Краткое содержание «Портрет»
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 7661.
Обновлено 30 Декабря, 2021
О произведении
Повесть «Портрет» Гоголя была написана в 1833 – 1834 годах и вошла в цикл «Петербургские повести». Произведение состоит из двух частей, которые рассказывают нам о двух различных судьбах художников. Связующим звеном между историями является мистический портрет ростовщика, оказавший особое влияние на жизни обоих героев.
На нашем сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Портрета» Гоголя по главам либо сохранить на любое устройство, чтобы использовать при подготовке к урокам.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События повести происходят в 1830-х годах в Петербурге, на Васильевском острове.
Главные герои
- Чартков Андрей Петрович – талантливый художник, который после приобретения портрета ростовщика загубил свой талант, начав рисовать портреты на заказ.
- Отец художника Б. – коломенский художник-самоучка, писавший картины для церкви, нарисовал портрет ростовщика, ушел в монастырь.
Другие персонажи
- Художник Б. – сын художника, который написал портрет ростовщика, рассказчик во второй части.
- Ростовщик – высокий смуглый мужчина с большими «необыкновенного огня глазами». По национальности он был индеец, грек или персиянин, всегда ходил в азиатской одежде.
Краткое содержание
Часть 1
В картинной лавочке на Щукином дворе молодой художник Чартков за последний двугривенный покупает портрет «работы высокого художника»
. На картине был изображен «старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым»
, при этом особенно выделялись его глаза.
Дома Чарткову кажется, словно глаза старика с картины пристально смотрят прямо на него. В какой-то момент старик на портрете ожил и «выпрыгнул из рам»
. Сев возле Чарткова, он вытащил из складок одежды мешок и высыпал из него свертки с червонцами. Пока старик пересчитывал деньги, Чартков незаметно забрал себе один из откатившихся свертков. Пересчитав свое богатство, старик вернулся в картину. Всю ночь юноше снились кошмары.
Утром к Чарткову пришли хозяин жилья с квартальным надзирателем, чтобы узнать, когда он отдаст деньги за жилье. Во время разговора квартальный, осматривая портрет старика, повредил раму картины, и на пол упал один из приснившихся художнику свертков.
На полученные чудесным образом деньги Чартков покупает новую одежду, снимает прекрасную квартиру и дает объявление в газету о том, что готов писать картины на заказ. Первыми к нему приходят богатая дама с дочерью Лизой. Женщина просит убрать «дефекты»
лица дочери и в итоге довольная покупает недоработанный эскиз лица Психеи, приняв его за портрет Лизы.
Чартков становится модным художником, его любят в высшем свете. Он научился рисовать портреты механически, искажая черты лиц, изображая не реальных людей, а заказные маски. О художниках и об искусстве он изъяснялся теперь резко: утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства.
Как-то на выставке Академии Художеств Чарткова попросили оценить картину его давнего приятеля. Герой хотел высказать, как обычно, критические замечания, но картина была настолько искусно написана, что он потерял дар речи. Только теперь Чартков понял, насколько бездарные картины он рисовал. Герой пытается создать что-то действительно стоящее, но у него ничего не выходит. Чартков приказывает выбросить портрет старика, но это не помогло.
Завидуя другим художникам, герой потратил все свои богатства на покупку лучших картин, а дома он резал их и топтал ногами, смеясь. «Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин»
. Постепенно художник впал в безумие: ему везде мерещились глаза старика с портрета, и он умер.
Часть 2
Самый разгар аукциона. На кону портрет «какого-то азиатца»
с «необыкновенной живостью глаз»
. Внезапно в торги вмешивается один из посетителей – молодой художник Б. Молодой человек сообщает, что имеет особое право на эту картину и рассказывает историю, случившуюся с его отцом.
Когда-то в Коломне жил ростовщик, который всегда мог снабдить нужной сумой денег любого человека в городе. Казалось, что он предлагал выгодные условия, но в итоге людям приходилось платить «непомерные проценты»
. Однако самым странным было то, что все, кто брал у него в займы, «оканчивали жизнь несчастным случаем»
– молодой вельможа сошел с ума, а благородный князь чуть не убил собственную жену и покончил жизнь самоубийством.
Как-то отцу художника Б. заказали изобразить «духа тьмы»
. Мужчина считал, что идеальным прототипом стал бы ростовщик, и вскоре тот сам пришел к художнику с просьбой нарисовать его портрет. Однако чем дольше мужчина рисовал, тем большее отвращение у него вызывала работа. Когда художник сказал о своем намерении отказаться от заказа, ростовщик бросился к нему в ноги и начал умолять закончить портрет, так как только от этого зависит, останется ли он в мире. В испуге мужчина убежал домой.
Утром служанка ростовщика принесла художнику недописанный портрет, а вечером он узнал, что ростовщик скончался. С тех пор характер мужчины изменился, он начал завидовать молодым художникам. Как-то, соревнуясь с собственным учеником, художник нарисовал картину, на которой «всем почти фигурам придал глаза ростовщика»
. В ужасе мужчина хотел сжечь злополучный портрет, но его у него забрал приятель. Сразу после этого жизнь художника наладилась. Вскоре он узнал, что и приятелю портрет не принес счастья и тот отдал его племяннику, который, в свою очередь продал полотно какому-то собирателю картин.
Художник понял, какую страшную вещь совершил, когда у него умерли жена, дочь и сын. Отдав старшего сына в Академию Художеств, мужчина уходит в монастырь. Много лет он не писал картин, отмаливая свой грех, но в итоге его уговаривают написать Рождество Иисуса. Увидев готовую картину, монахи были поражены мастерством художника и решили, что его кистью водила «святая высшая сила»
.
После окончания академии художник Б. навещает отца. Тот благословляет и наставляет сына, говоря, что художник-создатель должен во всем уметь находить внутреннюю «мысль»
. Прощаясь, отец просит найти портрет ростовщика и уничтожить его.
Когда художник Б. заканчивает свой рассказ оказывается, что картина пропала. Видимо, ее кто-то украл.
И что в итоге?
Чартков Андрей Петрович — постепенно сходит с ума и умирает.
Художник Б. — находит портрет ростовщика на аукционе, но упускает картину: пока он рассказывал историю, портрет пропал.
Отец художника Б. — становится отшельником, создаёт прекрасную картину рождения Христа; просит сына уничтожить портрет ростовщика.
Ростовщик — умирает, поскольку художник отказался закончить его портрет.
Заключение
В повести «Портрет» Н. В. Гоголь на примере судеб двух художников описал два противоположных подхода к задачам искусства: потребительский и созидательный. Автор показал, насколько губительным для художника может стать отказ от своего дара ради денег и непонимание того, что «талант есть драгоценнейший дар бога».
Пересказ «Портрета» Гоголя будет интересен школьникам, студентам и всем, кто интересуется русской классической литературой.
Тест по повести
После прочтения попробуйте пройти тест:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Александр Тихообразов
12/14
-
Егор Ковригин
13/14
-
Александ Самарцев
14/14
-
Алексей Ожгибецов
9/14
-
Татьяна Богданчик
11/14
-
Илья Рейлганов
14/14
-
Юрий Литовченко
13/14
-
Влад Демченко
12/14
-
Елизавета Соловьева
11/14
-
Мехродж Носиров
14/14
Рейтинг пересказа
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 7661.
А какую оценку поставите вы?
На чтение 6 мин Просмотров 17.1к. Опубликовано 01.04.2020
⭐⭐⭐⭐⭐ «Портрет» за 1 минуту и подробно по частям за 4 минуты.
Очень краткий пересказ повести «Портрет»
Художник Чартков влачит жалкое существование, но не опускается до написания «коммерческих» портретов, работая над своим талантом. Однажды в лавке ростовщика он покупает на последнюю монету страшный портрет с «живыми» глазами и приносит его домой. Ночью герой видит жуткий сон, в котором старик с портрета пересчитывает огромные деньги, а на утро Чартков находит часть этих денег в раме картины. Счастливый он раздаёт долги, снимает хорошую квартиру, покупает себе дорогие вещи. Деньги меняют его взгляды на жизнь, и художник берётся за рисование бездарных портретов. Теперь у него есть деньги и поклонники, но больше нет претензий на истинный талант. Счастья деньги художнику не принесли.
Страшный портрет после смерти Чарткова вновь объявляется и на этот раз его продают на аукционе за приличную цену. Однако один из участников аукциона рассказывает публике историю своего отца, тоже художника, тоже пострадавшего от влияния портрета. Посетители мероприятия решают, что мистическую картину необходимо уничтожить. Однако проклятый портрет успевает бесследно исчезнуть.
Главные герои и их характеристика:
- Чартков Андрей Петрович — начинающий и подающий большие надежды художник, обедневший дворянин. В начале повести еле сводит концы с концами, задолжал за квартиру и не знает, где взять денег на пропитание. Однако, следуя совету своего учителя, художник пишет талантливо и не «опускается» до бездарной мазни, за которую можно выручить хорошую плату. Всё меняет его внезапное приобретение — страшный портрет ростовщика. Картина, попавшая в руки герою, обладает некой мистической силой. Эта злая сила ломает судьбу Чарткова и приводит его к потери цели в жизни: он становится зависимым от денег и теряет свой дар.
- Отец художник Б. — персонаж повести, написавший «страшный» портрет ростовщика. Некогда этот художник задумал изобразить духа тьмы и ему подвернулся заказчик портрета с весьма неприятной репутацией: ростовщик, доводящий людей до сумасшествия. Портрет художник так и не завершил, жизнь его пошла по ухабам и он поведал историю «проклятой» картины старшему сыну с просьбой уничтожить её. Сам художник ушёл в монастырь писать «Рождество Иисуса».
Второстепенные герои и их характеристика:
- Художник Б. — повествователь второй части повести. Сын художника, что написал «проклятый» портрет.
- Ростовщик — персонаж повести «Портрет». Именно его изображение принесло многим людям несчастья и лишения. Сам ростовщик при жизни был злым, меркантильным, жестоким человеком. После смерти его «деяния» продолжил его портрет с живыми, страшными глазами.
Эпизодические персонажи:
- Хозяин квартиры
- Квартальный
- Важная дама и её дочь
- Императрица
- Продавец лавки и др.
Краткое содержание повести «Портрет» подробно по частям
Часть I. История художника Чарткова
В небольшой лавке, за символическую цену, бедный художник Чартков приобретает неоконченный портрет. Среди прочего ширпотреба эта работа ярко выделяется, она явно выполнена профессионально, талантливым мастером. На портрете был изображен ростовщик, а особенно художник был сражён техникой выполнения глаз, они смотрели с полотна словно живые.
Дома Чартков повесил картину на стену, узнал от своего единственного слуги, что хозяин квартиры заходил с квартальным, так как художник сильно задолжал за аренду. Затем герой улёгся спать на износившийся до дыр диван и ему приснился странный сон. Ростовщик вылез из портрета и пересчитывал огромные деньги, а затем, обронив один из столбиков с монетами, вновь вернулся в картину. Проснувшись, Чартков обнаружил тайник с деньгами в раме картины.
С этой находкой жизнь бедного художника кардинально изменилась. Он раздал все долги, купил дорогую одежду и снял хорошую квартиру. Но деньги ростовщика из «проклятой» картины не принесли счастья Чарткову. Он стал браться за хорошо оплачиваемые заказы портретов, выполнял их наскоро, без души, совершенно бездарно. После смерти художника картина на некоторый период времени исчезла.
Часть II. История происхождения страшного портрета
Картина появилась вновь на одном из аукционов. В процессе торга один из посетителей, молодой человек и начинающий художник Б.. рассказал её историю.
Картину эту написал его отец, художник, который задумал изобразить «духа тьмы». Натурщиком для картины стал коломенский ростовщик, который прославился тем, что мог одолжить любую сумму денег. Однако его услуги оказывались фатальными для тех, кто обращался за займом. Люди вынуждены были выплачивать слишком высокие проценты, но не это самое страшное: после сделки с ростовщиком многие сходили с ума или кончали жизнь самоубийством.
Мистика не прекратилась и после смерти ростовщика. Его портрет, попав в чьи-либо руки менял жизнь человека до неузнаваемости и далеко не в лучшую сторону. Так получилось и с судьбой Чарткова…
Отец молодого художника, что рассказал гостям аукциона страшную правду о портрете, просил сына уничтожить картину. Все присутствующие согласились с этим. Но картина чудесным образом пропала…
Кратко об истории создания произведения
Повесть Гоголя «Портрет» пережила две редакции автора. Над первой писатель работал в 1833-1834 годах. Повесть была издана в сборнике «Арабески», но получила отрицательные отзывы. Это время относится к периоду переосмысления Гоголем своих взглядов на искусство, задачи и миссию творца. Возможно, в связи с последним, Николай Васильевич серьёзно подкорректировал и переиздал свою повесть. Обновлённый «Портрет» вышел в печать в 1842 в журнале «Современник».
:
Молодой художник покупает портрет, в котором находит тайник с золотом. Золото совращает его, губит его талант. Позже выясняется, что в портрете заключена душа ростовщика, погубившего много людей.
Названия частей — условные.
Часть 1. Таинственный портрет губит молодого художника
Проходя однажды мимо одного из петербургских рынков, молодой художник Чартков случайно зашёл в лавку с дешёвыми картинами, начал рыться в хранившемся там хламе и нашёл неоконченный, но очень талантливо написанный портрет.
👱🏻Андрей Петрович Чартко́в — молодой художник, 22 года, талантливый, бедный, трудолюбивый, но способный увлечься и сойти с верного пути.
На портрете был изображён старик со смуглым восточным лицом, в широком азиатском костюме. Особенно тщательно были написаны глаза старика, глядящие с полотна как живые.
Это было уже не искусство: это разрушало даже гармонию самого портрета. Это были живые, это были человеческие глаза!
На последние деньги Чартков купил портрет и повесил его в своей квартирке.
Художник был беден, талантлив и самоотверженно предан своему делу, но нетерпелив и иногда слишком увлекался чем-то одним. Профессор не раз предупреждал Чарткова, чтобы тот берёг свой талант, не поддавался пустому щегольству и не вздумал становиться модным живописцем. Чарткову иногда хотелось «кутнуть и щегольнуть», но был он способен и на упорный труд. Большую часть времени он проводил в своей мастерской, совершенствуясь во владении кистью и забывая про еду и сон.
Когда стемнело, портрет старика стал ещё более зловещим. Чартков начал его бояться. Закрыв портрет простынёй, он лёг за ширму и уснул. Ему приснилось, как старик вылез из портрета, сел у его постели и начал пересчитывать продолговатые свёртки с золотыми монетами. Один свёрток откатился в сторону, и художник схватил его. Старик же пересчитал своё золото, собрался залезть обратно в портрет, но обнаружил, что одного свёртка не хватает, и вернулся. Задыхаясь от ужаса, Чартков проснулся, увидел, что стоит перед портретом и смотрит ему в глаза, и… проснулся снова, а потом проснулся ещё раз, увидев, как страшный старик пытается сбросить накинутую на портрет простынь. После этой череды кошмаров Чартков заснул только под утро.
Поздно утром к художнику явился хозяин дома в сопровождении квартального и начал требовать плату за квартиру. Квартальный тем временем, рассматривая портрет старика, слишком сильно нажал на раму — в ней открылся тайник, из которого выпал продолговатый свёрток с монетами, такой же, как и во сне Чарткова. Художник подхватил свёрток так быстро, что никто не заметил, что же выпало из рамы. Быстро выпроводив домовладельца и квартального, Чартков открыл свёрток. В нём была тысяча золотых монет. На один миг у Чарткова мелькнула мысль, что теперь он может надолго запереться в мастерской, работать и стать хорошим художником. Однако потом в нём заговорила «горячая юность», и он не устоял перед искушением.
Чартков переехал в хорошую квартиру, купил новую одежду и заказал журналисту статью, которая описывала его как непревзойдённого портретиста. Вскоре у него появились клиенты из высшего света.
Сначала Чартков старался выписывать каждую деталь, подмечать индивидуальные черты, вкладывать в портреты душу и талант. Его первая работа, портрет дочери богатой дамы, вышел очень хорошо. О Чарткове заговорили, клиенты потекли рекой. Каждый из них требовал изобразить себя в неестественной, шаблонной позе, сглаживая все изъяны, художнику приходилось повиноваться. Вскоре Чартков перестал работать тщательно, его портреты стали похожи на грубые картинки из дешёвой лавки.
Шли годы. Сначала Чартков стал модным художником и светским щёголем, потом его начали считать мэтром, «предлагать по службе почётные места», приглашать в комитеты и на экзамены. С высоты своего положения он упрекал молодёжь в безнравственности и начинал верить, что вдохновения не существует.
Слава не может дать наслажденья тому, кто украл её, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном её.
Постепенно страстью Чарткова стало золото, он начал копить, скопил огромные богатства и стал «беспричинным скрягой».
Однажды его попросили высказать своё мнение о художнике, приславшем из Италии свою картину. В отличие от Чарткова, этот художник не польстился на соблазны и сумел раскрыть свой талант. Увидев картину, Чартков разрыдался и выбежал из залы. Он понял, что безжалостно погубил свой талант. Чартков попытался написать падшего ангела, но убедился, что может создавать только «модные картинки».
Чартковым овладела ужасная зависть. Он начал скупать картины талантливых художников и уничтожать их. Благодаря накопленному богатству, он смог купить и уничтожить множество прекрасных произведений. Жгучая зависть изменила внешность Чарткова, он стал похож на демона. Наконец накал страстей сказался на его здоровье: у него начались припадки бешенства, во время которых ему виделись живые глаза старика с портрета. Затем он заболел чахоткой и умер.
От огромных богатств Чарткова ничего не осталось. Люди нашли только куски уничтоженных им картин.
Часть 2. История создания портрета
В одном богатом доме проходил аукцион: продавалось имущество умершего мецената. Большая толпа собралась возле портрета смуглолицего старика в восточном одеянии с необычайно живыми глазами. Все жаждали купить этот портрет, но внезапно появился известный художник Б., предъявивший на него права.
👨🏻🦱Художник Б. — известный и талантливый художник, 35 лет, сын художника-самоучки, скромно одет, с приятным, беззаботным лицом и чёрными кудрями.
Он рассказал историю этого портрета, написанного его отцом.
Во времена царствования Екатерины II в мрачном каменном доме глухого района Петербурга жил очень богатый ростовщик, о котором ходили плохие слухи.
👳🏾♂️Ростовщик — богатый, нелюдимый старик в просторном азиатском одеянии, высокий, смуглолицый, с восточной внешностью и горящими, пронзительными глазами.
Ростовщик щедро раздавал деньги на, казалось бы, выгодных условиях, которые оборачивались пожизненной кабалой. Кроме этого, деньги ростовщика приносили несчастья.
Молодой меценат, отличившийся на государственной службе и замеченный императрицей, взял у ростовщика денег на развитие наук и искусств, но после этого сильно изменился. Им овладела зависть к уму и таланту, он стал подозрительным и начал писать доносы. Узнав об этом, императрица наказала его, и он умер в припадке страшного безумия.
Князь, хотевший жениться на первой красавице Петербурга, тоже взял заём у ростовщика — родня красавицы считала, что он слишком беден. До этого благородный князь и красавица были влюблены друг в друга и считались идеальной парой, но после свадьбы молодой муж стал неимоверно ревнив, начал всячески изводить и даже избивать жену. Когда она заговорила о разводе, князь попытался убить её, и, потерпев неудачу, покончил с собой.
Ходили слухи и о множестве других несчастий, случившихся с простыми людьми, которые взяли деньги у ростовщика.
Там честный, трезвый человек делался пьяницей; там купеческий приказчик обворовал своего хозяина; там извозчик, возивший несколько лет честно, за грош зарезал седока.
Недалеко от ростовщика жила и семья художника Б. Его отец был талантливым художником-самоучкой, он писал картины и иконы для церквей.
🧔🏻Отец художника Б. — художник-самоучка, талантливый самородок, честный, прямой, немного грубый, с гордой душой и твёрдым характером и принципами.
Однажды ему заказали картину, на которой должен был присутствовать дьявол. Размышляя о том, каким должен быть дьявол, художник невольно вспоминал тёмное лицо и горящие глаза ростовщика.
Однажды ростовщик сам явился в мастерскую художника и заказал ему свой портрет. У ростовщика было одно условие: портрет должен быть «совершенно как живой».
Художник согласился, пришёл в дом ростовщика и начал писать портрет, особенно тщательно выписывая его глаза. Постепенно художником овладел сильный страх. Наконец, он отказался продолжать работу и ушёл, хотя ростовщик и умолял его закончить портрет. Он верил, что если художник верно передаст его черты, он останется жить в этом портрете.
На следующий день слуги ростовщика художнику принесли незаконченный портрет. Вечером художник узнал, что ростовщик умер.
Вскоре характер художника начал меняться, он стал зол, раздражителен и завидовал своему самому талантливому ученику. Когда ученик обошёл его в конкурсе на картину для новой церкви, художник впал в ярость и хотел сжечь незаконченный портрет. Картину спас его приятель-живописец, большой весельчак. Он взял картину себе, но вскоре почувствовал беспричинный страх, и отдал её племяннику, тот продал портрет коллекционеру, и картина пошла по рукам.
Узнав об этом, художник понял, что стал орудием дьявола. Смерть жены, дочери и младшего сына убедили его в этом. Отправив оставшегося сына в Академию искусств, художник ушёл в монастырь, а потом стал отшельником. Отмолив свой грех, он создал великолепную картину, изображавшую рождение Иисуса.
К этому времени художник Б. окончил Академию искусств и перед отъездом в Италию пришёл попрощаться с отцом. Отец рассказал сыну историю портрета и попросил уничтожить, если он попадётся ему на глаза.
Мне говорили, что портрет этот ходит по рукам… зарождая в художнике чувство зависти, мрачной ненависти к брату, злобную жажду производить гоненья и угнетенья.
Закончив рассказ, художник Б. обернулся к стене, где висел портрет, и не обнаружил его: пока все слушали историю, кто-то стащил картину. Люди долго недоумевали: на самом ли деле они видели изображение страшного старика, «или это была просто мечта, представшая только на миг глазам их, утруждённым долгим рассматриванием старинных картин»?
- Краткие содержания
- Гоголь
- Портрет
Краткое содержание Гоголь Портрет
Рассказ входит в сборник Петербургские повести
Художник Чартков на Щукинском дворе разглядывал картины, и тут его взгляд упал на портрет старого мужчины в восточном одеянии. Отдав за картину последние деньги, Чартков идёт домой. Уже позже он пожалеет о покупке, ведь ему даже нечем платить за жильё. Взглянув на старика с портрета, ему становится не по себе от его глаз – настолько живыми они казались. Чартков даже занавесил картину на ночь, чтобы не пересекаться больше взглядом со стариком. Но ночью случилось ужасное: простыня с картины была сдёрнута, и из рамы вышел старик. В мешке его были деньги, и он начал их пересчитывать. Такие кошмары снились художнику несколько ночей подряд.
Хозяин квартиры требует оплаты, но так как денег у Чарткова нет, он захотел забрать портрет старика в счёт долга. При разглядывании картины из рамы падает свёрток с деньгами, уже знакомый Чарткову по снам. На эти деньги он смог уплатить долг за жилье, снять квартиру побольше, приодеться. Художник подал объявление о том, что пишет портреты на заказ. Внезапно на него обрушивается популярность, и он становится модным портретистом. Старые знакомые лишь поражаются тому, насколько он утратил своё мастерство и талант. Вскоре художник и сам понял своё падение. В отчаянии он заперся и пытался написать что-то, но всюду ему мерещились глаза старика с того портрета. Чартков умер в чахотке.
Спустя какое-то время на аукционе выставлен на продажу портрет старого азиата с удивительно живым взглядом. Многие желали его купить, но тут выходит художник Б., рассказавший присутствующим свою историю. Когда-то жил в Коломне ростовщик. Все, кому он давал деньги, вскоре погибали весьма трагическим способом. Отец Б. был художником и соседом этого ростовщика. Как-то азиат пришёл к нему с заказом нарисовать себя на холсте. Чем больше живописец писал портрет, тем живее получались глаза. С каждым днём у художника внутри росло отвращение к своей работе. Ростовщик обронил, что после его смерти, вся его сила перейдет в эту картину. Эти слова окончательно испугали художника, и он убегает, не закончив работу, но ему все-таки передали портрет лично в руки, и на следующий же день ростовщик умер. У художника начинаются неприятности, и он пытается избавиться от картины. Пытаясь убежать от проклятия старика, художник уходит в монастырь и начинает писать картину по библейским мотивам. Перед смертью он завещал своему старшему сыну отыскать и уничтожить проклятый портрет.
Закончив рассказ о своём отце, Б. оборачивается взглянуть на портрет, но тут все видят, что его нет на месте.
Главная мысль
В произведении противопоставляются две разные судьбы художников. Автор подчеркнул, что, только отказавшись от мирской суеты, мастер может раскрыть свой талант и не превратиться в ремесленника. Твороческий путь бывает тернист.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Гоголь. Все произведения
- Вечер накануне Ивана Купала
- Вечера на хуторе близ Диканьки
- Вий
- Девяносто третий год
- Женитьба
- Заколдованное место
- Записки сумасшедшего
- Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
- Игроки
- История создания комедии Ревизор
- История создания повести Тарас Бульба
- История создания поэмы Мертвые души
- Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
- Коляска
- Король забавляется
- Майская ночь или Утопленница
- Мёртвые души
- Мертвые души по главам
- Миргород
- Невский проспект
- Нос
- Ночь перед Рождеством
- Петербургские повести
- Повесть о капитане Копейкине
- Портрет
- Пропавшая грамота
- Ревизор
- Рим
- Сорочинская ярмарка
- Старосветские помещики
- Страшная месть
- Тарас Бульба
- Шинель
Портрет. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Страшное гадание Бестужева-Марлинского
Рассказ Страшное гадание это фантастическая история, в которой описаны колдовство, гадания и появление нечистой силы.
- Краткое содержание Ведьмак Последнее желание (Сапковский)
Книгу «Последнее желание» можно назвать началом эпической саги о ведьмаке, Геральте из Ривии. Поскольку она является сборником рассказов, то начало повествования ознаменовывается знакомством с главным героем
- Краткое содержание Бианки Мышонок Пик
Ребята мастерили кораблик. И заметили мышонка, который не смог убежать. Он хотел его убить, но сестричка придумала посадить его на корабль.
- Краткое содержание эпоса Урал-батыр
Башкирский национальный эпос «Урал Батыр», является великим достоянием своего народа. На затерянной земле, где не ступала нога человека, жили Янбирде с супругой Янбике, и было у них два сына, младшего звали Урал, а старшего Шульген
- Краткое содержание Бальзак Кузен Понс
Музыкант Сильвен Понс начал свою творческую карьеру с игры в парижском бульварном оркестре, а затем получил место капельмейстера в театре Парижа
История создания
Повесть «Портрет» Гоголя обрела известный современным читателям вид не сразу. Автор несколько раз перерабатывал ее. Впервые она была опубликован в 1835-м в сборнике «Арабески». Книгу восприняли отрицательно многие критики, в том числе и B. Г. Белинский. По большей части именно из-за этого автор взялся за переработку «Портрета» и окончил ее в 1842 году, когда находился в Риме.
В переписанном состоянии произведение впервые было издано в третьей книжке журнала «Современник» за 1842 год. Автор заменил эпитеты и диалоги, а главное — фамилию главного героя с Чертков на Чартков, потому что первый вариант ассоциировался со словом «черт».
Краткий анализ
В «Портрете» Гоголь выводит двух главных персонажей. В первой части (главе) это молодой художник, во второй — ростовщик. Писатель дает характеристику Андрею Петровичу Чарткову как человеку молодому и талантливому. Это обедневший дворянин, который снимает небольшую комнату и делит ее со своим единственным крепостным.
За время повествования характер главного героя кардинально меняется. О ростовщике ничего не известно, но его образ окружен некими мистическим ореолом, приносящим всем вокруг несчастья. В этой небольшой по формату книге затронуты следующие темы:
- обнищание людей — касается большинства персонажей;
- тщеславие, присущее поведению разбогатевшего Чарткова;
- продажность искусства с возможностью выбора двух путей — жертвенного самосовершенствования или быстрого обогащения.
Произведение показывает, что человек имеет все возможности для достижения счастья внутри себя и предостерегает об опасности поклонения деньгам.
Основные события
На Щукинском дворе у торговой лавочки начинается история молодого художника. Там среди разных картин приглянулся ему один портрет. Чартков хотел уже было отойти от полотна, но все же на последний двугривенный покупает его, чтобы принести домой. На портрете изображен старик в азиатских одеждах. Картина не завершена, но нарисована столь правдоподобно, что глаза на ней выглядят как живые.
Дома Чарткову сообщают, что его искал хозяин жилья с квартальным и собирался потребовать плату за квартиру. Художник чувствует сильную досаду за потраченный двугривенный. Увидев сидящего при потухших свечах слугу, Андрей досадует еще больше. Он с желчностью начинает размышлять о несправедливости жизни, заставившей его, молодого и талантливого художника, прозябать в ученичестве, в то время как заезжие живописцы получают внушительные суммы за пару взмахов кистью.
Воздействие портрета
Чартков обращает внимание на уже позабытый портрет и по-настоящему пугается живых и как будто разрушающих саму гармонию портрета глаз. Андрей ощущает, что внутри него поселилось какое-то странное неприятное чувство. Отправившись в свой угол для сна, огороженный ширмой, Чартков рассматривает освещенный луной портрет сквозь щели и ему чудится, что старик на нем тоже вперяет в него взор.
От страха он решает скрыть полотно, но даже на занавешенной простыней картине художнику мерещятся ужасные глаза, заметные и сквозь полотно. Вдруг Андрей замечает, что простынь на самом деле исчезла, а старик вылез из рамы и приближается к ширме. Зайдя за нее, он усаживается в ногах Чарткова, вынимает пачки денег из откуда-то взявшегося мешка и начинает их пересчитывать.
Один из свертков, помеченный надписью «1000 червонцев», оказывается в стороне и художнику отчаянно хочется, чтобы никто не заметил, как он его присвоил. Так он и просыпается, сжимая руку, в которой как будто ощущается тяжесть денег. Еще долго ночью Андрея мучают кошмары, он поднимается поздно и с трудом. К нему снова наведывается хозяин квартиры в сопровождении квартального. Выяснив, что денег нет и не предвидится, он предлагает художнику расплатиться за жилье своими работами.
Внимание хозяина привлекает портрет старика. Он подходит ближе, чтобы получше разглядеть холст и неосторожно сжимает край рамы, из-за которого выпадает уже увиденный Чартковым во сне денежный сверток. Художник очень доволен тем, что ему удается в тот же день вернуть долги за жилье.
Богатая жизнь
Неожиданно разбогатев, талантливый молодой человек поначалу хотел накупить красок и холстов и запереться в своей мастерской года эдак на три. Но он подавил в себе этот творческий порыв. Ему захотелось пожить в роскоши — снять шикарную квартиру на Невском проспекте и накупить роскошных одежд. Вскоре Андрею приходит в голову заказать для себя хвалебную статью в газету. Уже на следующий день Чартков принимает первую заказчицу.
Это важная дама, которая желает заказать портрет дочери. Она описывает свое видение деталей будущей картины, и художник принимается за работу. Только-только ему удается расписаться и ухватить что-то главное в изображаемом лице, дама уводит свою дочь.
В следующий раз ее недовольство вызывает реалистичность портрета. В итоге Чартков с досады немного переделывает и подновляет другую свою работу — Психею, и этот вариант вполне устраивает важную заказчицу.
Довольно скоро художник входит в моду. Он действует по шаблону: ухватив одно выражение, он просто меняет типажи. Теперь Чарткову удается удовлетворять разнообразные притязания и выполнять множество заказов. Теперь он богат и принимаем в аристократических домах, а о других художниках привык высказываться резко и высокомерно. Люди, знавшие Андрея раньше как человека талантливого, удивляются, куда могла подеваться эта искра, столь приметная вначале.
Прозрение Чарткова
Художник ведет себя важно, любит поучать молодежь и укоряет ее в безнравственности. Со временем теперь уже известный художник становится скрягой. Но однажды его приглашают в Академию художеств посмотреть на картину, присланную из Италии. Это полотно принадлежит кисти одного из прежних товарищей Андрея. Видя его совершенство, он вдруг осознает всю глубину своего падения.
Чартков бросает все и запирается в мастерской, чтобы с головой погрузиться в работу, но у него мало что получается. Он вынужден постоянно останавливаться из-за незнания основ живописи, изучение которых он забросил в начале своей карьеры популярного художника. Главного героя повести снедает чувство ужасной зависти. Чтобы снова соприкоснуться с чем-то прекрасным, он начинает скупать самые изысканные произведения искусства, растратив на их приобретение все средства.
Пребывание в состоянии постоянного лихорадочного возбуждения вместе с чахоткой приводит Чарткова к горячке и скорой страшной смерти. Он не мог укрыться от чудившихся повсюду глаз старика. Лишь после похорон становится понятно, для чего скупались лучшие картины: они были беспощадно уничтожены.
Объяснение развязки
Спустя какое-то время история Чарткова несколько прояснилась. В Петербурге состоялся один из аукционов, на котором среди старинных предметов мебели, китайских ваз и картин внимание многих посетителей привлек удивительный портрет, изображающий азиата, чьи глаза были выписаны с таким мастерством, что смотрелись как живые. Начинаются торги: цена на полотно быстро растет. После ее четырехкратного увеличения от начальной выступает художник Б. и заявляет, что имеет особые права на эту картину. Для подтверждения своих слов он рассказывает историю, приключившуюся с его отцом.
Рассказ художника
Сначала Б. обрисовывает Коломну — часть города, где некогда жила его семья, а по соседству — загадочный ростовщик. Его описание:
- великанский рост;
- азиатская наружность;
- страшный взгляд.
Ростовщик не отказывал в ссуде никому — ни нищей старухе, ни расточительному аристократу. Проценты он брал небольшие и сроки выплат были весьма удобными, однако непостижимыми арифметическими расчетами сумма, которую надлежало возвратить, возрастала неимоверно, а тех, кто получал деньги лично из рук азиата, ожидала зловещая судьба. Б. рассказывает несколько историй для примера:
- Молодойблистательный вельможа, получив деньги от ростовщика, вскоре неузнаваемо изменился. Новый мерзкий характер навлек на него гнев императрицы: вскоре юноша сошел с ума и умер.
- Родители препятствовали вступлению в брак влюбленной пары из-за расстроенного положения дел жениха. Ради свадьбы с прекрасной девушкой ее избранник делает заем у азиата. За один год семейная жизнь была отравлена капризами, нетерпимостью и ревностью, возникшими вдруг в ранее благородном характере мужа. Он дошел даже до покушения на жизнь жены, а после покончил с собой.
Дальше Б. ведет повествование о своем отце, художнике-самоучке, который задумал написать картину, изображающую дух тьмы. Он нередко поглядывал в сторону страшного соседа, представляя его образ на полотне. Однажды старик сам явился к отцу Б. и прямо потребовал нарисовать с себя портрет, причем так, чтобы выглядеть на картине «совершенно как живой».
Отец с удовольствием взялся за дело, но, чем живее выходили глаза на портрете, тем более тягостное чувство им овладевало. Он настолько проникся отвращением к своей работе, что отказался продолжать писать, несмотря на мольбы азиата. Когда же старик стал объяснять, что он намерен сверхъестественным образом сохранить в портрете свою жизнь после смерти, то отец Б. окончательно испугался и убежал. На следующий же день ростовщик умер, а неоконченное полотно вернула его служанка.
Завершение истории
Постепенно отец Б. начинает замечать в себе перемены к худшему. Он вредит своему ученику из зависти, а в его картинах начинают проявляться глаза азиата. Он решается сжечь страшную картину, но уступает просьбе приятеля и дарит полотно ему. Новый владелец вскоре передаривает портрет племяннику, но и тот быстро избавляется от него.
К отцу Б. приходит догадка, что часть души ростовщика действительно находится в ужасном портрете. Смерти жены, дочери и маленького брата Б. окончательно убеждают его в этом. Он отправляет старшего сына в Академию художеств, а сам живет в монастыре, соблюдая все строгости. Наконец его душа чувствует просветление, и художник снова берется за кисти.
Он целый год работает над картиной под названием «Рождество Иисуса», которая получается чудесной и исполненной святости. С сыном, приехавшим повидать его перед поездкой в Италию, отец делится своими мыслями об искусстве и дает наставления, среди которых — найти и истребить портрет злощастного ростовщика.
Б. завершает свой рассказ сообщением, что после пятнадцатилетних поисков он сможет выполнить наказ отца, так как картина с аукциона и есть искомое полотно. Но когда он вместе со слушателями поворачиваются в сторону портрета, оказывается, что он исчез. Этот краткий пересказ можно использовать в читательском дневнике.
Отзывы читателей
Повесть Гоголя интересна и школьникам, и взрослым. Некоторые отзывы:
Больше всего в повести «Портрет» Гоголя меня вдохновил рассказ о художнике — отце персонажа Б. Он сумел собраться и не поддался до конца искушениям ростовщика. Художника не обошли несчастия, но праведная жизнь помогла ему вернуть талант. А главное, что его заботила судьба других людей, которые могли бы пострадать от проклятого портрета.
Пыталась завлечь ребенка, который сейчас изучает в школе творчество Н. В. Гоголя. Открыла его повесть «Портрет», чтобы потом подробно описать содержание дочери, и не могла остановиться, пока не прочитала книгу полностью. Удивительно, как тонко писатель анализирует проблему несовместимости творчества и денег, которая мне достаточно близка: часто приходится идти на уступки заказчику в угоду творчеству. Так что проблема, затронутая автором почти двести лет назад, тревожит и сейчас.
Галина
Мне всегда была интересны мистические сюжеты, особенно связанные с картинами. Поэтому и «Портрет», который мы проходили по школьной программе, очень понравился, хотя суть книги, конечно, не в этом. История Чарткова показывает, как легко потерять талант, прельстившись блеском богатства. Разобраться, какие проблемы ставит Гоголь в повести «Портрет», мне помог подробный анализ книги с цитатами.
Наталья
«Портрет» — краткое содержание (1 вариант)
Часть 1
В картинной лавочке на Щукином дворе молодой художник Чартков за последний двугривенный покупает портрет «работы высокого художника». На картине был изображен «старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым», при этом особенно выделялись его глаза.
Дома Чарткову кажется, словно глаза старика с картины пристально смотрят прямо на него. В какой-то момент старик на портрете ожил и «выпрыгнул из рам». Сев возле Чарткова, он вытащил из складок одежды мешок и высыпал из него свертки с червонцами. Пока старик пересчитывал деньги, Чартков незаметно забрал себе один из откатившихся свертков. Пересчитав свое богатство, старик вернулся в картину. Всю ночь юноше снились кошмары.
Утром к Чарткову пришли хозяин жилья с квартальным надзирателем, чтобы узнать, когда юноша отдаст деньги за жилье. Во время разговора квартальный, осматривая портрет старика, повредил раму картины, и на пол упал один из приснившихся художнику свертков.
На полученные чудесным образом деньги Чартков покупает новую одежду, снимает прекрасную квартиру и дает объявление в газету о том, что готов писать картины на заказ. Первыми к нему приходят богатая дама с дочерью Лизой. Женщина просит убрать «дефекты» лица дочери и в итоге довольная покупает недоработанный эскиз лица Психеи, приняв его за портрет Лизы.
Чартков становится известным в городе художником, его любят в высшем свете. Он научился рисовать портреты механически, искажая черты лиц, изображая не реальных людей, а заказные маски.
Как-то на выставке Академии Художеств Чарткова попросили оценить картину его давнего приятеля. Герой хотел высказать критические замечания, но картина была настолько искусно написана, что он потерял дар речи. Только теперь Чартков понял, насколько бездарные картины он рисовал. Герой пытается создать что-то действительно стоящее, но у него ничего не выходит. Чартков приказывает выбросить портрет старика, но это не помогло.
Завидуя другим художникам, герой потратил все свои богатства на покупку картин, а дома резал их и топтал ногами, смеясь. «Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин». Постепенно художник впал в безумие – ему везде мерещились глаза старика с портрета, и он умер.
Часть 2
Самый разгар аукциона. На кону портрет «какого-то азиатца» с «необыкновенной живостью глаз». Внезапно в торги вмешивается один из посетителей – молодой художник Б. Юноша сообщает, что имеет особое право на это картину и рассказывает историю, случившуюся с его отцом.
Когда-то в Коломне жил ростовщик, который всегда мог снабдить нужной сумой денег любого человека в городе. Казалось, что он предлагал выгодные условия, но в итоге людям приходилось платить «непомерные проценты».
Однако самым странным было то, что все, кто брал у него в займы, «оканчивали жизнь несчастным случаем» – молодой вельможа сошел с ума, а благородный князь чуть не убил собственную жену и покончил жизнь самоубийством.
Как-то отцу художника Б. заказали изобразить «духа тьмы». Мужчина считал, что идеальным прототипом стал бы ростовщик, и вскоре тот сам пришел к художнику с просьбой нарисовать его портрет. Однако чем дольше мужчина рисовал, тем большее отвращение у него вызывала работа. Когда художник сказал о своем намерении отказаться от заказа, ростовщик бросился к нему в ноги и начал умолять закончить портрет, так как только от этого зависит, останется ли он в мире. В испуге мужчина убежал домой.
Утром служанка ростовщика принесла художнику недописанный портрет, а вечером он узнал, что ростовщик скончался. С тех пор характер мужчины изменился, он начал завидовать молодым художникам. Как-то, соревнуясь с собственным учеником, художник нарисовал картину, на которой «всем почти фигурам придал глаза ростовщика». В ужасе мужчина хотел сжечь злополучный портрет, но его у него забрал приятель. Сразу после этого жизнь художника наладилась. Вскоре он узнал, что и приятелю портрет не принес счастья и тот отдал его племяннику, который, в свою очередь продал полотно какому-то собирателю картин.
Художник понял, какую страшную вещь совершил, когда у него умерли жена, дочь и сын. Отдав старшего сына в Академию Художеств, мужчина уходит в монастырь. Много лет он не писал картин, отмаливая свой грех, но в итоге его уговаривают написать Рождество Иисуса. Увидев готовую картину, монахи были поражены мастерством художника и решили, что его кистью водила «святая высшая сила».
После окончания академии художник Б. навещает отца. Тот благословляет и наставляет сына, говоря, что, что художник-создатель должен во всем уметь находить внутреннюю «мысль». Прощаясь, отец просит найти портрет ростовщика и уничтожить его.
Когда художник Б. заканчивает свой рассказ оказывается, что картина пропала. Видимо, ее кто-то украл.
Заключение
В повести «Портрет» Н. В. Гоголь на примере судеб двух художников описал два противоположных подхода к задачам искусства: потребительский и созидательный. Автор показал, насколько губительным для художника может стать отказ от своего дара ради денег и непонимание того, что «талант есть драгоценнейший дар бога».
«Портрет» — подробное содержание (2 вариант)
Часть 1
На Щукином дворе располагалась картинная лавочка, пестрящая разнообразием пейзажей и портретов и привлекающая внимание всех прохожих. Так привлекла она и гуляющего мимо художника Чарткова. Сначала он насмехался над некоторыми уродливыми полотнами, потом заинтересовался и долго разглядывал. Уйти, ничего не купив, было как-то совестно, и он стал искать, авось и отыщется что-нибудь стоящее. На глаза ему попался портрет мужчины в больших позолоченных рамах. Лицо изображенного старика в азиатском костюме было чахлым, но глаза его поражали: они глядели из самого портрета странной живостью. Портрет, казалось, был не дописан, но виделась рука большого художника. Сторговавшись, неожиданно для себя, Чартков купил портрет и понес его домой, недоумевая: «Зачем я его купил? На что он мне?»
Уже в темноте добрался он, наконец, в свою квартирку на Васильевском острове. Слуга Никита впустил его, раздел, сообщил, что свечей нет, и что приходил квартальный, так как за квартиру не плачено.
Чартков был художник с талантом, но очень нетерпеливый и увлекающийся. Стараясь следовать пророчеству профессора, он старался заниматься искусством и не браться за модные пейзажи, что делало его, как истинного художника, голодным. Денежный вопрос мучал его, он подумал, зачем же он корпит над этими ученическими картинами, если давно мог бы как многие писать на заказ и быть при деньгах? Только он произнес эту мысль, как вдруг почувствовал ужас и страх: чье-то лицо глядело на него из-за поставленного холста. Это был портрет. Чартков успел уже позабыть о нем, и теперь страх оставил его, и он принялся протирать картину, рассматривать, восхищаться тем, как она написана. И снова он обратил внимание на глаза: они будто выделялись, нарушали гармонию. Они были слишком живые. Они точно глядели на него.
Чтобы портрет не смущал его, Чартков закутал его простыней и лег в постель. Месяц освещал комнату, и художнику показалось, что живые глаза просвечиваются сквозь ткань. Он присмотрелся повнимательнее и обнаружил, что простыни уже не было, а старик с картины, действительно, смотрел на него. Вдруг старик зашевелился, оперся о раму и вышел из нее прямо в комнату Чарткова. Художник онемел, сердце от страха бешено забилось. Мужчина подходил все ближе, стуча ногами по полу, и нес в руках мешок, содержимым которого оказались несколько свертков с надписью «1000 червонных». Свертки вывалились из мешка, один из них закатился к кровати художника. Пока старик собирал их, Чартков успел схватить один, в надежде, что мужчина не заметит. Но тот собрал, что увидел, и скрылся за ширмой. Чартков стиснул сверток в руках – и проснулся.
«Неужели это был сон», — не мог поверить Чартков, но тут обнаружил, что не лежит в постели, а стоит перед тем самым портретом. Как он тут оказался, не помнил. И портрет был открыт, простыни на нем не было. Старик смотрел на него, слова начал двигаться, губы его вытянулись, как будто хотели высосать его – и Чартков снова проснулся.
«Неужели и это был сон». Он был в кровати, комната — в лунном сиянии, портрет — завешан, но тут он почувствовал, что в его руке сжимается что-то, и какое-то движение происходит под одеялом – и проснулся.
Стараясь избавиться от страха и наваждений, художник немного постоял у открытого окна и вновь отправился спать. Проснулся он поздно, с неприятным чувством и головной болью. Его мучал вопрос: это был сон или бред. Подошел к картине, сбросил простыню и долго вглядывался в нее. Все еще играли в воображении старик, мешок, свертки. «Боже мой, если бы хотя часть этих денег». В дверь постучали. Пришли квартальный и хозяин квартиры с настойчивым требованием заплатить, если не деньгами, то хотя бы картинами. Квартальный разглядывал холсты, переходя от одного к другому. Когда дошла очередь до портрета, и полицейский надавил на раму, чтобы приподнять, из нее вывалился синий сверток, и все услышали звон монет. Пораженный Чартков схватил его и, пообещав, что к вечеру уплатит, выпроводил гостей.
В свертке оказались, как и ожидалось, золотые деньги. Перед художником встал выбор: послушаться голоса разума и советов профессора, запереться на три года и рисовать не на продажу, чтобы стать мастером своего дела, так как о деньгах на этот срок можно не заботиться, или же поддаться порывам юности и купить себе все, о чем давно мечтал.
Увы, он выбрал второе. Сперва он оделся в новый фрак, накупил духов, снял шикарную квартиру на Невском, несколько раз бесцельно прокатился по городу в карете, наелся конфет и шампанского в ресторанах и кондитерских. У него появилось все, захотелось только последнего – славы, но и ее он купил, заказав о себе статью у взяточников-журналистов. Тут же, вслед за печатными похвалами, появились и устные, поехали заказчики.
Благородная дама заказала ему портрет дочери, пригласила его бывать. Теперь не думал он об обычной работе, а только ждал, пока раздастся звонок, и приедут к нему его прелестные заказчицы. Он творил воодушевленно, переносил на холст малейшие черты, которые только мог уловить, но за его работой следили, критиковали, просили изменить тут и там. Он повиновался, изменял черты, но с ними исчезало и сходство с оригиналом. Чартков отыскал у себя незавершенную головку Психеи и сообщил ей живые черты девушки, которых матушка не хотела видеть на настоящем портрете. Когда заказчицы приехали вновь, они застали художника как раз за этой работой, и остались ей настолько довольны, что купили именно ее, а не изначальный портрет. Их не особенно волновало, что это Психея, а не Lise. Дама показала этот портрет всем знакомым, и по городу снова пронеслась его слава: все тут же захотели свой портрет в улучшенном виде: кто решил стать Марсом, кто Байроном, Коринной или Ундиной. Чартков принимал всех, рисовал лишь отдаленно похоже и очень быстро, в результате чего сделался очень модным во всех отношениях.
Скорость и количество превратили его работу в обыденность, и вскоре кисть его стала тупеть, краски — холодеть, а из картин пропали оригинальность и индивидуальность. Сам же он начал стареть и толстеть.
Однажды он получил приглашение от Академии художеств приехать на выставку и дать суждение о новом художнике, что был, к слову, из старых его знакомых. Чартков прибыл в галерею, протиснулся сквозь толпу, увидел картину и замер. Это было настоящее произведение искусства, вобравшее в себя все: талант, красоту, гармонию, знания, опыт. От этого шедевра наворачивались на глаза слезы. Чартков стоял перед ней и не мог проронить ни слова, потом пробормотал что-то невразумительное и выбежал из залы.
Как мог он потратить годы своей юности, время учения и опыта на пустые развлечения? Как он мог загубить свой талант. Сделай он тогда правильный выбор, сейчас бы он писал еще лучше. Чартков приблизился к чистому холсту, собрал все силы и мысли, но все линии, мазки ложились посредственно, принужденно. Взбешенный художник приказал вынести из квартиры все последние его работы, «все эти модные картинки», и заперся в одиночестве в своей комнате, вновь погрузившись в работу. Снова ничего не выходило. «А точно ли был у меня талант? Не обманулся ли я?», — спрашивал он себя. Был талант, это он видел по всем ранним картинам, написанным в той лачужке на Васильевском острове. Он переходил от одной карт
Сперва он оделся в новый фрак, накупил духов, снял шикарную квартиру на Невском, несколько раз бесцельно прокатился по городу в карете, наелся конфет и шампанского в ресторанах и кондитерских. У него появилось все, захотелось только последнего – славы, но и ее он купил, заказав о себе статью у взяточников-журналистов. Тут же, вслед за печатными похвалами, появились и устные, поехали заказчики.
Благородная дама заказала ему портрет дочери, пригласила его бывать. Теперь не думал он об обычной работе, а только ждал, пока раздастся звонок, и приедут к нему его прелестные заказчицы. Он творил воодушевленно, переносил на холст малейшие черты, которые только мог уловить, но за его работой следили, критиковали, просили изменить тут и там. Он повиновался, изменял черты, но с ними исчезало и сходство с оригиналом. Чартков отыскал у себя незавершенную головку Психеи и сообщил ей живые черты девушки, которых матушка не хотела видеть на настоящем портрете. Когда заказчицы приехали вновь, они застали художника как раз за этой работой, и остались ей настолько довольны, что купили именно ее, а не изначальный портрет. Их не особенно волновало, что это Психея, а не Lise. Дама показала этот портрет всем знакомым, и по городу снова пронеслась его слава: все тут же захотели свой портрет в улучшенном виде: кто решил стать Марсом, кто Байроном, Коринной или Ундиной. Чартков принимал всех, рисовал лишь отдаленно похоже и очень быстро, в результате чего сделался очень модным во всех отношениях.
Скорость и количество превратили его работу в обыденность, и вскоре кисть его стала тупеть, краски — холодеть, а из картин пропали оригинальность и индивидуальность. Сам же он начал стареть и толстеть.
Однажды он получил приглашение от Академии художеств приехать на выставку и дать суждение о новом художнике, что был, к слову, из старых его знакомых. Чартков прибыл в галерею, протиснулся сквозь толпу, увидел картину и замер. Это было настоящее произведение искусства, вобравшее в себя все: талант, красоту, гармонию, знания, опыт. От этого шедевра наворачивались на глаза слезы. Чартков стоял перед ней и не мог проронить ни слова, потом пробормотал что-то невразумительное и выбежал из залы.
Как мог он потратить годы своей юности, время учения и опыта на пустые развлечения? Как он мог загубить свой талант. Сделай он тогда правильный выбор, сейчас бы он писал еще лучше. Чартков приблизился к чистому холсту, собрал все силы и мысли, но все линии, мазки ложились посредственно, принужденно. Взбешенный художник приказал вынести из квартиры все последние его работы, «все эти модные картинки», и заперся в одиночестве в своей комнате, вновь погрузившись в работу. Снова ничего не выходило. «А точно ли был у меня талант? Не обманулся ли я?», — спрашивал он себя. Был талант, это он видел по всем ранним картинам, написанным в той лачужке на Васильевском острове. Он переходил от одной картины к другой, и тут почувствовал чей-то вперившийся в него взгляд. Это был тот самый портрет, купленный у лавочника на Щукином дворе. Он посмотрел на него и вспомнил всю историю, связанную с ним. Тут же приказал вынести его, но в памяти отпечатались эти талантливо нарисованные глаза.
Адская злоба поднималась в душе Чарткова каждый раз, когда он видел в чужой картине отпечаток таланта. Он скупал теперь все лучшие картины, не жалея денег, а купив и принеся домой, тут же уничтожал, рвал, резал их. Все запасы, все сундуки с золотом были опустошены на аукционах, но эта страсть и радость от разрушения приносили Чарткову особенное удовольствие.
К счастью для искусства, долго это продолжаться не могло. Припадки бешенства и страсти сменились горячкой и сумасшествием, глаза мерещились ему со всех сторон, комната расширялась. Больной ничего не понимал, слабые силы его истощились, и он умер.
Часть 2
Аукцион. Множество карет стояло у здания, огромная зала была полна людей, желающих купить произведения искусства. Одним из лотов, выставленных на продаже, оказался портрет немолодого мужчины. Посетителей поразила картина, в особенности необычная живость глаз. Многие захотели приобрести эту работу кисти, очевидно, большого художника; цена была огромная.
Вдруг один молодой человек вышел из толпы и сказал: «Позвольте мне прекратить на время ваш спор. Я, может быть, более, нежели всякий другой, имею право на этот портрет». Это был художник Б., известный многим из присутствующих. Все обратились в слух, внимая его рассказу.
Во времена царствования Екатерины Второй в Коломне, бедной части города под Петербургом, среди бедного населения иногда появлялись ростовщики. Был среди них один особенный: мужчина, немолодой, с выразительными глазами, носивший азиатский костюм. Особенность его состояла в том, что все люди, которым он давал в долг, заканчивали жизнь несчастливо и умирали при странных обстоятельствах. Б. привел даже примеры: юношу, который из молодого и состоятельного мецената превратился в сумасшедшего и умер в беспамятстве, и девушку, муж которой из любящего супруга резко превратился в ревнивого Отелло, но убил не ее, а самого себя. Было еще и множество примеров из низшего класса, но главным персонажем его рассказа был его отец.
Отец его был талантливейший художник-самоучка. Работал он за самую маленькую плату, необходимую лишь на пропитание, и никогда не отказывал в помощи другим. Мастерство его достигло таких высот, что ему поступали заказы даже из церкви. Одна из церковных работ была такова, что на ней должен был быть изображен дух тьмы. Отец думал, где бы найти ему подходящий образ, и тут столкнулся на улице с этим самым ростовщиком. Старик сам попросил его написать ему портрет, чтобы он «был как живой». Решив, что все прекрасно сошлось, они сразу договорились о цене, и на следующий день отец с кистями и красками уже был у ростовщика.
Чем дольше, чем точнее вырисовывал художник черты старика, тем тяжелее было у него на душе, какое-то тревожное чувство преследовало его. «Какая дьявольская сила», — думал он, но дал себе обещание довести работу до конца. Глаза эти уже вонзились ему в душу, и день ото дня становилось все страшнее. Он сказал старику, что не может продолжать, но тот умолял, говорил, что нужно кончить, это вопрос жизни и смерти. Отец был непреклонен. Утром ростовщик прислал ему портрет обратно, не дав за него ни копейки, а на следующий день умер.
С того момента художник начал меняться: стал нетерпим, строг, завистлив. Однажды, он писал работу на конкурс в церковь. Все признали, что в работах его много таланта, но «нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах». Отец бросился к своему холсту и обнаружил, что невольно дал всем лицам глаза ростовщика. В бешенстве он прибежал домой, разогнал детей, чуть не прибил мать, разломал мольберт и кисти и хотел уничтожить портрет ростовщика, но неожиданно вошедший приятель убедил его не портить лучшую из его работ, и даже забрал ее с собой.
После ухода друга, а точнее, портрета, отец почувствовал себя гораздо легче. Сам удивился своей зависти и отправился извиняться перед всеми, кого обидел. И работать он стал как раньше, легко и безмятежно.
Спустя время приятель, унесший картину, вернулся и сообщил, что в потрете том явно сидит нечистая сила, что и на него он действовал удручающе. Он не выдержал и продал ему какому-то собирателю картин.
Вслед за тем случились три внезапные смерти – жены, дочери и малолетнего сына; так что, как только исполнилось Б. девять лет, его отправил отец в Академию художеств, а сам постригся в монахи и больше не брался за кисти. Позже он удалился в пустынь, жил в одиночестве, изнурял свое тело, и когда, наконец, решил, что очистился, взялся писать Рождение Иисуса. Он писал картину год, не выходя из кельи, и она была божественно великолепна.
К тому времени Б. успел закончить Академию и собирался поехать в Италию, но перед тем должен был он получить отцовское благословение. Они не виделись 12 лет, поэтому не сразу признал он отца в седовласом старике ангельской наружности. Тот просил его посвятить всего себя искусству, изучить все, что только возможно, творить от души и дарить людям наслаждение. А если попадется ему на глаза эта дьявольская картина, он должен истребить ее, чтобы не приносила она вред людям.
На этом Б. закончил свой рассказ, и вся толпа повернулась, чтобы еще раз взглянуть на эти страшные нечеловеческие глаза. В том месте, где висел портрет, ничего не было. Кто-то украл картину, пока все внимание было направлено на рассказчика.
«Портрет» — кратчайшее содержание (3 вариант)
Часть 1
В картинной лавочке на Щукином дворе молодой художник Чартков за последний двугривенный покупает портрет «работы высокого художника». На картине был изображен «старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым», при этом особенно выделялись его глаза.
Дома Чарткову кажется, словно глаза старика с картины пристально смотрят прямо на него. В какой-то момент старик на портрете ожил и «выпрыгнул из рам». Сев возле Чарткова, он вытащил из складок одежды мешок и высыпал из него свертки с червонцами. Пока старик пересчитывал деньги, Чартков незаметно забрал себе один из откатившихся свертков. Пересчитав свое богатство, старик вернулся в картину. Всю ночь юноше снились кошмары.
Утром к Чарткову пришли хозяин жилья с квартальным надзирателем, чтобы узнать, когда он отдаст деньги за жилье. Во время разговора квартальный, осматривая портрет старика, повредил раму картины, и на пол упал один из приснившихся художнику свертков.
На полученные чудесным образом деньги Чартков покупает новую одежду, снимает прекрасную квартиру и дает объявление в газету о том, что готов писать картины на заказ. Первыми к нему приходят богатая дама с дочерью Лизой. Женщина просит убрать «дефекты» лица дочери и в итоге довольная покупает недоработанный эскиз лица Психеи, приняв его за портрет Лизы.
Чартков становится модным художником, его любят в высшем свете. Он научился рисовать портреты механически, искажая черты лиц, изображая не реальных людей, а заказные маски. О художниках и об искусстве он изъяснялся теперь резко: утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства.
Как-то на выставке Академии Художеств Чарткова попросили оценить картину его давнего приятеля. Герой хотел высказать, как обычно, критические замечания, но картина была настолько искусно написана, что он потерял дар речи. Только теперь Чартков понял, насколько бездарные картины он рисовал. Герой пытается создать что-то действительно стоящее, но у него ничего не выходит. Чартков приказывает выбросить портрет старика, но это не помогло.
Завидуя другим художникам, герой потратил все свои богатства на покупку лучших картин, а дома он резал их и топтал ногами, смеясь. «Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин». Постепенно художник впал в безумие: ему везде мерещились глаза старика с портрета, и он умер.
Часть 2
Самый разгар аукциона. На кону портрет «какого-то азиатца» с «необыкновенной живостью глаз». Внезапно в торги вмешивается один из посетителей – молодой художник Б. Молодой человек сообщает, что имеет особое право на эту картину и рассказывает историю, случившуюся с его отцом.
Когда-то в Коломне жил ростовщик, который всегда мог снабдить нужной сумой денег любого человека в городе. Казалось, что он предлагал выгодные условия, но в итоге людям приходилось платить «непомерные проценты». Однако самым странным было то, что все, кто брал у него в займы, «оканчивали жизнь несчастным случаем» – молодой вельможа сошел с ума, а благородный князь чуть не убил собственную жену и покончил жизнь самоубийством.
Как-то отцу художника Б. заказали изобразить «духа тьмы». Мужчина считал, что идеальным прототипом стал бы ростовщик, и вскоре тот сам пришел к художнику с просьбой нарисовать его портрет. Однако чем дольше мужчина рисовал, тем большее отвращение у него вызывала работа. Когда художник сказал о своем намерении отказаться от заказа, ростовщик бросился к нему в ноги и начал умолять закончить портрет, так как только от этого зависит, останется ли он в мире. В испуге мужчина убежал домой.
Утром служанка ростовщика принесла художнику недописанный портрет, а вечером он узнал, что ростовщик скончался. С тех пор характер мужчины изменился, он начал завидовать молодым художникам. Как-то, соревнуясь с собственным учеником, художник нарисовал картину, на которой «всем почти фигурам придал глаза ростовщика». В ужасе мужчина хотел сжечь злополучный портрет, но его у него забрал приятель. Сразу после этого жизнь художника наладилась. Вскоре он узнал, что и приятелю портрет не принес счастья и тот отдал его племяннику, который, в свою очередь продал полотно какому-то собирателю картин.
Художник понял, какую страшную вещь совершил, когда у него умерли жена, дочь и сын. Отдав старшего сына в Академию Художеств, мужчина уходит в монастырь. Много лет он не писал картин, отмаливая свой грех, но в итоге его уговаривают написать Рождество Иисуса. Увидев готовую картину, монахи были поражены мастерством художника и решили, что его кистью водила «святая высшая сила».
После окончания академии художник Б. навещает отца. Тот благословляет и наставляет сына, говоря, что художник-создатель должен во всем уметь находить внутреннюю «мысль». Прощаясь, отец просит найти портрет ростовщика и уничтожить его.
Когда художник Б. заканчивает свой рассказ оказывается, что картина пропала. Видимо, ее кто-то украл.