О генри последний лист смысл рассказа

Рассказ О’Генри «Последний лист» посвящен тому, как главный герой, художник, спасает жизнь смертельно больной девушке ценой собственной жизни. Делает он это благодаря своему творчеству, и последняя его работа оказывается своего рода прощальным подарком ей.

В небольшой квартирке живут несколько человек, среди них две молодые подруги, Сью и Джонси, и уже старый художник, Берман. Одна из девушек, Джонси, серьезно заболевает, и самое печальное состоит в том, что ей самой уже почти не хочется жить, она отказывается бороться за жизнь.

Девушка определяет для себя, что умрет она, когда упадет последний лист с дерева, растущего около ее окна, убеждает саму себя в этой мысли. Но художник не может смириться с тем, что она будет просто ждать своей смерти, готовясь к ней.

И он решает перехитрить и смерть, и природу — ночью он приматывает к ветке нитью нарисованный бумажный лист, копию настоящего, чтобы последний лист никогда не упал и, следовательно, девушка не дала себе «команды» умирать.

Замысел его работает: девушка, все ждущая падения последнего листа и своей смерти, начинает верить в возможность выздоровления. Наблюдая за тем, как последний лист все не падает и не падает, она начинает медленно приходить в себя. И, в конце концов, побеждает болезнь.

Однако вскоре после собственного выздоровления она узнает, что старик Берман только что скончался в больнице. Оказывается, тот серьезно простудился, когда холодной ветреной ночью вешал на дерево фальшивый листок. Художник умирает, но на память о нем девушкам остается этот лист, созданный в ту ночь, когда на самом деле упал последний.

Размышления о назначении художника и искусства

О’Генри в этом рассказе размышляет о том, каково же на самом деле предназначение художника и искусства. Описывая историю этой несчастной больной и потерявшей надежду девушки, он приходит к выводу, что люди талантливые приходят в этот мир, дабы помогать людям более простым и спасать их.

Поскольку ни у кого, кроме как у человека, наделенного творческим воображением, не могло бы возникнуть столь абсурдной и одновременно столь прекрасной идеи — заменить настоящие листы бумажными, нарисовав их столь искусно, что никто и не отличил. Но за это спасение художнику пришлось заплатить собственной жизнью, это творческое решение оказалось своего рода его лебединой песней.

Также он рассуждает и о воле к жизни. Ведь, как сказал доктор, у Джонси был шанс выжить, только если она сама поверит в такую возможность. Но девушка готова была малодушно опустить руки, пока не увидела так и не упавший последний лист. О’Генри дает понять читателям, что все в их жизни зависит лишь от них самих, что силой воли и жаждой жизни можно даже победить смерть.

О.Генри Последний лист

Чтение первого отрывка.

Стадия получения информации.

«Две молодые художницы Сью и Джонси поселились на окраине города.

Осенью Джонси тяжело заболела. Доктор сказал, что она выживет, только если сама захочет жить.

Но Джонси уже потеряла надежду. «Видишь листья на плюще? Когда упадет последний лист, я умру», — сказала она подруге. Сью посмотрела в окно. Она увидела пустой унылый двор и глухую стену кирпичного дома. Около стены рос старый плющ, и холодное дыхание осени срывало с него последние листья.

«Какие глупости ты говоришь! Постарайся уснуть», — сказала Сью. Она спустилась этажом ниже, чтобы поделиться с кем-нибудь печалью. Там жил старый художник. В искусстве он считался неудачником. Он все собирался написать шедевр, но даже и не начал его. «Какая глупость умирать оттого, что листья падают с проклятого дерева!» — воскликнул он».

Стадия осмысления.

— Какова тема?(Тяжелая болезнь.)

— Какой вы представляете Джонси?(Составление кластера.)

Молодая, больная, без надежды, без желания жить, осень в душе.

— Что странно?(Молодая, а жить не хочет.)

— Каким вы представляете художника?

(Составление кластера.)

Неудачник, старый, мечтал о шедевре, не собирался умирать.

— Что странно? Мечтал о шедевре, но даже не начал его рисовать.

— О чем же рассказ? Какова его тема?(О жизни и смерти.)

— Хотите узнать, что будет дальше?

Чтение второго отрывка.

Стадия получения информации.

«На другое утро Джонси шепотом попросила: «Подними штору, я хочу посмотреть». Сью повиновалась. И что же? После проливного дождя и резких порывов ветра на фоне кирпичной стены виднелся один лист плюща, последний! Зеленый у стебелька, желтоватый по краям, он храбро держался на ветках.

День прошел, и даже в сумерки они видели, что одинокий лист плюща держится на своем стебельке на фоне кирпичной стены. А потом, с наступлением темноты, опять поднялся северный ветер, и дождь беспрерывно стучал в окна.

Как только рассвело, беспощадная Джонси велела снова поднять штору.

Лист плюща все еще оставался на месте.

Джонси долго лежала, глядя на него. Потом позвала Сью и сказала: «Я была скверной девчонкой. Грешно желать себе смерти. Этот последний лист остался на ветке, чтобы показать мне это».

Стадия осмысления.

— Что нового узнали о Джонси?

Беспощадная, упрямая, справедливая.

— Как называется то состояние, в котором находится Джоана?Она борется сама с собой, находится в ожидании неизбежного.

— Можно ли назвать ее сильным человеком?

Она сильный человек, потому что смогла признаться в неправильном отношении к своей жизни.

— Что повлияло на изменение ее отношения к жизни?

Даже последний листочек борется за жизнь.

— А где же старый художник? Может быть, рисует свой шедевр?

— Что будет дальше? Предположите. («Дерево предсказаний»

История дружбы и самопожертвования в новелле «Последний лист»

«Последний лист» О. Генри — одна из наилучших и известнейших новелл нью-йоркского цикла. Это трогательная история самоотверженной дружбы и самопожертвования. Центральные персонажи произведения — две бедные девушки-художницы Сью и Джонси, которые приехали в Нью-Йорк из провинции. В ноябре одна из них, Джонси, тяжело заболела пневмонией. Часами она смотрела в окно, на плющ, который рос на стене дома во дворе, считала листья, которые опадали с плюща: Джонси казалось, что, когда последний лист опадет, она умрет. Все усилия Сью отвлечь Джонси от этой опасной мысли терпели поражение. И вот на плюще остался последний лист. Жизнь девушки спас старый художник по имени Берман, бедный неудачник, который жил на первом этаже, под студией Сью и Джонси.

Он под холодным дождем ночью нарисовал на стене лист плюща вместо того, который сорвал ветер. Лист, который не подчиняется холодным ветрам и остается на плюще, возбудил у Джонси волю к жизни, и она выздоровела. А старый Берман заболел пневмонией и умер. Эта печальная и почти трагическая история, наполнена глубокими переживаниями за судьбу героев.

Они живут в районе «крыш XVIII столетия, голландских мансард и дешевой квартирной платы». Всего имущества у них — «несколько оловянных кружек и одна-две жаровни». Приблизительно на таком же уровне существует старый Берман. Но жалкие жизненные условия героев — лишь фон, на котором наиболее полно расцветает красота их душ. Наиболее психологически сложным образом в новелле является старый Берман. Автор иронизирует на его смешной внешностью («Борода Моисея Микеланджело… спускалась у него с головы сатира… на тело гнома»), над его постоянными разговорами о шедевре, который он когда-нибудь оставит миру.

И вдобавок Берман пьет, у него характер сварливого старика, который издевается над «любой сентиментальностью». Но именно он оказывается способным на великий акт самопожертвования: ценой собственной жизни поддерживает дух Джонси и спасает ее от смерти. Этот старый неудачник и пропойца возникает образцом той действенной любви, которая без единого слова бросается на помощь другим. Образ Бермана приобретает настоящее духовное величие, а смерть его вызывает у нас такую же боль, если бы из жизни ушел близкий для нас человек.

«Последний лист» — одна из наилучших новелл во всей мировой литературе, которая раскрывает тему преданной любви человека к человеку. Новелла является образцом мастерской композиции и отличается динамическим сюжетом. В ней автор использует такой прием, как неожиданная концовка (кстати, это его любимый прием построения сюжета). В сущности, новелла является примером «двойной развязки», т.е. здесь имеются две сюжетные линии: болезнь Джонси и шедевр Бермана.

Формально основной сюжетной линией является болезнь Джонси, но только формально. На самом деле главным событием в произведении является самоотверженность Бермана. Обе линии получают окончательное неожиданное решение только в самом конце новеллы, когда Сью раскрывает правду подруге. Благодаря такому приему О. Генри держит читателя в состоянии напряжения до самого завершения новеллы. Но этот прием выполняет еще одну функцию — с его помощью старый Берман в один миг морально вырастает в наших глазах и превращается в символ самопожертвования.

Маленький подвиг во имя жизни

На улице всю ночь бушевал сильный ветер с дождем и снегом. Но когда утром Джонси попросила подругу раздвинуть шторы, девушки увидели, что на одеревеневшем стебле плюща всё еще держится желто-зеленый листок. И на второй, и на третий день картина не изменилась — упрямый листочек не хотел улетать.

Приободрилась и Джонси, поверив, что умирать ей еще рано. Доктор, посетивший свою пациентку, сказал, что болезнь отступила и здоровье девушки пошло на поправку. Здесь должны зазвучать фанфары — чудо свершилось! Природа встала на сторону человека, не пожелав отнять у слабой девушки надежду на спасение.

Чуть позже читателю предстоит понять, что чудеса происходят по воле тех, кто способен их совершать. В этом нетрудно убедиться, прочитав рассказ полностью или хотя бы его краткое содержание. «Последний лист» О. Генри — история со счастливым финалом, но с легким налетом грусти и светлой печали.

Через несколько дней девушки узнают, что их сосед Берман скончался в больнице от пневмонии. Он сильно простудился в ту самую ночь, когда с плюща должен был упасть последний листок. Желто-зеленое пятнышко со стебельком и словно живыми прожилками художник нарисовал красками на кирпичной стене.

Вселив надежду в сердце умирающей Джонси, Берман пожертвовал своей жизнью. Так заканчивается рассказ О. Генри «Последний лист». Анализ произведения мог бы занять не одну страницу, но мы попытаемся выразить основную его идею всего одной строчкой: «И в обыденной жизни всегда есть место подвигу».

Рассказ О»Генри «Последний лист» посвящен тому, как главный герой, художник, спасает жизнь смертельно больной девушке ценой собственной жизни. Делает он это благодаря своему творчеству, и последняя его работа оказывается своего рода прощальным подарком ей.

В небольшой квартирке живут несколько человек, среди них две молодые подруги, Сью и Джонси, и уже старый художник, Берман. Одна из девушек, Джонси, серьезно заболевает, и самое печальное состоит в том, что ей самой уже почти не хочется жить, она отказывается бороться за жизнь.

Девушка определяет для себя, что умрет она, когда упадет последний лист с дерева, растущего около ее окна, убеждает саму себя в этой мысли. Но художник не может смириться с тем, что она будет просто ждать своей смерти, готовясь к ней.

И он решает перехитрить и смерть, и природу — ночью он приматывает к ветке нитью нарисованный бумажный лист, копию настоящего, чтобы последний лист никогда не упал и, следовательно, девушка не дала себе «команды» умирать.

Замысел его работает: девушка, все ждущая падения последнего листа и своей смерти, начинает верить в возможность выздоровления. Наблюдая за тем, как последний лист все не падает и не падает, она начинает медленно приходить в себя. И, в конце концов, побеждает болезнь.

Однако вскоре после собственного выздоровления она узнает, что старик Берман только что скончался в больнице. Оказывается, тот серьезно простудился, когда холодной ветреной ночью вешал на дерево фальшивый листок. Художник умирает, но на память о нем девушкам остается этот лист, созданный в ту ночь, когда на самом деле упал последний.

“Последний лист” О. Генри: краткое содержание

Новелла американского писателя О.Генри «Последний лист» впервые была опубликована в 1907 году, войдя в сборник рассказов «Горящий светильник». Первая и самая известная экранизация новеллы состоялась в 1952 году. Фильм назывался «Вождь краснокожих и другие».

Молодые художницы Джонси и Сью снимают на двоих небольшую квартиру в Гринвич-Виллидж, нью-йоркском квартале, где всегда предпочитали селиться люди искусства. Джонси заболела пневмонией. Врач, лечивший девушку, заявил, что шансов спастись у художницы нет. Она выживет только в том случае, если сама этого захочет. Но Джонси уже успела потерять интерес к жизни. Лёжа в постели, девушка смотрит в окно на плющ, наблюдая, сколько листьев на нём осталось. Холодный ноябрьский ветер каждый день обрывает всё большее количество листьев. Джонси уверена, она умрёт, когда последний из них будет сорван. Предположения молодой художницы ничем не обоснованы, ведь умереть она может раньше или позже, или не умереть вообще. Однако Джонси бессознательно связывает финал своей жизни с исчезновением последнего листа. Сью обеспокоена мрачными мыслями своей подруги. Уговаривать Джонси избавиться от нелепой идеи бесполезно. Сью делится своими переживаниями с Берманом, старым художником, живущим в том же доме. Берман мечтает о создании настоящего шедевра. Однако мечта уже много лет остаётся только мечтой. Сью предлагает коллеге позировать для неё. Девушка хочет написать с него золотоискателя-отшельника. Узнав о том, что происходит с Джонси, Берман настолько расстраивается, что отказывается позировать.

На следующее утро после разговора Сью со старым художником Джонси замечает, что на плюще остался последний лист, символизирующий для девушки последнюю ниточку, связывающую её с жизнью. Джонси следит за тем, как лист сопротивляется отчаянным порывам ветра. К вечеру пошёл сильный дождь. Художница уверенна, что когда она проснётся завтра утром, листа уже не будет на плюще.

Но утром Джонси обнаруживает, что лист по-прежнему находится на своём месте. Девушка видит в этом знак. Она была не права, желая себе смерти, ей двигало малодушие. Доктор, посетивший Джонси, отмечает, что пациентке стало значительно лучше, и что шансы на выздоровление заметно возросли. Подруги узнают, что Берман тоже заболел, но выздороветь ему не удастся. Через день доктор сообщает Джонси, что её жизнь уже вне опасности. Вечером того же дня девушка узнала о том, что Берман скончался в больнице. Кроме этого, художница узнаёт, что старик, в некотором смысле, умер по её вине. Он простудился и заболел воспалением лёгких в ту ночь, когда плющ потерял последний листок. Берман знал, что значил этот листок для Джонси, и нарисовал новый. Художник заболел, прикрепляя лист к ветке под пронизывающим ветром и проливным дождём.

Характеристика персонажей

Художница Джонси

Творческие личности обладают душой более ранимой, чем обычные люди. Они легко разочаровываются, быстро впадают в депрессию без видимых причин. Именно такой оказалась Джонси. Первые трудности жизни, связанные с болезнью, заставили её упасть духом. Будучи творческой натурой, девушка проводит параллель между листьями плюща, исчезающими каждый день, и днями своей жизни, количество которых тоже уменьшается с каждым днём. Возможно, представитель другой профессии не додумался бы до проведения подобных параллелей.

Старик Берман

Старому художнику не слишком везло в жизни. Он не смог прославиться или разбогатеть. Мечта Бермана – создать настоящий шедевр, который обессмертил бы его имя. Однако время идёт, а художник никак не может взяться за работу. Он просто не знает, что именно нужно рисовать, осознавая при этом, что из-под его кисти непременно должен выйти настоящий шедевр.
Наконец, судьба посылает художнику возможность осуществить свою мечту не совсем обычным способом. Его умирающая соседка возлагает всю надежду на последний лист плюща. Она обязательно умрёт, если этот лист сорвётся с ветки. Бермана огорчают невесёлые мысли девушки, однако в глубине души он её прекрасно понимает, так как его душа так же ранима и полна художественных образов, непонятных для окружающих. Настоящим шедевром оказался маленький незаметный лист, сделавший больше, чем самая потрясающая картина любого из знаменитых коллег Бермана.

Художница Сью

Подруге Джонси достаётся роль посредника между тем, кто утратил надежду, и тем, кто способен её вернуть. Сью дорожит Джонси. Девушек объединяет не только профессия. Проживая в одной квартире, они стали своеобразной маленькой семьёй, поддержкой друг для друга.

Сью искренне желает помочь подруге. Но недостаток жизненного опыта не позволяет ей это сделать. Джонси нужны не просто лекарства. Девушка потеряла желание жить, а это намного хуже, чем невозможность купить нужные медикаменты. Сью не знает, как вернуть Джонси потерянное. Художница направляется к Берману, чтобы он, как старший товарищ, смог ей дать совет.

Анализ произведения

Мастерство автора проявляется в описании бытовых ситуаций. Исключив фантастику, создать необычное из обычного под силу не каждому писателю. Сюжет новеллы сначала кажется слишком прозаичным. Но того, кто решил дочитать произведение до конца, ждёт неожиданная и захватывающая развязка.

Волшебство в произведении

«Последний лист» – ещё один пример рукотворного чуда. Читая новеллу, читатель невольно вспоминает повесть «Алые паруса». Сюжеты произведений совершенно непохожи. Объединяет их чудо, созданное руками человека. Девушка по имени Ассоль всю свою жизнь ждала своего возлюбленного на корабле с алыми парусами просто потому, что в детстве получила «предсказание». Старик, желавший дать надежду несчастному ребёнку, заставил девочку поверить в чудо. Артур Грей сотворил другое чудо, воплотив в жизнь её мечту.

Джонси не ждёт возлюбленного. Она потеряла ориентиры и не знает, как жить дальше. Ей нужен какой-нибудь знак, который она, в конце концов, сама себе создаёт. При этом читатель наблюдает безысходность, навязанную девушкой. Лист плюща рано или поздно оторвётся от ветки, а значит, и смерть рассматривается Джонси как нечто неизбежное. В глубине души молодая художница уже отказалась от жизни. Возможно, она не видит своего будущего, ожидая той же бесславной участи, которая постигла её соседа Бермана. Он не достиг никаких высот и до самой старости оставался неудачником, тешащим себя надеждой создать такую картину, которая его обогатит и прославит.

В нашей следующей статье вы найдете биографию О. Генри – выдающегося мастера коротких рассказов, который за свою творческую карьеру создал почти три сотни новелл и один роман.

Еще одна занимательная новелла О. Генри “Вождь краснокожих” посвящена истории неудачливых похитителей, которые хотели нажиться на ребенке, но судьба распорядилась по иному.

«Шедевр» Бермана по-настоящему бесценен. Один маленький, едва заметный листок бумаги смог сделать то, что не удавалось ни одной известной картине – спасти человеческую жизнь. Художник-неудачник не стал богатым и знаменитым, но его искусство явилось последним доводом в пользу жизни для умирающей девушки. Берман фактически пожертвовал собой, чтобы спасти другого человека.

Вероятно, именно после смерти старого художника жизнь Джонси обретёт новый смысл. Девушка сможет почувствовать радость от каждого прожитого дня, начнёт ценить время, отпущенное ей в этом мире. Теперь она знает, на что способен обыкновенный лист бумаги. Может быть, и её творчество когда-нибудь заставит кого-то сделать правильный выбор.

5.0

02

Рассказ О’Генри «Последний лист» посвящен тому, как главный герой, художник, спасает жизнь смертельно больной девушке ценой собственной жизни. Делает он это благодаря своему творчеству, и последняя его работа оказывается своего рода прощальным подарком ей.

В небольшой квартирке живут несколько человек, среди них две молодые подруги, Сью и Джонси, и уже старый художник, Берман. Одна из девушек, Джонси, серьезно заболевает, и самое печальное состоит в том, что ей самой уже почти не хочется жить, она отказывается бороться за жизнь.

Девушка определяет для себя, что умрет она, когда упадет последний лист с дерева, растущего около ее окна, убеждает саму себя в этой мысли. Но художник не может смириться с тем, что она будет просто ждать своей смерти, готовясь к ней.

И он решает перехитрить и смерть, и природу — ночью он приматывает к ветке нитью нарисованный бумажный лист, копию настоящего, чтобы последний лист никогда не упал и, следовательно, девушка не дала себе «команды» умирать.

Замысел его работает: девушка, все ждущая падения последнего листа и своей смерти, начинает верить в возможность выздоровления. Наблюдая за тем, как последний лист все не падает и не падает, она начинает медленно приходить в себя. И, в конце концов, побеждает болезнь.

Однако вскоре после собственного выздоровления она узнает, что старик Берман только что скончался в больнице. Оказывается, тот серьезно простудился, когда холодной ветреной ночью вешал на дерево фальшивый листок. Художник умирает, но на память о нем девушкам остается этот лист, созданный в ту ночь, когда на самом деле упал последний.

«Последний лист», художественный анализ рассказа О.Генри

Рассказ «Последний лист» впервые увидел свет в 1907-м году в сборнике «Горящий светильник». Как и большинство произведений О.Генри он относится к жанру «коротких рассказов» с неожиданной концовкой.

Название произведения – символический образ ускользающей жизни. Последний лист на плюще, цепляющемся за кирпичную стену соседнего дома, становится для больной пневмонией Джоанны (Джонси) временной точкой отсчёта её смерти. Уставшая от физических страданий девушка, придумывает себе примету, позволяющую надеяться на покой («Я устала ждать. Я устала думать. Мне хочется освободиться от всего, что меня держит»), под которым она, вопреки здравому смыслу, понимает не выздоровление, а смерть.

Психологический настрой Джонси расценивается лечащим врачом как гибельный. Доктор объясняет подруге умирающей девушки Сью, что она должна цепляться за жизнь (совсем как плющ за стену дома), в противном случае её шансы не будут равняться даже один к десяти. Врач (как представитель реалистической профессии) предлагает в качестве смысла жизни – любовь к мужчине. Сью (как человека искусства) удивляет такой выбор. Ей более понятна мечта Джоанны написать красками Неаполитанский залив (об этом больная говорит до тех пор, пока ей не становится хуже, и к этому же возвращается сразу же, как только чувствует себя лучше).

Животворящая сила искусства становится основной идеей рассказа как на уровне частных желаний больной Джоанны, так и общего сюжетного смысла: мечтающий всю жизнь о настоящем шедевре старый, давно уже спившийся художник Берман создаёт изображение, имеющее высшую ценность, изображение, выходящее за рамки искусства, поскольку оно становится самой жизнью. В свою работу старик вкладывает не только талант, но и здоровье: работая под северным порывистым ветром и дождём, он заболевает воспалением лёгких и умирает, даже не дождавшись полного выздоровления Джоанны.

Искусственный (не настоящий) лист оказывается нарисован так искусно, что первое время никто распознаёт в нём подделки. «Тёмнозелёный у стебелька, но тронутый по зубчатым краям желтизной тления и распада» он обманывает не только больную Джонси, но и здоровую Сью. Чудо, созданное руками человека, заставляет девушку поверить в свои жизненные силы, устыдится малодушного желания смерти. Видя, насколько храбро держится последний лист на плюще, Джоанна понимает, что она должна быть сильнее маленького растения: теперь она уже видит в нём не приближающуюся смерть, а несгибаемую жизнь.

Главные герои романа – Сью, Джонси и Берман – становятся воплощением лучших человеческих качеств: любви, заботы, терпения, умения пожертвовать собой ради другого. Похожий одновременно на Моисея, Микеланджело, сатира и гнома Берман воспринимает себя «сторожевым псом» молодых художниц и без малейшей тени сомнения ввязывается в авантюру, стоившую ему жизни. Примечательно, что Джоанну старый художник знает всего несколько месяцев: девушки открывают свою студию в мае, в ноябре Дожанна заболевает пневмонией.

Заботящаяся о больной художнице Сью – работающая ради того, чтобы было, чем её накормить; готовящая для неё куриные бульоны; старающаяся поддержать в ней боевой дух – на первый взгляд, не относится к числу лучших подруг Джоанны. С последней она знакомится случайно и решает работать вместе на основании таких общих интересов как взгляды на искусство, цикорный салат и модные рукава. Для большинства людей эти три позиции вряд ли стали бы основополагающими при принятии решения жить и работать вместе, но для людей искусства в них заключается почти всё: общая художественная цель (духовное родство), одинаковые вкусы в еде (физическое родство), похожий взгляд на моду (единое понимание мира).

Художественное пространство рассказа – запутанное и изломанное, повторяющее само себя несколько раз – замыкает внутри себя происходящие события и отзеркаливает их на примере судеб Джоанны и Бермана (последний выходит за рамки окна, вторгается в реальность, меняет её и умирает вместо смотрящей в окно девушки).

  • «Последний лист», краткое содержание рассказа О.Генри
  • «Дары волхвов», художественный анализ рассказа О.Генри
  • «Дары волхвов», краткое содержание рассказа О.Генри
  • О. Генри, краткая биография
  • «Зелёная дверь», анализ новеллы О. Генри
  • «Фараон и хорал», анализ рассказа О. Генри
  • «Дороги, которые мы выбираем», анализ рассказа О. Генри
  • «Девушка», анализ новеллы О. Генри
  • «Через двадцать лет», анализ новеллы О. Генри
  • «Пока ждет автомобиль», анализ рассказа О. Генри
  • «Пурпурное платье», анализ новеллы О. Генри
  • «Кактус», анализ рассказа О. Генри
  • «Комната на чердаке», анализ новеллы О. Генри
  • «Золото и любовь», анализ новеллы О. Генри
  • «Третий ингредиент», анализ новеллы О. Генри

По произведению: «Последний лист»

По писателю: О. Генри

Краткая история создания

Написание рассказа относится к периоду творчества О. Генри после тюремного заключения 1898—1900 годов. К тому времени Уильям Портер уже был довольно известным писателем в Англии. Из личных событий, произошедших в то время, следует назвать смерть любимой жены от туберкулёза. Находясь в тюрьме, писатель отправлял свои рассказы и новеллы издателям под разными псевдонимами, однако известность получил именно О. Генри.

В преддверии самого плодотворного писательского периода (за 1902 г. написано свыше 380 рассказов) Уильям Портер работает в газете New York World Sunday, где помимо репортажей и описаний текущих событий он также публиковал свои рассказы. В это время у писателя появляется замысел для сборника рассказов, впоследствии названного «Горящий светильник».

В жанре новеллы автор поднимает такие темы:

  • живительная сила искусства;
  • борьба человека с судьбой;
  • размышления о предназначении, смысле жизни и цели как конкретного человека, так и всех людей;
  • самое важное качество — человеколюбие;
  • надежда умирает последней.

Работая над новеллой «Последний лист», О. Генри встретился со своей школьной любовью Сарри Коулман, на которой женился в 1907 году. Есть мнение, что судьба больной девушки в первоначальном варианте рассказа была более печальной; однако под влиянием будущей супруги, тоже писательницы, Уильям изменил концовку.

Краткая биография автора

Мастер жанра «короткий рассказ» родился 11 сентября 1862 года в городе Гринсборо, штат Северная Каролина. Пробовал себя в разных профессиях. Он работал и бухгалтером в фирме недвижимости, и чертёжником в земельном управлении, и кассиром в банке. Первый писательский опыт приобрёл, работая в юмористическом еженедельнике в городе Остине. Тонкий юмор и неожиданные развязки свойственны его рассказам. В течение его творческой жизни было написано около 300 рассказов, полное собрание его сочинений составляет 18 томов.

Интерпретация в других видах искусства

На сегодняшний день новеллу можно не только прочитать в читательских дневниках и онлайн-библиотеках, но и посмотреть. В 2003 году по мотивам рассказа вышел художественный фильм Георгия Хилькевича «Новогодний романс». Послушать аудиокнигу можно в пересказе Ирины Власовой. Известный художник Илья Глазунов написал в 1999 году картину «Больной. Последний лист», отсылающий к новелле Уильяма Портера.

В музыке тема рассказа использовалась советской и российской певицей Светланой Копыловой в одноименной песне «Последний лист». Также снят анимационный клип, вкратце воспроизводящий сюжет рассказа. На театральных подмостках регулярно ставятся постановки и мини-пьесы, адаптированные для современного зрителя или стилизованные под начало прошлого века.

Желание жить

Желание жить, бороться за жизнь, любить её, какой бы сложной она ни казалась. Да, порой кажется, что она несправедлива, жестока, но она прекрасна и неповторима. Порой, чтобы осознать это, необходимо пройти через трудности, оказаться на грани жизни и смерти. И именно находясь на этой зябкой границе, осознаешь, как прекрасна жизнь, как хороши простые окружающие нас изо дня в день вещи: пение птиц, тепло солнца, синева неба. Как важно вспоминать об этом, как необходимо говорить об этом детям, и пусть вам кажется, что они не поймут вас сейчас, именно в эту минуту, но говорить об этом стоит, они обязательно вспомнят ваши слова, когда придет время. Краткое содержание книги О. Генри «Последний лист», описанное выше, может послужить именно таким примером.

Детали сюжета

Действие рассказа происходит в небольшом районе Гринвич-Виллидж на западе Манхэттена. Главные героини, две молодые художницы Джонси и Сью, живут в трёхэтажном доме. У Джонси диагностировали воспаление лёгких, её состояние близко к смерти. Лечащий врач говорит, что шансы на излечение, хоть и небольшие, но есть, однако всё зависит от внутреннего настроя пациентки.

Ситуация усугубляется тем, что сама девушка не имеет никакой воли к жизни, она не видит смысла бороться с болезнью и с нетерпением ждёт своей участи. Джонси, будучи творческой личностью, проводит параллели своего состояния с листьями плюща, который растёт прямо за окном дома:

  1. «Каждый день ветер срывает с дерева листья, которые, подобно человеческой судьбе, не могут противостоять судьбе и зависят лишь от внешних обстоятельств».
  2. «С каждым днём листьев всё меньше и меньше. Мы всегда на пороге смерти и не в наших силах предотвратить её появление».
  3. «Когда с плюща упадёт последний листок, тогда и я умру».

Подруга Джонси, обеспокоенная мрачными и пессимистичными мыслями, идёт к соседу — художнику Берману. Старый художник, в своё время лелеявший мечту написать великую картину, с усмешкой слушал взволнованные речи Сью о своей подруге, вообразившей, что она должна умереть, как только ветер сорвёт последний лист у дерева напротив дома. «Умирать оттого, что листья все опали с проклятого дерева — возможна ли такая глупость? Эх, бедная мисс Джонси!».

На следующее утро на дереве остался лишь один-единственный лист. Джонси уверена, что к следующему дню он не продержится, и тогда наступит её смерть. Девушка весь день наблюдает за тем, как листок, несмотря на дождь и ветер, остаётся висеть на ветке.

Но вот наступило утро очередного дня — а листок продолжает висеть! Джонси восприняла это как хорошее предзнаменование и решила бороться со «стихией» (с болезнью) до последнего, подобно плющевому листку. Врач, заходивший проведать пациентку, установил, что у неё хорошие шансы на выздоровление; также мимоходом он замечает, что у него новый пациент — старик Берман, который заболел буквально на днях.

Вечером Сью сообщает Джонси о смерти старика. Выясняется, что он, услышав о глупом предрассудке девушки про лист плюща, решает нарисовать картину, на которой был бы изображён этот листок. Шедевр, давно планируемый Берманом, был написан именно в ту ночь, когда последний лист плюща был оторван от дерева.

Весь последующий день Сью и Джонси смотрели на «борющийся с непогодой листок», нарисованный художником, чтобы девушка не теряла веру в себя. Сам старик, занимаясь картиной, заболел пневмонией и скончался.

Анализ персонажей

Главная героиня — больная девушка Джонси, художница, которая не знает, зачем ей продолжать жить. Болезнь является лишь закономерным продолжением её депрессии. Не имея цели и опоры в жизни, Джонси начинает цепляться за внешние явления и знаки. Таковым является дерево плюща, которое под осенними ветрами освобождается от листвы. Джонси олицетворяет собой человека искусства, потерявшего свою путеводную звезду и не находящего никакого смысла в дальнейшем существовании.

Её подруга Сью на первый взгляд является полной противоположностью — активная, упорная и жизнерадостная девушка, работающая для того, чтобы прокормить и вылечить свою подругу. Однако если читать «Последний лист» О. Генри внимательно, то становится понятно, что она очень похожа на Джонси. Больше того, она является примером того, какой была бы Джонси, избавься она от слабых и уничтожающих её сущность мыслей.

Старый художник Берман всю жизнь мечтал написать картину, которая увековечит его имя. Источником таких мыслей являются не амбиции, а сомнения творческого человека в своём таланте, ведь, как считает старик, он ничего путного за все прожитые годы так и не нарисовал. Среди особенностей натуры Бермана следует назвать:

  1. Терпение. В отличие от Джонси, фактически сдавшейся после первых трудностей, старик до последнего не терял надежды на то, что сможет себя реализовать как художник.
  2. Ожидание знаков судьбы. Он, надеясь написать шедевр живописи, ничего со своей стороны не делал, думая, что сюжет картины придёт ему спонтанно. В этом он очень похож на Джонси.
  3. Доброта. Хоть старик плохо знал, кто такая Джонси, он решил ей помочь. Эта помощь абсолютно бескорыстная — никому на белом свете, кроме больной девушки, не нужна картина листка плюща. В этом состоял подарок судьбы, подкинутый Берману к концу жизни.

Берман становится олицетворением живительной силы искусства. Его шедевр не будет представлен в картинных галереях и на престижных выставках, но картина значительно ценнее, так как благодаря ей он вернул человеку веру в себя и свои силы. В этом и заключается суть настоящего искусства.

Юная нимфа, сраженная тяжелым недугом

Две начинающие художницы, которых зовут Сью и Джонси, снимают недорогую квартиру в бедном районе Манхэттена. На их третий этаж редко заглядывает солнце, так как окна выходят на север. За стеклом можно разглядеть лишь глухую кирпичную стену, обвитую старым плющом. Примерно так звучат первые строки рассказа О. Генри «Последний лист», краткое содержание которого мы пытаемся произвести как можно ближе к тексту.

Девушки поселились в этой квартире в мае, организовав здесь небольшую студию живописи. К моменту описываемых событий на дворе стоит ноябрь и одна из художниц серьезно больна — у нее обнаружили пневмонию. Приходящий доктор опасается за жизнь Джонси, так как она упала духом и приготовилась умирать. В ее хорошенькой головке крепко засела мысль: как только с плюща за окном упадет последний лист, наступит последняя минута жизни и для нее самой.

Сью пытается отвлечь подругу, вселить хоть малую искру надежды, но у нее это плохо получается. Ситуация осложняется тем, что осенний ветер безжалостно срывает листья со старого плюща, а это значит, что жить девушке осталось недолго.

Несмотря на лаконичность этого произведения, автор подробно описывает проявления трогательной заботы Сью о заболевшей подруге, внешность и характеры героев. Но мы вынуждены опустить многие важные нюансы, так как задались целью передать лишь краткое содержание. «Последний лист»… О. Генри дал своему рассказу, на первый взгляд, невыразительное название. Его раскрывается по мере развития сюжета.

Наверное, никто не может представить, насколько обширным является вселенная книг. Человек способен лишь находить среди тысяч томов те, которые ему действительно нравятся. Кто-то возлагается на советы знакомых, другие, просмотрев фильм, хотят непременно прочитать оригинал истории. Но знакомство с некоторыми произведениями начинается ещё на уроках зарубежной литературы в седьмом классе. Сегодня поговорим о новелле известного американского писателя О’Генри «Последний лист».

В таком небольшом тексте автор смог совместить много разных эмоций и переживаний. Это рассказ заставляет задуматься над вещами, которые гораздо важнее простой будничной жизни с ее повседневными заботами. Мы каждый день тратим определенное время на борьбу с теми или иными проблемами, поэтому не всегда есть возможность задуматься над смыслом жизни, над теми вещами, которые должен осознать каждый, — дружба, любовь, доброта, человечность, гуманность.

Дружба … Две девушки занимаются живописью, стремятся достичь успеха в нелегком ремесле. Так случилось, что помощи ждать не от кого. Но, к счастью, они стали друг для друга настоящими подругами. Хотя, к сожалению, в жизни иногда случается так, что человек, которого ты считаешь другом, узнав о твоих проблемах, пытается отойти от помощи. Это очень обидно, но в наше время — это не редкость.

Одна из девушек — Джонсе, тяжело больна, а прогнозы врача вовсе безутешны. Но у нее есть настоящая подруга — Сьюзи, которая поддерживает больную, проникается ее грустью и пытается внушить в подругу жажду жизни. Но больше всего поражает художник, сосед девушек, Берман. Человек, проживший всю жизнь в погоне за призраком. Призраком славы и признания.

Бесталанный художник, неудачник … Так можно его назвать, но … Он смог сделать то, что не под силу было ни лучшим врачам, ни верной подруге — внушить в угасающее от болезни сознание Джонсе жажду жизни, веру в выздоровление, нарисовав последний листок на стене дома. И цена такого поступка была слишком большой: Берман умер, успев создать удивительный в мире шедевр, который спас человеческую жизнь, которая должна была погаснуть.

Ведь это действительно шедевр, потому что один маленький нарисованный листочек вселил веру и надежду, любовь к жизни, преодолел жуткие призраки безнадежности и смерти, спас от бессмысленных мыслей и помог выздороветь Джонсе (кстати, мало знакомому человеку).

Почему же для Джонсе так нужен был этот листочек? Почему в сердце бедной девушки появилась надежда выздороветь? На самом деле этот листок и был последней надеждой Джонсе — не умирать, а жить. Ведь жизнь — это лучшее, что может быть у человека.

«Последний лист» учит нас, что чужих проблем не бывает, а доброта и способность сочувствовать — наши добродетели. Если каждый хотя бы иногда помогать тем, кто в этом нуждается, мир станет лучше. Именно это и пытался донести в своем рассказе О’Генри. И с учетом того, что произведение уже несколько десятков лет вызывает те же эмоции у читателей, ему это удалось.

Анализ новеллы О. Генри «Последний лист»
в жанровом аспекте (по материалам статьи
М. А. Петровского «Морфология новеллы»)
на уроках литературы в среднем звене основной школы

Автор: Поляков Максим Михайлович

Организация: МОУ «Ирдоматская школа»

Населенный пункт: Вологодская область, Череповецкий р-н, д. Ирдоматка

Новелла О. Генри «Последний лист» является новеллой сюжетного типа. Весь сюжет произведения отвечает гуманистическому началу в литературе: отражаются темы человеческих взаимоотношений, самопожертвования, ответственности, смысла жизни. Все это знакомо и понятно школьникам. Но есть и такие литературоведческие уголки, которые необходимо учитывать при работе с текстом произведения на уроках литературы в средних классах основной общеобразовательной школы. Удивительно и то, что сам автор отстраняется от анализа поступков героев, он не дает никаких оценочных характеристик. Он лишь рассказчик.

Прежде чем перейти к анализу произведения О. Генри «Последний лист» в аспекте жанра, необходимо отметить основные особенности новеллы и познакомить с ними школьников (раздаточный материал, отрывки из статьи М. А. Петровского, словарные литературоведческие статьи, поэтический словарь):

1. Это прозаический повествовательный жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, наличие глубокого психологизма, нейтральный стиль изложения, неожиданная развязка.

2. Новелла по своему объему соразмерна с рассказом, а по своей структуре противоположна ему. Под новеллой понималась небольшое, насыщенное событиями, краткое повествование с четкой структурой; которой чужда экстенсивность в изображении действительности.

3. В новелле достаточно сдержанно изображается внутренней мир героя.

4. В новелле есть отчетливый и неожиданный поворот, от которого действие сразу приходит к развязке. Новелла – строгий жанр, где не может быть ни одного случайного компонента.

5. Главным критерием в новелле является создание у читателя яркого эмоционального впечатления. Основным принципом достижения желаемого результата считается правильное построение композиции, подбор художественных средств, которые наилучшим способом служили бы созданию желаемого эффекта.

Перейдем к характеристике новеллы О. Генри «Последний лист» по постулатам, выдвинутым литературоведом М. А. Петровским. Учим детей работать с научной литературой и производить глубокий литературоведческий анализ. Подчеркиваем единство: автор-читатель-критик-литературовед-исследователь.

1. Новелла обозрима одним актом, рассчитана на непрерывность и единство эффекта. Это так. О. Генри держит читателя в напряжении, даже каком-то недоумении, непонимании относительно того, что же будет с последним листом на плюще, почему он регулярно повторяется в тексте, но автором не дается его описания. И даже в самом конце произведения – в развязке – Сью сообщает: «Мистер Берман умер сегодня в больнице от воспаления лёгких. Он болел всего только два дня. Утром первого дня швейцар нашёл бедного старика на полу в его комнате. Он был без сознания. Башмаки и вся его одежда промокли насквозь и были холодны, как лёд. Никто не мог понять, куда он выходил в такую ужасную ночь. Потом нашли фонарь, который все ещё горел, лестницу, сдвинутую с места, несколько брошенных кистей и палитру с желтой и зеленой красками. Посмотри в окно, дорогая, на последний лист плюща. Тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра? Да, милая, это и есть шедевр Бермана — он написал его в ту ночь, когда слетел последний лист».

Мы видим, что самого описания этого листа так и не дается читателям. Вся сюжетная линия новеллы, весь общий смысл, структура взаимообусловлены. Лист становится звеном, соединяющим людей в плане творчества. Он иногда выполняет замещающую функцию. Мне он напоминает какой-то внутренний стимул, не видимый человеку, но который продвигает его вперед по жизни, и даже к самой жизни.

2. Диспозиция в новелле строится на одном центральном событии (болезнь Джонси и связь ее самочувствия, физического состояния от листа). Оно является центральным. От него зависят другие, параллельные происшествия в произведении: постепенное выздоровление девушки, перемена жизненных ценностей старика Бермана.

3. Пуантировка (острота заключительного сюжета в новелле) внешне скрыта от глаз читателя. События прямо не описаны, нет деталей, мы не можем прочесть то, что делал старый художник в тот день – день написания сюжета. Мы имеем лишь по этому поводу бытовые факты – мокрая одежда и написанный шедевр, который вновь никак автор не оценивает, никак художественно не представляет. В новелле О. Генри эта острота представлена как факт. От этого развязка произведения становится еще неожиданнее. Можно даже не брать во внимание болезнь Джонси. О том, что она имеет шансы на выздоровлении при соблюдении конкретных правил, говорит доктор в начале повествования, а в дальнейшем развитии сюжета он же сообщает Сью: «Шансы равные… При хорошем уходе вы одержите победу». Пуантировка новеллы (ее pointe), как мне кажется, присутствует в самом сюжете новеллы. Ведь, согласитесь, если бы этот лист не запечатлел на бумаге Берман, то это, скорее всего, сделала бы Сью для того, чтобы последний лист все время оставался с больной Джонси и тем самым внушал ей, что она будет жить. Но только смысла глубокого он бы не имел. Человек-творец внешне от этого бы не поменялся. Я имею в виду Сью. А Бермана он изменил.

4. Напряжение линии повествования распространяется между моментами завязки и развязки (выздоровеет – не выздоровеет, дорисует картину Сью – не дорисует, что будет с Берманом). Но смерть старика – это неожиданность. Если учесть, что подобный образ жизни Берман ведет не первый год, то получается, что смена ориентира в жизни ведет к гибели. Персонаж отыграл отведенную ему роль и получил новый статус. Он к нему не готов.

5. Vor-geschichte и Nach-geschichte составляют не только ядро новеллы в плане жанра, создают своеобразную композицию повествования, но и выполняют функцию «жизни в произведении». С одной стороны, они вносят в ткань повествования память прошлого (но прошлого недавнего, то, которое было на днях; прошлого же длительного они не определяют, т.к. мы не знаем, как они обустраивались в студии, какое получили образование, не имеет представления даже об их художественных вкусах, предпочтениях), а с другой стороны – помогают на уровне контраста оценить изменения, произошедшие с героями, то есть несут память будущего. Они гармонично в новелле занимают места «перед главным событием» и «после него».

6. Vor-geschichte имеет границу в изложении: во-первых, она замыкает (подводит итог) предшествующему (мистификации с Пневмонией, которая сквозь историю болезни всего города сосредотачивается на конкретном персонаже – тяжелом состоянии Джонси). Все это замыкается в особый компонент – начало лечения девушки, истории протекания болезни, визитов доктора, медикаментозного и духовного (через искусство) исцеления героини. Это дает общую подготовку дальнейшего эпизода сюжета. Затем происходит обмен впечатлениями (Сью спускается к Берману, тот вдохновляется ее характером, решительностью, смелостью суждений и называет девушку «настоящей женщиной»). Выходит, что данная ситуация – ситуация болезни – повлияла на жизнь персонажа, внешне никак не связанного с жизнью заболевшей героини. Эти события готовят пролог новеллы – создание произведения, которое откладывалось долгие годы. Болезнь подтолкнула Бермана завершить свой шедевр, а, возможно, и найти материал для него, найти сам образ этого творения – т.е. написать последний лист. В данном тексте Vor-geschichte имеет хронологическую последовательность.

7. Новелла О. Генри имеет функцию предвосхищения, которая не покидает читателя от начала прочтения произведения до последней точки в тексте. Наблюдается недоговоренность развязки, когда финал определяется изложением и поддерживается композицией (девушка выздоровела, старый художник завершил свой земной и творческий путь), но не имеет какого-то законченного содержания (как пойдет жизнь девушек, уже обеих, после этого случая, что станет новым в психологическом портрете Джонси, каков итог Сью, что с шедевром Бермана?).

8. Интересен образ рассказчика. Мы так и не знаем, кто он: очевидец или «передатчик услышанного» (термин М. А. Петровского)? Если это автор, то почему у него отсутствуют оценочные характеристики, почему он не анализирует поступки, действия персонажей?

9. Заглавие новеллы подразумевает ее содержание. Оно и прямо, и косвенно указывает на определенный существенный момент в новелле. Последний лист оказывается не только частью дерева, которое легко сбросит свои листья при помощи внешних факторов, то есть это что-то хрупкое, незащищенное, поддающееся и зависящее от обстоятельств создание, а это еще и последний рисунок Бермана – тот самый невзрачный листок, который помог выздороветь Джонси. Он стал единственным шедевром старого художника, произведением искусства, он выражает гедонистическую функцию, вдохновляет, помогает выздороветь, поверить во что-то.

10. Новелла имеет некоторые симптомы (признаки, определяющие и раскрывающие личность героев). Симптомы являются факторами движения сюжета и именуются мотивами. Симптомы определяют следующие мотивы:

— жизни и смерти (здесь подразумеваются приемы П. Мериме — таинственные параллели и мистификации (герой Пневмония, проникающий в дома людей (предвестник беды): «В ноябре неприветливый чужак, которого доктора именуют Пневмонией, незримо разгуливал по колонии, касаясь то одного, то другого своими ледяными пальцами. По Восточной стороне этот душегуб шагал смело, поражая десятки жертв, но здесь, в лабиринте узких, поросших мохом переулков, он плелся нога за ногу»); балансирование на грани жизни и смерти, сопротивление человека болезни и сопротивление листа непогоде, смерть художника и выздоровление девушки).

— мотивы, которые вплетается в ткань рассказа (темы творчества, шедевра становятся мотивом искусства). Свой шедевр старый художник написал в ту ночь, когда с ветки слетел последний лист. Берман вышел на улицу дождливой, холодной ночью, чтобы нарисовать лист, который полюбила больная Джонси. Он помог вселить в героиню желание жить.

Также следует отметить в новелле конфликт времени (оно явно соотносится с жизнью листка на ветке. Ведь, вначале девушка называет 100 листочков, а потом их количество снижается до 4, 5). Конфликт времени определяет и другие конфликты: внешние (человек – природа, человек – человек, человек – творчество) и внутренние (человек против самого себя). Удивительно, но природа и погода, которые присутствуют в новелле за окном, абсолютно соответствуют душевной погоде персонажей (дождь, ветер как предвестники драматизма, решительности, смены чувств, приоритетов Бермана, его художественного прозрения, например).

Еще хотелось бы отметить контрастность, которая присутствует в новелле:

1) молодость – старость (девушки и Берман);

2) жизнь – смерть (Джонси и Сью, Берман), которые меняют направление и становятся смертью (Берман) и жизнью (Джонси).

3) болезнь – выздоровление (Джонси).

4) шедевр на бумаге – шедевр за окном, шедевр природный – шедевр материальный.

Таким образом, проведя детальный литературоведческий анализ новеллы О. Генри «Последний лист» в жанровом аспекте и поработав со статьей М. А. Петровского «Морфология новеллы», учитель и дети могут прийти к выводу, что по положениям, изложенным М. А. Петровским, произведение «Последний лист» О. Генри является новеллой.

Литература:

  1. О. Генри. Последний лист. Рассказы. / О. Генри. – Москва: Астрель, 2012. – 446 с.
  2. Петровский, М.А. Морфология новеллы [Электронный ресурс] / М.А. Петровский // Ars Poetica : сборник статей … / Гос. Академия художественных наук . – М. : [б.и.], 1927. — Сб. 1 : Ars Poetica: сборник статей Б.И. Ярхо, А.М. Пешковского, М.А. Петровского, М.П. Столярова, Р.О. Шор / ред. М.А. Петровский . – М. : [б.и.], 1927.
  3. Юнович, М. Новелла [Электронный ресурс] / М. Юнович // Литературная энциклопедия: В 11 т. — Т. 8. — Москва: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.», 1934. — Стб. 114—129.

Приложения:

  1. file0.docx.. 22,9 КБ

Опубликовано: 16.08.2021

Стиль художественной литературы пользуется абсолютно всем богатством национального языка для выполнения общественной функции литературы – отражения реальной действительности во всём многообразии по законам этого вида искусства. Он формируется и действует на стыке двух общественных явлений – речевой коммуникации и искусства и является объектом изучения как стилистики, так и литературоведения. [1, С. 24].

Исследование художественного текста зарубежного автора ставит своей целью развитие умений и навыков владения иностранным языком с опорой на определённый объём знаний, расширение общеобразовательного кругозора за счёт получения информации лингвострановедческого и литературоведческого характера, формирование навыка критического подхода к материалу исследования.

В американской беллетристике культура сюжетной новеллы (short story) идет через весь XIX век. «Short story» – основной и самостоятельный жанр американской беллетристики, и рассказы О’Генри, конечно, явились в результате длительной и непрерывной культуры этого жанра. [3, С. 167].

При выборе англоязычного художественного произведения для анализа текста мы руководствовались следующими критериями:

Творчество О’Генриценнос точки зрения присущей ему гуманистической манеры восприятия мира и оформлением впечатлений в сложные и ироничные художественные образы, своеобразием композиционных построений, часто завершающихся неожиданной развязкой.

Новелла «Последний лист» является образцом американской новеллы сюжетного типа, доступна как по языку, так и по содержанию, что важно для начинающего исследователя, наполнена драматизмом, насыщена экспрессивной и эмоциональной выразительностью, богатым глоссарием.

Этапы исследования включали:

Ознакомление с лексическими изобразительно-выразительными средствами на базе родного языка. Классификация выразительных средств.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Сбор информации об авторе, эпохе, месте описываемых событий.

Наблюдения над фактическим языковым материалом при чтении фрагментов оригинального текста.

Ознакомление с переводом Нины Леонидовны Дарузес.

Литературоведческое эссе.

Выполнение последовательного стилистического анализа текста.

Биография автора достаточно известна. Хотя некоторые этапы своей жизни он скрывал от публики, самые любопытные читатели могут почерпнуть информацию со страниц его произведений.

Американский писатель Уильям Сидней Портер (1860–1910) известен миру под именем О’Генри (O’Henry). Великолепное чувство юмора выделяло его творчество с самых первых литературных опытов – очерков, рассказов, фельетонов. С 1903 года начался самый яркий период его писательской жизни, одно за другим появились сочинения, искрящиеся юмором, иронией и самоиронией. Именно в это время (1907) был подготовлен сборник «Горящий светильник», в который вошла новелла «Последний лист» (TheLastLeaf) – трогательное повествование о творчестве и искренности человеческих отношений. Последними словами писателя были: «Зажгите огонь, я не хочу уходить в темноте».

Прошло целое столетие, а произведения О’Генри остаются актуальными и современными, являются благодатной почвой для исследователей его творчества.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

В новелле «Последний лист» развивается тема человеческих взаимоотношений, самопожертвования, ответственности и по большому счёту – смысла жизни. Писатель не анализирует ни действия, ни речь героев и, являясь сторонним наблюдателем и простым пересказчиком, поощряет читателей делать собственные выводы. В тексте в полной мере раскрывается «система Генри – динамичность сюжета, отсутствие подробных описаний, сжатость языка». [3, С. 209].

Большое значение играет заголовок новеллы – «Последний лист». Он указывает на основную мысль и выражает подтекст. Он завлекает читателя, ведёт к предвосхищению событий и пониманию смысла, которое Мильруд Р. П. определил как «интеграцию замысла автора со сложившейся системой ожиданий, знаний, представлений и опыта читателя». [2, C. 13].

С помощью неспешного повествования автор показывает конкретную житейскую ситуацию (дружба двух девушек, болезнь одной из них, отношения с соседом-художником), а персонажи не вызывают сомнений в реальности их существования. Но в глубинном слое ярко сотканного узора художественного текста можно наблюдать таинственные параллели и следы мистификации (балансирование на грани жизни и смерти, сопротивление человека болезни и сопротивление листа непогоде, смерть художника и выздоровление девушки).

Автор избегает сентиментальности, без морализаторства повествуя о том, как искренняя любовь делает невозможные вещи.

Ещё один важный мотив вплетается в ткань рассказа: тема творчества, тема шедевра. Свой шедевр старый художник написал в ту ночь, когда с ветки слетел последний лист: не на холсте, который ждал долгие годы, но так и остался чист. Старик вышел на улицу холодной и ветреной ночью, чтобы нарисовать тот самый лист, который помог возвратить девушке здоровье и желание жить.

В тексте новеллы мы наблюдаем развитие внешнего (Джонси: человек – природа, Сьюди: человек – человек, Берман: человек – творчество) конфликта и конфликта внутреннего (человек против самого себя).

Описание жилища не представлено детально, но из мимолётных высказываний можно сделать вывод о бедности помещения, но отнюдь не о бедности духа его обитателей.

Природа, представленная лишь в нескольких предложениях, живёт в самом сюжете новеллы и абсолютно гармонична с внутренним содержанием персонажей.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Образы героев раскрываются в динамике развития сюжета. Сильная натура Сьюди. Девушка, которая никогда не теряет присутствия духа, зарабатывает на жизнь рисованием, ухаживает за больной подругой и подбадривает её, вселяя уверенность словами и делами. «Вот настоящая женщина!» – исчерпывающая характеристика Бермана. Джонси – слабенькая, лёгкая, хрупкая, впечатлительная, подверженная фантазиям милая девушка. И снова слово Берману: «Ах, бедная маленькая мисс Джонси. Здесь совсем не место болеть такой хорошей девушке, как мисс Джонси.» Да и сам его последний поступок даёт основание полагать, что все очень любили Джонси.

Берман – воплощение противоречий. Вот его слёзы: «красные глаза заметно слезились, когда он смотрел на старый плющ» и «он издевался над всякой сентиментальностью» (авторские замечания). Вот его высказывания: «Нет, не желаю позировать для вашего идиота-отшельника» и «Кто сказал, что я не хочу позировать? Полчаса я говорю, что хочу позировать». Вот его карикатурно-отталкивающая внешность и вызывающий восхищение поступок. Именно Берман – главный герой рассказа, а молодые художницы – тот самый холст, на котором написан психологический портрет человека трудной судьбы и не простого характера.

Автор создал лирическую миниатюру со сложным психологическим сюжетом, взаимопроникновением повествовательных элементов, создающих особенный подтекст. Контраст: молодость – старость, жизнь – смерть, болезнь – выздоровление. Параллели: шедевр на холсте – шедевр на окне. Яркий символ, вынесенный в название произведения – последний лист.

Композиция новеллы способствует сопереживанию и соучастию читателей. Описание квартала и студии знакомит нас с подругами-художницами Сью и Джонси и их соседом – злющим стариком. Спокойное начало повествования постепенно приобретает тревожную тональность. Юмор, свойственный О’Генри, остаётся у входной двери. А в дом проникает очень колоритный персонаж – Пневмония. Читатель предчувствует не случайность появления данной фигуры, как предзнаменование несчастья. Основная часть композиции звучит в печальном ключе. Болезнь девушки, отчаяние её подруги, безрадостная жизнь Бермана – таковы скрипучие ступени их старенького дома. И всё же робкие юмористические лучи иногда пробираются в помещение через окно – и в этом рассказе О’Генри не изменяет себе и своему литературному почерку.

Кульминация, как это почти всегда происходит у О’Генри, проявляется в концовке повествования: последний лист оказывается рисунком, последним рисунком Бермана. Невзрачный листок, который помог выздороветь Джонси, стал главным шедевром старого художника.

Наличие интриги, внутренний конфликт героев, преодоление ими внешних препятствий, эмоциональный тон повествования, неожиданная развязка вызывают интерес и желание перечитывать и исследовать язык новеллы.

При критическом анализе текста идейное содержание и художественная форма рассматриваются как взаимообусловленные и взаимозависимые части единого целого, каким является литературный текст. [1, C. 194].

Лингвостилистический анализ новеллы О’Генри «Последний лист»демонстрирует широкую палитру стилистических средств писателя. Мы провели построчное исследование текста, задачей которого было вычленение и систематизация образных выразительных средств языка данного произведения.

Рассмотрим некоторые из них (табл. 1):

Таблица 1

Стилистический анализ новеллы О’Генри «Последний лист»

Выразительные средства Фрагменты текста
эпитет Улицы перепутались и переломались в короткие полоски.
ирония, гипербола Одна улица там даже пересекает самоё себя два раза. Некоему художнику удалось открыть весьма ценное свойство этой улицы. … сборщик из магазина … повстречает там самого себя, идущего восвояси, не получив ни единого цента по счёту!
зевгма И вот в поисках окон, выходящих на север, кровель XVIII столетия … и дешёвой квартирной платы люди искусства набрели на своеобразный квартал.
эпитет лабиринт узких, поросших мхом переулков
зевгма … они нашли, что их взгляды на искусство, цикорный салат и модные рукава вполне совпадают.
метонимия

(синекдоха)

Затем они перевезли туда несколько оловянных кружек и одну – две жаровни и основали «колонию».
олицетворение,

антономазия

В ноябре неприветливый чужак, которого доктора именуют Пневмония, незримо разгуливал по колонии, касаясь то одного, то другого своими ледяными пальцами.
олицетворение этот душегуб шагал смело, плёлся нога за ногу
олицетворение Господина Пневмонию никак нельзя было назвать галантным старым джентльменом.
оксиморон малокровная от калифорнийских зефиров
олицетворение, зевгма дюжий старый тупица с красными кулачищами и одышкой
фразеология свалил её с ног
метафора мелкий переплёт голландского окна
метонимия люди начинают действовать в интересах гробовщика
эллипс Красками? Чепуха!
сравнение голос зазвучал резко, как губная гармошка
развёрнутая метафора Но когда мой пациент начинает считать кареты в своей похоронной процессии, я скидываю пятьдесят процентов с целебной силы лекарств.
ирония,

развёрнутая метафора

Для молодых художников путь в Искусство бывает вымощен иллюстрациями к журнальным рассказам, которыми молодые авторы мостят себе путь в Литературу.
оксиморон фигуру ковбоя из Айдахо в элегантных бриджах и с моноклем в глазу
повтор (сдвоение) Она смотрела в окно и считала – считала в обратном порядке.
простой повтор старый — старый плющ
олицетворение

эпитет

Холодное дыхание осени сорвало листья с лозы, и оголённые скелеты ветвей цеплялись за осыпающиеся кирпичи.
метонимия,

повтор (обрамление)

Три дня назад их было почти сто. Голова кружилась считать. Их было много.
эллипс Листьев. На плюще. Когда упадёт последний лист, я умру.
оксиморон с великолепным презрением
риторический вопрос Какое отношение могут иметь листья на старом плюще к тому, что ты поправишься?
несобственно-прямая речь,

вставка

Да ведь ещё сегодня утром доктор говорил мне, позволь, как же это он сказал? … что у тебя десять шансов против одного.
эпитет я не желаю, чтобы ты глядела на эти дурацкие листья
сравнение бледная и неподвижная, как повреждённая статуя
повтор (анафора) Я устала ждать. Я устала думать.
простой повтор,

сравнение, эпитет

лететь, лететь всё ниже и ниже, как один из этих бедных усталых листьев
ирония, сравнение,

гипербола

борода, вся в завитках, как у «Моисея» Микеланджело, спускалась у него с головы сатира на шею гнома
сравнение,

фразеология

Уже несколько лет он не писал ничего, кроме вывесок, реклам и тому подобной мазни ради куска хлеба.
фразеология … оказывались не по карману
ирония,

сравнение, гипербола

Смотрел на себя как на сторожевого пса, специально приставленного для охраны двух молодых художниц.
метафора,

эпитет

Сью застала Бермана, сильно пахнущего можжевеловыми ягодами, в его полутёмной каморке нижнего этажа.
сравнение, метафора,

эмфатическое подчёркивание

как бы она, лёгкая и хрупкая, как лист, не улетела от него, когда ослабнет её непрочная связь с миром
эллипс,

эпитет

Первый раз слышу. Не желаю позировать для вашего идиота — отшельника.
риторическое восклиц. Как вы позволяете ей забивать себе голову такой чепухой!
простой повтор,

аффиксация

А я всё-таки думаю, что вы противный старик … противный старый болтунишка.
повтор (эпифора) Кто сказал, что я не хочу позировать? Полчаса я говорю, что хочу позировать!
ирония

сравнение

Берман … уселся … на перевёрнутый чайник вместо скалы.
олицетворение Шёл холодный, упорный дождь пополам со снегом.
эмфатическое подчёркивание … на кирпичной стене ещё виднелся один лист плюща – последний!
инверсия,

олицетворение

Всё ещё тёмно-зелёный у стебелька, по зубчатым краям желтизной тления и распада, он храбро держался на ветке.
метафора Душа, готовясь отправиться в таинственный, далёкий путь, становится чуждой всему на свете.
развёрнутая метафора одна за другой рвались все нити, связывавшие её с жизнью
олицетворение,

метонимия (синекдоха)

дождь беспрерывно стучал в окна, скатываясь с низкой голландской кровли
оксиморон беспощадная Джонси
риторический вопрос Как вы позволяете ей забивать себе голову такой чепухой?

Аналитическое прочтение новеллы вызвало интерес к американской литературе в целом и творчеству знаменитого американского писателя О’Генри в частности. Проведение анализа текста позволило лучше изучить творческий почерк автора, проникнуться основной идеей новеллы и симпатией к её персонажам, более детально рассмотреть стилистические особенности текста.

Список литературы:

Бородулина М. К. Обучение иностранному языку как специальности: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1975. – 260 с.

Мильруд Р. П., Гончаров А. А. Теоретические и практические проблемы обучения пониманию коммуникативного смысла иноязычного текста // Иностранные языки в школе. 2003. № 1. – 12–18 с.

Эйхенбаум Б. М. Литература: Теория. Критика. Полемика. Л.: Прибой, 1927. – 166–209с.

Автор: Тагир

Один из известнейших английских писателей О. Генри (или Уильям Сидни Портер) является автором не только юмористических рассказов и коротких романов, но и серьёзных произведений с глубоким философским подтекстом. Примером такого творчества можно назвать новеллу «Последний лист», краткое содержание которой позволит ознакомиться с ее сюжетом. Но прежде чем изучать само произведение, необходимо рассмотреть историю его создания.

Оглавление:

  • Краткая история создания
  • Детали сюжета
  • Анализ персонажей
  • Суть новеллы
  • Интерпретация в других видах искусства

Один из известнейших английских писателей О. Генри (или Уильям Сидни Портер) является автором не только юмористических рассказов и коротких романов, но и серьёзных произведений с глубоким философским подтекстом. Примером такого творчества можно назвать новеллу «Последний лист», краткое содержание которой позволит ознакомиться с ее сюжетом. Но прежде чем изучать само произведение, необходимо рассмотреть историю его создания.

Анализ новеллы «Последний лист»

Краткая история создания

Написание рассказа относится к периоду творчества О. Генри после тюремного заключения 1898—1900 годов. К тому времени Уильям Портер уже был довольно известным писателем в Англии. Из личных событий, произошедших в то время, следует назвать смерть любимой жены от туберкулёза. Находясь в тюрьме, писатель отправлял свои рассказы и новеллы издателям под разными псевдонимами, однако известность получил именно О. Генри.

Уильям Портер

В преддверии самого плодотворного писательского периода (за 1902 г. написано свыше 380 рассказов) Уильям Портер работает в газете New York World Sunday, где помимо репортажей и описаний текущих событий он также публиковал свои рассказы. В это время у писателя появляется замысел для сборника рассказов, впоследствии названного «Горящий светильник».

В жанре новеллы автор поднимает такие темы:

  • живительная сила искусства;
  • борьба человека с судьбой;
  • размышления о предназначении, смысле жизни и цели как конкретного человека, так и всех людей;
  • самое важное качество — человеколюбие;
  • надежда умирает последней.

Работая над новеллой «Последний лист», О. Генри встретился со своей школьной любовью Сарри Коулман, на которой женился в 1907 году. Есть мнение, что судьба больной девушки в первоначальном варианте рассказа была более печальной; однако под влиянием будущей супруги, тоже писательницы, Уильям изменил концовку.

Детали сюжета

Район Гринвич-Виллидж на западе Манхэттена

Действие рассказа происходит в небольшом районе Гринвич-Виллидж на западе Манхэттена. Главные героини, две молодые художницы Джонси и Сью, живут в трёхэтажном доме. У Джонси диагностировали воспаление лёгких, её состояние близко к смерти. Лечащий врач говорит, что шансы на излечение, хоть и небольшие, но есть, однако всё зависит от внутреннего настроя пациентки.

Ситуация усугубляется тем, что сама девушка не имеет никакой воли к жизни, она не видит смысла бороться с болезнью и с нетерпением ждёт своей участи. Джонси, будучи творческой личностью, проводит параллели своего состояния с листьями плюща, который растёт прямо за окном дома:

  1. «Каждый день ветер срывает с дерева листья, которые, подобно человеческой судьбе, не могут противостоять судьбе и зависят лишь от внешних обстоятельств».
  2. «С каждым днём листьев всё меньше и меньше. Мы всегда на пороге смерти и не в наших силах предотвратить её появление».
  3. «Когда с плюща упадёт последний листок, тогда и я умру».

Подруга Джонси, обеспокоенная мрачными и пессимистичными мыслями, идёт к соседу — художнику Берману. Старый художник, в своё время лелеявший мечту написать великую картину, с усмешкой слушал взволнованные речи Сью о своей подруге, вообразившей, что она должна умереть, как только ветер сорвёт последний лист у дерева напротив дома. «Умирать оттого, что листья все опали с проклятого дерева — возможна ли такая глупость? Эх, бедная мисс Джонси!».

На дереве остался лишь один-единственный лист

На следующее утро на дереве остался лишь один-единственный лист. Джонси уверена, что к следующему дню он не продержится, и тогда наступит её смерть. Девушка весь день наблюдает за тем, как листок, несмотря на дождь и ветер, остаётся висеть на ветке.

Но вот наступило утро очередного дня — а листок продолжает висеть! Джонси восприняла это как хорошее предзнаменование и решила бороться со «стихией» (с болезнью) до последнего, подобно плющевому листку. Врач, заходивший проведать пациентку, установил, что у неё хорошие шансы на выздоровление; также мимоходом он замечает, что у него новый пациент — старик Берман, который заболел буквально на днях.

Вечером Сью сообщает Джонси о смерти старика. Выясняется, что он, услышав о глупом предрассудке девушки про лист плюща, решает нарисовать картину, на которой был бы изображён этот листок. Шедевр, давно планируемый Берманом, был написан именно в ту ночь, когда последний лист плюща был оторван от дерева.

Весь последующий день Сью и Джонси смотрели на «борющийся с непогодой листок», нарисованный художником, чтобы девушка не теряла веру в себя. Сам старик, занимаясь картиной, заболел пневмонией и скончался.

Анализ персонажей

Больная девушка Джонси

Главная героиня — больная девушка Джонси, художница, которая не знает, зачем ей продолжать жить. Болезнь является лишь закономерным продолжением её депрессии. Не имея цели и опоры в жизни, Джонси начинает цепляться за внешние явления и знаки. Таковым является дерево плюща, которое под осенними ветрами освобождается от листвы. Джонси олицетворяет собой человека искусства, потерявшего свою путеводную звезду и не находящего никакого смысла в дальнейшем существовании.

Её подруга Сью на первый взгляд является полной противоположностью — активная, упорная и жизнерадостная девушка, работающая для того, чтобы прокормить и вылечить свою подругу. Однако если читать «Последний лист» О. Генри внимательно, то становится понятно, что она очень похожа на Джонси. Больше того, она является примером того, какой была бы Джонси, избавься она от слабых и уничтожающих её сущность мыслей.

Старый художник Берман всю жизнь мечтал написать картину, которая увековечит его имя. Источником таких мыслей являются не амбиции, а сомнения творческого человека в своём таланте, ведь, как считает старик, он ничего путного за все прожитые годы так и не нарисовал. Среди особенностей натуры Бермана следует назвать:

  1. Терпение. В отличие от Джонси, фактически сдавшейся после первых трудностей, старик до последнего не терял надежды на то, что сможет себя реализовать как художник.
  2. Ожидание знаков судьбы. Он, надеясь написать шедевр живописи, ничего со своей стороны не делал, думая, что сюжет картины придёт ему спонтанно. В этом он очень похож на Джонси.
  3. Доброта. Хоть старик плохо знал, кто такая Джонси, он решил ей помочь. Эта помощь абсолютно бескорыстная — никому на белом свете, кроме больной девушки, не нужна картина листка плюща. В этом состоял подарок судьбы, подкинутый Берману к концу жизни.

Берман становится олицетворением живительной силы искусства. Его шедевр не будет представлен в картинных галереях и на престижных выставках, но картина значительно ценнее, так как благодаря ей он вернул человеку веру в себя и свои силы. В этом и заключается суть настоящего искусства.

Суть новеллы

В произведении автор размышляет на тему предназначения художника и искусства, а если шире — смысла жизни человека в целом. Вопросы, которые задаёт больная Джонси, очень непростые, так как существование без нравственной и высокой цели не отличается от жизни животного.

Особенно остро этот момент подчёркивается тем фактом, что девушка сама является художником, то есть человеком с очень чувствительным восприятием, который должен видеть прекрасное в обыденных мелочах.

Старик Берман — художник

Своеобразным дополнением Джонси стал старик Берман — художник тоже живёт в вечном ожидании и, как мастерски показал О. Генри, по-своему нуждается в таком стечении обстоятельств, ведь иначе он бы так и не создал своей шедевральной картины.

Не менее важна тематика воли к жизни в новелле. Сам доктор в начале рассказа рекомендует своей пациентке «приободриться, так как тогда будет шанс выздоровления хотя бы один к пяти, а не один к десяти». Выздоровление Джонси зависит от неё самой. Автор показывает, что искусство обладает всем необходимым, чтобы давать людям ориентиры, которых они зачастую лишены или не замечают в суматохе обыденной жизни.

Ключевая точка произведения — надежда. У каждого из трех героев есть то, на что они надеются. Мисс Джонси потеряла надежду — это становится переломным моментом, после которого её состояние ухудшается, а шансы на выздоровление становятся призрачными. Но надежда есть у подруги Сью — она верит, что Джонси справится, несмотря ни на что. Надежда есть и у старика Бермана — он не сомневается, что напишет великую картину и прославит своё имя.

Когда старый художник узнаёт о ситуации с больной девушкой, он, как никто другой, хорошо понимает, сколь губительно отчаяние. Берман решает нарисовать картину, неотличимую от реального изображения, только с одной целью — чтобы у девушки появилась надежда на выздоровление. Это качество способно творить чудеса, когда всё остальное бессильно — так можно сформулировать главную мысль рассказа.

Интерпретация в других видах искусства

Читает новеллу О Генри «Последний лист»

На сегодняшний день новеллу можно не только прочитать в читательских дневниках и онлайн-библиотеках, но и посмотреть. В 2003 году по мотивам рассказа вышел художественный фильм Георгия Хилькевича «Новогодний романс». Послушать аудиокнигу можно в пересказе Ирины Власовой. Известный художник Илья Глазунов написал в 1999 году картину «Больной. Последний лист», отсылающий к новелле Уильяма Портера.

В музыке тема рассказа использовалась советской и российской певицей Светланой Копыловой в одноименной песне «Последний лист». Также снят анимационный клип, вкратце воспроизводящий сюжет рассказа. На театральных подмостках регулярно ставятся постановки и мини-пьесы, адаптированные для современного зрителя или стилизованные под начало прошлого века.

  • О генри последний лист итоговое сочинение
  • Нэйтан парсонс однажды в сказке
  • О генри последний лист герои рассказа
  • Нью как пишется в химии
  • О генри последний лист аргументы к сочинению