О какой исторической эпохе идет речь в рассказе про семена ложкаря

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство- это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Я хочу  представить вашему вниманию опыт работы по формированию интереса к родному краю через знакомство с историей ложки

Почему именно ложка?

  • Ложка- это отражение самобытности нашей русской культуры и традиций.
  • Ложка- это один и самых доступных для детей бытовых  предметов
  • Разнообразие материалов , форм, размеров делает ложку интересным объектом познания со стороны ребенка.
  • Ложка для дошкольника это многофункциональный предмет, который используется не только для приема пищи и формирования культурно- гигиенических навыков, но и в других видах деятельности: игровой, музыкальной, театральной, продуктивной, исследовательской.

В нашей группе функционирует музей ложки

Задачи , которые решались в ходе организации работы музея ложки:

  1. Познакомить дошкольников с историей возникновения ложки ,ее временными изменениями , видовым разнообразием ложек.
  2. Расширить кругозор детей в области декоративно- прикладного искусства (познакомить с семеновской ложкой, видами росписи ложек)
  3. Вызвать чувство восхищения, любования предметами народного быта
  4. Разнообразить продуктивные и познавательно — исследовательские виды детской деятельности на материале музейных экспонатов
  5. Обогатить групповые традиции  на основе обрядов и обычаев, связанных с ложкой.

Формы работы с детьми в музее Ложки

У музея есть хозяин- Домовенок Кузя, который может «приносить» в конверте детям интересные задания

  

Однажы Кузя принес ребятам легенду о Семене- ложкаре- легендарном умельце города Семенова Нижегородской области

Легенда, ссылка на документ

Задания на развитие познавательно- исследовательской деятельности:

«Разложи по порядку картинки с процессом изготовления ложки», «Сравнение ложек из разного материала» 

   

Творческие задания «Разрисуй ложки  узорами»

 

«Ложечка в подарок(как украшение)» 

«Лепка ложки из теста»

      

К 75-летию интересен стал проект «Военная ложка», которая в годы войны очень ценилась солдатами. Ребята узнали, что ложки на войне были именными, в группе даже есть такая именная солдатская ложка.

  

Почему «ложка на войне важней винтовки»?

Советским солдатам выдавались пластиковые пеналы, внутрь которых вкладывалось два экземпляра записки с личной и боевой информацией.

Среди солдат ходило поверье, что заполнять «похоронный листок» — плохая примета, сулящая смерть в ближайшем бою. Поэтому нередко информацию выбивали именно на ложках, ножах или котелках. Кстати, благодаря такой традиции удалось опознать большое количество тел, а также восстановить информацию о судьбе целых частей, массово сгинувших в горниле первых месяцев войны.

Вот как писал об обычае гравировать ложки советский поэт-сатирик Сергей Швецов, прошедший войну как фронтовой корреспондент:

«На войне бывает, погибают.

И жетона нету, ну, и пусть!

Пусть меня по ложке опознают.

Все равно на родину вернусь!»

Вот такую историю, под названием «Солдасткая ложка на четырех войнах», подсмотренную на страницах интеренета и модифицированную для дошкольников, мы прочитали свои ребятам, ссылка на историю

Игра «Экскурсоводы», когда ребята сами проводят экскурсии по музею ложки, рассказывая о каких-нибудь экспонатах.

  

Игровая деятельность с ложками

  

На улице есть даже ложка- синоптик:

  • ложка мокрая- снег или дождь
  • ложка качается- ветренная погода,
  • ложка отборасывает тень- солнечная погода

Тематические ложки

Ложки- мирилки

Для примирения детей можно использовать разные предметы примирения: коврики, подушки, коробочки. А у нас есть ложки- мирилки. Ими можно постукивать, вовремя примирения, обмениваться и т.д.

Ложкины мирилки 

***

Мы ложками постучим

И обиды все простим!

***

Ложка, ложка

Дай добра немножко!

***

Мир-миром

Буочки с сыром

Ложки с бощом-

Нам обиды нипочем!

***

Давай с тобой мириться

И во всем делиться!

Ложку каши, ложку щей!

Будем мы дружить сильней!

Спортивная ложка для спортсмена

Ложка для самых лучших дежурных

Съедобная ложка, сделанная родителями

1

По обширной и доброй земле бежала река, такая широкая и длинная, что люди, жившие по одну ее сторону, не знали обычаев населения другой стороны, а племена, обитавшие у истоков, не ведали, какие народы населяют земли в ее низовьях. От правого берега реки до теплых морей и высоких гор простирались владения грозного царя, его бояр и опричников, а на другом берегу был сосново-березовый край, ничейная и свободная земля под дремучими лесами. А жил на ней мастер-умелец по кленовой и березовой ложке, «Семен-Ложкарь» по прозвищу. С ним в соседях вокруг мордва, мещера да мурома, звероловы да хлеборобы русские, что с правого берега от ярма и неволи сюда попрятались. Жил Семен-Ложкарь в просторной черной избе над дикой лесной речкой Санахтой со своей женой Катериной и дочкой Авдоткой. Втроем успевали они делать ложки кленовые и березовые далеко на все стороны, да такие приглядные и ловкие, что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали да прихваливали! И пошла про Семена слава по лесам, городам и весям Поволжья, да на его беду дошла она до царской вотчины.

А грозный царь в ту пору в своей столице сидел, с боярами думу думал, с опричниками по церквам да монастырям молился, а между важными делами пировал и бражничал.

Вот один раз натешившись пирами да молитвами, надумал грозный царь воевать сразу на три стороны — с крымским ханом, турецким султаном и ливонскими рыцарями и баронами. Людей в войсках у царя было много — пушкарей, и стрельцов, и конницы. Пушек да пищалей на пушечном дворе понаделали, пороху, свинцу и ядер тоже вдосталь было. Всяких припасов в царских войсках хватало, вплоть до котлов, в которых воины кашу да похлебку варили. А вот ложек, коими русские люди испокон веку щи и кашу ели, у царя в запасе не было. В те времена простые люди, что жили вокруг царской столицы, в каждой семье сами для себя ложки выскабливали, а знатные люди — князья да бояре — серебряными ложками похлебку и всякое варево хлебали. Вот поэтому-то грозный царь и опростоволосился: войну начал сразу на три стороны, а ложек у воинов не было. А горячая еда да крепкая ложка в войне — не последнее дело!

Созвал тут грозный царь всех бояр и опричников и задачу им такую задал, чтобы не далее как к весне у каждого воина кроме оружия за каждым голенищем по ложке было, одна коренная, другая запасная. Чтобы бояре и верные псы-опричники веселее за это дело взялись, обещал царь того, кто дело скоро исполнит, чинам отличить и наградить, а кто посулит, да не сделает, того на дыбе поневолить и в застенок упрятать.

Задумались бояре и опричники — дело это за длинным столом на царском пиру было. Но был среди них злой опричник Скирлибек. Вот и вызвался тот Скирлибек разузнать и разведать, в каком углу царства мастера-ложкари притаились.

В кабак у столичной заставы зашли в ту ночь два бродяги Шиш и Ярыга, два друга. Исходили они Русь вдоль и поперек, на царской службе и кнута и дыбы отведали, а не остепенились. Сидели они за столом, хмельное пили, севрюжиной закусывали и друг перед другом всякой всячиной похвалялись. Подсел к ним тут Скирлибек и стал допытываться, где бы ему мастеров-ложкарей для царя подыскать.

Ярыга и Шиш ответили, пусть, мол, боярин сначала кошельком тряхнет да хмельное поставит, а за отплатой дело не станет.

И сказали они Скирлибеку, как разыскать искусника и умельца Семена-Ложкаря в заволжских лесах.

Тут опричник Скирлибек мешкать не стал, кликнул своих слуг да друга Ваську Басмана. Оседлали они коней и поскакали из столицы по Владимирской дороге искать за Волгой Ложкаря-Семена.

2

Сквозь сосновые боры и березовые долы пробирается темной змейкой речка Санахта, бежит-торопится повидаться с соседом Керженцем. На пологом холме у реки среди сосен вековых прижалась к распаханным кулигам просторная и приземистая изба Семена-Ложкаря. Глядит она в темень осеннюю веселыми глазами, огоньком приветливо подмигивает. В избе березовая лучина горит, угольки от нее в ушат с водой падают и гаснут шипя. Не успеет догореть одна лучинка, как девчоночка Авдотка от нее другую зажигает в железные светцы вставляет. Пока лучинка горит, девочка работает, Семен-Ложкарь сам-третей, согнувшись, за работой сидит, топориком из березы ложки вырубает да вытесывает. Жена Катерина из ложки-болванки скобельком нутро выбирает и тыльную сторону зачищает, а дочка Авдотка ножичком остальную басу и красу ложкам придает. Сидят на низеньких чурбаках-стульчиках, тихий разговор ведут, к ночи прислушиваясь, а готовые ложки из ловких рук, как рыбы, ныряют на дно плетеного короба.

А опричник Скирлибек с дружком Васькой Басманом и стремянным той порой уже за Волгу переплыли и скакали лесными дорогами в край заволжский сосново-березовый. Раным-рано поутру спешились опричники у Семеновой избы и в ставни стукнули. Недолго отклика ждали, вышли из избы все трое — и Семен-Ложкарь, и жена Катерина с дочкой Авдоткой, встали тесным рядком и дивятся на незваных гостей. На Семене сермяга внакидку, березовые стружки в курчавых волосах и бороде понасели, а Катерина в домотканом сарафане да кацавейке овчинной. Не шибко нарядной и Авдотка из избы выскочила — в рубашке льняной, розовой, высоко пояском подпоясана, на голове платок холстинковый узелком завязан, на ногах лапотки. Но загляделись на нее опричники, а пуще всех царский слуга Скирлибек. С большой неохотой оторвал он свой взгляд от девчонки Авдотки и грозно спросил Ложкаря:

— Чей ты раб и холоп, как прозываешься и на какого господина работаешь?

Мужик ответил опричнику, что с тех пор, как помнит себя, ничьим рабом и холопом не бывал, отца с матерью не упомнил, прозывается Семеном-Ложкарем, работает на всех русских людей, что по Волге живут и едят не руками, как басурманы какие, а с кленовой и березовой ложки. Скирлибек на это Семену сказал, что всех ничейных людей грозный царь к своим рукам прибирает, был ты ничей, а теперь стал царским. И объявил опричник грозный приказ о том, чтобы к концу зимы Семен-Ложкарь сделал для царя сто сороков ложек кленовых, а березовых во сто раз больше. Да сделал бы сначала кленовые — для царских воевод и опричников, для попов и святых отцов-монахов, что за здравие царя молятся. А после кленовых ложек принимался бы за березовые — для простых бойцов: стрельцов, пушкарей и казаков, для работных людей, кои крепости строят и пушки отливают. Так сказал Скирлибек-опричник Семену-Ложкарю, первому мастеру по деревянной ложке. Да еще для страха прибавил, что если Семен царский заказ не исполнит, то его самого царь угонит на край земли за Каменный пояс медь и свинец добывать, а жену с девчонкой отдаст в неволю самому злому и распутному опричнику.

На такие страхи Семен спокойно ответил, что наделать столько ложек, сколько царь повелел, не ахти как мудрено, лишь не подвела бы хвороба да хватило бы вокруг берез и кленов.

Когда наелись и передохнули кони, опричники в обратный путь к царской столице ускакали, а Семен-Ложкарь с того дня сам-третей крепко за дело взялся и к концу зимы выполнил царский заказ по кленовым и березовым ложкам. Кленов вокруг осталось мало, а березняк так поредел, что сквозь него видны стали редкие поселения хлеборобов и звероловов, живших по соседству с Ложкарем. Перед весенней распутицей, по последней зимней дороге к Семену царские обозники с думным дьяком приехали, пересчитали готовые ложки, погрузили на подводы и увезли к царю. Семен-Ложкарь с женой и дочкой у избы стоял, вслед обозу глядел и долго слушал, как скрипят по насту сани да звенят на конях бубенцы.

3

Когда прибыл обоз с ложками на царский двор, грозный царь приказал выдать по кленовой ложке всем боярам, воеводам, опричникам и атаманам, а простым бойцам — стрельцам, пушкарям и казакам по две березовых. И стало у простых воинов за каждым голенищем по ложке: одна коренная, другая запасная.

Дело задерживалось только из-за ложек, поэтому в тот же день все царские полки в поход выступили, пошли воевать сразу на три стороны — с турками, крымчаками и ливонцами. Войскам грозного царя в той войне поначалу везде удача была, во всех трех сторонах они быстро занимали иноземные города и праздновали победу за победой. После каждой победной битвы русские воины садились у котлов, доставали из-за голенища кленовую либо березовую ложку и принимались за еду.

Поглядеть на бойцов собирался иноземный народ и дивился на них и на деревянные ложки, которыми они так ловко любую еду хлебали. Самые смелые из чужеземцев подходили ближе к котлам и просили дать им попробовать поесть с березовой ложки. А поевши, говорили, что есть с такой ложки очень сподручно и вкусно. Потом пробовали есть ложками воевод, атаманов и боярских сынков, а попробовавши, находили, что с кленовой ложки кушать еще ловчее. Понравились иноземцам деревянные ложки еще тем, что при еде не обжигали губы, как серебряные, а после еды не зеленели, как медные.

Наевшись каши, царские бойцы-молодцы начинали веселье. Лихие музыканты на ложках плясовую играли, а плясуны пели и плясали. Побежденный народ иноземный глядел и любовался на русских воинов и завидовал житью под грозным царем. Чужеземцы так думали, что русские люди у себя дома только то и делали, что у котлов с кашей сидели, на ложках музыку играли, песни пели да плясали.

И прошла великая слава о деревянных ложках по всем странам, с которыми грозный царь воевал, — по Крыму, по Туретчине и Ливонии. Дело дошло до того, что там простой народ бунтовать начал: «Не хотим войны с народом, который умеет делать такие чудесные ложки! Подайте нам ложки, которыми можно, не обжигаясь, любую пищу хлебать и, не отходя от котлов, музыку играть, чтобы петь и плясать!» Что дальше, то больше бунтовал народ во всех трех сторонах. Напугались народного гнева ханы, султаны, рыцари и бароны и послали грозному царю послов насчет мира договариваться. Те послы перед царем явились и сказали, что их правители согласны на скорый мир, все занятые города и земли за ним оставить, если он, грозный царь, на деревянные ложки не поскупится.

Обрадовался царь, что скоро и выгодно закончить войну удалось, подписал грамоту о замирении, а послам насулил присылать ежегодно деревянных ложек, сколь их правителям надо. Довольные послы домой поспешили, правителей обрадовать и народ успокоить, а грозный царь в тот же день к себе Скирлибека вызвал. Когда опричник явился, повелел ему царь немедля за Волгу отправляться к тому Семену-Ложкарю, что для войск так скоро ложек наделал. «Пусть тот Семен-Ложкарь к концу каждой зимы припасет ложек кленовых и березовых в сто раз больше, чем для мово войска сделал. За то дело награжу его так, как никого в своем царстве не жаловал!»

Вышел Скирлибек на царский двор, свистнул своих стремянных да дружка Ваську Басмана, оседлали они борзых коней и поскакали ватагой по Владимирской дороге. Не один день, не одну ночь мчались опричники от царской столицы на восход солнышка сквозь леса муромские. Через Волгу у града Новгорода Нижнего переправившись, еще ночь ехали и добрались наконец до края сосново-березового, где жил Семен-Ложкарь.

Встречать незваных гостей хозяин опять сам-третей из избы вышел, оба с женой приветливые, а дочка Авдотка за год повыросла и стала еще пригожее.

Прочитал Скирлибек ложкарю царскую грамоту, а от себя прибавил, что если Семен то дело не исполнит и ложек, сколь надо царю, к сроку не припасет, то его самого за Каменный пояс угонят свинец и медь из земли добывать, а бабу с дочкой самому злому татарину в неволю отдадут либо на самое непотребное дело определят.

Задумался Семен-Ложкарь, бороду в кулак ухватив, жена Катерина поскучнела, а дочка Авдотка утешает: «Не кручиньтесь, родные, хватило бы вокруг берез да кленов — наделаем царю ложек, сколь ему надо!»

И засел Семен всей семьей за работу. А Скирлибек, пока стремянные коней вываживали да кормили, к Авдотке подсел и, глядя на то, как ловко она ложки ножичком зачищала, начал ее в царскую столицу сманивать — жить в тереме, наряжаться в парчу и шелка, носить шубку из соболей сибирских. На такие хитрости и посулы Авдотка ответила: «С родным отцом да матушкой мне и в курной избе неплохо, а одежду себе сама припасу: ленку напряду, холстинки натку, сама рубашку сошью — не хуже и шелка будет!»

Покосился опричник на розовые плечики и рукава Авдоткиной рубашки, на ее проворные и ловкие руки и снова манит с собой, сулит обуть в сафьяновые сапожки, а на голову — дорогую кичку, золотом расшитую, алмазами осыпанную. Но и на эти посулы Авдотка умный ответ нашла: «По родной земле не худо и в лапотках ходить — всей ножке тепло, пальчикам просторно, а головушку самотканым платочком принакрою».

Скосил глаза Скирлибек на русую головку Авдотки и ни слова больше не молвил.

В тот же день уехали опричники в обратный путь, царю обо всем доносить, награду за службу просить, а Семен-Ложкарь с женой и дочкой еще сердитее за работу принялись и под конец зимы выполнили царский урок по кленовым и березовым ложкам.

Но клена и березняка вокруг осталось совсем мало, на месте березовых лесов появились пустоши с пеньками, а по краям сосняк вековой да ельник дремучий. Приехали царские обозники, пересчитали ложки, погрузили на сани и в царскую столицу увезли, а Семен, не отдохнувши, опять за ложки принялся. Работал без отдыха, похудел мужик, обтрепался, обносились оба с бабой, только Авдотка, как всегда, цветочком выглядела. Льна и жита Семену посеять стало некогда, хорошо, что народ из соседних лесных поселений помогал, иначе пропала бы с голоду вся Семенова семья. Наказал Семен обозникам и дьяку сказать царю, что он на царской работе с голоду и надсады умирает, но когда те в столицу вернулись, грозного царя уже в живых не было. Поиграл он как-то на масленице с одним боярином в шахматы и проигрался. Расстроился царь и со зла да обиды со стула мертвым упал. Все бояре и опричники большой толпой, как мыши кота, грозного царя хоронили.

Так вот поработал Семен-Ложкарь еще лето да зиму, все березы и клены далеко кругом дочиста на ложки срубил, а царский урок не выполнил — дерева не хватило.

Перед весной опять приехали царские обозники, погрузили на подводы что было наделано ложек и в обратный путь тронулись. Семен не посоветовал им впредь за ложками приезжать, потому что березняка вокруг совсем не стало.

4

Но весной, как только снег растаял, лиходей Скирлибек явился опять с дружком Васькой Басманом и стражниками. Под видом царской немилости Скирлибековы стражники заковали в железы Семена-Ложкаря и погнали в гиблые места из-под земли свинец и медь добывать.

А Скирлибек с дружком Басманом тут остались. И Семенову избу сожгли, а Катерину с Авдоткой с собой повели. Мать с дочкой впереди шли, кони им в затылки горячим дыхом дышали, копытами на пятки наступали, а дружки-опричники, сидя в седлах, своему злому делу радовались. Вот улучила Катерина минутку, когда опричники зубоскалили да по сторонам глазели, и шепнула Авдотке: «Беги, дочка, хоронись, у тебя ножки резвые, только лапотки сбрось. А я их задержу, разбойников!»

Смекнула это дело Авдотка и стала сначала на одну ножку припадать, потом на обе и, обернувшись к злодеям, сказала: «Не могу идти, ноги натерла, позвольте лапоточки снять!» Села девочка на дорогу, разулась быстренько, вспорхнула и полетела, как пичужка, редким лесом сосновым да еловым. А Катерина опричниковых коней за уздечки схватила, поводья перепутала, а опричникам в глаза песком швырнула, и никак они не могли от нее отцепиться. Авдотка тем часом что было силы лесом бежала, только розовая рубашка между деревьями мелькала. Когда устала да запыхалась девочка, у старой дуплистой ели остановилась, головкой к седому стволу прислонилась и просит: «Голубушка ель, сумрачное дерево, дремучие ветви, укрой Авдотку от опричников!» Закряхтела старая ель и в ответ проскрипела: «И рада бы укрыть тебя, девчоночка, только вижу я, бежит сюда злодей, боюсь, изрубит секирой меня, от ран изойду я душистой смолой, жуков да червей приманю, и источат они меня и тебя. Беги к сосне, авось она ухоронит!»

Побежала Авдотка дальше, розовые плечики и рукавчики ее рубашки ярким цветком мелькали среди деревьев. Быстро бежала, скоро запыхалась девочка, остановилась у старой сосны, обхватила руками могучий ствол и просит: «Матушка сосна, улыбчивое дерево, укрой Авдотку от погони».

Качнула, шевельнула гордой вершиной сосна, заплакала, обливаясь горючей слезой-смолой и молвила: «Рада бы спрятать тебя, сирота-девчоночка, да боюсь, злодей с секирой сюда бежит, изрубит меня, слезой-смолой изойду, сама зачахну-высохну и тебя высушу. Беги на пустоши, не укроет ли старуха береза. Да торопись — погоня близко!»

Вспомнила тут Авдотка, что на вырубках, где березняк на ложки рубили, отец одну старую дуплистую березу не тронул. И пустилась она бежать к пустошам. А Скирлибек из глаз ее не выпускает, бежит, догоняет.

Добежала Авдотка до березы, обхватила руками: «Родная мать — береза, укрой Авдотку от царского опричника!» Ни слова не говоря, затрещала береза, дала трещину, дупло ее стало шире и больше. Юркнула Авдотка в то окно, как синичка в гнездышко, а дупло стало суживаться, закрываться, да и совсем захлопнулось перед носом набежавшего Скирлибека.

Начал опричник березу саблей рубить. Где ударил, там мигом березовая губа — трутник вырастала. Рубил, рубил, а береза стояла живехонька и с каждым ударом новым трутовиком, как языком, Скирлибека дразнила.

Со зла и досады плюнул опричник и побежал назад Ваське Басману помогать. А тот от Катерины никак не мог отбиться: вцепилась худыми руками намертво, коней не оторвать и самому не отцепиться. Подоспевший Скирлибек ударил женщину по голове рукоятью сабли, когда упала она, вырвали опричники из рук ее поводья, вскочили в седла и ускакали прочь от своего злого дела.

Катерина день и ночь пролежала, на заре очнулась и к пожарищу своей избы приплелась. Долго сидела она на головнях родной избы, пугливо озираясь по сторонам, ощупывала руками окровавленное темя, словно проверяя, на месте ли ее голова.

Вдруг Катерина повеселела, засмеялась, присела, по-птичьи взмахнула руками, как крыльями, и закуковала кукушкой. Потом она долго ходила вокруг сожженного гнезда по березовым пустошам, заходила в редкие поселения того края и куковала.

Не все узнали жену и помощницу Семена-Ложкаря, и когда люди спрашивали, кто она и откуда, Катерина отвечала: «Я бездомная кукушка с Семеновых пустошей. Мы с мужем наделали для царя целые горы ложек, за это царские люди сожгли нашу избу, а Семена угнали за Камень. Не слыхали, не видели моего птенчика Авдотку? Говорят, что ее укрыла старая береза. Полечу к березе!» И снова Катерина взмахивала руками, приседала по-птичьи и куковала кукушкой. Соседи ложкаря — следопыты и звероловы — ходили на розыски. По следам и приметам дошли до старой одинокой березы, изуродованной множеством наростов и губ. Постояли, поговорили, подумали, а дерево молчало. Хотя и добрые пришли к ней люди, но тайны своей береза не выдала. А Катерина не переставала куковать. Так ходила она по окрестностям вокруг сгоревшей избы Семена-Ложкаря и куковала до зимы. Потом пропала неизвестно куда.

5

Прошла зима, а весна принесла с собою много чудес и диковин. Манит весной человека на новые земли, в другие края. Когда прошел среди народа слух, что между Волгой и Керженцем хорошая земля под березовыми вырубами пустует, потянулись люди на Семеновы пустоши. Узнать, разведать, местечко облюбовать, где пеньки корчевать, землю пахать, лен да жито сеять. А над речкой Санахтой на сосновом бугре среди пустошей той весной поселилась кукушка звонкая, неутомимая. Без устали куковала она, летая по ближним и дальним вырубкам. Придет ли, приедет ли новый человек место для поселения выбирать, кукушку услышит, заслушается и невольно крикнет: «Кукушка, кукушка, сколько лет мне здесь жить?» Как начнет куковать серая! Тот человек за полста насчитает, со счета собьется, а она все кукует, ворожит ему долгие годы жизни на этой земле. И стали быстро, одна за другой вырастать на Семеновых пустошах зимницы, избы и деревни новоселов. А кукушка каждую весну появлялась на сосновом бугре у Семенового пепелища, нежным кукованием заманивала людей поселиться и ворожила им долгие годы жизни на новоселье. И появились на Семеновых пустошах новые избы и деревни.

Одинокая и уродливая береза, что в своем дупле спрятала Авдотку, в ту же весну зазеленела пышным листом и нарядилась в длинные цветы-сережки. А под ней, из того места, куда со зла плюнул Скирлибек, вырос большой гриб-мухомор, нарядный и ядовитый, как царский опричник.

Когда сережки созрели, старуха береза тряхнула ветвями, а ветер подхватил посыпавшиеся семена и разнес их во все стороны по Семеновым кулигам и пустошам и дальше по просторам Заволжья. Через год из ее семян пробилось буйное березовое племя, наперегонки потянулось к солнцу, и выросли вокруг распаханных полей новые березовые леса. Люди со всех сторон не переставали прибывать и заселять Семеновы пустоши. А кукушка на бугре была жива и куковала каждое лето, обещая новоселам долгую жизнь на новом месте.

Лет через тридцать-сорок после того, как царские слуги сожгли избу и погубили Семена-Ложкаря, на Семеновы пустоши издалека пришел изнуренный старик. Когда его спросили, откуда он, старик отвечал: «Из-за Камня!» Когда спрашивали, чей он, старец отвечал еще мудренее «Молодым был ничей, потом стал царским, а теперь опять ничей!» И трудно было старожилам узнать в страннике Семена-Ложкаря. Глаза его выцвели от пыли и пота, кожа побурела от ветра и солнца, голова побелела от лютой невзгоды, а спина согнулась от работы не по силам. Но умелые руки Семена-Ложкаря были целы.

Разыскал старик заросшее лесом пожарище, построил тут себе избушку и начал делать березовые ложки. Это было очень вовремя и кстати, потому что все ложки, которые он в молодости наделал местным людям, поломались и износились, а новых наделать было некому. Взрослые и дети пользовались самодельными ложками, грубыми и тяжелыми, которые царапали язык и губы. Зато ими было очень ловко драться, и озорники ребятишки, сидя за столом, не столько ели кисель и кашу, сколь стукали друг друга ложками по лбу. Только у старых людей хранились Семеновы ложки в укладах и сундучках как драгоценности. По большим праздникам хозяева подавали их на стол только для того, чтобы показать, и все гости дивились мастерству Семена-Ложкаря, которого царские стражники угнали на Каменный пояс.

Поработал старец Семен в своей избушке сколько-то дней и наделал ложек всем людям, от малого до старого, что жили между Керженцем и Волгой и даже дальше. Простой народ Заволжья стал обедать новыми ложками, радоваться возвращению Семена-Ложкаря и захотел перенять его мастерство. И потянулись к избушке старого ложкаря люди из близка и далека учиться ложечному рукомеслу.

6

Старый ложкарь, не жалея сил, продолжал обучать людей делать ложки, а кукушка каждую весну прилетала на облюбованный бугор неподалеку от его избушки и без устали куковала, обещая людям долгую жизнь. И все, кто хоть раз появлялся на Семеновых пустошах, чтобы приглядеть место для новоселья, послушав кукушку, не раздумывая строил избу, распахивая кулигу, сеял лен и жито. А пообжившись, чтобы не скучать от безделья долгой зимой, новоселец перенимал искусство Семена-Ложкаря. Так в сердце керженских лесов на березовых вырубках поблизости от Кукушкина бугра и Семеновой избушки быстро выросло большое селение Семеново, а далеко вокруг него — много деревень, где жили хлеборобы и ложкари.

Сосновый холм, на котором жила и куковала кукушка, призывая людей заселять Семеновы пустоши, народ навечно прозвал Кукушкиным бугром. Так он и до сейчас называется, а семеновские жители издавна полюбили проводить на нем веселые праздничные гулянья.

Искусница Авдотка, помогавшая отцу с матерью на всю Русь ложки делать, тоже не пропала бесследно. После того как старая береза, укрывшая девочку, расцвела и осеменила все Семеновы пустоши и все Заволжье, выросли здесь новые березовые леса. И стали ложкари примечать, что пеньки срубленных берез весной покрываются розовой накидкой, словно в розовую кофточку пенек одевается! Тогда старые люди, помнившие беду Семеновой семьи, сказали: «Это Авдоткины рукавчики на пеньках показываются, чтобы мы ее не забывали!» Продольный же шрам на стволах берез, укрывший либо дупло, либо нездоровую сердцевину, те старики называли «Авдоткиной хоронушкой».

Здесь конец сказки про Семена-Ложкаря. За все беды, лишения и гонения от царя, за бескорыстную передачу в народ доброго и полезного ремесла сама земля и люди, не сговариваясь, надолго запомнили его имя. Там, где была избушка старца Семена, родился и вырос целый город Семенов, родина и столица ложкарного промысла.

Конспект урока

по предмету «Родной язык (русский)7 класс»

Учитель: Соловьева И. А.

МБОУ «Поломская основная школа» г. о. Семеновский

Тема: «Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы»

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

1.      Образовательные:

— расширить представления
учащихся об отражении в русском языке истории, материальной и духовной культуры
русского народа;

— определить причины, по
которым слова выходят из активного употребления;

— познакомить с
лексическим значением устаревших слов разных тематических групп;

— обогатить речь учащихся;

2.      Развивающие:

— формировать речевую
культуру учащихся,

— совершенствовать коммуникативные
навыки в монологе и диалоге;

— развивать аналитические
умения учащихся.

3.      Воспитательные:

— создать условия,
обеспечивающие воспитание интереса к историческому прошлому своей страны и
малой родины;

  — воспитывать бережное
отношение к родному языку, к устаревшим словам как части национальной культуры.

            Планируемые результаты обучения:

1) личностные результаты: развивать интерес к изучению языка как отражения истории,
быта, культуры русского народа; воспитывать внимание к культуре речи, точности
слов и выражений;

2) предметные результаты: дать понятие об устаревших словах
(историзмах и архаизмах), расширять пассивный словарный запас, опознавать
устаревшие слова, объяснять их значение, различать историзмы и архаизмы,
уместно употреблять их в речи;

 3) метапредметные результаты: пользоваться разными видами
чтения (ознакомительным, изучающим), извлекать информацию из толковых словарей,
перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица).

  1. Оборудование: проектор, презентация, учебное пособие «Русский родной язык. 7 класс»
    под ред. О.М. Александровой, раздаточный материал «Фрагменты из сказки
    С.В. Афоньшина «Про Семена-Ложкаря»», словари, в том числе электронные
    ресурсы: http://gramota.ru/slovari/

Ход урока

  1. Организационный
    момент.

Актуализация
знаний по теме и проблемное учебное действие

Цель этапа:
активизировать познавательную деятельность учащихся.

Учитель: Здравствуйте, отроки и отроковицы!

 Вы
удивлены моим приветствием?

 Знаете
ли вы, кто такие отроки и отроковицы?

Где
можно встретить эти слова? 

А
почему я к вам так обратилась именно на этом уроке? (Учащиеся отвечают на
вопросы.)

Сегодня я предлагаю
вам вспомнить понятия «устаревшие слова», «историзмы» и «архаизмы», изученные
еще в 6 классе. Кто готов сформулировать понятия? (Учащиеся формулируют
понятия
.)

II. Создание проблемной ситуации. Мотивация к деятельности

Цель этапа: создать
условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную
деятельность.

Учитель: Увы, мы
часто забываем старинные слова! Об этом стихотворение А. Пьянова
«Забытые слова». Давайте
его прочитаем.  (Стихотворение проецируется на экран. Один из учеников
читает текст.)

 ЗАБЫТЫЕ СЛОВА


       
  Среди этой кутерьмы,

       
  В сумасшедшем этом ралли

       
  Сколько слов мы растеряли!

       
  Сколько слов забыли мы!

       
  Сочных, точных, огневых,

       
  Бесшабашных и печальных,

       
  Родниковых, изначальных,

       
  Наших, русских, корневых!

Учитель: Как вы думаете, почему именно это
стихотворение я выбрала для нашего исследования?  О чём оно?

 Еще раз внимательно
про себя причитайте стихотворение. (Читают.)

Какими
изобразительными средствами пользуется автор, давая характеристику русским
словам? (Эпитеты: «
сочных, точных, огневых, бесшабашных и печальных, родниковых, изначальных, наших, русских,
корневых».)

Попробуйте
объяснить значение каждого эпитета?

Как
вы думаете, почему мы забываем множество слов?

А
что об этом думает автор стихотворения?

Ребята,
обратите внимание на большое количество восклицательных знаков в маленьком
стихотворении. Что этим хотел сказать автор?

Тема
нашего урока «Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы». (Тема
проецируется на доску, учащиеся записывают число и тему в тетради.)

II. Целеполагание

Учитель: Внимательно
прочитайте тему и определите цели нашего урока. (Ответы учащихся:
познакомиться с устаревшими словами; выяснить, какие слова называются
устаревшими; учиться находить историзмы в тексте и объяснять их значение;
применять их в своей речи для создания атмосферы времени.)

III.  Первичное
усвоение новых знаний

Цель этапа: организовать осмысленное восприятие новой информации.

Учитель:
Ребята, открываем учебное пособие на стр. 12 и читаем теоретические сведения (Ученики
читают пар. 2.)

Учитель:
Правильно ли вспомнили, что же такое устаревшие слова, историзмы и архаизмы? (Да.)
Молодцы! Посмотрите на экран. Перед вами тематические группы историзмов (Слайд
на экране).
Ознакомьтесь с ними. Классификацию запишите в тетрадь.

IV. Первичная
проверка понимания материала

Цель этапа: вызвать
эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

Учитель: А теперь
обратимся к упражнению 16. Задание: «Проанализируйте историзмы и устно
объясните их значения. Заполните таблицу. В случае затруднений обращайтесь к
толковым словарям и словарям устаревших слов». Работаем в парах. Ребята,
сидящие за четными партами, заполняют 1,2 и 5 пункты таблицы, сидящие за
нечетными партами – 3,4,5 пункты.

Тематическая группа

Примеры

1

Названия сословий,
званий, должностей и лиц по их положению, роду занятий.

2

Название видов оружия,
снаряжения, воинов, воинских чинов.

3

Названия предметов быта,
домашнего обихода.

4

Названия одежды

5

Названия старых мер
длины, поверхности, веса.

V. Проверка
выполнения задания. Сверка с правильным вариантом на экране. Обсуждение
результата.

Тематическая группа

Примеры

1

Названия сословий,
званий, должностей и лиц по их положению, роду занятий.

барин, городовой,
дьяк, исправник, писарь, статс-дама

2

Название видов оружия,
снаряжения, воинов, воинских чинов.

берендейка, пищаль,
секира, лучник, латник

3

Названия предметов быта,
домашнего обихода.

лучина, светец,
конторка, рукомойник

4

Названия одежды

камзол, армяк, салоп,
кокошник

5

Названия старых мер длины,
поверхности, веса.

аршин, верста,
десятина, пуд

VI.  Физкультминутка

Учитель:
Вытяните выю (шею), расправьте рамена (плечи), поднимите десницу (правая рука)
и шуйцу (левая рука), укажите перстами чело, очи, уста, ланиты (щёки), ударьте
дланью о долонь. (2 раза.)

VI.  Закрепление
материала. Работа с текстом С.В. Афоньшина «Про Семена-Ложкаря».

Работа в группах.

Задание на раздаточном материале для 1-ой группы:

1. Прочитайте внимательно фрагмент сказки С.В. Афоньшина
«Про Семена-Ложкаря».

2. Какова основная мысль текста?

3. О какой исторической эпохе идет речь? Докажите примерами
из текста.

4. С какой целью автор использует устаревшие слова?

5. Выберите и запишите слова-историзмы любой тематической
группы, объясните их значения.

            Сквозь сосновые боры и березовые долы пробирается темной
змейкой речка Санахта, бежит-торопится повидаться с соседом Керженцем. На
пологом холме у реки среди сосен вековых прижалась к распаханным кулигам
просторная и приземистая изба Семена-Ложкаря. Глядит она в темень осеннюю
веселыми глазами, огоньком приветливо подмигивает. В избе березовая лучина горит,
угольки от нее в ушат с водой падают и гаснут шипя. Не успеет догореть одна
лучинка, как девчоночка Авдотка от нее другую зажигает в железные светцы
вставляет. Пока лучинка горит, девочка работает, Семен-Ложкарь сам-третей,
согнувшись, за работой сидит, топориком из березы ложки вырубает да вытесывает.
Жена Катерина из ложки-болванки скобельком нутро выбирает и тыльную сторону
зачищает, а дочка Авдотка ножичком остальную басу и красу ложкам придает. Сидят
на низеньких чурбаках-стульчиках, тихий разговор ведут, к ночи прислушиваясь, а
готовые ложки из ловких рук, как рыбы, ныряют на дно плетеного короба.

Задание на раздаточном материале для 2-ой группы:

1. Прочитайте внимательно фрагмент сказки С.В. Афоньшина
«Про Семена-Ложкаря».

2. Какова основная мысль текста?

3. О какой исторической эпохе идет речь? Докажите примерами из текста.

4. С какой целью автор использует устаревшие слова?

5. Выберите и запишите слова-историзмы любой тематической
группы, объясните их значения.

            А опричник Скирлибек с дружком Васькой Басманом и
стремянным той порой уже за Волгу переплыли и скакали лесными дорогами в край
заволжский сосново-березовый. Раным-рано поутру спешились опричники у Семеновой
избы и в ставни стукнули. Недолго отклика ждали, вышли из избы все трое — и
Семен-Ложкарь, и жена Катерина с дочкой Авдоткой, встали тесным рядком и
дивятся на незваных гостей. На Семене сермяга внакидку, березовые стружки в
курчавых волосах и бороде понасели, а Катерина в домотканом сарафане да
кацавейке овчинной. Не шибко нарядной и Авдотка из избы выскочила — в рубашке
льняной, розовой, высоко пояском подпоясана, на голове платок холстинковый
узелком завязан, на ногах лапотки. Но загляделись на нее опричники, а пуще всех
царский слуга Скирлибек. С большой неохотой оторвал он свой взгляд от девчонки
Авдотки и грозно спросил Ложкаря:

— Чей ты раб и холоп, как прозываешься
и на какого господина работаешь?

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

Цели этапа: организовать оценку учениками собственной учебной деятельности; подвести
итог проделанной работы на уроке.

Учитель:

Давайте подведём итоги урока.

С какими словами мы сегодня познакомились на уроке?

Почему они называются устаревшими?

На какие группы делятся устаревшие слова? (историзмы и
архаизмы
)

О каких тематических группах устаревших слов узнали?

Осталось ли что-то непонятным?

С какой целью мы изучали устаревшие слова?

Как вы думаете, достигли ли мы цели, поставленные в начале
урока?

VIII. Домашнее задание.

Цель этапа: организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Подготовить проект «Словарь устаревших слов к сказке С.В.
Афоньшина «Про Семена-Ложкаря». Разместить словарные статьи по тематическим
группам. Образец словарных статей смотреть в упражнении 20 (стр.16) учебного
пособия «Русский родной язык». При составлении словарных статей можно
использовать словари электронного ресурса: http://gramota.ru/slovari/. Подобрать
иллюстративный материал к словарным статьям.

 Спасибо за плодотворную работу на уроке! До свидания,
отроки и отроковицы!

Литература

  1. Александрова О.М.
    Русский родной язык. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват.
    организаций. – М.: Просвещение, 2020.
  2. Даль В.И. «Толковый
    словарь живого великорусского языка» для детей: Избранные статьи. – М.:
    ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.
  3. Ожегов С.И. и
    Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и
    фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского
    языка им. В.В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник,
    1999.
  4. Рогожникова Р.П.,
    Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. – М.:
    Просвещение, 1996.

Интернет-ресурсы

  1. https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%90/afonjshin-sergej-vasiljevich/skazi-i-skazki-nizhegorodskoj-zemli/7
  2. http://gramota.ru/slovari/.

По преданию, жил во времена Ивана Грозного в этих местах, над дикой лесной речкой Санахтой, Семен-Ложкарь с женой Катериной и дочкой Авдоткой. Втроем они делали ложки кленовые и березовые, да такие удобные, что слава о них по лесам, городам и весям Поволжья дошла аж до царской вотчины.

Нравилось людям, что есть с такой ложки очень сподручно и вкусно. Деревянные ложки при еде не обжигали губы, как серебряные, а после еды не зеленели, как медные.
Предание кончается не очень весело: сожгли опричники Семёново хозяйство, а самого угнали за Урал, медь и свинец добывать.

Стариком вернулся с рудников Семен, выстроил избушку и стал опять делать ложки и учить этому ремеслу местных жителей. Так постепенно и выросло вокруг Семеновой избушки большое селение Семеново, ныне город Семенов. А Семену-Ложкарю памятник поставили, странного розового цвета. Наверно, краски другой не было.

 

 
                                 Несколько лет назад «восстановили» дом Семена-Ложкаря и устроили музей народного быта.

 

                                                              Одна из комнат посвящена ложкарному ремеслу. Здесь и сам Семён-Ложкарь за работой

                                                                                                                                                          И старинные фотографии, показывающие настоящих ложкарей позапрошлого века.

 
А самая большая олимпийская ложка теперь служит местом фотографирования детей. Они все норовят сесть в неё, как в кресло, а сотрудницы музея их сгоняют, боятся за ложку.

                                      Источники:

«Дом Семёна-ложкаря» — музей народного быта в Семенове
http://www.turionn.nnov.ru/weekend_semenov_dom_semena_lozhkarya.html
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9%20%D0%B2%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%20%D0%B4%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%8F&stype=image&lr=47&noreask=1&source=wiz
Изображения в блоге взяты на сайте   fotki.yandex.ru, в условиях сайта разрешается использование материала и изображений пользователями. 

Другие блоги пользователя

  • Выпуск -2018 — моих художников из ДШИ
  • Памятник Тани Савичевой в Шатках Нижегородской области
  • Интересные и знаменитые скульптуры котам и кошкам
  • Самым желанным подарком был платок…шаль
  • Рисуем на пленере
  • Веселый пластилин!
  • Открытки на 8 марта в СССР
  • «Дом Семёна-ложкаря» — музей народного быта в Семенове
  • Живет сказка в подъезде
  • Зимушка хрустальная

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.

История и слава Семенова.

Город Семенов Нижегородской области 05 сентября отметит очередной праздник – День города. Именно в этот день в 1779 году по Указу Екатерины II селу Семеново был присвоен статус уездного города, а в 1781 году у него появился герб и утвержден план застройки, который представлял правильный четырехугольник разбитого взаимопересекающимися улицами, пересеченного двумя линиями диагональных улиц. На месте их пересечения образовалась главная площадь, а по углам ещё четыре, поэтому Семенов называют городом пяти площадей, или «маленьким Парижем». Как говорят краеведы, расположение улиц схоже с французской столицей.

Услышав название Семенов, кто-то из иногородних скажет: «Да, это столица Золотой Хохломы и семеновской матрешки», другие вспомнят имя Б.П. Корнилова – поэта-земляка, прославившего «нижегородскую губернию и синь семеновских лесов». Третьи будут утверждать о том, что город в прошлом слыл столицей ложкарного промысла (до 200 млн. деревянных ложек в год производили в лесном крае в XIX веке). И все будут правы. А ещё Семенов и Керженский край были одним из главных центров старообрядчества. Сюда, в непроходимые, дремучие леса, бежали тысячи несогласных с нововведениями Патриарха Никона после трагических событий XVII века – раскола Русской Православной Церкви. Здесь основывали они скиты – лесные монастыри, коих насчитывалось более сотни.

Интерес к истории старообрядчества растет год от года: кто-то интересуется своей родословной и разыскивает материал по этой теме, другие приезжают в Семенов как паломники, чтобы поклониться святым местам, где когда-то молились, жили, сохраняли веру древлеправославную старцы и старицы. Другие «гости» едут , чтобы отыскать какие-то артефакты или даже клады, о которых ходят легенды. До недавнего времени основной информационный материал по этим темам можно было найти в историко-художественном музее, где представлена экспозиция, посвященная истории старообрядчества, а в 2007 году небольшим тиражом вышла книга «Скиты Керженского края», которая сразу стала библиографической редкостью. Её автор Арсений Иванович Майоров. О нем и пойдет рассказ.

Жизненный путь Арсения Майорова.

«Он собирал предания, сказанья,

Записывая в толстую тетрадь.

В его неярких тоненьких изданьях

Могли мы эти сказы прочитать…»

Не профессиональный краевед , не историк, не научный исследователь, Арсений Иванович – хранитель Малой Родины родился в деревне Хомутово 01 марта 1942 года в семье приверженцев древлеправославной веры. Отец Иван Александрович считался истинным старообрядцем, занимался благоустройством храма, подавал деньги на строительство и восстановление общины. Мать Евдокия Андреевна была ловкой, выносливой и быстрой в работе и в выполнении любого дела. Но особую роль в том, что Арсений Иванович стал изучать историю края, сыграла бабушка Анна Григорьевна. Она рассказывала внуку о старообрядцах, гонениях на них, их подвигах и благочестии. Рассказы оставили неизгладимый след в душе маленького Арсения. Окончив начальную школу в Хомутове, потом восьмилетку в деревне Хахалы, поступил в Борское техническое училище по специальности судоводитель. Первая практика проходила за штурвалом буксирного парохода, капитан которого знал много историй и легенд нижегородского края. Некоторые из них Арсений записывал в свою тетрадь. Затем служба в армии, работа, женитьба, появление в семье двоих сыновей. Где бы ни работал Арсений Майоров, он всегда что-то искал, много читал, никогда не проходил мимо книжных магазинов, и всю жизнь записывал легенды и предания родного края. Попутно этому, встречался со старожилами деревень, слушал и записывал были и предания и почувствовал, что в сохранении памяти своих предков, своих земляков и состоит его призвание. Из воспоминаний жены: «Краеведческие записи Арсений Иванович вел всю жизнь. Он не мечтал об издании книги. Просто очень любил свой край и собирал все, что связано с его историей: фотографии, статьи. Ездил по селам и деревням, слушал рассказы и легенды старожилов, разыскивал места исчезнувших старообрядческих скитов. У него был дар слушать собеседника. В большие тетради, напоминающие амбарные книги, скрупулёзно записывал всё самое интересное из увиденного и услышанного. В 45 лет был опубликован его первый рассказ в местной газете, и только после выхода на пенсию, он вплотную занялся подготовкой материала именно книги».

Чудесные сказы Кержацкой земли.

«В названьях сёл, скитов и поселений

Он находил истории зерно.

И будто бы из сказочных видений

Осталось в мир открытое окно…»

Первая из них «Сказания Керженца — реки и края Семеновского» вышла в 2005 году и сразу привлекла внимание читателей. Из нее мы узнаем о том, откуда пошли названия рек – Керженец, Безменец, Козленец. Почему правый берег Керженца называют «Монастырщина», а левый – «Лыковщина». Откуда пошли названия деревень Семеновского уезда, об обычаях предков и многом другом. Например, в «Бабушкиной сказке» говорится о том, как однажды пошел Иван в лес, да и заблудился. «…Из сил выбился, идя по дремучему семеновскому лесу, думал, совсем пропадет. Но вдруг вышла к нему дряхлая старуха и попросила, чтобы Иван перенес её через реку. Из последних сил донес он старушку» Что за чудо: старуха-то с каждым шагом всё легче становится, а у н его самого будто сил прибавляется!… Сказку эту вспомнил потому, что сейчас очень много людей жалуются, как Иван, заблудившийся, мол, руки у них опустились. Вот с него надо взять пример. Встряхнуться, собрать последние силы, перекреститься, да и, взяв в свои натруженные руки матушку-Россию, перенести её через невзгоды. Тогда и Россия, помолодеет от труда нашего, а с ней и мы добрее, милостивее, увереннее в себе станем».

Одна за другой выходят в свет книги: «Семенов: легенды, предания, история», затем «Скиты Керженского края». И каждая из них буквально разлетается среди горожан, гостей города. Возникает идея их переиздания. Благодаря кропотливой работе сотрудников историко-художественного музея, поддержке администрации, хлопотам вдовы Валентины Евдокимовны Майоровой, редакции доктора филологических наук Нижегородского университета Н.В. Морохина в конце 2019 года вышла в свет книга А.И. Майорова «Керженский край». Её презентация прошла в феврале 2020 года и собрала большое количество участников, кроме самого автора. В 2008 году его не стало, а спустя два года после его смерти случился пожар в доме, где он жил. К большому сожалению, почти всё уничтожил огонь: архивные материалы, записи, альбомы с фотографиями.

Первая часть книги целиком посвящена городу. Автор приводит семь легенд об основании Семенова. Такая кропотливая работа по систематизации версий относительно названий, о том, кто же был первопоселенец, где была поставлена первая изба Семена, была выполнена впервые. И этот факт очень важен для исследования Семеновского края. Почему город так называется? Что за загадочный Семен – ложкарь или бортник, а может стрелец, Семен-монах, посадский сотник?…

Очень познавательные истории о названиях улиц города в прошлом и настоящем. Не все жители знают, где находилась улица «Свободная женщина» или МОПРА. Почему один из районов города называется Ошара?… и где расположена Попова гора, на которой стоит Катеринин дуб, якобы посаженный царицей Екатериной II, посетившей Шарпанский скит. Пусть это и красивая легенда, не подтвержденная достоверными фактами, но название-то живет, и по сей день.

По книге можно проводить краеведческий квест, настолько интересные сведения об историческом прошлом Семенова можно из неё узнать.

В третьей части А.И. Майоров собрал рассказы обо всех известных святых местах – скитах. Описал заселение и зорение, природу и жителей с их занятиями, ремеслами, рассказал о хранившихся там святынях. Автор не претендует на историческую достоверность. Он смотрит на события с позиции народных сказаний, преданий, легенд. «Книга эта – не исследование, а историко-художественное повествование о событиях, чаще всего драматических, проходивших на Керженце, о силе духа населяющих наши места людей, об их гражданском мужестве».

«И становился ярок, чёток, близок

Наш край родной, что он нам открывал.

Как бусинки на ниточку нанизав,

Слова в канву сказания вплетал»

Признание таланта.

С некоторыми изысканиями можно поспорить. Возможно, историки-краеведы найдут в книге погрешности. Но автор и не претендует на историческую достоверность, указывает, что в основе рассказы, легенды были, передаваемые из уст в уста. Вот попали они в душу Арсения Ивановича, и он записал, и сохранил для потомков. Автор постоянно связывает события прошлого с сегодняшним днем города Семенова. Это делает книгу доступной и интересной, своего рода «машиной времени» при помощи которой читатель отправляется в увлекательное путешествие по прошлому Семеновского края. Издание книг А.И. Майорова – это большой вклад в воспитание юных семеновцев в духе патриотизма, в духе большой любви к своей малой Родине.

В руках у нас прекрасное изданье!

Не дожил он до памяти такой.

Дань уваженья – книга! И признанье

Его таланта на земле родной.

(Н. Остафийчук)

В работе использованы фотографии В. Степанова, О. Самедова.

  • О какой истории поведал художник составьте коллективный рассказ и запиши его
  • О каких чудесах рассказала нянина сказка
  • О каких чудесах необыкновенных героях знаете из народных сказок приведите пример чудесных героев
  • О каких чудесах необыкновенных героях знаете вы из народных сказок у лукоморья дуб зеленый стих
  • О каких чертах характера помещика манилова говорит описание его поместья сочинение