Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 118
1. Прочитайте и перескажите статью, подтвердите сказанное примерами из Пушкинских сказок.
План пересказа статьи С. Маршака «О сказках Пушкина»
- Душа поэта в строчках сказок.
- Немногословная передача чувств.
- О строчке «Тяжелёшенько вздохнула».
- Последний вздох умирающей.
- Что мы учимся ценить.
- Ритм сказок.
- Глубокая мораль.
- Наследница сказки народной.
Пересказ статьи С. Маршака «О сказках Пушкина» для 5 класса
Каждая строчка сказок Пушкина таит в себе частицу его души, так же как таят её строчки его стихотворений. Но если описание природы может занимать целое стихотворение, то в сказке ему уделяется всего пара строк. Так, в «Сказке о рыбаке и рыбке» даётся описание моря. Неспокойно, волнуется, чёрное. Это краткое описание задаёт тон каждому эпизоду, передаёт настроение героев.
Также немногословно поэт передаёт чувства и переживания героев. Но любая его строка может сказать об этих чувствах больше, чем целое стихотворение или рассказ.
Вот, например, строчка «Тяжелёшенько вздохнула». Как ласково и печально оно звучит! Какую гамму чувств передаёт! И как легко это длинное слово ложится в стихотворную строфу, не сбивая её ритм.
В следующей строке сказки «Восхищенья не снесла» слышится уже последний вздох умирающей. Только в народных песнях встречаются такие сдержанные и полные выражения чувств.
С раннего детства мы слушаем сказки Пушкина и учимся ценить чистое и простое, лишённое преувеличения слово.
Подспорьем слову в сказках Пушкина служит ритм. Он свободный, то быстрый, то медленный, легко отзывающийся на юмор или пафос каждой строки. Он меняется на протяжении сказки и лучше всего передаёт настроение: «И молва трезвонить стала» или «И молва трубит опять». Две похожих по смыслу строки с разным ритмом создают разное настроение.
Свободно и быстро летит сказка, но в ней всегда скрыта глубокая мораль. Она не выделена автором особо, она скрывается во всём произведении, пронизывает сказку от начала и до конца. И поэт прямо указывает на эту особенность своих сказок в «Сказке о золотом петушке»: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»
Сказки Пушкина являются наследницами народных сказок и всегда будут для нас эталоном поэтического совершенства.
-
Прочитайте и перескажите статью, подтвердите сказанное примерами из пушкинских сказок. С.Я.Маршак «О сказках Пушкина».
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
karenchristensen109
-
Создано:
2 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Другие предметы3 минуты назад
Материал для школьной указки
-
Литература8 минут назад
Литература, 6 класс сочинения.
-
Обществознание8 минут назад
Найди правильное утверждение
-
Геометрия8 минут назад
Геометрия Огэ 17.18.19
-
Русский язык9 минут назад
Нужна помощь! с русским языком
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Физика10 минут назад
Длинна пружины в расслабленном состоянии 20 см. Когда на неё подвесили груз массой 3 кг, пружина удлинилась до 35 см. Какова жёсткость пружины Н/м?
-
Русский язык27 минут назад
Расскажите об истории создания памятника А.Пушкина в Москве и бюста поэта в Париже . Кратко
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20554
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
《Сказка о рыбаке и ры
бке》 Жил старик со своею старухой у самого синего моря; они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года.
Старик два раза закидывал невод — ничего не было, в третий раз вытянул золотую рыбку. Рыбка попросила отпустить её. Старик отпустил. Пришел домой рассказал жене. Жена сказала попросить корыто. Дала рыбка корыто. Старуха сказала попросить избу. Дала рыбка и избу. Захотела старуха стать столбовою дворянкой. Стала она дворянкой и послала старика служить в конюшню.
Захотела стать царицею. Сделала её рыбка и царицею. Захотела стать владычицей морской, чтобы рыбка ей прислуживала.
Передал старик рыбке просьбу рыбке, но ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море. Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе воротился — глядь: опять перед ним землянка; на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто.
《Сказка о золотом петушке》
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон. Соседям то и дело наносил обиды смело; под старость захотел отдохнуть от ратных дел. Но тут стали беспокоить соседи. Охранять царство никак не получалось. Обратился к мудрецу. Мудрец вынул из мешка Золотого петушка и сказал посадить птицу на спицу, коль кругом всё будет мирно, так сидеть он будет смирно. Но если надо ждать войны — петушок приподымет гребешок, закричит и встрепенется и в то место обернется.
Царь поблагодарил, обещал любую волю исполнить. Петушок стал стеречь границы. Соседи присмирели.
Год, другой, проходит мирно. Петушок опять кричит. Царь к востоку войско шлет, старший сын его ведет. Петушок угомонился.
Проходит восемь дней, от войска нет вестей. Петушок кричит опять. Кличет царь другую рать; сына он теперь меньшого шлет на выручку. Петушок опять утих. Снова вести нет от них! Снова восемь дней проходят. Петушок кричит опять, царь скликает третью рать и ведет её к востоку.
Войска идут день и ночь — нет побоища. Войско в горы царь приводит, и промеж высоких гор видит шелковый шатёр. Вокруг шатра рать побитая лежит. Царь Дадон к шатру спешит… Что за страшная картина! Перед ним его два сына; без шеломов и без лат оба мертвые лежат, меч вонзивши друг во друга. Вдруг шатёр распахнулся… и девица, шамаханская царица тихо встретила царя. Забыл он перед ней смерть обоих сыновей. Она взяла его за руку и в шатер увела. Неделю пировал у нее Дадон.
Отправился домой с девицей. В толпе увидел скопеца. Попросил подарить девицу. Царь отказался. Царь хватил его жезлом по лбу; тот упал ничком, да и дух вон. Вот — въезжает в город он; вдруг раздался легкой звон, петушок спорхнул со спицы; к колеснице полетел и царю на темя сел, клюнул в темя и взвился… и в то же время с колесницы пал Дадон! Охнул раз, — и умер он. А царица вдруг пропала, будто вовсе не бывало. Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.
Краткое содержание, пересказ сказок Пушкина
Краткое содержание, пересказ сказок Пушкина
Краткое содержание других произведений Пушкина
Читать полные версии сказок Пушкина
Творчество Александра Сергеевича Пушкина – это великое достояние русской литературы.
Творческий путь Пушкин А.С. начинает как поэт. Свои первые стихотворения он пишет в году обучения в царско-сельском лицее (1814 – 1817). Основная тема лирических произведений этого периода – любовная. В лицее поэт пишет свои рассуждения о поэте и поэзии. Здесь же закладываются основы вольной лирики. Тесное знакомство с В.А. Жуковским прививает у Пушкина любовь к народной поэзии.
С 1817 по 1820 год наступает так называемый петербургский период творчества.
В этот период верх берет политическая лирика. Ярким примером является ода «Вольность, послание «К Чаадаеву», стихотворение «Деревня».
Этот период стал временем создания поэмы «Руслан и Людмила».
С 1820 по 1824 год – южный период в творческой деятельности А.С. Пушкина. Основным направлением для создания произведений становится романтическое. Автор тщательно прорабатывает собственный стиль.
Пушкин затрагивает тему узничества, нашедшую воплощение в стихотворении «Узник».
Переоценивается образ Наполеона («К морю») и кумира романтиков – Байрона (элегия «Погасло дневное светило»).
Под влиянием тяжелого жизненного опыта автор ищет новые жизненные ценности, такие как очаг, семья, дом, государство.
Южный период подарил читателям поэму «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыгане».
В 1824 году поэт и писатель был сослан в Михайловское, где пробыл вплоть до 1826 года.
А.С. Пушкин начинает работу по написанию трагедии «Борис Годунов». В основу трагедии автор ставит проблему взаимоотношений власти и народа.
После возвращения из ссылки наступает зрелый этап творчества.
События декабрьского восстания отражены в стихотворениях «Во глубине сибирских руд», «Арион». Тема свободы отражена «Анчар».
Не менее важной становится тема поэта и поэзии. Пушкин рассуждает о том, что поэт – человек с особенным восприятием мира («Пророк», «Поэт и толпа»).
Никогда не остается без внимания любовная тематика на творческом пути. Наоборот, приобретает философское осмысление («Я вас любил..»).
Автор заканчивает свой знаменитый роман в стихах «Евгений Онегин».
Итогами размышлений о природе власти, о взаимоотношениях власти и человека становятся исторические поэмы «Медный всадник» и «Полтава».
В 30-е годы Пушкин пишет больше в прозе. Из под пера творца появляются такие произведения как: «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», «Барышня-крестьянка».
Краткое содержание других произведений Пушкина
Читать полные версии сказок Пушкина
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Страница 26 из 56
1. Подготовьте сообщение на тему «Иллюстраторы пушкинской сказки».
Именно со сказок начинается знакомство не только с творчеством Пушкина, но и с миром детской иллюстрации. Вспомним, какие художники «оживляли» эти великие сказочные истории.
Татьяна Маврина
Красочные, полные ярких образов и экспрессии — такими запомнились читателям рисунки Татьяны Мавриной к сказкам Пушкина. Первая книга с иллюстрациями Мавриной — «Сказка о мертвой царевне» — вышла в 1949 году. В творчестве Мавриной явно различимы отголоски авангардного искусства — художница была ученицей Роберта Фалька, одного из самых знаменитых авангардистов.
Владимир Конашевич
Один из самых известных советских иллюстраторов «приложил руку» и к сказкам Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке» с иллюстрациями Конашевича впервые вышла в 1922 году — и с тех пор много раз переиздавалась. Художник глубоко вникал в богатую образность пушкинских строк и старался передать их дух в иллюстрациях. Последней работой художника стали рисунки к «Сказке о мертвой царевне».
Иван Билибин
Стиль Ивана Билибина, участника объединения «Мир искусства», узнаваем моментально. Декоративность, сказочные орнаменты и буквицы, множество причудливых деталей — рисунки художника создают отдельную сказочную реальность. Билибин становился полноценным соавтором произведения, прорабатывая не только иллюстрации, но и шрифты, стиль обложки и все декоративные элементы. Специалисты называют его «первым профессионалом книги», а многие поколения иллюстраторов и графических дизайнеров ищут в творчестве Билибина вдохновение.
Борис Дехтерёв
Борис Дехтерёв — мэтр советской детской иллюстрации, был главным художником в издательстве «Детская литература». Сохраняя верность классической традиции живописи, его работы наполнены жизнью, движением, динамикой. Дехтерёв работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели. Дехтерёв создавал иллюстрации к самым разным текстам — сказкам Пушкина и Перро, произведениям Горького, Тургенева, Шекспира, Метерлинка и многих других авторов.
Ольга Монина
Ольга Монина — современная художница, обладатель медали Московского союза художников «За заслуги в развитии изобразительного искусства», лауреат множества конкурсов. Художница создала иллюстрации к «Сказке о золотом петушке». Детальные замысловатые орнаменты, заставки и буквицы отсылают к временам зарождения «русского стиля» в искусстве и перекликаются с классической традицией иллюстрирования Пушкина.
2. Назовите известные вам фильмы, телефильмы, мультфильмы по сказкам Пушкина. Расскажите об одном из них.
Мультфильмы по сказкам Пушкина: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане».
Фильмы по произведениям Пушкина: «Сказ о том, как царь Петр арапа женил», «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка».
«Сказка о царе Салтане» — очень известное произведение А. С. Пушкина, которое он написал в 1831 году. Полное название «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Мультфильм вышел в 1984 году и стал очень популярен.
Мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке» был снят в 1950 году студией «Союзмультфильм», а в 2002 эта же студия создала кукольный мультфильм. Сказка очень поучительная. Она говорит о том, что нельзя полностью жертвовать своими интересами ради другого, а еще нельзя требовать от других слишком многого, иначе человек остается ни с чем. Отсюда пошла поговорка «остаться у разбитого корыта».
В мире художественного слова А. С. Пушкина. Ответы к стр. 125-128
1. Найдите и прочитайте в тексте строки со словами: приданое, терем, кручиниться, трезвонить, подворье, лежанка, клюка. Объясните значения этих слов.
Приданое — имущество, выделяемое невесте её родителями и собранное ею самой для замужества;
терем — жилой верхний ярус древнерусских хором или палат;
кручиниться — печалиться, тосковать, грустить, горевать;
трезвонить — кричать, оповещать, голосить;
подворье — двор, хозяйственные постройки во дворе;
лежанка — длинный выступ ”у печки, у стены” для лежания;
клюка — палка с загнутым верхним концом, на которую опираются при ходьбе.
2. «И умом и всем взяла». В каком значении употребляется выделенное слово?
В переносном смысле, это значит что все при ней — и ум, и красота, ничем она не обделена.
3. Найдите в сказке Пушкина обращения Елисея к силам природы. Определите, какие чувства он вкладывает в эти обращения. Прочитайте их с нужной интонацией. Можно ли назвать их риторическими?
Да, это риторические обращения, так как обращены к неодушевленным предметам и придают речи особую выразительность, эмоциональность, Елисей, удрученный тем, что нигде не может отыскать свою суженую, в отчаянии обращается к силам природы: «Свет наш солнышко», «Месяц, месяц, мой-Дружок, позолоченный рожок», «Ветер, ветер! Ты могуч…» Он вкладывает в эти обращения и отчаяние, и тоску, и мольбу, и надежду.
4. Определите, как меняется настроение царицы в разговоре с зеркальцем. Почему? Найдите в сказке обращения, которые выражают изменение настроения царицы. Прочитайте их с нужными интонациями.
В разговоре с зеркальцем царица то весела и добродушна: «Свет мой зеркальце, скажи…», то зла и разгневана: «Ах ты мерзкое стекло». Когда она обижена, то обращается просто, без всяких эпитетов: «Здравствуй, зеркальце!», а то и вообще обходится без обращений: «Втайне зеркальце взяла и вопрос свой задала». Все эти обращения отражают изменения в настроении царицы.
5. Прочитайте отрывок из сказки. Определите повторяющиеся гласные звуки. Подумайте, какое состояние природы можно подчеркнуть с помощью особого выделения этих звуков при чтении.
Повторяющиеся гласные звуки в этом отрывке: могУч, тУч, волнУешь, всЮдУ. Этот повтор словно передает дуновение ветра, его завывание.
6. В глаголах из приведённых отрывков определите значение суффиксов. Какой суффикс обозначает, что действие происходило однократно (один раз)? Какой суффикс обозначает многократность действия?
Однократность действия передает суффикс -НУ . ВзгляНУла, взДохНУла. Многократность — глагольный суффикс -ИВА-: подмигивать, прищелкивать.
7. Прочитайте выразительно приведённый отрывок. Какие приставки помогают Пушкину передать гнев и возмущение царицы?
Приставки ОТ, ЗА, ПРИ, отпрыгнет, замахнет, притопнет.
8. В приведённых ниже отрывках найдите существительные уменьшительно-ласкательнымительными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?
Уменьшительно-ласкательные суффиксы в тексте выражают дружеское отношение, придают особую теплоту, оттенок просительности обращениям: солнышко, дружок, рожок. В словах «яблочко», «губкам», «потихоньку», «кусочек» уменыпнтельно-ласкатепьные суффиксы действительно уменьшают предметы. Подчеркивают их маленький размер.
9. Определите роль различных видов повторов в каждом конкретном фрагменте сказки.
В путь-дорогу — повтор подчеркивает длительность предстоящего пути;
ждет-пождет — повтор подчеркивает непрерывность ожидания, силу ожидания царицы;
за — повтор усиливает стремление королевича во что бы то ни стало отыскать невесту;
так — повтор показывает внешнюю красоту отравленного яблока, его заманчивость, кажущуюся спелость;
ты — повторяется столь важное для царицы утверждение ее красоты, то что именно она — самая-самая красивая;
и — повторяющийся союз показывает многочисленные проявления радости царицы после получения подтверждения ее красоты.
10. На примере «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» определите, чем произведение А. С. Пушкина близко произведениям устного народного творчества и в чём его отличия от народной сказки.
Отличие сказки Пушкина от народной в том, что она имеет автора, существует в письменной форме, а значит, не имеет вариантов, написана в стихотворной форме. В ней нет традиционного зачина, зато есть концовка в сочетании с присказкой. Еще она близка произведениям устного народного творчества особой напевностью, повторами, постоянными эпитетами, традиционным сюжетом (неприязнь мачехи к падчерице), в ней есть волшебный предмет (чудесное зеркальце), происходят волшебные события (царевна оживает после того, как королевич Елисей разбивает хрустальный гроб), одухотворены силы природы.