Тематическое планирование уроков литературного чтения во 2 классе, на период практики.
1.Планирование уроков во 2 классе по программе (1-4) 4 часа +1час внеклассного чтения в неделю. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. образовательная программа «Школа России».
2. Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 год.
3.Основное содержание:
Тема раздела |
Тема урока |
дата |
Основные цели, задачи урока |
Устное народное творчество. Сказки. |
1. «Каша из топора» — русская народная сказка. |
4.10 |
— Ознакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора». — Отрабатывать навыки выразительного чтения. — Обогащать речь учащихся. — Учить работать с текстом. — Развивать мышление, внимание, память. |
2. «Гуси – лебеди» — русская народная сказка. |
5.10 |
— Ознакомить детей с русской народной сказкой «Гуси-лебеди». — Ознакомить с новым видом сказок. — Учить делить текст на части. — Обогащать словарный запас детей. — Развивать мышление, внимание, память. — Развивать творческие способности детей и навыки выразительного чтения. — Учить анализировать сказку, отвечать на вопросы по тексту. |
|
3.Урок внеклассного чтения. Устное народное творчество. |
6.10 |
— Развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность. — Прививать интерес к чтению. — Воспитывать чувство ответственности, умение принимать решение. |
|
4.Обобщение по теме. |
7.10 |
— Обобщить знания учащихся по пройденному разделу. — Учить работать в группе, проявлять свои творческие способности. — Развивать речь, мышление, память. |
|
5.Контрольная работа по литературному чтению. |
11.10 |
— Контроль знаний и умений по пройденному материалу. |
|
Люблю природу русскую. Осень. |
6.Вводный урок по разделу. Загадки об осени. |
12.10 |
— Ввести в новый раздел «Люблю природу русскую. Осень.». — Развивать речь, мышление, память. |
7.Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…». К. Бальмонт «Поспевает брусника…». Анализ лирического текста. |
13.10 |
— Ознакомить со стихотворением Ф.И.Тютчева «Осень». — Ознакомить учащихся со стихотворением К.Бальмонта. — Обучать правильному чтению стихов. — Развивать речь, мышление, память. |
|
8.Образ осени в произведении А.Плещеева. А.А.Фет «Ласточки пропали…». Анализ лирического текста. |
14.10 |
— Ознакомить учащихся со стихотворениями А.Плещеева, А.А.Фета. — Развивать речь учащихся, образное мышление, внимание к слову. — Воспитывать любовь к природе и русской словесности. |
|
9.А.Н.Толстой «Осень. Осыпается весь наш бедный сад…». С.Есенин «Закружилась листва золотая…». Анализ лирического текста. |
18.10 |
— Ознакомить учащихся со стихотворениями А.Н.Толстого, С.Есенина. — Учить понимать и читать стихи. — Развивать речь, мышление, память. |
|
10.Осень в произведении В.Брюсова «Сухие листья…» и в произведении И.Токмаковой «Опустел скворечник…». |
19.10 |
— Ознакомить учащихся со стихотворениями В.Брюсова и И.Токмаковой. — Обучать правильному чтению стихов. — Развивать речь, мышление, память. |
|
11.Сравнение научно – популярного и художественного текстов. В.Берестов «Хитрые грибы». |
20.10 |
— Ознакомить детей с произведением В.Берестова. — Отрабатывать навыки выразительного чтения. — Развивать речь, мышление, память. — Воспитывать бережное отношение к природе. |
|
12.Сравнение художественных текстов. М.Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…». |
21.10 |
— Ознакомить детей с рассказом М.Пришвина «Осеннее утро». — Отрабатывать навыки осознанного чтения. — Развивать умение работать в группе. — Воспитывать любовь к природе. |
|
13.Урок внеклассного чтения. Книги об осени. |
25.10 |
— Обобщить знания учащихся по пройденному разделу. — Учить работать в группе, проявлять свои творческие способности. — Развивать речь, мышление, память. |
|
14.Обобщение по теме. |
26.10 |
— Повторить и обобщить пройденный материал. — Развивать память, внимание, мышление, речь. — Воспитывать любовь к чтению, литературе. |
|
15. Контрольная работа по литературному чтению. |
27.10 |
— Контроль знаний и умений по пройденному материалу. |
Конспект по чтению, проведённого во 2 классе.
Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 год.
Тема: «Каша из топора» — русская народная бытовая сказка.
Цель: познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой.
Задачи:
— Отрабатывать навыки выразительного чтения.
— Обогащать речь учащихся.
— Учить работать с текстом.
— Развивать мышление, внимание, память.
— Расширение и обогащение словаря учащихся.
Оборудование:
1) Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 год.
2)Рисунки учащихся к сказке «Лиса и Журавль».
3)Аудиозапись для физ.минутки.
Оформление доски:
«Каша из топора» — русская народная бытовая сказка.
Около кола – колокола,
И на колах – колокола.
Служивый – солдат, военнослужащий.
Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.
Изба – деревянный, крестьянский дом.
Вдоволь – достаточно.
Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.
Чулан – помещение в доме, служило кладовой.
Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.
Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.
Коли – если бы.
Этакую – такую.
Смётка – смекалка.
А)Догадка и смекалка не хуже разума.
Б)Смётка дороже всего.
В)Глупый киснет, а умный всё промыслит.
План урока:
I.Организационный момент.
II.Речевая разминка.
III.Проверка домашнего задания.
IV.Постановка цели урока.
V.Изучение нового материала.
VI.Физ.минутка.
VII.Закрепление изученного материала.
VIII.Итог урока.
IX.Организационный момент.
Ход урока:
I.Организационный момент.
— Проверьте готовность к уроку литературного чтения.
II.Речевая разминка.
— Сегодня на речевой разминке мы будем произносить скороговорку, которая написана на доске:
Около кола – колокола,
И на колах – колокола.
— Вспомним, как работаем со скороговоркой.
— Первый раз читаем медленно, потом чуть быстрее, ещё быстрее, очень быстро.
— Самое главное, правильно произносить все слова.
— Потренируемся сначала хором, затем индивидуально.
III.Проверка домашнего задания.
Детям было задано перечитать сказку «Лиса и Журавль» и подготовить иллюстрацию понравившегося отрывка.
На магнитной доске (заранее) вывешиваются рисунки учеников. Дети зачитывают отрывки к своим иллюстрациям (2-3 человека).
IV.Постановка цели урока.
Учитель:
— Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем?
Ученик:
— Волшебные, о животных, бытовые.
Учитель:
— О чём рассказывают бытовые сказки?
Ученик:
— В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.
Учитель:
— В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.
— Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Откройте учебники на странице 44, прочитайте название сказки.
Ученик:
— Каша из топора.
Учитель:
— Можно ли по названию сказки определить главных героев?
Ученик:
— Можно предположить, что это будут деревенские жители: топор используют, чтобы рубить дрова, а дрова используют в деревне.
V.Изучение нового материала.
1)Текст читают хорошо читающие дети, по ходу чтения ведётся словарная работа. Слова выписаны на доске.
Служивый – солдат, военнослужащий.
Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.
Изба – деревянный, крестьянский дом.
Вдоволь – достаточно.
Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.
Чулан – помещение в доме, служило кладовой.
Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.
Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.
Коли – если бы.
Этакую – такую.
Смётка – смекалка.
2)Первичная проверка понимания текста.
— Понравилась сказка? Чем понравилась?
— Удивило ли вас название сказки? О чём вы подумали, когда прочитали его?
— Зачем солдат постучал в избу?
— Кто там жил?
— Что попросил солдат у старухи?
— Как старуха отреагировала на просьбу солдата?
— Что придумал солдат?
— Что он сначала попросил у старухи?
— А потом?
— Что получилось у солдата сварить из топора?
— Какой показана старуха в сказке?
— Каким – солдат?
— Почему он так поступил?
VI.Физ.минутка.
— Сделаем небольшую паузу. Выполним упражнения под музыку.
VII.Закрепление изученного материала.
1)Работа над пословицами (на доске).
— Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.
— Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?
А)Догадка и смекалка не хуже разума.
Б)Смётка дороже всего.
В)Глупый киснет, а умный всё промыслит.
Ученик:
— Лучше всего по смыслу подходит вторая поговорка – смётка дороже всего.
В сказке идёт речь не о том какой солдат умный, а о том, что смекалка помогает ему выжить в тяжёлых условиях, когда нет еды, одежды, денег и т.д.
2)Повторное чтение.
Учащиеся читают сказку по цепочке, после по ролям.
— Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.
— И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.
— За ласковыми словами кроется подтекст. Эмоции не всегда выражаются прямолинейно, их можно выявить через поступки персонажей.
У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
— Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
3)Работа с иллюстрацией.
— А ещё эмоции можно изобразить на иллюстрации.
— Рассмотрим иллюстрацию на странице 45.
— Какие строчки из сказки подходят к иллюстрации?
Ученик:
— Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
Учитель:
— Объясните, почему именно эти строки выбрали? Какие эмоции можно увидеть?
Ученик:
— Солдат пробует ложкой кашу. Руку отвёл в сторону, показывает как ему вкусно. Старуха стоит удивленная. Руки сложила под подбородком, рот открыла.
4)Работа над текстом.
— Возьмите простые карандаши и подчеркните слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.
Притомился солдат в пути, есть хочется – состояние усталости.
У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой – пожадничала и решила обмануть.
Глядит старуха, оторваться не может – сильное удивление у старухи.
А солдат ест, да посмеивается – про себя смеётся над глупостью и жадностью старухи. Относится к старухе с иронией (скрытая насмешка).
Учитель:
— С симпатией в сказке изображен бывалый солдат, который умеет суп варить из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть глупую старуху. Служивый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуации. И в этом обнаруживается ирония.
— Дайте характеристику солдату. Какой он? (Вопрос можно прочитать в учебнике на стр. 47.)
- Смекалистый
- Рассеянный
- Находчивый
- Добрый
- Смелый
Ученик:
— Смекалистый солдат, потому что сообразил, как кашу сварить «из ничего», перехитрил старуху. Также можно его назвать находчивым. Он не стал старуху упрашивать дать ему поесть, сам придумал, как выйти из ситуации. Ещё солдата можно назвать добрым. Он ни одного слова плохого не сказал старухе, вежливо, по-доброму с ней обращался.
— Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберете:
- Добрая
- Жадная
- Весёлая
- Умная
Ученик:
— Про старуху можно сказать, что она жадная и глупая. Она так и не поняла, что обманула сама себя.
VIII.Итог урока.
— С какой новой сказкой познакомились на уроке?
— Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?
Ученик:
— Сказочное, что солдат сварил кашу из топора, что старуха разрешила в своём доме хозяйничать совершенно незнакомому, постороннему человеку.
— Реальное то, что солдат шёл на побывку, остановился на ночлег, что его кормить не хотели, старуха, живущая в деревне. Солдат мог перехитрить старуху.
Учитель:
— Добился ли солдат своего? Что ему помогло?
Ученик:
— Да, добился. Хотел поесть и поел. Помогла ему смекалка, доброе обращение со старухой, вежливость. Наказал старуху за жадность.
Учитель:
— Прав ли солдат?
Ученик:
— Так поступать солдата жизнь заставила, иначе от голода бы умер.
Учитель:
— Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?
Ученик:
— Сказитель на стороне солдата. Какие бы трудности не свалились на солдата, он не унывает. Находит выход из любой ситуации. Жадность и глупость должны быть наказаны. Только старуха этого не поняла. Солдат очень симпатичен сказителю.
Учитель:
— Запишите домашнее задание: подготовиться к чтению по ролям (либо инсценировать сказку, можно помочь детям подготовиться в группе продлённого дня).
IX.Организационный момент.
Выставление оценок за работу на уроке.
— Готовьтесь к следующему уроку.
Самоанализ урока литературного чтения.
Урок был проведен во 2 классе. Тема урока: «Каша из топора» — русская народная сказка.
Это седьмой урок в системе. На первых уроках происходит знакомство со статьёй Ю.Коваля «Сказки», а также со стихами Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…». На следующих уроках изучаются русские народные сказки о животных.
На первых уроках формируется понятие что такое сказка, почему все любят сказки, чему учат сказки. На последующих уроках формируется понятие «сказки о животных». Седьмой урок посвящен изучению понятия «бытовая сказка». Далее дети знакомятся с волшебной сказкой.
На протяжении всех уроков продолжается работа над умением выразительно читать. На обобщающем уроке, дети имеют возможность продемонстрировать свои знания и умения.
Цель урока познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора» была достигнута.
Задачи урока также были решены: отрабатывались навыки выразительного чтения. На доске были выписаны слова, которые в на сегодняшний день редко употребляются, проводилась работа по разъяснению смысла этих слов. Тем самым расширялся словарный запас учащихся, и обогащалась их речь. На уроке отрабатывалось умение работать с текстом, находить нужный ответ.
Цели и задачи урока были достигнуты. Цель оправдана содержанием программы, художественной природой произведения, возрастом класса. Учитель опирается на уже имеющиеся знания учеников. На этом фоне вводится новое понятие – бытовая сказка.
В ходе урока формируются читательские и речевые умения и навыки (рассмотрены после анализа). Отрабатывается навык выразительного чтения, ролевое чтение. Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.
На уроке анализируется сказка достаточно подробно. Анализ отвечает требованиям.
Вопросы задаются аналитического, поискового характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации.
Например:
1)- Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.
— Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?
2) — Какие строчки из сказки подходят к иллюстрации?
Ученик:
— Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
Учитель:
— Объясните, почему именно эти строки выбрали? Какие эмоции можно увидеть?
3)- Что значат слова: «А солдат ест, да посмеивается » – про себя смеётся над глупостью и жадностью старухи. Относится к старухе с иронией (скрытая насмешка).
С симпатией в сказке изображен бывалый солдат, который умеет суп варить из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуации. И в этом обнаруживается ирония.
Так как вопросы носят аналитический характер, то они побуждают учеников обращаться к тексту, самостоятельно перечитывать фрагменты и думать над прочитанным. На уроке формируется навыки: беглости, правильности, осознанности и особенно выразительности.
На данном уроке после прочтения сказки дети рассматривают иллюстрацию и соотносят с прочитанным. Изучая иллюстрацию, дети лучше осознают детали произведения, учатся определять эмоции. Рассматривание книжной иллюстрации позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения. Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.
Так же ведется работа по уточнению и расширению словарного запаса, формирование монологической и диалогической речи, формирование богатства, выразительности, точности речи.
Поскольку учеников больше, чем времени на уроке (а всем хочется выступить), то те кто не успел выступить или получилось мало, расстроились, даже нервничали. Работа над выразительностью чтения (особенно по ролям) все-таки требует большего количества времени. Тем не менее, достаточное количество учеников смогли проявить свои способности и умения. Судя по результатам, учителю удалось достичь желаемого.
Работа на уроке была достаточно четко продумана, каждый вопрос раскрыт и объяснен. Этому способствовал продуманный план урока. В качестве поощрения учителем использованы доброжелательные слова, в конце поставлены положительные оценки.
Урок прошел в приподнятой эмоциональной атмосфере, поэтому степень активности детей достаточно высока. Этому способствовали самые разнообразные формы работы со сказкой.
Пример вопросов и заданий:
1. Дать характеристику персонажа (каков тот или иной из них).
2. Объяснить, почему произошло то или иное событие.
3. Показать, что становится объектом насмешки народа.
4. Прочитать в лицах сказочные диалоги, выделяя голосом характерные особенности персонажа.
5. Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению.
6. Отметить использование в сказке поговорок, пословиц и другое.
7. Охарактеризовать тональность речи того или иного персонажа, соответствие интонации его мыслям и поступкам.
8. Просьба подобрать к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения.
9. Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки.
Работа детей организована правильно, так как дети четко знали, что от них хотят получить.
Домашнее задание связано со следующим уроком непосредственно. Урок достиг поставленной цели.
Пожелания: больше времени на работу над выразительностью чтения. Иногда можно задавать читать тексты дома, следовательно, увеличится время на творческую работу.
Анализ посещенного урока по литературному чтению во 2 классе.
Тема: Устное народное творчество.
Задачи урока:
• Повторить и обобщить известные детям понятия по теории литературы.
• Сформировать у учащихся навыки осмысленного чтения и понимания на примере русских народных сказок.
• Научить детей образному восприятию художественного текста литературного героя.
• Сформировать навыки совместного группового взаимодействия.
• Научить ребят творчески решать проблемные задания.
Краткое описание хода урока:
Учащиеся сидят по заранее сформированным группам (принцип формирования групп произвольный).
1.Мотивация к учебной деятельности.
2 Постановка познавательной задачи.
3. Работа по группам
Задание №1 «Угадай, к какому малому фольклорному жанру относится»
4.Беседа.
Артикуляционная разминка
Физкультминутка
5. Продолжение работы в группах.
Задание №2 « Отгадай сказку»
Задание №3. « Инсценировка»
4. Викторина « Вспомни пословицу».
5. Подведение итогов урока.
6.Домашнее задание
На уроке учащиеся воспроизводили знания, полученные на предыдущих уроках о малых фольклорных жанрах и сказках.
Учитель помогал поднять самооценку ученикам собственной успешной учебной деятельностью на уроке, а также словесно поощрял детей.
Развивалось умение учащихся сравнивать малые фольклорные жанры, виды сказок. Уделялось место воспитанию гуманного отношения к животным, любви к окружающему миру.
Учитель использует различные средства и методы обучения, что помогает достижению поставленной цели.
-текст в учебнике, как опора;
-иллюстрации в учебнике и не только;
— загадки, пословицы;
— игра «отгадай сказку»;
— инсценировка;
— работа в группах;
Данные методы и средства позволяют учителю организовать процесс обучения так, чтобы повторить и закрепить пройденный материал.
Учащиеся сравнивают, анализируют, обобщают и делают выводы, расширяют умения работать с дополнительной литературой, воспитывают чувство толерантности.
Данный урок расширяет, предоставляет учащимся возможность проявить инициативу и самостоятельность. Стимулирует использование разнообразных методов изучения темы: исследование, анализ литературных источников, материалов взятых из Интернета;
Тема урока раскрыта. Приготовленная наглядность использовалась во время и к месту.
Чередование различных видов деятельности позволяло сохранить интерес на протяжении всего урока. Смена деятельности также даёт возможность воспринимать информацию различными способами (прочитать, послушать, посмотреть, проиграть).
Учащиеся активно работали на уроке.
Дети давали хорошие, правильные ответы, следовательно, цели урока, поставленные учителем, были достигнуты. В конце урока были выставлены оценки в дневники активным ученикам. Также в конце урока дети получили домашнее задание. Урок проведён методически грамотно, с учётом возрастных, индивидуально- психологических особенностей учащихся. Учитель поощрил работу всех учеников, мотивировал дальнейшую деятельность путём формирования положительного отношения к предмету.
Учитель:
Анализ произведения
Жанровая разновидность представляет собой фольклорную бытовую русскую сказку. Если сказать коротко, она является частью устного народного творчества. Тема и смысл сказки «Каша из топора» — использование собственной находчивости и смекалки для выхода из разных жизненных неурядиц.
Сюжет разворачивается вокруг ситуации, в которую попал главный герой — самый обычный солдат. На пути домой ему попалась скупая старуха. Характеристика и описание этой героини:
- жадная;
- глупая;
- не понимает простых уловок;
- отказалась кормить постояльца.
Характеристика солдата полностью противоположная. Особенность этого персонажа заключается в сообразительности и остром уме. Он достойно выходит из сложившейся ситуации, перехитрив скупую бабку.
Он говорил, какая вкусная получится каша даже из топора, и что это его любимое блюдо. Но во время приготовления солдат сначала просил: «Дай-ка котёл». Но потом постепенно бабка сама начала предлагать продукты, когда парень говорил, что было бы неплохо добавить соль и крупу.
Композиционный вид сказки «Каша из топора» — трёхчастный. В виде зачина выступает часть, где солдат встретился с бабкой, основная часть — варка каши. В конце довольный и сытый солдат уходит от старухи с топором.
Особенность сказки заключается в применении просторечий, которые характеризуются образностью и яркостью выражений. Примеры таких слов:
- Варево — похлёбка, жидкая еда.
- Коли — если бы.
- Вдоволь — достаточно.
- Служивый — солдат.
- Смётка — смекалка.
Большая часть произведения построена на диалоге между старухой и солдатом. Среди средств выразительности можно выделить восклицательные интонации, большое количество эпитетов и употребление устаревших выражений.
Идея сказки выражается воспитательными и познавательными функциями. Она знакомит юных читателей с русскими традициями и народным бытом, параллельно приобщая их к устному творчеству. Мораль описывается пословицами. Например, сюда можно отнести «скупой платит дважды». Основная мысль сказки «Каша из топора» заключается в том, что при должной находчивости можно решить любые проблемы.
Краткое содержание
Начинается произведение с того, что солдат возвращался на побывку, но в дороге очень устал и проголодался. Он зашёл в деревню и постучался в первый попавшийся дом.
Вышла старуха, а служивый попросил её впустить отдохнуть и дать перекусить. Бабка сказала, что сама сидит голодная, хотя солдат видит, что у неё всего вдоволь.
Тогда парень сказал, что можно сварить кашу и из топора. Старуха принесла котелок и топор, налила воды и поставила греться.
Служивый попробовал своё варево и сказал, что скоро будет готово и хорошо было бы добавить соли. Бабка согласилась и дала. После этого снова попробовал, похвалив похлёбку. Солдат сказал, что хорошо бы заправить её ещё горсточкой крупы. Старуха принесла крупу, а затем ещё и масло.
Теперь служивый говорит, чтобы бабка несла хлеб и они начнут есть. Та попробовала и удивилась: «Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить». Солдат поел, положил топор в ранец и ушёл.
Исходя из анализа и сюжета, можно сделать вывод, что сказка учит детей находить выходы из различных ситуаций с помощью своего ума. В произведении заложено, что нельзя превращаться в жадного человека и нужно всегда уважительно встречать гостей, как и заведено у русского народа.
Подробный разбор и анализ сказки «Каша из топора» показывает, что сюжет произведения учит быть находчивыми, выходить из различных ситуаций и с юмором относиться ко всем временным проблемам. То есть суть заключается в позитивном взгляде на жизнь. Этот рассказ входит в школьную программу обучения, и по нему в 5 классе пишут сочинение.
Анализ произведения
Жанровая разновидность представляет собой фольклорную бытовую русскую сказку. Если сказать коротко, она является частью устного народного творчества. Тема и смысл сказки «Каша из топора» — использование собственной находчивости и смекалки для выхода из разных жизненных неурядиц.
Сюжет разворачивается вокруг ситуации, в которую попал главный герой — самый обычный солдат. На пути домой ему попалась скупая старуха. Характеристика и описание этой героини:
- жадная;
- глупая;
- не понимает простых уловок;
- отказалась кормить постояльца.
Характеристика солдата полностью противоположная. Особенность этого персонажа заключается в сообразительности и остром уме. Он достойно выходит из сложившейся ситуации, перехитрив скупую бабку.
Он говорил, какая вкусная получится каша даже из топора, и что это его любимое блюдо. Но во время приготовления солдат сначала просил: «Дай-ка котёл». Но потом постепенно бабка сама начала предлагать продукты, когда парень говорил, что было бы неплохо добавить соль и крупу.
Композиционный вид сказки «Каша из топора» — трёхчастный. В виде зачина выступает часть, где солдат встретился с бабкой, основная часть — варка каши. В конце довольный и сытый солдат уходит от старухи с топором.
Особенность сказки заключается в применении просторечий, которые характеризуются образностью и яркостью выражений. Примеры таких слов:
Большая часть произведения построена на диалоге между старухой и солдатом. Среди средств выразительности можно выделить восклицательные интонации, большое количество эпитетов и употребление устаревших выражений.
Идея сказки выражается воспитательными и познавательными функциями. Она знакомит юных читателей с русскими традициями и народным бытом, параллельно приобщая их к устному творчеству. Мораль описывается пословицами. Например, сюда можно отнести «скупой платит дважды». Основная мысль сказки «Каша из топора» заключается в том, что при должной находчивости можно решить любые проблемы.
Краткое содержание
Начинается произведение с того, что солдат возвращался на побывку, но в дороге очень устал и проголодался. Он зашёл в деревню и постучался в первый попавшийся дом.
Вышла старуха, а служивый попросил её впустить отдохнуть и дать перекусить. Бабка сказала, что сама сидит голодная, хотя солдат видит, что у неё всего вдоволь.
Тогда парень сказал, что можно сварить кашу и из топора. Старуха принесла котелок и топор, налила воды и поставила греться.
Служивый попробовал своё варево и сказал, что скоро будет готово и хорошо было бы добавить соли. Бабка согласилась и дала. После этого снова попробовал, похвалив похлёбку. Солдат сказал, что хорошо бы заправить её ещё горсточкой крупы. Старуха принесла крупу, а затем ещё и масло.
Теперь служивый говорит, чтобы бабка несла хлеб и они начнут есть. Та попробовала и удивилась: «Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить». Солдат поел, положил топор в ранец и ушёл.
Исходя из анализа и сюжета, можно сделать вывод, что сказка учит детей находить выходы из различных ситуаций с помощью своего ума. В произведении заложено, что нельзя превращаться в жадного человека и нужно всегда уважительно встречать гостей, как и заведено у русского народа.
Предыдущая
Краткое содержание«Белогрудка» — краткое содержание рассказа Виктора Астафьева
Следующая
Краткое содержание«Голубая змейка» — краткое содержание сказа П.П. Бажова
Литературоведческий анализ
русской народной сказки «Каша из топора»
- Краткая характеристика времени написания.
Русская народная сказка создана народом, передавалась из уст в уста. Сказка записана в глубокой древности. Раньше сказки назывались «байками» от слова «баять», т.е. говорить. В современном значении слово «сказка» доходит до нас с 17 века. Бытовые сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в таких рассказах настолько реальны, что читая их, невольно возникает ощущение, будто мы сами проживаем их из дня в день. В сказках найдется место и юмору, и колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает. Но, несмотря на отсутствие фантастических пейзажей и мифических персонажей чтение бытовых сказок приносит детям массу позитивных эмоций.
2. Жанр произведения
– это сказка фольклорная – произведение устного народного творчества, вымышленное по содержанию и прозаическое по форме. Разновидность сказки – бытовая, герой такой сказки — обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец.
3. Тема произведения
– Как солдат кашу сварил, обхитрив старуху.
4. Идея произведения
– Догадка, смекалка и находчивость помогает в жизни. Пословицы, подходящие по смыслу:
- Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.
Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.
5. Идея раскрывается через:
А. Сюжет.
Шел на побывку старый солдат, устал, есть хочется. Попросился в одну избу на отдых. Только хозяйка жадная попалась, не захотела накормить. Тогда находчивый солдат предложил сварить кашу из топора. Удивленная старуха и крупы дала, и соли, и масла, чтобы в воду к топору добавить. Сели есть, вкусная каша получилась. А солдат не только поел, а еще и топор с собой унес!
Б. Композиция.
Зачин. «
Старый солдат шёл на побывку.»
Основная часть,
в которой рассказывается, как солдат кашу варил.
Концовка. «
Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!»
В. Характеристика действующих лиц
Старуха олицетворяет жадного, ленивого, глупого человека (Старушка была жадная, даже не предложила солдату перекусить, сказала, что у неё ничего в доме нет из еды.).
Солдат олицетворяет умного, смекалистого человека (Солдат оказался находчивым и смекалистым и предложил сварить кашу из старухиного топора. Поставил котёл на огонь, положил в него топор и налил воды. Затем он с шуткой выпросил у старухи соль, горсточку крупы, масло. Когда каша сварилась, пригласил старушку есть. Старуха спрашивала, а когда топор будем есть? Солдат ответил, что он ещё не уварился и забрал его с собой.).
Г. Язык сказки
близок к разговорному языку народа. Он прост, но в то же время отличается образностью, красочностью языковых выражений. В основном сказка построена на диалогах. Есть просторечная лексика
отворила, варево.
Присутствуют эпитеты
добрый (человек), добрая (каша).
Часто употребляется восклицательная интонация
Пустите отдохнуть дорожного человека!/Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!/Ох, и каша хороша!/Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!/Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю и позавтракаю!/
6. Автор
на стороне добра, смекалки. Высмеивает жадность и глупость старухи. И подчеркивает ум солдата —
Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
7. Познавательная, воспитательная, эстетическая ценность произведения.
Сказка знакомит с русским фольклором и бытом русского народа. Приобщение детей к устному народному творчеству. Развивает воображение. Развивает речь.
Продолжим работать этим важным инструментом сказкотерапевта – «теневой анализ» сказки – на примере сказки «Каша из топора».
Вспомним главный вопрос теневого анализа ещё раз: «Так что же в этой сказке не названо, но скорее всего есть?»
Перечтите эту короткую сказку! А вот вам и ключевые фразы для «угадывания».
Они лежат на поверхности и не заметить их трудно.
Дошёл до деревни солдат, постучал в крайнюю
избу. Нет ли покушать?
«Ох, добрый человек, и сама ещё сегодня ничего не ела – нечего»
, – отвечает старуха.
«Ну нет, так нет», – солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.
Уважаемый читатель! Разве ты ещё не испугался? Не увидел сюжет фильма Хичкока? Ведь эта история о том, как служивый солдат разгадал, обезоружил и обезвредил серийную убийцу! Жуткую бабу – крестьянку-людоедку.
Примечателен и верен тот факт, что обитала она в крайней избе – подальше от деревни, поближе к дороге, по которой ходят беззащитные люди, чужаки.
В фольклоре сказочный герой «Солдат» всегда ведь побеждает ведьму… (Вспомним сказку «Огниво»!)
Более того – обезоруживает её, этот мотив есть и в Каше из Топора.
Такая миссия «солдата» объясняется высоким архетипическим пониманием, что есть вообще – «воин», «защитник»… Зачем нужен «Человек с ружьём». Прививка против дешёвого пацифизма.
Эти сказки – таким образом, апология, оправдание, высокое прославление профессии Воин.
А то ведь солдат не все любят, не всегда у них и хорошая репутация…
На них косо смотрят, когда они приходят домой с войны, боятся, не могут и не хотят найти им мирное занятие.
Вот от таких «боязней» и «неприязней», которые часто являются неблагодарной реакцией мирного населения на тех, кто ради них служил и воевал – придумывались самим же народом эти сказки, объясняющие, «зачем солдат»…
Восстанавливают справедливость такие сказки напоминая, что солдат – это брат небесного воинства ангелов, которые тоже ведь – солдаты и тоже постоянно ведут «Невидимую Брань» (битву) с силами тьмы.
Что делать после увольнения в запас?
Для сказочного персонажа «солдата» война продолжается всегда – поэтому он всегда на страже, бдителен, знает, что «мир» – понятие относительное и что в отставку его отправит лишь сама смерть.
Недаром ведь часто бывшие военнослужащие вытаскивают детей из рек – просто они ведь всегда начеку…
Итак, солдат никогда не «в отпуску». Если ты подлинный защитник слабых и правых и борец со Злом – работа и хлеб для тебя всегда найдутся.
Таков глубинный архетип всех сказок о весёлых, хитрых и неунывающих о жизни «служивых солдатах»…
Наверняка вы помните как 4-лапый старик-ветеран охраны (пёс) спасал бэби от «злого волка», «тащившего его в лес». Но это уже юмор…
Вернёмся к теневому анализу сказки «Каша из Топора»
Итак, как говорит сказкотерапия, в ней «не названо», что старуха, скорее всего, держала топор для убийства и поедания путников. Это – «Тень» данной сказки…
Но существует ещё один пласт «Тени». Ещё одно, что в данной сказке прямо не названо, но скорее всего там есть.
Чтобы женщина (особенно старая) могла убить взрослого мужчину по профессии «Солдат» топором, надо иметь сказочную силу. Поскольку эта сказка бытовая и крестьянка не Баба-Яга, ищем ответ в другом месте. Так, топор под лавкой. А где старуха прячет бутыль самогона?..
Вот мы и подошли к главному теневому архетипу этой сказки!
Этот архетип – трагический. Слижком уж часто слабые и трусливые женщины пытаются укротить и перестать бояться мужчину и получить над ним власть, опаивая его алкоголем.
Опоить дюжего солдатину, чтобы фактически съесть его – это максимально яркий архетип. Сильнейший инвариант. В реальной жизни у него есть с десяток более мягких и ослабленных вариантов.
Итак, в сказке не названо, что старуха, скорее всего, держала в доме «вино» для опаивания и усыпления бдительности физически сильных и неглупых прохожих.
Анализ сказки
Несмотря на такую жанровую разновидность, как бытовая сказка, произведение имеет и свои особенности, о которых коротко все-таки следует сказать. Прежде всего, язык сочинения близок к разговорному языку народа. Выражения в нём яркие, красочные и обязательно образные. Композиция сказки так построена, что основное повествование — это диалог, из которого как раз практически всё и узнаёт читатель.
В произведении используется просторечная лексика, которая позволяет читателю включить своё воображение и перенестись во времени. Например, часто употребляются следующие просторечные слова:
- Варево.
- Отворила.
Красочность и живость сказочному тексту придают и многочисленные эпитеты, например, «добрая каша» и «добрый человек». Устаревшие слова и выражения помогают осознать происходящее, проникнуться духом того времени. Часто в тексте употребляется и восклицательная интонация:
- Хороша!
- Пустите отдохнуть дорожного человека!
- Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
Читатель, когда берёт книгу в руки, обращает внимание на название сказки, так как уже само оно является парадоксальным. Такое своеобразие в названии привлекает, завораживает и вызывает любопытство. Сказка, которая построена на лучших фольклорных традициях, не только имеет познавательные и воспитательные функции, но и знакомит читателя с устоями и бытом народной Руси.
Сказка «Каша из топора» и «умение отказываться»
Заметьте, что когда старуха и солдат сели, наконец, есть горячую и свежую вегетарианскую кашу – он не попросил, а она не предложила «налить к долгожданному обеду по чарочке».
Возможно, что отказ от чарки прозвучал ещё раньше – в самом начале их общения и в очень твёрдой и однозначной форме – ещё на пороге, где старуха встречала гостя.
А может быть, увидев под лавкой топор, солдат только тогда испытал инсайт, и у него впервые мелькнуло подозрение – чем заканчиваются «чарочки» в этом гостеприимном доме.
Этот сюжет учит нас правильным стратегиям:
- Будь бдителен! Сначала осмотрись в доме – что за люди.
Не становись рабом тяги к алкоголю,
умей отказывать, «обижая хозяина», «нарушая традицию»,
даже лги: «Мне нельзя пить».
Ценен тот факт,что солдат вряд ли был трезвенником. Иначе цены его стойкости не было бы вовсе. Что за подвиг – отказаться от сигареты, когда ты не куришь?..
Ценность урока сказки в том, что солдат знает, в каком месте и с кем можно разделить «фронтовые сто грамм», а в каких ситуациях такое «расслабление» влечёт за собою подстроенную ловушку и гибель.
Мелкие изводы коварной «женской» стратегии – архетипа: «Напоить, чтобы убить и съесть»
- напоить, чтобы склонить к половому акту,
- заставить выполнять работу задёшево,
удержать при себе навсегда («
кому он нужен такой пьющий?»),
сделать искусственно добрее, веселее, расположеннее, разговорчивее, щедрее,
чтобы выведать тайну («правду»),
чтобы сделать его слабее и тем самым – перестать бояться,
чтобы свалить на него чужую вину,
лишить памяти и затем внушить свою оложную версию событий,
лишить репутации в социуме и обрести над ним полную власть.
забеременеть,
Не правда ли, всё это не так уж и далеко ушло от сказочного архетипа: «Опоить, чтобы зарубить и съесть»?
О стратегиях старухи мы поговорили. Нам помог выяснить их – замечательный теневой анализ сказки.
Стартегии старухи-ведьмы оказались совсем неуспешны. Ведь без чарочки топор в её руках – бесполезная штука, а от чарочки солдат – отказался.
Но мы ещё не выяснили одну замечательную стратегию солдата. Вот о ней – поговорим напоследок.
Как солдат из сказки «Каша из топора» отвлёк и чем загипнотизировал убийцу-людоедку?
Да тем же, чем другой Герой – Остап Бендер загипнотизировал другую людоедку – Эллочку. Тем, что ей было интересно. (Эллочке было интересно слушать разговоры о том, какая она светская львица и о том, что нынче в моде в лучших домах Европы). Тем временем Бендер забирал стул.
Солдат устроил перед старухой немного другое шоу – кулинарное.
В сказке читаем: «Старуха на солдата глядит, глаз не сводит». А он всё готовит, всё жонглирует перечницами и солонками…
Вот что такое – клиентоориентированность! Чем можно отвлечь и завлечь глупую людоедку? Только тем, что ей самой интересно! На чём одном она и зациклена, причём почти не скрывает этого.
На теме еды – вот на чём!
Вот поэтому хитрый солдат и показал вечно голодной обжоре – кулинарное шоу.
Если бы он стал увлечённо рассказывать ей, отвлекая внимание, про то, как он отдыхал в Турции, старуха отнюдь не впала бы в транс.
Таким образом, солдат создал грамотную «подстройку» к невменяемому и потенциально опасному человеку.
Так ведут себя охранники, милиционеры и психиатры с буйными скагндалистами и пьяными посетителями ночных клубов.
Настраиваются на ритм, поддакивают, кивают, подают эхо-реплики, а потом – медленно выводят, связывают, отбирают, или просто ускользают сами от опасности быть рядом с таким человеком.
Старуха настроилась на тему еды – вот солдат и не сбивал её с её любимого ритма.
Народная сказка «Каша из топора»
В отличие от других видов сказочного жанра, действие бытовой сказки разворачивается в обстановке, близкой по своему описанию к обычной жизни. Так, русская народная сказка «Каша из топора» рассказывает о солдате, возвращавшемся со службы домой, которому удалось обмануть жадную старуху, спрятавшую от него все съестное.
Не растерявшийся служивый предложил бабушке сварить кашу из того, что есть, — из топора. Та от неожиданности не нашлась, что ответить. По мере приготовления блюда интерес старухи к будущему блюду все возрастал, а солдату, не на шутку увлеченному процессом варки, все время чего-то недоставало для вкуса. Так бабка и сдала все свои припасы: соль, крупу, масло.
Каша удалась на славу, только вот топор не доварился. Но солдат обещал довести его до готовности на следующем привале. Жадность была разоблачена, а солдат не только получил желаемое (поел задаром), но еще и топор с собой прихватил.
История создания
Сказка была создана ещё в глубокой древности. Такие произведения устного народного творчества раньше называли «байками», так как в народе говорили, что их следует «баять», то есть рассказывать. И лишь только после семнадцатого века появилось слово «сказка», которое тут же применили и к лучшему творению народного творчества, поэтому точную дату создания этого произведения установить невозможно.
Известно, что по своему сюжету оно очень похоже на восточнославянскую народную сказку. Она отражает сущность русской жизни, поэтому её можно отнести к социально-бытовым. Сюжет в таких рассказах настолько реалистичен, что при чтении может сложиться впечатление, что это происходит или происходило, или читатель сам лично наблюдал такую картину.
Доказано, что это произведение является самой известной русской бытовой сказкой, а её сюжет во всём мире известен, как «Каменный суп». Смысл сказки «Каша из топора» глубокий и нравственный, персонажи являются колоритными, каждая фраза наполнена юмором и сатирой.
Когда же школьники пытаются сделать подробное описание сюжета или написать сочинение по этой сказке, они удивляются, что ничего волшебного, магического или чудесного в ней не происходит. Но чтение в классе или дома даже в кратком содержании обычно приносит детям лишь только позитивные эмоции, учит смекалке и находчивости в любой ситуации.
В настоящее время существует огромное количество вариантов этой сказки. Несмотря на то что сохраняется основной сюжет, тема и идея, у каждого народа свой вариант сказки, но вывод из каждой можно сделать одинаковый. У русского народа уже сейчас есть 10 вариантов этой сказки, у украинцев и у белорусов — по 2 варианта.
В 1982 году по этому произведению был создан одноимённый мультипликационный фильм. Мораль сказки понятна и проста, поэтому русскому народу не только запомнилось фраза «каша из топора», но она стала и устойчивым выражением. Оно означает, что несмотря даже на то, что чего-то не хватает, из всего можно сделать стоящее, если только этого сильно захотеть и приложить усилия.
Адаптированный сюжет мультфильма «Машины сказки: Каша из топора»
Создатели популярного мультфильма о Маше и Медведе переделали сказочную историю в соответствии с модными веяниями современности. В нем, рассказывая сказку, Маша учит детей правильно питаться.
В серии анимационных фильмов «Машины сказки» каша из топора готовится солдатом для Бабы-яги, которая не то чтобы жадная, просто сама давно не ела. Поэтому ей не терпится зажарить служивого в печи. Но тот настаивает на отсрочке, предлагая сначала сварить кашу из топора. Далее действие развивается по знакомому сценарию, только с неожиданным окончанием. Наевшись каши, Баба-яга добреет и просит у солдата рецептик его блюда. Отсюда мораль: «Человек, если правильно питается, то сразу добрее становится».
Жанровое своеобразие
Вид сказки «Каша из топора» — прозаическое произведение, где сюжет полностью вымышленный. Так как она бытовая, главным персонажем является простой солдат. Суть сочинения сводится к тому, чтобы познакомить читателя с бытом и фольклором русского народа, развивать воображение у детей. Обычно после прочтения солдат становится любимым героем.
Тема произведения — хитрость солдата, который смог из обыкновенного предмета сварить кашу. А идею, что в жизни всегда помогают находчивость и смекалка, прекрасно отображают пословицы и поговорки, которые есть у русского народа:
- Находчивый и 100 голов прокормить сможет, а вот глупец даже себя не прокормит.
- Скупой всегда живёт плохо: скупой ведь боится, что к нему гость зайти может.
Идея этой народной сказки раскрывается по сюжету произведения через:
- Язык сказки.
- Композицию.
- Сюжет.
- Характеристику героев.
- Средства выразительности.
Когда дети читают это произведение вместе со взрослыми, делают его разбор, лучше понимается сюжет, осознаётся, какие качества проявляются у солдата в самой обыденной ситуации.
Сказка ложь, да в ней намек
Какие еще выводы — кроме очевидных, что — это сытый человек, и что сообразительность поможет найти выход из любой ситуации, — позволяет сделать сказка «Каша из топора»? Ее скрытый урок, актуальный во все времена, можно выразить так: был бы топор, а каша сварится.
Положительному герою удается достичь своей цели (сварить кашу/утолить голод), не имея никаких к этому объективных средств. Солдат вполне серьезно пытается сварить топор, что с позиций здравого смысла совершенно невозможно. В этом смысле сказка «Каша из топора» сближается с итальянской поговоркой: «Ты жарь, жарь, а рыба будет!» Если цель кажется недостижимой из-за отсутствия средств, отбросьте все сомнения и работайте с тем, что есть, подгоняя свои действия под желаемый результат.
В общем, сказка, как особый в очередной раз доказала свою уникальность. Какое еще литературное произведение может заключить в столь простую форму столь глубокое содержание?
Цели:
Обучить выразительному чтению сказки по ролям и умению передавать голосом характер героев; учить выделять главную мысль произведения; воспитывать правильное отношение к отрицательным поступкам, гостеприимство, чувство гордости за богатое духовное наследие русского народа; развивать и обогащать словарный запас, память и творческие способности.
Оборудование: плакат с толкованием слов, раздаточный материал к пословицам, магнитофон.
Предварительно класс был поделен на 3 команды. В качестве домашнего задания необходимо было подготовить инсценировку сказки “Каждый свое получил” и вспомнить волшебные слова из разных сказок.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Путь наш будет неблизкий. И чтобы отправиться в дорогу нам нужно познакомиться.
А как люди знакомятся?
А ещё можно познакомиться глазами. Внимательно посмотрим друг на друга и улыбнемся. Ведь с улыбки начинается дружба, а она поможет преодолеть все трудности.
2. Сообщение темы.
А сейчас внимание! Послушаем музыкальное послание и скажем куда же мы отправимся в путешествие. (Звучит песня “Сказка входит в дом”)
Итак, мы отправляемся в сказку.
Перед дальней дорогой всегда звучит напутствие и сейчас мы послушаем стихотворение и подумаем какая строчка в нем самая важная.
Если очень захотеть В сказке можно очутиться. У героев старых сказок Можем мы всю жизнь учиться! Как прекрасно добрым быть, Как со злом бороться надо, Как в житейском море плыть, Чтоб в конце ждала награда!
Сегодня мы будем учиться у героев сказок. Ну что же! В путь!
3. Проверка домашнего задания.
Вы любите сказки?
А сейчас мы проверим кто из вас самый внимательный читатель. В сказках всегда происходят чудеса. А чтобы начались чудеса нужно произнести волшебные слова. (Вспоминаем слова-заклинания из разных сказок)
А теперь давайте посчитаем слова. Открывается запись на доске.
По щучьему велению По моему хотению. Сказка начнись!
Каждая команда считает количество слов.
Сколько слов вы насчитали?
А кто не только посчитал, но и успел понять о чем речь?
Молодцы! Вы доказали, что читаете много. Только тот, кто читает много, читает быстро.
А теперь закроем глаза и повторяем за мной таинственным голосом эти волшебные слова.
4. Первичное чтение сказки учителем и беседа.
Какое чувство вызвала у вас эта сказка?
Эта сказка передавалась из поколения в поколение. Ее рассказывали простые люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Сказка переходила от одного рассказчика к другому. Над ней поработало множество талантливых людей. Поэтому она так хороша и мудра.
Назовите героев сказки.
Какой вам показалась старуха? На кого она похожа?
5. Словарная работа.
Сегодня к нам на урок попали три слова из толкового словаря.
Находчивый – сообразительный, легко находящий выход из трудного положения.
Скупой – чрезмерно, до жадности бережливый, избегающий лишних расходов.
Хитрый – изворотливый, скрывающий свои истинные намерения, идущий обманными путями.
Эти слова обозначают качества характера.
А к какому герою они подходят?
6. Физминутка.
7. Работа в группах.
Народная мудрость заключена не только в сказках, но и в пословицах и поговорках. К нам на урок прибыли три пословицы, но в пути слова перепутались и без вашей помощи мне не обойтись. (Каждая команда составляет пословицу из отдельных слов)
Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.
Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.
Доброе дело без награды не останется.
По адресу ли приехали пословицы?
А теперь давайте пофантазируем и представим старуху доброй, приветливой хозяйкой. Как бы тогда изменилась сказка?
8. Инсценирование сказки.
Сказки переходят из одной страны в другую и очень похожи. Сегодня ребята инсценировали для нас эстонскую сказку “Каждый свое получил”. Эту сказку мы выбрали не случайно. Посмотрите и подумайте, чем она схожа с русской народной сказкой “Каша из топора”
9. Итог урока.
Итак, дети, сегодня мы познакомились со сказками разных народов и увидели, что всюду смеются над ленивыми, глупыми, жадными и везде побеждает добро, смелость, находчивость.
10. Домашнее задание.
Найти сказку, схожую со сказкой “Каша из топора”.
Главные герои сказки — солдат и старуха. Солдат пришел на постой к старухе и попросил поесть. Старуха поначалу пыталась притвориться глухой, но у нее ничего не вышло. Тогда она сказала, что не из чего ей еду варить.
На это солдат предложил старухе сварить кашу из топора. Старухе стало любопытно, как это из топора можно кашу сварить? Она дала солдату топор, и тот поставил топор в горшке вариться.
Через какое-то время солдат попробовал варево и сказал, что надо немного крупы к топору добавить. Старуха принесла ему крупы. Потом таким же образом в кашу добавили масла, и когда все было готово, солдат сказал старухе достать соль и хлеб. Они сели есть кашу.
Поев каши, старуха спросила у солдата, когда же они будут есть топор? Солдат ответил, что топор не доварился, и он его позже доварит. После этого солдат положил топор в ранец и отправился в другую деревню.
Таково краткое содержание сказки.
Главная мысль сказки «Каша из топора» заключается в том, что солдатская смекалка помогает в жизни. Прижимистая хозяйка не хотела тратить продукты на солдата, но тот не растерялся и нашел способ перехитрить ее.
Сказка учить не теряться в затруднительных ситуациях и проявлять смекалку.
В сказке «Каша из топора» мне понравился солдат, который сумел поесть в доме у скупой хозяйки, да еще и топором разжился.
Краткое содержание
Старый солдат шёл на побывку домой. Но в дороге он устал и сильно захотел есть. Но вот только беда: у него никакой пищи с собой не было. А была уже ночь. Вскоре показалась деревня, и главный герой решил постучать в первую же избушку. В доме жила старуха, которая его пустила на ночлег. Но солдат попросил у неё сначала попить, а затем спросил, не накормит ли она его.
Но хозяйка избушки оказалась жадной, она пожалела для солдата еду, сказав, что у неё самой ничего нет. А герой-то оказался смекалистым. Он увидел под кроватью старухи топор и предложил из него сварить кашу. Она не поняла хитрость старого солдата, поэтому сначала дала ему котелок. Он положил в него топор и поставил на огонь. Время от времени он помешивал воду в котелке.
Пробовал-пробовал солдат, и сказал старухе, что каша-то вкусная получается, но вот только не хватает соли. Та сбегала и принесла соль. Через время вояка опять стал пробовать и сообщил старухе, что каша была намного лучше, если бы в неё положить горсть крупы, и опять старуха ничего не заподозрила и принесла мешочек крупы. Стал солдат дальше варить, всё время пробует и просит у хозяйки теперь немного масла. Она и масло принесла. Так и сварил солдат кашу.
А она вкусная получилась, рассыпчатая, с маслом. Сели герои кашу есть, а старуха всё время удивляется, как же так из топора можно было такую вкусную кашу сварить. А потом ещё и спрашивает, когда же уже топор они есть будут. Но и здесь главный герой не растерялся, положил он топор себе в ранец и сказал, что тот ещё не доварился, поэтому он забирает его с собой, чтобы в дороге доварить и съесть. Так поел солдат каши и ушёл с топором!
Подробный разбор и анализ сказки «Каша из топора» показывает, что сюжет произведения учит быть находчивыми, выходить из различных ситуаций и с юмором относиться ко всем временным проблемам. То есть суть заключается в позитивном взгляде на жизнь. Этот рассказ входит в школьную программу обучения, и по нему в 5 классе пишут сочинение.
Пословицы к произведению
В корысти и жадности нет ни прока, ни радости.
Жадность всякому горю начало.
Скупой платит дважды.
Назад к содержанию
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
«Каша из топора» — читательский дневник по сказке
«Каша из топора» — один из самых известных типов русской бытовой сказки.
Главные герои
Солдат — сильный мужчина на службе у царя.
Бабка — старая, жадная женщина с плохим характером.
Краткое содержание и сюжет
Шёл солдат со службы домой и устал по дороге. Ему сильно хотелось есть, а у самого ничего нет. Подходя к деревне постучался в первую избушку, отдохнуть попросился, да попросить еды. Жила там старуха, отдохнуть пустила, но пожалела она солдату еды и сказала, что у самой ничего нет. Солдат увидел топор под лавкой и предложил из него кашу сварить. Старушка дала ему котелок, а солдат помыл и положил топор в котелок на огонь, стал помешивать. Попробовал, говорит соли не хватает. Старуха сбегала соли принесла. Снова солдат топор варит. Пробует и попросил горсточку крупы. Старуха бежит, несет мешочек крупы. Затем солдат попросил масла — старуха и масло принесла. Сварил солдат кашу, сели они со старухой есть. Старуха удивляется, что из топора такую вкусную кашу сварить можно, спрашивает, когда топор есть будем? А солдат положил топор в ранец и говорит, что тот недоварился, он его ещё по дороге доварит и тогда съест. Так, солдат поел каши и ушёл с топором.
План пересказа
- Солдат шел со службы и попросился отдохнуть в доме у старухи.
- Старуха пустила солдата, но сказала, что у нее нечего есть.
- Солдат предложил сварить кашу из топора, и старуха заинтересовалась.
- Она дала солдату топор, крупы, соли и масла.
- Солдата сварил отличную кашу, и они со старухой хорошо поели.
- Солдат сказал, что топор еще не сварился, и забрал его себе.
Основная мысль
Жадность всегда наказуема, а накормить защитника Отечества святое дело.
Понравившийся эпизод
Мне понравился финал этой сказки. Когда старуха спросила, не пора ли съесть топор, солдат хитро улыбнулся и сказал, что топор еще сырой, и его еще надо доварить. А потому он просто забрал топор себе.
Что понравилось
Смекалка умного солдата, который смог перехитрить жадную старуху. Ему удалось не только поесть вкусной каши с маслом, но и забрать с собой топор.
Чему учит сказка
Сказка учит не быть жадным, не жалеть угощения для гостей. Учит гостеприимству и добрососедству. Учит отзывчивости и щедрости. Учит проявлять смекалку и находчивость. Учит все оборачивать в свою пользу.
Новые слова и выражения
Побывка — кратковременный отпуск у солдат.
Варево — нечто вареное, суп, каша.
Пословицы к произведению
В корысти и жадности нет ни прока, ни радости.
Жадность всякому горю начало.
История создания
Сказка была создана ещё в глубокой древности. Такие произведения устного народного творчества раньше называли «байками», так как в народе говорили, что их следует «баять», то есть рассказывать. И лишь только после семнадцатого века появилось слово «сказка», которое тут же применили и к лучшему творению народного творчества, поэтому точную дату создания этого произведения установить невозможно.
Известно, что по своему сюжету оно очень похоже на восточнославянскую народную сказку. Она отражает сущность русской жизни, поэтому её можно отнести к социально-бытовым. Сюжет в таких рассказах настолько реалистичен, что при чтении может сложиться впечатление, что это происходит или происходило, или читатель сам лично наблюдал такую картину.
Доказано, что это произведение является самой известной русской бытовой сказкой, а её сюжет во всём мире известен, как «Каменный суп». Смысл сказки «Каша из топора» глубокий и нравственный, персонажи являются колоритными, каждая фраза наполнена юмором и сатирой.
Когда же школьники пытаются сделать подробное описание сюжета или написать сочинение по этой сказке, они удивляются, что ничего волшебного, магического или чудесного в ней не происходит. Но чтение в классе или дома даже в кратком содержании обычно приносит детям лишь только позитивные эмоции, учит смекалке и находчивости в любой ситуации.
В настоящее время существует огромное количество вариантов этой сказки. Несмотря на то что сохраняется основной сюжет, тема и идея, у каждого народа свой вариант сказки, но вывод из каждой можно сделать одинаковый. У русского народа уже сейчас есть 10 вариантов этой сказки, у украинцев и у белорусов — по 2 варианта.
В 1982 году по этому произведению был создан одноимённый мультипликационный фильм. Мораль сказки понятна и проста, поэтому русскому народу не только запомнилось фраза «каша из топора», но она стала и устойчивым выражением. Оно означает, что несмотря даже на то, что чего-то не хватает, из всего можно сделать стоящее, если только этого сильно захотеть и приложить усилия.
Краткое содержание
Начинается произведение с того, что солдат возвращался на побывку, но в дороге очень устал и проголодался. Он зашёл в деревню и постучался в первый попавшийся дом.
- «Мишкина каша» — краткое содержание рассказа Н.Н. Носова для читательского дневника
Вышла старуха, а служивый попросил её впустить отдохнуть и дать перекусить. Бабка сказала, что сама сидит голодная, хотя солдат видит, что у неё всего вдоволь.
Тогда парень сказал, что можно сварить кашу и из топора. Старуха принесла котелок и топор, налила воды и поставила греться.
Служивый попробовал своё варево и сказал, что скоро будет готово и хорошо было бы добавить соли. Бабка согласилась и дала. После этого снова попробовал, похвалив похлёбку. Солдат сказал, что хорошо бы заправить её ещё горсточкой крупы. Старуха принесла крупу, а затем ещё и масло.
Теперь служивый говорит, чтобы бабка несла хлеб и они начнут есть. Та попробовала и удивилась: «Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить». Солдат поел, положил топор в ранец и ушёл.
Исходя из анализа и сюжета, можно сделать вывод, что сказка учит детей находить выходы из различных ситуаций с помощью своего ума. В произведении заложено, что нельзя превращаться в жадного человека и нужно всегда уважительно встречать гостей, как и заведено у русского народа.
Жанровое своеобразие
Вид сказки «Каша из топора» — прозаическое произведение, где сюжет полностью вымышленный. Так как она бытовая, главным персонажем является простой солдат. Суть сочинения сводится к тому, чтобы познакомить читателя с бытом и фольклором русского народа, развивать воображение у детей. Обычно после прочтения солдат становится любимым героем.
Тема произведения — хитрость солдата, который смог из обыкновенного предмета сварить кашу. А идею, что в жизни всегда помогают находчивость и смекалка, прекрасно отображают пословицы и поговорки, которые есть у русского народа:
- Находчивый и 100 голов прокормить сможет, а вот глупец даже себя не прокормит.
- Скупой всегда живёт плохо: скупой ведь боится, что к нему гость зайти может.
Идея этой народной сказки раскрывается по сюжету произведения через:
- Язык сказки.
- Композицию.
- Сюжет.
- Характеристику героев.
- Средства выразительности.
Когда дети читают это произведение вместе со взрослыми, делают его разбор, лучше понимается сюжет, осознаётся, какие качества проявляются у солдата в самой обыденной ситуации.
Популярные сегодня темы
На картине изображено чаепитие большой семьи. Центральное место на полотне занимает круглый стол, покрытый светлой скатертью. На скатерти есть голубые полоски, по краям – кисти.
Русский язык — это очень красивый язык, который беспрерывно совершенствовался. Такие поэты, как Александр Сергеевич Пушкин или Михаил Лермонтов они влияли на него и украшали красивыми словами
Встреча Нового года для каждого из нас является самым желанным и незабываемым днем, потому что мы надеемся, что в следующем году осуществятся все наши мечты.
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимает несколько сложных тем, актуальных во все времена. Эта книга будет иметь ценность в любой век, так как посвящена вечным проблемам.
Название «Серебряный век» в русской литературе появился по сходному названию Золотого века, в котором творили Пушкин, Тургенев, Лермонтов. Именно в серебряном веке зародились
Сказка ложь, да в ней намек
Какие еще выводы — кроме очевидных, что — это сытый человек, и что сообразительность поможет найти выход из любой ситуации, — позволяет сделать сказка «Каша из топора»? Ее скрытый урок, актуальный во все времена, можно выразить так: был бы топор, а каша сварится.
Положительному герою удается достичь своей цели (сварить кашу/утолить голод), не имея никаких к этому объективных средств. Солдат вполне серьезно пытается сварить топор, что с позиций здравого смысла совершенно невозможно. В этом смысле сказка «Каша из топора» сближается с итальянской поговоркой: «Ты жарь, жарь, а рыба будет!» Если цель кажется недостижимой из-за отсутствия средств, отбросьте все сомнения и работайте с тем, что есть, подгоняя свои действия под желаемый результат.
В общем, сказка, как особый в очередной раз доказала свою уникальность. Какое еще литературное произведение может заключить в столь простую форму столь глубокое содержание?
Что делать после увольнения в запас?
Для сказочного персонажа «солдата» война продолжается всегда – поэтому он всегда на страже, бдителен, знает, что «мир» – понятие относительное и что в отставку его отправит лишь сама смерть.
Недаром ведь часто бывшие военнослужащие вытаскивают детей из рек – просто они ведь всегда начеку…
Итак, солдат никогда не «в отпуску». Если ты подлинный защитник слабых и правых и борец со Злом – работа и хлеб для тебя всегда найдутся.
Таков глубинный архетип всех сказок о весёлых, хитрых и неунывающих о жизни «служивых солдатах»…
Наверняка вы помните как 4-лапый старик-ветеран охраны (пёс) спасал бэби от «злого волка», «тащившего его в лес». Но это уже юмор…
Анализ сказки
Несмотря на такую жанровую разновидность, как бытовая сказка, произведение имеет и свои особенности, о которых коротко все-таки следует сказать. Прежде всего, язык сочинения близок к разговорному языку народа. Выражения в нём яркие, красочные и обязательно образные. Композиция сказки так построена, что основное повествование — это диалог, из которого как раз практически всё и узнаёт читатель.
В произведении используется просторечная лексика, которая позволяет читателю включить своё воображение и перенестись во времени. Например, часто употребляются следующие просторечные слова:
- Варево.
- Отворила.
Красочность и живость сказочному тексту придают и многочисленные эпитеты, например, «добрая каша» и «добрый человек». Устаревшие слова и выражения помогают осознать происходящее, проникнуться духом того времени. Часто в тексте употребляется и восклицательная интонация:
- Хороша!
- Пустите отдохнуть дорожного человека!
- Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
Читатель, когда берёт книгу в руки, обращает внимание на название сказки, так как уже само оно является парадоксальным. Такое своеобразие в названии привлекает, завораживает и вызывает любопытство. Сказка, которая построена на лучших фольклорных традициях, не только имеет познавательные и воспитательные функции, но и знакомит читателя с устоями и бытом народной Руси.
Мелкие изводы коварной «женской» стратегии – архетипа: «Напоить, чтобы убить и съесть»
- напоить, чтобы склонить к половому акту,
- заставить выполнять работу задёшево,
удержать при себе навсегда («
кому он нужен такой пьющий?»),
сделать искусственно добрее, веселее, расположеннее, разговорчивее, щедрее,
чтобы выведать тайну («правду»),
чтобы сделать его слабее и тем самым – перестать бояться,
чтобы свалить на него чужую вину,
лишить памяти и затем внушить свою оложную версию событий,
лишить репутации в социуме и обрести над ним полную власть.
забеременеть,
Не правда ли, всё это не так уж и далеко ушло от сказочного архетипа: «Опоить, чтобы зарубить и съесть»?
О стратегиях старухи мы поговорили. Нам помог выяснить их – замечательный теневой анализ сказки.
Стартегии старухи-ведьмы оказались совсем неуспешны. Ведь без чарочки топор в её руках – бесполезная штука, а от чарочки солдат – отказался.
Но мы ещё не выяснили одну замечательную стратегию солдата. Вот о ней – поговорим напоследок.
Краткое содержание «Каша из топора»
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 235.
Обновлено 30 Декабря, 2022
О произведении
Сказка «Каша из топора» — яркий образец фольклорной бытовой русской сказки, которая на протяжении многих лет передавалась из уст в уста. Находчивый солдат хитростью вынуждает скупую старуху накормить его, и та с лёгкостью соглашается сварить вкусную кашу из топора.
Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы во 2 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Каша из топора». Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События сказки происходят в неназванной русской деревне.
Главные герои
- Солдат — бывалый служивый, хитрый, смекалистый, настойчивый.
- Хозяйка — скупая, сварливая старуха, которая из-за своей жадности лишилась топора.
Краткое содержание
После долгой службы «старый солдат шёл на побывку
». Дойдя до деревни, постучал солдат в избу и попросил перекусить. Хозяйка избы, старуха, «солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой
».
Солдат вздохнул, но, увидев под лавкой топор, предложил «сварить кашу из топора
». Старуха очень удивилась, но котёл солдату принесла. Тот тщательно вымыл топор, уложил в котёл, залил водой и поставил на огонь. Старуха внимательно наблюдала за солдатом, который как ни в чём не бывало мешал ложкой воду. Попробовав на вкус, он попросил соль. Хозяйка тут же принесла её, и солдат посолил воду.
Спустя время служивый сказал, что каша хороша, но не помешало бы добавить «горсточку крупы
». Старуха засуетилась и «принесла откуда-то мешочек крупы
». Солдат долго помешивал варево, пробовал на вкус, а старуха пристально наблюдала за ним. Спустя время он с удовольствием облизнулся и сказал, что если бы «сюда да чуток масла — было б и вовсе объеденье
». Старуха без лишних слов принесла масло.
Когда каша была готова, солдат пригласил к столу хозяйку, и они вместе потрапезничали. Попробовав блюдо, приготовленное солдатом, старуха удивилась, какую вкусную кашу можно сварить из топора. Когда она захотела съесть топор, солдат сказал, что он не уварился. Он «припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню
».
И что в итоге?
Солдат — забирает топор и продолжает свой путь.
Заключение
Народная сказка учит находчивости, ведь даже в самой сложной ситуации можно отыскать выход. Кроме того, она учит доброте и милосердию: жадный всегда будет наказан за свою скупость.
После ознакомления с кратким пересказом «Каша из топора» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по сказке
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Елисей Замотаев
6/8
-
Яна Гординчук
7/8
-
Наруточка Удзумаки
8/8
-
Карим Замалеев
7/8
-
Инна Николаенко
7/8
-
Аня Котик
8/8
-
Светлана Денисова
8/8
-
Человек Человеков
6/8
Рейтинг пересказа
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 235.
А какую оценку поставите вы?
Литературоведческий
анализ
русской
народной сказки «Каша из топора»
1. Краткая
характеристика времени написания.
Русская
народная сказка создана народом, передавалась из уст в уста. Сказка записана в
глубокой древности. Раньше сказки назывались «байками» от слова «баять», т.е.
говорить. В современном значении слово «сказка» доходит до нас с 17 века. Бытовые
сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации
в таких рассказах настолько реальны, что читая их, невольно возникает ощущение,
будто мы сами проживаем их из дня в день. В сказках найдется место и юмору, и
колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает. Но, несмотря
на отсутствие фантастических пейзажей и мифических персонажей чтение бытовых
сказок приносит детям массу позитивных эмоций.
2.
Жанр произведения –
это сказка фольклорная – произведение устного народного творчества, вымышленное
по содержанию и прозаическое по форме. Разновидность сказки – бытовая, герой
такой сказки — обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец.
3.
Тема произведения – Как солдат кашу
сварил, обхитрив старуху.
4.
Идея произведения – Догадка, смекалка и
находчивость помогает в жизни. Пословицы, подходящие по смыслу:
·
Скупой плохо живет: скупой боится, что к
нему гость зайдет.
·
Находчивый сто голов кормит, а глупец и
себя не прокормит.
5.
Идея раскрывается через:
А.
Сюжет. Шел на побывку старый солдат, устал, есть
хочется. Попросился в одну избу на отдых. Только хозяйка жадная попалась, не
захотела накормить. Тогда находчивый солдат предложил сварить кашу из топора.
Удивленная старуха и крупы дала, и соли, и масла, чтобы в воду к топору
добавить. Сели есть, вкусная каша получилась. А солдат не только поел, а еще и
топор с собой унес!
Б.
Композиция.
Зачин.
«Старый солдат
шёл на побывку.»
Основная часть, в которой рассказывается, как солдат кашу варил.
Концовка. «Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!»
В.
Характеристика действующих лиц
Старуха
олицетворяет жадного, ленивого, глупого человека (Старушка была жадная, даже не
предложила солдату перекусить, сказала, что у неё ничего в доме нет из еды.).
Солдат олицетворяет
умного, смекалистого человека (Солдат оказался находчивым и смекалистым и
предложил сварить кашу из старухиного топора. Поставил котёл на огонь, положил
в него топор и налил воды. Затем он с шуткой выпросил у старухи соль, горсточку
крупы, масло. Когда каша сварилась, пригласил старушку есть. Старуха
спрашивала, а когда топор будем есть? Солдат ответил, что он ещё не уварился и
забрал его с собой.).
Г.
Язык сказки близок к разговорному языку народа.
Он прост, но в то же время отличается образностью, красочностью языковых
выражений. В основном сказка построена на диалогах. Есть просторечная лексика отворила,
варево. Присутствуют эпитеты добрый (человек), добрая (каша). Часто
употребляется восклицательная интонация Пустите отдохнуть дорожного
человека!/ Хороша! Ежели бы
сюда да горсточку крупы!/ Ох,
и каша хороша!/ Ну,
старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!/ Да, вишь, он не уварился,- отвечал
солдат,- где-нибудь на дороге доварю и позавтракаю!/ Вот
так-то солдат и каши поел и топор унёс!
6.
Автор на стороне добра, смекалки. Высмеивает
жадность и глупость старухи. И подчеркивает ум солдата — Вот так-то солдат и
каши поел и топор унёс!
7.
Познавательная, воспитательная, эстетическая ценность произведения. Сказка
знакомит с русским фольклором и бытом русского народа. Приобщение детей к
устному народному творчеству. Развивает воображение. Развивает речь.