О каких двух братьях идет речь в сказке пушкина руслан и людмила

«Руслан и Людмила» главные герои

«Руслан и Людмила» главные герои

С детства все знают и любят сказки Пушкина, они полны не только ярких, красочных образов, но и несут глубокий смысл. Одним из таких произведений величайшего русского писателя является поэма «Руслан и Людмила». Это великолепная сказка о всепобеждающей любви отважного витязя к прекрасной Людмиле. Главные герои «Руслана и Людмилы» не только реальные люди, но и фантастические сказочные существа и предметы. Замечательная по форме и содержанию поэма была и остаётся любимым произведением почитателей творчества бессмертного русского классика. Композитор Глинка создал одноименную оперу, премьера которой состоялась в 1842 году.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев«Руслана и Людмилы»

Главные герои

Руслан

Главный герой, настоящий русский богатырь.

Олицетворяет собой тип русского человека: могучий, широкоплечий витязь, у него светлые волосы и голубые глаза. Бесстрашный и отважный, великодушный, честный и порядочный человек. Упорный и целеустремлённый; несмотря на различные препятствия, настойчиво и мужественно движется к цели. С честью выдерживает все испытания ради освобождения Людмилы. Спасает Людмилу и защищает родную землю от набега печенегов.

Людмила

Младшая дочь князя Владимира, супруга Руслана.

Во время своей свадьбы девушка исчезла таинственным образом. Её похитил злой колдун Черномор. Людмила сочетает в себе черты идеальной верной жены и немного легкомысленной и жизнелюбивой девушки. Она тонкая и ранимая натура, чувствительная и скромная. В то же время девушка имеет твёрдый характер. Это позволяет ей быть непокорной Черномору и ждать своего возлюбленного Руслана.

Второстепенные персонажи

Черномор

Главный враг Руслана, колдун.

Отрицательный герой, страшный и злой колдун небольшого роста с длинной бородой. Он имеет привычку похищать молодых и красивых девушек. Сила заключается в его бороде. Он очень могущественный, может руководить звёздами на небе, но не может добиться расположения Людмилы. Руслан одолел волшебника, отрубив колдуну бороду. Черномор сразу потерял всю свою волшебную силу.

Один из положительных героев. Когда-то он отверг колдунью Наину, тем самым сильно разозлил её. Из рассказа Финна Руслан узнаёт о похитителе Людмилы. Старец пробуждает его от смертельного сна. Также даёт богатырю волшебное кольцо для спасения Людмилы.

Наина

Подружка Черномора.

Коварная женщина с колдовскими чарами. Она имеет способность перевоплощаться в разных животных. Вместе с Черномором она пытается противостоять богатырю Руслану.

Влюблён в красавицу Людмилу. Благодаря колдунье Наине смог убить Руслана и украсть его жену. По возвращении в Киев объявил себя героем, но после во всём сознался.

Ратмир

Молодой князь хазар.

Один из тех, кто тоже любит Людмилу. Во время поисков дочери Владимира Ратмир встретил девушку-пастушку. У молодых возникли взаимные чувства, и богатырь остался жить вместе с новой возлюбленной.

Неукротимый и смелый боец. От ревности становится мрачным и угрюмым. Злой и мстительный, мечтает расправиться с Русланом, но сам погибает от его руки.

Князь Владимир

Правитель Киевской Руси.

Отец Людмилы. Вспыльчивый, но отходчивый и великодушный.

Голова

Старший брат колдуна./span>

Был высоким и смелым воином, но немного простоватым. По злой воле брата превращён в Голову, которая должна стеречь меч, причину ссоры братьев.

Это был неполный список персонажей поэмы. В «Руслане и Людмиле» герои, как реальные, так и мифические, требуют более подробной характеристики и более полного описания, чтобы понять глубокий смысл произведения.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Инга Зотова

    15/15

  • Вадим Демидов

    15/15

  • Рифат Баймуханов

    15/15

  • Михаил Владимиров

    14/15

  • Платон Ирбитов

    14/15

  • Анастасия Абраменко

    8/15

  • Ольга Сапожникова

    14/15

  • Кристина Назимова

    9/15

  • Роман Стрелов

    15/15

  • Толик Новиков

    9/15

РАТМИР. РОГДАЙ. ФАРЛАФ

РАТМИР. РОГДАЙ. ФАРЛАФ

РАТМИР, РОГДАЙ, ФАРЛАФ — три любовных соперника Руслана (помимо соперника-антагониста Черномора), которые вместе с ним отправляются из Киева на поиски пропавшей Людмилы, чтобы в награду за спасение жениться на ней. (Имена двух из них — Рогдая (Рохдая) и Фарлафа непосредственно взяты из «Истории государства Российского» H. М. Карамзина.) Все они обречены своим несовершенством оттенять великолепие главного героя; в каждом из них спит страсть, которая сильнее любви к Людмиле, и только Руслан неуклонно стремится к цели, только он безраздельно предан своей любви. Естественно, на развилке любовные соперники разъезжаются в разные стороны, и судьбы их складываются различно.

Рогдай — «воитель смелый, /Мечом раздвинувший пределы/ Богатых киевских полей». Главная черта воителя Рогдая — жестокость; он хочет мстить Руслану за его счастье и сначала (песнь 2-я) набрасывается в темноте на невинного Фарлафа, а затем (песнь 3-я), напав на Руслана, гибнет от его меча.

Фарлаф — «крикун надменный», пьяница, «воин скомный средь мечей», выше всего ставит лень и довольство; он рад получить Людмилу, но не прилагая для того особых сил. Именно это толкает его в лапы колдуньи Наины, которая отправляет Фарлафа отдыхать в «наследственное селенье», а затем посылает на коварное убийство сонного Руслана. Финал Фарлафа очевиден. Доставив Людмилу в Киев, он не в силах пробудить ее от волшебного сна; на битву против печенегов «благоразумный наш герой» тоже не спешит; только доброта Владимира-Солнце и великодушие вернувшегося Руслана спасают Фарлафа от заслуженной смерти.

Ратмир. Сюжетная роль хазарского хана намного сложнее. Как в фольклоре путник, покинув город, попадает в незащищенное, дикое пространство, где царствуют демонические силы, так в пушкинской поэме всякий герой, выехавший за пределы Киева, покидает ограниченное законами жанра пространство «старины глубокой» и оказывается на вольном просторе авантюрного сюжета. Здесь его ждут не только настоящие и мнимые испытания, но и разнообразные жанровые ловушки. Стоит герою единожды свернуть со столбовой дороги любовного сюжета — и он сразу оказывается в «параллельном мире» русской баллады, полусмешной, полусерьезной, полудемонической, полушутовской, полуфольклорной, полулитературной; из этого мира мало кто находит возвратный путь. Погибший Рогдай становится добычей вполне балладной Русалки; Фарлаф оказывается «на посылках» у Наины, чье ведьмовство также вполне балладного свойства; Ратмир в 4-й песне заслушивается сладким, манящим пением балладной девы, чей голос раздается «Долины в тишине глубокой». (Этот стих из оды Ломоносова служит как бы литературной границей, которая отделяет «свое» пространство, «хорошее», от «чужого», «плохого».)

Пение балладных героинь опасно, как пение сирен. Ратмир не может пересилить себя; он сворачивает к замку, в котором обретаются двенадцать дев; в отличие от «Двенадцати спящих дев» из балладной поэмы В. А. Жуковского, которого Пушкин охотно пародирует, это отнюдь не девы-монахини, а скорее наоборот, девицы легкого поведения, и замок — отнюдь не монастырь, но… (тут автор стыдливо опускает глаза и делает фигуру умолчания). Всё: авантюрная карьера Ратмира завершена; Людмила забыта; входная дверь, через которую он проник в балладу, захлопнута. И если бы не сюжетная необходимость, «юный хан» навсегда остался бы в «одеждах неги», среди «прелестных, полунагих» дев, вкушать наслаждение русской баней, пирами и лобзаниями, «страстными и немыми».

Но автор увлечен параллелью: отшельник Финн (волшебный помощник Руслана) — витязь Ратмир (любовный соперник Руслана). Последний был призван на авантюрный путь, но потерял право на Людмилу, свернув на балладную обочину. Первый, наоборот, рожден был чухонским рыбаком, счастливым и тихим персонажем речной идиллии. Однако ради Наины навсегда покинул счастливое идиллическое пространство, а с Наиной так и не совладал. Теперь неудавшийся рыцарь Ратмир должен как бы прожить несостоявшуюся жизнь «рыбака» Финна; автор помогает Ратмиру «бежать» из баллады, — но не обратно в поэму (ибо, раз выпав из сюжета, в него уже не вернуться), а в речную идиллию.

На возвратном пути, в 5-й песни, Руслан случайно заезжает на склон «темных берегов / Какой-то речки безымянной» и видит «поникшей хаты кров», где Ратмир, как и положено героям речной идиллии и буколики, живет бедно, мирно, спокойно вместе с юной пастушкой, ради которой он бежал из амурного плена двенадцати бодрствующих дев. Он теперь не витязь, подобный Руслану; он отшельник, подобный Финну, — и счастлив своей судьбою.

Описание жилища Ратмира будет повторено Пушкиным в описании «финского рыболова», вступлении к «петербургской повести» «Медный Всадник».

На чтение 20 мин Просмотров 9.5к. Опубликовано 04.04.2020

⭐⭐⭐⭐⭐ «Руслан и Людмила» за 4 минуты и подробно по песням за 15 минут. 

Очень краткий пересказ поэмы «Руслан и Людмила»

В Древней Руси, в княжеском тереме Киева, идет пир, на котором «пропивают» невесту – младшую дочь киевского князя Владимира Людмилу. Девушка выходит замуж за славного богатыря Руслана. Молодые влюблены друг в друга. Тут же на пиру присутствуют соперники Руслана: Ратмир, Фарлаф и Рогдай.

Свадебный пир

После торжественной части гости расходятся, молодых ведут в опочивальню, и вдруг налетает вихрь, погрузивший все в темноту. Когда тьма рассеивается, Руслан обнаруживает пропажу молодой супруги.

Найти красавицу вызвались все четверо: Руслан, Ратмир, Фарлаф и Рогдай. По дороге с ними происходят разнообразные приключения. Ратмира заманивают в райские кущи восточные девы, и он остается у них. Воин прекращает поиски невесты.

Руслан встречает мудрого старца, который предсказывает ему: молодую супругу удастся найти, ее похитил волшебник Черномор. Удача улыбнется Руслану, уверяет старик, правда, придется за Людмилу побороться.

Руслан отправляется далее. Злая колдунья Наина между тем является Рогдаю и указывает ему путь к Руслану. Рогдай рад: он хочет убить соперника. Настигнув богатыря, Рогдай предлагает ему бой. Однако в битве побеждает Руслан.

Фарлаф тоже встречает Наину. Его старушка отводит в родовое имение, чтобы там он мог спокойно подождать, пока Руслан освободит Людмилу. Вот тогда-то и наступит час славы Фарлафа: он убьет соперника и привезет Людмилу к отцу.

Между тем Людмила приходит в себя в незнакомом месте. Она в прекрасном дворце, окруженном изумительным садом, в котором цветут яркие цветы и щебечут птицы. Черномор является ей, но теперь, когда красавица узрела своего похитителя при свете дня, он ей не страшен: его комический облик вызывает смех.

Девушка отвергает любовь волшебника, не забывая получать удовольствия от жизни: с аппетитом поглощает различные яства, примеряет богатые наряды, гуляет по саду. Черномор забывает в ее покоях свою шапку.

Примерив головной убор ради шутки, Людмила обнаруживает его чудесные свойства: оказывается, это шапка-невидимка. Отныне Черномору не поймать свою прекрасную пленницу.

Но Черномору хитростью удается заманить девушку в сети. Шапка слетает с нее – вновь красавица во власти чародея. Тут Черномор слышит чей-то призыв. Напустив на Людмилу чары волшебного сна, злодей летит на зов.

А звал его Руслан. Витязь успел пережить немало опасностей. Одолев Рогдая, он едет дальше, встречает на своем пути огромную голову, с которой поначалу вступает в конфликт.

Но затем ему удается доказать голове свою силу, и та, рассказав свою печальную историю (голова когда-то была рыцарем, братом Черномора, и жестоко пострадала от его рук), отдает Руслану волшебный меч. Он должен помочь в схватке со злодеем.

Итак, преодолев все эти опасности, Руслан наконец находит замок Черномора, зовет его. Старик хитер: он взмывает в воздух. Но Руслан сумел схватить его за бороду. Вместе враги летают в небе до тех пор, пока Черномор не начинает просить о пощаде.

Оба приземляются. Руслан отсекает волшебным мечом бороду Черномора, лишив его тем самым могущества.Руслан выручил из плена Людмилу

Найдя Людмилу (случайно смахнув с нее, невидимой, сладко спящей, шапку Черномора), Руслан понимает, что супруга пребывает в каком-то оцепенении: она явно заколдована. Опечаленный, богатырь едет вместе с нею и плененным Черномором домой.

Но, уснув в чистом поле, Руслан лишается жизни: его вероломно убивает Фарлаф. Взяв сонную Людмилу, Фарлаф спешит в Киев, дабы представить себя Владимиру спасителем девушки.

Князь киевский не рад: он видит дочь, но не может ее добудиться. Как быть, никто не знает.

На выручку Руслану приходит старец, встреченный им в начале путешествия. Окропив богатыря мертвой и живой водой, мудрец возвращает его к жизни. Вручает ему кольцо: прикоснувшись ко лбу Людмилы этим кольцом, можно ее разбудить.

Руслан въезжает в стольный град, предварительно разгромив окруживших Киев печенегов. Войдя к супруге, он мигом снимает злые чары.

Все заканчивается прекрасно: вновь пирует князь Владимир, Руслан и Людмила не могут наглядеться друг на друга. Враги наказаны, добрые герои торжествуют.

Главные герои и их характеристика:

  •  Руслан  – могучий богатырь, «витязь беспримерный», то есть не имеющий себе равных, молодой красавец-мужчина, смелый и отважный. Известен на все княжество победами в битвах. Молодожен, только-только заключивший брак с княжной Людмилой, в которую влюблен без памяти.
  •  Людмила  – семнадцатилетняя красавица, дочь князя Владимира, юная жена Руслана, новобрачная. Очень любит мужа и хранит ему верность, попав в плен. Юна, прекрасна и свежа, у нее золотые косы, стройный стан. Чуть легкомысленна вследствие юного возраста, весела, умна.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Рогдай  – «надежда киевлян», молодой смелый воин, Его призвание – сражаться, он неустрашим. Его взгляд может быть ужасен, когда Рогдай смотрит на врага. Томится ревностью, влюблен в Людмилу, но его любовь столь же мрачна и тяжела, как ненависть.
  •  Ратмир  – молодой воин, нетерпеливый, горячий, тоже влюблен в Людмилу. Это не простой богатырь: он – «хазарский хан», то есть юноша благородного происхождения. Неравнодушен в неге и лести, падок на красивых женщин.
  •  Фарлаф  – молодой витязь, хвастливый и болтливый, желает выглядеть бравым воином, но в душе трус. Убегает, спасаясь от наставленного на него оружия, вероломен: способен убить беззащитного противника, вместо того чтобы вызвать его на честный бой.
  •  Князь Владимир  – великий князь, отец Людмилы, уже пожилой, уважаемый и любимый подданными (его прозвище – Владимир-солнце). Очень любит дочь, боится за нее, готов отдать за ее спасение полцарства.
  •  Старец  – отшельник, седой житель пещеры в пустыне, куда добрался Руслан в своих поисках. Старик раскрывает Руслану свое происхождение: он финн, вначале был простым пастухом, затем воином. Последние десятилетия живет одиноко, изучая колдовскую науку или черную магию. Мудрый, всезнающий, готовый помогать добрым героям победить злодеев. Себе на беду сумел приворожить Наину, некогда потрясающую красавицу.
  •  Наина  – возлюбленная финна. Когда-то она была молодой прелестной девушкой, чрезвычайно гордой. К моменту описываемых событий – уже седая сгорбленная старушка, «едва живая», но способная настроить немало козней. Была влюблена в финна, но, когда он отверг ее любовь, стала питать к отшельнику ненависть и всячески мешать ему. Владеет тайнами черной магии.
  •  Черномор  – карлик с длинной седой бородой. Хитер, изворотлив, коварен и опасен. Основное развлечение – похищение красавиц, которых он затем держит в своем замке. Злой волшебник, вся его сила заключена в бороде.
  •  Голова  – огромная говорящая голова, оставшаяся от погибшего от руки Черномора рыцаря. Когда-то голова была его братом. Черномор вероломно убил брата, а голову оживил и заставил стеречь волшебный меч. Внушает страх всем, кто ее видит: у нее огромные очи, усы, лоб, а когда она дует или чихает, поднимается страшный вихрь.

Краткое содержание поэмы «Руслан и Людмила» подробно по песням

Посвящение

В «Посвящении» поэт обращается к потенциальным читательницам, теша себя надеждой, что его труд понравится той, которую он любил.

Описывает сказочную страну, где будут происходить дальнейшие события: Лукоморье, дуб зеленый, русалку и ученого кота. Тем самым он призывает публику не воспринимать поэму слишком серьезно, а отнестись к ней как к сказке.

Песнь первая

В городе Киеве свадебный пир: князь Владимир выдает замуж младшую дочку. В богатом княжеском тереме сидят за столом жених – богатырь Руслан, невеста – красавица Людмила, несчастливые соперники Руслана: Фарлаф, Рогдай и Ратмир, а также многочисленные гости.

Соперники втайне завидуют Руслану: «веселый пир им не в пир». По окончании торжества молодые уединяются. Внезапно грянул гром, все потемнело, и какой-то вихрь унес Людмилу.

Людмилу уносит вихрь

Руслан в глубоком горе идет сообщить её отцу о потере. Владимир в отчаянии обещает любому, кто спасет дочь, полцарства в награду и саму Людмилу в жены: он недоволен новоиспеченным зятем, не сумевшим уберечь юную супругу.

Ехать на поиски вызвались Рогдай, Фарлаф и Ратмир. Руслан также собрался в дорогу. Богатыри едут день, каждый в своих думах, а к вечеру расстаются, и каждый отправляется выбранной дорогой.

Руслан обнаруживает посреди пустынной земли пещеру, где теплится лампада. Войдя внутрь, он видит почтенного старца, читающего древнюю книгу.

Старик приветствует юношу, дает ему ночлег и внушает надежду на благополучный исход дела: что бы ни происходило дальше, Руслан должен идти вперед. Он спасет Людмилу. Все будет хорошо.

Чуть позже старец рассказывает Руслану о своей собственной невеселой судьбе, заставившей его сделаться магом. Он финн по происхождению. Когда-то он пас мирные стада и был влюблен в прекрасную девушку Наину, которая с гордостью и презрением отвергла его любовь.

Чтобы покорить сердце возлюбленной, Финн отправляется в поход, привозит много золота и украшений, бросает все к ногам Наины. Но она по-прежнему равнодушна. Финн уходит от мира, в совершенстве овладевает магией и наконец с ее помощью внушает девушке любовь.

И она является Финну! Но, оказывается, прошло сорок лет, и бывшая первая красавица превратилась в сгорбленную старушку. Финн в ужасе. Ее любовь ему теперь не нужна. Наина приходит в бешенство, ее горячее чувство перерастает в ненависть. Отныне она будет вредить и Финну, и тем, кому он помогает. За прошедшие годы старушка тоже поднаторела в магии.

Утром Руслан, напутствуемый старцем, вновь отправляется в дорогу.

Песнь вторая

Соперники расстались. Но Рогдай, томимый мрачными мыслями, уже готовый на все, лишь бы заполучить Людмилу, решает убить Руслана. Впереди он замечает фигуру богатыря и издали принимает мужчину за Руслана.

С поднятым мечом Рогдай мчится к сопернику, зовя его на бой. А тот в страхе пришпоривает коня, отдаляясь от преследователя. Но вот в какой-то миг неизвестный падает со споткнувшегося скакуна, Рогдай подлетает… и видит Фарлафа. Он обознался!

Рогдай уезжает, смеясь сам над собой. Ему внезапно является старушка (та самая Наина), которая указывает, где нужно искать Руслана. И воспрянувший духом Рогдай летит на бой с соперником.

Фарлафа тоже навестила старушка. Ведьма посоветовала юноше скрыться до поры до времени в наследственном имении. Когда будет нужно, она оповестит рыцаря, и Людмила окажется в его руках.

Людмилу у Черномора

Рогдай нагоняет Руслана. Богатыри бьются в честной схватке. Между тем Людмила просыпается в каком-то великолепном замке. К ней подходят три прислужницы в легких одеяниях, умывают, заплетают золотую косу, облачают девушку в прелестный сарафан.

Людмила грустна, ее вовсе не утешает, что к ее ногам кто-то положил такие богатства и роскошь. Она видит в окно снежные равнины, затем открывает какую-то дверь и выходит в волшебный сад.

Долго девушка гуляла посреди удивительных цветов и красивых деревьев с ароматными плодами, пока наконец не утомилась. Присев возле речки, она решает покончить с жизнью, однако внезапно возле нее возникает стол, накрытый всевозможными яствами.

И девушка приступает к обеду. После этого она вкушает сон на чудесной кровати, а проснувшись, обнаруживает возле себя смешного горбатого карлика с длинной бородой. Карлик входит к ней в покои, его бороду с почетом несут за ним арапы. На нем какая-то странная шапка.

Людмила, завизжав от страха, схватила карлика (это был злобный Черномор, похититель красавиц) за бороду. Оглушенный ее воплем Черномор бросился бежать, начался переполох, шапка свалилась наземь. Вся толпа слуг помчалась вслед за хозяином. Шапка же осталась у Людмилы.

В это время соперники яростно бились в чистом поле, и вот один из них упал замертво: Руслан убил Рогдая. Подняв труп врага над головой, Руслан бросает его в реку.

По преданию, Рогдая поймали русалки, утащили в свое подводное царство, и с тех пор он обитает там, по временам выходя на берег и пугая рыбаков.

Песнь третия

Черномор утром просыпается в своей опочивальне. Слуги расчесывают ему бороду. Карлик зевает, не спеша начать новый день.Сговор Черномора с Наиной

В распахнутое окно влетает крылатый змей. Ударившись о пол, он оборачивается Наиной. Злые волшебники вступают в сговор: Наина обещает Черномору помощь. Ему останется Людмила, а Наина погубит Руслана. До тех пор, пока борода при карлике, ему не страшны никакие богатыри: он всех сильнее.

Колдун вновь решается явиться Людмиле: может быть, теперь девушка примет его любовь? Но он не находит Людмилу нигде. Загадка оказалась проста: скучая, Людмила примерила Черноморову забытую шапку и обнаружила, что это шапка-невидимка.

Отныне девушку никто не увидит, пока она сама этого не пожелает. Людмила начинает забавляться: слуги хозяина сбились с ног, отыскивая ее. Девушка то надевает, то снимает шапку, смеется над своим хозяином.

Руслан продолжает путь. Въезжает он на широкое поле, усеянное мертвыми костями. Его задача: добыть волшебный меч, которым нужно перерубить бороду Черномора, чтобы сделать его бессильным.

Руслан ищет меч на поле, не находит, но зато выбирает среди брошенных доспехов отличное копье. Далее он видит впереди холм, а на холме диво: огромную голову. Глаза прикрыты: голова дремлет. Богатырь щекочет ноздри копьем, чтобы разбудить голову.

Голова просыпается, чихает, поднимается ветер. Она насмешливо прогоняет Руслана, но тот решает проучить голову. Начинается сражение. Голова дует из всех сил, Руслана с конем относит в сторону.

Собрав волю в кулак, Руслан наскакивает на голову и бьет ее в щеку. Голова откатывается, а под нею оказывается волшебный меч. Руслан забирает меч. Он хочет расправиться с головой, однако жалеет ее: голова молит о пощаде.

И рассказывает богатырю свою историю: некогда она тоже была славным рыцарем, не ведавшим страха и упрека. А братом рыцаря был злобный Черномор. Однажды братья пошли разыскивать волшебный меч, который мог прервать жизнь рыцаря, а для Черномора был опасен тем, что только у него была сила отрубить бороду.

Братья добыли меч. Злобный карлик обманул рыцаря, хитростью заставив его лечь на землю, и отрубил ему голову. Тело осталось непогребенным, а голову Черномор оживил и перенес на холм, сторожить меч. Отныне же Руслан будет владеть мечом, и голова лишь просит его отомстить коварному брату. Сама же она не держит зла на Руслана.

Песнь четвертая

В лирическом отступлении поэт в шутливой форме предостерегает друзей от чар «волшебников», чьи «очи голубые» и улыбка могут поразить не хуже колдовских чар. Поговорив о прекрасных девах, он вновь вводит в повествование Ратмира.

Этот рыцарь в поисках Людмилы набредает на замок и башню. Оттуда слышится песня, которую поет прелестная дева. Песня призывает Ратмира зайти в гости, и тот не отказывается.

За воротами замка его встречают «девицы красные толпою», забирают на водопой коня, Ратмиру предлагают жарко натопленную баню, облачают в бархатный кафтан, усаживают за праздничный стол. Ратмир в окружении красавиц забывает о Людмиле и остается жить в замке.

Руслан же по-прежнему устремлен на север, куда ему указал путь старик отшельник. По дороге он встречает ведьм, богатырей, великанов, всех побеждает и рассеивает злые чары.

Людмила в плену Черномора пребывает в относительной безопасности: она скрыта под шапкой-невидимкой. Так никто и не может изловить пленницу, но повсюду находят ее следы: то плод с дерева исчезнет сладкий, то прольются капли ключевой воды возле ручья, то шелохнется ветвь дерева…

Людмиле грустно, она томится по Руслану, однако не забывает поесть и поразвлекаться, поддразнивая прислугу Черномора.

Черномору надоело гоняться за собственной пленницей, и он пошел на хитрость: создав призрачный образ раненого Руслана, колдун приманивает этим призраком безутешную супругу. Людмила бросается к Руслану, и тут на нее падает сеть. Шапка слетает с головы: все, отныне она во власти Черномора. Волшебник погружает девушку в «дивный сон».

Слышен звук рога: это кто-то зовет Черномора. Он летит на зов.

Песнь пятая

Итак, Руслан добрался до обители Черномора. Это он трубит, вызывая на бой колдуна-соперника. Черномор благодаря волшебной бороде неуязвим: он летает над богатырем, время от времени нанося ему удары булавой. Изловчившись, Руслан ударом бросает колдуна в снег, а затем хватает за бороду.

колдун несет богатыря

Злодей взмывает в воздух – он надеется на то, что у Руслана не хватит сил. Потом пытается действовать хитростью: уговаривает витязя спуститься, тогда он получит свою Людмилу. Однако богатырь не верит вероломному волшебнику. Два дня они носятся в облаках.

Наконец обессиленный карлик молит о пощаде. Витязь требует отнести его к Людмиле. Герои приземляются в саду у Черномора. Руслан отсекает бороду колдуна волшебным мечом.

Увязав лишенного колдовских сил Черномора в котомку и приторочив ее к седлу, Руслан отправляется искать свою супругу. Но ее нигде не видно. Он бродит по дворцу, по саду. Везде тихо, слуги разбежались.

В отчаянии Руслан принимается размахивать мечом без всякой цели, и один из его ударов настигает сети, которой окутана Людмила. Шапка слетает с девушки. Руслан вне себя от счастья: разрубает сеть, хватает на руки супругу, целует, зовет по имени. Но она молчит, объятая сказочным сном.

Голос Финна, зазвучавший в тишине, говорит Руслану: «Не бойся, поезжай в Киев со спящей Людмилой, там, перед отцом, она очнется».Руслан показывает Голове Черномора

Что было делать богатырю? Отправился он в обратный путь. Долго ли, коротко ли, подъезжает витязь к голове. Та уже почти при смерти: ее дни сочтены. Руслан показывает голове Черномора. Голова узнала брата, в глазах ее отразились гнев и торжество. Затем она навсегда смежила очи.

Найдя место для небольшого перевала, Руслан останавливает коня. Протекает тихая река, зеленеет луг. Из небольшого домика неподалеку выбегает красивая дева – она бежит встречать лодку, а в лодке рыбак.

С изумлением Руслан узнает в рыбаке своего недавнего соперника Ратмира. Хазарский хан рассказывает богатырю, что именно здесь он обрел свое счастье. Двенадцать дев любили его, и он оставил всех ради одной бедной пастушки. Поговорив, былые соперники расстаются друзьями.

Руслан едет далее.

Фарлаф же долгое время ожидал в своем имении весточки от Наины. И вот его час пробил: Наина явилась к витязю. Она велит Фарлафу следовать за собой, и, оборотившись кошкой, уносится вперед.

Руслан спешивается в тихой долине, укладывается на ночной отдых. Он видит странный, тревожный, зловещий сон, но пробудиться не в силах.

Фарлаф с Наиной приближаются. Фарлаф бьет мечом спящего Руслана, нанося ему смертельные раны. Наина исчезает.

Фарлаф забирает Людмилу и торопится с нею в Киев.

Песнь шестая

Поэт в лирическом отступлении обращается к красавице, которая велит ему продолжать начатое повествование.

Итак, Руслан лежит в поле. Его верный конь с карликом за седлом рядом. Черномор выглядывает из котомки: герой погиб, кажется, свобода рядом! Но все пошло по-другому.

Фарлаф приезжает в Киев, подносит отцу спящую Людмилу. Сначала Владимир ликует, но затем вновь погружается в горе: девушка все так же спит, и ничто и никто не может ее разбудить. Фарлаф рассказывает, что якобы он в горячей битве отвоевал Людмилу у лешего. Но как прервать чудный сон – никто не знает.

Финн спасает Руслана

В это время к Киеву со всех сторон подходят печенеги. Город в опасности. Бойцы собираются, начинаются жестокие сражения, огромные потери с обеих сторон. Князь Владимир бездействует: все его силы отняло горевание по младшей дочери.

Финн отыскивает в поле труп Руслана. Добыв мертвой и живой воды, старец по очереди поливает этой волшебной влагой раны богатыря, и тот оживает.

Отшельник вручает ему кольцо, при помощи которого можно разбудить Людмилу, и прощается: теперь они свидятся уже в ином, загробном мире. Руслан едет к Киеву, видит, что город окружен врагами, идут страшные бои. Он вступает в схватку с печенегами, разит направо и налево, наконец печенеги понимают, что русские начинают побеждать. Они отходят.

С победой Руслан врывается в Киев. Он летит сразу к Владимиру в терем, где спит Людмила. Коснувшись лица девушки волшебным перстнем, Руслан с бьющимся сердцем видит, как она начинает просыпаться от очарованного сна.

Людмила поднимается, узнает молодого супруга, вскрикивает от радости. Они бросаются в жаркие объятия друг к другу. Старый князь плачет от радости, обнимая сразу обоих. Фарлаф раскаивается, ждет кары. Но князь прощает его, а Черномора забирает во дворец в качестве шута.

И вновь гремит пир на весь Киев: город спасен, Людмила возвращена отцу, добро победило.

Эпилог

Поэт вспоминает о минувших днях, которые он проводил в праздности забавах, а между тем над головой собиралась туча. И вот он уже брошен судьбой на Кавказ, и лишь дружба и прекрасная природа вокруг помогают ему примириться с такой жестокой переменой в жизни. Муза была с ним – но и она ушла, замолчала лира.

Кратко об истории создания произведения

Произведение «Руслан и Людмила» было закончено Пушкиным в апреле 1820 г. Но замысел возник гораздо раньше, еще в лицейские годы.

На создание поэмы, этой «прелестной шалости», как говорили современники, юного Пушкина вдохновили и сказки, слышанные от няни, и вышедшая в 1818 году «История государства российского» Николая Карамзина. Из фундаментального труда историка Пушкин позаимствовал даже имена героев: Фарлафа, Рогдая, Ратмира.

В своей поэме Пушкин объединил и сказочные сюжеты, и былины, и истинную историю, воссоздав дух «русской старины глубокой» с ее героями-богатырями, могущественными князьями и их прелестными дочерями, «красными девицами».

Предисловие «У Лукоморья…» и эпилог поэт написал позже, после окончания работы над основным текстом.

Интересные факты о поэме «Руслан и Людмила»

  1. Загадочное пушкинское Лукоморье действительно существовало. На картах XVI-XVII вв. так обозначалась местность в Сибири.
  2. В своей поэме Пушкин подшучивает над произведением В.А. Жуковского «Светлана», придавая романтическим сценкам и образам, позаимствованным у Жуковского, игривый, заметно эротический окрас.
  3. После прочтения «Руслана и Людмилы» Василий Жуковский преподнес юному Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя».

  • О каких вещах важно помнить при использовании психотерапевтических сказок
  • О каких верованиях первобытных людей вы узнали из рассказа весенний праздник
  • О какая странная была эта ночь сочинение огэ
  • О йошкар оле сочинение
  • О иваненко спокойной ночи сказка