О каком памятнике древнерусской литературы идет речь древнейшее сочинение по русской истории это

Контрольная работа по теме «Фольклор. Древнерусская литература. Литература 18 века». 7 класс.

1. Жанр фольклора:

А) былина;

Б) поэма;

В) рассказ.

2. Термин «русский героический эпос» относится к жанру:

А) сказки;

Б) песни;

В) былины.

3. Персонаж былины:

А) Василиса Премудрая;

Б) Добрыня Никитич;

В) Иван-царевич.

4. Для былин характерна:

А) гипербола;

Б) иносказание;

В) нравоучение.

5. Какой город не упоминается в былинах?

А) Киев;

Б) Муром;

В) Москва.

6. К какому роду литературы относятся былины?

А) Лирика

Б) Драма

В) Эпос

7. Выбрать определение жанра былины.

А) Жанр русского фольклора; эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях Средневековой Руси.

Б) Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности.

В) Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание

легендарных и реальных событий и мифологических представлений.

8. Какое событие соответствует кульминационному моменту былины?

А) Ссора богатыря и князя.

Б) Поединок богатыря, в котором он одерживает победу.

В) Пир у князя.

9. Соотнеси название былин с циклами.

А) «Садко»

1. Киевский цикл

Б) «Илья Муромец и соловей-разбойник»

2. Новгородский цикл

10. Выбрать определение гиперболы.

А) Один из тропов, чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Б) Один из тропов, сопоставление предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам.

В) Один из тропов, перенесение свойств одного предмета на другой на основании общего для обоих признака.

11. Расположи в правильном порядке обязательные сюжетно-композиционные элементы былины.

А) Развязка

Б) Кульминация

В) Завязка

12. Какой временной период соответствует древнерусской литературе?

13. О каком памятнике древнерусской литературы идет речь?

«Древнейшее сочинение по русской истории. Это целая энциклопедия жизни нашего государства IX-XI столетий, была создана в период расцвета Киевской Руси».

14. С чем связано появление литературы в Древней Руси?
А) с появлением учителей, писателей
Б) появлением письменности
В) появлением татаро-монгольского ига
Г) появлением христианства на Руси

15. На чём писали книги на Руси?

А) на бумаге
Б) на шёлке
В) на пергаменте

Г) на берёсте

16. Какое выразительное средство использовано в следующей фразе:

«Повести о Петре и Февронии Муромских»: «…благоверный князь Пётр»?

17. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — это произведение:

А) поэтическое;

Б) прозаическое;

В) драматическое.

18. Место действия «Повести о Петре и Февронии Муромских»:

А) Москва;

Б) Муром;

В) Владимир.

19. Кто искушал жену князя Павла:

А) Кощей Бессмертный;

Б) змий;

В) Баба-Яга.

20. Поучение – жанр литературы:

А) древнерусской;

Б) 18 века;

В) 19 века.

21. «Поучение» Владимира Мономаха – это…

А) нравственные заветы;

Б) лозунги;

В) наговоры.

22. О каком литературном деятеле

18 века идет речь?

Сформулировал теорию о «трех штилях», оказавшую серьезное влияние на развитие русской литературы. Стал ведущим академиком в русской Академии наук, где стремился поддержать молодых талантливых ученых, заботясь о просвещении народа, величии и процветании страны. Он открыл новые художественные возможности жанра оды, пробовал свои силы в эпической поэме и басне, в жанрах послания, идиллии, эпиграммы.

23. Указать соответствие произведений и их жанров:

  1. «Повесть временных лет»

  2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

  3. «На день восшествия на всероссийский престол Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

  4. «Властителям и судиям»

  5. «Вольга и Микула Селянинович»

а) былина

б) стихотворение

в) летопись

г) ода

д) повесть(житие)

24. Какие жанры соответствуют «высокому стилю»?

25. Какому поэту принадлежат строки:

…О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!…

26. Дайте определение:

Ода – это…

27. Композиция – это…

А) эпизод литературного произведения
Б) столкновение персонажей
В) построение произведения

Ответы:

баллы

баллы

баллы

  1. А

11) В, Б, А

3 б

21) А

  1. В

  1. 11-17 вв.

2 б

22) о М. В. Ломоносове

  1. Б

  1. «Повесть временных лет»

23) 1В, 2Д, 3Г, 4Б, 5А

5 б

  1. А

  1. Б

24) ода, трагедия, героическая поэма

3 б

  1. В

  1. В

25) М. В. Ломоносову

  1. В

  1. эпитет

2 б

26) Ода – это торжественное стихотворение, посвящённое какому-либо историческому событию или герою.

2 б

  1. А

  1. Б

27) В

  1. Б

  1. Б

  1. 2А, 1Б

2 б

  1. Б

  1. А

  1. А

Шкала оценивания:

39 — 38 = «5»

37 — 30 = «4»

29 — 21 = «3»

18 — 0 = «2»

Промежуточная аттестация(1 четверть) по литературе в 7 классе.

2014-2015 учебный год.

                                                 Вариант -1.

  1. Дайте определение жанра летописи.
  1. Из перечисленных жанров выберите те, которые относятся к произведениям древнерусской литературы и выпишите их:

Хожение(описание путешествий), загадка, рассказ, житие, летопись, роман, поучение, послание, воинские и бытовые повести, пословица, тексты делового характера, сочинения ораторского жанра.

3.Указать соответствие произведений и их жанров (по типу: 1А, 2Б)

  1. «Повесть временных лет»
  2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
  3. «На день восшествия на всероссийский престол государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
  4. «Властителям и судиям»
  5. «Недоросль»

а) комедия

б) стихотворение

в) летопись

г)ода

д) повесть(житие)

4.Какой временной период соответствует древнерусской литературе?

5. О каком литературном деятеле 18 века идет речь? Запиши  его произведение.

 Выдающийся драматург второй половины XVIII века, реалистически отобразивший жизнь и быт провинциального дворянства России. Он боролся с крепостничеством и самодержавием в самую мрачную эпоху царствования Екатерины II. Первым из русских писателей создал правдивую сатирическую пьесу, которая имела большой успех среди прогрессивного дворянства. Автор «Бригадира » и «…» стал создателем общественной комедии в России.

6. Какие  характерные признаки классицизма нашли отражение в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Перечисли их.

7.По данным отрывкам определить героя произведения, само произведение.

А) «Врет он , друг мой сердечный, нашел деньги ни с кем не делись.  Все себе возьми… Не учись этой дурацкой науке.»

Б) «Поехал князь в свою отчину в город Муром, и был совсем здоров. Но от непомазанного струпа с первого же дня стали расходиться  струпья на теле его, и вскоре он вновь покрылся струпьями и язвами. Снова поехал князь к … за исцелением. Приехав к ее дому, со стыдом послал к ней посла, прося излечить его».

8. Запиши не менее 3 действующих лиц комедии «Недоросль», которые относятся к группе отрицательных.

9.Кому из героев принадлежат слова: «Вот злонравия достойные плоды»?

Вариант -2.

1.Дайте определение жанра жития.

2.Из перечисленных жанров выберите те, которые относятся к произведениям древнерусской литературы и выпишите их:

Хожение(описание путешествий), загадка, рассказ, житие, летопись, роман, поучение, послание, воинские и бытовые повести, пословица, тексты делового характера, сочинения ораторского жанра.

3.Указать соответствие произведений и их жанров (по типу: 1А, 2Б)

  1. «Повесть временных лет»
  2. «Недоросль»
  3. «Властителям и судиям»
  4.  «На день восшествия на всероссийский престол государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
  5.  «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

а) комедия

б) стихотворение

в) летопись

г)ода

д) повесть(житие)

4.О каком памятнике древнерусской литературы идет речь?

«Древнейшее сочинение по русской истории.Это целая энциклопедия жизни нашего государства IX-XI столетий, была создана в период расцвета Киевской Руси».

5. О каком литературном деятеле 18 века идет речь? Запиши  его произведение.

Сформулировал теорию о «трех штилях», оказавшую серьезное влияние на развитие русской литературы. Стал ведущим академиком в русской Академии наук, где стремился поддержать молодых талантливых ученых, заботясь о просвещении народа, величии и процветании страны.Он открыл новые художетсвенные возможности жанра оды, пробовал свои силы в эпической поэме и басне, в жанрах послания, идиллии, эпиграммы.

6. Какие  характерные признаки классицизма нашли отражение в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Перечисли их.

7.По данным отрывкам определить героя произведения, само произведение.

А) «Когда ей сказали слова князя, она взяла меленький сосудец, почерпнула хлебной закваски, дунула на нее и сказала:

-Истопите своему князю баню, и пусть помажет этой мазью свои струпья и язвы, но один ступ пусть оставит и будет здоров».

Б) «Люблю свиней… а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой».

8. Запиши не менее 3 действующих лиц комедии «Недоросль», которые относятся к группе положительных.

9.Кому из героев принадлежат слова: «Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться»?

КЛЮЧИ.

Промежуточная аттестация ( 1 четверть) по литературе в 7 классе.

2014-2015 учебный год.

Вариант-1.

1.Летопись- жанр древнерусской литературы, историческое повествование о событиях в хронологической последовательности. Могла включать в свой состав произведения других жанров.

2. Хожение(описание путешествий), житие, летопись, поучение, послание, воинские и бытовые повести, тексты делового характера, сочинения ораторского жанра.

3.1-В, 2-Д, 3-Г, 4-Б, 5-А.

4. 10-17 века

5. Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»

6. Единство места, времени и действия, «говорящие» фамилии, резкое деление персонажей на положительных и отрицательных.

7. А) Госпожа Простакова, комедия «Недоросль»

    Б) Князь Петр «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

8. Госпожа Простакова, Митрофан, Скотинин, Простаков, Вральман.

9. Стародум.

Вариант-2.

1.Житие- письменный рассказ о жизни святых.

2. Хожение(описание путешествий), житие, летопись, поучение, послание, воинские и бытовые повести, тексты делового характера, сочинения ораторского жанра.

3. 1-В, 2-А,3-Б, 4-Г, 5-Д.

4. Повесть временных лет.

5. М.В. Ломоносов. Ода «На день восшествия на всероссийский престол государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

6. Единство места, времени и действия, «говорящие» фамилии, резкое деление персонажей на положительных и отрицательных.

7. А) Феврония «Повесть о Петре и Февронии Муромских»    

Б) Скотинин, комедия «Недоросль»

8. Милон, Стародум, Правдин, Софья

9. Митрофан Простаков

Промежуточная аттестация ( 1 четверть) по литературе в 7 классе.

2014-2015 учебный год.

Критерии оценивания.

За верное выполнение  задания ученик получает:

1 задание – 1 баллов;

2 задание – 8 баллов;

3 задание – 5 баллов;

4 задание – 1 балл;

5 задание  — 2 балла;

6 задание – 3 балла;

7 задание – 2 балла;

8 задание  — 3-4 балла

9 задание – 1 балл.

Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший все задания- 26 баллов.

Шкала перевода в пятибалльную оценку.

Количество балов

Менее 13

13-19

20-22

23-26

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

Промежуточная аттестация(1 четверть) по литературе в 7 классе.

2014-2015 учебный год.

Вариант -1.

  1. Дайте определение жанра летописи.
  1. Из перечисленных жанров выберите те, которые относятся к произведениям древнерусской литературы и выпишите их:

Хожение(описание путешествий), загадка, рассказ, житие, летопись, роман, поучение, послание, воинские и бытовые повести, пословица, тексты делового характера, сочинения ораторского жанра.

3.Указать соответствие произведений и их жанров (по типу: 1А, 2Б)

  1. «Повесть временных лет»
  2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
  3. «На день восшествия на всероссийский престол государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
  4. «Властителям и судиям»
  5. «Недоросль»
а) комедия

б) стихотворение

в) летопись

г)ода

д) повесть(житие)

4.Какой временной период соответствует древнерусской литературе?
5. О каком литературном деятеле 18 века идет речь? Запиши его произведение.

Выдающийся драматург второй половины XVIII века, реалистически отобразивший жизнь и быт провинциального дворянства России. Он боролся с крепостничеством и самодержавием в самую мрачную эпоху царствования Екатерины II. Первым из русских писателей создал правдивую сатирическую пьесу, которая имела большой успех среди прогрессивного дворянства. Автор «Бригадира » и «…» стал создателем общественной комедии в России.
6. Какие характерные признаки классицизма нашли отражение в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Перечисли их.
7.По данным отрывкам определить героя произведения, само произведение.

А) «Врет он , друг мой сердечный, нашел деньги ни с кем не делись. Все себе возьми… Не учись этой дурацкой науке.»
Б) «Поехал князь в свою отчину в город Муром, и был совсем здоров. Но от непомазанного струпа с первого же дня стали расходиться струпья на теле его, и вскоре он вновь покрылся струпьями и язвами. Снова поехал князь к … за исцелением. Приехав к ее дому, со стыдом послал к ней посла, прося излечить его».
8. Запиши не менее 3 действующих лиц комедии «Недоросль», которые относятся к группе отрицательных.

9.Кому из героев принадлежат слова: «Вот злонравия достойные плоды»?

Вариант -2.

1.Дайте определение жанра жития.

2.Из перечисленных жанров выберите те, которые относятся к произведениям древнерусской литературы и выпишите их:

Хожение(описание путешествий), загадка, рассказ, житие, летопись, роман, поучение, послание, воинские и бытовые повести, пословица, тексты делового характера, сочинения ораторского жанра.

3.Указать соответствие произведений и их жанров (по типу: 1А, 2Б)

  1. «Повесть временных лет»
  2. «Недоросль»
  3. «Властителям и судиям»
  4. «На день восшествия на всероссийский престол государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
  5. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
а) комедия

б) стихотворение

в) летопись

г)ода

д) повесть(житие)

4.О каком памятнике древнерусской литературы идет речь?

«Древнейшее сочинение по русской истории.Это целая энциклопедия жизни нашего государства IX-XI столетий, была создана в период расцвета Киевской Руси».
5. О каком литературном деятеле 18 века идет речь? Запиши его произведение.

Сформулировал теорию о «трех штилях», оказавшую серьезное влияние на развитие русской литературы. Стал ведущим академиком в русской Академии наук, где стремился поддержать молодых талантливых ученых, заботясь о просвещении народа, величии и процветании страны.Он открыл новые художетсвенные возможности жанра оды, пробовал свои силы в эпической поэме и басне, в жанрах послания, идиллии, эпиграммы.
6. Какие характерные признаки классицизма нашли отражение в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Перечисли их.
7.По данным отрывкам определить героя произведения, само произведение.

А) «Когда ей сказали слова князя, она взяла меленький сосудец, почерпнула хлебной закваски, дунула на нее и сказала:

-Истопите своему князю баню, и пусть помажет этой мазью свои струпья и язвы, но один ступ пусть оставит и будет здоров».
Б) «Люблю свиней… а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой».
8. Запиши не менее 3 действующих лиц комедии «Недоросль», которые относятся к группе положительных.

9.Кому из героев принадлежат слова: «Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться»?

КЛЮЧИ.

Промежуточная аттестация ( 1 четверть) по литературе в 7 классе.

2014-2015 учебный год.

Вариант-1.

1.Летопись- жанр древнерусской литературы, историческое повествование о событиях в хронологической последовательности. Могла включать в свой состав произведения других жанров.

2. Хожение(описание путешествий), житие, летопись, поучение, послание, воинские и бытовые повести, тексты делового характера, сочинения ораторского жанра.

3.1-В, 2-Д, 3-Г, 4-Б, 5-А.

4. 10-17 века

5. Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»

6. Единство места, времени и действия, «говорящие» фамилии, резкое деление персонажей на положительных и отрицательных.

7. А) Госпожа Простакова, комедия «Недоросль»

Б) Князь Петр «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

8. Госпожа Простакова, Митрофан, Скотинин, Простаков, Вральман.

9. Стародум.
Вариант-2.

1.Житие- письменный рассказ о жизни святых.

2. Хожение(описание путешествий), житие, летопись, поучение, послание, воинские и бытовые повести, тексты делового характера, сочинения ораторского жанра.

3. 1-В, 2-А,3-Б, 4-Г, 5-Д.

4. Повесть временных лет.

5. М.В. Ломоносов. Ода «На день восшествия на всероссийский престол государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

6. Единство места, времени и действия, «говорящие» фамилии, резкое деление персонажей на положительных и отрицательных.

7. А) Феврония «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Б) Скотинин, комедия «Недоросль»

8. Милон, Стародум, Правдин, Софья

9. Митрофан Простаков

Промежуточная аттестация ( 1 четверть) по литературе в 7 классе.

2014-2015 учебный год.

Критерии оценивания.

За верное выполнение задания ученик получает:

1 задание – 1 баллов;

2 задание – 8 баллов;

3 задание – 5 баллов;

4 задание – 1 балл;

5 задание — 2 балла;

6 задание – 3 балла;

7 задание – 2 балла;

8 задание — 3-4 балла

9 задание – 1 балл.
Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший все задания- 26 баллов.
Шкала перевода в пятибалльную оценку.

Количество балов Менее 13 13-19 20-22 23-26
Оценка «2» «3» «4» «5»

Произведение «Слово о полку Игореве» было написано за несколько веков до того, как появилось книгопечатание, а литература вошла в широкий обиход. Оно не только получило широкую известность в истории и культуре, но уже в XVIII веке, когда феодальная раздробленность была давным-давно преодолена, а Киевская Русь и вовсе превратилась в Российскую Империю.

Материалы для самостоятельного написания

31.06%

Готовый вариант сочинения

63.45%

Да я здесь как-то случайно оказался

5.49%

Проголосовало: 3480

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Содержание

  1. Примеры готовых сочинений
  2. Вариант 1
  3. Вариант 2
  4. Вариант 3
  5. Материалы для самостоятельного написания
  6. План сочинения

Примеры готовых сочинений

На сегодняшний день «Слово о полку Игореве» остается одним из самых известных и древних памятников русской литературы, оно входит в школьную программу и изучается в современном переводе.

Вариант 1

В «Слове о полку Игореве» мы можем увидеть исторические особенности Киевской Руси, представленные неизвестным очевидцем в художественной форме. Сюжет произведения строится вокруг любви к родной земле, своему народу и самому себе, а также вокруг феодальной раздробленности Руси и ее последствий. Таким образом я могу отнести «Слово о полку Игореве» и к историческим памятникам, и к величайшим художественным произведениям: в «Слове» читатели знакомятся реальными историческими событиями из летописей, но в то же время видят вложенную автором мораль.

В самом начале произведения его главный герой – князь Игорь Святославович, собирается в военный поход. К нему присоединяется дружина и несколько ближайших союзников-князей, которые находятся в близком родстве с Игорем. Со всех сторон к ним приходят тревожные знаки и предупреждения, словно бы сама судьба предостерегает князей от похода. Однако Игорь все равно выдвигается на половцев и терпит сокрушительное поражение: за три дня его армию разбивают, а всех князей берут в плен. Автор «Слова о полку Игореве» с чувством описывает сцены битвы и героизм русских воинов, сожалея об убитых и жалея всех, кто пострадал в бессмысленной битве.

В произведении очень сильная система образов, создающая определенный художественный эффект. Так, например, земля половцев описывается очень зловещей, в то время как русская природа – помощник, без которого князь не смог бы вернуться домой. Четко прослеживается образ мудрого князя Святослава, который в своем «златом слове» ясно высказывает мораль: князьям и народу необходимо единение, без него не выжить.

За все время повествование настроение «Слова о полку Игореве» несколько раз меняется. В начале произведения мы чувствуем напряжение и тревогу, в середине – скорбь (выражаемые, в том числе, и «плачем Ярославны»), надежду на возвращение князя и действие поучительных слов Святослава, а в конце – ликование, ведь Игорь Святославович смог вернуться к Ярославне в свое княжество. В каждом участке произведения поддержать нужное настроение помогают художественные средства, рисующие в воображении читателя определенную «картину».

«Слово о полку Игореве» завершается всеобщей радостью: князь возвратился из плена. Автор ликует вместе со своими героями и прославляет русских воинов. Он выражает надежду на то, что полученный опыт подтолкнет русских князей к тому, чтобы объединиться и вместе отражать вражеские атаки, а не воевать друг против друга. Неизвестный очевидец печальных событий 1185 года хочет, чтобы Русь стала непобедимым государством и понимает, что для этого ей необходимо сначала стать сильной изнутри.

Вариант 2

В XII веке литература в Киевской Руси была не общедоступным развлечением, а привилегией: едва ли большая часть простого народа умела читать. И хотя уровень грамотности массово начали повышать только в царские времена, в период с XI по XVII вв. развивалась традиция древнерусской литературы, имеющей свой этикет, традиции и узнаваемые признаки. Ярким примерам такой литературы, доступным и известным современному населению России, стало «Слово о полку Игореве» - исторический памятник правлению князей и феодальной раздробленности на Руси.

Рассматриваемое мной произведение относится к позднему периоду древнерусской литературы, так как оно было написано уже в XII веке. Его настоящий создатель, включивший в текст свою фигуру в качестве рассказчика, до сих пор остается неизвестным – по сей день среди историков ведутся споре о личности автора «Слова». В основу сюжета легли события 1185 года, когда один из русских князей (Игорь Святославович, ставший главным героем «Слова») отправился в самонадеянный поход на половцев и в итоге оказался в плену.

Центральная проблематика «Слова о полку Игореве» неоднозначна за счет своей многогранности. Я могу только показать ее возможные грани, но охватить ее полностью не представляется возможным из-за субъективного восприятия и исторической основы произведения. Я считаю, что в проблематике «Слова» есть две центральные грани: война во всех возможных ее проявлениях и любовь во всех возможных ее проявлениях. Мы видим войну Игоря Святославовича и половцев, последствия междоусобных войн внутри Руси и даже войну между природными силами и врагами русского князя. Точно так же мы видим совершенно разную любовь в этом произведении: любовь людей и князей к своей родине, любовь автора к правителям (пусть и не всегда поступающим разумно), любовь князя Игоря к самому себе, любовь Ярославны к его мужу. Многие поступки и позиции героев, пусть и кардинально разные, происходят из одного и того же чувства.

Подводя итоги, я также могу выразить еще одну центральную грань проблематики «Слова о полку Игореве» — проблематика человеческой души. Неизвестный автор рассказывает нам о том, как душа разных персонажей стремится к удовлетворению и покою, но герои выбирают для этого разные способы. Кто-то из них ошибается – например, князь Игорь, а кто-то, наоборот, убеждается в правильности своего пути – как получилось у Ярославны. В «Слове о полку Игореве» мы видим, чем руководствуются разные души в условиях феодальной раздробленности и убеждаемся, что даже у заплутавшей души есть путь к искуплению.

Вариант 3

Произведение «Слово о полку Игореве» было создано более восьми веков назад, еще до царских времен. И оно до сих пор остается актуальным: проблемы эгоизма, необходимости единения и ответственности за свои действия откликаются и для современных людей. Я считаю, что благодаря своей неустаревающей актуальности «Слово о полку Игореве» можно считать уникальным памятником отечественной литературы.

Такое произведение не могло появиться само по себе, на пустом месте. Оно является продуктом богатой древнерусской культуры, которая уже в XX веке была достаточно развита, пусть и не распространена в широких кругах. Немногие памятники культуры того времени сохранились, но нам повезло, что мы можем познакомиться со «Словом о полку Игореве» и сейчас.

Сюжет произведения основан на событиях, которые на самом деле происходили в русском истории: в 1185 году князь Игорь Святославович вместе с несколькими князьями-союзниками действительно отправился в поход на половцев и потерпел поражение. Однако в истории эмоциональная составляющая этих событий и мораль, которую можно из них извлечь, не сохраняются. Их можно найти только в литературе, написанной очевидцем: и «Слово о полку Игореве» — это яркий пример чувственной оценки исторических событий, из которой следует урок для будущих поколений.

Несмотря на достаточно сложный и полный тревог сюжет, завершается «Слово» на оптимистичной ноте. Рассказчик радуется возвращению ранее плененного князя, восхваляет русских правителей и еще раз напоминает им об уроке, который следовало бы извлечь: Руси необходимо единение, а феодальная раздробленность приведет к упадку. Несмотря на то, что оптимистичные надежды автора «Слово о полку Игореве» не сбылись (уже в XIII веке Русь оказалась под гнетом татаро-монгольского ига), его произведение сохранилось сквозь долгие века. Я рад, что сейчас мы обязательно изучаем его в средней школе и знакомимся с историческим наследием нашего народа.

Материалы для самостоятельного написания

В «Слове о полку Игореве» ясно прослеживается основная мысль автора: князьям и народу необходимо объединяться, а не воевать друг с другом, только тогда Русь станет непобедимой. Он выражает свою позицию от собственного имени и от имени киевского князя Святослава в его «золотом слове». Мы можем опираться на эту мораль и основные темы произведения (патриотизм, ответственность, эгоизм, тщеславие, любовь) для самостоятельного написания сочинений на его основе.

«Слово о полку Игореве» показывает нам быт и тревоги русского народа в XII веке, но многие проблемы остаются актуальными и сейчас. Это сходство также следует использовать для рассуждения на тему значения исторического литературного памятника для современных поколений.

План сочинения

В школе вам необходимо научиться писать сочинение-рассуждение в соответствии со строгой структурой. Так вы сможете выработать навык грамотного изложения собственных мыслей, он пригодится вам на экзаменах и в дальнейшей жизни. Например, этот навык будет необходим для составления деловых писем, публичных обращений к аудитории или отстаивания собственной позиции.

Сочинение-рассуждение, независимо от его типа, всегда нужно писать по одному и тому же плану:

  1. Введение: несколько вводных предложений, подводящих к основной мысли вашего текста. Как это выглядит в тексте (из «Вариант №1»): «…мы можем увидеть исторические особенности Киевской Руси, представленные неизвестным очевидцем…», «…сюжет произведения строится вокруг любви к родной земле, своему народу и самому себе…».
  2. Тезис: главная мысль, в которой вам нужно лаконично выразить свою позицию, состоит из одного предложения. Как это выглядит в тексте (из «Вариант №1»): «Таким образом я могу отнести «Слово о полку Игореве» и к историческим памятникам, и к величайшим художественным произведениям: в «Слове» читатели знакомятся реальными историческими событиями из летописей, но в то же время видят вложенную автором мораль».
  3. Аргументы: несколько абзацев, в которых вы доказываете свою позицию, обращаясь к исходному тексту (последнее актуально только для сочинений на основе литературного произведения). Как это выглядит в тексте (из «Вариант №1»): «Автор «Слова о полку Игореве» с чувством описывает сцены битвы и героизм русских воинов»; «…За все время повествование настроение «Слова о полку Игореве» несколько раз меняется…».
  4. Вывод: в конце нужно подвести итог рассуждению, вновь вернувшись к основной мысли из тезиса. Как это выглядит в тексте (из «Вариант №1»): «Он выражает надежду на то, что полученный опыт подтолкнет русских князей к тому, чтобы объединиться и вместе отражать вражеские атаки».

Этот алгоритм актуален для любого сочинения-рассуждения, в каком бы классе вы не были. Конечно, для начальной школы допустимы послабления, но начиная с 5-го класса вам необходимо будет учиться писать последовательное и аргументированное рассуждение. План нужно будет запомнить только один раз и раз за разом отрабатывать в ходе написания самостоятельных работ – тогда через некоторое время вы выработаете нужный навык, и работать над сочинениями будет гораздо проще.

Василина Ермолаева

Автор экспертных текстов для сайта «Знания!»

Задать вопрос

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

  • О каком наказании идет речь в романе преступление и наказание сочинение
  • О каком историческом периоде идет речь в рассказе матренин двор
  • О каком дереве идет речь в рассказе листвянка
  • О каком виде словесного искусства идет речь если известно что его жанрами являются сказки былины
  • О какой хирургии рассказывает чехов в рассказе хирургия