О каком социальном явлении идет речь в сказках о том как трудолюбивая золушка выходит замуж

                                                                 240-304-823, Сажнова Елена Евгеньевна

Тема 2. «Методическая разработка итогового урока по обществознанию: СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ»

Урок в 11 классе

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: групповая работа. Работа в группах позволяет без излишнего напряжения решать познавательные задачи, стимулирует творческую деятельность учащихся, способствует повышению эффективности обучения, вызывает положительные эмоции у учеников, содействует формированию навыков совместной деятельности и повышению коммуникативной культуры.

Подготовительная работаНедели за две до урока ученики 11 класса разбиваются на пять групп, каждая из которых получает задание написать эссе по одной из предложенных тем. Темы эссе между группами распределяются по жребию, при этом предполагается, что во время проведения урока по данным темам будут происходить устные выступления, а ученики каждой группы будут представлять собой одну команду. Учитель готовит к повторительно-обобщающему уроку вопросы по социологии, взяв за основу типовые задания по обществознанию части С (С1-С9), использовав для этого соответствующие учебные пособия. В зависимости от уровня подготовленности учащихся с частью заданий (например, с заданиями С6, С7, С9) учеников можно ознакомить заранее (учитель эти задания   размещает на своем сайте). Целесообразно заранее познакомить учащихся и с правилами проведения предстоящего урока, которые состоят в следующем:

  1. повторение учебного материала по теме «Социальные группы и их классификация» будет происходить по заданиям, распределенным по шести блокам (С1-С9);
  2. задания каждого блока между командами распределяются по жребию;
  3. получив задания, группы в течение нескольких минут обсуждают ход его выполнения, а затем знакомят остальных учеников класса со своей версией ответа;
  4. если у какой-то команды возникнут затруднения с ответом на «свой» вопрос, на помощь приходят учащиеся других групп;
  5. оценки за урок выставляются по итогам всех выступлений ученика, а «молчуны» получают задание написать к следующему уроку эссе по теме, не разобранной во время проведения повторения.

Оборудование урока: карточки с заданиями.

Ход урока

    Учитель объявляет тему урока, его цели, напоминает правила проведения занятия. В первом блоке все группы работают с одним текстом «Принадлежность к группе» и отвечают письменно на С1-С4. Затем между группами по жребию распределяются вопросы второго блока — задания С5, выполнив которые, ученики переходят к рассмотрению заданий следующего блока и т.д. Предполагается, что в ходе повторительно-обобщающего урока будут разобраны все задания блоков №1-№4, что же касается заданий блока №5 (составление плана по определенной теме), то, думается, достаточно будет, если каждая из групп составит по одному плану. Блок заданий №6 – темы  и образцы эссе раздаются  заранее на дом.

Цель: Повторение понятий по разделу «социология» и умение анализировать свою деятельность на уроке.

Задачи:

  1. еще раз проанализировать некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний: класс, страта, социальная структура, социальная дифференциация, социальная мобильность и ее каналы;
  2. разобрать наиболее значимые социальные проблемы развития общества, критерии выделения основных социальных групп, влияние экономических факторов на социальные отношения;
  3. на примерах дать представление   о тенденциях развития социальных отношений в современном мире и, в первую очередь, в нашем обществе;
  4. помочь осознать школьникам свою собственную социальную позицию.

Блок №1. Задания С1-С4:

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4. 

Принадлежность к группе

    В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы… На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом…

   Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

    Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться… Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны…

    Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Яконцепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».

Р. Бэрон

С1. Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.

С2. Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины.

СЗ. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.

С4. Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли группы в формировании «Я-концепции»? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществоведения.  

Ответы: С1

 Признаки:

— наличие общей цели;

— наличие устойчивых отношений;

— взаимозависимость людей друг от друга;

— осознание людьми принадлежности к одной группе.

Ответы: С2

Причины объединения людей в группы:

— помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности;

— помогают в достижении ряда целей;

— обеспечивают информацией.

Ответы: С3

1) Для данной группы характерна общность цели — благополучно добраться до места назначения.

2) Может иметь место взаимозависимость. Например, если кто-то встал в проходе, другие не смогут пройти.

3) Может иметь место взаимодействие. Оно не носит устойчивого характера: после завершения полета оно прекращается.

4) Как правило, пассажиры не воспринимают себя как часть единой группы.

Ответы: С4

«Я-концепция» — совокупность представлений человека о самом себе. Войдя в престижную группу, человек переносит ее значимость на себя. В результате вхождение в престижную группу повышает самооценку человека.

Блок №2. Задания С-5:

1) Укажите любые три фактора, влияющие на социальную мобильность.

2) Назовите два признака отклоняющегося поведения.

3) Какой смысл  вкладывают обществоведы в понятие «социализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социализации.

4) Назовите любые три черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение.

5) Перечислите любые три фактора, определяющие развитие личности.

6) Назовите любые три фактора социализации личности.

7) Перечислите любые три общественных института, способствующих социализации личности.

8)  Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальной мобильности.

9) Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальный статус»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальном статусе.

10) Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная роль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальных ролях личности.

11) Назовите любые три критерия социальной стратификации.

12) Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «малая группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о малой группе.

Блок №3. Задания С- 6:

1) Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп.

2) С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс социализации индивида.

3) Приведите три примера соответствия личности занимаемому социальному статусу.

4) Раскройте на трех примерах роль социальных норм в жизни общества.

5) Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером

6) Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.

7) С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае

8)  Раскройте на примерах реализацию семьёй трёх любых её функций (сначала укажите функцию, а затем — соответствующий пример).

9) Назовите три любые характерные черты семьи традиционного (патриархального) типа и проиллюстрируйте каждую из них примером.

10) Назовите три признака, определяющих этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.

11) Назовите три любые характерные черты социального неравенства в традиционном   обществе и проиллюстрируйте каждую из них примером.

12) Раскройте на трех примерах   социальных ролей современной молодежи в жизни общества

Блок №4. Задания С-7:

1) В конце 19 века в России многие крестьяне, разоряясь, переезжали в город и устраивались на неквалифицированные работы на заводы и фабрики. Жизнь в городе была для них неуютной, поскольку они, перестав быть крестьянами, по сути, так и не стали горожанами, пролетариями.

К какому типу социальных групп можно отнести данных людей?

Назовите два признака, которыми обладает эта социальная группа.

2) В одном из первых сводов законов Киевской Руси — «Русской Правде»- предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле.

Сделайте три возможных вывода о социальных отношениях общества того времени и способах их регулирования.

3) О каком социальном явлении идет речь в сказках о том, как трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, а находчивый бедняк становится богачом? Поясните свой ответ.

4) Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.

5) После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия.

Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет?

Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

6) В «Домострое» (XVI в.) содержится следующее предписание: «Жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии… И что муж накажет, то с любовью принимати и со страхом внимати, и творити по его наказанию».

О каком типе семьи идет речь в этом фрагменте? Укажите признак, по которому вы это определили. Назовите два любых других признака семьи данного типа.

7) Докажите, что образование является социальным институтом.

8)  По итогам Всероссийской переписи населения значительно пополнился список малых народов. К какому типу социальной общности можно отнести общность «малый народ»?

Сформулируйте три его признака.

9) Является ли семья социальным институтом? Подтвердите свое мнение тремя аргументами.

10) Является ли наука социальным институтом? Подтвердите свое мнение тремя аргументами

11) На вопрос социологов: «Каким оказался прошедший год для вас, для вашей семьи по сравнению с предыдущим?», 1998 год в ответах получил оценку «труднее» у 83%, а оценку «легче» у 14% опрошенных россиян. 2001 год получил оценку «труднее» у 26% и «легче» — у 26% опрошенных. Какие выводы можно сделать из этих данных и чем их можно объяснить?

12) Авторы социологического исследования разделили российских граждан на статусные группы. Опираясь на знания по курсу обществознания, назовите статусные группы современного общества, которые социологи относят к высшим, средним и низшим. По каким критериям социологи делят статусные группы по вышеназванному принципу (назовите не менее трех критериев с тремя примерами).

Блок №5. Задания С — 8:

1) Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Межэтнические отношения и национальная политика». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

2) Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Молодежь как социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

3) Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

4) Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социально-демографические проблемы современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

5) Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная мобильность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

6) Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Семья в современном обществе». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

7) Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные ценности и нормы».Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

8)  Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Формы социального взаимодействия». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    На открытом уроке была выбрана тема «Социальная мобильность». В качестве примера  в работе представлен план данной темы, который  можно считать своеобразным образцом сложного плана:

«Социальная мобильность»

1. Понятие социальной мобильности.

2. Виды социальной мобильности:

А) горизонтальная мобильность;

Б) вертикальная (восходящая и нисходящая) мобильность;

В) индивидуальная мобильность;

Г) групповая мобильность.

3. «Социальные лифты» как пути перемещения людей в обществе:

А) армия;

Б) церковь;

В) образование;

Г) семья.

4. Тенденции в развитии социальных отношений:

А) люмпены;

Б) маргиналы и др.

Блок №6. Задания С-9. Темы эссе.

1) «Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И.Шерр).

2) «Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры» (У.Шекспир).

3) «Семья — это кристалл общества» (В.Гюго).

4) «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К.Гельвеций).

5) «Каждая нация считает себя выше других наций. Это порождает патриотизм и : войны» (Д.Карнеги).

6) «Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба» (В.Г.Белинский).

7) «Национализм — это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой» (И.Н.Шевелев).

8)  «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» (И.Гете).

К выполнению заданий С-9 блока №5 учащиеся готовились заранее. Все ученики должны были написать эссе по одной из предложенных тем, а во время проведения урока устно выступить со своей работой. При этом эссе пишется в соответствии с требованиями, предъявляемыми на ЕГЭ. Данное задание позволяет проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сложными интеллектуальными умениями: делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов.

    В качестве примеров выполнения задания С-9 можно предложить работы   из  сборников  по темам «Семья – это  кристалл общества» (В.Гюго)и   «Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред» (Монтень)   для предварительной подготовки написания  эссе как домашнего задания. (Тексты  данных эссе раздается всем ученикам как образцы выполнения С-9)

«Семья – это  кристалл общества» (В.Гюго)

   «Я полностью разделяю мнение автора о том, что семья — это кристалл общества. На мой взгляд, Виктор Гюго хотел сказать, что семья является важнейшим социальным институтом, ведь она играет одну из самых значимых ролей не только в жизни одного конкретного человека, но и общества в целом. По мнению автора, семья — это основа общества, главная его ячейка, которая оказывает существенное воздействие на процесс социализации индивида, т.к. именно семья отвечает за первичную социализацию ребенка, под ее воздействием и происходит формирование личности.

    С автором нельзя не согласиться. Действительно, семья является важнейшим звеном, из которого состоит общество в целом. От этого звена во многом зависит, каким будет общество, и как оно будет развиваться.

    Так что же такое семья? Семья – это, прежде всего социальный институт, под которым подразумевается устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и регулируется определенными правилами, нормами поведения. Безусловно, деятельность семьи направлена на выполнение важнейших функций в жизни общества. Одной из них является репродуктивная функция, т.е. семья воспроизводит население. Во- вторых, она выполняет функцию первичной социализации. При этом важно отметить, что социализация — это процесс, идущий на протяжении всей жизни человека, в ходе которого усваиваются социальные роли, социальные нормы и знания об окружающем мире. Функция семьи в первичной социализации проявляется в том, что родители, старшие передают детям и младшим свой жизненный опыт, знания, навыки. Тем самым взрослые члены семьи готовят младших к жизни в обществе, за пределами семьи. Например, в семье Ивановых мама рассказывает своей дочери как вкуснее приготовить суп, а в семье Петровых папа учит сына правильно забивать гвозди. В – третьих, семья выполняет регулятивную функцию, то есть члены семьи осуществляют взаимный контроль за поведением друг друга. Так, например, в семье Сидоровых мама проверяет, соблюдает ли ее дочь правила дорожного движения. Также семья выполняет досуговую функцию, которая заключается в том, что члены семьи совместно проводят свой отдых, организуют досуг, поддерживают здоровье. Например, семья Владимировых каждые выходные ездит на турбазу.

     Следующей и не менее значимой функцией семьи является эмоционально –психологическая. Эта функция проявляется в том, что в семье создается благоприятный психологический климат, в семье у человека формируется чувство безопасности. Также с помощью семьи люди удовлетворяют свои эмоциональные потребности, члены семьи эмоционально поддерживают друг друга. Например, в семье Антоновых Юля готовится к экзаменам, и все члены семьи поддерживают и подбадривают ее. Кроме того, семья выполняет хозяйственно-экономическую функцию, которая проявляется в том, что семья формирует и использует свой бюджет, организует потребление продуктов и услуг. Также в семье распределяются домашние обязанности. Например, в семье Александровых домашние обязанности распределены следующим образом: мама готовит еду, дети накрывают на стол, а папа моет посуду. Таким образом, семья действительно является социальным институтом, деятельность которого направлена на выполнение важнейших функций.

     Но наряду с тем, что семья является социальным институтом, она также является малой социальной группой. Подчеркнем, что социальная группа — это совокупность людей, имеющих какой-либо общий, социально значимый признак. В свою очередь для малой социальной группы характерны следующие особенности: небольшая численность, непосредственные личные контакты, близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения; общая деятельность, интересы, цели. Очевидно, что семья обладает выше перечисленными признаками, а, значит, является малой социальной группой.

   Так что же значит семья, как малая социальная группа? Семья — это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью. Принято выделять два типа семей. Это, во-первых, простая (нуклеарная) семья, то есть семья, состоящая из супругов и детей, не состоящих в браке. А, во-вторых, сложная (расширенная) семья, то есть семья, которая включает в себя три и более поколений, или две и более нуклеарных семей, живущих вместе и связанных общим хозяйством.

    В настоящее время социологи различают две формы семей: патриархальную и демократическую. Для патриархальной или, как иначе говорят, традиционной семьи характерны специфические признаки. Одним из них является то, что под одной крышей проживает несколько поколений и лидером является старший мужчина, волю которого беспрекословно выполняю все члены семьи. Также существует четкое разделение и закрепление мужских и женских обязанностей. Кроме того в патриархальных семьях существует экономическая зависимость женщины от мужчины, и роль женщины состоит в том, что она воспитывает детей и ведет домашнее хозяйство. В свою очередь демократическая или, иначе говоря, партнерская семья обладает своими особыми чертами: справедливое разделение домашних обязанностей, совместное обсуждение проблем, принятие решений с участием всех членов семьи, также экономическая самостоятельность мужчины и женщины. Стоит отметить, что в современном обществе преобладают партнерские семьи.

    К сожалению, приходится признавать факт, что современная семья испытывает кризис. Это проявляется в том, что все чаще встречаются бездетные, неполные семьи, растет количество разводов, усиливается девиантное поведение в семье. Правда, социальное государство предпринимает специальные меры для решения этих проблем. Например, в России родителям выплачиваются денежные пособия при рождении ребенка, предоставляют финансовые льготы, вводят отпуска в связи с уходом за маленькими детьми, создают дошкольные детские учреждения.

    Таким образом, семья — это и малая социальная группа, и социальный институт. Семья по-прежнему остается основой общества, его фундаментом. Значит, великий французский писатель Виктор Гюго был абсолютно прав, утверждая, что семья — это кристалл общества и его слова, сказанные в 19 веке, сохраняют свою актуальность и в наши дни».  

 «Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред» (Монтень)

«Такое понятие, как добро, является ключевым в сфере отношений между людьми в гражданском обществе. К нему также можно отнести гуманность, справедливость, уважение к другим людям. Все эти качества определяют степень нравственности конкретного человека, уровень его культуры.

   Вообще, социализация любого человека начинается с освоения им социальных норм, присущих данному обществу. Это обычаи, традиции, политические, эстетические, религиозные нормы. Усвоение моральных норм также является важной ступенькой социализации личности. Воспитание нравственных принципов человека, его культуры происходит сначала в образовательных учреждениях, где учитель указывает на должное поведение учеников, предпринимает какие-либо санкции в отношении учеников, нарушающих дисциплину.  Именно в школьном коллективе у человека вырабатываются такие качества как добро, понимание, ответственность за свои поступки. Социализация личности, освоение ею социальных норм (в т.ч. моральных) продолжается в течение всей жизни человека и проявляется во всех сферах его деятельности, чем бы он не занимался. А степень его культуры оказывает влияние на окружающих людей и порой на все человечество в целом.

     Так, например, в науке нравственность играет немалую роль. Ученый, создавая что-либо новое, должен задумываться не только над положительным эффектом своего открытия, но и на возможные отрицательные последствия. Так, некий ученый, создатель атомной бомбы, после проведения испытаний своего изобретения осознал жестокость этого оружия, по отношению ко всему человечеству. Именно поэтому во всей своей последующей деятельности он проводил активную агитацию против использования атомного оружия в мире.

    Этот пример показывает, к каким последствиям может привести негуманная деятельность людей с низкой культурой. И это соблюдение моральных норм отражается не только при взаимодействии людей (общение, национальные взаимоотношения), но и жизни общества в целом.  Поэтому любой человек, по моему мнению, должен соблюдать нравственные принципы, включающие такие понятия, как добро, уважение, справедливость, гуманность.

     Ведь при таком условии человек будет чувствовать себя комфортно и будет развиваться гармонично с обществом, не нарушая социальных норм, а наоборот, способствуя общему развитию данного общества и его культуры в особенности.

В силу выше приведенных аргументов я полностью согласна с высказыванием Монтеня.»  

  Домашнее задание.

Написать эссе «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это».

Р. Эмерсон

Речь идет о социальном статусе личности, о способах его достижения, о признании личности обществом. Р. Эмерсон полагает, что социальный статус, соответствующий человеку, обязательно будет признан обществом. Ваше дело — принять эту позицию или не согласиться с ней. В любом случае вы должны использовать ключевые для данной темы социологические термины, найти примеры, подтверждающие вашу мысль, и аргументировать ими высказанную позицию.

 Итоги урока  (зачитывается притча):

«Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех трех.

Одного спросили:

— Что ты делаешь?

Тащу в город эту проклятую ношу.

Второго спросили:

— Что ты делаешь?

Зарабатываю на хлеб себе и семье, — бодро ответил он.

Третий на тот же вопрос ответил, улыбаясь:

— Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им».

(После рассказа притчи, сделать выводы: нужно работать на уроке так, чтобы работа доставляла радость и вам и окружающим, или, по крайней мере, нужно осознавать необходимость получаемых знаний, которые пригодятся вам при сдаче экзаменов, ЕГЭ либо в течение дальнейшей жизни).

Оценки работы учащихся на уроке. Урок окончен. Спасибо за внимание, за работу.

Список литературы.

  1. Аверьянова Г.И. ЕГЭ-2009. Обществознание. Тематические тренировочные задания.- М.: ЭКСМО, 2009.
  2. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 г.по обществознанию, подготовленный Федеральным государственным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений».
  3. Лазебникова А.Ю. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ 2010. Вступительные испытания / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, Н.И.Городецкая, Е.С.Королькова, М.Ю.Брандт.- М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  4. Мишина О.Д. Изучение процесса социальной мобильности на примерах героев сказок. Преподавание истории в школе №5 2008 г.
  5. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс.-М.: ВАКО, 2009.
С4-1 Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста)

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1. Понятие менталитета народа.

2. Общение — фундамент духовной и нравственной жизни народа.

3. Духовно-моральная жизнь народа.

С4-2 Какое определение понятию «менталитет народа» даёт автор?

Менталитетом называется умственный, духовный образ, способ мышления, склад ума, умственный настрой, мировосприятие, духовно-моральный строй народа — это совокупность духовных и нравственных ценностей, складывающихся веками и составляющих особенность, отличие одного народа от другого, его действительный духовный образ.

С4-З Какую фундаментальную основу духовной и нравственной жизни народа называет автор? Приведите 3 примера, иллюстрирующие точку зрения автора.

Фундаментом духовной и нравственной жизни народа является общение индивидуумов и различных групп людей.

Примеры:

1) в результате общения люди познают окружающий мир, вырабатывается соответствующее отношение к природе, человеку;

2) в результате общения воспитывается младшее поколение, оно усваивает социальные нормы, обычаи, традиции;

3) в процессе совместной деятельности формируется культура, создаются выдающиеся её достижения: произведения живописи, архитектуры, музыки.

Именно в общении происходит познание людьми мира, природы, общества и друг друга. В общении складываются представления людей о морали, вырабатываются правовые нормы, организуется производство, формируется культура. Духовные, нравственные, культурные, художественные представления людей зарождаются и развиваются в процессе их совместной деятельности и повседневной жизни.

С4-4 Какие сферы общественной жизни охватывает духовно-моральная жизнь народа? Найдите и выпишите из текста предложение, отвечающее на этот вопрос.

Духовно-моральная жизнь народа охватывает практически все сферы и виды общественной деятельности: труд, оборону, любовь, семью, воспитание и т. д.

С4-5 О каких важных функциях семьи для формирования духовной и нравственной жизни народа говорит автор?

1. С любовью связывают такой важный институт общественной жизни, как семья. Существенной стороной духовной и моральной жизни народа является воспитание подрастающего поколения. В семье ребёнок усваивает накопленные поколениями социальные нормы и ценности.

2. Автор говорит о репродуктивной, воспитательной, социализаторской функциях семьи.

С4-6 Согласны ли вы с мыслью автора о том, что говорить об общей идеологии в современной России можно только в одном случае — борьбы за независимость страны перед лицом явной опасности ее завоевания? С опорой на текст и знания обществоведческого курса выскажите своё мнение.

Я согласен (согласна), что у современной России пока нет идеологии. Идеология — это народный идеал устройства общественной жизни.

Наше общество сейчас раскололось на противоположные по своим интересам классы: бедные и богатые. Представления об идеальном общественном устройстве у них тоже разные. Но несмотря ни на какие неблагоприятные явления, кризисы, трудности у нашего народа осталось чувство сопереживания и патриотизма, способное объединить всех на борьбу за независимость страны перед лицом явной опасности её завоевания.

С5 О каком социальном явлении идет речь в сказках о том, как трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, а находчивый бедняк становится богачом? Поясните свой ответ.

В ответе должно быть сказано о вертикальной социальной мобильности и дано обоснование ответа.

С6 Прочитайте текст и выполните задания

Социальная мобильность

«Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность. Социальная мобильность — это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П.А, Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном — движение вверх и вниз, горизонтальном — передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности. Маргинальность — понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал — это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону» (Минаев В.В., Архгтова Н.И., Безбородое А.Б., Косякова П. И.)

С6-1 Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?

1) указана черта — изменение социальной позиции (или перемещение по социальной лестнице);

2) названы два направления (по П. А. Сорокину): вертикальная и горизонтальная.

С6-2 При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.

1) названы два условия: — стабильный период развития общества; — структурная перестройка экономики;

2) дано объяснение, например: структурная перестройка экономики приводит к появлению новых рабочих мест, требующих от работников высокой квалификации; растет спрос на специалистов новых профессий, которые ‘невозможно получить без образования.

С6-3 Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.

1) дано определение, например: маргинал — это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью;

2) приведены три примера, допустим: — человек, недавно переехавший жить в го- род из деревни; — горожанин, работающий в деревне после окончания института; — представитель азиатской страны, приехавший на заработки в европейское государство.

С6-4 В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности.

отсутствие жестко очерченных норм и связей способствует повышению социальной активности личности; маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям; маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни.

С7 Верно ли суждение? «Каждый человек от рождения занимает определенное положение в обществе». Аргументируйте свой ответ.

В ответе должно быть отмечено, что:

1) положение человека в обществе — это его статус;

2) статус бывает предписанный и приобретенный;

3) суждение верно лишь в отношении предписанного статуса;

4) приобретенный статус (положение человека) зависит от усилий самого человека.

С8 Перечислите основные виды социальных норм.

В ответе должны быть указаны следующие позиции:

1) обычаи и традиции;

2) правовые нормы;

3) моральные нормы;

4) эстетические нормы;

5) политические нормы;

6) религиозные нормы.

С9 Прочитайте текст и выполните задания

Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) <…> из одной социальной позиции в другую. Существует два основных вида социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некого индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую при сохранении при этом своего профессионального статуса, — это все примеры горизонтальной социальной мобильности <.. .> Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существуют два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группой в более высокий пласт. (Я. Сорокин)

С9-1 Какое определение социальной мобильности даёт П. Сорокин? Мобильность каких двух социальных субъектов анализируется в тексте?

1) определение социальной мобильности как перехода из одной социальной позиции в другую.

2) субъекты этого процесса: — индивиды; — группы.

С9-2 В каких формах, по мысли автора, существуют восходящие течения социальной мобильности? Приведите пример, иллюстрирующий одну из форм.

Две формы восходящей мобильности:

— проникновение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт,

— создание индивидами новой группы и проникновение на более высокий социальный уровень всей группой.

2) пример одного из этих процессов, допустим: продвижение по службе.

С9-3 Описывая ситуации социальной мобильности, П. Сорокин привел такое сравнение: «В первом случае «падение» напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором -погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту». Опираясь на текст и знания курса, укажите тип социальной мобильности, две её формы и направление социального перемещения, отраженные в приведенном сравнении.

1) тип: вертикальная мобильность;

2) две формы: индивидуальная и групповая;

3) направление перемещения: нисходящее.

С9-4 переходом общества в индустриальную фазу развития социальная мобильность существенно возрастает. Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите три причины этого явления.

— слом сословных перегородок;

— развитие средств связи и сообщений;

— формирование общенационального рынка труда;

— установка на освоение нового.

С10 На схеме «Тенденции развития семьи в индустриальных странах» указаны две из таких тенденций. Запишите в листе ответов остальные три в любой последовательности.

Ответ будет считаться правильным, если ученик указывает такие тенденции, как:

1) ослабление прочности браков в связи с развитием личной свободы;

2) возрастание трудовой занятости женщин вне дома;

3) разработка государственных мер поддержки семьи.

С11 На схеме «Функции семьи» указаны две из пяти. В листе ответов в любой последовательности укажите три недостающие.



В ответе учащиеся должны указать следующие функции:

1) воспитательную;

2) хозяйственно-экономическую;

3) духовно-эмоциональную.

С12 Прочитайте текст и выполните задания

Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «Отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии — известный американский психолог Карл Роджерс — назвал его «личностно центрированным», то есть ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься. Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям <…> противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка — его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности. <…> из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. (Ю.Б. Гиппенрейтер)

С12-1Автор сравнивает общение с пищей. Укажите, ссылаясь на текст, два аспекта этого сравнения.

1) общение так же необходимо ребенку, как и пища;

2) общение, как и пища, может способствовать здоровью, а может и вредить ему. (Плохая пища отравляет организм; неправильное общение отравляет психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье).

С12-2 Назовите стиль общения в семье, который автор считает благоприятным. Каково его основное содержание?

1) стиль общения — личностно центрированный;

2) основное содержание стиля (в центре внимания находится личность того человека, с которым ты сейчас общаешься).

С12-3 Какие два подхода к воспитанию детей называет автор? Приведите авторскую характеристику одного из них. Опираясь на собственные знания и опыт, укажите, чем характеризуется второй подход.

1) названы подходы: гуманистический; авторитарный;

2) охарактеризован гуманистический подход (основан прежде всего на понимании ребенка – его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности);

3) охарактеризован авторитарный подход (не учитывает нужды и потребности ребенка, основан на принципах и личных установках воспитателя).

С12-4 Удовлетворение какой потребности детей автор считает жизненно важной? Опираясь на знания курса и опыт, приведите два доказательства справедливости этого утверждения.

1) потребность детей в общении, или психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого.

2) доказательства, например: — ребенок, который получает психологическую поддержку близкого взрослого, защищен от негативных воздействий, оказываемых социальным окружением, и может им противостоять; — ребенок, которому уделяют мало внимания, становится замкнутым, ему трудно устанавливать контакты, и это сказывается на его развитии.

С13. Отто фон Бисмарк писал: «Свобода — это роскошь, которую не каждый может себе позволить».

Согласны ли вы с автором? Почему? Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите примерами.

При утвердительном ответе на первый вопрос следует указать, что свобода — это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели, которая зависит от человека, его образования, воспитания, установок, мотивов, интересов.

Во втором ответе следует дать определения свободы и необходимости в деятельности человека. Необходимость — это зависимость личности от объективных обстоятельств. Свобода человека предполагает его ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Например, опоздание на занятия влечет за собой порицание, нарушение правил дорожного движения чревато последствиями. По мере развития свободы мера ответственности увеличивается. Сегодня происходит смещение центра тяжести ответственности с коллектива на личность. При ответе на второй вопрос одинаково важны как владение понятиями обществоведческого курса, так и их применения для анализа конкретных ситуаций (примеров)

С14 Прочитайте текст и выполните задания

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами. Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет. Социальные отношения не определяются экономикой — в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи. (Л. Туроу)

С14-1. В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.

1). В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления. Ответ:

В ответе указываются такие проявления кризиса семейных отношений:

— рост числа разводов;

-увеличение количества неполных семей.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

С14-2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

2). В ответе называются сферы общества:

— социальные отношения;

— экономика.

Показан характер их связи: социальные отношения не определяются экономикой, но должны быть с ней совместимы.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

С14-3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.

3). Ответ:

В ответе могут быть названы следующие причины этого явления:

— сложившаяся экономическая система во многих случаях делает недостаточными

для поддержания уровня жизни семьи заработки одного отца;

— усиливаются ценности личных достижений в ущерб семейной солидарности,

— женщины стремятся расширить круг своих социальных ролей, выйти за рамки

ролей матери, жены, хозяйки дома

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла,)

С14-4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

4) Ответ:

В ответе называется тип семьи: партнерская (демократическая).

Могут быть названы такие ее признаки:

— совместное принятие решений, затрагивающих интересы членов семьи;

— более равномерное распределение семейных обязанностей.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

С15. Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт.

С2. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны такие черты, как наличие

— ролевой системы (ученик, учитель);

— совокупности учреждений (институт, школа);

— регулирующих правил (закон об образовании, устав вуза);

— важных общественных функций (социализация молодежи).

С16. На встрече российского правительства с представителями профсоюзов и предпринимателей высказывались противоположные мнения об экономической политике. Профсоюзы настаивали на увеличении доли прибыли фирм, направляемых на социальные нужды. Предприниматели предлагали увеличить инвестиции в реальное производство. Предложите по два аргумента в поддержку позиции каждой группы участников.

В ответе могут быть приведены следующие аргументы в поддержку мнения профсоюзов:

1) необходимо повысить уровень доходов населения для решения задач борьбы с бедностью;

2) рост потребительского спроса будет способствовать росту объемов производства;

3) социальная помощь малообеспеченным слоям населения — важнейшая функция

государства в рыночной экономике.

В ответе могут быть приведены следующие аргументы в поддержку мнения предпринимателей:

1) возможность обновления техники и внедрения новых технологий;

2) возможность совершенствования структуры производства;

3) поддержка отечественного производителя;

4) повышение жизненного уровня населения возможно лишь на основе экономического роста.

Могут быть приведены и иные, имеющие основания аргументы.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

С17. Прочитайте текст и выполните задания к нему

Наукой принято называть систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований. Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства. Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений. Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определенных теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привел к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом. В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом , глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности. (И.В. Безбородова, М.Б. Буланова и др.)

Поделитесь с Вашими друзьями:

Курс «Обществознание» на профильном уровне
отличается насыщенностью теоретического
материала и предполагает использование
проблемно-поисковых форм приобретения знаний,
развитие практических умений учащихся.
Теоретический материал эффективно
рассматривать на значительном количестве
примеров, ситуаций из социальной жизни с
выполнением старшеклассниками заданий
практического характера, направленных на
обеспечение достаточной системности и глубины
понимания вопросов обществоведческого курса.
Наряду с освоением теоретических знаний
необходима организация деятельности учащихся по
решению разного типа задач, выполнения
практико-ориентированных заданий, требующих
применения интеллектуальных умений.

Как показывает практика, влияние ЕГЭ на процесс
преподавания обществознания в школе очень
велико. Это проявляется, в частности, во все
большем использовании при изучении предмета
заданий, требующих применения знаний:
обществоведческих познавательных задач, заданий
проблемного характера, в развитии умений
учащихся мысленно моделировать типичные
социальные ситуации, устанавливать связи между
теоретическими положениями курса,
иллюстрировать их конкретными примерами,
выражать и аргументировать собственные оценки и
суждения. Реализация требований, выдвигаемых
ЕГЭ, возможна лишь при систематических занятиях
и эффективной организации учебного процесса на
протяжении всего изучения курса обществознания.
При этом важно опираться на внутрикурсовые связи
и использовать различные формы и способы
проверки знаний и умений; необходимо обеспечить
систематическое повторение пройденного в целях
прочного овладения всеми выпускниками основными
элементами содержания курса.

Урок «Социальное развитие современного
общества» является заключительным при изучении
в 11 классе первой главы учебника, знакомящей
учеников с основами социологии. В основу урока
положено содержание учебника «Обществознание, 11
класс, профильный уровень» под редакцией
Л.Н.Боголюбова, дополненное материалом других
учебных пособий. Урок «Социальное развитие
современного общества» проводится в течение 2
часов.

Цели урока:

  • закрепить, обобщить и систематизировать знания
    учащихся по изученным темам раздела «Социальное
    развитие современного общества»;
  • продолжить формирование у учащихся навыков по
    применению теоретических знаний на практике;
  • развивать логическое мышление, монологическую
    речь, навыки работы с дополнительной
    литературой, умение отстаивать собственную
    точку зрения;
  • способствовать развитию информационной
    культуры учащихся, способности определять
    собственное отношение к дискуссионным вопросам
    современности;
  • развивать у учащихся умение работы в группе,
      выражать свои собственные взгляды,
    аргументированно вести дискуссию, точно и кратко
    излагать свои мысли;
  • воспитывать толерантное отношение к воззрениям
    других людей, культуру речи, формировать
    активную гражданскую позицию.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: групповая работа. Работа в
группах позволяет без излишнего напряжения
решать познавательные задачи, стимулирует
творческую деятельность учащихся, способствует
повышению эффективности обучения, вызывает
положительные эмоции у учеников, содействует
формированию навыков совместной деятельности и
повышению коммуникативной культуры.

Подготовительная работа. Недели за две до
урока ученики 11 класса разбиваются на пять групп,
каждая из которых получает задание написать эссе
по одной из предложенных тем. Темы эссе между
группами распределяются по жребию, при этом
предполагается, что во время проведения урока по
данным темам будут происходить устные
выступления, а ученики каждой группы будут
представлять собой одну команду. Учитель готовит
к повторительно-обобщающему уроку вопросы по
социологии, взяв за основу типовые задания по
обществознанию части С (С5-С9), использовав для
этого соответствующие учебные пособия. В
зависимости от уровня подготовленности учащихся
с частью заданий (например, с заданиями С6, С7)
учеников можно ознакомить заранее (учитель эти
задания может разместить на своем сайте).
Целесообразно заранее познакомить учащихся и с
правилами проведения предстоящего урока,
которые состоят в следующем:


  • повторение учебного материала по теме
    «Социальное развитие современного общества»
    будет происходить по заданиям, распределенным по
    пяти блокам (С5-С9);
  • задания каждого блока между командами
    распределяются по жребию;
  • получив задания, группы в течение нескольких
    минут обсуждают ход его выполнения, а затем
    знакомят остальных учеников класса со своей
    версией ответа;
  • если у какой-то команды возникнут затруднения с
    ответом на «свой» вопрос, на помощь приходят
    учащиеся других групп;
  • оценки за урок выставляются по итогам всех
    выступлений ученика, а «молчуны» получают
    задание написать к следующему уроку эссе по теме,
    не разобранной во время проведения повторения.

Оборудование урока: карточки с заданиями.

Ход урока

Учитель объявляет тему урока, его цели,
напоминает правила проведения занятия. Затем
между группами по жребию распределяются вопросы
первого блока — задания С5, выполнив которые,
ученики переходят к рассмотрению заданий
следующего блока и т.д. Предполагается, что в ходе
повторительно-обобщающего урока будут разобраны
все задания блоков №1-№3, что же касается заданий
блока №4 (составление плана по определенной
теме), то, думается, достаточно будет, если каждая
из групп составит по одному плану.

Блок №1. Задания С- 5:

1) Укажите любые три фактора, влияющие на
социальную мобильность.

2) Назовите два признака отклоняющегося
поведения.

3) Какой смысл вкладывают обществоведы в
понятие «социализация»? Привлекая знания
обществоведческого курса, составьте два
предложения, содержащих информацию о
социализации.

4) Назовите любые три черты человека,
предопределяющие его негативное отклоняющееся
поведение.

5) Перечислите любые три фактора, определяющие
развитие личности.

6) Назовите любые три фактора социализации
личности.

7) Перечислите любые три общественных
института, способствующих социализации
личности.

8) Какой смысл вкладывают обществоведы в
понятие «социальная мобильность»? Привлекая
знания обществоведческого курса, составьте два
предложения, содержащих информацию о социальной
мобильности.

9) Какой смысл вкладывают обществоведы в
понятие «социальный статус»? Привлекая знания
обществоведческого курса, составьте два
предложения, содержащих информацию о социальном
статусе.

10) Какой смысл вкладывают обществоведы в
понятие «социальная роль»? Привлекая знания
обществоведческого курса, составьте два
предложения, содержащих информацию о социальных
ролях личности.

Блок №2. Задания С- 6:

1) Раскройте на трех примерах многообразие
критериев выделения социальных групп.

2) С помощью трех примеров проиллюстрируйте
процесс социализации индивида.

3) Приведите три примера соответствия личности
занимаемому социальному статусу.

4) Раскройте на трех примерах роль социальных
норм в жизни общества.

5) Назовите две тенденции в развитии
современных межнациональных отношений и
проиллюстрируйте каждую из них примером

6) Приведите любые три примера воздействия
различных социальных институтов на процесс
социализации личности.

7) С опорой на обществоведческие знания и личный
опыт смоделируйте конкретную ситуацию,
иллюстрирующую позитивное отклоняющееся
поведение. Приведите три примера формальных
позитивных санкций, возможных в этом случае

8) Раскройте на примерах реализацию семьёй трёх
любых её функций (сначала укажите функцию, а
затем — соответствующий пример).

9) Назовите три любые характерные черты семьи
традиционного (патриархального) типа и
проиллюстрируйте каждую из них примером.

10) Назовите три признака, определяющих
этническую принадлежность индивида, и
проиллюстрируйте каждый из них примером.

Блок №3. Задания С-7:

1) В конце 19 века в России многие крестьяне,
разоряясь, переезжали в город и устраивались на
неквалифицированные работы на заводы и фабрики.
Жизнь в городе была для них неуютной, поскольку
они, перестав быть крестьянами, по сути, так и не
стали горожанами, пролетариями.

К какому типу социальных групп можно отнести
данных людей?

Назовите два признака, которыми обладает эта
социальная группа.

2) В одном из первых сводов законов Киевской
Руси — «Русской Правде»- предусмотрены
различные наказания за убийство. Так, штраф за
убийство тиуна (управителя) был огромен: он
равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400
баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во
много раз дешевле.

Сделайте три возможных вывода о социальных
отношениях общества того времени и способах их
регулирования.

3) О каком социальном явлении идет речь в
сказках о том, как трудолюбивая Золушка выходит
замуж за принца, а находчивый бедняк становится
богачом? Поясните свой ответ.

4) Возникшая в глубокой древности семья
первоначально сосредоточивала в себе все
основные функции по обеспечению
жизнедеятельности человека. Постепенно она
стала разделять свои отдельные функции с другими
институтами общества. Укажите три такие функции.
Назовите социальные институты, которые стали их
выполнять.

5) После окончания технического колледжа
молодой человек устроился консультантом в фирму
по производству компьютеров. Спустя некоторое
время он поступил на курсы повышения
квалификации. Изменения произошли и в его личной
жизни: он женился на дочери совладельца компании.
Завершение учебы на курсах совпало с его
назначением главным менеджером предприятия.

Иллюстрацией какого социального процесса
может служить данный сюжет?

Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как
они называются в социологии?

6) В «Домострое» (XVI в.) содержится следующее
предписание: «Жены мужей своих вопрошают о
всяком благочинии… И что муж накажет, то с
любовью принимати и со страхом внимати, и творити
по его наказанию».

О каком типе семьи идет речь в этом фрагменте?
Укажите признак, по которому вы это определили.
Назовите два любых других признака семьи данного
типа.

7) Докажите, что образование является
социальным институтом.

8) По итогам Всероссийской переписи населения
значительно пополнился список малых народов. К
какому типу социальной общности можно отнести
общность «малый народ»?

Сформулируйте три его признака.

9) Является ли семья социальным институтом?
Подтвердите свое мнение тремя аргументами.

10) Является ли наука социальным институтом?
Подтвердите свое мнение тремя аргументами

Блок №4. Задания С — 8:

1) Вам поручено подготовить развернутый ответ
по теме «Межэтнические отношения и национальная
политика». Составьте план, в соответствии с
которым вы будете освещать эту тему. План должен
содержать не менее трех пунктов, из которых два
или более детализированы в подпунктах.

2) Вам поручено подготовить развернутый ответ
по теме «Молодежь как социальная группа».

Составьте план, в соответствии с которым вы
будете освещать эту тему. План должен содержать
не менее трех пунктов, из которых два или более
детализированы в подпунктах.

3) Вам поручено подготовить развернутый ответ
по теме «Социальный контроль». Составьте план, в
соответствии с которым вы будете освещать эту
тему. План должен содержать не менее трех
пунктов, из которых два или более детализированы
в подпунктах.

4) Вам поручено подготовить развернутый ответ
по теме «Социально-демографические проблемы
современности». Составьте план, в соответствии с
которым вы будете освещать эту тему. План должен
содержать не менее трех пунктов, из которых два
или более детализированы в подпунктах.

5) Вам поручено подготовить развернутый ответ
по теме «Социальная мобильность». Составьте
план, в соответствии с которым вы будете освещать
эту тему. План должен содержать не менее трех
пунктов, из которых два или более детализированы
в подпунктах.

6) Вам поручено подготовить развернутый ответ
по теме «Семья в современном обществе».

Составьте план, в соответствии с которым вы
будете освещать эту тему. План должен содержать
не менее трех пунктов, из которых два или более
детализированы в подпунктах.

7) Вам поручено подготовить развернутый ответ
по теме «Социальные ценности и нормы».

Составьте план, в соответствии с которым вы
будете освещать эту тему. План должен содержать
не менее трех пунктов, из которых два или более
детализированы в подпунктах.

8) Вам поручено подготовить развернутый ответ
по теме «Формы социального взаимодействия».

Составьте план, в соответствии с которым вы
будете освещать эту тему. План должен содержать
не менее трех пунктов, из которых два или более
детализированы в подпунктах.

Блок №5. Задания С-9. Темы эссе.

1) «Неравенство — такой же хороший закон
природы, как и всякий другой» (И.Шерр).

2) «Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины —
все актеры» (У.Шекспир).

3) «Семья — это кристалл общества» (В.Гюго).

4) «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они
есть» (К.Гельвеций).

5) «Каждая нация считает себя выше других наций.
Это порождает патриотизм и : войны» (Д.Карнеги).

6) «Борьба есть условие жизни: жизнь умирает,
когда оканчивается борьба» (В.Г.Белинский).

7) «Национализм — это не любовь к своей нации, а
ненависть к чужой» (И.Н.Шевелев).

8) «Человек определяется не только
природными качествами, но и приобретенными»
(И.Гете).

К выполнению заданий С-9 блока №5 учащиеся
готовились заранее. Все ученики должны были
написать эссе по одной из предложенных тем, а во
время проведения урока устно выступить со своей
работой. При этом эссе пишется в соответствии с
требованиями, предъявляемыми на ЕГЭ. Данное
задание позволяет проверить качественное
овладение содержанием курса обществознания и
сложными интеллектуальными умениями: делать
выводы, логично и последовательно излагать свои
мысли, применять теоретические знания для
обоснования социальных явлений и процессов. В
качестве примера выполнения задания С-9 можно
предложить работу одной из учениц по теме «Семья-это
кристалл общества» (В.Гюго).

«Я полностью разделяю мнение автора о том, что
семья — это кристалл общества. На мой взгляд,
Виктор Гюго хотел сказать, что семья является
важнейшим социальным институтом, ведь она играет
одну из самых значимых ролей не только в жизни
одного конкретного человека, но и общества в
целом. По мнению автора, семья — это основа
общества, главная его ячейка, которая оказывает
существенное воздействие на процесс
социализации индивида, т.к. именно семья отвечает
за первичную социализацию ребенка, под ее
воздействием и происходит формирование
личности.

С автором нельзя не согласиться. Действительно,
семья является важнейшим звеном, из которого
состоит общество в целом. От этого звена во
многом зависит, каким будет общество и как оно
будет развиваться. Так что же такое семья? Семья
— это прежде всего социальный институт, под
которым подразумевается устойчивая
совокупность людей, групп, учреждений,
деятельность которых направлена на выполнение
конкретных общественных функций и регулируется
определенными правилами, нормами поведения
.
Безусловно, деятельность семьи направлена на
выполнение важнейших функций в жизни общества.
Одной из них является репродуктивная функция,
т.е. семья воспроизводит население. Во- вторых,
она выполняет функцию первичной социализации.
При этом важно отметить, что социализация — это
процесс, идущий на протяжении всей жизни
человека, в ходе которого усваиваются социальные
роли, социальные нормы и знания об окружающем
мире
. Функция семьи в первичной социализации
проявляется в том, что родители, старшие передают
детям и младшим свой жизненный опыт, знания,
навыки. Тем самым взрослые члены семьи готовят
младших к жизни в обществе, за пределами семьи.
Например, в семье Ивановых мама рассказывает
своей дочери как вкуснее приготовить суп, а в
семье Петровых папа учит сына правильно забивать
гвозди. В- третьих, семья выполняет регулятивную
функцию, то есть члены семьи осуществляют
взаимный контроль за поведением друг друга. Так,
например, в семье Сидоровых мама проверяет,
соблюдает ли ее дочь правила дорожного движения.
Также семья выполняет досуговую функцию, которая
заключается в том, что члены семьи совместно
проводят свой отдых, организуют досуг,
поддерживают здоровье. Например, семья
Владимировых каждые выходные ездит на турбазу.
Следующей и не менее значимой функцией семьи
является эмоционально — психологическая. Эта
функция проявляется в том, что в семье создается
благоприятный психологический климат, в семье у
человека формируется чувство безопасности.
Также с помощью семьи люди удовлетворяют свои
эмоциональные потребности, члены семьи
эмоционально поддерживают друг друга. Например,
в семье Антоновых Юля готовится к экзаменам, и
все члены семьи поддерживают и подбадривают ее.
Кроме того, семья выполняет
хозяйственно-экономическую функцию, которая
проявляется в том, что семья формирует и
использует свой бюджет, организует потребление
продуктов и услуг. Также в семье распределяются
домашние обязанности. Например, в семье
Александровых домашние обязанности
распределены следующим образом: мама готовит
еду, дети накрывают на стол, а папа моет посуду.
Таким образом, семья действительно является
социальным институтом, деятельность которого
направлена на выполнение важнейших функций.

Но наряду с тем, что семья является социальным
институтом, она также является малой социальной
группой. Подчеркнем, что социальная группа —
это совокупность людей, имеющих какой-либо общий,
социально значимый признак
. В свою очередь для
малой социальной группы характерны следующие
особенности: небольшая численность,
непосредственные личные контакты, близкие,
эмоционально окрашенные, неформальные
отношения; общая деятельность, интересы, цели.
Очевидно, что семья обладает выше перечисленными
признаками, а, значит, является малой социальной
группой. Так что же значит семья, как малая
социальная группа? Семья — это основанная на
браке и кровном родстве малая социальная группа,
члены которой связаны общностью быта, взаимной
ответственностью и взаимопомощью
. Принято
выделять два типа семей. Это, во-первых, простая
(нуклеарная) семья, то есть семья, состоящая из
супругов и детей, не состоящих в браке, а,
во-вторых, сложная (расширенная) семья, то есть
семья, которая включает в себя три и более
поколений или две и более нуклеарных семей,
живущих вместе и связанных общим хозяйством. В
настоящее время социологи различают две формы
семей: патриархальную и демократическую. Для
патриархальной или, как иначе говорят,
традиционной семьи характерны специфические
признаки. Одним из них является то, что под одной
крышей проживает несколько поколений и лидером
является старший мужчина, волю которого
беспрекословно выполняю все члены семьи. Также
существует четкое разделение и закрепление
мужских и женских обязанностей. Кроме того в
патриархальных семьях существует экономическая
зависимость женщины от мужчины, и роль женщины
состоит в том, что она воспитывает детей и ведет
домашнее хозяйство. В свою очередь
демократическая или, иначе говоря, партнерская
семья обладает своими особыми чертами:
справедливое разделение домашних обязанностей,
совместное обсуждение проблем, принятие решений
с участием всех членов семьи, также
экономическая самостоятельность мужчины и
женщины. Стоит отметить, что в современном
обществе преобладают партнерские семьи.

К сожалению, приходится признавать факт, что
современная семья испытывает кризис. Это
проявляется в том, что все чаще встречаются
бездетные, неполные семьи, растет количество
разводов, усиливается девиантное поведение в
семье. Правда, социальное государство
предпринимает специальные меры для решения этих
проблем. Например, в России родителям
выплачиваются денежные пособия при рождении
ребенка, предоставляют финансовые льготы, вводят
отпуска в связи с уходом за маленькими детьми,
создают дошкольные детские учреждения.

Таким образом, семья — это и малая социальная
группа, и социальный институт. Семья по-прежнему
остается основой общества, его фундаментом.
Значит, великий французский писатель Виктор Гюго
был абсолютно прав, утверждая, что семья — это
кристалл общества и его слова, сказанные в 19 веке,
сохраняют свою актуальность и в наши дни».
(Калашникова Анна)

Литература.

  1. Обществознание: учеб. для 11 кл. общеобразоват.
    учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов,
    А.Ю. Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред.
    Л.Н.Боголюбова. — М.: Просвещение, 2008.
  2. ЕГЭ 2011. Обществознание. Типовые тестовые
    задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л.Рутковская,
    Н.И.Городецкая, Е.С.Королькова. — М.: Издательство
    «Экзамен», 2011.
  3. ЕГЭ 2010. Обществознание. Типовые тестовые
    задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л.Рутковская,
    Н.И.Городецкая, Е.С.Королькова. — М.: Издательство
    «Экзамен», 2010.
  4. Единственные реальные варианты заданий для
    подготовки к единому государственному экзамену .
    ЕГЭ — 2006. Обществознание. — М.: Федеральный центр
    тестирования, 2006.
  5. Единый государственный экзамен :
    обществознание: контрольные измерительные
    материалы: 2005-2006 / под общ. ред. Е.Л.Рутковской. —
    М.: Просвещение, 2006.
  6. Обществознание. Контрольные измерительные
    материалы единого государственного экзамена в
    2004 г. — М.: Центр тестирования Минобразования
    России, 2004.

  • О каком празднике идет речь в рассказе рождественская ночь
  • О каком писателе идет речь первые рассказы этого писателя были веселые смешные забавные остроумные
  • О каком памятнике древнерусской литературы идет речь древнейшее сочинение по русской истории это
  • О каком наказании идет речь в романе преступление и наказание сочинение
  • О каком историческом периоде идет речь в рассказе матренин двор