О чем заставляет задуматься рассказ соня татьяны толстой

Т.Н. Толстая занимает значимое место в современном литературном процессе. Это один из самых ярких авторов нового поколения. Толстая – представитель такого литературного направления, как постмодернизм. Рассказ «Соня» написан именно в постмодернистской традиции. Чтобы доказать это, нужно проанализировать композицию и идейно-тематическое содержание рассказа.

  В первую очередь нужно обратить внимание на композицию рассказа. Рассказ начинается с рассуждений автора о времени. Что остается после человека? Для чего он живет? Над этими вопросами Толстая предлагает задуматься читателю. Затем повествование ведет очевидец. Писательница не боится доверить рассказ о жизни героинь другому человеку, не боится, что мы, читатели, поймем все неправильно. Это характерная черта постмодернизма. В таких случаях говорят: «автор умер». Только в конце рассказа автор появляется снова (разговор Толстой и Ады).

  Также необходимо обратить внимание на временное пространство рассказа.

На четырех страницах Толстая сумела рассказать о судьбах двух женщин.

Так лаконично и точно писать о судьбах своих героев умел только А.П. Чехов. Убедиться в этом можно, прочитав рассказы «Ионыч», «Крыжовник», «О любви».

  Теперь обратимся к идейно-тематическому содержанию. Главные героини рассказа – Соня и Ада. В процессе создания женских образов Толстая использует множество художественных средств.

Образ Сони построен на антитезе. Ее непривлекательная внешность противопоставлена богатому духовному миру. Имя героини выбрано не случайно. У читателя сразу же возникают ассоциации с Сонечкой Мармеладовой. Главные черты Сони – бескорыстие, готовность к самопожертвованию: у Сони наивная, детская душа. Образ Сони Мармеладовой прекрасно проецируется на героиню Т.Н. Толстой.

В рассказе есть еще одна реминисценция творчества Ф.М. Достоевского: герой романа «Идиот» князь Мышкин и Соня Толстой. Князя Мышкина, идеального человека, окружающие считают идиотом; Соню, чистую, искреннюю девушку, называют «дурой». Ничего не изменилось со времен Ф.М. Достоевского. Искренность, доброту, наивность, бескорыстие принимают за «идиотизм», а человека, обладающего такими качествами, называют «идиотом».

  Соня была бескорыстным человеком. Люди это знали и пользовались ею.

Уезжая в отпуск, уходя в театр, детей оставляли с Соней, зная, что, вернувшись, они найдут все в отличном состоянии. Соня прекрасно готовила, и это служило поводом для шуток ее знакомых. «А я вот просто в восторге от ваших бараньих мозгов!» — говорила Ада, а Соня поправляла: «Это телячьи».

Характеризуя Соню, Толстая использует множество метафор. Самая яркая из них – «кристалл Сониной глупости засверкал иными гранями». Соня часто ставила людей в неловкое положение.  «Я вас видела в филармонии с какой-то красивой дамой: интересно, кто это?» — спрашивала Соня у мужчины в присутствии его жены. С одной стороны, все это характеризует ее как наивного, непрактичного человека. Но Соня не понимает, что допускает оплошность, потому что она сама никого не обманывает, никому не изменяет и не попадает в такие ситуации.

  Соня готова на все ради любимого. Она расстается с единственным своим сокровищем – эмалевым голубком. Почувствовав, что Николай в беде, Соня бредет по улицам блокадного Ленинграда; она несет ему баночку томатного сока: «сока там было ровно на одну жизнь». Она спасает жизнь Аде-Николаю, жертвуя своей жизнью.

  Вторая героиня рассказа – Ада. Это полная противоположность Соне. Врезается в память точное сравнение, яркая характеристика – «по-змеиному».

Ада и внешне, и внутренне напоминает змею: «острая, худая, по-змеиному элегантная». Ада была в своей лучшей форме: «фигурка прелестная, лицо смуглое с темно-розовым румянцем, в теннис она первая, на байдарке первая, все ей смотрели в рот». У Ады было много поклонников. Однажды она тоже попала в неловкое положение из-за Сони и решила ей отомстить. Для Сони был придуман тайный поклонник Николай, обремененный женой и тремя детьми, поселенный для переписки в квартиру Адиного отца. Раз в месяц Ада от лица Николая писала Соне любовные письма, а Соня, не подозревая о розыгрыше, поверила и всем серцем полюбила несуществующего Николая. В этом и заключался «адский планчик». Со временем сообщникам Ады надоела эта затея, только Ада не бросала начатое. Началась война. Ни Соня, ни Ада не успели эвакуироваться. «И две женщины на двух концах Ленинграда, одна со злобой, другая с любовью, строчили друг другу письма о том, кого никогда не существовало».

  Ада похоронила отца, брата. «Она съела все, что было можно. Сварила кожаные туфли, пила горячий бульон из обоев». Эти художественные детали погружают нас в атмосферу блокадного Ленинграда, помогают нам почувствовать все ужасы и лишения этого периода. Ведь это не гипербола, а реалии жизни в блокаде.

  Ада сожгла письма Сони, они «согрели ее скрюченные, окоченевшие пальцы». Благодаря Соне, ее баночке томатного сока, Ада выжила. Сейчас она восьмидесятилетняя старуха, которая не хочет слышать слова «отдайте». Кому нужна ее жизнь? Она умрет, и никто не вспомнит о ней, не скажет доброго слова.

  В чем же смысл жизни? Как отвечает на вечный вопрос Т.Н.Толстая? В любви, доброте, искренности, и не только любви мужчины к женщине, но и к детям, родным и близким. Символом любви, искренности, бескорыстия в рассказе является брошка Сони – «белый эмалевый голубок». У Ады не поднялась рука бросить в огонь голубка, «ведь голубков огонь не берет». Всегда на земле будут жить любовь и доброта, поэтому и в 19 веке, и в 20 веке, и во всех последующих останется «вечная Сонечка».

  Если говорить о моем отношении к «Соне», то рассказ оставил неизгладимое впечатление. Будучи современным писателем, Толстая возвращает нас к классической русской литературе, ее ценностям. Язык Татьяны Никитичны своеобразен, способствует возникновению самых разнообразных ассоциаций у читателя.

  У меня возникло желание более подробно познакомиться с творчеством писательницы, да и с литературой постмодернизма вообще. Постмодернисты «играют» с читателем. Разве литературная игра может оставить думающего человека равнодушным?

Длина
жизни измеряется  не числом

прожитых
дней, а тем, чем эти дни

были
наполнены, количеством

тех
прекрасных минут,

в
которые действительно

чувствуешь
себя счастливым.

Тришина
К.

 Рассказ «Соня» произвел на меня сильное
впечатление. Во-первых, потому, что написан от  третьего лица, человека, совершенно
постороннего, наблюдателя, который смотрит со стороны на все происходящее, без
оценивания, просто передает то, что услышал. Такой прием придает достоверность
всему повествованию, таким образом, утверждается истинность ценностей,
основанных на опыте человека, прожившего почти век: с
Соней мы знакомимся со слов старой женщины, Ады
Адольфовны, которая рассказывает о жизни до войны (Ада Адольфовна прошла войну
и блокаду).

Во-вторых,
можно сразу обратить внимание на то, что язык рассказа насыщен тропами и
фигурами речи: метафорами («стыло бульонное озерцо»), сравнениями («истуканом сидела в торце длинного накрахмаленно­го стола»,
«Влюбилась так, что только отта­скивай»)
, необычными эпитетами («лежала
праздная ложка», «Сонины лошадиные черты»,
«нарядно бессмертная»), каждая новая мысль-предложение основано на инверсии («Было
ли у неё счастье?», «не мешайте, дураки!»), синтаксические конструкции
разговорного стиля («Год шел что-нибудь тридцать
третий», «И вот надо же — жизнь устраивает такие штуки!»).
Рассказ
построен на антитезе, проявляющейся на разных уровнях: пространственном (небо –
квартира), временном: время в рассказе организованно очень плотно и четко (жизнь
до войны  противопоставляется жизни
военной). Даже внешность Сони противоречива: «Грудь
впалая, ноги такие толстые — будто от другого человеческого комплекта»;

тонкая натура, но одевается безвкусно: «ог­ромный
висячий бант блузки торчит из твердых створок костюма, и рукава всегда слишком
длин­ные»
. Несоответствие облика и личностных качеств и Сони
(непривлекательная внешне, Соня наделена добрым и покладистым характером), и
героев из компании (привлекательные негодяи, способные на подлость), Соня
противопоставляется всей компании.

С
самых первых строк рассказа мы понимаем, что рассказ печален, серьезен и даже
грустен: «Жил человек – и нет его. Только имя осталось…»

Автор
знакомит нас с компанией людей, в целом считающихся приятными, образованными,
интеллигентными. Сами себя эти люди считают
интеллектуалами, здесь есть и писатели, и авторы научных монографий: «И сколько
было действительно интересных, по-настоящему содержательных людей, оставивших
концертные записки, книги, монографии по искусству». Но читателя настораживают
несоответствия в описании этих людей: Лев Адольфович
– «негодяй в сущности, но умнейший человек и в чем-то миляга», сестра Льва
Адольфовича, Ада – «женщина острая, худая, по-змеиному элегантная».

Имена главных героев говорящие: Ада Адольфовна, Лев Адольфович — намек на
хищников, ад, фашистов – все это вместилось в этих людей, а ведь они считаются
образованными, умными, «милейшими»!

Неизвестно,
каким образом Соня попала в эту компанию, откуда она появилась, но сразу же
стала объектом насмешек «милейших» людей: «А Ада
сладким
голоском говорила: «А я вот в восторге
от ваших ба­раньих мозгов!» — «Это телячьи», — не понимала Соня, улыбаясь. И
все радовались: ну не прелесть ли?!»
Соня все время находится в центре
конфликта, с идеями и мыслями,  которые
идут вразрез с общественными (ее одежда, манера поведения: «А на свадьбе от
Сониных тостов веяло вчерашней кутьей с гробовыми мармеладками»). При помощи
овеществления автор показывает, что люди, окружающие Соню, «используют» её в
своих целях, как нужную вещь, но при этом подсмеиваются над ней, считают, что
она некрасива («голова как у лошади Пржевальского»), глупа («Соня была дура»),
снашивает туфли набок и не умеет одеваться. Но у Сони обнаруживаются
необыкновенно полезные для общества качества: хорошо готовит, на нее можно
оставить детей и квартиру.

Но
мы понимаем, что она – своего рода резонер из классической драмы. Соня
раскрывает двуличие «милейших» людей, ее устами, словно устами младенца,
«глаголет истина». А в той компании, куда попала Соня людям вообще не приходит
в голову, что можно быть честным, искренним человеком, это не укладывается в их
рамки «настоящей жизни». Но время все расставляет по местам. Где они, эти
блестящие, остроумные интеллектуалы? Их нет… Канули в небытие… Смыты
временем. А Соня-то есть. Да и дурочкой ее нельзя назвать, мы узнаем, что она
работает в музее, следовательно, у нее есть образование, она разбирается в
искусстве, истории. Приговор «дура» ей выносят из-за того, что она не умеет
лицемерить и подстраиваться под окружающих ее людей в угоду их «моральным
нормам». Соня, с их точки зрения, – дура, потому что такого человека, неравнодушного,
по-детски наивного, порядочного (она ничего не брала, а все отдавала
бескорыстно и любя: «по­слала ему, …свое единственное
украшение: белого эмалевого голубка
») – 
встретишь крайне редко. Поэтому и глупость ее чиста — «кристалл Сониной
души».

Несмотря
на то, что Соня наивный и скучный человек, она «романтична и по-своему
возвышенна». В этой фразе мы видим отношение автора к Соне: в ней и симпатия, и
ирония одновременно. С помощью иронии автор, в том числе, помогает понять
фальшивое прожигание жизни  всего
элитного общества («Какие судьбы! О каждом можно говорить без конца»), их
внутреннюю пустоту, противопоставленную крайне редкому в этом обществе качеству
Сони – бескорыстному служению людям. Она, как и положено появляться
романтическому герою, появляется ниоткуда: «…неизвестно, кто были ее родители,
какой она была в детстве, где жила и что делала до того дня, когда вышла на
свет из неопределенности и села дожидаться перцу в солнечной, нарядной
столовой». К тому же, Соня по своим моральным, личностным качествам выше
окружающих ее людей: она умеет любить, бескорыстна, честна. Но у Сони есть и недостатки
– она не имеет сильного характера и  веры
в себя. Автор показывает свое отношение к Соне через отношение к ней детей: дети,
как известно, очень тонко чувствуют душу человека, не умеют лгать. Они любят Соню
и искренне огорчаются, когда Соню «перебрасывают» в другую семью. Именно дети
по-настоящему ценят Соню, и она тоже рада им.

Несмотря
на все ее недостатки, о которых все время напоминала Ада, Соня оказывается
высоко моральным  и глубоко нравственным
человеком. Она смогла вынести все издевательства над собою, не унижаясь, смогла
не уронить достоинство.

Ада
Адольфовна никак не могла найти применение собственным способностям, но, наконец,
нашла способ насолить Соне — придумала любовь «по переписке» (реминисценция
к романам в эпистолярном жанре: «Гранатовый браслет» Куприна А.И.) Письма играют
большую роль и имеют определенную ценность, в конце повествования из-за них
даже разгорается спор. У Сони появляется выдуманный Адой Адольфовной влюбленный
по имени Николай, «обремененный семьей и тремя детьми и страстно влюбленный в
Соню». «Переписка была бурной с обеих сторон. Соня, дура, клюнула сразу.
Влюбилась так, что только оттаскивай. Пришлось слегка сдержать ее пыл: Николай
писал примерно одно письмо в месяц, притормаживая Соню». Героиня самоотверженно
пронесла любовь через всю войну и блокаду. «В блокадный зимний день она,
несмотря на слабость и холод, побрела по адресу Николая (адресу отца Ады
Адольфовны), принесла «ему» баночку довоенного томатного сока: «сока там было
ровно на одну жизнь». Она спасла любимого человека (судьба распорядилась так,
что Соня спасает не заслужившую баночку с томатным соком Аду), отдав ему
последнее, что у нее было.

Я
думаю, что дело не в том, был ли реален человек, которого она любила, или нет,
дело в том, что она могла любить – это и есть настоящее счастье! И мне жаль,
что в жизни Сони не было человека, оценившего ее по достоинству. Таким образом,
основная идея этого рассказа – любовь, способная на подвиг.

Я
считаю,  Татьяна Толстая поднимает также
проблему маленького человека.

Автор
раскрывает перед нами человеческие образы и характеры обычных людей,
старающихся прожить жизнь как можно лучше, веселее. Но наша жизнь по сути своей
прекрасна, ее не надо ни приукрашать, ни перекрашивать. Не надо притворяться
человеком, надо быть им. Наша жизнь – бесценный подарок, а истинны в ней только
те ценности, которые мы создаем сами, своими руками и своей душой: любовь,
семья, дети, дом, работа. Все это и есть смысл существования человека. Рассказ  о жизни Сони заканчивается так же, как и
начинался: «Жил человек – и нет его» –  это
кольцевая композиция, –  как будто
напоминая нам о том, что ничто не вечно и никто не вечен, и что все
возвращается на круги своя.  Парадоксально,
но именно скучная, некрасивая, неинтересная Соня по прошествии времени
признается самым счастливым человеком: «Уж что-что, а счастье у нее было». Соня
оказалась самой счастливой потому, что верила в любовь. Жизнь скрыла от нее
пошлую правду, и она умерла умиротворенной. Т. Толстая говорит нам, что это
есть истинная, вечная ценность человеческого существования: «Ведь голубков
огонь не берет».

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Толстая Т. / Соня / Анализ рассказа Т. Толстой «Соня»

Анализ рассказа Т. Толстой «Соня»

    За именем Соня прочно закреплены несколько образов, неизменно встающих перед глазами, едва услышишь эти звуки. Сначала вспоминаешь человека медлительного, спящего «в одном ботинке», отстающего от жизни или же просто любящего поваляться. Затем мелькает Соня Гурвич – одна из пяти погибших девушек-зенитчиц, хрупкая, с завитыми кудрями и неудержимой любовью к поэзии, так тихо и незаметно убитая на тихой заре в лесу. Потом – Сонечка Мармеладова, персонаж, известный даже тем, кто по тем или иным обстоятельствам не читал романа Достоевского. Она – символ самопожертвования, и при этом в ней много детского: в жестах, мыслях.

    В этом Соня Татьяны Толстой кажется списанной с героини «Преступления и наказания». Соня – отчасти ребенок, Божий дар. И дети ее так любят, ведь она близка к ним своей непосредственностью и наивностью. Соня – голубок, птица – символ свободы, невинности и души. Да, птичка глуповатая, если не сказать просто – дурная (особенно, когда мечется прямо под ногами прохожих), красоты весьма сомнительной, но зато – она добрая. И этой добротой не забывают пользоваться все и вся: то с детьми, посидеть, то приготовить срочно что-то, то просто развлечься и самоутвердиться за ее счет. С точки зрения Раскольникова (опять здравствуй, «Преступление и наказание») пользование такими Сонечками – знак неблагополучия мира. Это, по сути, и является авторской позицией.

    Ада – полный антипод Сони. Сравнение со змеей показывает, что она довольно красива, изящна, изменчива, хитра и опасна. Совершенно противоположное отношение к ней общества выражено в словах рассказчика. О Соне: «Что о ней еще можно сказать?» и про Аду: «Жаль, что вы не знали ее… интересная женщина». Конечно, что может интересовать в судьбе дурочки Сони? Судьбы «сильных мира сего» значительно важнее… Имя Ады Адольфовны выбрано, как и Сонино, совсем не случайно. Во-первых, негативно звучащее для любого, пожалуй, читателя отчество. Уже само по себе оно явно намекает, что Ада – персонаж скорее отрицательный. Во-вторых, сильнее показывается разница между героинями рассказа: «Адольф» значит «благородный волк», и Ада – достойная, элегантная. А Соня (мудрой Софией ее никто не называет) – ну что Соня? Он и в Африке – Соня. Наконец, слух цепляет жутко звучащее сочетание: Ада Адольфовна. Недаром Лев Адольфович, брат Ады, называет шутку «адским планчиком», в имени геенна огненная встречается аж дважды. К Соне же относится доброта, любовь к детям, сама того не зная, она выполнила завет «Возлюби врага своего» — все это ассоциируется с Иисусом. Теперь сюжет рассказа, открывшись в новом свете, перерастает, как мне кажется, в традиционную борьбу добра и зла, света и тьмы, Сони и Ады.

    Но…

    Помните, А.П. Чехов в «Смерти чиновника» писал о слове «вдруг»? пожалуй, «но» не менее внезапно возникает, мешает все карты и заставляет как следует задуматься.

    Ада чувствует, что «сама стала немного Николаем». И вместе со стилем письма, со внешностью Ада обретает те же чувства, которыми проникался выдуманный Николай. Что-то же, некоторая человечность или снисходительность, удержало Аду от «умертвления» Николая, когда она поняла, насколько Соня любит его. А значит, и в Аде есть хорошее.

    Соня увидела в ней Николая – под мужскими пальто, «с черным страшным лицом, с запекшимися губами». И Соня сдержала клятву, которую дала вместе с присланным голубком: за Николая она отдала свою жизнь – ты баночку сока, которой можно было спасти лишь одного. За ним она пошла на край света – на другой конец Ленинграда, что во время бомбежек для еле живой от голода женщины было сродни целому миру.

    Они были врагами. Соня «опустилась на колена» перед Адой, словно поверженный враг, но при этом любила ее, ведь Николаем была Ада. Возлюби врага своего… И на камее Ады через десятки лет изображен упавший враг. Однако, вероятно, не понимая того, Ада стала счастьем Сони. Еще одно значение имени Ада – украшение. Жизнь Сони была украшена той, которая так старалась, так мечтала наказать ее. Вот тоже – странное слово. Не отомстить, не разыграть – наказать. Не совсем понятно, за что – да и повод, скорее всего, забылся почти сразу. Но (опять но!) ничего не проходит бесследно. Наказание возвращается Аде в виде шипящей змеи (жены внука), какой когда-то была она сама, в виде еще одного круга бессмысленной жизни. К тому же Ада парализована, как когда-то был, по воле писательницы, Николай.

    Камея, которую носит Ада Адольфовна годы спустя, очень символична. Она приколота к горлу, через которое Аде поступила спасительная жидкость. Жидкость – томатный сок – красная, похожа на кровь. На камее кто-то кого-то убивает – и Ада убила Соню за счет сохранения собственной жизни. Наверное, эта камея не дает покоя Аде, напоминая не только о роковом дне, но и об эмалевом белом голубке, который всегда был на груди у Сонечки.

    Солженицын писал: «Не стоит село без праведника». Соня – праведница. С этим определением нужно вспомнить однокоренное слово: такие Сонечки оправдывают наше существование. Да и вообще всю земную жизнь. Потому и голубки не горят. И даже Ада должна была,- в любом случае, хоть на пороге смерти, — вынуть белого голубка, вынуть из всепожирающего пламени воспоминания и единственные добрые чувства, которые она, пускай лишь в роли Николая, когда-либо испытывала.

Добавил: LoveLearning

86458 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстая Т. / Соня / Анализ рассказа Т. Толстой «Соня»

Рассказ «Соня» произвел на меня сильное впечатление. Во-первых, потому, что написан от третьего лица, человека, совершенно постороннего, наблюдателя, который смотрит со стороны на все происходящее, без оценивания, просто передает то, что услышал. Такой прием придает достоверность всему повествованию, таким образом, утверждается истинность ценностей, основанных на опыте человека, прожившего почти век: с Соней мы знакомимся со слов старой женщины, Ады Адольфовны, которая рассказывает о жизни до войны (Ада Адольфовна прошла войну и блокаду).

Во-вторых, можно сразу обратить внимание на то, что язык рассказа насыщен тропами и фигурами речи: метафорами («стыло бульонное озерцо»), сравнениями («истуканом сидела в торце длинного накрахмаленного стола», «Влюбилась так, что только оттаскивай»), необычными эпитетами («лежала праздная ложка», «Сонины лошадиные черты», «нарядно бессмертная»), каждая новая мысль-предложение основано на инверсии («Было ли у неё счастье?», «не мешайте, дураки!»), синтаксические конструкции разговорного стиля («Год шел что-нибудь тридцать третий», «И вот надо же — жизнь устраивает такие штуки!»). Рассказ построен на антитезе, проявляющейся на разных уровнях: пространственном (небо – квартира), временном: время в рассказе организованно очень плотно и четко (жизнь до войны противопоставляется жизни военной). Даже внешность Сони противоречива: «Грудь впалая, ноги такие толстые — будто от другого человеческого комплекта»; тонкая натура, но одевается безвкусно: «огромный висячий бант блузки торчит из твердых створок костюма, и рукава всегда слишком длинные». Несоответствие облика и личностных качеств и Сони (непривлекательная внешне, Соня наделена добрым и покладистым характером), и героев из компании (привлекательные негодяи, способные на подлость), Соня противопоставляется всей компании.

С самых первых строк рассказа мы понимаем, что рассказ печален, серьезен и даже грустен: «Жил человек – и нет его. Только имя осталось»

Автор знакомит нас с компанией людей, в целом считающихся приятными, образованными, интеллигентными. Сами себя эти люди считают интеллектуалами, здесь есть и писатели, и авторы научных монографий: «И сколько было действительно интересных, по-настоящему содержательных людей, оставивших концертные записки, книги, монографии по искусству». Но читателя настораживают несоответствия в описании этих людей: Лев Адольфович – «негодяй в сущности, но умнейший человек и в чем-то миляга», сестра Льва Адольфовича, Ада – «женщина острая, худая, по-змеиному элегантная». Имена главных героев говорящие: Ада Адольфовна, Лев Адольфович — намек на хищников, ад, фашистов – все это вместилось в этих людей, а ведь они считаются образованными, умными, «милейшими»!

Неизвестно, каким образом Соня попала в эту компанию, откуда она появилась, но сразу же стала объектом насмешек «милейших» людей: «А Ада сладким голоском говорила: «А я вот в восторге от ваших бараньих мозгов!» — «Это телячьи», — не понимала Соня, улыбаясь. И все радовались: ну не прелесть ли?!» Соня все время находится в центре конфликта, с идеями и мыслями, которые идут вразрез с общественными (ее одежда, манера поведения: «А на свадьбе от Сониных тостов веяло вчерашней кутьей с гробовыми мармеладками»). При помощи овеществления автор показывает, что люди, окружающие Соню, «используют» её в своих целях, как нужную вещь, но при этом подсмеиваются над ней, считают, что она некрасива («голова как у лошади Пржевальского»), глупа («Соня была дура»), снашивает туфли набок и не умеет одеваться. Но у Сони обнаруживаются необыкновенно полезные для общества качества: хорошо готовит, на нее можно оставить детей и квартиру.

Но мы понимаем, что она – своего рода резонер из классической драмы. Соня раскрывает двуличие «милейших» людей, ее устами, словно устами младенца, «глаголет истина». А в той компании, куда попала Соня людям вообще не приходит в голову, что можно быть честным, искренним человеком, это не укладывается в их рамки «настоящей жизни». Но время все расставляет по местам. Где они, эти блестящие, остроумные интеллектуалы? Их нет. Канули в небытие Смыты временем. А Соня-то есть. Да и дурочкой ее нельзя назвать, мы узнаем, что она работает в музее, следовательно, у нее есть образование, она разбирается в искусстве, истории. Приговор «дура» ей выносят из-за того, что она не умеет лицемерить и подстраиваться под окружающих ее людей в угоду их «моральным нормам». Соня, с их точки зрения, – дура, потому что такого человека, неравнодушного, по-детски наивного, порядочного (она ничего не брала, а все отдавала бескорыстно и любя: «послала ему, свое единственное украшение: белого эмалевого голубка») – встретишь крайне редко. Поэтому и глупость ее чиста — «кристалл Сониной души».

Несмотря на то, что Соня наивный и скучный человек, она «романтична и по-своему возвышенна». В этой фразе мы видим отношение автора к Соне: в ней и симпатия, и ирония одновременно. С помощью иронии автор, в том числе, помогает понять фальшивое прожигание жизни всего элитного общества («Какие судьбы! О каждом можно говорить без конца»), их внутреннюю пустоту, противопоставленную крайне редкому в этом обществе качеству Сони – бескорыстному служению людям. Она, как и положено появляться романтическому герою, появляется ниоткуда: «неизвестно, кто были ее родители, какой она была в детстве, где жила и что делала до того дня, когда вышла на свет из неопределенности и села дожидаться перцу в солнечной, нарядной столовой». К тому же, Соня по своим моральным, личностным качествам выше окружающих ее людей: она умеет любить, бескорыстна, честна. Но у Сони есть и недостатки – она не имеет сильного характера и веры в себя. Автор показывает свое отношение к Соне через отношение к ней детей: дети, как известно, очень тонко чувствуют душу человека, не умеют лгать. Они любят Соню и искренне огорчаются, когда Соню «перебрасывают» в другую семью. Именно дети по-настоящему ценят Соню, и она тоже рада им.

Несмотря на все ее недостатки, о которых все время напоминала Ада, Соня оказывается высоко моральным и глубоко нравственным человеком. Она смогла вынести все издевательства над собою, не унижаясь, смогла не уронить достоинство.

Ада Адольфовна никак не могла найти применение собственным способностям, но, наконец, нашла способ насолить Соне — придумала любовь «по переписке» (реминисценция к романам в эпистолярном жанре: «Гранатовый браслет» Куприна А. И. ) Письма играют большую роль и имеют определенную ценность, в конце повествования из-за них даже разгорается спор. У Сони появляется выдуманный Адой Адольфовной влюбленный по имени Николай, «обремененный семьей и тремя детьми и страстно влюбленный в Соню». «Переписка была бурной с обеих сторон. Соня, дура, клюнула сразу. Влюбилась так, что только оттаскивай. Пришлось слегка сдержать ее пыл: Николай писал примерно одно письмо в месяц, притормаживая Соню». Героиня самоотверженно пронесла любовь через всю войну и блокаду. «В блокадный зимний день она, несмотря на слабость и холод, побрела по адресу Николая (адресу отца Ады Адольфовны), принесла «ему» баночку довоенного томатного сока: «сока там было ровно на одну жизнь». Она спасла любимого человека (судьба распорядилась так, что Соня спасает не заслужившую баночку с томатным соком Аду), отдав ему последнее, что у нее было.

Я думаю, что дело не в том, был ли реален человек, которого она любила, или нет, дело в том, что она могла любить – это и есть настоящее счастье! И мне жаль, что в жизни Сони не было человека, оценившего ее по достоинству. Таким образом, основная идея этого рассказа – любовь, способная на подвиг.

Я считаю, Татьяна Толстая поднимает также проблему маленького человека.

Автор раскрывает перед нами человеческие образы и характеры обычных людей, старающихся прожить жизнь как можно лучше, веселее. Но наша жизнь по сути своей прекрасна, ее не надо ни приукрашать, ни перекрашивать. Не надо притворяться человеком, надо быть им. Наша жизнь – бесценный подарок, а истинны в ней только те ценности, которые мы создаем сами, своими руками и своей душой: любовь, семья, дети, дом, работа. Все это и есть смысл существования человека. Рассказ о жизни Сони заканчивается так же, как и начинался: «Жил человек – и нет его» – это кольцевая композиция, – как будто напоминая нам о том, что ничто не вечно и никто не вечен, и что все возвращается на круги своя. Парадоксально, но именно скучная, некрасивая, неинтересная Соня по прошествии времени признается самым счастливым человеком: «Уж что-что, а счастье у нее было». Соня оказалась самой счастливой потому, что верила в любовь. Жизнь скрыла от нее пошлую правду, и она умерла умиротворенной. Т. Толстая говорит нам, что это есть истинная, вечная ценность человеческого существования: «Ведь голубков огонь не берет».

  • О чем заставляет задуматься рассказ пушкина дубровский
  • О чем заставляет задуматься рассказ носова лоскутное одеяло
  • О чем заставляет задуматься рассказ недоросль
  • О чем заставляет задуматься рассказ матренин двор
  • О чем заставляет задуматься рассказ гранатовый браслет