О чем заставляет задуматься сказка премудрый пескарь

Сатира Салтыкова-Щедрина давно и прочно вошла в золотой фонд русской литературы. Он пытался описать и высмеять множество болезней общества. Его произведения позволяют нам понять, чем жила и о чём думала русская интеллигенция середины девятнадцатого века, и какие проблемы он видела перед собой. Его сказка «Премудрый пискарь» стала одним из первых произведений, деконструировавших образ маленького человека. Пожалуй, именно с этой сказки в русской литературе особое внимание стало уделяться образу мещанина, который до этого находился в тени. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Суть: о чём сказка?
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы
  • 6 Проблемы
  • 7 Смысл
  • 8 Чему учит?
  • 9 Критика

История создания

История написания сказки «Премудрый пискарь» — это череда интересных фактов: 

  1. «Премудрый пискарь» был создан в 1882 году, когда в среде русской интеллигенции царило разочарование от провала реформ и начала эпохи реакции. Российская империя превращалась в полноценное капиталистическое государство, что постепенно превращало общество в серую безликую массу, в которой есть только конкуренция, и нет места жалости и состраданию.
  2. Создавая эту сказку, Салтыков-Щедрин попытался описать человека нового времени, но прототип пескаря неизвестен.
  3. Впервые «Премудрый пискарь» был опубликован в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. Ее распространяли в подполье, в России она была вне закона. Но потом сказку приняли в журнал «Отечественные записки», и все русские читатели смогли получить к ней доступ.
  4. Отсылки на это произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина любил делать Владимир Ленин в своих выступлениях. Он называл пескарями всех тех, кого хотел укорить в трусости.

Направление и жанр

Как ни странно, сказка «Премудрый пискарь» написана в рамках литературного направления реализма. Несмотря на то, что все события, описанные в сказке, носят фантастический характер, через них проглядывают образы реальной действительности. Используя такие слова, как «умеренно-либеральный», автор ясно даёт понять, что его сказка повествует о реальных общественных проблемах. Он не зря адресовал ее «детям изрядного возраста».

Жанр данного произведения можно определить, как сатирическая сказка. Автор использует множество фантастических допущений, повествование наполнено такими свойственными для сказки словами, как «жил-был», «помаленьку да полегоньку» и другие. В то же время это используется для того, чтобы смягчить жёсткое высмеивание общества, присутствующее в произведении. А смягчить его было необходимо, иначе книгу не напечатали бы в России.

Суть: о чём сказка?

Основные события сказки «Премудрый пискарь» повествует нам о жизни одного пескаря. В детстве отец, который сам однажды чуть не попал в уху, внушил своему сыну необходимость в осторожности, привил ему чувство недоверия и страха перед окружающим миром.

Повзрослев, пескарь в первую очередь выдолбил себе маленькую норку, из которой выходил только по ночам. Днём же пескарь отсиживался в норе и постоянно дрожал перед раками, щуками и прочими обитателями водоёма.

Таким образом, пескарь прожил до ста лет, не заведя ни семьи, ни друзей, но прослыв премудрой и почтенной рыбой. Однако перед смертью он внезапно осознал, что его образ жизни губителен и бессмыслен. Будучи не способным уже что-либо изменить, исполненный тоски и сожалений, премудрый пескарь, лежал в своей норе и ждал смерти в полном одиночестве.

Уже на пороге смерти пескарю снится сон о том, как он выиграл двести тысяч и вырос на пол аршина, превратившись в самого опасного хищника в водоёме. Во сне пескарь слегка высовывается из своей норы и исчезает без следа.

А вот и краткое содержание сказки.

Главные герои и их характеристика

Система образов в сказке «Премудрый пискарь» представлена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои сказки «премудрый пискарь» характеристика
премудрый пискарь маленькая трусливая рыбка, которая больше всего в жизни ценила свою безопасность. всю свою жизнь пескарь прожил в страхе перед окружающими, однако сам всегда мечтал стать большим и опасным хищником, чтобы терроризировать и поедать других рыб. в образе пескаря автор изобразил представителей интеллигенции, которые были запуганы жандармами и обысками, поэтому мирились со своей жалкой участью и открыто не высказывали власти свое неодобрение. в либеральных кругах их уважали, но на самом деле их протест выражался только в неуверенном шепоте.
обитатели водоёма представлены в основном раками и щуками, которых так боится пескарь. несмотря на абсурдность страхов пескаря, они представляют собой реальную опасность. в их образе автор воплотил жандармов, чиновников и других людей, от которых исходила угроза в адрес инакомыслящих. они действительно страшны к гневе и голоде, могут сломать чужую жизнь, но бояться их — это значит добровольно отказываться от свободы ради жалкого рабства.

Темы

Тематика сказки «Премудрый пискарь» продолжает ряд сквозных мотивов в творчестве Салтыкова-Щедрина:

  1. Неуверенность в себе – с самого детства пескарю внушали его ничтожность и слабость пере окружающим миром. Даже спустя сто лет, он так и не смог побороть свои комплексы и начать полноценную жизнь. Таков рабский удел людей, зависимых от чужого мнения и общественных пересудов.
  2. Зона комфорта – пескарь Салтыкова-Щедрина стремится создать вокруг себя недоступное для других пространство, в котором он мог бы спрятаться от жестокости окружающего мира. В итоге его уютная норка превращается в мрачную сырую могилу.
  3. Футлярность – премудрый пискарь, движимый страхом, добровольно отрезает себя от мира, лишает себя всяких отношений с другими пескарями. Обрекает себя на вечное одиночество ради ощущения ложной безопасности.
  4. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «жил-был» и просторечия, вроде «шмыгают» Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть типичность и жизненность описываемых событий, а также сказочность произведения.

Проблемы

Проблематика сказки «Премудрый пискарь» знакомит нас с проблемами, которые всегда стояли перед человечеством:

  1. Трусость – основная проблема. Салтыков-Щедрин жестоко высмеивает трусость человека перед жизненными трудностями. Но подчёркивает, что именно воспитание и общественное устройство делает людей такими, какие они есть. Страхи были навязаны герою с рождения.
  2. Тщетность жизни – тщетность жизни, потраченной исключительно на создание уютного мирка только для себя, становится очевидна даже самому премудрому пискарю. Однако он уже оказывается неспособным изменить свою судьбу.
  3. Иллюзии – на протяжении всей своей жизни пескарь убеждал себя в опасности внешнего мира и собственной слабости. Многочисленные страхи, многие из которых были выдуманы им самим, вынудили его уйти в его собственный мир, где он отдался во власть другим иллюзиям – мечтам о могуществе.
  4. Заблуждения – с самого детства пескарь жил в заблуждениях, его картина мира была искажена. В конце жизни он осознал свои ошибки и умер, полным сожалений из-за не реализованных амбиций.

Смысл

Салтыков-Щедрин изобразил в своей сказке типичного либерала-мещанина, которого не интересует ничего, кроме его собственного благополучия. Такого человека не волнует даже его собственная душа и саморазвитие, если его тело пребывает в спокойствии и комфорте. Писатель видел, что вместо того, чтобы бороться с несправедливостью мира, люди пытаются сбежать от неё, запереться в своих крохотных мирках, где нет места тревогам и переживаниям. Но главная мысль сказки «Премудрый пискарь» заключается в том, что так сделать не получится: пока мы прячемся по своим норам, ситуация не меняется, а становится только хуже.

Причину такого поведения писатель видел не только в человеческой слабости, но и в самом общественном устройстве, которое делает людей раздробленными и жестокими по отношению друг к другу. Основная идея сказки «Премудрый пискарь» — это не только высмеивание пескаря, а осуждение всего того, что привело его к пожизненному самозаключению.

Чему учит?

Эта сказка осуждает инертность и трусость. Автор высмеивает стремление человека сбежать от реальной действительности, показывая, что этот путь обесценивает человеческую жизнь и ведёт лишь к одиночеству. Вывод из сказки «Премудрый пискарь» — это необходимость признать, что вся мудрость пескаря является всего лишь трусостью.

Салтыков-Щедрин пытается донести до читателя важность саморазвития, необходимость жить полной жизнью, несмотря на все трудности и неудобства, ведь только тогда жизнь человека обретает ценность. Такова мораль произведения «Премудрый пискарь».

Критика

«Премудрый пискарь» был встречен довольно положительно. Современники правильно поняли замысел писателя.

Писатель и критик Константин Арсеньев заметил, что сказка «Премудрый пискарь» перекликается с «Вечером четвертым» из «Пошехонских рассказов», появившемся в № 10 «Отечественных записок» за 1883 г., где публицист Крамольников обличает либералов, прячущихся от суровой действительности в «норы», заявляя, что таким путём им спастись всё-таки не удастся.

На сегодняшний день эта сказка «Салтыкова-Щедрина» считается классикой русской сатиры, которая отражает направление общественной мысли последней четверти девятнадцатого века.

Автор: Михаил Щепин

Содержание

  1. История создания
  2. Сюжет
  3. Композиция
  4. Идея произведения
  5. Тема сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина
  6. Проблемы сказки «Премудрый пискарь»
  7. Смысл сказки

«Премудрый пискарь» — это небольшое произведение, которое входит в сборник «сказок для взрослых». Несмотря на это оно уже много лет входит в состав школьной программы, поскольку указывает на актуальные по сей день проблемы общества, на глубокие человеческие пороки, которые ясны даже юным читателям и для которых также не сложно будет увидеть смысл сказки Салтыкова-Щедрина.

История создания

Сказка была создана в 1882 году, и к ее написанию Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина подтолкнули общественные и политические события России. В те года практически вся интеллигенция старалась затаиться как можно дальше и тише, чтобы не навлечь на себя реакции властей, поскольку боялась за свою жизнь.

Сюжет

Читатель узнает о жизни пискаря, которому родители, умершие своей смертью, завещали «жить и не высовываться», чтобы не погибнуть в нелепой ситуации. Так мы видим, что пискарь действительно старается всю свою жизнь только выживать. Он выходит на прогулки только ночью, мало спит и ест, постоянно «дрожит» от страха, как бы что с ним не случилось. В вечном страхе ему удалось прожить долгую, но вместе с тем ничем не примечательную жизнь, в которой не было абсолютно ничего примечательного.

Перед смертью он вдруг осознает, что совсем ничего не успел сделать: ни завести друзей, ни жениться, ни вырастить детей. В волнении он засыпает и видит необыкновенный сон, в котором ему снится, что он стал победителем, выиграв 200 000 рублей, а кроме того, вырос и стал больше размером. Во сне он немного высовывается из своего убежища и… вдруг пропадает. Автор оставляет читателя в размышлении, куда именно пропадает главный герой, ведь об этом никто так и не узнал наверняка: пискарь прожил слишком незаметную жизнь.

Композиция

Салтыков-Щедрин сделал очень простую композицию у произведения: появление пискаря на свет, уроки жизни от родителей, описание лет жизни и внезапная кончина. При этом автор не пытается спрятать смысл сказки глубоко, чтобы текст был как можно ближе к реалиям жизни писателя.

Идея произведения

За простым, казалось бы, сюжетом стоит неприглядная сторона жизни современности автора. Салтыков-Щедрин с помощью гротеска и гипербол показал, как жили в его времена большинство людей, которых волновало лишь одно выживание. Они были пассивны в социальной и политической жизни, приспосабливались к условиям, которые диктовала им власть, и не хотели ничего менять.

Тема сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

В произведении можно выделить несколько тем, поскольку в сказке есть и прямой, и переносный смыслы. К основным тематикам относятся: жизнь пискаря; боязнь опасности и бездействие главного героя сказки.

Проблемы сказки «Премудрый пискарь»

Сказки Салтыкова-Щедрина были самыми злободневными в ту эпоху. А самым известным сказочным обывателем, руководствовавшимся ложной «премудростью», завещанной родителями, стал пискарь. Он изобличал главную черту эпохи, в которую жил писатель. Этой чертой было трусливое бегство от жизни, боязнь открывать рот и высказывать новое мнение. Автор пытался указать на бессмысленность жизни, в которой присутствует лишь духовная бедность, ограниченность, трусость и отсутствие каких-либо идей и суждений.

Смысл сказки

Образ «премудрого» пискаря имел огромное социально-политическое содержание. Сатирик Салтыков-Щедрин вынес на публику позор и малодушие всей той части интеллигентной толпы, которые поддавались упадническим настроениям той эпохи и постыдной панике.

Писатель хотел донести до своих современников, насколько жалка и бесплодна становится жизнь, когда человек сосредоточивается на одних только мыслях самосохранения, о спасении собственной шкуры, который не знает и не ведает благородных и светлых мыслей, не имеет высоких чувств, вдохновляющих его на активную общественную борьбу и отстаивание своих позиций. Автор показывает нам, насколько жалкой, глупой и убогой становится людская жизнь, если человек начинает руководствоваться не велениями сердца, а трусливой «премудростью» и уходит в свой мирок личных интересов.

Смысл сказки заключается в том, чтобы внушить читателям презрительное отношение к таким чертам характера как внутренняя слабость, трусость, нерешимость, безволие, пугливость. В свою очередь этим автор учит нас быть мужественными, стойкими и храбрыми несмотря ни на что.

Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин

Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 757.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 757.

Обновлено 10 Июля, 2021

Сказки М. Салтыкова-Щедрина адресованы в первую очередь взрослым, ведь под маской своих персонажей автор умело скрывал пороки общества. Тем не менее, произведения Михаила Евграфовича интересны и детям среднего школьного возраста. Они учат подростков анализировать свое поведение, подсказывают «правильный путь». Сказку «Премудрый пескарь» школьники изучают в 7 классе. Знакомясь с ней, нужно учитывать историко-культурный контекст ее создания. Предлагаем краткий анализ сказки, который облегчит поиски того, что скрыто между строк, а также станет помощником в подготовке к ЕГЭ.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1882 – январь 1883.

История создания – К созданию сказки М. Салтыкова-Щедрина подтолкнули общественно-политические события. Либерально настроенные интеллигенты пыталась «затаиться» от реакции властей, чтобы не рисковать своим положением, а может быть, и жизнью. Анализируемое произведение – критика такой позиции.

Тема – Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить несколько тем: жизнь премудрого пескаря; бездействие, вызванное боязнью опасности.

Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Премудрый пескарь» несложная. Автор начинает ее традиционным «Жил-был», знакомит с рыбьим семейством и постепенно переходит к рассказу об основных событиях. Заканчивается произведение риторическим вопросом, который подталкивает читателя к размышлениям о сказанном.

Жанр – Сказка.

Направление – Реализм.

История создания

История создания произведения тесно связана с общественно-политической ситуацией второй половины XIX века. В 1881 г. члены организации «Народная воля» совершили покушение на Александра II. Смерть императора усилила гонения за интеллигентами. Интеллигенты-либералы решили занять пассивную позицию, чтобы не рисковать своей свободой и жизнью. Михаил Евграфович не разделял такого мнения, однако открыто критиковать либералов не мог. Так появилась сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Года написания – декабрь 1882 – январь 1883.

Русская цензура долго не допускала сказку Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» к печати, поэтому впервые оно было опубликовано в 1883 г. в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. «Премудрого пескаря разместили в рубрике «Сказки для детей изрядного возраста», как бы намекая, что в ней раскрываются вовсе не детские мотивы. В России женевскую газету с анализируемым произведением распространяли члены «Народной воли».

В 1884 г. сказку опубликовал журнал «Отечественные записки».

Тема

Для лучшего понимания смысла сказки «Премудрый пескарь» анализ ее следует начинать с характеристики мотивов.

В литературе есть множество произведений, в которых завуалировано развиваются запрещенные властями темы. М. Салтыков-Щедрин – один из самых известных русских писателей, работавших с аллегорическими образами. Его сказку «Премудрый пескарь» можно читать как поверхностно, не задумываясь о переносном смысле, так и учитывая аллегорическое значение, поэтому в нём развиваются две основные темы: жизнь пескаря и бездействие, причина которому – страх.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика. В произведении поднимаются такие проблемы: родительское воспитание и его влияние на судьбу детей, страх, смысл жизни, человек и общество и др.

Для создания аллегорий автор погружает читателя в подводный мир, поэтому главные герои сказки – рыбы. Тем не менее находится место и для образов людей. Начинается произведение с рассказа о семье пескарей. Глава семейства поучал детей быть предельно осторожными, так как маленьких рыб опасность подстерегает на каждом шагу. Главный герой, наслушавшись этих наставлений, решил спрятаться от мира, чтобы дожить до старости и умереть своей смертью.

Пескарь вырыл себе нору, где прятался днём. Даже поесть он выплывал ночью. Так в одиночестве и постоянном дрожании от страха он прожил более ста лет. И действительно умер своей смертью. Герой так и не понял, что суть жизни в борьбе за свое счастье, в радости, которую ощущаешь в кругу друзей и близких, в простых забавах.

Только дочитав сказку до конца, можно понять «смысл названия». Называя пескаря премудрым, Михаил Евграфович на самом деле намекает на глупость героя. Приставка пре- в этом случае является синонимом к слову «чересчур», ведь пескарь чересчур боялся за свою жизнь и поэтому чересчур много думал, как уберечь себя.

Чтобы намекнуть читателю, что и среди людей есть такие пескари, автор вводит в рассказ о рыбе человеческие реалии: «В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает».

Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые боятся рисковать, проживая свою жизнь бессмысленно. Основная мысль – страх может стать серьезной преградой на пути к счастью.

Композиция

Особенности композиции произведения такие же, как у фольклорных сказок. Организация его предельно проста, начинается текст традиционным вступлением. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности.

В экспозиции читатель знакомится с главным героем сказки и его семьей, узнает о том, какие опасности подстерегают небольших рыб. После прочтения этой части складывается первое впечатление о пескаре. Завязка – рассказы и наставления пескаря-отца. Развитие событий – рассказ о жизни пескаря-сына после смерти родителей, размышления рыбы, как сложилась бы его жизнь, живи он по-другому.

Ярко выраженной кульминации в сказке нет, однако кульминационными точками можно считать эпизоды, где рак и щука подстерегают пескаря. Развязка произведения – смерть пескаря.

Примечательно, что сказка заканчивается риторическим вопросом, который подсказывает, чему учит писатель.

Жанр

Жанр «Премудрого пескаря» Салтыкова-Щедрина – сатирическая сказка. В произведении есть реальные и фантастические события, а человеческие качества и характеры автор скрывает под образами рыб. В то же время писатель использовал сатирические приемы для разоблачения либералов. Он высмеивает пескаря посредством описания его характера и поведения, художественных средств, например, постоянного повторения эпитета «премудрый».

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Михаил Антонов

    6/10

  • Наталья Степанова

    9/10

  • Давид Микулеску

    10/10

  • Алпият Магомедова

    10/10

  • Sfdsdff Sdafds

    9/10

  • Денис Аллаяров

    10/10

  • Яна Рамазанова

    10/10

  • Марина Шитова

    10/10

  • Катя Шишкина

    10/10

  • Сергей Каштырёв

    7/10

Рейтинг анализа

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 757.


А какую оценку поставите вы?

Сатира Салтыкова-Щедрина давно и прочно вошла в золотой фонд русской литературы. Он пытался описать и высмеять множество болезней общества. Его произведения позволяют нам понять, чем жила и о чём думала русская интеллигенция середины девятнадцатого века, и какие проблемы он видела перед собой. Его сказка «Премудрый пескарь» стала одним из первых произведений, деконструировавших образ маленького человека. Пожалуй, именно с этой сказки в русской литературе особое внимание стало уделяться образу мещанина, который до этого находился в тени. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.

История создания

История написания сказки «Премудрый пескарь» — это череда интересных фактов:

  1. «Премудрый пескарь» был создан в 1882 году, когда в среде русской интеллигенции царило разочарование от провала реформ и начала эпохи реакции. Российская империя превращалась в полноценное капиталистическое государство, что постепенно превращало общество в серую безликую массу, в которой есть только конкуренция, и нет места жалости и состраданию.
  2. Создавая эту сказку, Салтыков-Щедрин попытался описать человека нового времени, но прототип пескаря неизвестен.
  3. Впервые «Премудрый пескарь» был опубликован в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. Ее распространяли в подполье, в России она была вне закона. Но потом сказку приняли в журнал «Отечественные записки», и все русские читатели смогли получить к ней доступ.
  4. Отсылки на это произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина любил делать Владимир Ленин в своих выступлениях. Он называл пескарями всех тех, кого хотел укорить в трусости.

Направление и жанр

Как ни странно, сказка «Премудрый пескарь» написана в рамках литературного направления реализма. Несмотря на то, что все события, описанные в сказке, носят фантастический характер, через них проглядывают образы реальной действительности. Используя такие слова, как «умеренно-либеральный», автор ясно даёт понять, что его сказка повествует о реальных общественных проблемах. Он не зря адресовал ее «детям изрядного возраста».

Жанр данного произведения можно определить, как сатирическая сказка. Автор использует множество фантастических допущений, повествование наполнено такими свойственными для сказки словами, как «жил-был», «помаленьку да полегоньку» и другие. В то же время это используется для того, чтобы смягчить жёсткое высмеивание общества, присутствующее в произведении. А смягчить его было необходимо, иначе книгу не напечатали бы в России.

Тема произведения

Чтобы лучше понять авторский замысел, для начала следует охарактеризовать мотивы создания столь необычного произведения. В те годы, когда жил и творил Михаил Евграфович, писателям приходилось доносить свою позицию до публики иносказательно. Из всех, кто работал с аллегорическими образами, наиболее талантливым считался Салтыков-Щедрин.

Сказку о мудрой рыбе вполне можно понять буквально. Сюжет повествует о жителе подводного мира — пискаре. Он всего боялся и предпочёл умереть от старости, а не погибнуть в пасти щуки. Основные темы произведения, на которых строится проблематика:

  • влияние воспитания на жизнь подрастающего поколения;
  • поиск смысла жизни;
  • взаимодействие общества и отдельных личностей;
  • выбор между страхом и активностью.

Смысл название можно понять, только если прочесть сказку полностью или хотя бы ознакомиться с пересказом. Пискарь на самом деле был не премудрым, а глупым, и в его лице автор высмеивает либерально настроенных интеллигентов.

Выражения, с помощью которых автор показывает, что речь идёт о людях:

  • «за красными девушками не гоняется»;
  • «табаку не курит»;
  • «вина не пьёт»;
  • «в карты не играет».

Во сне герой видит, будто выиграл 200 тысяч, и по этой сцене тоже несложно догадаться, что автор имеет в виду человека. Основная мысль в том, что чрезмерный страх за свою жизнь преграждает путь к истинному счастью. Пискарь не завёл семьи, у него нет детей, за всю жизнь он никому не помог ни делом, ни добрым словом.

Перед смертью глупец понял, что если бы все жили так же, то пискариный род давно бы вымер. Задуматься о том, на самом ли деле герой премудрый, автор предлагает читателям в самом конце произведения.

Суть: о чём сказка?

Основные события сказки «Премудрый пескарь» повествует нам о жизни одного пескаря. В детстве отец, который сам однажды чуть не попал в уху, внушил своему сыну необходимость в осторожности, привил ему чувство недоверия и страха перед окружающим миром.

Повзрослев, пескарь в первую очередь выдолбил себе маленькую норку, из которой выходил только по ночам. Днём же пескарь отсиживался в норе и постоянно дрожал перед раками, щуками и прочими обитателями водоёма.

Таким образом, пескарь прожил до ста лет, не заведя ни семьи, ни друзей, но прослыв премудрой и почтенной рыбой. Однако перед смертью он внезапно осознал, что его образ жизни губителен и бессмыслен. Будучи не способным уже что-либо изменить, исполненный тоски и сожалений, премудрый пескарь, лежал в своей норе и ждал смерти в полном одиночестве.

Уже на пороге смерти пескарю снится сон о том, как он выиграл двести тысяч и вырос на пол аршина, превратившись в самого опасного хищника в водоёме. Во сне пескарь слегка высовывается из своей норы и исчезает без следа.

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»

Пескарь, сын хороших и заботливых родителей, оставшись один после их смерти, переосмыслил свою жизнь. Будущее его испугало.

Ему виделось, что он слаб и беззащитен, а водный мир вокруг него полон опасностей. Чтобы сохранить свою жизнь, пескарь стал копать себе нору, чтобы прятаться от основных угроз.

Днем он из нее не выбирался, гулял только ночью, из-за чего со временем почти ослеп. Если снаружи мерещилась опасность, то он предпочитал оставаться голодным, чтобы не рисковать. Из-за своего страха пескарь отказался от полноценной жизни, общения и продолжения рода.

Так он прожил в своей норе больше ста лет, дрожа от страха и считая себя премудрым, потому что оказался столь предусмотрительным. При этом другие обитатели водоема не разделяли его мнения о себе, считая дураком и остолопом, который живет отшельником ради сохранения своей никчемной жизни.

Иногда ему снился сон, в котором он выигрывает двести тысяч рублей, перестает дрожать и становится настолько большим и уважаемым, что сам начинает глотать щук. При этом на самом деле он не стремится стать богатым и влиятельным, это всего лишь тайные мечты, воплощенные в снах.

Однако перед смертью пескарю приходят в голову мысли о никчемно прожитой жизни. Анализируя прожитые годы, думая о том, что никого никогда не утешил, не порадовал, не обогрел, он осознает, что если бы другие пескари вели такую же бесполезную жизнь, как и он, то пескарий род быстро бы пресекся.

Умирает он так же, как жил – незаметно для других. По словам автора, он исчез, а скончался в результате естественной смерти или был съеден – никому не интересно, даже автору.

Главные герои и их характеристика

Система образов в сказке «Премудрый пескарь» представлена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои сказки «премудрый пескарь» характеристика
премудрый пескарь маленькая трусливая рыбка, которая больше всего в жизни ценила свою безопасность. всю свою жизнь пескарь прожил в страхе перед окружающими, однако сам всегда мечтал стать большим и опасным хищником, чтобы терроризировать и поедать других рыб. в образе пескаря автор изобразил представителей интеллигенции, которые были запуганы жандармами и обысками, поэтому мирились со своей жалкой участью и открыто не высказывали власти свое неодобрение. в либеральных кругах их уважали, но на самом деле их протест выражался только в неуверенном шепоте.
обитатели водоёма представлены в основном раками и щуками, которых так боится пескарь. несмотря на абсурдность страхов пескаря, они представляют собой реальную опасность. в их образе автор воплотил жандармов, чиновников и других людей, от которых исходила угроза в адрес инакомыслящих. они действительно страшны к гневе и голоде, могут сломать чужую жизнь, но бояться их — это значит добровольно отказываться от свободы ради жалкого рабства.

Темы

Тематика сказки «Премудрый пескарь» продолжает ряд сквозных мотивов в творчестве Салтыкова-Щедрина:

  1. Неуверенность в себе
    – с самого детства пескарю внушали его ничтожность и слабость пере окружающим миром. Даже спустя сто лет, он так и не смог побороть свои комплексы и начать полноценную жизнь. Таков рабский удел людей, зависимых от чужого мнения и общественных пересудов.
  2. Зона комфорта
    – пескарь Салтыкова-Щедрина стремится создать вокруг себя недоступное для других пространство, в котором он мог бы спрятаться от жестокости окружающего мира. В итоге его уютная норка превращается в мрачную сырую могилу.
  3. Футлярность
    – премудрый пескарь, движимый страхом, добровольно отрезает себя от мира, лишает себя всяких отношений с другими пескарями. Обрекает себя на вечное одиночество ради ощущения ложной безопасности.
  4. Фольклорные мотивы
    – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «жил-был» и просторечия, вроде «шмыгают» Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть типичность и жизненность описываемых событий, а также сказочность произведения.

Проблемы

Проблематика сказки «Премудрый пескарь» знакомит нас с проблемами, которые всегда стояли перед человечеством:

  1. Трусость
    – основная проблема. Салтыков-Щедрин жестоко высмеивает трусость человека перед жизненными трудностями. Но подчёркивает, что именно воспитание и общественное устройство делает людей такими, какие они есть. Страхи были навязаны герою с рождения.
  2. Тщетность жизни
    – тщетность жизни, потраченной исключительно на создание уютного мирка только для себя, становится очевидна даже самому премудрому пескарю. Однако он уже оказывается неспособным изменить свою судьбу.
  3. Иллюзии
    – на протяжении всей своей жизни пескарь убеждал себя в опасности внешнего мира и собственной слабости. Многочисленные страхи, многие из которых были выдуманы им самим, вынудили его уйти в его собственный мир, где он отдался во власть другим иллюзиям – мечтам о могуществе.
  4. Заблуждения
    – с самого детства пескарь жил в заблуждениях, его картина мира была искажена. В конце жизни он осознал свои ошибки и умер, полным сожалений из-за не реализованных амбиций.

Сказка Премудрый пескарь читать

Умные и осторожные родители были у пескаря, всех опасностей сумели избежать и гордились тем, что дожили до глубокой старости. И сынок, вспомнив все предостережения отца и хорошо поразмыслив, решил устроить свою жизнь так, чтобы всех опасностей избежать. Жил он так, чтобы никто его не замечал, ни с кем не водился, никого в гости не приглашал. Дрожал пескарь весь день. И голодать ему приходилось, потому что боялся днем он высунуться из норы. Только ночью выплывал, чтобы сделать моцион. Нору себе он выдолбил такую, чтобы только он один поместиться в ней мог. Не женился он и детей не имел, опасаясь лишних проблем. Умным себя считал пескарь, ведь сумел прожить он больше ста лет и умирал своей смертью. Только жил – дрожал и умирал – дрожал. Старого, никому не нужного и всеми забытого пескаря никто премудрым не называл. Многие, наоборот, считали его глупцом. Когда пришла ему пора умирать, он осознал всю никчемность и бесполезность своей жизни. И умер пескарь своей смертью. Какому хищнику придет в голову глотать старого больного пескаря? Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Смысл

Салтыков-Щедрин изобразил в своей сказке типичного либерала-мещанина, которого не интересует ничего, кроме его собственного благополучия. Такого человека не волнует даже его собственная душа и саморазвитие, если его тело пребывает в спокойствии и комфорте. Писатель видел, что вместо того, чтобы бороться с несправедливостью мира, люди пытаются сбежать от неё, запереться в своих крохотных мирках, где нет места тревогам и переживаниям. Но главная мысль сказки «Премудрый пескарь» заключается в том, что так сделать не получится: пока мы прячемся по своим норам, ситуация не меняется, а становится только хуже.

Причину такого поведения писатель видел не только в человеческой слабости, но и в самом общественном устройстве, которое делает людей раздробленными и жестокими по отношению друг к другу. Основная идея сказки «Премудрый пескарь» — это не только высмеивание пескаря, а осуждение всего того, что привело его к пожизненному самозаключению.

Жанр и смысл названия

Жанр сказки давно привлекал беллетристов. Это направление интересно тем, что в иронических и сатирических рамках иносказательности можно провести любые параллели с объективной реальностью и раскрыть множество проблем, используя большое количество эпитетов, но в то же время никого не оскорбляя.

В классическом жанре сказки в сюжете обязательно есть животные, которые наделены умом, смекалкой, человеческим поведением. В этом случае творение Салтыкова-Щедрина своими фантасмагорическими элементами и приемами больше всего вписывает в это направление.

Начинается сказка в лучших традициях — «жил-был». Но главная особенность произведения заключается в том, что оно называется сказкой для взрослых, поскольку писатель иносказательным языком предложил читателю подумать совершенно не над детской проблемой, а о том, как прожить так, чтобы перед смертью не жалеть о бесполезности своей жизни.

В названии также заложен определенный смысл. Автор называет пескаря не интеллектуальным, не умным, а премудрым, в классических традициях сказок (можно вспомнить, к примеру, Василису Премудрую). Однако уже непосредственно в названии угадывается печальная ирония и авторская позиция. Произведение тут же настраивает на размышление о том, можно ли пескаря называть премудрым.

Чему учит?

Эта сказка осуждает инертность и трусость. Автор высмеивает стремление человека сбежать от реальной действительности, показывая, что этот путь обесценивает человеческую жизнь и ведёт лишь к одиночеству. Вывод из сказки «Премудрый пескарь» — это необходимость признать, что вся мудрость пескаря является всего лишь трусостью.

Салтыков-Щедрин пытается донести до читателя важность саморазвития, необходимость жить полной жизнью, несмотря на все трудности и неудобства, ведь только тогда жизнь человека обретает ценность. Такова мораль произведения «Премудрый пескарь».

Жанр

Реакционная эпоха привела к рождению разных способов выражений своих мыслей, автор «Премудрого пескаря» использовал для этого жанр иносказательной сказки, разумеется, сатирического направления. Сказка «Премудрый пескарь» — эпическое сочинение для взрослых. Сатирическая направленность указывает на обличение общественных пороков, их жесткое высмеивание. В короткой по объему сказке, автор раскрыл взаимосвязанные между собой пороки — трусость и бездействие. Для Салтыкова-Щедрина характерно изображать нелицеприятные стороны жизни через гиперболические образы и гротеск.

Критика

«Премудрый пескарь» был встречен довольно положительно. Современники правильно поняли замысел писателя.

Писатель и критик Константин Арсеньев заметил, что сказка «Премудрый пискарь» перекликается с «Вечером четвертым» из «Пошехонских рассказов», появившемся в № 10 «Отечественных записок» за 1883 г., где публицист Крамольников обличает либералов, прячущихся от суровой действительности в «норы», заявляя, что таким путём им спастись всё-таки не удастся.

На сегодняшний день эта сказка «Салтыкова-Щедрина» считается классикой русской сатиры, которая отражает направление общественной мысли последней четверти девятнадцатого века.

Автор: Михаил Щепин

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Салтыкова-щедрина Премудрый пескарь

Анализ сказки Салтыкова-щедрина Премудрый пескарь

Сказки Салтыкова-Щедрина написаны «для детей изрядного возраста», а значит, для взрослых. Писатель подводит в них итог жизненных размышлений. В отличие от народных сказок, Щедрин не просто рассказывает о добре и зле. Смешивая фантастическое и реальное, трагическое и комическое, он высмеивает общественные пороки и иллюстрирует политическую обстановку в России XIX века. Русские либералы, отказавшиеся от борьбы, заботились только о самосохранении. Таков был и премудрый пескарь — главный герой сказки.

Композиция произведения проста. Автор начинает её традиционным сказочным зачином «Жил-был пискарь». В экспозиции рассказывается о жизни рыбьего семейства, о том, как глава семьи учил всех быть предельно осторожными, ведь опасность подстерегает на каждом углу. Завязка – урок, который усвоил маленький пескарь («намотал себе на ус»). Развитие действия. Главный герой решил спрятаться от мира и спокойно прожить до смерти. Днём пескарь укрывался в норе, ночью ненадолго выплывал за едой. И действительно у него получилось дожить до ста лет («жил-дрожал»). Кульминация. Пескарь начинает анализировать прожитую жизнь («Этак весь карасий род переведётся»). Развязка. Пескарь исчезает так же незаметно, как и прожил весь век.

Заканчивается сказка риторическим вопросом, предлагающим читателю задуматься о бессмысленности такой жизни.

Основная идея

Нельзя жить с единственной целью — сохранить свою жизнь. Страх может стать серьёзным препятствием на пути к счастью. Автор осуждает людей, не умеющих рисковать и наслаждаться полнотой жизни.

Художественные средства

Сказка построена на иносказании. В образе мелкой, дрожащей рыбки легко угадывается трусливый обыватель, беспокоящийся только о своей жизни. С помощью гиперболы (намеренное преувеличение), гротеска (смешивание реальности и фантастики), иронии (отрицательная оценка с целью осмеяния), сарказма (едкая, злая насмешка сатирического свойства) писатель высмеивает позицию либералов, сознательно отказавшихся от борьбы из страха перед опасностью.

Гениальность Салтыкова-Щедрина заключается в том, что в таком коротком жанре, как сказка, он поднял философский вопрос смысла жизни. За сто лет Пескарь не только ничего не сделал, но даже ни разу не почувствовал радости. Жизнь его скучна и однообразна. Именно такой финал ждёт трусливых, осторожных людей.

Анализ 2

Салтыков-Щедрин по-своему уникальный писатель 19 века. Начиная свою литературную деятельность с рассказов, повестей и романов, в конце жизни он обращается к жанру сказки. В иносказательной форме автор обращается к проблемам общества, в целом, и раскрывает судьбу конкретного человека, в частности, описывает своих героев саркастически. Подобные сказки сродни басням Эзопа и Крылова, где все герои – это животные, при этом они проживают вполне человеческую жизнь: создают семьи, трудятся, страдают, радуются и даже думают. Главный герой сказки «Премудрый пескарь» – обычная мелкая речная рыбешка. Тонко чувствующий читатель понимает, что за этим кроется смех свозь слезы, грустная правда жизни.

Автор в красках повествует, как опасна жизнь пескаря: пучеглазый рак, щука-хищница и рыбаки всегда могут его поймать и съесть. С детских лет пескарь запомнил наставления отца по поводу опасностей внешнего мира. Больше всего он предупреждал сына остерегаться «уды», то есть удочки, на которую можно попасться по глупости.

Пискарь, подобно человеку имел мечту. Она заключалась в том, чтобы заработать двести тысяч и вырасти до таких размеров, чтобы можно было самому щуку проглотить. На деле получается, что он никак не стремился воплотить мечту в жизнь. Мы понимаем, что вырасти и стать хищной рыбой у него вряд ли получилось бы, но, следуя авторской логике, денег пескарь вполне мог заработать на какой-нибудь «пескарьей» работе.

В чем заключается премудрость пескаря? Для себя он решил, что быть умным – это значит много думать и при этом за всю жизнь не быть пойманным и съеденным. К реализации своего плана пескарь подошел очень старательно: вырыл нору на глубине, плавал по реке только ночью, когда никого нет, еду добывал украдкой, тайком, а если не получалось ничем поживиться, то и вовсе голодал.

Сказка не была бы  сказкой, если бы не содержала поучений для читателя. Я думаю, ее главная идея заключается в том, что если всегда избегать опасностей и прятаться от мира, то жизнь может пройти даром. Финал сказки раскрывает эту идею: мы узнаем, что, придерживаясь своей философии,  пескарь сумел прожить очень долгую жизнь (более ста лет), при этом у него не было ни семьи, ни друзей, из-за ночного образа жизни он почти ослеп, часто не доедал, ослаб здоровьем. Саркастически автор сообщает, что его герой «вина не пьет, табаку не курит…». Самое ужасное чувство, которое его постоянно преследовало, — непреодолимый страх, заставляющий его долгие годы проводить в норе в темноте.

Узнав о прожитой пескарем жизни, открытым остается вопрос: а был ли он на самом деле премудрым?

3 вариант

Больше всего на свете Салтыкову-Щедрину нравилось писать в стиле аллегорий. Также он является профессиональным и уникальным писателем девятнадцатого века. И именно в такой форме он раскрывал все жизненные ситуации, которые происходили в настоящем времени. Кроме этого в этом стиле намного лучше и удобнее читать все о чем думает автор. Данные произведения могут читать не только маленькие дети, но и подростки и взрослые. В каждом его произведении рассказывается не просто о добре или зле, здесь смешивается реальное и фантастическое, а также комическое и трагическое. Также ему нравится высмеивать государство и все его проблемы и пороки, и показывать политическую обстановку в том виде, которая есть на самом деле. Либералы заботились лишь о том, что выжить в таких условиях и при этом ничего не потерять. И вот таких героев в произведении «Премудрый пискарь» очень много.

Композиция здесь является простой и без сложных элементов. Произведение начинается с обычной народной сказки. Главным героем является настоящий рыбак, который зарабатывал себе на жизнь тем, что каждый день ходил в море и привозил огромное количество рыбы. Кроме этого он старался научить всю свою семью быть всегда осторожными и прежде, чем что-то делать нужно хорошенько подумать. А ведь опасность может подстерегать абсолютно везде и никто не знает, где она ждет. Больше всего на свете главному герою хотелось подальше убраться от своей семьи и до конца своих дней прожить в одиночестве и самое главное, чтобы никто его не нашел. Днем он сидел у себя, а когда наступала ночь выходил в море для того чтобы добыть все необходимые продукты и возвращался назад. В таком положении он прожил около ста лет. Также он постоянно анализирует свою жизнь, вот только менять что-то в ней не собирается.

Кроме этого жить, так как живет пескарь не только тяжело, да к тому же еще и опасна, ведь на каждом шагу его поджидают опасности, с которыми он врядли справиться.

Оказывается, жить в таких условиях очень тяжело и практически невозможно. Кроме этого невозможно жить только с одной мыслью о своей жизни. Если человек чего-то очень сильно боится, но при этом хочет многое поменять в своей жизни, то что-то поменять не получится, потому что постепенно страх становится все больше и больше. Автор осуждает таких людей, которые не имеют цели и ничем за всю свою жизнь не рисковали. А все потому что они не умеют наслаждаться жизнью и жить в свое удовольствие.

7 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Салтыкова-щедрина Премудрый пескарь

Анализ сказки Салтыкова-щедрина Премудрый пескарь

Популярные сегодня темы

  • Легенда и действительность в Старухе Изергиль

    Максим Горький написал свое произведение «Старуха Изергиль» в 1895 г. Работа считается ранней, и автор его насытил романтизмом. В повествовании присутствует увлекательная комбинация, в которую входит три отрывка.

  • Сочинение Роль Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедова

    Произведение под названием «Горе от ума» написано гениальным писателем 19 века Александром Грибоедовым. По вкладу, внесенному в русскую и мировую литературу, он подобен Александру Сергеевичу Пушкину.

  • План рассказа Живое пламя Носова 7, 8 класс

    Ольга Петровна, заглянув в комнату жильца, позвала его помочь разделать клумбу. Она подготовила к посеву семена разных цветов. Жилец спросил, почему не сеет мак. Тетя Оля ответила, что мак сеют на овощных грядках.

  • Сочинение Человек в тоталитарном государстве

    Единственные качества, которые невозможно отобрать ни у одного человека живущего в нашем мире это свобода и стремление к свободе, вольнодумию, и невыносимую потребность в справедливости в этой жизни.

  • Сочинение по картине Левитана Золотая осень описание для 3, 4, 5, 8 класса

    Пейзаж Золотая осень написана русским художником Исааком Левитаном в 1895 году. Золотистая гамма цветов привлекает внимание зрителя. Выбранные тёплые оттенки подчёркивают приход золотой осени

Читательский дневник по сказке «Премудрый пескарь» Михаила Салтыкова-Щедрина

Автор: Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Название: «Премудрый пескарь».

Число страниц: 10

Жанр: сказка

Главные герои: Пескарь.

Второстепенные герои: его родители, рак, щука, прочая рыба.

Характеристика главных героев:

Пескарь — Тихий, трусливый, необычайно осторожный.

Всего боялся и сидел в норе. Эгоист. Считал себя мудрым.

Бесполезная рыба.

Характеристика второстепенных героев:

Родители пескаря — Много повидали и много испытали.

Давали сыну дурные слова.

Прочая рыба — Обычная, подвижная, живёт своей жизнью.

Рак, щука — хотели съесть пескаря.

Краткое содержание сказки «Премудрый пескарь»

В детстве отец-пескарь потчевал сына историями про опасности, которые его подстерегают.

Он так запугал пескаря, что тот решил забиться в нору и никуда не выходить.

Сколько бы ни караулили его щука и рак, пескарь упрямо сидел в норе.

Он считал себя премудрым и гордился долгой жизнью.

Но все вокруг про него просто забыли.

И пескарь рванулся в мир, где и исчез без следа.

Может умер от старости или его сожрали.

План сказки:

  1. Мудрые уроки отца.
  2. Решение пескаря.
  3. Жизнь в норе.
  4. Сны о богатстве.
  5. Опасности от рака и щуки.
  6. Сто лет.
  7. Смерть пескаря.

Основная мысль сказки «Премудрый пескарь»

Главная мысль сказки в том, что нельзя жить в постоянном страхе.

Основная идея сказки в том, что лучше жить меньше, но оставить после себя след.

Чему учит сказка

Сказка учит ничего не бояться.

Учит жить полной жизнью, получая от этого удовольствие.

Учит жить для других, приносить пользу обществу.

Учит не быть одиночкой и эгоистом.

Учит думать о других.

Краткий отзыв по сказке «Премудрый пескарь» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала, что смысл жизни в том, чтобы приносить пользу.

Можно прожить долго, но оказаться забытым людьми.

А можно прожить жизнь короткую, но яркую, полную впечатлений.

Это поучительная и интересная сказка.

Автору удалось показать бесполезность долгой жизни, лишённой удовольствий.

Мне не понравился герой сказки, который боялся всего на свете.

Он на самом деле просто существовал, всеми забытый и одинокий.

Я всем советую прочитать эту сказку и постараться жить так, чтобы не было стыдно и больно за бесцельно потраченные годы.

Пословицы к сказке

  • Боязливому и своя тень страшна.
  • Живи для людей, поживут и люди для тебя.
  • Жизнь прожить — не поле перейти.
  • Жить без цели — просто небо коптить.
  • Ещё не умер, но уже не живёт.

Словарь неизвестных слов

  • Аридов век — долгие годы, большой промежуток времени.
  • Хайло — глотка.
  • Шваркнуть — бросить во что-то.
  • Козни — происки.
  • Остолоп — дурак.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Он жил и дрожал — только и всего.

Даже вот теперь: смерть у него на носу, а он всё дрожит, сам не знает, из-за чего.

В норе у него темно, тесно, повернуться негде, ни солнечный луч туда не заглянет, ни теплом не пахнёт.

И он лежит в этой сырой мгле, незрячий, измождённый, никому не нужный, лежит и ждёт: когда же наконец голодная смерть окончательно освободит его от бесполезного существования?

Ещё читательские дневники по произведениям Михаила Салтыкова-Щедрина

  • «Как мужик двух генералов прокормил»
  • «Дикий помещик»
  • «Коняга»
  • «Карась-идеалист»
  • «Медведь на воеводстве»

Библиотека произведений автора пополняется.

  • О чем заставляет задуматься сказка маленький принц
  • О чем говорится герой нашего времени в рассказе
  • О чем заставляет задуматься сказка белая цапля
  • О чем говорится в сказке черная курица или подземные жители кратко
  • О чем заставляет задуматься роман отцы и дети сочинение