О чем рассказывают русские народные сказки

Чему учат русские народные сказки детей: мораль и многослойный смысл

Содержание статьи

  • Какой смысл русских народных сказок?
  • Поучительный смысл
  • Скрытый смысл
  • Чему учат русские народные сказки?
  • Какая главная мысль и мораль?
  • Суть
  • Характеристики героев
  • Вопросы и ответы о русских народных сказках
  • Какую награду цари обещают сказочным героям?
  • Как зовут хозяйку болот и сестру Бабы-яги?
  • Сколько человек тянуло репку?
  • В какой русской народной сказке делили корешки и вершки?
  • Как зовут царя, который жил так давно, что в это уже никто не верит?
  • Какие два дерева чаще всего встречаются в русских народных сказках?
  • Вопросы со звездочкой
  • Назови приметы русских народных сказок
  • Какие постоянные эпитеты встречаются в сказках со словами девица, молодец, море, волк
  • Назови традиционную концовку русской народной сказки
  • Назови сказки, где Иван главный герой

В 21 веке детям не всегда понятен смысл русских народных сказок, чему они учит. В первую очередь они знакомят с родной культурой. Русские народные сказки отражают представления русского народа о добре и зле, отношениях между людьми. В них описаны уникальные волшебные существа, герои. Они учат детей настоящей дружбе, любви к семье, борьбе с пороками, знакомят с основами морали и человеческими ценностями.

Змей Горыныч

Какой смысл русских народных сказок?

Сказка развивает благородство души, чуткость к чужому несчастью и страданию. Через нее дошкольник познает мир.

Народные сказки уникальны тем, что передавались из уст в уста многие поколения. В них заложена мудрость предков, ценности, которые существуют на родной земле веками.

Русские народные сказки всегда поучительны. В них много смысла, иногда явного, иногда глубокого, скрытого. Чтобы понять его, нужно проанализировать главные события, поступки и характер главных героев.

Поучительный смысл

Для русской народной сказки характерен выразительный язык, динамичность сюжета, яркое противопоставление добра и зла. Она вызывает особый интерес у дошкольников, которые имеют сильную тягу ко всему сказочному и волшебному.

Сопереживая сказочным героям, ребенок усваивает урок. Примеры поучительных смыслов в русских народных сказках:

  • За плохие поступки рано или поздно придется ответить. Сказочные злодеи лживые, жестокие и трусливые. Они обижают тех, кто слабее, и поначалу радуются. Но история всегда заканчивается наказанием.
  • Сила – не главное. Даже могучие богатыри, способные одной рукой выкорчевать дуб и отрубить голову Змея, побеждают не грубой силой, а сообразительностью и смекалкой. Умом может победить и трусливый Заяц, и маленький мальчик Жихарка.
  • В сложной ситуации нужно заручиться помощью. В волшебных сказках главный герой для решения непосильной задачи находит помощников. Каким бы славным и умным он ни был, а справиться в одиночку сложно. Важно уметь находить друзей, помогать друг другу.

Кощей бессмертный

Скрытый смысл

Не все, но многие русские народные сказки помимо поучительного имеют другой, более глубокий смысл. Дети не могут его осознать, однако он откладывается на подсознании.

Сказочные образы, персонажи, названия, имена неслучайны. Сродни матрешке, глубокий смысл прячется под уровнями более простых смысловых наслоений. Вместе они представляют окно в мир основ жизни и устройства мироздания.

Скрытый смысл может указывать на цикличность бытия, служить природным календарем, хранилищем истории и мудрости предков, направлять на путь духовных исканий и роста личности.

Для примера разберем скрытый смысл русских сказок, которые известны всем:

  • «Репка». Репку сажает дед – самый мудрый член семьи. Оттого она вырастает такая большая. Тянут ее вместе, иначе будут без урожая. Бабка – хранительница очага, внучка – продолжение семейства, Жучка – охрана, кошка – уют. Мышка, хоть и маленькая, тоже вносит свою лепту. Вся семья старается ради общего дела.Сказка репка
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Брат и сестра не могут быть счастливы по отдельности, когда другой несчастен. В сказке скрыт смысл жертвенности ради сохранения родного человека – народная мудрость о семейном счастье.Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  • «Курочка Ряба». Эта сказка, пожалуй, самая неоднозначная в русском фольклоре. Многие пытаются разгадать ее скрытый смысл. Существует десятки разных версий. Одна из них заключается в том, что золотое яйцо – символ солнца, простое яйцо – луны, а мышь – вечера. Таким образом дед и баба пытаются скоротать день, а когда солнце заходит, сокрушаются. Но на смену солнцу на небе восходит луна.Курочка Ряба

Чему учат русские народные сказки?

Правдивы слова А. С. Пушкина «Сказка ложь да в ней намек! Добрым молодцам урок». Чему учат русские народные сказки:

  • Любить свою семью, строить семейные отношения. Примеры сказок: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Мороз Иванович», «Репка», «Крылатый, мохнатый да масленый». Задача детей в семье уважать родителей, слушаться, помогать им и любить. У каждого члена семьи есть свои обязанности, которые нужно выполнять.
  • Ценить друзей, помогать друг другу. Примеры народных сказок о дружбе: «Лиса и журавль», «Как собака друга искала», «Петушок золотой гребешок», «Петушок и бобовое зернышко». Произведения подсказывают, кого можно считать настоящим другом, как важно приходить друзьям на помощь, и что означает дружба.
  • Быть находчивым в сложных ситуациях. Примеры: «Бычок – смоляной бочок», «Заяц хвастун», «Жихарка», «Мужик и медведь». Сказки учат сообразительности, не опускать руки, а использовать смекалку, если попал в беду.
  • Бороться с жадностью, ленью, глупостью и другими пороками. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» показывает, что бывает, если насмехаться над другими и думать только о себе. «Лиса и дрозд» осуждает вымогательства и капризы лисы, а «Лиса и заяц» – наглость, недальновидность и коварство.
  • Воспитывать в себе лучшие качества. Например, сказка «По щучьему веленью» учит ответственности за свои слова, трудолюбию и ловкости. «Никита Кожемяка» показывает пример сильного, но мудрого и справедливого мужа, готового защищать своих сограждан. Сказка «Садко» вдохновляет развивать таланты, «Марья Моревна» напоминает, как важно хранить данное слово, учит добру, бескорыстности, мудрости, умению ждать.

Жар-птица

Какая главная мысль и мораль?

Русские народные сказки используются не столько для развлечения, сколько для поучения. В каждой из них своя мораль и главная мысль:

  • Добро всегда побеждает зло («Илья-Муромец и Соловей-Разбойник»).
  • Легко хвалится, легко и свалиться. («Колобок»).
  • Будь трудолюбивым и терпеливым, тогда жизнь наградит. («Морозко»).
  • Как аукнется, так и откликнется. («Лиса и журавль»).
  • Счастье не в красоте и богатстве. («Царевна-лягушка»).

Если внимательно проанализировать сказки разных народов, можно заметить в русских народных сказках одну общую главную мысль:

«Самое важное – это жизнь рода и общества, а не одного человека».

Иванушка-дурачок

Такой вывод напрашивается из поведения героев. Они часто отклоняются от основной задачи и помогают окружающим. Добродушие и жалостливость – национальная черта русского народа. Также можно заметить, что герои отправляются в путешествие не ради получения профессии или богатства, как это происходит в зарубежных сказках. Они ищут себя, проходят через испытания, и судьба сама их награждает.

Суть

Русские народные сказки бывают бытовыми, волшебными, о животных. Каждый вид имеет свои особенности и суть. Русская народная сказка примечательна своим разнообразием и колоритом.

  • В бытовой сказке в основе лежит конфликт между людьми. В ней отсутствует фантастика, но присутствует сказочное разрешение. Смысловой акцент имеет развязка.
  • В волшебной сказке неизменно присутствует царская семья, старшее поколение и младшее, обычные люди и вымышленные существа. Младшие участники преодолевают препятствия посредством волшебных предметов (скатерть-самобранка, волшебный клубок, молодильные яблоки) и помощников. В ней описываются чудеса и невиданные создания, столкновение с волшебной силой.
  • Сказки о животных иносказательные, отличаются быстродействием и ясностью оценки героев. Животные олицетворяют хитрость (Лиса), злость (Волк), трусость (Заяц). Суть раскрывается в диалогах.

Баба-яга

Характеристики героев

В русских народных сказках герои четко разделены на положительных и отрицательных персонажей. Первые простодушны, добры и смекалисты, вторые – корыстны, глупы и часто капризны. Главными героями выступают как обычные люди, так и звери. Волшебным персонажам часто отводится роль злодеев, но именно они больше всего запоминаются.

Характеристики героев:

  • Баба-яга. Самый неординарный персонаж: то гостеприимная хозяйка и мудрый советчик, то злобная старуха, поедающая детей. Баба-Яга хитрая, уродливая, с горбом на спине и длинным носом. Имеет костяную ногу, живет в лесу в избушке на курьих ножках. Летает в ступе и на метле. Может управлять лесными зверьми.Сказочные герои Баба-яга
  • Кощей. Злой колдун, владыка подземного царства. Он состоятельный, владеет диковинными предметами, животными и птицами. Считается бессмертным. Крадет прекрасных девиц. Кощею служит Змей Горыныч.Сказочные герои кощей
  • Змей Горыныч. Огнедышащий дракон с несколькими головами. Служит силам зла и навевает страх на жителей. Сильный противник. Умеет отращивать головы взамен срубленных.Сказочные герои Змей Горыныч
  • Иванушка-дурачок. Самый популярный персонаж. Простой крестьянский парень, как правило, самый младший сын в семье. Над ним потешаются и не воспринимают всерьез. Иван-дурак мечтательный, бесхитростный и очень удачливый. Он проходит все испытания и становится царевичем.Сказочные герои Иванушка-дурачок
  • Иван-Царевич. Имеет благородное происхождение, но так же, как Иванушка-дурачок, недооценивается семьей. Обладает живым умом, сообразительностью, добрым сердцем. Помогает другим и заручается поддержкой сказочных существ. Проходит самые сложные испытания. В конце сказок Иван-Царевич получает всеобщую любовь, признание и славу.Сказочные герои Иван-Царевич
  • Жар-птица. Олицетворение благополучия, счастья, огня и света. Внешне похожа на павлина, но с пылающими, как огонь, перьями. Завораживает людей своим видом. Пуглива и предпочитает держаться подальше от людей, но герой находит способ заманить птицу.Сказочные герои Жар-птица
  • Лиса – хитрая плутовка, которая пытается обмануть добрых сказочных героев.Сказочные герои лиса
  • Заяц – беззащитный персонаж, который тем не менее находит в себе смелость противостоять злу и выходить победителем из сложных ситуаций.Сказочные герои заяц
  • Волк – злой и глупый антигерой.Сказочные герои волк
  • Медведь – грубый, но добрый здоровяк, защитник слабых, хозяин леса.Сказочные герои волк

Второстепенными персонажами в русских сказках служат так называемые помощники героя: яблоня, мышка, лягушка.

Вопросы и ответы о русских народных сказках

Чтобы сказки научили детей чему-то хорошему, важно вызывать к ним интерес: читать и обсуждать прочитанное, разыгрывать сценки по ролям, проводить викторины. Можно задавать вопросы.

Какую награду цари обещают сказочным героям?

Царство или полцарства, царевну-дочь.

Как зовут хозяйку болот и сестру Бабы-яги?

Кикимора.

Сколько человек тянуло репку?

Три: дед, бабка и внучка.

В какой русской народной сказке делили корешки и вершки?

«Мужик и медведь».

Сказочные герои Мужик и медведь

Как зовут царя, который жил так давно, что в это уже никто не верит?

Горох.

Какие два дерева чаще всего встречаются в русских народных сказках?

Дуб и яблоня.

Вопросы со звездочкой

Начиная с 4 класса дети учатся проводить анализ литературных произведений. Чтобы понять в чем смысл русских народных сказок, и чем они отличаются, следует обратить внимание на закономерности.

Назови приметы русских народных сказок

Присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты и повторы.

Иван-Царевич

Какие постоянные эпитеты встречаются в сказках со словами девица, молодец, море, волк

Красна девица, добрый молодец, синее море, серый волк.

Назови традиционную концовку русской народной сказки

«Стали они жить поживать и добра наживать».

Назови сказки, где Иван главный герой

«Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Два Ивана солдатских сына», «Иван-царевич и серый волк», «Хрустальная гора».

Иванушка-дурачок

Сказка бывает авторской и народной. Народные сказки обладают особым духом. Многие из них связаны между собой общими событиями или одинаковыми героями. В русских народных сказках часто употребляются одни и те же обороты, обращения и фразы. После прочтения возникает ощущение целостности фольклора.

Ольга Шумская

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

Поделитесь записью в социальных сетях!

Русский филолог и фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей работе «Исторические корни волшебной сказки» развивал теорию о том, что структура, например, сказки русской народной удивительным образом повторяет инициационные обряды разных народов, и не обязательно индоевропейских. Пропп последовательно объясняет подспудные (и зачастую жестокие) смыслы сюжетов знакомых нам с детства и некогда являвшихся эталоном морали и доброты русских сказок. T&P рассказывает об их основных сюжетных моментах в свете теории Проппа.

Красавица в башне

Многие сказки начинаются с родительского запрета сыновьям или дочерям выходить на улицу. Часто (и не только в русских сказках) красавицу заключают в высокой башне, с которой она тоскливо любуется окружающим пейзажем до тех пор, пока ее оттуда не освободят. Эти сюжеты, как полагает Пропп, могут отсылать нас к исторической действительности: когда-то действительно был обычай изолировать царских детей или молодых девушек предбрачного возраста от окружающего мира. Джеймс Фрэзер в своей «Золотой ветви» подробно исследовал сотни обрядов «примитивных» культур, в которых царям или царским детям запрещается покидать дворец или видеть других людей, дневной свет и даже касаться земли (отсюда обычай строить башни для заключения царственных особ). Подавать пищу царям во многих культурах было принято через окошко, не прикасаясь к ним, и связано это было с сакральной природой царя как чего-то божественного, а оттого и одновременно опасного для простых смертных. Тщательно охраняя царя, народ охранял и свое благополучие. Если царь сбегал из заточения, его могли попросту убить.

«Велел он построить высокий столб, посадил на него Ивана-царевича и Елену Прекрасную и провизии им поклал туда на пять лет»

Другой важный для сказки сюжет — длинноволосая красавица, тоскующая в башне. Запрет стричь волосы в сочетании с изоляцией отсылает к древнему обряду, который применялся по отношению к впервые менструирующим девушкам. Девушки, входившие в брачный возраст (около 12 лет), подлежали изоляции и действию многочисленных табу — запрету стричься или расчесываться. Поэтому неслучайно за заключением сказочной царевны почти всегда следует ее скорое замужество.

Иван Билибин

Иван Билибин

«Перепугался отец, не велел свой любимой дочери даже на крыльцо выходить»

Сборы героя

Характерный для русской сказки момент — сборы героя, например Иванушки-дурачка, который должен спасти царевну, попасть в тридевятое царство или совершить другой подвиг. Где же находится это таинственное тридевятое царство? Чтобы прояснить значение этого сказочного топоса, Пропп предлагает обратить внимание на предметы, которые вручаются герою перед отправлением. Как правило, в его поклажу входят хлеб, посох и обувь, внешне, конечно, имеющие связь с предстоящим путешествием. Однако ровно эти же предметы опускали в могилу умершим людям, что отсылает нас к идее о символическом путешествии героя в загробный мир.

Иван Билибин

Иван Билибин

Избушка на курьих ножках

Герой сказки часто попадает в дремучий темный лес. Таинственный лес в мифе и литературе непременно является местом, в котором находится вход в иной мир: подобные упоминания можно найти в «Энеиде» Вергилия или «Божественной комедии» Данте. Однако в русской сказке герой находит в лесу избушку на курьих ножках (или, реже, избу, подпертую пирогом и крытую блинами). Избушка часто обнесена забором с черепами, а сама она обладает зооморфными или антропоморфными чертами. Происхождение образа избы на курьих ногах до сих пор обсуждается фольклористами и культурными антропологами. К примеру, Пропп думает, что птичьи ноги — это рудимент реальных зооморфных столбов, на которые ставили избу. Он считает, что такое здание могли выстраивать в лесу для специального обряда посвящения, при котором неофит, посвящаемый, символически умирал и возрождался в новом статусе. Так мы видим, как сходятся две линии сказки, обычно подспудно повествующей или о символическом путешествии на тот свет, или о походе туда же с возвращением (в случае посвящения, при котором происходят смерть и воскрешение героя).

Николай Рерих, «Изба смерти»

Николай Рерих, «Изба смерти»

«Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот — ноги человечьи, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами»

Встреча с Бабой-ягой

Избушку на курьих ножках стережет Баба-яга, которой не положено туда никого пускать. Избушку, по Проппу, можно рассматривать как границу двух миров, потустороннего и мира живых, а Бабу-ягу считать ее стражем, царицей мертвых. То, что Баба-яга имеет отчетливую связь с миром мертвых, доказывает, во-первых, то, что чаще всего в избушке она лежит, во-вторых, что у нее есть костяная нога (одной ногой она стоит в мире живых, другой — мертвых, пограничное существо). Наконец, необычно то, что обычно Баба-яга занимает почти всю площадь избушки, ведь известно, что она не была великаншей, а домик при этом подчеркнуто небольших размеров. «Следовательно, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу», — пишет Пропп, отсылая читателей к сравнению избы с гробами-домовинами, возможно располагаемых в древности над землей.

Иван Билибин

Иван Билибин

«На печке лежит Баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос»

Испытания Бабы-яги

Обыкновенный для русской сказки возглас Бабы-яги «Фу-фу-фу, русским духом пахнет» означает, что существу из мира мертвых неприятно слышать запах живых. Живой не должен переступить через границу царства мертвых без соответствующих испытаний, и Баба-яга сперва топит баню (ритуальное омовение тела), а затем кормит героя (вот почему в русских сказках домик «ведьмы» часто подперт пирогом, а в европейских может быть полностью съедобным). Известно, что во многих мифах с помощью еды, которую человек ест в мире мертвых, он приобщается к жизни на том свете. Пища мертвецов в мифах Древнего Египта «отверзает уста умершего», в древнегреческих — мешает Персефоне вернуться из Аида, а Одиссею — уйти от Калипсо. Далее часто следует испытание героя сном, и это тоже имеет определенный смысл, ведь мертвые не спят.

«Фу-фу-фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано. Нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится»

Смерть и возрождение

За приобщением героя к миру мертвых часто следует его ритуальное убийство. Иногда это зашивание в шкуру животного (такой обряд действительно существовал и был похоронным) или его долгий путь на корабле (мертвых часто хоронили в деревянных ладьях, что связано с представлением о реках загробного мира). Герою сказки иногда отрубают палец, героя могут варить, разрубать на части, сжигать в печи или вынимать у него внутренности. Ритуалы с имитацией таких действий проводились у многих народов мира при инициации неофита. Таким образом, Пропп приходит к выводу, что Баба-яга — это одновременно и страж потустороннего мира, и жрица, символически убивающая инициируемого неофита. Аллегория убийства посвящаемого в ритуале перехода означала его смерть в старом статусе и рождение в новом, более высоком. Как мы видим, во многих сказках этот процесс остался в редуцированном виде — в представлении о том, что погружение живого или разрубленного тела в кипяток или огонь дает омолаживающий эффект. Следы смертной природы человека уничтожаются огнем, подобно тому, как это происходит в древнегреческом мифе о Деметре и Демофонте, которого она кладет на ночь в печь в стремлении сделать человеческого сына бессмертным, или в аналогичном сюжете про Фетиду и Ахилла.

Иван Билибин

Иван Билибин

В некоторых сказках все вышеперечисленные ритуалы оцениваются положительно, но чаще всего они представляются как мучения, на которые Баба-яга пытается обречь главного героя. Согласно Проппу, из-за постепенного вытеснения охотничьих представлений землевладельческими вся «лесная магия» начинает ассоциироваться с чем-то недобрым, а значит, архаичные ритуалы инициации становятся табу. Так жрица превращается в злую колдунью, а символическая смерть, необходимая для посвящения мальчика в охотники, — в коварную казнь. Герой, попадающий к вратам смерти, теперь должен бороться со стражем врат, а не получать дары жрицы, что отражается в различных русских сказках, в которых Баба-яга предстает то помощником героя, то его заклятым врагом.

Лесной дом

В некоторых сказках приключения героя на этом не заканчиваются. После ритуала посвящения герой попадает в так называемый «мужской дом», помещение невиданных размеров в лесу. Герой часто оказывается в нем, когда там никого нет, иногда ему открывает дверь «сестрица», «мать» или «отец» всех мужчин (животных, разбойников, богатырей), которые непременно должны вскоре вернуться. Пропп видит в данном сюжете редукцию представлений о том, что после инициации новоиспеченный охотник должен был некоторое пожить вместе с себе подобными в специальном «мужском доме». Он обладал удивительными для молодого человека, который прежде жил с родителями в небольшой избе, размерами, так как должен был вмещать в себя большое количество воинственно настроенных юношей и их снаряжение. Часто в сказке такой дом или его забор украшены черепами, что также может свидетельствовать в пользу теории об охотничьих/военных целях живших в нем мужчин. Отсюда же и Серый Волк — частый спутник героя в его приключениях. Волк (пес) мог являться помощником охотников или их тотемом.

Иван Билибин

Иван Билибин

Далее герой может обнаружить внутри дома большой накрытый стол с равными порциями, что также приводит его в изумление: он «видит здесь иную подачу еды, чем та, к которой он привык. Здесь каждый имеет свою долю, и доли эти равны». С богатырями или разбойниками, как правило, живет их «сестрица», образ которой Пропп интерпретирует как своего рода общую полевую жену, или «мать» / «отец», которые также не являются родственниками, а выполняют определенные бытовые функции. В целом пребывание женщин, кроме «сестриц», в таких домах было строго запрещено: в секретных комнатах хранились воинские артефакты и реликвии, о чем повествует множество сказочных сюжетов, где герой может их наблюдать или похищать.

Спящая красавица

Иногда в сказке девушка, которая проживает вместе с богатырями или разбойниками (гномами, медведями и т. п.), умирает. Это может случиться из-за отравления, укола веретеном или по другим причинам. Тогда какое-то время она пребывает в гробу посреди леса, а потом внезапно воскресает и вступает в брак с героем сказки. Возможно, такой сюжет является отголоском обряда женского посвящения, происходившего перед замужеством.

Так, проанализировав набор сюжетных ходов, характерных для большинства русских народных сказок, Пропп конструирует их всеобъемлющее толкование. Цикл инициации, отраженный в русских сказках, по его мнению, является самой древней основой почти любой сказки или мифа. Другой цикл, цикл смерти и жизни, — параллельный, но в то же время связанный с идеей инициации. Ее ритуальный смысл, имеющий отношение к миру мертвых, в большинстве случаев остался в тех сказках, которые мы все так или иначе читали в детстве.

Сказки неразрывно связаны с древними обрядами и обычаями. Их оригинальные версии, как правило, непосредственно отражают то, что делали наши предки. Возможно, вы заметили некоторые странности в поведении сказочных персонажей, которые часто противоречат логике и здравому смыслу. Мы нашли объяснения подобным поступкам.

Редакция изучила труд академика В. Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» и несколько научных статей, а теперь делится с вами самыми необычными находками.

Мертвая царевна спала, потому что готовилась выйти замуж

Один из частотных сказочных сюжетов — это временная смерть. Девушка надевает запретную одежду, укалывается булавкой или съедает яблоко и падает замертво, а оживает только после поцелуя любви. В реальности был похожий обычай: прежде чем отдать девушку замуж, нужно было ее понарошку умертвить.

Главная часть церемонии была посвящена как раз этому: девица должна была умереть как невинная девушка и возродиться к жизни уже женщиной. Проделывали это играючи: укалывали невесту иголкой или булавкой, после чего она картинно падала на землю, будто мертвая. «Оживляли» героиню обычно песнями и плясками.

Баба-яга на самом деле охраняет вход в царство мертвых

На границе между царством живых и мертвых стоит избушка, в которой живет Баба-яга — этакий Харон на русский лад. Задача героя, добравшегося сюда, — назвать магическое слово или принести жертвоприношение, чтобы избушка повернулась к нему «передом, а к лесу задом». Когда же персонаж попадает внутрь, первое, что он слышит:

«Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится!»

На самом деле в изначальных вариантах сказки слова «русский» здесь не было. Вместо этого Баба-яга говорила «живым пахнет». Чтобы избавиться от этого аромата, герой должен был поесть местной пищи, и тогда другие мертвецы признали бы его за своего. Эта деталь тесно связана с таким обрядом, как поминки. Персонаж как бы устраивает поминки по самому себе и прощается со своей живой половиной, превращаясь в мертвеца.

Вообще исследователи выделяют три типа Яги: дарительница (дает Иванушке волшебный клубок, волшебного коня и т. п.), похитительница (крадет детей и пытается изжарить их в печке) и воительница (нападает на героев и вырезает из их кожи ремни). С царством мертвых может быть связана любая из них.

Иногда Баба-яга — буквально теща героя

В некоторых случаях сказка о Бабе-яге восходит к обряду посвящения перед свадьбой. Известно, что древнейшая традиция предполагала, что обряд должен проводить непосредственный родственник невесты, часто мама или тетя. Перед заключением брака она подвергала зятя различным испытаниям.

Интересно, что традиция восходит к матриархальному прошлому, когда главенствующим был род жены, а не мужа. Иногда обряд немного трансформировался: посвящаемому жениху приходилось наряжаться женщиной и некоторое время выполнять типично «женскую» работу. Свадьба могла состояться, только если жених достойно справлялся со своей задачей.

Девица, которая живет в доме с богатырями и ведет все хозяйство, им не сестра

Девица попадает в дом богатырей двумя способами: или приходит добровольно (выгнала мачеха, заблудилась и т. д.), или ее похитили и привели. Героиня пользуется почетом и ведет хозяйство в доме, где живут несколько братьев, — раньше это называлось мужским домом. Эти детали отражают историческую действительность. Третья деталь — что живет девица с ними как сестра — не исторична.

В реальности в мужском доме всегда присутствовала девушка или несколько девушек. Они занимались хозяйством и одновременно были женами всем членам общины. Как правило, для девиц это была «временная работа». Родители часто сами отправляли дочерей прислуживать в мужские дома, потому что это считалось почетным. Самые известные романтичные вариации этой традиции — русская сказка «О мертвой царевне и семи богатырях» и европейская «Белоснежка».

Герой, спасающий девушку от дракона, вовсе не герой

В старину существовал обычай приносить в жертву невинную девушку: ее топили в реке, от которой зависел урожай. Считалось, что тогда река будет благоволить людям и не пересохнет, а значит, местное племя не погибнет от голода. В сказках этот обычай трансформировался в драконов и других чудищ, которые крадут девиц. Дракон в этом случае олицетворяет сам обряд, а его злобное воплощение доказывает, что люди на самом деле не были согласны с таким раскладом дел.

Поэтому в сказаниях появляется храбрый юноша, который закалывает острым мечом чудище и спасает девушку. Если бы в той далекой реальности среди народа нашелся такой герой, то его мгновенно отправили бы вслед за девицей в речку. По таким сказочным трансформациям сюжетов исследователи изучают, как менялось отношение народов к тем обычаям, которые у них были.

В первоначальном варианте сказки «Репка» были отец и мать

Смысл этой сказки заключается в правильном взаимоотношений поколений. В изначальном варианте текста присутствовали отец и мать, которые символизировали защиту и заботу соответственно. Есть два возможных объяснения, почему этих персонажей изъяли из сказки:

С приходом христианства цифра 7 стала сакральной, а до этого времени особый почет был у числа 9. Без матери и отца в сказке оказывается ровно 7 персонажей, что соответствует новой символике. У христиан традиционно отцовскую защиту и опору представляет церковь, а материнскую заботу — Иисус Христос. Поэтому необходимость включать в сказку мать и отца сама собой отпала.

Сказка о Колобке не что иное, как урок по астрономии

По одной из версий, Колобок в изначальном варианте не что иное, как Луна. А сам текст сказки представляет собой лунный цикл:

Приготовление Колобка — это полнолуние. Потом месяц идет на убыль, и каждый из зверей, которых повстречал главный герой, откусывает от него кусочек. Лиса съедает Колобка, и месяц на небе скрывается полностью. Начинается новый цикл.

Василиса Прекрасная не кто иная, как ведьма

Василиса в юном возрасте лишается матери и приобретает магический артефакт — куклу: ее можно покормить, а она даст хороший совет. Исследователи считают, что кукла является типичным магическим атрибутом ведьмы, а поцелуй дочери и матери на смертном одре не просто передает девочке родительское благословение, но еще и магическое наследие. Однако полноценной колдуньей от этого Василиса не становится, и впереди ее ждут испытания, которые сравнимы с древними обрядами инициации для ведьм:

Физическое отделение от родителей — после гибели матери главная героиня отправляется жить к злой мачехе. Активация «тайной» жизни — Василиса с помощью куклы справляется со всеми мачехиными приказами и чувствует себя чужой этому миру, но постепенно приобщается к миру магическому. Испытание — героиня попадает в домик Бабы-яги и успешно выполняет все ее задания. Доведение ведьминых навыков до высшего уровня — сотканное Василисой полотно случайным образом попадает к царю, за чем непременно следует свадьба.
Сказка о Курочке Рябе на самом деле рассказывает нам о страхе перед смертью и реинкарнации
Считается, что в основе сюжета этой сказки лежит древний мотив мирового яйца, из которого произошла жизнь и весь наш мир. Золотое яйцо, снесенное курочкой, символизирует грядущую смерть, поэтому дед и бабка плачут. Обещание курочки снести обычное яйцо — это обещание грядущего перерождения, то есть новой жизни. Мышка в сюжете считается представителем преисподней, или, говоря проще, самой смертью.

Кощей крадет девиц, потому что он против матриархата

В обществе наших предков были сильны материнские культы: важнейшие решения принимались с согласия главной женщины племени, «матери». Имя Кощея, вероятно, произошло от слова «кош», что означает «господин, захвативший власть». Поэтому исследователи предполагают, что этот персонаж не кто иной, как мужчина, укравший у женщины ее социальную функцию.

Если это правда, то становится понятным, почему Кощей склонен похищать и порабощать девиц. А его отрицательная роль в сказке объясняется так же просто: он был воплощением силы, которая разрушила древние порядки родового равноправия. В глазах людей первые «кощеи» были не кто иные, как поработители.

Змей Горыныч — это символ страшных лесных пожаров

Отчество персонажа — Горыныч — происходит от слова «гора», однако в прошлом под горой понимали также и лес. Поэтому прозвище героя можно перевести как «лесной». Вероятно, в сознании древних славян Змей был воплощением лесных пожаров, которые вызывали молнии. Косвенным доказательством является описание появления Змея:

«поднимается буря, гром гремит, земля дрожит, дремучий лес долу клонится — летит трехголовый Змей».

На те же мысли фольклористов наталкивает небольшая деталь в сказке «Иван Быкович»: главный герой запрещает своим побратимам спать перед встречей со Змеем. Возможно, это отголоски памяти предков, которые не должны были засыпать у костра.

Иван-царевич сжигает шкурку Царевны-лягушки, потому что обладает типичными мужскими качествами, которые не годятся для создания крепкой семьи

Царевна пребывает в образе лягушки не по собственному желанию, а из-за колдовства. Чтобы прекратить эти превращения, героине требуется помощь извне. Спасителем выступает, конечно, суженый.

С житейской точки зрения Иван-царевич, женившийся на лягушке, не испытывает никаких неудобств: жена печет хлеб, ткет ковры и на балу выглядит лучше всех. Однако царевич сжигает шкурку лягушки, несмотря на запрет это делать. Считается, что героем в этом случае движет обыкновенная мужская прямолинейность.

Как следствие, Ивана наказывают: он вынужден идти за царевной за тридевять земель. Этот путь символичен в социальном смысле: герой должен вырасти духовно, отказаться от мужской твердолобости и голой рациональности. Только в этом случае возможен счастливый брак.

Нам удалось открыть для вас мир русских сказок с новой стороны? Если вы слышали о других интересных смыслах, которые лежат в основе сказочных текстов, расскажите нам о них.

Фото на превью Ivan Tsarevich and the Gray Wolf 3 / Melnitsa Animation Studio

Источник: chert-poberi.ru

Часто ли вы задумываетесь о том, чему учат сказки, в процессе их чтения? А ведь именно это и есть их главная задача.


Содержание

Сказка ложь, да в ней намек… 

Герои русских народных сказок

Сказка — семейный психолог

Живое слово


По каким критериям педагог или грамотный родитель выбирает книгу для детского и семейного чтения?

История должна быть занимательной, захватывающей, поучительной и, конечно, обладать высоким воспитательным потенциалом. Хорошо, если помимо развлечения, в процессе чтения ребенок сопереживает, думает, учится, а в итоге получает важный для себя урок. Отлично ко всем этим критериям подходит русская народная сказка.

чему учат сказки, чему учат русские народные сказки

Сказка ложь, да в ней намек…

Народная сказка — это элемент устного национального творчества. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать.

Переходя из уст в уста, сюжеты менялись, оттачивались, герои русских сказок «учились» у рассказчиков уму разуму, впитывали информацию. И что бы невероятного ни происходило в сказке, в этом всегда была доля истины.

Это учебник жизни, переданный нам в наследство нашими предками. К сожалению, в погоне за модными тенденциями многие забывают о том, чему учат русские народные сказки.

сказочные герои русских народных сказок

Герои русских народных сказок

Восприятие литературного произведения происходит через героя. На положительных героев русских сказок малыш стремится быть похожим, отрицательных — боится, победителей — уважает, обиженных — жалеет.

Наблюдая за перипетиями сюжета, ребенок знакомится с социальными нормами поведения. Учится оценивать поступки, внешний вид, поведение человека. Устоявшиеся народные образы сказочных персонажей русских сказок демонстрируют ребенку, обладая какими личными качествами можно добиться успеха.

Мужество, храбрость, незаурядный ум, смекалка, доброта — неизменные характеристики главного положительно героя. Иван-Царевич из сказки о царевне-лягушке, странствующий солдат из сказки «Каша из топора», стрелец из истории о Жар-Птице, Крошечка-Хаврошечка.

Благодаря положительным качествам из любой ситуации положительный герой выходит победителем. А злые, жадные и ленивые всегда остаются с носом. Они обычно теряют что-то важное и наказаны по заслугам (Кащей Бессмертный, Чудо-Юдо, жадный король из сказки о Жар-Птице, дочка-лентяйка из сказки «Морозко», Змей Горыныч).

чему учит сказка, сказочные персонажи русских сказок

Сказка — семейный психолог

Русская сказка в ненавязчивой форме открывает важные жизненные истины.

Вот то, чему учат русские народные сказки:

  • строить семейные отношения, любить свою семью

(«Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Снегурочка», «Морозко»);

  • ценить настоящую дружбу

(«Лапоть, Соломинка и Пузырь», «Кот, Дрозд и Петух», «Крылатый, мохнатый и масленый»);

  • не обижать маленьких, уважительно относиться к старости, слушать старших

(«Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);

  • бороться с человеческими пороками: ленью, жадностью, скупостью, глупостью

(«Лиса и журавль», «Петух и золотая мельничка», «Зимовье зверей»);

  • решать сложные ситуации с помощью смекалки, хитрости, остроумия, упорства и труда

(«Ивашечка», «Бобовое зернышко», «Вершки и корешки», «Умный батрак», «Лиса и рак»);

  • побеждать зло добром

(«Бычок — соломенный бочок», «Царевна Лягушка», «Финист-ясный сокол», «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» ).

К тому же в сказке отражается эпоха, время, быт, нередко, оценка политических событий. И даже это еще далеко не все, чему учит сказка при правильной ее подаче. Например, старших детей на примере сказки можно учить анализировать, рассуждать, подмечать, сопоставлять вымысел с реальностью.

чему учат народные сказки

Живое слово

Перечислять достоинства языка и стиля народных литературных произведений можно до бесконечности, и это тоже то, чему учат сказки:

  • невероятная музыкальность,
  • поэтичность,
  • образность,
  • мелодичность,
  • напевность,
  • остроумие,
  • искрометность,
  • фразеологизмы и фразы, ставшие крылатыми.

Впитывая с младенчества лучшие образцы живого родного слова, ребенок учится красиво и грамотно строить свою речь, правильно применять средства художественной выразительности, пополняет словарный запас. И вместе с тем, еще до школы усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

названия русских народных сказок

Те немногие названия русских народных сказок, упомянутые в статье, конечно, не отражают всего разнообразия русского сказочного творчества.

Сказочных сюжетов в русском фольклоре зафиксировано около тысячи. Многие из них имеют литературную обработку В.И. Даля, А.Н. Толстого, А.Н. Афанасьева. Выбирая сборники сказок под редакцией этих выдающихся знатоков родного слова, родитель и педагог могут быть уверенны, что чтение принесет ребенку максимальную пользу.

Русская сказка — это энциклопедия, пособие по воспитанию, путеводитель по жизни. Сказочные герои русских сказок наставляют детей на правильный путь, а неповторимый слог учит быть метким, кратким, но выразительным в речи.


Сказки и миф. Чему учат русские сказки? — видео

Цель: расширить знания учащихся об
устном народном творчестве.

Задачи:

  • познакомить учащихся с истоками сказки и её
    основными видами;
  • развить и укрепить стремление к чтению
    фольклорных произведений;
  • привить любовь к чтению;
  • систематизировать знания учащихся.

Форма: познавательный час

Оборудование.

  • Компьютер, проектор, сканер, принтер, экран.
  • Электронная презентация, переход слайда к
    слайду по щелчку.

1. Слайд. Русские народные сказки.

Мир сказок удивителен. Разве можно представить
себе нашу жизнь без сказки?

Что такое сказка? Подберём однокоренные слова:
сказка, сказывать, рассказывать. Получается
сказка — это устный рассказ о чем-либо.

Чем же отличается рассказ от сказки и всякий ли
рассказ является сказкой? (Выслушать мнения
учащихся).

Сказка или казка, байка, побасенка (древнейшее
её название “басень”- от слова “баять”,
“говорить”) — это устный рассказ о таких
событиях, которые в жизни произойти не могут,
потому что они невероятны и фантастичны. Если
собеседнику не верят, ему так и говорят: “Не
рассказывай мне сказки”. Получается, что сказки
говорят не правду, обманывают. А нас с детства
учат, что обманывать нехорошо.

Почему же мы любим, читать и слушать сказки? В
чем секрет долголетия сказки? (Выслушать мнения
учащихся).

Сказка — это не просто развлечение. Она
рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни,
учит быть добрыми и справедливыми, защищать
слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и
льстецов. Сказка учит быть преданным, честным,
высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность,
лицемерие, лень… Учит без скучных наставлений,
просто показывает, что может произойти, если
человек поступает плохо, не по совести. Вспомним
пословицу “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам урок ”.

На протяжении столетий сказки передавались
устным путем. Один человек придумал сказку,
рассказал другому, тот человек что-то добавил от
себя, пересказал третьему и так далее. С каждым
разом сказка становилась все лучше и интереснее.
Получается, что сказку придумал не один человек,
а много разных людей, народ, поэтому её и стали
называть — “народная”.

В сказке всегда хороший конец. Побеждает тот,
кто любит свой народ, почитает родителей, уважает
старших, хранит верность любимому человеку, тот,
кто добр, справедлив, скромен и честен.

2. Слайд. Возникли сказки в глубокой
древности.

Возникли сказки в глубокой древности. Они
представляли собой рассказы охотников,
звероловов и рыбаков. В сказках — звери, деревья и
травы разговаривают как люди. Почему они
разговаривают? Почему брошенный гребень
превращается в лес? Почему отец, умирая, завещает
сыну Сивку-бурку?

Древний человек не мог объяснить явления
природы. Он не понимал, почему день сменяет ночь,
а ночь сменяет день. Почему светит солнце, а потом
вдруг льет дождь? Ветер ему казался живым — то
плачущим, то стонущим, то жалующимся на судьбу, то
безудержно весёлым. Казалось, что в раскатах
грома звучит чей-то грозный голос, а молния — это
стрела, как те стрелы, которыми охотники убивают
зверя, но только огненная и направленная рукой
неведомого существа. Возможно светлячки,
кружащиеся в вечернем воздухе, представлялись им
крылатыми феями. В бескрайних, дремучих лесах
древнего человека подстерегали дикие звери. Всё
наводило страх и заставляло думать, что всё в
природе живет и движется, имеет свой разум.

Человек отождествлял (тождество — полное
сходство) себя с природой и считал, что животные
могут разговаривать, деревья двигаться, что
солнце, луна, тучи тоже живые существа, а значит,
могут приносить как пользу, так и вред. Будучи
бессильным перед природой, он стал поклоняться
огню, солнцу, деревьям, животным. Ощущая себя
частицей природы, человек искал защиты у неё, но в
тоже время стремился защититься от неё.

Древний человек поклонялся своим умершим
предкам. Смерть была необъяснимой загадкой.
Считалось, что человек не умирает, а лишь
переселяется (он или его душа) в другой мир.
Поэтому умерший человек в представлении древних
людей — это живой человек, обладающий
сверхъестественной силой. Поэтому и ведёт
разговор умерший отец со своим сыном в сказке
“Сивка-Бурка”.

3. Слайд. Виды сказок.

Сказки можно поделить на несколько видов
(типов):

  • Волшебные.
  • О животных.
  • Социально-бытовые.
  • Докучные.

Волшебные сказки начинаются обычно так: “В
некотором царстве, в некотором государстве…”,
“Жили да были…”. Кончается сказка богатым
свадебным пиром и присловьем: “Я там был, мед —
пиво пил, по усам текло, а в рот не попало” или
“Стали они жить — поживать и добра наживать”.

Волшебные сказки (подводим курсор к данному
названию и щелчком мышки переходим на 4 слайд).

4. Слайд. Сказочные существа (анимационные
картинки внутри слайда появляются
автоматически, последняя анимационная картинка —
жар птица).

В волшебной сказке человек общается с
существами, которых в жизни не встретишь: Кощей
бессмертный, Баба Яга, великаны, водяной и т.д. Тут
и звери невиданные: Олень Золотые рога, Сивка-
Бурка, Змей Горыныч, Жар-птица…

5. Слайд. Скатерть самобранка
(анимационные картинки внутри слайда появляются
автоматически, последняя анимационные картинка —
волшебный веник).

Нередко в руки попадают чудесные предметы:
клубочек, который укажет дорогу, кошелёк-
самотряс, скатерть самобранка, сапоги —
скороходы, гуси — самоигры…

В волшебной сказке возможно всё. Хочешь стать
молодым — поешь молодильных яблок. Надо оживить
царевну — спрысни её сначала мёртвой, а потом
живой водой…

Ученые предполагают, что волшебная сказка
зародилась ещё до принятия христианства. В те
времена на Руси поклонялись языческим богам. Мир
волшебной сказки — это мир многобожия, т.е.
язычества. Поэтому в сказках человеку стараются
помочь или — же помешать древние властители
стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер,
Морозко, водяной морской царь. Священника в
волшебной сказке не встретишь — всё колдуны и
ведьмы.

Число “три” со времён глубокой древности
имеет магическое значение. В сказке всегда: в
семье три сына, три сестры, у Змея Горыныча три
головы, три задания должен выполнить герой.

Про сказочного Ивана — дурака принято думать
хорошо. Это он с виду такой, а на самом деле —
умный.

Вспомним, что сказка передавалась устным путем,
и рассказчик что-то изменял, добавлял свое. Так
появились сказки похожие друг на друга, но не в
точности одинаковые.

Например: в одном варианте сказки “Царевна —
лягушка” царевич женится на лягушке без всяких
разговоров, а в другом — хочет от неё уйти, но она
его не отпускает и угрожает: “Не

возьмешь меня в жены, не выйдешь из болота”. По
разному в сказках лягушка помогает суженому
выполнить задания царя: или сама сделает, или
слуг призовет. Задания тоже разные бывают. Но во
всех сказках Иван – царевич совершает одну и ту,
же ошибку — сжигает лягушечью кожу. И во всех
сказках должен пройти три испытания, прежде чем
вернуть свою жену.

6. Слайд. Отрывок из мультфильма “Волшебное
кольцо”
(наводим курсор на видео и
воспроизводим щелчком мышки). Переход на 3 слайд
по гиперссылке в виде квадратика.

Сказки о животных (подводим курсор к данному
названию и щелчком мышки переходим на 7 слайд).

7. Слайд. Герои сказок — петух, заяц, лиса,
волк…

Сказки о животных, как и волшебные, возникли в
глубокой древности. Их обычно рассказывали перед
началом охоты, что было своеобразным ритуалом и
имело магическое значение. Говорится в них не о
фантастических летающих конях или золоторогих
оленях (как в волшебной сказке), а о повадках,
проделках и приключениях обыкновенных, всем нам
знакомых диких и домашних зверей, а так же о
птицах и рыбах. Народ наделил сказочных животных
всем тем, что присуще человеку. Да и характер
братьев наших меньших уподобляется
человеческому: заяц — трусоват, волк — жаден, лиса-
Патрикеевна — хитрее хитрых, обманет кого, хочешь.
Баран всегда — упрям, козел – драчлив, а петух
смел и бесшабашен.

Вспоминаем с ребятами сказки о животных?
(“Зимовье зверей”, “Кот и лиса”,
“Терем-теремок”, “Кот петух и лиса”…)

8. Слайд. Михаил Потапыч.

Медведь, по представлению древних славян, мог
предсказывать будущее. Не редко он представлялся
страшным, мстительным, не прощающим обиды. Но от
века к веку образ медведя становился все добрее и
добрее. У русских медведь- “дедушка”, “старик”.
Люди верили, что медведь может помочь человеку,
вывести заблудшего из леса.

9. Слайд. Пословица “Не рой другому яму, сам
в неё попадешь”.

Образы из многих сказочных историй о зверях и
птицах легко обращаются в пословицы и поговорки.
(Кратко можно рассказать сказку “Не рой другому
яму”, полный текст на последней странице). Жадный
волк перешел из сказок в пословицу “Не клади
волку пальца в рот” и поговорку “Волка в пастухи
поставили” (о глупцах, неосторожно обращающихся
со своим и чужим добром).

Попросить ребят продолжить пословицу “Не рой
другому яму, сам в нее попадешь”
(продолжение пословицы появится после щелчка).

10. слайд. К сказке “ Лиса и журавль”.

Вспоминаем с учащимися сказку о том, как лиса и
журавль в гости друг к другу ходили. Чему же учит
нас сказка? (Выслушать мнения ребят).

Отсюда вывод: как ты относишься к другим, так и
они и к тебе будут относиться.

Попросить ребят продолжить пословицу “Как
аукнется, так и откликнется
(продолжение пословицы появится после щелчка).

Излюбленный герой сказок о животных — плут,
хитрец и обманщик. Особенно часто говорится об
отношениях лисы и волка, где жертвой обмана
всегда становится волк. “Кумушка-голубушка” не
редко за свою ловкость, храбрость и
изворотливость в одурачивании волка, вызывает
наши симпатии.

11. Слайд. Отрывок из мультфильма “Лисичка
сестричка и серый волк” (
наводим курсор на
видео и воспроизводим щелчком мышки). Переход на 3
слайд по гиперссылке в виде квадратика.

Социально-бытовые сказки (подводим курсор к
данному названию и щелчком мышки переходим на 12
слайд).

12. Слайд. Героями сказок являются
обыкновенные люди.

Бытовая сказка или социально — бытовая (её еще
называют сатирической), появилась гораздо позже
волшебной. Рассказывается в ней о жизни русского
крестьянина последних двух столетий, хотя
некоторые сюжеты пришли из очень далёких времён.

Сказка передаёт быт, обстоятельства народной
жизни. Здесь все обыкновенно, все происходит в
повседневной жизни. Но, так как это сказка, то
правда здесь соседствует с вымыслом, с событиями
и действиями, которых на самом деле быть не может.
В бытовой сказке противопоставляются слабый и
сильный, бедный и богатый, жадный и щедрый, умный
и глупый.

Всегда в сатирической сказке с уважением
относятся к умелым работникам и высмеивают
лодырей. Как правило, в самом начале сказок
подчеркивается нищета мужика: ему и его семье
нечего есть, не во что одеться. В представлении
народа в богаче сосредоточено все плохое —
скупость, глупость, жестокость. Поэтому помещик и
барин в сказке всегда изображаются злыми и
жадными. Бедняк же всегда честен, трудолюбив,
добр.

13. Слайд. Народ верил, что царь хороший.

Отношение к царю двойственное. Народ верил, что
царь — батюшка хороший — это бояре у него плохие.
Царь не знает, как трудно живётся простому
народу, а вероломные бояре утаивают от него
правду. Но если царь и мужик встретились один на
один, то всегда царь против мужика выступает, а
верх одерживал всегда мужик.

14. Слайд. Священник.

В социально-бытовой сказке впервые
появляется священник. Он нередко жаден, порой
даже лицемерен, но никогда не изображался
жестоким, грубым. Священник всегда ласков. Его
любимое слово — “свет”: “Свет ты мой Ванюшка!”

Без обмана в бытовых сказках нельзя. В сказке
“Волшебный кафтан”, рубит мужик в лесу дрова,
сильный мороз, так ему работается, что жарко
стало. Снял он кафтан. А тут барин, тут барин
замёрзший едет. Сказал мужик барину, что кафтан
волшебный и греет на расстоянии. Тот и купил
кафтан за большие деньги.

В бытовой сказке (недаром её называют ещё и
плутовской) вполне допустима и кража. По одной из
версий сказки “Вор”, Климка – вороватый, украл
барского коня, простыни с постели, а то и саму
барыню.

15. Слайд. Солдат — любимый герой народных
сказок.

Солдат — любимый герой народных сказок. Ловкий,
находчивый, смелый, веселый, неунывающий, всё
знающий и всё умеющий. В огне не сгорит и в воде не
утонет. Солдат обычно возвращается домой после
25-летней службы. По дороге с ним и приключаются
удивительные истории. Вспоминаем сказку “Каша
из топора”, “Солдат Иванка”…

В бытовых сказках всегда неудачи преследуют
тех, кто в реальной жизни обижал народ. Мужик
берёт верх над барином, работник над попом. Если в
волшебной сказке победа чаще всего достигается в
бою с помощью чудного оружия, то в бытовой сказке
происходит как бы состязание умов: кто кого
перехитрит, кто окажется сообразительнее.
Сказитель может изменить содержание сказки, но
барин никогда не станет хорошим, а мужик и солдат
плохими.

16. Слайд. Отрывок из мультфильма “Умная
дочка”
(наводим курсор на видео и
воспроизводим щелчком мышки). Переход на 3 слайд
по гиперссылке в виде квадратика.

Докучные сказки (подводим курсор к данному
названию и щелчком переходим на 17 слайд).

17 Слайд. Сказки бабушки Груни.

Докучных сказок много. Сначала послушаем
докучные сказки, которые расскажет баба Груня и
ответим на её вопрос (щелчком по значку звука
воспроизводим речь бабушки).

“В одном болоте жила лягушка по имени, по
отчеству Квакушка. Вздумала лягушка вспрыгнуть
на мост, присела, да и завязила в тину хвост!
Дергала, дергала, дергала, дергала — выдернула
хвост, да завязила нос. Дергала, дергала, дергала,
дергала — выдернула нос, да завязила хвост…”

“Жил-был, был царь, у царя был двор, на дворе был
кол, на колу мочало, не начать ли нам сначала?..

Учащиеся отвечают на вопрос, который задала
баба Груня.

Докучные сказки — значит бесконечные, от слова
докучать, надоедать. Докучная сказка — сказка, в
которой многократно повторяется один и тот же
фрагмент текста. В некоторых из докучных сказок
рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель
обязательно должен дать ответ, который и
используется для очередного повтора сказочки.
Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос
вызывает у слушателя только недоумение и досаду.

“Сказать ли тебе сказку про белого бычка? —
Скажи. — Ты скажи, да я скажи, Да чего у нас будет,
Да доколь у нас будет, Сказать тебе сказку про
белого бычка?..

Русская народная сказка — это сокровище
народной мудрости. Сказки убаюкивают, погружают
в атмосферу волшебства и чуда. Сказка — это
вымышленная история со счастливым концом и
обязательной победой добра над злом.

Сказка учит нас отличать хорошее от плохого,
добро от зла, смекалку от глупости. Сказка учит не
отчаиваться в трудные минуты и всегда
преодолевать трудности. Сказка учит, как важно
каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты
не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе в
трудную минуту.

Читая сказку, человек волнуется, переживает, а
когда, наконец, всё благополучно заканчивается,
испытывает удовольствие, как от любой другой
книги. Сказка сегодня — не полуразрушенный
памятник далекого прошлого, а яркая живая часть
нашей национальной культуры.

18 — 19 Слайды. Викторина (переход по
щелчку).

Вопросы викторины:

  1. Почему русские народные сказки называются
    народными? (Сказку придумал народ).
  2. К какому виду сказок относится сказка “Царевна
    лягушка”? (К волшебным сказкам).
  3. Из чего солдат сварил самую вкусную на свете
    кашу? (Из топора).
  4. К какому виду сказок относится сказка
    “Колобок”? (К сказкам о животных).
  5. В каких сказках впервые появляется священник?
    (В социально — бытовых сказках).
  6. В каком топком месте царевна-лягушка скучала
    невестой? (В болоте).
  7. Эта скатерть знаменита
    Тем, что кормит всех досыта,
    Что сама собой она
    Вкусных кушаний полна. (Скатерть — самобранка).
  8. Смерть его на игле,
    В сундучке лежит в земле.
    Никого, чем он нет злей.
    Как зовут его? (Кощей).
  9. Какой вид сказок знакомит нас с жизнью русского
    крестьянина? (Социально — бытовые сказки).
  10. Помесь ящера, летучей мыши и огнемёта, летает и
    имеет несколько голов? (Змей Горыныч)
  11. Храбрый, весёлый, находчивый человек, который
    возвращается домой после 25-летней службы. Кто
    это? (Солдат).

Рекомендации: при показе слайдов, необходимо
дать немного времени детям, чтобы они
отреагировали на анимационные картинки. Потом
учащиеся спокойно слушают, а знания лучше
усваиваются.

Список использованных источников и
литературы.

  1. Русские народные сказки. М.: Омега, 1997.
  2. Русские народные сказки. М.: Педагогика, 1994.
  3. Русские сказки. М.: Авлад, 1992.
  4. Сказки из лукошка. М.: Кавалер, 1994.
  5. Сказки о Бабе Яге. М.: Станок ПРЕСС, 2002.
  6. Сказки о богатырях. М.: Станок ПРЕСС, 2003.
  7. Сказки о животных. М.: Станок ПРЕСС, 2002.
  8. Шаров А. Волшебники приходят к людям. М.: Детская
    литература, 1985.
  9. Энциклопедический словарь юного
    литературоведа. М., 1987.
  10. Энциклопедия для детей. М.: Аванта+, 1998. Т.9:
    Русская литература. Ч.1.
  11. Волшебное кольцо[видеозапись]/ реж. Л. Носыров.
    М.: Союзмульфильм, 1979.
  12. Волчище – серый хвостище [видеозапись]/ реж. Г.
    Баринова. М: Союзмультфильм, 1983.
  13. Умная дочка [видеозапись]/ реж. Е. Чернова. М:
    Союзмульфильм, 2004.
  14. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
    [аудиозапись]/ реж. И. Иванов-Вано, комп.
    Ю.Никольский. СССР, 1951.
  15. URL: http://mirgif.com/malenkie-animashki-telo.htm
  16. URL: http://fantasyflash.ru/index.php?&kontent=anime
  17. URL: http://smayli.ru/transporta_6.html
  18. URL: http://smayls.ru/animashki-jivotnie.html

Используемые компьютерные программы.

  1. Microsoft Office PowerPoint — программа для создания
    презентаций.
  2. Audacity- простой в работе, а также абсолютно
    бесплатный звуковой редактор для Windows и других
    операционных систем.
  3. VirtualDub — программа для работы с видео. Несмотря на
    свои относительно скромные размеры, является
    качественным и бесплатным видео редактором с
    удобным пользовательским интерфейсом.
  4. FormatFactory — небольшая и простая в использовании
    программа, позволяющая конвертировать видео,
    аудио и графические файлы в большое количество
    форматов.
  5. АудиоМАСТЕР — многофункциональный
    аудиоредактор для работы с звуковыми файлами
    всех популярных форматов. Кроме стандартных
    функций, позволяет записывать голос, создавать
    рингтоны для мобильных, захватывать музыку с CD.

Русская народная сказка “Не рой другому яму”

Раз повздорила Лягушка с Мышью; Мышь Лягушку
крепко побила, и Лягушка с той поры на нее злобу
затаила. Прошло времени немало. У Мыши та ссора —
из головы вон. Вот раз понадобилось ей зачем-то
через речку переправиться. Как быть? Плавает-то
она не лучше топора.

Сидит Мышь на бережку и думает; вдруг вылезла из
воды Лягушка:

— Чего задумалась?

— Да вот, не знаю, как на тот берег переправиться.

— Садись на меня, я тебя перевезу. Да чтобы тебе в
воду не упасть, привяжись ко мне покрепче.

— А сама думает: “Ладно, привяжись, я нырну и
тебя с собой утащу под воду, вот тебе за старое и
будет”. Мышь ничего худого не подумала, села на
Лягушку, привязалась к ней веревочкой — и поплыли
они. Только было Лягушка нырнуть собралась —
заприметил Мышь Ястреб, кинулся на нее, ухватил, а
за ней и Лягушку уволок.

  • О чем рассказывают осенние листья сочинение для 3 класс
  • О чем рассказывают бытовые сказки каша из топора
  • О чем рассказывали царю корабельщики в сказке о царе салтане
  • О чем рассказывали мальчики в рассказе бежин луг
  • О чем рассказывали в своих музыкальных сказках чайковский и прокофьев 2 класс