О православном храме рассказ

Первым православным храмом, по свидетельству Евангелия, была Сионская горница. Перед Своим распятием Господь заповедал ученикам отыскать горницу большую, устланную, готовую (Мк. 14; 15) и приготовить все, что нужно для празднования иудейской Пасхи. В этой горнице и состоялась Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками. Здесь Христос омыл ученикам ноги и Сам совершил первую Евхари́стию – Таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь. При этом Господь заповедал апостолам, а в их лице и всем христианам, совершать то же и так же в Его воспоминание.

Сио́нская го́рница –
прообраз христианского храма, как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и всего христианского богослужения. В Сионской горнице в день Пятидесятницы апостолы, собравшиеся для молитвы, удостоились обещанного им Сошествия Святого Духа. Это великое событие положило начало устройству земной Христовой Церкви. Первые христиане продолжали почитать Ветхозаветный иудейский храм, куда ходили для молитвы и проповеди Евангелия еще не уверовавшим иудеям, но новозаветное Таинство Евхаристии совершали в других помещениях, какими в то время были обычные жилые дома. В них для молитвы отводилась комната, наиболее удаленная от внешнего входа и уличного шума, называвшаяся у греков «и́косом», а у римлян «э́кусом». По внешнему виду икосы представляли собой продолговатые (изредка двухэтажные) комнаты, с колоннами по длине, делившими иногда икос на три части; причем среднее пространство икоса могло быть выше и шире боковых.

Гонения на христиан со стороны иудеев полностью прервали связь апостолов и их учеников с Ветхозаветным храмом, который был разрушен римлянами в 70 году н. э.

До Миланского Эди́кта Константина Великого, изданного в 325 году, христианство в Римской империи было гонимо. Это не позволяло открыто строить храмовые здания. Но в связи с быстрым распространением христианства в Греции, Малой Азии и Италии такие попытки делались. В основном же для молитвенных собраний служили дома богатых верующих римлян и особые постройки в их имениях – базилики.

Базилика

Базили́ка
прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей. Снаружи и изнутри по всему периметру здания рядами шли колонны, несущие кровлю, а также выполнявшие функцию архитектурного украшения. Напротив входа в противоположном конце здания имелась абсида, отделенная от остальной части помещения колоннами, которая и служила, по всей видимости, алтарем.

Но гонения на христиан заставляли их искать иных мест для собраний и богослужений.

Катако́мбы
обширные подземелья в древнем Риме – стали выполнять функцию храмовых зданий в первые века христианства. Они служили для христиан убежищем от преследований, местом богослужений и погребений. В зернистом туфе верующими были вырезаны сотни помещений и лабиринты многоэтажных коридоров. В стенах этих коридоров одна над другой делались могилы, закрываемые каменными плитами с надписями и символическими изображениями. Существовало три основных категории катакомбных помещений: куби́кулы, кри́пты и капе́ллы.

Символичекие изображения в катакомбах:

Рыба – «ИХТИС», символ Спасителя

Рыбы, как символ христиан, возродившихся в купели Крещения

Куби́кулы – помещения ограниченной площади, имеющие ниши в стенах, используемые для захоронений. Выполняли функции близкие тем, что имеют современные часовни.

Кри́пты – использовались не только для захоронений, но и служили для оправления общественных богослужений. Площадь этих помещений позволяла большему количеству христиан приходить в них и устраивать молитвенные собрания. Вмещали в себя до 80 человек. Крипты состояли чаще всего из одного помещения (комнаты), в них не было отдельных алтарей, а женщины и мужчины молились вместе.

Капе́ллы – храмовые помещения самой значительной площади, вмещавшие наибольшее число молящихся во время общественных богослужений. Как и все катакомбные храмы использовались для многочисленных захоронений в стенах и в алтарной части. В них могли одновременно молиться до 150 человек. Капеллы отличались от крипт не только большею величиной, но и внутренним устройством, поскольку имели несколько помещений. Кроме того, в капеллах были отдельные алтари и устраивалось особое помещение для женщин.

Характерной архитектурной особенностью подземных храмов являлись арки и сводчатые потолки, нашедшие широкое употребление в храмоздательстве Византийского времени. Деталь, присущая только катакомбным храмам – это так называемые люмина́рии. Они представляли собой вырезанные в средней части храма колодцы, выходящие на поверхность земли и позволяющие дневному свету проникать внутрь помещения.

Катакомбные храмы сохранили для нас разнообразные надписи, сделанные первыми христианами, символические изображения, настенные росписи, главными персонажами которых является Воплотившийся Господь, Его Пречистая, Преблагословенная Матерь, мученики и исповедники раннехристианской эпохи.

Рыба и корзина с хлебом, как символ Христа и Причащения

Корабль – символ христианской Церкви

Якорь – символ христианской надежды

Основные символические изображения, существовавшие в катакомбах, следующие: якорь – знак или образ христианской надежды, дающей душе опору в житейском плавании; голубь – символ Святого Духа и невинности очищенной покаянием христианской души; феникс – мифическая неумирающая птица, ставшая в катакомбных росписях символом воскресения; павлин – символ бессмертия, так как, согласно современным той эпохе верованиям, тело его не подвергается разложению; петух – также стал символом воскресения, так как его крик пробуждает от сна, многими христианскими писателями сравниваемого со смертью; агнец – символизирует Иисуса Христа, которому в евангельском повествовании усваивается это Имя; лев – символ силы, могущества, власти; оливковая ветвь – символ мира, возрождающейся жизни; лилия – символ чистоты; рыба – глубокий символ, связанный с греческим написанием слова «рыба» – «ИХТИС», заключающего в себе начальные буквы греческих слов Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель; виноградная лоза и корзина с хлебом – символизируют Таинство Причащения. Языческий поэт Орфей с лирой в руках, согласно легенде, укротил своей лирой диких зверей – так и Спаситель Своим учением привлек к Себе одичавших язычников.

Кроме символических, в катакомбах встречаются изображения персонажей известных притч Спасителя: сеятеля, десяти дев и Доброго Пастыря; библейских сюжетов: Ной в ковчеге; Ной с голубем, занимающийся построением ковчега, который имеет форму небольшого ящика с откинутой назад крышкой; пророк Иона в отдельные моменты своей истории; пророк Даниил между львами; получение скрижалей пророком Моисеем; истечение воды из камня в пустыне; поклонение волхвов; воскресение Лазаря и другие.

Изображения Христа в катакомбах были трех типов:

1. Символический: Добрый Пастырь, Агнец, Орфей.

Пастух – символ Доброго Пастыря Христа

2Античный: Спаситель в молодых летах, стройного телосложения, с мягкими чертами лица и без бороды, с короткими или длинными волосами, в плаще, с жезлом или со свитком в руке.

Агнец – ветхозаветный прообраз жертвы Христа

3. Византийский: лик Спасителя принимает строгий и выразительный характер, волосы непременно длинные с пробором посредине головы, борода, разделенная иногда на две части. Крещатый нимб (золотое полукружие со вписанным в него Крестом) увенчивает голову Спасителя.

Изображения Божией Матери делались на стенах и сводах катакомбных храмов, а также на стеклянных сосудах. Эти изображения делились на два типа:

1Античный: Матерь Божия представлена сидящей, с покрытой головой в обычной одежде римской женщины; выражение Ее лика кроткое, черты правильные, взгляд несколько задумчивый, сосредоточенный, на Ее руках – Младенец. Иногда Матерь Божия изображалась с покрывалом на голове, с ожерельем на шее и в красивой мантии.

2Византийский: Правильные черты лица Божией Матери, большие глаза, прямой нос, довольно большой подбородок и тонкое очертание губ создают в совокупности впечатление строгой величественной красоты. На голове Богоматери обычный покров с изображением креста и трех звезд.

Надземных храмовых зданий первых трех столетий христианской эры не осталось, поскольку в годы жесточайших гонений сменяющих одно другое, они безжалостно уничтожались. В связи с этим особую значимость приобретают сохранившиеся до нашего времени катакомбные храмовые постройки. Их изучение показывает, что архитектура подземного христианского храма предопределила развитие принципов храмостроительства в определенном русле вплоть до нашего времени. Это относится, прежде всего, к такому основополагающему принципу, как трехчастное деление храма (хотя существуют храмы и с двухчастным делением).

Заключался он в следующем. Прямоугольное, вытянутое помещение храма в восточной его части завершалось обширной абси́дой
(полукруглой нишей), отделенной небольшой решеткой от остального пространства храма. Эта ниша выполняла функции современного
алтаря, а решетка в процессе дальнейшего развития была заменена иконоста́сом. В центре ниши помещалась гробница мученика, служившая
Престо́лом
. В капеллах, площадь которых была достаточно значительной, за Престолом находилась кафедра, или по-другому седалище епископа, перед решеткой –
солея, представляющая собой возвышенную, узкую на всю длину западной части алтаря площадку, затем следовала средняя часть храма, далее – его третья часть для оглашенных и кающихся, соответствующая
притво́ру
. В центре солеи устраивался полукруглый
амво́н, с которого обычно произносились проповеди. Таким образом, архитектура катакомбных храмов представляет собой законченный корабельный тип церкви, разделенной на три части: алтарь, средняя часть и притвор.

Период, начавшийся после принятия христианства в Римской империи как государственной религии, положил начало новой эпохе в истории храмоздательства. Причем разница в господствующих архитектурных направлениях Западной (Римской) и Восточной (Византийской) части империи с годами становилась все ощутимее. Основой храмовой архитектуры в Западной Церкви осталась базили́ка, в то время как в Восточной Церкви в V-VIII вв. оформляется так называемый византийский стиль. Храмы Православной Церкви своими архитектурными особенностями символически выражают канонику церковного вероучения. Существует несколько общеизвестных типов храмовой архитектуры.

Схема храма в форме креста

Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов – основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.

Одноглавый храм Петра и Павла на Бую, XIV-XVI вв. Псков

Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18).

Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века.

Пятиглавый храм Христа Спасителя. Москва

Храмы в форме корабля – самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

Девятиглавый храм Покрова Божьей Матери (собор Василия Блаженного), середина XVI в. Москва

Шлемовидная форма купола Спасского собора Андроникова монастыря, XV в. Москва

Существовали и смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы. К примеру, характерно смешение крестообразной формы храма снаружи с круглой формой внутри. Или прямоугольной формы снаружи и круглой внутри. Все эти формы храмостроительства Церковь сохранила до наших дней.

Купол в форме луковицы у Воскресенского храма, XVII в. Каргополь

Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола же, в свою очередь, непременно увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий очень много присваиваемых ему символических значений, одно из которых – якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой – это жизнь Будущего Века.

Разное количество глав у храмового здания обуславливается тем, кому они посвящены.

Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.

Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.

Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.

Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.

Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Например, шлемовидная форма символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла. Форма луковицы символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие: И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:15, 16). Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Небесного Иерусалима.

По цвету купола также можно определить, кому посвящен храм. Поскольку золото символизирует Небесную Славу, то купола
золотятся у храмов, посвященных
Христу
и двунадеся́тым праздникам

(двенадцать главных праздников церковного года, исключая Праздников Праздник – Пасху). Купола
синие со звездами являются свидетельством того, что храм над которым они воздвигнуты
посвящен Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Храмы с зелеными
куполами посвящались
Пресвятой Троице, потому что зеленый – цвет Святого Духа. Храмы, посвященные
святым, увенчивались как зелеными, так и серебряными
куполами.

Поскольку каждый храм посвящается Богу в память того или другого священного события или угодника Божия, то и название он получает соответствующее, например: Троицкий, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, храм святителя Николая, Преподобного Сергия Радонежского, храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и т. д.

Кроме того, городские и некоторые другие храмы имеют географическую «привязку»: Покрова, что на Рву; Николы на Болвановке; вмч. Георгия в Ендове.


Рубрика: Православный храм, Церковный этикет

Православный храм — история, устройство, символика

Узнайте все самое интересное и полезное о православном храме, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Что такое православный храм?

Храм называют Домом Божиим. Православные христиане верят, что сам Творец и Создатель незримо находится в церкви. На греческом языке православный храм так и называется «кириаки, кириакон» — «жилище Господне». При этом существует значительное отличие христианского понимания храма от языческого. Язычники верили, что их боги непосредственно обитают в храмах, они «привязаны» к ним. В Православии храм — это святыня и место особой близости к Богу.

православный храм
Православный храм

«Мир – чужая нам страна, дом наш на небе, преддверье этого дома – храм земной. Спешите же сюда, как спешат из чужой страны под кров родительский. Как дети спешат на зов любимой матери, желая насладиться ее ласками, так спешите и вы в храм. Здесь мать наша – Церковь любовно будет обнимать вас и обильно питать вас всякими духовными сладостями» (святитель Феофан Затворник, 1815-1894).

Православный храм: история формирования

Первая Евхаристия была совершена Иисусом Христом в горнице обычного дома. В подражание этому первыми христианами Евхаристия также совершалась в жилых домах, в специально отведенных для этого комнатах. Это и были первые домашние церкви. Во время гонения на христиан службы совершались в катакомбах (подземных галереях). С 4 века, когда гонения прекратились, начало развиваться церковное искусство, в том числе храмовая архитектура.

Уже внешний вид православной церкви указывает на то, что это не обычный дом. Ориентация храма на восток связана с образом Спасителя. Иисус Христос — это «Солнце Правды» (Книга пророка Малахии, 4:2), а солнце восходит на востоке. Кроме того, на востоке, как повествует Библия, находился Эдемский сад (Бытие, 2:8).

Выделяются три основных архитектурных типа православных храмов: базиликальный, крестово-купольный и шатровый.

Базилика — прямоугольные здания с плоским потолком и двускатной крышей. Это исторически самая ранняя форма храмов. Христианами для ритуальных целей были приспособлены римские гражданские базилики, не имеющие стойких ассоциаций с язычеством. В них проводились судебные процессы, решались финансовые вопросы.

Современная западноевропейская базилика имеет крестовую форму.

Появление крестово-купольных храмов относится к 5 веку. В таких церквях на общем плане четко прослеживается 2 пересекающиеся оси, образующие крест. 

Возникновение шатрового типа относится к концу 15 века. Вместо  куполов над церковью установлен остроконечный шатер с главкой.

Устройство православного храма

Церковь может иметь несколько приделов, то есть дополнительных алтарей. Приделы устраивают в церквях, рассчитанных на множество людей или на совершение нескольких богослужений в день. Храмовое здание завершает барабан с куполом. Древнерусское народное название куполов — «маковица» (купол по форме напоминал головку мака). Часто церковные купола называют главами («головами»), а барабаны сравнивают с шее. Символика купола наполнена догматическим смыслом. Это образ небесного свода, а также связи небесного и земного. Наличие одного купола указывает на то, что у Церкви только одна Глава — Иисус Христос. 

Наличие двух куполов указывает на два естества Иисуса: Бога и человека. Три купола — это символ Пресвятой Троицы. Четыре купола символизируют Четвероевангелие. Пять — Христос и четыре апостола-евангелиста. Семь куполов указывает на семь церковных таинств. Девять куполов символизируют девять чинов небесного ангельского воинства. Десять — это сам Иисус Христос с воинством небесным (9 чинов). Тринадцать — Спаситель с двенадцатью апостолами.

На каждом куполе православного храма обязательно находится крест. Это символически указывает на победу Христа над смертью.

Части храма

Устройство церкви имеет свои особенности. Православный храм состоит из трех частей: притвора, собственно храма и алтаря. Наличие алтаря является обязательным условием. Прообразом послужило убранство Иерусалимского храма ветхозаветных времён.

В раннехристианские времена притвор являлся местом для оглашенных (готовящихся принять крещение). Раньше таинство Крещения совершали несколько раз в году, поэтому притвор строился значительного размера. Когда крещение людей стало регулярным и в младенческом возрасте, то необходимость во вместительных притворах отпала. Сейчас в некоторых храмах притворы полностью отсутствуют. А если они есть, то преимущественно в качестве теплоизоляционного помещения. В притворе могут размещать свечной ящик. Иногда там ставится канун (столик для свечей за упокой),

По церковному уставу в притворе должны совершаться литии на вечернях. Однако в современной практике это бывает редко. Размеры притвора не позволяют разместить духовенство и прихожан.

Средняя часть храма

Пройдя притвор, человек оказывается собственно в храм. Именно здесь происходит единение всех членов Церкви, небесной и земной.

В центре храма находится аналой с праздничной иконой. Также аналои могут стоять в месте проведения исповеди. Как правило, с северной стороны ставится канун (место поминовения усопших). В любом храме имеется образ Голгофы в виде большого деревянного креста с изображением Спасителя. Крест укрепляется на подставке в форме каменной горки. На лицевой стороне «горки» изображают череп и кости — останки Адама. С правой стороны от Христа — Богородица. По левую руку — изображение апостола Иоанна Богослова. Этот образ служит напоминанием, что все верующие, как и Иоанн Богослов (Евангелие от Иоанна, 19:26-27), являются детьми не только Господа, но и Божией Матери.

Иконы в храме размещаются на стенах, колоннах, в киотах (застекленных шкафчиках) возле стен и иконостаса, также в алтаре. 

Храм внутри освещается не только естественным светом через окна, но и с помощью металлических светильников. Это крупное паникадило, подвешенное в центре храма на куполе или потолке, и паникадила приделов. В настоящее время восковые свечи на паникадилах практически во всех храмах заменены электрическими лампочками из практических соображений. Зажигают их в соответствии с богослужебным Уставом. Так, например, свет на вечерней службе гасится во время чтения шестопсалмия, когда читаются покаянные псалмы. Во время же пения Богородичной песни «Величит душа моя Господа» возжигают свечи и лампады в знак особого почитания Пресвятой Богородицы.

Место для хора и чтецов в храме называется клиросом. Он  может находиться как справа, так и слева от иконостаса. Иногда их два для размещения двух хоров.

Православный храм: алтарная часть

Восточное пространство храма занимает алтарная часть. Она возвышена над остальной частью храма («алтарь» с латинского — «высокий»). Символически это место пребывания Бога.

Иконостас отделяет алтарную часть от храма. Это деревянная конструкция имеет специальные углубления, в которые помещены образы святых. Эти иконы располагаются  рядами (ярусами) и называются чинами. 

Иконостас символически является границей между видимым и невидимым мирами. Также иконостас служит молитвенным образом, по сути, самой большой иконой в храме. 

Изначально алтарь не был ничем визуально отделен от верующих. Границей служили колонны и низкие решетки. Только с 5-7 веков на них стали размещать иконы.

Возвышенная площадка перед алтарем называется «солея». Напротив Царских врат полукруглый ее выступ называется амвоном (по-гречески — «возвышение»). С амвона священник произносит проповеди или обращается к молящимся в храме. Также на амвоне читается Евангелие во время Литургии, возглашаются ектении (особые прошения). Стоя на амвоне, священник причащает прихожан, подходящих к нему.

Алтарь

Главной частью храма является алтарь. В этом священном месте приносится Бескровная Жертва и пребывают Тело и Кровь Христовы. На символику устройства алтаря повлияло видение небесного храма Иоанном Богословом (Книга Откровения, глава 4).

Центральное место в алтаре занимает престол (четырехугольный стол). К нему могут прикасаться только священнослужители. Храм без престола — простое здание. Престол покрывается белым полотном (символизирует Плащаницу), а сверху — парчой (царская одежда Иисуса Христа, сидящего на небесном престоле).

На престоле размещаются священные предметы. Это антиминс (по-гречески «вместопрестолье»), являющийся знаком полученного благословения от епископа на совершение богослужений. В антиминс вшиваются частички от мощей святых как память о том, что раньше Литургия совершалась над гробами мучеников. На антиминс ложится губка для собирания частиц Святых Даров (символ губки с уксусом, которую подносили к устам Христа при распятии). Евангелие на престоле символически напоминает о присутствии самого Господа. Крест с распятием — орудие спасения людей.

На престоле ставится дарохранительница в виде металлического сосуда в форме церковки. Здесь хранятся особо заготовленные Святые Дары (запасные) для причащения больных. Также на престоле стоит дароносица, предназначенная для переноса Святых Даров, когда нужно причастить больных вне храма.

Горнее место и жертвенник

Пространство за престолом с восточной стороны именуется Горним местом. Здесь может располагаться архиерейское кресло, а вокруг него скамьи для священников. Также в некоторых церквях это место для подсвечника или лампады. Согласно Откровению, вокруг Божьего престола сидели цари и Его священники. 

Светильник, который стоит за престолом и имеет 7 ветвей с лампадами, называется семисвечником. Это символизирует семь церковных таинств. Подобный светильник  (менора) находился также в ветхозаветном Иерусалимском храме.

Также обязательным элементом храмового алтаря является Жертвенник. Он представляет собой стол, подобный престолу (одного с ним размера или меньше). Жертвенник символизирует место рождения Христа, а также место крестных страданий. На нем находятся литургические сосуды с их принадлежностями для совершения проскомидии, кадило. Рядом расположен столик для церковных записок.

Символ веры и традиции

Храм — символ православной культуры. Прообразом первых православных храмов принято считать горницу в Иерусалиме, где на 33 году своей жизни Иисус Христос провёл первое христианское богослужение – Тайную Вечерю.

На Руси первые православные храмы начали появляться ещё до официального признания христианства государственной религией. По преданию первый христианский храм на территории нашего Отечества был основан в Корсуни (Херсонесе) за много веков до крещения Руси святым апостолом Андреем Первозванным, посетившем в I веке по Рождестве Христовом Причерноморье для проповеди Слова Божия сарматам и тавро-скифам. По свидетельству древнерусских летописей, апостол Андрей, поднявшись по Днепру, у подножия Киевских гор сказал своим ученикам: «На этих горах воссияет благодать Божия, будет град великий, и воздвижет Бог много церквей». История строительства православных храмов в древнерусском государстве начинается в IX веке, когда в 867 году состоялось первое массовое крещение Киевской Руси.

Обилие на Руси лесов повлияло на преобладание деревянного строительства. История Древней Руси описывает, что деревянными были практически все постройки: терема, дворцы, дома крестьян, а также церкви. Именно из-за недолговечности строительного материала многое из древнерусской архитектуры оказалось утраченным.

 С Крещением Руси связано начало каменного строительства по традициям византийской и болгарской архитектуры. Отношение верующих к храмам всегда было особым. Зачастую возведение нового храма происходило на пожертвования. Основоположником благородного дела стал князь Владимир. Первый каменный храм древней Руси получил свое название от десятины, пожертвованной князем на строительство. Так и закрепилось в истории его определение — церковь Святой Богородицы или Десятинная церковь.

 С древних времён храмы были особым местом, носившим не только религиозное, но и социальное значение. В период Древней Руси храмы были местом объединения. Новое поселение начиналось со строительства храма – центра жизни каждого человека. Богослужения того времени собирали практически всех жителей населенного пункта. Важными мероприятиями каждой семьи было проведение обрядов: венчания, крещения, отпевания, благословения. Для верующего человека церковь была первостепенным фактором в жизни. Именно поэтому некоторые важные события, не имеющие отношения к церковной жизни, проходили под куполом святыни. К ним относятся: помазание царей на престол, соборование, оглашение царского указа. Все объекты, которые связывались со святым местом, быстро перенимали на себя наименование храма, церкви: имена православных храмов давали названия улицам, площадям, городам и даже фамилиям: и по сей день можно встретить представителей духовных династий, носящих фамилии Вознесенские, Благовещенские, Преображенские, Успенские и др.

 Монастыри и храмы Русской православной церкви несли на себе и функции образовательных  центров – здесь устраивались типографии, архивы и библиотеки, озвучивались царские указы, помазывали на царство, избирали митрополитов и патриархов. Храмы Древней Руси несли на себе функцию музеев, куда передавались мощи святых, иконы, реликвии с исторической ценностью. Сюда же на сохранность передавались древние рукописи и важные документы.

 Немаловажное значение играли храмы и в обучении людей грамотности. Выступая в роли общественного явления в жизни людей Древней Руси, монастыри и храмы были местом, где организовывалось обучение, чуть позже, с XIX века, стали утверждаться первые на то время училища, церковно-приходские школы. Благодаря православным храмам развивалось не только искусство архитектуры, но и всего, что связано с храмовым строительством и внутренним убранством церквей: литейное и ювелирное дело, художественные школы, иконопись, мастерство мозаики и фрески. На весь мир знамениты образцы русского зодчества – деревянные храмы русского севера, являющиеся настоящим произведением искусства, даже купола их выполнены из дерева.

 В список всемирного наследия ЮНЕСКО внесены такие храмы Русской Православной Церкви, как Исаакиевский  собор в Санкт-Петербурге, Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, Новгородский Успенский и Софийский собор во Владимире.

 Благословляя на защиту русской земли, Церковь провожала воинов на службу или сражения. Иногда поводом для строительства храма становилось почтение памяти погибших в сражениях. Такие церкви возводились на полях сражений, в знак признательности воинам за победу. В мирное время церкви и храмы возводились в честь великих праздников, святых. Например, Вознесение, Христос Спаситель.

 Для верующего человека церковь всегда играла важную роль в жизни. Поэтому к строительству допускались только высококлассные мастера, архитекторы. Базарные территории, сходы и собрания граждан проводились вблизи церквей. Не обходилось строительство без вложения больших средств. На создание жертвовалось только самое хорошее: материалы, земельный участок. Учитывая то, что церковь строилась на возвышенности или, как говорили предки, «на красном месте», она служила точкой ориентира, по которой составлялась карты, план местности. 

Для православного человека храм — особое, святое место. Во все времена они отражали духовно-нравственное состояние общества, являлись хранителями православной культуры. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу. Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.

Источники: 

  Кеслер, М. Развитие храмостроительства на Руси с IXпо XX век:  Международные образовательные Рождественские чтения. Раздел «Церковь и культура». Секция «Традиции русского храмового зодчества». – Режим доступа: http://chtenia.pavlovskayasloboda.ru/clauses/80-kesler-istoriya.html. – Дата обращения: 19.09.2016. 

              Храмы на Руси [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pkr.orthgymn.ru/textbook/p13.html

              История возникновения православных храмов в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sudba.info/istoriya-vozniknoveniya-pravoslavnyx-xramov-v-rossii/ 

Храм («церковь») есть особый дом, посвященный Богу — «Дом Божий», в котором совершаются богослужения. В храме пребывает особенная благодать, или милость Божия, которая подается нам через совершающих богослужение — священнослужителей (епископов и священников).

DSCN8620

При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо). Внутри храм разделяется на три части: 1) притвор, 2) собственно храм, или средняя часть храма, где стоят молящиеся, 3) алтарь, где совершаются священнослужителями богослужения и находится самое главное место во всем храме — святой престол, на котором совершается таинство Святого Причащения.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат; средние врата называются царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит во Святых Дарах (во Святом Причащении). Потому через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей.

Совершающееся по особому чину (порядку) в храме, во главе со священнослужителем, чтение и пение молитв называется богослужением.

Самое важное богослужение – литургия, или обедня (она совершается до полудня). Во время нее воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство Причащения, которое установил Сам Христос на Тайной Вечери.

Таинство Причащения состоит в том, что в нем благодатью Божией хлеб и вино освящаются — делаются истинным Телом и истинною Кровью Христовой, оставаясь по виду хлебом и вином, и мы под этим видом хлеба и вина принимаем истинное Тело и истинную Кровь Спасителя, чтобы войти в Царство Небесное и иметь вечную жизнь.

Так как храм есть великое святое место, где с особенной милостью, невидимо, присутствует Сам Бог, то поэтому мы должны входить в храм с молитвою, и держать себя в храме тихо и благоговейно. Во время богослужения нельзя разговаривать, а тем боле смеяться. Нельзя поворачиваться спиною к алтарю. Каждый должен стоять на своем месте и не переходить с одного места на другое. Только в случае нездоровья разрешается сесть и отдохнуть. Не следует уходить из храма до окончания богослужения.

Из каких частей состоит храм

Как ветхозаветный храм (вначале — скиния) разделялся на три части: святое святых, святилище и двор, так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор.

Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает — Царство Небесное.

В Ветхом Завете во святое святых никто не мог входить. Только первосвященник мог входить, один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему, когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.

Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. Во святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе, для исправления.

Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа: «Солнце правды», «с высоты Востока», (т. е. «Восток свыше»); «Восток имя Ему».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большею частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы — три Лица Св. Троицы; пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к Богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о Богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника и т. п., называется «трезвон«. Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон«. Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

Алтарь и богослужебные принадлежности

Самая главная часть храма есть алтарь. В алтаре совершается священнослужителями Богослужение и находится самое святое место во всем храме — святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно Богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит возвышенный жертвенник.

Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящейся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею — белою, из полотна, и верхнею, — из более дорогой материи, большею частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо, присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находится: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок), с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитою на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии (Слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Православные храмы

Их было много по всему лицу земли Русской. Теперь – многие утрачены, другие в руинах. А средний житель города, желающий посетить богослужение, в православный храм добирается не менее часа.

Содержание страницы

  • Сколько в России православных храмов?
  • Чем отличается храм от церкви?
  • Чем отличается храм от собора и часовни?
  • История
  • Устройство
    • Русский православный храм: что внутри?
    • С какой стороны света вход в православный храм?
    • Крыльцо перед входом в православный храм
  • Символика
    • Форма здания
    • Купола
    • Белые, зеленые, синие…
  • Самый главный православный храм в мире
    • Самый первый православный храм в мире и на Руси
  • Самый большой в мире (фото)
  • Самый высокий
  • Самый красивый
  • Самый древний православный храм в России (и в мире)
  • Самые популярные храмы России
  • Что самое главное в православном храме
    • Похожие статьи

Сколько в России православных храмов?

К началу 2019 г. количество их по России составляло 38649, включая не только собственно церковные здания, но также другие приспособленные для богослужения помещения, молитвенные дома. Кроме того, 977 приходов есть за границей. По данным, которые приводятся в докладе Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе 2017 г., ежегодно появляется более 1000 новых церквей.

Читайте также: Как правильно креститься в церкви православным христианам

Много или мало православных церквей в России, считающейся страной с наибольшим количеством православных? Известно, например, что в США, где население около 300 млн. человек, количество различных молитвенных помещений различных протестантских деноминаций (эта конфессия там, как известно, доминирует) составляет приблизительно от 300 до 400 тыс., причем постоянно строятся новые. Понятно, что Русской Православной Церкви до этой цифры пока бесконечно далеко.

Что до мировой статистики, то другие, даже возникшие существенно ранее Русской, Поместные Церкви, сейчас не столь многочисленны. Например, Константинопольская Патриархия, откуда Русь приняла веру – всего чуть более 3000 приходов, Антиохийская – около 400, Иерусалимская – лишь 65. Приблизительно за пределами России насчитывается более 30000 православных храмов других Поместных Церквей.

Чем отличается храм от церкви?

Слова являются синонимами. Однако, «храмом» обычно именуют церковное здание. А под «церковью» может пониматься как место богослужений, так и, по терминологии законодательства «религиозная организация». В древности же «церковью» именовали также любую местную христианскую общину.

Село Владимировка. Церковь во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница»

Однако, когда слово «церковь» употребляется по отношению к зданию, имеется ввиду ровно то же, что под термином «храм», то есть особое место, освященное, предназначенное для совершения служб, церковных Таинств.

Чем отличается храм от собора и часовни?

Первоначально на Руси так именовалось не здание, а совокупность духовенства, которое в больших городах, имевших сотни приходов, объединялось в так называемые «сороки». Например, в Москве «сороков» было семь, в каждом – клирики около 40 церквей. Центром каждого «сорока» был соборный храм, где по воскресным дням совершалась большая служба, на которую духовенство других церквей приходило крестным ходом. Постепенно собором стали именовать просто главную церковь епархии, где обычно служит архиерей.

Освящение Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя, 19 августа 2000 года. Фото: Сергей Власов.

Москва. Освящение Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя, 19 августа 2000 года.
Фото: Сергей Власов.

Часовню от храма отличают:

  • очень небольшие размеры;
  • отсутствие алтаря, престола поэтому здесь не может совершаться полноценное богослужение, а обычно служатся молебны.

Как правило, часовня может:

  • находиться на месте некогда бывшего церковного здания, как бы память о нем;
  • отмечать место упокоения чтимого праведника; часто часовни вообще строятся на кладбищах; здесь можно помолиться перед иконами, поставить свечи о упокоении близких;
  • иногда часовни создаются ради чудотворных икон, например, по России есть несколько часовен, посвященных Иверской иконе Пресвятой Богородицы, «вратарнице» (находящейся над святыми вратами) одноименного монастыря св. горы Афон; подобные часовни также строятся как духовные врата города – самая известная из них находится при входе на Красную Площадь Москвы.

Читайте также: Храм Василия Блаженного в Москве

Воссозданная Иверская часовня на Красной Площади в Москве

Воссозданная Иверская часовня на Красной Площади в Москве

История

Христиане времени Апостолов совершали моления или в Иерусалимском храме (до его разрушения, 70 г. от Р.Х.), или по домам. Скрываясь от гонений, верующие Рима часто молились в катакомбах – подземных сооружениях Вечного Города, где находились кладбища. Нередко там погребали также убитых за Господа мучеников. Так возникла христианская традиция совершать богослужения на их могилах. Впоследствии отражением ее станет обязательное нахождение частицы мощей святого на престоле, без чего там не может совершаться служба.

Когда и где на самом деле родился Иисус

Маленькая Катакомбная церковь IV в. Самый древний из сохранившихся в Вифлееме престолов, в ней погребены останки Вифлеемских младенцев

Устройство

Образцом для него послужил Иерусалимский храм, восходящий к Скинии Завета, устроенной прор. Моисеем по непосредственному повелению Бога, данному ему на горе Синай. Тогда сложилось разделение пространства на:

  • внешний двор;
  • место собственно молитвы, где стоят верующие;
  • Святое Святых, где пребывает Сам Истинный Бог.

Первый храм царя Соломона

Идеализированная реконструкция Храма, построенного при царе Соломоне в Иерусалиме

Русский православный храм: что внутри?

Подобно Скинии, он состоит из:

  • притвора, где можно приобрести свечи, подать записки;
  • средней части, где собираются молящиеся; у греков она также именовалась наосом;
  • алтаря, куда входить могут только клирики, или миряне, имеющие на это особое благословение; здесь находятся престол, жертвенник, совершается Таинство Евхаристии.

Алтарь схема

Схема устройства православного алтаря

С какой стороны света вход в православный храм?

Как правило, с западной, так как самое священное место церкви, алтарь, ориентирован на восток, с тем, чтобы первые лучи солнца, знаменующие новые день, падали на престол.

Алтарь

Традиция связана с тем, что, согласно Библии (Быт.1) на востоке находится Рай. Однако, сложилась она не сразу, а утвердилась не везде:

  • например, построенная еще до раскола Церквей (IV в.) Римская базилика, на месте которой ныне – Собор Святого Петра, ориентирована была алтарем на запад;
  • храмы Пскова, относящиеся к XIII-XIV вв., развернуты не на восток, а по направлению к Псковскому Кремлю, где находится Троицкий собор – сакральное сердце города, считавшего себя «Домом Святой Троицы.

Алтарь

Церковь свт. Николая под Псковом. Она действующая и ее алтарь ориентирован не на восток. Фото автора, июль 2011 г. 9.30 утра, по теням видно, где солнце.

Крыльцо перед входом в православный храм

Крыльцо перед входом в православный храм называется папертью. Сейчас паперти относительно небольшие, однако, сюда, как правило, ведет лестница, имеющая особый духовный смысл, связанный с восхождением души к Богу. Древние церкви могли иметь очень широкие, даже крытые паперти – как ради множества народа, так потому, что здесь часто стояли верующие, несущие епитимию, поэтому отлученные от Таинств, принося покаяние.

Храм Покрова на Нерли

Храм Покрова на Нерли, первоначальный вид.

Символика

Небо на земле, место реального Божия присутствия, храм имеет сложную символику, вводящую верующего в реальность Царства Небесного.

Форма здания

Она складывалась постепенно, уже после прекращения гонений на веру (с IV в.):

  • считается, что древнейшая из них – так называемая «корабельная», здание несколько вытянуто, действительно походя на корабль; именно так выглядели первые катакомбные церкви на могилах мучеников; кроме того, форма напоминает о Сионской горнице, где на Тайной Вечере Господь установил Таинство Евхаристии; наконец, вытянутый храм называется «корабельным», так как святые отцы именовали его «кораблем спасения»;
  • еще один распространенный тип – церковь крестообразная, что напоминает не только Распятии; четыре конца указывают на стороны света, говоря о том, что учение Господа распространилось по миру, для Него «нет ни эллина, ни иудея».

Значительно позже появляются ротонды (круглые в плане, символ Вечности), восьмиугольные, символизирующие звезду Вифлеема, четырехугольные, означающие полноту мира.

Разрушенная церковь Рождества Христова в селе Коптевка Ульяновской области. Год построройки: 1830. Памятник эпохи позднего классицизма с уникальным воплощением в форме ротонды. Колокольня второй половины XIX столетия – образец архитектуры поздней эклектики.

Купола

Они также имеют свою символику:

  • круглый – означает небесный свод; цвет купола может быть зеленым (в честь Св. Троицы, синий (у храмов Богородицы, Ее традиционный цвет), золотой (цвет Царства Небесного)
  • так называемый «луковичный», похожий также на горящую свечу – собственно, горение душ верующих; такие купола часто золотятся, что делает их еще более похожими на огонь свечи;
  • с XVI в. по России появляются эстетические красивые купола в форме шатров, символ устремленности ввысь (что достаточно близко к западному зодчеству)

Белые, зеленые, синие…

Наконец, значимо также цветовое решение стен, куполов.

Храм святителя Николая в Толмачах

Храм святителя Николая в Толмачах

Древнерусские церкви, как правило, белые. Это – цвет одежд Господа на иконе Преображения, когда, будучи на земле, Христос показал ученикам «славу Свою, якоже можаху», то есть, сколько могли вместить. Отблеском славы Божией является белокаменный храм. Позже здания церквей окрашиваются другими цветами. Иногда по ним можно определить посвящение церкви:

  • красным часто окрашиваются стены церквей, посвященных мученикам;
  • зеленым – преподобным, то есть святым монахам;
  • голубым – Богородице;
  • желтые стены встречаются у церквей святителей.

Различные цвета имеют также купола – они, как правило, или золотятся, или имеют синий, зеленый цвета, могут быть также черными, символизируя иночество. Такие купола часто можно увидеть в монастырях.

Что значит быть православным

Свято-Успенский кафедральный собор Трифонова монастыря собора
г. Киров (Вятка)

Самый главный православный храм в мире

Так как православные не имеют единого центра, или «главного» Предстоятеля, соответственно, назвать такой затруднительно, можно лишь говорить о некоем первенстве «по чести». Исторически самой известной может считаться церковь Софии Премудрости Божией (одно из имен Христа) Константинополя, известная с VI в. Сейчас она не действующая, там находится мечеть.

Иконостас Софийского собора в Стамбуле

Айя-София – одна из самых посещаемых достопримечательностей Стамбула. Как утверждают исторические источники, до разгрома крестоносцами алтарь был из чистого золота, расписан эмалью и украшен драгоценными камнями. В середине центрального нефа стоял амвон, искусно сделанный из слоновой кости, серебра и цветного мрамора. Купол над амвоном был изготовлен из золота и украшен драгоценными камнями. О богатстве собора ходили легенды. Современники утверждали, что в одной только ризнице было 40 000 фунтов серебра.

В определенной степени самым главным можно считать сейчас церковь Воскресения Христова Иерусалима, где находится Гроб Господень, сходит Благодатный Огонь.

Голгофа в храме гроба Господня

Голгофа в храме гроба Господня

Однако постоянно посещающие церковь православные хорошо знают: «самой главной» на самом деле является та, куда христианин приходит на богослужение. «Тут тебе и Киев, и Афон, и Святая Земля,» – так говорил прп. Серафим о Дивеево, но таким же образом можно сказать даже об очень скромной церкви, где идут богослужения.

Дивеево

Дивеево

Самый первый православный храм в мире и на Руси

Ввиду древности христианства, сказать, какой из ныне известных был «самым первым» крайне затруднительно. Существуют лишь некоторые церкви, которые можно назвать древнейшими. III в. датируются развалины церкви близ Иорданского местечка Акаба.

Православные храмы

Церковь Акаба. Руины. Историческая церковь III века, расположенная в Акабе, Иордания. Обнаружена в 1998 году группой археологов и считается известным в мире старейшим специально построенным христианским храмом. Первый этап строительства датирован 293 — 303 гг, что делает его старше, чем Храм Гроба Господня в Иерусалиме и Храм Рождества Христова в Вифлееме.

Но это не «первая», а лишь древнейшая из известных к настоящему времени церквей.

Несколько больше ясности по принявшей веру чуть более 1000 лет назад Руси, но и здесь данные разнятся:

  • считается, что первый храм возведен на могиле князя Аскольда, убитого при взятии Киева кн. Олегом Вещим (882 г.); Аскольд был христианином, принявшим веру после 860 г. вместе с соправителем Диром, дружиной; позже на месте его гибели даже был монастырь, однако, ни он, ни первая церковь не сохранились:
  • по другой версии, первой возведена Десятинная церковь Успения Богородицы, возведенная князем Владимиром Святым; от нее сейчас сохранился лишь фундамент, здание уничтожено во время взятия Киева монголами (1242 г.)

Десятина

Десятинная церковь, или Храм Успения Пресвятой Богородицы — первый каменный православный храм на Руси, воздвигнутый Владимиром Святославичем в 989—996 годах в киевском детинце на месте кончины русских первомучеников Феодора Варяга и его сына Иоанна.Была разрушена ханом Батыем. Второй храм: 1630-е—1828 (разрушена при строительстве третьего храма)
Третий храм: 1842—1928 (разрушена советской властью). На фото третья Десятинная церковь в XIX веке

Читайте также:

Церковная десятина: история и современность

Самый большой в мире (фото)

Сейчас наибольшим по площади считается:

  • в мире – собор Св. Саввы (Белград); он посвящен свт. Савве Сербскому; его строительство началось на месте, где турки сожгли мощи свт. Саввы (1594 г.); возведение монументального здания византийского стиля идет с 1935 г. сейчас завершается работа над внутренним убранством; площадь церкви практические равна исторической Софии Константинопольской (около 7500 кв.м.);
  • для России самым большим считается Храм Христа Спасителя (Москва), вмещающий до 10000 молящихся.

Православные храмы

На фото храм Свято́го Са́ввы (серб. Храм светог Саве) в Белграде на Врачаре — храм Сербской православной церкви, главный престол которого освящён в честь первого сербского архиепископа и национального героя Сербии святого Саввы (1175—1236). Сооружён на месте сожжения мощей последнего оттоманскими властями в 1594 году. Один из самых крупных православных храмов в мире. Именуется мемориальным храмом.
Образцом построенного храма послужил собор Святой Софии в Стамбуле.
В законченном строительством здании собора продолжаются отделочные работы.

Самый высокий

Это Вознесенский собор Бухареста. Высота его составляет 120 м. По площади он – второй в мире.

Православные храмы

На фото собор спасения нации (рум. Catedrala Mântuirii Neamului) — патриарший собор Румынской Православной Церкви в Бухаресте. Заложен в 2007 году, освящён 25 ноября 2018 года патриархом Варфоломеем I и патриархом Даниилом — в честь Вознесения Господня и апостола Андрея. Собор располагается напротив знаменитого Дворца Парламента.По завершении строительства он станет самым высоким (120 метров) и крупным православным храмом в мире. Снимок сделан в октябре 2021 год. Источник: Википедия

Самый красивый

До настоящего времени ни одна из церквей не превзошла по красоте Софию Константинопольскую (освящена 25 декабря 537 г.). Стены были украшены сотнями мозаичных изображений, для освещения умело использовался не только солнечный свет, но даже звездный. Пространство же было так велико, что даже его каждение во время службы совершалось особым образом: кадильный дым поднимался из-под пола.

Собор Святой Софии в Новгороде был построен в 1045-1050 гг. по приказу новгородского князя Владимира.

Хорошо известно, что побывавшие здесь послы русского князя Владимира приняли решение стать христианами, услышав удивительное по красоте богослужение, совершаемое по уникальному Уставу Св. Софии – впоследствии именно он стал первым богослужебным Уставом на Руси.

Самый древний православный храм в России (и в мире)

Возможно, это церковь св. Иоанна Предтечи, который находится в Керчи: хотя сама постройка современна Крещению Руси, специалисты говорят, что она возведена на месте более древней, VI в.

Православные храмы Керчь

На фото церковь Иоанна Предтечи — православный храм Феодосийской епархии Украинской православной церкви (Московского патриархата) в центре Керчи, освящённый в честь Иоанна Предтечи, старейший из действующих храмов на территории Крыма и, возможно, на территории России.

Древнейшим из действующих в мире считается кафедральный собор Эчмиадзина. Нынешнее его здание датируется 483 г., первая же постройка на этом месте – 301 г.

Православные храмы

Кафедральный собор Эчмиадзин — является матерью церкви, в Армянской Апостольской церкви, расположен в городе Вагаршапат (Эчмиадзин), Армения. По мнению большинства ученых, это был первый собор , построенный в Древней Армении, и считается старейшим собором в мире.
Первоначальная церковь была построена в начале четвертого века—между 301 и 303 годами, согласно традиции, покровителем Армении святым Григорием Просветителем, после принятия христианства в качестве государственной религии королем Тиридатом III. Он был построен над языческим храмом, символизирующим переход от язычества к христианствуВид на собор с юго-востока, 2010.Автор фото: Арег Амирханян

Самые популярные храмы России

Далеко не все из них, известных жителям страны, сейчас переданы Церкви, но знают о них все или почти все. Среди них:

  • Исаакиевский собор Петербурга;
  • Спаса на Крови там же;
  • Троицкий собор лавры прп. Сергия, где находятся мощи основателя обители;
  • Покровский собор на Красной площади;
  • соборы Московского Кремля, также до сих пор работающие как музеи.

Успенский собор

Успенский собор Московского Кремля

Что самое главное в православном храме

Здание, с любовью к Господу возведенное усилиями человека – таковая церковь. Но не только это. Вот рассказ бывшего протестанта, митрополита Диоклийского Каллиста (Уэра) о своей первой встрече с православием – именно в священных стенах:

«Когда я вошел в храм св. Филиппа – так называлась церковь, – в первую минуту мне показалось, что он совершенно пуст. Снаружи, на улице, ярко светило солнце, но внутри было прохладно и темно, как в пещере. Когда же глаза привыкли к полумраку, первое, что я заметил, было именно отсутствие – ни скамеек, ни расставленных аккуратными рядами стульев, лишь пустой гладкий пол… Пел хор, хотя видно его не было. Через некоторое время из алтаря вышел диакон и обошел церковь; он кадил иконы и людей. Я заметил, что его облачение старо и изношено.

И вдруг первое впечатление отсутствия сменилось поразительным ощущением присутствия. Я почувствовал, что церковь вовсе не пуста, напротив, со всех сторон меня окружало бесчисленное множество молящихся. Я интуитивно осознавал, что мы, видимое собрание, – часть намного большего целого и, когда мы молимся, участвуем в действе, намного превосходящем наши молитвы – во всеобщем, всеохватном празднестве, в котором соединяются время и вечность, мир дольний и мир горний…».

Спас на Крови

Спас на Крови внутри. Санкт-Петербург

Церковь – не просто здание. То, что она «вовсе не пуста» ощущает, пожалуй, каждый входящий. Это – присутствие Бога, святых, и есть главное здесь. Ради молитвенного общения с ними, соединения через Таинства, приходят сюда православные.

Наталья Сазонова

Читайте также:

Православный иконостас: изучаем храмовый, устраиваем домашний

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Храм как сооружение культа занимает особое место в любой культуре. Обычно с ним связываются, так или иначе, все основные события жизни людей – рождение, похороны, свадьбы, крещение и т.д. Для русской культуры такими знаковыми сооружения являются православные храмы, их историю, значение и роль для страны мы и разберем в этой статье.

История храма как сооружения

Древние культуры и античное время определяли храм как жилище своего божества. Такие сооружения и возводились по принципу человеческого дома. В нём главное место занимала та или иная фигура бога, имелось отдельное место для принесённых этому божеству даров. Вход в такой храм для человека был под запретом, на него можно было смотреть снаружи и лишь изредка заглядывать внутрь, чтобы лицезреть его  божественную статую.

Напротив, в христианстве храм изначально не позиционировался как Дом Бога, а лишь как место для молитвы верующих. Эта идея шла еще от ветхозаветной традиции «мобильной» скинии, т.е. переносной постройки, в которой иудеи хранили самое святое – ковчег Завета. К тому же христианский Бог мыслился как надмирный Образ, стоящий вне его границ.

Поэтому

— как можно было построить дом такому Богу? Если весь мир не может вместить в себя Его, то, как рукотворный дом — сможет?

Для первых христиан Бог жил в сердце человека.
Однако со временем христианство обретает и «государственные» черты, становясь религией целых стран. Тогда и поднимается вопрос об определении места для всеобщих молитв, т.е. вопрос возведения храма.
Для первых культовых сооружений христиане начинают использовать светские строения — позднеантичные базилики. Так в 4-5 вв. н.э. возникают первые христианские храмы. Надо запомнить, что для этих целей культовые сооружения не возводились, а лишь приспосабливались.

Описание первого храма христиан

Античные базилики были достаточно просторными помещениями, чего, собственно, от них и требовалось. Эти сооружения представляли собой прямоугольные строения, у которых был высокий центральный неф (определялся как два света) и два боковых — пониже. В базилике соответственно и размещается символика христианского общества, состоящая из:

• Оглашенных
• Верных
• Пастырей

По такому же принципу разворачивается и весь ансамбль храма:

план христианской базилики

Первый православный храм в плане (византийская базилика)

• Двор (атриум)
• Помещение у входа (нартекс)
• Основное помещение (наос)
• Святое место (алтарь, апсида)

Это расположение символизировало сакральное движение верующего к Богу, идущее от входа (запад) к алтарю (восток). Данное направление было сохранено и в других типах храмов, особенно православных.
Таким образом, первые христианские храмы открывали верующим не «статику почитания» языческого божества, а «динамику» движения к Богу, выраженную в пластике пространственных форм.

Можно подытожить:

Храм в религиозно-направленной культуре (теоцентричной) становится центральным сооружением и воплощением её основных идей миропонимания. Иными словами, храм воспроизводит определенную картину мира этой культуры.

Например, по виду жилого строения и его внутреннего антуража, интерьера мы можем представить себе образ жизни живущего в нем человека.

Так и храм «олицетворял» свойственные христианской культуре:

  • теологические (религиозные доктрины),
  • космогонические (происхождение мира) представления.

[the_ad id=»12793″]

Идея православного храма и её история

Однако именно «несостывка» таких идей миропонимания в христианской культуре с обликом первых базилик привела, в том числе, к дальнейшему развитию идеи православного храма. (православие как ортодоксия). Надо сказать, что эта идея тщательно разрабатывается уже с 5-го века и появляется одной из первых в новых церковных доктринах христианства.
Эта «несостыковка» имела следующую проблему. По словам Господа, Его престол – это небо, т.е. стремясь к Богу, верующие обращают взоры наверх. Значит, основное направление движения должно быть не горизонтальное (как в базилике), а вертикальное! В храмах же той поры крыша была плоской и словно загораживала от взгляда верующего само небо.
Появляется вопрос купола, который бы символизировал идею небесного престола Бога. Идея купола не была абсолютно новой тогда, её уже воплотили в античном Пантеоне Рима.
Кроме этого, так мог визуально решиться дуализм христианского миропонимания, который делил время и пространство в сознании человека на две основные части мира:

• Дольную (земную)
• Горнюю (небесную)

Это деление было изначально иерархичным, т.е. выраженным именно по вертикали: главное – там, а не здесь — на земле. То время и пространство превосходит этот век человека. Эта аксиома и выражала главный хронотоп всей культуры христианства Средних веков.

София Константинопольская (фото внутреннего пространства)

Храм Софии Константинопольской

Он нашёл выражение в первом принципиальном культовом сооружении того периода – Константинопольской Софии. Это все ещё была базилика, но уже купольного типа. Храм имеет купол 36 — метрового диаметра, расположенного на 55-метровой высоте, который зримо выражает идею неба и небесного престола Бога.

К слову, этот храм остался уникальным по своему типовому решению купольной базилики, такого больше не строили.

И хотя мы имеем и Киевскую Софию, но это — уже другой тип храмового сооружения.

Православный храм и идея обожения

София в Константинополе — это 6 век. Пройдет еще 3 столетия, и христианство выработает новый и абсолютно свой тип храма. В 9-10 вв. в византийской традиции появится крестово-купольные сооружения, имеющие в своей основе вписанный крест. Купол в этих храмах расположен на 4 опорах, к которым примыкают цилиндрические своды. Динамика храма тут уже имеет акцентированную вертикаль, а его идея трансформируется в идею лестницы, которая ведёт к миру горнему. Если у константинопольской Софии купол отображал звездное небо, то в новых храмах на куполе размещали иконописное изображение Христа. Это выражало идею возможности человеческого обожения, т.е. приближения к Богу и становления человека-бога. Символизм в крестово-купольном храме воплощался везде:

• Центр купола – Христос
• Простенки — фигуры апостолов
• Паруса сводов – фигуры евангелистов
• Столбы храма – изображения святых и отцов Церкви
• Стены храма – изображения земной жизни Спасителя

Помимо нового вертикального членения, сохранилось и горизонтальное деление храма, и его восточная направленность.
В таком виде Россия получает вид и идею православного храма после своего Крещения, такими же строят и первые русские православные церкви. Впрочем, византийских мастеров на Руси быстро сменяют местные зодчие, и специфика христианских храмов также скоро обретает национальные черты.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

  • О том как кот васька в третий класс перешел читать сказку
  • О чем говорится в рассказе горе от ума 1 действие
  • О праве на боль сочинение
  • О технике и не только рассказы
  • О чем говорится в рассказе гоголя ночь перед рождеством