Урок музыки
2 класс
Раздел: «День, полный событий».
Тема: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»
«Песня матери — главная песня в мире;
начало всех человеческих песен».
Расул Гамзатов
Дидактическая цель: познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен.
Задачи:
— познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;
— вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);
— воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с колыбельными песнями.
Оборудование:
— компьютер, проектор, экран
— презентация к уроку;
— музыкальные инструменты (музыкальные треугольники).
Примерный ход урока:
- Организационный момент.
— Вход в класс под музыку.
«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.
— Музыкальное приветствие.
- Актуализация знаний.
— Я очень рада встречи с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.
— Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.
— Кто композитор этого марша?
— О чем мы говорили на прошлом уроке?
— Какие бывают марши? Где звучат марши?
— Приведите пример веселого марша и грустного марша.
— Марши бывают разные, а что объединяет все марши?
(Четкий шаг, четкий ритм)
Вступительная беседа (введение в тему урока):
— Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.
— Кто пел колыбельную?
— О чем обычно поется в колыбельных?
3. Основная часть:
— Правильно, сегодня мы поговорим на тему «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама» (Слайд)
— Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. (Слайд)
— По каким произведениям вы знаете П.Чайковского и С.Прокофьева?
— У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.
— В сказках происходят разные чудесные события.
— Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?
« Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.
— Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?
— Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже.
— Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?
«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.
-Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?
— Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?
Домашнее задание:
— Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях «Нянина сказка» П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить сказку к своему рисунку.
— Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева?
(Учитель играет на фортепиано мелодию)
— Правильно, пьеса «Сказочка» звучит как колыбельная.
— А что же такое колыбельная? (Слайд)
— Заглянем в музыкальный словарь и прочитаем о колыбельных. (Слайд)
— Итак, что такое колыбельные? Что узнали о колыбельных песнях?
— Послушайте песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной?
(Учитель играет песню «Здравствуй, Родина моя»)
— Почему эта песня не колыбельная?
— Послушайте следующую песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной? (Слайд)
«Спят усталые игрушки» — слушание
— Узнали ли вы ее?
— Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение? (Слайд)
— Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни?
— Выберите из предложенных инструментов нужные. Почему вы выбрали именно эти инструменты?
— Попробуйте передать характер колыбельной своим исполнением.
«Спят усталые игрушки» — исполнение + игра на музыкальных инструментах.
— Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?
— Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви. (Слайд)
— Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства выражены в ней?
«Мама» П.И.Чайковский – слушание
— Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы думаете?
— Какую колыбельную песню, известную вам, вы хотели бы сами исполнить? (Слайд)
— Как нужно исполнять эту песню?
«Колыбельная Медведицы» — исполнение (с солистами)
4.Закрепление изученного:
— А теперь проверим себя. Что относится к маршу, а что отнесем к колыбельной песне. (Слайд)
5. Итог урока: (Слайд)
— Подводя итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?
— Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке?
— Прочитайте слова поэта Расула Гамзатова. (Слайд)
— Как назвал колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?
— Помните ли вы, что вам нужно буде сделать дома?
— Вы сегодня были прилежными учениками, внимательными слушателями, хорошими исполнителями. За это мне вам хочется сделать музыкальный подарок.
Презентация песни «Колыбельная Медведицы»
— Любите своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте о добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны сбываются. Спасибо! До новых встреч!
5. Орг. момент:
— Музыкальное прощание
— Выход
Самоанализ урока музыки.
2 класс
Тема урока: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»
Урок дан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной во 2 классе. В разделе «День, полный событий» это 5 урок, на котором идет углубление темы, где учащиеся знакомятся с музыкальными впечатлениями русских композиторов, П.И.Чайковского (пьесы из «Детского альбома») и С.С.Прокофьева (пьесы из сборника «Детская музыка»).
По типу урок – комбинированный. При планировании данного урока учитывались возрастные особенности учащихся, имеющиеся представления и знания по программе.
Программа предполагает формирование у учащихся понимания интонационно-образной природы музыкального искусства, песенности в музыке, выразительности музыкальных интонаций.
Цель данного урока: познакомить учащихся с особенностями песни на примерах колыбельных песен.
На уроке решались следующие задачи:
— Познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;
— Вызвать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);
— Воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через восприятие колыбельных песен.
— Развивать творческие способности и творческую активность учащихся.
Для реализации задач урока было проведено следующее:
— подобран музыкальный материал для восприятия, слушания и исполнения, с опорой на возможности детей;
— подготовлена яркая запоминающаяся презентация к уроку.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся на этапе слушания музыки стремилась развивать целостность восприятия музыкальных произведений, что позволило ученикам проникнуться интонационно-образными особенностями колыбельных.
На уроке учащиеся находили характерные особенности колыбельной в сравнении с другими музыкальными произведениями, находили доказательства, выполняли мыслительную деятельность. Все это подготавливает учащихся к проявлению творческой активности при самостоятельном исполнении музыкальных произведений.
На уроке было рационально выделено место для устного опроса учащихся (на этапе повторения пройденного материала). Изучение нового материала занимало в уроке основную часть, где восприятие чередовалось с активным слушанием, выразительным исполнением колыбельной, а также игрой на детских музыкальных инструментах (музыкальных треугольниках). Закрепление изученного проводилось в форме выполнения тестового задания «Проверь себя». А также, на уроке было отведено время для подведения итогов работы и рефлексии учащихся. Все этапы урока были логично связаны. Четкая структурированность содержания урока позволяет говорить об усвоении изучаемого материала на достаточном уровне.
Средством для проверки мыслительной деятельности учащихся служило компьютерное обеспечение урока, что в свою очередь, наименее затратно по времени, зрелищно, хорошо запоминаемо детьми.
Применение ИКТ, профессиональное исполнение музыкальных произведений, «живое» исполнение учащимися и учителем – все это активизирует внимание и интерес учащихся на уроке музыки.
Высокая работоспособность школьников в течение всего урока достигалась за счет постоянной смены видов деятельности учащихся.
Положительно-эмоциональный настрой располагал к «живому» общению детей и учителя. Похвала, одобрение со стороны педагога поддерживало благоприятную психологическую атмосферу на уроке.
Для эмоционального отзыва на уроке был предложен эпиграф к уроку (высказывание Расула Гамзатова).
Цели урока достигнуты, поставленные задачи удалось реализовать успешно. Удалось погрузить учащихся в творческую атмосферу, дать детям знания и найти эмоциональный отклик со стороны учащихся, что создает условие для развития творческой активности детей.
Технологическая карта открытого урока по предмету «Музыка» составила Андреева Анна Павловна, учитель музыки, МХК, ОДНК
Предмет: музыка
Класс: 2-б
Кол-во детей—-
Автор УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагиной.
Тема урока: «Расскажи сказку»
Тип урока: комбинированный. Урок-сказка.
Проблема урока: О чём рассказали в своих музыкальных сказках П.И. Чайковский и С.С. Прокофьев.
Пед.цели: способствовать ознакомлению с произведениями «Сказочка» С. Прокофьева и «Нянина сказка» П. Чайковского, содействовать развитию умения сравнивать и сопоставлять музыкальное развитие и содержание пьес из двух фортепианных альбомов для детей, слушать и анализировать музыку, видеть в музыке связь с жизнью, способствовать воспитанию музыкального вкуса. Коррекционные задачи: -коррекция личностных качеств; коррекция познавательных возможностей; формирование и развитие коммуникативной функции речи; коррекция сенсорных и двигательных недостатков; коррекция сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления с учетом зоны ближайшего развития; коррекция общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики; коррекция эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности.
Пед.методы,приемы и технологии: прием мотивации, прием включения в целеполагание, прием включения в планирование, дифференцированный подход, работа у доски, наглядный метод, печатно-словестный метод, практический, интерактивный метод, метод анализа и сравнения, метод проблемного обучения, обращение к житейскому опыту; ИКТ, здоровьесберегающие технологии, прием сотрудничества ,прием организации деятельности учащихся: вокальная работа, музицирование, сказка, реконструкция алгоритма, прием соотнесения цели и задач результата, прием самооценивания.
Планируемые результаты (предметные) |
Узнают: о назначении муз.терминов –мелодия, аккомпанемент, вступление, о сказочных образах в музыке. Научатся: называть изученные произведения и их авторов; находить сходство и различие музыкальных сказок («Нянина сказка»- П. Чайковский, «Сказочка» С. Прокофьев), рисовать, то, что услышали, и сочинять сказку к своему к своему рисунку; определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движение, игре на музыкальных элементарных инструментах. Получат возможность научиться: наблюдать за использованием музыки в жизни человека; выявлять различные по смыслу интонации,; эмоционально откликаться на музыкальные произведения и выражать свое впечатление; определять жизненную основу музыкальных произведений; сочинять сказку. |
Личностные результаты |
Осуществлять логические операции (ассоциативно-образное мышление); имею позитивную самооценку своих музыкально-творческих способностей; проявляют этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
Метапредметные универсальные учебные действия. |
Регулятивные: понимают и принимают учебную задачу; используют речь для регуляции своего действия, предвидят возможности получения конкретного результата при решении задач. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения поставленных задач, рисуют услышанное. Коммуникативные: ставят вопросы, учитывают настроение других людей, их эмоциональное восприятие музыки |
Цель урока: Создать условия для усвоения ребёнком социально-культурного опыта посредством знакомства учащихся со сказочными образами в музыке.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с языком музыки на примере музыкальных образов сказочных героев, повторить и закрепить полученные знания о средствах музыкальной выразительности
Воспитательные: умение работать в коллективе; на примере художественных образов, запечатлённых в сказках, формировать понимание “вечных тем” жизни и искусства: хорошо и плохо, добро и зло; желание делать добро, воспитание любви к музыке, умения слушать, исполнять и понимать музыку.
Развивающие: знакомить учащихся с новыми произведениями музыкального искусства, вовлекать их в музыкально – творческую деятельность, развивать умение анализировать и пользоваться знаниями и умениями, развивать фантазию, творческое воображение, умение слушать музыку и размышлять о ней.
Оборудование: компьютер, проектор, фонограммы к используемым на уроке песням, шумовые инструменты, учебник “Музыка” для 2 класса . авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М, : Просвещение, 2015 г.
Этап урока. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организация работы с детьми с ОВЗ |
Формируемые универсальные учебные действия |
Мотивация к учебной деятельности. Орг. момент. Муз приветствие. 3 мин. |
Организация и включение учащихся в учебную деятельность. . -проверь, дружок, готов ли ты начать урок, все ли в порядке, есть ручка, есть тетрадка?. Проверили? Садитесь. С усердием трудитесь. У нас сегодня гости, давайте мы все вместе поздороваемся с ними! Молодцы! |
Готовят рабочее место. Поют вместе, по рядам. . |
готовят рабочее место. Поют все вместе |
Личностные: Проявляют эмоциональную отзывчивость. |
2. Актуализация знаний и фиксирование и затруднения в пробном учебном действии. 3 мин. |
А сегодня мы с вами отправимся путешествовать в необычную страну «СТРАНА «КОМПОЗИТОРИЯ» Посмотрите вот и страна «Композитория», интересно что же там за этими дверями? Послушайте музыкальную загадку: звучит фонограмма песни “Сказка будет впереди” (1 куплет) Внимание на экран.(кто догадается первым поднимает руку) Учитель: Ребята, вы догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Учитель. Мы будем говорить о сказках и сказочных героях. Посмотрите на следующий слайд, что мы там видим — “Сказки», а вы знаете эти сказки . Вы наверное все любите сказки, и читаете их уже сами, а раньше кто вам рассказывал сказки? Конечно мамы и бабушки. Давайте вспомним с вами песню, которую начали учить на прошлом уроке. «Бабушкина сказка» Вы думаете, сказки только читают? ??? В волшебной стране «КОМПОЗИТОРИИ» композиторы сочиняют музыкальные сказки, в которых герои не только говорят, но и поют… Можно обычную сказку озвучить с помощью музыкальных инструментов … а можно написать музыкальную пьесу, в которой средствами музыки рассказать сказочную историю. И мы сегодня попробуем тоже рассказать сказку. И тема нашего урока «Расскажи сказку» |
Коммуникативные: высказывание своей точки зрения . |
||
Принимают условие. Отгадывают: о сказках. Смотрят на картинки и угадывают из каких сказок персонажи, как называются сказки отвечают четко проговаривают слова песни., поют. Затрудняются ответить. |
(получают задание собрать пазлы-сказку) Слушают, смотрят видеозагадку. Называют персонажей из сказок. Отвечают. Вспоминают слова используя картинки подсказки. |
|||
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, наобходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные :приобретают умение осознанного построения речевого высказывания. |
||||
3. Постановка учебной задачи. 2 мин |
Давайте вместе поставим для себя задачи нашего урока. (чтобы рассказать свою сказку, нам надо узнать какие сказки писали в стране «композитория» композиторы) Задачи: 1.Познакомиться с муз. сказками. 2.Сравнить муз. сказки 3. Рассказать самим сказку. (вывесить на доску) Ну а в конце урока мы вместе проверим со всеми ли задачами мы справились. Хорошо? Отправляемся в волшебную страну «Композиторию». |
Делают предположения |
Беседа по вопросам, соответсвующим уровню развития детей. Постановка задач (с опорой на наглядность) |
Регулятивные: понимают и принимают учебную задачу, умениют формулировать учебную задачи на основе соотнесения того, что уже известно, или при помощи наводящих вопросов. |
4. Открытие нового знания. Слушание музыки. 5 мин |
Вот мы и попали в страну «композиторию» Посмотрите нас встречают П. Чайковский и С. Прокофьев Давайте послушаем, какие сказки расскажут нам композиторы П.И. Чайковский и С. Прокофьев. И ответим на вопрос- О чём рассказали в своих музыкальных сказках П.И. Чайковский и С.С. Прокофьев С. 30. Работа с учебником. Откройте учебник и скажите, как называются пьесы, которые мы будем слушать на уроке (Нянина сказка и Сказочка) П.И. Чайковский.(50сек) У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать её сказки. А когда он стал композитором, он эти сказки рассказал с помощью звуков и музыкальных пьес. “Нянина сказка” Какие музыкальные краски использовал композитор? (темп, динамика, настроение) Каков характер мелодии? Слушание “Сказочки” С. Прокофьева.(2мин30сек) Задание: провести анализ музыки и ответить на вопросы: 1. Каков характер мелодии? 2. Какие музыкальные краски использовал композитор? |
Открывают учебник Учащиеся: “Сказочка” С. Прокофьева и “Нянина сказка” П.И. Чайковского. Дети слушают и отвечают на вопросы |
Помощь в работе с учебником. Работа с конвертом «музыкальные краски» |
Познавательные: Смысловое чтение, умение воспринять источник информации Познавательные: Структурирование знаний. Личностные: нравственно- этическое оценивание. |
5. Первичное закрепление. 5 мин |
— Так о чём же рассказали в своих сказках композиторы?( О разных чудесных событиях, о борьбе добра со злом.) |
О разных чудесных событиях, о борьбе добра со злом. |
Работа над усвоением нового материала. |
Познавательные: умение строить высказывание, анализировать и сравнивать предложенный материал. Личностные: самоопределение |
— Oдинаковые это сказки или разные? В чем различие. |
Разные. |
|||
А теперь поиграем в игру (работают в парах) “Проверь себя”: у вас на партах лежат конвертики в которых находятся “музыкальные краски”, а вы распределите, к какому из изученных музыкальных произведений они относятся: Медленно С движением Тихо Активно |
Соотносят музыкальный термин и название произведения |
Проверка работы с конвертом «музыкальные краски» |
||
Музыкальная зарядка для детей. 3 мин. |
Ребята, вы большие молодцы, ну а к нам пришла в гости одна сказочная героиня (танец – игра «Бабка-Ежка»). |
Делают движения под музыку и поют |
||
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение 8 мин |
Ребята скажите, а П.И. Чайковский и С. С Прокофьев, кто? Исполнители, слушатели или композиторы. Давайте и мы побудем немножко композиторами. Расскажем сказку «ТЕРЕМОК», при помощи муз. инструментов. (вызвать 6 детей) Каждый из вас выберет муз. Инструмент для озвучивания своего персонажа.( мышка лягушка,зайчик, лиса, волк, медведь.- выбрать 6 ч-к для озвучивания сказки). Когда вы услышите своего героя вы будете озвучить его своим инструментом. (потренироваться) Озвучивание сказки “Теремок” Учитель – (раздаются маски гл. героев сказки) объясняет правила инсценирования сказки и выступает в роли рассказчика — рассказывает текст сказки. Для озвучивания используются шумовые инструменты: треугольники, колокольчики, бубенчики, трещотки, ложки, бубны и т.д. Каждый персонаж сказки озвучивается своим инструментом и задача учащихся вовремя сориентироваться и при упоминании героя сказки – издать соответствующий звук. |
Дети отвечают, сами распределяют роли и выбирают музыкальные инструменты. Озвучивают сказку. (по желанию) |
Регулятивные: планирование работы в паре. Познавательные: Умение найти герою сказки соответствующее музыкальное воплощение. Коммуникативные: умение управлять поведением партнёра. |
|
1 мин. |
Окончание сказки- И стали они дружно жить в новом теремке петь плясать, да на муз.инструментах играть. Ребята , давайте мы станем с вами исполнителями. такие исполнители?) Исполняем на муз.инструментах ритмяшку _»Курочка ряба»_____________________ Замечательно, вы все справились с заданием на отлично. |
играют на шумовых инструментах остальные дети хлопают в ладоши. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: Нравственно этическое оценивание. |
|
Доп. Задание(опережающее дом.задание) — если позволит время – 2-3 мин |
Учитель: ребята , у вас на дом было задание – нарисовать и сочить свою сказку, давайте послушаем, что же у вас получилось, но главное условие было сказка небольшая и поучительная. |
Дети рассказывают сочиненные сказки и показывают рисунки. |
По желанию и готовности |
Личностные: умение реализовать свой творческий потенциал |
8. Подведение итога урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 2 мин. |
Учитель: итак наше путешествие подошло к концу и пора подвести итоги все ли мы сделали, что наметили в начале урока (на доске отмечаем сделанную работу )) С какими произведениями мы сегодня познакомились? Кто их написал? Какую сказку мы рассказали на музыкальных инструментах? Ну а теперь настало время оценить свою работу на уроке. Кто работал сегодня на уроке активно, выполнил все задания, все понял показывают солнышко, Кто не все понял на уроке и работал не очень активно показывают тучку. Я вижу , что большинство справились с нашими сказочными заданиями хорошо. Спасибо вам за урок. Прозвенел звонок, закончился урок! До свидания! презентация |
Отвечают(Нянина сказка и Сказочка, П. И. Чайковский и С.С. Прокофьев) ТЕРЕМОК. |
Отвечают опираясь на дидактический материал на доске. |
Познавательные: анализ Личностные: самоопределение, сомооценивание |
Поднимают солнышки, тучки. |
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Посмотреть и скачать презентацию по теме «Расскажи сказку» по музыке, включающую в себя 6 слайдов. Скачать файл презентации 2.37 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по музыке
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
6
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Расскажи сказку.
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты. -
Слайд 2
Тянется нить из клубка, плетётся узор, начинается неспешный рассказ.
-
Слайд 3
Во времена С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского дети любили, когда им рассказывали сказки. Главными рассказчиками были няни.
-
Слайд 4
Чайковский «Нянина сказка»
О чём рассказывает эта сказка?
Добрые или злые сказочные герои в ней встречаются?
-
Слайд 5
Прокофьев «Сказочка»
Что вы представляете, когда звучит эта музыка?
Что изображают звуки вступления?
Почему музыка вступления звучит монотонно?
Как заканчивается сказка?
Какие выразительные особенности придал музыке композитор в конце сказки? -
Слайд 6
О чём рассказали в своих музыкальных сказках П.И.Чайковский и С.С.Прокофьев?
Одинаковые эти сказки или разные?
Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?
Посмотреть все слайды
СКАЗКА В МУЗЫКЕ
Пётр Ильич Чайковский. Нянина сказка. Баба-яга;
Анатолий Константинович Лядов. Баба-яга;
Модест Петрович Мусоргский. Избушка на курьях ножках;
Сергей Сергеевич Прокофьев. Сказочка.
1-е занятие
Программное содержание. Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями, находить черты сходства и различия.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы уже знаете, что музыка может рассказывать разные сказки — грустные, таинственные, добрые. Вы слушали «Сказочки» Самуила Майкапара, Дмитрия Борисовича Кабалевского, «Вечернюю сказку» Арама Хачатуряна (звучат фрагменты).
Сегодня вы услышите ещё три сказки, рассказанные музыкой: две пьесы из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского («Нянина сказка» и «Баба-яга») и пьесу Сергея Прокофьева из сборника «Детская музыка» («Сказочка»). Постарайтесь определить настроения, выраженные в этой музыке. (Исполняет фрагменты пьес.)
Д е т и. В первых двух сказках музыка сердитая, тревожная, злая, а в последней добрая, светлая, мягкая, неторопливая.
П е д а г о г. Молодцы! Две пьесы — «Нянина сказка» и «Баба-яга» следуют в «Детском альбоме» П. Чайковского одна за другой. В альбоме рассказывается об одном дне ребёнка. Вечером няня, укладывая малыша спать, запугивает его страшными историями, чтобы унять, угомонить ребёнка. Обе сказки фантастические, устрашающие. Музыка быстрая, громкая, колючая, острая, с внезапными акцентами, таинственная, недобрая. (Звучат фрагменты.)
А в «Сказочке» С. Прокофьева изображается неторопливый, однообразный звук прялки (играет 1-2-й такты), и на этом усыпляющем, спокойном, монотонном фоне слышится мягкая, светлая, плавная мелодия. Эта привольная, широкая мелодия похожа на русскую песню, протяжную, добрую. Она спускается сверху вниз, звучит сказочно, неспешно. (Звучит фрагмент, затем исполняются все три пьесы повторно.)
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать смену настроений музыки, форму произведений.
Ход занятия:
П е д а г о г. На прошлом занятии звучали три сказки, рассказанные музыкой, — «Нянина сказка», «Баба-яга» П. Чайковского и «Сказочка» С. Прокофьева. Угадайте, какую сказку я вам сейчас сыграю? (Играет произведения, дети вспоминают названия пьес, определяют их характер.)
Вы правильно определили характер всех произведений. Но музыка в каждой пьесе меняется, повествуя о каких-то сказочных событиях. Изменение настроений, характера музыки и говорит нам о смене действия в сказке.
Как меняется характер музыки в пьесе «Нянина сказка»? (Играет пьесу.)
Д е т и. Сначала музыка тревожная, колкая, отрывистая, злая, а в середине — плавная подкрадывающаяся, пугающая, тихая.
П е д а г о г. Да, сказка начинается острыми, напряжённо звучащими, колкими аккордами, прерывающимися таинственными, внезапными остановками (паузами) и злыми акцентами.
Музыка звучит, как недобрая, страшная сказка (исполняет фрагмент). Потом аккорды стремительно взлетают вверх, звучат громко и внезапно прерываются остановкой, как будто движение наталкивается на неожиданное препятствие. Мелодия с таинственными акцентами испуганно поворачивает назад, «скатывается» сверху вниз. (Звучит фрагмент, 11-16-й такты.) Она будто притаилась, затаилась тихонько.
В средней части пьесы повторяется назойливый, пугающий, упрямый акцентированный звук, будто возникла непреодолимая, страшная преграда, которую никак не обойти.
В нижнем регистре слышатся короткие, плавные интонации, тихонько подкрадывающиеся, подползающие, пугливые, осторожные, неуверенные, таинственные, страшноватые. Они постепенно поднимаются вверх, спускаются и вновь поднимаются (исполняет фрагмент, 16-31-йтакты). В конце средней части музыка немного светлеет. Повторяющийся звук вдруг сдвинулся с места вверх, будто препятствие неожиданно устранилось. И снова музыка звучит, как в начале сказки, остро, отрывисто, похожа на встревоженную, торопливую скачку. (Звучит фрагмент.)
Заканчивается пьеса внезапно, таинственно. (Звучит фрагмент, затем вся пьеса целиком.)
А как меняется характер музыки в «Сказочке» С. Прокофьева? Сколько частей в пьесе? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Три части. В начале и конце музыка плавная, а в середине — колючая, отрывистая, тревожная, настороженная. В сказке рассказывается о чем-то таинственном, загадочном, волшебном.
П е д а г о г. Молодцы! «Сказочка» С. Прокофьева начинается мягко, уютно, светло. Песенная мелодия звучит высоко, плавно, гладко, напевно. (Звучит фрагмент.) Потом эта мелодия слышится ниже, становится более таинственной, сумрачной и вновь звучит светло, прозрачно, спокойно, в верхнем регистре. (Исполняет первую часть пьесы.)
Середина пьесы начинается сказочно, волшебно, загадочно. Острые, отрывистые аккорды постепенно сменяются отдельными затаёнными звуками и несмелыми, робкими интонациями. (Исполняет среднюю часть пьесы.) В этой части музыка рассказывает о чем-то таинственном, волшебном.
Третья часть «Сказочки» похожа на первую, но песенная мелодия звучит здесь более грустно, устало, темно, постепенно она поднимается вверх, просветляется, растворяется. В аккомпанементе другая мелодия, наоборот, спускается вниз. Они расходятся в разные стороны, как тьма и свет. Окончание сказки звучит таинственно, будто в тумане исчезает сказочное видение, грустно и недосказано. (Исполняет последние восемь тактов пьесы, затем всю пьесу целиком.)
3-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать средства музыкальной выразительности, форму произведений, сравнивать пьесы с одинаковыми названиями.
Ход занятия:
П е д а г о г. Послушайте пьесу П. Чайковского «Баба-яга». Как рассказывает музыка о Бабе-яге? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба-яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя ее помелом. В конце исчезает, проваливается сквозь землю, пропадает.
П е д а г о г. Молодцы! В начале пьесы музыка зловещая. В ней слышны остановки, пугающие аккорды с жёсткими акцентами, будто Баба-яга ковыляет, прихрамывая, затевает что-то недоброе. (Исполняет 1-8-й такты.) Потом появляется непрерывное, суетливое движение. Отрывистые интонации чередуются с плавными парами звуков, появляются то вверху, то внизу, будто Баба-яга мечется, суетится, что-то ищет. (Играет 9~12-й такты.)
В средней части пьесы равномерные повторяющиеся звуки изображают безостановочное движение, как будто Баба-яга помчалась, понеслась в своей ступе. Отрывистые аккорды звучат ритмично, коротко, чётко, остро, как удары помела, которым Баба-яга погоняет ступу. (Играет 13-25-й такты.)
Третья часть пьесы повторяет первую, но теперь мелодия звучит высоко, будто Яга в полёте поднялась под самые небеса, грозит, машет, злится. (Играет 26-32-й такты.)
Но вот мелодия начинает звучать все ниже и ниже, как будто Яга спускается вниз, на землю. (Играет 33—,-40-й такты.) Закружилась, колдует, вертится и вдруг пропала… (Исполняет последние шесть тактов, потом всю пьесу целиком.)
П е д а г о г. Не только П. Чайковский, но и другие композиторы изображали Бабу-ягу в своих музыкальных сказках.
Русский композитор Анатолий Константинович Лядов написал небольшую пьесу для оркестра.
Анатолий Лядов написал свою сказку на сюжет «Народных русских сказок» А. Афанасьева: «Баба-яга вышла во двор, свистнула — перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает… Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели…» (Звучит запись.) Во вступлении композитор изобразил свист Бабы-яги (играет флейта) и подъезжающую ступу.
Музыка звучит низко, зловеще, страшно. Слушая ее, можно представить себе тёмный дремучий лес, в котором живёт Баба-яга. Слышатся таинственные шорохи, лесные шумы, потрескивание сломанных сучьев. И вот Баба-яга понеслась, погоняет свою ступу. Звуки ксилофона напоминают стук костей, которыми Яга грозит, размахивает. Злые акценты, отрывистые возгласы, короткие мелодические интонации изображают полет Яги, которая гремит костями, свистит, злится. (Звучит фрагмент.)
Музыка похожа на зловещую пляску, потом начинает звучать высоко, летка, танцевально, будто Яга взвилась высоко в небо и унеслась. И все-таки Яга не кажется по-настоящему страшной, скорее — смешной. Отдельные отрывистые звуки флейты, волшебные, колючие и посвист в конце выразительно и с юмором изображают исчезновение Яги. (Запись звучит повторно.)
А у Модеста Мусоргского, в его «Картинках с выставки», есть пьеса, которая называется «Избушка на курьих ножках» или «Баба-яга.
В пьесе Модеста Мусоргского образ Бабы-Яги полон жизни и движения. У художника В. Гартмана (друга композитора) был нарисован эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия М. Мусоргского изобразила в музыке совершенно другое — мощный динамичный образ Бабы-Яги. (Звучит запись.)
А как изображается Баба-яга у М. Мусоргского? (Звучит запись.)
Д е т и. Она злющая, свирепая.
П е д а г о г. Да, с первых звуков музыка рисует портрет свирепой, разъярённой, беснующейся, лютой ведьмы. Музыка звучит очень громко, с резкими, внезапными, жёсткими акцентами.
Сначала она прерывается устрашающими, зловещими паузами, потом движется с непрерывным ускорением, мчится — грозная, чёткая, ритмичная, похожая на дикий лихой пляс или стремительный полет, властная, мощная, страшная, даже с оттенком злобного торжества! (Звучит фрагмент.)
В пьесе М. Мусоргского три части. В середине все внезапно затихает, слышатся странные, дрожащие, волшебные звуки. Мелодия звучит тихо, в низком регистре, таинственно, словно Баба-яга затеяла что-то недоброе, бурчит, колдует, шепчет, возится… (Звучит фрагмент средней части.)
И опять музыка становится жёсткой, свирепой, грозной, как в начале. (Звучит запись.)
В какой из трёх пьес (П. Чайковского, А. Лядова или М. Мусоргского) Баба-яга вам показалась самой злой? (Звучат фрагменты.)
Д е т и. В последней, М. Мусоргского.
П е д а г о г. Да, в пьесах Петра Ильича Чайковского и Анатолия Лядова можно найти и черты юмора, а у Модеста Мусоргского Баба-яга очень страшная. (Можно попросить детей передать в движениях характер этих пьес.)
Нарисуйте дома Бабу-ягу такой, какой она вам представляется в одной из пьес, которые вы слушали, или в разных пьесах.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация — 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Пётр Ильич Чайковский. Нянина сказка. Баба-яга, mp3;
Анатолий Константинович Лядов. Баба-яга, mp3;
Модест Петрович Мусоргский. Избушка на курьях ножках, mp3;
Сергей Сергеевич Прокофьев. Сказочка, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.