Русская сказка «Что дальше слышно»
Жанр: народная бытовая сказка
Главные герои сказки «Что дальше слышно» и их характеристика
- Старик. Умный, добрый, миролюбивый.
- Невестки. Красивые, добрые, сварливые.
- Сыновья. Спокойные, тихие.
План пересказа сказки «Что дальше слышно»
- Старик и три сына
- Ссоры невесток
- Решение старика
- Загадка
- Петух
- Собака
- Хлеб да соль.
Кратчайшее содержание сказки «Что дальше слышно» для читательского дневника в 6 предложений
- Жил старик, а с ним три женатых сына.
- Спорили невестки за место большухи в доме.
- Загадал старик невесткам загадку.
- Первая сказала, что ответ петух.
- Вторая ответила — собаки.
- А третья сказала «Хлеб да соль» и стала большухой.
Главная мысль сказки «Что дальше слышно»
Добрая слава о человеке далеко слышна.
Чему учит сказка «Что дальше слышно»
Сказка учит быть гостеприимным, добрым, отзывчивым, помогать другим людям. Делать и жить так, чтобы про тебя худого слова никто не сказал.
Отзыв на сказку «Что дальше слышно»
Мне понравилась эта история, потому что в ней говорится о законе гостеприимства. Если человек хорошо относится к другим людям, то и другие люди будут хорошо относиться к такому человеку. Ведь слова «Хлеб да соль» — это традиционное приветствие гостю.
Пословицы к сказке «Что дальше слышно»
Дорог не обед, а привет
Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
У хорошей хозяйки дом всегда полная чаша.
Хоть не богат, да гостям рад.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Что дальше слышно»
Жил-был старик и было у него три сына. Сыновья уже выросли и даже женились. И невестки старику попались на загляденье, умные, веселые, работящие, красивые. Да вот беда, между собой недружные. Постоянно невестки спорили и ругались, кому из них большухой быть, главной в доме.
И надоело это старику. Позвал он сыновей и объявил им, что решил испытать невесток, чтобы решить кто из них станет в доме большухой.
Пригласили невесток и старик говорит им: «Загадаю вам загадку, а та, кто загадку к утру решит, станет большухой».
И спрешивает старик невесток: «Что дальше слышно»?
Ушли невестки думать, утром возвращаются. Спрашивает старик отгадку. Первая ему и говорит, что это мол петух. Соглашается старик, петуха далеко слыхать.
Вторая говорит, что это собака. Соглашается старик, собаку тоже далеко слыхать.
А третья говорит, что дальше всего «Хлеб да соль» слышно. И говорит старик, что это правильный ответ и делает третью невестку большухой.
0
Про что сказка » Что дальше слышно «?
1 ответ:
7
0
Это бытовая сказка. Она рассказывает как отец примирил между собой жен своих трёх сыновей. Каждая невестка хотела быть старшей. И старик рассудил так: кто мудрее окажется, той и быть старшей. Загадал он девушкам загадку — Что дальше всего слышно?.
И только одна смогла её разгадать. А чтобы узнать кто это был, вам надо прочитать всю сказку.
Читайте также
Мне думается, что основная/главная мысль этой сказки Андерсена заключена в финальных строках:
Ведь пока чайник не прошел весь свой жизненный путь, ему не было открыто то счастье, которое получает человек (чайник — это олицетворение человеческой натуры, по обыкновению Андерсенского стиля) от дарения себя другим… И как бы это не воспринималось высокопарно или насыщенно, но многие порой задумываются о том, зачем и для чего они (мы или я) пришли в этот мир. А чайник, будучи в молодости и зрелости — напыщенным гордецом, сумел, пройдя через испытания, поймать тот самый миг перехода в иное душевное состояние, которое показало ему новый мир (по большому счету!).
Как говорят, что лучше любить и не быть любимым, чем вовсе не испытать любви. Потому что счастье — это не только настоящее, это по большей части прошлое, наши воспоминания, благодаря которым многие продолжают жить…
Я для написания отзыва в читательский дневник набросала небольшой план этой сказки про чайник, а потом слегка разбавила его своим отношением и вот что получилось:
- Фарфоровый чайник — жизнь в достатке.
- Чайник гордится своими достоинствами, но скрывает недостатки. Из достоинств: фарфор, из которого он сделан, носик и ручка. Недостатки: умалчивает о разбитой ручке.
- Излишнее любование собой. Чайник сравнивает себя с другими предметами сервиза, находя, что он — лучший.
- Изящная рука — роковое стечение обстоятельств. Рука разбивает чайник.
- Удар по самолюбию, пересмотр житейских ценностей. Чайник начинает прозревать, что все в мире меняется мгновенно.
- Смена жилища. Чайник попадает в дом к беднякам, где стоит без дела.
- Неожиданный поворот судьбы. Чайник используют в качестве горшка для цветка.
- Пробуждение луковицы, перевернувшей полностью мысли чайника. Чайник понимает, что счастье заключено совсем в ином…
- Безответное чувство, которое наполняет чайник тихим, печальным…, но все-таки счастьем. Он понимает для чего дана жизнь.
<h2>Краткое содержание сказки «Мойдодыр»</h2>
Сказка начинается с того, что от грязного ребенка убегают вещи, одежда, домашняя утварь. Затем из комнаты выбегает умывальник Мойдодыр и начинает отчитывать грязнулю. После чего Мойдодыр позвал щетки, мыло, мочалки, которые нападают на грязнулю и начинают его тереть, скоблить и мыть. Грязнуля же убегает от них на улицу, но в городском саду сталкивается с крокодилом, который говорит, что съест его, если тот не помоется. Грязнуля со страху возвращается домой к умывальнику и моется. Затем к уже чистому ребенку возвращаются все вещи, одежда, книжки, еда. Мойдодыр радуется, танцует и приговаривает, что нужно постоянно (ежедневно) умываться, чистить зубы, соблюдать гигиену. Вот в этих последних словах Мойдодыра и заключается мораль данной сказки.
Очень интересная сказка , про мальчика , который мог вырастить любое растение , а каком бы он не подумал. Тисту-добрый волшебник. В сказке двадцать глав или 46 страниц обычной книги. Читается легко, а главное поучительный сюжет. Мне лично эта сказка очень понравилась.
Ряд книжек — картинок про сказочного героя под именем Элмер написал известный английский писатель и иллюстратор детских книг ( они переведены на 40 языков мира ), а также создатель мультфильмов Дэвид Макки ( род. 2.01.1935 ).
В его книгах Элмер — это очень необычный , а разноцветный слон в клеточку. Эти клеточки у него разные: желтые и оранжевые, красные и розовые, фиолетовые и голубые, зеленые, черные и белые. У Элмера очень жизнерадостный и добрый характер и он любит подшучивать над своими друзьями.
Первая книжка об этом слонёнке вышла в печати в 1968 году, а последняя — в 2013.
Так что ответом на данную викторину следует считать вариант — 2).Слон в клеточку
1
Открытый урок литературного чтения
Класс: 4
Школа: МОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи»
Учитель: Ко
́
зел Вера Владимировна
УМК: Развивающая система Л.В. Занкова. Учебник «Литературное чтение, для 4 класса» В.Ю. Свиридова.
Русские народные бытовые сказки. «Что дальше слышно», «Как Иван—дурак дверь стерёг», «Кашица из топора».
Обучающие: рассмотреть особенности и своеобразие народных бытовых сказок.
Развивающие: развитие умений обобщать полученные знания о бытовых сказках, выделять главное.
Воспитательные: воспитание уважения к истории и культуре своей родины; чувства справедливости и милосердия.
1. Вызвать интерес к бытовым сказкам, устному народному творчеству.
2. Познакомить ребят с разновидностями сюжетов, особенностями вымысла, композиции сказок, их художественным
своеобразием.
3. Научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость.
4. Развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление.
5. Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения.
6. Воспитывать любовь к народному творчеству, патриотические чувства учащихся.
Планируемый
результат
обучения
В результате изучения темы обучающиеся
Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Регулятивные УУД: уметь организовать свою учебную деятельность: целеполагание, планирование; контроль и
самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД: уметь анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из
дополнительных источников: о волшебных предметах героев, название и девиз команды.
Коммуникативные: уметь работать в группе и в паре; слушать и слышать учащихся класса, толерантному отношению к
партнёру по группе, паре; адекватно воспринимать успехи одноклассников.
1. Компьютер, мультимедийный проектор.
3. Презентация к уроку.
4. Раздаточный материал для работы в группах, парах, для этапа рефлексии.
— Каждый год в России проходит под определенным лозунгом.
— уметь слушать в соответствии
с целевой установкой;
Познавательные:
— уметь выделять существенную
информацию из строк
стихотворения
Так, например, 2013 год прошел под лозунгом охраны
окружающей среды. 2014 год был объявлен годом культуры. Кто
знает чему посвящён 2015 год?
— 13 июня 2014 года президент Российской Федерации В. В.
Путин подписал указ, в котором 2015 год был объявлен годом
литературы.
— Как вы думаете, объявив 2015-годом литературы, какие цели
преследовал Президент РФ?
— Когда—то наша страна была самой читающей страной в мире. В
последнее время ситуация с чтением в стране весьма печальная.
Люди перестали хотеть читать. В связи с этим правительство
нашей страны очень обеспокоилось и решило попробовать
исправить сложившуюся ситуацию.
— И мы с вами на уроке будем стараться исправить эту
ситуацию.
— Как вы заметили сегодня у нас необычный урок. Я хочу
пригласить вас в литературное путешествие, а куда мы
отправимся, вы должны догадаться сами, прослушав строки из
стихотворения.
В мире много сказок грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло
Пусть добро на веки
Побеждает зло.
—Как вы думаете, что нас ждет в пути, о чем пойдёт речь на
уроке? ( — О сказке )
готовности.
Настрой на работу.
Принятие учебной
задачи.
—Что мы называем сказкой? (Сказка – художественное
произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного,
фантастического. Сказка обязательно чему—то учит.)
А ещё сказка— это…(включается видеофрагмент «Что такое
сказка?)
2.Актуализация
знаний,
постановка
учебной задачи
Познавательные:
— уметь ориентироваться в
своей системе знаний.
Регулятивные:
—принимать и сохранять
учебную задачу.
Коммуникативные:
— уметь оформлять свои мысли
в устной форме.
—Какова главная тема сказок? (Борьба добра со злом)
—Какие бывают сказки? (авторские, народные), (волшебные,
бытовые, о животных)
— Итак, мы входим в царство сказок, а на нашем пути волшебный
камень.
— Мы с вами оказались на распутье трех дорог.
— По какой дороге мы пойдем?
— 1 путь— волшебные сказки: «Морозко», «Курочка Ряба»,
«Сивка—Бурка».
Попытайтесь самостоятельно сформулировать основные
признаки волшебных сказок.
Волшебные персонажи
( Баба—Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч)
Различные превращения, волшебные помощники, преграды,
испытания.
— С волшебными сказками мы уже знакомились? Конечно же,
они нам хорошо знакомы.
— А мы продолжаем наше путешествие…
— 2 путь— сказки о животных: «Три медведя», «Лиса и волк»,
«Теремок».
— Давайте вспомним основных персонажей этого вида сказок.
— Главные герои этих сказок звери и птицы, очень похожие
характером на людей.
— Какими бывают заяц, лиса, медведь?
— С этими сказками мы знакомились? Много прочитали про
животных?
Демонстрация знаний,
умений.
Принятие учебной
задачи.
— 3 путь— бытовые сказки: «Что дальше слышно», «Как Иван—
дурак дверь стерег», «Кашица из топора».
— А эти сказки совсем другие. Они тесно связаны с реальной
жизнью, бытом людей, поэтому очень похожи на быль. Очень
часто в таких сказках высмеивают отрицательные черты
характера.
Как вы думаете какие? (Жадность, трусость, лживость,
корыстолюбие).
— Какого вида эти сказки?
— А эти сказки, бытовые, вам хорошо знакомы?… (Нет)
— Ребята, вы догадались, с какими именно сказками сегодня
будем знакомиться?
— Сформулируйте тему урока.
3. Открытие
новых знаний
3.1. Работа с
текстом.
Самостоятельно
е чтение.
Познавательные:
— уметь осуществлять
актуализацию личного
жизненного опыта;
Регулятивные:
— уметь слушать в соответствии
с целевой установкой;
Коммуникативные:
— уметь оформлять свои мысли
в устной форме.
На экране тема урока.
– Да вы правы, мы будем работать с бытовыми сказками.
Вникнем в особенности художественного мира бытовой сказки и
научимся видеть ее скрытый смысл — это и будет цель нашего
урока.
— Как и в начале нашего пути перед нами снова волшебный
камень. Вы не зря поделены на три группы. Первая группа
отправиться по первой дороге. Откройте учебник на с. 59-61.
Вторая группа по второй дороге. Учебник на с. 61-62.
А третья – по третей. Будут работать с учебником на с. 63-64.
— Во время чтения сказок вы столкнетесь с препятствиями. На
партах у вас лежат листочки с незнакомыми вам словами.
Прочтите и ознакомьтесь с их смыслом.
1 сказка: Коромысло— дугообразное деревянное приспособление
для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Большуха—
старшая в доме, хозяйка. Перекоры— перебранки, споры.
2 сказка: Баклажка— небольшой металлический или деревянный
сосуд для жидкостей с крышкой или пробкой.
3 сказка: Толи
́
ка— небольшое, незначительное количество.
Сдобрить— прибавить что—нибудь (в пищу) для вкуса, для
улучшения качества, свойств.
Определение
смысловой,
тематической,
эмоциональной
направленности текста.
Наличие первичной
эмоциональной
реакции на текст, её
адекватность тексту.
Выражение своих
чувств, мыслей.
Восприятие
информации.
Выделяют героев.
Словарная работа.
Отвечают на вопросы.
— Читаем мы вслух, по очереди. Начинает один, я останавливаю,
спрашиваю другого. Следите внимательно. Читаем
выразительно. А остальные все слушают.
(Во время чтения— словарная работа).
— Поделитесь своим мнением о прочитанных произведениях.
Для первой сказки:
— О чем же, по—вашему, эта сказка?
— В какой русской народной волшебной сказке невестки
выполняют трудные задачи?
— Как вы понимаете ответ меньшой невестки?
Для второй сказки:
— Кто герои этой сказки.
— Похож ли Иван— дурак на третьего сына из волшебных сказок?
Для третей сказки:
— Почему эта сказка вызывает смех?
— Чего хотел солдат, и как ему удалось добиться своего?
— Почему сказка не жалеет обманутую старуху и не осуждает
солдата?
Личностные УУД:
умение применять правила
охраны своего здоровья
Музыкальная физкультминутка
3.2. Работа с
текстом. Чтение
по ролям.
3.3.Применение
нового знания:
Работа в парах с
пословицами и
Регулятивные:
— уметь планировать своё
действие в соответствии с
поставленной задачей;
Познавательные:
— уметь находить ответы на
вопросы в тексте;
— уметь преобразовывать
информацию из одной
формы в другую (составлять
ответы на вопросы);
— Продолжаем наше путешествие.
— Я предлагаю вам побывать в роли героев данных сказок.
— Ребята, давайте прочтем сказки по ролям.
— Я вам даю волшебный цветок. Каждый, отрывая по лепесточку,
определяет свою роль. Не обижайтесь те кому роль не
достанется. Слово первой группе.
Работа в парах.
— Ребят, на нашем пути снова препятствие. Вы будете работать в
парах. Перед вами лежат конверты— в них пословицы и
Выразительно читают.
Выражение своих
чувств, мыслей.
Работают в парах.
Слушают других,
анализируют
услышанное, обобщают
полученные знания.
Оценивают своих
товарищей.
— уметь осуществлять анализ
объектов произведения с
выделением существенных и
несущественных признаков;
— уметь определять главную
мысль текста;
Коммуникативные:
— уметь участвовать в учебном
диалоге при обсуждении
прочитанного;
— уметь учитывать разные
мнения и интересы и
обосновывать собственную
позицию;
— уметь договариваться и
приходить к общему решению в
совместной деятельности;
— уметь осуществлять взаимный
контроль и оказывать помощь.
поговорки, но, увы, они рассыпались. Ваша задача,
восстановить их и определить, к какой из бытовых сказок они
относятся.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Без хлеба куска везде тоска.
Хлеб всему голова!
Велик вырос, а ума не вынес.
Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.
Голова—то есть, да в голове—то нет.
Находчивость — великая сила.
Жадность — всякому горю начало.
Скупой платит дважды.
Познавательные:
— уметь формулировать
несложные выводы,
основываясь на тексте.
Личностные:
—способность к самооценке на
основе критериев успешности
учебной деятельности;
Регулятивные:
— уметь адекватно воспринимать
оценку учителя, товарищей;
— На этом наша познавательное путешествие по дорогам сказок
подходит к концу.
— Нам в этом учебном году предстоит испытание, но не
сказочное, а реальное. Вы впервые в жизни будете сдавать свой
первый экзамен— мониторинг. Сейчас мы потренируемся,
напишем тест по итогам нашего урока.
Тест.
1. Виды сказок:
1) о предметах, о деньгах, о животных
2) о животных, волшебные
3) о животных, волшебные, бытовые.
2. Отличительные признаки волшебных сказок:
1) волшебный предмет, устойчивые выражения
Выполняют
самостоятельно тест.
2) повторение одного и того же действия, устойчивые
выражения, волшебный предмет, преувеличение, испытания,
награда.
3) устойчивые выражения, животные разговаривают.
3. Героями волшебных русских народных сказок являются:
1) Иван – царевич, Симпсоны, Марья – Моревна, Елена
Прекрасная.
2) Иван – царевич, Марья – Моревна, Елена Прекрасная, Емеля –
дурак.
3) духи, боги, нимфы.
4. Сказки бытовые – это:
1) сказки о реальном мире людей
2) сказки о животных
3) сказки о богатырях
5. Героями бытовых сказок являются:
1) богатыри, духи
2) крестьяне, богачи, бедняки, солдаты
3) только животные
6. Закончи пословицу.
Сказка ложь, да в ней намёк, …………………………………
1) там дураку веселье
2) добрым молодцам урок
— Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я
довольна вами.
— А сейчас вы сами попробуете оценить свою работу.
Регулятивные:
— уметь слушать в соответствии
с целевой установкой;
«Дерево».
— Перед вами сказочное дерево. Но оно какое—то грустное, нет на
нем ни одного листочка. Давайте его оживим.
У каждого есть 2 листочка (красный, желтый).
— Если урок вам понравился и прошел для вас интересно, вы себя
проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки
– прикрепите желтый листочек.
— Если же урок не понравился, не все пока удалось, есть какие—то
Оценка и рефлексия
собственной и
коллективной
деятельности.
проблемы, что—то не получается – красный.
Дети прикрепляют листочки на заготовку дерева на плакате.
Домашнее
задание (на
выбор)
Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся):
1.Подготовить выразительное чтение сказок.
2. Найти и прочитать другие бытовые сказки.
3.Нарисовать иллюстрации к понравившейся сказке.
Выбирают задание в
соответствии с
желанием и
способностями
ОУ
МОУ: СОШ
№ 41 г. Борзи
Учебный
предмет
Литературное
чтение
Программа
Система
Л. В. Занкова
Класс
4
Тип
урока
Изучение
нового материала
Педагогические технологии
Технология
сотрудничества, проблемное обучение
Изучаемый
раздел
Глава
1. «Волшебная старина»
Отличие
бытовых сказок от волшебных на примере русских народных сказок «Что
дальше слышно», «Как Иван- дурак дверь стерёг».
Цель
урока:
Задачи
урока:
Выявление
отличительных признаков бытовых сказок от волшебных.
1. Учиться
распознавать разные виды сказок.
2. Познакомиться
с существенными признаками бытовых и волшебных сказок.
3.
Развивать умение анализировать, рассуждать, работать в группе
Планируемые
результаты:
Предметные:
— учиться
определять отличие
бытовых сказок от волшебных на основе их существенных признаков.
Личностные
УУД:
—
положительное отношение к урокам русского языка, к школе;
—
устанавливать связь между целью учебной деятельностью и ее мотивом;
—
устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
Регулятивные
УУД:
—
принимать и сохранять учебную задачу, формулировать учебные задачи;
—
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
—
сохранять учебную задачу, находить варианты решения учебной задачи,
отличать верно выполненное задание от неверного;
—
осуществлять самоконтроль, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что
ещё нужно усвоить;
—
осуществлять контроль процесса и результатов деятельности.
Познавательные
УУД:
—
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы
знания/незнания);
—
проводить анализ учебного материала;
—
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять полученные
знания.
Коммуникативные
УУД:
—
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
—
строить монологические высказывания;
—
допускать существование различных точек зрения;
—
корректно формулировать свою точку зрения;
—
договариваться, приходить к общему решению.
Формы
работы:
Работа в
группе, фронтальная, индивидуальная.
Ресурсы:
Книгопечатная
продукция:
Свиридова
В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 2 ч. — Самара: Издательство
«Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013.
ТСО: компьютер,
экран, проектор
Экранно-звуковые
пособия:
Презентация
ppt.
№ п/п
Этап
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые
УУД
I
Организационный
Мотивирование к учебной деятельности
Включает
обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне
1)Сегодня
я хочу начать урок стихотворением Валентина Берестова «Сказка»
Недаром
дети любят сказку.
Ведь сказка
тем и хороша,
Что в
ней счастливую развязку
Уже
предчувствует душа.
И на
любые испытанья
Согласны
храбрые сердца
В
нетерпеливом ожиданье
Благополучного
конца.
(Слайд 1)
2)Прочитайте
пословицу
«Сказка
– ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».(А.С. Пушкин).
— Как вы
понимаете первую часть пословицы?
— Как вы
понимаете вторую часть пословицы?
3)
— Герои
сказок часто проходят разные испытания и добиваются успеха. На уроке мы тоже
должны решать разные задачи, для того, чтобы добиться успеха.
— Назовите
главные условия успеха на уроке.
Организует совместное составление плана урока:
(Слайд
2)
1.Обобщать
имеющиеся знания
2.Совершать
открытия
3.Применять
свои знания (проверять их на прочность)
4.Оценивать
(знания и работу на уроке)
Настраиваются
на работу.
Слушают
стихотворение
Читают и
анализируют пословицу
— Сказка
– это вымысел, в ней происходят разные невероятные события
—
Сколько бы в сказке ни было вымысла, в ней говорится о реальной жизни.
Составляют план достижения цели
Личностные:
Самоорганизация, мотивация на интерес к предмету.
Регулятивные:
принимать
и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную
на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
II
Актуализация
опорных знаний
Организует подготовку обучающихся к сознательному усвоению
нового материала
Деление
сказок на три группы
(На
доске – три домика (терем, лесная избушка, простая изба, символизирующие три
вида сказок).
Вращается
барабан времени. И мы попадаем в сказку.
—
Посмотрите, какие домики! В них живут сказочные герои. Сейчас вы прочтёте
отрывки из сказок, вспомните их названия и подумаете, в какой домик можно
поселить главных героев.
Раздаёт карточки
№1 №2 №3 №4 №5
№1
(…Жили – были лиса и заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная. Вот
лиса и дразнит зайца:
— У меня
избушка светлая, а у тебя тёмная! У меня избушка светлая, а у тебя
тёмная!…)
№2
(…Лиса схватила петушка в когти и понесла в свою нору, за тёмные леса, за
быстрые реки за высокие горы…)
№3
(…Говорит однажды царь такое слово:
— Дети
мои милые! Возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите стрелы в
разные стороны; на чей двор стрела упадёт, там и оставайтесь…)
№4 (…
Принесла старуха котёл. Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и
поставил на огонь. Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал. – Ну
как? – спрашивает старуха. – Скоро будет готова, — отвечает солдат. – Жаль,
что вот соли нет…)
№5 (…Дурень
проснулся и видит готовый корабль; не стал долго думать, сел в него – и
корабль полетел по воздуху…)
— Герои
каких сказок будут жить в первом домике?
— Герои
каких сказок будут жить во втором домике?
— Герои
каких сказок будут жить в третьем домике?
— Почему
же все наши герои живут в трёх разных домиках?
(Слайд
3)
— На
какие три вида делятся все сказки?
—
Поработайте в группах. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки.
Соедините стрелочкой.
виды |
признаки |
А) |
1)цель |
Б) |
2) |
В) о |
3) |
Работают
в группах (читают отрывок из сказки, вспоминают название, определяют в каком
домике «живут» герои.
— В
первом домике будут жить герои из сказки №3 №5
— Во
втором домике будут жить герои из сказки №1 №2
— В
третьем домике будут жить герои из сказки №4
— Первый
дом похож на терем, там должны жить волшебные герои. Второй похож на лесную
избушку, она больше подходит для зверушек.
Третий
дом – для простых людей: мужика, солдата, бабы.
—
Волшебные, сказки о животных, бытовые.
Работают
в группах.
Коммуникативные
-владение
диалоги ческой речью.
Личностные
—моторное
восприятие.
Познавательные
-осознанное
и произвольное построение речевого высказывания; пользоваться
ранее усвоенным материалом
III
Постановка
проблемы
Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной
деятельности, создание проблемной ситуации поискового характера.
—
Ребята, на страницах 59 и 61 нашего учебника живут герои русских народных
сказок.
Они не
знают, в каком из наших сказочных домиков им поселиться. Они хотели бы поселиться
в первом домике. А вот правильно ли это?
— Вы
догадываетесь, что новое нам предстоит сегодня узнать на уроке?
—
Определите тему урока.
Что нам
нужно сделать, чтобы им помочь?
—
Откройте учебники с.59
Прочитайте
название сказки. Что вы можете сказать об авторе сказки?
—
Давайте познакомимся с героями этой сказки.
— Почему
старик согласился с ответом младшей невестки. В чём заключается смысл её
слов?
—
Обсудите в группе, в какой домик вы поселите героев нашей сказки.
Высказывают
свои предположения, отвечают на вопросы учителя.
—
Отличие бытовых и волшебных сказок
— Автора
нет, это народная сказка.
— Чтение
сказки вслух по цепочке.
—
Высказывают мнения, обсуждают, дают ответ.(Героев сказки нужно поселить в третий
домик).
Познавательные:
строить
рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и
связях;
Регулятивные:
принимать и
сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на
её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
осознавать
возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Личностные:
проявлять
познавательный интерес к
изучаемому материалу; понимать поставленные цель
и задачи на занятии и стремиться их выполнить.
IV
Открытие
новых знаний.
Постановка
УЗ.
Исследование
в группах
(Слайд
4)
—
Докажите, что герои должны жить в домике №3, а не в домике№1.
Обсудите
в группе и заполните лист сравнения волшебных и бытовых сказок. Отметьте
знаком (+) характерный признак сказки.
Признаки |
Волшебные |
Бытовые |
1.Борьба |
||
2. |
||
3.Волшебные |
||
4.Волшебные |
||
5.Путешествие, |
||
6. Нет |
||
7.Два |
||
8. |
||
9. |
||
10. |
— Итак,
вы доказали, что эта сказка бытовая.
— А в
какой русской народной волшебной сказке невестки выполняют трудные задачи?
—
Используя лист сравнения докажите, что сказка «Царевна лягушка» является волшебной.
Физкультминутка
Мы
немножечко устали
И на две
минутки встали.
Быстро
встаньте, улыбнитесь
Выше,
выше подтянитесь.
Ну-ка
плечи распрямите,
Поднимите,
опустите.
Влево,
вправо повернитесь
До колен
своих коснитесь.
Сели-
встали, сели – встали
И на
месте побежали.
Рот
закрыли на замок.
Продолжается
урок.
Работают
в группе
—
Высказывают мнения, обсуждают, заполняют лист сравнения разных типов сказок.
Высказывают
свои предположения, отвечают на вопросы учителя.
— Сказка
«Царевна лягушка»
Приводят
примеры
Выполняют
движения по тексту.
Познавательные:
строить
рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и
связях;
Регулятивные:
принимать и
сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на
её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
осознавать
возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Личностные:
проявлять
познавательный интерес к
изучаемому материалу; понимать поставленные цель
и задачи на занятии и стремиться их выполнить.
V
Первичное
усвоение знаний.
Установить
правильность и осознанность усвоения нового материала.
—
Ребята, героев ещё одной сказки нужно заселить в волшебный домик. С.61
«Как
Иван – дурак дверь стерёг».
Эту
сказку мы попробуем прочитать по ролям. Мне нужно по одному человеку от
группы.
— К
какому виду мы отнесём эту сказку? Почему?
—
Приведите примеры волшебных сказок, где третий сын был Иван- дурак.
— Похож
ли герой нашей сказки на своих тёзок из волшебных сказок?
— Что
ещё изменилось в бытовой сказке по сравнению с волшебной?
Читают
по ролям (по 1 ученику от каждой группы)
Отвечают
на вопрос учителя
Приводят
примеры
Коммуникативные:
• слушать и понимать речь других;
• формировать коммуникативную компетентность учащихся в общении и
сотрудничестве со сверстниками.
Познавательные:
• учить устанавливать причинно-следственные связи,
• умение ориентироваться в своей системе знаний;
• отличать новое от уже известного;
Личностные:
• формировать способность высказывать суждение и давать им обоснование;
утвердиться в собственных успехах.
Регулятивные: удерживать УЗ
VI
Подведение
итогов. Рефлексия
Настало
время завершить урок.
Пора нам
подвести итог.
-Назовите
тему урока.
-Какие
задачи урока выполнили?
(Слайд 5
)
—
Оглянись на сказки, которые мы прочитали. Вы доказали, что бытовые и
волшебные сказки очень не похожи друг на друга. Они рассказывают о разном, да
и «сказываются» по – разному. Это потому, что волшебные сказки созданы в
глубокой древности, а бытовые появились позже. Они показывают нам совсем
другой взгляд на мир, гораздо более близкий и понятный нам.
— Оцените
работу вашей группы на уроке, пользуясь карточкой.
— А я
считаю, что вы сегодня поработали отлично.
— И я
искренне, от души и по-доброму говорю вам спасибо за работу!
Отвечают
на вопросы
Каждая
группа заполняет карточку
1 |
|
2. Работой |
*довольны *не *не |
3. |
*понятен *понятен, *не *не |
4. нашей |
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)
Регулятивные:
осуществлять самоконтроль, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что
ещё нужно усвоить
Коммуникатив-
ные: строить
монологические высказывания
VII
Домашнее
задание
Прочитать
сказку «Мена» с.48-51 Хрестоматия, сделать анализ.
Записывают
задание в дневник.