Произведения русского писателя и драматурга конца 19 века Антона Павловича Чехова отличаются своей краткостью, его маленькие юмористические рассказы, повести и пьесы известны многим. Цикл «Маленькие трилогии», в который входит рассказ «О любви», о котором в дальнейшем пойдёт речь, является его самой известной и полюбившейся читателям работой. Многомудрый Литрекон представляет Вам разбор произведения.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр и направление
- 3 Композиция
- 4 Суть
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы и проблемы
- 7 Смысл
- 8 Символы и художественные детали
- 9 Чему учит?
История создания
«О любви» завершает вышеупомянутый цикл «Маленькие трилогии», рассказ был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль». В своих записных книжках Чехов упоминал об этом рассказе, задумка появилась еще в 1895 году, но он начал работать над ним только в 1898. Кроме «О любви», он также писал известный «Крыжовник», оба произведения появились на страницах «Русской мысли» в августе того же года.
В биографии Чехова присутствовала Лидия Александровна Авилова, их судьба схожа с судьбой героев рассказа – нелюбимый, но уважаемый муж Авиловой, тайные переписки и периодические встречи с Чеховым, и в итоге невозможные любовные отношения. Она считала, что в «О любви» описаны именно эти взаимоотношения, но некоторые критики утверждают, что воспоминания Лидии Александровны о былой любви с Чеховым достаточно субъективны, поэтому нельзя утверждать, что рассказ является автобиографичным.
Жанр и направление
Заявлено, что это рассказ, и это абсолютно так. Об этом говорит, во-первых, краткость произведения. Во-вторых, в рассказе присутствует одна сюжетная линия, в данном случае это развитие взаимоотношений между главными героями, которых, кстати, в рассказе мало, в «О любви» их двое.
Выбранный автором жанр для описания этой истории как нельзя кстати подходит, потому что в этом лаконичный рассказ-миниатюру он смог уместить глубокую философскую мысль и раскрыть реалистический метод, то есть правдивое изображение действительности.
Композиция
Что касается структуры, то в этом произведении она не такая, как для большинства рассказов. Особенностью композиции является то, что «О любви» написан приёмом «рассказ в рассказе». То есть в самом начале читатель видит приятельскую беседу и обсуждение того, что красавица Пелагия влюблена в совершенно ей неподходящего, по их мнению, повара Никанора, далее идёт рассуждение о любви, а потом, соответственно, рассказ главного героя Алёхина о его любовных чувствах.
- Завязка его повествования – это приглашение на обед от Лугановича и знакомство с его молодой женой – Анной Алексеевной.
- Кульминация – это возникшее между Алёхиным и Анной Алексеевной взаимное чувство и осознание абсолютной невозможности признаться друг другу и начать отношения.
- Развязка – трагичное, печальное и эмоциональное прощание героев в поезде, на котором навсегда уезжает Анна Алексеевна.
Суть
Название рассказа говорит само за себя, это рассказ о таком прекрасном, но в то же время необъяснимом чувстве, как любовь. Алёхин со своими приятелями рассуждает о том, что у русских есть глупая привычка – они не могут просто любить, им нужно усложнять себе жизнь, постоянно задавая множество вопросов – хорошо это или плохо, честно или нечестно.
Мне кажется, суть рассказа в борьбе чувств и разума. С одной стороны, мы видим красивую горничную Пелагею, которая влюблена в неотёсанного пьяницу Никанора, она периодически получает от него унижения и побои, но всё же любит. В этом случае побеждают чувства и желание любить человека, несмотря ни на что. А с другой стороны -любовь главных героев. Здесь побеждает разум, потому что оба понимают, что их отношения невозможны из-за моральных устоев. Оба героя постепенно начинают страдать из-за этой желанной, но запретной любви. Анна Алексеевна уже не похожа на себя, из жизнерадостной красивой девушки она превращается в вечно недовольную, язвительную женщину, она начинает срываться на Алёхина, возможно, обвиняя его в том, что он появился в её жизни, и она вынуждена испытывать то, что она испытывает. Но она не может уйти от мужа, это будет предательством. Побеждает разум, она уезжает в Крым, рыдая на груди у её возлюбленного, и дарит на прощание первый и последний поцелуй.
Главные герои и их характеристика
- Алёхин Павел Константинович – от его лица ведётся повествование. По происхождению он дворянин, но после смерти отца он вынужден отправиться в деревню, чтобы приводить в порядок поместье, которое получил в наследство. Из интеллигентного дворянина он превращается в обычного работягу, сам выполняет всю хозяйственную работу, поэтому времени на чтение и занятие наукой у него нет. Это очень трудолюбивый и уважаемый человек, поэтому в Софьино он приобрёл статус мирового судьи. Несмотря на это, он производит впечатление несчастного мужчины, который занимается совершенно не тем, что ему хочется, он тонет в болоте рутины и однообразности, поэтому знакомство с семьёй Лугановичей – это свежий глоток воздуха для него. В его жизни появились люди, которые искренне и по-доброму к нему относились, бескорыстно ему помогали и просто являлись приятной компанией, а он в это время был всегда желанным гостем в их доме.
- Дмитрий Луганович – состоятельный дворянин и товарищ председателя окружного суда. Описывается как добрый и отзывчивый человек, который всегда готов прийти на помощь главному герою. С одной стороны он симпатичен Алёхину, так как является хорошим другом, но с другой стороны из-за ревности он называет Лугановича старым, неинтересным и ничем непримечательным мужчиной.
- Анна Алексеевна – жена Дмитрия Лугановича и возлюбленная Алёхина. Она с первого взгляда понравилась герою, она была молода, красива и умна, заботливо и бережно относилась к своим детям и к Алёхину. Она была интересной собеседницей. Они часто подолгу разговаривали с главным героем, ходили вместе в театр, она показывала заинтересованность в нём. Но спустя время из-за постоянных душевных терзаний она совершенно поменялась – стала грубой и раздражительной, ей даже пришлось лечить свои нервы.
Темы и проблемы
- Основная тема чеховского рассказа – это, конечно же, любовь, то на недоступная любовь, которая не приносит человеку никакого счастья и удовлетворения, её исходом являются только страдания. Запреты, установленные обществом и моралью, не дают героям в полной мере насладиться возникшим взаимным чувством. Нельзя тайно встречаться с замужней женщиной, нельзя лгать и предавать своего законного мужа, от которого у тебя двое детей. Именно это не позволяло Алёхину и Анне Алексеевне любить друг друга и быть счастливыми.
- Тема счастья тоже нашла отражение в рассказе. Даже если бы они признались и сделали шаг навстречу друг другу, их репутация была бы испорчена. Счастье наряду с общественным осуждением и укорами совести было, казалось бы, невозможно. Поэтому они предпочли не допускать этого и смириться с болью, которая появилась из-за любви.
- Тема раскаяния также важна для понимания произведения. После прощания с любимой Алёхин осознаёт, что он должен был дать волю чувствам, которые были в его сердце на протяжении многих лет. Он понимает, что не стоило жертвовать любовью ради спокойной жизни и долга.
Проблематика рассказа «О любви» не менее интересна. Проблемы «футлярности» и «маленького человека» присутствует и в этом рассказе. Герои страдают из-за чувств друг к другу, кажется, что постепенно от них уходят их энергия и жизненные силы. Да, они часто общаются, проводят время друг с другом, вместе ходят в театр, но при этом герои продолжают жить по инерции, они не хотят менять свой привычки и комфортный образ жизни. Им не хватает уверенности в себе, чтобы отбросить все запреты и дать волю своим эмоциям и чувствам, в то же время им не хватает смелости, чтобы окончательно прекратить все встречи и общение, поэтому они так и плывут по течению, мучая самих себя и друг друга.
Смысл
Главная мысль рассказа «О любви» заключается в том, что человек по своей природе труслив и не может осмелиться делать то, что он действительно хочет. Герои рассказа позволили внешним обстоятельствам пересилить их внутренние чувства. Во имя предрассудков они отказались от самого сакрального и личного, что только может быть у человека. Просто взаимных чувств недостаточно для счастья, для этого ещё нужны действия и отсутствие множества вопросов, которые люди задают самим себе, тем самым лишая себя своего собственного счастья.
А основная идея заключена в словах, сказанных самим Алёхиным :
Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.
Символы и художественные детали
В «О любви» чётко прослеживается психологизм – описание душевного состояния героя. Чехов не пишет об эмоциональном состоянии Алёхина и Анны Алексеевны открыто, но читатель ясно видит то, что каждый из них чувствует, это можно понять по маленьким деталям, о которых упоминает автор. Например, когда герои были в театре – они сидели рядом и их плечи едва соприкасались, но Алёхина в это время переполняли эмоции, он понимал, что любит её. Показаны ожидаемые двумя моменты встречи, то, как Анна Алексеевна интересовалась его здоровьем. Все их диалоги, действия по отношению друг другу кажутся со стороны такими обычными, но при этом читатель прекрасно понимает, что именно они чувствуют.
Также в рассказе «О любви» значительна роль пейзажа. Когда Алёхин начал рассказывать свою печальную историю о любви, то за окном было серое небо, что указывает на настроение повествования. Но когда он закончил, то «дождь перестал и выглянуло солнце», то есть герой отпустил события тех дней, и в его душе больше нет былой тоски.
Чему учит?
Какие выводы может сделать человек после прочтения этого рассказа? Финал произведения остаётся открытым, позиция автора не ясна. Это позволяет нам самим подумать о том, правильно ли поступили герои, что бы каждый из нас сделал, оказавшись в подобной ситуации, стоит ли давать волю чувствам или лучше помнить о долге и честности? Возникает множество вопросов, но от этого произведение становится только интереснее.
Но всё же, я думаю, что каждый человек, прочитавший рассказ «О любви», должен понять, что всё-таки стоит дать шанс любви, какие бы последствия не имела эта капитуляция.
Автор: Анастасия Бурмистрова
Наталья Вадимовна Гурева
Эксперт по предмету «Литература»
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
Литературный метод – это основные принципы, которыми руководствуется писатель при изображении художественных образов и явлений жизни.
История создания, жанр, направление произведения
Рассказ «О любви» был написан А.П. Чеховым в 1898 году. История создания этого произведения берет начало в биографии писателя. В образе Анны Алексеевы, в которую влюблен Алехин, главный герой рассказа, угадывается личность русской писательницы и мемуаристки Л.А. Авиловой. Авилова была представлена Чехову издателем «Петербургской газеты» С. Н. Худяковым. Сама Л.А. Авилова в своих мемуарах писала, что в то время она знала произведения Чехова наизусть.
На момент встречи с писателем Авилова была замужем за М.Ф. Авиловым, который не понимал ее увлечения литературой и писательством. Мужа, по признанию самой мемуаристки, она выбрала «как вещь», но испытывала к нему глубочайшее уважение. Однако о любви в этом браке речи не шло. Авилов знал о переписке жены с Чеховым, даже некоторые письма читал. Чехов помогал Авиловой в публикации ее работ, выступал как персональный критик и рецензент. Постепенно теплая переписка переросла в редкие встречи. Всю глубину отношений между писателем и Авиловой раскрывают ее воспоминания в книге «А.П. Чехов в моей жизни», опубликованной в 1940 году.
Замечание 1
Любовные переживания Чехова нашли отражение в его творчестве. Так, рассказ «О любви» стал художественным выражением глубокого чувства писателя к Л.А. Авиловой.
А.П. Чехов является мастером краткой литературной формы. Любимым жанром писателя является емкий рассказ-миниатюра, содержащий глубокою философию авторской мысли. Жанровые особенности произведений А.П. Чехова помогают в раскрытии его реалистического метода. Чехов, как известно, работал в русле реализма. Важнейшим элементом чеховского рассказа является деталь, которая помогает ему достичь гармонии между формой рассказа и глубоким реалистическим содержанием.
Рассказ «О любви» завершает цикл «Маленькая трилогия», объединенный темой жизни «человека в футляре», сквозной для творчества Чехова.
Замечание 2
Название «Маленькая трилогия» не авторское, оно было дано исследователями творчества А.П. Чехова.
«А. П. Чехов «О любви» » 👇
Композиция и сюжет
А.П. Чехов часто обращается к композиционному приему «рассказ в рассказе». Этот прием помогает ему достичь одновременно и экономии языковых средств, и объективности изложения.
Такая структура композиции является характерной для многих произведений Чехова. Сначала он рассказывает о конкретной ситуации или каком-то случае из жизни. упоминание этого случая становится толчком к ассоциативном переходу к основному повествованию, как правило, монологу, главного героя.
Текст анализируемого рассказа начинается у поминания Павла об истории взаимоотношений повара Николая и красавицы Пелагеи, которая терпела от пьяного Павла побои и оскорбления. Постепенно небольшая обеденная зарисовка перетекает в рассуждения главного героя о вопросах любви. Этот прием позволяет автору плавно ввести читателя в ткань произведения и лишь затем начать основное повествование.
Концовка рассказа является обрамлением художественного центра произведения. Писатель в литературную кайму талантливо влетает маркеры настроения Алехина – перемена погоды за окном. Главный герой начинает свою историю, когда в окно было видно деревья и серое небо. В конце повествования дождь прекратился, выглянуло солнце, словно свидетельствуя о духовном очищении Алехина.
Сюжетная основа рассказа – история Павла Константиновича Алехина, одного из героев цикла «Маленькая трилогия». Алехин учился в университете, но после смерти отца стал заниматься имением в Софьине, чтоб рассчитаться с отцовскими долгами. Алехин привык к культурному обществу, и эта работа на земле его тяготила. Постепенно от отказывается от роскоши, и это нашло отражение и в бытовых привычках. В скором времени Алехин стал мировым судьей, и на одном из заседаний познакомился с простодушным и добрым Дмитрием Лугановичем. На обеде у Дмитрия Павел встретил супругу своего нового приятеля _ Анну Алексеевну. Женщина оставила яркое впечатление в сознании главного героя. По мере общения с ней Алехин стал понимать, что его чувства не безответны. В то же время о испытывал чувство вины перед семьей Лугановичей. Но ни Павел, ни Анна не признавались друг другу в чувствах. Однажды мужу Анны пришло повышение, и супругам предстоял переезд. В купе поезда произошло объяснение между Анной и Павлом, после чего они расстались навсегда.
Тематика и проблематика рассказа «О любви»
Одна из главных тем рассказа Чехова – тема человеческого счастья и его недостижимости. Все герои рассказа живут комфортной оседлой жизнью. Оковы такого образа жизни так порочны, что даже любовь не способна их заставить выйти из зоны комфорта. И Павел, и Анна страдают, но счастье для них оказывается упущенным. Алехин позже понимает, что счастье находится вне категорий добродетели и греха, а рассуждения являются только помехой высшему чувству. Однако истина для чеховских персонажей открылась слишком поздно.
Проблематика произведения отображает чеховскую тему «человека в футляре». «Футлярность» здесь раскрывается с необычной стороны и присутствует в образах всех героев рассказа:
- Неспособность принять судьбоносное решение, отказ от ответственности Алехина;
- Ограниченность ума, безучастное отношение к интеллигентному обществу, равнодушие к семейному быту Лугановича;
- Нежелание жертвовать комфортом, понятной и привычной жизнью, репутацией Анны. Ее пугает новая жизнь, а мучительная любовь выливается в невроз;
- Отсутствие порыва к переменам, нерешительность всех героев.
Характеристика главных героев
Главным героем рассказа является Павел Алехин. Подробное описание портрета героя в рассказе отсутствует. Но оно дано в другом рассказе трилогии – в «Крыжовнике». Павел – сорокалетний мужчина, дворянин по происхождению, но из-за долгов отца вынужден работать в имении. Трудолюбие – одна из характерным чет Алехина, которая помогла ему стать мировым судьей в своей местности. Павел Алехин – несчастный, одинокий помещик, не способный решиться на ответственный шаг из-за страха потерять репутацию.
Анна Луганович – помещица, жена Дмитрия Лугановича, мать двоих детей. Потрет Анны дается глазами Алехина. Анна отличается добротой. Она молодая, умная женщина. Как и Павел, она боится дать волю чувствам из-за страха потерять положение, семью, репутацию.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Композиция рассказа Чехова О любви
На чтение 3 мин Просмотров 353
Рассказ «О любви» обладает, по-моему, интересной композицией – достаточно сложной. Получается, что состоит это произведение из нескольких рассказов, главный из которых – об Анне и Дмитрии.
Начинается всё с того, что Алехин принимает гостей. Мы видим хозяина глазами рассказчика (будто самого Чехова), который предчувствует интересную историю от этого холостяка. Тем более, что за окном дождь, делать всё равно нечего. Ещё разговор выходит на тему любви из-за того, что гости видят красавицу Акулину и некрасивого повара – автора их кушаний, в которого она влюблена. В этой пересказанной истории тоже парадокс о том, что люди вроде бы любят друг друга, но ставят свои принципы выше этого чувства, поэтому не могут быть вместе. Усложняют! Это и есть краткое содержание основной истории.
Дальше уже следует сама история, которая только начинается в разговоре, когда Алехин обменивается репликами с гостями. И вот уже мы видим героев этой истории, их образы раскрываются, мы слышим их голоса. Понятно, что так подробно и красочно не передал бы даже лучший рассказчик. Это всё обрело дополнительные краски в фантазии слушателей!
Всё-таки, история рассказана с точки зрения главного героя. Например, он не знает, что происходило с Анной, то есть почему у неё стало хуже самочувствие и настроение. По моему мнению Дмитрий стал её раздражать, ведь мешал спокойной жизни, но ничего не менял: и не уходил, и не забирал Анну к себе.
В финале слушатели возвращаются к их реальности. Они смотрят, что закончился дождь, каждый думает об этой истории, один говорит, что видел красавицу Анну. Рассказ Дмитрия повлиял и на гостей.
Получается, что история рассказана «с конца», ведь с первых строк читатель понимает, что семьи у главного героя нет. И Алехин ведь не вдовец, а холостяк! Дальше этот парадокс с Акулиной и поваром, который как бы даёт мораль главной истории, а дальше уже история с последовательным развитием сюжета и возвращение к реальности. Главная история как бы взята в рамку пребывания «Чехова» в гостях. Думаю, это сделано специально, чтобы читатель обратил внимание на то, что именно помешало Алехину стать счастливым. А так, в реальности, конечно, сначала идет история Анны, после Акулины, уже после – приезд гостей к холостяку.
Читается всё легко и кажется логичным. Переходы между частями гармоничные. Мне рассказ понравился, было интересно его разбирать.
Картинка к сочинению Композиция рассказа О любви
Беликова Ирина
Учитель физики, информатики и вычислительной техники. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование».
Антон Павлович Чехов–русский писатель конца 19 века, гений краткой формы, автор известного изречения «краткость – сестра таланта», автор множества лаконичных рассказов, повестей и пьес. Одним из популярнейших творений Чехова является цикл «Маленькие трилогии». Завершающим произведением этого цикла является произведение «О любви».
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр и направление
- 3 Суть
- 4 Композиция
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы
- 7 Проблемы
- 8 Смысл
- 9 Вывод
- 10 Критика
История создания
История данного рассказа, написанного А.П. Чеховым в 1898 году, берет свое начало в биографии писателя. В образе Анны Алексеевной, в которую влюблен главный герой, Алехин, угадывается личность Лидии Александровны Авиловой – русской писательницы и мемуаристки. Она была представлена Чехову Сергеем Николаевичем Худяковым – издателем «Петербургской газеты». В то время, как писала сама Лидия Александровна в своих мемуарах, она знала все написанное Чеховым наизусть.
На момент первой встречи с Чеховым, Авилова была женой Михаила Федоровича, который не мог понять её увлечения писательством и литературой. Мужа она выбрала, «как вещь», и испытывала к нему глубокое уважение, но о любви не могло быть и речи. Авилов знал о переписке своей жены и Антона Павловича, и даже читал некоторые из писем. Чехов помогал Анне Алексеевне в публикации её работ, выступал как рецензент и персональный критик. Теплая переписка сменялась редкими и зачастую неожиданными встречами. Всю глубину отношений между Чеховым и Авиловой раскрывают её воспоминания в «А. П. Чехов в моей жизни», опубликованные лишь в 1940 году. Любовные переживания писателя нашли отражение и в его творчестве. Рассказ «О любви» — это художественное выражение глубокого и непреодолимого чувства, которое испытывал Антон Павлович Чехов к Лидии Александровне Авиловой.
Жанр и направление
Антон Павлович Чехов, как уже было сказано, – мастер краткой литературной формы. Его любимый жанр – это емкий рассказ-миниатюра, в котором заложена глубокая философия авторской мысли. Жанровая особенность произведений Чехова помогает в раскрытии реалистического метода. Как известно, писатель работал в русле реализма. Деталь – важнейший элемент чеховского рассказа, помогла прозаику достичь гармонии между малой «рассказной» формой и глубоким реалистическим содержанием.
Рассказом «О любви» завершается цикл «Маленькая трилогия» (название не авторское, дано исследователями), объединенный сквозной чеховской темой жизни «человека в футляре». Главные герои — повествователи своих историй, каждый из них является главным в своей части цикла.
Суть
О чем же повествует данное творение Чехова? Как ни удивительно, название исчерпывающе отражает основную линию произведения – любовную.
Сюжетной основой является история одного из героев «Маленькой трилогии» — Павла Константиновича Алехина. Павел учился в университете, а после смерти отца был вынужден заняться его имением в Софьине, чтобы погасить отцовские долги. Работа на земле, с крестьянами тяготила молодого человека, привыкшего к культурному обществу. Постепенно Алехин отказывался от роскоши, что нашло отражение в его бытовых привычках. Вскоре главный герой был произведен в мировые судьи, и на одном из судов он познакомился с добрым и простодушным Дмитрием Лугановичем. На обеде у нового приятеля Алехин встретил жену Дмитрия – Анну Алексеевну, оставившую о себе яркое впечатление в сознании дворянина. По мере общения с красивой и умной женщиной Алехин стал понимать, что его любовное чувство к ней отнюдь не безответно. В то же время главного героя мучило чувство вины перед семьей Лугановичей, ведь и муж, и жена были очень благосклонны к нему. Однако, ни Анна, ни Павел не признавались друг к другу в своих чувствах.
Чувство недостижимости счастья в запретной любви стало в последствие мучить Анну Алексеевну. Она легко раздражалась и даже лечилась от нервного расстройства. Ее отношение к Алехину изменилось. На тот момент мужу Анны пришло повышение до председателя одной губернии, супругам предстоял переезд. В сцене проводов Анны Луганович и наступила развязка этого негласного романа. В купе поезда произошло слезное объяснение между Павлом и Анной, после которого они расстались навсегда, а к главному герою пришло осознание упущенного счастья.
Композиция
Композиционной характерной чертой чеховского повествования считается приём «рассказа в рассказе», к которому создатель зачастую обращается. Данный приём дает возможность автору достичь одновременно и объективности изложения, и экономии языковых средств.
Подобная структура композиции свойственна многим произведениям Чехова: сначала говорится о конкретной ситуации или случае из жизни. Упоминание этой ситуации служит толчком к ассоциативному переходу в основное повествование (обычно монолог) главного героя.
К примеру, анализируемый нами текст начинается с упоминания Павла об истории взаимоотношений повара-пьяницы Николая и красивой Пелагеи, которая терпела от первого оскорбления и побои. Небольшая обеденная зарисовка перетекает в рассуждения Алехина о смысле и вопросах любви. Данный прием позволяет плавно ввести читателя в ткань произведения и только затем начать основное повествование.
Концовка служит обрамлением художественного центра произведения. В литературную кайму искусно вплетены маркеры настроения главного героя — перемена погоды за окном. Историю своей любви Алехин начинал, когда «в окна было видно серое небо и деревья», но в конце рассказа «дождь перестал и выглянуло солнце», свидетельствуя о душевном очищении мужчины.
Главные герои и их характеристика
Краткая форма повествования предполагает небольшое количество действующих лиц. А.П. Чехову для сюжета важны два-три персонажа. Часто выбирается рассказчик, чье описание перо автора детально прорисовывает.
- Алехин Павел Константинович — главный герой. В самом рассказе «О любви» отсутствует подробное описание портрета мужчины. Оно дано Чеховым в «Крыжовнике». Автор описывает Павла, как сорокалетнего мужчину, больше напоминающего художника или же ученого, нежели представителя помещичьего сословия. По происхождению Павел — дворянин, но задолженности отца оставляют его без средств к существованию. «Белоручка», не привыкший к физическому труду, Павел тяготится работой в имении. Жизнь в Софьине заставляет Алехина забыть о культуре и образованности. Одно из характерных качеств Павла – трудолюбие, помогает ему стать мировым судьей в своей местности. Благодаря этой должности Алехин знакомится с Дмитрием Лугановичем, в чью жену он влюбляется далее. В целом образ Павла Алехина – это образ несчастного и одинокого помещика, который не может решиться на ответственный шаг, потому что боится потерять хорошую репутацию.
- Дмитрий Луганович – хороший приятель и друг главного героя, товарищ председателя окружного суда и состоятельный дворянин. В начале рассказа Алехин описывает своего благодетеля как доброго и простодушного человека, но уже в середине размышляет, почему Анна Алексеевна вышла замуж за такого непримечательного и скучного человека.
- Анна Алексеевна Луганович – жена Дмитрия Лугановича, помещица, мать двоих детей. Портрет Анны Алексеевны так же дан глазами Алехина. По его описанию становится ясно, что такая женщина, как Анна Алексеевна, ему раньше никогда не встречалась. Он «сразу почувствовал в ней существо близкое». Героиня, подобно своему мужу, обладает добротой и заботится об Алехине. В отличие от Господина Лугановича, Анна молода и умна. Чувство Павла Алехина не остается безответным – он всегда видел по глазам Анны, что она ждала встречи с ним. Так же, как и главный герой, не давала воли своему чувству, боясь потери положения, мужа, детей, и, в конце концов, лжи, которая была бы неудобна им обоим.
Темы
Одной из главных тем рассказа «О любви» является тема человеческого счастья и его недостижимости. Герои Чехова живут оседлой, комфортной жизнью. Оковы подобного образа даже не жизни, а существования настолько прочны, что даже такое сильное чувство, как любовь, не способно заставить героев выйти из зоны комфорта. И Алехин, И Анна Алексеевна испытывают страдания – об этом свидетельствует эмоциональная сцена их прощания, но счастье для героев остается навсегда упущенным.
Размышления Павла дают ответ на вопрос «почему счастье в любви было невозможно для этих двух героев?». Они слишком много задавались вопросами о том, насколько правильно любить, либо будучи влюбленным в чью-то жену, либо будучи замужем за хорошим и добрым человеком, имея при этом двоих детей. Только позже Алехин понимает, что безграничное и довлеющее над ним чувство не поддается законам, не вписывается в рамки и не терпит многочисленных вопросов. Счастье находится вне категорий греха и добродетели. Рассуждения – лишь помеха высшему чувству, но для чеховских персонажей эта истина открывается слишком поздно.
Проблемы
Проблематика рассказа «О любви» отображает известную чеховскую тему «человека в футляре». Раскрываясь с необычной стороны, «футлярность» присутствует в образах всех героев произведения.
- Павел Алехин – это дворянин, осевший в отцовском имении. Деревенская жизнь постепенно меняла перспективный ум и способности молодого человека. Укоренившиеся привычки повлияли и на характер. Главный герой, оказывается, слаб в принятии судьбоносного решения и отказывается от огромной ответственности, которою влечет признание в своих чувствах. Павлу легче потерять любимую женщину, чем разорвать оковы собственного футляра.
- Господин Луганович так же является модификацией образа «футлярного» человека. «Футлярность» Лугановича проявляется в ограниченности его ума и безучастном отношении к интеллигентному обществу. Тип человека, который олицетворяет Луганович, не порицается и не отвергнут обществом. Напротив, Дмитрий успешный делец, но отсутствие духовного развития контрастирует с чувственностью и умом его жены Анны, создавая впечатление о нем, как о человеке, привыкшему плыть по течению и равнодушному не только к светскому обществу, но и к семейному счастью.
- Анна Алексеевна так же предпочитает «футлярное» существование радикальным переменам во имя собственного счастья. Героиня, испытывая любовь к Павлу, не хочет жертвовать близкой и понятной ей жизнью, любовью к детям, репутацией, родственными связями… Новая жизнь – как синоним неизвестности, пугает ее, и в Анне, как и в Алехине, так же не оказывается достаточно сил для принятия решения. Мучительная любовь выливается в невроз героини, и она успевает скрыто упрекнуть Павла в повседневных диалогах.
Таким образом, в проблематике рассказа «О любви» очень тонко подчеркнута основная тема «Маленькой трилогии» — проблема «человека в футляре», основными характеристиками которого в данном случае выступают нерешительность и отсутствие порыва к переменам для возделывания собственного счастья.
Смысл
Что же хотел сказать Чехов рассказом «О любви»? Идея чеховской мысли заключается в обличении человеческих слабостей, которые не позволяют герою самому следовать за голосом сердца. Автор показывает людей, чья воля скована внешними обстоятельствами, но сам человек может быть достаточно сильным, чтобы преодолеть общепринятые нормы и пожертвовать хорошим положением в обществе. Главные герои же, напротив, оказываются слабыми и следуют общепринятой морали.
Основная мысль, заложенная Чеховым, раскрывает идею о том, как человек может убить высокое, светлое чувство, следуя общественным законам. Добропорядочность не гарантирует счастья, а счастье может показаться лишь призрачным ощущением любви и уйти, не оставив и следа. Писатель, показывая представителей общества конца 19 века, выносит приговор самому укладу общественного строя, который не позволяет людям изъявлять своих желаний даже в таком личном и глубоком чувстве, как любовь.
Вывод
О чем заставляет задуматься произведение А.П. Чехова? Небольшой рассказ выносит на поверхность проблемы недостижимости счастья, человеческие слабости и философию любви. Произведение противоречиво, неоднозначно, как неоднозначны его персонажи. Двойственность характеров и обстоятельств заставляет читателя размышлять над образами и действиями героев, давая им свою субъективную оценку.
Авторская позиция здесь остается необозначенной. Можно предположить, что слова автора вложены в уста Алехина, и тогда можно приблизительно судить об отношении А.П. Чехова к своим персонажам. И все же, финал произведения остается открытым, представляя читателю возможность подвести собственный итог.
С точностью можно утверждать об одном: «О любви» — это рассказ-предостережение читателя о том, что любовь никаким законам подчиняться не может.
Критика
Современники Чехова по достоинству оценили последнюю часть трилогии.
А. Измайлов отмечал драматическую атмосферу произведения, которая характерна для работ Чехова конца 1890-х годов. Критик писал о том, что в творчестве известного писателя начинается перелом, через который проходили все крупнейшие литературные фигуры 19 века — Гоголь, Достоевский, Лесков, Толстой.
А. Богданович охарактеризовал Павла как человека без «гордости, твердой воли и энергии», который упустил две прекрасные возможности в своей жизни – возможность следовать своему призванию и быть счастливым с любимой женщиной.
А. Скабичевский видел причину неудавшегося счастья в пустом существовании героев. Жизнь без цели – вот главный палач футлярного человека, коими предстают Павел Алехин и Анна Алексеевна в рассказе «О любви».
Автор: Лилия Васкецова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- Анализ рассказа О любви
Анализ рассказа Чехова О любви
Рассказ А. П. Чехова «О любви» — это одно из небольших произведений автора, относящихся к циклу «Маленькая трилогия».
История создания. Прототипом главной героини стала Авилова Лидия, которая заняла в сердце А. П. Чехова с 1889 года особое место. Молодой человек был влюблен в замужнюю даму, которой помогал в литературной деятельности. На страницах этого рассказа представлен образ девушки, которая стала источником вдохновения для написания произведения.
Жанр и направление. Сюжет рассказа, наполненный деталями и эпизодами, напоминающими реальные события, четко указывает на то, что автор выбрал для того, чтобы представить на суд читателя историю любви, направление — реализм. Для этого он изложил историю в виде миниатюрного рассказа. Несмотря на краткость в изложении мысли, читатель заинтересован в его сочинении. Кроме того, в тексте нет ничего скрытного, непонятного.
Суть представлена в незамысловатом сюжете. Алехин Павел Константинович поселяется в имении Софьино, где проявил себя добросовестным тружеником. Знакомство с Лугановичем стало роковым для него, так как за этим последовала влюбленность в его супругу. Каждая встреча стала для Павла и Анны Алексеевны источником наслаждения друг другом и головокружительного счастья. Не известно, чем могла бы закончится их связь, если бы семейная пара не покинула город.
Композиция рассказа. Встреча на семейном обеде рассказчика с Анной Алексеевной, их взаимная симпатия – завязка произведения. Эмоциональные переживания героев, связанные с настоящей страстью, искрой любви, которая переросла в любовь стали пиком отношений Павла и Анны. Это кульминационный момент очередной чеховской истории. Незабываемое расставание героев в вагоне поезда навсегда становится трагедией для того и другого. Их пути расходятся навсегда. Такова развязка рассказа.
Главные герои и их характеристика. Уроженец дворянского гнезда – Павел Константинович перебирается в имение, становится безотказным работягой. Он не брезгует никакой работой («пахал, сеял, косил»). Благодаря занимаемой должности судьи, знакомится с семьей Лугановских. В отношениях со своей возлюбленной, которой является замужняя женщина, проявляет себя порядочно до момента расставания. Хотя Павла ни на минуту не покидают мысли соединить сердца с Анной, он не разрушает брак.
Анна Алексеевна– 22-летняя девушка приятной внешности. Она имеет детей. Павел представляет ее интеллигентной, обаятельной девушкой. Со временем раздражительность Анны в отношениях с гостем становятся понятны. Ее сердце занято им, но у женщины нет выхода, кроме того, как следовать за супругом.
Темой рассказа является любовь в одном из своих проявлений – любовный треугольник, образовавшийся из-за существующего брака и связи на стороне.
Вечной проблемой рассказа становится тема «человека в футляре». Автор подчеркивает, что жизнь становится невыносимой из-за своих качеств, таких как нерешительность, нежелание следовать зову сердца.
Смысл рассказа заключен в том, что человек, проявляя свою слабость, неумение принимать правильные решения в жизни, теряет ключ к счастью.
Вывод. А. П. Чехов представил на суд читателя ситуацию, в которой любовь стала инструментов для обличения пороков человека.
2 вариант
Антон Павлович Чехов великий русский писатель. Гений Чехова заключался в таланте коротко и лаконично излагать свои мысли. Пожалуй, самая известная его работа-цикл «Маленькие трилогии». Именно рассказ «О любви» завершает данный цикл.
Рассказ был написан в 1898 году. Произведение основано на биографии писателя. Дело в том, что прототипом персонажа Анны Алексеевеы является Лидия Авилова. Она практически наизусть знала все творчество Чехова, имела к нему чувства, но она уже была замужем. Чехов и Авилова не могли быть вместе, тогда Чехов представил всю свою печаль и тоску в произведении «О любви».
Автор работал в жанре реализма, он был мастером краткости, он безумно любил писать рассказы-миниатюры. И рассказ «О любви» не исключение. Именно деталь помогает раскрыть глубокое аналитическое содержание.
Уже название произведения отражает всю суть повествования, в рассказе идет речь именно о любви. Главный герой Павел Алехин был вынужден после смерти отца работать с крестьянами, пахать землю. В дальнейшем ему удалось стать мировым судьёй. Тогда он познакомился с Лугановичем. У него прекрасная жена Анна Алексеевна. Алехин влюбился в нее, эта красивая и умная женщина не оставила его равнодушным, а он понимал, что у нее к нему те же чувства, но герои понимали, что им не суждено быть вместе в силу наличия у героини детей и супруга, к которому она была благосклонна. В дальнейшем Лугановичи переехали, и герои навсегда расстались, чувство упущенной любви никогда не покидало главного героя.
Композиционной особенностью является прием Чехова «рассказ в рассказе». Благодаря этому приёму Чехов смог сэкономить на языковых средствах, к тому же смог объективно изложить свои мысли. Такого рода композиция произведений встречается во всех творениях писателя. Стоит отметить, что в начале описывается конкретная ситуация, а далее следует монолог главного героя.
Главный герой Алехин Павел Константинович. В произведении безумно мало описания его внешности. Известно, что ему около сорока лет, он дворянин, но из-за многочисленных долгов отца он был вынужден работать с крестьянами. Но герою свойственно большое трудолюбие, благодаря этому ему удаётся стать мировым судьёй.
Дмитрий Луганович приходится хорошим товарищем Павлу. Он простодушный и мягкий человек, но невероятно скучный.
Анна Алексеевна является женой Лугановича. Она молода, скромна и умна, помещица, у них с Дмитрием двое детей.
Основной темой произведения является тема недостижимости человеческого счастья, любви. Героя Чехова не могут достичь счастья из-за того, что не хотят выходить из зоны комфорта. Они не хотят ничего менять в жизни, стремиться к чему-либо.
Проблемой рассказа является проблема «футлярного человека». Этот человек не желает идти наперекор нормам в обществе, дабы построить свое счастье.
Своим произведением Чехов хотел наглядно показать, как нерешительность, нежелание выходить из зоны комфорта разрушает счастье людей. Каждый из героев боится изменений в жизни, а человек должен быть сильным для построения собственного счастья.
Анализ 3
Произведение является частично автобиографичным, поскольку в образе возлюбленной главного героя угадываются черты одной их любимых женщин писателя. Рассказ является заключительной составной частью прозаического сборника писателя под названием «Маленькая трилогия».
Жанровая направленность произведения представляется собой краткий миниатюрный рассказ, отличающийся глубокой философией авторского мыслительного процесса, раскрывающегося посредством использования реалистического метода.
Сюжетная линия рассказа повествует об истории главного героя, испытавшего чувство недостижимого счастья, являющегося следствием запретной любви.
Композиционная структура произведения представляет собой рассказ в рассказе, обуславливающий достижение объективного повествования, а также способствующий экономии языковых художественных средств. Отличительная особенность повествования представляется в применении автором монологов главного героя.
Главным героем рассказа является Павел Константинович Алехин, представленный в образе сорокалетнего мужчины, дворянина, оставшегося без средств к существованию, не принимающего физический труд, ставшему мировым судьей, должность которого и приводит его к знакомству с женой Лугановича, в которую герой влюбляется.
Второстепенными персонажами рассказа являются супруги Лугановичи, Дмитрий, представленный в образе лучшего друга главного героя, состоятельного дворянина, и его жена Анна Алексеевна, изображенная в качестве помещицы, имеющей двоих детей, отличающейся молодостью, добротой, умом, отвечающей Алехину взаимностью на его чувство, однако не дающей воли страсти, страшась гнева семью и не принимая ложь.
Основная тема рассказа представляется в изображении простого человеческого счастья, которое часто является недостижимым.
Проблематика произведения является отражением чеховского человека в футляре.
Смысловая нагрузка рассказа заключается в изображении человеческих слабостей, запрещающих слушать внутренний голос. С точки зрения автора, человек способен на убийство высокого, светлого чувство под воздействием общественного мнения и законов.
Рассказ повествует о любовной философии, передавая противоречивость, неоднозначность, двойственность данного чувства, что выражается открытым финалом произведения.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа О любви
Популярные сегодня темы
- Сочинение Репортаж (в жанре репортаж)
Репортаж прямиком из школьной столовой. Добрый день уважаемые учителя и ученики 105 лицея города Москва. Сегодня мы с вами будем Ревизоро в самом прекрасном месте нашей школы — в столовой!
- Сочинение Как человек должен относиться к природе по рассказу Васюткино озеро
В этом произведении, конечно, показано много природы. Собственно, мальчик Вася оказывается в окружении этой самой природы. И он мечтает только вырваться оттуда, снова увидеть родных, поселок, даже пойти в школу.
- Социальные и философские истоки бунта Раскольникова сочинение
Родион Романович Раскольников — это главный герой произведения Федора Михайловича Достоевского Преступление и наказание. Мне сложно назвать этого человека положительным
- Главная основная мысль сказки Городок в табакерке
Владимир Федорович Одоевский — это известный литератор и общественный деятель девятнадцатого века. Он хотел написать сказку, которая заинтересует и понравиться детям. В самой идеи произведения можно это заметить.
- Почему погиб Мцыри? сочинение
Мцыри – герой одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. Это повествование о трагической судьбе молодого человека, лишенного против воли своей родины.
История написания
Процесс создания произведения, которое было написано автором в 1898 году, берет начало в его биографии. Дело в том, что в персонаже Анны, в которую до беспамятства влюблен Алехин, прослеживается схожесть с русской мемуаристкой Лидией Авиловой. Последнюю с Чеховым познакомил Сергей Худяков — главный редактор «Петербургской газеты». На момент написания мемуаров девушка знала все произведения автора наизусть.
Когда Лидия познакомилась с писателем, она состояла в браке с Михаилом Федоровичем. Последний не понимал увлечения супруги писательством и литературой. Женщина выбирала спутника жизни «как вещь». Конечно же, она уважала своего избранника, но не испытывала нежных чувств к нему.
Мужчина знал о переписке супруги с Чеховым, даже читал некоторые письма. Писатель помогал Авиловой с публикацией ее творений, был критиком и рецензентом. Теплота в переписке была разбавлена нечастыми встречами. Глубину отношений с Антоном Павловичем женщина отразила в одном из своих произведений. Однако последнее опубликовали лишь в 1940.
Личные переживания писателя также отразились в его работах. Произведение «О любви» — литературное выражение непреодолимого светлого чувства, которое автор испытывал к Лидии.
Жанр, композиция и литературное направление
Писатель был настоящим мастером сокращенной литературной формы. Основной стиль автора — емкий мини-рассказ с глубокой философией мысли. Особенность жанра произведения писателя помогает раскрыть реалистический метод.
Ни для кого не секрет, что автор создавал работы в духе реализма. Важный элемент чеховских произведений — детали. С их помощью Антон Павлович гармонично сочетал глубокое реалистичное содержание с краткой повествовательной формой.
Произведение «О любви» является завершающим в сборнике «Маленькая трилогия». Примечательно, что такое название было придумано не автором, а исследователями. Главные герои его творений повествуют о своих жизненных историях. Важно отметить, что каждый из них становится центральным элементом своей части.
Отличительной композиционной чертой повествования автора считается форма «рассказ в рассказе». К такому приему нередко обращается писатель. Это одновременно позволяет ему объективно изложить суть и сэкономить языковые средства. Такая структура прослеживается во многих работах писателя:
- сначала он рассказывает о случае из жизни или какой-то определенной ситуации;
- затем происходит ассоциативный переход к сути рассказа (зачастую это монолог основного действующего лица).
Например, произведение «О любви» начинается с упоминания об отношениях повара-алкоголика Николая с красавицей Пелагеей. Последняя терпела от избранника оскорбления и избиения. Незначительная обеденная зарисовка переходит в рассуждение Алехина о сущности взаимоотношений. Этот прием помогает перевести читателя к сути, и лишь затем начинается рассказ.
Концовка обрамляет художественный центр работы. В литературную тему мастерски вплетаются маркеры настроения действующего лица — перемена погоды.
Любовная история Алехина началась, когда на улице все было невзрачным и серым, но в конце произведения дождь закончился и выглянуло солнце. Это говорит о душевном очищении Павла.
Тематика и суть
Основная тема произведения — счастье человека и его недостижимость. Персонажи автора живут оседлой, обычной жизнью. Оковы такого существования так прочны, что даже сильные чувства не способны заставить героев покинуть зону комфорта. И Павел, и Анна страдают, доказательством этому служит эмоциональная и трогательная сцена прощания. Но к сожалению, их счастье навсегда упущено.
Рассуждения помогают Павлу разобраться, почему же они не могут быть счастливы. Герои задумывались, как жить, будучи влюбленным в чужую жену или находясь в браке с хорошим человеком, воспитывая при этом детей. Позднее Алехин осознает, что безграничное чувство, которое поглощает его, не поддается каким-либо законам, не терпит вопросов. Размышления становятся преградой любви, однако возлюбленные понимают это поздно.
Название работы исчерпывающее отражает ее суть — любовную линию. Сюжетная основа — жизнь Павла. Молодой человек был студентом, однако после кончины отца ему пришлось заниматься имением, чтобы расплатиться с долговыми обязательствами. Работа с крестьянами сильно тяготила юношу, который привык к культурному окружению. Спустя некоторое время Алехин решил отказаться от роскоши. Это отразилось в бытовых привычках.
Затем его пригласили стать судьей. Во время одного процесса он знакомится с очень добрым мужчиной по имени Дмитрий Луганович. Вскоре за обедом в доме последнего Павел встречает супругу хозяина дома — Анну. Женщина запомнилась дворянину, оставив яркий след в памяти.
В процессе общения Павел понимает, что его симпатия к Анне совсем не безответна. Алехина мучает чувство вины перед Лугановичами, ведь супруги благосклонны к нему. Однако влюбленные так и не нашли сил рассказать о своей любви.
Ощущение призрачности счастья вскоре стало терзать и Анну. Женщина даже прибегала к лечению от нервного расстройства. Вскоре ее супругу пришло повышение и семье предстоял переезд. Во время проводов произошла развязка. В поезде влюбленные объяснились, а затем расстались навсегда. Тогда Алехин осознал невозможность вернуть упущенную любовь.
Действующие лица
Сокращенная форма повествования предполагает незначительное количество персонажей. В рассказе Антона Чехова «О любви» главные герои — Павел Алехин, Анна Алексеевна, Дмитрий Луганович. Характеристика каждого из них:
- Павел. В начале произведения отсутствует описание его портрета. Автор подробно рассказывает о нем в «Крыжовнике». Антон Павлович изображает Алехина 40-летним мужчиной, который скорее похож на художника, чем представителя рода помещиков. По происхождению он дворянин, но долги отца оставляют его совсем без денег. Герой не привык к физической работе, жизнь в имении вынуждает его забыть о культуре. Однако благодаря трудолюбию ему удается получить должность судьи. Спустя время он знакомится с Дмитрием, в жену которого впоследствии влюбляется.
- Анна — супруга Лугановича, воспитывает двоих детей. Портрет женщины описан глазами Павла. Мужчина утверждает, что такой красоты особа никогда ранее не встречалась ему. Героиня с добротой и заботой относится к Алехину и вскоре влюбляется в него. Однако боязнь потерять положение, супруга и детей не позволяет дать волю чувствам.
- Дмитрий — друг Алехина, состоятельный дворянин. В начале произведения Павел описывает своего товарища добрым и простодушным, но к середине рассказа начинает размышлять, почему его возлюбленная связала себя узами брака с таким скучным человеком.
Проблематика и смысл
Своим произведением «О любви» автор обличает слабости человека, не позволяющие героям руководствоваться велением сердца. Чехов показывает людей, скованных внешними обстоятельствами, однако при желании они могут пожертвовать общественным положением и преодолеть общепринятые условия и нормы. Главные персонажи оказываются слишком слабыми, поэтому продолжают следовать принятой в обществе морали.
Главная мысль, заложенная писателем, раскрывает идею того, как люди могут убить светлое чувство, стараясь соблюдать законы общества. Добропорядочность вовсе не гарантирует счастья, последнее может показаться только призрачным чувством любви, а затем бесследно уйти.
Чехов, демонстрируя представителей общества на рубеже XIX-XX столетий, выносит приговор общественному строю, не позволяющему людям раскрыть истинные желания даже в глубоком и настоящем чувстве. Проблематика произведения отражает известную тему автора — «человека в футляре». Отображаясь с разных сторон, такая «футлярность» есть у каждого героя произведения:
- Луганович. «Футлярность» этого персонажа проявляется в безучастном отношении к обществу, ограниченности ума. Такой тип личности не отвергнут общественностью. Наоборот, Дмитрий — успешный дворянин, однако нехватка духовного развития контрастирует с умом его супруги. Это создает впечатление того, что мужчина равнодушен к семейному счастью, склонен лишь плыть по течению.
- Павел — дворянин, который вынужден переехать в имение отца. Жизнь в деревне поменяла его мышление и способности. Укоренившиеся привычки оказали влияние на характер. Герой проявляет слабость, когда нужно принять решение, способное изменить его судьбу и привести к счастью. Мужчине легче потерять любовь, чем выбраться из оков футляра.
- Анна — предпочитает радикальным изменениям ради собственного счастья «футлярную жизнь». Несмотря на сильные чувства к Алехину, женщина не готова пожертвовать репутацией, привычной жизнью и родственными связями. Перемены пугают ее.
Рассказ Чехова выносит на первый план человеческие слабости, проблематику недостижимости счастья и любовную философию. Произведение неоднозначно, как и его персонажи. Однако с точностью можно сказать, что эта работа — некое предостережение для читателей по поводу того, что сильное чувство не подчиняется никаким законам.
В рассказе «О любви», входящем в цикл произведений «Маленькая трилогия», Чехов в излюбленной манере рисует «футлярность» главных героев. В мире безынициативного человека нет простора для живых стремлений. Бесцельное существование, лишенное борьбы за свое счастье, сулит душевные страдания и одиночество, считал Чехов. Анализ рассказа «О Любви» заставляет задуматься, что будет, если не следовать зову сердца, а безвольно сдаться обстоятельствам.
Оглавление:
- История создания
- Пересказ первых глав
- Содержание финальной части
- Характеристика главных героев
- Поднятые темы
- Жанр и композиция
- Идейный замысел
История создания
Сентиментальный рассказ об упущенном счастье, как признается сам писатель, во многом автобиографичен. В образе Анны Алексеевны, покорившей сердце главного героя, легко угадывается фигура возлюбленной Чехова — писательницы и мемуаристки Лидии Авиловой. Молодых людей познакомил редактор «Петербургской газеты» Сергей Николаевич Худяков.
На тот момент женщина состояла в браке с мужчиной, который скептически относился к ее творчеству и призывал оставить эту стезю. Она глубоко уважала своего супруга, но не питала к нему трепетных чувств. Михаил Федорович Авилов подозревал о тайной связи жены с популярным писателем. Антон Павлович содействовал публикации работ Лидии Александровны, выступал в качестве ее персонального рецензента и критика.
Чехов прекрасно понимал, что нежная переписка и редкие, скрытые от посторонних глаз встречи вряд ли перерастут во что-то большее. Любовные терзания писателя нашли отражение в его прозе.
Рассказ «О любви» написан окрыленным Антоном Павловичем, чтобы в художественной форме выразить глубокое и непреодолимое чувство, которое он испытывал к Лидии Авиловой. Произведение впервые было опубликовано в августовском номере журнала «Русская мысль» в 1898 году.
Пересказ первых глав
Однажды после утренней трапезы небогатый дворянин Павел Константинович Алехин завел разговор о природе любви. Он рассказал своим гостям, Ивану Ивановичу и Буркину о красивой гувернантке Пелагее, которая была без ума от повара Никанора, однако отказывалась принимать его предложение, поскольку тот имел проблемы с алкоголем. Размышляя о высоких чувствах, рассказчик заключает, что, видимо, каждый случай по-своему уникален, и решает поведать историю из собственного опыта.
После того как Алехин выпустился из университета, он был вынужден вернуться в родовое имение, чтобы урегулировать финансовые вопросы, возникшие после смерти его отца. Будучи кабинетным человеком и белоручкой, Павел без всякого энтузиазма занимался сельским хозяйством, все время мечтая снова очутиться в светском обществе.
Совсем скоро ему выпала честь стать мировым судьей, и главный герой стал частым гостем на городских мероприятиях, на одном из которых он познакомился с Дмитрием Лугановичем, председателем окружного суда. Новоиспеченный приятель пригласил Алехина к себе на обед, где Павел впервые увидел его жену — обаятельную, добрую и интеллигентную Анну Алексеевну. Он сразу же почувствовал в этой женщине родственную душу.
В следующий раз герою довелось встретиться со стройной белокурой красавицей, мысли о которой не покидали его целыми днями, лишь спустя несколько месяцев, когда в городе проходил благотворительный спектакль. Анна разоткровенничалась, признавшись, что облик Алехина не раз всплывал в ее памяти, пока они находились порознь. С тех пор Павел Константинович стал завсегдатаем дома Лугановичей. Он мог часами беседовать с Анной на разные темы, с восхищением слушал, как она играет на рояле, помогал совершать покупки.
Добродушный супруг женщины не был против ее столь тесного общения с Павлом, а, наоборот, приветствовал частые визиты Алехина, считая того порядочным человеком и незаурядной личностью. Единственное, что оставалось загадкой для Лугановичей, — это то, почему такой интеллектуал прозябает в деревне. Алехина действительно тяготила жизнь вдали от города, и причиной тому было тайное влечение к Анне Алексеевне.
Содержание финальной части
Оставаясь наедине с объектом своего восхищения, Павел видел, как девушка смотрит на него взглядом, полным любви и сдержанной страсти. Несмотря на обоюдное притяжение, они боялись раскрыться. Алехин был уверен, что он ничего не сможет дать своей возлюбленной, а Анна, в свою очередь, не верила в счастливый конец их любви.
Так незаметно пролетело несколько лет. У замужней женщины появилось двое детей, которые привязались к Алехину, как к родному отцу. Никто из влюбленных так и не рискнул признаться в своих чувствах. Анна стала раздражительной и нервной. Между героями пробежал холодок.
Настало время разлуки, потому что перед Дмитрием Лугановичем замаячила перспектива повышения по службе, и семья начала готовиться к переезду в западную губернию. Перед этим Анне предстояла поездка в Крым, куда ее отправили поправить пошатнувшее здоровье.
Уже на перроне, забыв отдать девушке одну из ее корзинок, Павел забежал в вагон и, не сдерживая эмоций, признался ей в любви. Из их глаз потекли слезы. Они поцеловались и расстались навсегда. Только в этот трогательный момент к герою пришло осознание, что бессмысленно рассуждать о возможных последствиях любви, а нужно полностью отдаваться этому светлому чувству, не обращая внимания на второстепенные вещи.
Характеристика главных героев
Краткая форма повествования предполагает небольшое количество действующих лиц. Сюжетная линия строится вокруг следующих героев:
- Павел Алехин. Центральный персонаж произведения. Автор не посчитал нужным подробно описывать внешний вид мужчины. О герое известно лишь, что он небогатый дворянин, получивший после смерти отца в наследство земельные угодья. Павел отличается трудолюбием, благодаря чему быстро дорос до должности мирового судьи. Этот глубоко несчастный и одинокий помещик не может набраться смелости, чтобы признаться замужней девушке в любви, потому что боится испортить свою репутацию.
- Дмитрий Луганович. Зажиточный дворянин, хороший товарищ Павла Алехина. Сначала он показался главному персонажу милейшим человеком, однако ближе к концовке рассказа герой недоумевает, чем этот непримечательный и скучный мужчина заслужил находиться рядом с такой прекрасной женщиной.
- Анна Алексеевна. Супруга Дмитрия Лугановича, молодая красавица с приветливыми и умными глазами. Автор подчеркивает, что девушка с такой выразительной внешностью и интеллектуальными способностями никогда раньше не встречалась главному герою. Она заботится о Павле, интересуется его делами и всегда готова отправиться с ним на прогулку. Точно так же, как и Алехин, девушка не дает волю своим чувствам, боясь осуждения общественности.
Поднятые темы
Судя по тому, какое название дано рассказу, нетрудно догадаться, что в тексте пойдет речь о любви — трагической, грустной, запретной. Ключевая тема произведения — человеческое счастье и препятствия на пути к его достижению.
Главных героев «О любви» Чехов изобразил привыкшими к комфортной и оседлой жизни людьми. И Павел, и Анна скованы тяжелыми цепями обыденности, что даже такое всепоглощающее чувство, как любовь, не способно заставить их пойти наперекор устоявшимся привычкам.
Отсюда вытекают темы «футлярной» жизни и «маленького человека». Запреты, продиктованные общественным мнением и моральными принципами, мешают влюбленным обрести настоящую близость, ведь замужняя дама не имеет права обманывать законного супруга, который является отцом ее детей. Именно это послужило преградой для их взаимного счастья.
Любовь сжигает героев изнутри, кажется, что земля постепенно уходит из-под ног. Да, Павел и Анна проводят много времени вместе, посещая театры и разговаривая обо всем на свете, но при этом продолжают жить по инерции. Никто не хочет приносить в жертву свой привычный образ жизни. Вместо радости любви, они испытывают:
- тоску;
- опустошение.
Герои могли бы поставить жирную точку в своих ни к чему не ведущих отношениях, но для этого у них не хватает смелости, поэтому они предпочитают плыть по течению, мучая друг друга.
Не менее важна для понимания сути и проблематики рассказа тема раскаяния. Лишь в момент расставания с любимой, главный герой приходит к выводу, что законы любви не поддаются логике, не вписываются в узкие рамки и не терпят лишних вопросов. Бесконечные рассуждения — главная помеха высшему счастью, но, к сожалению, эта истина открывается Алехину с большим запозданием.
Жанр и композиция
В пользу того, что перед читателем рассказ, а не повесть, говорит, во-первых, малый объем произведения, а во-вторых, наличие только одной сюжетной линии. Как известно, Антону Павловичу, как мастеру краткой литературной формы, нравилось писать в духе реализма, не стало исключением и это творение автора. Композиционную структуру рассказа образуют:
- завязка — первое посещение Алехиным дома Лугановичей и встреча с его прекрасной супругой — Анной Алексеевной;
- кульминация — внезапно возникшее между молодыми людьми взаимное чувство и осознание невозможности быть всегда вместе;
- развязка — наполненное трагизмом и печалью эмоциональное расставание героев в купе поезда, на котором Анна навсегда уезжает от Павла.
Идейный замысел
К какой мысли хотел подтолкнуть автор читателей и что его тревожило больше всего в период написания рассказа «О любви»? По мнению авторитетных литературоведов, идея наполненного лирикой произведения заключается в обличении человеческой трусости и слабохарактерности, которые мешают человеку обрести истинное счастье. На суд читательской публике представлены персонажи, чья воля скована внешними обстоятельствами.
Лишь мужественно преодолев общепринятые нормы и пожертвовав своей деловой репутацией, герои могли образовать крепкую пару, но они слабы и вынуждены влачить бессмысленное существование, проживая чужую жизнь. Оказывается, одной лишь добропорядочности недостаточно для обретения душевной гармонии, а сладкие грезы, оказавшиеся лишь иллюзией, уходят, не оставив и следа.
На примере представителей общества конца XIX века Антон Павлович Чехов наглядно показал, как общественный строй и царящие в нем правила мешают порядочному и нерешительному человеку быть с тем, кого он беззаветно любит.