На чтение 6 мин Просмотров 9.2к. Опубликовано 02.11.2021
⭐⭐⭐⭐⭐ «Песнь о вещем Олеге» за 1 минуту и подробно за 2,5 минуты.
Очень краткий пересказ баллады «Песнь о вещем Олеге»
Однажды великий князь Вещий Олег встречается с волхвом (языческий знахарь, предсказатель), который описывает ему будущую жизнь. Олега ожидает слава непобедимого воина, его «щит на вратах Цареграда» (то есть им завоевана столица Византийской империи), его будущее блестяще.
Но смерть его последует «от коня». «Примешь смерть от коня своего», — пророчествует волхв. Олег немедленно отдает боевого товарища «отрокам» — слугам, и велит ухаживать за ним, кормить отборным зерном. Сам же берет себе другого коня.
Проходит время – все пророчества сбываются. Олег в ореоле славы пирует в кругу верных соратников и вдруг вспоминает про коня. Ему говорят, что тот уже давно умер.
Олег отправляется к месту, где сложены кости коня, ставит ногу на череп и насмехается над словами волхва: как можно принять смерть от груды костей? Можно было и не отдавать коня, а пройти вместе весь боевой путь…
Пока Олег размышляет, из черепа медленно выползает змея, жалит князя.
Последняя сцена – тризна нового князя Игоря и его супруги Ольги по умершему Вещему Олегу.
Главные герои и их характеристика:
- Вещий Олег – смелый, мудрый правитель, храбрый воин, отличный стратег. Народ прозвал его «вещим» неспроста: князь умеет просчитывать ход событий, поэтому людям кажется, будто он может предвидеть будущее. При этом Олег обладает добрым сердцем, великодушен. Искренне любит своего боевого коня, как друга.
- Конь Олега –смелое животное, «бурное, игривое», по словам самого Олега. Он верен хозяину и никогда, даже в самых страшных сечах, не подводил князя.
- Кудесник – седовласый старик, мудрец, предсказатель будущего, язычник, «покорный Перуну». Волхв независим и аскетичен, он с гордостью отказывается от предложенного князем дорогого подарка и вызывается безвозмездно предсказать Олегу его судьбу.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Дружина князя Олега – сильные опытные воины, которые вместе со своим полководцем идут и в бой, и на веселый пир.
- Князь Игорь – наследник и преемник Олега, везде сопровождающий его. Впоследствии становится Великим князем.
- Ольга – супруга Игоря, на равных с мужем принимающая участие в государственных делах. В повести она сидит вместе с мужем на тризне по Олегу, что доказывает ее равный Игорю статус.
Краткое содержание баллады «Песнь о вещем Олеге» подробно
Князь Вещий Олег едет на верном коне в поход, чтобы «отмстить хазарам». По пути ему встречается мудрый старец – волхв, покоряющийся Перуну. Седовласый аскет умеет предсказывать будущее, и Олег обращается к кудеснику с просьбой рассказать, какая судьба его ожидает.
Он предлагает и подарок – щедрый, истинно княжеский дар, отличного коня, но волхв отказывается от награды: «Волхвы не боятся могучих владык», княжеский дар им ни к чему, они свободны, их язык правдив.
Кудесник, любимец богов смело отвечает князю на его вопрос: «Что сбудется в жизни со мною?», не утаивая ничего. Он предрекает славу, победы, могущество. Все будет нипочем Олегу: князь-воевода избежит тяжелых ранений, вызвав зависть недругов.
Прекрасна нарисованная кудесником картина будущего, но все омрачает последняя фраза, обращенная к князю: «Примешь ты смерть от коня своего».
Олег усмехается, но решает расстаться с любимцем, так как верит предсказанию. Князь наказывает слугам бережно обращаться с конем, кормить его отборным зерном и поить ключевой водой.
Грустно и хозяину, и коню: Олег треплет гриву верному другу: «Прощай, мой товарищ».
Далее пророчества волхва сбываются: щит Олега – на вратах Царьграда, он завоевывает территории, мстит врагам, мудро правит.
Проходят годы, Олег вместе с поседевшими воинами своей дружины устраивает пир. Вспоминает о коне: жив ли еще? Где он сейчас? От соратников своих узнает о смерти коня и хочет увидеть кости.
Олега ведут к месту успокоения боевого товарища. Там он горько размышляет о судьбе, негодуя на волхва: кудесник лживый, безумный старик соврал!
Как может конь лишить его, Олега, жизни, когда сам уже в мире ином! Сколько битв верные боевые друзья могли бы провести вместе, если бы Олег не поверил словам волхва!
Размышляя так, Олег ставит ногу на череп коня. Князь не заметил, как оттуда шипя выползла змея. В один миг она ужалила Олега. Вскрикнув, князь умирает. Пророчество кудесника сбылось.
В конце поэт рисует новую сцену тризны – уже по Вещему Олегу. Пируют его преемники, Игорь и Ольга, с ними дружина Олега: «Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они».
Кратко об истории создания произведения
Александр Сергеевич Пушкин написал «Вещего Олега», будучи в южной ссылке. Шел 1822 год, поэт был юн и впечатлителен. Бурную игру его воображения подстегнула «История государства Российского» Н.М. Карамзина, где историк рассказал легенду о судьбе великого князя Вещего Олега.
Яркое, красочное изложение Пушкиным народного предания пробуждает интерес к истории Древней Руси.
Скачать обзор:
Жанр и форму небольшого поэтического творения определяют по-разному, применяя к нему термины поэма и баллада, а чаще всего именуют просто стихотворением, относя к сюжетной лирике романтического направления. Сам автор называл его песнью.
Действующие лица и их краткая характеристика
В стихотворении персонажей немного, ряд действующих лиц и исторических деятелей упоминается вскользь, характеризуются герои через яркие образы и метафоры.
Главные герои
Олег Вещий – князь, правитель древней Руси. Историчность князя Олега подтверждается известными источниками, в частности «Повестью временных лет».
Олег Вещий — Новгородский и Киевский князь. Вошел на княжение в Новгороде после смерти Рюрика, объединил новгородские и киевские земли под своим началом. Согласно историческим данным был Великим князем в Киеве с 882 по 912 год.
Князь Олег известен своими завоеваниями и военными победами. Пушкин упоминает о них, представляя князя храбрым воином и рассудительным правителем. В тексте он называет князя «мудрым», «могучим владыкой». При этом Александр Сергеевич показывает мирскую сторону легендарной исторической персоны. «Могучий владыка», воин изображается человеком со своими чувствами, привязанностями, предрассудками. Воссозданный под пером Пушкина Олег – суеверен, он доверяет предсказаниям старца, скрепя сердце расстается со своим конём.
Считается, что прозвище «Вещий», под которым Олег вошел в историю, ему дали за способность предвидеть многие события.
Через образ князя и его поступки автор также отражает особенности мировоззрения человека периода Древней Руси.
Пушкинский образ князя Олега стал основой для восприятия личности этого правителя, хотя князь Олег в «Песни» — литературный персонаж. Автор создал его, опираясь на «Историю» Н. М. Карамзина и другие источники, дающие представление об этой исторической фигуре.
Личность Олега в истории оценивается по-разному. Некоторые ученые ставят под сомнение его смелость и воинскую доблесть, указывая, что князь был скорее хитер, чем храбр, и хитростью объясняются его военные победы. Такую версию озвучивает, например, С.М. Соловьев.
Конь Олега – любимец князя, его постоянный спутник, князь относится к коню как к другу, называет его «мой верный товарищ», «мой верный слуга».
Кудесник или волхв – старец, предсказавший Олегу гибель от коня. Волхвы занимали особое место в древнерусском обществе, были уважаемы, и даже наделенные властью и могуществом люди почитали их. «Волхвы не боятся могучих владык».
Действие произведения «Песнь о Вещем Олеге» происходит до принятия христианства, во времена язычества. Волхвы – так называли жрецов, прорицателей, колдунов. Считалось, что они имеют связь с высшими силами.
Пушкин использует имена языческих божеств для отражения мировоззрения древних славян. «Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник».
Перун – одно из основных божеств древнеславянского языческого пантеона, бог-громовержец, считался небесным покровителем князя и его дружины.
Второстепенные персонажи
В «Песни о Вещем Олеге» упоминаются Игорь и Ольга.
Князь Игорь – древнерусский князь, вошел на княжение после гибели Олега. Считается, что Рюрик оставил после себя княжить Олега при малолетстве Игоря.
Ольга – супруга Игоря, княжила в Киеве после смерти мужа.
В эпизоде «тризны» Игорь назван «князем», показана преемственность власти, движение истории вперед.
Дружина князя Олега – коллективное действующее лицо, спутники князя, иллюстрирует древнерусское воинское братство, войны вместе с князем воюют и пируют. «Они вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они», — эта фраза повторяется дважды, ею заканчивается произведение.
Краткое содержание произведения «Песнь о вещем Олеге»
Начинается произведение с описания исторической ситуации и военных походов главного героя.
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам
На своём пути князь встречает кудесника. В беседе тот упоминает о взятии Олегом Константинополя – важном военном достижении князя
Победой прославлено имя твоё, твой щит на вратах Цареграда.
Олег просит кудесника предсказать его судьбу, спрашивает о том, где его ждет гибель.
Скажи мне кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною
И скоро ль на радость соседей врагов
Могильной засыплюсь землею?
Кудесник говорит, что смерть князю принесет его конь. Олег решает расстаться со своим верным спутником, велит ухаживать за ним, хорошо кормить.
Через время Олег интересуется, как поживает его любимец, и узнает, что его конь умер. Князь гневается на кудесника, называет его «лживым, безумным стариком». «Мой конь и доныне носил бы меня», — говорит Олег и «хочет увидеть он кости коня».
Отправляясь на место, где покоится животное, князь встает головой на череп и беседует с ним. «Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!», — с горькой, по-видимому, усмешкой произносит он. Внезапный укус змеи оборвал его жизнь. Кудесник оказался прав.
Стихотворение заканчивается красочным описанием поминок по Олегу
Аудиокнига
Песнь о вещем Олеге — читать онлайн
Анализ произведения
Тематика
- Тема рока и судьбы считается основной в произведении, исторический сюжет о князе Олеге стал для Пушкина поводом для размышления о предопределенности, неотвратимости человеческой судьбы. Автор показывает естественное желание человека знать свою участь, какой бы она ни была.
- Поднимается проблема жизни и смерти. Князь Олег славно жил, вошел в историю как герой, но погиб нелепо. Важным мотивом произведения является тема «пророчества», которая раскрывается через образ кудесника, в нём соединяются черты пророка и поэта, недаром старец назван «вдохновенным».
- Тема дружбы и воинского братства – второстепенные, но значимые вопросы. Дружба показана через отношение князя к своему коню, животное представляется самым близким ему существом и фактически очеловечивается. Братство и воинская доблесть показаны в контексте общения с воинами.
- Патриотизм и историзм – темы, раскрывающиеся через упоминания и описания битв, заслуг Олега, деталей и особенностей времени.
- Также в «Песне о Вещем Олеге» просматривается тема предательства, пусть и невольного. Олег отказался от своего друга-коня, фактически предал его, и кара настигла правителя.
Композиция
Для произведения характерная традиционная линейная композиция. Первая и последняя главы – пролог и эпилог. В основной части можно выделить завязку – встреча с кудесником, кульминацию – новость о гибели коня и развязку – смерть Олега.
Образы
Для стихотворения характерен яркий образный ряд. Образ смерти, например, предстает в обличии змеи, что не только соответствует исторической действительности, но и придает метафоричности и многослойности стихотворным строкам, ведь образ змеи в славянской культуре очень многогранен. Взяв за основу исторический сюжет, автор в поэтических строках образно отражает уклад того времени. .
Средства выразительности
Текст «Песни о Вещем Олеге» преисполнен метафорами и эпитетами, Пушкин дает яркие характеристики персонажам и явлениям. Змея-смерть описывается как «черная лента». Пример метафоры, то есть образа, созданного при помощи переносного значения слов – «обманчивый вал» синего моря.
Автор прибегает к приёмам сравнения: «кудри их белы, как утренний снег».
Погружая читателей в эпоху, когда происходили описываемые события, автор использует язык, характерный для того времени – старорусские слова и устаревшие словоформы. Сбирается, а не собирается, «бранное поле» — поле боя, «тризна» — поминки, рубились в значении «сражались», чело – лоб. Подобных примеров стилизации в тексте можно найти очень много.
Основная идея
Даже сильные мира сего не властны перед ударами судьбы. Выдающиеся личности меняют ход истории, но не могут изменить ход собственной жизни и предотвратить печальную участь. Героизированные в общественном сознании правители были людьми своего времени, способными к проявлению слабости, испытывали чувство страха перед смертью – эти мысли доносит до нас Пушкин через красочные строки своего стихотворения.
История создания
«Песнь о вещем Олеге» относят к ранним произведениям Александра Сергеевича. Оно было написано в период «южной ссылки», как называют период биографии Пушкина с 1720 по 1724 год. «Вещий Олег» вышел из-под пера поэта в 1722 году.
Находясь в изгнании, поэт побывал во многих южных городах, в том числе, посетил Киев. Находясь возле одного из древних курганов, он услышал, будто бы здесь похоронен сам Олег, и заинтересовался личностью легендарного правителя.
Основным источником для изучения исторических событий послужила «История Государства Российского» Н. М. Карамзина. Николай Михайлович, в свою очередь, пересказывал сюжет о князе Олеге, опираясь на «Повесть временных лет».
Пушкина тронула история князя, он описал ее и раскрасил яркими красками художественного слова, дав собственные трактовки образам и явлениям.
☑ Тест по произведению
Вы хорошо усвоили материал? Для проверки собственных знаний и закрепления полученной информации, мы предлагаем вам пройти тест по произведению.
Скачать обзор:
«Песнь о вещем Олеге» Пушкина: краткое содержание, жанр и анализ
Автор:
26 января 2021 12:12
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Где прочитать полный текст и послушать аудиокнигу. Жанр «Песни о вещем Олеге». Анализ кратко.
Обложка книги / Картина Виктора Васнецова
«Песнь о вещем Олеге» — историческая баллада А.С. Пушкина о древнерусском князе, которому пророк-волхв предсказал смерть от любимого коня. Олег пытался обмануть судьбу, навсегда оставив коня, но это его не спасло. Когда князь спустя годы пришел на место смерти животного, из конского черепа выползла змея и смертельно ужалила правителя.
Полный текст произведения можно прочитать в «Викитеке».
Аудиоверсия доступна на YouTube.
«Песнь о вещем Олеге» написана Пушкиным в 1822 году, впервые опубликована в 1825-м.
Краткое содержание «Песни о вещем Олеге»
Князь Олег едет на войну с хазарами. По дороге он встречает старика-кудесника и просит дать предсказание, обещая в награду любого коня:
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?»
Пророк отказывается от предложенной награды и открывает князю будущее:
«Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего»
Князь усмехается, но решает поверить предсказанию. Он слезает с коня, чтобы больше никогда не садиться на него верхом. Олег приказывает дружинникам заботиться о коне, кормить зерном и поить ключевой водой.
Встреча Олега с кудесником. Картина Виктора Васнецова. 1899 год
Проходит время. Однажды Олег пирует с дружинниками («Они поминают минувшие дни / И битвы, где вместе рубились они…») и вспоминает своего коня. Князю сообщают, что коня уже нет в живых.
Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.
На холме возле Днепра он находит кости. Олег ставит ногу на череп коня и размышляет, что «старый хозяин тебя пережил». Внезапно из конского черепа выползает ядовитая змея и кусает князя:
«Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь
На похоронной тризне пируют новый князь Игорь с женой Ольгой и дружиной.
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
Вещий Олег в истории Руси и легенда о его смерти
Вещий Олег — реальный древнерусский князь, упомянутый в летописях. Прозвище «вещий» означает «наделённый волшебной силой» или «способный видеть будущее». Неизвестно, носил ли Олег это прозвание при жизни, или его придумали позднее. В летописи сказано, что вещим его прозвали византийцы.
Олег стал новгородским князем после смерти легендарного Рюрика. В 882 году Олег подчинил Киев, поэтому он считается основателем единого Древнерусского государства. В 907 и 911 годах после успешного военного похода на Константинополь он заключил выгодные торговые договоры с Византией, сообщает летопись. Впрочем, в византийских источниках ни о чем таком не написано, так что военные подвиги Олега могли быть сильно преувеличены.
Поход Олега на Царьград. Миниатюра из Радзивилловской летописи. ХV век
Легенда о смерти Олега от укуса змеи изложена в «Повести временных лет» — древнейшем из дошедших до нас летописных сводов. Там рассказано, что волхвы напророчили князю смерть от любимого коня: «Конь, егоже любиши и ездиши на нем, от того ти умрети». Правитель поверил и отказался от этого коня. На пятый год Олег пришел осмотреть кости коня и поставил ногу на череп со словами: «Его ли мне бояться?». Тогда-то из черепа выползла ядовитая змея и ужалила князя. Монах-летописец подчеркивает связь между смертью Олега и его отказом принять христианство.
Аналогичная легенда излагается в исландской саге про вымышленного викинга Орвара Одда. Колдунья предсказала Одду смерть от любимого коня, и тогда воин убил лошадь. Спустя годы Орвар обнаружил кости коня, когда вода размыла его могилу:
Увидав череп, Одд сказал: «Не моего ли коня Факси этот череп?» — и с силой ударил по черепу копьем. Череп отлетел прочь, а из-под него метнулась потревоженная змея и укусила Одда чуть выше щиколотки…
Кто у кого позаимствовал сюжет — русские у исландцев или исландцы у русских — непонятно.
Анализ «Песни о вещем Олеге»
Тема «Песни о вещем Олеге» — неотвратимость судьбы. Даже всесильный князь оказывается игрушкой в руках злого рока. Ни предостережение мудрого кудесника, ни готовность отказаться от любимого коня не помогают Олегу избежать своего жребия. Судьба всё равно настигает его.
Олег у костей коня. Картина Виктора Васнецова. 1899 год
«Песнь о вещем Олеге» Пушкин писал под явным впечатлением от «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Одновременно произведение Пушкина было ответом на исторические баллады Жуковского и Рылеева (поэт открыто указывал на исторические неточности в балладе Рылеева «Олег Вещий»).
Язык произведения необычен. В «Песни» активно используются архаизмы и фольклорные мотивы. Вступление напоминает о народной поэзии и эпосе:
Как ныне сбирается вещий Олег,
Отмстить неразумным хозарам.
Автор активно использует эпитеты, заставляющие вспомнить о древних былинах: «буйный набег», «конь мой ретивый», «могучий Олег». В то же время Пушкин применяет и лексику, свойственную романтическим балладам: «вдохновенный кудесник», «обманчивый вал», «роковая непогода», «незримый хранитель». Здесь же — элегическое описание днепровского берега, где упокоились кости коня: «и ветер волнует над ними ковыль». Всё вместе это создает эмоциональный, возвышенный стиль, отмечает Е.В. Кузьменкова в статье «Баллада А.С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”».
Немногие современники оценили «Песнь…» по достоинству, отмечал первый биограф Пушкина, П.В. Анненков: «Её летописная простота, её безыскусственный рассказ, так свойственный легенде, были новостию и слишком резко отличались от кудрявых и замысловатых исторических стихотворений эпохи».
Однако в дальнейшем эта баллада стала одним из самых известных, «каноничных» русских стихотворений, она входила почти в каждую хрестоматию для школьников, отмечает Андрей Немзер в статье «“Песнь о вещем Олеге” и ее следствия». Это одно из тех произведений, при цитировании которого нет нужды называть первоисточник, — его знает любой, кто учился в школе.
«Песнь о вещем Олеге» одна из самых известных баллад русской классической литературы, а первые строчки «Как ныне сбирается вещий Олег/ Отмстить неразумным хазарам…», наверное, знакомы каждому, кто хоть немного знаком с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Многомудрый Литрекон подготовил подробный анализ баллады по плану. Также Вы можете ознакомиться с кратким содержанием этого произведения на нашем сайте. Приятного просвещения!
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление, размер
- 3 Смысл названия
- 4 Образы и символы
- 5 Темы
- 6 Проблемы
- 7 Смысл
- 8 Чему учит?
- 9 Средства художественной выразительности
История создания
Произведение «Песнь о вещем Олеге» было написано в 1822 году. В это время Александр Сергеевич пребывает в южной ссылке (1820-1824). Поэт всегда интересовался историей, поэтому он обращается к труду историка Н.М. Карамзина «История государства российского», где упоминается о таинственной смерти древнерусского князя Олега. Легенда о том, что вещий Олег встречает волхва, «любимца богов», также встречается в древнем тексте и шедевре древнерусской литературы «Повести временных лет».
Поэт был приговорен к ссылке за написание эпиграмм, в которых он высмеивал власть имущих. Благодаря помощи влиятельных друзей (того же Н.М. Карамзина) ему удалось миновать сибирское заточение (Пушкину грозила судьба А. Радищева). Наказание было заменено на южную ссылку. Этим можно объяснить такой интерес автора к истории родной страны, которая всегда славилась жестокими нравами. Поэта привлекали противоречивые и сильные характеры правителей прошлого.
Жанр, направление, размер
Произведение «Песнь о вещем Олеге» является исторической балладой. Это средний лирический жанр. Он содержит, как правило, фабулу ( в основе «песни» лежит легенда о князе Олеге), что сближает его с эпосом, и ориентированность на эмоции героя, например:
«И думает: «Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твое предсказанье! / Мой конь и доныне носил бы меня»».
Почему «Песнь о вещем Олеге» относится к романтизму? Баллада была написана в романтический период творчества Александра Сергеевича. Для этого направления характерно обращение к историческому прошлому, фольклору и мифологии. Главный герой не такой какой, как все, избранный (князь Олег — не простая фигура, он — предводитель, ему суждено свершать великие дела), и его окружают исключительные обстоятельства. В стихотворении это встреча с волхвом. Также сюжет очень динамичен, например, в «Песнь…» эпизод прощения Олега с конём резко сменяется описанием пира. Персонажи наделены особой эмоциональностью. Волхв отказывается в достаточно грубой форме от подарков князя. Правитель — тщеславный человек:
«Олег усмехнулся — однако чело / И взор омрачилися думой».
Описание отличаются особой красочностью. «Песнь о вещем Олеге» написана четырёхстопным амфибрахием, перекрёстно-парной рифмовкой, мужской (1,3, 5 и 6 стоки) и женской рифмой ( 2 и 4 строки).
Смысл названия
Князь Олег был реальным историческим деятелем. Он правил с 879 по 912 года. Прозвище «вещий» он получил после очень удачного похода на Царьград в 907 году. Византия обязалась платит дань древнерусскому государству, а в знак победы князь прибил к воротам города свой щит. Слово «вещий» в современном русском литературном языке означает «предвидящий будущее», в древнерусском же «вѣштии» означало «мудрый».
В современном языке второе значение тоже сохранилось, но используется крайне редко. Слово «песнь» отсылает читателя к произведением более древнего происхождениях. В таких литературных памятниках прославлялись подвиги и победы бравых героев, например, «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Сиде» и так далее.
Название баллады «Песнь о вещем Олеге» иронично: «Вещий» Олег не предвидел своего финала, хотя знал его заранее. Он оказался не вещим, а слепым из-за своей гордыни.
Образы и символы
Композиция произведения построена на противопоставлении образа князя Олега и старика-кудесника. Князь — мирской человек; он живёт битвами и сражениями. У него есть власть, но только светская и над людьми. Однако гордый и тщеславный князь хочет обмануть судьбу и властвовать над своей жизнью.
Воителю слава — отрада; / Победой прославлено имя твое; / Твой щит на вратах Цареграда; /И волны и суша покорны тебе;».
Волхв же владеет тайными знаниями, недоступными для обычных людей. Он сравним с поэтом, который тоже не преклоняется перед царями и говорит то, что угодно Богу и Музе. Он служит правде, а не чину. Как и волхв, поэт — бессеребреник. Описание волхва очень похоже на описание поэта в творчестве Пушкина. Кудесник служит истине, не взирая на звания и статусы:
«Волхвы не боятся могучих владык, /А княжеский дар им не нужен;/ Правдив и свободен их вещий язык /И с волей небесною дружен.».
Несмотря на разный социальный статус, два этих героя для повествователя равны. Более того, волхв одерживает нравственную победу над князем: правителю не удалось одурачить судьбу и миновать то, что уже предрешено.
Олег тщеславен и самолюбив, в начале баллады он предлагает волхву подарки, таким образом, стремясь подчеркнуть своё более высокое социальное положение, а после хочет доказать, что предсказание было неверным. Старик же отказывается от любых даров и говорит о том, что «волхвы не бояться могучих владык…». Он не боится князя и готов ему сказать правду, несмотря ни на что и игнорируя плохие последствия. Здесь Пушкин проводит параллель между поэтом и кудесником. Художник слова, как и старик-предсказатель из баллады, несёт правду и неподвластен княжеской воле. Это пророк, служитель высших сил, дарующий людям истину.
Темы
Основная тема произведения «Песнь о вещем Олеге» — судьба. Александр Сергеевич обращается к тема рока и неизбежности судьбы. Происходящее с людьми и предначертанное им свыше изменить невозможно. Жизнь уже заранее предрешена для героев. Олег, как и предсказывал волхв, «принимает смерть от коня своего». Он пытается изменить судьбу, например, отказывается от своего коня и оставляет его на попечение слуг, но рок так или иначе достигает героя.
Также в произведении можно увидеть тему поэта-пророка. Для Александра Сергеевича этот образ всегда был двойственным. Поэт разрывался между поэтом-служителем искусства и поэтом-пророком, который борется за истину. В «песне» художник слова предстаёт во втором обличии. Вольнолюбие и стремление к правде становятся главными чертами его характера.
Тема правды не менее важна. Чтобы знать ее, необходимо отречься от своих полномочий и статусов. Люди боялись Олега, поэтому недоговаривали ему то, что следовало бы. Поэтому он привык сомневаться в словах окружающих и всех оценивать по одной мерке. Можно сунуть человеку золото и ждать хорошего прогноза — таково мнение царя о приближенных. Но волхв доказал ему: истину не купишь и не испугаешь. Она все равно прорвется и обнажит себя, даже если ей предстоит проникнуть в покои князя.
Проблемы
Проблематика произведения «Песнь о вещем Олеге» представлена в списке:
- Бунт против судьбы. Главный герой, что традиционно для романтизма, борется против рока и идет наперекор судьбе. Но его попытка лишена смысла и трагична, ведь обречена на поражение. Олег думал, что он обманул судьбу, но сам оказался обманутым своей же гордыней.
- Гордыня. Олег ослеплен своим земным могуществом. Ему кажется, что он может менять судьбы, тасовать карты рока. Удача и высокое происхождение сделали его высокомерным и самонадеянным. Но он был наказан за свою гордыню. Против смерти он не выстоял, а предсказание оказалось верным из-за его маловерия. Он же пришел к коню посмеяться над волхвом, а в итоге смерть посмеялась над ним.
- Предназначение волхва. Другая проблема связана с образом волхва, его предназначением. Кому должен служить кудесник? Княжеской власти или истине? Для автора ответ однозначный: поэт неподвластен земной воле, он — пророк, его устами говорят высшие силы.
Смысл
Автор задумывается о том, может ли человек управляет своей судьбой или же всё уже предрешено? Для А.С. Пушкина верным является второе утверждение. Основная идея баллады «Песнь о вещем Олеге» — фатализм и необратимость судьбы. Она проходит через всю балладу.
Пытаясь обмануть судьбу, возвыситься над ее знаками, мы лишь приближаем свой финал и придаем комичности нашему року. Ведь если бы Олег не пошел посмотреть на останки коня и отпраздновать свой триумф, он мог бы остаться жить. Но волхв как будто увидел в характере князя эту нелепую самонадеянность. Он как будто знал, что Олег не выдержит и придет, чтобы высмеять предначертание судьбы. Тут-то его и настигнет рок. Участь Олега была и правда предрешена, потому что он не изменил свой характер и не поборол гордыню. Она же привела его к смерти. Такова главная мысль баллады «Песнь о вещем Олеге».
Чему учит?
Произведение «Песнь о вещем Олеге» учит читателя не отворачиваться от своей судьбы. На примере князя Александр Сергеевич показывает, что рок — это высшая сила, рано или поздно он достигнет всех. Надо не избегать, а, наоборот, повиноваться ему. Именно тогда человек сможет насладиться радостями бытия сполна. Олег попытался изменить судьбу, ради одной только попытки пожертвовал своим верным и смелым другом. Кто знает, как бы сложилась жизнь великого князя, если бы он смирился со своей участью и оставил коня при себе?
Произведение «Песнь о вещем Олеге» заставляет задуматься о том, что люди обречены на мрачные предсказания именно по той причине, что предсказуемы. Если мы не меняемся с годами в лучшую сторону, если не исправляем недостатки и не преумножаем достоинства, то наш путь будет подвластен злому року. Ведь Олег мог избежать своей участи, но не изменился и пошел на тропе гордыни.
Средства художественной выразительности
Тропы в балладе «Песнь о вещем Олеге» представлены в списке:
- Эпитеты: «вещий Олег», «Буйный набег», «верный конь», «тёмный лес», «вдохновенный кудесник», «мудрый старец», «могучий владыка», «роковая непогода», «гробовая змия», «жаркое кровью».
- Метафоры: «Не ведаешь ран», «годы таятся во мгле ».
- Сравнения: «гробовая змия, … как чёрная лента.», «И кудри их белы, как утренний снег.»
- Олицетворения: «лукавый кинжал», «ковши круговые, «заленясь шипеть», «обманчивый вал».
- Архаизмы предают особый колорит баллады: «кудесник», «волхв», «секира», «почил непробудным снов», «позлащённое стремя», «сеча», «пращ», «врата».
- Появляется аллитерация на звук «р», когда повествование ведётся о князе Олеге (и в его речах).
Автор: Мария Маркина