Какими талантами обладали А.П. Чехов, его братья и сестра? Как А.П. Чехов относится к чтению?
Чеховы были талантливой семьей. Антон и его брат Иван увлекались театром. Антон умел очень искусно перевоплощаться в различных персонажей пьес – стариков, женщин, юношей, любил разыгрывать театрализованные сценки. У сестры Марии проявились ярко художественные способности. Впоследствии брат Александр стал писателем, Михаил – литератором, Иван – педагогом, Николай – художником.
Антон Павлович увлекался литературой, он любил читать книги о путешествиях, приключениях юмористические издания.
Биография и история Чехова
Знаменитый писатель Антон Павлович Чехов родился в купеческой семье. Дед Чехова был крепостным, а его отец Павел Егорович Чехов сначала служил приказчиком, а затем был держателем бакалейной лавки в Таганроге. Он был человеком взыскательным и требовательным, воспитывал юного Антона и его четверых братьев довольно жестко, за провинности даже пускал в ход ремень.
Поэтому дети семьи Чеховых унаследовали таланты по линии отца, а по линии матери — тонкую, чувствительную душу. Отец всех детей учил грамоте, ремеслам, торговле, старался им дать достойное образование. Сначала это была школа грека, потом Таганрогская гимназия, куда Антон с братьями поступает в 1868 году. В гимназии их любимый учитель Ф. Н. Покровский на уроках Священной истории иногда рассказывает о Пушкине, Шекспире, Гёте. Именно Покровский дал будущему писателю литературный псевдоним Антоша Чехонте.
С 1875 года Чехов занимается выпуском рукописного журнала «Заика» и работает в драматическом направлении. С 16 лет Чехов остается в Таганроге, когда остальные члены семьи переезжают в Москву. В 1879 году Чехов поступает в Московский университет на медицинский факультет. С 1884 года после окончания Университета Чехов работает доктором, чем очень радует родителей. Но через некоторое время он оставляет врачебную деятельность и окончательно уходит на литературное поприще. Он пишет рассказы такие как, «Жалобная книга», «Налим», «Хирургия», «Экзамен на чин», «Пересолил» и другие. Также он серьезно работает над пьесами «Три сестры», «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня» и иными произведениями.
«Хирургия»
О какой хирургии рассказывает А. П. Чехов?
Чехов рассказывает о зубной хирургии – стоматологии, Он показывает, какой она не должна быть – халатной, приносящей пациентам еще большую боль и вред их здоровью. Автор высмеивает глупого и неумелого фельдшера, выдающего себя за опытного зубного лекаря.
Что побудило писателя к созданию этого произведения — собственная инсценировка, игра, наблюдение врача Архангельского или…
собственные размышления о провинциальных лекарях?
К созданию этого рассказа Чехова побудили и детская инсценировка, и наблюдения доктора Архангельского, и его собственные размышления о работе провинциальных докторов. Но я думаю, что в большей степени сыграл роль случай из наблюдения врача Архангельского.
Как выглядела земская больница? Каковы были пациенты? Какие чувства вызывает чеховский рассказ?
Земская больница выглядела убого, бедно, как и её пациенты. Одна комната служила и приёмной, и кабинетом доктора. В ней стояла банка с карболовым раствором, был шкаф, в нем и повсюду лежали инструменты.
Пациентами больницы были простые люди: крестьяне, рабочие, мелкое духовенство, например, дьячок, старики.
Рассказ вызывает чувство жалости и к уровню медицинского обслуживания в то время, и к людям, которые были вынуждены лечиться в такой больнице. А также в процессе чтения рассказа возникает чувство негодования и возмущения по отношению к некомпетентности и самоуверенности фельдшера Сергея Кузьмича Курятина.
Внимательно прочитайте рассказ и подготовьте его к чтению по ролям, к инсценированному чтению. Какими предстают фельдшер и больной? Кто из них вызывает больше смеха или сочувствия?
Фельдшер Сергей Кузьмич Курятин — толстый человек лет сорока. Одет он небрежно: поношенная жакетка и истрепанные брюки. Курятин постоянно курит зловонную сигару. Он плохой специалист. Зато как человек – самоуверен, хвастлив, раздражителен.
Дьячок Ефим Михеич Вонмигласов – необразованный старик. В начале приема он ведет себя подобострастно, почтительно, заискивающе, желая избавиться от острой зубной боли, получить медицинскую помощь. Потом его отношение к фельдшеру и поведение меняется: от боли и неумелых действий Курятина он все больше сердится, и в конце разочарованный и возмущенный старик уходит восвояси.
Фельдшер вызывает больше смеха, дьячок — больше сочувствия.
Можно ли назвать рассказ юмористическим? На чём основан юмор этого рассказа? Подумайте, какими средствами писатель создаёт юмористическую ситуацию. Вспомним, что юмор — изображение смешного, высмеивание недостатков в человеке и в жизни общества. Почему нам хочется смеяться, но в то же время появляется и грустное чувство? Отчего это происходит?
Да, этот рассказ юмористическим назвать можно. В нём описан смешной случай. Юмор основан на высмеивании таких негативных пороков людей, как невежество, глупость, подобострастие, необразованность, самоуверенность, халатность, непрофессионализм.
Писатель сознательно для высмеивания отрицательных профессиональных и личностных качеств фельдшера Курятина и дьячка Вонмигласова использует прием гиперболы, намеренно преувеличивая проявление этих черт.
Нужно отметить, что смех в рассказе на грани сочувствия. Медицина того времени была и так на низком уровне, а, обращаясь за помощью к таким горе-лекарям, как Курятин, пациенты страдали еще больше от боли и от нанесения вреда здоровью.
Я считаю, что не может быть смешным то, что приносит страдание другим.
Обратите внимание на действия фельдшера (берёт козью ножку…). О чём эти действия рассказывают читателю? О чём говорит фельдшер на протяжении всей процедуры с зубом? Какова его речь? Много ли слов в его лексиконе? Какой можно сделать вывод о его культуре, его умении?
Эти действия говорят о том, что фельдшер не знает, каким инструментом и как правильно удалять зуб. Он понимает, что нужно дергать, но не знает чем и как. В итоге Курятин своими неосторожными и неумелыми действиями лишь срывает верхнюю часть зуба, коронку, Вонмигласову, тем самым доставляя ему еще больше страданий.
На протяжении всей процедуры с зубом фельдшер говорит о помещике Египетском, который рвал у него зуб, и комментирует свои действия.
В его речи встречаются просторечные слов: вона, дёргайся, очумеешь, ништо, околеешь; медицинские термины: тракция, десна, вертикальной оси; фразеологизмы: «в мгновенье ока», «раз плюнуть», «Христом-Богом».
Лексикон Курятина беден, но он типичен для малограмотного деревенского фельдшера того времени.
Исходя из особенностей его речи, поведения и профессиональных манипуляций, можно сделать вывод, что Курятин – человек низкой культуры, плохой специалист и что это – высокомерная, самоуверенная личность, не признающая своих ошибок.
«Такая хирургия нам не нужна», — как бы говорит А.П. Чехов своим рассказом «Хирургия», где высмеивается несведущий фельдшер, возомнивший себя опытнейшим доктором.
Созданию этого рассказа способствовало практически всё, обозначенное в этом вопросе.
Земская больница состояла из приёмного отделения и палат для больных. Пациентами такой больницы обычно были люди с малым образованием. Чеховский рассказ в основном вызывает улыбку.
Если в начале рассказа фельдшер и больной старались быть вежливыми и благовоспитанными, обращаясь друг к другу на «вы», причём, называя имя и отчество, то с течением времени переходят на «ты», при этом обзывая и передразнивая друг друга. Больной дьячок делится глуповатыми способами унятия зубной боли, а у фельдшера Курятина нет и доли того мастерства, которым он так хвастает. Они оба вызывают смех, но сострадания больше заслуживает, конечно, дьячок.
Рассказ Чехова однознано юмористический. Забавные ситуации, несуразные нравы героев и высмеивание их недостатков — вот основа юмора в рассказе. Но в то же время посещает грусть, потому что из-за недостатков одних людей страдают другие люди. От непрофессионализма Курятина страдает Вонмигласов.
Рассказ Чехова иллюстрирован Кукрыниксами. Основное внимание живописцев напрвлено на нравы героев. На иллюстрацции ясно показано ужасное предоперационное состояние дьячка и хвалебная готовность Курятина к удалению зуба.
Фельдшер Курятин представляет собой толстого человека сорока с небольшим лет, одет в поношенную чечунчовую жакетку и в потрёпанные трикотовые брюки, курит вонючую сигару. Постоянно зевает, хмурится, говорит в основном о своём, не очень интересуясь своими больными.
Дьячок Вонмигласов представляет собой высокого приземистого старика, одет в рясу, на правом полузакрытом глазу бельмо. Часто крестится, голо сиплый, весь трясётся и чего-то опасается.
гласит сиплым голосом, всё трясется и опасается.
По чтению актёров можно ясно представить облик и характер героев рассказа.
Если поначалу дьячок выражает фельдшеру огромное уважение, то после того, как всё было испорчено, он сообразил, что фельдшер блефует, и никакой он не доктор и в докторском деле не разбирается. Дьячок стал браниться и повышать голос на фельдшера.
Фельдшер своё поведение не меняет, он также никем и ничем не интересуется, кроме как собой. Только ещё грубит дьячку.
Дьячок вывзывает жалость. На протяжении всего рассказа отношение к фельдшеру не меняется, остаётся негативным.
Рассказ «Хирургия» и смешной и грустный одновременно. Смешной, потому что юморной, а грустный из-за наличия в обществе таких людей, как Курятин.
Оба актёра убедительны в изображении героев рассказа.
Фельдшер безответственный, не знает своего дела, у него предоперационная бравада, выбор инструмента у фельдшера чисто случайный. При этом невооружённым глазом виден его низкий уровень культуры.
Литература
5 класс
Урок 27
А. П. Чехов. «Хирургия»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- жанр юмористического рассказа;
- история создания рассказа «Хирургия»;
- сюжет и герои рассказа.
Тезаурус
Рассказ – художественное произведение небольшого объёма, в котором идёт повествование о каких-либо событиях.
Художественная деталь – (от франц. detail – подробность, мелочь, частность) – одно из средств создания образа: выделенный автором элемент художественного образа, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении.
«Говорящие» фамилии – фамилии персонажей литературного произведения, в которых содержится указание на их характер или внешний вид.
Хирургия – отрасль медицины, изучающая заболевания, основной метод лечения которых – операции.
Земство – в России до революции: орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.
Земская больница – медицинское или учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства – органа местного самоуправления (с 1864 г.).
Фельдшер – здесь: помощник лекаря, врача.
Чечунчо́вый (устар.) – чечунча – плотная шёлковая ткань.
Трико́вые брюки – брюки из шерстяной ткани узорчатого плетения.
Дьячок – дьяк; низший служитель в православной церкви, не имеющий степени священства; то же, что пономарь, псаломщик, причетник.
Бельмо́ – беловатое пятно на роговице глаза (помутнение) после воспаления или травмы.
Карболовый раствор – раствор для дезинфекции (обеззараживания) медицинских инструментов.
Просфо́ра (греч.prosphora – «приношение») – круглый хлебец из пшеничной муки особой выпечки, употребляемый в христианских обрядах.
Псалты́рь – часть Библии, книга псалмов (песнопений).
«Питие́ мое́ с пла́чем растворя́х» – т. е. питье мое с плачем растворял.
«Ни Боже мой, ни капельки, ни синь-порох…» – т. е. никак, нисколько.
Наме́дни – на днях, совсем недавно.
Иере́й – священник.
Литурги́я – христианское церковное богослужение, церковная служба.
Гугни́в, гугни́вый – говорящий, поющий в нос; гнусавый.
Афонская гора – гора на севере Восточной Греции, также известная как «Святая Гора».
Предрассудок – заблуждение, суеверие.
Помещик – в России конца XV – начала XX вв.: дворянин-землевладелец; владеющий поместьем.
Щипцы, козья ножка, ключ – инструменты, применявшиеся для удаления зубов и их корней.
Тракция – стоматол.: извлечение зуба из лунки.
Раде́тели – благодетели, проявляющие усердие к чему-либо.
Ока́зия – здесь: неожиданность, неудача, беда.
Бу́рса – духовное училище, семинария.
Восвоя́си – домой, к себе. Русское образование, возникшее путем сращения в одно слово словосочетания «во своя вьси» (где «весь» – «деревня»), имеющее значение «в свои деревни, домой».
Список литературы
Обязательная литература:
1. Коровина В. Я., Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 //В. Я. Коровина, В. П.Журавлев, В. И. Коровин – Москва, Просвещение, 2013 – 303 стр. с ил.
2. А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 3. М., «Наука», 1983
3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М., Паритет, 2007 – 320 с.
Открытые электронные ресурсы:
- Антон Чехов. Инфо https://www.anton-chehov.info/806-p-a-arxangelskomu.html (дата обращения: 25.07.2019).
- А. Чехов. Биографический сайт.
http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000031/st004.shtml (дата обращения: 25.07.2019).
- Этимологический словарь русского языка http://etymolog.ruslang.ru/index.php?act=contents&book=vasmer (дата обращения: 25.07.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассказ «Хирургия» был написан Антоном Павловичем Чеховым в августе 1884 года. Впервые был опубликован в юмористическом литературно-художественном еженедельном журнале «Осколки». Подписался Чехов тогда А. Чехонте. В 1886 году рассказ был включён в сборник «Пёстрые рассказы».
В основу рассказа, вероятно, лёг случай, который Чехов узнал от одного из своих коллег – земского врача Петра Александровича Архангельского. Он поведал писателю о случае, когда практикант вырвал у пациента вместо больного зуба здоровый. Тогда Архангельскому осталось лишь грустно пошутить: «Рви здоровые, авось до больного доберёшься!».
Итак, рассказ начинается в тот самый момент, когда доктор земской больницы уезжает решать свои неотложные семейные дела. Ему предстоит женитьба. А вместо него, на беду пациентам, остается фельдшер Курятин. А у дьяка Вонмигласова, как назло, разболелся зуб. Это в наше время можно выпить таблетку и спокойно дождаться нужного доктора, а во времена Чехова обезболивающее ещё не изобрели.
Надо сказать, что до начала лечения и дьяк, и фельдшер были в прекрасных отношениях. Курятин долго рассуждал, как и какими инструментами, кого он лечил. А дьяк поддакивал, соглашаясь, какая это нелёгкая миссия – лечить людей. Курятин же вспоминает помещика Египетского, который остался доволен работой фельдшера. Правда, мнения помещика на этот счёт мы не знаем. Но едва фельдшер берётся за щипцы, как отношение дьяка к врачевателю резко меняется: он ругается, плачет, скулит и трясётся в кресле. Курятин продолжает орудовать во рту бедного дьяка щипцами, и вот казалось бы финал – зуб вырван, но… не тот. Больной зуб остался на месте.
А Курятин всё так же продолжает рассуждать о сложности своей профессии и хирургии вообще: «Хирургия, брат, не шутка».
Очередная попытка хирургического вмешательства не удалась, и Вонмигласов со сломанным, но не удалённым больным зубом, проклиная хирургию, уходит.
А что же фельдшер? Он продолжает философствовать на тему медицины и вспоминать успешно проведённую операцию господину Египетскому.
Рассмотрим образы героев рассказа. Стоит отметить, что в произведении Чехова нет героя, который бы вызывал симпатию читателя или сочувствие. Такова особенность сатиры: она демонстрирует только смешные и позорные качества своих жертв.
Итак, сатира – разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества.
Пациент – Дьячок Вонмигласов. Вот как его описал Чехов: «В приёмную входит дьячок Вонмигласов, высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…». Человек он набожный, а к медицине относится с опаской, предпочитает народные средства, и если бы не огромный флюс и дикая боль, то и к доктору бы не пошёл.
Другой персонаж – фельдшер Курятин – самодовольный и невежественный хвастун, который не имеет твёрдых убеждений и знаний. Как его описывает автор? «Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрёпанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности».
Какую основную тему отражает автор в рассказе «Хирургия»?
Прежде всего, Чехов говорит о непрофессионализме людей, которые отвечают за жизнь и здоровье человека, а если брать шире, то и всего общества. Они готовы часами рассуждать, прикрывая своё невежество высокопарными словами, но на деле остаются недоучками, абсолютно равнодушными к своему делу.
Что высмеивает автор? С одной стороны, комичен фельдшер – типичный шарлатан, который больше болтает, чем делает. С другой – писатель смеётся над дремучестью пациентов. Будучи врачом, Чехов лично наблюдал людей, которые самолечением доводили себя до плачевного состояния и к врачу обращались лишь когда боль становилась нестерпимой.
Для высмеивания персонажей Чехов прибегает к приёму «говорящие фамилии». «Курятин», по всей видимости, происходит от слова «курица». Манера речи фельдшера напоминает кудахтанье курицы, поведение – суетливость птиц в курятнике. Да и устоявшийся образ курицы как «птицы невысокого полета» напоминает самого героя.
«Вонмигласов» – производное от устаревшей формы церковного выражения «услышь меня», то есть «услышь голос Божий». Автор иронично подчёркивает косноязычие дьячка, который из-за больного зуба не мог нормально отслужить литургию.
Для создания соответствующей атмосферы в рассказе Чехов использует речевые особенности героев. Например, у дьяка ругательства явно соседствуют с церковной лексикой: «Паршивый чёрт… – выговаривает он. – Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!».
Кроме того, автор широко использует историзмы, архаизмы и цитаты из церковных трудов, чтобы придать речи героев колоритную сатирическую окраску.
Сатира Чехова направлена на человеческие качества и пороки, которые мешают обществу развиваться и процветать. В произведении он обличает безответственность, хвастовство, невежество, непрофессионализм, равнодушие и грубость людей. Об этом говорят все смешные моменты, из которых состоит рассказ.
Примеры заданий из тренировочного модуля
Выбор элемента из выпадающего списка
Фамилии, которые автор используют как один из элементов характеристики персонажей, называются:
- Говорящие
- Описывающие
- Характеризующие
- Кричащие
- Смешные
- Правильные
В задании идет речь о литературном приёме, который применил автор рассказа. В материале урока этот приём назывался «говорящие фамилии».
Правильный ответ: «говорящие».
Восстановление последовательности элементов
В задании предлагается восстановить последовательность событий в рассказе. Нужно вспомнить каков был сюжет рассказа, в какой последовательности всё происходило и правильно расположить предложенные словосочетания.
- Доктор уехал жениться
- Фельдшер его заменял
- Дьячок пришел лечить зуб
- Фельдшер сломал пытался вырвать больной зуб
- Фельдшер зуб сломал
- Дьячок ушел недовольный
Правильный ответ:
- Доктор уехал жениться;
- Фельдшер его заменял;
- Дьячок пришел лечить зуб;
- Фельдшер пытался вырвать больной зуб;
- Фельдшер зуб сломал;
- Дьячок ушел недовольный.