О чем рассказали в своих музыкальных сказках чайковский и прокофьев сказочка и нянина сказка

СКАЗКА В МУЗЫКЕ

Пётр Ильич Чайковский. Нянина сказка. Баба-яга;
Анатолий Константинович Лядов. Баба-яга;
Модест Петрович Мусоргский. Избушка на курьях ножках;
Сергей Сергеевич Прокофьев. Сказочка.

1-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями, находить черты сходства и различия.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы уже знаете, что музыка может рассказывать разные сказки — грустные, таинственные, добрые. Вы слушали «Сказочки» Самуила Майкапара, Дмитрия Борисовича Кабалевского, «Вечернюю сказку» Арама Хачатуряна (звучат фрагменты).

Сегодня вы услышите ещё три сказки, рассказанные музыкой: две пьесы из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского («Нянина сказка» и «Баба-яга») и пьесу Сергея Прокофьева из сборника «Детская музыка» («Сказочка»). Постарайтесь определить настроения, выраженные в этой музыке. (Исполняет фрагменты пьес.)

Д е т и. В первых двух сказках музыка сердитая, тревожная, злая, а в последней добрая, светлая, мягкая, неторопливая.

П е д а г о г. Молодцы! Две пьесы — «Нянина сказка» и «Баба-яга» следуют в «Детском альбоме» П. Чайковского одна за другой. В альбоме рассказывается об одном дне ребёнка. Вечером няня, укладывая малыша спать, запугивает его страшными историями, чтобы унять, угомонить ребёнка. Обе сказки фантастические, устрашающие. Музыка быстрая, громкая, колючая, острая, с внезапными акцентами, таинственная, недобрая. (Звучат фрагменты.)

А в «Сказочке» С. Прокофьева изображается неторопливый, однообразный звук прялки (играет 1-2-й такты), и на этом усыпляющем, спокойном, монотонном фоне слышится мягкая, светлая, плавная мелодия. Эта привольная, широкая мелодия похожа на русскую песню, протяжную, добрую. Она спускается сверху вниз, звучит сказочно, неспешно. (Звучит фрагмент, затем исполняются все три пьесы повторно.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать смену настроений музыки, форму произведений.

Ход занятия:

П е д а г о г. На прошлом занятии звучали три сказки, рассказанные музыкой, — «Нянина сказка», «Баба-яга» П. Чайковского и «Сказочка» С. Прокофьева. Угадайте, какую сказку я вам сейчас сыграю? (Играет произведения, дети вспоминают названия пьес, определяют их характер.)

Вы правильно определили характер всех произведений. Но музыка в каждой пьесе меняется, повествуя о каких-то сказочных событиях. Изменение настроений, характера музыки и говорит нам о смене действия в сказке.

Как меняется характер музыки в пьесе «Нянина сказка»? (Играет пьесу.)

Д е т и. Сначала музыка тревожная, колкая, отрывистая, злая, а в середине — плавная подкрадывающаяся, пугающая, тихая.

П е д а г о г. Да, сказка начинается острыми, напряжённо звучащими, колкими аккордами, прерывающимися таинственными, внезапными остановками (паузами) и злыми акцентами.

Музыка звучит, как недобрая, страшная сказка (исполняет фрагмент). Потом аккорды стремительно взлетают вверх, звучат громко и внезапно прерываются остановкой, как будто движение наталкивается на неожиданное препятствие. Мелодия с таинственными акцентами испуганно поворачивает назад, «скатывается» сверху вниз. (Звучит фрагмент, 11-16-й такты.) Она будто притаилась, затаилась тихонько.

В средней части пьесы повторяется назойливый, пугающий, упрямый акцентированный звук, будто возникла непреодолимая, страшная преграда, которую никак не обойти.

В нижнем регистре слышатся короткие, плавные интонации, тихонько подкрадывающиеся, подползающие, пугливые, осторожные, неуверенные, таинственные, страшноватые. Они постепенно поднимаются вверх, спускаются и вновь поднимаются (исполняет фрагмент, 16-31-йтакты). В конце средней части музыка немного светлеет. Повторяющийся звук вдруг сдвинулся с места вверх, будто препятствие неожиданно устранилось. И снова музыка звучит, как в начале сказки, остро, отрывисто, похожа на встревоженную, торопливую скачку. (Звучит фрагмент.)

Заканчивается пьеса внезапно, таинственно. (Звучит фрагмент, затем вся пьеса целиком.)

А как меняется характер музыки в «Сказочке» С. Прокофьева? Сколько частей в пьесе? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Три части. В начале и конце музыка плавная, а в середине — колючая, отрывистая, тревожная, настороженная. В сказке рассказывается о чем-то таинственном, загадочном, волшебном.

П е д а г о г. Молодцы! «Сказочка» С. Прокофьева начинается мягко, уютно, светло. Песенная мелодия звучит высоко, плавно, гладко, напевно. (Звучит фрагмент.) Потом эта мелодия слышится ниже, становится более таинственной, сумрачной и вновь звучит светло, прозрачно, спокойно, в верхнем регистре. (Исполняет первую часть пьесы.)

Середина пьесы начинается сказочно, волшебно, загадочно. Острые, отрывистые аккорды постепенно сменяются отдельными затаёнными звуками и несмелыми, робкими интонациями. (Исполняет среднюю часть пьесы.) В этой части музыка рассказывает о чем-то таинственном, волшебном.

Третья часть «Сказочки» похожа на первую, но песенная мелодия звучит здесь более грустно, устало, темно, постепенно она поднимается вверх, просветляется, растворяется. В аккомпанементе другая мелодия, наоборот, спускается вниз. Они расходятся в разные стороны, как тьма и свет. Окончание сказки звучит таинственно, будто в тумане исчезает сказочное видение, грустно и недосказано. (Исполняет последние восемь тактов пьесы, затем всю пьесу целиком.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать средства музыкальной выразительности, форму произведений, сравнивать пьесы с одинаковыми названиями.

Ход занятия:

П е д а г о г. Послушайте пьесу П. Чайковского «Баба-яга». Как рассказывает музыка о Бабе-яге? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба-яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя ее помелом. В конце исчезает, проваливается сквозь землю, пропадает.

П е д а г о г. Молодцы! В начале пьесы музыка зловещая. В ней слышны остановки, пугающие аккорды с жёсткими акцентами, будто Баба-яга ковыляет, прихрамывая, затевает что-то недоброе. (Исполняет 1-8-й такты.) Потом появляется непрерывное, суетливое движение. Отрывистые интонации чередуются с плавными парами звуков, появляются то вверху, то внизу, будто Баба-яга мечется, суетится, что-то ищет. (Играет 9~12-й такты.)

В средней части пьесы равномерные повторяющиеся звуки изображают безостановочное движение, как будто Баба-яга помчалась, понеслась в своей ступе. Отрывистые аккорды звучат ритмично, коротко, чётко, остро, как удары помела, которым Баба-яга погоняет ступу. (Играет 13-25-й такты.)

Третья часть пьесы повторяет первую, но теперь мелодия звучит высоко, будто Яга в полёте поднялась под самые небеса, грозит, машет, злится. (Играет 26-32-й такты.)

Но вот мелодия начинает звучать все ниже и ниже, как будто Яга спускается вниз, на землю. (Играет 33—,-40-й такты.) Закружилась, колдует, вертится и вдруг пропала… (Исполняет последние шесть тактов, потом всю пьесу целиком.)

П е д а г о г. Не только П. Чайковский, но и другие композиторы изображали Бабу-ягу в своих музыкальных сказках.

Русский композитор Анатолий Константинович Лядов написал небольшую пьесу для оркестра.

Анатолий Лядов написал свою сказку на сюжет «Народных русских сказок» А. Афанасьева: «Баба-яга вышла во двор, свистнула — перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает… Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели…» (Звучит запись.) Во вступлении композитор изобразил свист Бабы-яги (играет флейта) и подъезжающую ступу.

Музыка звучит низко, зловеще, страшно. Слушая ее, можно представить себе тёмный дремучий лес, в котором живёт Баба-яга. Слышатся таинственные шорохи, лесные шумы, потрескивание сломанных сучьев. И вот Баба-яга понеслась, погоняет свою ступу. Звуки ксилофона напоминают стук костей, которыми Яга грозит, размахивает. Злые акценты, отрывистые возгласы, короткие мелодические интонации изображают полет Яги, которая гремит костями, свистит, злится. (Звучит фрагмент.)

Музыка похожа на зловещую пляску, потом начинает звучать высоко, летка, танцевально, будто Яга взвилась высоко в небо и унеслась. И все-таки Яга не кажется по-настоящему страшной, скорее — смешной. Отдельные отрывистые звуки флейты, волшебные, колючие и посвист в конце выразительно и с юмором изображают исчезновение Яги. (Запись звучит повторно.)

А у Модеста Мусоргского, в его «Картинках с выставки», есть пьеса, которая называется «Избушка на курьих ножках» или «Баба-яга.

В пьесе Модеста Мусоргского образ Бабы-Яги полон жизни и движения. У художника В. Гартмана (друга композитора) был нарисован эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия М. Мусоргского изобразила в музыке совершенно другое — мощный динамичный образ Бабы-Яги. (Звучит запись.)

А как изображается Баба-яга у М. Мусоргского? (Звучит запись.)

Д е т и. Она злющая, свирепая.

П е д а г о г. Да, с первых звуков музыка рисует портрет свирепой, разъярённой, беснующейся, лютой ведьмы. Музыка звучит очень громко, с резкими, внезапными, жёсткими акцентами.

Сначала она прерывается устрашающими, зловещими паузами, потом движется с непрерывным ускорением, мчится — грозная, чёткая, ритмичная, похожая на дикий лихой пляс или стремительный полет, властная, мощная, страшная, даже с оттенком злобного торжества! (Звучит фрагмент.)

В пьесе М. Мусоргского три части. В середине все внезапно затихает, слышатся странные, дрожащие, волшебные звуки. Мелодия звучит тихо, в низком регистре, таинственно, словно Баба-яга затеяла что-то недоброе, бурчит, колдует, шепчет, возится… (Звучит фрагмент средней части.)

И опять музыка становится жёсткой, свирепой, грозной, как в начале. (Звучит запись.)

В какой из трёх пьес (П. Чайковского, А. Лядова или М. Мусоргского) Баба-яга вам показалась самой злой? (Звучат фрагменты.)

Д е т и. В последней, М. Мусоргского.

П е д а г о г. Да, в пьесах Петра Ильича Чайковского и Анатолия Лядова можно найти и черты юмора, а у Модеста Мусоргского Баба-яга очень страшная. (Можно попросить детей передать в движениях характер этих пьес.)

Нарисуйте дома Бабу-ягу такой, какой она вам представляется в одной из пьес, которые вы слушали, или в разных пьесах.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Пётр Ильич Чайковский. Нянина сказка. Баба-яга, mp3;
    Анатолий Константинович Лядов. Баба-яга, mp3;
    Модест Петрович Мусоргский. Избушка на курьях ножках, mp3;
    Сергей Сергеевич Прокофьев. Сказочка, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.

Урок музыки

2 класс

Раздел: «День, полный событий».

Тема: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

«Песня матери — главная песня в мире;
начало всех человеческих песен».
 
Расул Гамзатов

Дидактическая цель: познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен.

Задачи:

— познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;

— вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);

— воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с колыбельными песнями.

Оборудование:

— компьютер, проектор, экран

— презентация к уроку;

— музыкальные инструменты (музыкальные треугольники).

Примерный ход урока:

  1. Организационный момент.

        — Вход в класс под музыку.

        «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.

        — Музыкальное приветствие.

  1. Актуализация знаний.

— Я очень рада встречи с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке. 

— Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.

— Кто композитор этого марша?

— О чем мы говорили на прошлом уроке?

— Какие бывают марши? Где звучат марши?

— Приведите пример веселого марша и грустного марша.

— Марши бывают разные, а что объединяет все марши?

(Четкий шаг, четкий ритм)

         Вступительная беседа (введение в тему урока):

— Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.

— Кто пел колыбельную?

— О чем обычно поется в колыбельных?

3. Основная часть:

Правильно, сегодня мы поговорим на тему «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама» (Слайд) 

— Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями  двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. (Слайд)

— По каким произведениям вы знаете П.Чайковского и С.Прокофьева?

— У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.

 — В сказках происходят разные чудесные события.

             — Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте,    о чем будет эта сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?

« Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.

 — Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?

— Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже.

— Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?

«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.

-Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?

— Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?

Домашнее задание:

— Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях «Нянина сказка» П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить сказку к своему рисунку.

— Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева?

(Учитель играет на фортепиано мелодию)

Правильно, пьеса «Сказочка» звучит как колыбельная.

 А что же такое колыбельная? (Слайд)

— Заглянем в музыкальный словарь и прочитаем о колыбельных. (Слайд)

— Итак, что такое колыбельные? Что узнали о колыбельных песнях?

— Послушайте песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной?

(Учитель играет песню «Здравствуй, Родина моя»)

            — Почему  эта песня не колыбельная?

— Послушайте следующую песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной? (Слайд)

«Спят усталые игрушки»  — слушание

— Узнали ли вы ее?

— Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение? (Слайд)

            — Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни?

            — Выберите из предложенных инструментов нужные. Почему вы  выбрали именно эти инструменты?

— Попробуйте  передать характер колыбельной своим исполнением.

«Спят усталые игрушки» — исполнение +  игра на музыкальных инструментах.

— Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?

— Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви. (Слайд)

— Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства  выражены в ней?

«Мама» П.И.Чайковский – слушание

— Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы думаете?

— Какую колыбельную песню, известную вам, вы хотели бы сами исполнить? (Слайд)

— Как нужно исполнять эту песню?

«Колыбельная Медведицы» — исполнение (с солистами)

4.Закрепление изученного:

—  А теперь проверим себя. Что относится к маршу, а что отнесем к колыбельной песне. (Слайд)

5. Итог урока: (Слайд)

  — Подводя итог нашего урока,  мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?

— Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке?

— Прочитайте слова поэта Расула Гамзатова. (Слайд)

— Как назвал колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?

— Помните ли вы, что вам нужно буде сделать дома?

— Вы сегодня были прилежными учениками, внимательными слушателями, хорошими исполнителями. За это мне вам хочется сделать музыкальный подарок.

Презентация песни «Колыбельная Медведицы»

Любите своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте о добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны  сбываются. Спасибо! До новых встреч!

5. Орг. момент:

— Музыкальное прощание

— Выход

Самоанализ урока музыки.

2 класс

Тема урока: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

Урок дан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной во 2 классе. В разделе «День, полный событий» это 5 урок, на котором идет углубление темы, где учащиеся знакомятся с музыкальными впечатлениями русских композиторов, П.И.Чайковского (пьесы из «Детского альбома») и С.С.Прокофьева (пьесы из сборника «Детская музыка»).

 По типу урок – комбинированный. При планировании данного урока учитывались возрастные особенности учащихся, имеющиеся представления и знания по программе.

Программа предполагает формирование у учащихся понимания интонационно-образной природы музыкального искусства, песенности  в музыке, выразительности музыкальных интонаций.

Цель данного урока: познакомить учащихся с особенностями песни на примерах колыбельных песен.

На уроке решались  следующие задачи: 

— Познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;

 —  Вызвать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);

— Воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через восприятие колыбельных песен.

—  Развивать творческие способности и творческую активность учащихся.

Для реализации задач урока было проведено следующее:

— подобран музыкальный материал для восприятия, слушания и исполнения, с опорой на возможности детей;

— подготовлена яркая запоминающаяся презентация к уроку.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на этапе слушания музыки стремилась развивать целостность восприятия музыкальных произведений, что позволило ученикам проникнуться интонационно-образными особенностями колыбельных.

На уроке учащиеся находили характерные особенности колыбельной в сравнении с другими музыкальными произведениями, находили доказательства, выполняли мыслительную деятельность. Все это подготавливает учащихся к проявлению творческой активности при самостоятельном исполнении музыкальных произведений.

На уроке было рационально выделено место для устного опроса учащихся (на этапе повторения пройденного материала). Изучение нового материала занимало в уроке основную часть, где восприятие чередовалось с активным слушанием, выразительным исполнением колыбельной, а также игрой на детских музыкальных инструментах (музыкальных треугольниках). Закрепление изученного проводилось в форме выполнения тестового задания «Проверь себя». А также, на уроке было отведено время для подведения итогов работы и рефлексии учащихся. Все этапы урока были логично связаны. Четкая структурированность содержания урока позволяет говорить об усвоении изучаемого материала на достаточном уровне.

Средством для проверки мыслительной деятельности учащихся служило компьютерное обеспечение урока, что в свою очередь, наименее затратно по времени, зрелищно, хорошо запоминаемо детьми.

Применение ИКТ, профессиональное исполнение музыкальных произведений, «живое» исполнение учащимися и учителем – все это активизирует внимание и интерес учащихся на уроке музыки.

Высокая работоспособность школьников в течение всего урока достигалась за счет постоянной смены видов деятельности учащихся.

Положительно-эмоциональный настрой располагал  к «живому» общению детей и учителя. Похвала, одобрение со стороны педагога поддерживало благоприятную психологическую атмосферу на уроке.

Для эмоционального отзыва на уроке был предложен эпиграф к уроку (высказывание Расула Гамзатова).

Цели урока достигнуты, поставленные задачи удалось реализовать успешно. Удалось погрузить учащихся в творческую атмосферу, дать детям знания и найти эмоциональный отклик со стороны учащихся, что создает условие для развития творческой активности детей.

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме «Расскажи сказку» по музыке, включающую в себя 6 слайдов. Скачать файл презентации 2.37 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по музыке

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    6

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Расскажи сказку

    Слайд 1

    Расскажи сказку.

    Добрую сказку помню я с детства,
    Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
    Пусть подкрадётся к самому сердцу
    И зародится в нём зерно доброты.

  • Слайд 2

    Тянется нить из клубка, плетётся узор, начинается неспешный рассказ.

  • Слайд 3

    Во времена С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского дети любили, когда им рассказывали сказки. Главными рассказчиками были няни.

  • Слайд 4

    Чайковский «Нянина сказка»

    О чём рассказывает эта сказка?

    Добрые или злые сказочные герои в ней встречаются?

  • Слайд 5

    Прокофьев «Сказочка»

    Что вы представляете, когда звучит эта музыка?
    Что изображают звуки вступления?
    Почему музыка вступления звучит монотонно?
    Как заканчивается сказка?
    Какие выразительные особенности придал музыке композитор в конце сказки?

  • Слайд 6

    О чём рассказали в своих музыкальных сказках П.И.Чайковский и С.С.Прокофьев?

    Одинаковые эти сказки или разные?

    Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?

Посмотреть все слайды

Класс: 3 класс.

Автор учебника: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. «Музыка», 3 класс, Москва. «Просвещение». 2012 г.

Тип урока: Урок выработки универсальных способов действий.

Цели:

  • Обобщить уже имеющиеся знания детей по теме,
  • Научить учащихся видеть образы детей на примере музыкальных произведений великих композиторов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, познакомить их с творчеством М.П.Мусоргского,

Задачи:

  • Образовательные: углубить свои познания в области интонационной выразительности и изобразительности классической музыки. Познакомиться с понятием речитатива.
  • Воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости и доброжелательности, способности к сопереживанию чувствам других людей и тонкому прочувствованию внутреннего мира человека.
  • Развивающие:
    • Умение анализировать, сравнивать и сопоставлять особенности воплощения образного содержания музыки;
    • Осмысление стилевых особенностей музыки М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского;
    • Передача собственных музыкальных впечатлений с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности (восприятия, пластического интонирования, пения)
    • Освоение навыков самоанализа и результатов музыкально-исполнительской деятельности своих сверстников.
    • Формирование основных вокально-хоровых навыков (пофразное дыхание, четкая дикция, чистое интонирование, выразительное исполнение).

Музыкальный материал: 

  • М.Мусоргский песни: “С няней”, “С куклой” из вокального цикла “Детская”;
  • П.Чайковский “Нянина сказка” из “Детского альбома”.
  • Распевки: “Котик”.
  • Пение: «Где музыка берёт начало?» Е.Крылатова.

Оборудование:

  • компьютерное и мультимедийное оборудование,
  • фортепиано.
  • Презентация.
  • Приложение.

Методы: интерактивный (учитель–ученик), объяснительно-иллюстративный, наглядно-слуховой, словесный.

Ход урока

I. Организационный момент

Построение у класса.

Вход в класс под музыку П.И.Чайковского «Нянина сказка» из «Детского альбома».

Музыкальное приветствие.

— Здравствуйте ребята! Здравствуйте! (Поёт учитель)

— Здравствуйте учитель! Здравствуйте! (Поют учащиеся)

II. Повторение изученного на прошлом уроке

Сегодня мы продолжаем работать в рамках раздела “День, полный событий”. Тема нашего урока называется “В детской. Игры и игрушки”. Презентация. Слайд 1.

Вы все, наверное, узнали музыкальное произведение, которое звучало в начале урока? («Нянина сказка» П.И.Чайковского из «Детского альбома») Слайд 2.

Слайд 3. Скажите пожалуйста, как звучала музыка, какие душевные состояния ребенка она передавала? (Беспокойство, волнение, тревогу)

Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать эти состояния души? (Мелодия — отрывистая, быстрая, с акцентами, резкая. Динамика – сначала тихая, затем громкая, опять тихая, громкая и затихает в конце. Лад – минорный, темп – быстрый, стремительный, ритм – острый, четкий).

А теперь, ребята, отгадайте следующую музыкальную загадку.

Звучит «Сказочка» из «Детской музыки» С.С.Прокофьева («Сказочка» С.С.Прокофьева)

Слайд 4.

А какие здесь композитор использовал интонации для того, чтобы передать сказочный образ? (Сказочные, повествовательные, осторожные, вкрадчивые, убаюкивающие и т.д.)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, с какой музыкой познакомимся в рамках темы «В детской. Игры и игрушки» (предполагают, что сегодня прозвучит музыка для детей, о детях, о том, как они живут, как играют. Это будет музыка, раскрывающая внутренний мир ребенка).

III. Работа по теме урока

А теперь мы с вами познакомимся еще с одним известным композитором. Его зовут Модест Петрович Мусоргский. Давайте хором повторим его фамилию, имя и отчество. Слайд 5.

Мусоргский Модест Петрович русский композитор, родился 21 марта 1839 года в имении своего отца, небогатого помещика, в селе Карево Псковской губернии, умер 28 марта 1881 года в Петербурге.

Детская тематика раскрывается у Мусоргского в вокальном цикле «Детская» В этот сборник композитор включил 7 песен, 7 небольших музыкальных картинок, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх, шалостях и забавах (прочитать названия).

Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплотил в своей музыке.

Ребята, давайте теперь прослушаем несколько отрывков произведений этого цикла. Открывается цикл песней, которая называется “С няней”. Это очень яркая и красочная музыкальная картинка, целая сценка, в которой отразились детские впечатления самого Мусоргского от няниных сказок. От них, по воспоминаниям самого Мусоргского, он “иногда не спал по ночам”.

Слайд 6. Прослушивание «С няней» из вокального цикла «Детская» М.П.Мусоргского.

Кто является исполнителем этой песни? (Солист. Исполняет женский голос)

Сколько действующих лиц в песне и кто они? (Двое: няня и малыш)

Кто главный рассказчик? (Маленький ребенок. Он просит няню рассказать ему сказку)

Какие интонации вы услышали в этом произведении? (Спокойные, настойчивые, просящие, выразительные)

Эти интонации очень выразительные, они точно следуют за литературным текстом.

Слайд 7. Такие интонации, похожие на человеческую речь мы называем речевые или речитативом (записать слово в тетрадь).

Слайд 8. Что общего в произведениях М.П.Мусоргского, С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского? (В этих пьесах воплощаются сказочные образы, они рассказывают о детях, их впечатлениях от няниных сказок)

В чем различие? (Различные жанры. У Мусоргского песня, а у Чайковского и Прокофьева пьеса. Песню Мусоргского исполняет солист в сопровождении фортепиано, а пьесы Чайковского и Прокофьева – инструментальные произведения.

Сейчас  прозвучит еще одна песня М.Мусоргского. Она называется “С куклой”. Эту песню композитор посвятил своим племянникам “Танюшке и Гоге Мусоргским”. Слайд 9.

Прослушивание песни «С куклой» из цикла «Детская» М.П.Мусоргского.

О чем рассказывается в песне?

Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для своего рассказа? (В песне рассказывается о том, как девочка укладывает свою куклу спать и поет ей колыбельную песню)

Какие интонации подсказывают, что это колыбельная? (Мягкие, тихие, убаюкивающие, покачивающие, интонации “баю-бай”)

Кому подражает девочка? (Своей маме, няне)

Слайд 10. Посмотрите на репродукцию картины художника М.Добужинского “Кукла”. Созвучна ли эта картина песне М.Мусоргского и почему? (Ответы детей).

Вот такие яркие и правдивые сценки из жизни детей “нарисовал” музыкальными красками М.Мусоргский.

IV. Вокально-хоровая работа

Перед тем как разучивать песенку давайте сделаем разминку для голоса: Пропоем попевку «Котик».

А песня у нас называется «Где музыка берёт начало?» Е.Крылатова.

Кто-нибудь знает такую песню? А хотите разучить?

Дальнейшее разучивание и исполнение песни (Работа над выразительностью исполнения, четкой дикцией, пофразным дыханием, чистым интонированием).

Подведение итогов

Вывод: Итак, музыка – это искусство выразительное по своей природе. Она выражает чувства и мысли человека. Музыка, которая звучала сегодня на уроке, знакомила нас с различными сценками из жизни детей, раскрывала разные грани мира ребенка. Именно настроение музыки и характер основных ее интонаций помогает нам увидеть и понять человека, с которым мы знакомимся в том или ином произведении. И.М.Мусоргский, С.С.Прокофьева и П.И.Чайковский очень искренне, поэтично и выразительно воплощали мир детских чувств, радостей и огорчений. Они любили и “понимали детей… как людей со своеобразным мирком, а не как забавных кукол”.

Ребята, что запомнилось вам сегодня на уроке? Что нового узнали? Что было интересно? Что было трудно? Какие произведения особенно понравились и запомнились вам?

V. Домашнее задание

Ребята, дома нарисуйте иллюстрации к понравившимся произведениям. Те образы, которые вы “увидели”, слушая музыку, передайте в своих рисунках.

Пополните свою музыкальную коллекцию: найдите в Интернете, послушайте и сохраните другие песни из вокального цикла “Детская” М.П.Мусоргского.

Сергей Прокофьев «Сказочка»

Сергей Прокофьев. Этот выдающийся советский композитор вошел в историю мировой культуры не только как создатель произведений, которыми восхищаются взрослые ценители классической музыки, но и как автор замечательных сочинений предназначенных для юного поколения. Данная чудесная страница творчества гениального маэстро насчитывает немало удивительных творений, например, таких как фортепианная сюита, носящая название «Детская музыка». Цикл включает в себя двенадцать очаровательных миниатюр, среди которых особой популярностью в педагогическом репертуаре юных пианистов пользуется наполненная фантастическим содержанием выразительная композиция «Сказочка».

Историю создания фортепианной пьесы «Сказочка» Сергея Прокофьева и содержание произведения читайте на нашей странице.

Краткая история

Поскольку фортепианная миниатюра «Сказочка» входит в сюиту «Детская музыка», то, вне всякого сомнения, истории их создания тесно взаимосвязаны.

Революционный 1917 год в России изменил судьбы многих людей. Происходившие перемены не обошли стороной и молодого талантливого музыканта Сергея Прокофьева.

Сергей Прокофьев

В тот период его творческая активность стремительно двигалась вверх, однако все намеченные планы виртуозного исполнителя и композитора рушились из-за происходивших в стране мятежных событий. Сложившаяся неблагоприятная для концертной деятельности ситуация вынудила Прокофьева в начале 1918 года покинуть страну и на длительное время отправиться в заграничное турне. Первоначально он посетил Японию, затем США, далее были страны Европы и вновь Американский континент. Такие скитания музыканта продолжались более пяти лет, пока он в 1923 году не принял решение обосноваться в Париже. Чем дольше Сергей Сергеевич совершал свой концертный вояж по зарубежным странам, тем чаще он стал задумываться, что совершил большую ошибку, покинув любимую Родину. Впрочем, во все эти долгие годы странствий композитор контакты с Россией не прерывал.

Он вёл переписку с близкими друзьями, а кроме того нередко встречался с приезжающими в страны Европы деятелями культуры из Советского государства. В дружеских беседах они рассказывали Прокофьеву, что руководство молодой страны многое делает для развития разных видов искусства, а также извещали, что на Родине музыканта помнят, ценят и внимательно следят за его творческими успехами. После таких весьма приятных для Сергея Сергеевича разговоров у него всё чаще стало возникать желание: произошедшие на Родине перемены увидеть своими глазами.

Первая поездка Прокофьева в Советский Союз состоялась в начале 1927 года. После своих концертов, проходивших с триумфальным успехом, он испытывал особую радостную взволнованность, так как такого радушного приёма слушателей он не встречал ни в одной стране мира. Помимо того яркие впечатления у Сергея Сергеевича оставляли новые знакомства с интересными творческими личностями, с которыми впоследствии он поддерживал дружеские отношения. В результате итогом первого визита композитора на Родину после долгой отлучки возникло твёрдое решение вновь стать гражданином России. Однако такое намерение Прокофьев сразу осуществить не мог, так как на Западе у него оставались незавершённые договорные обязательства. Впрочем, это теперь никак не останавливало Сергея Сергеевича каждый год выкраивать время, чтобы побывать на Родине, где он с наслаждением любовался природой, прогуливался по дорогим местам и встречался с друзьями своей юности. Например, теплые приятельские отношения композитор поддерживал с талантливой ленинградской пианисткой Верой Алперс. Свою исполнительскую практику Вера Владимировна увлечённо соединяла с педагогической деятельностью. Она обучала не только студентов в музыкальном училище, но и маленьких детишек в музыкальной школе.

Как-то раз летом 1934 года, при очередной встрече, Алперс с досадой поведала Сергею Сергеевичу, что в работе с юными пианистами весьма ощутим недостаток несложных интересных пьес. Она попросила композитора хоть немного помочь решить эту проблему, то есть что-нибудь написать для пополнения педагогического репертуара. Конкретного обещания Прокофьев Вере Владимировне не дал, так как в то время был сильно загружен заказами, но о той просьбе постоянно помнил. Лишь спустя год он смог её выполнить, когда в Доме отдыха в Поленове создавал музыку к балету «Ромео и Джульетта». Именно там, летом 1935 года, в перерывах от работы над серьёзным произведением Сергей Сергеевич без особых усилий сочинил двенадцать очаровательных композиций, затем объединённых им в цикл «Детская музыка». Одну из миниатюр автор наполнил фантастическим содержанием и именовал её «Сказочкой».

Содержание произведения Прокофьева «Сказочка»

 «Сказочка». В фортепианной сюите «Детская музыка» данная композиция, вводящая в мир незамысловатых детских фантазий и грёз, занимает третью позицию. Эта пьеса, ненавязчиво погружающая слушателей в атмосферу волшебной сказки, представляет собой неторопливое повествование, наполненное фантастическими образами.

Композиция, написанная в тональности ля минор, с тактовым размером ¾ и авторским темповым указанием Adagio, начинается с размеренного вступления, колоритно рисующего образ рассказчицы: старенькой нянюшки, которая рассказывая сказочную историю, занимается вязанием и при этом монотонно постукивает спицами. Затем в третьем такте на фоне равномерного ритмического аккомпанемента появляется элегическая мелодия, интонационно напоминающая народную песню. В следующей части характер пьесы заметно меняется: плавная мелодия прерывается и на смену ей приходит тематический материал, основанный на своеобразном чередовании упругих интервалов, которые вносят в музыку некоторую тревожность и приводят к небольшой кульминации. В заключение миниатюры вновь ненадолго возвращается начальная певучая мелодия, звучащая на фоне ритмичного аккомпанемента, однако теперь она излагается в среднем регистре, что придаёт музыке немного мрачноватый оттенок.

Основные трудности, возникающие у юного музыканта при исполнении пьесы «Сказочка».

  • Данная композиция с из всех пьес сюиты Сергея Прокофьва считается для исполнения самой лёгкой, однако есть некоторые особенности, на которые необходимо обратить особое внимание. Во-первых, аккомпанемент по звуку, а также ритму должен звучать ровно и обязательно тише мелодии. Затем в начале второго предложения мелодическая линия переходит к левой руке, а аккомпанемент к правой. Поэтому надлежит проработать и уравновесить громкость звучания мелодии и аккомпанемента в первом проведении темы и во втором. При этом мелодия всегда должна звучать выпукло и выразительно.

«Сказочка». Данную выразительную композицию причисляют к самым популярным пьесам цикла «Детская музыка». Она активно используется в педагогической практике, так как не только утончённо погружает юного музыканта в необычайно прекрасную атмосферу волшебной сказки, но и помогает начинающему пианисту научиться мягкому и певучему звукоизвлечению.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Сергей Прокофьев «Сказочка»

  • О чем рассказали в своих музыкальных сказках чайковский и прокофьев 2 класс ответы на вопросы
  • О чем рассказали в своих музыкальных сказках чайковский и прокофьев 2 класс музыка
  • О чем рассказала повариха в сказке о царе салтане
  • О чем рассказ ягоды шаламов
  • О чем рассказ ю яковлева сыновья пешеходова