О каком произведении идет речь это самое знаменитое из летописных сочинений описывающее

Проверочная работа по теме: «Книга в мировой культуре»

        Цель: проверить сформированность умения работать с учебной книгой.

Планируемые результаты: предметные: умения применять полученные знания на практике, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные: Р – формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по теме урока, оценивание своей работы на уроке, П – анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли, К – ответы на вопросы на основе художественного текста; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге.

     1. Проверочная работа
   
 Прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ.                                                                              
    1. Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?
        а) многие тысячи лет назад
        б) когда появилось устное народное творчество
        в)
с появлением письменности
        г) когда стали печатать первые книги
    2. Откуда пошло название —
летописи?
        а) от слова
записи                    в) от слова лето
        б) от слова
год                          г) от слова летать

— Что такое книга? ( Печатное произведение (в старое время также рукопись) в форме сброшюрованных или переплетенных вместе листов с каким-нибудь  тексом, иногда и рисунками.)
Переписчики книг- кто они? (Переписчиками книг были главным образом священники, дьяконы, монахи.)
 О каком произведении идет речь? (Примерный ответ.
 О «Повести временных лет».  Это самое знаменитое из летописных сочинений , описывающее в основном историю восточных славян, исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси.)
Узнайте пословицы. В чем смысл этих пословиц? (Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Книги не говорят, а правду предсказывают.)
Книги не говорят, …                      …а ума придала.
                                                         …да и своим умом двигай
Книга в счастье украшает,…        …а правду сказывают.
                                                        …а в несчастье утешает.

    2. Проверка навыков чтения                
    …Узкими  горными тропинками, от одного дачного поселка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенного бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. У перекрестков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. По каким-то ему одному известным признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и, весело болтая мохнатыми ушами, кидался галопом вперед. За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и грязную клетку со щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец, сзади плелся старший член труппы – дедушка Мартын  Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.
    Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо…

А.Куприн

    — Как вы понимаете, что означает слово труппа?
   
 Расскажите, кто входил в маленькую бродячую труппу.
   
 Что рассказал о них автор?
                                   

Проверочная работа по теме: «Истоки литературного творчества»

Цель: проверить полученные при изучении раздела знания обучающихся,  проверить сформированность умения   работать с учебной и художественной книгой.

Планируемые результаты: предметные: умения применять полученные знания на практике, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные: Р – формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по теме урока, оценивание своей работы на уроке, П – анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли, К – ответы на вопросы на основе художественного текста; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге.

Выберите правильный ответ.
1. Былина – это:
   а) сказка о богатырях
   б) летопись о богатырях
   в) быль
   г)
русская народная эпическая песня – сказание о богатырях
2. Богатырь – это:
   а) богатый человек
   б) древнерусский князь
   в) завоеватель чужих земель
   г)
воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного      достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью 
Перечислите истоки литературного творчества. Подчеркните те из      них, о которых вы узнали в этом году. (Сказки, загадки, пословицы, поговорки, потешки, скороговорки, небылицы, колыбельные песни, былины.)
Что такое миф? Каких мифологических героев вы знаете? (Мифы – это народные сказания о легендарных героях, богах.)
Узнайте, о каком герое и произведении идет речь.

                 Из того ли из города из Мурома,
                  Из того села да Карачарова
                  Выезжал дородный добрый молодец.
                  Он стоял заутреню во Муроме.
                  Ай к обеденке поспеть хотел он во стольный
                  Киев-град. (
Илья Муромец. «Илья Муромец
                  и Соловей-Разбойник»
.)
Рассмотрите    внимательно репродукцию картины «Богатыри» В.Васнецова. Кого из русских богатырей представил художник? Напишите текст «Былинные богатыри — защитники земли Русской».

Проверочная работа  по теме «О Родине, о подвигах, о славе»

Цель: проверить полученные при изучении раздела знания обучающихся.

Планируемые результаты: знание произведений; умение характеризовать произведения; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела.

         Выполните задания.
       1. Запишите близкие по смыслу слова (синонимы) к слову
Родина.
       2. Какие произведения о Родине вам запомнились?
       3. С какими именами связаны эти исторические события:
       а) с юга набеги кочевников – Золотая Орда, Куликово поле (
князь Дмитрий Иванович Донской)
        б) с запада шведы, немцы – Ледовое побоище на Чудском озере (Александр Невский)
       в) Отечественная война 1812 г. – Бородинская битва (
французский полководец Наполеон Бонапарт, фельдмаршал Михаил Кутузов)
       4. К какому времени относятся события в рассказе А.Приставкина «Портрет отца»?
(«Это случилось в войну». Имеется в виду Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.)
       5. Пословицы – особый жанр литературы. В одном предложении выражается глубокая точная мысль. Соберите пословицы.
Родина – мать, …                                   …что соловей без песни.
Человек без Родины,…                          … своя сторона.
На чужбине родная землица…             … умей за нее постоять.
Для Родины своей ни сил,…                 …ни жизни не жалей.
Всякому мила…                                     …во сне снится.

(Родина – мать, умей за нее постоять.
Человек без Родины, что соловей без песни.
На чужбине родная землица во сне снится.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Всякому мила своя сторона.)
    6. Выберите одну из пословиц и запишите к ней название     произведения, смысл которого она раскрывает.
   7. Составьте аннотацию понравившейся книги по плану.
    План
   1. Где происходит действие?
   2. Кто является героем?
   3. Что в герое особенного?
   4. Что случается с героем (завязка сюжета)?
   5. Что с ним может случится и в чем заключается интрига?
   6. Что интересного можно сказать об авторе и произведении?

Проверочная работа  по теме «Жить по совести, любя друг друга»

Цель: проверить полученные при изучении раздела знания обучающихся

Планируемые результаты: знание произведений; умение характеризовать произведения; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли.

Прочитайте текст. Выполните задания.

Джек – поводырь

Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещрённом синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук – постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках – бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока проедут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.

   «Джек, на остановку!» — и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно… «Джек, в магазин!» — ведёт в гастроном.

— Джек теперь мне взамен глаз! – не нахвалится своим поводырём бывший лётчик.

Вопросы и задания

1.Определите жанр произведения

а) рассказ                                          в) сказка

б) басня                                             г)стихотворение

                        2.Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека

                        а) Он отличался от всех внешним видом

                        б) Он всегда гулял с собакой

в) Он гулял в одном и том же месте

По какой причине ослеп лётчик? Выпишите ответ из текста

Как вы понимаете значение слова «поводырь»?

Кто стал верным другом бывшего лётчика?

Как вы понимаете выражение  «Джек теперь мне взамен глаз»

Подберите синонимы к слову «выбоина»

Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?

А) лаял на молодого человека

Б) тыкался носом в колени пассажира помоложе

В) начинал рычать на пассажира

Восстановите последовательность событий рассказа.

А) вместо палочки он держал за поводок собаку

Б) Джек ведёт к автобусу

В) каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой

Г) он лишился одной руки и обоих глаз

Д) бывший лётчик доволен другом

Определите главную мысль текста

Проверочная работа  по теме «Литературная сказка»

Цель: проверить полученные при изучении раздела знания обучающихся.

Планируемые результаты: знание произведений; умение характеризовать произведения; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли.

Назовите произведения:

— В этом произведении главный герой  был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком

— Главная героиня рисковала своей жизнью ради отца

— Главная героиня в этой сказке чуть не погибла, спасая своих братьев

— В этом произведении рассказывается о том, как друзья помогали нашему герою на кухне.

— Произведение, которое начинало раздел

— В этом произведении можно узнать о подводной жизни

2        « Найди пару»

            «Пятеро из одного стручка»                                 Ш.Перро

              «Спящая красавица»                 С. Аксаков

        «Чайник»        И. Токмакова

        «Аленький цветочек»        Г.-Х. Андерсен

        «Сказочка о счастье»

«Бюро находок»

— Из какого произведения эти предметы?

-крапива

-Золотой венец из каменьев самоцветных

-Зеркало

-Горошина

-Цветочная луковица

-Белые камешки

«Назови имя»

— Имя Токмаковой

-Автор сказки «Аленький цветочек»

— Этот герой спасал не раз своих братьев

— Имя главной героини сказки «Дикие лебеди»

Главный герой рассказа – Алеша, мальчик, который лишился отца и воспитывается в доме матери бабушкой и дедушкой. Они стали его главными воспитателями, которые вкладывали в юную душу основу для будущей жизни. Однако дом полон родственников и чужих людей и каждый из них сам того не желая влияет на ребенка, формируя его характер и взгляды на мир.

Произведение «Детство» довольно не большое. Основной сюжет связан с персонажем, ставшим отображением автобиографии Горького, а все герои второго плана лишь раскрывают характер ребенка и выражают отношение самого автора к тому времени и событиям, которые происходили вокруг Алеши. С одной стороны Горький передает Алеше собственные мысли и в тоже время автор является сторонним наблюдателем и даже судьей.

Алешина жизнь очень беспокойная и нестабильная, ребенок сталкивается со многими сложностями. Раньше семья мальчика была зажиточной, но к тому времени, как ему нужно было идти в школу, все изменилось. Ребенок, не смотря на хорошую успеваемость, был отвергнут одноклассниками за нищету. Из-за того, что бедность не позволяла приобрести учебник, Алеша не мог попасть на урок. Кроме этого автор указывает на то, что ждало мальчика дома – дед неоднократно избивал бабушку, братья его матери вели тяжбу из-за наследства, дети были жестоки с теми, кто слабее их. С самых юных лет Алеша увидел смерть. Разумеется, все эти переживания оставляли на детской душе глубокие отпечатки. Даже такому сложному детству не пришлось продлиться положенное время. Из-за недостатка дед отказывается обеспечивать юного внука и отправляет его «в люди». Не смотря на это, ребенок умеет найти в окружающем его жестоком мире что-то хорошее.

Сам автор говорил, что во время своего детства он представляется себе неким ульем, в который сносят пчелы – его родственники мед своего жизненного опыта и всего, что ребенок мог у них перенять. Однако зачастую приходилось постигать горечь и низость, но ведь любое знание можно назвать медом. В этом основная идея произведения. Горький считает, что в детство — это важный этап развития любого человека, ведь в это время формируется характер, мировоззрение, психика, создается целостная личность, которая впоследствии станет частью общества. А потому так важно, чтобы возле ребенка были такие люди, которые смогли бы вложить в юное сердце доброту, великодушие, сострадание. Продолжая тему гуманизма, Горький говорит о том, что любой ребенок это такой же человек, который требует уважения.

Проверочная работа
по разделу «Книга в мировой культуре».

1.       Когда
сведения о важных событиях стали записывать в летописях?

а)многие тысячи
лет назад

б)когда появилось
устное народное творчество

в)с появлением
письменности

2. Откуда пошло
название летописи?

а)от слова записи

б) от слова год

в)от слова лето

г) от слова летать

3. Что такое
книга?

4. Переписчики
книг – кто они?

5. О каком
произведении идет речь?  Это самое знаменитое из летописных сочинений,
описывающее в основном историю восточных славян, исторические и полулегендарные
события , происходившие в Древней Руси.

6. Узнайте
пословицы. В чем смысл этих пословиц?

Книги не
говорят,…                   а ума придала

                                                     
да и своим умом двигай           

Книга в счастье
украшает          а правду сказывают

                                                     
А в несчастье утешает

Проверочная работа по
разделу  «Истоки литературного творчества».

1.       Былина –
это …

а)сказка о
богатырях

б)летопись
о богатырях

в)русская
народная эпическая песня – сказание о богатырях.

2.
Богатырь – это …

а)богатый
человек

б)
древнерусский князь

в)завоеватель
чужих земель

г)воин,
защитник своей Родины.

3.
Перечислите истоки литературного творчества.

4. Что
такое миф?

5.
Узнайте, о каком герое и произведении идет речь.

Из того ли из города из Мурома,

Из того ли села да Карачарова

Выезжал дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню  во Муроме.

 Ай к обеденке поспеть хотел он во
стольный Киев – град.

Проверочная
работа №3 по разделу «О Родине , о подвигах, о славе
».

1.       Запишите
близкие по смыслу слова ( синонимы ) к слову Родина.

2.       Какие
произведения о Родине вам запомнились?

3.       С какими
именами связаны  эти исторические события:

а) с юга
набеги кочевников –Золотая Орда, Куликово поле.

б)с запада
шведы, немцы –Ледовое побоище на Чудском озере.

в)Отечественная
война 1812 г – Бородинская битва.

4.       К какому
времени относятся события в рассказе А. Приставкина «Портрет отца»?

5.       Пословицы
– особый жанр литературы. В одном предложении выражается глубокая точная мысль.
Соберите пословицы.

Родина –
мать, …                                                          что соловей
без песни.

Человек
без Родины, …                                               своя сторона.

На чужбине
родная землица…                                   умей за нее постоять

Для Родины
своей ни сил, …                                      ни жизни не жалей

Всякому
мила…                                                           во сне снится

6.       Выберите
одну из пословиц и запишите к ней название произведения, смысл которого она
раскрывает.

7.       Составьте
аннотацию понравившейся книги по плану.

Проверочная
работа по разделу «Жить по совести, любя друг друга».

                
«Джек – поводырь»

Жители
улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших черных очках
на испещренном синимиотметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и
тук – тук постукивает своей резной палочкой. Человек в черных очках – бывший
военный летчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих
глаз. И  вдруг, к удивлению прохожих, слепой летчик появился без своей палочки.
Вместо нее он держал за поводок собаку. Джек уверенно вел своего хозяина по
улице. У перекрестка Джек останавливался и выжидал, пока проедут машины. Он
обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.

«Джек,
на остановку!» — и собака послушно ведет своего хозяина к автобусу. Если
пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает
из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол , ты и постоять
можешь, а моему хозяину стоять трудно… «Джек, в магазин!» — ведет в гастроном.

         
— Джек теперь мне взамен глаз! – не нахвалится своим поводырем бывший летчик.

1.
Определите жанр произведения.

а)рассказ                       
в)сказка

б)басня                          
г)стихотворение

2.
Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?

а)он
отличался от всех внешним видом

б)он
всегда гулял с собакой

в)
он гулял в одном и том же месте

3.
По какой причине ослеп летчик? Выпишите ответ из текста.

4.
Как вы понимаете значение слова «Поводырь»?

5.
Кто стал верным другом бывшего летчика?

6.
Как вы понимаете выражение «Джек мне теперь  взамен глаз»?

7.
Подберите синонимы к слову «выбоина».

8.
Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?

а)лаял
на молодого человека

б)тыкался
носом в колени пассажира помоложе

в)начинал
рычать на пассажира

9.
Восстановите последовательность событий рассказа.

а)вместо
палочки он держал за поводок собаку

б)Джек
ведет к автобусу

в)каждый
день проходит по тротуару, постукивая палочкой

г)он
лишился одной руки и обоих глаз

д)бывший
летчик доволен другом

10.
Определите главную мысль текста.

Проверочная
работа по разделу «Литературная сказка».

Написать
отзыв о любом понравившемся произведении по плану.

1.      
Автор

2.      
Название
произведения.

3.      
Жанр
произведения.

4.      
О
чем этот текст?

5.      
Кто
из героев понравился и почему?

6.      
Чем
понравилось это произведение?

Проверочная работа по разделу «Книга в мировой культуре»

Ф.И. _______________________________________дата______________

1.Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?

а) многие тысячи лет назад

б) когда появилось устное народное творчество

в) с появлением письменности

2. Откуда пошло название летописи? Подчеркни .

а) от слова записи б) от слова год

в) от слова лето г) от слова летать

3. Что такое книга? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Переписчики книг – кто они? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. О каком произведении идет речь?

«Это самое знаменитое из летописных сочинений, описывающее в основном историю восточных славян, исторические и полулегендарные события , происходившие в Древней Руси».

6. Узнайте пословицы. соедини их правильно.

Книги не говорят,… а ума придала

а в несчастье утешает а правду сказывают

Книга в счастье украшает да и своим умом двигай

Проверочная работа по разделу «Книга в мировой культуре»

Ф.И. _______________________________________дата______________

1.Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?

а) многие тысячи лет назад

б) когда появилось устное народное творчество

в) с появлением письменности

2. Откуда пошло название летописи? Подчеркни.

а) от слова записи б) от слова год

в) от слова лето г) от слова летать

3. Что такое книга? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Переписчики книг – кто они? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. О каком произведении идет речь?

«Это самое знаменитое из летописных сочинений, описывающее в основном историю восточных славян, исторические и полулегендарные события , происходившие в Древней Руси».

6. Узнайте пословицы. соедини их правильно.

Книги не говорят,… а ума придала

а в несчастье утешает а правду сказывают

Книга в счастье украшает да и своим умом двигай

Проверочная работа по разделу «Книга в мировой культуре». ОТВЕТЫ

1.Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?

а) многие тысячи лет назад

б) когда появилось устное народное творчество

в) с появлением письменности

2. Откуда пошло название летописи?

а) от слова записи б) от слова год

в) от слова лето г) от слова летать

3. Что такое книга?(Печатное произведение (в старое время рукопись)в форме сброшюрованных или переплетённых вместе листов с каким-нибудь текстом, иногда рисунками)

4. Переписчики книг – кто они?(Переписчиками были главным образом священники, дьяконы, монахи)

5. О каком произведении идет речь?

«Это самое знаменитое из летописных сочинений, описывающее в основном историю восточных славян, исторические и полулегендарные события , происходившие в Древней Руси».

Примерный ответ: «О повести временных лет» Это самое знаменитое из летописных сочинений (7века), описывающее в основном историю восточных славян, исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси.

6. Узнайте пословицы. Запишите их правильно.

Книги не говорят,… а правду сказывают

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Проверочная работа по разделу «Истоки литературного творчества».

Ф.И.______________________________________________дата_____________________

1) Выбери правильный ответ.

а) Былина – это … ___________________________________________________________

-сказка о богатырях                        -летопись о богатырях

-быль                                                -русская народная эпическая песня

б) – Богатырь – это … ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ -богатый человек

-древнерусский князь

-завоеватель чужих земель

-воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью

2) Перечислите истоки литературного творчества. Затем подчеркните те из них, о которых вы узнали в этом году. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Что такое миф? ________________________________________________________________________________

4) Узнайте, запишите, о каком герое в произведении идет речь? _____________________

Из того ли из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме.

А к обеденке поспеть хотел

Он во стольный Киев-град.

5) Кто это? Допиши имя героя.

-Славный защитник Руси-матушки, 33 года неподвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. _______________________________

-Злодей. Свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-змеиному.) ________________________________________________

-Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира.

_______________________________________________

-Чудовище, которое жило на горе Сорочинской. _______________________________________

-Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана у морского царя.___________________

Могучий богатырь, который не смог поднять суму переметную. _________________________

6) «Богатыри», «Витязь на распутье». Кто автор этих картин и кто на них изображены?

________________________________________________________________________________

7) Чем былины похожи на народные волшебные сказки? Чем они отличаются?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа по разделу «Истоки литературного творчества». ОТВЕТЫ

Ф.И.______________________________________________дата_____________________

1) Выбери правильный ответ.

а) Былина – это … (русская народная эпическая песня)

-сказка о богатырях                        -летопись о богатырях

-быль                                                -русская народная эпическая песня

б) – Богатырь – это … (воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью)

-богатый человек

-древнерусский князь

-завоеватель чужих земель

-воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью

2) Перечислите истоки литературного творчества. Затем подчеркните те из них, о которых вы узнали в этом году. (сказки, загадки, пословицы, поговорки, потешки, скороговорки, небылицы, колыбельные песни, мифы, былины, притчи, легенды)

__________________________________________________________________________

3) Что такое миф? (Это народные сказания о легендарных героях, богах)

__________________________________________________________________

4) Узнайте, запишите, о каком герое в произведении идет речь? (Илья Муромец)

Из того ли из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме.

А к обеденке поспеть хотел

Он во стольный Киев-град.

5) Кто это? Допиши имя героя.

-Славный защитник Руси-матушки, 33 года неподвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец)

-Злодей. Свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-змеиному. (Соловей-разбойник) ________________________________________________

-Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира. (Добрыня Никитич)

-Чудовище, которое жило на горе Сорочинской. (Змей Горыны

-Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана у морского царя. (Садк

Могучий богатырь, который не смог поднять суму переметную. (Святого

6) «Богатыри», «Витязь на распутье». Кто автор этих картин и кто на них изображены? (В. М. Васнецов, изображены богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

__________________________________________________________________

7) Чем былины похожи на народные волшебные сказки? Чем они отличаются?

Сказка является полностью выдуманной, И в конце обычно мораль (не всегда прямо, но все же мораль есть во всех сказках).
Былина основывается на исторических событиях, однако у героев часто видна идеализация — сверхчеловеческая сила или великая мудрость, которых в реальной жизни у героя возможно и не было в такой мере.

Проверочная работа по разделу «Жить по совести, любя друг друга».

Ф.И. ________________________________________дата____________________

1) Можно ли дать разделу другое название? Выбери из предложенных пословиц подходящие.

-Скучен день до вечера, коли делать нечего.

-Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

-Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

-В добрый час молвить, в худой промолчать.

-Дружбу помни, а зло забывай.

2) Из какого произведения этот отрывок? Напиши его название и автора.

— «За круглым столом под большой лампой сидели с книгами матушка и Аркадий Иванович»

_______________________________________________________________________________________- «Слушаю сказку –сердце так и мрет; а в трубе сердито ветер злой поет» _____________________

________________________________________________________________________________

— «Выбравшись на лужайку перед старым двухэтажным сараем, Женя вынула из карману рогатку и, натянув резинку, запустила в небо маленького картонного парашютиста______________________

________________________________________________________________________________

— «Андрюша вышел с палкой во двор. А во дворе мальчишек уже не было. Там гуляла черная собака, которую Андрюша всегда боялся» ______________________________________________________

— «Я вернулась в комнату. Настроение у меня было слегка испорчено, но я взяла в руку карандаш, и всё снова стало хорошо» _______________________________________________________________

— «Сегодня опять ничего интересного не случилось. Мыслей тоже пока почему-то не было. Прямо не знаю, о чем писать?» _________________________________________________________________

— «Пришли мы на станцию, спустились по лестнице и поехали под землей. Сначала показалось страшно, а потом ничего, интересно» ___________________________________________________

— «Мы долго думали, где бы достать материи, а потом Шишкин нашел у себя на чердаке какой-то старый, никому не нужный матрац» ___________________________________________________

— «Алеша возвратился в дом и весь вечер просидел один в классных комнатах, между тем как на другой половине часу до одиннадцатого пробыли гости и на нескольких столах играли в вист».

___________________________________________________________________________________

— «Автобус довез их почти до самого дома. Вскоре они уже были в Волькиной комнате» ___________

___________________________________________________________________________________

— «Тибул положил руку на ее растрепанную голову. Она смотрела на него снизу счастливыми серыми глазами» _________________________________________________________________________

— «Воробьиха изо всех сил клюнула меня в спину и погнала нас вместе с Костей на соседнее дерево, где были заготовлены впрок соломинки, конский волос и другие стройматериалы. ________________________________________________________________________________

3) Какие произведения вы прочитали в этом разделе?

-стихи                               -рассказы

-сказки                              -притчи

-повести                            -романы

4) Дайте определение, закончите предложение.

Юмористическое произведение – это______________________________________________________

______________________________________________________________________________________

5) Напиши мини-сочинение (5-6 предложений) на тему «Что значит жить по совести? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа по разделу «Жить по совести, любя друг друга». ОТВЕТЫ

Ф.И. ________________________________________дата____________________

1) Можно ли дать разделу другое название? Выбери из предложенных пословиц подходящие.

-Скучен день до вечера, коли делать нечего.

-Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

-Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

-В добрый час молвить, в худой промолчать.

-Дружбу помни, а зло забывай.

2) Из какого произведения этот отрывок? Напиши его название и автора.

— «За круглым столом под большой лампой сидели с книгами матушка и Аркадий Иванович» (А. Толстой «Детство Никиты»)

— «Слушаю сказку –сердце так и мрет; а в трубе сердито ветер злой поет» (И. Суриков «Детство»)

— «Выбравшись на лужайку перед старым двухэтажным сараем, Женя вынула из карману рогатку и, натянув резинку, запустила в небо маленького картонного парашютиста» (А. Гайдар[a] «Тимур и его команда»)

— «Андрюша вышел с палкой во двор. А во дворе мальчишек уже не было. Там гуляла черная собака, которую Андрюша всегда боялся» (М.Зощенко «Самое главное»)

— «Я вернулась в комнату. Настроение у меня было слегка испорчено, но я взяла в руку карандаш, и всё снова стало хорошо» (И. Пивоварова «Смеялись мы – хи-хи»)

— «Сегодня опять ничего интересного не случилось. Мыслей тоже пока почему-то не было. Прямо не знаю, о чем писать?» (Н.Носов «Дневник Коли Синицина»)

— «Пришли мы на станцию, спустились по лестнице и поехали под землей. Сначала показалось страшно, а потом ничего, интересно» (Н.Носов «Метро»)

— «Мы долго думали, где бы достать материи, а потом Шишкин нашел у себя на чердаке какой-то старый, никому не нужный матрац» (Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»)

— «Алеша возвратился в дом и весь вечер просидел один в классных комнатах, между тем как на другой половине часу до одиннадцатого пробыли гости и на нескольких столах играли в вист». (А. Погорельский «Черная курица»)

— «Автобус довез их почти до самого дома. Вскоре они уже были в Волькиной комнате» (Л. Лагин «Старик Хоттабыч»)

— «Тибул положил руку на ее растрепанную голову. Она смотрела на него снизу счастливыми серыми глазами» (Ю. Олеша «Три толстяка»)

— «Воробьиха изо всех сил клюнула меня в спину и погнала нас вместе с Костей на соседнее дерево, где были заготовлены впрок соломинки, конский волос и другие стройматериалы» (В. Медведев «Баранкин, будь человеком!»)

3) Какие произведения вы прочитали в этом разделе?

-стихи                               -рассказы

-сказки                              -притчи

-повести                            -романы

4) Дайте определение, закончите предложение.

Юмористическое произведение – это  вид литературы, в котором используются комические и сатирические средства. … Юмористическое произведение часто содержит иронию, сатиру, лирические отступления юмористического характера

5) Напиши мини-сочинение (5-6 предложений) на тему «Что значит жить по совести? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа по разделу «Литературная сказка»

Ф.И.______________________________________________дата_________________

1) Посмотрите мультфильм и напишите аннотацию на увиденное произведение (данные об авторе и названии запишите сами, подготовьте черновик, в который вы можете записывать то, что посчитаете нужным, по ходу просмотра мультфильма. При написании аннотации используйте памятку на стр.65 в рабочей тетради).

2) Что такое сказка? Перечислите сказочные приметы._____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Какие виды сказок вы знаете?

По авторству__________________________________________________________

По структуре__________________________________________________________

4) Каких писателей-сказочников вы знаете?

5) Допиши название произведения.

-В этом произведении главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком. __________________________________________________________________

-В этой сказке рассказывается о короле, у которого не было сердца___________________

__________________________________________________________________________

-Главная героиня чуть не погибла, спасая своих братьев. ________________________________

-В этой сказке главный герой – девушка, которая попала в дом к маленьким человечкам. __________________________________________________________________________

-В этом произведении герой не раз спасал своих братьев. _______________________________

-Главный герой сказки – один из предметов чайной посуды. _____________________________

6) Найди пару, соедини произведение и его автора.

«Пятеро из одного стручка»                     Братья Гримм

«Три слезинки королевны»                       Шарль Перро

«Спящая красавица»                                  Ганс Христиан Андерсен

«Путешествия Гулливера»                        Лидия Чарская

«Мальчик-с-пальчик»                                Джонатан Свифт

«Белоснежка и семь гномов»                    Александр Пушкин

7) Из какого произведения эти предметы? Допиши.

-крапива ___________________________________________________________

-зеркало ___________________________________________________________

-горошина __________________________________________________________

-цветочная луковица _________________________________________________

-расшитый пояс ______________________________________________________

-белые камешки ______________________________________________________

8) Напиши рассуждение (5-6 предложений) на тему «Чему нас учат литературные сказки?» _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа по разделу «Литературная сказка» ОТВЕТЫ

Ф.И.______________________________________________дата_________________

1) Посмотрите мультфильм и напишите аннотацию на увиденное произведение (данные об авторе и названии запишите сами, подготовьте черновик, в который вы можете записывать то, что посчитаете нужным, по ходу просмотра мультфильма. При написании аннотации используйте памятку на стр.65 в рабочей тетради).

Учитель показывает мультфильм Ганса Христиана Андресена «Свинопас».

2) Что такое сказка? Перечислите сказочные приметы. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. Сказочные приметы бытовых сказок — это в первую очередь наличие неких волшебных предметов, которые помогают главным героям. Главные приметы волшебных сказок, это в отличие от бытовой сказки – некий удивительный мир, в котором могут быть драконы, Кощей Бессмертный и другие нереальные герои.

3) Какие виды сказок вы знаете?

По авторству- народные, авторские(литературные)

По структуре- волшебные, бытовые и о животных

4) Каких писателей-сказочников вы знаете?

5) Допиши название произведения.

-В этом произведении главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком. (Путешествие Гулливера)

-В этой сказке рассказывается о короле, у которого не было сердца. (Дуль-Дуль, король без сердца)

-Главная героиня чуть не погибла, спасая своих братьев. (Дикие лебеди)

-В этой сказке главный герой – девушка, которая попала в дом к маленьким человечкам. (Белоснежка и семь гномов)

-В этом произведении герой не раз спасал своих братьев. (Мальчик-с-пальчик)

-Главный герой сказки – один из предметов чайной посуды. (Чайник)

6) Найди пару, соедини произведение и его автора.

«Пятеро из одного стручка»                     Братья Гримм

«Три слезинки королевны»                       Шарль Перро

«Спящая красавица»                                  Ганс Христиан Андерсен

«Путешествия Гулливера»                        Лидия Чарская

«Мальчик-с-пальчик»                                Джонатан Свифт

«Белоснежка и семь гномов»                    Александр Пушкин

7) Из какого произведения эти предметы? Допиши.

-крапива (Дикие лебеди)

-зеркало (Белоснежка и семь гномов)

-горошина (Пятеро из одного стручка)

-цветочная луковица (Чайник)

-расшитый пояс (Волшебное оби)

-белые камешки (Мальчик-с-пальчик)

8) Напиши рассуждение (5-6 предложений) на тему «Чему нас учат литературные сказки?»

Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели и поэты».

Ф.И.____________________________________________дата__________________

1) Соотнесите произведения и их авторов.

                                              «Крестьянские дети»

С. Есенин                              «Листопад»

                                              «Прыжок»

И. Крылов                             «Песня про купца Калашникова»

                                              «Кукушка и петух»

Н. Некрасов                          «Белая береза»

                                              «Зима недаром злится»

И. Бунин                               «Ворона и Лисица»

                                              «Пороша»

Л. Толстой                            «Мороз, Красный нос»

                                              «Розы»

М. Лермонтов                       «Детство»

                                              «Бородино»

Ф. Тютчев                             «Еще земли печален вид»

                                              «Сказка о мертвой царевне»

А. Пушкин                            «Гонимы вешними лучами»

                                              «Дары Терека»

2) Определи жанр произведения А. Пушкина «Осень».

-сказка                                -стихотворение

-басня                                 -рассказ

3) Какой была царевна из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»?

-доброй                           -кроткой

-равнодушной                -нежной

4) К кому обращался Елисей в сказке? Укажи правильный порядок.

-солнце, месяц, ветер                   -солнце, ветер, месяц

-месяц, солнце, ветер                   -ветер, месяц, солнце

5) Определите жанр произведения «Дары Терека».

-басня                               -стихотворение

-рассказ                            -сказка

6) Какое стихотворение написал Ф. Тютчев?

-«Листопад»                          -«Дети и птичка»

-«Весенние воды»                -«Где сладкий шепот»

7) Кто написал стихотворение «Утес»?

-Ф. Тютчев                       -М. Лермонтов

-А. Фет                             -А. Пушкин

8) Определите жанр произведения «Ворона и лисица».

-басня                               -стихотворение

-рассказ                            -сказка

9) Подберите синоним к слову «шумный».

-грохочущий                        -скромный

-тихий                                   -неслышный

10) В каком словосочетании есть эпитет?

-плывут над полями                       -огненным шаром

-в восторге молюсь                        -чуть заметен

11) Подбери антоним к слову «торжествующий».

-грустный                   -радостный

-веселый                     -счастливый

12) Закончи пословицу.

Всякое дело человеком ставится, человеком и ____________________

13) Какое стихотворение принадлежит С. Есенину?

-«Опять сон»                              -«Наши царства»

-«Бабушкины сказки»               -«Детская»

14) По данным словам узнай стихотворение, напиши фамилию его автора.

Мороз, бушует, дозор, скованы, трещит._______________________

15) К данным фамилиям допиши имена и отчества.

Пушкин______________________________________________________________

Лермонтов____________________________________________________________

Толстой_______________________________________________________________

Есенин________________________________________________________________

Крылов___________________________________________________________________

Некрасов__________________________________________________________________

Бунин___________________________________________________________________

Тютчев_____________________________________________________________________

16) Что такое олицетворение? Приведи пример олицетворения из любого стихотворения.___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

17) Что такое рифма? ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________

18) Составь аннотацию на басню И. Крылова «Ворона и Лисица».

19) Составь краткий план стихотворения М. Лермонтова «Бородино».

20) Напиши мини-сочинение (не менее 10 предложений) на тему «Зачем надо читать произведения классической литературы»

Проверочная работа по разделу «Книга в мировой культуре».

  1. Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?

а)многие тысячи лет назад

б)когда появилось устное народное творчество

в)с появлением письменности

2. Откуда пошло название летописи?

а)от слова записи

б) от слова год

в)от слова лето

г) от слова летать

3. Что такое книга?

4. Переписчики книг – кто они?

5. О каком произведении идет речь? Это самое знаменитое из летописных сочинений, описывающее в основном историю восточных славян, исторические и полулегендарные события , происходившие в Древней Руси.

6. Узнайте пословицы. В чем смысл этих пословиц?

Книги не говорят,… а ума придала

да и своим умом двигай

Книга в счастье украшает а правду сказывают

А в несчастье утешает

Проверочная работа по разделу «Истоки литературного творчества».

  1. Былина – это …

а)сказка о богатырях

б)летопись о богатырях

в)русская народная эпическая песня – сказание о богатырях.

2. Богатырь – это …

а)богатый человек

б) древнерусский князь

в)завоеватель чужих земель

г)воин, защитник своей Родины.

3. Перечислите истоки литературного творчества.

4. Что такое миф?

5. Узнайте, о каком герое и произведении идет речь.

Из того ли из города из Мурома,

Из того ли села да Карачарова

Выезжал дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме.

Ай к обеденке поспеть хотел он во стольный Киев – град.

Проверочная работа №3 по разделу «О Родине , о подвигах, о славе».

  1. Запишите близкие по смыслу слова ( синонимы ) к слову Родина.

  2. Какие произведения о Родине вам запомнились?

  3. С какими именами связаны эти исторические события:

а) с юга набеги кочевников –Золотая Орда, Куликово поле.

б)с запада шведы, немцы –Ледовое побоище на Чудском озере.

в)Отечественная война 1812 г – Бородинская битва.

  1. К какому времени относятся события в рассказе А. Приставкина «Портрет отца»?

  2. Пословицы – особый жанр литературы. В одном предложении выражается глубокая точная мысль. Соберите пословицы.

Родина – мать, … что соловей без песни.

Человек без Родины, … своя сторона.

На чужбине родная землица… умей за нее постоять

Для Родины своей ни сил, … ни жизни не жалей

Всякому мила… во сне снится

  1. Выберите одну из пословиц и запишите к ней название произведения, смысл которого она раскрывает.

  2. Составьте аннотацию понравившейся книги по плану.

Проверочная работа по разделу «Жить по совести, любя друг друга».

«Джек – поводырь»

Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших черных очках на испещренном синимиотметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук – тук постукивает своей резной палочкой. Человек в черных очках – бывший военный летчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой летчик появился без своей палочки. Вместо нее он держал за поводок собаку. Джек уверенно вел своего хозяина по улице. У перекрестка Джек останавливался и выжидал, пока проедут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.

«Джек, на остановку!» — и собака послушно ведет своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол , ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно… «Джек, в магазин!» — ведет в гастроном.

— Джек теперь мне взамен глаз! – не нахвалится своим поводырем бывший летчик.

1. Определите жанр произведения.

а)рассказ в)сказка

б)басня г)стихотворение

2. Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?

а)он отличался от всех внешним видом

б)он всегда гулял с собакой

в) он гулял в одном и том же месте

3. По какой причине ослеп летчик? Выпишите ответ из текста.

4. Как вы понимаете значение слова «Поводырь»?

5. Кто стал верным другом бывшего летчика?

6. Как вы понимаете выражение «Джек мне теперь взамен глаз»?

7. Подберите синонимы к слову «выбоина».

8. Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?

а)лаял на молодого человека

б)тыкался носом в колени пассажира помоложе

в)начинал рычать на пассажира

9. Восстановите последовательность событий рассказа.

а)вместо палочки он держал за поводок собаку

б)Джек ведет к автобусу

в)каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой

г)он лишился одной руки и обоих глаз

д)бывший летчик доволен другом

10. Определите главную мысль текста.

Проверочная работа по разделу «Литературная сказка».

Написать отзыв о любом понравившемся произведении по плану.

  1. Автор

  2. Название произведения.

  3. Жанр произведения.

  4. О чем этот текст?

  5. Кто из героев понравился и почему?

  6. Чем понравилось это произведение?

  • О каком полезном ископаемом идет речь в сказке кладовая солнца
  • О каком отношении карла великого к образованию свидетельствует приведенный рассказ
  • О каком времени года говорится в сказке белка и ворон
  • О каком виде познания говорится в рассказе об архимеде приведите три обоснования своего вывода
  • Носки колятся как пишется