О каких сказках говорит мальчик в стихотворении детство сурикова

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 75. 

УКМ «Школа России»

1. Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши игры?

Крестьянские дети любили кататься на санках с горок. Эта забава сохранилась и до наших дней.

Я тоже люблю кататься на сноуборде или тюбинге. Это очень весело.

И если кто-то падает, всё также будет звучать смех друзей над неудачником. Но никто не обижается.

2. От чьего имени ведётся повествование?

Повествование ведётся от имени мальчика, простого деревенского паренька в ветхой шубке, который любит играть с товарищами и любит слушать бабушкины сказки.

3. В каких строках выражена главная мысль? Почему по ходу повествования меняется настроение?

Главная мысль заключена в последней строфе: «Весело текли вы детские года».

Эту фразу можно сказать понятней: Детство самое весёлое и беззаботное время для любого человека.

Стихотворение начинается весело. Так описываются забавы детей. 

Потом настроение меняется. Мальчик возвращается домой, ему грустно и скучно.

Но вот он начинает слушать сказки и снова настроение поднимается. Он воодушевлён, он мечтает, представляет себя царевичем.

Конец стихотворение наполнен сожалением о минувшем детстве. Настроение вновь падает.

4. Найди строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам. А ты любишь сказки? Назови самые любимые. Перечитай строки, где мальчик рассказывает о своих любимых сказках. Как ты прочтёшь эти строки: спокойно, медленно или с волнением, ожиданием волшебства?

О любви к сказкам говорят строки: «Слушаю я сказку — сердце так мрёт».

Я тоже люблю сказки, как любят их все люди.

Моими любимыми сказками являются: «Приключения Незнайки», «Крокодил Гена и его друзья», «Приключения Буратино».

Мальчик любил сказку «Иван-царевич и Серый волк». Строчки про эту сказку я прочитаю с волнением и ожиданием волшебства. Ведь любая сказка — это чудо. А мечтая о чуде, ты ожидаешь, что оно случится. Это волнительно.

Иван Суриков «Детство», читать текст

Вот моя деревня: 

Вот мой дом родной; 

Вот качусь я в санках 

По горе крутой; 

Вот свернулись санки, 

И я на бок — хлоп! 

Кубарем качуся 

Под гору, в сугроб. 

И друзья-мальчишки, 

Стоя надо мной, 

Весело хохочут 

Над моей бедой. 

Всё лицо и руки 

Залепил мне снег… 

Мне в сугробе горе, 

А ребятам смех! 

Но меж тем уж село 

Солнышко давно; 

Поднялася вьюга, 

На небе темно. 

Весь ты перезябнешь, — 

Руки не согнёшь, — 

И домой тихонько, 

Нехотя бредёшь. 

Ветхую шубёнку 

Скинешь с плеч долой; 

Заберёшься на печь 

К бабушке седой. 

И сидишь, ни слова… 

Тихо всё кругом; 

Только слышишь: воет 

Вьюга за окном. 

В уголке, согнувшись, 

Лапти дед плетёт; 

Матушка за прялкой 

Молча лён прядёт. 

Избу освещает 

Огонёк светца; 

Зимний вечер длится, 

Длится без конца… 

И начну у бабки 

Сказки я просить; 

И начнёт мне бабка 

Сказку говорить: 

Как Иван-царевич 

Птицу-жар поймал, 

Как ему невесту 

Серый волк достал. 

Слушаю я сказку — 

Сердце так и мрёт; 

А в трубе сердито 

Ветер злой поёт. 

Я прижмусь к старушке… 

Тихо речь журчит, 

И глаза мне крепко 

Сладкий сон смежит. 

И во сне мне снятся 

Чудные края. 

И Иван-царевич — 

Это будто я. 

Вот передо мною 

Чудный сад цветёт; 

В том саду большое 

Дерево растёт. 

Золотая клетка 

На сучке висит; 

В этой клетке птица 

Точно жар горит; 

Прыгает в той клетке, 

Весело поёт, 

Ярким, чудным светом 

Сад весь обдаёт. 

Вот я к ней подкрался 

И за клетку — хвать! 

И хотел из сада 

С птицею бежать. 

Но не тут-то было! 

Поднялся шум-звон; 

Набежала стража 

В сад со всех сторон. 

Руки мне скрутили 

И ведут меня… 

И, дрожа от страха, 

Просыпаюсь я. 

Уж в избу, в окошко,

Солнышко глядит; 

Пред иконой бабка 

Молится, стоит. 

Весело текли вы, 

Детские года! 

Вас не омрачали 

Горе и беда.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Какие строки стихотворения Детство говорят о любви мальчика к сказкам?

Задание по литературе для 3 класса Найди строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам. А ты любишь сказки? Назови самые любимые. Перечитай строки, где мальчик рассказывает о своих любимых сказках. Как ты прочтёшь эти строки: спокойно, медленно или с волнением, ожиданием волшебства?

3 ответа:



1



0

Самыми первыми строчками, в которых выражается любовь мальчика к сказкам являются:

z3RiDVhZUwC6HOAGVY3pjab738lT23N.png

Дальше любовь мальчика показывается имплицитно (т.е. неявно, в данном случае не совсем явно) при помощи сна, в котором ему снится, что он сказочный герой:

tpJ3b9ma8GG5vsnGwZDJpEMZGmCgSwC.png

Здесь также много эмоций, кроме того, присутствует некоторое подобие рамочной кострукции (рассказ в рассказе, т.е. в общее повествование стихотворения вплетается повествование, в котором описывается сон)



0



0

В стихотворении «Детство» Сурикова» мы встречаем не только описание зимних забав, но также и описание зимнего вечера, когда автор слушает сказку. О том, что бабушкины сказки были для него всегда желанны и любимы прямо говорят следующие две строчки:

Слушаю я сказку —

Сердце так и мрет

Мальчику конечно же больше всего нравились волшебные сказки, с приключениями, чудесными превращениями, царевичами и жар-птицами. Поэтому ему и снится сон, в котором мальчик ассоциирует себя с героем волшебной сказки.

Сказки всегда создают у слушателя ощущение волшебства, восторг, волнение и сопереживание. Именно так и я читаю свои любимые сказки — «Иван царевич и серый волк», «Василиса Прекрасная», «Царевна Лягушка.



0



0

Когда в стихотворении «Детство» Иван Суриков начинает описывать вечер, он не может не коснуться тех сказок, которые рассказывала ему бабушка, и которые оставили глубокий след в его душе. Например сказка про Ивана царевича и серого волка.

Автор говорит, что слушая эти сказки его сердце млело, то есть он был в восторге, ожидал чего-то волшебного и необычного. Когда мальчик засыпал, ему часто снились услышанные сказки, ему казалось, что он сам Иван царевич и должен добыть жар-птицу.

Эти строки следует читать легко, с радостью, поскольку они описывают самые светлые воспоминания детства.

Читайте также

Говорят, что докучную сказку можно рассказывать бесконечно, все время возвращаясь на ее начало и повторяя ее снова и снова. Также говорят, что таким способом можно легко переключить внимание ребенка, хотя в прошлом докучные сказки могли рассказываться и с иными целями, например чтобы избавиться от слишком назойливого, докучного соседа.

Попробую и я сочинить что-то вроде докучной сказки:

Жил на свете добрый кот

Без хлопот и без забот

Мышек он не обижал

На окошке вечно спал

Если мышка не устала

Начинай мечтать с начала.

Посмотрим, какие же признаки волшебной сказки можно обнаружить в сказке «Сестрица Аленушка».

Волшебные превращение есть в этой сказке? Конечно есть. Братец Иванушка становится козленочком, когда попил из копытца. Потом обратно превращается в мальчика. Сестрица Аленушка тонет, и оживает.

Что еще здесь волшебного? Присутствие злой ведьмы несомненно. Потому что для волшебных сказок обязательным условием оказывается борьба добра со злом, а зло здесь как раз ведьмой и представлено. причем добро обязательно побеждает и ведьма сурово наказана.

Козленок в сказке разговаривает, а его утонувшая сестра отвечает из воды — это тоже признак волшебной сказки, потому что такого просто не может быть.

Несмотря на то, что именно иван Царевич главный положительный герой сказки, его образ далеко не идеальный. Он любопытный, он непослушный, он даже слегка жадный. Эти его качества едва не погубили героя, когда он забыв про наказ серого волка сперва хотел прихватить с собой золотую клетку, а потом уздечку. Вроде бы и царевич, что ему это золото, так нет ведь, взыграло в Иване скопидомство.

Однако серый волк оказался верным другом. Раз уж взялся помогать герою, то делал это до конца, хотя конечно не сильно он был рад иметь в кредиторах такого царевича. Волк добыл Елену Прекрасную, а потом помог Ивану не отдавать трофеи другим царям.

В стихотворении Тютчева «Листья» листья называют себя Легким племенем и с некоторым презрением отзываются об иголках хвойных деревьев. Листья рассказывают нам, как весело им было летом, какие они были красивые и зеленые и как радовались солнцу, дождю и росе.

Когда пришла осень, листья увидели, что птицы отпели свои песни и вместе с теплыми ветрами, зефирами, улетели, и также не захотели просто так висеть на деревьях и медленно желтеть. Они обращаются к буйным ветрам с просьбой скорее сорвать их с веток, чтобы лететь вместе с ветром и радоваться переменам.

Листья в этом стихотворении показаны не просто как легкое племя, но как племя молодое, которому не хочется медленно стареть на ветках.

Сестрица Аленушка главная героиня сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Это очень хорошая и добрая девушка, на плечи которой очень рано легла забота о маленьком брате.

Аленушка очень красивая, ведь не просто так ее сразу полюбил купец, только увидев в поле и даже согласился, чтобы козленок жил с ними. Конечно Аленушка также и добрая и ласковая, ведь злых не любят.

Аленушка очень доверчивая, она почему-то поверила незнакомой женщине, которая ласково звала ее купаться, а оказалась ведьмой.

Аленушка очень страдала под водой, когда слышала, как жалуется козленок Иванушка на то, что его хотят убить, но ничем не могла ему помочь.

Отличительной чертой творчества Ивана Захаровича Сурикова является лиричность, образность и простота изложения всех его произведений. Не исключением стало и стихотворение «Детство». Предлагаем ознакомиться с кратким анализом стихотворения И. З. Суриков «Детство» по плану, который будет полезен ученикам при подготовке к уроку по литературе.

Содержание

  1. Отрывок стихотворения И. З. Суриков «Детство»
  2. Краткий анализ стиха Сурикова «Детство»
  3. Стихотворение «Детство» И. З. Суриков – анализ по плану
  4. Анализ стихотворения И. З. Сурикова «Детство»
  5. Полный текст стихотворения И. З. Суриков «Детство»

Отрывок стихотворения И. З. Суриков «Детство»

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой;

Вот свернулись санки

И я на бок — хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Краткий анализ стиха Сурикова «Детство»

Вариант 1

В жизни каждого человека детство – особая пора, это беззаботная пора со светлыми воспоминаниями. В юном возрасте каждый день для маленького человека – открытие, ведь ежедневно он познает что-то новое, ранее неизвестное для него.

Ни одна мелочь не может спрятаться от пристального взгляда малыша. Это и хотел показать Суриков в своем стихотворении «Детство», которое входит топ лучших стихов о зиме. Он намекает, что только ребенок может по достоинству оценить каждую мелочь, например, шепот травы или звуки лесных обитателей, а также насладиться свежестью утреннего ветра.

Такие воспоминания навсегда въедаются в нашу память, и забыть их невозможно. Строчки стихотворения напоминают нам, что спустя много лет мы вне зависимости от настроения, возвращаемся мыслями в свое детство, черпая из него положительные эмоции.

Начало в стихотворения довольно бодрое и радостное, но через несколько строк начинают прослеживаться оттенки грусти. Несмотря на сложную философскую идею, стихотворение читается легко и непринужденно.

Суриков утверждает, что наступления зимы ждали абсолютно все: животные, растения и люди.

Стихотворение условно можно поделит на несколько частей. К первой части рассказывается о наступлении зимы и ее роли в природе, а во второй части о роли зимы в судьбе человека.

Природа готовиться к зиме, предвкушая скорую свою гибель (но не навсегда, а лишь на определенный период), эти приготовления видны снаружи, а вот приготовления человека снаружи не видны, поэтому Суриков решил описать их, сравнивая со своими переживаниями. Кроме внутренних переживаний у человека можно проследить и подготовку своего жилища к зиме – он его утепляет, заготавливает достаточное количество еды: «Уж давно крестьянин ждал зимы, избу свою укрыв».

Последние сроки посвящены чувствам растений и людей. Вообще Суриков сравнивает растения с людьми и доказывает, что они также чувствуют боль, когда кто-то отрывает у них листочки. Поэт уверен, что луговая трава может запросто стать лучшим другом ребенку, выслушивая его бесконечную болтовню и оберегая его тайны.

Таким образом, Сурикову удалось написать потрясающее стихотворение, где затронуты очень важные темы – внутренние переживания человека в предчувствии надвигающейся зимы и приготовления природы к зиме. Кроме этого, поэт обращает внимание на детство, доказывая, что это удивительное время открытий и незабываемых эмоций.

Это интересно: Н. В. Гоголь «Шинель» очень краткое содержание.

Вариант 2

У каждого человека в жизни есть как счастливые, так и печальные воспоминания из жизни. Чаще всего у взрослого человека детская пора вызывает самые теплые и незабываемые воспоминания. Некоторые говорят, что у них не было детства, это совсем не так! У каждого, без исключений есть детство, его не может не быть.

Даже у подростка, который большую часть своего времени проводит в школе – детство, самое ясное воспоминание, которое сразу поднимает ему настроение. Еще в совсем юном возрасте, малыш каждый день открывает для себя что-то новое и интересное, в этом ему должны помогать его родные и близкие, ведь этот этап формирует многие качества человека.

В стихотворении «Детство», Суриков хотел передать именно те незабываемые эмоции, пережитые в младенческом возрасте. Смысл стихотворения несет в себе мысль о том, что каждый ребенок по-своему уникален, но в каждом предмете он видит что-то необыкновенное, волшебное.

Автор пытается донести до нас, что рано или поздно мы вспомним о тех минутах, проведенных на печи рядом с бабушкой, о том, как мы резвились и бегали, играя в футбол с друзьями или же о том, как дедушка, сидя на стуле в уголке, плел лапти, а мама пряла лен на прялке. Такие воспоминания навсегда останутся в нашей памяти.

Для того чтобы выделить состояние мальчика, автор использует такие эпитеты к ветру как: злой и сердитый. Это помогает нам понять, что переживает мальчик, когда слушает сказку, которую рассказывает ему бабушка. Ее речь «журчала», как говорится в стихотворении, это о том, что ее речь словно ручеек: плавная, спокойная, тихая и приятная.

Начало в стихотворении довольно-таки радостное, но в самом конце, в последней строфе стихотворения прослеживаться симфония грусти из-за того, что детство так быстро и скоротечно. Оно закончится, и ты даже не успеешь оглянуться, поэтому необходимо проживать детство так, чтобы при воспоминании о нем, на лице появлялась только улыбка.

Жизнь – самое сложное, что есть на всей планете. Порой самые маленькие огорчения для маленького человека кажутся большим горем и бедой, но потом, через некоторое время все забывается и перекрывается позитивными эмоциями.

Детские годы — действительно самые лучшее время, оно проходит рядом с любимыми и родными взрослыми, которые сделают все, чтобы ваши воспоминания о детстве стали незабываемыми и прекрасными.

Читайте также: А. Гайдар «Чук и Гек» в сокращении. Историки литературы отмечают в произведении признаки традиционного святочного рассказа.

Стихотворение «Детство» И. З. Суриков – анализ по плану

Вариант 1

Детство в жизни каждого — незабываемая пора. Детские впечатления человек проносит через всю жизнь, возвращаясь к ним в минуты грусти. Именно об этом рассказывает стихотворение И. З. Сурикова «Детство».

Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Детство» было написано в 1866 году. Поэт практически всю жизнь находился в затруднительном материальном положении. Неудивительно, что он создал произведение, вызывающее щемящую тоску по беззаботному детству.

Жанр, тема и идея

«Детство» относится к лирическим стихотворениям с чётким сюжетом. Его тема отражена в названии. Идея произведения — показать глубину переживаний лирического героя, рисующего чудесные моменты своего счастливого детства.

Образы стихотворения

Невидимый образ стихотворения — взрослый мужчина, вспоминающий себя мальчиком. Этот мальчик — главный герой произведения. Второстепенные персонажи, с любовью описанные автором, — бабушка, матушка и дед.

Композиция

Произведение состоит из 23 четверостиший (строф). Логически его можно поделить на 4 смысловые части:

  • зимние катания (первые 6 строф);
  • семейный вечер (следующие 8 строф);
  • сладкий сон (с 15 по 22 строфы);
  • возвращение в реальность.

Последняя строфа содержит вывод с риторическим обращением к детству лирического героя.

Ритмический строй

«Детство» написано трёхстопным хореем с перекрёстной рифмовкой. Данный факт создаёт быстрый ритм при прочтении.

Художественные средства

И. З. Суриков для более глубокого воздействия на читателя использует множество фонетических, лексических, синтаксических и художественных средств:

  • анафору (единоначатие): первые 3 строки начальной строфы начинаются одинаково;
  • однородные члены: «тихонько, // Нехотя»;
  • риторическое обращение: «Весело текли вы, // Детские года!»;
  • эпитеты: «родной», «тихонько», «сердито»;
  • антонимы: «Мне в сугробе горе, // А ребятам смех!»;
  • синонимы: «Горе и беда»;
  • просторечные формы слов: «качуся», «мрёт», «Поднялася»;
  • междометия и звукоподражательные слова: «хвать!», «хлоп!»;
  • звукопись (аллитерацию и ассонанс): в 7 строфе постоянно повторяется звук [ш], а в 8 — звуки [о] и [а];
  • лексический повтор: «Зимний вечер длится, // Длится без конца…».

Благодаря средствам, используемым поэтом, стихотворение И. З. Сурикова возвращает героя (и читателя) в то время, когда он был счастлив. Образ маленького человека, катающегося на санках с горы и слушающего сказки бабушки, прорисован поэтом очень чётко и правдоподобно.

Это интересно: Поэма Некрасов «Дедушка» читать краткое содержание. Это произведение учит тому, как стать достойным гражданином своей страны. А также чести, долгу и безграничной доблести.

Анализ стихотворения И. З. Сурикова «Детство»

Вариант 1

Иван Захарович Суриков (1841 – 1880) – известный русский поэт XIX века. Основным направлением его творчества была так называемая «крестьянская лирика». Его работы были вдохновлены сюжетами из жизни простых русских людей – хлебопашцев, ямщиков, косарей, доярок, словом, всех тех, кому приходилось добывать свой хлеб тяжёлым трудом.

Поэту удивительно тонко удавалось подметить душевное состояние своих героев, тонко выписывать их характеры в своих стихотворениях. Одно из самых знаменитых произведений Сурикова «Зима» и «Детство». В них поэт настолько живых и ярких красках воссоздаёт картины из жизни крестьянского ребёнка, что поневоле проникаешься его настроением, а его радости и горести воспринимаются как собственные.

Речь в стихотворении идёт от лица главного героя – деревенского мальчишки. По-детски кратко он знакомит читателя с окружающим его миром:

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой…

Правдоподобность повествования достигается благодаря междометиям, звукоподражаниям («хлоп!», «хвать!»), ошибкам в словах, выдающим неграмотность маленького героя («качуся», «на печь»). С наивной непосредственностью мальчик оценивает свои злоключения – падение в сугроб для него настоящее горе, хотя остальные ребята смеются над происшествием.

Звонкость и бодрый ритм этому произведению придаёт трёхстопный хорей. Юному читателю будет нетрудно заучить это произведение, так как четверостишия в нём короткие, строки содержат по два-четыре слова, а выражения, как и полагается речи ребёнка, незамысловатые и эмоциональные.

Поэт использует рефрены, чтобы рассказ героя звучал реалистичнее:

И начну у бабки

Сказки я просить;

И начнёт мне бабка

Сказку говорить:

С помощью ассонансов (повторы гласных «о», «у») оживает не только речь мальчика, но и окружающая природа. Несколько раз упоминается голос стихии («вьюга воет», «трубе», «ветер злой поёт», «за окном»), которая противопоставляется тишине и безопасности в доме. Часто поэт использует слово «тихо», чтобы подчеркнуть спокойствие крестьянского жилища:

И сидишь, ни слова…

Тихо всё кругом…

Я прижмусь к старушке…

Тихо речь журчит…

Противопоставлен этому покою, живо переданный сон мальчика. В отличие от крестьянский будней он яркий и динамичный, наполнен сказочными образами.

Лирический герой знакомит читателя не только с собственными приключениями наяву и во сне, но и незаметно раскрывает особенности жизни взрослых людей: прядение льна женщинами, плетение лаптей старшими членами семьи.

К финалу читатель понимает, что на самом деле повествование ведётся от лица взрослого, который вспоминает беззаботную детскую пору, но благодаря поэтическому таланту, использованию литературных приёмов оно приобрело черты живого рассказа ребёнка.

Читайте также: Краткое содержание рассказа «Голубая чашка» А. Гайдара.

Вариант 2

Стихотворение «Детство» И. Суриков написал в 1865 г. На тот момент поэту было 24 года, и он только начинал свое восхождение на литературный Олимп. Известно, что детство Иван Захарович провел в деревне. Беззаботная пора навсегда сохранилась в его памяти и в анализируемом стихотворении.

Главная тема произведения – веселое течение детских лет. Она тесно переплетается с зимними мотивами и мотивом семьи. Автор прославляет детство, ведь в эту пору сердце еще не омрачено бедой, показывает чистую душу ребенка, незапятнанную завистью или ложью. Также И. Суриков демонстрирует красоту зимы. Поэтому данное стихотворение часто используют ученики, когда пишут сочинение о зиме и детстве в начальным классах.

Рассказ ведется от имени лирического героя. Это мужчина, вспоминающий о своем детстве. Постепенно он полностью сливается с маленьким мальчиком. В первых строках лирический герой показывает читателю родную деревню и родительский дом. Потом рассказывает о любимой забаве деревенской детворы – катании на санках. Спуск заканчивает тем, что мальчишка кубарем скатывается в сугроб, но ни на секундочку не огорчается этому.

Ребячье веселье продолжается до наступления темноты. Мальчишка признается, что прозяб, но домой не хочет. Только вьюга заставляет его забежать в теплую избу. А там царит атмосфера уюта и сказок. Лирический герой вспоминает, как забирался на печи к бабушке и прислушивался к вьюге. С печи было хорошо видно деда, плетущего лапти и матушку, которая прядет лен. Этот эпизод стихотворения И.З. Сурикова особенно интересен, ведь колоритно воспроизводит крестьянский быт.

С теплотой лирический герой рассказывает, как засыпал под бабушкины сказки. Во сне к нему приходили герои народных сказок: Иван-царевич, жар-птица и серый волк. Таким образом, И. Суриков вводит в стихотворение фольклорные мотивы. Писатель умело передает фантазии ребенка, рассказывая, как во сне мальчишка бродит по «чудному саду», пытаясь поймать жар-птицу. Маленького героя ловит стража, и он просыпается от страха.

Утром ребенок замечает бабушку, которая молится перед иконами. Страх, испытанный во сне моментально улетучивается. Воспоминание о молитве – художественная деталь, показывающая важную черту русских крестьян – непоколебимую веру в Бога. В последней строфе лирический герой возвращается к облику взрослого мужчины. Он обращается к детским годам, с ностальгией вспоминая об их беззаботности. Обращение риторическое, ведь адресант понимает, что прошлое не вернуть.

Анализируемое произведение по смыслу делится на несколько частей: рассказ о зимних забавах, описание крестьянской семьи, воспроизведение волшебного сна мальчика, обращение к детству. Формально стихотворение делится на катрены с перекрестной рифмой. Стихотворный размер – трехстопный хорей.

Сказочный мир детства автор воссоздал при помощи художественных средств. В произведении есть метафоры («воет вьюга за окном», «сердце так и мрет», «в трубе сердито ветер злой поет»), эпитеты («гора крутая», «весело хохочут», «ветхая шубенка») и гипербола («зимний вечер длится, длится без конца»).

Это интересно: Рассказ «Каштанка» Чехов написал в 1887 году. Впервые произведение было опубликовано в том же году в газете «Новое время» под заглавием «В ученом обществе».

Полный текст стихотворения И. З. Суриков «Детство»

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой;

Вот свернулись санки

И я на бок — хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Всё лицо и руки

Залепил мне снег…

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

Но меж тем уж село

Солнышко давно;

Поднялася вьюга,

На небе темно.

Весь ты перезябнешь, —

Руки не согнешь, —

И домой тихонько,

Нехотя бредешь.

Ветхую шубенку

Скинешь с плеч долой;

Заберешься на печь

К бабушке седой,

И сидишь, ни слова…

Тихо всё кругом;

Только слышишь: воет

Вьюга за окном.

В уголке согнувшись,

Лапти дед плетет;

Матушка за прялкой

Молча лен прядет.

Избу освещает

Огонек светца;

Зимний вечер длится,

Длится без конца.

И начну у бабки

Сказки я просить;

И начнет мне бабка

Сказку говорить:

Как Иван-царевич

Птицу-жар поймал,

Как ему невесту

Серый волк достал.

Слушаю я сказку —

Сердце так и мрет;

А в трубе сердито

Ветер злой поет.

Я прижмусь к старушке…

Тихо речь журчит,

И глаза мне крепко

Сладкий сон смежит.

И во сне мне снятся

Чудные края.

И Иван-царевич —

Это будто я.

Вот передо мною

Чудный сад цветет;

В том саду большое

Дерево растет.

Золотая клетка

На сучке висит;

В этой клетке птица

Точно жар горит;

Прыгает в той клетке,

Весело поет,

Ярким, чудным светом

Сад весь обдает.

Вот я к ней подкрался

И за клетку — хвать!

И хотел из сада

С птицею бежать.

Но не тут-то было!

Поднялся шум, звон;

Набежала стража

В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили

И ведут меня…

И, дрожа от страха,

Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,

Солнышко глядит;

Пред иконой бабка

Молится, стоит.

Весело текли вы,

Детские года!

Вас не омрачали

Горе и беда.

Анализ стихотворения Ивана Сурикова «Детство. Анализ стихотворения суриков детство Какие литературные приемы использовал поэт суриков детство

Вот моя деревня:
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь, —
Руки не согнёшь, —
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.

И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.

Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку —
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.

Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;

Прыгает в той клетке,
Весело поёт,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум-звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

Анализ стихотворения «Детство» Сурикова

Детство в жизни каждого — незабываемая пора. Детские впечатления человек проносит через всю жизнь, возвращаясь к ним в минуты грусти. Именно об этом рассказывает стихотворение И. З. Сурикова «Детство».

Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Детство» было написано в 1866 году. Поэт практически всю жизнь находился в затруднительном материальном положении. Неудивительно, что он создал произведение, вызывающее щемящую тоску по беззаботному детству.

Жанр, тема и идея

«Детство» относится к лирическим стихотворениям с чётким сюжетом. Его тема отражена в названии. Идея произведения — показать глубину переживаний лирического героя, рисующего чудесные моменты своего счастливого детства.

Образы стихотворения

Невидимый образ стихотворения — взрослый мужчина, вспоминающий себя мальчиком. Этот мальчик — главный герой произведения. Второстепенные персонажи, с любовью описанные автором, — бабушка, матушка и дед.

Композиция

Произведение состоит из 23 четверостиший (строф). Логически его можно поделить на 4 смысловые части:

  • зимние катания (первые 6 строф);
  • семейный вечер (следующие 8 строф);
  • сладкий сон (с 15 по 22 строфы);
  • возвращение в реальность.

Последняя строфа содержит вывод с риторическим обращением к детству лирического героя.

Ритмический строй

«Детство» написано трёхстопным хореем с перекрёстной рифмовкой. Данный факт создаёт быстрый ритм при прочтении.

Художественные средства

И. З. Суриков для более глубокого воздействия на читателя использует множество фонетических, лексических, синтаксических и художественных средств:

  • анафору (единоначатие): первые 3 строки начальной строфы начинаются одинаково;
  • однородные члены: «тихонько, // Нехотя»;
  • риторическое обращение: «Весело текли вы, // Детские года!»;
  • эпитеты: «родной», «тихонько», «сердито»;
  • антонимы: «Мне в сугробе горе, // А ребятам смех!»;
  • синонимы: «Горе и беда»;
  • просторечные формы слов: «качуся», «мрёт», «Поднялася»;
  • междометия и звукоподражательные слова: «хвать!», «хлоп!»;
  • звукопись (аллитерацию и ассонанс): в 7 строфе постоянно повторяется звук [ш], а в 8 — звуки [о] и [а];
  • лексический повтор: «Зимний вечер длится, // Длится без конца…».

Благодаря средствам, используемым поэтом, стихотворение И. З. Сурикова возвращает героя (и читателя) в то время, когда он был счастлив. Образ маленького человека, катающегося на санках с горы и слушающего сказки бабушки, прорисован поэтом очень чётко и правдоподобно.

Каждому человеку дорого своё детство, место, где он провёл это детство. Много лет назад, в 1866 году замечательный поэт И.З.Суриков написал стихотворение «Детство»
. Оно уносит нас в деревню, где есть снег, где дети весело катаются на санках и летят «кубарем» с горы. Главная тема лирики Сурикова — это деревенский быт, жизнь простых крестьян, а ещё он очень много стихов посвящал природе, временам года и больше всего любил осень.

А теперь давайте вспомним это замечательное стихотворение и окунёмся в атмосферу «суриковского»
детства:

Вот моя деревня:

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь, —
Руки не согнёшь, —
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.

И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.

Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку —
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.

Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;

Прыгает в той клетке,
Весело поёт,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум-звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

(1866)

Новые записи:


(11)

(15)

(8)

(2)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с творчеством Ивана Захаровича Сурикова на примере
    стихотворения «Детство», заинтересовать в изучении других его произведений.
  2. Учить работать с лирическим произведением, деля его на смысловые части,
    продолжать работу по выявлению главной мысли стихотворного текста.
  3. Учить находить в тексте изобразительные средства языка (олицетворения,
    эпитеты, сравнения) и приемы повторы), используемые автором, продолжать
    работать над выразительностью чтения, учить выделять голосом логические
    ударения и паузы.
  4. Воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес.
  5. Развивать память, логическое мышление, речь.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие, проверка готовности.

2. Мотивация.

II. Актуализация знаний.

Какой раздел мы изучаем? («Стихи русских поэтов».)

Знаете ли вы, что такое стихотворение? (Творение стихов, создание.)

Что значит «творить»? (Создавать.)

Кто создает стихи? (Поэты.)

Чтобы вспомнить, какими русскими поэтами мы уже познакомились, предлагаю
немного поиграть. Сейчас некоторые из вас прочитают наизусть отрывки или
стихотворения вам уже известных поэтов, а остальные будут отгадывать, кто автор?

Работа с таблицей.

Русские поэты

III. Сообщение темы, постановка учебных задач.

Посмотрите, один портрет остался неоткрытым. Как думаете, почему?
(Сегодня мы познакомимся с еще одним поэтом, прочитаем его стихотворение.)

Сегодня мы откроем для себя новое имя в разделе «Стихи Русских поэтов». Это
Иван Захарович Суриков. Чтобы предположить, о чем пойдет речь в этом
стихотворении, обратимся к опорным словам:

  • Моя деревня
  • мой дом
  • качусь я в санках
  • друзья-мальчишки

Как думаете, о чем пойдет речь в стихотворении, какую тему затронул поэт?
(О детях, зимних забавах.)

В каком возрасте мы охватываем зимние забавы?

Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова называется «Детство».

Почему Суриков затронул эту тему в своем творчестве? (Детство –
беззаботная пора.)

Многие писатели, художники, музыканты неоднократно в своем творчестве
обращались к теме детства, потому что считали его самой беззаботной порой.
Воспоминания о детстве у взрослых чаще всего вызывают смешанные чувства: чувства
радости и сожаления.

Как думаете, почему? (Радость – от пережитых событий, сожаление – время
это уже не вернешь.)

IV. Словарная работа.

  1. Весь ты перезябнешь – замерзнешь.
  2. Ветхая шубенка – старая шубенка.
  3. Избу освещает – подставка для свечи.
  4. Огонёк светца.
  5. Сердце так и мрет – замирает.
  6. Сон смежит – закрыть, сомкнуть глаза.
  7. Омрачали – мрак (темнота). делали грустными, печальными.

V. Первичное чтение.

Первичное чтение осуществляет чтение.

С каким чувством поэт говорит о своем детстве? (С чувством радости и
сожаления.)

VI. Самостоятельное чтение учащимися.

Какие события, происходившие с ним в детстве, описывает поэт?

После чтения обсуждается план и открывается на доске:

План
:

VII. Самостоятельная работа.

Задание по группам: подготовить выразительное чтение, ответить на вопросы?

Первая группа:
— Что поэт считает своим домом?
— Какую картину описывает автор? (Катание с горы.)
— От чьего имени ведет рассказ поэт? (Мальчика.)
— Что происходит с мальчиком?
— Какие авторские приемы помогают поэту передать стремительность действия?
(Повтор: вот…, вот…, вот…)

Вторая группа:
— Что интересного заметили в лексическом строении текста? (Использованы
устаревшие слова.)

— Выберите и текста слова, которые использует поэт, чтобы показать особенности
того времени. в котором происходит действие? (Перезябнешь, ветхая.)
— Сравните «погоду дома» и «погоду за окном», что можете сказать?
Подтвердите ответ словами из текста. (Тихо все кругом/ вьюга воет за окном.)
— Как поэт говорит о вьюге, какое изобразительное средство языка использует?
(Олицетворение.)
Докажите. («Наделяет» вьюгу способностями живого
существа.)

— Приведите примеры использования олицетворений другим автором? (Примеры из
стих. А.С. Пушкина.)

Третья группа:
-Что приснилось мальчику? Прочитайте.
— Какие изобразительные средства языка использовал поэт в данном отрывке?
(Сравнения.)
Приведите примеры (Иван-царевич будто я.)
— Какие слова помогают вам найти сравнения в тексте (Слова-помощники:
будто, точно.)

Четверная группа:
— В каком настроении пребывает мальчик во время сна? (Эмоц. возбуждения,
страха).
-Как меняется настроение с наступлением утра? (Возбуждение и страх
сменяются покоем.)

— Как понимаете слова:

Весело текли вы,
Детские годы?

Какое изобразительное средство использует автор? (Олицетворение.)

— С чем поэт сравнивает детские годы? (С водой.)

— Почему? (Вода порой течет очень быстро, как и детство.)

VIII. Проверка самостоятельной работы учащихся.

  1. Выразительное чтение группами по частям.
  2. Выступление одного человека от группы.

IX. Фронтальная работа.

Каким было детство мальчика? (Выборочное чтение.)

Детство мальчика было радостным и веселым.

Для чего Суриков написал это стихотворение? (Чтобы рассказать о своем
детстве.)

Каким предстает поэт перед нами в этом стихотворении?

Хотелось бы вам узнать, каким на самом деле было детство поэта?

Индивидуальное сообщение на тему: «Детство Сурикова».

Счастливое детство поэта прошло в деревне Новоселово Ярославской губернии.
Семья его принадлежала к оброчным крестьянам графа Шереметева. Мать и бабушка,
ласково опекавшие мальчика, оставили в его душе светлые воспоминания, ввели его
в мир народных сказок и песен:

И начну у бабки Сказки я просить;
И начнёт мне бабка Сказку говорить…

Детские годы, которые «весело текли», закончились, когда Ивану исполнилось 8
лет. Он уехал в Москву к отцу, хозяину овощной лавки. С тех пор мальчик был на
побегушках сначала у отца, потом у дяди, испытывал постоянный голод и унижения.
Скрасило ему жизнь знакомство с двумя богомолками, Одна из которых познакомила
его с житиями святых, духовными стихами, другими книгами религиозного
содержания, а вторая – с песенным творчеством русских поэтов.

Он сам пробовал писать стихи, много читал, черпая вдохновение у великих
поэтов. Пушкиным, Лермонтовым, Кольцовым, Некрасовым, Майковым и другими он
наслаждался втайне от отца, который сердито поучал мальчика: «Купцу лишняя
книжность дохода не даст…» Не возражая, не вступая в споры, Ваня продолжал
покорно везти ненавистный «торговый воз» и до конца дней торговал железом и
углём, разным тряпьём и ломом. Но была у него и другая, тайная жизнь: он писал
светлые песни и грустные стихотворные истории о тяжёлой бедняцкой доле.

Сурикову исполнился 21 год, когда он познакомился с Плещеевым, которому
осмелился показать свои стихи. Плещееву стихи понравились, одно из стихотворений
с его помощью было опубликовано. С тех пор Суриков активно печатается в
журналах. Его стихи перекладываются на музыку и становятся песнями, которые
поются до сих пор и считаются народными: «Рябина», «Степь да степь кругом»,
песня о казни Степана Разина… Первый сборник стихотворений Сурикова (1871) в
течение короткого времени переиздаётся дважды.

Умер поэт от туберкулёза в возрасте сорока лет.

Для детей им написаны самые тёплые стихи, в которых оживает сказка и
волшебство его детства, и фольклорные образы составляют сердцевину жизни
ребёнка:

И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несется ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый.
И какие-то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.

X. Итог урока.

Подготовьтесь к концу урока.

Что нового узнали? С каким русским поэтом познакомились?

Чему учились? (Выразительному чтению и анализу стих. произведения.)

Для чего нам это нужно? (Выразительно читать наизусть и понимать
содержание прочитанного.)

Чем необычно стихотворение?(Частая смена действий, событий.)

Как художник может рассказать о своем детстве? (Нарисовать картины.)

ХI. Домашнее задание.

Чтение наизусть понравившейся части и её иллюстрирование.

Педагогические задачи:

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Новокрымская школа»

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова

« Детство».

Учитель начальных классов

Дмитриева Екатерина Евгеньевна

Тип урока: Постановка учебной задачи.

Педагогические задачи:

Способствовать формированию мыслительной деятельности учащихся, максимальному выявлению и использованию индивидуального опыта ребёнка, развитию творческих способностей, образного мышления, речи; совершенствовать навыки чтения через анализ поэтического произведения; ознакомить с жизнью и творчеством И.З. Сурикова;

Обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову;

Развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»;

Формировать умение сочувствовать, сопереживать; воспитывать любовь к художественному слову, доброе отношение к малой родине.

Ход урока:

  1. Организационный момент
    .

Мир детства – самый лучший мир,

Наивный, добрый и счастливый,

Ребенок хочет быть большим,

Стремится жить во взрослом мире.

  1. Речевая разминка.

(На фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года» учитель читает стихи, записанные на доске или на карточках.)

Скинуло кафтан зелёный лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу жёлтую одета,

По лесам с метёлками прошлась. Д. Кедрин

Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.

Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?

Прочитаем с интонацией удивления, с утвердительной интонацией, с интонацией восхищения, весело.

А теперь прочитаем стихотворение выразительно.

3. Введение в тему.

Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем
случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить.

1
. Выгляну в оконце

Лежит белое
Су
конце

4. Гуляет в поле,

Всю зиму лежит, Да не
ко
нь.

А весной убежит.
Летает на
в
оле,

Да не птица.

2.
Белый дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму —
Никто не поднимает.
Весна п
р
идёт —
Он сам уйдёт.

3.
Хоть сама –
и
снег, и лед,

А уходит слезы льет.

– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике?
(Суриков)

  1. Биография поэта.

Учитель:
Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил его талант, Иван Захарович издает свои сборники стихов.

Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет. Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:

5.«Настройка» на восприятие:

Семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит, не было света, телевизоров, компьютеров. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

У детей 19 века не было игрушек, которые есть у вас сейчас (рассматривание самодельных игрушек: куклы тряпичной, лошадки деревянной).

Хотели бы вы играть в такие игрушки?

Но самым увлекательным занятием детишек были зимние забавы.

(иллюстрация)

Посмотрите на картину. Кругом снег, снег, снег. Как он чист и прекрасен. Как удивительна и прекрасна сама жизнь и ваше детство.

Что вы видите?

(Дети катаются с горки)

Похожи ли дети на вас?

Что случилось с мальчиком?

(Он упал с санок)

Какое у него настроение?

(веселое, грустное, радостное, счастливое)

Какой заголовок можно придумать к данному рисунку?

(«Зимние забавы», «Катание с горы», « Мне в сугробе смех»).

Какой из заголовков наиболее удачный?

Да, «Зимние забавы», так этот заголовок более полно раскрывает настроение детей и замысел автора.

Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?

В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю, о значении некоторых из них вы можете догадаться.

6. Словарная работа в парах.
Вы знаете, сегодня утром подул ветерок и нам принес вот такие задания. Я отправляю вам посылку, как только вы получаете задания, можете объединиться и поработать. Я засекаю одну минуту ровно.
В маршрутном листе слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом. Итак, время, вперед! (на фоне музыки Чайковского Времена года «Февраль»)

Кубарем качуся
– стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

Лапти
– крестьянская обувь, сплетенная из лыка

Светец
– подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.

Прялка –
приспособление для ручного прядения.

Ну что у вас получилось? Первая группа готова? Все согласны? Значит, поднимаем зелёные кружочки.

7. Физминутка

8. Работа с текстом.
— Прочитаем 1 часть на странице 72. (звучит фонограмма «Зимняя вьюга»)


Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?

А где происходило событие?


Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем, повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз впервые строчки стихотворения.

Дети.
– Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни…
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.


И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

Ученик.
Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.


А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.

Ученица.
“Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!..”


А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?


И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

Ученик.
Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.


Ребята, а какой мы можем сделать вывод из этой части?

Дети.
— Мальчик был счастлив.


А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? (О сказках.)


А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”).


А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

Дети.
– Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке…”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.


А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?

Ребята.
– Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.

Учитель.
Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

Учитель.
А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.

Дети.
– “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно…
– “Складно да ладно”.
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.

Учитель.
А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?

Ученик.
Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался.

3 часть прочитайте жужжащим чтением самостоятельно.

Как можно озаглавить эту часть?

Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?

Дети.
– Но ведь это же во сне!
– И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что побеждает добро.
– А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.
– А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет:

“И начну у бабки
Сказки я просить…”

Учитель.
Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль.
(Ученики читают последнее четверостишие.)

10. Подведение итогов:

Временная аналогия
.

Учитель.
Ребята, вот и закончилась основная часть урока. Действительно, дети 19 века мечтали о счастливой жизни. Как вы думаете, осуществились ли мечты детей сегодня, в 21 веке? Осуществилась ли мечта автора, И.Сурикова видеть детство счастливым? Созданы ли и у нас в селе эти условия счастливого детства?

Все: Да, осуществилась.

Какое у вас детство?

Можно ли его назвать счастливым?

Мне очень хочется поблагодарить вас. Мы с вами замечательно поработали.

10
. Домашнее задание
. (Ассоциативная образная система завершения темы счастливого детства).

Изобразите счастливое детство в рисунке с помощью разнообразных ярких красок.

11.
Рефлексия.

Оценка — кружочек.

Оценки вы поставите себе сами. У вас на партах набор кружков: красный, зелёный.

Если вы все поняли, запомнили на уроке, поднимите зелёный кружок, если не все запомнили и поняли – красный.

12.
Итог урока
. Напутственное слово учителя.

Дорогие ребята, сегодня вы показали свое умение понимать и чувствовать художественное произведение. Мы с вами познакомились со стихотворением « Детство» И. Сурикова. А детство — это счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей — остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, но всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину.

Закончить урок я хочу пожеланием: Будет все у вас: ошибки, неудачи,

Не уступайте им. Не изменяйте детской вы мечте.

Стремитесь к счастью, к красоте.

Приложение:

В жизни каждого человека детство – особая пора, это беззаботная пора со светлыми воспоминаниями. В юном возрасте каждый день для маленького человека – открытие, ведь ежедневно он познает что-то новое, ранее неизвестное для него.

Ни одна мелочь не может спрятаться от пристального взгляда малыша. Это и хотел показать Суриков в своем стихотворении «Детство». Он намекает, что только ребенок может по достоинству оценить каждую мелочь, например, шепот травы или звуки лесных обитателей, а также насладиться свежестью утреннего ветра.

Воспоминания навсегда въедаются в нашу память, и забыть их невозможно. Строчки стихотворения напоминают нам, что спустя много лет мы вне зависимости от настроения, возвращаемся мыслями в свое детство, черпая из него положительные эмоции.

Начало в стихотворения довольно бодрое и радостное, но через несколько строк начинают прослеживаться оттенки грусти. Несмотря на сложную философскую идею, стихотворение читается легко и непринужденно.
Суриков утверждает, что наступления зимы ждали абсолютно все: животные, растения и люди.

Стихотворение условно можно поделит на несколько частей. К первой части

Рассказывается о наступлении зимы и ее роли в природе, а во второй части о роли зимы в судьбе человека.

Природа готовиться к зиме, предвкушая скорую свою гибель (но не навсегда, а лишь на определенный период), эти приготовления видны снаружи, а вот приготовления человека снаружи не видны, поэтому Суриков решил описать их, сравнивая со своими переживаниями. Кроме внутренних переживаний у человека можно проследить и подготовку своего жилища к зиме – он его утепляет, заготавливает достаточное количество еды: «Уж давно крестьянин ждал зимы, избу свою укрыв».

Последние сроки посвящены чувствам растений и людей. Вообще Суриков сравнивает растения с людьми и доказывает, что они также чувствуют боль, когда кто-то отрывает у них листочки. Поэт уверен, что луговая трава может запросто стать лучшим другом ребенку, выслушивая его бесконечную болтовню и оберегая его тайны.

Таким образом, Сурикову удалось написать потрясающее стихотворение, где затронуты очень важные темы – внутренние переживания человека в предчувствии надвигающейся зимы и приготовления природы к зиме. Кроме этого, поэт обращает внимание на детство, доказывая, что это удивительное время открытий и незабываемых эмоций.

  • О чем рассказ станционный смотритель пушкин
  • О каких русских народных сказках вы вспоминаете читая пролог руслан и людмила
  • Обвинить в сердцах как пишется
  • О чем рассказ собаки не ошибаются
  • О каких птицах говорится в сказке старой калмычки рассказанной пугачевым гриневу во время их поездки