- Краткие содержания
- Шукшин
Краткое содержание рассказов Василия Шукшина
- Алёша Бесконвойный
- Боря
- В профиль и анфас
- Ванька Тепляшин
- Верую
- Волки!
- Выбираю деревню на жительство
- Гринька Малюгин
- Даёшь сердце
- До третьих петухов
- Дядя Ермолай
- Жатва
- Жена мужа в Париж провожала
- Живёт такой парень
- Забуксовал
- Земляки
- Калина красная
- Космос, нервная система и шмат сала
- Крепкий мужик
- Критики
- Любавины
- Мастер
- Материнское сердце
- Микроскоп
- Миль пардон, мадам!
- Обида
- Одни
- Осенью
- Охота жить
- Постскриптум
- Правда
- Сапожки
- Светлые души
- Сельские жители
- Слово о малой Родине
- Солнце, старик и девушка
- Срезал
- Стенька Разин
- Стёпка
- Странные люди
- Чередниченко и цирк
- Чудик
- Экзамен
- Энергичные люди
- Я пришел дать вам волю
В своём творчестве Шукшин воссоздавал персонажей, которых видел вокруг себя в детстве, деревенских жителей – простых, но с хитринкой. Изначально Вася Шукшин попробовал свои силы и колхозником, и заводчанином, и учителем, но нашел себя Василий Макарович, начав сочинять рассказы. Первый опубликованный в газете — «Двое на телеге».
Продав корову, молодой Шукшин едет учиться в столицу. Его рассказы, например, «Верую!», «Воскресная тоска» успешно печатаются. В его произведениях простая и милая манера, яркие характеры и психологизм героев. Вот «Волки», когда при появлении хищников один родственник бросает другого, а в «Срезал» сельский мужик увлекается тем, что «ставит на место» приезжих умников, ведя с ними разговоры. У Алёши «Бесконвойного» из одноименного рассказа своя «философия», противоречащая коллективу, а это всего лишь баня по выходным. Часто герои – это старики и дети, как в рассказе «Сельские жители» или «Космос, нервная система и шмат сала». Рассказы полны наивного юмора.
Выучившись на сценариста, Шукшин создаёт первый фильм (по своим рассказам) – «Живет такой парень». Одной из самых популярных лент стала «Калина красная». Также Шукшин пишет для театра, поставили, к примеру, пьесу «Энергичные люди». Наивность и хитрость, юмор и трагизм, город и деревня – всё это замешивается в произведениях Шукшина в пышное тесто.
Василий Шукшин «деревенщиком», был, конечно, лишь по материалу. В его поколении писателей была деревенская проза, была городская проза, он был где-то между, современникам его прямо-таки необходимо было классифицировать, его записали в «деревенщики». Есть известная фраза Варлама Шаламова «я пишу о лагере не больше, чем Экзюпери о небе или Мелвилл о море»; вот так же можно сказать и что Шукшин писал о деревне не больше чем Шаламов о лагере.
В чём особое обаяние его рассказов? Они часто начинаются с пустяка, с анекдота (небольшого забавного происшествия и рассказ о нём). Рассказ «Мой зять украл машину дров» — с того, что мужик после ссоры с тёщей запер её в уборной (в «туалете гравитационного типа», как теперь называют уличный сортир). Рассказ «Думы» — с того, что один парень шляется ночью по деревне с гармошкой, а председатель колхоза всё время просыпается от этой гармошки и не знает, как его унять. И затемэтот анекдотический случай начинает развиваться, возникает новый большой контекст. Это либо политический контекст, т.е. вмешательство государства (у Шукшина всегда это дисциплинарно-карательная сила, представленная своими низовыми агентами: милиционеры, вахтёр в поликлинике, и пр.), либо другой человек — «ближний» (жена, друг). В лучших рассказах появляются оба контекста. И анекдотический случай приводит в движение внутренние противоречия персонажа, которые в этом новом контексте переозначиваются и получают другой смысл. В «Мой зять украл машину дров» на суде из-за этого бытового эпизода персонаж испытывает ужас от появления государственного обвинителя. «Раньше Веня часто злился на людей, но не боялся их, теперь он вдруг с ужасом понял, что они бывают – страшные.» Это новый человеческий тип, в точном смысле слова не совсем человек, и частый эпизод с тёщей превращается для этого Вени в попытку справиться с холодной харизмой носителя государственного резона (жалкую и безуспешную попытку, конечно).
Итак, случайное происшествие оказывается вдруг включено в бОльший контекст (по большому счёту, это контекст «жизнесмертной реальности», как её называет О. И. Генисаретский), и запущенное неким случайным эпизодом движение не останавливается. Только камера как бы удаляется и показывает только общий план — «сцену», внутри которой остаётся персонаж; что в нём происходит дальше неизвестно но, явно происходит. Этим движение от мелкого и случайного (анекдота) к вмещающему бОльшому контексту, который меняет масштаб всего исходного анекдота, внутренняя структурная динамика шукшинских рассказов повторяет структуру «события мысли». Мысли как неотменяемого события сознания. Мысль начинается с чего угодно и, развёртываясь, вводит всё новые контексты, неожиданные и даже не представимые с начала. Это сходство движения в тексте и внутреннего движения, знакомого, в общем, большинству людей, создаёт странную аналогию не между персонажем и читателем, а между «внутренней жизнью» персонажа и внутренним опытом читателя. То, что в рассказах речь идёт чаще всего о позднесоветской деревне, либо о невнятной городской окраине, это необходимый для любого хорошего рассказа технический материал. Для самого Шукшина, с его мучительным опытом сироты — сына врага народа, с бегством из деревни и невозможностью туда вернуться, и потом со странным и долгожданным успехом среди столичных жлобов,которых он презирал, этот опыт неостановимого движения, вбрасывания самого себя в бОльшие масштабы и большие контексты действия тоже был ключевой темой для рефлексии, и он бесконечно воспроизводил и воспроизводил его в своих рассказах.
Введение
Среди писателей XX века своей творческой многогранностью выделяется Василий Шукшин, являющийся не только писателем-прозаиком и сценаристом, но и актером и режиссером многих фильмов. Именно это своеобразие таланта и определило многогранность его прозы, существующей на стыке кинематографа и литературы. Шукшин появился в литературе в 60-е годы XX века и сразу обратил на себя внимание своеобразным авторским почерком, структура его рассказов кинематографична: авторское слово в них лишь скрепляет живую разговорную речь диалогов героев, подчеркивая поток жизни, интонацию и жесты героев.
Еще одной особенностью его рассказов стало изображение естественной деревенской жизни, отличное от того, что читатель видел в произведениях классиков деревенской прозы В.Астафьева и В.Распутина. Герои Шукшина – труженики, живущие не в глухих деревенских «углах», они приближены к городским жителям по роду своей деятельности. При этом писателя интересуют социально-психологические и нравственные процессы, протекающие в таких специфических условиях. Естественность жизни просматривается и в особой ориентации на фольклор, в котором, по мнению писателя, нет фальши и «манерности», поэтому словесное изображение всегда живо, подчеркивается интонационно и кажется озвученным, динамичным, а не застывшим на бумаге.
Шукшин, воспроизводя реальную жизнь, поднимает глубокие нравственные проблемы, делая их понятнее и ближе читателю с помощью юмора, разговорной речи, народного мироощущения. Его произведения не воспринимаются как художественные, они насыщены жизнью и немалую роль в этом играют своеобразные герои – «чудики», которые вовлечены в решение интеллектуальных и нравственных проблем, в то же время, не теряя доброты, искренности и простоты взглядов. Комедийный эффект повествования достигается за счет того, что они находят такие выходы в жизненных ситуациях, которые не свойственны привычным стандартам человеческого поведения. Реалистичность представления героев достигается с помощью многоплановости их изображения: каждый имеет свой сложный характер, совершает непоследовательные, противоречивые поступки, поражает своей бесхитростностью.
Рассказы В.Шукшина динамичны и емки, оригинальны и талантливы, и решают поэтому сложные социальные, психологические и нравственные задачи.
Тематика, проблематика и герои рассказов В.Шукшина
Тематика прозы В.Шукшина многообразна, но в центре его художественного мира всегда стоит земля: степь, пашня, родная деревня и родной дом. На фоне земли (дороги, реки, отчего дома) разворачивается размышление и судьбах крестьянства, настоящего и будущего поколения, трагических природных катастрофах, нравственности. Эти философские размышления писатель реализует через изображение своих героев, их переживаний и стремлений, своеобразно преломленных в образах «чудиков», интуитивно стремящихся к познанию смысла жизни.
Писателя волнуют современные ему люди и их будущее. Народ, совершивший революцию, освободивший свою Родину от оккупантов в грозные годы Великой Отечественной войны, отдавший все силы восстановлению, обновлению и расцвету жизни, строил новую жизнь, стремился в будущее. Именно это позволило размышлять писателю о прочности связи поколений, связи прошлого и будущего. Необходимость таких связей для писателя вне всякого сомнения. Прослеживая жизненный путь отцов и детей, представляющих разные поколения и стоящие за ними эпохи, Шукшин пытается открыть их духовный мир, заботы и радости, смысл бытия, во имя чего прожита жизнь.
В рассказе «Дядя Ермолай» вопрос остается без ответа. Нужно многое взвесить, обдумать, распознать, сопоставить, чтобы понять душу и характер людей старшего поколения. Только без нарочитой снисходительности. Лучше запоздалое прозрение, внезапно появившееся чувство благодарности, лучше совестливое раскаяние по поводу не сказанного вовремя доброго слова, не проявленного сердечного участия!
Раздумья над смыслом жизни старших поколений неизбежно возвращают писателя к извечным и простым истинам, составляющим основу бытия: дом, земля, труд. Да, в этом круге замыкались все интересы и все радости, заботы и огорчения дяди Ермолая, его поколения, его предков и далее — в глубину прошлого — уходили проверенные искомые истины. Но оставалась неразрешимая тайна устойчивости и прочности этих истин. Тайна извечного притяжения дома и земли.
Писатель видит здесь нечто высокое, нравственное, поэтическое, а не только покорность судьбе, не традиция, не консерватизм крестьянского бытия виделись за всем этим. За извечной крестьянской и общечеловеческой тягой к дому, родной деревне — исконная привязанность души к родине, обновляемая у каждого нового поколения. Это все более усложняющееся чувство, которое укреплено сознанием духовной связи отцов и детей, патриотизмом, проявившимся в годы Отечественной войны, и еще многое «неизреченное» осознавал В. Шукшин за таким естественным для каждого человека духовным влечением к родной земле.
Тактично, внимательно и бережно присматривается писатель к своему герою — человеку, улавливая именно моменты духовных исканий, размышлений, нравственного напряжения, в которые освещается личность. Характеры героев обрисовываются в напряженные моменты трагического прощания с жизнью, выбора, разочарования или необычайных открытий, самопознания. При этом внутреннее духовное состояние героя для читателя открыто. Он узнает все о человеке: угадывает несогласие с миром, дисгармонию души, драматизм нравственных поисков.
Одной из основных тем творчества Шукшина становится тема деревни. Причем для многих молодых героев она – мир, уходящий в прошлое. Все, что связано с деревенской жизнью: дом, земля, труд на земле — остаются только в памяти, вырисовываясь в романтических красках. Неизбежность разъединения отцов и детей в деревне определена социально-исторически: влиянием города, техническим прогрессом, урбанизацией и последующим преобразованием деревни, и поэтому неизбежным различием уклада жизни разных поколений. Однако писателя волнует нравственное содержание текущего процесса, его последствия.
В течение всего своего творчества Шукшин пишет своеобразную социальную драму, в которой в единое произведение выстраиваются все рассказы, различные по описываемым сюжетным линиям, но сходные по проблематике. От первых наблюдений, накапливающихся и ставших основой глубоких раздумий и обобщений, эта драма, распадаясь на десятки новых сюжетных ходов, поглощала все новый и новый актуальный жизненный материал. Содержание ее и тематика бесконечно разнообразны. В драме отражаются разногласия отцов и детей, ведут борьбу различные жизненные позиции и взгляды. Преображающийся мир этот укладывается, но тяжело, мучительно и трудно стремясь к гармонии и не всегда находя ее.
Основой размышлений прозаика становится нравственно-этическое начало простого человека, которое сформировалось в трудовых традициях, в коллективизме, в причастности к общему делу, наконец — в творческих возможностях народа. Стремление к гармонии с внешним миром образует сильное течение, которое, противостоя разногласиям, разнообразным социально-семейным противоречиям, обладает созидательным потенциалом.
В постепенном развитии жизни неуклонно идет процесс создания и утверждения преобразуемых человеком социальных отношений. Однако любые преобразования невозможны на пустом месте. Они происходят на почве, опытом старших поколений, предками, и обязательно при условии бережного отношения детей к трудовым и нравственным традициям народа, к труду в целом, чтобы человек «…ничего… не потерял дорогого, что он обрел от традиционного воспитания, что он успел понять, что он успел полюбить; не потерял бы любовь к природе…» — отмечал Шукшин. Разумная воля человека, его рациональное вмешательство в текущий процесс продуктивны: в его возможностях уничтожить постепенно пассивность, бездушие, потребительский эгоизм.
Рассказы В. Шукшина — трагедии прощания с погружающимся в прошлое укладом жизни и связанными с ним обычаями. Еще более сложно и противоречиво, и в деревне, и в городе, происходит установление нового уклада, новых отношений, вбирающих в себя нормы и черты современной жизни. Этот процесс имеет значительный, в конечном итоге общечеловеческий смысл. Неминуемость исчезновения существующих трудовых отношений, изменения их в процессе общественно-исторических преобразований и технического прогресса для Шукшина закономерны. Современный город притягивает огромную массу сельского населения, для которого этот процесс объединен с неизбежными потерями существующих необходимых навыков, семейного уклада, трудовых традиций. Шукшин анализирует и такие же неизбежные отрицательные явления нравственного порядка, которые сопровождают смену старого новым. Изображая порой замысловатое переплетение смешного и драматического, Шукшин предостерегает нас от поверхностного отношения к происходящему, от бездумного смеха.
Нравственно-эстетические идеалы писателя воплощаются художественно убедительно и конкретно в характерах его героев, перенявших от старшего поколения все нравственно ценное, доброе, перспективное, а также в их естественной причастности к жизни всего государства, в котором каждый из героев находит свое призвание и свое место, приложение своим возможностям.
Художественный мир произведений Шукшина критики называют «многошумящим»: многолюдным, динамичным и живописным. Возникает иллюзия его полной естественности, совершенной гармонии с реальностью. А жизнь кажется нескончаемой и вечной.
Интерес к «деревенской теме» в литературе, представляющий тематическое единство литературы 60х -70х годов, проявлялся в творчестве В.Белова, В.Тендрякова, В.Астафьева и конечно В.Шукшина. Последний проявлял интерес более к нравственным, социальным и духовным сторонам жизни деревенского населения. Шукшин размышлял над традиционными нравственными ценностями в стремительно меняющемся мире, преображающихся социальных условиях деревенского существования человека.
При всем многообразии жанровых форм Шукшина — есть то, что их объединяет, — свойственная ему творческая манера и нравственная проблематика. Проза В.Шукшина явление своеобразное, со характерными стилевыми особенностями, проявляющимися в специфических образах героев. Характеры увиденные в жизни, Шукшин развивает, додумывает, расширяет. Писатель всматривается в своих персонажей, занимается их исследованием досконально, как художник, открывая их душевную многогранность, многосложность.
В его рассказах жизнь предстает в удивительном разнообразии, многомерности, неисчерпаемости. Интонация его произведений динамична, богата разнообразными нюансами. В.Шукшин обладает мастерством на нескольких страницах создать собственный человеческий характер и через него показать какой-либо пласт бытия, какую-либо сторону жизни. Писатель обращается к бытовому, казалось бы, малозначительному, факту, но так раскрывает драматизм жизни, что обогащает читателя более глубоким ее осмыслением.
Особенное пристрастие Шукшин питал к деревне, где прошли его детство и юность. Шукшин признавался, что жила в его душе боль и тревога за деревню, когда уезжает молодежь, не хватает рабочих рук в колхозах и совхозах, замолкают песни, не слышна гармонь, не видно костров рыбаков на реке. Шукшин глубоко переживал тот разрыв, который существовал между материальными условиями жизни человека в городе и в деревне, между уровнем культуры.
Шукшин — социальный писатель. Он исследовал новые общественные явления, прокладывая свой путь в искусстве и обращаясь к ранее интересующим писателей пластам жизни. Его внимание привлекала обыденная жизнь обычных людей, где за повседневностью он мог увидеть необычное — те черты, которые в совокупности формировали русский национальный характер, занимавший творческое мышление В.Шукшина в годы его зрелости. Его интересует прежде всего нравственный мир человека.
Для литературы 70-х годов характерен интерес к нравственным проблемам, скрытым глубинам человеческой души, его миропонимания, смелость художественных исканий. В этом направлении и развивается творчество В.Шукшина, полное веры в бесконечные возможности человеческой личности. В грандиозном современном споре о человеке и его предназначении он всегда на стороне оптимизма, но это не значит, что он наивен, — он безжалостен ко всему злому, темному, что порочит человеческую душу.
Прямая и беспощадная критика некоторых явлений, встречающихся в нравственной сфере нашего общества, нужна, необходима. Выступая против карьеризма и корыстолюбия, против хамства и невежества, Шукшин не только бичует их носителей, но и предостерегает. Он хочет уберечь нас от ошибок и поступков, духовно укрепить нас читателей.
Одна из главных тем его творчества — тема истинных и мнимых нравственных ценностей, тема правды и фальши в человеческих отношениях. Для его творчества характерно размышление над сложными этическими вопросами. Что же такое счастье и как оно достигается? Что дает человеку честный труд? Какова та жизненная позиция, то миропонимание, тот кодекс нравственности, которая помогает достигнуть высокого удовлетворения и подлинного счастья?
Герои В. Шукшина откровенно, независимо, горячо спорят о вечном и сиюминутном, о добре и зле, о смысле жизни, о призвании человека. Многие из них — максималисты, не склонные к компромиссам, невмешательству или покорности. Они готовы исправлять всех и все, предлагая личные конструктивные поправки, усовершенствования, программы. Шукшинские герои-философы живут в реальной обстановке, отнюдь не тяготясь повседневностью. Многие из них, ценя жизнь, любя ее радости, в самой реальности открывают нечто новое, не замеченное другими, как, например, художник Саня Неверов («Залетный»), сельский поп («Верую!»), Алеша Бесконвойный, автор-повествователь в рассказе «Дядя Ермолай», Матвей Рязанцев, школьник Юрка.
Поиск истины начинается с постижения окружающего мира. Споры, разногласия возникают, когда речь заходит о роли и предназначении человека, о его нравственных качествах, путях совершенствования. Шукшинские герои — материалисты и гуманисты — раскрывают в своих суждениях конкретность и логику, независимость мышления, стремление постичь все своим умом — от микромира до космоса. В духовных исканиях каждый из героев проявляет свое восприятие действительности, свою натуру, свою духовную организацию. Перед нами развертывается список разнообразных, совершенно неповторимых видений, восприятий и мнений. Их личностность, выраженная психологически убедительно, делает каждый поиск не только субъективным, но и как бы приоритетным, заключающим в себе единственные в своем роде открытия.
Каждая человеческая личность ведет собственную партию независимо от других, но все вместе действующие лица этой духовной драмы образуют удивительный многоголосый хор, утверждающий смысл жизни в гармонии человека с миром.
В чем высший смысл жизни? Герои рассказов находят ответы, самокритично допрашивая себя. В согласии с внешним миром, с людьми человек видит для себя опору, оправдание своего существования. Взаимопонимание, согласие, отзывчивость проявляются только тогда, когда человек раскрывает в себе возможности деятельного добра и любви, дарит людям свои духовные ценности. Это — путь самовоспитания, саморазвития требовательного внимания к себе и людям.
Чудик, Бронька Пупков («Миль пардон, мадам!»), Саня Залетный, Степка (одноименный рассказ), убежавший из колонии за три месяца до окончания срока, чтобы повидаться с родными, мастер Семка Рысь, размышляющий над тайнами старинного храмового зодчества — характеры-опровержения. Сюжеты этих рассказов раскрывают перед нами «золотые россыпи» души героев, самим своим существованием опровергающими узость, односторонность скудных обывательских представлений о человеке и жизни. Это оригинально мыслящие фантазеры, воспринимающие жизнь поэтически; они стремятся наделить ее собственной легендой, веселой выдумкой, сказкой. Бронька Пупков и «генерал» Малафейкин владеют искусством импровизации. Герои — люди одаренные, талантливые, всегда щедры. Шукшинские мистификаторы, «чудики» ищут пути к сердцу человека, чтобы хоть шуткой, игрой пробудить ответное чувство, с которым приходит согласие и взаимопонимание.
Герои Шукшина справедливо полагают, что бесценный дар жизни растрачивать впустую преступно. Человек велик только тогда, когда он чувствует пульс окружающего его мира и живет в гармонии с ним.
Шукшинские герои любят послушать опытных, искушенных жизнью стариков. Но безмятежная рассудительность старшего поколения раздражает многих из них, в особенности максималистов, которые требуют мгновенного решения всех проблем совершенствования человека. В отличие от попа, Алеши Бесконвойного, Чудика, Ивана Максимовича («Ночью в бойлерной»), максималисты воспринимают мир драматически нервно, обостренно. Обличительство, морализаторство берут верх над созидательным, позитивным поиском, а гордое осознание собственной правоты, непогрешимости и особая уверенность в праве поучать, порожденная изоляцией, одиночеством героев, еще более усугубляют их разобщенность с людьми и миром.
Не случайно герои рассказов Шукшина – деревенские почтальоны, киномеханики, шоферы, трактористы, столяры и т.д. – люди, ввиду особенностей своей профессии испытывающие постоянное воздействие городской культуры. «Чудики», простаки, люди с «чудинкой», со странностями – любимые герои Шукшина. Им чужды рассудочность, практицизм. Они часто говорят о правде, душе, о смысле жизни. Чувство неуспокоенности, неудовлетворенности обыденностью повседневной жизни заставляет совершать их странные, не всегда понятные поступки. Один такой «чудик» покупает микроскоп, и жизнь его наполняется высоким смыслом – мечтой освободить человечество от смертоносных микробов («Микроскоп»), другой – изобретает «вечный двигатель» («Упорный»).
Заключение
Произведения В.Шукшина, относясь к «деревенской прозе», в то же время отличаются от нее сложными психологическими ситуациями, которые герои вынуждены разрешать. Герои – не просто сельские жители, они стремятся к городской культурной жизни, но в то же время страшатся ее равнодушного отношения к судьбе каждого отдельного человека. Отличительными особенностями прозы Шукшина является гуманизм, речевое многообразие, своеобразное мировосприятие, подчеркнутое умудренным знанием жизни, чувство ответственности.
Ранние герои произведений Шукшина – простые люди, трансформированные в образ сельского жителя и имеющие высокие представления о нравственности. В более поздних рассказах эти образы усложняются, уже не прослеживается так явно разделение на деревенскую и городскую жизнь, объединенные нравственными проблемами, любовью к родной земле, к природе, народному труду и людям. Преодоление противоречий и попытки осмыслить мир заставляют их более глубоко размышлять над проблемами. Но они так и остаются «чудиками», непонятными их современникам, совершающими нелепые поступки, но в глубине своей души желающие интуитивно изменить мир, сделать его лучше для окружающих. Они альтруисты, лишенные мудрости, не заключенные в рамки общественного мнения и не удовлетворенные границами существующего мира, поэтому и пытаются сделать его другим, но в силу своей малообразованности попадают в комичные ситуации.
Шукшин видит своих героев в их нравственном стремлении: в благоговейном отношении к старикам, в любви к женщине, в уважении к труду. Именно это доброе и наивное отношение к окружающему миру и делает его героев нравственными, а читателей предостерегает от корыстолюбия, невежества и хамства, которые были так ненавидимы писателем.
Библиографический список:
- Быстров В. Мне было только правду рассказать. «Логика жизни» в рассказах В. Шукшина. //Литература в школе, №3, 1987. С. 2-5.
- Елисеев Н. Два рассказа В. М. Шукшина: (о рассказах «Срезал» и «Билетик на второй сеанс») //Звезда. – 1995. — №6. – С. 199-202.
- Залыгин С. Герой в кирзовых сапогах. – Екатеринбург: Уральский рабочий, 1992. – С. 17-24.
- Изгаршев И. Василий Шукшин. Человек со сжатыми кулаками.//Аргументы и факты, №29, 2004. – С. 3.
- Карпова В. М. Талантливая жизнь: В. Шукшин – прозаик. – М.: Советский писатель, 1986. – 302с.
- Коробов В. Поклажистый. О рассказах Василия Шукшина. М.: Детская литература, 1990. – С.11.
- Панкин Б. Василий Шукшин и его «чудики». М.; Детская литература, 1979. – С. 33-49.
- Шукшин В. М. Рассказы. Повести. /Предисловие Стрелковой И. – М.: Дрофа, 2002. – 402 с.
- Краткие содержания
- Шукшин
Краткое содержание рассказов Шукшина
- Калина красная
- Космос, нервная система и шмат сала
- Срезал
- Обида
- Даёшь сердце
- Верую
- Критики
- Живёт такой парень
- Ванька Тепляшин
- Мастер
- Алёша Бесконвойный
- Микроскоп
- Одни
- Охота жить
- Слово о малой Родине
- Стенька Разин
- Светлые души
- Любавины
- Энергичные люди
- До третьих петухов
- Стёпка
- Дядя Ермолай
- Чудик
- Экзамен
- Солнце, старик и девушка
- Постскриптум
- Крепкий мужик
- Миль пардон, мадам!
- Сапожки
- Странные люди
- Гринька Малюгин
- Забуксовал
- Земляки
- Правда
- Материнское сердце
- Боря
- Жатва
- Сельские жители
- Я пришел дать вам волю
Василий Шукшин – это известный русский актер и писатель. Он написал большое количество рассказов, главными героями которых являются самые обыкновенные люди: городские или сельские жители, колхозники, доярки, продавцы и другие. Язык его произведений прост и понятен каждому. Объемы рассказов небольшие, что делает их емкими и лаконичными. Рассказ «Светлые души» относится к числу таких работ этого писателя.
В русской литературе одной из основных направлений была деревенская проза. Среди писателей XX века ведущими писателями по данной теме были В.Астафьев, В Распутин, В Шукшин.
Особое место в ряду этих творцов занимал Василий Шукшин. Родившись в Алтайском крае, писатель сызмальства учился ценить землю и понимать труд сельского жителя. В своем творчестве Василий Макарович горделиво любовался самобытным человеком из народа, умеющим лихо трудиться и от всей души выражать свои чувства. Персонажи Шукшина естественны, могут резко и импульсивно реагировать на оскорбление человека человеком. Так, в произведении «Безымянный» Серега Безменов отрубает себе 2 пальца, узнав об измене супруги. Персонажи даже могут покончить жизнь самоубийством, потому что они не выдерживают унижения. Шукшин не показывает своих чудаковатых героев идеальными. Но он находит в каждом из них, то, что дорого ему самому. Главное, что отличало его творчество от других писателей, это, то, что он хотел донести до читателя образ русского земледельца с его истинным характером. Шукшин говорит, что земля для русского человека –это всё: и дом родной, и путь, и дом и источник жизни. Одним из таких творений являлся роман, посвященный Степану Разину «Я пришел дать волю», где образ Разина стал воплощением истинно русского человека, схожего чертами характера с современным. В своей прозе писатель смог показать крестьянина таким, каким он был на самом деле. И начинал он с описания своих земляков. Поверив в то, что человек со своим сильным характером может победить зло, писатель решил создать такие произведения, как «Калуза» и «Обида». Мы видим, как в рассказе «Обида» персонаж Сашка Ермолаев, окруженный житейскими столкновениями, начинает размышлять о природе человеческого хамства, равнодушия.
Писатель заставляет своих героев посмотреть на себя со всех сторон. Чаще всего предметом исследований становится надломленный человек. Так, в произведении «Калина красная» перед нами предстает картина трагической смерти Егора Прокудина. В нем есть все, что способно вызвать гнев, сострадание и размышление о человеческой жизни. Испытав отвержение и одиночество Прокудин возвращается к нормальной жизни. И вроде близкие люди его готовы поддержать, и он близок к исцелению. Однако судьба его трагична.
Перечитывая произведения Шукшина, мы видим, что писателя волновали проблемы народа от самых житейских до важных государственных. Будучи гражданином свой страны он доносил до читателя всю жизнь, характер, самобытную культуру русского народа.
Алёша Бесконвойный
Интересно, что главный герой (тот самый Алёша) не Алёша вовсе, а Костя и совсем не «бесконвойный». Он даже немного обижался на людей за это прозвище, которое означало безответственность и неуправляемость. Читать далее
Беседы при ясной луне
Пенсионеру Николаю Баеву было 63 года. Всю жизнь он проработал в конторах, вначале работал счетоводом, потом бухгалтером. Нажил себе бессонницу. А одной его знакомой, Марье Селезневой, незадолго до выхода на пенсию пришлось Читать далее
Боря
В рассказе Боря повествуется о безобидном парне с задержкой психического развития, периодически попадающем в местную больницу за проявления агрессии по отношению к родителям. Разум Бори подобен разуму двухлетнего ребенка. Читать далее
В профиль и анфас
Вечер. Сидя на скамейке, ведут разговор старик и молодой человек по имени Иван. Из их разговора выясняется, что недавно у Ивана на целый год отобрали права за то, что он сел за руль в нетрезвом состоянии. Из-за этого он лишился работы. Читать далее
Ванька Тепляшин
Ванька Тепляшин молодой деревенский парень. Он трудится шофером. Однажды у него обнаружили болезнь, язву двенадцатиперстной кишки. Шофера положили в больницу, сначала его лечили в родном селе, а потом перевели в город. Читать далее
Верую
Максим – человек, который всегда пытается разобраться в своих чувствах. В данный момент, он никак не может понять, что за тоска такая мучает его изнутри. Болезнь души, еще опаснее телесной, как считает он Читать далее
Волки!
Рассказ «Волки» сталкивает в экстремальной двух героев: тестя и зятя. У них нет друг к другу симпатии. Они вечно посмеиваются друг над другом, критикуют друг друга, но ради женщины, которая их связала, сохраняют мир. Читать далее
Выбираю деревню на жительство
Бывший деревенский житель, Николай Григорьевич Кузовников, прожил внешне успешную и состоятельную жизнь. Переехав в город (судя по всему, он попал под волну индустриализации и урбанизации 30-х годов) Читать далее
Горе
Рассказ начинается с описания героем-рассказчиком летних ночей, которые запомнились ему еще с 12-летнего возраста. Особенно одна, о которой и будет идти повествование. Читать далее
Гринька Малюгин
В селе, где жил Гринька, все жители считали его не совсем нормальным и не адекватным. Но Гринька на это не обращал внимания, он всегда поступал так, как считал правильным. Так например, он ни при каких обстоятельствах не соглашался работать в воскресенье. Читать далее
Даешь сердце
Алексей Иванович Козулин, тихий, скромный, незаметный человек лет пятидесяти, приехал и устроился на работу ветфельдшером в одном селе. Он спокойно проработал там без каких-либо эксцессов около полугода. Был он одинокий Читать далее
Дебил
У Анатолия Яковлева был сын Васька, который очень плохо учился в школе, оставался даже на второй год. И вот сначала к Ваське, а потом и к самому Анатолию приклеилась и пошла по всему селу обидная кличка – Дебил. Читать далее
До третьих петухов
Персонажи литературных произведений живут в библиотеке, на книжных полках. Однажды вечером бедная Лиза подняла вопрос: можно ли Ивану-дураку жить вместе с ними. И хотя Илья Муромец встал на защиту Ивана, большинство поручили ему сходить к Мудрецу Читать далее
Дядя Ермолай
Дядя Ермолай с двумя деревенскими мальчиками работает на току в поле. Начинается сильная гроза, только тогда все троя идут к бригадирскому дому, находившемуся на полтора километра дальше от тока. Читать далее
Жатва
1942год. Тяжелое время для народа и страны. В тылу подростки Ваня и Саша жнут рожь в поле при помощи жнейки. Жара и усталость настолько сломили их, что они уснули во ржи. В это время подъехал с проверкой председатель колхоза Иван Алексеевич Читать далее
Жена мужа в Париж провожала
Семейная жизнь главных героев рассказа, Кольки Паратова и его жены Валентины, не складывалась с самого начала. Познакомились они заочно, когда Колька проходил службу армии. Отслужив, сибиряк Колька явился к москвичке Валюше в гости Читать далее
Живёт такой парень
Пашка Колокольников, — водитель грузового транспорта, водит машины по Чуйскому тракту. Он открыт миру, приветлив, любит пошутить и всегда помогает людям по мере своих возможностей. Однажды он ехал на фуре со своим напарником Кондратом Степановичем Читать далее
Забуксовал
Роман Звягин, обычный совхозный механик, любил участвовать в образовании сына Валерки. Мог подолгу слушать, курить и поучать, что нужно учиться с толком, вдумчиво, чтобы в будущем не жалеть о том, что не доучился. Сказывался горький собственный опыт. Читать далее
Земляки
Старик Анисим Квасов шел на свою делянку накосить для коровы травы. Направлялся он к предгорью, оставляя деревню позади. Здесь с давних пор были покосы. В пути он размышлял о жизни и смерти, вспоминал голодные годы и своего любимого коня Читать далее
Калина красная
Егор Прокудин выходит из зоны. Его мечта – завести собственное хозяйство. Он должен встретиться с будущей женой. Егор и Любовь Федоровна знакомы только по переписке. Читать далее
Космос, нервная система и шмат сала
Рассказ с таким оригинальным названием – это один большой диалог между дедом Наумом и восьмиклассником Юркой. Читать далее
Крепкий мужик
В селе освобождается складское помещение, которое раньше было церковью. Практичный бригадир Шурыгин, поговорив с председателем колхоза, решает пустить ее на кирпичи для свинарника. Прочную церковь разрушить под силу только тракторам Читать далее
Критики
Несмотря на небольшой объем произведения Василия Шукшина-Критики, автор удачно описывает момент из жизни деда и маленького внуку, показывая их характер и донося смысл до читателя. Рассказ начинается с описания главных героев, был дед, ему было 73 года Читать далее
Любавины
Роман начинается с песни, где поется о том, что семейство Любавиных не любили за то, что они не боялись своего мнения и имели крепкий дух. Читать далее
Мастер
В деревне Чебровка живет человек по имени Сема Рысь. Он известен и во всей округе своим мастерство. Сема очень хороший столяр. Его даже приглашают в другие села поработать. Однако, у Семы была очень плохая привычка выпивать. Читать далее
Материнское сердце
Чтоб заработать денег на свадьбу Витька поехал продавать сало на городской рынок. Распродавшись и ожидая отправления автобуса, он пошел в ларек выпить вина. Там к Витьке подошла девушка, попросила прикурить, а разговорившись и выпивши с Витькой Читать далее
Микроскоп
Андрей Ерин, столяр в сельской мастерской, неожиданно для себя и для окружающих обнаруживает в себе тягу к науке. За большую сумму денег, в сто двадцать рублей, не спросив у жены, Ерин покупает микроскоп. Читать далее
Миль пардон, мадам
В произведении Шукшина Миль пардон, мадам автор рассказывает о пьянице и балагуре Броньке Пупкове. Его отличительной чертой было то, что он очень любил приврать. Любимым выражением Пупкова было Читать далее
Обида
Саша Ермолаев вместе с дочкой пошел в магазин. Купили все, что было необходимо. Продавщица, приняла Сашу за пьяного человека, который прошлым днем устроил скандал в магазине. Она уверенно стала оскорблять Сашу и винить во всех смертных грехах Читать далее
Одни
Антип Калачиков и его жена Марфа прожили вместе 40 лет, родили 18 детей, из которых выжили и выросли 12. Антип всю жизнь работал шорником, изготавливал уздечки, сбруи, хомуты, седелки. Работал Антип прямо на дому, сидя справа от печки Читать далее
Осенью
Филипп Тюрин с самой войны работал паромщиком. Однажды в бою его ранило, и тяжелую работу он выполнять больше не мог. Тюрин увлекался политикой. И даже по пути от дома до парома и обратно он обдумывал разные новости Читать далее
Охота жить
Старый охотник Никитич ночует в избушке в тайге, вокруг ни души. В избу забредает молодой парень не из местных, во время разговора он признается, что бежит из заключения. Парень молод, красив, здоров, горяч и в предвкушении свободы Читать далее
Письмо
Кандаурова проснулась перепуганная. Ей приснилось, что у неё пропала икона. Самостоятельно никак не могла истолковать значение этого странного сна, потому утром отправилась к Ильичихе. Та посоветовала вынуть иконку из шифоньера и повесить на стену. Читать далее
Постскриптум
Книга была написана в 1972 году. Рассказ написан в форме письма. Данная форма рассказа была очень распространена в мире русской литературы. Прочитав книгу, у многих читателей складывается такое ощущение, что автор перепечатал чужое письмо. Читать далее
Сапожки
Некий шофер Сергей Духанин, который едет в город за запчастями собрался купить своей жене сапожки. Но стоят они дорого для деревенского жителя — 65 рублей без копеек. Но у шофера пробуждается желание подарить жене именно эти красивые сапожки. Читать далее
Светлые души
Михаил Беспалов работает водителем грузовика. Неделями не бывает дома. Возит зерно из дальних селений. Читать далее
Сельские жители
Маланья, строгая сельская женщина, получив письмо от сына, собирается ехать погостить к нему в далекую и неизвестную Москву. Сына с матерью разделяет огромное расстояние, Маланья живет в Сибири в глухой деревушке, поэтому сын просит мать сесть на самолет. Читать далее
Слово о малой Родине
Слово о малой родине В. Шукшина это признание в любви. Признание чистое, искреннее, и немного запоздалое. Повествование ведется от первого лица. Читать далее
Солнце, старик и девушка
В одном из небольших алтайских селений стояла жаркая погода, а когда вечером на землю опускалась прохлада, к берегу реки Катунь выходил старик. Однажды к нему подошла девушка лет двадцати пяти, и попросила разрешения рисовать его портрет Читать далее
Срезал
Василий Шукшин Макарович был советским кинорежиссером, сценаристом. Рассказ «Срезал», раскрывает мировоззрение самого автора. Глеб Капустин является главным героем рассказа. Глеб проживает в деревне Новая, работает на пилораме Читать далее
Стенька Разин
Васе шёл двадцать пятый год. Он был высокого роста. С крупным утиным носом. Читать далее
Стёпка
Герой данного рассказа – молодой парень, которого зовут Степка, и который вернулся из тюрьмы в родную семью. Действие рассказа происходит весной в деревне. Когда Степка встретил отца, тот спросил его, вышла ли из него дурь Читать далее
Стёпкина любовь
Главный герой рассказа — шофер Степан Емельянов, житель алтайского села. Так получилось, что в это село из Воронежа приехала Элла, устроившаяся на работу учетчицей в тракторную бригаду. А также девушка принимала участие Читать далее
Странные люди
Герои рассказов В.М. Шукшина – очень непонятные люди, которые вызывают жалость и умиление своей наивностью, добротой и непосредственностью. В сборнике Странные люди 3 рассказа: Читать далее
Чередниченко и цирк
Сорокалетний Чередниченко отдыхал в небольшом городе на курорте. Николай Петрович работал на мебельной фабрике в плановом отделе и учился заочно в сельскохозяйственном институте. Он радовался своему положению и верил Читать далее
Чудик
Шукшин часто пишет свои рассказы о простых деревенских людях. В этом рассказе говорится о простом мужике по имени Василий Егорыч, который работает киномехаником в селе, он не равнодушен к собакам и сыщикам. Читать далее
Шире шаг, Маэстро
Рассказ о молодом враче, работающем в деревне. Зовут врача Солодовников Георгий Николаевич, ему 24 года. Совсем недавно Георгий Николаевич начал работать в этой больнице. Это – его первое место работы, его прислали сюда Читать далее
Экзамен
Студент приходит на экзамен по русской литературе опоздавшим. Он объясняет, что опоздал из-за срочной работы. Он тянет билет, а в нем вопрос о Слове о полку Игореве. Читать далее
Энергичные люди
Аристарх Петрович Кузькин и Вера Сергеевна — муж и жена. Однажды Вера находит записку от некой Сони. Это становится последней каплей и она пишет донос прокурору Читать далее
Я пришел дать вам волю
В произведении под названием «Я пришёл дать вам волю» идет описание трудного периода расцвета самосознания у русского народа. Описываемые в романе события соответствуют реальным историческим явлениям Читать далее
У крестьян в Алтайском крае, в деревне Сростки, 25 июля 1929 года появился сын Василий. Когда сыну исполнилось 4 года, его папу признали врагом народа и приговорили к расстрелу. Мама одна растила его с сестрой.
Василий взял фамилию матери и, до получения паспорта был Попов. Отчима он уважал.
В 1943 году Василий окончил обучение в школе, и пошел учиться дальше в автомобильный техникум в городе Бийске. Но через 2,5 года бросает техникум и едет обратно в колхоз. Но своего будущего он тут не видит, и он уходит работать на «Союзпроммеханизация».
Первые свои произведения он пишет в армии, он давал читать свои рассказы сослуживцам. В 1953 году он возвращается домой с диагнозом язва желудка.
Вернувшись домой, он стал работать в школе, учить детей русскому языку и литературе. А вскоре стал директором вечерней школы. Но он хотел стать сценаристом. Что бы осуществить своё желание, он поступает во ВГИК. Сразу же после поступления его произведения начинают печатать в журналах. Первое что он издал, стал рассказ «Двое на телеге».
Впервые на экране Шукшин появляется в эпизодической роли моряка в фильме «Тихий Дон». К нему приходит успех среди актеров.
В начале семидесятых годов он активно пишет произведения. Шукшин совмещает режиссерскую и писательскую деятельность. Именно в этот период выходит в свет его известное произведение «Калина – красная».
Личная жизнь была очень насыщенной. Женат он был 4 раза. У него осталось три дочери от второго и четвертого браков. В 1964 году он женится в последний раз на актрисе Федосеевой Лидии, которая родила ему двоих девочек. В 1974 году на съемках фильма «Они сражались за Родину», у Василия Шукшина останавливается сердце. Ему было 45 лет. Его творчество осталось в его написанных произведениях, и актерских и режиссерских работах. Автор показал при жизни свой разносторонний талант.
Образовака
Краткие содержания
Краткое содержание рассказов Шукшина
Фильтры
По школьной программе:
- Все
- 4 класс(36)
- 5 класс(61)
- 6 класс(84)
- 7 класс(89)
- 8 класс(72)
- 9 класс(63)
- 10 класс(85)
- 11 класс(89)
По авторам:
- Все
- Чехов(30)
- Пушкин(28)
- Тургенев(21)
- Толстой(21)
- Гоголь(19)
- Бунин(17)
- Салтыков(13)
- Лермонтов(11)
- Куприн(11)
- Андерсен(11)
- Шукшин
- Показать всех
7 минут
Срезал
Василий Шукшин
5 минут
Критики
Василий Шукшин
5 минут
Микроскоп
Василий Шукшин
5 минут
Чудик
Василий Шукшин
6 минут
Крепкий мужик
Василий Шукшин
Алгебра
7
8
9
10
11
Тесты Вопросы
Английский язык
5
6
7
8
9
Тесты Вопросы
Биология
5
6
7
8
9
10
11
Тесты Вопросы
Всеобщая история
5
6
7
8
9
10
11
Тесты Вопросы
География
5
6
7
8
9
10
11
Тесты Вопросы
Геометрия
7
8
9
10
11
Тесты Вопросы
Информатика
5
6
7
8
9
10
11
Тесты Вопросы
История России
6
7
8
9
10
11
Тесты Вопросы
Математика
2
3
4
5
6
Тесты Вопросы
Обществознание
5
6
7
8
9
10
11
Тесты Вопросы
Окружающий мир
1
2
3
4
Тесты Вопросы
Русский язык
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Словари и справочники
Словарь ударений
Орфографические трудности
Морфологический разбор слов
Фонетический разбор слов
Корень слова
Проверочное слово
Как выделить запятыми
Тесты Вопросы
Химия
8
9
10
11
Тесты Вопросы
Физика
7
8
9
10
11
Тесты Вопросы
Литература
5
6
7
8
9
10
11
Биографии
Краткие содержания
Анализ стихотворений
Сочинения
Анализ произведений
Библиотека
Самые краткие содержания
Читательский дневник
Тесты Вопросы
Чтение
1
2
3
4
Тесты Вопросы
закрыть
Код ученика
Онлайн-баттл
Презентации
Учителям
Команда
О проекте
Контакты
Весна в тайге с морозом, а у старого охотника Никитича в избушке тепло. Забрел
Зима 1942 года, идет Великая Отечественная война. У школьника из сибирской деревни Ваньки Колокольникова
Складом в селе была церковка. Не молились в ней, а все же сроднились. «Сил
Молодого шофера Ваньку Тепляшина с язвой перевели из сельской больницы в городскую, под присмотр
Летней деревенской ночью 12-летний мальчишка любуется луной. Хорошо на земле родной!.. И вдруг слышит
Летом в войну еще ничего, а зимой в деревне голодно и холодно и людям,
Молодого здоровенного шофера Гриньку Малюгина считают за дурачка, простачка. А девушки его любят. И
Максима Ярикова, 40-летнего работящего деревенского мужика, по воскресеньям мучает тоска. «Душа болит»: кругом одно
Сергей Духанин, 45-летний шофер из села, вместе с ребятами в городе в поиске запчастей.
Идет Великая Отечественная война, 1942 год, страда (жатва, уборка хлеба) в колхозе. «Машиной» (жаткой)
Алтайский горный Чуйский тракт (дорога) исстари путь для ямщиков, а теперь шоферов. Он опасен
Напивается Наум Евстигнеич, в прошлом колхозник, строго раз в месяц – когда пенсию получит.
В селе Чебровка живет Семка Рысь, столяр с золотыми руками. С виду не богатырь,
В деревне Костю Валикова в насмешку прозвали «Алешей Бесконвойным». Пять дней в неделю он
Зима, алтайское село. Павел, летчик, Герой Советского Союза, зовет мать Маланью Васильевну в Москву
«Сашку Ермолаева обидели». Любому неприятно, но лучше быть благоразумным. Пусть «благоразумие – вещь не
Зимняя деревня, воскресенье. Хитрый мужичок Наум Кречетов зовет с собой в лес по дрова
Сибирская деревня, 1970-е годы. Сюда горожане приезжают поохотиться и отдохнуть душой. Проводником у них
В деревне живут и дружат дед и внук, 73-летний Новоскольцев Тимофей Макарыч и 13-летний
Деревенский киномеханик Василий Егорыч Князев постоянно влипал в разные нелепые истории. Оттого жена и
Делать нечего, и столяр небольшой мастерской Андрей Ерин идет домой и признается жене Зое
В деревеньку Новую в гости к старой Агафье Журавлевой приехал средний сын Константин Иванович,