О каком историческом периоде идет речь в рассказе матренин двор

Вариант 1. Выполнил(а)________________________

1. Каково первоначальное (авторское) название рассказа? а) «Село Торфопродукт»; б) «Не стоит село без праведника»; в) «Беспритульная Матрена».

2. О каком историческом периоде идёт речь в рас­сказе? а) после революции; б) после Отечественной войны; в) 1953 год; г) 1956 год.

3. Какова основная идея рассказа? а) изображение тяжести жизни крестьянства колхоз­ных деревень; б) трагическая судьба деревенской женщины; в) утрата обществом духовных и нравственных основ; г) отображение типа чудака в русском обществе.

4. В чём заключается смысл названия рассказа? а) рассказ назван по месту действия; б) Матренин двор — символ особого устройства жиз­ни, особого мира; в) символ разрушения мира духовности, добра и ми­лосердия в русской деревне.

5. Какова особенность системы образов рассказа? а) построена по принципу парности персонажей; б) герои, окружающие Матрену, эгоистичны, черствы, они пользовались добротой главной героини; в) подчеркивает одиночество главной героини; г) призвана выделить характер главной героини.

Вариант 2. Выполнил(а)________________________

1. Как можно охарактеризовать образ главной геро­ини? а) наивная, смешная и глупая женщина, всю жизнь бесплатно проработавшая за других; б) нелепая, бедная, убогая, всеми оставленная старуха; в) праведница, ничем не погрешившая против зако­нов нравственности; г) человек бескорыстной души, труженик, абсолютно безответный, смиренный.

2.Как проявляется авторская оценка героини? а) в художественных деталях; б) в портрете; в) характер описания события, положенного в основу рассказа; г) прямая авторская оценка; д) внутренние монологи героини.

3.Какие художественные детали помогают автору создать образ главной героини? а) колченогая кошка; б) картофельный суп; в) большая русская печка; г) безмолвная, но живая толпа фикусов; д) «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка.

4.Когда впервые на родине автора был опублико­ван «Ахипелаг ГУЛАГ»? а) 1961г.; б) 1975г.; в) 1980г.; г) 1989г.

5.Какие произведения принадлежат перу А. И. Сол­женицына? а) «Один день Ивана Денисовича»; б) «Колымские рассказы»; в) «Раковый корпус»; г) «Красное колесо»; д) «В круге первом»; е) «Дом на набережной».

Вариант 1. Выполнил(а)________________________

1. Каково первоначальное (авторское) название рассказа? а) «Село Торфопродукт»; б) «Не стоит село без праведника»; в) «Беспритульная Матрена».

2. О каком историческом периоде идёт речь в рас­сказе? а) после революции; б) после Отечественной войны; в) 1953 год; г) 1956 год.

3. Какова основная идея рассказа? а) изображение тяжести жизни крестьянства колхоз­ных деревень; б) трагическая судьба деревенской женщины; в) утрата обществом духовных и нравственных основ; г) отображение типа чудака в русском обществе.

4. В чём заключается смысл названия рассказа? а) рассказ назван по месту действия; б) Матренин двор — символ особого устройства жиз­ни, особого мира; в) символ разрушения мира духовности, добра и ми­лосердия в русской деревне.

5. Какова особенность системы образов рассказа? а) построена по принципу парности персонажей; б) герои, окружающие Матрену, эгоистичны, черствы, они пользовались добротой главной героини; в) подчеркивает одиночество главной героини; г) призвана выделить характер главной героини.

Вариант 2. Выполнил(а)________________________

1.Как можно охарактеризовать образ главной геро­ини? а) наивная, смешная и глупая женщина, всю жизнь бесплатно проработавшая за других; б) нелепая, бедная, убогая, всеми оставленная старуха; в) праведница, ничем не погрешившая против зако­нов нравственности; г) человек бескорыстной души, труженик, абсолютно безответный, смиренный.

2.Как проявляется авторская оценка героини? а) в художественных деталях; б) в портрете; в) характер описания события, положенного в основу рассказа; г) прямая авторская оценка; д) внутренние монологи героини.

3.Какие художественные детали помогают автору создать образ главной героини? а) колченогая кошка; б) картофельный суп; в) большая русская печка; г) безмолвная, но живая толпа фикусов; д) «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка.

4.Когда впервые на родине автора был опублико­ван «Ахипелаг ГУЛАГ»? а) 1961г.; б) 1975г.; в) 1980г.; г) 1989г.

5.Какие произведения принадлежат перу А. И. Сол­женицына? а) «Один день Ивана Денисовича»; б) «Колымские рассказы»; в) «Раковый корпус»; г) «Красное колесо»; д) «В круге первом»; е) «Дом на набережной».

Вариант 1. Выполнил(а)________________________

1. Каково первоначальное (авторское) название рассказа? а) «Село Торфопродукт»; б) «Не стоит село без праведника»; в) «Беспритульная Матрена».

2. О каком историческом периоде идёт речь в рас­сказе? а) после революции; б) после Отечественной войны; в) 1953 год; г) 1956 год.

3. Какова основная идея рассказа? а) изображение тяжести жизни крестьянства колхоз­ных деревень; б) трагическая судьба деревенской женщины; в) утрата обществом духовных и нравственных основ; г) отображение типа чудака в русском обществе.

4. В чём заключается смысл названия рассказа? а) рассказ назван по месту действия; б) Матренин двор — символ особого устройства жиз­ни, особого мира; в) символ разрушения мира духовности, добра и ми­лосердия в русской деревне.

5. Какова особенность системы образов рассказа? а) построена по принципу парности персонажей; б) герои, окружающие Матрену, эгоистичны, черствы, они пользовались добротой главной героини; в) подчеркивает одиночество главной героини; г) призвана выделить характер главной героини.

Вариант 3. Выполнил(а)________________________

1.Как можно охарактеризовать образ главной геро­ини? а) наивная, смешная и глупая женщина, всю жизнь бесплатно проработавшая за других; б) нелепая, бедная, убогая, всеми оставленная старуха; в) праведница, ничем не погрешившая против зако­нов нравственности; г) человек бескорыстной души, труженик, абсолютно безответный, смиренный.

2.Как проявляется авторская оценка героини? а) в художественных деталях; б) в портрете; в) характер описания события, положенного в основу рассказа; г) прямая авторская оценка; д) внутренние монологи героини.

3.Какие художественные детали помогают автору создать образ главной героини? а) колченогая кошка; б) картофельный суп; в) большая русская печка; г) безмолвная, но живая толпа фикусов; д) «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка.

4.Когда впервые на родине автора был опублико­ван «Ахипелаг ГУЛАГ»? а) 1961г.; б) 1975г.; в) 1980г.; г) 1989г.

5.Какие произведения принадлежат перу А. И. Сол­женицына? а) «Один день Ивана Денисовича»; б) «Колымские рассказы»; в) «Раковый корпус»; г) «Красное колесо»; д) «В круге первом»; е) «Дом на набережной».

ЭТАЛОН. 1 вариант: 1б; 2в; 3в; 4в; 5г. 2 вариант: 1вг; 2вг; 3агд; 4г; 5авгд.

1. К какому из типов традиционной тематической классификации относится этот рассказ?
а) Деревенская +
б) военная проза
в) интеллектуальная проза
г) городская проза

2. К какому типу литературных героев можно отнести Матрёну?
а) лишний человек
б) маленький человек
в) преждевременный человек
г) праведный человек +

3. Рассказ «Матрёнин двор» написан в традициях:
а) романтизма
б) сентиментализма
в) классицизма
г) реализма +

4. Традиции какого древнего жанра можно обнаружить в рассказе «Матрёнин двор»?
а) притчи
б) былины
в) эпоса
г) жития +

5.Рассказ «Матрёнин двор»:
а) полностью достоверен и автобиографичен; +
б) основан на художественном вымысле;
в) основан на рассказах очевидцев, содержит элементы вымысла.

6.Повествование в рассказе ведётся:
а) от первого лица; +
б) от третьего лица;
в) двумя рассказчиками.

7.Функция экспозиции в рассказе:
а) познакомить читателя с главными героями;
б) заинтриговать читателя тайной, объясняющей медленное движение поезда по отрезку железнодорожного пути;
в) ознакомить с местом действия и указать на причастность повествователя к произошедшим
событиям. +

8. Матрёна рассказала повествователю Игнатичу историю своей горькой жизни:
а) так как ей не с кем было поговорить;
б) потому что ему тоже пришлось пережить трудные времена, и он научился понимать и сострадать; +
в) потому что хотела, чтобы её пожалели.

9. Недолгое знакомство с Матрёной позволило автору понять её характер. Он была:
а) добрая, деликатная, отзывчивая; +
б) замкнутая, неразговорчивая;
в) хитрая, меркантильная.

10.Укажите, от чьего лица ведётся повествование в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»
а) главной героини – Матрёны
б) автора-повествователя – Игнатича +
в) объективное повествование
г) посторонний наблюдатель

11. Суть русской души Матрёны автор почувствовал, когда она:
а) ходила за святой водой на Крещение;
б) заплакала, услышав романсы Глинки по радио, принимая сердцем эту музыку; +
в) согласилась отдать горницу на слом.

12. Основная тема рассказа:
а) месть Фаддея Матрёне;
б) отчуждённость Матрёны, жившей замкнуто и одиноко;
в) разрушение двора Матрёны как приюта доброты, любви и всепрощения.+

13.Укажите второе название рассказа Солженицына «Матрёнин двор»
а) « Случай на станции Кречетовка»
б) «Пожар»
в) «Не стоит село без праведника» +
г) «привычное дело»

14.О каком историческом периоде идёт речь в рас­сказе?
а) после революции
б) после Отечественной войны
в) 1953 год
г) 1956 год +

Анализ «Матренин двор» Солженицын

Анализ «Матренин двор» Солженицын

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 3508.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 3508.

Обновлено 10 Июля, 2021

А. И. Солженицын, вернувшись из ссылки, работал в сельской школе учителем. Повествование основано на реальных событиях, произошедших в небольшой деревеньке, где пришлось учительствовать автору. В рассказе Солженицына «Матренин двор» описана нелёгкая доля советских колхозников. Предлагаем для ознакомления анализ рассказа по плану. Сведения могут быть использованы для работы на уроках литературы в 9 классе, а также при подготовке к ЕГЭ.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1959 г.

История создания – Работу над своим произведением, посвящённым проблемам русской деревни, писатель начал летом 1959 года на побережье Крыма, где гостил у своих друзей по ссылке. Первоначальное, авторское, название «Не стоит село без праведника», было рекомендовано изменить, и по совету Твардовского рассказ назвали «Матренин двор».

Тема – Главной темой этого произведения является жизнь и быт русской глубинки, отношения простого человека с властью, нравственные проблемы.

Композиция – Повествование идёт последовательно от имени рассказчика, который наблюдал и осмысливал события. Особенности композиции позволяют понять самую суть рассказа, чтобы читатель пришёл к осознанию, что смысл жизни не в обогащении, материальных ценностях, а в ценностях нравственных.

Жанр – Жанр произведения определяется, как «монументальный рассказ».

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ писателя автобиографичен, он действительно после ссылки учительствовал в деревушке Мильцево Владимирской области, которая в рассказе названа Тальново, и снимал комнату у Захаровой Матрёны Васильевны. В своём небольшом произведении писатель отобразил судьбу одного героя и судьбу страны.

Рассказ был написан в 1959 году и напечатан благодаря Александру Твардовскому в журнале “Новый мир” в начале 1963 года.

Смысл названия «Матренин двор» в том, что рамки двора простой крестьянки раздвигаются до масштабов целой страны, и идея нравственности превращается в общечеловеческую идею. Отсюда можно сделать вывод, что основной мыслью произведения «Матренин двор» является не повествование истории отдельной деревни, а попытка показать создание нового взгляда на жизнь страны и на власть, управляющую народом.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Анализируя произведение «Матренин двор» необходимо определить главную тему этого рассказа.

В нём глубоко освещены жизнь и труд русского народа, его отношения с властью. Человек трудится с детства до старости, ему приходится мириться с потерями в личной жизни, забывать о своих интересах. Тяжёлый труд отнимает здоровье, а человек взамен не получает ничего. Матрёна трудилась всю свою жизнь, но, не подтверждённые документально, стаж и трудовые подвиги не имеют никакого значения для власти. Она не заработала даже пенсию.

Все последние месяцы её существования ушли на то, чтобы собирать разные справки, и часто за одной и той же бумажкой приходится ходить несколько раз. Равнодушные чиновники, сидящие за столами в конторах, могут легко поставить не ту печать, подпись, штамп, их не волнуют проблемы людей. Вот и Матрёна, чтобы добиться пенсии, не единожды обходит все инстанции, с трудом добиваясь результата.

Жители деревни думают лишь о собственном обогащении. Фаддей Миронович, брат её мужа, заставил Матрёну при жизни отдать наследство – обещанную часть дома – её приемной дочери Кире. Матрёна согласилась, и, когда из жадности двое саней прицепили к одному трактору, повозка попала под поезд. Матрёна погибла. Алчность людская превыше всего: в тот же вечер единственная её подруга, тетя Маша, пришла к ней в дом забрать обещанную ей вещицу, пока всё не растащили родные сёстры Матрёны.

И Фаддей Миронович, у которого в доме тоже стоял гроб с покойным сыном, до похорон всё-таки успел забрать брёвна, брошенные на переезде. Он не пришёл даже отдать дань памяти женщине, погибшей страшной смертью из-за его неуёмной жадности. Родные сёстры Матрёны первым делом забрали её похоронные деньги и начали делить остатки дома, поплакав над гробом сестры не от горя и сочувствия, а по традиции.

По-человечески, искренне никто не пожалел Матрёну. Стремление не упустить наследство ослепило односельчанам глаза. И люди никогда не поймут Матрёну – того, что по своему духовному развитию женщина стоит по сравнению с ними на недосягаемой высоте. Она – настоящая праведница.

Композиция

События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены.

Рассказчик начинает повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства деревушку в глубине России. По воле судьбы попал он в деревню, где жила Матрёна, и определился к ней на постой.

Во второй части рассказчик описывает нелёгкую судьбу Матрёны, с самой юности не видевший счастья. Тяжёлой была её жизнь, подчинённая повседневным трудам и заботам. Всех своих шестерых детей ей пришлось схоронить. Много мук и горя вытерпела Матрёна, но не озлобилась и не очерствела её душа. Она всё так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по-прежнему трудится на своём подворье и помогает соседям. Погибла, стараясь помочь родственникам перевезти к ним принадлежащую ей собственность.

В третьей части рассказчик описывает события после смерти Матрёны – бездушие людей, близких и родных женщины, которые налетели как вороны на остатки её двора, стараясь побыстрее всё растащить, осуждая Матрёну за её праведную жизнь.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Матрениного двора».

Жанр

Публикация «Матрениного двора» вызвала много споров среди советских критиков. Твардовский в своих заметках писал, что Солженицын – единственный писатель, выражающий своё мнение без оглядки на власть и воззрения критиков.

Произведение писателя принято относить к «монументальному рассказу», настолько высокодуховным оказался созданный автором образ простой русской женщины, олицетворяющей собой лучшие человеческие ценности.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Катя Иванова

    10/11

  • Наталья Миллер

    10/11

  • Сергей Костенко

    11/11

  • Полина Бирюкова

    10/11

  • Ирина Алексеева

    10/11

  • Надежда Отчик

    11/11

  • Олег Ротарь

    8/11

  • Алина Благодатских

    10/11

  • Аня Савосько

    11/11

  • Айбек Нурменов

    11/11

Рейтинг анализа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 3508.


А какую оценку поставите вы?

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ рассказа Матренин двор Солженицына

Анализ рассказа Матренин двор Солженицына сочинение

Суть. История рассказа А. И. Солженицына, которая имеет место в произведении «Матренин двор» — это отношение автора к тому, что происходила в представленную эпоху. Через систему его образов читателю представлен уклад России со всеми его последствиями. На примере нескольких героев автор показал, как губительна для нравственности вся та несправедливая система, которая существовала в те времена.

Главные герои рассказа – яркие личности, без которых читатель не получил бы четкого представления об устройстве государства, его насущных вопросах мировоззрении самого А. И. Солженицына.

Игнатьич (рассказчик). С первых строк внимание привлекает Игнатьич, являющийся рассказчиком и несущий в себе элементы автобиографии писателя. Именно его глазами представлена Матрена, так как он становится на определенное время ее постояльцем. Он представлен неторопливым, образованным мужчиной, который согласен на все условия проживания в доме, не требуя к себе внимания. Он внимательный, чуткий, так как замечает в Матрене всю душевную красоту и проявляет к ее судьбе необыкновенную жалость и сострадание, готовность помочь.

Матрена. Женщина, которая воспринимается местными жителями как помощник, но уважения к ней не проявляет никто. Матрена лишилась близких. Она имеет тяжелый недуг. Ее жизнь давно пошла под откос. Однако женщина не умеет жаловаться на жизнь, трудится за десятерых, старается думать об окружающих людях, а не о себе.

Родственник Матрены – Фаддей. Основное его качество – жажда наживы. Человек семейный, расчетливый. Несмотря на отношения с Матреной, пытается лишить ее дома и до смерти, и после ее гибели.

Приемная дочь Матрены – Кира. Положительный образ, она старается на протяжении многих лет помогать приемной матери.

Особой корыстью, жестокостью обладают сестры Матрены, которые делят имущество и на поминках.

Темы и проблемы. Тема рассказа – несправедливость в конце жизненного пути трудолюбивых людей, которые могут гордиться внутренней душевной красотой. Однако жесткая государственная система является препятствием для нормального их существования.

Автор предлагает читателю сразу несколько проблем, которые актуальны во все времена. Проблема отрешенности и одиночества, всепоглощающей любви к близким людям. Проблема непонимания между государством и простым человеком.

Народный характер в произведении. Благодаря образам, событиям, представленным Солженицыным в произведении «Матренин двор», читатель имеет полную характеристику на примере единичных героев характера народа в целом. Он подчеркивает, что, несмотря на несчастья, человек поднимается и идет дальше к цели. Таким образом, душа человека – это цель исследования автора. Женщина, которая страдает от физической и душевной боли, становится настоящим героем, примером для подражания для представителя любого поколения, так как способна показать истинную любовь к близким, терпение и проявленное милосердие. Матрена как показатель ценителя природы, приверженца религии, становится гордостью автора

2 вариант

Александр Исаевич Солженицын – исследователь человеческой души. Писателя всегда интересовала суть тех или иных поступков людей. Многие его произведения философского характера. Но все они заставляют читателя задумываться о правильности жизненного выбора, о настоящих ценностях и смысле человеческого бытия.

В рассказе «Матренин двор» Солженицын представил читателю образ простой русской женщины Матрены. Главная тема произведения – быт и жизнь деревни России, а также ее праведных жителей, таких как главная героиня. Основная мысль рассказа – «не стоит село без праведника».

Произведение состоит из трех частей. Повествование в рассказе ведется от лица Игнатьича. Герой долгое время был заключенным. Сейчас его желание – это поселиться в деревне, подальше от городской суеты и работать учителем в сельской школе. Он поселяется у Матрены, снимает у нее квартиру.

За душевными разговорами Игнатьич узнает от Матрены о ее тяжелой судьбе. Фаддей, который до войны сватался к героине, пропадает на поле сражения. Она выходит замуж за брата своего жениха, и этот тоже пропадает во вторую мировую. Но через некоторое время «пропавший» Фаддей возвращается. Вскоре он женится на женщине с таким же именем, как у Матрены. После смерти жены, Фаддей отдает Матрене Васильевне на воспитание свою дочь Киру. Та безропотно соглашается. Матрена Васильевна вообще прожила всю жизнь для кого-то и ради кого-то, но не для себя.

Сама Матрена весьма неразговорчива и нелюдима. Детей у нее нет, потому что все они доживали только до трех месяцев и умирали. Игнатьичу становится интересно наблюдать за героиней.

Очень подробно описана в рассказе изба Матрены. Дом, как живое существо, передает весь внутренний противоречивый мир хозяйки. Огромное значение в произведении имеет деталь. Каждый предмет здесь свою своеобразную роль: старое зеркало, колченогая кошка, ветхие книги. Все в доме обветшало и пришло в негодность. Солженицын хочет донести до читателя контраст городской современной жизни с деревенским нищим существованием. Матрена, которая горбатила всю жизнь для государства, и все свое здоровье оставила в колхозе, не заслужила даже пенсии. Женщина стала никому не нужной. Даже после смерти о ней по-настоящему горюет только приемная дочь Кира. А Фаддей и сестры Матрены Васильевны только и думают о том, как поделить ее ветхий дом.

В рассказе прослеживается возмущение писателя относительно того, что вещь становится дороже человеческой жизни.

Анализ 3

Двадцать с лишним лет назад имя  Солженицына  запрещено было упоминать. А сейчас же мы приходим в восторг от его творений, где выявляется  мастерство писателя в описании  характеров и умении подмечать  поведение людей. Особенно это показано в произведении «Матренин двор».

Вроде обыкновенное произведение, если бы не те моменты, которые потом будут повторяться в работах Абрамова, Овечкина. Это отношение власти и человека, нравственно-духовная проблема народа. В центре рассказа показан образ простой женщины из села, которая всю свою сознательную жизнь проработала за какие-то палочки в тетради у председателя. Если проследить за судьбой Матрены, то можно из ее повествования узнать, что женщина она одинокая, потерявшая в свое время супруга и детей. И единственным утешением для нее были цветы в кадках, расставленные на окнах, за которыми она ухаживала.  Однако в размеренных зарисовках автора перед нами предстает образ человека с доброй душой. Писатель четко подчеркнул полное смирение и то, что она не озлобилась из-за всех невзгод на ее жизненном пути.

Автор постоянно намекает нам, что ее судьба могла быть и другой. На этих табуретках сидел бы муж и дети, и любовались ее цветами. Описание жизни героини показывает  тяжелый быт крестьян. В магазине скудный выбор продуктов. А если уж и есть деликатесы, то приобретая их, оставляет для гостей. Но когда ей назначили пенсию, и она стала носить пальто, пошитое из шинели, то ее односельчане даже завидовали ей. Это еще раз говорит о том, что жизнь в поселке нищенская, да и отношения между людьми не особо доверительные и теплые. Мы видим, как Солженицын описывает критику на власти.

У жителей была одна проблема, где достать топлива на зиму и высказывает это председателю. Однако, тот не слышит их, и говорит совсем о другом. У людей с ограниченными возможностями обрезал часть земли. И получилось так, эти куски земли попусту пустовали. При помощи некоторых деталей Писатель подчеркивает полную безграмотность населения, и как же они далеки от городской жизни. С интересом они слушают о научных изобретениях и технических открытиях лишь по радио  и удивляются,  так как считают, что ручной труд для них более эффективен. Видно, что какой бы не была Матрена душевной, все равно после ее смерти жители сплетни о ней распустили. А золовка вообще ее и грязнулей и бестолковой назвала. Она осуждала ее за то, что та оказывала помощь даром. Мне же кажется, что помогать людям просто так — это святое дело. И Матрена могла так делать. Автор же в конце рассказа  написал о том, что именно на таких людях держится земля.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Матренин двор Солженицына

Анализ рассказа Матренин двор Солженицына

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Герасимова Церковь Покрова на Нерли 8 класс

    Еще одно полотно Герасимова, которое передает всю простоту и в тоже время величие родной природы.

    Картина очень красива! Она настолько нежна и светла, что хочется на нее смотреть и смотреть.

  • Сочинение Василиса в рассказе Студент Чехова

    Василиса — одна из центральных героинь небольшого рассказа А. П. Чехова “Студент”. Образ Василисы рассматривается в тесной связи с образом ее дочери Лукерьи.

  • Сочинение Маленький принц по сказке 6 класс

    Маленький принц — величайшее произведение Антуана де Сент-Экзюпери. Книга считается по настоящему мировой классикой.

  • Сочинение Зима мое любимое время года 4, 5, 6 класс

    Говоря о зиме, на ум приходят строки из стихотворения всеми известного классика А.С. Пушкина Зимнее утро, в котором ель зеленеет сквозь иней и подо льдом блестит речка.

  • Анализ произведения Человек который смеется Гюго

    Действия романа Виктора Гюго «Человек, который смеется» происходят в Англии. В центре событий стоит трагедия. Жизнь Гуинплена начиналась хорошо. Он родился в семье лорда Линнея Кленчарли

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 1

  1. Рассказ «Матрёнин двор»:

А) полностью достоверен и    автобиографичен;

Б) основан на   художественном вымысле;

В) основан на рассказах очевидцев, содержит элементы вымысла.

  1. Повествование в рассказе ведётся:

А) от первого лица;

Б) от третьего лица;

В) двумя рассказчиками.

  1. Функция экспозиции в рассказе:

А) познакомить читателя с главными героями;

Б) заинтриговать читателя тайной, объясняющей медленное движение поезда по отрезку  железнодорожного пути;

В) ознакомить с местом действия и указать на причастность повествователя к произошедшим

     событиям.

  1. Повествователь поселился в Тальново, надеясь найти патриархальную Россию:

А) и огорчился, увидев, что жители недоброжелательны по отношению друг к другу;

Б) и ни о чём не пожалел, потому что узнал народную мудрость и душевность жителей Тальново;

В) и остался жить там навсегда.

5. Повествователь, уделяя внимание бытоописанию, говоря о немолодой кошке, козе, о мышах и тараканах, вольготно живущих в доме Матрёны:

А) не одобрял неаккуратность хозяйки, хотя и не говорил ей об этом, чтобы не обидеть;

Б) подчеркнул, что доброе сердце Матрёны жалело всё живое, и она приютила в доме тех,

   кто нуждался в её сострадании;

В) показал подробности  деревенского житья.


Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 2

1. В отличие от подробного описания Фаддея, портрет Матрёны скуп на детали:

«Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны…» Это позволяет: 

А) определить отношение автора к Матрёне, которая осталась загадкой для него;

Б) указать на принадлежность её к деревенским жителям;

В) увидеть глубокий подтекст в описании Матрёны: её сущность раскрывает не портрет, а то, как она живёт и общается с людьми.

2. Приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале рассказа (село — город — вся земля наша), называется:

3. О чем говорит автор: «Но потому, должно быть, пришла она к нашим предкам из самого каменного века, что, протопленная раз на досветьи, весь день хранит в себе теплый корм и пойло для скота, пищу и воду для человека. И спать тепло». 

  1. Чем судьба рассказчика повести «Матренин двор» напоминает судьбу автора А. Солженицына?

5. Когда был написан рассказ «Матрёнин двор»?

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 3

1. Матрёна рассказала повествователю  Игнатичу историю своей горькой жизни:

А) так как ей не с кем было поговорить;

Б) потому что ему тоже пришлось пережить трудные времена, и он научился понимать и      сострадать;

В) потому что хотела, чтобы её пожалели.

2. Недолгое знакомство с Матрёной позволило автору понять её характер. Он была:

А) добрая, деликатная, отзывчивая;

Б) замкнутая, неразговорчивая;

В) хитрая, меркантильная.

  1. Почему Матрёне тяжело было отдавать горницу при жизни? 
  1. Кем хотел работать рассказчик в деревне?
  1.  Укажите, от чьего лица ведётся повествование в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»

А) главной героини – Матрёны

Б) автора-повествователя – Игнатича

В) объективное повествование

Г) посторонний наблюдатель


Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 4

1. Суть  русской души Матрёны автор почувствовал, когда  она:

А) ходила за святой  водой на Крещение;

Б) заплакала, услышав романсы Глинки по радио, принимая сердцем эту музыку;

В) согласилась отдать  горницу на слом.

2. Основная тема рассказа:

А) месть Фаддея Матрёне;

Б) отчуждённость Матрёны, жившей замкнуто и одиноко;

В) разрушение  двора Матрёны как приюта доброты, любви и всепрощения.

  1. Проснувшись когда-то ночью в дыму, что кинулась спасать Матрёна?
  1. Золовка, после смерти Матрёны, сказала про неё: «…глупая, помогала чужим бесплатно». А были ли люди для Матрены чужими? Как называется это чувство, на котором и держится до сих пор Русь, по мнению Солженицына?
  1. Укажите второе название рассказа Солженицына «Матрёнин двор»

А) « Случай на станции Кречетовка»

Б) «Пожар»

В) «Не стоит село без праведников»

Г) «привычное дело»

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 5

1. В облике Фаддея автор выделяет чёрные волосы, чёрную окладистую бороду, чёрные усы и брови да и самого старика называл «чёрным». Цвет необходим автору, для того чтобы:

А) выделить у героя основательность,  достойность, крепость.

Б) показать стойкость когда-то «смоляного богатыря», который не растратил душевную доброту     щедрость;

В) ярче выявить злобу, ненависть, жадность героя.

2. Повествователь это:

А) художественно-обобщённый персонаж, показывающий полную картину событий;

Б) действующее лицо рассказа, со своей историей жизни, самохарактеристикой и речью;

В) нейтральный рассказчик.

  1. Чем кормила Матрёна своего жильца?
  1. Продолжите.  «Но отнюдь не была Матрёна бесстрашной. Боялась она пожара, боялась молоньи, а больше всего почему-то….» 
  1.  Каково первоначальное (авторское) название рассказа?

а) «Село Торфопродукт»

б) «Не стоит село без праведника»

в) «Беспритульная Матрена»


Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 6

1. Изображая плач родственниц по погибшей Матрёне, автор:

А) показывает близость героев к русскому национальному эпосу;

Б) показывает трагичность событий;

В) раскрывает сущность сестёр героини, которые в плаче спорят за наследство Матрёны.

2. Трагическим предзнаменованием событий можно считать:

А) пропажу колченогой кошки;

Б) потерю дома и всего, что с ним связано;

В) разлад в отношениях с сёстрами.

  1. Матрёниным часам было 27 лет и они все время спешили, почему это не беспокоило хозяйку? 
  1. Кто такая Кира?
  1. В чем заключается трагедия финала? Что хочет нам сказать автор? Что его беспокоит?

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 7

1. Солженицын называет Матрёну праведницей, без которой не стоит село, согласно пословице. К такому выводу он пришёл:

А) так как Матрёна всегда говорила правильные слова, к её мнению прислушивались;

Б) потому что Матрёна соблюдала христианские обычаи;

В) когда образ Матрёны стал  ему понятен, близок, как и жизнь её без гонки за добром, за нарядами.

  1. Какими словами начинается рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?
  2. Что связывает рассказ «Матрёнин двор» и А.Т. Твардовского?
  3. Как  первоначально назывался рассказ «Матрёнин двор»?
  4. Что висело «на стене для красоты» в доме у Матрёны?

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 8

  1. Матрёна варила еду в трёх чугунках. В одном – себе, в другом – Игнатичу, а в третьем -…?
  2. О чем говорит автор, произнося слова «лампочка Ильича», «Царь Огонь!»? 
  3. Какое верное средство было у Матрёны, чтобы вернуть себе доброе расположение духа? 
  4. Какое событие или предзнаменование произошло с Матрёной в Крещение? 

  1. Назовите полное имя Матрёны.

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 9

  1. Какую часть дома завещала Матрёна своей воспитаннице Кире? 
  2. О каком историческом периоде идёт речь в рассказе?        

а)        после революции

б)        после Отечественной войны

в)        1953 год

г)        1956 год

  1. Какая музыка, услышанная по радио,  понравилась Матрёне?
  2. Какую погоду называла Матрёна дуЕль? 
  3. «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, — и грел этот отсвет лицо Матрёны. У тех людей всегда лица хороши, кто ….»   Продолжите. 

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 10

  1. О чём думал Фаддей, стоя у гробов убитых им сына и женщины, которую он когда-то любил? «Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».
  2. Какова основная идея рассказа?

а)        изображение тяжести жизни крестьянства колхозных деревень

б)        трагическая судьба деревенской женщины

в)        утрата обществом духовных и нравственных основ

г)        отображение типа чудака в русском обществе

  1. Продолжи: «Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…
    Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый ….»
     
  2. В чем сила и слабость Матрены? Что понял для себя Игнатич?
  3. Какие художественные детали помогают автору создать образ главной героини?

а)        колченогая кошка

б)        картофельный суп

в)        большая русская печка

г)        безмолвная, но живая толпа фикусов

д)        «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 11

  1. В чём заключается смысл названия рассказа?

а)        рассказ назван по месту действия

б)        Матренин двор — символ особого устройства жизни, особого мира

в)        символ разрушения мира духовности,   добра и милосердия в русской деревне

  1. Какова основная мысль этой повести? Что вкладывает Солженицын в образ старухи Матрены?
  1. Какова особенность системы образов рассказа?

а)        построена по принципу парности персонажей

б)        герои, окружающие Матрену, эгоистичны, черствы, они пользовались добротой главной героини

в)        подчеркивает одиночество главной героини

г)        призвана  выделить характер главной героини

  1. Напишите, какой была судьба Матрены.
  1. Как жила Матрена? Счастлива ли она была в жизни?

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 12

  1. Почему у Матрены не было детей?
  1. О чем беспокоился Фаддей после смерти сына и бывшей любимой женщины?
  1. Что завещала Матрена?
  1. Как можно охарактеризовать образ главной героини?

а)        наивная, смешная и глупая женщина, всю жизнь бесплатно проработавшая за других

б)        нелепая, бедная, убогая, всеми оставленная старуха

в)        праведница, ничем не погрешившая против законов нравственности

г)        человек бескорыстной души, труженик, абсолютно безответный, смиренный

5.         Как проявляется авторская оценка героини?

а)        в художественных деталях

б)        в портрете

в)        характер описания события, положенного в основу рассказа

г)        прямая авторская оценка

д) внутренние монологи героини

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 13

1. К какому из типов традиционной тематической классификации относится этот рассказ? 

1) Деревенская  2) военная проза  3) интеллектуальная проза  4) городская проза

2.  К какому типу литературных героев можно отнести Матрёну?

1) лишний человек,  2) маленький человек,  3) преждевременный человек  4) праведный человек

3. Рассказ «Матрёнин двор» написан в традициях:

1) романтизма  2) сентиментализма  3) классицизма  4) реализма

4. Эпизод разрушения дома является:

1) завязкой  2) экспозицией  3) кульминацией  4) развязкой

5. Традиции какого древнего жанра можно обнаружить в рассказе «Матрёнин двор»?

1) притчи  2) былины  3) эпоса  4) жития


Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 14

  1. Каково первоначальное название рассказа?

1) «Жизнь не по лжи»  2) «Не стоит село без праведника»  3) «Быть добру!»  4) «Смерть Матрёны»

2. Конкретный субъект повествования, обозначенный местоимением «я» и первым лицом глагола, действующее лицо произведения, посредник между образом автора и читателем называется:

1) автор  2) рассказчик, 3) писатель

3. Встречающиеся в рассказе слова «неуладкой»«к ужоткому», «горница»  называются:

1) профессиональными  2) диалектными  3) словами с переносным значением

4. Назовите приём, который использует автор, изображая характеры Матрёны и Фаддея:

1) антитеза 2) зеркальная композиция  3) сопоставление

5. Приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале рассказа (село — город — вся земля наша), называется:

1) гипербола  2) градация  3) антитеза 4) сопоставление

Ответы:

Вариант 1

1 – а

2- а

3 – в

4 – а

5 – б

Вариант 2

1 — в

2- градация

3 — О русской печке.

4. —

5. 1959

Вариант 3

1. б

2. а

3. «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда. И горница эта всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет».

4. учителем

5. б

Вариант 4

  1. Б
  2. В
  3. Она стала валить на пол фикусы, чтоб не задохнулись от дыма.
  4. Праведниками
  5. в

Вариант 5

  1. в
  2. 2.

3. «Картовь необлупленная», «суп картонный» или каша ячневая.

4. Поезда.

5. б

Вариант 6

  1. в
  2. а
  3.  Лишь бы не отставали, чтоб утром не запоздниться».
  4. Воспитанница
  5. Гибнет Матрёна – гибнет Матрёнин двор – Матрёнин мир – особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали ещё Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Никто не задумывается даже, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то ценное и важное. Праведница Матрёна – нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Все поступки и помыслы Матрёны были освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим. Судьба Матрёны прочно связана с судьбой русской деревни. Всё меньше Матрён на Руси, а без них «не стоять селу». Завершающие слова рассказа возвращают к первоначальному названию – «Не стоит село без праведника» и наполняют рассказ о крестьянке Матрёне глубоким обобщающим, философским смыслом. Село – символ нравственной жизни, национальных корней человека, село – вся Россия.

Вариант 7

  1. В
  2.  «На сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани, еще добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход как бы до ощупи».
  3. Именно он дал ему такое название.
  4. Не стоит село без праведника».
  5. Рублёвые плакаты о книжной торговле и об урожае.

Вариант 8

  1. Козе.
  2. Об электричестве.
  3. Работа.
  4. Пропал котелок со святой водой.
  5. Григорьева Матрёна Васильевна.

Вариант 9

  1. Горницу.

2. г) 1956 год

  1.  Романсы Глинки.
  2. Метель.
  3.  «В ладах с совестью своей».

Вариант 10

  1.  «Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».
  2. в)        
  3.  «…праведник, без которого, по пословице,  не стоит село».
  4. В чем сила и слабость Матрены? Что понял для себя Игнатич?
  5. д)        «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка

Вариант 11

  1. в
  2. нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Все поступки и помыслы Матрёны были освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим. Судьба Матрёны прочно связана с судьбой русской деревни. Всё меньше Матрён на Руси, а без них «не стоять селу»
  3. г

Вариант 12

  1. Умирали
  2. спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».
  3. Истинный смысл жизни, скромной
  4. В
  5. А

Александр Исаевич Солженицын является одним из тех писате­лей, которые жили и творили в трудные годы Советской России.

Это была сталинская эпоха, охарактеризованная господством в стране насилия, деспотизма, произвола власти. Страдания народа, вызванные несправедливостью социального строя, волновали писа­теля.

Солженицын был одним из первых, кто сказал правду о судь­бе крестьянства, о его проблемах, изображая трагическую жизнь поистине русского человека и причины его несчастья в рассказе “Матренин Двор”.

Жители деревни Тальново, в которой происходит действие рас­сказа, существуют в ужасных условиях: отсутствуют электричест­во, билеты на железнодорожный транспорт, медицинские учрежде­ния. Вот как изобразил писатель дом главной героини:

“…Изгнива­ла щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могу­чие, я проредилась их обвершка”. “Жребий мой был – поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое совсем нель­зя было смотреться, с двумя яркими рублевыми плакатами о книж­ной торговле и об урожае, повешенными на стене для красоты”. Одиночество больной женщины скрашивали лишь “колченогая кошка, мыши и тараканы, живущие за стенкой”.

Матрена даже “не держала радио по бедности”, Из скотины имела лишь козу, которую она с трудом прокармливала. “Козе она выбирала из подполья са­мую мелкую картошку, себе – мелкую, а мне – с куриное яйцо”.

Автор описывает горькую жизнь колхозницы. Матрена потеряла мужа и шестерых детей. “

Наворочено было много несправедливо­стей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю Кормильца”.

Женщине приходилось долго ходить за справками, но ее постоянно отсылали обратно.

Все это го­ворит о бюрократических законах страны, об эксплуатации государ­ством простого народа. Крестьянство не могло пользоваться продук­том своего же труда, все доставалось правительственным органам: “рычали кругом экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли – Начальству”. Бабы вынуждены были во­ровать торф, чтобы выжить зимой.

Интересно

Государство отрезало огороды у тружеников страны, лишало их платы за тяжелый труд. “А что – пенсия? – возражали другие. – Государство – оно минутное. Се­годня, вишь, дало, а завтра отымет”. Действительно, государство ни во что не ставило, не ценило главных кормильцев России.

Кре­стьяне не чувствовали себя Свободными, В них пытались задавить, уничтожить чувство собственного достоинства.

Такое социальное неравенство повлияло на общество, на его ми­ровоззрение. В нечеловеческих условиях люди постепенно озлобля­ются, стараются выжить любым путем, забывая о совести, честно­сти, справедливости. Матрену окружают жадные, корыстные люди.

Ее родственников интересует только нажива – старый Матренин Дом, единственное, что осталось у старой женщины. Они ведут спор о том, кому же достанется дом Матрены, еще до ее смерти. Фаддея, человека, который когда-то любил бедную женщину, трех сестер Матрены интересует только собственное благополучие.

Но Матрена живет по другим законам: по законам добра, все­прощения, любви. Она постоянно откликается на чужую просьбу, выполняет всякую тяжелую работу. Душа героини полна чувства сострадания: из жалости приютила кошку, вырастила чужую дочь. Это глубокая натура с богатым духовным миром.

Несмотря на трудности, Матрена находит радость в тяжелой жизни: в работе, в общении с природой, даже в фикусах, которые она бросилась спа­сать во время пожара.

“Не гналась за обзаводом… не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни”, как это делало большинство людей. “Не гналась за нарядами. За одеж­дой, приукрашивающей уродов и злодеев”.

Духовно Матрена выше своих односельчан.

Но героиня погибает. И трагедия ее в том, что обществу, в котором она жила, чужды истинные человеческие стремления. Матрена одинока.

“Не понятая и брошенная даже му­жем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общитель­ный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, – она не скопила имущества к смерти. Гряз­но-белая коза, колченогая кошка, фикусы… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.

Тра­гизм рассказа заключается в том, что материальное обнищание на­рода перерастает в духовное. За жестокостью и черствостью люди не видят, не ценят и губят добро.

Александр Солженицын первый сказал правду о трагической истории русского народа. Затем по его пути пойдут такие же поис­тине народные писатели, как Абрамов, Шукшин и др.

  • О каком дереве идет речь в рассказе листвянка
  • О каком виде словесного искусства идет речь если известно что его жанрами являются сказки былины
  • О какой хирургии рассказывает чехов в рассказе хирургия
  • О какой сказке идет речь зимняя история о споре 3 друзей
  • О какой сказке идет речь джунгли волки ребенок