О чем заставляет задуматься рассказ носова лоскутное одеяло

Урок литературы

Тема: «Чтоб душа не оскудела»

(по рассказу Носова «Лоскутное одеяло»)

Цели:

  1. Способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к родной природе и близким людям, к истории страны и национальным святыням (традиции, ремесла, родная речь).
  1. Совершенствовать умение учащихся лингвистически анализировать художественный текст, определять его идейное своеобразие.
  1. На примере рассказа «Лоскутное одеяло» показывать основные мотивы творчества Е. Носова.

Оборудование:

  1. Эпиграф: «Рассказы Носова – это просветления народного духа, это вершины, с которых видна истинная Россия» (В. Чалмаев).
  1. На листах напечатать высказывания:

— «После чтения… наполняет грудь читателя очень теплая, любовная к людям и к природе расположенность… струение души». (А.И. Солженицын)

— «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя» (Д.С. Лихачев)

— «Малая родина – это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствонная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа…» (Е. Носов)

  1. На доске драпировка – лоскутное одеяло.
  1. Выставка изделий, выполненных в лоскутной технике.
  1. Коллаж «Бабушка».
  1. Музыкальное сопровождение.
  1. Портрет Е. Носова
  1. Словарик просторечий:

— печурка – углубление в печке для просушки обуви, вещей;

— вязёнка – пуховой платок;

— застя – заслонив;

— наперво – сначала;

— рушник – полотенце.

  1.  Творчески оформленная родословная ученика.

                                                    Ход урока:

  1. Интегрирующее начало урока.

Звучит музыкальное сопровождение: «С чего начинается Родина?»

— Для каждого человека родина начинается по-своему. Ребята, а с чего начиналась ваша родина? Какие понятия, предметы, по-вашему, включает «малая родина»?

— А современный писатель Евгений Носов считает, что «малая родина – это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствованная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа…»

  1. Мотивация, целеполагание.

Евгений Носов в своих коротких рассказах рисует простейшие фрагменты живой жизни, где один – единственный эпизод помещается в центре художественной вселенной, приобретает значение обобщения и поднимает общечеловеческие нравственные проблемы.

Предлагаю на примере рассказа «Лоскутное одеяло», которое вы почитали к уроку, через коллективную аналитическую деятельность доказать достоверность слов В. Чалмаева, взятых в качестве  эпиграфа к уроку: «Рассказы Носова – это просветления народного духа, это вершины, с которых видна истинная Россия».

  1. Решение проблемы. Исследование.

— Итак, рассказ «Лоскутное одеяло». Какие ассоциации вызывает название? (домашний уют, тепло, мастерство…).

— Как вы себе представляете лоскутное одеяло? (разноцветные клинья – треугольнички, сшитые между собой).

— Какие качества женщины проявляются в изготовлении подобных вещей? (бережливость, сноровка, терпение, художественный вкус).

— Предлагаю вам помечтать. (звучит музыкальное сопровождение). Закройте глаза. Представьте, что у вас есть крылья. Вот вы их расправили и парите в свободном полете… Поглядите вниз, на поверхность земли. Что вы видите? Какими цветами раскрашена наша родина?

— Что напоминают нам краски земли с высоты птичьего полета? (Лоскутное одеяло).

— Действительно, жизнь человека в единении с природой подсказала форму и краски рукотворных вещей.

Красно-коричневый лоскут напоминает весеннюю влажную пашню, по которой важно разгуливают грачи; ярко-желтый – солнечную поляну мягких одуванчиков или медвяной сурепки; цветастый лоскут символизирует пестрое разнотравье на душистом летнем лугу; бледно-зеленый – поспевающие озимые хлеба, обрызганные свежей утренней росой.

— Какие краски природы вы увидели в рассказе Евгения Носова? («по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу…»).

— Какой человек может увидеть краски земли? (любящий природу).

Чтение учеником стихотворения собственного сочинения. (дифференцированное домашнее задание).

— Итак, сделаем первый вывод.

Что символизирует лоскутное одеяло? (образ земли)

(На доске появляется запись: Лоскутное одеяло – это…)

-Кто главные герои рассказа? (бабушка и внук)

— На каком 1 эпизоде строится рассказ? (разговор внука с бабушкой перед сном)

— Каковы временные рамки эпизода? (около часа)

— Повествование ведется от 1 лица (внука)

— С каким чувством внук говорит о бабушке?  Прочитайте. (третий абзац).

— Вы заметили, что традиционного противостояния между старшими и младшими в рассказе Носова нет! Наоборот! Невидимые нити родства и взаимной любви соединяют этих героев, словно лоскутик к лоскутику.

— Так с чем можно сравнивать лоскутное одеяло? (с многочисленной дружной семьей, лоскутики – члены этой семьи).

Ученик демонстрирует оформленную родословную своей семьи. (дифференцированное домашнее задание).

— Итак, второй вывод. Что символизирует лоскутное одеяло? (дружную семью, родословную, связь поколений).

— Каким словом бабушка с внуком называют лоскутное одеяло? (книга).

— Если заменить слово «книга» на «учебник», то о какой учебной дисциплине пойдет речь? (история).

— Получается, что по лоскутному одеялу можно историю изучать? Давайте проследим историю этой семьи.

Чтение фрагмента по ролям (со слов «Смирив дыхание…»)

— О каких исторических событиях повествует «книга»? (Были у богатых в услужении; за то, что в амбаре нашли господский хомут, белые чуть не изрубили деда; на империалистической войне дед стал инвалидом.  Революция… потеря родных…)

— Как зовут бабушку? (Ионовна)

— По отчеству можно предположить, что она из семьи священника – история таких людей скорей всего трагична.

— Какие чувства навевает у бабушки «светленький, ничем не приметный треугольник»? (грустные воспоминания, у «бабушки в темной глазнице тусклым овалом мерцает скопившаяся влага»)

— «Была у меня девочка…», — говорит сквозь слезы бабушка. Что с ней случилось? Почему бабушка уходит от разговора, делая вид, что уснула? (наверное, не хочет мальчику на ночь рассказывать страшные вещи).

— Что значат для мальчика такие вечерние беседы с бабушкой? (познание жизни, истории семьи, страны)

— Итак, делаем третий вывод. Чем является лоскутное одеяло? (Летописью истории, книгой времен)

— Прочитайте начало рассказа. Что он напоминает? (Зачин сказки)

— Какой выразительный прием использует автор? (Инверсии)

— С какой целью? (Автор приглашает к задушевному разговору, как в русских народных сказках «Жили-были»…)

— Как из заветного волшебного сундучка достает автор самоцветы русского народного сказа! Давайте найдем эти драгоценности и проанализируем их роль и место в современном рассказе.

— Опишите бабушку словами автора. (Тихий, умиротворенный голос; косица, полуседой остаток некогда спелой пшеничной красы; впалая грудь; тонкая, как плеть, голубоватая рука с темной, словно из корья, кистью)

— Почему так много глаголов использует автор, создавая портрет героини? («Под его уютной толщиной», «разноцветное полотнище», «Витейнозолоченая рама»).

— Как готовит себя ко сну бабушка? (Шепчет молитву «перед Николой»)

— Как вы думаете, бабушка для своих благ просит у Святого Угодника? (Нет, наверное, бабушка благодарна Господу за то, что с ней внук рядом, в доме сытно, тепло. А что еще нужно!)

— Зачем «трижды склоненно осенив себя широким крестом», бабушка тычет «шепотью» в сторону внука? (забота привычная и постоянная).

— А как интересна речь бабушки! Как она обращается к внуку? К дедушке? («Внучек ты мой», «сердешный»).

— Какие просторечные слова использует автор? («докудова», «авось»).

— Зачем? (достоверный речевой портрет).

— Действительно, речь бабушки выразительна, певуча. («майский луг, да и только!»)

— Какие слова оценочного характера употребляет автор? («сноровно», «истово»)

«Истово» — короткое, но точно найденное слово говорит об отношениях, о состоянии души, о том, как важно в старости не остаться одному, о том, что сил – то все меньше: всю себя бабушка отдает семье.

В течение дня найдет ласковое слово и для коровушки, и для гусыни под лавкой, и день закончит молитвой (пусть торопливой, главное – живет по христианским заветом!), и с внуком о сокровенном – давнем – поговорит.

— Итак, четвертый вывод: лоскутное одеяло призывает почитать старших, сохранять родную речь, национальные традиции.

                       Физкультминутка. (Имитация кройки и шитья лоскутного одеяла).

— Рассказ как бы не закончен. Финал открытый. Почему? («косячков» в одеяле так много! Наверное, невозможно вспомнить всю жизнь человеческую)

— И все же в лоскутном одеяле – история семьи, целого народа…

Обращение к эпиграфу.

Общий вывод: действительно рассказ Е. Носова рисует картины живой, настоящей жизни. Их нет в учебниках истории. Их нужно пережить…

Солженицын И.А. пишет: «После чтения… наполняет грудь читателя очень теплая, любовная к людям и природе расположенность… струение души».

Я надеюсь, что ваши души, тоже посветлели, обогатились, заструились.

— Когда я впервые прочитала этот рассказ, то почувствовала что-то знакомое, родное. Словно картины из моего детства. Моей бабушки уже нет в живых, но в душе она никогда не покидает меня.

Звучит стихотворение «Разговор с бабушкой».

( музыкальное сопровождение).

Я тебя часто вижу во сне

Такой дорогой, безмолвной, смиренной.

Ты слегка улыбаешься мне,

Освобождая от горестей бренных.

Я с тоскою гляжу на тебя,

Вижу темные впалые веки,

Тереблю твои руки любя,

Хочу образ запомнить на веки.

Медный крест у тебя на груди…

И белесых волос уже мало.

Лучшей бабушки мне не найти!

Жаль, при жизни тебе не сказала…

  1. Социализация

— Ребята, вы богаты: у вас есть заботливые бабушки. Но придет время старости, немощи. Кто им поможет? Конечно, вы.

Именно старое лоскутное одеяло и душевные беседы с бабушкой могут направить ребенка на правильный, нравственный путь.

Д.С. Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».

Чтобы душа не оскудела, давайте для себя и для других составим нравственные заповеди, «Поучения» от Евгения Носова, и постараемся их соблюдать. Используйте глаголы в повелительном наклонении.

Нравственные заповеди:

«ПОУЧЕНИЯ» от Евгения Носова.

  1. Люби и охраняй родную природу.
  2. Люби родных своих. Составь родословную.
  3. Почитай старших.
  4. Знай историю села, страны.
  5. Береги родную речь.
  6. Храни национальные традиции.
  7. Читай русскую литературу.
  1. Рефлексия.

— Дома вы должны были ответить на вопрос: «Чему учит рассказ Е. Носова «Лоскутное одеяло»?

— Совпадает ли ваш ответ с «Поучениями».

— Трудно ли соблюдать нравственные заповеди? (Очень трудно, но под силу каждому).

— Я желаю вам, чтобы ваша душа не оскудела.

  1. Домашнее задание.
  1. Оформить родословную в виде лоскутного одеяла.
  1. Написать стихотворение или сочинение «Моя бабушка» или «Моя малая родина».

Цели урока:

— создать условия для формирования у подростков
интереса к чтению произведений Евгения
Ивановича Носова;

— развивать диалогическую речь учащихся;
формировать умение быть информативным в диалоге,
устанавливать и поддерживать коммуникативный
контакт;

— пробудить “дар воображения” школьников,
побудить задуматься об отношении к своим родным,
о доброте и понимании в семье.

Оборудование: портрет Евгения Ивановича
Носова, иллюстрации к рассказам писателя, тексты
новеллы (для каждого ученика).

Предварительная работа: домашнее чтение
рассказа, записи первых впечатлений в
читательский дневник, подготовка индивидуальных
сообщений, иллюстраций к рассказу.

Формы работы: сочетание письменной работы
(читательский дневник) с устной; диалог
(информационный и интерпретационный),
выразительное чтение эпизодов рассказа; работа
со словарём; чтение наизусть.

(Эпиграф на доске)

Великая, волшебная, таинственная
страна,
из которой приходят все люди…
Чем дальше от неё уводят меня годы,
тем глубже моя тоска по ней.
Лидия Латьева.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Великая, волшебная, таинственная страна, из
которой приходят все люди… Чем дальше от неё
уводят меня годы, тем глубже моя тоска по ней.

Страна эта – Детство. Все мы вышли из детства.
Это не просто определённая пора жизни, это скорее
особый, хрупкий склад души человека. Это мир, в
котором и краски ярче, и чувства острее, мир, в
котором начинается Человек – его Любовь,
Нелюбовь, Страх, Сострадание, его душевное
зрение.

Трагическое, прекрасное и наивное здесь идёт
рядом. Вот почему так важно всё, что происходит с
человеком в детстве: что он слышит, с кем
общается, кого любит, кому доверяет свою душу.
След этого остаётся навсегда. И великое счастье,
если это воспоминания о добром, умном и любящем
человеке, таком, какой мы видим бабушку главного
героя рассказа Е. Носова “Лоскутное одеяло”.

Чтение наизусть учеником стихотворения
А.А. Цатова “Бабушкины руки”. (Индивидуальное
задание).

Бабушкины руки

Я гляжу на эти руки,
Руки бабушки моей.
Сразу вижу, сколько муки
И труда досталось ей.
Тёмно-синие прожилки,
Несходящая мозоль,
Складки кожи и морщинки,
Да шершавая ладонь.
К животу прижмёшься плотно:
На душе легко, светло.
Спину сладко и добротно
Греет рук её тепло…
И сейчас, как из тумана,
Из былого далека
Греет внука-мальчугана
Эта милая рука.

А.А. Цатов
(Роговский сельский округ Подольского района
Московской области)

— Какие чувства вызвало у вас стихотворение?
Кого вспомнили вы, слушая эти строки?

Биографическая страничка

(Индивидуальное задание: сообщение,
подготовленное учеником дома)

Носов Евгений Иванович
(1925, с. Толмачёво под Курском – 2002, Курск)

Русский прозаик. Родился в семье деревенских
мастеров, отец воспитывал сына в ремесленных и
хлебопашеских традициях. В 18 лет Носов ушёл на
фронт; после войны работал литературным
сотрудником газеты в Средней Азии. В 1951 году
вместе с семьёй поселился в Курске. Литературный
дебют Носова – публикация на страницах Курского
областного альманаха для детей рассказа
“Радуга” (1957). Первая книга “На рыбачьей тропе”
(1958), за ней последовали другие, которые принесли
ему славу подлинного мастера слова, певца
нравственной силы человека.

Правдивое изображение ужасов войны и судеб её
рядовых участников в рассказах “Красное вино
победы” и “Шопен, соната номер два” (1973) ввели
Носова в круг писателей “лейтенантской прозы”.
О судьбах солдат Великой Отечественной войны,
преодолевших неимоверные тяжести и сохранивших
человечность, доброту, живые души, повествуют
рассказ “Яблочный Спас”, повесть “Моя
Джомолунгма”, рассказ “Памятная медаль”.

Отличительной особенностью произведений
“деревенской” тематики являются ориентация на
народное слово, интонационное богатство, юмор,
конкретность бытовых деталей, глубина
гуманистического пафоса.

“Современная иллюстрированная
энциклопедия. Литература и язык”
Москва: “Росмэн”, 2007

II. Аналитическое чтение.

III. Беседа по вопросам.

— Какие мысли пришли к вам после прочтения
рассказа? Что записали вы в своих читательских
дневниках?

— К чьим записям можно взять эпиграфом слова
К. Паустовского: “Я дружил с бабушкой. Я любил
её больше, чем всех своих родных. Она мне платила
тем же…”?

— Как, по-вашему, о чём новелла?

О взаимоотношениях старшего и младшего
поколений мы немало узнаём из устного народного
творчества и русской классической литературы.

Вспомните, как складываются отношения
“старших” и “ младших” в русских народных
сказках?

Расскажите о няне Савишне из повести
Л.Н. Толстого “Детство”.

Вернёмся к рассказу Е. Носова:

— Чем занята бабушка целый день? Как вы думаете,
много ли времени у неё, для того, чтобы заниматься
воспитанием внука?

— Как складывается вечер этой маленькой семьи?
Какое слово, по-вашему, наиболее точно определяет
значение этих бабушкиных рассказов –
“лоскутков”? (В беседах с бабушкой
закладывается основа грядущей человеческой
жизни).

IV. Словарная работа.

Мы с вами уже говорили о том, что человеку
бывает интересно всё то, что понятно… Нам
необходимо обратиться к словарям, чтобы лучше
понимать жизнь наших героев, продолжить разговор
о них.

Вязенки – вязаные носки.

Шубные рукавицы – варежки из овечьей шкуры.

Каганец – светильник.

Застя – заслонив.

Припечек – выступ у печки.

Долгая – длинная.

Торопко – быстро, торопливо.

Истово – очень усердно, старательно.

Оказия – удачный случай, совпадение.

Штука ситца – рулон ситца.

(Кроме того, необходимо объяснить ученикам, что
значит “списали по чистой”, “строгий лицом
Никола”, “сырая картофельная кружалка и ватный
фитиль”).

V. Беседа

— О чём говорит имя и отчество бабушки?

— Что больше всего волнует мальчика в судьбе
деда?

— Как вы думаете, что пришлось пережить этой
семье? Что открывается читателю за скупыми
строчками?

— Какой художественный образ объединяет всё
повествование?

Александр Солженицын отмечает особенности
рассказов Е. Носова: “…никаких авторских
изъяснений, толкований происходящего. Перед нами
живут те простейшие эпизоды живой жизни, которых
так не достаёт нам в учебниках истории, чтобы её
ощутить, как бы поживши в ней. Когда бабушка
начинает молиться – словно объединяются времена
и поколения: и Бог один, и небо, и земля общие…”.

— Как вам кажется, с каким чувством внук говорит
о бабушке?

— О чём можно доверительно поговорить со
старшими, особенно перед сном? Есть ли у вас
человек для доверительных бесед?

…Кончается день, кончается задушевный
разговор, ночь… “завтра ещё чего вспомним…”

— Подумайте, почему всё-таки рассказ не
закончен?

VI. Итог.

В рассказе Е. Носова есть и описание, и
повествование. Давайте добавим
рассуждение-вывод.

Чем живут герои рассказа, что важно для них?

— Итак, в восприятии мальчика самое главное –
жизнь души, семейные отношения. Бабушке её
воспоминания даются нелегко, в её памяти история
семьи, народа, — трагическая история. Но она,
переживая заново свои печали, “читает” книгу
семьи, родословную своему внуку: “Завтра ещё
чего вспомним…”.

За героями рассказа мы видим автора, который
учит любить родных, знать историю своей семьи и
своей страны, беречь родную речь, хранить
национальные традиции. И детство – самая
благодатная пора для таких “уроков жизни”.

“Всё повторяется в жизни… Только одно не
придёт никогда, одна дорога запорошена,
загромождена временем, не пройти, не пролезть, не
пролететь над нею – дорога в страну Детство. Из
Детства выходят. В него не возвращаются. Нет
ключей, нет волшебных слов, нет мага, способного
нас вернуть в неё, только поступает из этой
страны наше приданное, и сколько лет ни проживёшь
на земле, оно идёт, идёт, идёт…”

Лидия Латьева.

Одним из вариантов окончания урока может
быть чтение учителем стихотворения Вероники
Тушновой “Вот говорят: Россия…”. При этом можно
говорить о связи судьбы русской женщины с
судьбой России, об их непростом пути, о любви к
близким и дорогим…

Вот говорят: Россия…

Реченьки да берёзки…
А я твои руки вижу,
узловатые руки,
жесткие.
Руки, от стирки сморщенные,
слезами горькими смоченные,
качавшие, пеленавшие,
на победу благословлявшие.
Вижу пальцы твои сведённые,-
все заботы твои счастливые,
все труды твои обыденные,
все потери неисчислимые…
Отдохнуть бы,
да нет привычки
на коленях лежать им праздно…
Я куплю тебе рукавички,
Хочешь – синие, хочешь – красные?
Не говори “не надо”,-
Мол, на что красота старухе?
Я на сердце согреть бы рада
натруженные твои руки.
Как спасенье своё держу их,
Волнения не осиля.
Добрые твои руки,
Прекрасные твои руки,
Матерь моя, Россия!

VII. Домашнее задание.

Закончить работу в читательском дневнике: что
вы ещё захотели написать в нём после урока. (Какие
размышления возникли? О чём подумали несколько
иначе, чем прежде?).

Литература

  1. Носов Е. Лоскутное одеяло // Литература в школе, —
    1999. -№3.
  2. Солженицын А.И. Евгений Носов: Из “Литературной
    коллекции // Новый мир.- 2000. — №7.
  3. Современная иллюстрированная энциклопедия.
    Литература и язык. Москва.: “Росмэн”, 2007.
  4. Вероника Тушнова. Стихотворения. Москва.:
    “Эксмо”, 2003.
  5. Даль В.И. Толковый словарь. Москва.: “Росмэн”,
    2000.
  6. Горбич О.И. Современные педагогические
    технологии обучения русскому языку в школе. М.: ПУ
    “Первое сентября”, 2009.
  7. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических
    технологий: пособие для преподавателей. СПб.:
    КАРО, 2005.

Областной конкурс методических разработок по православной культуре

Урок

заседание литературного совета

«Путь к нравственным

истокам»

по рассказу Е.Носова

«Лоскутное одеяло»

Разработан

учителем русского языка и литературы

средней школы №2 округа Муром

Морозовой

Натальей Алексеевной

Цели урока

Предметные: — выбирать в развитии действия главное;

— выявлять авторскую позицию;

— определять тему, идею, сюжет, элементы композиции;

— уметь использовать литературоведческие термины ;

— знать Библейские сюжеты ;

Личностные: — развитие речи и творческой фантазии;

— аргументация собственного высказывания;

— воспроизведение иной точки зрения ;

Метапредметные: — воспитывать любовь к родному краю, русским православным традициям, языку, культуре взаимоотношений ;

Ход урока

Сегодня у нас необычный урок – заседание литературного совета. К нам попала рукопись Е. Носова под названием «Лоскутное одеяло». Цель нашего заседания – выявить достоинства произведения и рекомендовать его для публикации. Знакомясь с новым произведением, выявим идейный замысел, определим жанр, отметим художественно-выразительные средства, создадим макет будущей книги Е. Носова, разработаем вариант обложки, титульного листа. В работе заседания примут участие группы «литературоведов», «лингвистов», «художников», «артистов», «читателей», «режиссера», «историографа». Каждая группа выскажет свое мнение и мы примем решение.

Итак, тема нашего совета – Путь к нравственным истокам. Давайте откроем для себя тот путь к нравственным истокам, к которым призывает нас автор. С понятием «нравственность» мы с вами уже знакомы, а как вы понимаете слово «исток», и именно нравственный исток? (Предполагаемые ответы: Исток – начало, начало реки, ручья, начало жизни человека, начало всего прекрасного в душе человека. Сверяем по словарю Ожегова.) А как зарождается это прекрасное, что должен человек получить в начале жизненного пути, сохранить и пронести по жизни, делясь с другими?

Назовите эти истоки:

добро

любовь

культура

язык

душа

— Чтобы понять само произведение, обратимся к биографии писателя. Послушаем биографов.

— Мы узнали много интересного. Неизменной темой творчества является жизнь простого человека, любовь к природе, нравственные истоки. Эхо детства, доброты слышится во многих произведениях Е. Носова.

— К какому жанру относится это произведение? Назовите характерные особенности этого жанра? Слово литературоведам. (Это рассказ, небольшой объем, рассказ повествует об одном или нескольких событиях в жизни человека).

— «Лоскутное одеяло». Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа? Как думают читатели?

(Дом, история, память, тепло, бабушка, золотые руки, бережливость)

— Соответствует ли название сюжету?

Мнение литературоведов: У бабушки Варвары Ионовны было лоскутное одеяло. Шилось оно из лоскутков материи. Каждый косячок – отдельная история семьи. Дом держится на мудрости бабушки и трудолюбии. По вечерам, перед сном, Варвара Ионовна рассказывает внуку эпизоды из своей жизни.

— Когда происходит действие? Ответ.

(Начало 30-х годов 20 века). Какой была деревня в этот период нашей истории?

Слово художникам. (Мы приглашаем вас на заочную экскурсию по деревенской улице. Ряд деревянных домов…огороды…Мирно пасутся кони на лугу…На своих рисунках мы изобразили внешний и внутренний вид деревенской избы, дворовые постройки. Слово «изба» произошло из древнерусского – истьба, истоба…Далее ученик подробно рассказывает о названии углов в деревенской избе…Делает вывод: Крестьяне дорожили своим домом. Ведь дом – символ прочности семьи. Он подчеркивает связь человека с вековым укладом и традициями своего народа)

— И каково ваше мнение по поводу публикации?

(Я считаю, что рассказ надо печатать, так как из него мы узнаем о страницах нашей истории, как жили люди в прошлом. Создается впечатление, что мы побывали в крестьянской избе, узнали особенности быта и традиции русской деревни. Наши рисунки могут служить иллюстрациями к книге.)

— Прочитайте начало рассказа? Что оно напоминает?

(«Было одеяло», «шивала нехитрые обновы», я думаю это похоже на начало русских сказок, легенд. Из маленьких кусочков материи получается чудо, нужная вещь. Одеяло хранит частицу тепла бабушкиных заботливых рук. Начало рассказа приглашает нас к задушевному общению, придает словам особую выразительность. От первых строчек уже веет теплом и уютом. Человеку, умеющему шить лоскутное одеяло, необходимо трудолюбие, фантазия, бережливость)

— Так о чем же рассказ? Определим тему. Как думают литературоведы?

(Тема памяти, истории прошлого семьи, нашей страны, народных ремесел, обычаев, благодарности близкому человеку)

-Всегда ли мы внимательны к близким? Давайте подумаем, как складываются отношения детей и взрослых? О взаимоотношениях взрослых и детей мы не раз говорили на уроках. В каких произведениях? (Астафьев «Конь с розовой гривой», «Детство» М. Горького, Л. Толстой «Детство», Бунин «Цифры»)

— Как эта тема отражается в композиции нашего рассказа?

(У бабушки и внука полное доверие и взаимопонимание. Повествование ведется от первого лица. Происходящее показано глазами ребенка. Внук любит и жалеет бабушку. Как важно, что есть человек, с которым можно поделиться секретом, получить совет, прощение)

— Давайте послушаем диалог героев. Помогут нам артисты.

Инсценировка.

— Каково ваше мнение по поводу публикации?

(Мы думаем, что печатать надо обязательно. Несмотря на простой, казалось бы, сюжет, писатель сумел показать важные проблемы: любовь к родному краю, своей семье, языку. За будничным эпизодом жизни – яркое воспоминание детства, красота окружающего мира. Играть роли нам было интересно. Можно по рассказу поставить фильм.)

Мнение режиссера. Представьте, каким мог быть фильм?

(Я думаю, что фильм можно создать. Первые кадры – на фоне музыки – пейзажные зарисовки, деревенская улица, дом, интерьер дома, русская печь, предметы старины (крупным планом). Кадры – где хлопочет бабушка, приготовление ко сну. Центральные кадры – рассказ Варвары Ионовны по лоскуткам о истории семьи, эпизоды из ее молодости, где она красивая, молодая с пшеничной косой. Возвращение деда с войны. Фильм должен получиться добрым и лиричным. Он понравиться зрителю.)

— А какие факты истории обнаружили из рассказа бабушки историографы?

(Мы узнали, что происходит действие, где живет семья – «Сеймская вода…» События происходят на родине писателя (река Сейм, Курской области). Мы догадываемся, что пришлось пережить семье – служили у богатых, белые чуть не зарубили деда – господский хомут кто-то подложил в амбар. Узнаем знакомые даты истории нашей страны, обычаи. Вот некоторые:

  1. праздник Троица (покупка обнов, ситца).

  2. «Лоскуток от дедушкиной рубахи» — напоминание об империалистической войне (1914-1918 гг.)

  3. «Царя спихнули» — революция началась – 1917 г. (комитет, Питер, Зимний, белые – эти слова подтверждают реальные исторические факты).

  4. Смерть дочки – скорее всего в голодный неурожайный год – 1926 г.

Можно сказать, бабушка дает внуку бесценные уроки истории, пережитые ею самой. Воспринимаются они проще, проникновеннее. Мы делаем вывод, многое пришлось пережить людям в начале XX столетия.

— Трудная судьба русского человека. Но вопреки трагическим эпизодам истории, он сохранил свои национальные традиции, родную речь. «Так докуда мы дочитали нашу книгу? – одна фраза. Но она помогает много понять. Послушаем лингвистов. Каковы особенности речи бабушки и зачем автор использует именно такую лексику? Каков язык рассказа? Ваши наблюдения.

(Рассказ читается поначалу трудно, так как много диалектных слов, выражений, старославянизмов. Но когда находишь в словаре значение слов, узнаешь их толкование, текст становится понятным: вязенка – теплый платок, косяки – лоскутки, печурка – углубление в печи для просушки вещей, припечек – часть печки, подставка, торопко – быстро, застя – заслонив, каганец – самодельное освещение. Слова помогают представить нам деревенский мир. Они создают ощущение простоты и покоя. Как весточки из прошлого они делают рассказ достовернее и выразительнее, передают мудрость бабушки.

Много ярких эпитетов: веселое полотнище, робкий огонек, родной шепот, золоченая рама и другие.

Сравнения — Огонек как тыквенное семечко

волосы, как пшеничная краса

ситец, словно майский луг.

Эти художественные средства помогают понять, что несмотря на трудности, русский человек сохранил радость жизни. Внук замечает “хлопотливость» бабушки (фразеологизмы «на ногах с первыми петухами», «всякая всячина»). Множество глаголов – действий – споласкивает, ставит, накрывает, разбирает…

Сравнение – рука (тонкая, как клеть; темная, словно из корья) уменьшительно-ласкательный суффикс – получедая косица – передают сочувствие и жалость к бабушке.

Все лексические приемы помогают передавать состояние, характер бабушки. Она старенькая, много пережившая. Это вызывает и наше сочувствие и сопереживание. Доброта бабушки выражается через обращение «внучек мой», про деда говорит «сердешный».

Речь Варвары Ионовны мелодичная, певучая, журчащая, как родниковая вода. Особое отношение главной героини к богу, автор передает при помощи старославянизмов: вопрошает, осенив, истово, щепоть, склоненно.

Выражение — Не приведи Господь

— Царица Небесная – передают состояние души, подчеркивают, что живет она по христианским законам, помогают понять особое отношение к семейным святым обычаям. Символичен жест: молится сама перед иконой, 3 раза осеняя крестом, «а заодно и меня перекрестив». Он объединяет и символизирует единство прошлого, настоящего и будущего.

— Кончается день, кончается задушевный разговор (не навсегда), «опускает на колени и разрушает одеяльный погребок…»Завтра еще чего вспомним…

— Почему рассказ не закончен?

— За героями встает автор. Обратимся к эпиграфу. Любовь к родному краю, к родной культуре начинается с малого – с любви к своей семье.

— К чему же призывает автор? (Любить родных, знать историю, беречь язык)

— Итак, все группы высказали свое мнение. Решение нашего совета – печатать рассказ.

— Какой будет обложка, титульный лист? Посмотрим эскизы художников.

— Подведение итогов урока.

-Рефлексия.

Домашнее задание.

  1. Продолжить рассказ.

  2. Написать историю своей бабушки.

  3. Написать письмо автору о впечатлениях от рассказа

  • О чем заставляет задуматься рассказ недоросль
  • О чем заставляет задуматься рассказ матренин двор
  • О чем заставляет задуматься рассказ гранатовый браслет
  • О чем заставляет задуматься рассказ вечер на бивуаке
  • О чем заставляет задуматься рассказ бунина холодная осень