О вальсе детям краткий рассказ

Цель мероприятия:

  • знакомить учащихся и их родителей с историей
    развития этого замечательного танца – вальса;
  • дать возможность услышать исполнение вальса на
    различных инструментах;
  • продолжать приобщать детей к музыкальной
    культуре и воспитывать художественный вкус.

Программые задачи:

  • расширять кругозор;
  • ознакомить с разнообразием вальсовой музыки
    разных эпох и композиторов;
  • способствовать воспитанию музыкальной
    культуры, культуры слушателя.

Форма проведения мероприятия
лекция-концерт.

Оборудование:

  • праздничное оформление сцены разноцветными
    шарфами;
  • плакат с названием мероприятия “Вальс о
    вальсе”;
  • музыкальные инструменты: баян, аккордеон,
    фортепиано, скрипки, флейта.

Ход мероприятия

Ведущий:

О вальсе сказано немало:
Он в песнях и стихах воспет,
И сколько б танцев не бывало,
А лучше вальса, право, нет.


Этот танец вечно юный, один из самых древних и
массовых.. Разумеется, вечных танцев нет. Они тоже
рождаются и умирают. Но из всех танцев ни один не
выдержал такого долгого испытания временем как
вальс.

В 70-х годах XVI века вальсом называли народный
танец, возникший в некоторых областях южной
Германии и Австрии. Это простой народный танец,
который хорошо себя чувствовал в звучании
нескольких инструментов, на которых играли 2-3
музыканта из народа, в широкополых шляпах, и
грубых деревянных башмаках. Музыке характерно
вальсовое сопровождение, размеренный
трехдольный шаг.

Многочисленные разновидности народных
деревенских танцев, бытовавших в южной Германии
и Австрии к началу XVIII века, объединились в одну
группу, получившую название лендлера или
немецкого танца. Большую популярность танец
приобрёл во II половине XVIII века в творчестве
композиторов Моцарта и Шуберта.

Благодаря своей необычайной увлекательности
он проник в аристократический салон, где
великолепно почувствовал себя в звучании
хрупкого клавесина, на котором играли
профессиональные музыканты в шелковых камзолах
и напудренных париках.

Этот естественный как сама жизнь танец стал
популярен на балах в великосветских салонах.

Хранители морали, ревнители этикета не могли
сдержать негодования. То, что кавалер во время
танца держал даму за талию, казалось им
неслыханной вольностью. Вальс пытались
запретить, но он снова возвращался в
великосветские салоны.

Привезённый из Германии в начале XIX века он
долго ютился по задним комнатам, прежде чем
ворвался в передовые салоны.

При французском дворе вальс оставался
запрещённым ещё в 1820 году. Матери предпочитали
вывозить дочерей на балы, где не признают
“судорожных объятий ” вальса.

В изданных в 1800 годах книгах говорилось, что
обществу, цивилизации, религии грозит
“вальсовая зараза” и вальс сравнивался с
холерой и проказой. Консервативное английское
общество допустило вальс на четверть века
позднее, чем большинство других европейских
стран.

Не сразу появился танец и в России, так как
Павел I высочайшими повелениями старался
помешать его распространению, и офицеров,
виновных “в танцевании пляски, вальсеном
именуемой” сразу с балла препровождали на
гауптвахту.

Во времена июльской монархии (1830 – 1848гг.) вальс
всё ещё страдал от дурной репутации, тем более,
что с недавних пор его стали танцевать быстрее на
два счёта, медицина, спеша на помощь морали,
сделала выводы: круговые движения вальса
вызывают приток крови к основным внутренним
органам, сердцу, лёгким, мозгу и нередко приводят
случай в салоне баронессы Т., где во время вальса
молодой человек неожиданно заметил, что с каждым
вращением мадемуазель всё тяжелее повисала на
его руке. Вот такой трудный путь у вальса, но
вместе с тем он стал популярным танцем во всех
слоях европейского общества, особенно в Вене.

Расцвет вальса связан с творчеством
австрийских композиторов Ланнера, Штрауса –
отца, а позднее его сыновей Иозефа и Иоганна,
прозванного “королём вальса”.

Свой талант, своё мастерство он посвятил
танцевальной музыке, прежде всего – вальсу и
оперетте. Его музыка отличается яркостью
мелодии, темпераментом, изящностью.

Искрятся, сверкают вальсы Штрауса, заражая
слушателя неподдельным весельем и
жизнерадостностью.

К.Н. 1 Вальс И. Штрауса “Сказки венского леса”

/фортепиано/

Ведущий:

Великий польский композитор Ф.Шопен написал
всего 14 вальсов, у Штрауса их 500. Но 14 вальсов
Шопена бесценные жемчужины. Под музыку этих
вальсов уже никто не танцевал, они созданы только
для концертного исполнения. Уже позже, под музыку
шопеновских вальсов стали танцевать на сценах
балетных театров.

К.Н. 2 Ф. Шопен “ Вальс №7 до минор”

/фортепиано/

Ведущий:

Большой популярность пользовались романсы –
вальсы. Особое место вальс приобрёл в русской
музыке. Вы знаете много русских старинных
романсов – вальсов, песен – вальсов.

Я помню вальса звук прелестный,
Весенней ночью в поздний час,
Его пел голос неизвестный —
и песня чудная лилась.
К.Н. 3 Н. Листов “Я помню вальса звук
прелестный”.

/вокал/

Ведущий:

Вы не поверите ребята, но еще каких – нибудь пол
века назад телевизоры, магнитофоны и
радиоприемники имели единицы, а о компьютерах,
видеомагнитофонах, интернэте, плеерах и сотовых
телефонах даже слыхом не слыхивали. Что же было?
Как тогда жили, как отдыхали? А хорошо жили и
отдыхали хорошо. Были проигрыватели и патефоны,
радиоточки, библиотеки, кинозалы. Танцы в школах,
клубах и подумайте, нередко танцевали под
гармошку, баян, аккордеон – еще пол века назад. Да
и сейчас бывает танцуют.

Действительно танцы были одним из самых
доступных и любимых развлечений, способом досуга
всех возрастов. Недаром в клубных афишах писали:
“Кино, после кино танцы!” — которые оказывались
гвоздем клубной программы. Танцевали и во дворах,
и дома и на школьных вечерах.

К.Н. 4 “Фигурный вальс”

/хореография/

Ведущий:

Уже в советское время вальс шагнул из светских
гостиных в массы.

Летним довоенным вечером из парков культуры и
отдыха, танцевальных площадок слышались звуки
духовых оркестров, исполнявшие вальсы
Дунаевского, братьев Покрасс, и прекрасные
старинные вальсы.

Вот он вращается, вот он возник,
Чёрной воды чуть блистающий диск,
Кружиться, кружиться вальс над водой,
Тихо вокруг, сопки покрыты мглой.
Это над стаей притихших ветров
Встал он Илья Алексеич Шатров
Полузабытый людьми офицер
Вальс сочинивший, на старый манер.
Будет звучать оркестровая медь,
Тенор в саду городском будет петь.
И не сдержавшись у всех на виду
Мальчик заплачет, вдруг в третьем ряду.

К.Н. 5 И. Шатрова “На сопках Манчжурии”

/баян/

Ведущий:

Война она прошла через жизнь многих людей. Но и
в это тяжелое время композиторы писали свои
лирические песни, давая таким образом
возможность солдату пообщаться с близкими
людьми, высказать сокровенные думы свои,
высказать их подруге, невесте, жене, находившимся
где – то далеко, за тридевять земель, в далёком
тылу.

К.Н. 6 Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова

“Школьный вальс”

/вокал/

Ведущий:

Существуют вальсы написанные для оркестра,
фортепиано, скрипки, есть романсы и арии из опер
написанные в ритме вальса. Вальсовые традиции
получили развитие в творчестве Прокофьева,
Шостаковича, Хачатуряна и написаны они не в
традиционной форме вальса.

К.Н. 6 Д. Шостакович “Вальс — шутка”,

/флейта/

Ведущий:

Джаз одно из направлений в музыке.

Джазовое влияние коснулось практически всех
ведущих жанров музыки. Особенностью джаза
является конфликт ритмов, ставшей в последствии
основой специфики джаза. В “эпоху джаза”
джазированию подверглись некоторые танцы, вовсе
не имеющие непосредственного отношения к джазу.
Особенно это коснулось танго, вальса, вальса –
бостона. И танго и вальс прочно вошли в репертуар
джазовых коллективов.

К.Н. 7 Ю. Весняка “Джаз — вальс”

/фортепиано/

Ведущий:

Дойдя до наших дней, вальс приобрел такие черты:
широту и динамичность, необычайную плавность и
легкость.

Евгений Дога замечательный композитор написал
много музыки к кинофильмам. Один из лучших и
самый любимый вальс к кинофильму “Мой ласковый и
нежный зверь”.

К.Н. 8 Е. Дога “Вальс”

/трио скрипачей/

Ведущий:

Легкий, красочный, блестящий вальс звучит в
кинофильме “Метель” по одноименной повести
Пушкина, музыку к которому написал один из лучших
советских композиторов Георгий Свиридов.

К.Н. 9 Г. Свиридов “Вальс — Метель”

/ансамбль скрипачей/

Ведущий:

И завершит нашу концертную программу вальс
современного композитора Е.Доги, в исполнении
дуэта аккордеонистов. Аккордеон очень популярен
во Франции, его “разливистое” звучание
наполнено своеобразным шармом. И сейчас мы с вами
совершим прогулку по Парижским бульварам.

К.Н. 10 Е.Дога “Парижский каскад”

/дуэт аккордеонистов/

Ведущий:

Идут годы, но вальс по — прежнему свеж, он
прекрасен, как в дни своей молодости. Он желанный
гость танцевальных вечеров. К нему никогда не
остывает интерес композиторов. Можно с
уверенность сказать вальс бессмертен. Подобно
сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь
и вновь.

Библиография.

1. Тарасов, В. В мире вальса /В.Тарасов. — М. :
Мелодия, 1989

2. Булычевский, Ю.С, Краткий музыкальный словарь
для учащихся

3. [Текст] /Ю.Булычевский, В.Фомин, -8 –е изд.- Л.:
Музыка, 1986. – 216с. /Музыкальный энциклопедический
словарь /Гл. ред. Г.В.Келдыш. М.: Советская
энциклопедия, 1990. – 672с.: ил.

4. Фрумкин, В.А. Поговорим о музыке:
Занимательный словарь школьника [Текст] /
В.А.Фрумкин. – 2-е изд., доп. – Л.: Музыка, 1968. – 224с.

5. О бальном танце : Немного истории [Текст]
//Молодежная эстрада, 2004.- №3-4. – с.3-7.//

6. Ах, этот вальс!. [Текст] : вальс, вальс – бостон,
медленный вальс, фигурный вальс. //Молодежная
эстрада с.26 – 110.//

Вальс: история и особенности одного из самых известных бальных танцев

Вальс

История вальса насчитывает чуть больше двухсот лет. По временным меркам, это очень молодой и юный танец, что полностью отражено в его характере, стремительном, легком и жизнерадостном. Но приковывает он взгляд не только энергичностью. Вальс буквально пропитан романтикой, которая ощущается в каждом движении танцоров. Не зря он выступает главным танцем на свадьбе. Чтобы заслужить подобный «статус», этому танцевальному направлению пришлось многое пережить. Предлагаем узнать, что именно.

Историю вальса и множество интересных фактов об этом танце читайте на нашей странице.

Что такое вальс?

Название танца происходит от немецкого слова «walzer», которое означает кружиться, вращаться. Основу вальса составляет именно плавное, беспрерывное кружение пары с одновременным движением по залу. Обычно начинающим танцорам предлагают мысленно представить большой квадрат, по которому им и предстоит вальсировать. Но это не единственная особенность танца.

Что такое вальс?

Для классического вальса характерно:

  • быстрая и ритмичная структура. «Раз, два, три. Раз, два, три» — так отбивается ритм вальсовых шагов;

  • трехдольный музыкальный размер. Это означает, что каждый такт включает три доли, на которые и совершаются движения;

  • танец исполняется в закрытой позиции, когда партнеры стоят лицом друг к другу. При этом женщина располагается чуть правее;

  • одна рука мужчина находится на талии партнерши. Она, в свою очередь, кладет руку ему на плечо. Свободными руками танцоры замыкают фигуру для исполнения вальса;

  • легкость, воздушность и грациозность в каждом движении.

Вальс относится к бальным танцам, то есть его исполняют двое — мужчина и женщина. Если раньше его танцевали на балах, то теперь на торжественных мероприятиях и соревнованиях. Европейская программа спортивно-бальных танцев обязательно включает медленный и венский вальсы.

Популярные вальсы

вальс «Весенние голоса»

Иоганн Штраус «Весенние голоса». Композиция написана в 1882 году, но услышать ее в первый раз ценителям музыки довелось лишь через год. Она прозвучала на благотворительном концерте в венском театре «Ан дер Вин».

Иоганн Штраус «Весенние голоса» (слушать)

Фридерик Шопен «Вальс №.10». Это настоящая исповедь молодого и талантливого композитора. Мелодия была написана им в начале творческого пути, когда ему повстречалась Констанция Гладковская. Девятнадцатилетний юноша долго не решался подойти и познакомиться с очаровательной особой, поэтому музыка стала для него спасением от избытка переполнявших чувств.

Фридерик Шопен «Вальс №.10» (слушать)

П.И. Чайковский «Вальс цветов» (балет «Щелкунчик»). Эта композиция, написанная в ритмах вальса, по праву считается самой знаменитой работой автора. Она известна даже тем, кто ни разу не был на балете — трогательная, нежная мелодия звучит в советском мультфильме «Щелкунчик».

П.И. Чайковский «Вальс цветов» (слушать)

вальс цветов

Е.Д. Дога «Свадебный вальс» (из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»). Всего одна-единственная летняя ночь понадобилась Евгению Дмитриевичу, чтобы написать завораживающую по красоте вальсовую композицию. В ней соединились романтика и трагичность — два главных чувства, сопровождавших героиню киноленты Ольгу Скворцову. Мелодия до сих пор считается самой известной среди киновальсов, написанных советскими композиторами. Ее часто выбирают в качестве первого танца молодожены.

Е.Д. Дога «Свадебный вальс» (слушать)

И.О. Дунаевский «Школьный вальс». Именно эта мелодия символизировала окончание школы у советских школьников. Песня была написана в 1950 году. На ее сочинение композитора подвигло письмо выпускницы воронежской школы. Она вместе с одноклассниками никак не могла написать песню, в которой бы звучали слова благодарности своей учительнице. Не смог и Исаак Осипович. Вместо этого он написал «Школьный вальс», который звучал в каждой школе, а не только в одной воронежской.

И.О. Дунаевский «Школьный вальс» (слушать)

История вальса или «О времена! О нравы!»

история вальса

Это выражение, произнесенное древнеримским мыслителем Марком Туллием Цицероном, как нельзя лучше описывает момент зарождения и развитие вальса. Аристократы и церковные деятели посчитали его неприличным и постыдным. Особенно возмущались чопорные англичане. Как это можно, обнимать барышню за талию на глазах у всех! Поэтому практически весь XIX век вальс на европейских балах был под запретом. Даже Екатерина II не признавала его.

Мнение высших чинов мало волновало простой народ, среди которого и возник вальс. Ауэрбах Лев Давыдович, советский музыковед, относит его рождение к 70-м годам XVIII века. При этом назвать единственную страну, повинную в «развращении» общества, невозможно. Истоки вальса прослеживаются как минимум в трех национальных танцах:

  • чешский фуриант — настоящее представление, где молодой гордец притягивает к себе девушку за талию и начинает танцевать с ней под веселые песни;

  • французская вольта — это парный танец, для которого характерны различные повороты;

  • австрийский лендлер изначально представлял собой обряд сватовства, но позже превратился в быстрый танец, где юноша вращал понравившуюся девушку вокруг себя.

Лендлер

Получается, своим появлением вальс обязан многим танцам. Однако, его столицей принято считать Австрию из-за большего сходства танцевальных па с лендлером.

Примечательно, что и фуриант, и вольта, и лендлер — народные танцы. То есть их танцевали в деревушках и селах на различных праздниках. Как они попали на императорский двор? Его распространению в высших слоях общества помогла эрцгерцогиня Австрии Мария Терезия. Ей настолько понравился лендлер, что она решила перенести его в роскошные залы своего дворца. Так родоначальник вальса оказался в центре внимания европейских вельмож. Великосветские нравы стали вытесняться простотой движений и свободой выражения чувств. Постепенно танец менялся, превращаясь в тот вариант, о котором не перестают говорить до сих пор.

Ограничения по времени, полный запрет, всевозможные гонения — все это было в истории вальса. Пока светское общество критиковало вальс, им наслаждалась французская буржуазия и другие слои населения Европы, которые были далеки от причуд аристократов. Его успели перенять даже американцы.

Одновременно танец оказывал сильное влияние на развитие различных музыкальных жанров: оперу, балет, сюиту. Специально для вальсирующих пар сочинялись красивые и великолепные мелодии, ставшие мировой классикой.

Полную свободу вальс приобрел в 1888 году благодаря Вильгельму II, последнему германскому императору. Теперь влюбленные могли без тени смущения наслаждаться любимым танцем и бесконечно кружиться по великолепным залам.

В настоящее время интерес к вальсу не столь ярок как в былые времена. Это танец больше интересует профессиональных танцоров и настоящих эстетов. Создаются школы, отдельные студии, где каждый желающий может научиться выполнять вальсирующие движения. Используются па в концертной и конкурсной деятельности танцевальных групп. При этом многие преподаватели танцев любят вальс за его сочетаемость с другими жанрами — в результате получается красивое выступление, где история переплетается с современностью.

Интересные факты

  • Вальс буквально связал узами брака Льва Николаевича Толстого и Софью Андреевну Берс. Дело в том, что граф все никак не мог решиться сделать предложение своей возлюбленной. Томясь в нерешительности в доме Софьи Андреевны, он загадал: если ее младшая сестра Татьяна хорошо споет верхнюю ноту в вальсе Ардити «Поцелуй», то он сразу же сделает предложение. Таня не подвела — через 5 минут Соня стала невестой великого писателя.

  • В годы Великой Отечественной войны композиторы не забывали про вальсы, накладывая трогательную музыку на стихи поэтов. «В лесу прифронтовом» М. Блантера, «Песенка о фонарике» Д. Шостаковича, «В землянке» К. Листова — некоторые примеры композиций, написанных в этом жанре для поднятия боевого духа.

  • Английский поэт Джордж Байрон в начале XIX века иронично высказывался по поводу вальса. Он даже сочинил одноименную поэму, где высмеял веяния моды.

  • Писать вальсы под влиянием чувственного опыта, любви и нежности было в духе Фридерика Шопена. На его творческом пути встретилось несколько очаровательных муз: Констанция Гладковская, Дельфина Потоцкая и Мария Водзиньская.

  • Известная многим пьеса «Собачий вальс» не имеет ничего общего с жанром, заявленным в названии. Композиция по размеру больше похожа на польку.

В чем танцуют вальс?

Платье для вальса

Чтобы понять, какой дресс-код для вальса считается классическим, достаточно хотя бы один раз оказаться на венском Оперном балу. Здесь царит идиллия ушедших эпох, воссозданная настоящими ценителями любимого многими танца.

Черный фрак с удлиненными фалдами сзади, белая сорочка и такого же цвета галстук-бабочка — обязательные элементы одежды для мужчин. На ногах исключительно классические модели обуви — оксфорды или лоферы с удлиненным мысом. Из аксессуаров позволительны золотые запонки, белый носовой платок, карманные часы на цепочке и белые перчатки. Раньше дама могла отказать кавалеру в танце, если тот стоял перед ней без перчаток.

Для женщин обязательно платье в пол с пышной юбкой для удобства передвижения по залу. При этом желательно, чтобы плечи были оголены, а декольте отличалось глубоким вырезом. Цвета самые разные, кроме белого. Белоснежный наряд — привилегия тех, кто впервые оказался на балу. Дополняют образ туфли на каблуке, сверкающие украшения, перчатки и миниатюрная сумочка. Волосы должны быть собраны и открывать шею.

Виды вальса

Венский вальс

Венский вальс. 17 ноября 1786 года в венском театре «Бургтеатр», который считался одним из самых престижных в Австрии, прошла премьера оперы «Редкая вещь». На новое произведение возлагали большие надежды, поскольку театр переживал кризис. Выступление артистов произвело впечатление на публику. Но больше всего театральным знатокам запомнился финал второго акта, в котором девушки танцевали под музыку с названием «Вальс». Это было начало венского вальса, завоевавшего весь мир своей красотой.

Подтянутый корпус, никакого намека на манерность, легкость и изящество в движениях — все это характерно для этой разновидности вальса. Создается впечатление, что пара словно парит в воздухе, едва касаясь пола. Партнеры мягко и одновременно быстро передвигаются по залу, очаровывая окружающих своей грациозностью.

Интересно, что до сих пор каждый год жители Вены возвращаются в прошлое, чтобы насладиться вальсом и отдать дань традициям. Танцевальный сезон открывает Императорский бал, на котором гости в роскошных нарядах начинают кружиться по залу. Особое внимание уделяется соблюдению бальных манер: от выбора аксессуаров к костюму до приглашения партнерши к танцу. Хотя встречаются места, где классика уступает место неформальной обстановке.

 виды вальса

Вальс-Бостон. В один из дней 1834 года в бостонском особняке миссис Отис собралось много знатных особ. Поводом для встречи стало знакомство с новым танцевальным направлением, вальсом. Идея привести частицу венской культуры в США принадлежит Лоренцо Папанти, бостонскому учителю танцев. Но в отличие от оригинала, он представил публике более медленные вальсирующие движения.

Как отреагировала американская общественность на европейские традиции? Изначально негативно. Высшие чины назвали вальс непристойным занятием. Но к середине XIX Новый Свет был покорен, а танец получил свое название — вальс-бостон.

У этого направления существует и другое название — английский вальс. Дело в том, что американская версия не раз пыталась завоевать расположение европейцев, которые снисходительно относились к «чужаку». И только в начале XX века вальс-бостон полюбился жителям Старого Света. Особой популярностью он пользовался в Лондоне, где возникло невероятное количество разновидностей этого танца на медленный манер. Каждый танцор пытался создать свой вариант, самый красивый и прекрасный.

Вальсу-бостон присущи сдержанность и элегантность в движениях. Партнеры движутся в медленном ритме, совершая длинные, скользящие шаги. Это и отличает его от других разновидностей.

 

Фигурный вальс. Середина XX века для СССР была временем бурного индустриального развития. Страна восстанавливалась после страшной войны. Не забывало руководство и о культурной стороне жизни советского народа. По мнению Верховного Совета, граждане должны были научиться танцевать по-советски. Для этой цели была разработана программа бальных танцев, которая включила и фигурный вальс.

Фигурный вальс — это упрощенный вариант Венского. Он лишен сложных по исполнению движений. Основа танца строится на кружении. При этом партнеру разрешается вставать на одно колено и вращать свою спутницу вокруг себя. Благодаря своей простоте и романтичности, эта разновидность вальса стала первым танцем молодоженов на свадьбе.

Вальс и музыка

Вальс и музыка

Быстрому, романтичному танцу удалось завоевать сердца не только светских людей Европы, но и композиторов. Именно вальс стал музой для многих известных личностей, чья жизнь была наполнена музыкой.

  • Франц Шуберт любил радовать своих друзей веселой игрой на фортепиано в одном из венских кабаков. Он импровизировал различные мелодии, среди которых чаще всего звучал вальс. Пока Франц виртуозно перебирал клавиши, окружающие танцевали. Он не стремился записывать все сочиненные на ходу композиции. На бумаге остались лишь самые яркие и запоминающиеся, которым автор не давал названий. Это не помешало вальсам Шуберта стать музыкальным наследием.

  • Знакомство юного Фридерика Шопена с вальсом, вероятнее всего, произошло в деревне Шафарне, где он проводил летние каникулы. Не обходился отдых и без сельских праздников, на которых молодежь вальсировала под звуки скрипки. Чести танцевать с молоденькой панночкой удостоился и Фридерик. С этих пор его мир был навсегда наполнен вальсом. Всего он сочинил 17 композиций, вернее, только они дошли до нас в печати.

  • Александр Сергеевич Грибоедов питал страсть к двум видам искусства: литературе и музыке. И если комедия «Горе от ума» известна многим со школьных времен, то два его вальса для некоторых остались незамеченными. Почему их только два? К сожалению, Александр Сергеевич редко записывал свои произведения на нотной бумаге, хотя и был популярен в московском и петербургском музыкальных обществах.

  • Игре на скрипке юный Иоганн Штраус обучался у музыкантов, выступавших в кабачке его отца. Но Франц Штраус был против того, чтобы сын музицировал — мальчика отдали в ученики к переплетчику. Но наперекор всему жизнь свела его с миром музыки. Штраус сочинял оригинальные вальсы и первоначально играл их в трактире «У пылающего петуха». Всего он написал более 150 вальсов и стал одним из создателей Венского вальса.

  • Композитор-драматург Петр Ильич Чайковский с удовольствием сочинял вальсы для опер, балетов, романсов и сюит. Благодаря ему жанр приобрел иное звучание: он стал не только поводом для танца, но и выразительным средством. При звуках вальса Чайковского перед зрителями разворачиваются красочные сцены, наполненные разнообразными бытовыми деталями.

  • Можно ли с помощью вальса обрисовать жизнь заводских рабочих? Да. Это удалось Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу. Он написал два вальса на старинный манер для фильма «Златые горы» о петербургских заводчанах. Шостакович всегда мечтал писать легкую и широкодоступную музыку. Вальс помог ему воплотить эту мечту.

С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян, Гектор Берлиоз, Морис Равель… Перечислять имена композиторов, которые сочиняли вальс, можно долго. Лучше насладиться их произведениями и позволить себе кружиться в такт музыке.

Вальс изменил танцевальный мир. Он сделал его выразительнее и раскованнее, лиричнее и душевнее. Наверное, поэтому он продолжает жить в сердцах миллионов людей.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Вальс

Кислова Елена Георгиевна, преподаватель МБУ ДО Детской школы искусств № 8 г. Ульяновска

Аннотация к методической работе

         Работа написана для проведения классного часа с учащимися фортепианного отделения школы. Цель написания работы – познакомить учащихся с историей возникновения самого популярного танца. С инструментальным жанром вальса учащиеся знакомятся буквально с первых уроков фортепиано, играя простейшие вальсы  в ансамбле с педагогом или сольно. Не всегда ученики знают,  из каких исторических танцев возник вальс,  какие изменения он претерпел прежде, чем стал «Королём танцев».

«История вальса»

(рассказ преподавателя)

         О быте, музыке и танцах прошлых леи мы узнаём из истории музыки, романов, повестей и сказок. Сейчас хочется рассказать об удивительной истории возникновения королей всех танцев – вальсе. При дворах европейских королей и князей танцевалось множество танцев. Это были церемониальные паваны, торжественные и горделивые куранты, благородные и важные сарабанды, галантные менуэты.   А простолюдины – крестьяне, ремесленники, торговцы плясали на праздниках и свадьбах народные танцы. В каждой стране был свой любимый народный танец.  У англичан – огненная жига, у итальянцев стремительная тарантелла, у русских – весёлый трепак.

         Если оглянуться назад, то можно вспомнить такие модные танцы как фокстрот, танго, чарльстон, рок-н-ролл, буги-вуги, твист, шейк. Каждый танец уступал место новому. И только вальс оказал стойкое сопротивление времени и не уступает своего приоритета никому вот уже двести с лишним лет.  В известной песне Э.Колмановского и поэта Е.Евтушенко поётся: «Смеётся вальс над всеми модами века!».

         Вальсы по жанру и характеру бывают разные. Есть вальсы бальные, эстрадные, симфонические, вальсы-песни, вальсы – целые сцены. И ещё, что особенно важно, они могут быть весёлые или грустные, бравурные или бурно-мятежные, поэтичные или таинственные. Но у всех вальсов есть одно общее свойство  – они написаны в трёхдольном размере. А это означает, что мелодия вальса, особенно танцевального, как правило, проста и может быть плавно и спокойной,  быстрой или грациозной.

         Откуда же произошёл и где впервые появился вальс?  Его родиной считают сразу три страны: Францию, Чехию и Австрию. В середине 18 столетия во Франции бытовал народный танец вольт. Название его итальянского происхождения от слова вольтаре – «поворачивать». Танцевали его парами, с поворотами одного танцующего вокруг другого. В Чехии в это же примерно время был очень популярен веселый и задорный танец фурмант, что означает «франт», «гордец». Парень, подражая франтоватому богачу, сначала горделиво выступает, шагает, а потом начинает гоняться по кругу за своей партнершей и, поймав ее, обнимает за талию и начинает кружиться в веселом танце под одобрительную песню и притопывание остальных. А в австрийской области Ландль танцевали степенный танец лендлер. Танцующие двигались неторопливо пара за парой. Была немецкая разновидность лендлера – быстрый, стремительный вальцер. Крепко обхватив друг друга, пары кружились в вихревом движении. И тоже в трехдольном размере. Была ещё и разновидность немецкого трёхдольного танца  лендлера – быстрый, стремительный вальцер.  В этих танцах партнёры не могли находиться друг от друга на расстоянии и выделывать различные фигуры с приседаниями и поклонами, как в менуэте или гавоте. Крепко обхватив друг друга, они двигались в вихревом движении.

         Новый танец назвали вальсом. В нём соединились элементы вольта, фурманта и вальцера, при этом мелодика танца превратилась в плавную кантилену.

         Во второй половине 18 века вальс выходит из сельских кабачков, с деревенских свадеб, пройдя по дорогам всей Европы, переступает пороги аристократических танцевальных залов и даже дворцов. Однако был принят не сразу, хотя не мог не понравиться, столько в нём было новизны, стремительности и огня.

         В 1816 году вальс включают в бальные танцы при дворе, после чего он подвергся жёсткой критике со стороны религиозных лидеров и духовников. Они посчитали его «развратным и постыдным, лишённым целомудрия, нарушающим нормы морали  и нравственности». Кавалер при всех обнимает даму, это было недопустимо! На танец навесили ярлык «греховного», «вульгарного», «непристойного» и решили, что он не достоин приличного общества. Такое отношение к вальсу наблюдалось по всей Европе. В вене, например, разрешили танцевать его на балу не более 10 минут. В немецких землях официальный запрет на вальс сняли лишь в 1888 году. В России император Павел I издал предписание, запрещавшее «употребление пляски, вальсеном именуемой». Но вальс остановить было невозможно. Он триумфально шёл по странам Европы, завоёвывая Париж и Лондон, Берлин и Гаагу, Варшаву и Петербург!

         Потребность в новых вальсах росла с каждым годом. Особенную популярность приобрели вальсы композиторов Йозефа Ланнера и семьи Штраусов: Иоганна Штрауса – отца, его сыновей Йозефа и Эдварда и особенно старшего – Иоганна, которого уже при жизни называли «Королём вальсов». Об Иоганне Штраусе мы знаем немало: давно прошли по экранам кинофильмы «Большой вальс», «Прощание с Петербургом». Он написал около 500 вальсов. Среди них такие шедевры как «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Весенние голоса», вальсы из оперетт «Летучая мышь» и «Цыганский барон». Вальсы Штрауса полны такого очарования, радости жизни, так зажигательны, что кажется – в них отразился целый мир красок и образов. Тут и изумрудная зелень австрийских полей, и голубой Дунай, и белоснежные Альпы, а главное – люди, добрые и любящие. В этих романтических поэмах – душа народа. Заслуга И. Штрауса ещё заключается и в том, что он придал вальсам самостоятельную форму.

         И так, вальс покорил всю Европу. Но он решительно перестаёт быть только танцем. Он стал, прежде всего, концертным номером, развёрнутым, эффектным, содержательным, с элементами симфонического движения, с богатыми оркестровыми приёмами.  И те, кто создавал вальс, и те, кто танцевал его, не подозревали, что этому бесхитростному жанру уготована прекрасная и долгая судьба.

         Вальсы звучали в опереттах «Сильва», «Баядерка», «Принцесса цирка», автором которых был знаменитый венгерский композитор Имре Кальман.

         Около 250 вальсов написал великий немецкий композитор-романтик Франц Шуберт. Танцы Шуберт создавал всю жизнь, огромное их количество было сымпровизиро­вано на дружеских вечерах («шубертиадах»). Господствующее место среди них, бесспорно, занимает вальс «танец века» и, что чрезвычайно важно для Шуберта, танец Вены, вобравший в себя неповторимый местный колорит. Шубертовские вальсы стали камерными фортепианными миниатюрами, наполненными глубоко прелести, простоты и человечности.

         Великий польский композитор Фридерик Шопен писал вальсы совсем не для танцев. У него вальсы – лишь название жанра, это целые концертные пьесы. Они то блестяще-бравурные, то нежные и мечтательные. Каждый из них или живая картинка родной польской природы, или воспоминание о юности, или сцена из жизни. Вальсы Ф. Шопена и Ф. Листа приближаются к поэмным жанрам романтической музыки, сочетая  в себе поэтическую выразительность с элегантностью, блеском, виртуозностью.  Выдающиеся образцы вальсов создали композиторы Р. Шуман, И. Брамс. В Росси вальсу отдали дань многие известные композиторы. Всем известны «Пушкинские вальсы» С. Прокофьева, драматический вальс А. Хачатуряна к драме М. Лермонтова «Маскарад», вальс Г. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель», «Вальс-фантазия» М. Глинки.

Список литературы:

1.Ивановский Н. П. Бальный танец XVI—XIX вв. М. — Л., 1948.

2. Друскин М. С. Очерки по истории танцевальной музыки, Изд-во Ленинградской филармонии, 1930.

3. Худеков С. Н. Истоия танцев всех времен и народов. Ч.1-4. Спб.,1914, ч.2.

Вальс: История танца. «Вальс устарел», — Говорит кое-кто, смеясь. Век усмотрел В нем отсталость и старость… Действительно, есть ли сегодня человек, для которого ничего не значат, которому ничего не говорят звуки вальса ? То упоительно веселые, то сладостно грустные… С ним связаны воспоминания наших родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. «Робок, несмел наплывает мой первый вальс »… Немного знаний об истории танца мы почерпнем из статьи журнала «Семья и школа», год. Сколько же лет живет этот танец? Бурной и шумной была молодость вальса. Он прошел через гонения, нападки, он выдержал долгую борьбу. Вальс появился в то время, когда бытовые танцы по характеру своему были строго регламентированы.

Отношения кавалеров и дам чопорны, танцующие были похожи на марионеток. У Мопассана есть рассказ, герой которого — студент встречает в пустынных уголках Люксембургского сада старичков, которые показывают, как танцевали менуэт во время Людовика XV (1715 — 1774 год). «Они двигались взад и вперед, по-детски жеманясь, улыбались друг другу, наклонялись, кланялись, подпрыгивали, точно две старые куклы, которым дает движение какой-нибудь старый испорченный механизм, сделанный когда-то рукой искусного мастера по правилам его времени». Призраки учтивого века… И вот когда на городские площади, в великосветские салоны, на увеселительные балы ворвался танец свободный, естественный, как сама жизнь, как то чувство, которое увлекает и кружит влюбленных, ревнители этикета, хранители морали не могли сдержать негодования. Само кружение партнера с дамой, то, что он держит даму за талию, казалось неслыханной вольностью. «Это грозит нравственным устоям общества, танец — это церемониал, он не должен отражать чувства танцующих», — говорили законодатели балов. «Танец должен иметь душу», — возражали роман¬тики, защищавшие вальс. Этот танец был созвучен самой эпохе, в которую и наука и искусство ставили в центр внимания человека, его естественные потребности, социальные устремления, общественные связи. Тем большую ненависть вызывал он у охранителей старины. «Я вполне понимаю дам, с таким увлечением танцующих этот танец, вальс, — но как они допускают, чтобы его танцевали их дочери?»— эта фраза принадлежит одному из общественных деятелей Франции начала XIX века. В предписаниях российской полиции при Павле I (1796 — 1801 год) значилось запрещение употреблять пляски, именуемые «вальсеном».

Вальс пытались убить, выгнать за дверь, но он расцветал на площадях и возвращался обратно в светские салоны. Ритмы вальса задолго до официального рождения существовали в народных песенках. Среди них особую любовь получила песня «Ах, мой милый Августин», известная и нам. Под нее танцевался медленный танец дреер — прямой предшественник вальса. Вальс запрещали, а он — дитя народного искусства — мужал, набирал силу. Но вот появились композиторы — короли вальса. И тогда под звуки музыки Ланнера (1801 — 1843) и великого Иоганна Штрауса (1825 — 1899) затанцевала Вена, а за Веной весь мир.

ИСТОРИЯ ВАЛЬСА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Вальс стал «королем танца». Вальсы танцевали и пели. Появились национальные разновидности вальса. Вальс стал классикой бытового танца. Классика в искусстве потому и называется классикой, что она прошла испытание временем.

Каждое время может черпать из этой классики свое, может заново прочитывать ее. Такой разный вальс… В сокровищнице танцевального искусства, пожалуй, нет танца более лаконичного, простого и одновременно сложного, потому что он требует благородной простоты, изящества. Нет танца более эмоционального, возвышенного и естественного, близкого природе человеческой. И нет танца более разнообразного. Вальсы бывают лирические, бравурные, искрометно веселые.

Бывают и трагические — вспомните вальс Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад» — предчувствие трагического исхода звучит в музыке. И пробуждение первого юношеского чувства в вальсе Наташи из оперы Прокофьева «Война и мир». «Смеётся вальс над всеми модами века…» Может быть, потому, что он многое может выразить. И не только в искусстве, просто — в быту. В разном настроении, в разном возрасте вальс будут танцевать по-разному, и о разном он будет рассказывать.

Только одного не допускает вальс — расхлябанности, некорректности в отношениях партнеров. Тогда он вянет, теряет свою прелесть. Вот заметьте: когда на вечере объявляют вальс, первое движение мужчины — подтянуться, стать стройнее, поправить галстук, а лотом уже подойти к даме. Да, вальс не устаревает потому, что в нем с особой полнотой раскрываются взаимоотношения мужчины и женщины. Как бы ни менялись времена, женщина будет ценить в мужчине его силу, возможность довериться ему, найти в нем покровителя, а мужчины будут, наверное, всегда, если не говорить, то ощущать, что сила женщины — в ее слабости. И какой танец, как не вальс, выражает эту доверчивость женщины, которую увлекает, кружит партнер!

Для того чтобы провальсировать 5—10 минут, мужчина должен проявить незаурядную силу и ловкость, а от женщины требуется легкость, грация и умение положиться на партнера. Весь танец — ответственность мужчины за женщину. Красиво танцуют вальс те, кто умеет выразить в нем и чувство собственного достоинства и целомудренное, уважительное отношение к женщине. В известном смысле этот танец становится проверкой самого себя. Красиво танцует вальс тот мужчина, который, увлекая партнершу в круженье, не стиснет ее, как в клещах. Красиво танцует вальс та женщина, которая свободно положит руку на плечо партнера, а не повиснет у него на шее. Порой, когда смотришь некоторые современные танцы, то замечаешь, что движения мужчин и женщин по характеру своему не разнятся, их взаимоотношения в танце небрежны, а то и вовсе не видны.

Вальс сохраняет самое прекрасное, что есть в женщине, — ее женственность. И самое достойное в мужчине — его рыцарственность, благородство. Твист и чарльстон — Вы заполнили шар земной. Вальс оттеснен, Без вины виноватый… Жизнь идет вперед. Рождаются новые танцы. Вальс «оттеснен» не только модой. Он требует простора, на вечеринках в маленьких квартирах не очень-то повальсируешь, да и на танцплощадках, где набивается множество народу, тоже не развернешься.

Жалко, что у нас исчез распорядитель танцев — молодой человек, следивший за соблюдением правил, часто он становился душой балов. И всегда особенно торжественно он объявлял вальс. Пусть проходят года. Все равно никогда Не состарится вальс. Я не считаю вальс единственным хорошим бальным танцем.

Я не рекомендую танцевать только его. И в танго, и в фокстроте, и в чарльстоне есть своя прелесть. Но думаю, что не ошибусь, если скажу, что все, кто танцует вальс история танца , получают истинное удовольствие.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Смотрите также

  • ИСТОРИЯ ТАНЦА ВАЛЬС ДЛЯ ДЕТЕЙ

    Вальс в русской культуре. «Я помню вальса звук прелестный» — при этих словах в сознании русского человека, независимо от его возраста, а также…

  • КАК НАУЧИТЬСЯ ТАНЦЕВАТЬ ВОСТОЧНЫЕ ТАНЦЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

    Восточные танцы для начинающих детей. Родители часто задумываются над тем, в какой танцевальный кружок или студию записать своего ребенка. Существует…

  • ВАЛЬС ДЛЯ ДЕТЕЙ ВИДЕО ТАНЕЦ

    Спорт видео. Спорт видео. ☺ Как МЕДЛЕННЫЙ ВАЛЬС ДЕТИ танцуют в 6 лет. Детский вальс танец./Любимые Дети. Видео. ☺ Как МЕДЛЕННЫЙ ВАЛЬС ДЕТИ танцуют в 6…

  • КАК ТАНЦЕВАТЬ ВОСТОЧНЫЕ ТАНЦЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

    Скромность и сексуальность в одном флаконе – восточные танцы. Вряд ли нашелся бы человек, которому не нравится искусство восточного танца. Красивые и…

  • ИСТОРИЯ ТАНЦА ХИП-ХОП ДЛЯ ДЕТЕЙ

    HIP-HOP (Хип-Хоп) ДЕТИ. Направление Hip-Hop для детей – это современное танцевальное направление, наиболее актуально для подвижных, активных детей….

  • О в колпакова большое сочинение про бабушку главы про печку про чистоту конспект урока
  • О богдановиче и его сочинениях карамзин николай михайлович
  • О бездельнице как пишется
  • О 300 гектарах как пишется
  • Няня рассказ на дзен елена воздвиженская