Как-то летом мы всей семьей поехали в отпуск в деревню. И вот там очень полюбился мне теленок. Занимало меня в нем все, но самым притягательным и непонятным был хвост. Этот хвост почему-то напоминал мне волшебную палочку, ведь теленок так мастерски им управлял. Теленок позволял себя гладить, но дотронуться до хвоста мне никак не удавалось.
И вот однажды утром, выйдя из дома, я увидела теленка, мирно дремавшего у колышка. Стараясь не шуметь, на цыпочках я подкралась к теленку сзади, схватила его за хвост, крепко сжала, и изо всей силы дернула, чтобы, наконец, узнать, насколько крепко тот держится. От неожиданности теленок вдруг резво вскочил на ножки и так быстро побежал, что отпустить хвост мне уже не представилось возможным, так как могла очень просто грохнуться со всего маху о землю. Опомнившись, я начала, что есть мочи вопить:» Остановите его! Отцепите меня! »
Крики мои всполошили всю округу. Собралась большая толпа и изумленно стала наблюдать странную картину. Вокруг колышка по кругу мчится теленок, за ним во всю прыть, держась за хвост, скачу я, крича на всю деревню. И вдруг краем глаза замечаю, что спасать меня никто не собирается. А все держатся за животы и так дружно хохочут, что их смех уже заглушает мои крики.
А тут надобно добавить, что в детстве самым любимым моим занятием было смешить окружающих. Я даже обрадовалась, что все смеются. Сразу представив себя клоуном на арене цирка, моментально забыла свой страх и отпустила правую руку, посылая всем театральный воздушный поцелуй. В следующую минуту, отлетев в бурьян, я отключилась.
В сознание меня вернуло что-то теплое и шершавое, гладившее меня по лбу. Открыв глаза, увидела, что это теленок меня лижет. Но тут подбежала мама и унесла меня в дом подальше от «зрителей».
Через пару дней меня, наконец выпустили погулять. Узнавали меня издалека по распухшей физиономии. Тыча в меня пальцами, покатывались со смеху. А я гордо поднимала голову, прославилась, дескать.
Ах! Какая же интересная все-таки эта штука – жизнь, милые вы мои!
Чтение 3 класс.
Тема: Чтение рассказа О.Донченко «Теленок»
Цели:
- Формировать навык сознательного, правильного, беглово, выразительного чтения.
- Учить устанавливать причино-следственные связи и закономерности, опираясь на собственный опыт.
- Развивать связную устную речь.
- Воспитывать трудолюбие и заботливое отношение к животным.
Оборудование: телевизор с «бегущей лентой», «Цветик-семицветик» (с диалогами), «Волшебная палочка», таблица Тоцкого, набор вопросов, у каждого ребенка вопросы без вопросительного слова, телевизор с кассовой лентой, гармошка со словами из текста.
Ход урока.
I. Организационный момент
1. Речевая разминка:
а) произнесение звуков на выдохе: «А», «О», «У», «И», «Э», «С»;
б) работа с таблицей Тоцкого М.П.
1. А Б В Г Д
2. Е Ё Ж З И
3. Й К Л М Н
4. О П Р С Т
5. У Ф Х Ц Ч
6. Ш Щ Ъ Ы Ь
7. Э Ю Я
в) упражнение на зрительное восприятие. Показывается картинка «Мои друзья» — можно ли обозначить одним словом то, что изображено на картинке? (Можно. Это домашние животные);
г) подготовительное чтение знакомого стихотворения по «бегущей ленте» с одновременным проговариваением и массажем ушей.
Учитель:
— Прочитаем знакомое нам стихотворение хором, одновременно массируя кончики ушей.
II. Вступительная беседа
Учитель:
— Какую тему мы изучаем? («Учимся трудиться»). Детям показывается телевизор с «бегущей лентой».
— Что нужно, чтобы животные выросли? (Трудиться).
— Сейчас мы будем читать рассказ О.Донченко «Теленок» (выставляется иллюстрация «Теленок». Предлагается схема ).
— Как можно назвать по-другому теленка, когда у него появляются рога? (Бык, корова). Дети угадывают, что это бык.
— Давайте подразним бычка!
Дразнилка-скороговорка:
Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка была губа тупа.
Дразнилка проговаривается с движением пальцев 2 раза (сжимание и разжимание).
1 раз – сидя, надавливая на подушечки всех пальцев, большим «Пальчики здороваются», создавая ритм.
2 раз – это же движение выполняется с прыжками.
III. Работа над новым текстом
- Чтение текста учителем.
— Я буду читать текст, а вы подумайте, о ком говорится в этом рассказе. После прочтения текста. Дети отвечают: «В рассказе говорится о мальчике Мите и теленке».
2. Работа над содержанием.
У каждого ребенка на столе лежит вопросительное предложение без вопросительного слова. У слабых – полное предложение. Слова-вопросы развешены и разложены по классу хаотично.
— Найдите нужное вопросительное слово и прочитайте вопрос полностью. На заданные вопросы дети отвечают. (За правильность выполнения необходимо стимулировать детей жетоном).
3. Релаксация (восстанавливает работоспособность). Одновременное сжимание кулачков и зажмуривание глаз с напряжением и задержкой дыхания 3 раза.
4. Словарная работа.
а) «ЭХО» чтение слов с объяснением смысла (на доске).
ПИ-ТО-МЕЦ – тот, кого кормят, воспитывают, заботятся;
ВЕ-ТЕ-РИ-НАР-НЫЙ врач – лечит животных;
БЛА-ГО-ПО-ЛУЧ-НО – удачно, успешно;
ОТ-ТОЛК-НУВ-ШИСЬ – толчком от чего-то;
ЗА-ВЕ-ДУ-Ю-ЩИЙ – заведует фермой;
ОТ-ЧА-ЯН-НЫЙ – зов – безвыходный, безнадежный.
— Давайте крикнем отчаянно так же, как кричал теленок.
«М-ма-э-э-э!» (записано на доске). Сначала дети кричат тихо, по сигналу учителя – громче, еще громче, сила голоса увеличивается.
Дети читают после учителя, обращая внимание на ударение, по слогам, а затем целым словом. После этой работы учитель закрывает левую часть и просит восстановить слова по памяти;
б) чтение слов со стечением согласных:
сла-слабый сто-стоял
сде-сделал кре-крепкий
при-прибавлял здо-здоровый
сми-смирный
— Какие два слова обозначают одинаковый смысл.
— Два слова противоположные по смыслу (например: большой-маленький; ночь-день);
в) проговаривание с хлопками слов из словаря:
ТЕ-ЛЕ-НОК
КО-РО-ВА
СА-ХАР
IV. Логоритмическая физминутка «Курица и цыплята»
Работа над интонационной стороной речи:
а) игра «Цветик-Семицветик». Ученики по желанию подходят к доске и срывают лепесток с диалогом, читают соблюдая интонацию;
б) драматизация сцены «Мама и Митя». После сцены дети хлопают как в театре;
в) чтение по цепочке с «волшебной палочкой». Дети читают предложения по цепочке, передавая друг другу палочку. По сигналу учителя (стук карандаша или хлопок) меняется способ чтения;
г) чтение по цепочке способом «2 + 2». Учитель взяв палочку у последнего читающего, начинает читать два предложения, предварителньо предупредив детей:
— читаем способом 2 + 2, продолжаем чтение.
Учитель читает 2 предложения, ученик повторяет последнее и продолжает читать следующие 2 предложения, затем снова учитель и второй ученик и т.д. Все дети должны прочитать по 1 разу;
д) чтение с заданием. По сигналу учителя начинается хоровое чтение с подчеркиванием слов карандашом на слово «Стоп». По сигналу «Стоп» нужно подчеркнуть слово и продолжать хоровое чтение дальше до определенного сигнала. Текст до конца читать не обязательно. В этом задании самому внимательному вручается жетон;
е) составление картинного плана. Выставляются 3 картинки по содержанию из текста, нужн овосстановить последовательность событий (вывешивается отрывок из текста с замазанными окончаниями)
И стал маль ухажив за теленк .
Кормил его молок из ложк ,
в моло прибавл саха . Два раза
в день менял соломенн подстилк
и, как ребен , мыл тепл вод с мыл
— Прочитайте отрывок глазами без голоса.
— К какой картинке относится отрывок?
— Найди ошибку. В этом отрывке имеется ошибка вместо слова «кормил теленка из соски» написано слово «из ложки».
V. Домашнее задание
1. Найди отрывок, относящийся к нашей странице, и выразительно его прочитай.
2. Перескажи рассказ по плану.
VI. Подведение итогов
— Спасибо всем! Я очень довольна. Молодцы! Давайте отметим лучших. Подсчитам количество жетонов. Похлопаем победителям.
VII. Оценивание
Нужно обязательно похвалить слабых детей. Дать возможность поверить в собственные силы.
— У тебя всё получится!
— Сегодня ты молодец!
— Ещё чуть-чуть постараешься и все будет получаться. (Можно похлопать по плечу).
Изучение нового материала.
Слайд 3.
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
Беседа.
Дети угадывают, что это бык.
Дети выполняют дразнилку с движением пальцев (2 раза).
Слушают образцовое чтение учителя.
Работа над содержанием.
На заданные вопросы дети отвечают.
Релаксация. (Восстанавливает работоспособность.)
.
а) «ЭХО» чтение слов с объяснением смысла (на доске).
ПИ-ТО-МЕЦ — тот, кого кормят, воспитывают, заботятся;
ВЕ-ТЕ-РИ-НАР-НЫЙ врач — лечит животных;
БЛА-ГО-ПО-ЛУЧ-НО — удачно, успешно;
ОТ-ТОЛ К-НУВ-ШИСЬ — толчком от чего-то;
ЗА-ВЕ-ДУ-Ю-ЩИЙ -заведует фермой;
ОТ-ЧА-ЯН-НЫЙ — зов — безвыходный,
Сначала дети кричат тихо, по сигналу учителя: «громче, ещё громче», сила голоса увеличивается».
Дети читают после учителя, обращая внимание на ударение, по слогам, а затем целым словом.
б) Чтение слов со стечением согласных.сла-слабый сто — стоял
сде-сделал кре-крепкий
при-прибавлял здо-здоровый
сми-смирный
Проговаривание с хлопками слов из словаря. ТЕ-ЛЕ-НОК, КО-РО-ВА, СА-ХАР
Ученики по желанию подходят к доске и срывают лепесток с диалогом, читают, соблюдая интонацию);
Дети (3 группы) по очереди разыгрывают сценку ««Мама и Митя».
Дети читают предложения по цепочке, передавая друг другу палочку. По сигналу учителя (стук карандаша или хлопок) меняется способ чтения).
Чтение с заданием.
Составляют картинный план.
Читают «про себя».
Детям показывается телевизор с бегущей лентой (рис. 2.1).
— Что нужно, чтобы животные выросли? — Сейчас мы будем читать рассказ О. Донченко «Телёнок». (Выставляется иллюстрация к рассказу «Телёнок».
— Как можно назвать по-другому телёнка, когда у него появятся рога? (Бык, корова).
-Давайте проговорим дразнилку-скороговорку бычка!
1. Чтение текста учителем.
— Я буду читать текст, а вы подумайте, о ком говорится в этом рассказе после прочтения текста.
— Найдите нужное вопросительное слово и прочитайте вопрос полностью.
На заданные вопросы дети отвечают. (За правильность выполнения необходимо стимулировать детей жетоном.)
— А теперь немного отдохнем
Словарная работа.
А какие слова непонятны?
На доске словарные слова , давайте их объясним, как вы их понимаете, а затем я открою створку на доске и мы узнаем, правильно ли мы думали.
«М-ма-э-э-э!» (За- Какие два слова обозначают одинаковый смысл.
—
Два слова противоположные по смыслу (например: большой – маленький, написано на доске)
А теперь проговариваем слова при помощи хлопков.
IV. Логоритмическая физминутка «Курица и цыплята»
а) игра «Цветик-семицветик»,
б) драматизация сцены «Мама и Митя».
(театрально- игровая технология),
в) чтение по цепочке с «Волшебной палочкой»,
г) чтение по цепочке способом «2+2». Учитель, взяв палочку у последнего читающего, начинает читать два предложения, предварительно предупредив детей:
-Читаем способом «2+2», продолжаем чтение.
е) составление картинного плана.
— Восстановите последовательность событий. (Вывешивается отрывок из текста с замазанными окончаниями.)
И стал маль[][][]
ухажив[][][]
за теленк[][].
Кормил его молок[][] из ложк[],
в моло[][]
прибавл[][] саха[]. . Два раза
в день менял соломенн[][] подстилк[][]
и, как ребенЦ], мыл тепл[][]вод[][]с мыл[][]
— Прочитайте отрывок глазами без голоса.
— К какой картинке относится отрывок?
— Найдите ошибку.
В этом отрывке имеется ошибка вместо слова «кормил телёнка из соски» написано слово «из ложки»
(Трудиться.)
Предлагается схема: I II I.)
Дразнилка-скороговорка: Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок. У быка была губа тупа
1 раз — сидя, надавливая на подушечки всех пальцев большим «пальник здоровается», создавая ритм.
2 раз — это же движение выполняется с прыжками.
III. Работа над новым текстом.
Ответы детей.
В рассказе говорится о мальчике Мите и теленке.
. У каждого ребенка на столе лежит вопросительное предложение без вопросительного слова У «слабых» — полное предложение. Слова-вопросы развешены и разложены по классу.
Одновременное сжимание кулачков и зажмуривание глаз с напряжением и задержкой дыхания (3 раза).
безнадежный.
Объясняют
— Давайте крикнем отчаянно так же, как кричал телёнок.
.
После этой работы учитель закрывает левую часть и просит детей восстановить слова по памяти;
(После сцены дети хлопают, как в театре)
Учитель читает 2 предложения, ученик повторяет последнее и продолжает читать следующие 2 предложения, затем снова учитель и второй ученик и т.д. (Все дети должны прочитать по одному разу).
(По сигналу учителя начинается хоровое чтение с подчеркиванием слов карандашом на слово «стоп». По сигналу «стоп» нужно подчеркнуть слово и продолжать хоровое чтение дальше до определенного сигнала. Текст до конца читать не обязательно. В этом задании самому внимательному вручается жетон).
(Выставляются 3 картинки по содержанию из текста)
Умение работать по схеме.
Умение правильно
произносить звуки.
Умение подбирать вопросительное слово
Умение четко произносить слова.
Умение находить противоположные по смыслу слова
Работа над интонационной стороной речи
Работа по развитию и применению театральных жестов
Отработка навыков чтения
коррекция зрительного и слухового восприятия.
Развитие артикуляции, коррекция пространственного мышления и двигательных навыков
Развитие речи
Развитие памяти
Развитие речи
Развитие ритма
Развитие речи
|
Харьковского филиала этой организации. Николай и сестра Наталья. Раннее детство Олесь провел в местечке Большая Богачка, в котором учительствовал его отец. В 1911 году семья переехала в г. Лубны. Отец работал учителем труда, а Олеся отдали учиться в мужскую гимназию. Он закончил ее в 1919 году, затем еще и трехмесячные курсы внешкольного просвещения. Работал учителем, инспектором политпросвещения. стихотворения. В 1923-м женится на Марии Макаровне, а осенью 1924 года по призыву комсомола записывается добровольцем в пограничные войска и служит рядовым в кавалерийском полку, расквартированном в Гниване (Винницкая область). Спустя некоторое время полк был переведен с западной границы в Проскуров (ныне – г. Хмельницкий) и там Донченко назначают старшим полковым учителем, что давало также и время для литературного творчества. должность секретаря юношеского сектора Государственного издательства Украины. В Харькове он также вступает в литературную комсомольскую организацию «Молодняк» и полностью посвящает себя литературе. Он становится писателем-профессионалом, хотя и продолжает трудиться в издательстве РАТАУ (Радиотелеграфное агентство Украины). В то время он жил в писательском доме «Слово», где завел крепкую дружбу с начинающим украинским писателем Дмитрием Бедзиком, соседом по дому. журливії звуки), напечатанное в лубенской газете «Рідний край». Первая книга – сборник стихотворений «Красная писанка» (Червона писанка) – вышла в 1926 году. Два года спустя увидел свет его второй поэтический сборник «Окраины». Тогда же, в 1928 году, вышло и его первое крупное произведение – повесть «Золотой паучок» (Золотий павучок), тираж которой спустя десятилетие (в мае 1939 года) неожиданно был изъят из библиотек вследствие официальной критики произведения: «Герои этой повести хвастаются тем, что не проявили достаточной бдительности в борьбе с врагом. Эта книга вредная потому, что не мобилизует внимание читателя на подъеме революционной бдительности». более тридцати книг стихотворных сказок, рассказов и поэтических сборников, а с 1932 года переключился исключительно на прозу, большинство которой было предназначено детям и подросткам. большой металлургический комбинат. В результате в 1932-м выходит повесть о жестокой борьбе в казахском ауле в период коллективизации «Аул Иргиз», а год спустя – роман «Звёздная крепость» (Зоряна фортеця), в котором описывается эта крупная социалистическая стройка. А для написания романа «Море отступает» (Море відступає) Донченко некоторое время жил в Баку и изучал работу нефтяников Каспия и азербайджанского народа. моряков. На подводной лодке проводит несколько дней и принимает участие в подводном походе в Балтийском море. В результате этого в 1941 году появилась повесть «Подводный корабль» (Підводний корабель). в Казахстан, где жил на станции Агадыр Карагандинской железной дороги и работал специальным корреспондентом газет «За большевистские темпы» и «Угольная магистраль». В феврале 1944 после освобождения родины, Донченко вернулся в Харьков, начал работать в газете «Большевик Южной» и на протяжении последующего десятилетия опубликовал ряд драматических произведений, многочисленных рассказов, повестей, романов. Большинство его произведений посвящено проблемам воспитания детей и юношества. Среди них особо выделяются повести «Школа над морем», «Юрка Васюта» и роман «Золотая медаль». Многие произведения Олеся Донченко были переведены на языки народов СССР. Одессу и поселился в рыбацкой артели им. Шмидта на Большом фонтане. Там он заводит дружбу с рыбаками, с которыми выходит на шаландах в море, бывает в гостях у моряков-пограничников и даже посещает Слободской школу, в которой и нашел образы героев своей повести. В этом произведении есть глава, в которой автор вставляет научно-фантастический рассказ о посещении советской экспедиции планеты Марс – «Профессор межзвездной авиации находит браунинг на Марсе». Это рассказ одного их школьников на заседании кружка юных астрономов, но сюжет и фабула его повествования вполне закончены, что не совсем обычно для творчества Донченка, у которого нет фантастических произведений. читателя секретной японской лабораторией, в которой было разработано новейшее химическое оружие – обычные на вид детские зеленые мячи, которыми можно спокойно играться на улице. Но эти «мячики» были нашпигованы смертельным газом, который посредством испарения оболочки испускался спустя час-другой после игры с ними на открытом воздухе. «Зеленые мячи» – яркий элемент скрытой фантастики, который нередко использовали авторы 1940-1950-х годов в своих приключенческих произведениях. романа писателя под названием «Стекло, которое не бьется». Сам роман (вполне реалистический) «Звездная крепость» был издан год спустя. Но вот в пятой главе четвертого раздела этой книги автор рассказывает историю изобретения стекла, которое невозможно разбить. Позднее схожий сюжет о невероятно крепком стекле был использован украинскими писателями Дмитрием Бузько в романе «Хрустальный край» (Кришталевий край, 1935) и Николаем Дашкиевым в повести «Хрустальные дороги» (Кришталеві дороги, 1970). Лубнах, куда незадолго это этого приехал из Харькова на отдых вместе с женой. В настоящее время имя писателя носит Лубенский детский парк культуры и отдыха.
Произведения автора
Публикации на русском языкеОтдельные издания
Публикации в периодике и сборниках
Творчество автора
Публикации на украинском языкеСобрания сочинения
Отдельные издания
Публикации в периодике и сборниках
Публицистика
Творчество автора
© Виталий Карацупа, 2013-2017 |
— А то что же у нас выходит? — говорил Вова. — Мы предупредительно пишем: «Это не корова, а закат солнца». Будто зрители сами не понимают, что перед ними в самом деле закат солнца.
— Подожди, — горячилась Нина, — а что ты скажешь по поводу такого названия картины, как, скажем, «Над вечным покоем»? Не церквушка, а именно «Над вечным покоем!» Название дополняет картину! И надо уметь найти такое название! Не «Грачи вьют гнезда», не «Весна», а «Грачи прилетели»! Не «Старики», а «Все в прошлом», не «Наводнение», а «Большая вода»!
Вове было приятно, что Нина вспомнила эти картины. Он доверительно рассказал ей о своих творческих планах.
— Мне хотелось бы сделать такое полотно, — мечтательно говорил Вова. — Представь себе, Нина: осень, дорога в поле, небольшая рощица, мостик через ручей. Наша родная, дорогая сердцу природа. У дороги, на опушке, стоит девушка с букетом желтых кленовых листьев. В небе журавлиный ключ, летящий на юг, и девушка белым платком машет ему вслед… Я так ярко вижу все это и обязательно напишу такую картину, как только стану взрослым.
Но Нина не улыбнулась на последние слова.
— Я тоже вижу, Вова, — почему-то тихо сказала она. — Вижу твою будущую прекрасную картину… Хочешь знать, какое я дала бы ей название? Хорошее название из песни «У вирий птахи відлітають». Каждый бы вспомнил слова этой песни, и это только подчеркнуло бы патриотическое содержание картины.
Нина подумала и прибавила:
— У меня есть еще хороший сюжет для тебя. Вот послушай. Во-первых — название картины «Приехала!» Одно слово. И все. Приезд знатного человека в колхоз по приглашению. Кто она? Наверно — известная писательница. Только что уехала машина. Людей — толпа, школьники с букетами цветов, женщину торжественно встречают. А она идет — гордая, с осознанием, что ее знают и любят сотни тысяч читателей, что это ради нее собралась такая толпа, для нее эти цветы, для нее играет оркестр…
— Приезд знатного человека в колхоз — это хорошо, — задумчиво произнес Вова. — А вот только мне не совсем нравится эта гордость, осознание, что все — ради нее.
— Почему? Естественное чувство. Талант вознагражден, талант приветствуют…
— Так-то оно так, только все-таки без гордого осознания лучше. Это же наша, советская писательница. Скромность… Я бы сделал совсем иначе.
Вова опомнился, что до сих пор говорил лишь о себе, ему интересно было узнать, чем занимается Нина. Парень знал о ее литературных опытах, он осторожно и деликатно расспрашивал, что нового она написала, что думает писать, и она, чувствуя к нему полное доверие, искренне рассказала о своих успехах и неудачах. Вова внимательно слушал, а потом сказал:
— Я думаю, что рассказ у тебя получится. Ты уже совсем четко видишь героев. Вот у нас, художников («у нас» само сорвалось у Вовы с языка), случается так: пишешь что-нибудь и сам видишь — не играет оно, не горит. Подумаешь — и дашь еще один мазок, еще какую-то черточку, — и вдруг вся картина так и оживет, будто солнце на нее брызнет. Это когда найдешь какую-то живую деталь, только непременно чтобы она была правдивой… Наверное, и в литературном произведении так. Правильно я говорю, Нина?
Вова взлохматил пятерней волосы — он, наверное, взял этот жест у кого-то из художников.
Нина смотрела на парня и думала, что с ним очень интересно разговаривать. Ему, наверное, можно будет и рассказ прочитать, он сумеет дать ценные советы.
После ужина Евгения Григорьевна сыграла на пианино свою любимую «Лунную сонату» Бетховена. Играла она взволнованно, с чувством, откинув назад голову, будто видела в эту минуту, как месяц плыл над садами, над приморским городом, как лунная дорога растопленным золотом текла к горизонту, в море…
Поочередно играли Марийка и Нина. Юля сидела в уголке, слушала. К ней подошел Виктор.
— Так люблю музыку, — сказала она, — а сама не умею играть. Я должна научиться, Витя.
— Зачем? У тебя же есть стенография!
— Не очень остроумная шутка.
— Я уверен, — промолвил Виктор, — что стенографию вообще скоро положат в архив, ликвидируют, как специальность. Ведь у нас есть замечательные магнитофоны.
— Представь себе, мне она отнюдь не мешает!
Юле стало досадно, что Виктор ничего не сказал о музыке и так неуместно перевел разговор на стенографию. А ей хотелось поговорить с ним о произведениях своих любимых композиторов, поспорить. Юля еще была под впечатлением «Лунной сонаты», которая почему-то вызывала у нее всегда одно и то же воспоминание из раннего детства.
Наверное, тогда ей было не больше пяти лет. Она проснулась среди ночи и увидела чье-то бледное лицо, заглядывающее в окно. Ей стало страшно, она крепко закрыла глаза, но и сквозь веки ощущала тихое свечение, словно прикосновенье легоньких пальцев. Страх прошел, и девочка снова увидела лунный лик и золотую дорожку на полу. Как стучало детское сердце, когда девочка встала с кровати и по той лунной дорожке подошла к окну и влезла на подоконник. Бледное, унылое сияние влекло все ее маленькое существо, она простерла вперед ручонки и здесь услышала испуганный крик матери…
Виктор наклонился, заглянул Юле в глаза и тихо, серьезно сказал:
— Извини меня. Я — дурак…
Она быстро взглянула на него, пораженная, что он сразу понял ее настроение. Досада развеялась, как облако, и нежная, теплая радость плеснула в душу. «Какой он чуткий, какой хороший! Дорогой, дорогой!..» Юля еще ни разу не говорила ему таких слов, но их можно было прочитать в ее глазах, и Виктор, наверное, прочитал.
— Юля! — шепнул он или, может, ей только показалось, что шепнул. И не сказал больше ничего, только ласковая грусть затуманила взор. Ему сейчас хотелось молчать и прислушиваться к тому, что звучало в сердце.
Нина выкатилась на середину комнаты, заплескала в ладоши:
— Танцы! Танцы!
Загрохотал стол, стулья сдвинули в угол, Марийка с силой ударила по клавишам, и Нина понеслась с Вовой Морозом, пристукивая каблуками, сияя глазами, раскрасневшаяся и счастливая. За ними во второй паре шел Юрий Юрьевич с Евгенией Григорьевной, и в скором времени уже все гости танцевали краковяк.
Юля с Виктором вступили в танец последними. Они танцевали очень внимательно и сосредоточенно, словно делали какое-то важное дело. Комната исполнилась стуком ног по паркету, смехом, звонкими восклицаниями, музыкой, и в этом радостном гаме и Юля, и Виктор молча переживали свою радость, скрытую от других и потому еще более дорогую каждому из них. «Тебе хорошо со мной?» — спросила Юля глазами, и Виктор ответил ей так же: «Как странно, мы — в веселой толпе, но сейчас мы только вдвоем и большее нет никого».
Тем временем Юрий Юрьевич говорил Евгении Григорьевне:
— Когда я бываю среди нашей молодежи, у меня возникает чувство, будто я еще ничегошеньки не успел сделать для этих юношей и девчат. Как вы думаете — почему так?
— Потому, Юрий Юрьевич, что они невыразимо прекрасны, чисты, вдохновенны. Им хочется отдать не одну, а две жизни, и что бы мы ни сделали для них, все кажется слишком маленьким.
У Евгении Григорьевны тихо закружилась голова, непонятная слабость сковала руки и ноги. Она извинилась и присела в уголок дивана отдохнуть. Но слабость не проходила, и будто невидимая пленка застилала глаза.
Женщина поняла, что это не усталость, а что-то неизвестное подкралось к ней незаметно, вошло в организм и теперь всегда с нею.
Вальс Нина танцевала тоже с Вовой. Когда они сели отдохнуть, Вова спросил:
— А ты знаешь, как надо писать произведения? Существуют же какие-то правила, без них рассказ не выйдет.
Нина возмутилась:
— О каких правилах ты говоришь? Разве они существуют для художественных произведений?
— Конечно! Наверно, что-то есть — как, например, строить сюжет…
— А как ты думаешь: знал какие-то правила автор «Слова о полку Игоревом»?
Она глянула Вове в глаза и виновато улыбнулась:
— А впрочем, Вова, есть такое правило. Ты сам сегодня говорил о нем: нужна правда! Чтобы все было правдиво!
Об авторе
Олесь Донченко (настоящее имя и фамилия Александр Васильевич Донченко) (укр. Олесь Донченко; 19 августа 1902, с. Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии — 12 апреля 1954, Лубны Полтавской области) — украинский советский детский писатель и поэт.
Родился на Полтавщине в семье учителя. Детство и юность провел в городе Лубны. Окончил Лубенскую мужскую гимназию и курсы внешкольного образования.
Стихи и пьесы начал писать еще в школьные годы. Сразу по окончании гимназии включился в революционные преобразования в Украине: был внешкольным учителем, районным инспектором политпросвещения. Первые стихи были напечатаны в 1918 году. В это неспокойное время он много ездит по селам, организует избы-читальни, библиотеки, драмкружки, клубы, разъясняет декреты Советской власти, читает лекции, выступает со своими стихами.
В 1924 году записывается добровольцем в пограничные войска, служит в кавалерийскому полку, который был расквартирован в Гниване, а затем переведен с западной границы в Проскуров. На военной службе А. Донченко занимает должность старшего полкового учителя. В то же время он продолжает писать стихи, поэмы.
1926 выходит его первый поэтический сборник — «Красная писанка». Вскоре после выхода этого сборника, осенью 1926 года, А. Донченко был отозван из армии для литературной работы.
Он поселился в Харькове — тогдашней столице Украины, вступил в организацию литераторов комсомольцев «Молодняк», Пролитфронт, ВУСПП и целиком посвятил себя писательству, работая в отделе детской литературы Государственного издательства Украины.
За четыре года, с 1927-го по 1931-й, А. Донченко издал более тридцати книг своих стихов и сказок для маленьких читателей, затем перешел к прозе — рассказов и повестей, тоже в основном предназначенных для детей и юношества.
В начале 1930-х годов опубликовал повести и романы об индустриализации в СССР: «Две весны» (1931), «Звездная крепость» (1933), «Море отступает», «Разведчики недр» (обе — 1934).
В годы Великой Отечественной войны А. Донченко, который не попал в армию по состоянию здоровья, был эвакуирован вместе с семьей в Казахстан, где работал корреспондентом газеты «Угольная магистраль».
После войны вернулся в Харьков, а затем поселился в городе своей молодости — Лубнах, где и провел последние годы своей жизни.
О. Донченко внес значительный вклад в развитие украинской прозы для детей и юношества. В творческом наследии писателя около ста книг для детей и юношества.
Многие произведения Донченко переведены на языки народов СССР. Рассказ «Теленок» представлял СССР (наряду с рассказами В. Железникова, Р. Погодина, М. Мревлишвили, Я. Раннапа, Х. Назира) в Сборнике рассказов писателей разных стран «Дети мира» (1962), подготовленный международной редакционной коллегией (издан в СССР в 1965 году).
(По материала Wikipedia)