О чем рассказывается в бытовых сказках

Бытовые сказки еще
называют социально-бытовыми. В центре
сюжета, как правило, один эпизод, действие
развивается быстро, без замедлений.
Развит комизм. Распространены диалоги,
изложение от лица условного рассказчика
выполняет пояснительную роль. Темой
бытовых сказок может быть социальная
несправедливость, либо высмеивание
пороков. Бытовые сказки отличаются
острой идейной направленностью.

Популярен сюжет о
том, как мужик одурачил барина. Барин в
таких сказках показан как глупый, не
знающий жизни человек, жадный, жестокий.
Мужик умнее его, честнее. Существует
другой вариант сюжета – барин попадает
в другую жизненную среду, например,
сказка о том, как барыня во сне переносится
в избу сапожника, и получает хороший
урок.

Другой остро
сатирический образ – поп, который
изображается как жадный, лицемерный,
невежественный, нарушает заповеди и
остается безнаказанным. Нередко
пародируется церковная служба – поп
может за деньги и козла похоронить по
церковному обряду. Существуют сказки
о любовных похождениях попа к барыни,
купчихе, но попытки ходить к жене простого
крестьянина или плотника оканчиваются
неудачи.

В бытовых сказках
критикуются жизненные порядки, выражаются
ожидания народа о справедливости,
спокойной и счастливой жизни.

Важной особенностью
бытовых сказок является «социальная
антитеза» — противопоставление мужика
барину, купцу, попу; бедного – богатому.
Эта антитеза выражала классовые
противоречия.

В сказках, которых
преобладают социальные мотивы, ярче
проявляется сатира, в собственно бытовых
– юмор. Пример: «Каша из топора».
Высмеивается скупость хозяйки, поощряется
хитрость солдата, происходит разоблачение,
но не в резкой форме. Яркие сатирические
образы попа, барина характерны для
сказок с ярко выраженным социальным
началом. В собственно бытовых типизируются,
как правило, образы мужа, жены, старика,
старухи, солдата.

Солдат в русских
сказках – бывалый, умный, хитрый, умеет
и смастерить что-нибудь, и рассказать
что-то интересно, и перехитрить. Пример:
сказка, как солдат продал барину шинель,
расхвалил ее, сказал, что ей можно и
накрыться, и под голову подстелить, а
когда барин пожаловался командиру, тот
наградил солдата за то, что тот показал,
как это делать. Заканчивается сказка
моралью о том, что тот, кто много работает,
и на камне уснет, а тот, кто ничего не
делает, не уснет и на перине.

Бытовые сказки, как
правило, веселы, остроумны, заканчиваются
присказкой.

Сюжеты: умные
отгадчики/трудные загадки; испытания
жён; разбойники; солдаты; глупцы; злые
жёны; работа; поп и попадья.

Билет 12. Календарные обряды зимнего периода. Понятие календарного обряда.

Весь фольклор можно
разделить на обрядовый и необрядовый.
К обрядовому относятся произведения
народного поэтического творчества,
которые используются во время совершения
какого-либо обряда, являются его составной
частью. Обряд — это строго определенные
обычаями те или иные действа. Назначение
обрядовых действ – способствовать
достижению какой-либо цели.

Обряд — один из
древнейших видов культуры. В обрядах
можно обнаружить черты мышления человека
доклассового общества: анимизм (вера в
существование душ и духов), антропоморфизм
(представление о том, что животные и
растения обладают человеческими
качествами), вера, что человек может
влиять на течение событий с помощью
магии. Проникновение христианских
мотивов и образов в народную поэзию и
обряды повлекло возникновение явления
«двоемирия»(смешение языч.и
христианск.элементов).

Календарные обряды
сопровождались специальными песнями.

Соседи Нижегородской
обл: Рязанская, Марий-Эл, Чувашия,
Мордовия, Кировская, Ивановская,
Владимирская.

Обряд:

  1. Большое количество
    участников (все члены социума)

  2. Открытый характер:
    праздновался публично – этим отличался
    от окказионального обряда(случайного)

  3. Исполнялся во
    определённый день. Некоторые привязаны
    к конкретной дате. Некоторые плавающие.

Сочельник, Рождество,
Новый год (Васильев день), Святки (Святые
вечера), Крещение, Масленица.

1. Сочельник
(прелшествовал Рождеству): постный день,
начинали есть вечера: кутья, блины и
овсяный кисель (все блюда из похоронной
обрядности), ставились лишние предметы
— помянуть предков.

2.
Рождество: славление (группа детей —
артельщики — ходят по домам и славят
церковной молитвой, часто подавали
обрядовое печенье — кокурки/каракульки;
часто детей сажали на вывернутую шубу
— символ плодородия (прордуцирующая
магия); колядование.

3. Новый год/Васильев
день: обход дворов — ходить-таусенькать
(песня Таусень); одаривали свиными
кишками с овсяной кашей; разжигание
костров, приметы, продуцирующие обряды
семейного характера: тётки таскали
борону, чтобы девушки вышли замуж;
таскали сеялку (просеивали девочек
через решето).

4. Святки/Святые
вечера: ряженье (в народы — в самое лучшее;
в шабаны, шабонихи — в самое старое,
страшное, лоскуты; зооморфные обличья
— лошадь и медведь; солдаты; смерть/покойник,
обрядовые бесчинство ряженых); гадания
— в нечистых местах, снятие защиты, типы
гаданий: на звуки, на имя, с животными
(крица, тараканы), вещие сны, счёт, вода,
зеркало.

5. Крещение (вместе
с рождеством — двунадесятые праздники):
сочельник — день очищения от грехов,
купание в проруби; в 12 ночи — за крещенской
водой; «Христу ножки грели».

6. Масленица:

четверг — широкая
масленица: гощение у тёщи (к тёще на
блины), «Подмазки», «Снятие шапки
с молодого», почитнае девочек — базар,
смотрины, соление девчонок; кулачные
бои, жжение факелов; начинали печь блины
с четверга/пятницы, первый блин отдавали
нищему.

прощёное воскресенье
— сжигание масленицы (солома/женское
чучело).

Колядки. Круг
календарных обрядов открывался
новогодними (святочными) обрядами.
Праздновались в период зимнего
солнцестояния. В основе лежала магия
первого дня года, обряды должны были
действовать в течение всего года.
Проводились различные игры, ряжения,
прочие действа имеющие магический
смысл. Колядование — хождение по дворам
с песнями-колядками.

Подблюдные песни –
обладают гадательным, а не заклинательным
характером, однако концовка песен,
заклинающая судьбу, сближает их с
заговорами и колядками.

Колядки очень
архаичны по содержанию, которое
определялось их назначением. Основной
целью было пожелание хозяевам добра,
богатства, благополучия. Некоторые
колядки имеют вид величания, в них
идеализированно описываются богатство
и благополучие крестьянской семьи.
Отличительная черта колядок величального
типа – их обобщённый характер.

Другая, обязательная
тема, связанная с назначением колядок
– просьба об угощении или вознаграждении.
Во многих колядках просьба или требование
угощения составляет единственное её
содержание.

Композиция колядки:

1)обращение к Коляде,
поиски её колядовщиками.

2)величание, описание
обряда или просьба о вознаграждении

3)пожелание
благополучия, просьба о подаянии.

Масленица и масленичные
обряды. В центре праздника масленицы
стоит символический образ масленицы.

Сам праздник состоит
из трёх частей: встречи в понедельник,
разгула или перелома в так называемый
широкий четверг и прощания.

Песни
на масленицу можно разделить на две
группы. Первая – встреча и чествование,
имеет вид величаний. В них воспеваются
широкая честная масленица, её яства,
развлечения. Она величается полностью
– Авдотьей Изотьевной. Характер песен
весёлый, задорный. Песни, сопровождающие
проводы, несколько иные — в них говориться
о наступающем посте. Поющие сожалеют,
о кончающемся празднике. Здесь Масленица
– уже свергнутый кумир, она больше не
величается, а называется непочтительно
«обманщицей». Масленицу обычно толковали
преимущественно как празднование победы
весны над зимой, жизни над смертью.

Билет
13. Календарные обряды весеннего и летнего
периода.

Весенний
цикл.

Масленица и масленичные
обряды. В центре праздника масленицы
стоит символический образ масленицы.

Сам праздник состоит
из трёх частей: встречи в понедельник,
разгула или перелома в так называемый
широкий четверг и прощания.

Песни на масленицу
можно разделить на две группы. Первая
– встреча и чествование, имеет вид
величаний. В них воспеваются широкая
честная масленица, её яства, развлечения.
Она величается полностью – Авдотьей
Изотьевной. Характер песен весёлый,
задорный. Песни, сопровождающие проводы,
несколько иные — в них говориться о
наступающем посте. Поющие сожалеют, о
кончающемся празднике. Здесь Масленица
– уже свергнутый кумир, она больше не
величается, а называется непочтительно
«обманщицей». Масленицу обычно толковали
преимущественно как празднование победы
весны над зимой, жизни над смертью.

Весенний пост —
чистый понедельник — начало весенней
календарной обрядности. Мылись в бане,
мыли дом, перемывали всю посуду, шуточные
действия с блинами — вешали на дерево,
отдавали скотине.

Крестовая/средокрестная
неделя — четвёртая после великого поста;
говение ломается — пекли постное печение;
гадание — монетка — монетка в печенье, в
несколько крестов — монета, щепка, кольцо,
давали скотине кресты.

30 марта — день сорока
мучеников (печенья в виде жаворонков);
встреча весны, прилёт первых птиц; 17
марта, в день Григория Грачевника, пекли
грачей. Приметы: много птиц — удача,
сугробы — урожай, сосульки — урожай льна.
Первый весенний праздник – встреча
весны – приходится на март. В эти дни в
деревнях пекли из теста фигурки птиц и
раздавали их девушкам или детям. Веснянки
– обрядовые лирические песни
заклинательного жанра. Обряд «заклинания»
весны был проникнут стремлением
воздействовать на природу с целью
получения хорошего урожая. Имитация
полёта птиц (подкидывание жаворонков
из теста) должна была вызвать прилёт
настоящих птиц, дружное наступление
весны. Веснянкам свойственна форма
диалога или обращения в повелительном
наклонении. В отличии от заговора,
веснянки, как и колядки. исполняются
коллективно.

Благовещение — 7
апреля: «птички гнездо не завивают,
девки волосы не заплетают»; нельзя
зажигать свет, работать с землёй-именинницей;
сезлнный перелом — убирали сани, доставали
телегу.

Вербное воскресенье
(последнее воскресенье перед пасхой) —
«вход господен в Иерусалим».
Приносили в дом вербу и хранили весь
год у икон, освящали детей; пускали вербу
и иконы на воду.

Страстная неделя —
неделя перед пасхой. Великий четверг
(в религии — пятница) — самый страшный
день; беление избы, избавление избы от
тараканов методом вымораживания,
подрезание крыльев у домашней птицы,
вся вода — святая.

Пасха — крашение яиц
(ни кулича, ни пасхи нет); не ходят на
кладбище, только на следующую красную/фомину
неделю — вторник и суббота-радуница);
певрое яйцо год хранили у иконы.

Вьюнишние песни –
песни, которые в субботу или в воскресенье
первой, послепасхальной недели поздравляли
молодоженов. Содержание песен: пожелание
молодым счастливой семейной жизни.

6 мая — Егорьев день
(Георгий Победоносец); Егорий — скотий
бог; первый раз выводили скот в поле

Вознесение (40 дней
после пасхи)

СемИцкие обрядовые
песни – 7-ая неделя после пасхи называлась
семицкой. Четверг этой недели назывался
Семиком, а ее последний день (воскресенье)
— Троица. Совершались особые обряды,
которые сопровождались песнями. Главный
обряд «завивание» венка. Одев праздничные
наряды, девушки шли в лес, искали себе
молодую березу, наклоняли ветки березы
и сплетали их с травой, через несколько
дней березу срубали, носили ее по деревне,
потом топили в реке или бросали в рожь.
Из верхушек двух берез девушки сплетали
арку и проходили под ней. Затем был обряд
на гадании с венком. Тема замужества и
семейных отношение занимает все большее
место в семицких песнях.

Духов день — нельзя
работать с землёй.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Бытовые сказки


Бытовые сказки

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 247.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 247.

Сказка – один из жанров фольклора, который может выражаться устно или письменно. Все сказки можно разделить на три вида: сказки о животных, волшебные сказки и сказки бытовые. В данной статье речь пойдет именно о последнем виде. Так что такое бытовые сказки, и в чем заключается их особенность?

Бытовые сказки: характеристика

Бытовые сказки описывают различные ситуации из повседневной жизни, реальные события, которые могут случиться с любым человеком. В этом виде фольклора не бывает чудес или фантастических, вымышленных персонажей. Героями являются люди с разным социальным положением и разными характерами. Очень часто в таких сказках описывается быт и семейный уклад персонажей, что очень ценно. Ведь благодаря этому люди нашего поколения могут узнать о народных обычаях прошлых времен.

Бытовая сказка – это короткое сатирическое произведение, в котором положительные герои побеждают благодаря смекалке, находчивости и уму.

Писателями, которые создавали бытовые сказки в русской литературе можно считать Л. Толстова и М. Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин

Рис. 1. Салтыков-Щедрин.

Народные бытовые сказки представляют интерес для детей в возрасте 3-7 лет. Они ассоциируют себя со сказочными героями, представляют, как бы они поступили на месте главных действующих лиц. Такие сказки могут научить детей, как действовать в той или иной ситуации, предвидеть последствия своих поступков.

Бытовые сказки можно разделить на три подгруппы:

  • социально-бытовые («Болтливая старуха»);
  • сатирико-бытовые («Барин и мужик»);
  • волшебно-бытовые («Морозко»).

В волшебно-бытовых сказка присутствует элемент фантастики, как, например, в сказке «Морозко», однако главными в таких произведениях все равно остается человек со своим набором положительных качеств

Основная идея бытовых сказок – умение быть честным, смелым и умелым. Главными героями часто становятся бедняки и крестьяне, которые несмотря на свою тяжелую жизнь не растеряли свою добродетель и способны благодаря своей смекалке помочь себе и окружающим.

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам изучить вопрос такого жанра фольклора, как народные бытовые сказки. Здесь представлена информация, чем эти сказки отличаются от других видов сказок, в чем заключается идея бытовых сказок, и на какие подгруппы они распределяются.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Мбук-Цсобгбрянска Библиотека

    5/5

  • Илья Сафронов

    5/5

Оценка статьи

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 247.


А какая ваша оценка?

ДОКЛАД ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Бытовые сказки

Выполнила учитель начальных классов

Татьянина Анна Муратовна

Сказки – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора. Они учат человека жить, вселяют в него оптимизм, утверждают веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Гуманистические идеалы, жизнеутверждающий пафос придают сказкам художественную убедительность и усиливают их эмоциональное воздействие на слушателей.

        Сказок написано и собрано великое множество. Но среди огромного количества сказок обязательно найдется несколько самых-самых любимых. Именно эти любимые сказки мы и проносим через всю жизнь, подсознательно стараясь в чем-то походить на героев сказки или даже мечтая попасть в такую сказку со счастливым концом. Почему мы любим сказки? На этот вопрос каждый человек отвечает по-своему. Сказки любят все: и дети, и взрослые. Да, не стоит удивляться. Взрослые тоже очень любят сказки. Наверное, даже больше, чем детишки. Взрослые так любят сказки, что и сами начинают их придумывать и рассказывать.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости. Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.

Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам. Принадлежность к эпическому роду выдвигает такие ее признаки, как повествовательность и сюжетность. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, правды над кривдой, жизни над смертью; все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету.

Исторические корни русской сказки теряются в седой древности, каждый исторический этап жизни русского народа отражается в сказке, вносит в неё закономерные изменения. Установить точно, когда именно русская сказка определилась как жанр, когда именно начала жить как сказка, а не верование или предание,- невозможно. Первые упоминания о русской народной сказке относятся к Киевской Руси, однако истоки её теряются в незапамятных временах. Памятники древнерусской литературы сохранили достаточно упоминаний о сказочниках и сказках.  Всё это даёт основание полагать, что в Древней Руси сказка уже выделилась как жанр  из устной прозы, размежевалась с преданием, легендой и мифом.

Сказка — один из жанров фольклора; эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета. Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования. От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении «сказочного мира», и в романтической окраске событий.

У сказок, как и у любых других произведений литературного жанра, также имеется своя классификация, причем даже не одна. Сказки могут делиться на несколько групп, во-первых, по содержанию, во-вторых, по авторству. Кроме того, существует еще и классификация сказок по национальному признаку, которая прозрачна и понятна всем. Например, «русские народные сказки», «немецкие сказки» и т.п. Сказать, какие бывают сказки по авторству, также не так сложно. Всем известно, что есть сказки народные, а есть — авторские, написанные конкретным человеком. Более сложная классификация сказок — по содержанию.

По содержанию литературоведы обычно выделяют 3 вида сказок: бытовые, волшебные, сказки о животных. Поговорим подробнее о бытовых сказках. Бытовые сказки — это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь, реальная действительность, без всяких чудес, без всякого волшебства.

Как следует из названия, к бытовым сказкам относят такие, в которых описывается жизнь и быт того или иного народа. Однако надо отметить, что в такого рода сказках обычное описание встречается редко, а чаще всего оно дополняется различными юмористическими и сатирическими описаниями. Например, высмеиваются какие-либо качества того или иного класса общества или сословия. Среди бытовых сказок выделяют следующие виды:

  • социально-бытовые («Шемякин суд», «Делёж гуся», «Болтливая старуха»);
  • сатирико-бытовые («Мужик и поп», «Барин и плотник», «Барин и мужик», «Как поп работницу нанимал»);
  • волшебно-бытовые (с элементами из волшебных сказок, яркие примеры тому: «Морозко», «Золушка»).

Вообще, нужно отметить, что классификация эта выведена литературоведами достаточно условно, поскольку далеко не всегда можно однозначно сказать, к какой категории принадлежит та или иная сказка. Многие можно отнести и к социально-бытовым, и к сатирико-бытовым, а, например, во всем известной сказке «Морозко» к этим двум особенностям добавляется еще и известная доля волшебства, поэтому она и бытовая, и сатирическая, и волшебная одновременно. И так обстоит дело со многими сказками.

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Бытовая сказка представляет собой просто кладезь знаний, ведь в первую очередь она содержит описание народного быта, откуда и пошло ее название. Поскольку эти произведения создаются для детей, то бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки — это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. Также нередко в качестве основного мотива выступает любовная тема — венчание, свадьба или жизнь после замужества. Сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам.

Бытовые сказки рассказывались и рассказываются детям для того, чтобы указать им правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что такое бытовая сказка, если не поучение и наставление будущим поколениям? Она учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди, готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить свою родину.

Бытовые сказки обычно несут в себе идею о том, что надо быть трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих сказках обычно высмеивают, и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках с негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о том, что в бытовых сказках ярко заметно социальное неравенство героев. Причем у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более богатых. Роль бытовой сказки в том, чтобы обличать ложь и показывать именно социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.

Бытовые сказки — это сказки, в которых все действо происходят в обычных жизненных условиях и ситуациях. Как правило, в бытовых сказках показываются различные способы выхода из затруднительных и сложных жизненных моментов. Бытовые сказки носят социальный характер. В них высмеиваются глупость, жадность и иные отрицательные качества, присущие человеку.

Задача жанра: высмеять плохие черты характера человека, выразить радостное удивление умом и находчивостью.

Бытовые сказки делятся на следующие типы:

  • анекдотические
  • сатирические
  • сказки — состязания
  • сказки – насмешки

Общие особенности:

  • в основе — необычайное происшествие в рамках реальных человеческих отношений (фантастика практически отсутствует);
  • имеет место чудесное допущение, в основе которого, например, гипербола;
  • герой настолько хитёр, что может перехитрить всех на свете и остаться безнаказанным;
  • вместо волшебства используется смекалка;
  • реализм условен (реальные жизненные конфликты получают необычайное сказочное разрешение);
  • действующие персонажи — антагонисты;
  • положительный герой — иронический удачник;
  • смысловой акцент приходится на развязку;
  • широкое использование диалога;
  • обилие глаголов;
  • герои: обычные люди (поп, солдат, мужик, баба, царь, барин).

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы. Бытовая сказка идеализирует активность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной борьбе. Для бытовой сказки характерны краткость изложения, разговорная лексика, диалоги. Она не стремится к утроению мотивов и вообще не имеет больших развитых сюжетов. В бытовой сказке не используются красочные эпитеты и поэтические формулы. Художественное обрамление бытовой сказки зачинами и концовками также не является обязательным, многие из них начинаются прямо с завязки и завершаются с последним штрихом самого сюжета.

Бытовые сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в них настолько реальны, что, читая их, невольно ощущаешь, будто мы сами проживаем их из дня в день. В бытовых сказках есть место и юмору, и колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает. Но, несмотря на отсутствие фантастических событий и мифических персонажей, чтение бытовых сказок приносит детям массу позитивных эмоций. А еще такие сказки могут многому научить ребенка. Детское сознание, которое проходит первые этапы своего формирования именно благодаря восприятию реалистичных рассказов, намного восприимчивее взрослого. И, несмотря на то, что само понятие сказки существует уже несколько сотен лет, малыши получают свои первые знания в этой жизни, как и много веков назад, именно благодаря им. Самые распространенные русские народные бытовые сказки учат малышей правильно воспринимать жизненные ценности, а также учат верить, любить. Сказки дают понимание того, что добро всегда рядом, а чудеса могут происходить с нами каждый день и в реальном мире. Но зачастую в сюжетах бытовых сказок разных народов встречаются как добрые, так и злые персонажи. Конечно, добро всегда побеждает, несмотря на все превратности судеб героев. И такая закономерность неслучайна. Ведь именно такое восприятие развитие сказочного сюжета помогает ребенку стремиться к лучшему и совершать добрые поступки в реальной жизни. А вот жизненные испытания, которые судьба подкидывает персонажам бытовых сказок, учат малышей смирению и терпению. Но при этом очень важно, чтобы название и сюжет сказки смогли донести до сознания ребенка то, что счастливый конец обязательно наступит, стоит только чуточку постараться. Когда ситуация, в которую попадают персонажи, оказывается безнадежной, обязательно появляется ее решение. Такие чудеса дают малышу не только подсознательное ощущение защищенности, но и стимулируют его любознательность и самостоятельное развитие.

Невозможно переоценить значение бытовых сказок. Так, каждый народ не только нашей большой России, но и всего мира знает, что такое бытовая сказка, и рассказывает ее детям. Каждый народ имеет свои сказки, однако сюжет их часто повторяется. Тем не менее, благодаря им мы можем узнать больше о культуре другого народа и лучше понять его. Это очень важно в такой многонациональной стране, как Россия. Когда дети слушают сказки своего народа в раннем возрасте, они гораздо лучше воспринимают именно их, чем зарубежные произведения. Нет сомнения, что чтение русских народных сказок доставит детям и взрослым много счастливых минут. Сказки мудры и учат людей высокой нравственности незаметно, ненавязчиво. Как на крыльях, они уносят нас в воображаемый мир, заставляя дивиться богатству народной выдумки. В народном творчестве сказка — вероятно, и есть самое большое чудо. Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и, главное, расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества. Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

Список используемой литературы

  1. Веснина, Береника Сказка // Энциклопедия Кругосвет
  2. Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2002.
  3. Пропп В. Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928.
  4. Юдин Ю. И. Дурак, шут, вор и чёрт (Исторические корни бытовой сказки). — М.: Лабиринт, 2006. — 336 с. (Разыскания в области филологии, истории и традиционной культуры) ISBN 5-87604-148-3
  5. Интернет-ресурсы

Библиографическое описание:

Аскерова, Н. И. Сюжетная линия бытовых сказок / Н. И. Аскерова. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/234/12019/ (дата обращения: 10.01.2023).



Бытовые сказки различаются по своему содержанию и теме. Эти сказки, для которых характерно использование загадок, трудных вопросов и мудрых ответов, объединяют в себе сюжеты о жестоких и глупых правителях, высмеивающие глупость, жадность и бездарность.

Происхождение бытовых сказок различно, как и их темы. Источник сюжетов о непутевых детях, разбойниках и ворах связан с повседневной жизнью. Бытовые сказки имеют свой круг сюжетов, образов, специфические методы художественного воздействия. В отличие от волшебных сказок, их герои живут в реальном мире, достигают желаемого с помощью смекалки и ума. Их поступки иногда противоречат этическим нормам общества, в котором они живут. Эти сказки емкими художественными средствами отражают образ жизни народа, его быт и повседневность, традиции и обычаи, борьбу, желания, надежды и чаяния. Здесь говорится о встрече представителей народа с правителем, визирем, муллой, торговцем и другими, о проблемах социальной несправедливости, бесправия, бедности, нужды. Главные герои бытовых сказок достигают желаемого за счет ума, смекалки, предприимчивости, справедливости, совести, правдивости, побеждают с помощью моральных качеств. В образах этих героев народ воплощает свои мечты и желания. В этих сказках отчетливо проявляется правда реальной жизни. Сказки, построенные на вопросах и ответах, по своему характеру близки волшебным сказкам. В волшебных сказках герой достигает своих желаний с помощью сложных действий, событий, пройдя многочисленные испытания. А в бытовых сказках аналогичного типа побеждает ото человек, кто ставит перед соперником неразрешимые вопросы-загадки или наоборот, кто находит правильный ответ на вопросы и загадки. [4, с. 230]. В некоторых сказках этого типа основу сюжета составляет вопрос-загадка. События заканчиваются после того, как найден ответ на эту загадку.

В сказке «Три принца» важное место занимает мотив испытания нареченного/нареченной. В сказке описывается, как три брата, закончив учебу и постигнув науки, с разрешения отца направляются в путешествие. Они не спеша едут и достигают одной страны. Падишах этой страны находит братьев очень умными и способными и доволен ими. Падишах выдает свою дочь за старшего брата, свадьбу играют сорок дней и сорок ночей. Затем средний и младший братья продолжают свой путь. На развилке двух дорог они расстаются, каждый из них достигает какой-то страны. Средний брат также за счет своего ума и терпения женится на дочери падишаха. Также и младший брат выполняет задание мудрого старца, которое не смог выполнить ни один богатырь, и с его помощью проникает во дворец к девушке. После этого девушка говорит отцу, что если юноша ответит на ее вопросы, то она выйдет за него замуж. Молодой человек находит ответы на вопросы девушки. Она соглашается выйти за него. После свадьбы отец спрашивает, в чем был смысл вопросов-ответов, девушка объясняет:

— Я послала ему алмаз, сказала, я тверда, как алмаз, ты не сможешь исполнить все мои желания.

Юноша сказал:

— Я понял, поэтому алмаз я возвращаю тебе смятым. Если твои желания будут чрезмерны, я сомну их так же.

Девушка продолжила:

— Затем я послала бриллиант, это значило — я прекрасна, как бриллиант.

Юноша ответил:

— Мой ответ таков: я купил еще более дорогой бриллиант и отправил тебе, что значит — и я прекрасен. Но рядом я положил два рубина: посмотри же, если от двух таких прекрасных людей, как мы, родятся два сына, красивых, как рубины, что за чудо случится (1, с. 306).

Как видно, вопросы и загадки более всего нацелены на то, чтобы проверить, насколько умен и находчив герой. Парень и девушка соревнуются с помощью вопросов и загадок. В такого рода соревновании нет ни победителя, ни побежденного, обе стороны демонстрируют свой ум и сообразительность, на основе чего принимается решение о свадьбе. В этой сказке все три брата-принца женятся на принцессах не за счет своего происхождения. Принцессы дают согласие выйти за них замуж потому, что каждый из братьев успешно проходит испытание, справляется с предложенным ему заданием. Следовательно, по древнему свадебному обычаю, основную роль играло не происхождение жениха, а его умения и способности (3, с. 55).

Сказка «Поставим на пути лестницу» полностью построена на загадках, хотя и в некоторой степени перекликается с современной ей сказкой «Падишах и башмачник» [8, с. 199]. Как и у других народов, суть бытовых сказок, имеющих форму диалогов и построенных на загадках, составляют противоречия. Одна сторона с помощью загадок испытывает другую сторону, которая ломает голову, готовит ответ. Один умен, находит ответ, другой же не может дать ответа. Тем самым девушка посредством загадок проверяет ум, сознательность молодого человека. Если парень беден, девушка больше всего ценит его ум. Если есть ум, богатство заработает, если же нет — потратит и то, что есть, так рассуждает девушка и подвергает его испытанию. И здесь парень, дав правильный ответ на вопрос девушки, получает ее любовь. Во многих сказках юноша снимает чары, наложенные на девушку, и должен дать ответ на ее загадки. В некоторой части сказок данного типа преимущественно проверяется, испытывается физическая сила нареченного. Эта особенность отчетливо видна в сказке «Соловей Хазарандастана». Бильгейс ханым согласна выйти только за того юношу, который победит ее в поединке. Младший принц выполняет это условие и получает ее согласие [5, с. 117].

Этот мотив широко распространен в наших дастанах. Данная особенность ярко проявляется и в «Книге моего деда Коркуда», в части Бамсы Бейрек. Бейрек приходит на зеленое поле, где разбит шатер его невесты Банучичек. Девушка, закрыв лицо, чтобы он не узнал ее, выходит к юноше, спрашивате, зачем он пришел и подвергает его испытанию — стрельбе из лука и борьбе. М. Х. Тахмасиб, указывая на широкое отражение этого обычая в наших дастанах, пишет: «Но эти состязания, в древности опиравшиеся на необходимость проверить прежде всего физическую силу юноши, испытать его, постепенно начинают уступать большее место испытаниям, проверяющим рассудительность юноши, его ум, находчивость в разговоре» [9, с. 82]. В сказке «Два брата» основная суть проявляется в параллелизме «разумный-дурачок».

«В некотором царстве, в некотором государстве, в деревне жила-была одна семья, и было у них два сына. После смерти родителей братья остались одни. Старшего брата считали умным, а младшего — дурачком [6, с. 52]. И все развитие событий связано с этим. В сказке именно в связи с совершением братьями «разумных и дурацких» поступков, происходят интересные события, создается комический эффект. В целом, в бытовых сказках конфликт развивается в рамках повседневной жизни. В бытовых сказках бытовые мотивы формируют основу сюжета. Эта особенность охватывает все внутрижанровые типы бытовых сказок. Широко распространены среди бытовых сказок и наиболее популярны в народе сказки про плешивого. В сказке «Плешивый Мамед» Мамед, обращаясь к падишаху, говорит: «Как же ты можешь быть падишахом с таким умом?» В сказке про плешивого описывается, как скупой торговец заставил плешивого работать до вечера и дал ему за труды только крошки черствого хлеба. В сюжет включается дополнение, рассказывающее о приключении жены торговца со старостой, с помощью него проясняются характеры героев. Воспользовавшись этим происшествием, плешивый до конца разоблачает врага. В ходе событий выявляется ум, смекалка, храбрость плешивого, жадность торговца и двуличие старосты. Староста с целью отомстить плешивому, говорит торговцу, который хочет дать ему взятку второй раз: «Ты больше плешивых не присылай, приходи тихонько сам и принеси мне сто туманов»

Сказка «Догадливый плешивый» начинается так: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были муж и жена. У них был плешивый сын. Муж умер. Мать вырастила сына.Плешивый и говорит:– Мать, какое наследство от отца осталось? Мать отвечает: – Среди гусей соседа-торговца есть один хромой гусь — это наш» [2, с. 104]. Сказку, начинающуюся таким образом, можно разделить на три этапа: условия, разоблачающие кривду; борьба плешивого с кривдой; победа правды. В наших сказках плешивые являются носителями различных функций. Например, в данной сказке плешивый догадлив. Плешивый сражается с визирем, злой старухой и разбойниками. С помощью своего ума и смекалки он всегда ставит их в трудное положение. Он унижает их всех перед падишахом. Затем визирь так кричит от злости, что умирает. «Падишах начинает искать себе нового визиря. Плешивый слышит об этом, наряжается, прихорашивается и приходит к падишаху. «Да здравствует падишах, пусть возьмет меня к себе визирем».

Плешивый в азербайджанских сказках, как и в сказках других тюркских народов, — это герой, который не отступает от своей цели, не терпит несправедливости, с помощью ума и смекалки разоблачает кривду, не боится трудностей. Ввязаться с ним в спор и превзойти его в хитрости невозможно. В фольклоре народов мира есть множество героев, подобных плешивому. Например,в русских сказках — это Иван-дурак, в индийских — сирота-грязнуля и другие. Но если эти герои добиваются желаемого в основном посредством волшебства, плешивый, как мы уже показывали, достигает своей цели посредством ума и смекалки (8, с. 201). Плешивый всегда готов к борьбе. Его борьба проявляется в любой области общественной жизни. Иногда эта борьба начинается просто ради самой борьбы, но по большей части она является закономерным результатом общественно-экономических противоречий. В целом, в сказках про Плешивого отчетливо проявляется назидательный характер, жизненный опыт. В сказке «Ширванский кади» кади (судья) описывается как отрицательный герой, как злая сила. Внешне кади — благородный человек. Он шагает так осторожно, что не раздавит и муравья. Целый день он молится в мечети, совершает намаз. На самом же деле — это один из жуликов, который, сколотив банду жулья, всегда выходит сухим из воды. Главный герой сказки «Имам» также во многом напоминает нечистого на руку кади. Народу он представляет себя как имама, на самом деле же занимается злыми делами; в сказке описывается, как для своей выгоды он с помощью интриг разрушает самую счастливую семью. Такое представление героев с позиции острой критики — нередкое явление в фольклоре [7, с. 95]. Главные герои сказок «Ширванский кади» и «Имам» не походят не только на Плешивого, но и на тех торговцев и кади, с которыми он сталкивается. Торговцы и кади, которым противостоит Плешивый, — это просто проигравшие участники забавных приключений. Обе стороны, противостоящие друг другу в этих приключениях, используют хитрость. Плутовство Плешивого вызывает одобрение у слушателя, а поступки торговца и кади, которых он побеждает, не вызывают ненависти, а только лишь грустную усмешку.

Теперь рассмотрим сказку «Хасан Гара» Шах Аббас из-за измены одной жены отдает приказ уничтожить всех женщин в стране. Народ объясняет недалекому правителю, что все женщины не могут быть неверны и продажны. Здесь с помощью бывшего визиря Хасана Гара показывается, как мужественны, находчивы и предприимчивы бывают женщины.

В целом, в бытовых сказках конфликт развивается в рамках повседневной жизни. В бытовых сказках бытовые мотивы формируют основу сюжета. Эта особенность охватывает все внутрижанровые типы бытовых сказок. Таким образом, общие черты сказочного жанра оригинальным образом проявляются в бытовых сюжетах, в особенностях содержания и формы в зависимости от принципов их создания.

Литература:

  1. Жемчужины азербайджанской литературы. Сказки. Баку: Язычы, 1985, 502 с.
  2. Антология азербайджанского фольклора. Нахчыванский фольклор. Баку: Завтра, 1994, 377 с.
  3. Алиев О. Особенности бытовых сказок. / Дед Коркуд Научно-литературный сборник. Баку: Седа, 2002, № 2, с. 114–118.
  4. Алиев О. Сказки / История азербайджанской литературы: В 6-ти томах, т. I. Баку: Наука, 2004, с. 217–240.
  5. Алиев О. Система образов бытовых сказок / Серия гуманитарных наук. Известия. 2010, № 2, с. 58–64.
  6. Следы народной памяти. Баку: Наука, 2005, 144 с.
  7. Казымоглы М. Народные шутки: некоторые терминологические трудности // Исследования устной народной литературы Азербайджана. Т. XVI, Баку: Седа, 2005, с. 94–102.
  8. Пашаев Г. Жанры Керкукского фольклора. Баку: Наука, 2003, 320 с.
  9. Тахмасиб М. Х. Азербайджанские народные дастаны (средние века). Баку: Наука, 1972, 398 с.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, девушка, загадка, основа сюжета, ответ, падишах, повседневная жизнь, младший брат, молодой человек, правильный ответ.

Похожие статьи

Парадоксы сказочного творчества братьев Гримм

Сказки учат людей правильным поступкам: чтобы чего-то добиться, человек должен преодолеть

Вместе со своим младшим братом я до сих пор люблю читать сказки.

В оригинальной сказке Братьев Гримм сюжет наиболее близок к современному сюжету сказки.

Русская народная сказка на уроках русского языка как иностранного

Старший брат обрадовался. А младший брат тоже рассказал жене царские загадки.

Задание 2. Напишите ответы на вопросы.

Основные термины (генерируются автоматически): старший брат, младший брат, Царь, задание, упражнение, жена, русская народная сказка, загадка

К вопросу о сравнительном изучении народных сказок

Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

Яблоко это падишах должен разделить со своей супругой, а в некоторых сказках кожицу (или…

Выбор профессии — самый сложный выбор в жизни молодого человека.

Полемика автора и героя в романе Т. Н. Уайлдера «Мост короля…»

Эти относительно самостоятельные истории жизни пяти людей стремятся к единому целому и последовательно, начиная с пролога

Цель его поисков не в обретении ответов на вопросы, а в пути нахождения

Жребий быть соперником магистра выпал брату Молодого короля, Мусе.

Скрытая фольклорная основа сказки Г.-Х. Андерсена «Тени»

Библиографическое описание: Маломожнова Е. С. Скрытая фольклорная основа сказки Г.-Х

Ответ ученого на эти слова знаменателен: «Не будем вспоминать о том, что там говорится.

Сюжет Андерсена — Шварца о взаимоотношениях человека со своей тенью находит…

Сравнение сюжета русских и зарубежных волшебных сказок

Думаю, это связано с тем, что сказка настолько древняя и основа сюжета родилась, когда люди жили одним племенем.

Каким бы ни был правильный ответ, все мы любим сказки. Благодаря ним хочется верить в чудо!

Становление английской литературной сказки | Статья в журнале…

Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

Вместе со своим младшим братом я до сих пор люблю читать сказки.

Молодой ученый. Ключевые слова: Ирландия, ирландские сказки, сказочный герой, педагогическая роль, нравственное воспитание.

Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси…

Только эта часть пространства фильма-сказки не имеет никакой исторической основы, а является лишь плодом народного или авторского воображения.

Самое ценное в «Ледяной внучке» то, что, несмотря на сказочный сюжет, повседневная жизнь людей московской Руси…

Сказки в литературе

Определения

  • Сказка — прозаическое фольклорное произведение, обычно — со счастливым концом.
  • Волшебная сказка — это эпическое фольклорное произведение со строгой композицией (экспозиция — завязка — кульминация — развязка). Обычно в волшебной сказке есть волшебные герои (Иван Царевич, Василиса Премудрая), волшебные предметы (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка) и волшебные помощники (как правило, животные — Серый Волк, Орёл, Зайчик -побегайчик).
  • Бытовая сказка — сказка, сюжет которой максимально приближен к реальности. Главный герой такой сказки — как правило, обычный человек, хитрый и ловкий. Он добивается торжества справедливости.
  • Сказки о животных — сказка, главными действующими лицами которой выступают животные. Животные наделены свойствами человека (разговаривают, выстраивают отношения, обманывают друг друга, проявляют симпатию).

В сказках отражаются мечты народа о счастье, представление о справедливости, морали.

Особенности волшебной сказки

В волшебной сказке — особый мир, где всегда происходит борьба добра со злом. И главный герой — храбрый человек, который побеждает зло. Даже если в начале сказки его представляют дурачком, бездельником (Иванушка-дурачок, Емеля), то в конце он обязательно красив и умён, как правило — награждён богатством и женится на первой красавице.

Женщины в волшебной сказке — очаровательны и обладают потрясающими умениями (Василиса, Марья Моревна, Елена Прекрасная).

Главному герою обычно помогают волшебные помощники (Сивка-бурка, Серый Волк и пр.).

Враги главного героя (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-Яга) жестоки и невероятно сильны — но куда им до нашего героя! По традиции, герой трижды подвергается испытаниям, но всякий раз побеждает, и добро торжествует.

Филолог-фольклорист В. Я. Пропп отметил, что в каждой волшебной сказке ограниченное количество типов героев:

  1. герой (например, Иван-царевич, Иванушка-дурачок);
  2. вредитель (Кощей Бессмертный, Баба-Яга);
  3. даритель (персонаж, испытывающий героя и дарящий ему некую возможность, — Печка и Яблонька в сказке «Гуси-лебеди»);
  4. помощник (Серый Волк);
  5. отправитель (тот, кто поручает герою выполнение задания, — царевна или её отец, либо они оба);
  6. ложный герой (тот, кто присваивает заслуги героя или выдаёт себя за него).

Бытовые сказки

В мире бытовых сказок всё реалистично. Их герои — хитрый солдат, строптивая жена, глупый барин, жадный поп и т. п. Сюжет таких сказок обычно связан с одним небольшим событием. Зачастую бытовые сказки забавны, сатиричны.

Сказки о животных

Эта разновидность сказок — очень древняя. В чём-то сказки о животных сродни более поздним басням. Животные в сказках изображаются иносказательно и подразумевают вполне человеческие пороки: лень, коварство, трусость.

Самая популярная героиня таких сказок — лиса. Она хитрая, льстивая и мстительная. Часто в сказках о животных встречается и волк — глупый, жестокий. Ещё один отрицательный герой — медведь. Угнетатель, подавляющий всех своей силой, медведь тоже глуп и зачастую оказывается обманут.

Зайчик (как и, к примеру, мышка), зачастую угнетённый, обиженный персонаж. Положительных героев в сказках о животных не так много: обычно это кот и петух, которые сильными не являются, но помогают обиженным, ценят дружбу, радуются жизни.

Поделиться ссылкой

  • О чем рассказы шукшина
  • О чем рассказали в своих музыкальных сказках чайковский и прокофьев сказочка и нянина сказка
  • О чем рассказали в своих музыкальных сказках чайковский и прокофьев 2 класс ответы на вопросы
  • О чем рассказали в своих музыкальных сказках чайковский и прокофьев 2 класс музыка
  • О чем рассказала повариха в сказке о царе салтане