О каких приметах жизни на севере можно узнать из корякской сказки хитрая лиса

Конспект урока по теме: Корякская сказка «Хитрая лиса»

Класс: 2 «Б»

Цель: создать условия для правильного понимания учащимися смысла и морали сказки «Хитрая лиса».

Задачи:

Образовательные:

— познакомить обучающихся с корякской народной сказкой «Хитрая лиса»

— учить определять конкретный смысл понятий: сказка, сказочный персонаж, вымысел

— совершенствовать навыки чтения

— совершенствовать умение пересказывать содержание литературного текста

— совершенствовать умение находить ответы на вопросы в тексте

— совершенствовать умение сравнивать главных героев сказок разных народом по различным основаниям

— совершенствовать умение выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных

— совершенствовать умение давать характеристику героя

Развивающие:

— развивать речь, память, воображение

— развивать у учащихся умение обобщать

Воспитательные:

— развивать умение оценивать поступки, ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

— способствовать нравственному воспитанию обучающихся

— воспитывать любовь к чтению, к книге

Оборудование: учебник

Структура урока.

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания (10 минут)
  3. Актуализация знаний (2 минуты)
  4. Сообщение темы урока
  5. Подготовка к восприятию (3 минуты)
  6. Установка на восприятие
  7. Первичное восприятие (5 минут)
  8. Проверка первичного восприятия (3 минуты)
  9. Анализ произведения (10 минут)
  10. Обобщение (5 минут)
  11. Итог урока(1 минута)
  12. Рефлексия (1 минута)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоанализ

Оргмомент

Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку.

Дети проверяют свою готовность к уроку

Эмоциональный настрой на работу.

Проверка домашнего задания

— Какое задание вам было задано на дом?

Пересказ сказки «Лисичка-сестричка и волк»

Пересказывают сказку

Актуализация знаний

— Ребята, а скажите мне, пожалуйста, какую сказку мы изучали на прошлом уроке?

— Кто был главными персонажами сказки?

— А какая лиса в этой сказке?

— А во всех ли сказках лиса такая хитрая?

— «Лисичка-сестричка и волк»»

— лиса, волк

Ответы детей

Сообщение темы и задач урока

— Сегодня мы с вами познакомимся с новой сказкой.

Предположения детей

Подготовка к восприятию

— Откройте учебник на странице 56. Прочитайте название сказки.

— Можем ли мы по заглавия назвать главных персонажей этой сказки? Назовите их.

— Кто автор этой сказки?

— Каким народом сложена эта сказка?

— Знаете ли вы что-нибудь об этом народе?

— народ

Предположения детей

Установка на восприятие

— Послушайте сказку и попытайтесь по ее содержанию узнать о коряках.

Слушают учителя

Первичное восприятие

Выразительное чтение сказки учителем

Слушают сказку

Проверка первичного восприятия

— какие чувства испытывали во время чтения?

— Назовите персонажей сказки.

— Что узнали о народе, который создал эту сказку?

— Как вы думаете, где живет народ, создавший эту сказку?

— О каких приметах (особенностях) жизни на севере можно узнать из этой сказки?

— на севере

Анализ произведения

— Чтобы более точно ответить на этот вопрос, прочитайте сказку еще раз самостоятельно с карандашом в руках и найдите в тексте сказки слова, значение которых вам непонятно.

— Есть ли в сказке слова и выражения, которые были вам непонятны?

— Что нового узнали о жизни людей на севере?

— Какой изображена лиса в этой сказке?

— Какие поступки лисы говорят о ее находчивости и смекалке?

— Приведите примеры из текста, как лиса разговаривала со своими лапами и хвостом.

— Определите последовательность событий сказки по порядку.

— Найдите в тексте сравнения. Вам помогут слова-подсказки будто, как.

Самостоятельное чтение детей с карандашом в руках

Работают над лексическим значением слов

Находят ответы на вопросы в тексте

Работа с текстом сказки

«Вот плывет лиса, будто в лодке»

«Слыхала я, будто вас уж совсем мало осталось»

«А лиса по их спинам, как по мосту, побежала».

Обобщение

— Подумайте, чем похожи и чем различаются корякская сказка «Хитрая лиса» и русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».

Сравнивают две сказки и высказывают свои предположения

Итог урока

— Ребята, с какой сказкой мы сегодня познакомились на уроке?

— К какому виду сказок она относится?

— Почему?

Отвечают на вопросы учителя

Рефлексия

— Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об уроке.

Делятся своими впечатлениями

Описание презентации по отдельным слайдам:

  •  Корякская сказка «Хитрая лиса»

    1 слайд

    Корякская сказка
    «Хитрая лиса»

  • Повторение изученного-С каким произведением в...

    2 слайд

    Повторение изученного

    -С каким произведением вы познакомились дома?
    -Какая это сказка- народная или литературная?
    -Кто является главными героями сказки?
    -Что необычного заметили в именах животных?
    -Почему они так обращаются друг к другу?
    -Чем они угощали друг друга? Прочитайте.
    -Почему они так и не смогли попасть друг к другу в гости?
    -Чему учит сказка?

  • Корякская сказка

  • Корякия – удивительное место, где обитают медведи, много величественных вулка...

    4 слайд

    Корякия – удивительное место, где обитают медведи, много величественных вулканов, горячих источников и нехоженых троп. Изначально это был кочующий народ, и главным его занятием было оленеводство. Олени дают пищу, из его кожи и меха шьют одежду. Это и средство передвижения. Также существует национальный праздник – День оленеводства, на котором происходят гонки на оленьих и собачьих упряжках. Название народа «коряки» и произошло от слова «хора»- олень. У коряков хорошо развита резьба по дереву и кости, плетение, изготовление национальной одежды и ковров из оленьих шкур и вышивка бисером.

  • Основные жанры повествовательного фольклора коряков — мифы и сказки 

    5 слайд

    Основные жанры повествовательного фольклора коряков — мифы и сказки 

  • Кто герой сказки?
Назовите персонажей 
Какой изображена лиса в сказке?
Какие...

    6 слайд

    Кто герой сказки?
    Назовите персонажей
    Какой изображена лиса в сказке?
    Какие поступки говорят о её находчивости?
    Как отблагодарила лиса морских животных?

    Работа по вопросам

  • Какой момент сказки изображен на иллюстрации?

    7 слайд

    Какой момент сказки изображен на иллюстрации?

  • Африканская народная сказка «О том, как лиса обманула гиену»

    8 слайд

    Африканская народная сказка «О том, как лиса обманула гиену»

  • Гиена

  • На какую русскую сказку похожа эта африканская сказка?
Назовите главных геро...

    10 слайд

    На какую русскую сказку похожа эта африканская сказка?
    Назовите главных героев.
    Дайте им характеристику.
    Какой вам представляется лиса? гиена?
    Посчитайте, сколько раз лиса обманули гиену.
    Какое настроение вызывает сказка?
    Что высмеивает африканский народ?

    Вопросы к произведению:

Читательский дневник по корякской народной сказке «Хитрая лиса»

Автор: народ

Название: «Хитрая лиса»

Число страниц: 2

Жанр: сказка

Главные герои: лиса.

Второстепенные герои: чайки, тюлень.

Характеристика главных героев:

Лиса — хитрая и умная.

Обманула зверей и с их помощью выбралась из воды.

Находчивая.

Характеристика второстепенных героев:

Тюлень — добрый и наивный.

Не знал, что лиса хочет воспользоваться им и его друзьями.

Чайки — крикливые, гостеприимные.

Сороки — воровки, наглые.

Краткое содержание сказки «Хитрая лиса»

Захотелось лисе рыбки, она взобралась на бревно и попала в море.

Она плыла всё дальше от берега и встретила тюленя.

Лиса предложила морским зверям пересчитать их и по спинам добралась до берега.

Когда она прилегла спать, сороки унесли её глаз.

Вставила она место глаза льдинку и та начала таять.

Все решили, что это слёзы лисы и с жалости накормили её.

План сказки:

  1. Желание рыбы.
  2. В море.
  3. Возвращение на берег.
  4. Сон.
  5. Без глаза.
  6. Жалость зверей.

Основная мысль сказки «Хитрая лиса»

Главная мысль сказки в том, что хитрость в любом деле поможет.

Основная идея сказки в том, что безвыходных положений не бывает.

Чему учит сказка

Произведение учит быть бдительным, не доверять всем подряд.

Учит хитрости, смекалке, находчивости.

Учит находить выход из трудной ситуации.

Краткий отзыв по сказке «Хитрая лиса» для читательского дневника:

Прочитав эту сказку, я подумала, что умный человек всегда найдёт выход из самой сложной ситуации.

Героиня сказки оказывалась в открытом море, теряла глаз, но всё равно спасалась и была сытой.

Это увлекательная и интересная сказка.

В ней говорится о том, как лисица, благодаря своей хитрости, сумела спастись сама и обмануть много зверей.

Мне симпатична находчивая лиса и её выдумки.

Мне особенно понравилось, что она не унывала и всегда находила плюсы в своём положении.

Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что смекалка очень важна, как и позитивное мышление.

Пословицы к сказке:

  • На вид простак, а в душе хитряк.
  • Хитрость, что гибкость: обовьёт, и не заметишь.
  • Кто сметлив, тот и счастлив.
  • Смекалка и воду останавливает.
  • Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Словарь неизвестных слов

  • Устерёг — сохранил, сберёг.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

И поплыла лиса, будто в лодке.

Лапы воду загребают, хвост поворачивается налево-направо.

Только забыла хвосту сказать, чтобы он к берегу правил.

Правит хвост в открытое море.

Плыла, плыла, а берега всё нет.

На самую середину моря заплыла и не знает, что теперь делать.

Словарь неизвестных слов

Устерёг — сохранил, сберёг.


0

Сказка «Хитрая лиса», главная мысль какая, план какой, рисунки как сделать?

«Хитрая лиса» план?

«Хитрая лиса» план пересказа 2 класс?

«Хитрая лиса» план корякская сказка?

«Хитрая лиса» план сказки?

«Хитрая лиса» главная мысль?

«Хитрая лиса» корякская сказка?

Иллюстрация к сказке «Хитрая лиса» корякская сказка?

Рисунок к сказке «Хитрая лиса» корякская сказка?

«Хитрая лиса», рисунок?

«Хитрая лиса», рисунок карандашом?

«Хитрая лиса», раскраска?

«Хитрая лиса», картнки?

«Хитрая лиса» картинки для детей?

1 ответ:



3



0

Эта короткая корякская сказка имеет по крайней мере два варинта текста. Поэтому напишем к каждому варианту свой план.

План 1.

1) Разговор лисы с чайками.

2) Лиса плывет в море.

3) Разговор лисы с тюленем.

4) Лиса вызывает всех морских животных.

5) Лиса по спинам морских обитателей добирается до берега.

План 2.

  1. Лиса отправляет в море за рыбкой.
  2. Лиса хитростью оказывается снова на берегу.
  3. Сон лисы на берегу.
  4. Потеря глаза.
  5. Хитрость лисы помогает ей добывать пищу.

Главная мысль сказки — хитрость и обман иногда помогают неплохо жить.

Еще пример:

jMbIqlOKZDAAzKchYYdUEWTZmjPz3e.png

И еще один:

Нельзя верить всему, что говорят хитрые люди.

Теперь подберем иллюстрации к этой сказке.

Добавим детские рисунки:

Читайте также

Очень сложно было бы нарисовать солнце ночью, поскольку в этот момент оно освещает другое полушарие земли, а вот утром, днем или вечером нарисовать положение солнца на небе совсем не сложно.

Утром можно показать восход солнца, как его диск встает из-за горизонта и кажется таким большим и теплым. Можно нарисовать подъем солнца из-за домов.

Днем солнце находится высоко в небе, оно занимает свое самое высокое положение, оно стоит над поверхностью земли и его следует поместить по центру в верхней части рисунка. Под солнцем можно показать землю, дома, деревья, людей, что угодно.

Рисунок солнца вечером может повторять рисунок солнца утром, только в зеркальном отражении.

До того, как мы переехали вообще не сталкивалась с подобным, а на новом месте нужен этот маршрут. Мне не сказали, что нужны какие-то требования к чертёжу и я долго не думала, нарисовала все от руки, конечно с использованием линейки и карандаша, сам маршрут выделила красным цветом, дома серым, ну и пешеходный переход как пологается жёлто-белый и приклеили в дневник. Вопросов, замечаний вообще никаких не было, возможно все это как говориться для галочки, чтоб был и все, а какой без разницы.

Пропавшая нота

(сказка с рисунками, сделанными для неё в графическом редакторе)

<hr />

Проснулись как-то раз утречком ноты и, выбежав из теремка на ступеньки высокого крылечка, которых насчитывалось ровно семь штук, устроили обычную для них перекличку:

– До!

– Ре!

– Ми!

– Фа!

– Соль!

– Си!

Только вот на это раз одна ступенька оказалась пуста.

Пропавшая нота (сказка про музыку)

– Интересно, куда подевалась Ля, – задумчиво произнесла нота До.

– Словно сквозь землю провалилась или испарилась, – добавила нота Ре.

Может, её похитили, – предположила нота Ми, чуть не плача.

– Ля всегда была довольно легкомысленной особой, не удивительно, что пропала именно она, – сердито проворчала нота Си.

– Наш повелитель Музыкант если вдруг узнает, то страшно расстроится или разгневается. Без неё прекрасную музыку ему не сыграть, – вздохнула нота Фа.

– Без каждой из нас не обойтись. Что ж гадать да причитать попусту! Пойдёмте её поищем, – предложила нота Соль.

<hr />

Между тем нота Ля угодила в паутину и всеми силами отбивалась от паука:

– говорю же тебе, не муха я, не муха.

– Конечно, не муха! Пищишь вон, как комар! – отвечал на это паук.

Ну, что с ним делать? А как хорошо начинался день! Ноту Ля разбудил солнечный зайчик. Шепнул ей на ушко про земляничную поляну и ускакал. А она неожиданно захотела земляники к завтраку. Теперь все собранные ягоды валялись под кустом.

Пропавшая нота (сказка про музыку)

– Не комар я, я нота, нота Ля!

– Ага, тогда и я не паук!

Разговор явно зашёл в тупик. Но вдруг откуда-то донеслось:

– Ля-ля-ля-ля-ля-ля!

Бедная пленница, конечно же, узнала голоса своих сестер-подружек и отозвалась. Тут же полилась такая чудесная музыка, что даже паук заслушался.

– Кажется, я поймал и впрямь что-то непонятное, – бормотал он, выпуская из паутины ноту Ля.

Позавтракать земляникой у неё не получилось, зато земляника была на ужин. А на следующий день снова у нот была перекличка. Кажется, опять кого-то недосчитались. Но это уже совсем другая история.

Очень сложно самому придумать определённый рисунок по теме украшений из камня, поэтому для развития вашей фантазии и воображения я хочу вам предложить посмотреть уже готовые рисунки, нарисованные другими детьми, учениками в школе. А также рисунки-схемы, по которым вы можете сделать свой рисунок украшения. Вы можете взять их за образец и придумать что-то своё, либо просто срисовать. К примеру для подарка маме ,сестре, тёте или бабушке вы можете нарисовать колье с камнями, бусы из камней, корону или диадему из драгоценных камней, а также перстень и многое другое. Также это может быть какая-нибудь красивая вещь в виде украшения из камня.

Давайте сначала узнаем, почему происходит смена времен года. Посмотрите на рисунок Земли и Солнца, наша планет Земля вращается вокруг своей оси, она поворачивается к Солнцу одной стороной, потом другой. При этом Земля вращается по оси вокруг Солнца, там, куда попадают лучи солнца, там лето. Времена года на рисунке представлены в виде четырех сестер, они живут на Солнце. Когда Земля оказывается ближе к одной из сестер, она протягивает руку и бросает горсть угощения. Зима бросает на Землю снежинки, Весна посыпает Землю цветами, Лето украшает Землю ягодами, а Осень рисует на окне Земли грозовые тучи.

Примеры рисунков Сказочное объяснение смены времен года. Четыре времени года можно нарисовать в виде улыбающего Солнышка с четырьмя лучами

Корякская сказка про то, как хитрая лиса может выйти из любой самой сложной ситуации и никогда не унывает. И сыта и цела остается, что бы не приключилось.

Хитрая лиса - Корякская сказка читать бесплатно на m1r.ru

Сказка на 5 минут Возраст 4-6 лет

Сидит лиса на берегу речки и думает: «Как бы мне рыбки свежей поесть?»
Смотрит лиса, – а по речке бревно плывет, на бревне две чайки сидят.
Опрашивает лиса:
– Что вы, чайки, делаете?
– Рыбу ловим.
– Возьмите меня с собой!
– Прыгай!
Прыгнула лиса. Бревно перевернулось, чайки улетели, а лиса в воду упала.
Понесло лису вниз по речке, вынесло в море.
Видит лиса – кругом вода. Говорит она своим лапам:
– Ну-ка, лапы, будьте мне веслами!
А хвосту говорит:
– Ну-ка, хвост, будь рулем!
Вот плывет лиса, будто в лодке. Лапы как весла воду загребают. Хвост как руль поворачивается – туда-сюда, туда-сюда. Только забыла лиса хвосту сказать, чтобы он к берегу правил. Правит он в открытое море.
Плыла лиса, плыла, а берега все нет. На самую середину моря заплыла. И не знает лиса, куда ей теперь плыть.
Тут встретила она тюленя.
Говорит тюлень:
– Куда ты, лиса, заплыла? Заблудилась, верно, у нас в море. Не доплыть теперь тебе до берега.
А лиса говорит:
– Знаю, куда плыву. Хочу посмотреть, есть ли еще звери в морских водах. Слыхала я, будто вас уж совсем мало в море осталось.
Тюлень отвечает:
– Нет, много еще зверя в морских водах – и нас, тюленей, и моржей, и китов.
– Будто уж! – говорит лиса. – Пока сама не увижу, не поверю. Подымайтесь-ка все вы, звери, из морской глубины и ложитесь в ряд на воду до самого берега. А я считать вас буду!
Тут поднялись наверх все тюлени, моржи и киты и легли на воду в ряд до самого берега.
А лиса по их спинам, как по мосту, побежала. Бежит и считает:
– Один тюлень, два тюленя, три тюленя…
– Один морж, два моржа, три моржа…
– Один кит, два кита, три кита…
Так и добежала лиса до берега. Выскочила на берег и кричит тюленю:
– Правду ты сказал, тюлень: много еще вас, глупых зверей, в морских водах. Через все море мост из вас построить можно! Ну, теперь плывите, куда хотите, а я отдыхать буду!
Уплыли морские звери, а лиса шубку с себя сняла и повесила сушить на кустике, а хвост на камень положила – пусть тоже сохнет.
Потом один глаз у себя вынула, на веточку повесила и сказала глазу:
– Ты смотри, чтобы шубы моей не унесли, чтобы хвоста не украли!
И легла лиса спать на солнышке.
А пока лиса спала, прилетели две сороки. Видят сороки – на веточке лисий глаз висит-блестит, во все стороны смотрит. Понравился сорокам лисий глаз, схватили они его и улетали.
Выспалась лиса, проснулась, шубку надела, хвост прицепила, стала глаз свой искать, а глаза-то и нет.
«Вот, – думает лиса, – какой глупый глаз! Его сторожить повесили, а он и сам себя не устерег. Придется мне новый глаз искать».
И пошла лиса в лес. Шла, шла, видит – куст черники растет. Сорвала лиса самую спелую ягоду и вставила себе вместо глаза.
Смотрит лиса – кругом все черно стало. Не понравилось лисе. Бросила она черничную ягоду. Дальше пошла. На полянку вышла, а полянка вся от брусники краснеет. Выбрала лиса самую спелую ягоду, вставила вместо глаза. Посмотрела кругом – все красно стало.
И брусничную ягоду бросила лиса.
Дальше идет. Видит – лежит на земле льдинка. Подняла ее лиса, вставила вместо глаза, а льдинка чистая, ясная – светло кругом стало.
«Вот, – думает лиса, – какой у меня новый глаз хороший, лучше прежнего видно!»
А льдинка нагрелась и стала таять. Потекли у лисы по щеке слезы.
Идет лиса, а навстречу ей звери – волки, медведи. Кто лису ни встретит, всякий спросит:
– Что ты, лиса, плачешь? Кто тебя обидел?
А лиса говорит:
– Есть хочу, вот и плачу.
Ну, звери пожалеют лису и дадут ей поесть.
А ей того и надо. Теперь лиса всегда досыта наедается.
Потому что – хитрая.

  • О каких героях рассказывается в сказке о молодильных яблоках и живой воде
  • Нравишься как пишется с мягким знаком или нет
  • О каких волшебных словах шла речь в рассказе в осеевой
  • Ностальжи как пишется на русском
  • Норд вестовый как пишется