Рассказ «Однодум» и образ Рыжова в определенной степени можно рассматривать как художественную иллюстрацию к понятию «праведник» .
А каких же людей называют праведниками?
«Праведники – или праведные – названия святых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни… Праведниками называются также лица местночтимые, как святые, но еще не канонизированные церковью» . (Полный православный богословский энциклопедический словарь. )
Рассказ «Однодум» поможет нам пристальнее вглядеться в человека и увидеть в русской душе то, что позволяло выстоять и «граду» и «целой земле» в самых жестоких испытаниях.
Склонность героя к мудрствованию, философический склад ума выделяют его среди окружающих, что подчеркивается постоянными прозвищами-именованиями, которыми его наделяют. Главное и наиболее употребительное – «Однодум». Это прозвище герой получил по названию книги: «больших тетрадей синей бумаги, которые герой подшивал в одну обложку с многозначительною надписью: «Однодум» . В них Рыжов вписывал «свои верования и взгляды» , а также пророчества.
Кроме того автор-повествователь воспроизводит такие прозвища героя, как «библейский муж» , «полицейский философ» , «библейский социалист» .
Общая характеристика «философии жизни» героя дана повествователем в начале рассказа: «…строгое и трезвое настроение его здоровой душе, жившей в здоровом и сильном теле. Он был, как мать, умерен во всем и никогда не прибегал ни к чьей посторонней помощи» .
«Александр Афанасьевич выше всего ставил закон: в поте лица твоего ешь хлеб твой»
Поступки героя, совершаемые в обычных условиях семейной и общественной жизни, его образ жизни, являются основным подтверждением праведности героя.
Честная, скромная, неприхотливая, обдуманная жизнь квартального вызвала уважение у «надменного» губернатора: «Характер ваш почтенен» . В небольшом рассказе — три портретных зарисовки.
Постоянным в описании героя являются указания на его богатырство. И богатырство это не только физическое, но и духовное. Однодум – типичный лесковский праведник.
Какими же чертами характера обладают эти люди:
1. Они глубоко религиозны, что по Лескову является воплощением национального характера.
2. Они хотят служить отечеству и своему народу («Очень за народ помереть хочется» , — говорит Иван Флягин.) . Они патриоты.
3. Они талантливы и трудолюбивы.
4. У них отсутствует эгоизм, они заботятся о благе других людей.
5. Они сильны духом, и это помогает им смиренно принимать все жизненные невзгоды и страдать за правду.
6. Их добро деятельно, потому что только так можно победить зло: «Зло побеждает там, где добро молчит» .
- Сочинения
- По литературе
- Лесков
- Анализ рассказа Однодум
Произведение является первым рассказом, вошедшим в прозаический цикл под названием «Праведники».
Центральным персонажем рассказа представляется Александр Афанасьевич Рыжов, описанный в образе мужчины средних лет, отличающегося богатырской фигурой, а также сильной, волевой натурой. В далекой юности Рыжов работает почтальоном, а впоследствии поступает на службу городским квартальным, а в дальнейшем исполняет обязанности городничего.
Рыжов, прозванный в рассказе Однодумом, демонстрируется писателем в качестве героя-праведника, соблюдающим неукоснительно все библейские заповеди. Среди местного населения Александр Афанасьевич слывет еретиком, юродивым и чудаком, поскольку увлекается написанием книжного опуса, представляющего собой автобиографическую летопись с религиозно-философской направленностью.
Поведение Однодума полностью копирует образы библейских пророков, тексты проповедей которых он изучил дословно.
Проявление праведности Рыжова выражается в его категорическом отказе от получения взяток, подношений, подарков, существования вместе с семьей на его мизерное жалованье, отсутствия необходимых денежных средств для приобретения одежды. При этом Однодум обладает определенной смелостью и не робеет в присутствии вышестоящего начальства, высказывая им в лицо негативные моменты в их работе, последствия которой испытывает на себе простой народ.
В то же время, позиционируя себя праведником, проявляет жестокость и грубость по отношению к собственной супруге, называемую им «бабой», заставляя ее полностью подчиняться его требованиям, называть мужа исключительно на «вы», а в случае нарушения библейских заповедей Рыжов позволяет себя учить неразумную жену с применением физического насилия при помощи кулаков.
Жизнь Однодума подобно ветхозаветному праведнику заканчивается в глубокой старости в возрасте девяноста лет.
Авторский замысел рассказа заключается в изображении одной из характерных черт русской национальной натуры в виде нравственного максимализма, выражающего идеи библейского социализма и философии крестьянских утопистов.
10 класс
Анализ рассказа Однодум
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Доброта человека
Доброта человека – тема, которую поднимают в обществе уже много веков. До сих пор ведутся активные споры на эту тему.
- Сочинение на тему Человеку нужен человек
Я считаю, что жить без людей, отрешенно — невозможно, или, по крайней мере, это не приведёт ни к чему хорошему. Человек – существо биосоциальное, то есть социум является для него такой же неотъемлемой частью, как и биологическая составляющая
- Сочинение про Фразеологизмы
Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые состоят из неделимых словосочетаний. Данные выражения созданы путём использования переносного значения слов.
- Отзыв о романе Мастер и Маргарита Булгакова
Михаил Афанасьевич Булгаков подарил миру русской литературы хорошее наследие. Его романы, повести, рассказы читаются большим количеством людей даже сегодня. В своем творчестве Булгаков любил высмеивать власть, абсурдность советского строя
- Сочинение по картине Рылова В голубом просторе 3 класс (описание)
На картине Рылова «В голубом просторе» изображен морской пейзаж. Мы видим летнее голубое небо. По нему проплывают легкие, пушистые облака. Над бескрайним морским простором летит стая белоснежных лебедей.
Рассказ «Однодум» как |
Летом 1879 года,
живя под Ригой, Николай Семенович Лесков написал рассказ «Однодум». Это первое
произведение, целенаправленно созданное Лесковым для цикла «Праведники».
В этот период
творчества, как отмечает в своих исследованиях Горелов А.А., слово «праведник»
означает для Лескова специфическую морально – философскую оценку человека. [15,40-41].
Писатель пересматривает свое отношение к действительности, стремится подвести
черту под прошлым и, как представляется Лескову, вполне достигает поставленной
цели в пору написания «Однодума».
В 1879 году в
газете «Еженедельное новое время» (№37-39) рассказ был опубликован под общим
заголовком: «Русские антики. (Из рассказов о трех праведниках). Однодум.
(Очерк).» Тексту рассказа предшествовало предисловие, в котором писатель
поведал о своем несогласии с «большим русским писателям» (Имеется в виду
А.Ф.Писемский), утверждавшим, что «ни в чьей русской душе не видишь ничего,
кроме дряни». Чтобы опровергнуть это мнение, Лесков задался целью найти на Руси
таких людей, чья жизнь свидетельствовала бы об ином: он пошел искать
«праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое
число трех праведных, без которых несть граду стояние». [49,1,90-92].
Результатом этого поиска и стала знаменитая лесковская галерея праведников.
В 1889 году
Лесков издал сборник-цикл «Три праведника и один Шерамур», в который вошли
«Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Русский демократ в Польше»,
«Шерамур».
Сын писателя,
А.Н.Лесков, справедливо отмечал, что «в действительности наблюдение,
запоминание и собирание галереи лесковских «праведников» началось с детских,
орловских лет писателя. «Однодум» шел первым уже под иконописным ???, уже
сравнительно поздно придуманным, но многие просто «хорошие люди», совершавшие
раньше или позже кое-какие незаметные подвиги, то попадали в эти святцы, то
оставались без кононизации.» [49,91].
Лесковский
«Однодум» – тоже плод «наблюдения, запоминания и собирания» писателя. Его
прототипом был солигаличский квартальный, о котором вспоминал лексикограф
Н.П.Макаров: «Во время моей первой отставки в 1834 или 1835 году я жил у моего
дяди Мичурина, в его имении в полутора верстах от Солигалича, и хорошо знал
чудака Рыжова, этого воплощения высокой честности и бескорыстия и героя
рассказа г. Лескова. [49,90-92].
Возможно, не
только легенда о Рыжове была источником вдохновения Лескова. А.Н.Лесков
утверждал, что «исток жажды и рвения» писателя – «выбранные места из переписки
с друзьями» Н.В.Гоголя. В письмах к Н.М.Языкову последний призывал: «Возвеличь
в торжественном гимне незаметного труженика, какие, к чести высокой породы
русской , находятся посреди отважнейших взяточников, которые не берут даже и
тогда, как все берет вокруг их. Возвеличь и его, и семью его, которая лучше
захотела носить старомодный чепец и стать предметом насмешек других, чем
допустить своего мужа сделать несправедливость или подлость. Выставь и
прекрасную бедность так, чтобы, как святыня, она засияла у всех в глазах и
каждому из них захотелось бы самому быть бедным. Ублажи гимном того исполина,
какой выходит только из русской земли, который вдруг пробуждается от позорного
сна, становится вдруг другим: плюнувшем в виду всех на свою мерзость и
гнуснейшие пороки, становится первым ратником добра. Покажи, как совершается
это богатырское дело в истинно русской душе; но покажи так, чтобы невольно
затрепетала в каждом русская природа и чтобы все, даже в глубоком и низшем сословии,
вскрикнуло: «Эх, молодец!» – почувствовали, что для него самого возможно такое
дело.» [49,92].
Лесков как будто
откликается на страстные слова Гоголя, создавая образы героев – праведников и
искренне полагая, что «дело честного писателя – служить тому, чтобы Царство
Божие настало на земле как можно скорее и всесовершеннее». [49,92].
Рассказ
«Однодум» неизменно и, конечно, неслучайно открывает цикл «Праведники», и
образ Рыжова в определенной степени можно рассматривать как художественную
иллюстрацию к понятию «праведник». «Праведники — или праведные – название
святых, пребывающих в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных
условиях семейной и общественной жизни <…> Праведниками так же
называются лица «местночтимые, как святые, но еще не канонезированные
церковью». [49,92]. Примечательно, что Лесков не только показал праведную жизнь
таких людей, но и запечатлел процесс творения легенды о них, вскрывая отношения
к ним окружающих. В предисловии он писал: «Куда я ни обращался, кого не
спрашивал, все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому
что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей знавали. Я и стал это
записывать. Праведны они, — думаю себе, — или неправедны – все это надо собрать
и потом разобрать: «что тут возвышается над чертой простой нравственности» и
потому «свято Господу». [49,92].
«Однодум» – это
рассказ про то, как в крохотном городке, затерявшемся в костромских лесах, жил
и чудил удивительный человек, Рыжов, по чину – 14 класса, по должности –
квартальный, по свойствам характера – праведник, по направлению ума – философ.
В «Однодуме» еще
сильней и ярче звучит мысль Лескова о том, что каждому человеку необходимо жить
по общечеловеческим законам, по евангельским заповедям.
Исследователь
Столярова в своей работе отмечает, что «высокие правила, которые создает для
себя Рыжов «на библейском грунте», — это, в концепции рассказа, результат
энергичных усилий его собственной души, устремленной к истине и справедливости.
Прирожденный демократизм солигаличского философа обнаруживается, в частности, в
том, что его любимым пророком оказывается именно Исайя, который, по библейской
легенде, гневно клеймил ханжество богачей, угнетающих бедняков, и стяжал себе
огромный авторитет в народе заступничеством за обиженных…»[50,198-199].
Следует, однако,
отметить, что Рыжов не принимал даров ни от бедных , ни от богатых. Он не делит
людей на социальные группы, для него важно какой человек внутри. Поэтому
Однодум ведет себя одинаково по отношению ко всем людям. Доказательством этого
может служить случай в церкви с Ланским и их дальнейшие взаимоотношения.
Лесков наделяет
высшей мерой человеческих возможностей «мелкотравчатого героя» Алексашку
Рыжова.
Герой этого
рассказа, испытав все тяготы сиротского детства, познав за время своего ученья
у дьяка только самые азы грамоты, самостоятельно совершает затем восхождение к
высотам духа, в котором он обретает поистине державную независимость. Служба в
«пешей почте», во время которой Алексашка Рыжов должен был идти «один через
леса, поля и болота», благоприятствует свободному проявлению задатков его
натуры. Следуя им, он и становится уже в юношеские годы оригинальным
правдоискателем, «судьей», творящим в своем пустом одиночестве суровый и
бескомпромиссный суд над «крепкими».
Верный
действительности в изображении сложного процесса развития народного сознания,
Лесков показывает, что его герой облекает свой суд над сильными мира сего в
форму религиозной проповеди. Кроме почтовой сумки он носит с собой еще другую,
в которой лежит книга, «имевшая на него неодолимое влияние. Книга эта была
Библия. Именно ее читает и перечитывает Рыжов и на ходу, и на отдыхе, ее
словами – словами грозного пророка Исайи, шлет проклятия «крепким».
В Солигаличе,
где происходит действие, Рыжов слыл чудаком, который начитался Библии. Он был
досуж и трудолюбив. «В четырнадцать лет он уже считал грехом есть материн
хлеб» [28,II,6] и определился на службу. Алексашка
становится разносчиком «пешей почты между Солигаличем и Чухламой». [28,II,7]. Надо заметить, что на эту должность никто не хотел идти, так как
«для чуткого христианина представлялось сомнительным: не заключается ли в такой
пустой затее, как разноска бумаги, чего-нибудь еретического и противного
истинному христианину? [28,II,7].
Став разносчиком
почты, Алексашка по сути дела становится странником, который путешествует между
Солигаличем и Чухломой. Исполняя свою службу, он на ходу и на отдыхе читает
Библию, «имевшую на него неодолимое влияние». [28,II,7].
Начитавшись Библии, Рыжов начинает «прилагать к делу свои библейские
воззрения». [28,II,8].
Особенно
понравился ему пророк Исайя, его воззрения лежат в основе самого Однодума.
Устами пророка Исайи высказывается мысль автора о том, что нужно веру в душе
иметь и жить по честности и добру, не устраивать показного отношения к богу.
«Измыйтесь, отымите лукавство от душ ваших. Научитесь добро творити …??? [28,II,9].
«И Рыжов, — как
пишет Аннинский, — начинает жить по заветам Исайи, по праведным заветам. Он
начинает жить прямо по евангелию, буквально, буквалистски, даже буквоедски…
Вся сложность жизни, — по мнению исследователя, — у него вытеснена одной думою:
жить буквально по праведным заветам – режет он правду-матку сильным мира сего.
А те спускают ему все – как чудаку, юродивому.» Но с этим высказыванием
Аннинского можно согласиться частично, так как Рыжов, вдохновленный высокой
библейской проповедью, на скромном посту квартального делает все возможное для
реализации евангельских заповедей, его доброе сердце обращено к людям.
Рыжов становится
квартальным Солигалича. Городничий, назначая его на эту должность, сделал ему
только одно внушение:
«- Бей без
повреждения и по касающему моего не захватывай.»[28,II,11].
Став квартальным, Рыжов начинает выполнять праведные заветы. Он не терпит
ленности и посылает будошников в огороды гряды полоть. «И учредиловь это дело,
как указал Рыжов, и было оно приятно в очах правителя и народа, и обратило к
Рыжову сердца людей благодарных.» [28,II,12-13].
Больше всего
поразило всех то, что Рыжов от даров любых отказывался и не брал взяток. Рыжов
говорил: «За усердие благодарю, а даров не приемлю.» [28,II,14]. Пратопопица так оценивает эту его странность: « – Вот бы кому
пристало у алтаря стоять.» [28,II,14].
Городничий и
протопоп хотят узнать, отчего у Рыжова эти странности. Протопоп, исповедовав
его, узнает, что «даров он не приемлет по одной вредной фантазии … Библию
начитался. Всю – всю прочел.» [28,II,15]. И после этого к
Рыжову стали милостивее. «На Руси все православные знают, что кто Библию и «до
Христа дочитался», с того резонных поступков строго спрашивать нельзя, но зато
этакие люди что юродивые, — они чудесят, а никому не вредны, и их не боятся.»
[28,II,16]. С этого времени все странности Однодума
приписывались тому, что он Библии начитался.
Но чем больше мы
читаем этот рассказ, тем сильнее убеждаемся в том, что Рыжов живет праведно и
никакой он не чудак, а самый что ни на есть правильный человек. В образе
Однодума Лесков опять выражает свою идею о том, что каждый должен жить
праведными заветами, должен научиться творить добро.
Рыжов, исполняя
должность городничего, не изменяет своим заповедям. «Он не брал взяток на
городничестве, как не брал их на своем квартальничестве. Образа жизни своей и
отношения к людям Рыжов тоже не менял, даже не садился на городничего стул
перед зерцало, а подписывался «за городничего», сидя за своим изъеденным
столиком у входной двери.»[28,II,20].
Из рассказа мы
узнаем, что Ланской «предпринял объезд всей губернии, затрепетавшей странным
трепетом от одних слухов о его «надменной фигуре.» [28,II,19].
Дело в том,
поясняет писатель, что «Ланской уважал в людях честность и справедливость и сам
был добр, а также любил Россию и русского человека, но понимал его барственно,
как аристократ, имевший на все чужеземный взгляд и западную мерку.» [28,II,20], к тому же отличался чванливостью и вел себя в разъездах по
губернии как сатрап.
Все в губернии
готовились к встрече Ланского. Рыжов же не приемлет показухи, он ничего не
перекрашивает, не ломает, не чистит. «На все предложенные прожекты отвечал:
— Не должно
вводить народ в убытки. – Требование же насчет мундира Рыжов отражал тем, что у
него на то нет достатков и что, говорит, имею, — в том и явлюсь: богу совсем
нагишом предстану. Дело не в платье, а в рассудке и совести, по платью
встречают – по уму провожают.» [28,II,25].
Описание стычки
кострамского губернатора, обласканного императором с безвестным Солигаличским
квартальным – лучшие страницы «Однодума».
При всей широте
своих взглядов Ланской проявляет себя в момент приезда в Солигалич как завзятый
аристократ, всемогущий правитель края. Он прикатил в Солигалич в карете «с
фарейтером, украшенном медными бляхами,» – Рыжов, как подобало градоначальнику,
встретил его у заставы, впервые в жизни облаченный в позаимствованную у
заседателя «мундирную пару».
Все двинулись к
собору: «На площади показалась борзо скачущая тройкой почтовая телега, в
которой с замечательным достоинством возвышался Рыжов.., обдавая целыми
облаками пыли следовавшую за ним шестириком коляску и легкий тарантасик. В этом
тарантасе ехали чиновники. Ланской помещался в карете один.» [28,II,28]. Когда кортеж остановился, губернатор поднялся по соборным
ступеням к поджидавшему там протопопу, окропившему его святой водой. «Сановник
приложился ко кресту, обтер батистовым платком попавшие ему на надменное чело
капли и вступил первый в церковь. Все это происходило на самом виду у
Александра Афанасьевича и чрезвычайно ему не понравилось, — все было
«надменно». Неблагоприятное впечатление еще более усилилось тем, что, вступив в
храм, губернатор не наложил на себя креста и никому не поклонился – ни алтарю,
ни народу, и шел как шест, не сгибая головы к амвону.
Рыжов все шел и
шел следом за губернатором… и вдруг неожиданно схватил его за руку и громко
произнес:
— Раб божий
Сергий! Входи в храм господень не надменно, а смиренно, представляя себя самым
большим грешником, — вот как!
С этим он
положил руку губернатору на спину и, степенно нагнув его в полный поклон, снова
отпустил и стал навытяжку.» [28,II,29].
Однодум,
совершая «акт дерзновенного бесстрашия», дает в церкви публичный урок вельможе,
заставляя его в пояс поклониться алтарю и народу.
Многие знатоки
жизни той эпохи поначалу сочли данный рассказ невероятным. Слишком огромная
пропасть разделяла тогда всемогущего губернатора и ничтожного квартального,
чтобы последний мог совершить столь безумный поступок. Но этот знаток забывает,
что для Рыжова нет различий между людьми по их сословной принадлежности, для
него все равны, все должны быть одинаково почтенны, и смиренны, и добры.
Согласно
Лескову, умный Ланской в соборе никак не отреагировал на нанесенное ему
оскорбление, но у себя на квартире тотчас стал собирать сведения о Рыжове… К
счастью для Рыжова отзывы о нем были благоприятные – все в голос говорили, что
он усердный и смирный служака, честнейший человек, и взяток совсем не берет.
« – Так это
совсем удивительный человек! – воскликнул Ланской и велел позвать к себе
Рыжова…»[28,II,31].
Когда после
своего дерзкого поступка в церкви Однодум предстает перед губернатором Ланским,
он так объясняет ему свое неизменное спокойствие:
« – А какое же
зло можно сделать тому, кто на десять рублей в месяц умеет с семьей жить?
—
Я мог велеть вас арестовать.
—
В остроге сытей едят.» [28,II,31].
Ту же
спасительную привычку к труду и самоограничению проявляет в рассказе и жена
Однодума- «простая досужая женщина, верная и покорная, с которою библейский
чудак мог жить по-библейски…»
В этой
мужественной привычке к самоограничению, по мысли писателя, не только
сказывается тяжелый быт народа, но и находит свое воплощение его практическая
мудрость, такт и безошибочное нравственное чувство.
Ланской
указывает Рыжову на его странные поступки, на что тот отвечает: «…всякому то
кажется странно, что самому не свойственно.» [28,II,31]. Ланской также узнает,
что Рыжов никогда не лжет, так как «ложь заповедно запрещена.» [28,II,32].
Рыжов потряс губернатора своей откровенностью, честностью. Губернатор
знакомится со страницами философского труда Рыжова, который назывался
«Однодум». И это знакомство приводит Ланского к мысли, что Рыжов умеет пророчествовать.
На страницах своего философского труда Однодум пророчит божье наказание царям,
издающим указы и постановления, ущемляющие интересы бедных. Именно благодаря
этому осознанному «посвящению» себя в народные заступники он предстает перед
нами человеком чрезвычайно четкой нравственной ориентации, не допускающим в
своих поступках никаких послаблений «сильным мира сего».
Прошло довольно
времени, повествует писатель, как вдруг в Солигач «пришло известие совершенно
невероятное и даже в стройном порядке правления невозможное: квартальному
Рыжову был прислан дарующий дворянство владимирский крест – первый владимирский
крест, пожалованный квартальному.» [28,II,34].
Вся жизнь
Однодума Рыжова была подчинена «священному писанию и совести» [28,II,34],
верному служению делу добра. Как и у других праведников Лескова, у Однодума
вера его в его душе, в его сердце, и все его «чудачества», «странности» от его
истинной праведности. Образ Рыжова – художественное воплощение национального
характера, в котором подчеркнута его основная черта – религиозность. «Живой дух
веры» помогает квартальному оставаться самим собой в любых ситуациях, при любых
обстоятельствах.
Лесков в своих
праведниках показал ценнейшие нравственные качества людей и выразил основную
философскую идею о вере, которая, по его пониманию, должна быть в сердце
человека и служить добру, честности, отзывчивости к чужому горю и радости.
«Однодум»-
типичный лесковский праведник. Праведники проживали «изо дня в день праведно
долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не
осудив пристрастного врага» [40,96]. Лесковские герои “жаждали” «единодушия <…>
с отечеством», принимая сложившийся миропорядок как творение Бога, принимая,
естественно, и государственное устроение, не подвергая сомнению авторитет
власти.
Именно поэтому
лесковские праведники – патриоты, видящие смысл и основное содержание своей
жизни в честном и результативном служении России.
Герои Лескова
необыкновенные, чудоковатые, но искренние и цельные. Все они объединены одними
и теми же чертами – знанием своего долга, непримиримые ко лжи и лукавству и
одухотворенные человеколюбием. Все они упорно, самоотверженно несут «бремя
жизни» [28,II,4], и готовы всегда постоять за правду.
Удивительно
непохожие друг на друга, они объединены одной, до поры скрытой, но неизменной
думой о судьбах Родины. Мысль о России, о народе в переломные минуты духовных
исканий с щемящей силою пробуждается в их сознании, возвышая до этического
величия их скромные жизненные деяния. все они своему отечеству верно преданы, к
своей родине привержены. В глубине России, «на краю света» живет в сердцах
незаметных героев любовь к родной земле.
Обо всех
подобных людях лучше всего сказал сам Лесков: «Они невероятны, пока их окружает
легендарный вымысел, и становятся еще более невероятными, когда удается снять с
них этот налет и увидеть их во всей их светлой простоте. Одна одушевлявшая их
совершенная любовь поставила их выше всех страхов и даже подчинила им природу,
не побуждая их ни закапываться в землю, ни бороться с видениями.» [29,II,98].
Народная
нравственность лесковских героев неизменно связана с героическими и добрыми
началами, с мощью народного духа.
«У нас есть, —
писал Лесков, — которые в буквальном смысле совершали и совершают чудеса,
свидетельствующие о необычайной способности русского человека устроять
изумительные дела… В моих долгих скитаниях по России я видел немало таких
людей, а о других слыхал от очевидцев…»[34,II,58].
Всех
праведников объединяет то, как они обнаруживают «естественные» человеческие
порывы деятельности во имя ближнего.
Рыжов, отец
Кириак, владыко, иноверцы, поп Савва, староверы – все это лесковские герои,
великие своей человечностью «веселые великомученники любви своей ради», «не
уходят от мира», но «неразумно лезут в густейшую грязь земной жизни, где погряз
человек.» [18,ХХIV,231-232]. В их сознании неизменно присутствуют мечта, искра
божья, идеал. Все это отражается в их настроениях в соответствии с духом
времени то как святой «завет предков», то как ощущение долга «перед богом и
людьми» воплощающего, по существу своему, мысль о вечной народной мечте –
справедливости.
Властное
стремление к истине, живущей в народе, Лесков полагал основной силой спасения
своего отечества от скверны лжи и застоя. Он был убежден, что России, прежде
всего «нужен народный человек правдивой души и прямого ясного толка, — не
консерватор и не либерал, не самобытник и не западник, а просто человек с
прямой и искренней натурою, человек, который не стремился бы ни к какой партии
и не боялся бы где бы то ни было сказать в глаза увлекающейся толпе: осмотрись
и сумей быть справедливою; вот где правда.» [31,89]. Этот «просто человек с
прямой и искренней натурою», с обостренным чувством честности, глубоко личным,
страстным и убежденным ощущением долга, с горячей, самоотверженной любовью к
России, человек с суровой требовательностью к себе и скромностью в образе жизни
своей, по необходимости строгий к людям и вместе с тем полный добродушевного и
деятельного к ним сочувствия, непримиримый, когда дело касается его чувства справедливости,
воплощающий черты любимого лесковского героя.
Читая рассказы
Лескова о праведниках, все больше убеждаешься, что смысл этической позиции
автора – органичная связь праведничества и жизни.
Конспект урока литературы в 10 классе
по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»
учителя русского языка и литература
МБОУ СОШ №1 округа Муром
Мазепы Татьяны Сергеевны
ТЕМА: Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.
ЦЕЛЬ:- раскрыть идейное содержание рассказа Н.С. Лескова «Однодум»;
— развитие умений анализа рассказа в единстве идейного и языкового содержания произведения
Вступление
Чтение и анализ рассказа «Однодум» Н.С. Лескова завершает знакомство учащихся с творчеством писателя, центральной в котором была тема праведничества. Данному уроку предшествовал урок-лекция, в котором излагалась концепция праведничества. Эту тему я строила на высказываниях Н.С. Лескова и с привлечением материала известных учащимся художественных произведений (рассказ «Зверь» — 5 класс, «Человек на часах» и «Тупейный художник» – 7 класс).
Цель данного конспекта – предложить коллегам возможный вариант анализа рассказа Н.С. Лескова «Однодум» в единстве идейного и языкового содержания.
Ход урока.
- Слово учителя
В 1879 году в газете «Еженедельное новое время» был опубликован рассказ «Однодум» под общим заголовком «Русские антики. Из рассказов о трёх праведниках. Тексту рассказа предшествовало предисловие, в котором писатель поведал о своём несогласии «с большим русским писателем» (имелся в виду А.Ф. Писемский), который утверждал, что «ни в чьей русской душе не видишь ничего, кроме дряни». Чтобы опровергнуть это мнение, Н.С. Лесов задался целью найти на Руси таких людей, чья жизнь свидетельствовала бы об ином. Результатом этого поиска и стала знаменитая лесковская галерея праведников.
В 1880 году Лесков издал сборник-цикл «Три праведника и один Шерамур», в который вошли рассказы «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Русский демократ в Польше», «Шерамур». Рассказам был предпослан эпиграф: «Без трёх праведных несть граду стояния». Связующими фактами в цикле являются мотивы поиска и пути. С Рыжовым, героем «Однодума», повествователь встретился в самом начале «розыска трёх праведных», в «Пигмее» он продолжает поиск «сердец… потеплее и душ поучастливее», рассказ «Русский демократ в Польше» завершается убеждёнными словами повествователя «таких людей необходимо знать, им подражать, если есть сила вместить благородный патриотический дух, который согревал их сердца, окрылял слово и руководил поступками».
Герой рассказа «Однодум» — плод «наблюдения, запоминания и собирания» писателя. Его прототипом был солигаличский квартальный. О нем ходили легенды как о человеке, воплощавшем исключительную честность и бескорыстие. Возможно, что Лескова вдохновила на создание этого образа не только легенда о Рыжове. Сын Н.С.Лескова утверждал, что отца вдохновили строки из «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н.В.Гоголя, который призывал (Н.М. Языкова): «Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика, какие, к чести породы русской, находятся посреди отважнейших взяточников, которые не берут и тогда, когда всё берёт вокруг них… Ублажи гимном того исполина, какой выходит только из русской земли который вдруг пробуждается от позорного сна, становится вдруг другим … первым ратником добра». Лесов как бы откликается на страстные слова Гоголя, создавая образы героев-праведников и искренне полагая, что «дело честного писателя – служить тому, чтобы Царство Божие настало на земле как можно скорее и всесовершеннее».
Сам Лесков дал такое определение праведников: «праведники – это такие святые, которые пребывают в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни». Примечательно, что Лесков не только показал праведную жизнь таких людей, но и запечатлел процесс творения легенды о них, вскрывая отношение к ним окружающих.
- Анализ рассказа «Однодум»
- Проверка домашнего задания
(учащимся было дано задание выяснить значение устаревших слов и выражений, которые в обилии встречаются в рассказе «Однодум»)
Солигалич – город, основан в 1335 году вместе с монастырём и церковью Вознесения Христа галичским князем Фёдором Семёновичем. Когда были открыты соляные источники, город получил название Солей, к которому, для отличия от подобных месторождений, было прибавлено название «Галичских».
Питейный дом – шинок, кабак.
Соляные варницы – солеварни, к которых из природного рассола вываривается соль.
Мелкотравчатый – здесь: в значении мелкий служащий или человек незнатного происхождения.
Скоромные дни – дни, когда верующие едят скоромное, т.е. мясо, молоко, яйца.
Предводительствовал стеною на кулачных боях- руководил ватагой, группой участников кулачного боя, любимого занятия мужского городского простонародного населения.
Еретический — в переносном значении отклоняющийся от чего-либо принятого в обществе за неоспоримое.
Уряд – порядок, обиход.
Будочник – нижний полицейский чин, живший в будке, маленьком деревянном или каменном доме. Кроме того, около присутственных мест или на площадях стояли трёхцветные будки, в которых укрывались городовые от непогоды. В начале 1860-х годов будочники были заменены городовыми.
Коленкор – бумажное полотно, тонкая ткань.
Притч (причёт) – служители одного храма (прихода).
Ражая – дородная, крепкая, здоровая, красивая.
Стихарь – длинная прямая одежда священнослужителя.
- Беседа
Вопрос: Какова история жизни Рыжова? Богата ли она событиями?
(ответы учащихся: история Рыжова внешне не богата событиями: родился в семье «приказного рода супругов» в Солигаличе, в 14 лет стал «ходоком с почтою», в 26 лет занял должность квартального и был отмечен за службу орденом св. Владимира. Прожил Рыжов «почти девяносто лет». Жизнь его, по словам автора, такая, что рассказывать нечего)
Вопрос: Можно ли утверждать, что судьба улыбнулась Рыжову, ведь он сделал карьеру, занял определённое положение в социальное иерархии?
(ответы учащихся:
С одной стороны, да, но с другой стороны – нет, так как перед ним не стояла цель добиться более или менее серьёзного общественного положения. Поэтому он не испытывает особенной радости от этого. Для него было важно другое)
Вопрос: сформулируйте, что было важно для нашего героя?
(ответы учащихся:
Для автора-повествователя было важно не показать служебный путь Рыжова, внешние изменения в его жизни, а показать его религиозно-нравственный опыт, глубинное содержание его личности.)
Вопрос: о чём свидетельствует прозвище героя, вынесенное втором в заглавие?
(ответы учащихся:
Для автора-повествователя особый интерес представляет система ценностей героя, его «миропереживания», жизненная позиция)
Вопрос: Почему читатель вправе считать именно так? Докажите вашу точку зрения, опираясь на текст рассказа.
(ответы учащихся:
Во-первых, на это указывает название «Однодум»
Во-вторых, реплики автора-повествователя и описания поведения героя, например¸ в период исполнения обязанностей городничего: «образа жизни своей и отношений к людям Рыжов тоже не менял»)
Слово учителя. Обратите внимание на такой художественный приём, как совмещение временных пластов: сюжетного времени и времени рассказывания. Временное распределение материала в значительной степени определило структуру рассказа. Найдите в рассказе структурные элементы.
(ответы учащихся: повествование о происхождении героя, характеристика и описание его внешности составляют экспозицию; перечисление основных биографических фактов формируют сюжетный ряд; эпизод приезда губернатора выделен как кульминационный момент. Короткий эпилог-развязка – сообщение о награждении и смерти Рыжова).
Слово учителя. Совмещение временных пластов обусловило постоянное и оценочное сравнение старого и нового: «Всё тогда было величественно, степенно и серьёзно, под стать тому доброму времени часто противопоставляемому нынешнему времени, не доброму и не серьёзному».
Вопрос: Какую черту героя автор подчёркивает чаще других? Как вы понимаете её?
(ответы учащихся:
Главное и наиболее употребительное – склонность к мудрствованию (любомудрие). Это название пошло от названия книги, в которую Рыжов «вписывал» «свои верования и взгляды», а также пророчества.)
Вопрос: Дайте общую характеристику «философии жизни» героя.
(ответы учащихся:
— в самом начале рассказа об этом сказано так: «здоровая душа», «строго и трезвое настроение», «умеренность во всём», «не прибегал ни к чьей помощи»)
Вопрос: Какие библейские воззрения «прилагал к делу» квартальный Рыжов? Вспомните эпизоды, где герой говорит эти слова.
Заполним таблицу:
Добродетель |
Подтверждение |
законопослушание |
— выше всего ставил закон «в поте лица своего ешь свой хлеб», — «даров не приемлю» |
Ответственность за свои поступки, добропорядочность |
«женитьба – вещь добрая, она от Бога показана: если требуется – я женюсь» |
Честность |
«ложь заповедью запрещена – я лгать не стану» |
правдивость |
« я правду всегда говорю и живу по ней…» |
совестливость |
«делай по совести» |
Вопрос: Поступки героя, совершаемые в «обычных условиях семейной и общественной жизни», его образ жизни являются подтверждением праведности героя»? Как «Однодум» исполнял свой долг?
(учащиеся приводят эпизоды:
— описание первого дня службы;
— сцена устранения будочников;
— повествование о подготовке к приезду губернатора;
— встреча губернатора и сцена в церкви;
— рассказ о принятии ордена;
— рассказ о женитьбе и семейной жизни)
Все эти эпизоды свидетельствуют о том, что Рыжов честно служил и «даже в мыслях отчитывался Единому».
Вопрос: А как воспринимают образ мыслей и поступки героя окружающие люди? Как чаще всего именуют героя жители Солигача?
Давайте проведём лингвистическое исследование. Найдите в тексте рассказа определения, характеризующие героя.
(ответы учащихся:
Автор-повествователь: «загадочный чудак», «библейский чудак», «солигачиский антик»,
Ланской: «этакие люди что юродивые», «удивительный человек», «отчаянный»,
Городничий: «экий дурак»
Простецы: «батюшка», «отчаянный», «такой-некий-этакий»)
Вывод: большинство наименований показывают, что в глазах обыкновенных людей Однодум – не такой, как все, странный человек. Его многие просто не понимают. Поэтому он одинок среди людей.
— Объясняет ли сам Рыжов своё поведение?
(Основой его философии и образа жизни является вера. Как и все люди Рыжов наделён изначально богобоязнью, определяющей его душевное состояние. Проникновение в священное писание, правдоискательство, приближение к идеалу Христа формируют в Рыжове тип душевного строя, присущего человеку, устремлённому к Богу. Иначе к праведнику.)
Вывод: Образ Рыжова — художественное воплощение национального характера, в котором подчёркнута его основная черта – религиозность. «Живой дух веры» помогает квартальному остаться самим собой в любых ситуациях, при любых обстоятельствах. «Всякому то кажется странно, что самому не свойственно, — заявляет герой.
Однодум – типичный лесковский праведник. Его праведники проживают «изо дня в день праведно долгую жизнь¸ не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего».
Лесковские герои «жаждут единодушия… с отечеством, принимая сложившийся порядок как творение Бога, не подвергая сомнению и критике авторитет власти. Именно поэтому лесковские праведники – патриоты, видящие смысл и основное содержание своей жизни в честном служении родине. Таковы Постников, герой рассказа «Человек на часах», Флягин герой повести «Очарованный странник», Левша- герой одноименного рассказа.
Вопрос: Скажите, о чем заставил вас задуматься этот рассказ? Что взволновало, какие чувства вызвало?