Объем заключения не более от всего сочинения

09.10.2020

Обновлено 15.11.2022

Для тех, кто задаётся вопросом: как писать заключение на итоговом сочинении?

Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, может быть как стандартным, так и оригинальным.

Информация актуальна для 2022-2023 года!

  • Всё об итоговом 2022-2023: направления, темы, аргументы, литература

Заключение должно соответствовать  вступлению / теме / основному тексту сочинения по содержанию.

Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.

В заключении можно:

  • подвести итог всего рассуждения
  • использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения
  • дать краткий и точный ответ на вопрос темы.

Объем заключения: не более 15% от всего сочинения.

Заключение ТРАДИЦИОННОЕ

Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:

  • Вывод.

Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.

  • Призыв.

Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.

  • Выражение надежды.

Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», — не стоит, сами понимаете.

Варианты заключения

  • Вывод

Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.

  • Призыв

В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг — отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

  • Выражение надежды

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.

Заключение ОРИГИНАЛЬНОЕ

Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.

  • Зарисовка, которая возвращает к вступлению

Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.

Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.

  • Цитата

Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света».

— Композиция итогового сочинения

— Вступление в итоговое сочинение

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Заключение в сочинении – финальная часть всей работы.

Как и введение, заключение в сочинении ЕГЭ должно органично соединяться с основной частью работы и являться логическим завершением всех рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.

Правильно написанное заключение ещё раз обращает внимание эксперта на самое главное в сочинении.

Заключение в сочинении

Содержание статьи

  • 1 Заключение в сочинении что это?
  • 2 Задача заключения
  • 3 Объём заключения в сочинении
  • 4 Виды заключений в сочинении
    • 4.1 1. Заключение-вывод
    • 4.2 2. Развёрнутая мысль
    • 4.3 3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме
    • 4.4 4. Концовка — афоризм
    • 4.5 5. Концовка-ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.
    • 4.6 6. Цитата
    • 4.7 7. Корректное возражение автору

Заключение в сочинении что это?

Заключение – утверждение, сделанное на основе вывода.

Заключение представляет собой логически завершённую мысль, высказанную во введении, и является результатом рассуждения о рассматриваемых темах и проблемах исходного текста.

Оно может быть этически корректным возражением автору или согласием и дополнением к его мыслям.

Задача заключения

Задача заключения: логически завершить сочинение, сделать вывод из всех размышлений, написанных в тексте сочинения и подвести итог, если таковой необходим.

Объём заключения в сочинении

Цельность текста сочинения обеспечивается за счёт правильного соотношения частей.

Введение и заключение должны быть не более 1/8 от объёма всего сочинения.

Схематично сочинение должно быть похоже на форму круга, то есть должно быть замкнутым.

Объём заключения: 1 — 3 предложения.

Виды заключений в сочинении

Ниже описаны все возможные виды заключений с примерами, которые можно взять за образец в написании собственного сочинения.

Тот или иной вид заключения можно использовать в зависимости от замысла автора сочинения, темы и проблемы анализируемого текста, а также творческих возможностей выпускника.

1. Заключение-вывод

Cамая типичная и логичная концовка сочинения.

Чаще всего выпускники используют этот вид заключения как самый простой в написании, так как сразу понятно, что подведён итог всех размышлений в сочинении.

Например:

Прочитав текст В.А.Каверина, начинаешь осознавать, что главное в человеке не внешность, а душа. И казалось бы, внешне человек некрасив, но он может обладать внутренней красотой, широкой душой.

2. Развёрнутая мысль

Мысль автора сочинения, выраженная во вступительной части.

Такой тип заключения помогает создать кольцевую композицию сочинения и показывает связь начала и конца работы.

А также показывает проверяющему, что достигнуто смысловое единство работы.

Например:

Материнская любовь животного и человеческая любовь одинаковы. Любая мать готова отдать жизнь за своего ребёнка! И пока мы будем осознавать это, мы будем учиться мудрости у матушки-природы.

3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме

Данный вид заключения позволяет автору сочинения показать неравнодушное отношение к теме и проблеме анализируемого текста и подчеркивает активную жизненную позицию автора.

Например:

Рассказ К.Г.Паустовского никого не может оставить равнодушным. Я согласен с автором, что порядочность человека не зависит от его образования. Поэтому люди всегда должны относиться с уважением к другим людям, кем бы они ни были.

4. Концовка — афоризм

Используя афоризм в конце сочинения его автор показывает свою эрудицию и умение соединять в единое целое разные тексты в зависимости от их проблематики, что делает выигрышным все сочинение в целом.

Например:

В жизни любого человека может настать такой момент, когда он будет готов пожертвовать собственной жизнью ради защиты родных и близких людей, ради защиты Отечества. «В жизни всегда есть место подвигу»!

5. Концовка-ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

Если в начале сочинения выпускник использовал риторические вопросы, то, подводя итог размышлениям, уместно в конце сочинения дать краткий ответ на вопрос.

Это придаст смысловую целостность всей творческой работе.

Например:

Герой В.А. Каверина сумел разглядеть за не очень привлекательной внешностью девушки её чистую и прекрасную душу. Сможем ли мы оценить по достоинству человека, не погнавшись за внешней обёрткой? Очень хочется надеяться, что да. Ведь о красоте человека правильнее судить по его характеру и поступкам.

6. Цитата

Цитаты в заключении сочинения – это итоговые суждения, которое отражает идею или проблему текста.

Например:

Родина значима для человека своей историей былых времён, славными предками. Родина — это основа бытия всякого человека, его родной дом, это великий русский народ с его выразительным языком и богатейшей культурой. Поэтому я полностью согласен с автором, что «на каждом из нас лежит ответственность за нашу Родину».

ПРИМЕЧАНИЕ:

Цитаты также используют в качестве введения в сочинении, но там у них другие задачи.

7. Корректное возражение автору

Иногда бывает необходимость выразить своё несогласие с позицией автора по проблеме исходного текста, и сделать это необходимо корректно, чтобы не снизили балл за не соблюдение этических норм.

Данный вид заключения позволяет тактично высказать свою точку зрения, отличную от автора анализируемого текста.

Например:

Сложно не согласиться с Л.Ф.Воронковой. Она права, когда говорит, что каждый молодой человек имеет право сам выбирать, кем ему стать в будущем. Взрослые лишь дают советы, куда пойти учиться. Стоит ли учитывать опыт родителей или лучше выбирать профессию самостоятельно? Думаю, в различных семьях этот вопрос можно решать по-своему.

Таким образом, познакомившись с различными видами заключения в сочинении, выпускник может при проведении тренировочных работ выбрать наиболее приемлемый для себя вид заключения.

Важно!

Заключение, как и введение в сочинении, не оценивается отдельными баллами, но оно необходимо, чтобы получить высший балл за 5-й критерий «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» (2 балла).

Как правильно писать итоговое сочинение?

Для успеха в любом труде необходима четкая система работы. Следование системе, тренировка и владение алгоритмом – часть успеха.

В этой статье – алгоритм работы над сочинением, критерии оценки, план работы и Памятка по написанию Итогового сочинения.

Итак, во-первых вспомним критерии и научим владению ими детей. Самоанализ — часть работы по ФГОС.

КРИТЕРИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ:

  • Соответствие теме

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.). 

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». 

  • Аргументация. Привлечение литературного материала

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. 

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». 

  • Композиция и логика рассуждения

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

  • Качество письменной речи

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

  • Грамотность

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных 

Во-вторых, планирование – основа любого начинания. До работы над темами выпускники должны четко знать, из чего должна в целом состоять их работа. Вот примерный (но, поверьте, очень удачный) план.

ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (абзацы выделены цветом).

1.Вступление 
2. Тезис 
3. Связка 
4. Аргумент №1 
5. Микровывод 
6. Связка 
7. Аргумент №2 
8. Микровывод

9. Связка
10. Заключение  

В третьих, как писать каждую часть, мы учим всю школу, но алгоритм связок между вступлением и заключением, между абзацами позволит выпускникам не ошибиться при построении композиционного единства текста.

Итак. Алгоритм работы над каждой частью (на конкретных примерах направлений 2021-2022 учебного года).

КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ.

  • Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
  • Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пример: Что значит выражение: жизнь прожить не поле перейти?  Как нам стоит понимать?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
  • Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос  (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать. 

Например, «О ком из героев литературы и истории можно сказать: «Жизнь прожить – не поле перейти»

  • Начните с утверждения:

Народная мудрость гласит: жизнь прожить – не поле перейти. Каждый из нас понимает: дорога жизни трудна, на пути встречаются преграды, испытания. От того, каким будет нравственный выбор каждого человека, зависит весь его дальнейший жизненный путь, об этом нам говорит и литература, и история. Подчас ошибка, совершенная в начале, может стоить жизни не только самому человеку, но и другим людям. Неверные ориентиры, ошибочные теории – ведут нас по ложному направлению. Тогда путь человека становится дорогой ошибок, исправлять которые приходится подчас очень дорогой ценой. Об этом задумывается каждый, и писатели – авторы замечательных произведений, раскрывают тему сложности жизненного пути в своих трудах.

КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Заключение должно  соответствовать  вступлению / теме / основному тексту сочинения по содержанию.
  • Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между вступлением и заключением  является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.
  • В заключении можно: подвести итог всего рассуждения, использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения, дать краткий и точный ответ на вопрос темы.
  • Объем заключения: не более 15% от всего сочинения.

Например, «О ком из героев литературы и истории можно сказать: «Жизнь прожить – не поле перейти»:

Верную дорогу выбрать непросто, именно поэтому каждый человек совершает ошибки, несмотря на богатство человеческого опыта, отраженного в истории, литературе, народной мудрости. Однако анализ своих и чужих действий, глубокое осознание непреложных истин, на которых держится этот мир, может помочь нам избежать фатальных ошибок, неправильного жизненного выбора. Такие герои, как (имя (имена) героя (-ев) и фамилия(-и) писателя (-лей)) наглядно показывают нам, как трудно вернуться на свою истинную дорогу, как дорого стоят просчёты, как нелегко бывает простить и принять себя после ошибки. Действительно, выходит, что жизнь прожить – не поле перейти.

КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕЗИС

  • Формулировка тезиса зависит от ТЕМЫ сочинения.
  • Если тема сочинения дана в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос. 
  • Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания. 
  • Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо расшифровать, о ком цитата, откуда она, расширить ее, распространить в заданном направлении.

ВНИМАНИЕ! ТЕЗИС ФОРМИРУЕТСЯ ВО ВСТУПЛЕНИИ!

Рассмотрим каждый этап работы над сочинением на примере темы из направления «Преступление и наказание» —  «Мы все глядим в Наполеоны…» (от преступления к наказанию)

Обратимся к цитате, вспомним, откуда она.

Но дружбы нет и той меж нами.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами – себя.

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно.

Сноснее многих был Евгений;

Хоть он людей, конечно, знал

И вообще их презирал, —

Но (правил нет без исключений)

Иных он очень отличал

И вчуже чувство уважал. (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

При работе над темой, помним 2 обязательных условия:

Обязательно 1-я часть темы – расшифровка фразы – часть вступления.

Обязательно – связь 1-й части со 2-й  – тем, что в скобках: как «наполеонизм» приводит к преступлению и каково будет наказание.

Формируя тезис, надо заранее подумать, что можно брать в качестве аргумента? Помним, что направление посвящено Достоевскому, поэтому один аргумент – из «Преступления и наказания», второй – пусть будет из «Евгения Онегина» — ведь цитата в теме – оттуда. Какой будет первым, решим, сформулировав вступление. Но вот они оба:

  • Образ Раскольникова (Достоевский «Преступление и наказание»)
  • Образ ОНЕГИНА — он совершил убийство Ленского на дуэли. Наказанием Онегина становится изгнание, ещё большее отчуждение от мира и муки совести:

Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день,
….
То видит он: на талом снеге,
Как будто спящий на ночлеге,
Недвижим юноша лежит,
И слышит голос: что ж? убит.

Итак, пример вступления ( с учетом сказанного выше):

Бессмертные строки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» обращают нас к теме «сверхчеловека», возникающей в сознании многих персонажей литературных произведений. Этот тип мышления, основанный на делении людей, не раз становился причиной многих бед человечества: шествие Наполеона далеко не первое, и, к сожалению, не последнее в цепочке аналогичных, скрывающих под маской величия одних над другими банальное стремление к власти. Итогом  подобного мировоззрения становились многие злодейства. Пушкин, а за ним Достоевский и многие другие писатели смогли увидеть подобное желание в каждом человеке, и показали, к каким тяжким последствиям может это желание привести. И история, и литература доказывают нам, что пренебрежение важностью других людей неотвратимо ведет к совершению ошибки, ценой которой может стать человеческая жизнь. Наказание, как показывает жизнь, неотвратимо настигает  каждого.

Вступление есть, обратимся к аргументам.

ТРЕБОВАНИЕ К АРГУМЕНТАЦИИ

  • Аргумент должен подтверждать тезис.
  • Кол-во аргументов. Можно использовать 2 аргумента из одного произведения, но в этом случае необходимо дать комплексный анализ произведения в рамках темы. Не следует перегружать сочинение литературными аргументами ни для набора слов, ни для получения хорошей оценки — количество не влияет на оценку, важно качество аргумента.
  • Качество аргумента. Используйте для подтверждения тезиса только то произведение, которое вы читали, чтобы не допустить фактических ошибок. Не пересказывайте произведение. Необходим анализ и ваши рассуждения. Каждый аргумент должен действительно подтверждать ваш тезис, поэтому необходимо делать микровыводы, соответствующие теме и тезису.

Попробуем построить первый аргумент. Думаю, будет лучше начать с Пушкина, потому что им мы начали вступление, и он  — часть темы.

Итак, Последняя фраза вступления: «Наказание, как показывает жизнь, неотвратимо настигает  каждого».

АРГУМЕНТ: Пример того, как герой сам наказал себя, мы видим, конечно же, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой – высокомерный индивидуалист, отравленный «наполеонизмом», пресыщенный жизнью, считает, что познал её и поэтому может смеяться над людьми и поучать их. Желание продемонстрировать превосходство приводит к трагедии: Евгений на дуэли убивает своего молодого друга Владимира Ленского. Стремление во что бы то ни стало быть лучше, боязнь проявить слабость в глазах высшего света не позволяет ему признать ошибку, помириться с другом. Итог – смерть друга, изгнание, попытка уйти от себя, муки совести: окровавленная тень друга является Евгению. Мы видим, что ошибка стоила главному герою очень дорого, жизнь наказала его за гордыню. Самое печальное, что итог романа не позволяем нам с уверенностью сказать, что герой понял свои ошибки и смог простить себя.

ЧТО ТАКОЕ «СВЯЗКА» И «МИКРОВЫВОД»

  • Связка — это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, связывая между собой каждое предложение.
  • Микровывод – вывод после примера из литературы, в котором будет объяснено,  как именно данный пример подтверждает тезис:

Мы видим, что ошибка стоила главному герою очень дорого, жизнь наказала его за гордыню. Самое печальное, что итог романа не позволяем нам с уверенностью сказать, что герой понял свои ошибки и смог простить себя. — ЭТО МИКРОВЫВОД.

Попробуем перейти ко 2 аргументу.

Последняя фраза 1 аргумента: «Самое печальное, что итог романа не позволяем нам с уверенностью сказать, что герой понял свои ошибки и смог простить себя». 

АРГУМЕНТ 2: 

А.С. Пушкин  по праву считается основоположником русского реализма. Последователи писателя в раскрытии темы «наполеонизма» пошли дальше, предоставив своим «Наполеонам» право не только на ошибку, но и на искупление вины. Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» мы встречаемся с ещё одним героем-индивидуалистом, отстранившимся от всего мира, замкнувшимся на теории «о тварях дрожащих» и «право имеющих». Преступление, ставшее  итогом этой безнравственной теории, более прозаично, чем дуэль в «Евгении Онегине», но от этого не менее страшно: Достоевский подробно описал убийство главным героем Родионом Раскольниковым старушки-процентщицы и её сестры Лизаветы. Шокируя читателя не только деталями этого поступка, но и предшествующими и последующими терзаниями главного героя, Федор Михайлович Достоевский доводит до нас главную мысль: стремление стать «сверхчеловеком», приверженность к античеловеческим теориям (а Родион Раскольников был сторонником идей Наполеона, именно они его подтолкнули к созданию собственной теории) ведет к расколу в судьбе, фатальным ошибкам и неотвратимому наказанию. Герой Достоевского в конце романа приходит к осмыслению своего поступка, пытается примириться с миром других людей, приходит к настоящей любви. Писатель в своем романе  даёт надежду всякому, кто оступился.

Анализируем уже сказанное с точки зрения плана работы и наличия всех составляющих в нашей работе.

Помним, что каждый аргумент содержит  «связку».

  • Связка — это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, связывая между собой каждое предложение.

А.С. Пушкин  по праву считается основоположником русского реализма. Последователи писателя в раскрытии темы «наполеонизма» пошли дальше, предоставив своим «Наполеонам» право не только на ошибку, но и на искупление вины. Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» мы встречаемся с ещё одним героем-индивидуалистом, отстранившимся от всего мира, замкнувшемся на теории «о тварях дрожащих» и «право имеющих» — ЭТО СВЯЗКА, т.к. во вступлении мы говорили о Пушкине, дали разъяснение его цитате «мы все глядим в Наполеоны» и пояснили, как «наполеонизм» становится причиной преступления и ведет к наказанию.

Каждый аргумент содержит  «МИКРОВЫВОД», иногда даже не один (если этого требует тезис)

Шокируя читателя не только деталями этого поступка, но и предшествующими и последующими терзаниями главного героя, Федор Михайлович Достоевский доводит до нас главную мысль: стремление стать «сверхчеловеком», приверженность к античеловеческим теориям (а Родион Раскольников был сторонником идей Наполеона, именно они его подтолкнули к созданию собственной теории) ведет к расколу в судьбе, фатальным ошибкам и неотвратимому наказанию — ЭТО 1-й МИКРОВЫВОД.

Герой Достоевского в конце романа приходит к осмыслению своего поступка, пытается примириться с миром других людей, приходит к настоящей любви. Писатель в своем романе  даёт надежду всякому, кто оступился – Это 2-й микровывод (он ведет к ЗАКЛЮЧЕНИЮ)

Мы написали 2 аргумента. Подходим к выводу. Вспомним, каковы требования к его написанию (применительно к нашей теме).

  1. Перечитать вступление (в заключении мы не повторяем вступление, а дополняем его выводами, построенными на основании аргументов).
  2. Подвести итог всему сказанному, упомянуть имена писателей, на произведениях которых основывались аргументы.
  3. Дать ответ на вопрос темы (если тема сформулирована в виде цитаты, сформулировать на её основе вопрос: как «наполеонизм», идея о «сверхчеловеке» приводит к преступлению и наказанию?)
  4. Избегать штампов и канцеляризмов (на основании вышеизложенного, таким образом и т.п), используя связки.

Писатель в своем романе  даёт надежду всякому, кто оступился – последняя фраза 2-го аргумента. С какой связки начать заключение?

Начнем заключение с мотива ошибочности в жизни:

Великие писатели учат нас гуманизму: ошибаются все, но этим не должен завершаться жизненный путь человека. Да, такие ошибки, как создание теории о разделении людей или  приверженность идеям о «сверхчеловеке», ведут к трагедиям, и, в конечном счёте, должны приводить к наказанию. Но в итоге любого наказания человек должен прийти  к правде, которая заключается в вере, надежде и любви к людям, в противном случае, ошибки будут повторяться вновь и вновь. И Пушкин, и Достоевский, поднимая тему индивидуализма в своих произведениях, учат читателя истинному взгляду на мир, показывая последствия стремления «в Наполеоны».

Получилась хорошая, отвечающая требованиям к Итоговому сочинению, работа.

Вот она полностью:

«Мы все глядим в Наполеоны…» (от преступления к наказанию)

Бессмертные строки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» обращают нас к теме «сверхчеловека», возникающей в сознании многих персонажей литературных произведений. Этот тип мышления, основанный на делении людей, не раз становился причиной многих бед человечества: шествие Наполеона далеко не первое, и, к сожалению, не последнее в цепочке аналогичных, скрывающих под маской величия одних над другими банальное стремление к власти. Итогом  подобного мировоззрения становились многие злодейства. Пушкин, а за ним Достоевский и многие другие писатели смогли увидеть подобное желание в каждом человеке, и показали, к каким тяжким последствиям может это желание привести. И история, и литература доказывают нам, что пренебрежение важностью других людей неотвратимо ведет к совершению ошибки, ценой которой может стать человеческая жизнь. Наказание, как показывает жизнь, неотвратимо настигает  каждого.

Пример того, как герой сам наказал себя, мы видим, конечно же, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой – высокомерный индивидуалист, отравленный «наполеонизмом», пресыщенный жизнью, считает, что познал её и поэтому может смеяться над людьми и поучать их. Желание продемонстрировать превосходство приводит к трагедии: Евгений на дуэли убивает своего молодого друга Владимира Ленского. Стремление во что бы то ни стало быть лучше, боязнь проявить слабость в глазах высшего света не позволяет ему признать ошибку, помириться с другом. Итог – смерть друга, изгнание, попытка уйти от себя, муки совести: окровавленная тень друга является Евгению. Мы видим, что ошибка стоила главному герою очень дорого, жизнь наказала его за гордыню. Самое печальное, что итог романа не позволяем нам с уверенностью сказать, что герой понял свои ошибки и смог простить себя.

А.С. Пушкин  по праву считается основоположником русского реализма. Последователи писателя в раскрытии темы «наполеонизма» пошли дальше, предоставив своим «Наполеонам» право не только на ошибку, но и на искупление вины. Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» мы встречаемся с ещё одним героем-индивидуалистом, отстранившимся от всего мира, замкнувшимся на теории «о тварях дрожащих» и «право имеющих». Преступление, ставшее  итогом этой безнравственной теории, более прозаично, чем дуэль в «Евгении Онегине», но от этого не менее страшно: Достоевский подробно описал убийство главным героем Родионом Раскольниковым старушки-процентщицы и её сестры Лизаветы. Шокируя читателя не только деталями этого поступка, но и предшествующими и последующими терзаниями главного героя, Федор Михайлович Достоевский доводит до нас главную мысль: стремление стать «сверхчеловеком», приверженность к античеловеческим теориям (а Родион Раскольников был сторонником идей Наполеона, именно они его подтолкнули к созданию собственной теории) ведет к расколу в судьбе, фатальным ошибкам и неотвратимому наказанию. Герой Достоевского в конце романа приходит к осмыслению своего поступка, пытается примириться с миром других людей, приходит к настоящей любви. Писатель в своем романе  даёт надежду всякому, кто оступился.

Великие писатели учат нас гуманизму: ошибаются все, но этим не должен завершаться жизненный путь человека. Да, такие ошибки, как создание теории о разделении людей или  приверженность идеям о «сверхчеловеке», ведут к трагедиям, и, в конечном счёте, должны приводить к наказанию. Но в итоге любого наказания человек должен прийти  к правде, которая заключается в вере, надежде и любви к людям, в противном случае, ошибки будут повторяться вновь и вновь. И Пушкин, и Достоевский, поднимая тему индивидуализма в своих произведениях, учат читателя истинному взгляду на мир, показывая последствия стремления «в Наполеоны».

(515 слов)

Нам нужно не менее 350 слов, но когда знаешь алгоритм, пробовал и тренировался, легко написать и больше!

Предлагаю Вам Памятку, которую мы составили с ребятами вместе.

Памятка (алгоритм) к написанию итогового сочинения

  1. Читаю пять предложенных тем и анализирую, к каким направлениям эти темы относятся, каковы цели этих направлений.
  2. Ищу в формулировках тем ключевые слова, помогающие сузить темы до развернутых вопросов.  
  3. Выбираю тему, отвечаю на поставленный в теме вопрос. Комментирую этот тезис – формирую вступление.
  4. Записываю в черновике 2 тезиса (микровывода) для основной части, подбираю к ним аргументы и примеры из прочитанных произведений.
  5. Пишу на черновик сочинение, записывая 1 – й и 2 – й аргументы в логической последовательности (последовательность аргументов зависит от вступления, т.к. главный тезис – во вступлении).
  6. Записав 2 аргумент, перечитываю всю основную часть работы: каждый аргумент должен начинаться со связки с предыдущей частью и заканчиваться микровыводом.
  7. Перед написанием заключения перечитываю вступление: в заключении я не повторяю вступление, а дополняю его выводами, построенными на основании аргументов. Подвожу итог всему сказанному, вспоминаю имена писателей, на произведениях которых основывались аргументы. Не забываю про связку в начале заключения.
  8. Перечитываю черновик и исключаю повторы одних и тех же мыслей.
  9. Ищу в тексте речевые и грамматические ошибки (для выявления речевых ошибок нужен контекст, а грамматические ошибки заметны даже вне контекста). Переписываю работу начисто.
  10. Если сомневаюсь, проверяю правописание слов, обращаясь к орфографическому словарю. Нахожу пунктуационные ошибки с помощью анализа синтаксической структуры предложений.
  11. Слежу на экзамене за временем, помня, что эксперты проверяют только текст в выданном бланке записи, а черновик не учитывается.
  12. Во время экзамена работаю спокойно и уверенно, понимая, что иду по правильному пути, и все у меня получится.

Желаю Вам успешной и плодотворной совместной работы и благодарных учеников!

Итоговое сочинение 2019-2020 Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ» с. Корткерос Республики Коми Шевелева Т.Н. МОУ

Итоговое сочинение

2019-2020

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ» с. Корткерос Республики Коми Шевелева Т.Н.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Даты проведения итогового сочинения 2019-2020:    4 декабря 2019 года 5 февраля 2020 года 6 мая 2020 года  МОУ

Даты проведения итогового сочинения 2019-2020: 

  • 4 декабря 2019 года
  • 5 февраля 2020 года
  • 6 мая 2020 года

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Критерии оценивания итогового сочинения в школе (как допуск к ЕГЭ)   Требование № 1.  «Объем итогового сочинения»  Рекомендуемое количество слов – от 350.  Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). МОУ

Критерии оценивания итогового сочинения в школе (как допуск к ЕГЭ)

  • Требование № 1.  «Объем итогового сочинения» Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Требование № 2.  «Самостоятельность написания итогового сочинения»   Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).   Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.   Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).   МОУ

Требование № 2.  «Самостоятельность написания итогового сочинения»

  • Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Оригинальность. Не списывайте. Несмотря на наличие огромного количества материалов в сети, частичное или полное копирование запрещено! Используйте информацию с умом. Например, на разных сайтах можно найти аргументы к разным направлениям и разным темам. Это не значит, что их можно переписывать. Это пример, точка зрения, микроанализ произведения или героя, направление размышлений в рамках темы. Это поможет вам понять, в каких произведениях вообще представлено направление.   МОУ

Оригинальность.

  • Не списывайте. Несмотря на наличие огромного количества материалов в сети, частичное или полное копирование запрещено! Используйте информацию с умом.
  • Например, на разных сайтах можно найти аргументы к разным направлениям и разным темам. Это не значит, что их можно переписывать. Это пример, точка зрения, микроанализ произведения или героя, направление размышлений в рамках темы. Это поможет вам понять, в каких произведениях вообще представлено направление.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

«Соответствие теме» «Аргументация. Привлечение литературного материала» «Композиция и логика рассуждения» «Качество письменной речи» «Грамотность».   МОУ

  • «Соответствие теме»
  • «Аргументация. Привлечение литературного материала»
  • «Композиция и логика рассуждения»
  • «Качество письменной речи»
  • «Грамотность».

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Критерий № 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.  Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).  «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». МОУ

Критерий № 1 «Соответствие теме»

  • Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.). «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

  • Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал ( художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества ( за исключением малых жанров ), другие литературные источники) для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано БЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА ИЛИ В НЕМ СУЩЕСТВЕННО ИСКАЖЕНО СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИЛИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛИШЬ УПОМИНАЮТСЯ В РАБОТЕ, НЕ СТАНОВЯСЬ ОПОРОЙ ДЛЯ АРГУМЕНТАЦИИ . Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»  Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.   «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». МОУ

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

  • Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Критерий № 4 «Качество письменной речи»  Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.  Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.  «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». МОУ

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

  • Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Критерий № 5 «Грамотность»  Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.  «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных  МОУ

Критерий № 5 «Грамотность»

  • Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных 

МОУ «СОШ» с. Корткерос

ПЛАН (СТРУКТУРА) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 2019/2020   Любое сочинение состоит из трех частей: I.  Вступление  (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы. II.  Основная часть  (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов. Тeзис 1  (20-30 слов): Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo) Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo) Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли Тeзис 2: Дoкaзaтeльствa, пpимepы Микpoвывoд Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли МОУ

ПЛАН (СТРУКТУРА) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 2019/2020

  • Любое сочинение состоит из трех частей:
  • I.  Вступление  (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
  • II.  Основная часть  (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
  • Тeзис 1  (20-30 слов):
  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
  • Тeзис 2:
  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Тeзис 3: Дoкaзaтeльствa, пpимepы Микpoвывoд III.  Заключение  (60-70 слов) Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не должны быть прописаны в плане.   МОУ

  • Тeзис 3:
  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • III.  Заключение  (60-70 слов)
  • Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не должны быть прописаны в плане.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

I.   Вступление   раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем. Вступление состоит из 3 элементов: объяснение ключевых слов темы или цитаты; общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека; ответ-тезис на главный вопрос темы. Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.   МОУ

I.   Вступление

  •   раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем. Вступление состоит из 3 элементов:
  • объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  • общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
  • ответ-тезис на главный вопрос темы.
  • Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:   тема-вопрос  — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что... » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли... » и т. д., Связка  - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.    МОУ

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

  • тема-вопрос  — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли… » и т. д.,
  • Связка  — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

тема-утверждение  (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение, тема — назывное предложение  (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.  МОУ

  • тема-утверждение  (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
  • тема — назывное предложение  (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

II. Основная часть   раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений. Основная часть = Тезис + 1 Аргумент Тезис  — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументированно доказывать. Формулировка тезиса, зависит от темы сочинения. Помни! По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe. Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин. Оптимaльнoe кoличeствo – 2. Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!  МОУ

II. Основная часть

  •   раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений. Основная часть = Тезис + 1 Аргумент
  • Тезис  — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументированно доказывать. Формулировка тезиса, зависит от темы сочинения.
  • Помни!
  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Связка  - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации. Аргумент  нужно: привести из литературных источников. выделить в отдельный абзац. в конце каждого абзаца написать микровывод. к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два. если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!   МОУ

  • Связка  — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
  • Аргумент  нужно:
  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого абзаца написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Аргумент состоит из 3 элементов:   Обращение к литературному произведению  - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок). Его интерпретацию  - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.   МОУ

Аргумент состоит из 3 элементов:

  • Обращение к литературному произведению  — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).
  • Его интерпретацию  — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Микровывод   (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п. МОУ

  • Микровывод   (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

III.   Заключение   подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки .4 способа закончить сочинение: · Вывод . Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. Заключение-призыв . Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. . МОУ

III.   Заключение

  •   подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки .4 способа закончить сочинение: ·
  • Вывод . Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
  • Заключение-призыв . Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Заключение  — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Цитата , подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.  МОУ

  • Заключение  — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
  • Цитата , подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

План итогового сочинения  (Один тезис и аргумент(ы) к нему).    1. Вступление   2. Тезис  3. Связка  4. Аргумент №1  5. Микровывод  6. Связка  7. Аргумент №2  8. Микровывод  9. Заключение   МОУ

План итогового сочинения (Один тезис и аргумент(ы) к нему).

1. Вступление 

2. Тезис 3. Связка 4. Аргумент №1 5. Микровывод 6. Связка 7. Аргумент №2 8. Микровывод 9. Заключение

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Вступление.   Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису, обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о месте этих явлений в жизни человека и т.д.)    МОУ

Вступление.

  • Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису, обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о месте этих явлений в жизни человека и т.д.)

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Вступление    -Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос темы сочинения, этого будет достаточно.   -Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированны темой.     МОУ

Вступление

-Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос темы сочинения, этого будет достаточно. -Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированны темой.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

-Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.   -Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос  (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать   МОУ

  • -Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения. -Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос  (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Тезис. Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения.   - Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.   - Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.   - Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами, расширить ее, распространить.    МОУ

Тезис.

  • Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения. — Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос. — Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания. — Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами, расширить ее, распространить.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

В войне не бывает выигравших — только проигравшие.    А. Н. Чемберлен Что помогает победить на войне?  Война раскрывает возможности человеческого духа, истинную сущность человека.   МОУ

  • В войне не бывает выигравших — только проигравшие.  А. Н. Чемберлен
  • Что помогает победить на войне? 
  • Война раскрывает возможности человеческого духа, истинную сущность человека.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Связка. Теперь подробнее о связке. Связка - это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении.     МОУ

Связка.

  • Теперь подробнее о связке. Связка — это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении. 

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Микровывод. После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели Вас в другую сторону.   МОУ

Микровывод.

  • После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели Вас в другую сторону.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Аргументация   в итоговом сочинении = анализ произведения, героя произведения или ситуации.  Из каких частей может состоять этот анализ:   МОУ

Аргументация  

  • в итоговом сочинении = анализ произведения, героя произведения или ситуации. Из каких частей может состоять этот анализ:

МОУ «СОШ» с. Корткерос

План анализа персонажа: 1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис.  2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист)  3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики.  4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт.  5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса.  6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.   МОУ

План анализа персонажа:

  • 1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис. 2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист) 3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики. 4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт. 5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса. 6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

!!!!! Рекомендуем ознакомиться с разделом сайта  ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ https://rustutors.ru/litgeroi/ МОУ

!!!!!

  • Рекомендуем ознакомиться с разделом сайта 
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ
  • https://rustutors.ru/litgeroi/

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Заключение В заключении можно :   - подвести итог всего рассуждения   - использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения   - дать краткий и точный ответ на вопрос темы.    Объем заключения:  не более 15% от всего сочинения.     МОУ

Заключение

  • В заключении можно : — подвести итог всего рассуждения — использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения

— дать краткий и точный ответ на вопрос темы. Объем заключения:  не более 15% от всего сочинения.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

!!! Важно 1) Заключение должно содержательно соответствовать  вступлению / теме / основному тексту сочинения.  2) Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение  ОБЯЗАТЕЛЬНО  перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между ними является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.   МОУ

!!! Важно

  • 1) Заключение должно содержательно соответствовать  вступлению / теме / основному тексту сочинения. 2) Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение  ОБЯЗАТЕЛЬНО  перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между ними является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

тезисов (к каждому тезису подобран аргумент). Все тезисы должны соответствовать теме. !!!Если тезисов несколько, то содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), необходимые примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. МОУ «СОШ» с. Корткерос » width=»640″

2) Два и тезисов

  • (к каждому тезису подобран аргумент). Все тезисы должны соответствовать теме. !!!Если тезисов несколько, то содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), необходимые примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Алгоритм написания:    1) Не начинайте писать сочинение со вступления.  2) Прочитайте тему.  2) Вспомните произведения, подберите аргументы  3) Напишите тезис + аргументы в черновик.  4) Только потом стоит подумать о вступлении и заключении. Подумайте, как можно ввести тему сочинения, чтобы это не было искусственно. Продумайте всю логику, связки между каждой частью сочинения, прежде чем начнете писать.   МОУ

Алгоритм написания:

1) Не начинайте писать сочинение со вступления. 2) Прочитайте тему. 2) Вспомните произведения, подберите аргументы 3) Напишите тезис + аргументы в черновик. 4) Только потом стоит подумать о вступлении и заключении. Подумайте, как можно ввести тему сочинения, чтобы это не было искусственно. Продумайте всю логику, связки между каждой частью сочинения, прежде чем начнете писать.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Типичные ошибки при написании итогового сочинения, как их избежать?   От каких недочетов  следует избавиться. (по рекомендациям  экспертов ФИПИ)   МОУ

Типичные ошибки

при написании итогового сочинения, как их избежать?  От каких недочетов  следует избавиться. (по рекомендациям  экспертов ФИПИ)

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Типичные ошибки 1)  Отсутствие связок  между содержательными частями сочинения: вступлением и заключением, основной частью сочинения и заключением.  2)  Пропорциональность частей сочинения.  Вступление и заключение в совокупности должны составлять не более 1/3 всего сочинения. Основная часть – 2/3.  3)  Неумение строго следовать теме  сочинения в ходе рассуждения.   МОУ

Типичные ошибки

  • 1)  Отсутствие связок  между содержательными частями сочинения: вступлением и заключением, основной частью сочинения и заключением. 2)  Пропорциональность частей сочинения.  Вступление и заключение в совокупности должны составлять не более 1/3 всего сочинения. Основная часть – 2/3. 3)  Неумение строго следовать теме  сочинения в ходе рассуждения.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

4)  Неумение композиционно выстраивать  свое сочинение в соответствии с темой и основной мыслью. 5)  Огромное количество лишней информации во вступлении и заключении.  Однако слишком короткое и необоснованное заключение – это тоже плохо. Оно должно действительно обобщать и подытоживать всю работу. Отсутствие заключения являются серьезной логической ошибкой. Заключение должно содержательно соответствовать  вступлению / теме / основному тексту сочинения.  6)  Отсутствие во вступлении проблемного вопроса  (это сама тема) и формулировки ключевого  тезиса,  который будете доказывать.   МОУ

  • 4)  Неумение композиционно выстраивать  свое сочинение в соответствии с темой и основной мыслью.
  • 5)  Огромное количество лишней информации во вступлении и заключении.  Однако слишком короткое и необоснованное заключение – это тоже плохо. Оно должно действительно обобщать и подытоживать всю работу. Отсутствие заключения являются серьезной логической ошибкой. Заключение должно содержательно соответствовать  вступлению / теме / основному тексту сочинения. 6)  Отсутствие во вступлении проблемного вопроса  (это сама тема) и формулировки ключевого  тезиса,  который будете доказывать.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

7)  Нечеткое формулирование тезисов,  затрудняющее их встраивание в логическую структуру сочинения; Если тезисов несколько, то не должно быть противоречия между тезисами, сформулированными в разных частях сочинения.  8)  Слабые аргументы.  Являются таковыми, если не доказывают, неубедительно или поверхностно  подтверждают тезис.  9)  Необоснованные повторы  одних и тех же мыслей.  10)  Ошибки в делении текста на абзацы  и даже полное отсутствие абзацев.   МОУ

  • 7)  Нечеткое формулирование тезисов,  затрудняющее их встраивание в логическую структуру сочинения; Если тезисов несколько, то не должно быть противоречия между тезисами, сформулированными в разных частях сочинения. 8)   Слабые аргументы.  Являются таковыми, если не доказывают, неубедительно или поверхностно  подтверждают тезис. 9)  Необоснованные повторы  одних и тех же мыслей. 10)  Ошибки в делении текста на абзацы  и даже полное отсутствие абзацев.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

11)  Неумение оперировать абстрактными понятиями.   12)  Неразличение понятий «пример» и «аргумент»,  неумение формулировать на основе примера микровывод, соотнесенный с выдвигаемым тезисом.  МОУ

  • 11)  Неумение оперировать абстрактными понятиями. 12)  Неразличение понятий «пример» и «аргумент»,  неумение формулировать на основе примера микровывод, соотнесенный с выдвигаемым тезисом.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Как правильно писать аргументы в итоговом сочинении, как убедительно доказать тезис?    1)  Избегайте общих формулировок.  Если в произведении говорится о мести, это не значит, что данное произведение подойдет к любой теме направления.   МОУ

Как правильно писать аргументы в итоговом сочинении, как убедительно доказать тезис?

1)  Избегайте общих формулировок.  Если в произведении говорится о мести, это не значит, что данное произведение подойдет к любой теме направления.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

2)  Аргумент должен подтверждать тезис,  а тезис будет ответом на вопрос (Пр.Что такое месть? – тезис: Месть– это разрушающая сила.) или расшифровкой понятия («Музыка — универсальный язык мира.» -Тезис: музыка  - это вид искусства, понятный всем).   МОУ

  • 2)  Аргумент должен подтверждать тезис,  а тезис будет ответом на вопрос (Пр.Что такое месть? – тезис: Месть– это разрушающая сила.) или расшифровкой понятия («Музыка — универсальный язык мира.» -Тезис: музыка  — это вид искусства, понятный всем).

МОУ «СОШ» с. Корткерос

3)  Кол-во аргументов.  Можно использовать 1 аргумент, но в этом случае необходимо дать комплексный анализ произведения в рамках темы. Не следует перегружать сочинение литературными аргументами ни для набора слов, ни для получения хорошей оценки. Как правило, это ведет только к плачевным последствиям.   МОУ

  • 3)  Кол-во аргументов.  Можно использовать 1 аргумент, но в этом случае необходимо дать комплексный анализ произведения в рамках темы. Не следует перегружать сочинение литературными аргументами ни для набора слов, ни для получения хорошей оценки. Как правило, это ведет только к плачевным последствиям.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

4)  Качество аргумента.  Используйте для подтверждения тезиса только то произведение, которое вы читали, чтобы не допустить фактических ошибок. Не пересказывайте произведение. Необходим анализ и ваши рассуждения. Каждый аргумент должен действительно подтверждать ваш тезис, поэтому необходимо делать микровыводы в соответствии с темой.  МОУ

  • 4)  Качество аргумента. Используйте для подтверждения тезиса только то произведение, которое вы читали, чтобы не допустить фактических ошибок.
  • Не пересказывайте произведение. Необходим анализ и ваши рассуждения. Каждый аргумент должен действительно подтверждать ваш тезис, поэтому необходимо делать микровыводы в соответствии с темой.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

Виды аргументов    1) ЧАСТИЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ  (только с учетом нижеизложенных требований)  -Использовать частичный пересказ содержания литературного произведения.  (использовать только те ключевые сюжетные моменты, которые необходимы для раскрытия темы);  -Помимо опоры на сюжет надо включать важные для раскрытия темы описания – портреты, пейзажи и  другие важные смысловые детали;  -Комментировать сведения о героях и событиях в русле той проблемы, которая обозначена в теме сочинения.   МОУ

Виды аргументов

  • 1) ЧАСТИЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ  (только с учетом нижеизложенных требований) -Использовать частичный пересказ содержания литературного произведения. (использовать только те ключевые сюжетные моменты, которые необходимы для раскрытия темы); -Помимо опоры на сюжет надо включать важные для раскрытия темы описания – портреты, пейзажи и  другие важные смысловые детали; -Комментировать сведения о героях и событиях в русле той проблемы, которая обозначена в теме сочинения.

МОУ «СОШ» с. Корткерос

2) ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ.   - нужно выбрать такого персонажа, жизнь и поступки которого связаны с формулировкой темы, а также хорошо знать подробности жизни и судьбы героя, детали его портрета, речи, связанных с ним пейзажей и интерьеров, понимать авторское отношение к персонажу, видеть динамику развития его образа, изменения в его характере и поступках);   МОУ

2) ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ.

  • — нужно выбрать такого персонажа, жизнь и поступки которого связаны с формулировкой темы, а также хорошо знать подробности жизни и судьбы героя, детали его портрета, речи, связанных с ним пейзажей и интерьеров, понимать авторское отношение к персонажу, видеть динамику развития его образа, изменения в его характере и поступках);

МОУ «СОШ» с. Корткерос

3) АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ     (литературный материал можно привлечь  в форме размышлений о проблемах художественного произведения, связанных с формулировкой темы)  - важно подобрать для аргументации такое произведение, где можно выделить проблемы, созвучные теме. Нужно вначале сформулировать главную проблему, т.е. выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения, а затем обозначить более частные вопросы и соотнести их с проблемами, поставленными в произведении);   МОУ

3) АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  •   (литературный материал можно привлечь  в форме размышлений о проблемах художественного произведения, связанных с формулировкой темы) — важно подобрать для аргументации такое произведение, где можно выделить проблемы, созвучные теме. Нужно вначале сформулировать главную проблему, т.е. выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения, а затем обозначить более частные вопросы и соотнести их с проблемами, поставленными в произведении);

МОУ «СОШ» с. Корткерос

4) ОБРАЩЕНИЕ К СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ   - из системы образов должны быть выбраны главные или второстепенные герои, характеризуя которых, выпускник сможет обосновать свою позицию, размышления о них нужно строить в контексте темы сочинения;  -пересказ фрагментов, связанных с поступками героев, обязательно должен сопровождаться оценками и комментариями в русле темы);   МОУ

4) ОБРАЩЕНИЕ К СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • — из системы образов должны быть выбраны главные или второстепенные герои, характеризуя которых, выпускник сможет обосновать свою позицию, размышления о них нужно строить в контексте темы сочинения; -пересказ фрагментов, связанных с поступками героев, обязательно должен сопровождаться оценками и комментариями в русле темы);

МОУ «СОШ» с. Корткерос

5) СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ И ФРАГМЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ   - в итоговом сочинении достаточно обратиться всего к одному произведению, но при желании можно сопоставить эпизоды или персонажей разных произведений  - не следует выбирать такие книги, в которых героев и события трудно сопоставить по сходству или различию в ракурсе темы;     МОУ

5) СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ И ФРАГМЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  • — в итоговом сочинении достаточно обратиться всего к одному произведению, но при желании можно сопоставить эпизоды или персонажей разных произведений — не следует выбирать такие книги, в которых героев и события трудно сопоставить по сходству или различию в ракурсе темы;

МОУ «СОШ» с. Корткерос

5) СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ И ФРАГМЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ   - нельзя только упоминать героев или эпизоды, не демонстрируя знания текста и не аргументируя выдвинутых тезисов;   - размышления о героях и событиях разных произведений не должны вестись изолированно, нужно обязательно найти основания для их сопоставления)  МОУ

5) СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ И ФРАГМЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  • — нельзя только упоминать героев или эпизоды, не демонстрируя знания текста и не аргументируя выдвинутых тезисов; — размышления о героях и событиях разных произведений не должны вестись изолированно, нужно обязательно найти основания для их сопоставления)

МОУ «СОШ» с. Корткерос

 Успехов на экзамене!!!  Успехов на экзамене!!! МОУ

Успехов на экзамене!!!

  • Успехов на экзамене!!!

МОУ «СОШ» с. Корткерос

  • Образ царевны лебедь в сказке о царе салтане 3 класс
  • Общеупотребительные слова характеризуются своего рода прозрачностью сочинение на тему
  • Образ царевича елисея в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Обществознание 7 класс сочинение на тему экономика семьи
  • Образ христа в поэме блока двенадцать сочинение