О полнолицых детях как пишется

Правила правописания гласных после буквы Ц в словах

Правописание гласных после Ц в русском языке

В русском языке «Ц» всегда является твердым звуком, поэтому сочетания ЦИ/ЦЫ произносятся одинаково — [цы]. Из-за этого встает вопрос, какую букву нужно писать на месте пропусков, например, в словах рекомендац..я, ресниц. ц..пленок, дисц..плинированный и т.д.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Особенности, основные правила, таблица

Гласные И, Ы после Ц

В какой части слова находится сомнительная гласная? — вопрос, который нужно задать перед написанием орфограммы. Алгоритм ее определения:

  1. Если орфограмма находится в корне, то пишем букву И.

Исключения: ЦЫПЛЕНОК, ЦЫГАН, ЦЫКНУТЬ, ЦЫПОЧКИ, ЦЫЦ.

2. «И» пишется в существительных в Именительном падеже на -ЦИЯ, -ЦИЙ, -ЦИЗМ, -ЦИСТ. Здесь же глагол «музицировать».

3. Если орфограмма находится в окончании или суффиксе, пишется Ы.

Примеры: специфика, цирк, цинга, цифра, вакцина, цивилизация, циклон, революция; Цицерон, Цирцея, Цинциннати.

Слова-исключения: цыган, цыпленок, цыц, цыкать, цыпочки (и производные от них, типа цыпка, цып-цып и так далее).

Существительные в И.П. на -ЦИЯ.

Скептицизм, акация, лекция, организация, нацист, медицина, публицист. + Глагол «МУЗИЦИРОВАТЬ»

В окончаниях существительных и прилагательных.

Огурцы, синицы, проводницы, молодцы, стрельцы, столицы, Люберцы; бледнолицый.

В аббревиатурах, а также после первой части сложных слов

Пример: блицинтервью, специнтернат, ЦИК.

ЫН — суффикс притяжательных прилагательных.

Пример: лисицын, царицын.

Тот же принцип в написании географических названий на −цын, −цыно: Царицын, Голицыно.

В русских фамилиях постановка гласной определяется в соответствии с регистрацией в официальных документах.

Синицын, но Вицин; Солженицын, но Ельцин.

Гласные Е, Ё, О после Ц

Принцип определения гласных:

  1. Ё после Ц не пишется!
  2. О — только под ударением (не имеет значения, на какую часть слова оно падает: может быть как в корне, так и в окончании); Е — в безударном положении: лицо, овцой, отцов, облицовка. Но: целый, прицел.
  3. После Ц возможна постановка О в безударном положении:
  • в слове цо́кот и родственных, типа цокотуха;
  • в некоторых заимствованных словах: герцогиня, герцог, скерцо, палаццо, меццо.

Гласные А, Я, У, Ю, Э после Ц

  1. Поскольку Ц является твердым звуком, то после него пишутся гласные среднего или заднего ряда. Это А, У, Е. Цапля, цаца, цуцик, целый.
  2. Гласные Ю и Я могут стоять только в иноязычных именах собственных (а именно географических названиях, фамилиях), например: Цюрих, Цюрюпа, Свенцяны, Цявловский.
  3. Э пишется после Ц только в особых случаях:
  • в аббревиатурах: ЦЭЛТ (цветная электронно лучевая трубка), ЦЭМ (Центроэлектромонтаж — название треста);
  • в корне после первых частей сложных слов, начинающихся с буквы Э: спецэкспортер, спецэлектрод, спецэффект.

Примеры упражнений с ответами

Вставьте пропущенные гласные в словах.

Лиц..вой нерв, бледное лиц. о полнолиц..х детях, марганц..вка, красные рубц. глянц..вый, с хитрец..й, плоскогубц. герц..гиня, операц..я, мудрые индейц. ц..трусовые растения, встать на ц..почки, танц..вщица, нарц..сс, пац..ент, куц..й хвост, ц..тата, дефиц..т, фиксац..я, ц..ганенок, ц..кнуть зубом, палацц. ц..пки на руках.

Лицевой нерв, бледное лицо, о полнолицых детях, марганцовка, красные рубцы, глянцевый, с хитрецой, плоскогубцы, герцогиня, операция, мудрые индейцы, цитрусовые растения, встать на цыпочки, танцовщица, нарцисс, пациент, куцый хвост, цитата, дефицит, фиксация, цыганенок, цыкнуть зубом, палаццо, цыпки на руках.

Вставьте пропущенные гласные в предложениях.

  1. Ему были интересны только ц..ркуляры.
  2. Ц..фры крутились в его голове даже ночью.
  3. Вышла бабка кормить ц..плят и стала ласково звать: «Ц..па, ц..па».
  4. Лошади храпели и ц..кали подковами.
  5. Я до упаду люблю танц..вать.
  6. По сторонам тропинок рос сухой ц..корий.
  7. От Баренц..ва до Черного моря.
  8. Черные глаза с хитрец..й.
  9. История ц..клична.
  10. Я опустил ц..новку и задремал.
  11. Краснолиц..е музыканты стояли полукругом.
  12. Бойц.. повернули к месту.
  13. Какое значение это имеет в конц.. конц..в?
  14. Его внимание привлекла смуглая ц..ганка.

Ответы: циркуляры, цифры, цыплят, цыпа, цокали, танцевать, цикорий, Баренцева, с хитрецой, циклична, циновка, краснолицые, бойцы, в конце концов, цыганка.

Объясните правописание гласных.

Овцой, пальцев, сердцем, цеце, цаца, герцогиня, курицей, облицовка, сердце, цап-царап, унция.

Открытый урок в 10 классе

Урок русского языка в 10 «А» классе по теме:

«Употребление гласных после Ц».

(учебник «Русский язык» 10-11 кл. Гольцова Н.Г. и др)

Тип урока – комбинированный урок.

I. Обучающие цели.

1. Систематизировать знания о правописании гласных после Ц в разных

Организовать деятельность учащихся по формированию умения применять в

практике письма орфограммы, связанные с правописанием гласных после Ц.

3. Совершенствовать орфографические навыки.

4. Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по теме

II. Развивающие цели.

1. Активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы.

2. Развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-

следственные связи, систематизировать, обобщать.

3. Развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать,

понимать, использовать теоретические знания для объяснения способов

III. Воспитывающие цели.

1. Способствовать формированию языковой личности как субъекта национальной

2. Воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка,

пониманию значения орфографической грамотности.

По источникам знаний: наглядный,

По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый,

По дидактическим задачам: закрепление умений и способов деятельности,

применение умений и способов деятельности.

1.Организационный момент. Здравствуйте, садитесь! Сегодня на уроке присутствуют учителя нашей школы. Прошу вас на уроке не отвлекаться, вспомнить изученный материал 5-9 классов, настроиться на насыщенную, интенсивную работу и не забываем, что мы готовимся к ЕГЭ. Итак, начнём. Откроем тетради и запишем дату Десятое декабря. Классная работа.

. Расставьте ударения в словах, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы, объясните выбор О-Е после шипящих в суффиксах.

Алыч…вый, душ…нка, дымоч…к, жеребеноч…к, зародыш…вый, пуш…к, неуклюж…, звоноч…к, девч…нка, ландыш…вый, малыш…к, свеж…, пастуш…нок, кармаш…к, грош…вый, гребеш…к, цыпленоч…к, сбереж…нный.( 2 уч работают за доской) Шестерикова Полина, Иванов Даниил

-взаимопроверка, итоги, отработка ошибок.

Оцените себя. Критерии вы знаете.

2 . Повторение изученного. Слайд №1

Карточка №1 Бледное лиц. с бледным лиц..м, полнолиц..го ребёнка, о полнолиц..х детях, лиц..вать , лиц..вой нерв, перелиц..вать, перелиц..вывать, с рубц..м, зарубц..ваться, красные рубц. сланц..вый , глянц..вый, с глянц..м, с хрипотц..й , с хитрец..й, мясц.. , бегать трусц..й, марганц..вка, с марганц..м, интермецц. герц..гиня, мудрые индейц. ц..трусовые растения, нарц..сс, пац..ент, плоскогубц. бац..лла, встать на ц..почки , у границ. куц..й хвост, вкусные леденц.. , операц..я , свинц..вать, под оконц..м , ц..тата, дефиц..т, братья-близнец. танц..вальный, фиксац..я, ц..ганёнок , ц..кнуть зубом, окольц..ванный, палацц. ц..пки на руках.

— Вставьте пропущенные буквы в словах и объясните их написание (вставляем буквы и объясняем написание). Просьба, слова, которые выделены сиреневым цветом затранскрибировать

-Давайте проверим: правильно ли мы выполнили задание №2 Слайд №3 Не забудьте оценить себя!

Бледное лицо, с бледным лицом, полнолицего ребёнка, о полнолицых детях, лицевать [л’ицы э вáт’], лицевой нерв, перелицевать, перелицовывать, с рубцом, зарубцеваться, красные рубцы, сланцевый [слáнцэвыj], глянцевый, с глянцем, с хрипотцой [хр’ипатцój], с хитрецой, мясцо [м’и э сцó], бегать трусцой, марганцовка, с марганцем, интермеццо, герцогиня, мудрые индейцы, , цитрусовые растения, нарцисс, пациент, плоскогубцы, бацилла, встать на цыпочки [цы́пач’к’и], у границы, куцый хвост, вкусные леденцы [л’ид’и э нцы́], ], операция [ап’и э рáцыjа], свинцевать, под оконцем, цитата, дефицит, братья-близнецы, танцевальный, фиксация, цыганёнок [цыган’óнак], герцогиня, цыкнуть зубом, окольцованный, палаццо, цыпки на руках.

-Скажите,пожалуйста, какие орфограммы – буквы встретились в словах?(ответы)

— Ребята., что повторили? Предположите. Какой теме будет посвящён урок.(учащиеся предполагают , что урок будет посвящён правописанию гласных после Ц) . Тема урока : « Употребление гласных после Ц»

-Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цели урока, ЗАЧЕМ в 10 классе мы обращаемся к данной теме? (учащиеся определяют цель урока -систематизировать знания по теме, закрепить навык написания)

3 Целеполагание. Актуализация знаний.

— Какие вы помните правила, относящиеся к правописанию гласных в словах (ребята вспоминают правила, вспоминают о правилах употребления гласных в корне, после шипящих после Ц)

4. Работа с учебником.

-Ребята. Обратимся к теории в нашем учебнике.

-Изучите 22 параграф. Сделайте вывод, какие гласные пишутся после Ц

-Это трудная для вас тема? Какие могут возникнуть трудности?(ответы ребят)

5.Практическая работа. Упражнение 112.Спишит слова, вставляя пропущенные буквы. Меняемся тетрадями, работа в парах

Авиация, апробация, бледнолицый, гарцевать, герцогиня, грация, инициалы, инцидент, марципан, на цыпочках, палаццо, панцирь, пунцовый, сердцем, целлофан, цеце, пальтецо, глянцевый,, рыльце, цилиндр, цыган, циновка, цирк, куницын, целиком, лицевой, цунами, образцовый, цитадель, цитрус, цитата, цистерна, циферблат, шницель, шприцом, энциклопедия.

6. Подведение итогов урока.

-Что мы сегодня с Вами повторили? Над чем ещё надо поработать? Поставьте себе оценку за работу на уроке

Рефлексия. Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.

На уроке мне было (интересно / скучно).

Тема урока для меня (полезна / бесполезна).

Урок мне показался (коротким /длинным).

За урок я (устал / не устал).

Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).

Домашнее задание. Параграф 22, упражнение 113(по вариантам), подготовиться к контрольному диктанту.

2. Гласные э, ю, я могут писаться только в нерусских собственных именах (географических названиях, фамилиях и т.д.).

2. В суффиксах слов, например: демонстрац и я, электрифиц и ровать, электрифиц и рованный .

4. В окончаниях имён существительных и прилагательных, например: куц ы й, куц ы м, куц ы ми .

2. Буква о после ц пишется под ударением (независимо от того, на какую часть слова – корень, суффикс, окончание – оно падает); буква ев безударном положении .

Ср.: цо́коль, танцо́р, кольцо́ – танцева́ть, кольцево́й, блю́дце.

в некоторых заимствованных словах: герцог, герцогиня, палаццо, с керцо, меццо

Карточка №1 Бледное лиц. с бледным лиц..м, полнолиц..го ребёнка, о полнолиц..х детях , лиц..вать , лиц..вой нерв, перелиц..вать, перелиц..вывать, с рубц..м, зарубц..ваться, красные рубц. сланц..вый , глянц..вый, с глянц..м, с хрипотц..й , с хитрец..й, мясц.. , бегать трусц..й, марганц..вка, с марганц..м, интермецц. герц..гиня, мудрые индейц. ц..трусовые растения, нарц..сс, пац..ент, плоскогубц. бац..лла, встать на ц..почки , у границ. куц..й хвост, вкусные леденц.. , операц..я , свинц..вать, под оконц..м , ц..тата, дефиц..т, братья-близнец. танц..вальный, фиксац..я, ц..ганёнок , ц..кнуть зубом, окольц..ванный, палацц. ц..пки на руках.

— Вставьте пропущенные буквы в словах и объясните их написание (вставляем буквы и объясняем написание). Слова, выделенные жирным цветом затранскрибировать

Карточка №1 Бледное лиц. с бледным лиц..м, полнолиц..го ребёнка, о полнолиц..х детях , лиц..вать , лиц..вой нерв, перелиц..вать, перелиц..вывать, с рубц..м, зарубц..ваться, красные рубц. сланц..вый , глянц..вый, с глянц..м, с хрипотц..й , с хитрец..й, мясц.. , бегать трусц..й, марганц..вка, с марганц..м, интермецц. герц..гиня, мудрые индейц. ц..трусовые растения, нарц..сс, пац..ент, плоскогубц. бац..лла, встать на ц..почки , у границ. куц..й хвост, вкусные леденц.. , операц..я , свинц..вать, под оконц..м , ц..тата, дефиц..т, братья-близнец. танц..вальный, фиксац..я, ц..ганёнок , ц..кнуть зубом, окольц..ванный, палацц. ц..пки на руках.

— Вставьте пропущенные буквы в словах и объясните их написание (вставляем буквы и объясняем написание). Слова, выделенные жирным цветом затранскрибировать

Карточка №1 Бледное лиц. с бледным лиц..м, полнолиц..го ребёнка, о полнолиц..х детях , лиц..вать , лиц..вой нерв, перелиц..вать, перелиц..вывать, с рубц..м, зарубц..ваться, красные рубц. сланц..вый , глянц..вый, с глянц..м, с хрипотц..й , с хитрец..й, мясц.. , бегать трусц..й, марганц..вка, с марганц..м, интермецц. герц..гиня, мудрые индейц. ц..трусовые растения, нарц..сс, пац..ент, плоскогубц. бац..лла, встать на ц..почки , у границ. куц..й хвост, вкусные леденц.. , операц..я , свинц..вать, под оконц..м , ц..тата, дефиц..т, братья-близнец. танц..вальный, фиксац..я, ц..ганёнок , ц..кнуть зубом, окольц..ванный, палацц. ц..пки на руках.

— Вставьте пропущенные буквы в словах и объясните их написание (вставляем буквы и объясняем написание). Слова, выделенные жирным цветом затранскрибировать

Рефлексия. Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.

На уроке мне было (интересно / скучно).

Тема урока для меня (полезна / бесполезна).

Урок мне показался (коротким /длинным).

За урок я (устал / не устал).

Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).

Рефлексия. Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.

На уроке мне было (интересно / скучно).

Тема урока для меня (полезна / бесполезна).

Урок мне показался (коротким /длинным).

За урок я (устал / не устал).

Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).

Рефлексия. Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.

На уроке мне было (интересно / скучно).

Тема урока для меня (полезна / бесполезна).

Урок мне показался (коротким /длинным).

За урок я (устал / не устал).

Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).

1.13. Правописание гласных после Ц

В древнерусском языке звук [ц] был мягким. В дальнейшем в литературном языке он отвердел. Поэтому независимо от того, какая гласная буква следует за буквой ц , звук [ц] произносится твёрдо.

Ци нга [цынга́], Цю рих [Цу́р’их].

Разнообразие написаний гласных после ц объясняется историческими причинами.

1.13.1. Гласные А, Я, У, Ю, Е, Э после Ц

1. После ц пишутся гласные а, у, е .

Ц а пля, ц у гом, ц е лый.

2. Гласные э, ю, я могут писаться только в нерусских собственных именах (географических названиях, фамилиях и т.д.).

Цю рих, Ця вловский, Цю рюпа, Ко цю бинский.

1.13.2. Гласные И, Ы после Ц

Пишется И Пишется Ы
1. В корнях слов, например: панц и рь, ц и нга, дефиц и т, Сиц и лия, Ц и церон. 1. В корнях слов-исключений: ц ы ган, ц ы плёнок, ц ы ц, на ц ы почках и в родственных словах (ц ы ганить, ц ы кнуть, ц ы пки и др.), а также в некоторых именах собственных: Ц ы бин, Харц ы зск.
2. В суффиксах слов, например: демонстрац и я, электрифиц и ровать, электрифиц и рованный. 2. В суффиксе прилагательных -ын , например: птиц ы н, цариц ы н.
3. В некоторых именах собственных на -цин , например: Виц и н, Циц и н. 3. В именах собственных на -цын , например: Синиц ы н, Лисиц ы н.
4. В окончаниях имён существительных и прилагательных, например: куц ы й, куц ы м, куц ы ми.

1.13.3. Гласные Е, Ё, О после Ц

1. Буква ё после ц не пишется.

2. Буква о после ц пишется под ударением (независимо от того, на какую часть слова – корень, суффикс, окончание – оно падает); буква е – в безударном положении.

Ср.: цо́коль, танцо́р, кольцо́ – танцева́ть, кольцево́й, блю́дце.

3. В безударном положении буква о после ц пишется:

в родственных с цо́кот словах: цокотуха, цокотать;

в некоторых заимствованных словах: герцог, герцогиня, палаццо, скерцо, меццо.

источники:

http://infourok.ru/otkrytyj-urok-v-10-klasse-4035487.html

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/639-113_pravopisanie_glasnyh_posle_c.html


С этим файлом связано 41 файл(ов). Среди них: Презентация Габдуллин Т.Н. ОБЖ.pptx, Практическое занятие № 2 (Для юношей) Габдуллин Т.Н..rtf, Самостоятельная работа по теме 2.6 Зайцев А.А..docx, Самостоятельная работа по теме 2.5 Зайцев А.А..docx, Самостоятельная работа по теме 2.1Габдуллин ТН.docx, Особенности личности одаренных детей с гармоничным типом развити, Дополнительное образование аспекты развития.docx, Самостоятельная работа 1.4.docx, Практическое задание №2.docx, Самостоятельная работа 1.3.docx, Самостоятельная работа 1.1..docx, Тест итог.docx, тест2.docx, Самостоятельная работа по теме 1.1 Зайцев АА.docx, Самостоятельная работа по теме 1.1 Зайцев АА.docx, Практическое задание №1 ЗайцевАА.rtf, Самостоятельная работа 1.2.docx, Самостоятельная работа по теме 1.5.docx, Практическое задание №1.docx, тест1.docx, тест итог.docx, тест 1.docx, Самостоятельная работа 1.2.docx, Самостоятельная работа по теме 1.3.docx, Самостоятельная работа 1.1.docx, Самостоятельная работа по теме 4.3 Габдуллин Т.Н..docx, тест6.docx, Самостоятельная работа по теме 2.2 Габдуллин Т.Н..docx, Работа мыщц.docx, Самостоятельная работа по теме 3.1 Габдуллин Т.Н..docx, Самостоятельная работа по теме 2.1 Габдуллин Т.Н..docx, Практическое задание №7.rtf, Работа мыщц1.docx, Самостоятельная работа 1.3 Габдуллин Т.Н..docx, Самостоятельная работа по теме 1.5 Зайцев АА.docx, Практическое задание №10.rtf, тест1.docx, Пищеварительные железы.pptx, Типы высшей нервной деятельности человека.pptx, Практическое задание №6 ЗайцевАА.rtf, Возрастная анатомия, физиология и гигиена.pptx и ещё 31 файл(а).
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: Проверяемое задание 1.pdf, Домашнее задание для 5а на 13.12.22.docx, Практическое задание 12.docx, Практическое задание Организационное поведение.docx, Практическое задание ОИД.docx, История Задание 1.1.docx, кр по информатике задание 3.pdf, Практическое задание по предмету Методы принятия управленческих , Практическое задание.docx, Практическое задание.docx


Самостоятельная работа по теме 2.2.

Задание 1. Нахождение и исправление грамматических ошибок.Вставьте пропущенные гласные после ц. Сделайте транскрипцию выделенных слов.

Бледное лицо, с бледным лицом, полнолицего ребёнка, о полнолицых детях, лицевать, лицевой нерв, перелицевать, перелицовывать, с рубцом, зарубцеваться, красные рубцы, сланцевый, глянцевый, с глянцем, с хрипотцой, с расчётцом, с хитрецой, мясцо, бегать трусцой, марганцовка, с марганцем, интермеццо, герцогиня, мудрые индейцы, циклевать полыцитрусовые растения, нарцисс, пациент, плоскогубцы, бацилла, встать на цыпочки, у границы, куцей хвост, вкусные леденцыцигаркаглицинияоперация, свинцевать, под оконцем, цитата, дефицит, братья-близнецы, танцевальный, танцовщица, фиксация, цыганёнок, цыкнуть зубом, окольцованный, палаццо, цепки на руках.

лицевать [л’ицыва́т’]

сланцевый [сла́нцывый’]

хрипотцой [хр’ипац:о́й’]

мясцо [м’исцо́]

циклевать [цыкл’ива́т’]

цитрусовые [цы́трусавыйэ]

цыпочки [цы́пач’к’и]

леденцы [л’ид’инцы́]

цигарка [цыга́рка]

глициния[гл’ицы́н’ийа]

Операция [ап’эра́цыйа]

Оконцем [ако́нцым]

Цыганёнок [цыган’о́нак]

Задание 2. Вставьте пропущенные гласные после ц. Сделайте транскрипцию выделенных слов.

  1. Он был в старой отцовской куртке, доходившей ему до колен (Бирюков). 2. В каюту вошёл вахтенный Курицын (А.Н. Толстой). 3. Густеет сумрак, и с полей уходят жницы (Майков). 4. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал (Пушкин). 5. На привычное «цыпы! цыпы!» вышел десяток кур (Марков). 6. Любимым писателем в доме Королёвых был Михаил Коцюбинский (Старков). 7. Вслед за Матвеем вошёл цирюльник (Л. Толстой). 8. За слюдяным, в свинцовой раме, окошечком зеленело утро (А.Н. Толстой). 9. Я поднялась на цыпочки и глянула в зал (Кетлинская). 10. В зубах цигарка, примят картуз (Блок). 11. «К чёрту!» – цыкнул на него генерал (Станюкович). 12. Для него были ясны только циркуляры (Чехов). 13. Нынче Муха-Цокотуха именинница (Чуковский). 14. Отец мой, поступая в училище, готовился быть танцором (Каратыгин). 15. В заводских училищах цифирной мудрости учат, а цифирь наука богоотводная (Мельников-Печерский). 16. На площадке у крыльца стояли песельники в пунцовых русских рубашках (А.Н. Толстой). 17. Всё в доме Пшеницыной дышало таким обилием и полнотой хозяйства, какой не бывало и прежде (Гончаров). 18. Зачали вдвоём столь громко цокотать, как две сороки (Лесков). 19. Вот вышла бабка кормить цыплят (Есенин). 20. Цокали подковами, храпели лошади (Авдеенко). 21. Как я танцевать люблю… Ах, до упаду! А у нас и танцоров нет (Островский). 22. Вскоре смышлёный и ласковый Куцей сделался общим любимцем. И он решил принять все меры, чтобы «долговязый дьявол» не встречал Куцего (Станюкович). 23. Во вторник был хороший фельетон. А этот… у вас не вытанцовывался (Рыклин). 24. Тот же сухой цикорий рос по сторонам тропинок (Паустовский). 25. Он вышел из-за стола, прошёл в танцевальную залу – пусто (А.Н. Толстой). 26. Глаза его глядели с хитрецой (Соколов-Микитов). 27. От Баренцева до Чёрного моря громыхали фронты (Наровчатов). 28. Выручил узбек в замасленной спецовке (Ясенский).

Цирюльник — [цыр’у́л’н’ик]

Слюдяным — [с’л’уд’ины́м]
Циркуляры  — [цыркул’а́ры]

 танцором  — [танцо́рам]

обилием  — [аб’и́л’ийим]

цокотать — [цаката́т’]

любимцем — [л’уб’и́мцым]

танцевальную — [танцыва́л’нуйу]

Задание 3. Вставьте пропущенные гласные после шипящих и ц. Сделайте транскрипцию выделенных слов.

1. Шофёр засмеялся, влез к себе в будку, грохнул дверцей (Федин). 2. Едут… Направо трущоба лесистая. Имя ей исстари Чертов овраг (Некрасов). 3. Собачонка тоже искоса следила за прогарцевавшей девчонкой, и всякий раз, когда верёвка щелкала по земле, она Собачонка мигала (Искандер). 4. Среди трав и смолистых шишек кое-где проступали пунцовые россыпи ягод (Хелемский). 5. Две камышовые циновки лежали на земле внутри жилища (Платонов). 6. Желтые гвоздики и кусты золотого шара поднимались над шелковой травкой, придавленной тяжелой росой (Первенцев). 7. Картины эти – лубочные – дешевка (Куприн). 8. Однажды в обед свернули с дороги к речонке, залившейся в этом месте в небольшую заводь с остатками свай водяной мельницы и полёгшем камышом (А.Н. Толстой). 9. Отслужили молебен да и поехали с прохладцей да с ночевками на станциях (Кони). 10. За отцовским плечом он видел спину лошади (Чуковский). 11. С плеч его свисал жеваный чесучовый пиджак (Федин). 12. Старик мирно спал под деревцем на опушке, подложив под голову шапчонку (Фадеев). 13. Все стали чокаться с Катериной Андреевной и Ляховым (Вересаев). 14. Сначала я мучительно терпел ожоги (Гладков). 15. Мужичок в путейском картузе зацокал языком (Антонов). 16. Он себе на шею четки вместо шарфа навязал (Пушкин). 17. Стояла здесь особенная тишина, такой и в лесу нет: ни шороха, ни ветерка (Горбатов). 18. Наутро болела голова, мучила изжога, лицо было бледное, скучное (М. Горький). 19. Марина принесла бутылку рома, лимон, сахар, и жженка запылала (Гончаров). 20. За спиной у него вздрагивал холщевый мешок (А.Н. Толстой).

 Засмеялся [зас’м’ийа́лс’а]

 дверцей [дв’э́рцый’]

трущоба [трущ’о́ба]

собачонка [сабач’анка]

искоса [и́скаса]

следила [с’л’ид’и́ла]

щелкала [щ’илкала]

среди [с’р’ид’и́]

шишек [шы́шык]

лежали [л’ижа́л’и]

желтые [жылтыйэ]

лубочные [лубо́ч’ныйэ]

небольшую [н’ибал’шу́йу]

водяной [вад’ино́й’]

плечом [пл’ич’о́м]

лошади [ло́шад’и]

жеваный [жываный’]

навязал [нав’иза́л]

тишина [т’ишына́]

холщевый [халщ’ивый’]

1. Очень часто раненое животное заслышав шорох, бросается на выстрел охотника.

2. Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем, и лёг в камышовое кресло на балконе.

3. В памяти сохранился только шелест шин на ровном шоссе, равномерный гул двигателя, и больше ничего.

4. Я не смела шевельнуться потому, что в этой звенящей пустоте малейший шорох производил эффект камнепада в горах.

5. И в то же время, ощущение новизны было отчётливым.

6. Ничего не было слышно, кроме шуршания и шипения.

7. Он вооружился жёсткой щёткой, и принялся чистить уткнувшегося в кормушку коня.

8. А сверху на всё это смотрела чёрная ворона, и вертела головой с тяжёлым клювом.

9. Опущенные глаза полузакрыты пушистыми ресницами.

10. В гостиной горел только торшер под большим зелёным абажуром.

11. «А ты как здесь очутился?» — спросил он подозрительно, прищурившись.

12. Каждую минуту они останавливались, и чётко прислушивались.

13. На заднее колесо своего полу-ночного «Спорта» я ставил специальную трещотку.

14. Чёткой линии берега внизу — не было.

15. Далеко за пляжем и поселком виднелась невысокая гора, и длинная, и пологая.

16. Впереди была одинокая белая пятиэтажка с обвитыми плющом балконами, перед пятиэтажкой иссечённый шипами пыльный пустырь.

17. В середине зала, на невысокой конструкции из ажурных решёток, была сооружена небольшая круглая площадка.

18. Человек то продвигался к палатке ещё на вершок, то надолго замирал в неподвижности.

Бледное лицо, с бледным лицом, полнолицего ребёнка, о полнолицых детях, лицевать, лицевой нерв, перелицевать, с рубцом, зарубцеваться, красные рубцы, сланцевый, глянцевый, с глянцем, с хрипотцой, с расчётцой, с хитрецой, мясцо, бегать трусцой, марганцовка, с марганцем, интермеццо, герцогиня, мудрые индейцы, ц?клевать полы, цитрусовые растения, нарцисс, пациент, плоскогубцы, бацилла, встать на цыпочки, у границы, куцый хвост, вкусные леденцы, цигарка, глициния, операция, свинцовать, под оконцем, цитата, дефицит, братья-близнецы, танцевальный, танцовщица, фиксация, цыганёнок, цыкнуть зубом, окольцованный, палаццо, цыпки на руках.

ПИСАЛА ПОЛЧАСА, не поняла как писать лишь одно слово*

*ц?клевать полы.

ПОБЛАГОДАРИ, Я СТАРАЛАСЬ.

  • Няня где жучка спрашивает тема сочинение рассуждение
  • О чем можно написать в рассказе
  • О недопуске к работе как пишется
  • Нянчить птенчика как пишется
  • О чем может поведать герб вашего города с помощью информации из интернета подготовьте такой рассказ