Семинар №4.
От религиозной
философии Средневековья к гуманизму
Возрождения.
-
Эсхатология и философия истории Августина Блаженного («Исповедь», «о граде божьем»).
Христианская
религия стала продолжением религии
иудаизма. Иудаизм возник примерно в 8 –
7 вв. до н. э. Священным текстом иудаизма
является Тора
(Ветхий
завет),
состоящий из пяти
частей:
-
книга бытия;
-
исход;
-
левит;
-
числа;
-
вторжение Моисея.
Высшим божеством
в иудаизме был Яхва.
Этика иудаизма изложена в последней
книге «Вторжение Моисея». Важнейшие
заповеди:
не укради, не поклоняйся золотому тельцу,
не создай себе кумира кроме Бога и т. д.
Христианская
религия начала формироваться во 2 – 1
вв. до н. э. К этому времени Иудея являлась
провинцией римской империи. В иудейском
обществе возникло 2
течения:
учения фарисеев и саддукеев. Фарисеи
– зажиточная часть, которая поддерживала
власть римской империи. Саддукеи
– беднота, выступающая за чистоту
иудейского учения. В среде саддукеев
начинают возникать общины ессеи,
которые учили, что люди утратили веру
в высшего бога Яхву, поэтому необходим
Мессия
(Христос), который заключит новый завет
(соглашение) с богом. Христианство
начинается с написания нового
завета,
состоящего из четырех частей – евангелие,
описывающих жизнь богочеловека Иисуса.
Евангелие:
-
от Марка;
-
от Луки;
-
от Матфея;
-
от Иоанна.
Философия патристики.
Философия патристики
возникла примерно во 2 веке до н.э.
существовала вплоть до начала Средневековья
(5 век н.э.). Патристика
– учения отцов церкви. Одним из первых
основателей патристики был Филон
Александрийский
(20 год до н.э. – 54 год н.э.), определивший
основную задачу философии как экзегетику
– толкование священного писания.
Философы патристики переводили библию
на латинский язык для дальнейшего
распространения иудаизма по Римской
империи. Единственным источником истины
с точки зрения философов патристики
являлся логос
(слово бога) как посредник между богом
и миром. В отличие от античных философов
представители патристики в качестве
главного средства познания рассматривали
не разум, а веру как сверхразумную
мистическую интуицию.
Расцвет философии
патристики связан с деятельностью
западно-римского философа Аврелия
Августина
(354 – 430 гг. н.э.). Аврелий Августин был
католическим епископом и способствовал
распространению христианства среди
варварских народов Европы. Основными
произведениями Аврелия Августина
являлись «Исповедь»
и «О граде
божьем».
«Исповедь»
(лат. Confessiones)
– общее название 13 автобиографических
сочинений Августина
Блаженного, написанных около 397-398
года н. э. и рассказывающих о его
жизни и обращении в христианство.
«Исповедь», которая считается первым
образцом автобиографии в европейской
литературе, в течение тысячелетия
служила литературным образцом для
христианских писателей. Она охватывает
только часть жизненного пути Августина
(33 года из около 40 прожитых им к моменту
написания), но содержит ценнейшие
сведения о его духовном пути и развитии
философских и религиозных взглядов.
Заглавие подчёркивает христианскую
основу произведения: описывая свою
прежнюю жизнь, полную пороков и
заблуждений, Августин просит у Бога
прощения и стремится воздать Ему хвалу
своим сочинением. Помимо собственно
автобиографического, «Исповедь» имеет
и важное богословское
и философское
значение: автор критикует манихейство,
неоплатонизм
и астрологию,
а последние 4 книги посвящены размышлениям
о таинстве исповеди,
толкованию Книги
Бытия, изложению учения о Троице,
рассуждениям о природе памяти,
времени
и языка.
В книге «Исповедь» Аврелий Августин
излагает концепцию первородного греха,
которая сводится к тому, что человек
своими силами избавиться от первородного
греха без помощи церкви не может. Церковь
является посредницей между богом и
человеком.
В своем произведении
«О граде Божьем» Августин описывает
историю человечества как сосуществование
двух общностей – Града Божьего и Града
Земного. Люди, входящие в Град Божий,
живут по установленным Богом законам,
а обитатели Града Земного – по законам,
установленным возгордившимися людьми,
которые отказались от Бога. «Град» не
относится к какому-то конкретному
государству: люди, входящие в Град Божий
или Град Земной, различаются внутренними
качествами. Принадлежность к одной из
двух общностей определяет, будет ли
человек спасён
после Страшного
суда.
По Августину, каждому человеку заранее
определено,
к какому Граду он принадлежит, но никто
не может узнать свою судьбу до Страшного
суда. Учение Августина о предопределении
положило начало важному направлению
христианского богословия (в частности,
предопределение играет важнейшую роль
в кальвинизме).
Труд «О Граде Божьем» был написан в 413
– 427 годах, через несколько лет после
взятия Рима
вестготами.
Это событие оказало большое влияние на
Августина, который писал, что земные
государства нестабильны и недолговечны
по сравнению с общностями, созданными
на основе духовного единения. В то же
время он считал, что светская государственная
власть дана людям свыше, чтобы в мире
был хоть какой-то порядок, поэтому в
соответствии с принципом «Богу – богово,
кесарю – кесарево» люди должны подчиняться
законному правителю.
Другой важной
темой книги является борьба против
ересей.
Августин оправдывает репрессивные меры
против еретиков и принудительное
обращение в ортодоксальное христианство,
описывая это формулировкой «Принудь
войти [в лоно Церкви]!»
Аврелий Августин
– автор христианской концепции стадий
истории, изложенной в книге «О граде
божьем». Согласно Аврелию Августну,
история делится на 6 периодов,
соответствующих 6 дням творения:
-
от Адама до Ноя
(всемирный потоп); -
от потопа до
Авраама (Авраам положил начало роду
евреев); -
от Авраама до
Давида; -
от Давида до
Вавилонского пленения (5 – 4 вв. до н.э.); -
от Вавилонского
пленения до рождения Иисуса (5 в. до н.э.
– 0 век); -
от рождения Иисуса
до страшного суда – апокалипсиса
(апокалипсис – завершающая часть нового
завета).
Со времени
грехопадения мир разделен на 2 града:
град Божий и град Земной. Во главе града
Божьего стоит Авель – сын Адама и Евы,
а во главе града Земного – Каин. В граде
Божьем живут праведники, ангелы и святые,
а в граде Земном – грешники.
Итог: значение
творчества Августина Блаженного состоит
в том, что он систематизировал основы
христианской философии. Основными в
его учении стали идеи сотворения мира
Богом и движения общества к конечной
цели — — царству Божьему. По Августину,
история имеет начало (сотворение мира),
кульминацию (приход Иисуса Христа) и
завершение (второе пришествие Христа
и Страшный суд). Начиная с Августина,
время стало рассматриваться не как
нечто цикличное, а как текущее от прошлого
через настоящее к будущему. Мироздание
создано всемогущим Творцом, и даже
человек с его свободной волей не в
состоянии изменить порядок вещей и
обрести власть над миром. Также Аврелий
Августин сформулировал учение о
первородном грехе, христианской истории
и церкви. Церковь, основанная апостолом
Петром, с точки зрения Аврелия Августина,
должна быть воплощением не только
религиозной, но и светской власти. Папа
Римский – наместник бога на земле.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Сочинения великого отца церкви блаженного Аврелия Августина (354-430) в продолжение целых веков были главным источником христианской философии и богословия, и имели могущественное влияние на литературу и даже на политическую историю новых народов. Чтобы представить нагляднее отношения блаженного Августина к общечеловеческой образованности и истории, достаточно указать на различные религиозные волнения, которые в разные времена вызывались его учениками и приверженцами. Так, например, знаменитый богословский спор, происходивший в двенадцатом веке между Абеляром и святым Бернаром Клервоским, касался главных оснований философии Августина. Спор между кальвинизмом и лютеранством о том же предмете был причиною разделения протестантской церкви. Борьба янсенистов, волновавшая в продолжение полутораста лет французское католичество и бывшая одною из причин революции 1789 года, также находилась в тесной связи с учением и взглядами Аврелия Августина. Сами недостатки его сочинений, повсюду проявляющаяся в них африканская натура, горячность и страстность его речи, располагали в его пользу отдельные личности и целые школы, тем более что в то время здравый смысл древности уступил место прорицательской мудрости Востока и пылкому воинственному одушевлению новых народов. Впрочем, нет никакого сомнения, что в сочинениях блаженного Августина больше истинной поэзии, чем в длинных проповедях и толкованиях. Влияние сочинений Аврелия Августина объясняется тем, что самые обстоятельства жизни его возбудили в нем веру в справедливость требований человеческого сердца.
Аврелий Августин Блаженный. Фреска VI века в капелле Санкта-Санкторум, Латеран (Рим)
Родившийся в 354 году в римской провинции Африке (современный Тунис) и воспитанный своею матерью Моникой в правилах благочестия, Аврелий Августин еще в ранней юности, увлекаемый страстями, предался чувственным удовольствиям и сделался приверженцем безумных идей манихейской секты. В это же время он усвоил себе латинскую образованность, имевшую в Африке такое же множество почитателей, как и римские пороки и безнравственность. В особенности понравились Августину красноречие и философия Цицерона. Только тогда, когда Августин достиг тридцатилетнего возраста и после долгого пребывания в Риме поселился в Медиолане (Милане), в сердце его произошла нравственная перемена, выведшая его на другую дорогу. Объяснения священного писания, мистицизм и аллегории, заимствованные Амвросием Медиоланским у Оригена и совершенные им преобразования в богослужении, увлекли молодого Августина. В то же время учение неоплатоников произвело решительную перемену в его взглядах и направлении. Он начал вести строго нравственный образ жизни и обратился от языческой философии и сочинений Цицерона, заблуждений манихеев и мистицизма неоплатоников к новой мудрости Амвросия, вере Афанасия и мистицизму Оригена.
Вскоре Аврелий Августин так усвоил себе православное учение, что в состоянии был бороться с британским монахом Пелагием оспаривавшим учение о наследственности греха и доказывавшим возможность делать добрые дела одними собственными силами. В проповедях и сочинениях Августин защищал учение апостола Павла об оправдании человека верой и признавал предопределение, то есть неизменное предназначение человека к блаженству или к осуждению, одним из основных догматов христианской веры. У человека, одаренного способностями и силою чувства и притом развившегося таким оригинальным образом, как блаженный Августин, не могло быть недостатка в богатстве и разнообразии мыслей. Действительно, своими сочинениями он имел громадное влияние на современников, и сам того не замечая, создал новую христианскую литературу, искусство и миросозерцание.
Августин «О граде Божием» – краткое содержание
Подробнее — см. в отдельной статье Августин «О граде Божием» – краткое содержание
Одно из главных сочинений блаженного Августина, носящее название «О граде Божием» (De civitate Dei) и составленное по образцу сочинений Платона о государстве, основывается на той главной мысли, что человечество состоит из двух частей: из рабов своей плоти, осужденных на проклятие, и из людей, живущих духом и призванных к блаженству. Отсюда Аврелий Августин выводит идею о существовании в мире двух царств, из которых одно погибнет в день страшного суда. Царством гибели управляет дьявол; главное основание его – эгоизм, приводящий человека к забвению Бога. Другое небесное царство, находящееся под управлением божиим, основывается на любви к Богу и ведет к забвению самого себя. Таким образом Августин в сочинении «О граде Божием» противопоставляет видимый мир, как царство греха, миру веры и блаженства набожных душ. Но, признавая человеческую природу испорченной и всякую внешнюю деятельность греховно и допуская, что Бог сверхъестественно управляет земными делами через своих уполномоченных, Августин, сам того не понимая, предоставляет во внешнем мире полный простор грубости и насилию.
Предмет сочинения «О граде Божием» так обширен, что дал блаженному Августину возможность заключить в его рамки все нравственное и догматическое учение западной церкви и множество других материалов, а его приверженцам – возможность извлекать из этой книги самые разнообразные представления и взгляды. По мнению Августина, весь Древний Рим, как греховное земное государство, находился под властью дьявола. Чтобы подтвердить свой взгляд, он обращается в своём сочинении к истории римского государства и старается доказать исторически, что счастье такого государства не есть истинное счастье, которое находится только в государстве Бога. Но будучи скорее ритором, чем историком, и смотря на историю с чисто теологической точки зрения, Аврелий Августин уже по одному этому впадает в односторонность. Во всей истории римской республики и империи он видит только непрерывный ряд несправедливостей и жестокостей, упуская из виду, что во всякое время существуют известного рода убеждения и учреждения. Так чувственная религия и строго восточный взгляд на жизнь были возможны в греческой и римской древности, а в позднейшее время необходимо должны были развиться сверхчувственное учение и восточное миросозерцание. Блаженный Августин очень основательно доказывает несостоятельность древней религии и философии и правильно передает в книге «О граде Божием» историческую связь различных причин падения римской республики; но воззрения его на историю доказывают совершенное непонимание хода событий. В его сочинении героически и политически характеры древней истории остаются незаметными; но зато резко выдаются вперед религиозный и иерархический элементы. Зная печальное положение Римской империи во время Августина и грубость Средних веков, мы поймем, что взгляд его мог находить себе особенное сочувствие в эту эпоху и сделаться господствующим в средние века. В тогдашних грустных обстоятельствах люди не могли найти себе успокоения в древней философии и политической свободе. Скорее им могла помочь слепая вера, полицейская сила деспотизма и иерархия. Вследствие этого остроумная и строго благочестивая книга Августина «О Граде Божием» определило на несколько веков вперед христианские воззрения на язычество, его религию, философию и историю.
Рака с мощами блаженного Августина в Павии
Сочинение Августина служило главным источником и многих других средневековых воззрений. Земное или языческое государство, по мнению блаженного Августина, управляется дьяволами, философами и почитателями злых духов, а небесное или христианское – святыми, ангелами и духовенством. Августин подробно говорит об ангелах и дьяволах, о святых и злых духах. При этом его книга «О граде Божием» излагает учение, которым впоследствии пользовались средневековые художники и поэты до самого Мильтона. Учение Аврелия Августина о наказаниях, которым подвергнутся все исключенные из царства Божия при конце мира, вполне соответствовало понятиям народов, поселившихся вскоре после того в пределах римской империи. Эта теория легла в основание поэзии средневековых писателей и содействовала облагораживанию грубых, чисто чувственных понятий о загробной жизни.
Августин «Исповедь» – кратко
Так же много имело читателей и таким же влиянием на историю новейшей образованности и литературы пользовалось другое сочинение блаженного Августина – «Исповедь». Как бы исповедуясь пред Богом, он изображает в этом сочинении ход своего внутреннего развития от юности до упомянутой нами перемены в образе мыслей и верованиях, совершившейся в нем в 400 году. «Исповедь» Августина была одною из самых любимых книг средних веков. Это сочинение значительно облегчает нам понимание одного из важнейших церковных писателей и представляет ясное изображение духа того времени, тогдашнего воспитания, нравственного состояния провинции Африки и характера тамошних ученых школ. Поэтому «Исповедь» Аврелия Августина весьма важна в историческом отношении. Впрочем, чтобы извлечь надлежащую пользу из сочинения Августина, нужно бы было привести его вполне или подробно изложить его содержание.
Чтобы представить нагляднее влияние сочинения Августина на потомство, мы приведем одно место из «Исповеди», где Августин говорит о смерти своей горячо любимой матери, Моники. Эта благочестивая женщина, в продолжение всей жизни с изумительною заботливостью, энергиею и самопожертвованием старавшаяся внушить сыну свои понятия о блаженстве, умерла вскоре после совершенного обращения Августина. Поэтому, говоря о переходе своем к истинной вере, Аврелий Августин посвящает биографии своей матери целый ряд очаровательных глав своего сочинения. Он восхваляет характер Моники, описывает её неутомимые заботы о сыне и свою скорбь о её потере, и в заключение, высказывая уверенность в том, что молитвы других христиан могут доставить блаженство и в другой жизни, просит своих читателей, если только они сознают его пользу, как учителя и писателя, не забывать в молитвах его отца и мать. Из этого можно видеть, что мечтательные взгляды Августина, переданные средним векам в таком привлекательном сочинении, немало содействовали превращению всего католического богослужения в мертвый механизм.
Святой Августин и его мать, Моника. Картина А. Шеффера, 1846
Кроме этих сочинений, блаженный Августин написал еще под заглавием «Разговоры с самим собой», нечто вроде продолжения «Исповеди». В них автор стремится доказать, что все счастье жизни зависит от так называемых богословских добродетелей: веры, надежды и любви. И это сочинение заслуживает порицания в том отношении, что, заключая в себе излияния сердца, написано, подобно «Исповеди», искусственным, а не простым и приличным языком. Но не нужно забывать, что в эпоху Августина античные эстетические понятия и слог древних классиков уже не соответствовали настроению общества и, что еще важнее, были недостижимы; искусственность же вполне согласовалась с духом того времени и направлением, преобладавшим в школьном образовании. Августин понимал все это, и, быть может, потому именно сочинения его имели такое громадное влияние.
Августин «Об истинной религии»
В заключение мы должны упомянуть еще об одном творении Аврелия Августина, которое стоит едва ли не выше всех других его сочинений, потому что принадлежит не к ученой, а к всеобщей литературе и имело огромное влияние на последующие поколения. Это – книга Августина «Об истинной религии». На основании её католическая церковь доказывала протестантам истинность своего учения о предании и церковном авторитете. В сочинении «Об истинной религии», написанном в опровержение еретиков, особенно ясно высказывается стремление блаженного Августина доказать тождество христианской и церковной истины. Избрав себе задачею изложить читателям сущность христианского учения, Августин находит ее не в нравственных целях христианства, но в истории откровения и сообщения божественной благодати, неопределенном и неопределимом предании и в проявлениях божества посредством пророчеств и чудес, заменяя внутренние доказательства божественной истины внешними. Но в то же время он отрицает слепую веру, основанную на авторитете, а вместо неё предлагает философию религии. В сочинении «Об истинной религии», написанном для всех классов общества, у Аврелия Августина нельзя искать ни строгого логического порядка, остроумия и определенности, ни сжатого и связного изложения. Но в подобных сочинениях самая неопределенность выражений и туманность положений обусловливают их успех, хотя эти качества и дают противникам авторов повод возражать против них подобным же образом и в таких же общих и темных выражениях. В этом случае, как и всегда, крайности сходятся.
О ГРАДЕ БОЖЬЕМ
- О ГРАДЕ БОЖЬЕМ
- — одно из важнейших сочинений Августина Блаженного (датировка написания: 413-427). В книге была осуществлена нетрадиционная разработка проблемы периодизации исторического процесса. По мысли Августина, «два града — нечестивцев и праведников — существуют от начала человеческого рода, и пребудут до конца века. Теперь граждане обоих живут вместе, но желают разного, в день же Суда поставлены будут розно». Люди, живущие в Боге, вместе образуют «Град Божий», или «Град небесный»; прочие — «Град Земной». По мысли Августина, «две разновидности любви порождают два града: земной град создан любовью к самим себе, доведенной до презрения к Богу, небесный — любовью к Богу, доведенной до полного самозабвения. Первая возносит самое себя, вторая — Бога. Первая ищет людскую славу, вторая устремлена к высшей славе Бога». Оба града имеют своих посланников на небе: восставших ангелов и тех, кто сохранил верность Богу. На земле они разнятся как потомки Каина и Авеля, эти два библейских персонажа выступают символами двух сообществ. («Основатель земного града был братоубийца Каин; ему соответствует и братоубийца Ромул — основатель Рима».) При этом гражданин «Града земного» на этой земле производит впечатление повелителя и господина мира, гражданин «Града Божьего» — уподобляется страннику и пилигриму. Первый определен к вечному проклятию, второй — к спасению во веки вечные. Как отмечает Августин: «Небесный град вечен; там никто не рождается, потому что никто не умирает; там истинное и полное счастье, которое есть дар Божий. Оттуда мы получили залог веры на то время, пока, странствуя, вздыхаем о красоте его». Нашел отражение в книге «ОГ.Б.» и взгляд Августина на «человека внутреннего» как образ и подобие Бога и Троицы, в коей три Лица при их сущностном единстве. Личность в таком контексте полагалась Августином реализовавшейся в той мере, в какой оказывались отражены три лика Троицы в их единстве. По мысли Августина, «…поскольку мы не равны с Богом, более того, бесконечно от Него удалены, посему Его стараниями… мы узнаем в самих себе образ Бога, т.е. святую Троицу; образ, к коему следует всегда приближаться, совершенствуясь. В самом деле, мы существуем, умеем существовать, любим наше бытие и наше познание. В этом во всем нет ни тени фальши. Это не то, что есть вне и помимо нас, то, о чем мы осведомлены в видах телесных нужд… Безо всякой фантазии очевидно: «Я» есть определенность бытия, то, что способно себя знать и любить. Перед лицом такой истины меня не задевают аргументы академиков: «А если ты обманываешься?». Если обманываешь себя, то ты уж точно есть… Поэтому, следовательно, я существую хотя бы с того момента, когда сам себя надуваю. Откуда известно, что я в состоянии заблуждаться о своем бытии, когда не установлено, что я есть?.. Так, если я знаю, что я есть, то я и способен к познанию себя самого. А когда я люблю эти две вещи (бытие и самопознание), что открывают меня познающего, то очевиден и третий элемент, не менее значимый, — любовь. В этой любви к самому себе нет обмана, ибо в том, что я люблю, я не могу себя обманывать, и даже если бы обнаружилось, что то, что я люблю, фальшиво, то было бы верно, что я люблю вещи лживые и недостойные, но не то ложь, что я люблю». Согласно Августину, человек не знает творения, ибо он — существо конечное. Бог из собственного существа породил Сына, Который как таковой идентичен Отцу, однако же космос Он сотворил из ничего. Между «генерацией» и «креацией», по мысли Августина, огромное различие: Творец вызывает к бытию «то, чего абсолютно не было». «Мы не называем творцами, — отмечает Августин, — возделывающих сады, но и землю-мать, всех кормящую, не назовем творящей… Лишь Бог — Создатель всех творений, по-разному себя воплотивший в них. Только Бог, скрытая сила, все проникающая своим присутствием, дает бытие всему, что так или иначе есть, ибо, не будь Его, не было бы ни того, ни другого, и даже не могло бы быть. Ибо, если мы говорим, что Рим и Александрия взросли благодаря не каменщикам и архитекторам, сообщившим внешнюю форму этим городам, но Ромулу и Александру, их воле, согласию и приказаниям обязаны они своей жизнью, тем более необходимо признать, что сотворение мира дело только Бога, ибо ничего нельзя сделать только из материи, которая создана Им, или только артефактов, созданных людьми. Не будь этой творческой способности создавать все сущее, отними ее, и все перестало бы быть, как и не могло бы начаться быть. Впрочем, я говорю «сначала» в вечности, но не во времени». (Согласно Августину, Бог, создавая этот мир, создал и время.) Таким образом история предстает в «ОГ.Б.» в принципиально новой версии, незнакомой античному миропониманию: она имеет начало творения и конец сотворенного мира с пограничным моментом в виде воскрешения и
страшного суда. Три эти существенных события формируют всемирную историю: первородный грех, ожидание прихода Спасителя, воплощение и страдания Сына Божьего с образованием его дома (града) — Церкви. В конце «ОГ.Б.» Августин акцентирует перспективу воскрешения: плоть (хотя и трансформированная) возродится к жизни: «плоть станет духовною, подчинится духу, но будет плотью, не духом; подобно тому как дух был подчинен плоти, но все же остался духом, а не плотью».
История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом.
.
2002.
Полезное
Смотреть что такое «О ГРАДЕ БОЖЬЕМ» в других словарях:
-
О граде Божьем — De Civitate Dei … Википедия
-
О Граде Божьем — Манускрипт «О граде Божьем», ок. 1470 года «О граде Божьем» (лат. De Civitate Dei) один из основных трудов философа и богослова Аврелия Августина, в котором Августин представил развёрнутую концепцию философии истории.[1] Августин описывает… … Википедия
-
“О ГРАДЕ БОЖЬЕМ” — “О ГРАДЕ БОЖЬЕМ” (De Civitate Dei) (410 427) в 22 кн. во многом итоговое сочинение Августина, написанное под впечатлением взятия Рима Аларихом в 410 и состоящее из двух основных частей: кн. 1 Х, посвященные преимущественно римской истории и… … Философская энциклопедия
-
О ГРАДЕ БОЖЬЕМ — ’О ГРАДЕ БОЖЬЕМ’ одно из важнейших сочинений Августина Блаженного (датировка написания: 413 427). В книге была осуществлена нетрадиционная разработка проблемы периодизации исторического процесса. По мысли Августина, ‘два града нечестивцев и… … История Философии: Энциклопедия
-
«О ГРАДЕ БОЖЬЕМ» — (De Civitate Dei) (410–427) в 22 кн. – во многом итоговое сочинение Августина, написанное под впечатлением взятия Рима Аларихом в 410 и состоящее из двух основных частей: кн. I–Х, посвященные преимущественно римской истории и религии, объясняют… … Философская энциклопедия
-
«О ГРАДЕ БОЖЬЕМ» — (De Civitate Dei) (410–427) в 22 кн. – во многом итоговое сочинение Августина, написанное под впечатлением взятия Рима Аларихом в 410 и состоящее из двух основных частей: кн. I–Х, посвященные преимущественно римской истории и религии, объясняют… … Философская энциклопедия
-
О граде Божием — Манускрипт «О граде Божьем», ок. 1470 года «О граде Божьем» (лат. De Civitate Dei) один из основных трудов философа и богослова Аврелия Августина, в котором Августин представил развёрнутую концепцию философии истории.[1] Августин описывает… … Википедия
-
Августин (Блаженный) — Святой Августин и апогей патристики Жизнь, духовная эволюция и сочинения Августина Августин Аврелий родился в 354 г. в Тагасте (Нумидия, Африка). Его отец Патриций был мелким собственником, связанным с язычеством (крещен был лишь в конце… … Западная философия от истоков до наших дней
-
Аврелий Августин — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. У этого термина существуют и другие значения, см. Августин … Википедия
-
АВГУСТИН АВРЕЛИЙ — АВГУСТИН АВРЕЛИЙ (Aurelius Augustinus) (13.11.354, Тагаста, совр. Сук Арас, Алжир 28.08.430, Гиппон, совр. Аннаба, Алжир), крупнейший представитель латинской патристики, сыгравший важную роль в истории европейской философии, в т. ч. и как… … Античная философия