«Сон смешного человека» Ф. М. Достоевского чрезвычайно сложное произведение. По сюжету, на далекой планете, куда прибыл «смешной человек», моделируется история жизни на Земле. Как изображает Достоевский идеально счастливое состояние людей? Тут важны два момента:
1) никакого государственного устройства,
2) никакой техники и промышленности.
Рай ассоциируется с жизнью древних греков. Как-то в «Дневнике писателя» Достоевский обмолвился: «Золотой век еще весь впереди… а теперь — промышленность». То есть золотой век и промышленность как бы исключают друг друга.
Но вот вопрос: что означает эта ключевая фраза из рассказа «Я развратил их всех!»? И почему ни одним словом Достоевский не показывает, как именно удалось одному человеку развратить всех? Нет ли здесь некоторого иносказания? На помощь могут прийти высказывания старца Зосимы из шестой книги «Братьев Карамазовых». Зосима говорит, в частности, что каждый человек, помимо своих грехов, виноват и во всех грехах других людей. Не поэтому ли герой рассказа берет на себя вину за все грехи людей? В самом себе он видит то начало, которое губит и других людей, а значит, и все общество. В экспозиции рассказа, герой отталкивает несчастную девочку — этот холодный эгоизм и есть та болезнь, из-за которой болен мир. В себе ее надо найти и себя объявить виноватым за то, что мир еще не рай («Не ищи правду в других, коли ее в тебе нет»). Примерно таким представляется ход мысли Достоевского.
В конце рассказа на одной странице встречаются две взаимоисключающие мысли: «Но как устроить рай — я не знаю». А десятью строками ниже герой твердо уже заявляет, что знает выход из ситуации. И дальше прямо конкретный совет, как устроить: «Главное — люби других».
Так снимает Достоевский одной фразой столь важную для европейской утопии проблему государственного устройства, разделения функций и выдвигает на первое место нравственные ценности. Рассказ Достоевского, при всей своей сложности, вопль из глубины души. Душа эта не может смириться с тем, что люди страдают, что дети страдают, что не видно конца этим страданиям.
«Сон смешного человека» начинается и заканчивается словами героя: «Я знаю истину». В свете сказанного выше можно заключить, что слово «истина» употребляется здесь в значении «правда».
Возможно, вам также будет интересна статья: 451 градус по Фаренгейту описание
Какую же истину не столько даже понял, сколько, увидел, ощутил и пережил герой рассказа? Ту истину, что люди «могут быть прекрасны и счастливы», оставаясь людьми, а не ангелами. Это прописная истина всех утопий, но в рассказе Достоевского она дается совершенно по-новому, как подлинное открытие и прозрение. Напряжение создается тем, что герой увидел и пережил истину не наяву, а только во сне, да и заканчивая свой рассказ, как бы мимоходом бросает фразу: «Я все-таки буду проповедовать».
Это вопиющее противоречие может озадачить читателя и даже поставить в тупик. Давайте сопоставим его с тем местом, где дается главное прозрение «смешного человека»: он не верит, что зло является естественным состоянием человека». Как же примирить эти два места, две цитаты в рассказе? Именно «две цитаты», а не две точки зрения», «две концепции». Двух точек зрения здесь нет. Обратим внимание на глаголы, характеризующие опыт рассказчика в первом и втором случае. Что раю не бывать — это он только «понимает» (область рассудка), а вот что зло не может быть нормальным состоянием людей — это он «увидел» своими глазами, в это он «не может» не верить, словом, это пережито всем его существом, а не только рассудком. И поэтому рассказ заканчивается оптимистическим «И пойду! И пойду!».
Сам Достоевский остался верен обету своего героя и в последний раз выступил с проповедью братства и всеобщей гармонии за несколько месяцев до смерти в своей знаменитой пушкинской речи. Здесь писатель говорит, что назначение России — жить в гармонии.
- Сочинения
- По литературе
- Достоевский
- Анализ рассказа Сон смешного человека
Анализ рассказа Сон смешного человека Достоевского
Рассказ повествует о сне человека, который готов был покончить жизнь самоубийством, выстрелив себе в весок. После всех приготовлений, обессиленный и разочарованный главный герой, засыпает. Ему в снится идеальный мир без лжи, коварства и предательства. Это мир существует до того момента пока он сам там не появляется, и после этого все то добро что было там оно исчезает. И он понимает что является основной причиной происходящего. После пробуждения отказывается покидать этот мир, а наоборот хочет его спасти, принося в общество добро, любовь и умиротворение.
Основной идеей произведения является показ современного мира в гармонии добра со злом, и ждать от него чего-то совсем не стоит. Нужно самому решать проблемы и работать над собой выбрав одну из сторон, добра или зла.
О главном герое можно сказать то что его еще с самого детства считали не таким как все. Над ним всегда смеялись его ровесники и не понимали его видения мира. По этой причине он уходил глубже в себя в свои мысли. И доводит тем самым себя до идеи самоубийства, считая это самым правильным решением в его жизни.
Но после того как он увидел этот чудесный сон, к нему приходит осознание того, что он сам является первичной причиной такого отношения к себе. Проводя анализ увиденного сна, он решает становиться таким как общество, строгим, жестким и черствым.
Сам Достоевский характеризует свой рассказ как фантастическим. Но назвать его таковым невозможно. В нем описаны стандартные ситуации того общества и современные тенденции эгоистичного мира, где каждый сам за себя и готов пойти по головам для собственной выгоды. Сам сон представлен писателем как идеальный мир без изъянов, корысти и прочего плохого, что имеет место быть, но никак не фантастическим. Этот сон можно охарактеризовать как утопия, но ни как по-другому. Настоящий мир не нужно воспринимать только с одной стороны, плохой или злой. Нужно анализировать ситуацию и действовать от нее.
В окончании анализа писатель хотел показать, что сам человек виновен в том, какой мир окружает его, как он воспринимает его, и насколько он силен к изменениям в этом мире. В современном мире нужно быть готовым к любым изменениям и не изменять своим убеждениям.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Сон смешного человека
Популярные сегодня темы
- Сочинение Жизнь в глубинах космоса (+фантастический рассказ Встреча с пришельцами)
Технический прогресс неумолимо быстрыми и большим шагами движется к тому, что в будущем человечество не будет ограничено местом жительства единственной землёй, ведь сможет бороздить бескрайние просторы космос
- Анализ романа Поднятая целина Шолохова
О событиях, взволновавших «тихий Дон» через 10 лет после окончания гражданской войны, рассказал писатель в «Поднятой целине». Этот новый роман был близок показом дальнейшего расцвета творческих сил народа, бурного роста сознания.
- Человек и природа в лирике Пастернака (в творчестве, стихах) сочинение
Образность стихов Пастернака удивляет, его строки, особенно о природе и человеке, заставляют задуматься.
- Цель употребления иностранных слов, в комедии Ревизор? сочинение
Иностранные слова есть в лексике каждого языка. Они приходят туда разными путями и служат для обозначения новых предметов и понятий, обогащения речи. Однако некоторые персонажи комедии «Ревизор» употребляют их совершенно с другой целью
- Сочинение Плюсы и минусы интернета
Интернет пришел в нашу жизнь относительно недавно, но прочно занял в ней важное место. Люди начали получать информацию из всемирной паутины, работать и общаться в сети.
- Краткие содержания
- Достоевский
- Сон смешного человека
Главный герой – молодой человек, который рассказывает о своей жизни. Над ним с самого детства смеялись потому, что считали его странным и не таким, как все.
Через некоторое время смешной юноша отдаляется от мира и людей, и считает все вокруг иллюзией, которая создана для него. Главный герой начинает думать о том, что если перестанет существовать он и его сознание, то и весь окружающий мир исчезнет.
Однажды главный герой встречает девочку, которая хочет попросить его о помощи, но он грубо отталкивает ее от себя. Потом сильно жалеет об этом. Трудное детство ожесточило смешного человека, его душа очерствела.
Постепенно сильный душевный кризис охватывает главного героя, и он решает прервать свою жизнь и застрелиться. Увидев в небе звезду, юноша решает, что это знак к самоубийству. Приготовив револьвер, неожиданно он погружается в сон. Ему снится нереальный мир, похожий на Землю, без зла, ненависти, зависти и насилия. Проснувшись, наш герой понимает, что зло накопилось внутри него. Он не хочет умирать, а решает изменить мир к лучшему, давая людям свое добро и любовь.
В мире существуют вместе добро и зло. Человек сам выбирает, что отдавать людям доброту и любовь или зло и ненависть.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Достоевский. Все произведения
- Бедные люди
- Белые ночи
- Бесы
- Братья Карамазовы
- Вечный муж
- Двойник
- Дядюшкин сон
- Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита
- Записки из Мёртвого дома
- Записки из подполья
- Игрок
- Идиот
- Крокодил
- Кроткая
- Легенда о Великом Инквизиторе
- Мальчик у Христа на ёлке
- Мальчики
- Неточка Незванова
- Подросток
- Преступление и наказание
- Село Степанчиково и его обитатели
- Скверный анекдот
- Сон Раскольникова о лошади
- Сон смешного человека
- Униженные и оскорблённые
- Хозяйка
- Эпилог романа Преступление и наказание
«Сон смешного человека»: краткое содержание рассказа
Терзаемый чувством пустоты герой рассказа два месяца назад принял решение покончить с жизнью, теперь он ожидает подходящего случая. Третьего ноября, дождливым вечером, он стоит на темной петербургской улице и смотрит на небо, тут его снова одолевает острый приступ полного безразличия, и он решает, что день смерти настал. Обдумывая детали, он направляется домой. По дороге он видит промокшую под дождем восьмилетнюю девочку, с которой случилось что-то ужасное. «Она была отчего-то в ужасе и кричала отчаянно: “Маточка! Маточка!»… Она бежала и дергала меня… Я не пошел за ней, и напротив, у меня явилась мысль прогнать ее».
Возвратившись домой, он достает из стола ранее купленный револьвер и кладет его перед собой. Он думает, что час смерти настал. В эту минуту, однако, он вспоминает нечаянно встреченную на улице девочку, и ему становится жаль ее. И если раньше ему казалось, что ничто не удерживает его в этом мире, то теперь он ощущает, что остался какой-то нерешенный вопрос, который не позволяет герою выстрелить в себя. Он начинает размышлять и не может остановиться, мысли путаются и, незаметно для самого себя, он, оставаясь сидеть на стуле, засыпает, так и не притронувшись к револьверу.
Заснувший герой «Сна смешного человека» видит странный сон, которого не видел Свидригайлов. Он признается, что этот сон возвестил ему об истине, а девочка спасла его от смерти.
Что же это был за сон?
В этом сне он стреляет себе в сердце. Кругом — тьма, он ничего не видит и не может пошевелиться. Он понимает, что находится в гробу, в котором его хоронят. Гроб закапывают, страшно холодно. Он не знает, сколько прошло времени. Тут он почувствовал, что на его левый закрытый глаз упала холодная капля, потом другая. Вода сочится сквозь крышку гроба.
Герой рассказа не может пошевелиться, но мысль продолжает жить в нем. Он мертв и недвижим, но какое-то негодование овладевает им. Немыслимость и абсурдность ситуации усугубляет присутствие «некто», о котором размышляет герой. Этот «некто» обладает немыслимой силой, которая управляет бытием.
В «Сне смешного человека» действие развивается следующим образом. После пребывания в течение какого-то времени в ужасном состоянии мертвеца могила разверзается, невидимый «некто» извлекает героя из могилы, и вот он уже совершает полет в космосе. Его невидимый спутник — существо иное, чем непознанный «некто». Эго уже какое-то другое, «несмертельное» состояние. Продолжая полет, герой понимает, что «есть и за гробом жизнь!» Он видит «другое солнце» и приближается к нему. Тут грудь его пронзает сладкая и прекрасная радость, он ощущает жизнь. Он думает: сколь ни греховна покинутая им старая земля, сколь ни ужасна и несчастлива тамошняя жизнь, но эта земля мила и дорога ему. Герой осознает горести этой земли, а потому ему становятся близки и все существа, обитающие на ней.
Герой приземляется на «другой» земле. Тут он замечает, что рядом с ним уже нет его невидимого спутника, который занес его сюда. Эта «другая» земля — райское место, купающееся в лучах яркого света. На прежней земле это был бы «один из тех островов, которые составляют на нашей земле Греческий архипелаг». Да, это действительно рай, где чистое море, белый песок, свежая и сочная зелень, где поют бесчисленные птички и цветут благоухающие цветы. Не ведающие ни малейшего зла тамошние люди, эти дети солнца, окружают героя и целуют его.
«Дети солнца» не знают науки, но они знают, как счастливо жить, между ними нет зависти и злобы, они окружают друг друга любовью, они образуют одну большую дружную семью, они владеют искусством общения с покойниками. Герой поражается наполненности их бытия. Однако пребывание на этой райской земле «современного русского прогрессиста и гнусного петербуржца» не проходит бесследно, и рай перестает быть таковым. Из-за общения с пришельцем со «старой земли» среди «детей солнца», словно зараза, распространяется ложь, зависть и жестокость. Они начинают вести ученые споры. И теперь, как и обитатели «старой земли», они узнают страдания и мучения. У героя сжимается сердце, ибо именно он оказался виновником этого падения нравов.
Тут «смешной человек» пробуждается от сна. «Было около шестого часу». На столе — заряженный револьвер. Герой инстинктивно отталкивает его от себя. «О, теперь жизни и жизни! Я поднял руки и воззвал к вечной истине; не воззвал, а заплакал; восторг, неизмеримый восторг поднимал все существо мое».
Популярные сегодня пересказы
- Два мороза — краткое содержание сказки
«Два мороза» — русская народная сказка. Основной смысл сказки в том, что мороз и холод не страшен тому, кто работает, а кто сидит ни чего не делает, тот никогда не согреется. - Пушкин
Жизни и творчеству Пушкина посвящено великое множество всякой литературы. Книги, научные монографии и просто статьи, соревнуясь между собой, создают объёмную картину, раскрывая перед нами всё новые и ранее неизвестные грани великого поэта. - Русские соболя — краткое содержание рассказа О. Генри
Главный герой рассказа – Малыш Брэди – всегда был одним из самых сильных и удачливых членов банды «Дымовая труба». Но теперь с прошлым покончено: он выходит из банды, уступая мольбам и просьбам своей подружки Молли Мак-Кивер - Баня — краткое содержание пьесы Маяковского
Драма под названием «Баня» принадлежит авторству известнейшего русского поэта начала двадцатого века, «голосу революции» Владимиру Владимировичу Маяковскому
Журнальный мир
«Сон смешного человека» появился в «Дневнике писателя» и имел подзаголовок «Фантастический рассказ», что говорит об утопическом содержании произведения. Оно написано в очень сжатой и лаконичной форме, но проблемы, которые раскрываются в нем, неисчерпаемы. В своем рассказе Ф.М. Достоевский размышляет как об одиночестве отдельного человека, так и об одиночестве и равнодушии всего человечества. Главный посыл заключается в том, что общество больно и излечить его уже никто и ничто не в состоянии.
В просматривается амбивалентный образ смешного и вместе с тем мудрого юродивого. Но при этом поражает полнота самосознания героя. «…Если был человек на земле, больше всех знавший про то, что я смешон, то это был сам я». Он один знает Истину, но никто ему не верит, и поэтому он смешной: «Я смешной человек. Они меня называют теперь сумасшедшим. Это было бы повышение в чине, если б я все еще не оставался для них таким же смешным, как и прежде. Но теперь уж я не сержусь, теперь они все мне милы, и даже когда они смеются надо мной — и тогда чем-то даже особенно милы. Я бы сам смеялся с ними, — не то что над собой, а их любя, если б мне не было так грустно, на них глядя. Грустно потому, что они не знают истины, а я знаю истину. Ох, как тяжело одному знать истину! Но они этого не поймут. Нет, не поймут» [1, с. 14].
Равнодушие главного героя и его пренебрежительное отношение к жизни зародились в один момент, когда он вдруг осознал, что «всем все равно». Главный герой рассказа находится на пороге того нигилистического восприятия жизни, когда вопросов относительно бытия настолько много, что ни наука, ни религия, ни общество не могут дать прямого ответа на них. Генезис нигилизма тесно соприкасается с пафосом науки. Человек воспринимается исключительно как часть природы. Если истина сведена к математической формуле, последняя истина мира — движение материальных частиц, а правда о человеке раскрывается на анатомическом столе, то зачем нужны эпифеномены, придуманные, навязанные человечеству — такие как добро, зло, совесть, преступление? Границы нравственности, морального долга начинают размываться. Наука силится дать ответ на любой вопрос, но очевидно, что этого недостаточно. Всё в мире материальном становится относительным: вера, добро, зло, религия. Наука не способна постичь всех глубин человеческой жизни.
Герой рассказа, казалось бы, дошел до крайней степени безразличия, отверг все, приобрел револьвер, но ощутил внезапную жалость к плачущей девочке, бегущей навстречу ему. Тем не менее он подчиняется воле рассудка, который твердит, что никакой жалости он не может испытывать, ведь скоро он умрет и все исчезнет. «Можно сказать даже так, что мир теперь как бы для меня одного и сделан: застрелюсь я, и мира не будет, по крайней мере для меня. Не говоря уже о том, что, может быть, и действительно ни для кого ничего не будет после меня, и весь мир, только лишь угаснет мое сознание, угаснет тотчас как призрак, как принадлежность лишь одного моего сознания, и упразднится, ибо, может быть, весь этот мир и все эти люди — я-то сам один и есть» [1, с. 19].
Примечателен тот факт, что при описании внутреннего состояния героя, который находится в реальности, природа предстает перед ним во всей своей мерзости, окружающее пространство, события, люди — словом, все происходящее говорит о том, что обстановка оказывает давление на героя. Он приходит к выводу, что вся наша вселенная существует, пока мы существуем, то есть стоит ему умереть — и вся она уничтожится. Здесь Ф.М. Достоевский поднимает очень интересный философский вопрос. А что, если мир, в котором мы живем, — плод нашего воображения? Уверены ли мы, что предметы, исчезающие из поля нашего зрения, не исчезают совсем? [2] Это бедная и маленькая комната с чердачным окном, где герой сидит при свете свечи в старом покойном кресле. За перегородкой слышен шум — отставной капитан и его компания пьют водку и играют в штосс. Прошлой ночью у них была драка, но пожаловаться никто не смеет, потому что даже хозяйка боится капитана. В другой комнате живет маленькая худая женщина с тремя детьми, которые всегда болеют.
Далее — центральная тема кризисного сна; воскресение человека через познание Истины. Во сне развивается утопическая тема земного рая, пережитого героем. Причем этот рай находится на той самой звезде, которую видел герой в момент принятия решения о самоубийстве. Этот рай — точная копия нашей планеты, но имеющий существенное отличие. Люди, которых он видит на этой планете, абсолютно счастливы и живут в полной гармонии с миром и друг с другом. Когда смешной человек появляется на этой планете, происходит ужасное событие: в определенный момент в души людей закрадывается грех. Сначала они научились лгать, затем убивать, клеветать, ревновать и т.д.: «Они научились лгать и полюбили ложь и познали красоту лжи … Затем быстро родилось сладострастие, сладострастие породило ревность, ревность — жестокость… скоро брызнула первая кровь: они удивились и ужаснулись, и стали расходиться, разъединяться. Явились союзы, но уже друг против друга. Начались укоры, упреки. Они узнали стыд, и стыд возвели в добродетель. Родилось понятие о чести, и в каждом союзе поднялось свое знамя … Они познали скорбь и полюбили скорбь, они жаждали мучения и говорили, что Истина достигается лишь мучением … Целые войны поднялись из-за этой идеи … Но чувство самосохранения стало быстро ослабевать, явились гордецы и сладострастники, которые прямо потребовали всего иль ничего. Для приобретения всего прибегалось к злодейству, а если оно не удавалось — к самоубийству. Явились религии с культом небытия и саморазрушения ради вечного успокоения в ничтожестве. Наконец, эти люди устали в бессмысленном труде, и на их лицах появилось страдание, и эти люди провозгласили, что страдание есть красота, ибо в страдании лишь мысль» [1, с. 23].
После пробуждения герой восклицает, что он познал Истину! Истина, в понимании героя, есть знание о совершенстве мира, о том, что могло бы быть, если бы человек не встал на путь греха. Но здесь есть некая двойственность: с одной стороны, ничего нового не открывается человечеству. «Возлюби ближнего своего как самого себя» — мы слышали это сотни раз, но герой говорит об открытии, о прозрении… Да, слышали, но не осознавали, не придавали значения, относились как к непостижимому идеалу, утопии.
В рассказе есть еще один момент, на котором стоит подробно остановиться. Главный герой обвиняет в растлении людей этой чудесной планеты самого себя. «Я простирал к ним руки, в отчаянии обвиняя, проклиная и презирая себя. Я говорил им, что все это сделал я, я один, что это я им принес разврат, заразу и ложь! Я умолял их, чтоб они распяли меня на кресте…» [1, с. 24]. Неужели герой желает быть новым Христом? Но Христос был распят за грехи человечества, которые взял на себя, однако Он не был их причиной! Что же получается: герой рассказа, являющийся грешным человеком, пришедший в их мир из-под земли, из могилы, ставший источником греха, желает быть распятым подобно Христу? Но согласно Библии источником греха является не кто иной, как сатана. То есть получается, что во сне движущей силой образа героя является именно он. Данная гипотеза подтверждается и тем, что герой кончает жизнь самоубийством.
Он поражен еще одним грехом — гордыней. И, даже будучи в могиле, заявляет: «…Знай, что никогда и никакому мучению, какое бы ни постигло меня, не сравниться с тем презрением, которое я буду молча ощущать, хотя бы в продолжение миллионов лет мученичества!..» [1, с. 15] После чего темное существо и переносит героя на ту чудесную планету. И вот он, получивший инициацию сатанинской гордыни, развращает человечество, а потом умоляет распять его на кресте, чтобы искупить грехи. Но искупить грехи человечества способно абсолютно невинное существо, а перед нами одержимый гордыней самоубийца.
Финал рассказа остается открытым: герой просыпается и решает проповедовать Истину. Через всё произведение красной нитью проходит мысль о необходимости твердой веры человека в Бога. А если нет Бога, то на его место претендует сам человек, что ведет к полнейшему разрушению. Таким образом, главная мысль рассказа заключается в том, что человечество, отрицающее Бога, стоит на пути саморазрушения.
Библиографический список:
1. Достоевский Ф.М. Рассказы. — М.: Современник, 1983.
2. Как философы открыли, что мир существует в сознании человека? (элеаты, Демокрит, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант) [Электронный ресурс] // Библиотека Sci.House. — https://bookish.link/filosofiya-osnovi/kak-filosofyi-otkryili-chto-mir-suschestvuet-29449.html.
Герой этого рассказа Достоевского – несчастный человек, которого окружающие не принимали всерьёз, считали смешным. Более всех признавал себя смешным он сам. Проникшись от этого страшной тоской, он стал думать о самоубийстве и купил для этого револьвер.
Однажды в промозглый и грустный осенний вечер смешной человек шёл по улице. Случайно увидев одинокую звёздочку в просвете облаков, он вдруг затосковал так, что окончательно решил убить себя в эту же ночь. Но посреди пустой улицы его вдруг схватила за локоть с отчаянным криком: «Мамочка! Мамочка!» – девочка лет восьми, вся мокрая от дождя, в рваных башмаках. Смешной человек понял, что мать её умирает где-то поблизости. Однако ожидая и собственную смерть «через какие-нибудь два часа», он полагал, что в таком положении его не должны трогать чужие несчастья. «Если и бесчеловечную подлость сделаю, то теперь могу, потому что через два часа все угаснет». Он затопал и закричал на бедного ребёнка. Девочка в страхе метнулась на другую сторону улицу к показавшемуся там прохожему.
Иллюстрация к рассказу Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека»
Смешной человек пришёл к себе, в съёмную комнату, на пятый этаж. Он сел у стола, вынул револьвер – и непременно застрелился бы, но снова вспомнил о девочке и поражался, что всё же сильно жалеет её и стыдится за свой поступок. Эта мысль заставила его задуматься. Размышления отдалили выстрел, а потом он незаметно заснул. Так девочка спасла ему жизнь.
Смешному человеку снилось, что он выстрелил себе в грудь из револьвера. Потом он увидел, как его несут в гробу и зарывают в могилу. Однако и там сознание его не угасало. В страхе и возмущении он воззвал к Богу – и вдруг могила разверзлась, и какое-то тёмное неизвестное существо понесло его высоко в небо.
Они неслись среди звёзд, пока вблизи не показалось светило, похожее на наше Солнце. Рядом находилась планета, почти как Земля. Смешной человек оказался один на поверхности планеты и увидел вокруг прекрасную природу, изумрудное море, роскошные растения. Появились и люди этой счастливой земли, необычайно красивые, по-детски радостные. Лучась добротой, они старались поскорее согнать страдание с лица незнакомца. Смешной человек вдруг понял: тут живут люди не согрешившие, в таком же раю, в каком были Адам и Ева до грехопадения.
Эти люди не знали наук и не стремились вдумываться ни во что, а лишь любовно смотрели друг на друга, на природу, на растения, на зверей, которые жили с ними мирно, не нападали на них и любили их, побежденные их же любовью. «Они блуждали по своим прекрасным рощам и лесам, они пели свои прекрасные песни, они питались легкою пищею, плодами своих деревьев, медом лесов своих и молоком их любивших животных». Для пищи и для одежды своей они трудились лишь немного и слегка. У них рождались дети, и была любовь, но без порывов буйного сладострастия. Старики их умирали тихо, как бы засыпая, благословляя прощавшихся с ними потомков, и сами напутствуемые их светлыми улыбками. Они глядели на смешного человека милыми, проникнутыми любовью взглядами, и он чувствовал, как от этого и его сердце становилось столь же невинным и правдивым, как у них.
Но заметив в чужаке нечто незнакомое и странное для себя, они обратили на это внимание. Стараясь сочувственно вникнуть в его душу, они стали невольно перенимать его настроения и страсти – и кончилось тем, что он развратил их всех! Всё начиналось невинно, с шутки, с кокетства, с любовной игры, но атом лжи проник в их сердца и понравился им. Быстро родилось сладострастие, сладострастие породило ревность, ревность – жестокость. Очень скоро брызнула первая кровь. Люди стали разъединяться. Начались укоры, упреки. Они узнали стыд и возвели его в добродетель. Они познали скорбь и полюбили скорбь, они жаждали мучения и говорили, что Истина достигается лишь мучением. Они провозгласили, что страдание есть красота, ибо в страдании лишь мысль. У них явилась наука. «Когда они стали злы, то начали говорить о братстве и гуманности… Когда они стали преступны, то изобрели справедливость и предписали себе целые кодексы, чтоб сохранить ее, а для обеспечения кодексов поставили гильотину». Утратив всякую веру в бывшее счастье, назвав его сказкой, они до того захотели быть невинными и счастливыми вновь, что обоготворили это желание, настроили храмов и стали молиться своей же идее, веруя в то же время в её неосуществимость.
Смешной человек ходил между ними, ломая руки, и плакал над ними. Он в отчаянии обвинял, проклинал и презирал себя. Но они лишь смеялись надо ним и под конец сочли его юродивым. Скорбь стеснила ему сердце. Он думал, что умрёт, но тут… проснулся.
Ф. М. Достоевский. Портрет работы В. Перова, 1872
Он сидел в том же кресле, перед ним лежал тот же револьвер, но он теперь оттолкнул его. Смешной человек поднял руки и заплакал; неизмеримый восторг пронизывал всё его существо. В ту же минуту он решил, что идёт проповедовать истину, ибо видел ее своими глазами, во всей её славе!
И с тех пор он проповедует. С тех пор он любит тех, которые надо ним смеются, больше всех остальных. Потому что он видел истину и теперь не верит, чтобы зло было нормальным состоянием людей. Над верой его смеются. Иногда он сбивается, но живой образ виденного во сне всегда остаётся с ним и всегда его поправляет и направляет. Насмешники считают, что он видел галлюцинацию, однако смешной человек уверен: счастье людей может устроиться в один день, в один час! Главное – надо любить других как себя. Если только все захотят, то сейчас же все устроится.
А ту маленькую девочку он отыскал…
© Автор статьи – Русская историческая библиотека.
на нашем сайте вы можете прочитать и ПОЛНЫЙ ТЕКСТ рассказа Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека»
«Сон смешного человека» появился в «Дневнике писателя» и имел подзаголовок «Фантастический рассказ», что говорит об утопическом содержании произведения. Оно написано в очень сжатой и лаконичной форме, но проблемы, которые раскрываются в нем, неисчерпаемы. В своем рассказе Ф.М. Достоевский размышляет как об одиночестве отдельного человека, так и об одиночестве и равнодушии всего человечества. Главный посыл заключается в том, что общество больно и излечить его уже никто и ничто не в состоянии.
В центральной фигуре «смешного человека» просматривается амбивалентный образ смешного и вместе с тем мудрого юродивого. Но при этом поражает полнота самосознания героя. «…Если был человек на земле, больше всех знавший про то, что я смешон, то это был сам я». Он один знает Истину, но никто ему не верит, и поэтому он смешной: «Я смешной человек. Они меня называют теперь сумасшедшим. Это было бы повышение в чине, если б я все еще не оставался для них таким же смешным, как и прежде. Но теперь уж я не сержусь, теперь они все мне милы, и даже когда они смеются надо мной — и тогда чем-то даже особенно милы. Я бы сам смеялся с ними, — не то что над собой, а их любя, если б мне не было так грустно, на них глядя. Грустно потому, что они не знают истины, а я знаю истину. Ох, как тяжело одному знать истину! Но они этого не поймут. Нет, не поймут» [1, с. 14].
Равнодушие главного героя и его пренебрежительное отношение к жизни зародились в один момент, когда он вдруг осознал, что «всем все равно». Главный герой рассказа находится на пороге того нигилистического восприятия жизни, когда вопросов относительно бытия настолько много, что ни наука, ни религия, ни общество не могут дать прямого ответа на них. Генезис нигилизма тесно соприкасается с пафосом науки. Человек воспринимается исключительно как часть природы. Если истина сведена к математической формуле, последняя истина мира — движение материальных частиц, а правда о человеке раскрывается на анатомическом столе, то зачем нужны эпифеномены, придуманные, навязанные человечеству — такие как добро, зло, совесть, преступление? Границы нравственности, морального долга начинают размываться. Наука силится дать ответ на любой вопрос, но очевидно, что этого недостаточно. Всё в мире материальном становится относительным: вера, добро, зло, религия. Наука не способна постичь всех глубин человеческой жизни.
Герой рассказа, казалось бы, дошел до крайней степени безразличия, отверг все, приобрел револьвер, но ощутил внезапную жалость к плачущей девочке, бегущей навстречу ему. Тем не менее он подчиняется воле рассудка, который твердит, что никакой жалости он не может испытывать, ведь скоро он умрет и все исчезнет. «Можно сказать даже так, что мир теперь как бы для меня одного и сделан: застрелюсь я, и мира не будет, по крайней мере для меня. Не говоря уже о том, что, может быть, и действительно ни для кого ничего не будет после меня, и весь мир, только лишь угаснет мое сознание, угаснет тотчас как призрак, как принадлежность лишь одного моего сознания, и упразднится, ибо, может быть, весь этот мир и все эти люди — я-то сам один и есть» [1, с. 19].
Примечателен тот факт, что при описании внутреннего состояния героя, который находится в реальности, природа предстает перед ним во всей своей мерзости, окружающее пространство, события, люди — словом, все происходящее говорит о том, что обстановка оказывает давление на героя. Он приходит к выводу, что вся наша вселенная существует, пока мы существуем, то есть стоит ему умереть — и вся она уничтожится. Здесь Ф.М. Достоевский поднимает очень интересный философский вопрос. А что, если мир, в котором мы живем, — плод нашего воображения? Уверены ли мы, что предметы, исчезающие из поля нашего зрения, не исчезают совсем? [2] Это бедная и маленькая комната с чердачным окном, где герой сидит при свете свечи в старом покойном кресле. За перегородкой слышен шум — отставной капитан и его компания пьют водку и играют в штосс. Прошлой ночью у них была драка, но пожаловаться никто не смеет, потому что даже хозяйка боится капитана. В другой комнате живет маленькая худая женщина с тремя детьми, которые всегда болеют.
Далее — центральная тема кризисного сна; воскресение человека через познание Истины. Во сне развивается утопическая тема земного рая, пережитого героем. Причем этот рай находится на той самой звезде, которую видел герой в момент принятия решения о самоубийстве. Этот рай — точная копия нашей планеты, но имеющий существенное отличие. Люди, которых он видит на этой планете, абсолютно счастливы и живут в полной гармонии с миром и друг с другом. Когда смешной человек появляется на этой планете, происходит ужасное событие: в определенный момент в души людей закрадывается грех. Сначала они научились лгать, затем убивать, клеветать, ревновать и т.д.: «Они научились лгать и полюбили ложь и познали красоту лжи … Затем быстро родилось сладострастие, сладострастие породило ревность, ревность — жестокость… скоро брызнула первая кровь: они удивились и ужаснулись, и стали расходиться, разъединяться. Явились союзы, но уже друг против друга. Начались укоры, упреки. Они узнали стыд, и стыд возвели в добродетель. Родилось понятие о чести, и в каждом союзе поднялось свое знамя … Они познали скорбь и полюбили скорбь, они жаждали мучения и говорили, что Истина достигается лишь мучением … Целые войны поднялись из-за этой идеи … Но чувство самосохранения стало быстро ослабевать, явились гордецы и сладострастники, которые прямо потребовали всего иль ничего. Для приобретения всего прибегалось к злодейству, а если оно не удавалось — к самоубийству. Явились религии с культом небытия и саморазрушения ради вечного успокоения в ничтожестве. Наконец, эти люди устали в бессмысленном труде, и на их лицах появилось страдание, и эти люди провозгласили, что страдание есть красота, ибо в страдании лишь мысль» [1, с. 23].
После пробуждения герой восклицает, что он познал Истину! Истина, в понимании героя, есть знание о совершенстве мира, о том, что могло бы быть, если бы человек не встал на путь греха. Но здесь есть некая двойственность: с одной стороны, ничего нового не открывается человечеству. «Возлюби ближнего своего как самого себя» — мы слышали это сотни раз, но герой говорит об открытии, о прозрении… Да, слышали, но не осознавали, не придавали значения, относились как к непостижимому идеалу, утопии.
В рассказе есть еще один момент, на котором стоит подробно остановиться. Главный герой обвиняет в растлении людей этой чудесной планеты самого себя. «Я простирал к ним руки, в отчаянии обвиняя, проклиная и презирая себя. Я говорил им, что все это сделал я, я один, что это я им принес разврат, заразу и ложь! Я умолял их, чтоб они распяли меня на кресте…» [1, с. 24]. Неужели герой желает быть новым Христом? Но Христос был распят за грехи человечества, которые взял на себя, однако Он не был их причиной! Что же получается: герой рассказа, являющийся грешным человеком, пришедший в их мир из-под земли, из могилы, ставший источником греха, желает быть распятым подобно Христу? Но согласно Библии источником греха является не кто иной, как сатана. То есть получается, что во сне движущей силой образа героя является именно он. Данная гипотеза подтверждается и тем, что герой кончает жизнь самоубийством.
Он поражен еще одним грехом — гордыней. И, даже будучи в могиле, заявляет: «…Знай, что никогда и никакому мучению, какое бы ни постигло меня, не сравниться с тем презрением, которое я буду молча ощущать, хотя бы в продолжение миллионов лет мученичества!..» [1, с. 15] После чего темное существо и переносит героя на ту чудесную планету. И вот он, получивший инициацию сатанинской гордыни, развращает человечество, а потом умоляет распять его на кресте, чтобы искупить грехи. Но искупить грехи человечества способно абсолютно невинное существо, а перед нами одержимый гордыней самоубийца.
Финал рассказа остается открытым: герой просыпается и решает проповедовать Истину. Через всё произведение красной нитью проходит мысль о необходимости твердой веры человека в Бога. А если нет Бога, то на его место претендует сам человек, что ведет к полнейшему разрушению. Таким образом, главная мысль рассказа заключается в том, что человечество, отрицающее Бога, стоит на пути саморазрушения.
Библиографический список:
1. Достоевский Ф.М. Рассказы. — М.: Современник, 1983.
2. Как философы открыли, что мир существует в сознании человека? (элеаты, Демокрит, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант) [Электронный ресурс] // Библиотека Sci.House. — http://bookish.link/filosofiya-osnovi/kak-filosofyi-otkryili-chto-mir-suschestvuet-29449.html.