О чем рассказ поводырь

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по рассказу «Поводырь» Костюнина
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

Рассказ посвящен учителям. Эпиграф из Гете: «Учатся у тех, кого любят».

Александр берет интервью у Магомеда Агаева, директора школы искусств. Тот рассказывает не о себе, а о любимом учителе музыки, которого он встретил в интернате Дербента. Магомед был тогда учеником 4 класса. Мальчик заглянул в класс, услышав звуки баяна. И испугался слепого старика в черных очках. А тот позвал его в музыкальный кружок. Оказалось, что мальчик способный. «Антонин Карлович учил азам. Служил мне поводырем в мире музыки!» Магомед полюбил эти занятия, учил ноты с голоса учителя. И освоил кларнет. А потом и другие инструменты.

Всех деревенских ребятишек Антонин Карлович учил с одинаковым терпением. Музыка была для аварцев, азербайджанцев, лезгин «вторым языком межнационального общения». Магомеду он открыл красоту и первого языка, русского. Дети, бывало, подшучивали над учителем и его маленьким «поводырем». А Магомед всегда был на его стороне. С ним учитель стал ходить домой. Потом он поручился за подросшего Магомеда – и того приняли в училище. Ведь все музыканты города – его ученики.

А когда Магомед ушел из интерната, учитель попросил парня отвести его в дом престарелых. Неслыханное дело для Кавказа! У Магомеда в семье главные – прадед Хаким и дед Гасан. И ведь есть у учителя-вдовца взрослые, правда, очень занятые дети. Уже выпускник училища, Магомед чуть-чуть не успел порадовать учителя дипломом. Тот умер. На память остался его баян. Прошли годы – и Магомеду так жаль, что у учителя не было достойных похорон. Он просит Александра написать об этом светлом человеке.

Читательский дневник по рассказу «Поводырь» Костюнина

Сюжет

Магомед Агаев, директор школы искусств, в 4 классе интерната встретил мудрого и любящего учителя музыки, старого слепого Антонина Карловича Качмарика. Он стал поводырем в мире музыки для сельского мальчишки. Обучил игре на инструментах, открыл красоту русского языка, помог попасть в училище. А потом ждал его в доме престарелых (взрослые дети забыли об отце). Выпускник Магомед не успел к его похоронам. Спустя годы он просит Александра Костюнина написать о жизни великого педагога.

Отзыв

Быть учителем – это призвание. Сердце настоящего педагога полно любовью, мудростью, терпением, талантом. Учитель помог маленькому ученику найти место в жизни, как поводырь, открыл перед ним прекрасный мир музыки, песни, поэзии. Дружба стала для них сокровищем. Магомед – благодарный ученик. Он помнит добро. И хочет, чтобы о прекрасном учителе узнали другие люди. Автор поднимает тему взрослых детей, забывающих родителей, одиночества, нечуткости детей. Рассказ учит помнить учителей, ценить семью, уважать старших, искать свой путь в жизни, любить свое дело, сопереживать, приносить пользу людям, быть светлым человеком.

Рассказ посвящен учителям. Эпиграф из Гете: «Учатся у тех, кого любят».

Александр берет интервью у Магомеда Агаева, директора школы искусств. Тот рассказывает не о себе, а о любимом учителе музыки, которого он встретил в интернате Дербента. Магомед был тогда учеником 4 класса. Мальчик заглянул в класс, услышав звуки баяна. И испугался слепого старика в черных очках. А тот позвал его в музыкальный кружок. Оказалось, что мальчик способный. «Антонин Карлович учил азам. Служил мне поводырем в мире музыки!» Магомед полюбил эти занятия, учил ноты с голоса учителя. И освоил кларнет. А потом и другие инструменты.

Всех деревенских ребятишек Антонин Карлович учил с одинаковым терпением. Музыка была для аварцев, азербайджанцев, лезгин «вторым языком межнационального общения». Магомеду он открыл красоту и первого языка, русского. Дети, бывало, подшучивали над учителем и его маленьким «поводырем». А Магомед всегда был на его стороне. С ним учитель стал ходить домой. Потом он поручился за подросшего Магомеда – и того приняли в училище. Ведь все музыканты города – его ученики.

А когда Магомед ушел из интерната, учитель попросил парня отвести его в дом престарелых. Неслыханное дело для Кавказа! У Магомеда в семье главные – прадед Хаким и дед Гасан. И ведь есть у учителя-вдовца взрослые, правда, очень занятые дети. Уже выпускник училища, Магомед чуть-чуть не успел порадовать учителя дипломом. Тот умер. На память остался его баян. Прошли годы – и Магомеду так жаль, что у учителя не было достойных похорон. Он просит Александра написать об этом светлом человеке.

Читательский дневник по рассказу «Поводырь» Костюнина

Сюжет

Магомед Агаев, директор школы искусств, в 4 классе интерната встретил мудрого и любящего учителя музыки, старого слепого Антонина Карловича Качмарика. Он стал поводырем в мире музыки для сельского мальчишки. Обучил игре на инструментах, открыл красоту русского языка, помог попасть в училище. А потом ждал его в доме престарелых (взрослые дети забыли об отце). Выпускник Магомед не успел к его похоронам. Спустя годы он просит Александра Костюнина написать о жизни великого педагога.

Отзыв

Быть учителем – это призвание. Сердце настоящего педагога полно любовью, мудростью, терпением, талантом. Учитель помог маленькому ученику найти место в жизни, как поводырь, открыл перед ним прекрасный мир музыки, песни, поэзии. Дружба стала для них сокровищем. Магомед – благодарный ученик. Он помнит добро. И хочет, чтобы о прекрасном учителе узнали другие люди. Автор поднимает тему взрослых детей, забывающих родителей, одиночества, нечуткости детей. Рассказ учит помнить учителей, ценить семью, уважать старших, искать свой путь в жизни, любить свое дело, сопереживать, приносить пользу людям, быть светлым человеком.

Дата изменения: 08 ноября 2021 в 06:44

Международный литературный конкурс «Купель» (по произведениям А. Костюнина) на тему «Мой любимый учитель»

Эссе Учитель!  Как много скрыто в этом слове!.. ‟

Да разве есть ещё такая должность,

Где нужно столько знать, уметь, успеть,

Не растеряв энергии и веры,

Где не работать надо, а гореть?!

        Учитель! Какое замечательное, нужное, трепетное слово! Эти три эпитета, на мой взгляд, как нельзя лучше подходят к слову „учитель‟. Я восхищаюсь представителями этой профессии, это люди какой-то особой породы! Мне повезло: и в общеобразовательной, и в детской школе искусств меня обучают прекрасные педагоги, знающие, любящие дело своей жизни и нас, детей; отзывчивые, интересные, увлеченные люди. Каждый урок – это какое-то открытие, это шаг к постижению чего-то нового, это встреча с человеком широкой души и большого сердца!

        Я очень люблю читать, и многие мои одноклассники не понимают меня, но именно прикосновение к книге, перелистывание ее страниц погружает нас в удивительный, особый мир. Поэтому уроки литературы оставляют в моей душе определенный след. Хорошо помню, когда я училась в шестом классе, яркое впечатление на меня произвел рассказ В.Г. Распутина „Уроки французского‟, мне близка позиция Лидии Михайловны, я осудила поступок директора, сюжет рассказа заставил меня задуматься над вопросом, а как бы поступила я в данной ситуации (по окончании школы я собираюсь связать себя с педагогикой и стать хореографом). Так меня увлекла проблема „взаимоотношения учителя и учеников‟. Я поделилась своими мыслями, объяснила, что меня конкретно привлекло в рассказе, что возмутило. Мне хотелось продолжить знакомство с поднятой проблемой. И тогда, по совету моего учителя русского языка и литературы, я прочитала повесть А. Г Алексина „Безумная Евдокия‟ и рассказ А.В. Костюнина „Поводырь‟.

        Узнав о литературном конкурсе „Купель‟ и возможности поразмышлять над интересующей темой, я решила высказать свои мысли   после прочтения рассказа „Поводырь‟. Быть может, мои рассуждения окажутся детскими, наивными, но я с первых уроков литературы усвоила слова своего учителя: „Литература – это искусство слова. Понятно будет то произведение, которое вы пропустите через себя, пройдете тропами героев‟.

Так вот именно это со мной и произошло… Я хочу поблагодарить автора рассказа „Поводырь‟ Александра Викторовича Костюнина, который в нескольких страницах описал становление героя, его восхождение на вершину служения Музе, а заслуга в этом — Учителя, человека-труженика, человека, у которого большое трепетное сердце, золотые руки и настоящий талант.

Первое, на что я обратила внимание, — название рассказа „Поводырь‟, которое меня заинтриговало, потому что это слово я встретила впервые. Оказывается, „поводырь‟ — это устаревшее слово, которое обозначает провожатый, проводник, ведущий; человек, который водит кого-нибудь; слепой с мальчиком поводырем. Тогда получается, что поводырь – это Магомед, который в течение пяти лет водил своего слепого учителя, был его опорой, выдерживал насмешки, оскорбления, звучащие вслед. Но с другой стороны, Учитель стал поводырем для Магомеда в музыке и жизни. За эти годы Учитель и его ученик стали поистине родными, близкими и нужными друг другу людьми.

Как ярко и четко создан облик истинного Учителя, Учителя с большой буквы: „Али, не ту ноту взял. Попробуй еще. И по-новой. Десятки раз. Пока не добьется идеального исполнения… Музыка стала для нас вторым языком межнационального общения… Он никогда не взрывался. Антонин Карлович – человек мудрый. Добрый‟. Вот далеко не полный портрет Учителя, а в ответ на это: Магомед в классе никого не боялся и всегда был за Учителя горой; никогда не смел ему солгать.  А как проникновенно и трепетно сказано: „Он не отец, не дедушка, не дядя… Оказалось, важнее‟.  

Магомед, спустя год занятий, стал в оркестре „первой скрипкой‟, затем, впитывая наставления, уроки Учителя, стал настоящим музыкантом и мечтал поступить в Дербентское музыкальное училище, о своей мечте случайно проговорился Учителю. И опять его Поводырь рядом, оказывается, „многие виртуозы обязаны начальным шагам в мире гармонии звуков первому Устазу, этому скромному слепому музыканту‟. Поэтому Магомеда приняли в училище без профильной школы. Это новый этап в жизни Магомеда. Значит, предстоит расставание со своим Учителем. И вот просьба: „Магомед, отведи меня в дом престарелых. Не хочу один здесь‟.

Я с болью читала эти строки, как понятно, что Учитель не сможет жить без своего ученика, а ученик не сможет ничем помочь Учителю. Это решение далось Магомеду трудно: он не понимал, как можно отвести дорогого ему человека в приют. „У нас на Кавказе родителей не бросают…‟, — думал Магомед. Но еще больше меня поразила жестокость родных детей Антонина Карловича (у него были сын и дочь, которые ни разу не вспомнили об отце)!

Магомед успешно учился, навещал дорогого человека, который всегда говорил: „У меня все хорошо. Главное – учись прилежно‟. И вот годы учебы позади, в руках диплом, поехал к родителям и только потом к Учителю, но опоздал… Осуждать Магомеда я не имею права: молодость, желание получить похвалу от родителей – это все естественно!  

Но когда я читала заключительные строчки, мое сердце сжалось от боли: как порой мы бываем невнимательны, откладываем важные вещи на потом и не понимаем: „Нет, никто и никогда не даст нам переписать жизнь на чистовик…‟

 Таким образом, я восприняла это произведение как урок нравственности, урок-предупреждение: надо совершать добрые дела вовремя, чтобы потом не жалеть о содеянном, но вместе с тем, я поняла, что Память – это такая универсальная вещь, которая преодолеет время. Поэтому финал рассказа заставил меня немного успокоиться: Александр Викторович Костюнин выполнил просьбу Магомеда: „Александр, я не сумел… Тебя прошу, не дай этому светлому человеку прекратиться. Уйти в небытие. Напиши о нем, как есть… Благодарение Тому, кто не умирает…‟  

Да, рассказ „Поводырь‟ не прошел для меня бесследно, он заставил многое пересмотреть, ко многим вопросам отнестись иначе, а еще вдохновил на продолжение и развитие затронутой в эссе темы. Как я благодарна судьбе, которая меня, как и Магомеда, свела с замечательным Учителем. У меня даже родились поэтические строки:

                             Быть Учителем — это искусство,

                            Вам оно покорилось сполна,

                            Ваш талант, мастерство и чуткость

                            В сердце жить моем будут всегда!..

Позвольте вам о ней рассказать…

Это Нина Алексеевна Вавилова – мой Учитель природоведения (такой предмет был у меня в пятом классе), а теперь — географии. Нина Алексеевна — интересный, справедливый, яркий человек и Учитель с большой буквы. Ее детство пришлось на военные годы (она родилась 15 июля 1941 года в селе Воронцовка Знаменского района в семье тружеников сельского хозяйства).      

Их семья была большая, она была одиннадцатым ребенком, но в военные годы была высокая детская смертность, этот жуткий факт коснулся и семьи Нины Алексеевны (четверо детей умерло). Родители, вспоминает педагог, с детства прививали своим детям чувство патриотизма, и, конечно, при первых залпах орудий самый старший брат Анатолий, 1920-ого года рождения, в числе добровольцев записался на фронт. Воевал он на Калининском фронте, он был водителем танка 35-ой танковой бригады в звании сержант. Погиб Анатолий 20 марта 1942 года, похоронен в деревне Кишкино Ржевского района Тверской области; его имя высечено на памятнике в с. Воронцовка. А еще один брат, Николай, — участник Великой Отечественной войны, сведения о нем есть в книге „Во славу Знаменки‟ и в Воронцовском краеведческом музее. Она с гордостью и теплотой говорит о своих братьях, ведь это ее родные люди, именно за нее и ныне живущих они сражались, значит, в память о них она должна добиться в своей жизни чего-то большого, оставить след, доказать, что ее жизнь так же, как и их не пройдет бесследно.  

Так вот, сама Нина Алексеевна училась в Воронцовке, где окончила 7 классов с Похвальной грамотой, а с 8-ого по 10-ый классы обучалась в Знаменской средней школе. Тогда не было подвоза детей, как сейчас, не было и горячего питания, ходили на занятия пешком в любую погоду, ведь желание учиться было сильнее временных трудностей.  В 1960-ом году она поступила в ТГПИ (Тамбовский государственный педагогический институт)  им. Державина на естественно-географический факультет, который окончила в 1965-ом году.  По окончании института Нина Алексеевна получила распределение в Старчиковскую школу Знаменского района Тамбовской области. Она вспоминает, что приходилось работать в две смены, потому что было много детей. К тому же приходилось быть и агитаторами, и пропагандистами, и общественниками, ведь учитель „на селе‟ на тот момент был самым важным и нужным человеком. С благодарностью вспоминает она это время: все поддерживали молодого педагога, помогали, если вдруг что-то не получалось, но и ее мнение уважали и часто советовались с ней, то есть ценили педагога с первых шагов ее профессиональной деятельности.

И вот уже сорок четыре года Нина Алексеевна не расстается со школой.  За эти годы плодотворного труда педагог удостоена поощрений различного уровня, которые она бережно хранит. Среди них – Грамота Министерства просвещения; звание „Отличник народного просвещения‟, в 2013-ом году удостоена по общественному признанию родителей, обучающихся и коллег звания „Народный учитель Тамбовской области‟. А еще у педагога много наград областного, районного, школьного признания.

А сейчас я хочу рассказать, как Нина Алексеевна проводит свои уроки: она сама артистка, ее голос внятен, четок, на уроке всегда идет диалог с нами, учениками, она дает много сведений, которые не входят в школьную программу, чтобы расширить наш кругозор; имеет место и шутка (педагог дружит с юмором). Она очень хорошо знает свой предмет, но самое главное —  она его любит, поэтому увлеченно объясняет любую тему, старается увлечь и нас, а еще и убедить в необходимости знать теорию и историю развития Мирового океана, а также карту мира, ведь мало ли куда забросит нас судьба.  Сама Нина Алексеевна много путешествовала по стране, была и за границей, как она говорит, „много повидала на своем веку‟, увлеченно рассказывает о красотах, особенностях климата, образа жизни в разных уголках Родины, но завершает каждый свой рассказ словами: „Краше нашей страны не найдешь!‟ И мы вместе с ней проникаемся любовью и уважением к необъятным просторам своей Родины, родной земли.  

Еще Нина Алексеевна любит поэзию, знает наизусть много стихотворений, часто использует их на уроках. Мы тоже готовим к урокам подборку поэтических текстов, отражающих тему урока. Поэтому практически каждый урок географии напоминает Мастерскую учителя и ее учеников.

Уроки географии не проходят бесследно! Так, многие выпускники нашей школы пошли по стопам педагога, уже закончили или в данный момент обучаются на географическом факультете института естествознания, активно занимаются научной работой и по-прежнему советуется со своим любимым школьным Учителем.

Несмотря на свой пожилой возраст (сейчас педагогу семьдесят четыре года), Нина Алексеевна – классный руководитель 10-ого класса. Так как наша школа небольшая (я уже отмечала этот факт), мы все общаемся между собой. Так вот ее ученики говорят о ней: „Нет такого эпизода в нашей жизни, в курсе которого не была бы классная мама, ничего мимо нее не пройдет! ‟В любую погоду, не жалея своих сил и времени, она посещает своих воспитанников, много внимания уделяет ребятам из неблагополучных семей. Она успевает все! Методом убеждения, личным примером объясняет, что не надо все списывать „на гены‟, человек сам себя должен воспитывать, постоянно работать над собой, ставить новые цели, стремиться их реализовать.   

Когда мы всей школой выходим на субботник, Нина Алексеевна наравне с детьми умело управляет граблями, лопатой. Школьные цветники приветливо улыбаются прекрасной хозяйке (педагог ведет еще уроки сельскохозяйственного труда). Одним словом, за что бы педагог не брался, дело спорится в ее руках.

Нина Алексеевна – ветеран педагогического труда. Известная фраза „Не стареют душой ветераны‟ сказана как будто о ней. Ее душа и милая улыбка всегда открыта для общения. Ее военное детство закалило, научило стойкости, терпению. Она отмечает, что с детства пословица „Терпенье и труд все перетрут‟ стала как бы девизом всей ее жизни.

Я считаю, и это не только мое мнение: общение с этим удивительным человеком всегда доставляет удовольствие, вот почему на уроки Нины Алексеевны я иду с радостью и предвкушением постичь что-то новое, да и просто услышать магический убедительный голос педагога.

Я с уверенностью могу сказать: сколько бы ни прошло лет, уроки географии, облик любимого школьного Учителя со мной будут жить всегда!

А завершить свое эссе мне хотелось бы эпиграфом к рассказу „Поводырь‟: „Учатся у тех, кого любят‟. Эти слова Иоганна Вольфганга Гете, немецкого поэта, мыслителя, общественного деятеля, адресованы тем учителям, которые не случайно попали в эту великую и мудрую профессию, которые идут на встречу с детьми с радостью, которые хотят передать багаж знаний своим подопечным, которые именно с любовью учат детей и учатся сами!..    

                                                                         Автор: Мезенцева Алина

15

Поводырь: в мире слепых и зрячих

Автор: Омаров Муслим Алиакварович

Республика Дагестан

г. Махачкала

МКОУКШИ «1-й Дагестанский кадетский корпус имени Г.Н.Трошева»

11 класс

А весною я не верю в ненастье

И капелей не боюсь моросящих

А весной линяют разные звери

Не линяет только солнечный зайчик.

Н.Матвеева

I.Введение

Образ учителя всегда привлекал писателей. В.Распутин, Ч.Айтматов, В.Астафьев, Е.Гришковец, А.Костюнин и многие другие обращаются к этой теме. Потому что всё начинается с учителя. Я считаю, рядом с именем героя, совершившего подвиг, учёного, сделавшего знаменательное открытие, конструктора, создавшего новую машину, рабочего-новатора производства, колхозника, вырастившего небывалый урожай, по праву всегда должно стоять имя их учителя, который помог найти своё призвание, научил любить труд, сформировал черты истинных патриотов, мужественных и честных людей. Именно учитель приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия (как никакая другая) – одна из самых ответственных и благородных. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Литература же помогает нам глубже понять и осознать это.

Для работы над этой темой я выбрал рассказ современного карельского писателя Александра Костюнина «Поводырь». Мне это произведение близко тем, что оно создано в Дагестане. В этом году, когда мы отмечаем юбилей вхождения Дагестана в Россию это произведение, я считаю, актуально, а тема учителяактуальна всегда. Карельский писатель в Дагестане пишет об учителе чехе – вот пример истинной дружбы между народами. Герой рассказа, Магомед Агаев, живет в с. Татляр. Он директор школы искусств. Настоящий учитель подобен солнечному зайчику – он яркий, тёплый, несущий свет, радость и любовь, и он «не линяет» никогда. Такой учитель – поводырь для учеников.

Цель проекта:

1.Показать, что учитель является поводырём своих учеников,чтобы видеть, не обязательно быть зрячим.

2.Встретиться с героем рассказа Магомедом Агаевым и побеседовать с ним.

Цель проекта определила задачи:

1.Найти литературный материал, который отражает данную проблему;

2. Анализировать произведения по заданной теме;

3.Анализировать рассказ А.Костюнина «Поводырь»;

4.Связать произведение с жизнью.

5.Проанализировать, какие качества делают человека поводырём.

6.Определить роль учителя в жизни детей.

7. Организовать поездку в с. Татляр Дербентского района, подготовиться к встрече.

Методы:

1. лингвистический анализ текста;

2. сопоставительный анализ текстов;

3. комментирование текстов.

Работа состоит из введения, основной части и заключения. В основной части я рассказываю о поездке А.Костюнина в Дагестан, затем анализирую рассказ «Поводырь».

Поводырь: в мире слепых и зрячих

Автор: Омаров Муслим Алиакварович

Республика Дагестан

г. Махачкала

МКОУКШИ «1-й Дагестанский кадетский корпус имени Г.Н.Трошева»

11 класс

II.Основная часть

§1.Александр Костюнин в Дагестане.

Недавно прочитал несколько рассказов Александра Костюнина («Рукавичка, «Совенок», «Поводырь» и др.). Они мне очень понравились. Александр Викторович Костюнин – человек талантливый, и талант его разносторонний. Фотографии, рисунки, рассказы писателя – это особенный мир, созданный человеком, любящим и воспевающим природу, её гармонию. Человеком, болеющим за судьбу своей Родины, и поэтому поднимающим серьезные и трудные вопросы. Персональные выставки фотографий Костюнина А. В. прошли в районах Карелии, в Москве, а также за рубежом: в Японии, Германии, Финляндии.

В литературе А. Костюнин около двадцати лет, он лауреат премии им. А. Куприна, печатается в «толстых» литературных общественно-политических журналах «Москва», «Север», «XXI век». Его книга «В купели белой ночи» в 2007 г. была признана лучшей. Помимо этого у писателя есть свой сайт в Интернете, и по рейтингу “SpyloG” среди авторских литературных русскоязычных сайтов его сайт занимает 1-е место в мире.

Александр Костюнин приехал в Дагестан в 2010 году.

«Приехать в Страну Гор легко, покинуть её невозможно…Да, несомненно, рассказать о Дагестане – моя миссия », – признаётся он.

Писатель рассказывает о своих впечатлениях от поездки: «Родину не выбирают. Моя малая родина – Карелия, вера – православная. Но это не должно мешать слышать других людей, другие народы. Как говорит Гамзат из селения Леваши: «Я привык спать на левом боку, но тот, кто спит на спине, мне не враг». Он побывал во всех сорока двух районах Дагестана. За время поездки Костюнин собрал много интересной информации и личных наблюдений.

Делясь своими впечатлениями, он отметил, что удивлён тем, насколько бережно относятся люди в горах к своим традициям, как чтут гостеприимство. «Нельзя не заметить почтительного отношения к старшим, оно уважительное, трепетное, идет испокон веков. У дагестанского народа сильно развито чувство единения, и в радости, и в горе человека поддерживают его родственники и близкие, соседи и односельчане», – говорит он. Вместе с тем сказывается переселение людей из сел в города. И связанное с этим некоторое забвение своего родного языка. Он пожелал молодым людям не терять своих истоков и культуру.

А. Костюнин побывал в селении златокузнецовКубачи. В Балхаре он видел, как из-под рук местных жительниц рождаются глиняные кувшины, побывал в высокогорном селении Куруш, где в это время шел фестиваль по альпинизму, взбирался на гору Шалбуздаг, поднимался на бархан Сары-Кум.

Знакомство с Дагестаном было бы для писателя неполным, если бы он не соприкоснулся с тем, что имеет прямое отношение к творчеству народного поэта Дагестана Расула Гамзатова. Он побывал на открытии памятника народному поэту, встретился с его дочерью. Дагестан отныне стал для писателя родным краем.

Его восхитило все — от живописного пейзажа и древних построек до красивых обычаев. Но больше всего писателя удивили сами дагестанцы, их нравы и воспитание. «Удивительный вы народ! Гостеприимны, дружелюбны, открыты. Практически в каждом районе у меня после этой поездки появились друзья. Меня не оставило равнодушным и ваше отношение к старшему  поколению — к своим отцам и матерям. Оно трепетное, уважительное. К сожалению, не могу сказать этого о людях, которые встречались мне в других регионах России. Считаю, что этому стоит у вас поучиться», — сказал писатель.

14 сентября писатель встретился со студентами филологического факультета Дагестанского госуниверситета. На встрече он поделился своими впечатлениями о республике и рассказал о ближайших планах.

§2.Два поводыря в рассказе.

Рассказ «Поводырь» посвящён учителю. Мать Костюнина тоже учитель русского языка и литературы. Вероятно, она и стала для него поводырём в мире литературы. Костюнин познакомился с директором школы искусств в селе Татляр Дербентского района Магомедом Агаевым. Эпиграфом к рассказу писатель выбрал слова: «Учатся у тех, кого любят» 
Иоганна Вольфганга Гёте. Эти слова как нельзя лучше передают смысл, идею произведения. Композиция кольцевая – рассказ в рассказе.  Сюжетом послужила история из детства, рассказанная Агаевым. Круг героев небольшой – маленький мальчик, Магомед Агаев, и учитель музыки, Антонин Карлович Качмарик. Учитель совершенно слепой, « пустые глазницы. Ему лет семьдесят было».

Образ повествователя покоряет своей цельностью, стремлением заниматься любимым делом, добротой. Попав в интернат, где «всё незнакомое, чуждое…», Магомед стал поводырём своего старенького слепого учителя, сопровождая его «… повсюду: домой, на уроки музыки в третью школу, в детдом». А учителю его физический недостаток не помешал рассмотреть в мальчике талант. Сочетание одарённости и душевной чуткости привлекли внимание мастера. Магомед жертвует своими интересами, свободным временем, сном, чтобы помочь учителю.

Занятия в кружке проходили интересно. В новом увлекательном мире, открытом учителем, Магомед легко ориентируется. « Я летал… на небесах! от восторга…» – вспоминает он. А вскоре он становится в оркестре «первой скрипкой».

«Хуже было с общеобразовательными уроками музыки». Ребята проказничали на уроках, мучали учителя, обзывали его «Магомедов дедушка», «безглазый кошмарик». «Почему люди такие злые?!» – навязчивая мысль эта тугим обручем… сжимала сердце», — вспоминает герой через годы.

«Я был пытливым. И так увлекательно с ним заниматься. 
Видно… какая-то искра… пробежала между нами…
», – признаётся рассказчик. Эти два человека, мальчик и слепой старый учитель, тянутся друг к другу, один – щедро даря знания, умение, мудрость, другой – благодарность, любовь, уважение. Антонин Карлович, служит мальчику «поводырём в мире музыки».

«Поводырь – тот, кто помогает кому-то идти, водит кого-то, например слепого», – читаем мы в словаре Ожегова. Магомед«свою жизнь полностью, без оглядки посвятил любимому учителю», называя его «мой кобзарь». Кобзарь – это украинский народный певец, играющий на кобзе», — узнаю из того же словаря. «Он не отец мне, не дедушка, не дядя… Оказалось, важнее», – заключает рассказчик. Через пять лет, после восьмого класса герой поступает в музыкальное училище (ведь жизнь идёт вперёд) – сбывается его заветная мечта. Любимый учитель и здесь помогает своему воспитаннику. В училище Магомед открыл для себя, что «…многие именитые виртуозы обязаны начальным шагам в мире гармонии звуков первому Устазу, этому скромному слепому музыканту». «Учатся у тех, кого любят». Антонина Карловича многие любили. Здесь герои расстаются, Антонин Карлович просит проводить его в дом престарелых. Магомед « в ту ночь почти не спал». Он удивлён, что учителю некуда идти, что « детей двое, дочь и сын; после школы разъехались кто-куда, и дела нет…» На Кавказе не принято забывать о родителях. «…Дом престарелых – кладбище живых…» – говорит об этом герой и винит себя за то, что вовремя не пошёл к нему. Магомед опоздал, не успел обрадовать учителя «своим новеньким дипломом»… «Если бы время вернуть назад…» – сокрушается он. Он не знает ни где могила, ни кто и как похоронил учителя. Не сможет, конечно, Магомед забыть своего учителя никогда.

Язык рассказа необычный, своеобразный. В нём преобладают короткие предложения, много многоточий, которые передают недосказанность. В рассказе использованы тропы: метафоры («дом престарелых – кладбище живых», «зима ли по-хозяйски вступает в свои права», «я стал «первой срипкой», «Я летал… на небесах!»), сравнения («тугим кольцом сжимала сердце», «кругом будто чернилами залито», «точно мотылёк, поплыл на огонь», эпитеты(«шайтанским гоготом», «колючий снег», «ослепительными красками-нотами»)Автор использует парцелляции («Обратно – я один…В ночь. Пешком, закоулками», «Да, что же это?!! В приют!»), инверсии («Да, свою жизнь полностью, без оглядки посвятил любимому учителю»), выразительные детали (« наперевес сутулой фигуры – баян…»),которые делают речь живой, яркой.  
  Кульминацией рассказа, наверное, является эпизод о смерти учителя. Незаслуженно забытый всеми, он умирает в одиночестве, среди чужих людей в казённом месте. Ведь получается, что не учитель слепой, а люди вокруг (мальчишки, обзывавшие учителя, издевавшиеся над ним, взрослые люди, коллеги). Они – зрячие – слепы духовно. Слепой учитель живёт, отдавая всего себя без остатка людям, служа им, зрячим, поводырём в мире человеческих отношений. К своей деятельности он относится очень просто. Отсутствие притязаний на свою исключительность, претензий к миру – эти черты, свойственные святым, отличают учителя. «Каков человек, такова у него и любовь», – сказал кто-то из великих.

Проблема отношения к пожилым людям, к учителюактуальна всегда. Все мы свидетели того, что часто хороший человек сталкивается с несправедливым отношением к себе. Может это закон жизни? «Всё проходит»? Конечно, нет! Любить близких нам людей, быть чуткими, внимательными, милосердными учит нас этот рассказ. Автор хочет донести до нас, что «…никто и никогда не даст нам переписать жизнь на чистовик…», и об этом мы должны помнить всегда. Чтобы не просить, как герой рассказа В.Шукшина « Билетик на второй сеанс» в конце своей жизни, когда не о чём и вспомнить, шанс всё исправить, прожить заново свою жизнь. Для нас уроки Костюнина – это уроки жизни. Особенно поразило меня то, что писатель рассказал историю, основанную на реальных событиях, пересказанную самим героем. Жизнь полна удивительных событий, и не надо придумывать интересные сюжеты, достаточно посмотреть вокруг. Антонин Карлович – чех по национальности, и судьба занесла его к нам, В Дагестан! Вот пример дружбы и единства народов. Неважно, кто ты – чех или карел, главное быть Человеком. Под умелым пером писателя этот рассказ превратился в гимн Учителю. Спасибо, Александр Викторович! За то, что написали этот рассказ, не дали «светлому человеку прекратиться. Уйти в небытие».

§3. Образ учителя в произведениях литературы.

«Хороший учитель – это прежде всего человек», – сказал В.Сухомлинский.

Так же, как авторы «Первого учителя» (Ч.Айтматова), «Уроков французского» (В.Распутина), «Тринадцатого подвига Геракла» (Ф.Искандера), «Фотография, на которой меня нет» и «Учителя» (В.Астафьева), «Начальника» (Е.Гришковца) А.Костюнинс теплотой отзывается об учителе. «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель», – сказал мудрец.

Ещё В.Г.Распутин в своей повести «Уроки французского» написал слова о том, что учитель «не должензабывать, что он может научить тому немногому, что умеет сам». Действительно, личность ребёнка, его отношение к жизни начинается с великого чувства любви, уважения к своему наставнику, школе, малой Родине и великой Родине – России.

«Потом я закончил школу, поступил в университет… И пошло, поехало! Но мы до сих пор поддерживаем тоненькую нить контакта с Начальником. Я-то теперь непонятно где. Я уехал давно. Я занимался то тем, то другим. А Начальник всё там же. Всё занимается юношами. Всё в том же фотокружке… Если бы у меня спросили: «Был ли у вас учитель?» Я бы сказал: «Был». Почти все люди в городе Кемерово, которые сейчас работают фотографами в газетах или операторами на телевидении, прошли через наш фотокружок. Все знают Начальника», – пишет Е. Гришковец в рассказе «Начальник».

«Антонин Карлович – человек мудрый. Добрый. Он многому научил». И такие люди не умирают.Они растворяются «в памяти народа, с которым и для которого жили…» (В. П. Астафьев).Слова из песни Новеллы Матвеевой, которые произносит учитель, раскрывают сущность его самого: «Не линяет только солнечный зайчик».

Поводырь: в мире слепых и зрячих

Автор: Омаров Муслим Алиакварович

Республика Дагестан

г. Махачкала

МКОУКШИ «1-й Дагестанский кадетский корпус имени Г.Н.Трошева»

11 класс

III.Заключение

Итак, можно сделать вывод, что сам писатель тоже поводырь для меня и моих современников. Может эта история поможет кому-нибудь оглянуться вокруг, увидеть человека, нуждающегося во внимании, милосердии и сострадании, уважении. В жизни таких людей много. Сестра моего одноклассника Амина Омарова тоже совершенно слепа. Впервые я узнал о ней из репортажа новостей, хотя слышал от товарища, что она учится в школе для слепых. Эта «непростая жизнь» так удивила меня и произвела глубокое впечатление. Девочка, несмотря на свою слепоту, и вышивает, и вяжет, и плетёт бисером, и рисует. И делает всё это профессионально. А ещё она занимается спортом, ездит на соревнования по дзюдо, играет в шахматы и выигрывает на чемпионатах. Амина мечтает участвовать впараолимпиаде. Она ли не поводырь в нашей жизни для моих сверстников и даже для взрослых? Такие люди – настоящие солнечные зайчики – яркие, интересные, сильные духом, по-настоящему красивые. И мы должны быть с ними рядом, давать им человеческое тепло.

Для себя я решил больше внимания уделять своим близким, заботиться о них, стараться понимать их. Быть добрее к людям, относиться к ним так, как хотелось бы, чтобы относились ко мне. Слова Бориса Пастернака вселяют надежду на то, что чувство добра в человеке рано или поздно возьмёт верх над другими:

Верю я, придёт пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

И воспитывает в нас это чувство добра Учитель. Счастлив тот, кто повстречал на своём жизненном пути такого учителя.

Результаты данной работы можно применить на уроках литературы при изучении произведений.

Поводырь: в мире слепых и зрячих

Автор: Омаров Муслим Алиакварович

Республика Дагестан

г. Махачкала

МКОУКШИ «1-й Дагестанский кадетский корпус имени Г.Н.Трошева»

11 класс

Содержание

1.Библиография…………………………………………………………………………………………..

2.Введение…………………………………………………………………….……………

3.Основная часть……………………………………………………………………….

4.Заключение………………………………………………………………………………

Поводырь: в мире слепых и зрячих

Автор: Омаров Муслим Алиакварович

Республика Дагестан

г. Махачкала

МКОУКШИ «1-й Дагестанский кадетский корпус имени Г.Н.Трошева»

11 класс

Библиография

  1. Гришковец Е. Начальник/ Гришковец Е. Следы на мне. М., 2007.

  2. Крылова Н.Б. Проектнаядеятельность школьников и новые задачи педагогов.2007-№3-с.109-115.

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2005.

  4. http://kostjunin.karelia.ru

  5. http://kostjunin.ru

  6. stihi-ob-uchitelyah

  7. stihi-rus.ruПастернак

  8. bibnout.ru 2010/01/30

Поводырь: в мире слепых и зрячих

Автор: Омаров Муслим Алиакварович

Республика Дагестан

г. Махачкала

МКОУКШИ «1-й Дагестанский кадетский корпус имени Г.Н.Трошева»

11 класс

Аннотация

Целью научного исследования ОмароваМуслимаАлиакваровича«Поводырь: в мире слепых и зрячих» является:

1.Сопоставительный анализ произведений на эту тему.

2.Определить, что значит «поводырь».

3.Дать анализ рассказа А.Костюнина «Поводырь».

4.Проанализировать жизненные примеры по этой теме.

5. Подготовиться к встрече с героем рассказа – Магомедом Агаевым, директором школы искусств в с. Татляр.

6. Организовать поездку в Дербентский район в с. Татляр.

В ходенаписания работы автор использовал метод сравнительного анализа, сопоставляя произведения на эту тему.Это позволило автору сделать следующие выводы:

1.Не только мальчик является поводырём слепого учителя, но и учитель – поводырь в жизни главного героя.

2.Сам писатель – поводырь в нашей жизни.

3.Роль учителя в жизни детей огромна.

4.В нашей жизни много примеров таких поводырей.

5.Слепыми можно считать людей ограниченных духовно, с бедным внутренним миром, грубых, недалёких; физический недостаток – это ещё не показатель слепоты.

Поводырь: в мире слепых и зрячих

Автор: Омаров Муслим Алиакварович

Республика Дагестан

г. Махачкала

МКОУКШИ «1-й Дагестанский кадетский корпус имени Г.Н.Трошева»

11 класс

Краткая аннотация

Научное исследование ОмароваМуслимаАлиакваровича«Поводырь: в мире слепых и зрячих» состоит из введения, основной части и заключения. Работа посвящена самостоятельному исследованию. Автор делает свои самостоятельные выводы, какого человека можно считать поводырём, какую роль играет учитель в жизни человека, что значат такие понятия, как зрячесть и слепота. Что значит слово «поводырь».

Поводырь: в мире слепых и зрячих

Автор: Омаров Муслим Алиакварович

Республика Дагестан

г. Махачкала

МКОУКШИ «1-й Дагестанский кадетский корпус имени Г.Н.Трошева»

11 класс

План научных исследований

Гипотеза: название имеет более широкий смысл. Поводырь не только мальчик, но и учитель, потому что он открывает Магомеду мир музыки, а также является поводырём в мире человеческих отношений, демонстрируя на своём примере отношение к миру, к людям, основанное на любви, на добре. Слепой учитель музыки – поводырь не только Магомеда, но и многих других учеников, так как многие из них стали известными музыкантами.

Работа состоит из введения, основной части, которая делится на три параграфа:

  1. Александр Костюнин в Дагестане.

  2. Два поводыря в рассказе.

  3. Образ учителя в произведениях литературы.

Во введении говорю об актуальности выбранной темы, о целях, задачах, методах анализа. В основной части рассказываю об Александре Костюнине, его поездке по Дагестану, провожу анализ рассказа «Поводырь», а затем говорю об образе учителя в произведениях литературы.

В заключении делаю выводы, что в жизни много таких людей, которые своим примером вдохновляют людей на преодоление трудностей, что сам А.Костюнин – поводырь для нас.

Рецензия

на исследовательскую работу

ОмароваМуслимаАлиакваровича

«Поводырь: в мире слепых и зрячих»

Настоящая работаОмароваМуслимаАлиакваровича«Поводырь: в мире слепых и зрячих»посвящена актуальной проблеме, которая вызывает интерес и известных литературоведов, и широкого круга читателей. В ней делается попытка автора самостоятельно изучить и проанализировать произведения изученные работы по этой теме.Представленная работа состоит из введения, основной части и заключения. Необходимо отметить, что автор в своём исследовании приходит к самостоятельным выводам. Данная работа соответствует требованиям, предъявляемым к написанию исследовательской работы. Хочется отметить логичность построения и хороший стиль изложения материала. Работа отличается научной новизной, связью с жизнью. Это, всвою очередь, позволяет рекомендовать данную работу для участия в различных научных конкурсах и конференциях.

  • О чем рассказ печенье осеева
  • О чем рассказ медный всадник кратко
  • О чем рассказ медной горы хозяйка
  • О чем рассказ мать горького
  • О чем рассказ маттео фальконе