Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
2017-2018 учебный год
город Мегион
8 класс
Время выполнения заданий – 2 часа Максимальное количество баллов – 62
Уважаемый участник олимпиады!
Вам предлагается 9 заданий. Эти задания включают вопросы, выявляющие ваши реальные знания по разным разделам учебного материала, поверяющие развитие речи и читательский кругозор, понимание текста, теоретические знания по литературе.. Задания более сложные, чем на уроках литературы.
Переписывать их не нужно, достаточно внимательно прочесть формулировку каждого вопроса и чётко написать правильный ответ в бланк ответа.
Задание 8 и 9 обнаруживает Ваши умения анализировать лирические и прозаические произведения.
Не торопитесь, не волнуйтесь, сообразуйтесь со временем. Старайтесь не оставлять на листе опроса следов своих раздумий. Лучше это сделать на черновике, а в бланке ответа все записи оформлять чисто и аккуратно.
Желаем вам удачи!
Знание текстов художественных произведений
1. Какие герои из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» изображены здесь?
- Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостью была страсть к прекрасному полу; нередко за свои нежности получал он толчки, от которых охал по целым суткам.
- Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское.
- Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие. А голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.
Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. – 3 б.)
2. Перед вами отрывки из стихов русских поэтов, посвященных наступлению весны. Назовите фамилии авторов.
- Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
- Люблю грозу вначале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
- Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало…
- Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
- О, весна без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. – 5 б.)
3. В приведенных цитатах вставьте пропущенное слово, выбрав его из нескольких предложенных, определите автора и название произведения:
Приятели троекратно … и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены |
Обнялись Расцеловались Облобызались Обменялись рукопожатием |
Автор, название произведения: |
В пустыне … и … На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит – один во всей вселенной. |
Мрачной и глухой Знойной и пустой Страшной и пустой Чахлой и скупой |
|
Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть: Она, как … во мне жила, Изгрызла душу и сожгла. |
Червь Зверь Тигр Огонь |
Оценка: за каждое правильно вставленное слово – по 1 баллу (максимум – 3 балла).
Автор и название произведения – по 0,5 балла (максимум – 3 балла).
Историко-литературные задания
4. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:
а) Ясная Поляна;
б) Спасское-Лутовиново;
в) Нежин;
г) Тарханы;
д) Михайловское.
Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. – 5 б.)
5.Назовите авторов произведений.
1) «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь».
2) «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы».
3) «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина».
Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. – 3 б.)
Знание теории литературы
6. Найдите, где размер стиха определен ошибочно, исправьте ошибку:
А) «Ель рукавом мне тропинку завесила» — 4-стопный амфибрахий
Б) «Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок» — 4-стопный хорей
В) «Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил…» — 5-стопный ямб
Г) «Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?» — 3-стопный анапест
Оценка: за каждую исправленную ошибку – 1 балл.
7. Укажите, к какому жанру относится каждый из предложенных текстов. Дайте определение этих жанров. Какие особенности позволяют отнести текст к выбранному вами жанру?
1. У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем… Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на добычу стремится; Но делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву»… 2. Над морем красавица-дева сидит; И, к другу ласкаяся, так говорит: «Достань ожерелье, спустися на дно: Сегодня в пучину упало оно! Ты этим докажешь свою мне любовь!» Вскипела лихая у юноши кровь, И ум его обнял невольный недуг, Он в пенную бездну кидается вдруг. Из пены перловые брызги летят, И волны теснятся, и мчатся назад, И снова приходят и о берег бьют, Вот милого друга они принесут. О счастье! он жив, он скалу ухватил, В руке ожерелье, но мрачен как был. Он верить боится усталым ногам, И влажные кудри бегут по плечам… 3. Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник, — И дело не пойдет на лад, Да и примечено стократ, Что кто за ремесло чужое браться любит, Тот завсегда других упрямей и вздорней: Он лучше дело все погубит И рад скорей Посмешищем стать света, Чем у честных и знающих людей Спросить иль выслушать разумного совета. Зубастой Щуке в мысль пришло За кошачье приняться ремесло. Не знаю: завистью ль ее лукавый мучил, Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил? Но только вздумала Кота она просить, Чтоб взял ее с собою на охоту, Мышей в амбаре половить… 4. Стал Вольга ростеть матереть, Похотелося Вольге да много мудростей: Щукою рыбою ходит Вольга во синих морях, Птицей соколом летит Вольга под оболоки, Волком рыщет во чистых полях… Стал Вольга ростеть матереть И сбирал себе дружинушку хоробрую, Тридцать молодцев без единого, Сам еще Вольга во тридцатыих. 5. Во имя господа нашего Иисуса Христа, сына божия. Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь писать о святом князе Александре, сыне Ярославове. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его. Сей князь Александр родился от родителей милосердных и человеколюбивых, более всего – кротких… И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона… 6. Уже бледнеет день, скрываясь за горою; Шумящие стада толпятся над рекой; Усталый селянин медлительной стопою Идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой. В туманном сумраке окрестность исчезает… Повсюду тишина; повсюду мертвый сон; Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает, Лишь слышится вдали рогов унылый звон… |
1. Баллада 2. Былина 3. Басня 4. Житие 5. Элегия |
Ответы впишите в таблицу:
№ текста |
Жанр, определение |
Жанровые признаки в тексте |
Оценка: за верно указанный жанр – по 1 баллу (максимум – 6 баллов).
За каждое правильное определение – по 1 баллу (максимум – 5 баллов).
Ученики могут назвать разное количество признаков (за каждый правильный – по 0,5 балла).
Интерпретация лирического и прозаического произведения
8. Выполните письменный анализ стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей». Анализируя стихотворение, опирайтесь на предложенные вопросы.
Звезда полей
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…
Звезда полей! В минуту потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…
К какому виду лирики вы отнесли бы это стихотворение (пейзажная, философская, интимная, гражданская)? Почему?
Определите, от какого лица строится текст, как выражен говорящий (прямо или косвенно)?
Что является основным предметом речи в этом произведении? Какие слова являются, на ваш взгляд, ключевыми?
Какая связь, по мысли Н. Рубцова, существует между природой и человеком? Как подчеркнута эта связь?
С помощью каких приемов поэту удается передать свое отношение к природе?
Максимум – 7 баллов
9. Прочитайте произведение И.С. Тургенева — стихотворение в прозе «Нищий» (1878).
Объясните, как вы поняли его смысл. В своем ответе опирайтесь на предложенные после текста задания (рекомендуемый объем ответов на каждый вопрос 3-4 предложения). ( 8 баллов)
Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!
Он протянул мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.
Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.
А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…
«Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись
– и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
˗ Что ж, брат, ˗ прошамкал он, ˗ и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.
1.Сформулируйте тему произведения. Какими художественными средствами Тургенев характеризует положение нищего? (2 балла)
2.Опишите душевное состояние рассказчика и назовите, какими приемами оно выражено.(2 балла)
3.Объясните, о каком подаянии сказал нищий, и какое подаяние имел в виду рассказчик в последней фразе произведения.(2 балла)
4.Логичность и грамотность теста. ( 5 баллов)
Максимум – 11 баллов
Межшкольный информационно-методический центр Ордынского района
Межшкольный информационно-методический центр Ордынского района
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников политературе
Задания 8 класс
Задания рассчитаны на 2 часа (120 минут). Максимальный балл за работу – 60.
Часть первая. Максимально 20 баллов.
1. О каком писателе идёт речь?
1. Настоящее имя этого писателя – СэмюэльКлеменс, его псевдоним означает лоцманский термин, используемый на реке Миссисипи. В 12 лет он остался без отца, был вынужден бросить школу и зарабатывать себе на жизнь. Попробовал себя в различных профессиях: был учеником типографщика, наборщиком, лоцманом, золотоискателем, журналистом. Уже при жизни был настолько знаменит, что письма к нему доходили, даже если на конверте были написаны только название страны и его имя. _____________________________________________
2. Первые рассказы этого писателя были весёлые, смешные, забавные, остроумные, и печатали их в журналах, названия которых также были необычными: «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». И эти рассказы он пишет под псевдонимом, являясь студентом медицинского факультета Московского университета. __________________________________________
3. Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С.Пушкин называл себя его учеником. В ответ этот писатель подарил великому поэту свой портрет в знак уважения после выхода «Руслана и Людмилы». ____________________________________
4. Уильям Сидней Портер (таково его настоящее имя) создаёт свой первый рассказ, находясь в тюрьме, а на вырученные деньги покупает рождественский подарок для своей дочки, которая вместе с мамой ждёт его дома. __________________________________________
5. У себя дома в имении под Тулой он создаёт школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создаёт четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и вышел в отставку после участия в героической обороне Севастополя. Собрание сочинений составляет 90 томов. ________________________________
6. За право считаться его родиной спорили семь городов. Его существование окутано тайной. Слепой, мудрый, бедный, странствующий – вот всё, что дошло о нём сквозь тысячелетия. А ведь он создал две великие поэмы о великой войне и о возвращении, сюжеты которых стали «фундаментом» европейской культуры. ________________________________
2. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены:
1). Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются, —
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит себе благословеньица:
Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду в славный стольный Киев-град,
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую. ________________________________________
2). Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской. __________________________
3). Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай. _____________________________
4). Один в поле не воин, а путник. ________________________________
5). Спереди пятачок,
сзади крючок,
посередине спинка,
на спинке щетинка. _______________________________________________
6)Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей она будет люба, пусть примет её в сердце своё и не станет лениться, а будет трудиться. Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте /…./ и не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. ____________________________________________________
Задания школьного этапа всероссийской олимпиады в 2015 – 2016 учебном году по литературе для учащихся 7 — 8 классов
- I.Знание текстов художественных произведений
Задание 1. Запишите выражения, в состав которых входят следующие персонажи мифологических рассказов: Авгий, Ахиллес, Сизиф. Составьте статью энциклопедического словаря, посвященную одному из названных персонажей (3 балла)
Задание 2. Определите произведения и их авторов по приведенным портретным характеристикам. Укажите, чей это портрет. . (Максимум: 12 баллов, по одному баллу за название произведения, имя автора и героя).
2.1. От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось.
2.2. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза.
2.3. (Он) только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем.
2.4. Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта… была выразительно легка и чиста, как полет ласточки
Задание 3. Определите жанр, название произведения и его автора по приведенным перечням слов. (Максимум: 15 баллов, по 1 баллу за указание жанра, названия произведения и автора)
3.1. Зеркало, свеча, светлица, Светлана.
3.2. Отец Кондрат, Чуб, Касьян Свербыгуз, Солоха.
3.3. Городовой Елдырин, генерал Жигалов, золотых дел мастер Хрюкин.
3.4. Муром, село Карачарово, Киев-град, Чернигов-град, речка Смородина, Одихмантьев сын.
3.5. Лещик, потроха, стерляди кусочек, бедный Фока.
Задание 4. Расположите в хронологическом порядке следующие произведения. (1 балл)
А.К.Толстой — «Князь Серебряный»
Ф.Рабле – «Гаргантюа и Пантагрюэль»
И.Ильф, Е.Петров – «Двенадцать стульев»
Н.В.Гоголь – «Тарас Бульба»
М.Ю.Лермонтов – «Бородино»
II. Историко-биографический блок.
О каком писателе идёт речь? (Максимум: 5 баллов, по одному баллу за каждого писателя)
1. Настоящее имя этого писателя – Сэмюэль Клеменс, его псевдоним означает лоцманский термин, используемый на реке Миссисипи. В 12 лет он остался без отца, был вынужден бросить школу и зарабатывать себе на жизнь. Попробовал себя в различных профессиях: был учеником типографщика, наборщиком, лоцманом, золотоискателем, журналистом. Уже при жизни был настолько знаменит, что письма к нему доходили, даже если на конверте были написаны только название страны и его имя.
2. Первые рассказы этого писателя были весёлые, смешные, забавные, остроумные, и печатали их в журналах, названия которых также были необычными: «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». И эти рассказы он пишет под псевдонимом, являясь студентом медицинского факультета Московского университета.
3. Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С.Пушкин называл себя его учеником. В ответ этот писатель подарил великому поэту свой портрет в знак уважения после выхода «Руслана и Людмилы».
4. Уильям Сидней Портер (таково его настоящее имя) создаёт свой первый рассказ, находясь в тюрьме, а на вырученные деньги покупает рождественский подарок для своей дочки, которая вместе с мамой ждёт его дома.
5. У себя дома в имении под Тулой он создаёт школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создаёт четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и вышел в отставку после участия в героической обороне Севастополя. Собрание сочинений составляет 90 томов.
III. Знание теории литературы.
Задание 1. (Максимум: 5 баллов, по одному баллу за каждый правильно указанный троп)
1. Какие тропы выделены в тексте: «… От вёсел к берегу кудрявый след бежал» (А.Фет.)?
1) эпитет; 2) метафора; 3) олицетворение; 4) синекдоха.
2. Какой троп используется в тексте: « Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из листика сирени сделал зонтик он для тени и гулял» (А.Плещеев.)?
1) сравнение; 2) метафора; 3) литота; 4) эпитет.
3. Какой троп используется в тексте: « Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу» (А.Пушкин.)?
1) эпитет; 2) метафора; 3) олицетворение; 4) сравнение.
4. Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Люблю я пышное природы увяданье…» (А.Пушкин.)?
1) градация; 2) инверсия; 3) эллипсис; 4) оксюморон.
5. Какой троп используется в стихотворении «Чаша жизни» М.Лермонтова?
Мы пьём из чаши бытия
С закрытыми очами,
Златые омочив края
Своими же слезами;
2.Когда ж пред смертью с глаз
Завязка упадает,
И всё, что обольщало нас,
С завязкой исчезает —
3. Тогда мы видим, что пуста
Была златая чаша,
Что в ней напиток был – мечта
И что она не наша!
- 1.эпитет; 2. развёрнутая метафора; 3.олицетворение; 4. сравнение.
Задание 2. Прочитайте стихотворение Я.П.Полонского.
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись – не уступили
Той скалы друг другу даром,
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром – по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели…
Выберите из предложенного списка 3 понятия, наиболее соответствующие идейно-художественным особенностям стихотворения Я.П.Полонского «По горам две хмурых тучи…». объясните ваш выбор. (3-5 баллов)
Аллегория Градация Олицетворение
Аллитерация Динамика Хорей
Афоризм Ирония Эпитет
Гипербола Многоточие Ямб
- IV. Культурная компетенция. Укажите пять литературных произведений отечественных авторов, которые важно прочитать Вашим сверстникам. Обоснуйте свой выбор. (Максимум: 10 баллов, по 2 балла за каждую указанную книгу и ее обоснование).