О чем рассказ народ избранный

Содержание статьи

  • Краткое содержание рассказа
  • Основная мысль — кто он «Народ избранный»?
  • Видео: Людмила Eлицкая. Театр, учеба и черновики
  • Христианская мораль рассказа
  • Видео: Людмила улицкая: «какой бы ни была мучительной ситуация, самый интересный вопрос — что будет потом»
  • Литературные источники:

Народ избранный — короткий рассказ Людмилы Улицкой из цикла «Бедные родственники». В нем автор акцентирует внимание на уникальности и неповторимости их внутреннего мира. Это Зина и Катя в рассказе «Народ избранный», которые, несомненно, являются маргинальными героями – Катя сидела, она калека, Зина больная душевно, но эти люди испытывают состояния благодати, а их нищета и есть истинная избранность.

Краткое содержание рассказа

Рассказ про Зинаиду, которая недавно похоронила свою мать. До смерти матери к ней Марья Игнатьевна приходила, кормила, а потом перестала, потому что захотела взять мамину кофту, а Зина не отдала – хотела как память сохранить, больше эта кофта ей ни для чего бы не пригодилась, потому что была Зина «такой ширины, что в трамвай  не влезала».

Зинаида имела инвалидность второй группы, хоть и считала она, что все болезни её в ногах, но врачи говорили, что в железах-надпочечниках. Когда её мать помирала, то сказала, чтобы Зина шла к храму, когда деньги кончатся: «Добрые люди помогут твоему убожеству за ради Божьей матери». Так она и сделала.

посредничество между богом и человеком

Никто ей не подал, кроме одной женщины, которая попросила помолится об успокоении Екатерины. Поэтому Зина решила уходить, но сначала – зайти в храм: поблагодарить Божью Матерь. В церкви она поставила свечку возле Казанской и пошла к выходу, но здесь на неё набросились другие нищие. Крича, чтобы она больше сюда не приходила, и ругаясь бранными словами, они бросились на Зину. Зина готова была уже убегать, но ноги у неё подкосились, и она упала. Вдруг она услышала:

«У, шакалья стая, рванина ненасытная! Мразь ты, Котова! Двадцать лет стоишь, всё мало набрала! На тот свет заберёшь! А ты куда старый хрен, лезешь, прислуга фашистская! Вставай, что ли!»

Это кричала на попрошаек Катя Рыжая. Она помогла Зине подняться, дала ей три рубля, и сказала, чтобы её здесь больше никто не трогал. В следующий раз Зина пошла к церкви на Покров, теперь её уже никто не прогонял, и она насобирала почти четыре рубля, но Катю она так и не увидела.

история еврейства

Только на третий раз встретила она Катю, которая увидела её, кивнула и зашла в храм, Зинаида пошла за ней. Катя разговаривала со священником, а затем запела «Верую…». После церкви они пошли к Зине домой, где сели за стол; Катя достала четвертинку водки, и торжественно, но  вкрадчиво, сказала: Зинаида правильно сделала, что пришла к церкви, потому что попрошаек и так много, а Зина должна стать настоящей нищенкой! И Катя рассказала свою историю.

Катя училась в техникуме, потом вышла замуж, из-за мужа попала в тюрьму, а когда вернулась, мать не пустила её  домой.  Решила  она переночевать у подруги на даче, но когда  проезжала Савеловский вокзал, зашла в церковь. Стояла плакала, потому что очень плохо ей было, потому что «калечная» и некрасивая она – ничего не дал ей Бог, и тут увидела она женщину, у которой не рук, не ног не было. Так Кате её жалко стало, что заплакала она. Тогда Катя поняла, что и настоящие нищие для того и нужны, чтобы посмотрел на них любой и подумал, что хорошо хоть мне больше повезло, так как, по выражению Кати, завистливые все стали: о себе только думают, поэтому народ нищий – избран Богом!

посредничество между богом и человеком

Основная мысль — кто он «Народ избранный»?

Фрагмент, связанный с рассказом о двух монахинях, вводится автором через слова одной из главных героинь – Кати Рыжей. В монологе, обращенном к Зинаиде, Катя рассказывает, как к ней пришло понимание своего места в жизни, как увиденное однажды подтолкнуло её к переосмыслению жизненных ценностей. Речь героини проста, незамысловата, очень эмоциональна. Детальные подробности, переживаемые Катей во время рассказа, волнуют её по-прежнему. Сравнения, относящиеся и к монахиням («как младенец», «как мышь») и к самой Кате («как коза на верёвке»), помогают зрительно представить происходящее.

Эта сцена – главная в рассказе. Простая женщина, убогая, нищая, обделенная привычными ценностями, приходит к высшей нравственной мудрости – она определяет предназначение человека на Земле. Это высокое предназначение: нет на Земле лишних людей – «Господь поставил, там и стой!». Мудрость эту Катя несёт таким же, как она, страждущим, тем, кто потерял веру в справедливость устроенного мира, кто отчаялся в своём безверии.

Как великую тайну, раскрывает Катя Рыжая истину, желая помочь наивной, жалкой, убогой и неустроенной Зинаиде осознать своё место в жизни, обрести смысл существования, которого раньше у неё не было: «Вот оно, моё место: калека, стою у храма, проходят люди мимо, каждый посмотрит и про себя скажет: слава тебе, Господи, что ноги мои здоровы и что не я стою здесь с рукой-то! А другой и совестью зашевелится, смекнет, что Богу неблагодарен за все благодеяния его… Божий человек, Господу служит! Он избранный народ, нищий-то!»

Открытие, к которому пришла Катя, не даёт ей покоя и характеризует её как глубоко чувствующего человека, способного к состраданию. Сердце героини не очерствело в жизненных трудностях, невзгоды не обозлили её, а душа её открыта для всех, кто ищет в ней участия, сострадания и помощи.

Слова Кати завораживают Зинаиду, и наступает забытье, сон, в котором Зинаида видит всё то, чего нет у неё в жизни и что представляется в её воображении желаемым: и здоровые ноги, и мама, нарядная и красивая, и так много ярких цветов вокруг, и упругость земли под ногами – и, может быть, впервые она по-настоящему счастлива.

Видео: Людмила Eлицкая. Театр, учеба и черновики

У нас в гостях Людмила Улицкая. Мы поговорили с писательницей о ее новой работе «Бумажный театр»: почему это «непроза»? А также мы обсудили любовь к литературе, блеск в глазах, нелюбовь к Достоевскому и многое другое. Беседу вела Полина Парс.

Лабиринт

Христианская мораль рассказа

Рассказ «Народ избранный» (1993, сборник «Бедные родственники») — это рассказ о нищих и инвалидах. Сюжет этого рассказа достаточно прост. Уже с первых строк звучит христианский мотив: действие происходит возле церкви в канун христианского праздника Сергия Радонежского, когда Зина впервые пришла просить милостыню.

О счастье, о смысле жизни в рассматриваемом нами рассказе рассуждают не обыватели и прожигатели жизни, а нищие, просящие милостыню. И именно эти люди, юродивые, названы Улицкой избранными. Избранными Господом, потому что им ведомо, что такое истинное счастье. Они знают, что счастье не в красоте, не в материальных благах, а в том, чтобы быть благодарными Богу за самый великий дар — жизнь — какой бы она ни была. Одна из героинь рассказа — Катя — говорит: «Господь поставил, там и стой!».

история еврейства

Безусловно, не каждый согласится с мнением о счастье «народа избранного». Л. Улицкая имеет в виду христианское представление о счастье, которое отличается от светского и включает следующие особенности:

  1. «избранным» дана безусловная вера, не отягощенная интеллектуальными и нравственными поисками доказательств бытия Божьего;
  2. они обладают бесконечным смирением, не требующим от них никакого напряжения воли;
  3. они не предаются греху гордыни;
  4. они умеют быть благодарными за каждый прожитый миг;
  5. они могут довольствоваться малым — тем, что имеют;
  6. им не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства.

Катя характеризует нищих следующим образом: «Настоящий нищий… Божий человек. Господу служит! Он избранный народ, нищий-то» . Но стоит сказать о том, что в рассказе дан не один «тип» нищих, они условно поделены автором на группы: попрошайки и нищие. И об этом в своих рассуждениях говорит Катя: «Ты на попрошаек не смотри, Зина, у них одна забота — денег набрать. А настоящий нищий, Зиночка, Божий человек, Господу служит! Он избранный народ, нищий-то!».

Лабиринт

Высшая мудрость, по мнению Улицкой, состоит в том, чтобы научиться верить в лучшее, уметь смиряться с неизбежными обстоятельствами, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды. Именно библейский контекст позволяет выделить в этом рассказе два основных мотива — заступничества и избранничества.

Видео: Людмила улицкая: «какой бы ни была мучительной ситуация, самый интересный вопрос — что будет потом»

Наталья Синдеева решила на карантине возродить программу «Синдеева». Первый гость — писательница Людмила Улицкая. Поговорили о том, как не сойти с ума на самоизоляции, какие сценарии жизни ждет человечество после коронавируса, как важна сегодня взаимопомощь и сострадание, и как история с раком научила Людмилу Улицкую каждый день находить радости в окружающем мире.

нобелевская премия

Литературные источники:

  • Анализ эпизода рассказа Л. Улицкой «Народ избранный». Васильев Андрей // г. Черняховск. 2009 г. Интернет ресурс — https://refdb.ru/look/1625115.html
  • Бедные родственники. Улицкая Л.Е. // М.: Аст, 2015. – 221 с.
  • Бедные, злые, любимые: Повести. Рассказы / Л. Улицкая. — М. : Эксмо, 2003. — С. 60.
  • Настоящая женская проза или Феномен Людмилы Улицкой. Молчанов А. // Людмила Улицкая. Сквозная линия; Авторский сборник. — М: Эксмо, 2002. — С. 3–10. 3.        
  • Русская проза конца XX века: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Под ред. Т. М. Колядич. — М.: Академия, 2005. — С. 369–391. 2.        
  • Типы характеров в сборнике рассказов Л.Улицкой «Бедные родственники». Глазинская Е. Т. // АлтГПУ. г. Барнаул
  • Христианские мотивы в рассказе Л. Улицкой «Народ избранный» Агаева К.Ш. // журнал: Новое в современной филологии. №14, 2014г.
  • Художественная деталь, пейзаж и портрет в прозе Л. Улицкой (на примере цикла «Бедные родственники»). Мотамедния М.Н. // Гуманитарные исследования. 2019. № 4 (72)

Библиографическое описание:


Агаева, К. Ш. Библейский мотив избранничества в рассказе «Народ избранный» / К. Ш. Агаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 659-661. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21307/ (дата обращения: 10.01.2023).

Рассказ «Народ избранный» (1993, сборник «Бедные родственники») — это рассказ о нищих и инвалидах. Сюжет этого рассказа достаточно прост.

Уже с первых строк звучит христианский мотив: действие происходит возле церкви в канун христианского праздника Сергия Радонежского, когда Зина впервые пришла просить милостыню. Как нам известно, Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как Преподобный и считается подвижником Русской земли. Также считалось, что Сергий Радонежский своими словами мог «лечить» самые огрубевшие сердца. Преподобный Сергий Радонежский родился в 1319 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. С юных лет Сергий желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако Кирилл и Мария долго не благословляли сына на монашескую жизнь. И только когда они, незадолго до своей праведной кончины, удалились в монастырь, преподобный Сергий Радонежский со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще.

Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года. Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы. Жизнь в глубоком уединении оказалась не под силу старшему брату преподобного, Стефану, и он вскоре удалился из этих мест. Преподобный Сергий остался в совершенном одиночестве. С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось заветное желание юноши — игумен одного из близлежащих монастырей Митрофан постриг его в монашество.

Ни одного часа времени преподобный Сергий Радонежский не проводил в праздности. Мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, он восходил от силы в силу, с каждым днем своей жизни все больше приближаясь ко Христу. Единственным желанием преподобного Сергия Радонежского было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении.

Вскоре вокруг преподобного Сергия стали селиться люди, желавшие спасаться под его руководством. По настоятельному желанию учеников Сергий Радонежский становится священником и игуменом основанного им монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним сделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни.

В 1380 году, когда правитель Золотой Орды Мамай вел полки на разорение Русской земли, великий князь Димитрий Иоаннович, готовясь выступить в поход, просил у преподобного Сергия Радонежского благословения и молитвы. «Если враги хотят от нас чести и славы, — сказал ему Преподобный, — дадим им; если хотят злата и сребра — дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить». Эти слова преподобного Сергия Радонежского являются как бы истолкованием известных евангельских слов: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Преподобный Сергий Радонежский скончался 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту православной веры. Преподобный завещал также блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие к смирению и страннолюбию.

Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия Радонежского называют Игуменом земли Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку.

Не случайно и упоминание праздника Иоанна Богослова. Он — один из Двенадцати апостолов, автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет. Его также называли Апостолом любви. Любовь же, по Иоанну Богослову, заключалась в том, чтобы следовать заповедям Божьим. Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Служение Любви — весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова.

Символично, что именно в этот день Зине впервые подают милостыню и просят помолиться об упокоении Екатерины. Но Зина теряет деньги, когда её начинают избивать нищие, которые требуют, чтобы она больше не ходила туда, так как там хватает своих. И в этот же день впервые происходит её встреча с Катей Рыжей, которая выступает в роли заступницы Зины. Именно Катя становится «проводником» Зины в мир нищих и убогих. Она не просто вводит Зину в это «общество», она, можно сказать, учит Зину верить в Бога, потому что мама учила Зину верить только в Божью Матерь. Хотя из дальнейших слов Зиночки мы понимаем, что она и вовсе не понимает, во что верит, потому что на вопрос Кати, кому ж она мать, Зина, растерявшись, отвечает: «Дочки своей матерь». Катя от такой неожиданности уронила костыли: «Да ты, Зина, хуже татарина» [4: 98].

В следующий раз Зинаида приходит в церковь и собирает «много денег, почти четыре рубля» на христианский праздник Покрова Пресвятой Богородицы, и это тоже глубоко символично. В этот день православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Божия Матерь распростерла свой омофор над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми.

Следующий символ, изображённый в рассказе, — икона Казанской Божьей Матери, перед которой ставит свечку Зина, как её учила мать. Эта икона считается чудотворной. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан. Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы и испытания. В народе ее считают заступницей женщин.

О счастье, о смысле жизни в рассматриваемом нами рассказе рассуждают не обыватели и прожигатели жизни, а нищие, просящие милостыню. И именно эти люди, юродивые, названы Улицкой избранными. Избранными Господом, потому что им ведомо, что такое истинное счастье. Они знают, что счастье не в красоте, не в материальных благах, а в том, чтобы быть благодарными Богу за самый великий дар — жизнь — какой бы она ни была. Одна из героинь рассказа — Катя — говорит: «Господь поставил, там и стой!» [4: 106].

Безусловно, не каждый согласится с мнением о счастье «народа избранного». Л. Улицкая имеет в виду христианское представление о счастье, которое отличается от светского и включает следующие особенности:

1)      «избранным» дана безусловная вера, не отягощенная интеллектуальными и нравственными поисками доказательств бытия Божьего;

2)      они обладают бесконечным смирением, не требующим от них никакого напряжения воли;

3)      они не предаются греху гордыни;

4)      они умеют быть благодарными за каждый прожитый миг;

5)      они могут довольствоваться малым — тем, что имеют;

6)      им не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства.

О людях, изображенных в рассказе, в Евангелии говорится: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное». Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лк.14:33). Катя характеризует нищих следующим образом: «Настоящий нищий… Божий человек. Господу служит! Он избранный народ, нищий-то» [4: 106]. Но стоит сказать о том, что в рассказе дан не один «тип» нищих, они условно поделены автором на группы: попрошайки и нищие. И об этом в своих рассуждениях говорит Катя: «Ты на попрошаек не смотри, Зина, у них одна забота — денег набрать. А настоящий нищий, Зиночка, Божий человек, Господу служит! Он избранный народ, нищий-то!».

А. Молчанов, рассуждая в своей статье «Настоящая женская проза, или феномен Людмилы Улицкой» об этом рассказе, говорит о том, что нищие, юродивые избраны страдать «за все человечество, и в этом миссия его и счастье» [2: 4]. Эту мысль подтверждают слова той же Кати Рыжей, рассказавшей Зине историю двух монахинь. Она видит их (нищих) предназначение в том, что люди, проходящие мимо таких, как они, начинают сознавать всю прелесть жизни, благодарят Бога за то, что они здоровы, «что ноги мои здоровы и что не я стою здесь с рукой-то».

Традиция изображения юродивых — это традиция христианизированной литературы (Н. Гоголь, Н. Лесков, Л. Толстой, Ф. Достоевский). Изображая своих героев, Улицкая словно обращается к фразе из Нового Завета: «Сила моя в немощи совершается».

Высшая мудрость, по мнению Улицкой, состоит в том, чтобы научиться верить в лучшее, уметь смиряться с неизбежными обстоятельствами, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды. Именно библейский контекст позволяет выделить в этом рассказе два основных мотива — заступничества и избранничества.

Литература:

1.                  Колядич Т. М. Людмила Улицкая // Русская проза конца XX века: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Под ред. Т. М. Колядич. — М.: Академия, 2005. — С. 369–391.

2.                  Молчанов А. Настоящая женская проза или Феномен Людмилы Улицкой // Людмила Улицкая. Сквозная линия; Авторский сборник. — М: Эксмо, 2002. — С. 3–10.

3.                  Христианство: Словарь. — М.: Республика, 1994.

4.                  Улицкая Л. Народ избранный // Бедные, злые, любимые. Повести. Рассказы. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, — С. 95–108.

Основные термины (генерируются автоматически): нищий, рассказ, русская земля, Бог, Божий человек, избранный народ, слово, старший брат, том.

Рассказ Л.Улицкой «Народ избранный»

Уроки калининградских учителей

Представляем уроки учителей
Калининграда. Все они посещают лабораторию «Вуз —
школа», пятнадцать лет назад организованную
Л.Г. Максидоновой, преподавателем методики
Калининградского госуниверситета. С той поры
лаборатория активно работала, только за
последние годы было написано и издано восемь
книг-конспектов уроков для учителей литературы.
Недавно Лия Георгиевна ушла из жизни, но её
ученики продолжают работать. Плоды трудов
калининградских словесников перед вами.

Я ИДУ НА УРОК

Татьяна Угроватова,
школа № 40


Рассказ Л.Улицкой «Народ избранный»

Учитель. Поговорим о Людмиле Евгеньевне
Улицкой — прозаике, сценаристе кино и
телевидения, чьи книги переведены на семнадцать
языков, обладательнице Букеровской премии 2001
года и нескольких литературных премий. Прежде
чем начать разговор о рассказе «Народ
избранный», хотелось бы услышать ответ на вопрос:

— Чего больше всего боится каждый человек,
независимо от возраста, пола и национальности?

Болезней, нищеты, смерти, тюрьмы, одиночества,
отверженности.

В рассказе воплощены почти все названные вами
страхи, обуревающие людей во все времена.
Обратимся к заглавию.

Первая учебная ситуация. Работа с
заглавием

Учитель. Рассказ «Народ избранный» входит в
сборник «Бедные родственники», вышедший в 2001
году. Обычно у Улицкой рассказы, соединённые в
сборник, связаны между собой либо темами, либо
героями, либо сквозной мыслью. Сравните заглавия
рассказов из этого сборника: «Счастливые»,
«Бедные родственники», «Бронька»,
«Генеле-сумочница», «Дочь Бухары», «Лялин дом»,
«Гуля», «Народ избранный».

— Какие противоположные понятия,
взаимоисключающие образы вы обнаружите уже
здесь?

Счастливые и несчастные; бедные, но
счастливые; маленькие, но необычные, избранные.

— Заглавие последнего рассказа тоже
необычно. Прочтите его. Обратите внимание на
инверсию.

Изменится ли смысл заглавия, если поменять
слова местами?

Если не использовать инверсию, смысл заглавия
станет более обыденным, исчезнет
выразительность, возвышенность.

— Теперь прочтите заглавие отстранённо, не
обращаясь к содержанию рассказа. Вам поможет
словарь.

Избранный — выбранный, отборный,
лучший, отличный.

Какие ассоциации возникают у вас при этом?

Редкие люди, выбранные из числа многих, не
такие, как все, необыкновенные, значительные,
имеющие высокое предназначение.

— Какие люди названы автором “избранными”?

Маленькие люди, убогие, больные и бедные,
нищие и калеки, отверженные обществом —
маргиналы.

— Какое определение больше подходит к слову
“народ”, если говорить о героях рассказа?

Народ отверженный.

— Почему же автор называет этих людей
“избранными”?

Вторая учебная ситуация. Анализ
текста

— Кого называют “избранными”? Какие они
(внешне и внутренне)? Чем, по мнению Кати,
отличаются попрошайки от настоящих нищих?

Ученики получают задание для работы над
текстом: найти в тексте и подчеркнуть детали,
характеризующие героев (первая группа работает с
характером Зинаиды, вторая — Кати, третья —
нищих). Результаты сводятся в таблицу. Обращается
внимание на слово блаженный.

  Детали внешности и
поведения
Авторская оценка и
оценка героев
Зинаида “…Приволокла к церкви своё жидкое,
стекающее книзу волнами, скорбное тело”. “…Была
такой ширины, что в трамвай не влезала”. “Обута
была Зинаида мягко, в разрезанные впереди
войлочные тапочки, к которым у неё дома были и
галоши на мокрое время… и тренировочные штаны
носила Зина, потому что никакие чулки на её
складчатые ноги не налезали. Поверх надет был
новый огненно-ржавый халат фланелевый и хорошая
кофта, — по своей неразумности надела она на себя
всё самое лучшее, как в поликлинику, потому что
шла на люди”. “Не дотумкала одеться победнее…
заколыхала через проспект”. “Поковыляла к
выходу”. “Она осела на самой дороге, как
огромная растрёпанная курица, укрывая голову
белыми и пухлыми руками”.

“Мысли были большие,
одутловатые, неповоротливые”.

“Добрые люди помогут твоему убожеству
за-ради Божьей матери” (мать).

“Убогому
человеку уже и притулиться негде!” (Катя).

“…Квашня… прорва” (мать).

“Ничего она не умела” (автор).

“Слониха” (нищие).

Катя Рыжая “Раздался свирепый и хриплый голос…
железная рука легла ей на плечо”.

“Перед ней
стоял маленький, широкоплечий — сначала
показалось — мальчишка, нет, не мальчишка,
мужиковатого вида женщина в брюках, с косыми
бровями и разбойным лицом. Жёлто-чёрная чёлка
торчала из-под белого ханжеского платка.
Растопыренные ноздри подрагивали”.

“Катя Рыжая стояла, опираясь на два
здоровенных костыля”. “Маленькая, как кривое
высохшее дерево, Катя”.

“Совсем без подпорки Катя вообще ходить не
могла, сразу валилась”.

“Орала эта странная женщина” (автор).
 Нищие “…Старуха, в клетчатом платке, с
жирной родинкой под глазом, из тех, что стояли на
самом давальном месте, перед ступенями,
набросилась на неё, вывернула ладонь так, что
посыпались на землю набранные монеты… и стала
толкать её в спину корявой сумкой”.

“Хромой старик
поднялся с земли, зашёл с другого бока и, чёрным
словом обругав её, замахнулся”.

“Гнала её совсем уж крохотная старушонка в
плешивой меховой шапке”.

“Шакалья стая, рванина несытая! Мразь
ты, Котова! Двадцать лет стоишь, всё мало набрала!
На тот свет заберёшь! А ты куда, старый хрен,
лезешь, прислуга фашистская!”. “Банда
попрошайская!”

“Ишь, мафию развели, как в
Сицилии… Хуже милиции!”.

“Они… тёмные, сил нет. Есть злые, как собаки. Да
что собаки, хуже собак! Чуть цыкнешь, хвосты
прижимают. Всё больше попрошайки, настоящих
нищих здесь почти что и нет”.

“У них одна забота — денег набрать” (Катя).

Блаженный — 1. Счастливый, невозмутимо
радостный. 2. Глуповатый, чудаковатый.

Писательница уделяет большое внимание
внешности героев. А внешность эта
непривлекательна, как не могут быть
привлекательны убожество, нищета, безобразие. В
этом герои схожи: нелепое одеяние и неприятная
внешность характеризуют и Зинаиду, и Катю, и
нищих. И всё же эти люди, стоящие у храма, не
одинаковы. Одни  — жадные, гнусные, ничтожные,
— это попрошайки. Они злые, тёмные, у них одна
забота — денег набрать. Другие — “настоящие
нищие”. Они больные, убогие, но они не ропщут —
они блаженные. Не о них ли сказано в Евангелии:
“Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие
Небесное”. Бог создал их “для сравнения, для
примера или для утешения”, они Божьи люди (в
беседе с критиком о рассказе священник Игорь
Поляков ошибочно называет рассказ «Народ Божий».
Это не случайная ошибка!). Как говорит Катя:
“Настоящий нищий… Божий человек. Господу
служит! Он избранный народ, нищий-то”.

Кем избранный? Господом. Для чего избранный?
Для того чтобы, во-первых, стать своеобразным
связующим звеном между Богом, Матерью Божьей и
людьми, так как просят Христа и Матери Божьей
ради, одним своим присутствием обращая мысли
окружающих к духовным помыслам. Во-вторых, чтобы
ежедневно являть окружающим своё обнажённое
страдание, тем самым как бы беря на себя и их
страдания, как Христос взял на себя страдания
человечества. И поэтому именно им дано быть
по-настоящему счастливыми.

Учитель. Мало кто из вас согласится с
последним выводом — о счастье “народа
избранного”. Имеется в виду христианское
представление о счастье, которое отличается от
светского и включает следующие особенности:

  • “избранным” дана безусловная вера, не
    отягощённая интеллектуальными и нравственными
    поисками доказательств бытия Божьего;
  • они обладают бесконечным смирением, не
    требующим от них никакого напряжения воли;
  • они не предаются греху гордыни;
  • они умеют быть благодарными за каждый прожитый
    миг;
  • они могут довольствоваться малым — тем, что
    имеют: им не свойственны чувства зависти, злости,
    обиды, стяжательства.

Обывателю трудно принять такое представление о
счастье, такой тип поведения и вообще факт
существования таких людей. И хотя тема
маленького человека (нищего, убогого,
деклассированного) не нова в русской литературе
(в том или ином виде таких героев можно встретить
в творчестве Гоголя, Салтыкова-Щедрина,
Тургенева, Достоевского, Чехова, Горького,
Булгакова, Платонова и других), всё же нельзя
отрицать нежелание общества мириться с ними в
реальной жизни. Их будто не существует вокруг
нас. Государственное мироустройство на них как
будто “не рассчитано”. Жизнь создана для
среднего человека, а любой выделяющийся из общей
массы мешает: будь он слишком толстый, слишком
высокий, слишком маленький, безногий, безрукий и
тому подобное. Это в цивилизованном обществе для
маленьких строят маленькие дома, для инвалидов
придумывают коляски по последнему слову техники,
специальные автомобили, дают возможность
передвигаться без посторонней помощи,
участвовать в соревнованиях себе подобных,
работать, достойно жить среди людей. Мы в нашем
обществе не любим о них говорить, стараемся не
замечать, стыдливо проходим мимо, испытывая
чувство брезгливости и недоумения, реже чувство
вины.

Такое же отношение к ним со стороны людей мы
встречаем и в рассказе «Народ избранный». Нова
для нас только позиция автора. Улицкая ставит их
выше обывателей, называет “избранными” (значит
— лучшими). Почему? Потому что они мудрее. Они
познали истинное счастье.

— Как вы думаете, что означает концовка
рассказа?

Сон, смерть, забвение, счастье.

— Что такое счастье, по мнению автора? В
каких словах Кати сосредоточена мудрость жизни?

Катя рассуждает о смирении, о счастье, о вере.
Счастье не в богатстве, не в красоте, но в
смирении, в благодарности за жизнь, какой бы она
ни была, в осознании своего места в жизни, которое
есть у каждого: “Господь поставил, там и стой!”

Учитель. Прежде чем вы выскажете своё
мнение о рассказе, обратимся к критике. На
карточке перед вами высказывания критиков и
читателей. Обобщите эти высказывания и запишите
выводы. Слова, с которыми вы согласны, можете
использовать.

Мнения о рассказе

Карточка 1.

В её рассказах-притчах всегда есть какой-то
выход на философско-религиозный уровень,
осмысление жизни, прорыв к вечному. Её персонажи,
как правило, — “маленькие люди”, старики,
больные и бедные, отверженные обществом,
маргиналы… — руководствуются принципом:
никогда не спрашивай “за что”, спрашивай “для
чего”. По мнению Улицкой, такова логика
истинного христианина, убеждённого в том, что всё
происходящее, даже самое несправедливое, самое
мучительное, если его правильно воспринять,
непременно направлено на открытие в человеке
нового видения. Эта мысль лежит в основе многих
её рассказов…

Карточка 2.

Священник Игорь Поляков: “Вспоминается
рассказ Л.Улицкой «Народ Божий». Этот рассказ я
читаю семинаристам в курсе Основного богословия.
С моей точки зрения, это исключительно точное и
ясное понимание искупления. Даже в
святоотеческой литературе я не встречал такого
простого и ясного объяснения того, что такое
искупление. Это не догматическое богословие.
Часто нужно объяснить на понятийном уровне, что
такое искупление, что совершает искупление в
жизни человека, и я не нашёл лучшего
иллюстративного материала, чем у Людмилы
Улицкой”.

Карточка 3.

Корреспондент. А какая из уже написанных и
изданных книг вам милее других?

Улицкая. Не могу сказать, что есть особенно
любимое. Есть что-то для меня особенно важное.
Например, рассказ «Народ избранный». Это —
вопрос размера открытия. Каждый раз, когда ты
что-то маленькое даже пишешь, это полностью
лишено смысла, если там нет твоего личного
открытия… Читатель может его чувствовать или не
чувствовать, но без этого пишущему человеку
неинтересно… Рассказ «Народ избранный» — с
открытием.

Карточка 4.

…Потрясающий по силе «Народ избранный» — об
инвалидах, убогих людях, о попрошайках у
православного храма. С помощью одной очень
незначительной частной истории поднят
колоссальный пласт жизни, которого мы в
большинстве своём не то чтобы не знаем, а не хотим
знать, инстинктивно бежим от него. А знать-то
нужно. От тюрьмы да от сумы не зарекайся. От
инвалидности тоже. Все под Богом ходим… — мысль
Улицкой проста, как всё гениальное: Богом
обиженные страдают, чтобы другим легче стало, а
те, кто сумеет понять своё предназначение,
находят в нём счастье…

Третья учебная ситуация.Беседа

— Нужно ли читать о нищих и калеках? Нужно ли
писать об этом, или это запретная тема? Согласны
ли вы с точкой зрения автора? Какие открытия
делает Улицкая в рассказе?

Учитель. Этот рассказ не только о “народе
избранном”, но и обо всех нас. Ведь мы не
рождаемся для страданий и боли. Все достойны
того, чтобы быть счастливыми, здоровыми,
успешными и благополучными. Только в жизни всё
складывается по-разному. Даже самому счастливому
человеку дано познать боль и страх, одиночество и
болезни, страдания и смерть — дано понять
трагизм жизни. Часто для того чтобы жить,
требуется немалое мужество. Не каждый смиренно
принимает свою судьбу и безропотно несёт свой
крест. Высшая мудрость, по мнению автора, и
состоит в том, чтобы научиться верить, уметь
смиряться с неизбежным, не завидовать чужому
счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на
какие невзгоды и потери.

Использованная литература

1. Даль В. Толковый словарь… М., 1955. Т.
2. С. 11.

2. Толковый словарь…: В 4 т. / Под ред.
Д.Ушакова. М., 1994. Т. 1. С. 151.

3. Цуркан А. Единство в многообразии, или
Народ избранный // Старое
литературное обозрение. 2001. № 2.
http://magazines.russ.ru/slo/2001/2/curk.html.

4. Современная русская проза // Radio Grad Petrov /
http://gradpetrov.narod.ru/arch/proza.html.

5. Георгадзе М. Интервью //
http://www.litwomen.ru/forum/search.php.

6. Молчанов А. Настоящая женская проза,
или Феномен Людмилы Улицкой // http: //writer.fio.ru/news.
Php.n=20057&c=1668.

Учитель. Поговорим о Людмиле Евгеньевне Улицкой – прозаике, сценаристе кино и телевидения, чьи книги переведены на семнадцать языков, обладательнице Букеровской премии 2001 года и нескольких литературных премий. Прежде чем начать разговор о рассказе “Народ избранный”, хотелось бы услышать ответ на вопрос:

– Чего больше всего боится каждый человек, независимо от возраста, пола и национальности?

Болезней, нищеты, смерти, тюрьмы, одиночества, отверженности.

В рассказе воплощены почти все названные вами страхи, обуревающие людей во все времена. Обратимся к заглавию.

Первая учебная ситуация. Работа с заглавием

Учитель. Рассказ “Народ избранный” входит в сборник “Бедные родственники”, вышедший в 2001 году. Обычно у Улицкой рассказы, соединенные в сборник, связаны между собой либо темами, либо героями, либо сквозной мыслью.

Сравните заглавия рассказов из этого сборника: “Счастливые”, “Бедные родственники”, “Бронька”, “Генеле-сумочница”, “Дочь Бухары”, “Лялин Дом“, “Гуля”, “Народ избранный”.

– Какие противоположные понятия, взаимоисключающие образы вы обнаружите уже здесь?

Счастливые и несчастные; бедные, но счастливые; маленькие, но необычные, избранные.

– Заглавие последнего рассказа тоже необычно. Прочтите его. Обратите внимание на инверсию.

Изменится ли смысл заглавия, если поменять слова местами?

Если не использовать инверсию, смысл заглавия станет более обыденным, исчезнет выразительность, возвышенность.

– Теперь прочтите заглавие отстраненно, не обращаясь к содержанию рассказа. Вам поможет словарь.

Избранный – выбранный, отборный, лучший, отличный.

Какие ассоциации возникают у вас при этом?

Редкие люди, выбранные из числа многих, не такие, как все, необыкновенные, значительные, имеющие высокое предназначение.

– Какие люди названы автором “избранными”?

Маленькие люди, убогие, больные и бедные, нищие и калеки, отверженные обществом – маргиналы.

– Какое определение больше подходит к слову “народ”, если говорить о героях рассказа?

Народ отверженный.

– Почему же автор называет этих людей “избранными”?

Вторая учебная ситуация. Анализ текста

– Кого называют “избранными”? Какие они (внешне и внутренне)? Чем, по мнению Кати, отличаются попрошайки от настоящих нищих?

Ученики получают задание для работы над текстом: найти в тексте и подчеркнуть детали, характеризующие героев (первая группа работает с характером Зинаиды, вторая – Кати, третья – нищих). Результаты сводятся в таблицу. Обращается внимание на слово Блаженный.

Loading…

Образ «маленького» человека в современной литературе ( на примере рассказа-притчи Людмилы Улицкой «Народ избранный»).

Цель:         на примере рассказа Л.Е.Улицкой «Народ избранный» доказать, что тема маленького человека, столь актуальная в классической литературе, нашла свое продолжение и в современной литературе.   

Задачи:

 Образовательные:

  • создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений современных писателей, для рождения вопросов о смысле жизни;
  • обучать анализу эпизода и всего текста, интерпретации текста;

Развивающие:

  • формировать умение мыслить, делать самостоятельные выводы;
  • использовать теоретико-литературные понятия.

Воспитывающие:

  • воспитывать у учащихся доброту, благородство, любовь к человеку
  • развивать чувство милосердия.    

Планируемые результаты:

Личностные —  продолжить приобщение к общечеловеческим нравственным  ценностям;

Предметные- научить приемам анализа литературного произведения.

Метапредметные:

Познавательные-искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, развивать навыки смыслового чтения.

Коммуникативные — уметь работать в малых группах, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации , осознанно и произвольно стоить речевое высказывание в устной  и письменной форме.

Регулятивные — развивать навыки целеполагания, планирования, контроля, коррекции и оценки своей деятельности.

 Методические приёмы и формы работы:

Работа в малых группах, индивидуальная работа с цитатами, фронтальная (опрос) выразительное чтение отрывков, составление сравнительной таблицы характеристики героев , краткое конспектирование отдельных моментов, прогнозирование по названию, чтение с остановками, составление кластера, микроисследование, «идеальное домашнее задание».

Оборудование :  тексты рассказа, мультимедийный проектор, карточки с заданиями для групп, презентация к уроку, тексты песни Б.Окуджавы «Молитва», фонохрестоматия.

Планете не нужно большое количество

«успешных людей».

Планета отчаянно нуждается в миротворцах,

целителях, реставраторах, сказочниках

 и любящих всех видов. Она нуждается в людях,

рядом с которыми хорошо жить.

Планета нуждается в людях с моралью

 и любовью, которые сделают мир живым

и гуманным. А эти качества имеют мало

общего с «успехом», как он определяется

в нашем обществе.

Далай-лама ХΙV

Ход  урока

I. Организационный момент. Установочная беседа.

   * Сегодня на уроке мы поведём разговор о рассказе известной современной писательницы Л. Улицкой «Народ избранный».

Запишем тему урока, эпиграф.

II. Актуализация имеющихся знаний.

1. Беседа с классом. Повторение основных литературных понятий – рассказ, притча, жанровые характеристики рассказа, инверсия.

2.Сообщение ученика о Л. Улицкой (индивидуальное задание).

Послушаем сообщение об авторе Людмиле Улицкой – прозаике, сценаристе, чьи книги переведены на многие языки мира.

III. Словарная работа.

Притча небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме.

Избранный – выбранный, отборный, лучший, отличный.

Балюстрадка — перила из фигурных столбиков.

Блаженный – 1. Счастливый, невозмутимо радостный.

                                     2. Глуповатый, чудаковатый.

                                     3.Получивший одобрение Божие, духовное благо и таким образом счастливое будущее.

        Мораль –  1. Правила нравственности, а также сама нравственность.

                   2.Логический ,поучительный вывод из чего-нибудь.

                  3.Нравоучение,наставление.

(С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)

IV. Введение в тему урока. Анализ рассказа «Народ избранный».

      1. О сборнике «Бедные родственники».

Рассказ «Народ избранный» входит в сборник «Бедные родственники», содержание которого составляют кроме того рассказы (запишите в тетрадь):

  • «Счастливые»
  • «Бедные родственники»
  • «Бронька»
  • «Генеле-сумочница»
  • «Дочь Бухары»
  • «Лялин дом»
  • «Гуля»
  • «Народ избранный»

Обратите внимание, какие противоположные понятия, взаимоисключающие образы вы обнаруживаете уже в названиях рассказов: счастливые и несчастные; бедные, но счастливые; маленькие, но необычные, избранные.

      2. Заглавие рассказа «Народ избранный».

 Заглавие последнего рассказа тоже необычно. Прочтите его. Обратите внимание на инверсию.( прием прогнозирования по названию).

 Рассказ «Народ избранный» — с открытием.

* Допишем тему урока. Я надеюсь, что каждый из вас сегодня сделает для себя какое-то открытие.

       3. Беседа по содержанию рассказа.

   —  Вспомните, как вы ответили на вопрос «О чём рассказ «Народ избранный», когда я попросила вас его прочитать?

   — О чём рассказ? Кто герои этого произведения?

   — Какой предстаёт перед нами Зина? Катя Рыжая? Нищие?

  4. Характеристика героев рассказа (работа в группах).

* Прозу Улицкой некоторые критики сравнивают с прозой А.П. Чехова. И это неслучайно. У того и другого писателя важную роль в раскрытии характера героя играет внешность.

Задание:

найдите в тексте и подчеркните детали, характеризующие героев:

— 1 группа – Зинаида,

— 2 группа – Катя Рыжая,

— 3 группа – «ненастоящие» нищие, нищие-попрошайки.

Выступления от группы (1 человек).

Герои

Детали внешности и поведения

Авторская оценка и оценка героев

Зинаида

“…Приволокла к церкви своё жидкое, стекающее книзу волнами, скорбное тело”. “…Была такой ширины, что в трамвай не влезала”. “Обута была Зинаида мягко, в разрезанные впереди войлочные тапочки, к которым у неё дома были и галоши на мокрое время… и тренировочные штаны носила Зина, потому что никакие чулки на её складчатые ноги не налезали. Поверх надет был новый огненно-ржавый халат фланелевый и хорошая кофта, — по своей неразумности надела она на себя всё самое лучшее, как в поликлинику, потому что шла на люди”. “Не дотумкала одеться победнее… заколыхала через проспект”. “Поковыляла к выходу”. “Она осела на самой дороге, как огромная растрёпанная курица, укрывая голову белыми и пухлыми руками”.

“Мысли были большие, одутловатые, неповоротливые”.

“Добрые люди помогут твоему убожеству за-ради Божьей матери” (мать).

“Убогому человеку уже и притулиться негде!” (Катя).

“…Квашня… прорва” (мать).

“Ничего она не умела” (автор).

“Слониха” (нищие).

Катя Рыжая

“Раздался свирепый и хриплый голос… железная рука легла ей на плечо”.

“Перед ней стоял маленький, широкоплечий — сначала показалось — мальчишка, нет, не мальчишка, мужиковатого вида женщина в брюках, с косыми бровями и разбойным лицом. Жёлто-чёрная чёлка торчала из-под белого ханжеского платка. Растопыренные ноздри подрагивали”.

“Катя Рыжая стояла, опираясь на два здоровенных костыля”. “Маленькая, как кривое высохшее дерево, Катя”.

“Совсем без подпорки Катя вообще ходить не могла, сразу валилась”.

“Орала эта странная женщина” (автор).

Нищие

“…Старуха, в клетчатом платке, с жирной родинкой под глазом, из тех, что стояли на самом давальном месте, перед ступенями, набросилась на неё, вывернула ладонь так, что посыпались на землю набранные монеты… и стала толкать её в спину корявой сумкой”.

“Хромой старик поднялся с земли, зашёл с другого бока и, чёрным словом обругав её, замахнулся”.

“Гнала её совсем уж крохотная старушонка в плешивой меховой шапке”.

“Шакалья стая, рванина несытая! Мразь ты, Котова! Двадцать лет стоишь, всё мало набрала! На тот свет заберёшь! А ты куда, старый хрен, лезешь, прислуга фашистская!”. “Банда попрошайская!”

“Ишь, мафию развели, как в Сицилии… Хуже милиции!”.

“Они… тёмные, сил нет. Есть злые, как собаки. Да что собаки, хуже собак! Чуть цыкнешь, хвосты прижимают. Всё больше попрошайки, настоящих нищих здесь почти что и нет”.

“У них одна забота — денег набрать” (Катя).

5. Составление кластера «Народ избранный» (элемент технологии критического мышления).

Вывод:

        Писательница уделяет большое внимание внешности героев. А внешность эта непривлекательна, как не могут быть привлекательны убожество, нищета, безобразие.

 В этом герои схожи: нелепое одеяние и неприятная внешность характеризуют и Зинаиду, и Катю, и нищих. И всё же эти люди, стоящие у храма, не одинаковы.

Одни  — жадные, гнусные, ничтожные, — это попрошайки. Они злые, тёмные, у них одна забота — денег набрать.

Другие — “настоящие нищие”. Они больные, убогие, но они не ропщут — они блаженные. Не о них ли сказано в Евангелии: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное”.

* А теперь обратимся к эпизоду, над которым я просила вас дома поработать. Эпизод, когда Катя Рыжая приходит в гости к Зинаиде.

 6. Анализ эпизода рассказа «Катя Рыжая в гостях у Зинаиды». Прием «чтения с остановками». Прослушивание онлайн-версии рассказа. 

  https://book-audio.com/15744:ulitskaia-liudmila-rasskazy

        План анализа.

        1.Можно ли этот эпизод назвать главным в рассказе?

 (Да. Простая женщина, убогая, нищая, обделённая благами жизни приходит к высшей нравственной мудрости – она определяет предназначение человека на земле).

2. Какое место в эпизоде занимает рассказ о двух монахинях?

(Через него к Кате пришло понимание своего места в жизни: увиденное подтолкнуло её к переосмыслению жизненных ценностей)

3. Настоящий нищий, какой он?

(«Он избранный народ»)

4. Кем избранный?

(Господом)

5. Для чего избранный?

(Чтобы стать своеобразным связующим звеном между Богом и людьми).

6. В каких словах Кати сосредоточена мудрость жизни?

    (Нет на земле лишних людей: «Господь поставил, там и стой».)

7. О чём эти слова?   (О месте человека в жизни)

8. В чём видит Катя своё предназначение? 

(Ежедневно являть окружающим своё обнажённое страдание, тем самым как бы беря на себя и их страдания, как Христос взял на себя страдания человечества. И поэтому именно им дано быть по-настоящему счастливым).

9. Какой предстаёт перед нами Катя в этой сцене?

(Катя предстаёт перед нами как человек глубоко чувствующий, способный к состраданию. Сердце героини не очерствело в жизненных трудностях, невзгоды не обозлили её, а душа её открыта для всех, кто ищет в ней участия, сострадания и помощи).

10. Как действует рассказ Кати на Зину?

(Слова Кати завораживают Зинаиду, и наступает забытье, сон, в котором Зинаида видит всё то, чего нет у неё в жизни и что представляется в воображении желаемым: и здоровые ноги, и мама, нарядная и красивая, и упругость под ногами – и, может быть, впервые она по-настоящему счастлива).

7. Мнения учеников о рассказе (работа в группах).

* Отношение к творчеству Л. Улицкой со стороны критиков и читателей далеко неоднозначно. Но одно их объединяет: творчество писательницы никого не оставляет равнодушным.

Попрошу вас высказать своё мнение о рассказе «Народ избранный», опираясь на тот материал, который я вам предлагаю: мнения литературных критиков, читателей, священника.

Карточка 1 (для 1 группы).

В её рассказах-притчах всегда есть какой-то выход на философско-религиозный уровень, осмысление жизни, прорыв к вечному. Её персонажи, как правило, — “маленькие люди”, старики, больные и бедные, отверженные обществом, маргиналы… — руководствуются принципом: никогда не спрашивай “за что”, спрашивай “для чего”. По мнению Улицкой, такова логика истинного христианина, убеждённого в том, что всё происходящее, даже самое несправедливое, самое мучительное, если его правильно воспринять, непременно направлено на открытие в человеке нового видения. Эта мысль лежит в основе многих её рассказов, в том числе и в рассказе «Народ избранный».

Вопросы:

  • В чём, по мнению Улицкой, заключается логика истинного христианина?
  • Каким принципом руководствуются героиня рассказа Катя Рыжая?
  • Над чем заставляет задуматься рассказ «Народ избранный»?
  1. Карточка 2 (для 2 группы).

Рассказ «Народ избранный» из сборника Людмилы Улицкой как обычно отличает яркость,  выразительность, сила. Направлено всё это, стоит отметить, не в ту сторону: автор затрагивает тему неактуальную; тему, изжившую себя – тему нищих. На этом поприще всё изъезжено вдоль и поперёк классиками русской литературы. Ничего нового читателю Людмила Улицкая открыть не может.

Опора сюжета этого произведения – христианская вера. На мой взгляд, среди молодого поколения она теряет свою популярность. Это означает, что уже через пять- десять лет рассказ «Народ избранный» устареет, он попросту будет непонятен.

Да и сегодня читать его чрезвычайно скучно. Несмотря на небольшой объём, чтение утомляет, не принося никакой пользы. Подумать читателю не над чем: сюжет незапоминающийся, банальный. Считаю, разумнее потратить время на знакомство с другим произведением, более актуальным, более жизненным, написанным искусно. «Народ избранный» ничем подобным не отличается. Несомненно, на некую жалость он пробивает, но не более того. А так ли это нужно в современном мире? Думается, что нет.

  • Выскажите своё отношение  к данному мнению критика о рассказе Л. Улицкой.
  • Над чем заставляет задуматься рассказ «Народ избранный»

Карточка 3 (для 3 группы).

Священник Игорь Поляков: “Вспоминается рассказ Л.Улицкой «Народ Божий». Этот рассказ я читаю семинаристам в курсе Основного богословия. С моей точки зрения, это исключительно точное и ясное понимание искупления. Даже в святоотеческой литературе я не встречал такого простого и ясного объяснения того, что такое искупление. Это не догматическое богословие. Часто нужно объяснить на понятийном уровне, что такое искупление, что совершает искупление в жизни человека, и я не нашёл лучшего иллюстративного материала, чем у Людмилы Улицкой”.

Выскажите свое отношение к высказыванию священника.

V. Подведение итогов.

    * Вернёмся к эпиграфу. Как вы понимаете эти слова?

(Блаженный — в высшей степени счастливый; юродивый.
Милостивый — выражающий милость).

Учащиеся делают вывод: счастлив тот, кто способен на добрые, милосердные поступки.

Мало кто из вас согласится с последним выводом — о счастье “народа избранного”. Имеется в виду христианское представление о счастье, которое отличается от светского и включает следующие особенности:

  • “избранным” дана безусловная вера, не отягощённая интеллектуальными и нравственными поисками доказательств бытия Божьего;
  • они обладают бесконечным смирением, не требующим от них никакого напряжения воли;
  • они не предаются греху гордыни;
  • они умеют быть благодарными за каждый прожитый миг;
  • они могут довольствоваться малым — тем, что имеют: им не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства.

    — О чём рассказ «Народ избранный»?

       (Этот рассказ не только о «народе избранном», но и обо всех нас. Ведь мы не рождаемся для страданий и боли. Все достойны того, чтобы быть счастливыми, здоровыми, любимыми, успешными и благополучными. Только в жизни все складывается по-разному. Даже самому счастливому человеку дано познать одиночество, болезни, страдания. Часто для того, чтобы жить, требуется огромное мужество. Высшая мудрость, по мнению Улицкой, и состоит в том, чтобы научиться верить в лучшее, уметь смиряться с неизбежными обстоятельствами, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды).

У Булата Окуджавы есть замечательное стихотворение «Молитва».

Послушаем его. Прослушивание песни  Б. Окуджавы «Молитва».

VI.Рефлексия. Творческая работа с высказываниями Далай-ламы ХΙV (индивидуальная форма работы). Учащиеся выбирают для работы цитату, которая наиболее полно отражает мысль, тему урока.

VII. Дифференцированное домашнее задание (на выбор обучающихся).

  • Написать сочинение-рассуждение «Что такое доброта?», опираясь на слова Плутарха «Да не устанем мы, творя добро» (задание 15.3 ОГЭ).
  • Ответить на вопрос «Каким я представляю «маленького» человека XXI века?.
  • Подготовить проект «Образ «маленького» человека в русской литературе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

Учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района Республики Тыва»

                                  Сценарий урока внеклассного чтения

по русской литературе по теме

«Образ «маленького» человека в современной литературе

(на примере рассказа-притчи Людмилы Улицкой «Народ избранный»

Подготовила: учитель русского языка

 и литературы Ооржак Амалия Сергеевна

  • О чем рассказ после бала толстой
  • О чем рассказ дикий помещик
  • О чем рассказ над пропастью во ржи
  • О чем рассказ портрет гоголя кратко
  • О чем рассказ детство горький