Есть решение!
О каких особенностях народного восприятия февральских событий свидетельствует отрывок из воспоминаний
О каких особенностях народного восприятия февральских событий свидетельствует отрывок из воспоминаний видного деятеля партии эсеров и крупного учёного-социолога П. А. Сорокина?
«Успокаивая себя тем, что всё в порядке, я не мог закрывать глаза на многие реалии. Рабочие, нёсшие лозунг «Рабочие к станку и прессу!», на самом деле отказывались от работы и проводили большую часть своего времени на политических митингах. Они требовали восьмичасового рабочего дня, а нередко — и шестичасового. Солдаты, явно готовые к сражениям, вчера, к примеру, отказались выполнять приказ под предлогом, что для защиты революции Петроград нуждается в их помощи. Именно в эти дни поступала информация о крестьянских захватах частных усадеб, грабежах и поджогах. На улицах нередко можно было встретить пьяных людей, непристойно ругающихся и горланящих: «Да здравствует свобода! Раз свобода, то всё дозволено!»»
- Ответов: 1
- О вопросе
Аноним
Ощущение свободы, охватившее страну с начала марта 1917 года, находило разные проявления. Питирим Сорокин вспоминал: «Успокаивая себя тем, что все в порядке, я не мог закрывать глаза на многие реалии
Старый режим был упразднен по всей Руси, и мало кто сожалел по этому поводу. Вся страна ликовала. Царь отрекся сам и отрекся от имени своего сына. Великий князь Михаил отказался от престола. Временное правительство было избрано, его манифест стал одним из самых либеральных и демократических документов из числа когда-либо принятых. Все царские чиновники, от министров и до жандармов, были смещены с постов и заменены на преданных республике людей, поскольку не было сомнений, что отныне у нас воцарилась республика. Большинство людей надеялось, что теперь-то уж нас ожидают грандиозные военные успехи
- Ответов: 1
- Просмотров: 242
- Другие вопросы
Содержание
- ГДЗ по истории 10 класс учебник Начало XX — начало XXI века Волобуев параграф 3
- Новое в блогах
- Власть без силы под напором хаоса пала
- Новое в блогах
- О «незаконности» Советской власти или как большевики «свергли» царя
- 2. Резолюция
ГДЗ по истории 10 класс учебник Начало XX — начало XXI века Волобуев параграф 3
1. Чем можно объяснить скоротечность Февральской революции?
1917 года в России — массовые антиправительственные выступления петроградских рабочих и солдат петроградского гарнизона, приведшие к свержению российского самодержавия и созданию Временного правительства, сосредоточившего в своих руках всю законодательную и исполнительную власть в России. Революционные события охватили период конца февраля — начала марта 1917 года (по юлианскому календарю, действовавшему в то время в России).
Февральская революция началась как стихийный порыв народных масс, однако её успеху способствовал и острый политический кризис в верхах, резкое недовольство либерально-буржуазных кругов единоличной политикой царя. Хлебные бунты, антивоенные митинги, демонстрации, стачки на промышленных предприятиях города наложились на недовольство и брожение среди многотысячного столичного гарнизона, присоединившегося к вышедшим на улицы революционным массам. 27 февраля (12 марта) 1917 года всеобщая забастовка переросла в вооружённое восстание; войска, перешедшие на сторону восставших, заняли важнейшие пункты города, правительственные здания. В сложившейся обстановке царское правительство проявило неспособность к быстрым и решительным действиям. Разрозненные и немногочисленные силы, сохранявшие ему верность, оказались не в состоянии самостоятельно справиться с анархией, охватившей столицу, а несколько частей, снятых с фронта для подавления восстания, не смогли пробиться к городу.
2. Какое событие можно считать началом Февральской революции? Какое событие в ходе революции стало переломным? Свои ответы обоснуйте.
Началом февральской революции можно считать событие 8-го марта, когда тысячи женщин так и не получившие полагающийся им хлеб, пошли толпой в центр Петрограда к царю, что бы выразить ему свое недовольство. К ним присоединились простые рабочие и революционно настроенные силы, и из демонстрации событие переросло в массовый погром и бунт. В тот день прекратили работу многие заводы столицы и произошла массовая стачка.
Почему отречение Николая II с правовой точки зрения считается незаконным? (В случае затруднений вспомните Акт о престолонаследии Павла I.)
Безоговорочно законным может считаться только отречение по закону и добровольно. Отречения по закону не было. О добровольности и говорить нечего, царя вынудили подписать отречение. Последнее является достаточным юридическим основанием считать отречение незаконным.
Председатель Думы и начштаба генерал Н. В. Алексеев настаивали на отречении Николая II от престола. За это высказались и командующие фронтами. Даже великий князь Николай Николаевич призывал пойти на такой шаг во имя спасения России и династии. Из Петрограда в Псков с тем же требованием отречения прибыли думские посланцы А. И. Гучков и В. В. Шульгин. Под давлением со всех сторон император Николай II принял решение об отречении от престола.
1. Почему после Февральской революции Временное правительство называли властью без силы, а Советы — силой без власти?
Одновременно с возникновением Временного правительства и подчиненных ему административных учреждений сложилась другая система органов власти – советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Обе системы действовали параллельно, дополняя друг друга, и, одновременно, конфликтуя друг с другом. Таким образом, в стране наблюдалось двоевластие. Временное правительство
После февральской революции 1917 года в России возникло одновременно два органа власти: Советы рабочих и солдатских депутатов, представлявших собой зачаток народной власти, и Временное правительство – орган диктатуры буржуазии. Временное правительство называют власть без силы, а Советы-сила без власти.
2. В. И. Ленин назвал ситуацию в марте—июне 1917 г. двоевластием. Можно ли с ним согласиться? Почему?
Да, одновременно с возникновением Временного правительства и подчиненных ему административных учреждений сложилась другая система органов власти – советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Обе системы действовали параллельно, дополняя друг друга, и, одновременно, конфликтуя друг с другом. Таким образом, в стране наблюдалось двоевластие. Временное правительство
После февральской революции 1917 года в России возникло одновременно два органа власти: Советы рабочих и солдатских депутатов, представлявших собой зачаток народной власти, и Временное правительство – орган диктатуры буржуазии. Временное правительство называют власть без силы, а Советы-сила без власти.
Вопросы и задания
1. С помощью эпиграфа и иллюстрации в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока.
Чем являлись февральские события 1917 года?
2. Февральская революция — это заговор, переворот или народное восстание? Найдите дополнительную информацию, подтверждающую ту или иную точку зрения.
Февральская революция началась как стихийный порыв народных масс, однако её успеху способствовал и острый политический кризис в верхах, резкое недовольство либерально-буржуазных кругов самодержавной политикой царя. Хлебные бунты, антивоенные митинги, демонстрации, стачки на промышленных предприятиях города наложились на недовольство и брожение среди многотысячного столичного гарнизона, присоединившегося к вышедшим на улицы революционным массам.
3. Подготовьте презентацию о событиях Февральской революции, используя сохранившиеся фотографии.
4. Составьте карту февральских событий в Петрограде и маршрута следования царского поезда из Могилёва в Псков.
5. Подготовьте сообщение на тему «Февральская революция и отречение Николая II глазами участника или свидетеля событий» (используйте воспоминания по своему выбору).
6. О каких особенностях народного восприятия февральских событий свидетельствует отрывок из воспоминаний видного деятеля партии эсеров и крупного учёного-социолога П. А. Сорокина?
«Успокаивая себя тем, что всё в порядке, я не мог закрывать глаза на многие реалии. Рабочие, нёсшие лозунг «Рабочие к станку и прессу!», на самом деле отказывались от работы и проводили большую часть своего времени на политических митингах. Они требовали восьмичасового рабочего дня, а нередко — и шестичасового. Солдаты, явно готовые к сражениям, вчера, к примеру, отказались выполнять приказ под предлогом, что для защиты революции Петроград нуждается в их помощи. Именно в эти дни поступала информация о крестьянских захватах частных усадеб, грабежах и поджогах. На улицах нередко можно было встретить пьяных людей, непристойно ругающихся и горланящих: «Да здравствует свобода! Раз свобода, то всё дозволено!»»
Ощущение свободы, охватившее страну с начала марта 1917 года, находило разные проявления. Питирим Сорокин вспоминал: «Успокаивая себя тем, что все в порядке, я не мог закрывать глаза на многие реалии
Старый режим был упразднен по всей Руси, и мало кто сожалел по этому поводу. Вся страна ликовала. Царь отрекся сам и отрекся от имени своего сына. Великий князь Михаил отказался от престола. Временное правительство было избрано, его манифест стал одним из самых либеральных и демократических документов из числа когда-либо принятых. Все царские чиновники, от министров и до жандармов, были смещены с постов и заменены на преданных республике людей, поскольку не было сомнений, что отныне у нас воцарилась республика. Большинство людей надеялось, что теперь-то уж нас ожидают грандиозные военные успехи
7. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ
1. Кого Временное правительство чествовало как «первого солдата, поднявшего оружие против царского строя»? Что сделал этот человек и какова была его дальнейшая судьба?
Временное правительство чествовало Кирпичникова как «первого солдата, поднявшего оружие против царского строя». Он был произведён Временным правительством в подпрапорщики, от Волынского полка избран в состав Петроградского совета.
2. Почему с великим князем Михаилом Александровичем многие умеренные деятели связывали надежды на перемены?
Судьба Великого князя Михаила Александровича, родного брата Николая II, — самая таинственная из всех Романовых. Великий князь Михаил Александрович был близок к императору, чем пытались воспользоваться не только военные начальники, но и многие политические деятели.
Февральская революция застала Михаила Александровича в Гатчине. Документы свидетельствуют, что в дни Февральской революции он пытался спасти монархию, но не из-за желания самому занять престол
3. Каково содержание прощального приказа Николая II войскам от 8 марта 1917 г.? Как этот приказ характеризует взгляды императора и мотивы его отречения от престола?
В последний раз обращаюсь к Вам, горячо любимые мною войска. После отречения моего за себя и за сына моего от престола Российского, власть передана Временному правительству, по почину Государственной Думы возникшему. Да поможет ему Бог вести Россию по пути славы и благоденствия. Да поможет Бог и Вам, доблестные войска, отстоять Россию от злого врага. В продолжение двух с половиной лет Вы несли ежечасно тяжёлую боевую службу, много пролито крови, много сделано усилий, и уже близок час, когда Россия, связанная со своими доблестными союзниками одним общим стремлением к победе, сломит последнее усилие противника. Эта небывалая война должна быть доведена до полной победы.
Кто думает о мире, кто желает его — тот изменник Отечества, его предатель. Знаю, что каждый честный воин так мыслит. Исполняйте же Ваш долг, защищайте доблестную нашу Великую Родину, повинуйтесь Временному правительству, слушайте Ваших начальников, помните, что всякое ослабление порядка службы только на руку врагу.
Твёрдо верю, что не угасла в Ваших сердцах беспредельная любовь к нашей Великой Родине. Да благословит Вас Господь Бог и да ведёт Вас к победе Святой Великомученик и Победоносец Георгий.
8-го марта 1917 г. Ставка. НИКОЛАЙ
4. Какая песня использовалась в качестве гимна России в первые месяцы после Февральской революции? Почему именно она?
«Рабочая Марсельеза» — русская революционная песня на мелодию французского гимна — песни «Марсельеза». Использовалась в качестве гимна в первые месяцы после Февральской революции. Известна также под названиями «Новая песня» и «Отречёмся от старого мира».
5. Кто из упомянутых в параграфе участников событий прожил дольше всех и был для советских историков уникальным живым свидетелем событий далёкого прошлого?
Источник
Новое в блогах
Власть без силы под напором хаоса пала
Я уже писал, что незаконный Временный комитет, а затем и Временное правительство России, которое всё тот же князь Г.Е Львов называл властью без силы, под напором ими же, временными, созданного хаоса пало в октябре 1917 года.
В Петрограде выбранные народом Советы рабочих депутатов заявили о своих правах на власть параллельно с Временным комитетом Государственной думы. На митингах и демонстрациях рабочие ходили с плакатами: «Вся власть Советам!» И эти Советы созвали свой Первый Съезд. На нём был избран рабочий орган — Верховный Совет, который и стал действовать до следующего Съезда.
На Первом Съезде Советов тоже стоял вопрос о власти. Но, на нём главенствовали меньшевики и правые эсеры, которые не утруждали себя вопросами о власти. Они говорили: «Раз революция буржуазная, так пускай работает Временное правительство до созыва Учредительного собрания». Но это Учредительное собрание надо было ещё избрать, и вопрос о его созыве повис в воздухе. В.И.Ленин, исходя из сложившейся ситуации с предстовительством левых сил в Совете, предложил снять вопрос о власти, до созыва II Съезда Советов.
В обществе раскол на правых и левых усугублялся. Большевики заявили о перерастании буржуазной революции в социалистическую. К тому же советских депутатов поддерживали военные чины и особенно солдаты в лице Петроградского революционного гарнизона — это и была сила без власти. Но Ленин тогда не торопил события, он понимал, что власть нужно брать не на время, а навека. Он был мудрым тактиком революции и ждал благоприятного момента, и, главное, того момента, когда для этого созреют законные основания для прихода к власти революционных сил. И, вот, к октябрю 1917 года сложилась ситуация, когда можно было брать власть в свои руки. Рабочие, крестьяне, солдаты и матросы собрались на II Съезд Советов. Большинство депутатов было представлено левыми партиями. Временное правительство деморализовано. Оно непрерывно заседало, но назревших проблем в стране не решало. Глава правительства Керенский уехал в Ставку Главковерха.
В.И Ленин заявил 25 октября, что вчера было рано брать власть, а завтра будет поздно. Временное правительство власть уронило, а мы должны её подобрать. В Петроград прибыл батальон 106-й пехотной дивизии под командованием полковника Михаила Степановича Свечникова. Зимний дворец был взят бескровно. Ленин на II Съезде Советов рабочих, крестьянских, солдатских и матросских депутатов заявил, что Временное правительство низложено, в России победила социалистическая революция. На Съезде депутатов было сфомировано советское правительство, которое сразу же взялось за решение насущных проблем Государства рабочих и крестьян.
Источник
Новое в блогах
О «незаконности» Советской власти или как большевики «свергли» царя
В представлении молодого обывателя — большевики пришли к власти, организовав революцию, в ходе которой свергли царя.
А поэтому очень часто можно встретить статьи и комментарии, в которых говорится, что если бы не Великая Октябрьская революция, то Российская империя уже в 20-х годах обогнала все ведущие страны, и тут же приводят статистику 1913 года, времен Николая II.
Я не знаю, по какой причине они упускают из виду Февральскую буржуазную революцию, в результате которой должен был быть осуществлен переход власти от помещиков к крупной буржуазии, но хотел бы напомнить, что ещё при Николае 2 две трети промышленности Российской империи, за исключением пошива трусов и сорочек, принадлежало иностранному капиталу.
Л. Г. ЛЯНДАУ ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ
РОССИИ И В СССР. МОСКВА — 1925 год.
То есть, обогнать бы может быть и обогнала, только большинству русских от этого было бы не холодно не жарко, а вполне возможно, что вместо «Роснефти» мы бы имели у себя какое-нибудь ВР.
Л. Г. ЛЯНДАУ ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ И В СССР. МОСКВА — 1925 год.
Хотел бы так же напомнить, что после Февральской буржуазной революции в стране образовалось двоевластие:
С одной стороны, сформированное из Временного комитета Государственной Думы Временное правительство отражало интересы капиталистов, фабрикантов и помещиков.
С другой, по всей стране рабочие и крестьяне создавали свои органы власти.
В течение марта возникло 600 Советов: рабочих депутатов, рабочих и солдатских депутатов, солдатских депутатов, крестьянских депутатов.
Таким образом, результатом свержения самодержавия стало возникновение двоевластия между Временным правительством («власть без силы») и Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов («сила без власти»).
Сам же состав Временного правительства был установлен после переговоров Исполнительного Комитета Г. Думы с Исполнительным Комитетом Совета Рабочих Депутатов.
К слову сказать, большинство в Советах на тот момент составляли меньшевики и эсеры.
Кстати, именно от Петросовета в состав Временного правительства вошёл Керенский, занявший пост министра юстиции.
А насколько Советы обладали реальной властью говорит то, что А. И. Гучков, возглавивший военную комиссию 1 (14) марта и безуспешно пытавшийся добиться от Петросовета отмены Приказа № 1 либо, по крайней мере, распространения его действия только на тыловые части, 9 (22) марта в своей телеграмме генералу М. В. Алексееву так описал возникшую ситуацию:
Врем. правительство не располагает какой-либо реальной властью, и его распоряжения осуществляются лишь в тех размерах, кои допускает Совет раб. и солд. депутатов, который располагает важнейшими элементами реальной власти, так как войска, железные дороги, почта и телеграф в его руках.
Можно прямо сказать, что Врем. правительство существует, лишь пока это допускается Советом раб. и солд. депутатов.
В частности, по военному ведомству ныне представляется возможным отдавать лишь те распоряжения, которые не идут коренным образом вразрез с постановлениями вышеназванного Совета.
Хочу так же напомнить, что в июле 1917 года разразился правительственный кризис:
Временное правительство согласилось вести переговоры с Центральной Радой в Киеве об автономии Украины в составе России.
В знак протеста против такого решения Временное правительство покинули четыре министра-кадета: Шаховский, Мануйлов, Шингарев и Степанов.
Они были убеждены, что статус Украины и ее будущие границы должно определять только Всероссийское учредительное собрание, поэтому ни Временное правительство в Петрограде, ни Центральная Рада в Киеве НЕ имели никаких законных полномочий для решения этого сложного и щекотливого вопроса.
Но Керенский, прибыв 28 июня в Киев во главе делегации Временного правительства (он тогда еще был военным министром), на переговорах с Радой пообещал признать автономию Украины, что и стало причиной правительственного кризиса в Петрограде.
Понятно, что без четырех ключевых министров Временное правительство фактически стало недееспособным.
И именно в это время и прошла июльская демонстрация по лозунгом «Вся власть Советам», которая собрала в свои ряды 500 тыс. рабочих и солдат.
Историки расходятся в оценке этих событий, но факт остаётся фактом, после вооруженного разгона демонстрации:
Полнота власти перешла Временному правительству, во главе с Керенским.
Однако Советы продолжали существовать, и после неудавшегося «корниловского мятежа», когда к осени 1917 года становится очевидной неспособность Временного правительства справиться с нарастающей анархией:
Политика продразвёрстки провалилась, нормы хлеба в Петрограде и Москве были уменьшены до 0,5 фунта на человека в сутки.
Резко участились самозахваты помещичьих земель в деревнях.
Реальные доходы заводских рабочих дошли до 40 % от довоенных, в городах возник «чёрный рынок» продовольствия, цены на котором в три раза превышали «твёрдые цены».
Массовые закрытия заводов и перебои с продовольствием привели к резкому росту забастовочного движения в городах: количество забастовщиков доходит до 2,4 млн чел.
Именно на этом фоне, ПУТЁМ ВЫБОРОВ:
В августе — октябре 1917 года происходит активная «большевизация Советов».
К началу ноября 1917 года большевики занимают до 90 % мест в Петроградском Совете, до 60 % в Московском, большинство мест в 80 местных Советах крупных промышленных городов.
В Исполкоме рабочей секции Московского Совета рабочих и солдатских депутатов в ходе выборов 18-19 сентября 1917 года большевики получают 32 места, меньшевики — 16, эсеры — 9, объединёнцы — 3, большевики одерживают победу на выборах 11 из 17 районных дум.
То есть, власть в Советах большевики получили легитимно.
А вот легитимно ли было Временное правительство?
В начале октября Керенский поручил военному министру в кабинете Временного правительства Александру Верховскому готовить план (как это ни дико звучит) «захвата немцами Петрограда».
Керенский надеялся руками Германии покончить с большевиками, затем заключить сепаратный мир, после чего немцы покинули бы столицу.
«Двух-трех недель немцам хватит«, — вспоминал позднее слова Керенского Верховский.
Это фактически означало переворот в России, и Верховский испугался брать на себя такую ответственность.
18 октября на заседании Временного правительства он предложил обсудить идею сепаратного мира с Германией, но не нашел понимания у остальных министров.
Верховский, как он объяснял, «не смог стать предателем России«, и сдал план Керенского большевикам.
21 октября он был уволен с поста военного министра.
Союзным послам Керенский сказал, что Верховский планировал захват власти.
На место Верховского пришел генерал Алексей Маниковский.
Но и он отказался впускать немцев в Петроград, что позднее оценили большевики: в 1918 году Маниковский стал начальником Академии Красной армии.
И в заключение хочу показать документ, послуживший началом перевороту, а по сути банальной передачи власти от Временного правительства Советам:
2. Резолюция
ЦК признает, что как международное положение русской революции (восстание во флоте в Германии, как крайнее проявление нарастания во всей Европе всемирной социалистической революции, затем угроза мира империалистов с целью удушения революции в России), – так и военное положение (несомненное решение русской буржуазии и Керенского с Ко сдать Питер немцам), – так и приобретение большинства пролетарской партией в Советах, – все это в связи с крестьянским восстанием и с поворотом народного доверия к нашей партии (выборы в Москве), наконец, явное подготовление второй корниловщины (вывод войск из Питера, подвоз к Питеру казаков, окружение Минска казаками и пр.), – все это ставит на очередь дня вооруженное восстание.
Признавая таким образом, что вооруженное восстание неизбежно и вполне назрело, ЦК предлагает всем организациям партии руководиться этим и с этой точки зрения обсуждать и разрешать все практические вопросы (съезда Советов Северной области, вывода войск из Питера, выступления москвичей и минчан и т. д.).
Впервые напечатано в 1922 г. в журнале «Пролетарская Революция» № 10 Печатается по рукописи. Полное собрание сочинений. Том 34. Июль-октябрь 1917. Ленин Владимир Ильич.
В октябре 1993 года буржуазия взяла реванш, разогнав Верховный Совет и всё-таки сдала Москву, правда уже англосаксам.
Источник
1
ВЕБИНАР Российского тренингового центра Института образования и Дирекции общего образования НИУ ВШЭ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Федоров Иван Николаевич, учитель истории, обществознания и права гимназии 1539 (г. Москва), участник авторской группы линии учебников по истории 15 февраля 2016
2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Главные вопросы для обсуждения: Какое место занимают исторические источники в Концепции УМК по отечественной истории? Какую роль играют исторические источники в структуре УМК нового поколения? Как учитель истории использует исторические источники в ходе внедрения УМК нового поколения по отечественной истории?
3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ За последние три года принят ряд документов, серьезно повлиявших на роль и место истории в системе школьного образования: новый закон об образовании федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях РФ концепция учебно-методического комплекта(УМК) по отечественной истории историко-культурный стандарт отечественной истории.
4
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Роль учебника приобретает новые черты и особенности. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы.
5
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Современный учебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель – способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, фактов и их интерпретаций.
6
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Немаловажно включить в состав учебно-методического комплекса исторические источники, раскрывающие суть событий через яркие и запоминающиеся образы. Новый учебно-методический комплекс должен служить «навигатором» в стремительно растущем информационном пространстве.
7
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Новый учебно-методический комплекс по отечественной истории должен включать в себя: 1) учебник; 2) хрестоматию или сборник документов; 3) исторический атлас; 4) рабочую тетрадь и сборник заданий; 6) книгу для чтения.
8
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В МЕТОДИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ УЧЕБНИКА Входной методический блок параграфа 1. Прочитайте эпиграф (с. 16), ответьте на вопросы и выполните задание.1) О каком «ярме» и «гнёте басурманском» вспоминает летописец?2) Докажите, используя текст учебника, что ключевым понятием эпиграфа являются слова «начала обновляться». 3) Почему для описания событий, связанных с началом создания Московской Руси, летописец использовал образ «тихой весны»? 4) Можно ли согласиться с автором, что Московская Русь обрела такой же авторитет, как и Киевская Русь?
9
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В МЕТОДИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ УЧЕБНИКА Входной методический блок параграфа С помощью эпиграфа и иллюстрации в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока.
10
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В МЕТОДИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ УЧЕБНИКА Основной методический блок параграфа Рассмотрите иллюстрацию на с. 116 и ответьте на вопросы. 1) Опишите её, используя полученные знания. 2) Уместно ли на- хождение льва на стене православного храма? 3) Какие существа украшали готические храмы Западной Европы? Что такое двоеверие?
11
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В МЕТОДИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ УЧЕБНИКА Основной методический блок параграфа 3. Составьте характеристики (исторические портреты) А. Ф. Керенского и Л. Г. Корнилова, используя материал учебника и дополнительную информацию. 4. Составьте рассказ о Корниловском вооружённом выступлении от лица генерала, солдата, петроградского рабочего, крупного предпринимателя. 5. Соберите информацию о Государственном совещании в Москве в августе 1917 г., подготовьте сообщение (презентацию).Почему Совеща- ние не выполнило стоявших перед ним задач?
12
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В МЕТОДИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ УЧЕБНИКА Выходной методический блок параграфа Вопросы и задания. О каких особенностях народного восприятия февральских событий свидетельствует отрывок из воспоминаний видного деятеля партии эсеров (и крупного учёного-социолога) П. А. Сорокина? «Успокаивая себя тем, что всё в порядке, я не мог закрывать глаза на многие реалии. Рабочие, нёсшие лозунг Рабочие к станку и прессу!, на самом деле отказывались от работы и проводили большую часть своего времени на политических митингах. Они требовали восьмичасового рабочего дня, а нередко и шестичасового. Солдаты, явно готовые к сражениям, вчера, к примеру, отказались выполнять приказ под предлогом, что для защиты революции Петроград нуждается в их помощи. Именно в эти дни поступала информация о крестьянских захватах частных усадеб, грабежах и поджогах. На улицах нередко можно было встретить пьяных людей, непристойно ругающихся и горланящих: Да здравствует свобода! Раз свобода, то всё дозволено!»
13
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В МЕТОДИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ УЧЕБНИКА Выходной методический блок параграфа
14
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В МЕТОДИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ УЧЕБНИКА
15
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В ЭФУ
16
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В ЭФУ
17
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХРЕСТОМАТИИ КАК ЭЛЕМЕНТА УМК
18
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХРЕСТОМАТИИ КАК ЭЛЕМЕНТА УМК
19
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ИЗ РЕСУРСОВ УМК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ
20
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ИЗ РЕСУРСОВ УМК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ
21
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ИЗ РЕСУРСОВ УМК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Работа с трудными вопросами истории
22
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ИЗ РЕСУРСОВ УМК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Работа с трудными вопросами истории
23
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ИЗ РЕСУРСОВ УМК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Работа с трудными вопросами истории
24
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УМК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ИЗ РЕСУРСОВ УМК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Организация проектной деятельности
25
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!