О чем заставляет задуматься рассказ вечер на бивуаке

А. А. Бестужев-Марлинский

Вечер на бивуаке

   OCR: Pirat Доп. правка: В. Есаулов, сентябрь 2004

…Едва проглянет день,
Каждый по полю порхает,
Кивер зверски набекрень,
Ментик с вихрями играет.
Конь кипит под седоком,
Сабля свищет — враг валится,
Бой умолк — и вечерком
Снова ковшик шевелится.
Давыдов

   Вдали изредка слышались выстрелы артиллерии, преследовавшей на левом фланге опрокинутого неприятеля, и вечернее небо вспыхивало от них зарницей. Необозримые огни, как звезды, зажглись по полю, и клики солдат, фуражиров, скрып колес, ржание коней одушевляли дымную картину военного стана ***го гусарского полка эскадрону имени подполковника Мечина досталось на аванпосты. Вытянув цепь и приказав кормить лошадей через одну, офицеры расположились вкруг огонька пить чай. После авангардного дела, за круговою чашею, радостно потолковать нераненому о том о сем, похвалить отважных, посмеяться учтивости некоторых перед ядрами. Уже разговор наших аванпостных офицеров приметно редел, когда кирасирский поручик князь Ольский спрыгнул перед ними с коня.

   — Здравствуйте, други.

   — Добро пожаловать, князь! Насилу мы тебя к себе залучили; где пропадал?

   — Спрашиваются ли такие вопросы? Обыкновенно, перед своим взводом, рубил, колол, побеждал, — однако и вы, гусары, сегодня доказали, что не на правом плече ментик носите; объявляю вам мою благодарность. Между прочим, вахмистр! прикажи выводить и покормить моего Донца: он сегодня ничего не кушал кроме порохового дыма.

   — Послушайте-ка, ваше сиятельство…

   — Мое сиятельство ничего не слышит и не слушает, покуда не выпьет глинтвейну, без которого ему ни светло, ни тепло; давайте скорее стакан!

   — Изволь! — сказал ротмистр Струйский. — Но знай, что эта чара заветная: за нее ты должен приплатиться анекдотом.

   — Хоть сотней! За ними дело не станет; я весь слеплен из анекдотов и расскажу вам один из самых свежих, со мной случившихся. За здоровье храбрых, товарищи!

   Как-то недавно у нас не было дни в три ни крошки провианту. Кругом, по милости вашей и казацкой, стало чисто, как в моем кармане, а, на беду, тяжелую конницу фуражировать не пускают. Что делать? Голод тем более умножался, что во французской линии слышалось гармоническое мычанье быков, которое плачевным эхом раздавалось в пустом моем желудке. Рассуждая о суете мирской, лежал я, завернувшись буркою, и грыз сухарь, так заплесневелый, что над ним можно бы было учиться ботанике, так черствый, что его надо было провожать в горло шомполом. Вдруг блеснула во мне пресчастливая мысль. Сейчас же ногу в стремя — и марш.

   «Куда, — спросили меня, — едешь ты на своей бешеной Бьютти?»

   «Куда глаза глядят».

   «Зачем?»

   «Умереть или пообедать!» — отвечал я трагическим голосом, дал шпоры и, показывая вид, будто меня занесла лошадь, пустился птицею и скрылся из глаз изумленных моих товарищей. Они считали меня погибшим. Проскакав русскую цепь, я навязал на палаш платок, который в молодости своей бывал белым, и поехал рысью.

   «Qui vive?» — раздалось с неприятельского пикета.

   «Parlementaire russe!» — отвечал я.

   «Haltela!»

   [«Кто идет?» — «Русский парламентер». — «Остановитесь!» — фр.]

   Ко мне подъехал унтер-офицер с взведенным пистолетом.

   «Зачем вы приехали?»

   «Поговорить с начальником отряда».

   «Для чего же без трубача?»

   «Его убили».

   Мне завязали глаза, повели пешего, и через три минуты я уже по обонянию угадал, что нахожусь подле офицерского шалаша. «Добрый знак! — думал я. — Счастливый как тут к обеду». Снимают повязку — и я очутился в компании полковника и человек осьми конноегерских французских офицеров; малый я не застенчивый.

   «Messieurs! [Господа! — фр.] — сказал я им, поклонясь весьма развязно,

   — я не ел почти три дня и, зная, что у вас всего много, решился, по рыцарскому обычаю, положиться на великодушие неприятелей и ехать к вам на обед в гости. Твердо уверен, что французы не воспользуются этим и не захотят, чтобы я за шутку заплатил вольностью. Да и много ли выиграет Франция, если завладеет конным поручиком, которого все знания и действия очерчиваются концом палаша?»

   Я не обманулся: французам моя выходка понравилась как нельзя больше. Они пропировали со мной до вечера, нагрузили съестным мой чемодан, и мы расстались друзьями, обещая при первой встрече раскроить друг другу голову от чистого сердца.

   — Не из печатного ли это? — спросил, усмехаясь, штабс-ротмистр Ничтович, который слыл в полку за великого критика.

   — Да хотя бы из печатного, — для тебя оно все-таки должно быть новостью! — отвечал Ольский.

   — А после какого дела это случилось?

   — После того самого, где ты ранен был в сапог. Штабс-ротмистр запил пилюлю и напрасно теребил усы, ища ответа на ответ: на этот раз остроумие его осеклось.

   — Не расскажет ли нам чего-нибудь Лидии? — сказал подполковник, обращаясь к молодому офицеру, который в рассеянности курил давно погасшую трубку.

   — Нет, подполковник! Мне нечего рассказывать. Мой роман занимателен для меня одного, потому что обилен только чувствами, а не приключениями. И признаюсь вам: теперь вы разрушили самый великолепный воздушный мой замок. Мне мечталось, что я за отличие уже произведен в штаб-офицеры, что я сорвал «Георгия» с неприятельской пушки, что я возвращаюсь в Москву, украшен ранами и славою; что троюродный мой дядя, который старее Дендерского Зодиака, умирает от радости, и я, богач, бросаюсь к ногам милой, несравненной Александрины!

   — Мечтатель, мечтатель! — сказал Мечин. — Но кто не был им? кто больше меня веровал в верность и в любовь женскую? Я расскажу теперь случай моей жизни, который тебе, милый Лидии, может послужить уроком, если влюбленные могут учиться чужою опытностью, — для вас же примолвлю, друзья мои, что это будет история медальона, о котором я давно обещал вам рассказать. Послушайте!

   Года за два до кампании княжна София S. привлекала к себе все сердца и лорнеты Петербурга: Невский бульвар кипел вздыхателями, когда она прогуливалась; бенефисы были удачны, если она приезжала в театр, и на балах надобно было тесниться, чтобы на нее взглянуть, не говорю уже танцевать с нею. Любопытство заставило меня узнать ее покороче; самолюбие подстрекнуло обратить на себя внимание Софии, а ее любезность, образованный ум и доброта сердца очаровали меня навсегда. Впрочем, говорят, и я верю, что любовь прилетает не иначе, как на крыльях надежды, — я недаром в княжну влюбился. Вы знаете, друзья, что природа влила в меня знойные страсти, которыми увлекаюсь в радости — до восторга, в досадах — до исступленья или отчаяния. Судите ж, каково было мое блаженство при замеченной взаимности! Я забредил идиллиями; мне вообразилось, что одинокая жизнь несносна, тем более что родители Софии смотрели на меня благосклонным взором. Со мною жил тогда первый мой друг, отставной майор Владов, человек с благородными правилами, с пылким характером, по с холодною головою. «Ты дурачишься, — не раз говорил он мне в ответ на мои восторги, — избирая невесту из блестящего круга. У отца княжны более долгов и прихотей, чем денег, а твоего именья ненадолго станет для женщины, привычной к роскоши. Ты скажешь: ее можно перевоспитать на свой образец, ей только семнадцать лет от роду; но зато сколько в ней предрассудков от воспитания! Все возможно с любовью! — твердишь ты, но кто ж уверит тебя, что княжна вздыхает от любви, а не от узкого корсета, что она глядит в глаза твои для тебя, а не для того, чтоб глядеться в них самой? Поверь мне, что в ту минуту, когда она так нежно рассуждает об умеренности, о счастии домашней жизни, мысли ее стремятся уже к дамскому току или к карете с белыми колесами, в которой блеснет она в Екатерингофе, или к новой шали, для показа которой тебя затаскают по скучным визитам. Друг! я знаю твое раздражительное от самых безделок сердце и в княжне вижу прелестную, прелюбезную женщину, но женщину, которая любит жить в свете и для света и едва ли пожертвует тебе котильоном, не только столичного жизнию, когда расчеты или долг службы позовут тебя в армию. За упреками настанет убийственное равнодушие, и тогда — прости, счастье!» Я смеялся его словам, однако ж изведывал наклонности Софии и каждый день находил в ней новые достоинства, и с каждым часом страсть моя возрастала. Между тем я не спешил объяснением: мне хотелось, чтобы княжна любила во мне не мундир, не мазурку, не острые слова, но меня самого без всяких видов. Наконец я в том уверился и решился. Накануне предполагаемого сватовства я танцевал с княжною у графа Т. и был радостен как дитя, упоен надеждою и любовью. Один капитан, слывший тогда за образец моды, досадуя, что София не пошла с ним танцевать, позволил себе весьма нескромные на ее счет выражения, стоя за мною, и довольно громко. Кто осмеливается обидеть даму, тот возлагает на ее кавалера обязанность мстить за нее, хотя бы она вовсе не была ему знакома. Я вспыхнул и едва мог удержать себя до конца кадриля, услышав его остроты на счет княжны. Объяснение не замедлило. А капитан думал отыграться шутками, говорил, что он не помнит слов своих. «Но я, по несчастию, имею очень счастливую память. Вы должны просить на коленях прощения у моей дамы, или завтра в десять часов волею и неволею увидитесь со мною на Охте». Вам известно, что я не охотник до пробочных дуэлей: мы стрелялись на пяти шагах, и первый его выстрел, по жеребью, положил меня замертво. Какой-то испанский поэт, имени и отчества не упомню, сказал, что первый удар аптекарской иготи есть уже звон погребального колокола: пуля вылетела насквозь в соседстве легких; антонов огонь грозил сжечь сердце, но, вопреки Лесажу и Мольеру, я выздоровел, с помощию лекарей и пластырей, в полтора месяца.

   Бледность лица очень мила, но чтобы не показаться княжне мертвецом, я умерил на несколько дней свое нетерпенье и, уже оправясь, полетел верхом к князю на дачу. Сердце мое билось новою жизнию: я мечтал о радостной встрече моей с Софиею, о ее смущенье, об объяснении, о супружестве, о первом дне его… Полный восторгов надежды, взбегаю на лестницу, в переднюю залу, — громкий смех княжны в гостиной поражает слух мой. Признаюсь, это меня огорчило. Как! та София, которая грустила, если не видала меня два дни, веселится теперь, когда я за нее слег в смертную постелю! Я приостановился у зеркала: послышалось, будто упоминают мое имя, говорят о Дон-Кишоте; вхожу — молодой офицер, склонясь на спинку стула Софии, рассказывал ей что-то вполголоса и, как кажется, весьма дружески. Княжна нисколько не смутилась: спросила меня с холодной заботливостью о здоровье, обошлась со мной как с старым знакомцем, но, видимо, отдавала преимущество своему соседу: не хотела понимать ни взглядов, ни намеков моих о прежнем. Я не мог придумать, что это значит, не мог вообразить вины такой обыкновенной холодности — и напрасно искал в ее взорах столь милой досады, делающей сладостным примирение: в них не было уже ни искры, пи тени любви. Иногда она украдкою бросала на меня взгляды, но в них прочитал я одно любопытство. Гордость зажгла во мне кровь, ревность разорвала сердце. Я кипел, грыз себе губы и, боясь, чтобы чувства мои не вырвались речью, решился уехать. Не помню, где скакал я по полям и болотам, под проливным дождем; в полночь воротился я домой без шляпы, без памяти. «Жалею тебя! — сказал Владов, меня встречая. — И, прости укор дружбы, не предсказал ли я, что дом князя будет для тебя ящиком Пандоры? Однако ж на сильные болезни надобны сильные лекарства: читай». Он отдал мне свадебный билет — о помолвке княжны за моего соперника!.. Бешенство и месть, как молния, запалили: кровь мою. Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел), чтобы коварная не могла торжествовать с ним. Я решился высказать ей все, укорить ее… одним словом, я неистовствовал. Знаете ли вы, друзья мои, что такое жажда крови и мести? Я испытал ее в эту ужаснейшую ночь! В тиши слышно было кипение крови в моих жилах, — она то душила сердце приливом, то остывала как лед. Мне беспрестанно мечтались: гром пистолета, огонь, кровь и трупы. Едва перед утром забылся я тяжким сном. Ординарец военного министра разбудил меня: «Ваше благородие, пожалуйте к генералу!» Я вскочил с мыслию, что, верно, зовут меня насчет дуэли. Являюсь. «Государь император, — сказал министр, — приказал выбрать надежного офицера, чтобы отвезти к генералу Кутузову, главнокомандующему южною армиею, важные депеши; я назначил вас, — спешите! Вот пакеты и прогоны. Секретарь запишет на подорожной час отъезда. Счастливого пути, г. курьер!» Тележка стояла у крыльца, и я очнулся уже на третьей станции; великодушный Владов ехал со мною. Тут-то изведал я, что дружество утешает, но не наполняет сердца, и дорога дальняя, вопреки общему мнению, только разбила, но не рассеяла меня. Главнокомандующий принял меня отменно ласково и, наконец, уговорил остаться в действующей армии. Презрение к жизни довело меня до мысли о самоубийстве, но Владов своими советами и нежным участием тронул меня. Кто жить советует, всегда красноречив, и он спас мою совесть от двух убийств, мое имя — от насмешек. «Я знал все, — говорил он мне, — но не смел объявить тебе во время болезни. Видя, что открылась тайна, и зная твой бешеный нрав, я бросился к секретарю военного министра, моему приятелю, просил, умолял: тебя послали курьером. Время — лучший советник, и теперь признайся сам: стоит ли пороху твой противник? стоит ли шуму твоя любезная, избравшая в женихи человека без чести и правил, потому только, что он в тоне, что матушка ее заметила лишний против твоего нуль в звончатых титулах человека, который решился проиграть мне брильянтовый портрет своей невесты, ее подарок?» Он отдал тогда мне этот медальон.

   Подполковник снял его с груди и показал офицерам.

   — Пусть мне тупым кремнем отпилят голову, если я вижу тут что-нибудь!

   — вскричал Ольский. — Вся эмаль разбита вдребезги.

   — Провидение, — продолжал подполковник, — сохранило меня от смерти на берегах Дуная, чтоб долее послужить отечеству: пуля сплюснулась на портрете Софии, но не пощадила его. Прошел год, и армия, по заключении мира с турками, двинулась наперерез Наполеону. Тоска и климат расстроили мое здоровье: я на месяц отпросился на Кавказ — искать целительных вод для здоровья, живой воды — для моего духа.

   На другой день по приезде я пошел с тамошним доктором отправить визиты. «Вы увидите, — сказал доктор, когда мы приближались к одному домику, — молодую прекрасную особу, которая чахнет, быв жертвою брака по расчету. Родители напели ей о счастии пышности, а обиженное самолюбие завлекло ее в сети блестящего негодяя, и, обманутая минутною прихотью сердца, она кинулась в его объятия. Что ж вышло? Тетушки и матушка, искавшие в женихе богатства, нашли одно хвастовство, необъятные долги и разврат; он искал приданого и, обманутый обещаниями, в свою очередь оказался во всей черноте: измучил жену язвительными упреками, поведением вогнал ее в чахотку и наконец, проигравши и промотавши все, бросил ее, ославив в свете. Теперь она приехала сюда с отцом, умереть под теплым кавказским небом». Я боялся обеспокоить ее посещением. «О нет! — говорил доктор, — ведь чахоточные умирают на ногах, и я имею правилом: коротать рассеянностью время больных, когда лекарствами нельзя продлить их жизнь». Говоря таким образом, вошли мы в комнату. Это была София!..

   Есть невыразимые чувства и сцены. Я думал, что ненавижу Софию; уверял себя, что, если судьба приведет мне с нею встретиться, я заплачу за измену холодным презрением; но я узнал, как много любил ее, когда, вместо гордой красавицы, увидел несчастную жертву света, с потухшими очами, с смертною бледностью лица. На краю гроба исчезают все приличия, и когда София пришла в чувство, рука ее была омочена моими слезами и поцелуями. «Вы не клянете меня? Виктор, ты меня прощаешь?.. — сказала она раздирающим сердце голосом.

   — Благородная душа… ты сожалеешь, видя меня, так жестоко наказанную за легкомыслие. Теперь я умру покойно». Жизнь, как тлеющая лампада, от дуновения вспыхнула в ней на несколько дней чем-то бывалым. Но каково было мне видеть разрушение Софии, слышать, как постепенно сокращалось ее дыхание, чувствовать ее муки, переносимые с ангельским терпением!.. Она гасла — без ропота, обвиняя во всем себя одну. Друзья! друзья! я перенес много страданий, но ни одно мученье в мире не сравнится с мукою — видеть умирающую любезную; ужасно и вспомнить… София умерла на руках моих!

   Подполковник не мог продолжать. Тронутые офицеры молчали, и даже с ресницы ротмистра скатилась слеза на ус и с него канула в серебряный стакан с глинтвейном. Вдруг послышался выстрел, другой, третий. Казаки с ведетов неслись мимо эскадрона.

   — Что, много ли неприятелей? — спросил торопливо ротмистр, вспрыгнув на своего Черкеса.

   — Видимо-невидимо, ваше высокоблагородие! — отвечал урядник.

   — Мундштучь, садись! — скомандовал подполковник. — Фланкеры! осмотреть пистолеты. Сабли вон! По три налево заезжай! Рысью! Марш!

КОММЕНТАРИИ

   Вечер на бивуаке. Впервые — в альманахе «Полярная звезда», 1823 год, за подписью: А. Бестужев.

   Стр. 77. Эпиграф взят из стихотворения Д. В. Давыдова «Песня старого гусара» (1819).

   Фуражир (воен.) — военнослужащий, ведающий заготовкой, хранением и выдачей фуража (норма для лошадей и скота).

   …приказав кормить лошадей через одну… — то есть поочередно, сохраняя цепь.

   Ментик — гусарская куртка с меховой опушкой, носимая на левом плече. Стр. 80. …старее Дендерского Зодиака… — Дендра — местность в Египте, севернее Фив, на левом берегу Нила, где сохранились развалины древнего храма с изображением на своде знаков Зодиака.

   Стр. 81. Иготь — ручная аптечная ступка.

   …но, вопреки Лесажу и Мольеру, я выздоровел… — Имеется в виду то, что французские писатели Лесаж Ален Рене (1668 — 1747) и Мольер Жан Батист (1622 — 1673) в некоторых своих произведениях изображали лекарей-шарлатанов.

   Стр. 82. …ящик Пандоры… — Пандора — в древнегреческой мифологии имя женщины, мужу которой Зевс подарил сосуд, содержащий все человеческие несчастья, пороки и болезни. Любопытная Пандора, открыв его, выпустила их на волю. Здесь: источник всяческих бедствий.

   Стр. 85. Ведеты — передовая цепь часовых, сторожевое охранение. Фланкеры — солдаты или конные, высылаемые в боковой дозор во время движения отряда.

   Бестужев-Марлинский А. А. Сочинения. В 2-х т.

   М., «Художественная литература», 1981. — Т. 1. Повести; Рассказы

Персонажи рассказа

Герои произведения:

  • Князь Ольский – один из сидящих на бивуаке, большой весельчак;

  • офицер Лидин – один из участников беседы, который не рассказывает истории;

  • Виктор Мечин – подполковник, он делится своей печальной историей любви;

  • Софья S – умершая возлюбленная Мечина;

  • неназванный наглец – соперник Мечина, который тоже хотел завоевать сердце Софьи.

Также в рассказе несколько раз упоминается неприятель – французские воины.

«Вечер на бивуаке» в кратком пересказе

У офицеров выдался тихий вечер, когда они выпить чаю (и чего покрепче) и поделиться историями, а над их головой не свистели снаряды. От каждого требовалось рассказать что-нибудь интересное, что поднимет настроение всем, кто расположился на бивуаке.

Князь Ольский рассказал о том, что недавно его полк остался совсем без еды. И Ольский настолько хотел вкусно поесть, что совсем обнаглел – он отправился прямо к французам и сказал, что пришел не воевать и не устраивать переговоры. Тех очень позабавила ситуация, они накормили неожиданного гостя и дали ему запасов с собой.

Офицеры не поверили рассказу Ольского, но тот не сильно огорчился. Настала очередь рассказывать Лидина, но тот отшутился – он витал в облаках и мечтал о том, как вернется к возлюбленной. А вот подполковник Мечин рассказал свою историю, но она оказалась очень печальной.

Продолжая пересказывать кратко «Вечера на бивуаке» Станюковича мы узнаем, что еще до войны Виктор Мечин и княжна Софья S из Петербурга были влюблены друг в друга. Однажды они танцевали на балу, и какой-то наглый незнакомец оскорбил девушку. Виктор сразу же вызвал его на дуэль.

Однако Мечину не повезло, и выстрел соперника достиг своей цели. Виктор тяжело поправлялся, а когда выздоровел, узнал, что его возлюбленная обручилась с тем самым наглецом. Пытаясь оправиться от предательства, Виктор поступает на военную службу. Однажды медальон с портретом Софии даже спасает ему жизнь, защитив от шальной пули.

Через некоторое время Мечин поправлял здоровье на Кавказе и там встретил Софию. Она тяжело болела чахоткой, а ее муж предал ее и растратил все их состояние. София раскаялась в своем предательстве, но уже ничего нельзя было исправить. Она умерла на руках Виктора.

Офицеры были очень тронуты историей, которую рассказал Мечин. Но их мирный отдых был прерван сообщением о том, что неприятель наступает. Все вскочили и начали готовиться к очередному бою.

Основная идея автора

Это произведение рассказывает о трагичной, но очень сильной любви. История Мечина затрагивает главную ценность в жизнь человека – любовь, и это особенно актуально для офицеров, которые каждый день подставляются под пули и имеют лишь краткие мгновения отдыха.

Обновлено: 09.01.2023

Бивуак – это оборудованное в поле место, где люди отдыхают, разводят костер, готовят еду. В данном рассказе речь идет о бивуаке, который организован в полевых условиях во время войны – там офицеры и солдаты могут передохнут. Действие разворачивается в 1812 году, когда Россия воевала с наполеоновской Францией.

Далее можно прочитать краткое содержание Вечер на бивуаке.

Персонажи рассказа

Князь Ольский – один из сидящих на бивуаке, большой весельчак;

офицер Лидин – один из участников беседы, который не рассказывает истории;

Виктор Мечин – подполковник, он делится своей печальной историей любви;

Софья S – умершая возлюбленная Мечина;

неназванный наглец – соперник Мечина, который тоже хотел завоевать сердце Софьи.

Также в рассказе несколько раз упоминается неприятель – французские воины.

У офицеров выдался тихий вечер, когда они выпить чаю (и чего покрепче) и поделиться историями, а над их головой не свистели снаряды. От каждого требовалось рассказать что-нибудь интересное, что поднимет настроение всем, кто расположился на бивуаке.

Князь Ольский рассказал о том, что недавно его полк остался совсем без еды. И Ольский настолько хотел вкусно поесть, что совсем обнаглел – он отправился прямо к французам и сказал, что пришел не воевать и не устраивать переговоры. Тех очень позабавила ситуация, они накормили неожиданного гостя и дали ему запасов с собой.

Офицеры не поверили рассказу Ольского, но тот не сильно огорчился. Настала очередь рассказывать Лидина, но тот отшутился – он витал в облаках и мечтал о том, как вернется к возлюбленной. А вот подполковник Мечин рассказал свою историю, но она оказалась очень печальной.

Основная идея автора

Это произведение рассказывает о трагичной, но очень сильной любви. История Мечина затрагивает главную ценность в жизнь человека – любовь, и это особенно актуально для офицеров, которые каждый день подставляются под пули и имеют лишь краткие мгновения отдыха.

В этом произведении преследуются разные темы. Например, знакомого главного героя можно охарактеризовать как лицемера и эгоиста. Он поступил низко и подло, когда высказывался отрицательным образом о Софии, в тот момент, когда девушка предпочла его главному герою. А во время вызова на дуэль он отшучивался и старался уйти от ответственности. А Ольский поступил очень благородно и правильно. Он вызвал на дуэль этого человека, и даже при условии поражения на дуэли он показал смелость, благородство, значимость тронутой чести Софии.

А сама Софья поступила весьма недобросовестно и отрицательно. Её глаза застлали шутки, внешний вид и другие внешние факторы молодого человека. За что впоследствии она была жестоко наказана и погибла.

Но в последний момент она получает прощение главного героя.

В итоге, время все расставило на места. Тот сватавшийся человек оказался болтливым и поверхностным, а на самом деле ничего не представлял хорошего и имел больше долгов, чем достоинств. Он проматывал деньги, имел скверный характер. Софья и главный герой поняли, что они оба ошибались относительно друг друга очень сильно. А им необходимо было лишь сесть и поговорить друг с другом ранее.

А в одном из других рассказов солдат рассказывается о бесстрашном поступке солдата, пошедшего в неприятельский лагерь за продовольствием, из-за отсутствия собственного. Такой поступок характеризует этого человека как сильного душой и бесстрашного воина, а также большого патриота Родины. Таких солдат в то время крайне сильно не хватало России. В то время, когда он ушел в неприятельский лагерь, его соратники продолжали голодать и жевать плесневелые сухари. А он в это время пировал и хорошо проводил время с французами. Но он не мог забыть о своих друзьях. Он также взял достаточно много припасов для них. Благодаря такому самоотверженному, храброму поступку, армия не осталась голодать и погибать с голоду. Солдат и французы расстались друзьями, пообещав при встрече рассечь друг другу головы. А этот поход сопровождался словами со стороны солдата: ЛИБО ПОЕМ, ЛИБО УМРУ.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также:

      

  • Святая наука расслышать друг друга сочинение
  •   

  • Чему равен объем сообщение о событии с вероятностью равной 64
  •   

  • Любовь и дружба в романе отцы и дети сочинение
  •   

  • Я не верил своим глазам на злополучном листе готовое сочинение
  •   

  • Проблема целеустремленности сочинение егэ

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по рассказу «Вечер на бивуаке» Бестужева-Марлинского
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

Эпиграф из «Песни старого гусара» Д. Давыдова (о днях в боях и вечерах на бивуаке, отдыхе).

Русский военный стан, вечер после тяжелого боя. Гусарский эскадрон подполковника Виктора Мечина на аванпостах (в дозоре). Офицеры пьют чаек и кое-что покрепче, шутят, травят байки. К ним присоединяется кирасир поручик князь Ольский. В обмен на стаканчик глинтвейна (горячего вина) он веселит всех анекдотом. Не так давно его полк целых три дня был без провианта (еды). Ольский догрыз последний сухарь, поросший пушистой плесенью, и решил «умереть или пообедать!»

С белым платком, как парламентер (переговорщик), на своей лошади Бьютти, он направился в стан французов. А там как раз обед. Ольский объявил, что он никакой не парламентер – просто хочет кушать. Французы пришли в восторг от такой бесшабашной смелости врага. Обратно он вернулся не только сытый, но и с припасами.

Просят историю у офицера Лидина, но тот отшучивается: он весь в мечтах, как героем и богачом падет к ногам своей любимой Александрины. В ответ подполковник Мечин делится своей печальной историей любви. Еще до войны Мечин в Петербурге влюбился в хорошенькую 17-летнюю княжну Софию S. Она ответила ему взаимностью. Мечин мечтал о свадьбе. Против был только друг Мечина, отставной майор Владов, пылкий человек «с холодной головою» (разумный). Княжна избалована, ее отец в долгах. Мечин не из их круга. Княжна заскучает с ним.

Однажды на балу Мечин танцевал с Софией, а какой-то ревнующий франт (модник) капитан зло пошутил про княжну. Мечин вызвал наглеца на дуэль. Тот стрелял первым – и с первого выстрела уложил Мечина. Через полтора месяца Мечин выздоровел, явился к княжне – и что же? София уже была невестой – и кого! Того самого наглеца. По слухам, он богач и очень знатный.

Только вмешательство доброго друга Владова спасло Мечина от новой дуэли и самоубийства. Он выхлопотал Мечину место курьера. Не мешкая, Мечин отправился с важными бумагами в действующую армию, к самому главнокомандующему Кутузову. И остался воевать. Один раз от пули его спас медальон с портретом Софии (ее жених проиграл портрет Владову). Потом гусар поправлял здоровье на Кавказе. И встретил там Софию. Муж опозорил ее, и промотал все деньги. От всех несчастий с ней приключилась чахотка. Прося прощенья, София умерла на руках Мечина.

Шутки смолкли, гусаров растрогала эта история. В этот момент к ним подскакал казак и объявил, что враг близко. Все встрепенулись. Мечин вскочил на коня, командуя: «Сабли вон! Рысью! Марш!»

Читательский дневник по рассказу «Вечер на бивуаке» Бестужева-Марлинского

Сюжет

На бивуаке (отдыхе после боя) князь Ольский уверяет, что пообедал в лагере врагов-французов – и живым вернулся. Гусар подполковник Мечин рассказывает, как чуть не женился на княжне Софии, стрелялся из-за нее. А она предпочла другого, познатнее. Друг Владов спас его от отчаяния, отправил в армию к Кутузову. Муж-негодяй довел Софию до чахотки, она умерла, умоляя Мечина простить ее. Внезапная тревога прерывает рассказ: гусары во главе с Мечиным скачут в бой.

Отзыв

Зарисовка о краткой передышке между боями. История и о войне, и о любви. Человек в любых условиях остается человеком: смеется, сострадает, печалится. Тема войны с французами, русского героизма, отваги, удали, презрения к смерти, воинской чести и долга. Тема обманутой любви и верной дружбы. Рассказ учит ценить настоящие чувства, а не толщину кошелька или титулы. Испытания не должны ожесточать сердце. Нужно уметь прощать.

Эпиграф из «Песни старого гусара» Д. Давыдова (о днях в боях и вечерах на бивуаке, отдыхе).

Русский военный стан, вечер после тяжелого боя. Гусарский эскадрон подполковника Виктора Мечина на аванпостах (в дозоре). Офицеры пьют чаек и кое-что покрепче, шутят, травят байки. К ним присоединяется кирасир поручик князь Ольский. В обмен на стаканчик глинтвейна (горячего вина) он веселит всех анекдотом. Не так давно его полк целых три дня был без провианта (еды). Ольский догрыз последний сухарь, поросший пушистой плесенью, и решил «умереть или пообедать!»

С белым платком, как парламентер (переговорщик), на своей лошади Бьютти, он направился в стан французов. А там как раз обед. Ольский объявил, что он никакой не парламентер – просто хочет кушать. Французы пришли в восторг от такой бесшабашной смелости врага. Обратно он вернулся не только сытый, но и с припасами.

Просят историю у офицера Лидина, но тот отшучивается: он весь в мечтах, как героем и богачом падет к ногам своей любимой Александрины. В ответ подполковник Мечин делится своей печальной историей любви. Еще до войны Мечин в Петербурге влюбился в хорошенькую 17-летнюю княжну Софию S. Она ответила ему взаимностью. Мечин мечтал о свадьбе. Против был только друг Мечина, отставной майор Владов, пылкий человек «с холодной головою» (разумный). Княжна избалована, ее отец в долгах. Мечин не из их круга. Княжна заскучает с ним.

Однажды на балу Мечин танцевал с Софией, а какой-то ревнующий франт (модник) капитан зло пошутил про княжну. Мечин вызвал наглеца на дуэль. Тот стрелял первым – и с первого выстрела уложил Мечина. Через полтора месяца Мечин выздоровел, явился к княжне – и что же? София уже была невестой – и кого! Того самого наглеца. По слухам, он богач и очень знатный.

Только вмешательство доброго друга Владова спасло Мечина от новой дуэли и самоубийства. Он выхлопотал Мечину место курьера. Не мешкая, Мечин отправился с важными бумагами в действующую армию, к самому главнокомандующему Кутузову. И остался воевать. Один раз от пули его спас медальон с портретом Софии (ее жених проиграл портрет Владову). Потом гусар поправлял здоровье на Кавказе. И встретил там Софию. Муж опозорил ее, и промотал все деньги. От всех несчастий с ней приключилась чахотка. Прося прощенья, София умерла на руках Мечина.

Шутки смолкли, гусаров растрогала эта история. В этот момент к ним подскакал казак и объявил, что враг близко. Все встрепенулись. Мечин вскочил на коня, командуя: «Сабли вон! Рысью! Марш!»

Читательский дневник по рассказу «Вечер на бивуаке» Бестужева-Марлинского

Сюжет

На бивуаке (отдыхе после боя) князь Ольский уверяет, что пообедал в лагере врагов-французов – и живым вернулся. Гусар подполковник Мечин рассказывает, как чуть не женился на княжне Софии, стрелялся из-за нее. А она предпочла другого, познатнее. Друг Владов спас его от отчаяния, отправил в армию к Кутузову. Муж-негодяй довел Софию до чахотки, она умерла, умоляя Мечина простить ее. Внезапная тревога прерывает рассказ: гусары во главе с Мечиным скачут в бой.

Отзыв

Зарисовка о краткой передышке между боями. История и о войне, и о любви. Человек в любых условиях остается человеком: смеется, сострадает, печалится. Тема войны с французами, русского героизма, отваги, удали, презрения к смерти, воинской чести и долга. Тема обманутой любви и верной дружбы. Рассказ учит ценить настоящие чувства, а не толщину кошелька или титулы. Испытания не должны ожесточать сердце. Нужно уметь прощать.

Классические сочинения А. П. Чехова остаются популярны и любимы по сей день. Исследуя человеческую душу, автор раскрывает все ее тайны, тревожит самые скрытые ее уголки. Его сюжеты хоть и кажутся обычными, все же имеют непредсказуемое развитие, а герои кажутся близкими, реальными. Многомудрый Литрекон предлагает Вам проанализировать рассказ «Скрипка Ротшильда» по предложенному ниже плану.

История создания

«Скрипка Ротшильда» входит в число 42 произведений, созданных Чеховым во время пребывания в поместье Мелихово. Относится к позднему периоду литературного творчества автора, так как написана в 1893-1894 годах. Печатается впервые в одном из выпусков журнала «Русские ведомости», но особой популярности ни среди читателей, ни среди критиков не находит. Тем не менее, впоследствии деятели искусства высоко оценили авторскую задумку и ее прекрасную реализацию. Так, Корней Чуковский в отдельной книге, посвященной писателю, утверждает следующее:

«В ней сконцентрированы – и притом в самом сильном своем воплощении – все основные черты мировоззрения Чехова и главные особенности его мастерства…» (1967 год)

А Многомудрый Литрекон продолжает анализ рассказа «Скрипка Ротшильда» по плану и переходит к жанровым особенностям произведения.

Жанр, направление

Произведение «Скрипка Ротшильда» относится к жанру рассказа. Об этом можно судить по небольшому размеру текста, наличию одного центрального героя и, соответственно, одной сюжетной линии. Второстепенные персонажи, в первую очередь, раскрывают характер основного действующего лица, а не развиваются самостоятельно.

Литературное направление, в котором работал автор – реализм. Ситуации вполне бытовые, повседневные; личности, попадающие в них – типичные. Особое место отведено психологизму, достоверности при описании. Кроме того, отображаются важные общественные проблемы.

Смысл названия

Поначалу читатель может не понять, почему именно такое название дано рассказу «Скрипка Ротшильда», так как главным героем является совершенно другой человек.

Ротшильд – флейтист из оркестра, в котором иногда выступает Яков. Между мужчинами существует некоторая неприязнь из-за беспричинных придирок Иванова, на которые еврей очень обижается. 

«Если бы я не уважал вас за талант, то вы бы давно полетели у меня в окошке» — произносит он. 

В связи с этим, заголовок вызывает недоумение, а истинная задумка раскрывается лишь к финалу. 

Подавленный произошедшими несчастиями, Яков отдает свой музыкальный инструмент именно этому персонажу, и тот вскоре становится известен печальной песней, которая вызывает у слушателей слезы. Мелодию же эту изначально играл Яков в момент эмоционального потрясения, а Ротшильд лишь находился рядом. И он решил таким образом сохранить память о трагической судьбе знакомого.

Суть: о чем рассказ?

В небольшом населенном пункте проживает гробовщик Яков Иванов со своей женой Марфой. Дом у них старый, чувства между ними давно угасли, но уж слишком привыкли они друг к другу, чтобы расставаться.

Помимо работы, Яков увлекается музыкой – иногда его зовут выступать в коллективе. Там же играет еврей Ротшильд, отношения с которым не ладятся.

Радуется Иванов редко – покоя не дают заботы о материальном благополучии, так как вместо прибыли у него одни убытки. Городок мал, люди умирали редко. А тут серьезно заболевает супруга, и шансов поправиться у нее почти нет, что подтверждается заключением местного доктора. Он даже не потратил времени на лечение, несмотря на уговоры Якова. Однако умирала Марфа со счастливым выражением на лице, что сильно смутило Якова.

Но даже в эти часы Яков думает не о том, как проститься, а о том, сколько денег придется потратить на похороны, и на чем можно получить выгоду. По-настоящему он осознает свою потерю только тогда, когда возвращается с кладбища, и впервые серьезно задумывается над тем, а правильно ли он распорядился своей жизнью? Сожалеет и о том, что не подарил Марфе достаточно любви.

Вдруг появляется Ротшильд с вестью о том, что Иванова зовут в гости, но тот его прогоняет. Весь вечер и всю ночь его не оставляют печальные воспоминания. Наутро решает сходить в больницу. Вернувшись затем домой, герой берется за скрипку, чтобы выплеснуть скопившуюся в душе боль. Тут снова появляется еврей, но на этот раз ему разрешают остаться.

Вскоре от тоски умирает и Яков, а музыкальный инструмент свой завещает Ротшильду. С тех пор Ротшильд исполняет мелодии только на нем, пытаясь повторить то, что сочинил его знакомый тем траурным утром. И жалобные песни эти очень нравятся публике.

Главные герои и их характеристика

Яков Иванов – семидесятилетний житель маленького городка, который изготавливает гробы на заказ. В своей профессии достиг определенных высот. Иногда играет на скрипке в составе оркестра. Очень бережлив, так как дело не приносит особого дохода: доходит до того, что ему приходится экономить на похоронах жены. Имеет прозвище Бронза, но его происхождение не раскрывается. Герой резко переосмысляет все свои поступки после смерти Марфы, и приходит к выводу, что жизнь его прошла напрасно.

Марфа — жена Иванова. Она всю жизнь была грустна и робка. Ее выражение лица стало счастливым только накануне смерти. Бедность, бесперспективность и скука сильно подорвали психологическое состояние женщины. Ее очень тяготило осознание, что Бог не дал им детей. Все пятьдесят лет брака Марфа заботились о муже, но в ответ получала лишь равнодушие.

Ротшильд — любезный и общительный человек, которого все окружающие дискредитируют из-за его еврейского происхождения. У него было бледное и «жалкое» лицо. Ему грубят, его дразнят, а он сильно обижается. Только Иванов перед смертью осознал, что без всякой пользы и надобности испугал и отогнал этого человека, который в сущности относился к нему по-доброму. Из-за вечной травли герой вечно боится нападения и грубого слова. Но он наделен даром сострадания, поэтому он смог посочувствовать Иванову в минуты скорби. После смерти Иванова к Ротшильд приходит успех: песня покойного пользуется спросом.

Темы

Темы, затрагиваемые автором в рассказе «Скрипка Ротшильда», напрямую связаны с личностью и ее самоощущением в мире. Это и переоценка мировоззрения, и межличностные отношения, и вина, которую испытывает человек за то, что не успел сделать или сказать до того, как стало слишком поздно; а также вопрос о смысле существования в целом.

  1. Тема поиска своего места в мире. Герой на склоне лет осознал, что так и не нашел своего места в мире. Его мучают мысли о том, что он мог многое сделать в жизни, но не сделал, потому что вел себя неправильно. Это раскаяние пришло слишком поздно: Иванов умирает в отчаянии, так и не реализовав свои мечты.
  2. Тема семьи. Яков понимает, что совершенно напрасно был равнодушен к семье. Жена всегда заботилась о нем, не упрекала, покорно терпела его пьяные выходки и поздние приходы домой. А он лишь обижал жену или не замечал ее вовсе. Поэтому Марфа умирала с выражением счастья на лице, не без сожалений покидая бедную избу и жадного мужа.
  3. Тема сострадания и милосердия. Ротшильда многие обижали и даже били за его происхождение, а ведь он был неплохим человеком. Но несмотря на такое обращение окружения, он научился сочувствовать людям и относиться к ним без ответной злобы. Поэтому ему удалось уловить и сыграть мелодию отчаяния Иванова, которая впоследствии принесла ему успех.
  4. Тема искусства. Только игра на скрипке давала Якову силы для того, чтобы терпеть невыносимые условия жизни. В горе его утешала музыка. Он даже клал скрипку с собой в постель, чтобы утешиться во время ночных бдений. Только творчество питало бедняка на протяжении всей жизни.
  5. Тема экологии. Авто вскользь упоминает о том, что вокруг города рубят лес, и совсем неясно, зачем. Он считает это бессмысленным и вредным явлением, которое только ухудшает атмосферу в городах и селах.

Чего-то недостает? Многомудрый Литрекон дополнит тематику рассказа «Скрипка Ротшильда», если Вы напишите в комментариях, чего не хватает.

Проблемы

Проблематика рассказа «Скрипка Ротшильда» представлена в списке:

  1. Одна из проблем, поднимаемых писателем, – это черствость души. Сперва главный герой предстает перед нами скупым и злобным – заботы о количестве денег затмевают для него все остальное, потому что для выживания приходится сильно экономить. Также Якова можно назвать озлобленным: практически ни за что он ненавидит Ротшильда и унижает свою жену. Чтобы измениться, ему потребовался сильный толчок в виде личной трагедии. 
  2. Также раскрывается проблема упущенных возможностей. За плечами у героя почти 70 лет, но большая их часть потрачена впустую. Вспоминая, он осознает, что так и не насладился ничем сполна, не занимался тем, чем действительно хотелось. Размышляет он и над тем, что люди настолько увлечены соперничеством, что совсем не замечают прекрасного. «Зачем вообще люди мешают жить друг другу?» – таким вопросом он задается.
  3. Проблема равнодушия. Увы, Яков был безразличен к жене, которая любила его. Он мог бы сделать ее счастливой, но все его время занимали заботы о деньгах. Поэтому герой встретил смерть с разочарованием и раскаянием, ведь был равнодушен к самой жизни и не смог достичь счастья из-за этого.
  4. Проблема жестокости. В городе царит мрачная атмосфера упадка и взаимной неприязни. Даже дети оскорбляют и гоняют еврея просто потому, что он еврей. Они же оскорбляют Якова за спиной. И сам Яков лишь злится и выражает агрессию. Даже местный врач безразличен к пациентам, говоря: «Пожила и будет!». Врач даже отказывается лечить больную, потому что, по его мнению, она старая, а значит, и так умрет.

Основная идея

Через образ главного героя передается главная мысль рассказа «Скрипка Ротшильда» о том, что, увлекшись повседневными заботами, человек может совершенно забыть об окружающем его мире. И в то мгновение, когда, наконец, очнется, он вдруг поймет, что совсем не помнит хорошего. Будто и не жил вовсе. 

«…но все-таки обидно и горько: зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?» — проносится в голове Якова.

Смысл рассказа «Скрипка Ротшильда» заключается в том, что человек не должен зацикливаться на деньгах и прибыли, на материальных ценностях и своих амбициях, иначе он может упустить нечто очень важное в жизни — саму жизнь с ее радостями и красотами. Яков, стремясь заработать больше, не видел ни красивой реки рядом с домом, ни лесов и полей, ни своей преданной жены. Все самое хорошее прошло мимо него. Человек должен сделать все возможное, чтобы не повторить ошибки Якова — вот основная идея рассказа «Скрипка Ротшильда».

Чему учит?

Только потеряв супругу, Яков понимает, что слишком привык к ее постоянному присутствию возле себя. Он жалеет, что недостаточно тепло относился к ней, не говорил ласковых слов. Увидев ошибку, герой раскаивается, но исправить ничего уже не может. Писатель в рассказе «Скрипка Ротшильда» заставляет задуматься о том, что иногда стоит уделять больше внимания тому, кто нас окружает, чтобы затем не горевать об утерянном времени и утраченном навек шансе. 

Чему учит рассказ «Скрипка Ротшильда»? Автор призывает он и к гуманизму, бережному отношению к тем, кто рядом. Ведь куда легче будет жить, если вместо вражды люди будут испытывать друг к другу симпатию. Мы должны помогать друг другу и жить так, чтобы не было стыдно и горько за бесцельно прожитые годы.

Художественные особенности

С помощью речи передается характер персонажей, их эмоции. В связи с этим употребляется множество восклицательных предложений с негативным посылом: «Поговори мне еще!», «Ироды!», «Отстань!», «Прочь с глаз долой!».

Встречается стилизация речи Ротшильда под еврейский акцент: «Господин Шаповалов выдают дочку жа хорошего целовека…». 

Несмотря на это, диалогов в тексте мало, а внимание сосредоточено на внутренних монологах центрального персонажа, в которых и видно его духовное развитие (мысли об убытках, переживания насчет потраченных лет и др.). 

Из художественных средств выразительности можно выделить эпитеты, относящиеся к описанию внешности героев: «длинная, тощая спина», «рыжий тощий жид», «белокурые волосики». Это помогает читателю представить образы более точно и ярко.

  • О чем заставляет задуматься пьеса на дне сочинение
  • О чем заставляет задуматься произведение станционный смотритель сочинение
  • О чем заставляет задуматься повесть станционный смотритель сочинение 7 класс
  • О чем заставляет задуматься одно из прочитанных произведений а с пушкина сочинение 7 класс
  • О чем заставляет задуматься литература 18 века сочинение