Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов
Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте
«Жизнь первобытных людей по рассказу «Весенний праздник»
конспект урока № 7 по кубановедению в 5 классе
Автор: Лалекина Галина Геннадьевна, учитель кубановедения, ОПК, МОУ СОШ № 65, город Сочи, п. Красная Поляна
В раздел основное общее образование
Конспект
урока
№ 7
с
использованием
мультимедийных
технологий
и
технологии
психологической
активации
творчества
по
кубановедению
в
5
классе
Урок
–
путешествие
.
Тема
урока
«
Работа
с
текстом
.
Жизнь
первобытных
людей
по
рассказу
«
Весенний
праздник
»
Учитель
:
Лалекина
Галина
Геннадьевна
Цель урока: отработка навыка воспроизведения исторического материала на
основе художественного текста
Задачи урока:
Формирование представления о религиозных верованиях первобытных
людей на Кубани.
Развитие навыков работы с историческими источниками,
художественным текстом.
Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного
края.
Этапы урока:
1.
Организационный момент.
2.
Актуализация опорных знаний учащихся по ранее изученному
материалу.
3.
Работа с текстом (творческие задания, практикум).
4.
Подведение итогов урока.
5.
Домашнее задание.
Методы: формирование коммуникативной компетенции, формирование
самооценки, метод проекта, работа в группах.
Оформление доски: тема урока.
Ход урока:
1
Организационный
момент
.
Приветствие, вхождение в тему: постановка целей и задач урока.
Инициация, формирование ожиданий учащихся: учитель предлагает
отправиться в путешествие по древней Кубани, вместе с племенем побывать
на весеннем празднике; в процессе путешествия выполнить ряд творческих
заданий.
2
Актуализация
опорных
знаний
учащихся
по
ранее
изученному
материалу
.
Проверка домашнего задания.
Задание № 1
Разгадать путаницу – переставить буквы в словах:
1.
Переход от присваивающего типа хозяйства к производящему
называется «ТИНЕЛИОСКЧЕАЯ ВОЦИРЕЯЛЮ» ________________
2.
Неолитические стоянки на Кубани: «ЖИННШЕИВСЛОКАЯ»,
«НОМОСТЯКСНЕМАК». _______________________
3.
Завершающий этап каменного века «ТЭИНЛЕО»_________________
Задание № 2
Найти соответствие:
1
Палеоли
т
_____
_
Среднекаменный век
2
Мезолит
_____
_
Новокаменный век
3
Неолит
_____
_
Древнекаменный век
3
Работа
с
текстом
(
творческие
задания
,
практикум
).
Самостоятельно прочитать рассказ «Весенний праздник» на стр.22 – 24
учебника.
Задание № 3
Составить план к тексту рассказа.
Памятка для учащихся «Как составить план»
1.
Внимательно прочитай текст.
2.
Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль.
3.
Озаглавь ее.
4.
В каждой части выдели несколько предложений подтверждающих
главную мысль.
5.
Проверь все ли основные идеи заключенные в тексте, нашли отражение
в плане.
Первая группа – составить простой план к тексту рассказа, вторая
группа – составить развернутый план к тексту рассказа.
На странице 24 вопрос 5 – разыграть один из эпизодов рассказа.
4
Подведение
итогов
урока
,
оценивание работы учащихся на уроке.
5
Домашнее
задание
Прочитать рассказ «Весенний праздник» на стр. 22 – 24, ответить на
вопрос 4 на стр. 24.
В раздел основное общее образование
Весенний праздник в разных странах мира отмечают по-разному, тем не менее, древние весенние обрядовые традиции многих народов Европы очень похожи.
С глубокой древности на Руси всегда с большим нетерпением ждали приход красавицы Весны. Призывая Весну люди пели обрядовые языческие песни — окликания весны, зазывания тепла, оклики, сопровождая их обрядами задабривания солнца.
В день весеннего равноденствия в Древней Руси праздновали старинный славянский праздник Жаворонки в день весеннего равноденствия — 22 марта. Считалось, что за первыми жаворонками приходит весна, и возвращаются домой все перелётные птицы. Хозяйки пекли из теста птичек-жаворонков и угощали всю родню. Дети распевали весёлые песни, привлекая жаворонков и весну.
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Песней зазывали весну, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Праздник встречи Весны в Древней Руси проводили у весеннего обрядового деревца, украшенного лентами, весенними первоцветами, звонкими колокольчиками. каждый односельчанин мог украсить обрядовое деревце, носили по селу и вместе шли на холм или пригорок, откуда все вместе окликали песней весну. Молодёжь водила хороводы и играли в старинную обрядовую игру «Ручеёк», которая символизировала таяние снега и приближение весеннего тепла.
В третий раз на Руси звали Весну 7 апреля, в красивый праздник освобождения птиц из неволи. Вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц, во всей природе происходило обновление и в свои права вступала весна. Древний обычай отпускать птиц на волю, означал освобождение природы от зимних холодов.
Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Пелика с ласточкой — Евфроний
В Древней Греции символом прихода весны были первые весенние ласточки. Рано утром 1 мая дети отправляются на поиски первой ласточки весны, идут вдоль домов и поют песни, призывая ласточку, которая принесёт на крыльях весну. Односельчане 1 мая угощают поющих детей фруктами, орехами и пирогами.
В древние времена первый майский день был одним из самых важных праздников кельтского скотоводческого календарного года. В ночь с 31 апреля на 1 мая древние кельты праздновали Бельтайн (Beltane, Beltaine) в переводе означает «Весёлый костёр».
В языческих верований древних кельтов это был праздник первого выгона домашнего скота на весенние пастбища. Центральным ритуалом праздника Бельтайн было разжигание больших костров на вершине холма или горы, расположенной вблизи селения. Кельты собирали сухие ветви и дрова для священных первомайских костров, складывали их на холмах и на рассвете 1 мая поджигали, впервые выгоняли скот на пастбища. Стада домашних животных проводили между пылающими кострами, отдавая дань солнцу, прося милости у сил природы и, избавляя животных от болезней и очищая их огнём от порчи нечистой силы.
В ночь с 30 апреля на 1 мая во многих Скандинавских странах и Германии отмечают Вальпургиеву ночь. Считалось, что у подножия горы Брокен в Вальпургиеву ночь собираются на шабаш сто тысяч ведьм, чертей, кикимор и колдунов на разгул нечистой силы, от которого нужно обязательно защищаться. Дети и школьники современной Германии рисуют и лепят ведьм. Оберегом от нечистой силы у древних германцев считались роса, молоко, масло.
В Германии девушки на рассвете 1 мая и умывались росой, чтобы избавиться от веснушек, со словами: «Доброе утро, Вальпургия! Я принесла тебе свои веснушки. Веснушки придут к тебе, а у меня пропадут!». Немецкие юноши утром 1 мая тайно сажают «майское дерево» под окном своей любимой девушки.
Профсоюзы и политические партии левого толка, устраивают 1 мая в Германии традиционные шествия, демонстрации, которые, нередко, заканчиваются драками с полицейскими, битьем витрин, поджогом машин и другими хулиганскими действиями.
В Великобритании конец зимы отмечают в Вальпургиеву ночь, на Фестивале огня — Beltane Fire Festival (Фестиваль огня Белтлейн). Слово «Белтлейн» в переводе с ирландского означает начало мая, когда люди приветствовали весну, зажигая мистические огни и устраивая танцы и шествия ряженных. Существовало поверье, что человек, который пройдет в Вальпургиеву ночь между огнями двух костров, очистится и не весь год будет здоров. Традицию празднования Вальпургиевой ночи связывают с кельтской культурой.
Праздник Вальпургиевой ночи был назван в честь аббатисы Вальпургии, жившей в 710-779 г. г. в монастыре Хайденхайм, причисленной к лику святых 1 мая. Во время переправы через пролив Ламанш из Англии во Францию аббатисе Вальпургии удалось силой своей молитвы спасти корабль от гибели во время сильного шторма. Аббатисе Вальпургии удавалось не только усмирять бури, но и спасать людей от злых духов, от бешенства, эпидемий чумы и других заболеваний.
В 1988 году языческие традиции Вальпургиевой ночи вновь возродились, и на Фестиваль огня Белтлейн приезжает всё больше и больше туристов, заказывая туристическую или бизнес визу в Великобританию. На Фестивале огня в эту языческую ночь туристы веселятся и совершают обряды изгнания злых сил природы, прогоняют зиму и отмечают наступление лета.
В Древнем Риме в первый день последнего весеннего месяца римляне поклонялись богине цветов и весны Флоре, и устраивали фестивали «Флориалии», посвященные Флоре. В каждом доме древние римляне украшали гирляндами и венками из весенних первоцветов маленькую статую юной богини весны и пробуждающейся природы Флору. Процессия певцов и танцовщиц шествовали по городу со статуей богини Флоры в цветах и поклонялись цветущему майскому дереву. Юноши в день богини Флоры поют серенады под окнами своих любимых девушек, объясняясь в любви, кладут на порог двери зеленую ветку. Если девушка утром заберет ветку в дом, это значит, что она согласна выйти замуж, а если она выбросит ветку на дорогу, значит — отказ.
На острове Сицилия в первомайские дни принято собирать луговые цветы, лютики, маки, ромашки, которые, как считается, принесут в дом счастье.
В традициях Древнего Рима, дошедших до наших дней, существует обычай украшать венками из первых цветов и гирляндами живое первомайское дерево и водить хороводы с песнями и весёлыми танцами. Первомайское дерево надо охранять в Вальпургиеву Ночь, иначе его может похитить нечистая сила, и праздник весны будет омрачён. Вечером 1 мая устраивают первый весенний праздничные фейерверки.
Рабочие профсоюзы и левые партии современной Италии 1 мая устраивают массовые шествия в Риме, Милане, Турине и Неаполе.
You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.
Урок №7 5 кл.
Тема: Работа с текстом. Жизнь первобытных людей по рассказу «Весенний праздник»
Цели урока: отработка навыков воспроизведения исторического материала на основе художественного текста
Личностных В- Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края;
Метапредметных Р – продолжить развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом;
Предметных О- Формирование представлений о религиозных верованиях первобытных людей на Кубани.
Оборудование урока: учебник, презентация
Тип урока: творческий урок-путешествие.
ХОД УРОКА:
Этап урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Доска, оборудование |
УУД |
||
Организационный этап. Постановка целей и задач урока |
Приветствие. Беседа с дежурным. |
|
||||
Мотивация учебной деятельности |
Сообщение темы. Проверка домашнего задания (раздаточный материал) Разгадать путаницу – переставить буквы в словах, чтобы получились: 1.переход от присваивающего типа хозяйства к производящему называется ТИНЕЛИОСКЧЕАЯ ВОЦИРЕЯЛЮ 2.Неолитические стоянки на Кубани: ЖИННШЕИВСЛОКАЯ, НОМОСТАЯКСНЕМАК 3.Завершающий этап каменного века – ТЭИНЛЕО 4. Найти соответствие: ПАЛЕОЛИТ Среднекаменный век МЕЗОЛИТ Новокаменный век НЕОЛИТ Древнекаменный век |
Запись темы в тетради, решение заданий в презентации и запись их в тетради |
презентация, раздаточный материал |
Регулят Коммун Познават |
||
Первичное усвоение новых знаний |
Работа с текстом 1.Самостоятельно прочитать рассказ «Весенний праздник» на стр 22-24 2.Составить план к тексту рассказа Памятка для учащихся: «Как составить план» 1.Внимательно прочитай текст. 2.Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль 3.Озаглавь ее. 4.В каждой части выдели несколько предложений, подтверждающих главную мысль 5.Проверь, все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане. |
Анализ заданий, варианты решения заданий, выполнение заданий презентации |
Презентация, задания в ней |
Коммун Регулят Познават |
||
Первичная проверка понимания |
Ответить на вопрос № 1-3 стр 24 |
Анализ текста, ответы на вопросы |
Учебник |
Регулят Познават |
||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Прочитать рассказ «Весенний праздник» ответить на вопрос 4 стр 24 |
Запись домашнего задания |
Дневники |
Коммун Регулят |
||
Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Подведение итогов. Выставление оценок |
Дополнительные вопросы и ответы |
Регулят |
Поделитесь с Вашими друзьями: