Краткое содержание «Соня»
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 382.
Обновлено 7 Октября, 2021
О произведении
Рассказ «Соня» Толстой Татьяны, написанный в 1984 году, повествует о некрасивой и глупой, но очень доброй женщине, пожертвовавшей собой ради спасения вымышленного возлюбленного. Она стала жертвой жестокой шутки, но смогла продемонстрировать всё величие и благородство своей души.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Соня», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
- Соня — глупая, недалёкая, но очень добрая женщина с большим сердцем.
- Ада Адольфовна — красивая, интересная, коварная женщина, которая от скуки решила поиздеваться над Соней.
Другие персонажи
- Лев Адольфович — брат Ады, прекрасно образованный человек, большой насмешник.
- Валериан, Серёжа, Котик — друзья Ады и Льва, которые участвовали в жестоком розыгрыше над Соней.
Краткое содержание
Все прекрасно знали, что «Соня была дура. Это её качество никто никогда не оспаривал
». В своей глупости Соня была настолько бестактной, что запросто могла спросить у мужчины в присутствии его жены, как звали красивую даму, с которой тот был в филармонии. Известный насмешник Лев Адольфович даже сказал по этому поводу, что «если человек мёртв, то это надолго, если он глуп, то это навсегда
».
Соня работала в музее «каким-то там научным хранителем
». Выглядела она под стать своей скучной работе: крупная, неуклюжая с толстыми косолапыми ногами и в нелепой одежде, которая подчёркивала все недостатки её фигуры. У Сони была брошка в виде эмалевого голубка, с которой она никогда не расставалась. Она прекрасно шила, но почему-то не могла сшить себе ни одного приличного платья или костюма.
Соня была отличной хозяйкой: «торты накручивала великолепные
» и даже из требухи могла приготовить кулинарный шедевр. Кроме того, она любила детей и неизменно соглашалась на просьбы присмотреть за малышами, когда их родителям нужно было отлучиться по делам или даже отправиться в отпуск. Знакомые беззастенчиво пользовались добротой Сони и даже «устанавливали какую-то разумную очередь
».
У Льва Адольфовича была сестра, Ада — «женщина острая, худая, по-змеиному элегантная
». Однажды она тоже пострадала из-за «Сониного идиотизма
» и хотела её наказать. Но не слишком сурово, а так, чтобы все могли посмеяться.
В тридцать третьем году, когда Соне было чуть за тридцать, Ада Адольфовна разработала план, который её брат Лев назвал «адским планчиком
». Ада, которая всегда превосходно выглядела и имела много поклонников, «предложила придумать для бедняжки загадочного воздыхателя, безумно влюблённого, но по каким-то причинам никак не могущего с ней встретиться лично
». Выдуманного поклонника назвали Николаем и придумали ему биографию: у него была жена и трое детей, а «жил» он в квартире Адиного отца. Никто не сомневался, что Соня не покажется по этому адресу: для этого она была слишком глупа, да и совесть не позволила бы ей рушить чужую семью.
Николай писал Соне лирические письма, в которых называл её путеводной звездой и пышной розой. Он признался, что, однажды увидев Соню в филармонии, влюбился с первого взгляда, но не мог встречаться с ней из-за чувства долга перед женой и детьми.
Началась бурная переписка. Соня сразу клюнула на приманку и «влюбилась так, что только оттаскивай
». Вся компания — «Ада, Лев, ещё Валериан, Серёжа, кажется, и Котик
» — веселилась до упаду, читая Сонины письма и сочиняя ей послания от Николая. Однажды Соня потравила Николаю своё единственное украшение — белого эмалевого голубка, и поклялась «непременно отдать за Николая свою жизнь или пойти за ним, если надо, на край света
».
Спустя какое-то время эта затея начала надоедать: Соня оказалась на удивление очень скрытной и никому не рассказывала о своём поклоннике. «Валериан, Котик и, кажется, Серёжа по разным причинам отпали от участия в игре
», и только Ада упорно продолжала писать письма от лица Николая.
С приходом войны и Ада, и Соня не успели эвакуироваться, оставшись в блокадном Ленинграде. Ада, похоронив отца и брата, медленно умирала голодной смертью в своей квартире. В прощальном письме Соне она написала, «что все ложь, что она всех ненавидит, что Соня — старая дура и лошадь, что ничего не было и что будьте вы все прокляты
».
Вряд ли Соня получила это письмо, но она что-то почувствовала и отправилась на квартиру, где приготовилась к смерти Ада. Она принесла с собой «все, что у неё было — баночку довоенного томатного сока, сбережённого для такого вот смертного случая
». Соня напоила Аду соком с ложечки, а сама ушла за водой, «чтобы больше никогда не вернуться — бомбили в тот день сильно».
Ада Адольфовна выжила и дожила до преклонного возраста. Сонины письма она, по-видимому, сожгла в ту страшную зиму.
Заключение
Произведение Татьяны Толстой демонстрирует, насколько безнравственно играть чужими чувствами. Добрая и наивная женщина, оказавшись главной героиней розыгрыша, искренне верит в вымышленную любовь и кладёт к её алтарю собственную жизнь.
После ознакомления с кратким пересказом «Соня» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Егор Князев
10/10
-
Таня Волкова
10/10
Рейтинг пересказа
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 382.
А какую оценку поставите вы?
Т.Н. Толстая занимает значимое место в современном литературном процессе. Это один из самых ярких авторов нового поколения. Толстая – представитель такого литературного направления, как постмодернизм. Рассказ «Соня» написан именно в постмодернистской традиции. Чтобы доказать это, нужно проанализировать композицию и идейно-тематическое содержание рассказа.
В первую очередь нужно обратить внимание на композицию рассказа. Рассказ начинается с рассуждений автора о времени. Что остается после человека? Для чего он живет? Над этими вопросами Толстая предлагает задуматься читателю. Затем повествование ведет очевидец. Писательница не боится доверить рассказ о жизни героинь другому человеку, не боится, что мы, читатели, поймем все неправильно. Это характерная черта постмодернизма. В таких случаях говорят: «автор умер». Только в конце рассказа автор появляется снова (разговор Толстой и Ады).
Также необходимо обратить внимание на временное пространство рассказа.
На четырех страницах Толстая сумела рассказать о судьбах двух женщин.
Так лаконично и точно писать о судьбах своих героев умел только А.П. Чехов. Убедиться в этом можно, прочитав рассказы «Ионыч», «Крыжовник», «О любви».
Теперь обратимся к идейно-тематическому содержанию. Главные героини рассказа – Соня и Ада. В процессе создания женских образов Толстая использует множество художественных средств.
Образ Сони построен на антитезе. Ее непривлекательная внешность противопоставлена богатому духовному миру. Имя героини выбрано не случайно. У читателя сразу же возникают ассоциации с Сонечкой Мармеладовой. Главные черты Сони – бескорыстие, готовность к самопожертвованию: у Сони наивная, детская душа. Образ Сони Мармеладовой прекрасно проецируется на героиню Т.Н. Толстой.
В рассказе есть еще одна реминисценция творчества Ф.М. Достоевского: герой романа «Идиот» князь Мышкин и Соня Толстой. Князя Мышкина, идеального человека, окружающие считают идиотом; Соню, чистую, искреннюю девушку, называют «дурой». Ничего не изменилось со времен Ф.М. Достоевского. Искренность, доброту, наивность, бескорыстие принимают за «идиотизм», а человека, обладающего такими качествами, называют «идиотом».
Соня была бескорыстным человеком. Люди это знали и пользовались ею.
Уезжая в отпуск, уходя в театр, детей оставляли с Соней, зная, что, вернувшись, они найдут все в отличном состоянии. Соня прекрасно готовила, и это служило поводом для шуток ее знакомых. «А я вот просто в восторге от ваших бараньих мозгов!» — говорила Ада, а Соня поправляла: «Это телячьи».
Характеризуя Соню, Толстая использует множество метафор. Самая яркая из них – «кристалл Сониной глупости засверкал иными гранями». Соня часто ставила людей в неловкое положение. «Я вас видела в филармонии с какой-то красивой дамой: интересно, кто это?» — спрашивала Соня у мужчины в присутствии его жены. С одной стороны, все это характеризует ее как наивного, непрактичного человека. Но Соня не понимает, что допускает оплошность, потому что она сама никого не обманывает, никому не изменяет и не попадает в такие ситуации.
Соня готова на все ради любимого. Она расстается с единственным своим сокровищем – эмалевым голубком. Почувствовав, что Николай в беде, Соня бредет по улицам блокадного Ленинграда; она несет ему баночку томатного сока: «сока там было ровно на одну жизнь». Она спасает жизнь Аде-Николаю, жертвуя своей жизнью.
Вторая героиня рассказа – Ада. Это полная противоположность Соне. Врезается в память точное сравнение, яркая характеристика – «по-змеиному».
Ада и внешне, и внутренне напоминает змею: «острая, худая, по-змеиному элегантная». Ада была в своей лучшей форме: «фигурка прелестная, лицо смуглое с темно-розовым румянцем, в теннис она первая, на байдарке первая, все ей смотрели в рот». У Ады было много поклонников. Однажды она тоже попала в неловкое положение из-за Сони и решила ей отомстить. Для Сони был придуман тайный поклонник Николай, обремененный женой и тремя детьми, поселенный для переписки в квартиру Адиного отца. Раз в месяц Ада от лица Николая писала Соне любовные письма, а Соня, не подозревая о розыгрыше, поверила и всем серцем полюбила несуществующего Николая. В этом и заключался «адский планчик». Со временем сообщникам Ады надоела эта затея, только Ада не бросала начатое. Началась война. Ни Соня, ни Ада не успели эвакуироваться. «И две женщины на двух концах Ленинграда, одна со злобой, другая с любовью, строчили друг другу письма о том, кого никогда не существовало».
Ада похоронила отца, брата. «Она съела все, что было можно. Сварила кожаные туфли, пила горячий бульон из обоев». Эти художественные детали погружают нас в атмосферу блокадного Ленинграда, помогают нам почувствовать все ужасы и лишения этого периода. Ведь это не гипербола, а реалии жизни в блокаде.
Ада сожгла письма Сони, они «согрели ее скрюченные, окоченевшие пальцы». Благодаря Соне, ее баночке томатного сока, Ада выжила. Сейчас она восьмидесятилетняя старуха, которая не хочет слышать слова «отдайте». Кому нужна ее жизнь? Она умрет, и никто не вспомнит о ней, не скажет доброго слова.
В чем же смысл жизни? Как отвечает на вечный вопрос Т.Н.Толстая? В любви, доброте, искренности, и не только любви мужчины к женщине, но и к детям, родным и близким. Символом любви, искренности, бескорыстия в рассказе является брошка Сони – «белый эмалевый голубок». У Ады не поднялась рука бросить в огонь голубка, «ведь голубков огонь не берет». Всегда на земле будут жить любовь и доброта, поэтому и в 19 веке, и в 20 веке, и во всех последующих останется «вечная Сонечка».
Если говорить о моем отношении к «Соне», то рассказ оставил неизгладимое впечатление. Будучи современным писателем, Толстая возвращает нас к классической русской литературе, ее ценностям. Язык Татьяны Никитичны своеобразен, способствует возникновению самых разнообразных ассоциаций у читателя.
У меня возникло желание более подробно познакомиться с творчеством писательницы, да и с литературой постмодернизма вообще. Постмодернисты «играют» с читателем. Разве литературная игра может оставить думающего человека равнодушным?
Герои рассказа
Cоня предстает в качестве основного персонажа рассказа. Автор описывает ее как простую, добрую по характеру девушку. Другой основной персонаж представлен ее знакомой Адой Адольфовной, которая характеризуется как интригующая женщина. Также героями рассказа являются брат Ады Лев Адольфович, ее друзья и знакомые.
Пересказ «Сони»
Соня – уже взрослая девушка, которая так и не вышла замуж. Она хорошо готовит , занимается хозяйством, шьет одежду, очень любит детей и гуляет с ними. Ее знакомые ценят эти качества и периодически обращаются к Соне с разными хозяйственными просьбами, побыть с их детьми. Она с готовностью и желанием всё это выполняет.
Однако при этом Соня очень простая в общении и иногда при всех рассказывает такие вещи о других людях, которые они хотели бы не озвучивать. Поэтому возникают ситуации, которые можно назвать неловкими.
Однажды в такое положение попала знакомая Сони Ада Адольфовна. Ей это не понравилось, и она захотела пошутить над подругой вместе со своим братом и другими друзьями и знакомыми. Они разработали план, в соответствии с которым решили писать Соне письма с любовными признаниями от вымышленного человека. Чтобы она писала в ответ, указали адрес отца Ады и Льва, на который можно было отвечать. Сначала возникло предположение, что героиня пойдет по этому адресу и обнаружит, что там не живет придуманная личность, но потом пришли к выводу, что она так не поступит.
И вот в течение некоторого времени Соне писали любовные признания якобы от человека, который имеет жену и детей. Она стала отвечать на эти послания. Ада, Лев и ее друзья веселились, читая ответы героини, и придумывали новые письма.
Через некоторое время им это надоело. Все, кроме Ады, перестали этим заниматься. Началась война, и город Ленинград, в котором жили герои, попал в блокаду. В это время Ада написала Соне письмо, где рассказала, что это все было обманом, что на самом деле личность человека, якобы писавшего любовные признания, вымышлена.
После этого героиня пошла на квартиру, где лежала измученная голодом Ада. Она взяла с собой банку с томатами, чтобы покормить человека, который, как следовало из писем, любил ее.
Автор представляет ситуацию в таком виде, что Соня не узнала Аду, и кормила ее томатным соком. Потом она ушла за водой. После этого ее больше не видели.
Автор предполагает, что она попала под бомбежку. После войны рассказчица узнала об этой истории, посещала Аду и спрашивала у нее, где письма от Сони. Скорее всего, они были сожжены. Сохранился только эмалевый голубь, присланный героиней в подарок вымышленному автору писем. Таково краткое содержание произведения Толстой «Соня».
Главная мысль
В этом рассказе автор хотела сказать, что нельзя разыгрывать других людей, недопустимо легкомысленно и невнимательно относиться к их чувствам и внутреннему миру. При этом в произведении положительно оценивается простая девушка, которая во время голода пошла накормить человека. Она думала, что он ее любит, поэтому отнесла ему всю имевшуюся у нее еду. В этом поступке проявляются добрые качества главной героини, ее чуткость, внимательность к другим людям, отзывчивость. Автор с большим сочувствием и уважением относится к простоте и доброте Сони.
Ключевые слова:
гуманистическая роль литературы,
две женские судьбы,
маленькие люди,
Т.Толстая
Рассказ Татьяны Толстой “Соня” — удачная
находка для уроков, завершающих курс литературы
в 11 классе. Это произведение современной
литературы, которое поднимает важные
нравственные проблемы, позволяет утвердительно
ответить на вопрос о существовании сегодня
настоящей литературы, думающей о человеке,
“болеющей” за него. Рассказ “Соня” — это
литература, которая вспомнила о своей
гуманистической роли, обнаружила теснейшую
связь с русской классической литературой и
вернула ученика к ее лучшим традициям. При этом
творчество Толстой позволяет говорить об одном
из самых ярких методов в современной литературе
– о постмодернизме. И старшеклассники, думается,
с интересом найдут в рассказе признаки этого
модного художественного направления. Рассказ
легко найти в Интернете, он занимает 4 страницы –
это как раз тот объем, который могут осилить
одиннадцатиклассники в конце учебного года.
К изучению рассказа можно подойти
дифференцированно: с учащимися, не желающими
ограничиваться обязательным программным
минимумом, провести многоаспектный анализ
рассказа, при дефиците учебного времени и
особого интереса учащихся, остановиться на
проблематике, основных образах и особенностях
авторской поэтики.
И еще, читая в 11 классе литературу о революции,
войне, сталинских репрессиях, мы невольно
излишне социологизируем подходы к
художественному произведению. Рассказ Толстой
возвращает нас к собственно литературе – к
художественному образу, к метафоре, к символу, к
игре слов и смыслов, к красоте поэтики.
Литература может говорить о самом важном, но
оставаться при этом немного игрой.
Задание ученикам
Прочитайте рассказ Т.Толстой “Соня” и
сделайте несколько открытий:
1. Подумайте над названием рассказа. Имейте в
виду, автор уже затеял с вами литературную игру.
2. Найдите ключевую метафору – это поможет
понять рассказ.
3. Кто рассказывает эту историю? Сколько голосов
вы слышите?
4. Своеобразие поэтики Толстой — в мастерстве
художественной детали. Найдите детали,
определяющие время действия (блокаду, прежде
всего); детали портрета, определяющие образы двух
героинь.
5. Заметьте время действия в рассказе.
6. Подготовьте рассказ о судьбах Сони и Ады.
Материал для учителя
Татьяна Никитична Толстая (р.1951) – прозаик,
эссеист, критик, во многом определившая
литературное лицо 1990-х годов, единодушно
признана одним их самых ярких авторов нового
поколения. Внучка Алексея Толстого и Михаила
Лозинского. Первый сборник рассказов “На
золотом крыльце сидели…” появился в 1987 году,
затем появились еще 3 сборника, рассказ “Соня”
входит в книгу “Река Оккервиль”. В 2000 и 2002 году
вышли книги “День” и “Ночь”, за роман “Кысь” в
2001 году писательница получила премию “Триумф”.
Комментарий для урока
Итак, рассказ прочитан. В центре его две женские
судьбы, не эпизоды из жизни, а именно судьбы.
Судьбу Сони легко пересказать:
- ровесница века (“в 41году ей должно было
исполниться 40”), - в 1930-е годы работает хранительницей в музее,
знакомится с Адой и ее приятелями, которые долгие
годы будут “перебрасывать” ее из семьи в семью,
где нужна помощь, - в 33 году возникает ее эпистолярный роман с
выдуманным Адой Николаем, - в 41 году остается в блокадном Ленинграде, отдав
Николаю-Аде баночку томатного сока, гибнет,
может, от голода, может, от бомбежки.
А вот судьба Ады:
- видимо, чуть моложе Сони,
- в 33 году она “в своей лучшей форме” – теннис,
байдарки, поклонники, тут-то и придуман “адский
планчик”, - в 41 она тоже в блокадном Ленинграде, сын
эвакуирован с детским садом, - баночка томатного сока спасает ей жизнь,
- в 90-е годы Ада Адольфовна – парализованная
старуха под девяносто.
Временное пространство в рассказе
организовано так точно и так плотно, что на
четырех страницах Толстая смогла рассказать о
судьбах двух женщин.
Кто из русских писателей мог вместить судьбу
героя в несколько страниц? (Чехов, конечно, в
таких рассказах, как “Ионыч”, “Крыжовник, “О
любви”.)
Почему же тогда этот рассказ не об Аде? Потому
что самое большое чудо в своей жизни –
спасительную баночку сока блокадным декабрем –
она не заслужила. И не заслужила не потому, что
когда-то в 33 году придумала в наказание Соне
эпистолярную любовь, Николая, а потому, что зимой
41 отреклась от нее: написала Соне, что “все ложь,
что она всех ненавидит, что Соня – старая дура и
лошадь, что ничего не было и что будьте вы все
прокляты”. И обвинять-то ее в этом тяжело –
“было не до любви” в декабре 1941 года. Но вот Соне
же было до любви…
Потому и рассказ о Соне.
Так Гончаров пишет роман об Обломове, а не о
Штольце.
Литература защищает, оберегает того, у кого все
отнимается в жизни. Так сказке милее всех
Иванушка-дурачок. А наша Соня – четырежды будет
сказано в тексте – “дура”.
В чем же проявляется ее “идиотизм”? Медленно
перестраивается, может зазеваться, наивна до
непредсказуемости, сентиментальные стихи не
вовремя, безобразно одевается. А внутренние
качества? “Любила детей”, “романтическое
существо”, “должна же у нее быть совесть”,
“любящее сердце”. И это “идиотизм”? Нет, скорее,
расхождение между внутренними качествами и
реакцией на них окружающих: мечтательность и
романтичность Сони позволяют смеяться над ней,
незащищенность дает возможность обманывать,
бескорыстие позволяет эгоистически
“использовать” ее как няньку, например.
Соня всего лишь кажется “дурой”, потому что
она неадекватна в своем социальном поведении, не
приспособлена к жизни, непрактична.
Некоторые исследователи творчества Толстой
замечают, что ее герои либо дети, либо “взрослые
с детскими чертами, так и не перешедшие в иное
возрастное состояние”*.
П.Вайль и А.Генис пишут: “В ее рассказах
помещаются только маленькие люди – не
Башмачкины, а Стойкие Оловянные солдатики”**. А
действительно, внимание к невыдающемуся,
обыкновенному, даже не от мира сего герою не есть
ли внимание к “маленькому человеку” русской
классической литературы?
* Русская проза конца XX века, под ред. Колядич
Т.М. – М.: “Академия”, 2005, с.359** Вайль П. и Генис А. Городок в табакерке: Проза
Толстой. – “Звезда”, 1990, №8
Вспомните поэму Пушкина “Медный всадник”,
повесть Гоголя “Шинель”, повесть Достоевского
“Бедные люди”. Можно ли сказать, что есть
преемственность между героиней Толстой и
“маленьким человеком” русской литературы?
Интересно, что сама Толстая заявляла, что
“маленький человек – это человек нормальный”.
Кстати, а кто Соню называет “дурой”? Неужели
автор? Прочитайте внимательно эти моменты –
знакомство с Соней, возникновение переписки с
Николаем (“Соня, дура, клюнула сразу”), последнее
письмо Ады. Создается впечатление, что это
рассказывает кто-то из знакомых Ады (“Жаль, что
вы ее не застали в молодости. Интересная
женщина”), вполне разделяющий уморительность
“адского” плана. Это рассказчик, который сам
находится “внутри событий”. Очевидно, Толстая
настолько доверяет читателю, что уверена: он
прекрасно разберется сам в том, что есть хорошо, а
что плохо. Разве иногда только бросит подсказку,
например, о брате Ады: “…негодяй в сущности, но
умнейший человек и в чем-то миляга”. Толстая
провоцирует вопросы читателя: что случится
дальше? что же автор хочет этим сказать? и при
этом, кажется, уверена, что читатель знает
правильный ответ, что читатель с ней, Толстой,
заодно.
Будем искать автора, как всегда, в названии.
“Соня”…Для русской литературы имя явно
неслучайное. Никаких литературных тезок не
можете припомнить? “Любила детей”, “клялась
пойти за ним, если надо, на край света”, “любящее
сердце”… Ну конечно, Соня Мармеладова. Говорил
же Достоевский: “…вечная Сонечка…”. Что еще
заставляет вспомнить именно Сонечку
Мармеладову? Бескорыстие Сони, умение любить,
готовность к самопожертвованию, детски наивная,
чистая душа. Вспомним, что Достоевскому важно
было, что “София” означает “премудрость”. Не
может не знать этого и Толстая, четырежды
повторяющая, что Соня — “дура”. Премудрость –
дурость? Может, именно этот оксюморон и должен
помочь нам в художественном осмыслении вопросов
жизни и смерти, смысла жизни, итога жизни?
Ада обязана Соне жизнью. Но и Соня обязана Аде
своим счастьем. Так все удивительно переплелось
в этой жизни.
Как вам кажется, что самым чудесным было в жизни
Сони? Ее эпистолярный роман с Николаем? Чем была
бы ее жизнь без него – повседневность,
обыденность, быт. Но Соня заслужила и другое. И
Толстая дарит Соне мечту, сказку. Вернее, Ада (“И
вот надо же – жизнь устраивает такие штуки! –
счастьем этим она была обязана всецело этой змее
Аде Адольфовне”). В этой сказке все было, как и
положено: королевич, королевна, живая вода. И уже
непонятно, что в ее жизни вообще было настоящим, а
что выдуманным. Однако, как справедливо заметил
А.Генис, “Толстая отнюдь не добрый волшебник, и
сказки у нее с плохим концом. Мир страшен сам по
себе. Жизнь изначально трагична уже потому, что
подчиняется времени”.***
*** Генис А. Иван Петрович умер.- М.: Новое
литературное обозрение, 1999
Вспомните, как решается конфликт мечты и
действительности в “Петербургских повестях”
Гоголя, прежде всего, в повести “Невский
проспект”.
Мотив времени — один из основных мотивов
рассказа, как, собственно, почти всех рассказов
Толстой (“Жил человек – и нет его”, “время все
съело”).
Перечитайте внимательно начало рассказа. Чьи
это слова? Как вы их поняли? Это, конечно, автор,
Толстая. Как вам кажется, в каких она отношениях
со временем? “Черная пасть телефонной трубки”,
“раскроется светлой фотографией солнечная
комната”, “просвечивают марлей спины сидящих” —
о чем говорят эти метафоры? А в финале рассказа
кто просит Аду Адольфовну отдать Сонины письма?
Думается, тоже автор. Именно в начале рассказа и в
финале повторяется фраза: “Жил человек – и нет
его”. Как же Толстая отвечает на вопрос, что
остается после человека? Имя-мудрость, имя-память
остается, жизнь другого человека остается, и еще
должен был остаться белый эмалевый голубок,
брошка Сони (“голубков огонь не берет”).
Оказывается, все имело смысл. Финал рассказа
звучит жизнеутверждающе.
Текст Толстой удивительно плотный: он
изобилует литературными реминисценциями,
метафорами, художественными деталями, часто
переходящими в символические образы.
Какие пронзительные детали описания блокадной
жизни Ленинграда вы нашли? Может, современному
молодому поколению вот так и надо рассказывать о
блокаде, о войне (“сварила кожаные туфли”, “пила
горячий бульон из обоев”)?
Что позволяет увидеть в эмалевом голубке Сони
символический образ? Эта брошка была ее
единственным украшением, этот голубок был
отправлен в письме на день рождения Николаю, даже
Адой этот поступок был оценен – она не посмела
прекратить надоевшую ей переписку. И, наконец,
даже если письма Сонины сожжены, голубок сгореть
не мог. Вот авторское безапелляционное
объяснение: “Ведь голубков огонь не берет”.
Вообще-то, “голубь” означает “благую весть”,
благую весть, позволим себе добавить, о любви,
которая и есть мудрость жизни.
Кстати, платье Ады Адольфовны тоже украшает
брошка – большая камея, “на камее кто-то кого-то
убивает: щиты, копья, враг изящно упал”. Вот такие
две разные брошки…
В символический образ превращается и еще одна
деталь – баночка томатного сока, спасшая
Николая-Аду. Самые главные мысли Толстая
формулирует кратко, емко, афористично: “Сока там
было ровно на одну жизнь”.
Задания после изучения рассказа
1. Напишите рецензию на рассказ “Соня”.
2. К каким темам русской классической
литературы возвращает нас рассказ Толстой?
3. Как автор относится к своим героям и в чем это
проявляется?
4. Попытайтесь определить место Татьяны Толстой
в современной литературе. Ее творчество – это
явление реалистической прозы, женской прозы,
массовой литературы или постмодернизма?
Комментарий для учителя
(Смысл задания №4 не в том, чтобы его выполнить,
а в том, чтобы на фоне этого задания дать ученикам
какие-то ориентиры в современной литературе, тем
более что для них заканчивается период, когда их
чтением руководили или пытались руководить. Если
читательская культура к окончанию школы у
учащихся сформирована, значит, учитель
литературы решил свою основную задачу.)
Очевидна связь прозы Толстой с русской
классической традицией, но видится и связь с
модернистской традицией 1910-1920 годов. Критика
зачисляет Толстую то в реалисты, то в
постмодернисты.
Постмодернизм как явление мировой литературы и
культуры последней трети XX века возник в
результате неудовлетворенности возможностями
традиционного реалистического искусства, его
чрезмерной ориентированности на социальную
действительность. “Реалисту интересна
реальность и человек в ней… Постмодернисту
интересна не реальность, а ее отражение в
сознании…”**** Культура постмодернизма не
признает границ между высоким и низким, реальным
и вымышленным, авторским и неавторским. В ней
отсутствует почтение к авторитетам, святыням,
здесь сняты все табу. Важнейшие художественные
приемы постмодернизма: гротеск, ирония,
оксюморон. Важнейший знак –
интертекстуальность, т.е. цитатность. Мир
воспринимается как текст. Постмодернист уверен,
что одна из его задач – интерпретация наследия
классиков, и он вступает в игру с читателем,
которому предлагается опознать сюжетные ходы,
мотивы, образы, скрытые и явные реминисценции.
Русским постмодернизмом сегодня наиболее полно
разрабатываются два направления: исторические
фантазии и “новый автобиографизм”. В основе
первого – вымысел, в основе второго – личный
опыт автора. (Так объясняет особенности
постмодернизма учебное пособие “Современная
русская литература” под редакцией Б.А.Ланина.)
Наиболее яркий автор первого направления –
Виктор Пелевин. Татьяна Толстая – представитель
второго направления.
**** Гордович К.Д. Русская литература конца XX
века. – СПб.: Изд. “Петербургский институт
печати”, 2003
Список литературы
1. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная
русская литература, книга 3. Москва: УРСС, 2001
2. Современная русская литература. Учебное
пособие для старшеклассников и поступающих в
вузы под ред. проф. Б.А.Ланина. Москва:
“Вентана-Граф”, 2006