«Возвращение» (А. Платонов)
Цитата: «Единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было сердце другого человека».
Проблематика: нравственная (проблема перехода от войны к миру, проблема совести и ответственности).
Смысл названия: Андрей Платонов поднял в этом рассказе важную тему — эмоциональный износ после войны. Физически герой рассказа Иванов возвращается домой, но он перестал ощущать любовь к жене и нежность к детям. Его душевное возвращение происходит только в финале рассказа.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: рассказ.
Жанровые особенности: неповторимость рассказов Андрея Платонова обусловлена его вниманием к духовной стороне личности.
И очень часто духовность находит отображение в образах детей. Не стал исключением и рассказ «Возвращение»: двенадцатилетний Петрушка помогает своему отцу многое понять и прочувствовать.
Время и место действия: действие рассказа происходит после Великой Отечественной войны в родном городе главного героя.
Действующие лица
- Алексей Алексеевич Иванов — отец семейства, вернувшийся с войны.
- Любовь Васильевна Иванова — жена Алексея, мать двоих детей.
- Пётр Алексеевич (Петрушка) Иванов — двенадцатилетний сын Алексея и Любови Ивановых, не по годам серьёзный мальчик.
- Анастасия Алексеевна (Настя) Иванова — пятилетняя дочь Ивановых.
- Мария — знакомая Алексея Иванова.
Краткое содержание
Алексей Иванов после войны едет в родной город. По дороге он знакомится с девушкой Машей, сближается с ней и два дня проводит в родном городе Маши. После он всё же отправляется домой. Алексея встречает на вокзале его сын Петрушка. Сын ведёт Иванова домой. Чувствуется, что члены семьи отвыкли от Алексея: жена не знает, о чём с ним говорить, а маленькая Настя даже плачет — она забыла отца.
Любовь Иванова упоминает в разговоре, что к детям приходил Семён — знакомый Ивановых. Алексей начинает подозревать, что жена была ему неверна. Позднее он подробно расспрашивает Любовь Васильевну. Жена отвечает, что с Семёном у неё ничего не было. От тоски она однажды сошлась с инструктором районного комитета, но на самом деле любит только своего мужа Алексея. Иванов отталкивает жену и сообщает о намерении уйти из семьи. Он хочет уехать к Маше, с которой провёл два дня. Ни жена, ни дети не будят в нём никаких чувств.
Утром Иванов одевается, идёт на вокзал и садится в поезд. Тем временем Петрушка замечает, что отца нет. Он одевает Настю и ведёт девочку искать отца.
Алексей проезжает мимо своего дома и видит, как Пётр торопится за поездом и тащит за руку маленькую сестру. В нём просыпаются замороженные, но не убитые войной чувства, и он торопливо сходит с поезда, чтобы пойти навстречу своим детям.
Экранизации
«Возвращение» (СССР, 1968, телеспектакль); «Возвращение» (Россия, 1997, телеспектакль-чтение).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Как изначально назывался рассказ Андрея Платонова «Возвращение»?
Ответ. «Семья Иванова».
В чём смысл названия рассказа «Возвращение»?
Ответ. Это тройное возвращение: в начале рассказа солдат Иванов приходит с войны домой, а в финале — возвращается (физически и душевно) к жене и детям, в результате чего происходит третье возвращение — Иванов возвращается к себе, обретает прежние человеческие качества.
Поделиться ссылкой
На чтение 7 мин Просмотров 5.8к. Опубликовано 06.04.2020
⭐⭐⭐⭐⭐ «Возвращение» за 1 минуту и подробно за 5 минут.
Очень краткий пересказ рассказа «Возвращение»
После окончания войны капитан Алексей Иванов держит путь домой. На одном из вокзалов он сводит тесное знакомство с молоденькой девушкой Машей, и они решают отправиться в город, где та проживает.
Через два дня пара расстается, и Алексей, наконец, добирается до своего дома, где его ждут жена Люба и двое детишек. Увидев, как одиннадцатилетний сын по-взрослому управляется с хозяйством, фронтовик даже немного теряется перед ним.
Между родными людьми возникает недопонимание. К тому же Алексей узнает, что в его отсутствие домочадцам помогал некий Семен Евсеевич – человек, у которого война отняла близких. Иванов подозревает жену в измене.
Однако Любовь Васильевна уверяет, что была верна воевавшему на фронте мужу. За мать вступается Петя и высказывается отцу, все, что он о нем думает. Оскорбленный мужчина решает покинуть родных и уехать к Маше, но сев на поезд и увидав, как за составом бегут его дети, спрыгивает на ходу.
Главные герои и их характеристика:
- Алексей Иванов – тридцатипятилетний мужчина, гвардии капитан, вернувшийся домой после войны.
- Любовь Васильевна – супруга Иванова, простая, добрая женщина.
- Петя – одиннадцатилетний сын Ивановых, не по годам взрослый.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Семен Евсеевич – вдовец, потерявший на войне семью, отзывчивый человек.
- Маша – добрая, простая, миловидная девушка двадцати лет, мимолетное увлечение Иванова, но запах её волос он никогда не сможет забыть.
- Настя – пятилетняя дочь Ивановых.
Краткое содержание рассказа «Возвращение» подробно
Гвардии капитан Алексей Алексеевич Иванов возвращается домой после победы. На железнодорожной станции он ожидает своего поезда и случайно сталкивается с девушкой по имени Маша, с которой пересекался во время войны.
Они разговорились, и капитан узнает, что Маша так же, как и он, возвращается на родину и не представляет, что ее ожидает в новой непривычной мирной жизни. Оба ощущают себя «осиротевшими без армии» и понимают друг друга с полуслова. В порыве чувств Алексей просит у Маши разрешения поцеловать ее в щечку, и она дозволяет.
Двое суток Иванов с Машей проводят в дороге, пока девушке не приходит пора выходить на своей станции. Алексей решает сойти с поезда вместе с ней и еще на день-другой отложить возвращение домой. Маша не против, из близких у нее почти никого не осталось.
А вот мужчину дома ждут жена и двое детей, но он не рассказывает об этом девушке, да и она из-за своей скромности не интересуется семейным положением Иванова. Маша просто доверилась Алексею.
Через два дня молодые люди расстаются, и Иванов уезжает в родные места, но обещает помнить образ Маши вечно, хотя девушка настаивает забыть её. Она просто отпускает его.
Алексея на станции родного города вместо жены встречает сын Петя, показавшийся отцу взрослее своего возраста. Любовь Васильевна, которая отпрашивалась с работы специально, чтобы не пропустить приезд мужа, выбегает к нему на крыльцо и супруги крепко обнимаются. Маленькая дочка Настя не помнит отца, и при его появлении в доме начинает плакать от страха, но Петрушка успокаивает ее.
Во время подготовки к застолью Алексей ловит себя на мысли, насколько все изменилось в его доме, как все стало каким-то чужим. Наблюдая за сноровистыми действиями сынишки, Иванов очень удивляется, как ловко, по-взрослому у того все получается, а рассуждения кажутся по-стариковски мудрыми. Любовь Васильевна отвыкла от мужа и как будто стесняется его.
Со слов супруги Алексей узнает, что та трудится на кирпичном заводе, у прессовального станка. Работы так много, что она видит детей только по ночам. С приездом мужа Люба надеется, что станет легче, и он примет на себя многие обязанности по хозяйству и по воспитанию детей. Алексей ощущает: что-то мешает ему радоваться возвращению домой, он не ведает, сколько бед пришлось пережить семье в военное время.
За обедом отец замечает, что Петя съел меньше всех, но зато подобрал все крошки со стола и высыпал их себе в рот. Мальчик объясняет это тем, что ему хочется, чтобы остальным досталось больше еды. Настя заворачивает кусок пирога в салфетку и откладывает его для некоего дяди Семена.
Алексей узнает, что в его отсутствие в дом периодически приходит Семен Евсеевич – одинокий пожилой мужчина, потерявший в войну всю свою семью.
В доме Ивановых несчастный отогрелся душой, ему нравится играть с детьми и баловать их при первой возможности. Эти сведения приводят Алексея в смятение, он чувствует в душе уколы ревности.
Как только дети уснули, супруги принимаются выяснять отношения. Алексей выпытывает у жены, как она прожила все эти годы без него и какие у нее отношения с Семеном Евсеевичем. От звука родительских голосов просыпается Петя и начинает подслушивать разговор взрослых.
Любовь Васильевна признается, что не изменяла мужу, однако Алексей не может отделаться от своих подозрений и поверить, что чужой мужчина может быть просто добрым по отношению к его семье.
Рассерженный Иванов презрительно называет «благодетеля» Сенькой-Евсейкой. Петрушке становится жалко мать, он помнит, как тяжело ей было содержать детей, и только при поддержке и участии Семена Евсеевича женщине удалось справиться с трудностями.
Потом Любовь Васильевна все-таки рассказывает, как она однажды от отчаяния сошлась с инструктором райкома, но не почувствовав радости от этой близости, позже пожалела о произошедшем.
Оскорбленный Алексей о своих изменах умалчивает и заявляет, что после такого вероломства он не может оставаться в семье. Петя не выдерживает и встревает в разговор. Мальчик укоряет отца за жестокость, ведь из-за него мать проплакала всю войну и продолжает плакать сейчас. Подросток призывает родителей спокойно жить дальше, а не ругаться.
Однако на следующее утро Алексей решает уехать к Маше и начать все с чистого листа. Когда Петрушка просыпается, то в доме кроме него только Настя. Мать ушла на работу, а отец уже находился в это время на вокзале, где успел позавтракать и выпить водки.
Когда поезд тронулся, Алексей выходит в тамбур и замечает бегущих за составом детей, в которых узнает своих Петю и Настю. Мужчина чувствует жар в груди, бросает вещевой мешок на землю и сходит на песчаную дорожку.
Кратко об истории создания произведения
Рассказ был впервые опубликован в 1946 году в журнале «Новый мир». Первоначально носил название «Семья Иванова». Позже сочинение было существенно переработано и как «Возвращение» напечатано заново в 1962 году – это было издание посмертного сборника рассказов писателя.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ рассказа Платонова Возвращение
Анализ рассказа Платонова Возвращение
«Возвращение» — рассказ, написанный Андреем Платоновым, в котором отражены проблемы советских семей в послевоенный период.
Главная мысль произведения заключается в трагедии отдельно взятой семьи Ивановых, на долю которых выпало непростое испытание: война и разлука. Автор рассказывает о том, как главный герой Алексей Иванов возвращается с фронта к своей семье, но никак не может привыкнуть к новым реалиям послевоенной жизни. А все дело в том, что война в корне изменила жизнь вернувшегося с войны солдата и членов его семьи. Автор отчетливо дает понять, что война разрушает семьи не только физически, но и психологически, духовно и нравственно. Для того, чтобы вернуться к прежнему нормальному образу жизни, необходимо пойти на компромисс.
Платонов в своем произведении отражает проблематику влияния войны на судьбы миллионов советских людей. Автор поднимает тему супружеской неверности и говорит о том, что война делает из детей «маленьких стариков», разлучает и ломает некогда счастливые семьи.
Сюжет.
С войны возвращается демобилизованный из армии Алексей Иванов. Он очень соскучился и жаждет увидеть свою семью, которая его очень ждет и любит. Однако приехав, герой понимает, что жизнь в доме изменилась: супруга словно невеста, стесняется мужа, сын стал очень прагматичным, и вместо игр и забав хлопочет по хозяйству, дочка совсем не помнит отца, и плачет при виде Алексея. Ко всему прочему герой узнает о неверности супруги: она честно рассказывает ему об измене.
Не сумев простить предательства супруги герой решает оставить семью и садится на поезд. Но увидев бежащих вслед за поездом детей, смягчается и прощает жену, понимая, что сам неоднократно изменял ей с другими женщинами. Алексей меняет свое мнение о жене: в нем «умирает» эгоист, он переосмысливает ситуацию и возвращается домой к детям.
Автор очень пронзительно и трогательно показывает свое отношение к героям. Он их жалеет, и в некоторой степени оправдывает за их поступки, как-бы говоря читателю, что война заставила их быть такими. Если бы не война и разлука эта семья жила бы спокойно, без измен и недопонимания.
«Возвращение» — это рассказ, который повествует о драматических событиях в жизни Алексея, его детей, жены и олицетворяет трагедию сотен тысяч советских семей, судьбы которых разрушила война.
Анализ 2
Каждое произведение, которое написал Платонов проживают свою маленькую жизнь. В каждом рассказе изображается чья-нибудь судьба или жизнь. Кроме этого Платонов является писателем, которые большинство своих произведений написал после войны. Здесь рассказывается о том, как главный герой менялся. А главным героем стал Алексей Иванов, который недавно вернулся с войны домой, где его ждала семья. Конечно, он возвращается в свой прежний мир, в котором жил до наступления войны и к тому каким он был раньше. Ни одного из героев писатель не выделяет, а старается жалеть и понимать каждого из них.
Здесь писатель не изображает саму войну, но она показана через природу. Кроме этого здесь изображено еще и внутреннее состояние главного героя, а также весь мир, который окрасился в грусть и печаль. Многим может показаться герой не очень-то приятным, а некоторым даже скверным. Ведь даже после войны он не изменился, а продолжал вести себя словно на поле боя.
Алексей Иванов возвращается домой с войны. Вот только домой он не торопиться, а все потому что столько событий произошло за это время у него перед глазами. Да к тому же он отвык от всех, кто раньше находился рядом с ним и заботился о нем. Вместе с ним добиралась домой красивая и молодая девушка по имени Маша. Она сразу же ему понравилась, и поэтому он вместе с ней вышел на ее станции.
А тем временем жена и его дети каждый день приходили на перрон для того чтобы встретить своего любимого отца и мужа. Он только показался дома на одиннадцатый день. Сын его встретил не очень-то радостно, да и отцом сын остался недоволен. Жена не может привыкнуть к мужу и поэтому постоянно стесняется его. Маленькая дочь Настя помогает во всем матери. А сын Петя выполняет все, что прикажет ему родной отец.
Неожиданно Настя рассказала отцу о том, что к ним ходит сосед, у которого всю семью убили. Он помогает матери не только по дому, но иногда сидит с детьми. А жена признается, что изменила мужу с инструктором, который давно за ней ухаживает.
На следующий день Алексей решает вернуться к Маши. Он уже купил билет на поезд и даже зашел в вагон, но дети прибежали за ним и начали упрашивать не уезжать, а остаться с ним, ведь он им очень нужен. И Алексей остается.
Здесь Платонов раскрывает всю проблему того времени, когда мужу приходится разлучаться с семьей и отправляться на войну. Кроме этого здесь затрагивается еще и проблема характера героя, который очень много пережил за это время и теперь совсем другими глазами смотрит на жизнь.
Вариант 3
Рассказ Андрея Платонова повествует о событиях послевоенного времени – в его основу взято возвращение демобилизованного капитана Алексея Иванова на поезде домой. Два дня Алексей проводил со случайной попутчицей Машей – дочерью пространщика. Иванов чувствовал себя свободным рядом с ней, ощущает в девушке родственную душу, потому как саму Машу не связывали какие-то обязательства, у нее не было семьи, это свободная и одинокая личность. Герой выходит на станции в ее родном городе и даже не говорит, что дома его ждет семья.
Далее мы можем ближе ознакомится с семьей Алексея. Дети и жена ждали его у каждого проходящего поезда, на шестой день сын Алексея – 11-летний Петр, встречает его. Отец удивлен прагматичностью и хозяйственностью сына, он поражается, как выросли дети и как рано стали самостоятельными. Пятилетняя младшая дочь – Настя, совсем не помнит отца, она уже приучена к домашнему труду, дети Алексея не учатся и не играют, как им положено, а помогают во всем матери и хозяйничают в доме. Жена Иванова – Любовь Васильевна тревожно ждала их встречи все это время, она стесняется при нем, как «невеста».
Главный герой не может понять тех изменений, что произошли в доме за четыре долгих года их разлуки. Автор показывает, как он становится чужим для своей же собственной семьи. Он понимает, что семья привыкла жить без него, все ему здесь становится далеким и неродным.
Впоследствии Алексей узнает, что жена Любовь одно время была близка с инструктором райкома профсоюза. Сын Петя, случайно подслушавший разговор, может понять поступок женщины, он уже понимает все по взрослому и старается примирить родителей, только Иванов упорно не хочет видеть перед собой то, как тяжело было его семье все эти годы – обида застилает его разум. Он осуждает жену, однако сам и не вспоминает про свою измену – несмотря на уговоры сына и жены он решает покинуть семью и уходит из дома.
Автор рассказа осуждает главного героя в том, что он задумывается только о себе и в упор не замечает чувств и трудных обстоятельств родных ему людей. В самом конце рассказа дети возвращают главного героя домой – они выбегают к поезду. Для самостоятельного Петруши резкий уход отца возрождает в нем ребенка, даже впопыхах он одевает на одну на одну ногу галошу, а на другую – валенок. Герой видит собственных детей, и в душе у него прозревает понятие того, что действительно ценно, в нем рухнула преграда «самолюбия и собственного интереса».
Автор рассказа через детей дает главному герою возможность понять — что действительно важно, возможность встать на правильный путь. Семья – это дорогое и важное для каждого человека богатство в жизни.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Платонова Возвращение
Популярные сегодня темы
- Сочинение Описание действий (7 класс)
Мне нравится заниматься домашними делами. Особенно я люблю помогать бабушке готовить большой пирог. Он называется «курник», хотя никакой курицы в нем нет.
- Сочинение Что такое Мораль
Под моралью следует подразумевать как некий симбиоз норм, принципов, представлений о жизни, поступках человека и степенях дозволенного, который принят гласно либо негласно в конкретном обществе.
- Анализ произведения Уездный лекарь Тургенева
Произведение является одной из составных частей прозаического цикла писателя под названием «Записки охотника», рассматривающей в качестве основной тематики человеческие взаимоотношения, возникающие между мужчиной и женщиной.
- Сочинение Комната моей подруги
Я очень гостеприимный человек и в гости ходить тоже люблю. Мои подруги часто приходят ко мне и приглашают к себе в гости.
- План рассказа Капитан Клюквин (Юрий Коваль)
Рассказчик на рынке приобрёл клеста-сосновика. Он отличался командирским нравом. Имел белые ноги и крепкий клюв, скрещенный, как 2 кривых ножа. Его оперение было коричневого и клюквенного цвета
Краткое содержание «Возвращение»
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 1996.
Обновлено 17 Октября, 2022
О произведении
Рассказ «Возвращение» Платонова, впервые напечатанный в журнале «Новый мир» в 1946 году под названием «Семья Ивановых», вызвал шквал критики в свой адрес. Автора обвиняли в умышленной клевете на советских людей, воинов, сражавшихся за родину. Платонову пришлось внести существенные изменения в книгу, в которой были отражены проблемы советских семей в непростой послевоенный период.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Возвращение». Проверить свои знания можно при помощи специального теста на нашем сайте.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.
Место и время действия
События рассказа происходят в послевоенное время, в 1945 году, в СССР, в двух неназванных городах.
Главные герои
- Алексей Алексеевич Иванов – капитан гвардии, мужчина 35 лет, прошедший всю войну.
- Любовь Васильевна – жена Иванова, измученная тяжелым трудом добрая, нерешительная женщина.
- Петрушка – не по годам взрослый двенадцатилетний мальчик, сын Иванова.
Другие персонажи
- Семен Евсеевич – вдовец, потерявший в войну жену и детей, добрый, отзывчивый человек.
- Маша – двадцатилетняя девушка, наивная, доверчивая, любовница Иванова.
- Настя – дочка Иванова, хозяйственная, смышленая девочка пяти лет.
Краткое содержание
Пройдя всю войну, «Алексей Алексеевич Иванов, гвардии капитан»
, возвращался домой. На железнодорожной станции в ожидании своего поезда он познакомился поближе с девушкой Машей, которая «служила в столовой помощником повара по вольному найму»
.
Молодые люди разговорились, и Алексей узнал, что Маша возвращалась домой и не представляла, как «будет жить теперь новой гражданской жизнью»
. Сидя на станции, они чувствовали себя «осиротевшими без армии»
, и под наплывом чувств Алексей попросил у девушки разрешения поцеловать ее.
«Двое суток они ехали вместе»
в одном поезде, и, когда Маше нужно было сходить, Алексей решил еще на пару дней задержаться в ее родном городе. Девушка была рада этому: родители ее умерли в немецком плену, в живых остались «лишь двоюродная сестра и две тетки»
, с которыми Маша никогда не была близка, и присутствие Алексея ее успокаивало.
Алексея же дома «ожидала жена и двое детей, которых он не видел четыре года»
, но он не сообщил об этом Маше, которая по своей наивности во всем ему доверилась. Он попрощался с девушкой, выразив банальное сожаление о разлуке и поцеловав на прощание.
Супруга Иванова, Любовь Васильевна, не находила себе места от переполнявшей радости – все эти дни она встречала поезда, отпрашиваясь с работы и не выполняя нормы.
Встретил Алексея его двенадцатилетний сын Петрушка, «который казался старше своего возраста»
. Любовь Васильевна «встретила их на крыльце дома»
, и Алексей крепко обнял ее, «чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека»
. Пятилетняя Настена не помнила отца и при виде незнакомого мужчины заплакала, но Петрушка быстро успокоил ее.
В честь благополучного возвращения главы семейства в доме стали готовится к праздничному застолью. Наблюдая за счастливой суетой близких, Алексей подивился, каким сноровистым, толковым и по-стариковски мудрым вырос его сын. Он принялся расспрашивать супругу, но Любовь Васильевна «стеснялась мужа, как невеста: она отвыкла от него»
.
Она рассказала, что работает «на кирпичном заводе, на прессу»
, и сокрушалась лишь о том, что видит детей только по ночам. С приездом мужа она надеялась, что он возьмет решение на себя многих проблем, в том числе и воспитание детей. В свою очередь, Алексей ощущал, что что-то мешает «чувствовать радость своего возвращения всем сердцем»
, он не знал, сколько бед пришлось пережить его семье и как с этим справиться.
За праздничным обедом Алексей заметил, что сын съел меньше всех, «но подобрал все крошки за собою и высыпал их себе в рот»
. Мальчик объяснил, что хочет, чтобы его близким досталось больше еды. Настя завернула кусок пирога в салфетку и отложила «для дяди Семена».
Так Алексей узнал о существовании Семена Евсеевича – одинокого мужчины, потерявшего в войну жену и детей. Он приходил в дом Ивановых, чтобы поиграть с детьми, побаловать их при случае. Узнав об этом, Алексей «по-недоброму улыбнулся»
и закурил.
Дождавшись, когда дети уснут, супруги приступили к тяжелому, мучительному разговору. Алексей принялся выпытывать жену, как она прожила все эти годы без него, какие у нее отношения с Семеном Евсеевичем. От приглушенных родительских голосов проснулся Петрушка и стал подслушивать.
Любовь Васильевна призналась, что не изменяла мужу с Семеном, однако Алексею трудно поверить в то, что другой мужчина мог быть добрым по отношению к его семье – «ничего без расчета не бывает»
.
Слушая разговор родителей, «Петрушке было жалко мать»
– он знал, как тяжело ей приходилось все это время, и только благодаря поддержке и доброму участию Семена Евсеевича жизнь ее хоть немного облегчалась.
Любовь Васильевна рассказала, как только однажды, когда ей было очень тяжело на душе, она изменила мужу с инструктором райкома, но не почувствовала никакой радости от этой близости и позже очень пожалела о случившемся.
Оскорбленный этим известием, Алексей заявил, что он «тоже человек, а не игрушка»
, и принялся собираться. Петрушка не вытерпел и принялся укорять отца, из-за которого мать проплакала всю войну и продолжает плакать сейчас. Он напомнил, что у них общее «дело есть, жить надо»
, а они ругаются.
На следующее утро Петрушка проснулся, «когда день стал совсем светлый»
– мать уже ушла на работу, отца нигде не было видно, и дома осталась одна Настя. Алексей «сидел в тот час на вокзале»
, где успел позавтракать и выпить водки. Он планировал приехать к Маше и начать с ней новую жизнь.
Алексей сел в поезд и, стоя в тамбуре, в последний раз прощался с родным городом. Неожиданно он заметил двоих детей, которые бежали, падая, вслед за поездом и махали руками. Алексей «почувствовал, как жарко у него стало в груди»
– это были Петрушка и Настена. Он кинул вещевой мешок на землю и сошел с поезда на «песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети»
.
И что в итоге?
Алексей Алексеевич Иванов — чуть было не уезжает к Маше, чтобы начать новую жизнь, но, увидев своих детей, бегущих за поездом, сходит прямо на ходу и решает остаться.
Петрушка и Настёна — прибегают на вокзал в поисках отца, благодаря чему он остаётся с семьёй.
Заключение
В своем произведении Платонов поднял тему влияния войны на семьи, на судьбы и личности людей, их взаимоотношения. Возвращение в привычное русло жизни было тяжелым и не всегда удавалось – далеко не все могли простить и принять горькую правду жизни.
Краткий пересказ «Возвращения» будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Никита Мешков
10/10
-
Анастасия Чернявская
10/10
-
Ирина Алексеева
10/10
-
Михаил Усков
10/10
-
Дарья Лютаева
9/10
-
Егор Зубков
10/10
-
Влад Володичев
10/10
-
Ефим Смирнов
10/10
-
Аманта Амирова
10/10
-
Руслан Якутович
10/10
Рейтинг пересказа
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 1996.
А какую оценку поставите вы?
Меню статьи:
- История написания произведения
- Особенности литературного направления и жанра
- Тематика рассказа
- Проблематика произведения
- О сюжете платоновской прозы
- Поезд и попутчица
- Семья после войны
- Страшная правда
- Финал
- История дяди Харитона
- Характеристика героев
- Образ Алексея Иванова
- Образ Любы
- Образ Насти
- Образ Петра
- Отец и сын
- Мужские образы
- Образ Семена
- Образ любовника
- Женские образы
- Образ Маши
- Идея произведения
- Художественные особенности текста
- Отношение писателя к героям
- Психологизм произведения
- Язык героев
- Критика произведения Платонова
- Автор – о «Возвращении»
- Позиция Н. М. Малыгиной
Произведение русского автора адресуется двум темам – детству и послевоенным годам. «Возвращение», Платонов, советские реалии – рамки, которыми ограничена наша статья. Под привычным для читателей названием текст опубликовали лишь после смерти писателя. «Возвращение» – одно из самых известных творений Платонова.
История написания произведения
Автор посвятил работе над текстом 1946-й год. Произведение вышло на страницах «Нового мира» (номера 10 и 11). Изначально – в печатном варианте – платоновское творение называлось «Семьей Ивановых». Только посмертно, в «Рассказах» (одном из сборников произведений автора 1962-го года), текст опубликовали под «родным» именем: «Возвращение».
Произведение Андрея Платонова “Песчаная учительница” оказалось удивительно успешным, и это стало возможным благодаря приближенности к реальным событиям. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Писатель изобразил в своем рассказе советскую действительность. Произведение подверглось суровой критике. Автора обвинили в клевете, в неправдивом портрете бойцов, которые вернулись с войны, в недостоверном представлении советской семьи. Обвинения с Платонова сняли посмертно. В 1962-м году – после кончины писателя – текст вышел в печати снова – на этот раз с правками и изменениями, внесенными самим Платоновым.
Особенности литературного направления и жанра
Для реализации своей цели автор выбирает реализм в качестве литературного направления. Платонов, однако, нарушает традиционные рамки «соцреализма».
Писатель представляет на суд читателей ситуацию: боец возвращается с войны и видит, что жена стала ему чужой. Воин отвык от супруги и детей. Жена, в свою очередь, изменяла мужу, пока тот был на войне. Ситуация поражает правдоподобностью. С другой стороны, становится понятно, почему Платонова подвергли критике: автор нарушил идеалы советской нравственности.
Платоновский шедевр поражает уровнем психологизма. Автор обращается к проблеме войны, отвыкании супругов друг от друга. Писатель детально останавливается на отношениях между отцом и матерью в семье, на проблеме супружеской измены. Сюжет произведения охватывает пару дней. Это, однако, не мешает Платонову изобразить с помощью диалогов все проблемы, которые принесла в семьи война.
Тематика рассказа
В центре повествования – послевоенное воссоединение семейства. Мирная жизнь оказалась новинкой для всех членов семьи: люди отвыкли друг от друга. Автор подробно проясняет основную мысль произведения: война приводит к физическим смертям людей, разрушает связи в семье, превращает родных людей в чужаков. Даже в мирное время последствия войны продолжают ощущаться. Война коверкает судьбы народов и отдельных людей. Платонов, таким образом, пишет о двойной жертве, которую приносят люди в военное время:
- расставание, когда мужчина отправляется в бой;
- воссоединение, когда люди снова должны привыкнуть друг к другу, вернуться к истокам, к семье;
- мотивы отвыкания, адаптации, повторного привыкания.
Проблематика произведения
Платонов поднимает в рассказе традиционную для себя тему. С темой произведения тесно связана проблематика:
- Как война влияет на человеческие судьбы?
- Почему мужчины после войны превращаются в легкомысленных юношей?
- Почему дети слишком рано взрослеют и превращаются в стариков?
- Откуда берется послевоенный инфантилизм в людях?
- Почему время делает родных людей чужими?
- Как расстояние влияет на отношения между людьми?
Писатель обращается к таким проблемам, как верность в браке, адюльтер, ответственность за проступки и прощение. В центре произведения находится любовь как ключевая проблема. Любовь – это своеобразный отклик, реакция на одиночество, на боль, на горе.
О сюжете платоновской прозы
Поезд и попутчица
Автор описывает возвращение бойца по имени Алексей домой. Герой воевал, был демобилизован. Поезд прибывает на станцию, но мужчина не спешит домой. Алексей едет в поезде с попутчицей – случайной девушкой, дочерью пространщика по имени Мария. Оба платоновских персонажа отвыкли от мирной, семейной жизни, от быта. Алексей скрывает от Маши факт о семье, проводит с девушкой два дня.
Семья после войны
Семья солдата с нетерпением ждала приезда отца семейства. Жена с детьми приходила на станцию. Алексей прибыл только через шесть дней. Воина встречал одиннадцатилетний сын – Петруша. Сын разочаровался в ветреном отце, а Алексей удивился прагматизму ребенка. В целом, родной дом показался воину странным и непонятным.
Воссоединение со своим семейством после войны не принесло герою ожидаемого облегчения. Супруги расстались вскоре после рождения второго ребенка. Героя поражает, что жена ведет себя стеснительно, будто невеста. Дочка – Настя – пятилетняя малышка – не помнит отца. Малолетний ребенок рано привык тяжело трудиться и помогать матери по дому. Старший сын – Петр – ведет себя как взрослый, ворчливый хозяин, глава семейства. Ребенок не приучен к играм, не знает детства.
Страшная правда
Дочка признается отцу, что к маме ходил другой мужчина – некий Семен Евсеич. Мужчина помогал женщине по дому, присматривал за детьми. Семен чувствовал себя очень одиноко, ведь война забрала всю семью несчастного героя.
Ночью Алексей разговорился с Любой – своей супругой. Жена призналась мужу в измене. Любовником Любы был инструктор районного комитета профсоюза. Мужчина проявил к Любе нежность, и героиня согласилась на адюльтер.
Финал
Утром Алексей осознал, что не может простить жену. Герой решает ехать к Марии – попутчице, с которой познакомился в поезде. Дети страдали из-за решения отца, не пускали Алексея на станцию. Герой увидел плачущих детей: эта картина вызвала в Алексее нежные чувства. Мужчина ощутил прилив любви и прощения, передумав уезжать.
История дяди Харитона
Платонов вводит в повествование вставную новеллу – историю некоего дяди Харитона. Эту историю рассказывает Петя. Харитон тоже вернулся с поля боя, узнал об измене жены – Анны. Супруга согласилась на связь с каким-то инвалидом, потерявшим обе руки. Сначала герой разозлился, но потом осознал, что и сам не чист: Харитон не соблюдал верность жене. Искреннее раскаяние и осознание собственных ошибок примирили супругов. Но в этой истории есть один горький момент: на самом деле герой не изменял жене. Герой поступил великодушно, простив свою возлюбленную.
Алексей, однако, не наделен настолько благородным характером. Герой изменял жене, возможно, даже не один раз. Но мужчина не рассказал Любе об своем грехе.
Характеристика героев
Образ Алексея Иванова
Писатель не случайно выбирает в качестве имени и фамилии главного героя такое распространенное сочетание. Автор намеревался представить на страницах своего произведения простого человека, одного из многих. У Алексея обычная судьба, обычные проблемы. Алексей – бывший капитан гвардии. Вторая мировая война заканчивается, и героя демобилизуют.
Алексей отличается самоуверенным характером. Конфликт с женой герой осмысляет с позиции жертвы. Мужчина – эгоист. Бывший солдат не задумывается о чувствах других людей. Яркий пример – ситуация с Марией. Герой вступает в мимолетную связь с девушкой, утаивая от Маши правду о своем семейном положении. Мужчина ощущает скуку, холод, жажду оживить, разжечь огонь в своей сердце. Мирное время дается Алексею тяжело: приходится адаптироваться к новым условиям. Роман закончится, и Маша останется в одиночестве. Но Алексей не беспокоится об этом.
Образ Любы
Люба признается мужу в измене. Женщина не оправдывается. Люба объясняет причины своего поведения. Связь с другим мужчиной – это попытка утешиться. Несчастная женщина ощущала, что умирает внутри, и потому искала любви. Слова супруги уязвили Алексея. Мужчина яростно заявил, что с живым человеком нельзя играть, а он – живой человек.
В отношениях с женой Алексей проявляет странный инфантилизм: обиды, ябедничанье. Мужчина даже пытается жаловаться одиннадцатилетнему сыну на мать. Люба – настоящая героиня. Женщина работает на износ на заводе, делая работу, предназначенную для мужских рук. Героиня изворачивается, как может, чтобы выжить и прокормить семью: чинит соседскую электрическую печь за связку картошки, самостоятельно исправляет свою и детскую обувь. У Любы нашлась только одна сложность – неспособность принять ответственность. В этом крылась слабость несчастной женщины.
Образ Насти
Настенька – пятилетняя дочка Любы и Алексея. Девочка не помнит отца, который ушел на войну, когда та только родилась. Как и брат, Петруша, малышка не знала детства, воспитывалась матерью, Семеном и братом. Настя рано почувствовала, что такое ответственность, необходимость тяжело трудиться.
Образ Петра
Петр – это преждевременно постаревший, повзрослевший ребенок. В степени зрелости подросток превосходит мать и отца. Петр выступает таким себе мировым судьей для родителей. Для ребенка цель жизни состоит в общем деле, в выживании. Ссоры же мешают этому делу, раскрывают глупость людей, вступающих в конфликт.
Отец шутливо называет сына «дедом». Это правда, потому что Петр отличается замашками старика: прагматичность, мелочность. Петя деловитый, играет в семье роль хозяина. Подросток заботится о сестре, учит Настю домашним делам, труду, чтению.
Петр раздражается, когда видит, что родители где-то неэкономны. Герою не нравятся необоснованные траты. Ребенок полностью взваливает на себя заботу о матери, боится, чтобы та не замерзла. Петя решает купить для мамы пальто. Для этого подросток стремится устроиться на работу, служить кочегаром в бане. Петр по-житейски мудр. Так, сын говорит отцу, что Сергей не может быть ему соперником, ведь мужчина стар.
Отец и сын
Отдельно следует обратить внимание на взаимоотношения отца с сыном. Петр лишился детских желаний. Ребенок получил стресс, когда отец ушел на войну. Но на самом деле Петр нуждается в родителе, в отце. Петр боится жизни – с этим связана чрезмерная осторожность, предусмотрительность героя. Второй уход отца приводит мальчика в смятение. Петр настолько растерян, дезориентирован, что путает обувь, надевая валенок и калошу одновременно. Эта сцена демонстрирует читателю, что внутри серьезного Петра кроется ребенок – Петя, Петруша, отчаянно нуждающийся в отце. Именно этот образ потерявшегося ребенка заставляет Алексея остаться с семьей.
Петруша выступает на стороне матери, объясняет отцу, почему тот неправ. Алексея взбудораживают слова малолетнего сына, злят, раздражают. Сын заставляет отца пересмотреть свои взгляды на жизнь. Главный герой платоновского произведения словно перерождается. Алексей избавляется от самолюбия, эгоизма. Внутри Иванова пробуждается внимание к другим людям, альтруизм, любовь к ближним, забота о родных людях.
Мужские образы
Другие мужские образы в платоновском произведении контрастируют с образом Алексея.
Образ Семена
Семен – трагический персонаж. Герой вызывает у читателей искреннее сочувствие. Война унесла всю семью мужчины: супругу, детей, которых убили в Могилеве. Семен от отчаянья, в попытке выжить и сохранить равновесие в жизни, привязался к чужой семье. Герой помогал Любе присматривать за детьми.
Герой стремился приносить своей жизнь пользу. Люба работала, дети были вынуждены проводить целые дни в одиночестве в темном помещении. Семен участвовал в жизни ребятишек, проявлял альтруизм, заботу о детях. Эти поступки помогали герою обретать смысл в жизни. Собственные интересы не давали мужчине смысла. Мужчина испытывал потребность жить ради других людей. Истерзанная душа Семена находила покой во взаимодействии с семьей Любы.
Образ любовника
Любовник Любы представляется в произведении сквозь призму восприятия Алексея и самой женщины. Для Алексея любовник – безусловное зло. Мужчина осуждает супругу, таит обиды на Любу. Также Алексей не понимает, не чувствует жалости к Семену. Впрочем, в финале рассказа Иванов перерождается, переосмысляет свою жизненную позицию. С этим перерождением меняется и отношение героя к Семену и Любе.
Для Любы любовник – это спасение, попытка оживить себя, ощутить себя в роли женщины. Война лишила героиню мужа, заставила выполнять тяжелую мужскую работу. Люба нуждалась в нежности, в заботе, в любви, и нашла эти чувства в объятиях другого человека. Измена тела, тем не менее, не вызвала измену души, потому что Люба любила своего мужа.
Женские образы
Образы женщин в платоновском рассказе поражают читателей своей пронзительностью. Писатель изображает обычную, традиционную, патриархальную семью. Война меняет устоит патриархальных отношений, переворачивает роли мужчины и женщины вверх ногами. Стресс, тяжесть жизненных ситуаций заставляет людей пересматривать взгляды на жизнь.
Дети лишаются детства, превращаясь раньше времени в стариков-дедов. Мужчины-воины становятся плаксивыми, обидчивыми детьми – так психика реагирует, защищаясь, на ужасы и потрясения войны. Автор изображает Алексея капризным ребенком, который живет «на готовых харчах» (так говорит сын героя). Женщина становится главой семейства, взваливая на хрупкие плечи неподъемные проблемы.
Образ Маши
На первый взгляд, Мария, дочь пространщика, находится в более выгодном положении. Писатель описывает свою героиню открытой для всего мира девушкой, наивной, доверчивой. Машу не отягощают обязательства, девушка свободна. Машу не ждет дома муж, у героини нет детей, нет жениха.
Присмотревшись, читатель осознает, что образ Маши не так прост, как кажется поначалу. Образ девушки по-своему драматичен. Маша не способна забыть человека, который стал близким. Алексей по случайности становится для Марии особенным человеком. Мария любит и жалеет людей, чувствует сострадание, умеет сочувствовать. Алексей, однако, преследует исключительно эгоистичные интересы. Мужчина не задумывается, какие страдания может причинить людям.
Идея произведения
Идея или же ключевая мысль произведения выражается в простой формуле: физическая связь – это еще не измена. Изменяет человек не телом, а душой. Разумеется, такая позиция была революционной для времени, когда жил и творил Платонов.
Художественные особенности текста
Первое, что бросается в глаза при чтении рассказа, – это стиль Платонова. Творчество русского писателя – уникально, трудно найти аналог таким произведениям в мировой литературе. Платоновский язык отличается странностью, непривычностью. Автор извлекает каждое слово изнутри, из самой души.
Отношение писателя к героям
Отдельная стилистическая особенность – отсутствие авторской симпатии к какому-либо одному герою. Платонов воспринимает каждого персонажа как собственного ребенка, сочувствуя и переживая своим героям. Писатель старается оправдать промахи и поступки персонажей.
Психологизм произведения
Внутреннее состояние персонажей раскрывается с помощью деталей. Платонов в этой технике настоящий мастер. К примеру, яркая деталь – растерянность Петруши, когда мальчик путает валенки и калоши. Люба плачет, роняя слезы в тесто для пирога. Настя надевает очки Семена, штопая рукавички мамы. Алексей, нервничая, продавливает пальцами стекло на керосинке.
Андрей Платонов – удивительная личность в истории русской литературы. Кроме множества других произведений, перу этого автора принадлежит рассказ-фантазия под названием «Потомки солнца». Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Отдельная особенность – акцент автора на запахах. Родной дом пахнет одинаково – такое заключение делает главный герой. Запах позволяет Алексею действительно почувствовать себя дома, в родных стенах. Волосы Марии отдают ароматом палых листьев. Этот запах – типичный лейтмотив платоновского творчества. Аромат волос девушки – символ тревоги – контрастирует с запахом дома.
Язык героев
Платонов ответственно относится к языку своих персонажей. Речь героев отражает психологические особенности каждого из них. Язык Петруши отличается житейской образностью. Детская речь переплетается с канцеляризмами и просторечиями. Так автор представляет трагичность войны, которая искореняет из людей (особенно из детей) живость, непосредственность.
Специфика языка героев – это также манера рассуждать о любви. Эта черта особенно касается Алексея, который в словах обнажает чувства, боль, раскрывает сердце, выворачивает душу наизнанку.
Критика произведения Платонова
Выход платоновского текста в печати вызвал шквал критики в сторону автора. В частности, против платоновской манеры изображения советских реалий выступил Владимир Ермилов. Критик тогда работал главным редактором «Литературной газеты». Писателя обвинили во лжи, в заведомо неправдивом отображении реальности Советского Союза. Александр Фадеев, возглавлявший тогда Союз писателей, тоже выступил против «обывательской сплетни». Именно так Фадеев назвал платоновский рассказ.
Публикация анализируемого произведения стала для Платонова поворотным моментом. После этого события автору запретили издавать свои тексты. Однако «Возвращение» – ключевое для творчества русского писателя произведение. Текст – это стержень платоновского литературного наследия.
Автор – о «Возвращении»
Критики со стороны – не единственные, кто давал отзывы на платоновское произведение. Сам писатель, автор, тоже оставил комментарий о собственном творении. В частности, Платонов останавливался на анализе идеи текста. Для автора, идея рассказа заключается в отображении путей борьбы с последствиями войны. Главное и самое страшное последствие военного времени – разрушение семей. Война порождает между людьми пропасти, непреодолимые преграды.
Писатель задается вопросом об источнике нравственных сил, который помог бы людям преодолеть отчуждение и отдаление друг от друга. Автор пишет о губительных страстях, о методах противостояния деструктивным порывам. Эти размышления писатель оставил в своих «Воспоминаниях», а также в заявке на кинопостановку рассказа.
Позиция Н. М. Малыгиной
Малыгина анализирует «художественный мир» русского автора.
Исследовательница выделяет жертвенность как ключевой мотив платоновского произведения. Образ сердца, которое обнажается, – это художественное воплощение нравственного смысла жертвенности, готовности пожертвовать собой ради некой высшей цели. «Обнаженное сердце» раскрывает центральные идеи «философии жизни» писателя.