощающего чувства

  • Сочинение Недоросль — против каких пороков направлено произведение Фонвизина

    Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» имеет сатирическую направленность и высмеивать многие пороки современного ему общества.

Произведения В. П. Астафьева поднимают нравственные и социальные проблемы общества. Краткое содержание рассказа Астафьева «Людочка» по главам раскрывает тему «маленького человека», рассказывая о судьбе тихой, скромной деревенской девушки.

Главные герои

  • Людочка – деревенская девушка, приехавшая в город устраивать свою жизнь.
  • Отчим Людочки – сильный, бывалый мужчина.

Другие персонажи

  • Мать Людочки – уставшая от жизни тридцатипятилетняя женщина.
  • Гавриловна – наставница Людочки в парикмахерской.
  • Стрекач – уголовник, изнасиловавший Людочку.

Краткое содержание

Рассказ начинается с размышления автора о том, почему история Людочки ему запомнилась и больно ранила душу. Он предполагает, что все дело в ее обыденности и простоте.

1

Людочка появилась на свет в деревне Вычуган, ее родители были простыми колхозниками. Людочка уродилась болезненным ребенком, училась слабо. Когда отец ушел из семьи, мать сошлась с заезжим трактористом.

Людочка с трудом закончила десять классов, мать отправила ее в город, так как «в деревне ей делать нечего». Приехав в город, девушка первым делом зашла в парикмахерскую постричься, сделать маникюр. Ей там очень понравилось, и она попросила, чтоб ее взяли ученицей. Гавриловна, так звали ее наставницу, приняла Людочку к себе на постой. Она и раньше пускала на квартиру студентов, но с недавних пор неохотно брала квартирантов, особенно девушек. В Людочке же Гавриловна почувствовала родственную душу, да и одиночество стало тяготить.

Способностей к парикмахерскому искусству девушка не проявила. Проходив год в ученицах, экзамен она не сдала и осталась в парикмахерской уборщицей. Иногда Людочка стригла призывников или дома делала прически соседкам. Гавриловна большую часть домашней работы переложила на постоялицу. Кроме того, девушка каждый день растирала ее больные ноги. За Людочкину помощь бездетная наставница обещала ей прописку и дом в наследство.

2

С работы Людочка возвращалась через заброшенный парк вагонно-ремонтного депо, в народе именуемый Вэпэвэрзэ. Через весь парк проложили трубу, которая постоянно протекала и горячая вода, смешанная с мазутом, губила вокруг всякую растительность. Через канаву бросили несколько плах, заменяющих мост. Время шло: паровозы сменились тепловозами, канава стала зарастать «дурнолесьем и дурнотравьем». В канаву сбрасывали мусор, трупы животных, поэтому здесь стоял невыносимый смрад, и постоянно кружилось воронье.

Несмотря на такое бедовое состояние, другого парка в окрестностях не было. Перед праздниками здесь вывешивались лозунги и транспаранты, по вечерам, в выходные и праздники люди приходили сюда отдыхать. Тянуло сюда и презирающих законы и человеческую мораль типов. Они играли в карты, пили, дрались, иногда дело доходило и до поножовщины. Верховодил среди них Артемка-мыло. Его буйные кудри не поддавались ни расческе, ни ножницам. К Людочке он ходил не ради прически. Как только девушка брала в руки ножницы, он начинал по-своему за ней ухаживать и распускал руки. Сначала девушка уворачивалась, била его по рукам, но однажды хватила по голове машинкой. Только так удалось успокоить настойчивого кавалера. Местной шпане Артемка приказал Людочку не трогать.

Однажды атаман зазвал девушку в центральный парк на танцы. На Людочку это бесовское место подействовало устрашающе. Когда Артемка отошел, она испуганно оглядывалась, и только прогуливающийся неподалеку милиционер действовал на нее успокаивающе. Людочка все еще с надеждой высматривала атамана с его шайкой, когда какой-то плюгавенький парень вытащил ее из угла на танец. Кое-как вырвавшись от него, она умчалась домой. И там еще долго ужасалась, рассказывая Гавриловне про свои приключения. Та пообещала со временем найти ей хорошего жениха, не из тех, что на танцах трутся. Людочка всегда с уважением относилась к словам Гавриловны и была рада, что судьба послала ей такую наставницу.

3

В поселок вернулся из заключения Стрекач. Он с детства занимался разбоем, в седьмом классе его поставили на учет в милиции за драку с поножовщиной. В том же году получил первый срок условно за изнасилование. Суд не остановил Стрекоча, он промышлял тем, что совершал разбойные набеги на дачи. В итоге его арестовали, и условный срок превратился в реальный. С тех пор в исправительно-трудовых лагерях Стрекач обитал чаще, чем в родном городе.

В один из летних вечеров Стрекач томился на скамейке в парке, лениво потягивая коньяк. Его внимание привлекла Людочка, проходившая мимо. Стрекач, давно не видевший женщин, схватил ее за плащик и притянул к себе. Людочка пыталась вырваться, но тщетно, Стрекач был сильнее. Девушку вырвало от омерзения, но даже это не остановило насильника. Истерзанная Людочка кое-как поднялась на ноги и сквозь бурьян бросилась к дому. Она ввалилась в калитку, добралась до крыльца и потеряла сознание. Очнулась она в доме, Гавриловна, обрадовавшись, что подопечная очнулась, совала ей стакан с водой. Она, как могла, утешала Людочку и поддержала ее желание поехать к матери.

4

В Вычугане осталось несколько домов, в одном из которых жила мать Людочки с мужем, отчимом девушки. Вокруг буйствовал дикорос, окна в избах были закрещены. Сбылось предсказание старой Вычуганихи, которая пророчила когда-то гибель деревне.

Людочка пошла за деревню на холм. Там паслась корова Олена, девушка прижалась к ней и заплакала. Ранней весной умерла Вычуганиха, последняя из старожилов. Отчим с товарищами из леспромхоза похоронил ее, Людочкина мать накрыла стол для поминок.

Мать, увидев дочь, не сильно удивилась. Еще с утра были приметы к гостям, она думала, кто же пожалует. Отчима не было дома, Людочка вспомнила, как менялось ее отношение к нему. Он ничего не понимал в деревенской жизни, но упорно старался освоить и огород, и пасеку, и сенокос. Однажды, увидев, как он плещется в реке, Людочка поняла, что у него не было детства. Когда человек лишается какой-то необходимой части жизни, она рано или поздно возвращается ему. Человек должен рано или поздно пережить и испытать все, что ему положено.

Людочка была неглупой и наедине с собой размышляла серьезно и о многом. Именно отчима она хотела бы сейчас увидеть и поплакать у него на груди. Она помогла матери по хозяйству и наутро уехала назад.

5

Гавриловна удивилась быстрому возвращению постоялицы. Людочка привезла от матери мешок, вместо лямки на котором была крепкая веревка. Ее когда-то давно сделали из каната, она отличалась большой прочностью. Мать рассказывала, что привязывала один конец веревки к ноге, а другой – к люльке, когда Людочка была маленькая. Мать управлялась по хозяйству и качала дочку, чтобы она не плакала.

Гавриловна рассказала, что к ней приходили от Стрекача и сказали, чтобы Людочка молчала о происшедшем, иначе они сожгут дом Гавриловны. Наставница рассказала, каким тяжким трудом он ей достался. Людочка пообещала, что перейдет в общежитие. Гавриловна заверила ее, что как только «бандюга» снова сядет, ей можно будет вернуться.

6

Когда Людочка еще была подростком, то заболела воспалением легких и попала в больницу. Она лежала в коридоре, а в конце коридора за печкой умирал парень-лесоруб. Девушка, превозмогая головокружение, подошла к умирающему и прикоснулась к его лицу. Парень стих и попытался что-то сказать. Людочка взяла его за руку, губы парня зашевелились, и девушка подумала, что он молится. Она села рядом и стала вспоминать молитвы, которые слышала от деревенских старух. Когда истощился запас ее познаний, она стала наизусть читать стихи. Утомившись, задремала, очнулась только, услышав тихие стоны. За окном был рассвет, по лицу парня текли слезы. Он не хотел умирать, освободив свою руку из Людочкиной ладони, отвернулся. Он хотел бы, чтобы она умерла вместе с ним, но на такой подвиг девушка была не способна, да и никто не способен. Рука парня свесилась – он умер, а Людочка тихонько прокралась на свою кровать.

С тех пор в ее душе поселилось чувство вины перед этим парнем. Теперь она была так же одинока, как тот парень на пороге смерти. Она подумала об отчиме, о том, что он сильный, но к нему не подступиться. В беде все люди одиноки одинаково.

7

Свободных мест в общежитии не было, Людочка продолжала ходить домой через парк. В сумочке она носила опасную бритву, которая предназначалась для Стрекача. В один из вечеров компания Стрекача подловила ее. Насильники стали теснить ее в бурьян, но Людочка не испугалась и сказала, что сейчас переоденется и вернется.

Она, действительно, переоделась в старенькое пальто, отвязала веревку от деревенского мешка, попрощалась с Гавриловной и, одев старые калошки, отправилась в парк. В парке, накинув веревку на ветку тополя, Людочка повесилась. Вся боль и душевные муки в тот же миг оставили ее. Увидев девушку висящей на дереве, бандиты ретировались из парка.

8

Людочку похоронили на городском кладбище. Поминки справляли в избе Гавриловны, которая искренне горевала по ставшей родной жиличке. Мать вся в слезах потчевала гостей. Отчим, выпив водки, пошел в парк. Он нашел Стрекача, избил его и бросил в канаву. Шестерки Стрекача попытались было заступиться за пахана, но встретившись с глазами незнакомого мужика, они отступили. Одни бросились вытаскивать из канавы едва живого Стрекача, другие вызывать скорую, третьи побежали к матери пострадавшего. Больше Стрекач не был страшен жителям поселка.

Отчим, дойдя до окраины парка, заметил на дереве обрывок веревки. Он подпрыгнул и схватился за сук, который обломившись остался у него в руках. Мужик посетовал, что он не обломился, когда Людочка сводила счеты с жизнью. Он видел, как приехала «скорая», в которую погрузили что-то грязное, бесформенное. Отчим отвязал веревку от ветки и положил в карман. Он вернулся в дом Гавриловны, где уже заканчивались поминки. Выпив еще водки, он пошел на электричку, за ним поспешила жена.

9

Милиция так и не дозналась, кто убил Стрекача. Артемка-мыло, вняв увещеваниям хранителей порядка, поступил в училище и обзавелся семьей.

В поселке вскоре открыли бассейн, а на страницах районной газеты появилась заметка, в которой говорилось о сокращении преступности.

Характеристика произведения «Людочка» В. Астафьева

История создания

История «Людочки» демонстрирует негативное отношение автора к укладу брежневского времени. Он старался передать эмоции, показать людям, что никакие лозунги и громкие слова не изменят жизни вокруг, обращая внимание не только на внутренние, но и общемировые проблемы. В произведении четко просматривается экологический кризис, неправильные уклады общества, трусость перед теми, кто сильнее.

Главные и второстепенные действующие лица в рассказе Людочка

Жанр «Людочки» Астафьева позиционируется, как деревенская проза, авторство которой приписывают В. Белову. Небольшой рассказ, пропитанный эмоциями, многих заставлял плакать. Но именно этой цели и придерживался писатель. Несмотря на то что произведение вышло в свет в 1987 году, писать его автор начал намного раньше. Идея вынашивалась задолго до печати.

За основу он взял реальную историю, которую услышал в юношестве. Его настолько поразила бесчувственность людей, что он решил указать на нее в своем произведении. Как и полагается жизненным жанрам, в рассказе полностью отсутствуют положительные персонажи, у каждого есть свой грех за плечами.

Упоминание об этом произведении будет уместно в школьных сочинениях на разные темы, так как здесь поднимаются многие жизненные проблемы.

Основы сюжета

Главная героиня родилась в деревне, жила вместе с матерью и отчимом. Но, как и все, стремилась к цивилизации, где, как ей казалось, были перспективы. Именно поэтому, окончив 10 классов, она переезжает в поселок, где знакомится с Гавриловной. Та видит наивность девочки и предлагает ей жить в свободной комнате, помогая по хозяйству.

С одной стороны, Гавриловна предстает перед читателями как нравственная и добрая женщина. Но с другой, именно она преследует корыстные мотивы, рассчитывая, что девушка сможет помочь ей с уборкой, будет вести дела по хозяйству, составит компанию и спасет от скуки.

Главные сцены происходят в заброшенном парке. С их помощью автор хотел показать, насколько окружающая действительность влияет на людей. Здесь:

История написания и кратное содержание

  • Горы мусора. Местные используют парк, как свалку.
  • Канализационные отходы, источающие неприятный запах далеко за пределы территории парка.
  • Плохая растительность из-за испорченной экологии.
  • Мрачность даже под яркими солнечными лучами.

Людочке приходилось каждый день проходить через этот парк. Вечерами он оживал: здесь проводились танцы, приходили юноши и девушки, тешили себя дешевым алкоголем и скудной закуской. Героиня даже не могла подумать, что тут с ней приключатся ужасные вещи, поэтому совсем не боялась, пересекая местность. Кроме того, лидер местных ребят Артем пообещал ей защиту.

В один из дней в парке на Людочку напал бандит Стрекач и надругался над ней. Он совсем недавно вышел из тюрьмы и, не испытывая к девушке никаких чувств, из-за скуки решился на такой поступок. Защитить ее никто не смог, так как все боялись местного авторитета.

Из-за случившегося Людочка сильно переживает. Она обращается сначала в Гавриловне, потом к маме, но везде находит лишь безразличие. Только отчим, который раньше никогда не проявлял родительских чувств в дочери, решается на месть, как подобает отцу, и наказывает обидчика. Но было уже слишком поздно. Не найдя поддержки, главная героиня заканчивает жизнь самоубийством.

Главные идеи

Основные идеи и проблематика рассказа

Углубленный анализ «Людочки» Астафьева позволяет выделить не одну идею, а несколько. Несмотря на то что рассказ короткий, здесь рассматривается много проблем того времени, а некоторые актуальны до сих пор. В первую очередь, автором высмеиваются всяческие попытки скрыть правду. Гавриловна переживает за свой дом, мать девушки — в осуждении от «честного народа», а полиция просто не хочет портить статистику преступлениями. Писатель рассказывает о существовании «скверной истины», которую не нужно скрывать, а стоит работать над исправлением ошибок.

Другая идея — попытки вырваться из дома в лучшее место. Все деревенские перебираются в поселки, селяне — в областные центры и т. д. Но из-за наивности никто даже не подозревает о том, что там никто не будет ждать. И чтобы чего-то достичь, потребуется пройти через лишения и трудности.

Еще одной из основных идей, проходящих через каждую главу, является крайне негативное окружение. В деревне героине приходится наблюдать пьянство, беспорядочность, жестокость и другие плохие стороны жизни. Приехав в крупный поселок, она не видит изменений. Все остается таким же, как и дома.

Проблематика персонажей

Виктор Петрович Астафьев славится тем, что в его текстах отсутствуют полностью положительные или отрицательные герои. Он старался передать жизнь такой, какой она была.

Поэтому виноваты все персонажи, включая Людочку. С одной стороны, она представлена, как добрая и наивная девушка, но с другой, именно она боится пойти на жертвы, когда лежит в больнице в одной палате с умирающим лесорубом. Он хороший мужчина, и с ним у Людочки могла бы случиться любовь, но человек при смерти, а девушка боится брать на себя ответственность, ведь никто не может сказать, будет ли он жить и не останется ли инвалидом.

Главные герои их хорошие и плохие качества

Именно о лесорубе Людочка часто вспоминает перед тем, как повеситься. Она думает, что слишком легко променяла собственное «счастие» на перспективы большого поселка. Оставив короткую записку, девушка вешается в том же парке, где на нее свалилось несчастье, на хвостике своей старой колыбельки.

Творчество Астафьева

Характеристика отрицательных героев «Людочки» Астафьева тоже неоднозначна. Писатель вовсе не пытается сделать их жестокими. Он рассказывает о том, как живется людям в ситуации, когда общество отворачивается от них, закрывает глаза на горе и бедствия посторонних, а то и родных. Он вовсе не приводит аргументов, оправдывающих Стрекоча или Артема, но показывает их, как потерянных личностей, от которых все отказались.

Тематика и образы

Основной проблемой, которую автор видит в своем произведении, является жизненный уклад. Сам он родился до войны и прожил очень сложную жизнь, но не позволял себе камнем упасть на дно жестокого по отношению к окружающим общества.

Бедность и нищета, сбор урожая деревенскими для обмена на выпивку выглядят в глазах автора не настолько ужасными, как безразличие людей. Людочка повесилась не потому, что не смогла справиться с трудностями жизни в большом городе. Ее довели безразличие и критика со стороны близких людей. Она хотела всего лишь нескольких ласковых слов поддержки, но не получила этого.

Показал Астафьев в «Людочке» доброту и жестокость, постарался преподать урок читателям, рассказать, насколько важно участие в жизни близких и любимых людей и как учиться на чужих ошибках.

После произошедшего Артем пересмотрел свое существование:

  • отучился на электрика;
  • нашел хорошую работу, с помощью которой смог приносить пользу;
  • женился на доброй девушке;
  • к концу книги уже нянчил собственного ребенка.

Артем, бывший лидер молодых преступников, больше не хотел никого обижать. Он начал новый этап своей жизни. Но наверняка до конца будет вспоминать юную наивную девушку, которую пообещал защитить, а когда потребовалось — побоялся это сделать.

Отзывы читателей

Произведение сильно тем, что при малом объеме автору удалось раскрыть множество проблем общества. Причем большинство из них являются актуальными до сегодняшнего дня.

Астафьеву всегда удавалось гениально раскрыть тему своих произведений. Так и в «Людочке» он показал, насколько легко можно остаться одинокими в окружении родственников и близких людей.

Читатель

В послевоенное советское время говорить правду часто было не принято. Но Астафьев раскрывал истину в своих повестях и рассказах. Он не просто хотел показать обществу, насколько полезной может быть правда. Виктор Петрович собственным примером демонстрировал, что честно говорить нужно всегда, даже под прицелом властей. От этого читать его произведения становится намного приятнее.

Читатель

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по рассказу «Людочка» Астафьева
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

Лет пятнадцать назад рассказчик услышал одну историю. Много всего произошло за эти годы, а у него все еще болит сердце за нее – за Людочку.

Девушка – уроженка умирающей деревушки Вычуган, из семьи колхозников. Пьющий отец «исчез из жизни давно и незаметно». Мать нашла себе тракториста из леспромхоза, мужчину хозяйственного, охотника. Людочку он словно не замечал. Так она и «росла, как вялая придорожная трава». Училась на тройки, редко смеялась, все больше молчала.

Когда дочка окончила школу, мать отправила ее в город устраивать свою жизнь. А сама собралась с отчимом в леспромхоз. После ночевки на вокзале она зашла в парикмахерскую. Старая парикмахерша с больными ногами Гавриловна придала ей городской вид. Идти девушке было некуда, покрутившись в заведении до вечера, она напросилась к Гавриловне и в ученицы, и пожить.

Та выдвинула нехитрые требования: парней не водить, вино и табак под запретом, по дому помогать, а отчим пусть из деревни подкинет дров. Современные девушки Гавриловне казались нахальными, она предпочитала квартирантов-парней. Но для деревенской девчушки сделала исключение.

Людочка старалась изо всех сил, но экзамен на мастера провалила, осталась в парикмахерской уборщицей. Впрочем, у многих модников из поселка Вэпэвэрзэ стрижки и прически были делом ее рук. Одинокая Гавриловна обещала подписать на нее дом, свести с дельным вдовцом для замужества. И Людочка трудилась по дому без устали, до дурноты.

С работы девушка шла грязным, чахлым парком железнодорожного депо. Через весь парк пролегала канава с трубой, где бурлило «горячее месиво» из мазута. Целыми днями там слонялась местная шпана во главе с вожаком – Артемкой-мылом. Его-то Людочка и огрела машинкой, когда стригла. Чтоб не приставал. Парень Людочку зауважал, в обиду не давал. С ним она рискнула сходить на дискотеку. И ужаснулась шуму и разврату.

Потом Артемку потеснил новый главарь – Стрекач, судимый вор и насильник. Однажды он напал на Людочку в парке, надругался первым, потом «поучаствовали» остальные. В этот раз Артемка за нее не вступился. В поселке Гавриловна, как могла, утешила истерзанную Людочку. Сказала, что «сердце беречь надо», а замуж ее и такую обязательно возьмут. А Людочку потянуло к матери.

Она уехала в деревню. Жилым там остался только их дом. Все вдовы еще военных лет отошли в мир иной. Последней умерла старуха Вычуганиха, та самая, что пророчила беду России за разорение деревенской жизни, та самая, что учила все перезабывших баб молитвам.

Мать сразу поняла, что с дочкой неладное. Но не в ее правилах было жалеть: пусть каждый своей судьбой закаляется, терпит. Она и сама всю жизнь в нужде, а теперь вот еще одного ребенка под сердцем носит.

Вздохнув, Людочка побрела доить коровку Олену. И вдруг задумалась об отчиме. Он смолоду «в ссылках и лагерях», деревенской жизни поначалу совсем не знал, разбирался только в технике. Мог и поозорничать неожиданно, как мальчишка. К примеру, раз она видела, как он с восторгом и криками купается на речке. И стал он ей как-то ближе, понятнее. Сразу видно, что у него «не было детства». А ведь одно из худших преступлений – лишить человека какой-то части жизни. Впрочем, отчим в душу никого не пускал – сказывалась настороженность бывалого заключенного.

Скоро вернулась в поселок Людочка, прижалась к груди Гавриловны. А та сказала, что ей пора в общежитие. Временно, пока Стрекач на свободе. Ведь его бандиты угрожают спалить дом, если Людочка заявит в милицию.

Девушка вспомнила, как весной школьницей попала в больницу с воспалением. Неподалеку умирал молодой лесоруб: его болезнь запустили, теперь помочь уже нельзя. К нему, одинокому, подсела Людочка. Держала за руку, читала молитвы и стихи. А утром парень выдернул руку из ее пальцев.

И Людочка поняла: он ждал от нее другого. Чуда, жертвы, согласия вырвать его у смерти. Тогда бы парень превозмог саму смерть. Но он получил лишь жиденькое сочувствие, какое бывает у живых к умирающим. Она будто провожала его в далекий путь, ждала, когда все закончится. А парень хотел жить.

Теперь она сама, как тот умерший парень, тотально одинока со своей бедой. «Никому нет до меня дела». Нет человека, который с ней прошел бы этот путь. «В беде, в одиночестве все люди одинаковы». Даже тех, одичавших, на танцплощадке жаль. И Людочка вдруг поняла, насколько крепок духом отчим. Все вынес, пережил, остался человеком.

Мест в общежитии не было. И Людочка, как во сне, ходила старой дорожкой, через парк. С собой для Стрекача у нее была бритва. Однажды подручные бандита подловили ее, потащили в кусты. Не теряя присутствия духа, девушка объявила, что на все согласна – только бы переодеться. Ведь прошлый раз ей изорвали плащ. И они пустили ее переодеться «в ношеное».

Людочка хотела нацарапать записку – да в ручке засохла паста. Тогда, переодевшись в деревенское платьице, прихватив крепкую веревочку (еще из родительского дома, с ее люльки), она вышла к парку. Мельком прочла на заборе объявление о наборе людей на лесные работы. Усмехнулась: там стрекачей, небось, пруд пруди.

Нашла в парке тополь, приладила веревку. С петлей на шее попрощалась с матерью, отчимом, Гавриловной. Попросила прощения у Бога. И повесилась. Недолго сердце ее боролось за жизнь, отлетела «простенькая душа» обыкновенной девчонки. Бандиты, увидев тело Людочки на тополе, разбежались.

Похоронили ее в городе, поминали у Гавриловны. Та причитала, что девушка была ей как дочь. А настоящая мать каялась в душе: зря вытолкнула Людочку одну-одинешеньку в город. Хмурый отчим подался в парк. Нашел там Стрекача, сорвал с него крест, загнал на раскаленную трубу. Шпана, почуяв настоящего «пахана», присмирела, занялась вызовом скорой для вожака. Впрочем, ему это уже не помогло.

А отчим, возвращаясь в дом, приостановился у тополя, снял обрывок знакомой веревочки. И с болью пожалел, что сук под девушкой не надломился. Назад ехали молча. Мать Людочки с опаской прислонилась к сильному плечу мужа – он не отстранился, даже приобнял.

А у Артемки-мыла судьба сложилась неплохо: выучился провода тянуть по столбам, женился, стал отцом. Местная газета опубликовала ежеквартальный отчет о городских происшествиях. Ни Людочка, ни Стрекач в него не попали. Чтобы не портить статистику, их смерти внесли в графу самоубийств без всяких причин.

Читательский дневник по рассказу «Людочка» Астафьева

Сюжет

Вымирающая деревенька, скромная, работящая Людочка живет с матерью и отчимом. После выпуска из школы мать посылает ее искать место в жизни в городе. Людочку берет под крыло старая парикмахерша. Девушка живет у нее, убирает, готовит, учится стричь. Местная шпана во главе с судимым Стрекачом останавливает ее в парке по дороге домой, насилует.

Девушка ищет сочувствия у матери, Гавриловны, переосмысливает жизнь, вспоминает случаи из жизни. Оказывается, человек в беде часто одинок, не каждый, как отчим, может выстоять, выжить (он сам по ссылкам смолоду). Когда над девушкой пытаются повторно надругаться, она хитростью отпрашивается домой. Берет веревку и вешается в парке. После похорон отчим убивает Стрекача. Вместе с беременной женой он возвращается в деревню.

Отзыв

История учит состраданию, неравнодушию. Нельзя проходить мимо чужой беды. Тема умирания русской деревни, духовно мертвого рабочего городка времен позднего СССР. Тема «маленького человека», который ищет свой путь в жизни, преступления без наказания (по закону), религии. А еще – смерти, самоубийства, загубленной природы. Одиночество в толпе, беспросветная, бессмысленная, дикая жизнь, пьянство, насилие над душой и телом. Женская доля, семья, дом. Честный взгляд на современного человека.

  • О чем рассказ любовь к жизни джек лондон
  • О чем рассказ льва толстого акула
  • О чем рассказ лисичкин хлеб пришвина
  • О чем рассказ лескова левша
  • О чем рассказ левша кратко