Обломов гончарова и обломов михалкова сочинение

Сочинение на тему: “Обломов”

Иван Александрович Гончаров написал роман “Обломов” в 1859 году. Это произведение сразу же привлекло внимание критиков. Роман является одним из популярных классических произведений русской литературы.
Главный герой – Илья Ильич Обломов, дворянин, умный, интеллигентный человек и патриот. Автор подробно описывает своего героя: “Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи”. Илья Ильич, не смотря на свое образование, не плохое жизненное положение совсем не хочет действовать, жить, развиваться дальше. Он честен, добр и доверчив, им не обладают какие-либо корыстные цели и желания.

Но его жизнь скучна и однообразна, ведь он совсем не стремится жить. Безвольный и ленивый герой, проживает свою жизнь впустую и не использует всяческие возможности для украшения и развития своей жизни.
Жизнь Ильи Ильича Обломова с самого его рождения была беззаботной и спокойной. Ее описание мы можем увидеть в сне главного героя. Обломов в своем сне мысленно переносится в детство, в деревню, где он жил со своими родителями. Жизнь в деревне была размеренной, спокойной и ни к чему не обязывала Обломова.

Он проживал неторопливое, спокойное, но ленивое детство. Основные слова в описании детства Обломова автор часто использует такие слова, как “сон”, “молчание”, “покой”, “тишина” и так далее. Именно эти слова передают атмосферу, которая царила в доме Обломовых, а после и перенеслась в жизнь самого Ильи Ильича.
Илья Ильи был воспитан как настоящий барин, знатный и богатый, у которого нет никаких обязанностей. Он не заботится и завтрашнем дне и живет ради своего удовольствия.
Заставить главного героя жить активно и наслаждаться каждым моментом, не может даже любовь. Искренние и настоящие чувства Ольги Ильинской не заставили его задуматься о смысле существования. Илья Ильич даже в любви не может быть счастлив, он считает, что все чувства это просто школа жизни, ищет в себе несовершенства.

И именно из-за этой жизненной позиции он теряет Ольгу и остается с Агафьей Матвеевной.
Можно сделать вывод, что герой, не умеющий “жить”, радоваться каждому дню. Он придерживается старых обычаев и традиций и поэтому так и не узнает настоящего счастья.

Loading…

Сочинение на тему: “Обломов”

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гончаров
  4. По роману Обломов

Сочинение по роману Обломов Гончарова

Роман «Обломов», опубликованный в 1859 году, привлекал внимание читателей не только в те времена, но он не чужд и для современных читателей. Видимо, Гончаров изобразил в этом романе ту среду, которую видел с самого рождения. Главный герой нашей истории — это Обломов Илья Ильич, человек лет тридцати двух, имеющий средний рост и приятную внешность. У него темно-серые глаза и они абсолютно безыдейные, а в выражении его лица мы ни разу не наблюдали хоть какую-то сосредоточенность. Суть романа – это жизненный цикл Ильи Ильича. И основной темой является жизненный стиль Обломова, а, то есть, его апатичность, пассивность, нежелание видеть действительность, абсолютное нежелание трудиться и бездействие. И такое поведение назвали «обломовщиной». Наверняка, такое поведение господствовало в то время. Сам Гончаров раскрывает это понятия через жизнь Ильи Ильича, где он всё свое время проводит лёжа на диване, мечтает, строит разные планы.

Важную роль в становлении характера Обломова сыграло его воспитание и обстановка, где он вырос.

Место рождения Ильи Ильича – это некий уголок земли, где господствовали мир, уют, покой. В его имении обязательно присутствовал дневной сон. Вот в такой обстановке воспитывался Обломов, осыпаемый похвалами от нянек, лаской и заботой от матери. Самостоятельные труды ему были запрещены, запрещалось даже убегать куда-то. В итоге, Илюша в четырнадцать лет не может надеть одежду сам.

Итак, исходя из описания взросления Обломова, можно понять откуда возник его идеал жизни. Повзрослевший Илья мечтает очень по-детски. Когда он мечтал, он ощущал спокойствие, какую-то стабильность. Также и мечтал он о любимой женщине, которая своими качествами должна была напоминать ему маму, такую же любящую заботливую, принимающую полностью участие в его жизни. Когда много мечтаешь – отрываешься от настоящей, действительной жизни. Что и случилось с нашим главным персонажем, погрузившимся в свои грёзы. И поэтому реальный мир Обломов не мог принять. Осталась в нем так же и привычка, которая привела его к нравственному рабству. Привычка эта – полагаться всегда на других, которые выполняли его желания.

В 32 года Обломов становится невероятно бездейственным существом, который всё время проводит в квартире на Гороховой улице, лежит в своем халате на диване. Видимо, он не понимает зачем ему что-то нужно делать, ведь доходы у него имеются. Их приносит ему его имение. Потихоньку он рвет связь со всем: со службой, обществом. Всё, что необходимо для жизни – это любимый халат с диваном. Конечно редко он пытался занять себя чтением, но эти попытки были для него утомительными. Но ведь автор столько раз подчеркивал в нем много положительных качеств! Например, честность, ум, гуманность и даже когда-то существовали в нем глубокие идеалы. Когда-то он учил математику, английский язык, мечтал служить родине. Но вся описанная обстановка убила в нём все эти детские порывы.

2 вариант

Роман Гончарова начинается со слов описания внешности Обломова.

С самого начала, перед нами встает образ ленивого, в чем-то апатичного и равнодушного человека. Он мечтатель, может целыми днями лежать на кровати и ничего не делать. Обломов предстает перед глазами неким бездельником и неспособным вносить изменения в окружающий мир. Но это не так.

Все повествование Гончарова строится на беседах посетителей и самого Обломова.

Первыми гостем Обломова стал Волков. Обломов не повел глаза. Волков – педант, молодой, успешен у дам и на первый взгляд вызывает доброту. Обломов даже не разрешил подойти близко, ибо от гостя веет холодом. Волков пытается пригласить Обломова на обед или в Екатерингоф, но Обломов не видя смысла в этом, категорично отвечает — нет.

После ухода гостя, Илья перевернулся на спину и думает о Волкове. Вдруг, его размышления прервались. К Илье Ильичу пришел Судьбинский. Судьбинский не медлит и предложил обед с Мирашиными. Обломов тоже отказывается.

Следующим посетителем стал Пенкин. Пенкин отметил Обломова, как беззаботного ленивца. Они начали обсуждать рассказ «Любовь взяточника к падшей женщине», но очень быстро Обломов впадает в гнев. В рассказе происходит высмеивание падшего человека, презрение к нему. Обломов против этого, ведь любой человек имеет право жить и существовать, потому что прежде всего это человек.

Обломов, еще раз повторяясь – мечтатель. Его полная сущность раскрывается через любовь. Обломов любит Ольгу Ильинскую. Ради неё он начал читать, меняться и не прекращает мечтать о счастливой семейной жизни вместе с ней. Понимая, что расти до уровня Ольги ему еще очень долго Обломов убивает в себе многие чувства и осознавая, что не создан для неё решает прекратить с этим. Обломов прекрасно понимает, что всего того о чем мечтает. Он понимает, что не будет той долгожданной счастливой жизни, не осуществятся те мечты о любви. С Ильинской пришлось закончить.

Спустя некоторое время, у Обломова сложились отношения с Пшенициной. Они построены на уважении и любви. Именно в этих отношениях Обломов приобрел те ощущения, о которых он мечтал.

Одно можно сказать точно! Отношение к Илье Ильичу Обломову не может быть однозначным. Обломов – уникальная личность. С первого взгляда, Обломов — ленивый и равнодушный. С другого взгляда, он очень чуткий и понимает глубокую психологию людей. Он способен любить и способен понимать несовместимость людей друг с другом.

В заключение, в характере Обломова собраны многие черты характеров различных людей.

Сочинение по произведению

Можно сказать, что в Илье Ильиче Обломове заключена вся суть тлетворного влияния среды помещиков и дворян. По сути своей, он был человеком неглупым, но однажды наступил момент, когда он заразился той самой «господствующей болезнью», которой были заражены помещики не только в описанной автором Обломовке, но и в других волостях да губерниях.

В чем же суть «обломовщины»? Гончаров показывает ее во всей красе в облике своего, лежащего на диване и не пытающегося что-либо менять, персонажа. Но, на самом деле, Обломов не просто лежит… Он размышляет… Только вот результат своей деятельности Илья Ильич собирается воплощать «когда-нибудь потом», «завтра».

На самом деле, это и смешно, и страшно. Над Обломовым возникает черная туча из нерешенных проблем, а он не собирается покидать жилища. Мало того, ему даже становится непонятна суета его гостей, которые регулярно наносят визиты и пытаются «выманить» его из дома под любимыми возможными предлогами, он отнекивается и считает это ненужным. На самом же деле, Обломов боится – ведь он отвык от жизни.

Именно традиционный полуденный барский сон, к которому приучили Илью в детстве и стал началом этой деградации личности. Конечно же, его постоянно жалели (как и всех детей такого круга), не давали сделать лишнее движение, опекали от самостоятельности.

Вот таким он и вырос – неприспособленным к жизни и даже жалким. Ведь с 14-ти лет Илья Ильич даже не одевался самостоятельно. Наверняка, к 30-ти он разучился это делать.

Постоянный эгоизм, лень, удовлетворение низменных потребностей сделали из человека раба. С каждым годом апатия преобладала – от работы Илья Ильич отказался, фальсифицировав справку о болезни, и не выходил из дома, влача инертное существование.

Кстати, подобная манера времяпрепровождения порой раздражает даже Захара – несмотря на то, что слуга предан своему хозяину. Так и «долежался» Обломов до того, что ему все наскучило да опостылело. Презрел он людскую муравьиную работу и постоянную суету, лишенную смысла. Но на самом деле, смысла было лишено лишь одно – его жалкое существование.

К слову, «обломовщина» наблюдалась и задолго после отмены крепостного права. Следовательно, подобный уклад успел войти в привычку не только Ильи Ильича, но и целой череды поколений. Она передавалась по наследству и активно разлагала и развращала общество, тем самым подрывая как авторитет страны, так и авторитет личности.

10 класс

По роману Обломов

По роману Обломов

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Счастливая жизнь

    Что такое счастье? Кто может дать на него точный ответ? Вряд ли найдется тот, кто знает этому точное определение. Наша жизнь подобна морю, — то спокойное, то наоборот, — слишком бурное

  • Сочинение Искусство есть посредник того, что нельзя высказать

    Искусство есть посредник того, что нельзя высказать. Я думаю, что мало кто может опровергнуть эту фразу. Действительно, с помощью искусства человек может высказать то, что не может высказать

  • Русский национальный характер в рассказе Левша Лескова

    Левша – повесть Николая Лескова, вышедшая в 1881 году. Главный герой – тульский умелец и самоучка левша. События, описываемые автором, тесно пересекаются с реальными

  • Сочинение Жертвы темного царства в пьесе Гроза

    Пьеса Островского «Гроза» никого не сможет оставить равнодушным. Это действительно, трагическое произведение в котором читатель легко может проследить за ходом событий и всеми вытекающими последствиями.

  • Сочинение по произведению Маленький принц 6 класс

    Произведение Сент-Экзюпери «Маленький принц» по праву считается одной из самых искренних историй. Интересно, как некоторые литературоведы связывают особое видение мира писателя с его профессией

На чтение 7 мин. Опубликовано 13.11.2020

Произведение И. А. Гончарова «Обломов» вышло в свет в 1859 году. Автор затронул множество социальных вопросов, некоторые из них актуальны до сих пор. Основная общественная проблема того периода — нежелание дворянства принимать новые правила и меняться. Обломов и обломовщина в романе Гончарова играют важную роль, которая заключается в том, чтобы показать неидеальный мир и проблемы разных слоев населения.

Содержание

  1. Анализ произведения
  2. Происхождение термина
  3. Обстановка в Обломовке
  4. Примеры сочинений
  5. Первый вариант
  6. Другой образец

Анализ произведения

Главный герой в произведении не хотел менять свою жизнь, медленно деградировал. Автор показал явление, которое породило этого персонажа, — обломовщину.

Происхождение термина

Гончаров впервые ввел новое понятие для русской литературы — обломовщина — в романе «Обломов». Этим термином он обозначил особую социальную тенденцию, характерную для русского народа. Слово «обломовщина» означало безволие, апатию, лень и чрезмерную мечтательность, когда иллюзии полностью заменяют реальность, что приводит к деградации личности.

Обломов и обломовщина в романе гончарова

Корни этого понятия пошли от имени главного героя — Облома Ильи Ильича и названия деревни, где он вырос. Обломовка была средоточием всего того, что привело к медленному угасанию главного героя как личности.

Изображение Ильи Ильича и обломовщины отражает постепенное изменение человека, в ходе чего у него возникают неестественные ценности и желания. В его представлении формируется ложный смысл жизни, что приводит к страху перед реальным миром.

Обстановка в Обломовке

Главный герой родился и провел свое детство в далекой, можно сказать оторванной от реального мира и центра России деревне — Обломовке. Она находилась в спокойной местности, с умеренным климатом без сильных дождей, ветров, а также бушующего моря. Деревня располагалась на холмах, ее характеризует следующая цитата: «сулило покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

В Обломовке все шло своим чередом, по привычному укладу, не меняясь долгие годы. В таких условиях выросли Илья Ильич и обломовцы. Они были ограждены даже природой от всяких невзгод, неприятностей и переживаний.

Народ в деревне жил от обряда к обряду, а именно в такой последовательности:

Что такое обломовщина сочинение

  • рождение;
  • свадьба;
  • похороны.

Умиротворяющая обстановка усмиряла их нрав. Это приводило к тому, что люди становились тихими, спокойными, безобидными и равнодушными ко всему. В деревне не происходило ничего, а самым страшным преступлением была кража овощей и круп.

Однажды жители обнаружили труп человека из соседней деревни, но сразу решили забыть об этом, ведь жизнь других общин их не касалась, соответственно покойник — не их забота. Когда им пришло письмо с описанием рецепта пива, обломовцы не хотели его открывать, так как боялись недобрых вестей, которые нарушат их привычный уклад.

Жителей нельзя было назвать трудолюбивыми и усердными, они считали трудовую деятельность повинностью, пытались сделать все быстро, чтобы поскорее освободиться от дела, ну или переложить его на плечи другого.

Примеры сочинений

Ознакомление с понятием «обломовщина» и образом жизни жителей деревни Обломовка поможет написать сочинение «Что такое обломовщина». В нем необходимо соблюдать композицию, которая состоит из вступления, основной и заключительной частей.

Первый вариант

Автор затронул важную проблему, характерную для общества XIX века. Дворянский класс застрял в пороках крепостного права, вел праздную жизнь. На примере главного героя произведения «Обломов» Гончаров описал кризис личности, который возник из-за отсутствия мотивации.

Обломов и обломовщина

Обломов не желал что-либо делать. Большую часть времени пребывал в мечтах и грезах. Он представлял, как изменит жизнь крестьян, какие новшества внесет в жизнь деревни. А также Илья Ильич создал мысленный идеал будущей жены. Вот почему имя главного героя стало нарицательным, что означало нежелание что-либо делать.

Жители Обломовки не искали смысла жизни. Они вели беззаботный образ существования, ленились, имели пустые мечты. Такая жизнь постепенно вела их медленной деградации. Обломов хотел бы измениться, но усилий для этого не прикладывает. Он не совершает никаких поступков, поэтому ничего и не меняется. За него все делает его слуга Захар, такой же ленивый и апатичный. Обломовцы доживают свой век, не терпят перемен. Вот что такое обломовщина.

Илью Ильича пытались изменить, но без его самостоятельного осознанного решения это было невозможно. Об Обломове заботились два человека, которые были полной его противоположностью, ими были следующие лица:

Сочинение на тему что такое обломовщина

  • лучший друг Андрей Штольц, который самым первым произносит понятие «обломовщина» к Илье Ильичу;
  • возлюбленная Ольга Ильинская.

Можно сказать, Обломов и жители Обломовки различались тем, что Илья хотя бы попытался что-то сделать, пусть ничего и не вышло. После неудачной попытки он вернулся к прежнему бездельному существованию.

В сочинении хочу сделать такой вывод, что жителей Обломовки настиг кризис, так как они не понимали смысла своего бытия, ни к чему не стремились, кроме праздности и беззаботности, это и погубило их. Обломовщина — это проблема не одного человека, а знамение времени, которое имеет свои признаки, утопия.

В наши дни фантазии о лучшей жизни тоже актуальны. Люди мечтают, но большинство ничего не предпринимает, чтобы измениться. В лучшем случае многие только ставят цели, но достигают их лишь единицы.

Другой образец

Илья Ильич Обломов большую часть своей жизни пролежал на диване, мечтая о том, как он изменится. Это ленивый и безвольный человек. У него нет смысла жизни, что делает его лишним в обществе. Такие люди не могут принять новые общественные правила и устои. Праздный и спокойный образ жизни — вот что для них важно. Обломовцы не понимают, что достижение этой цели приведет их к деградации, ведь это ложный путь.

В доме у Обломова царит хаос и беспорядок. Его ничто не способно вдохновить. Главный герой носит старый и засаленный халат, можно сказать, что в доме он сам является деталью.

Сочинение на тему что такое обломовщина

В своем сочинении на тему «Что такое обломовщина в „Обломове“» хочу дать определение этому понятию: это социальное явление, характерное для неряшливых людей, которые предаются лени, ведут отрешенный образ жизни, заменяют реальность мечтами. Можно сказать, что это тип опасный и «ядовитый» жизнедеятельности, который разрушает личность, духовный мир, способен сгубить человека.

На примере главного героя и жителей деревни автор показал, что это понятие характерно не только одной личности, но и целому социальному классу. Гончаров писал свою книгу в сложные времена. В обществе происходили изменения, часть людей принимали новшества, а остальные не могли приспособиться, к ним относятся обломовцы. Они сопротивлялись переменам, держались за старые взгляды, соблюдали свои обычаи и обряды, отчего и отрицали важность образования и труда.

На основании своего рассуждения, думаю, из-за того, что Обломов вырос среди таких людей, он не смог измениться, когда встретил Ольгу Ильинскую. В тот момент Илья Ильич уже сформировался как личность, поэтому ему было не под силу переменить себя. Семья передала ему свои ценности, которых он и держался. Ольга хотела сделать его живым и активным, но ей так и не удалось избавить мужчину от равнодушия к жизни. Девушка осуждала Обломова за пассивность, лень, неряшливость и отсутствие желания бороться за свое будущее.

Обломов фильм

Если кратко, то в итоге Илья выбрал в жены полную противоположность Ильинской, причиной стало его желание вести спокойную жизнь. После переезда на Выборгскую сторону он обрел то, к чему стремился.

Считаю, что понятие «обломовщина» — ведущая тема в романе, актуальная и сегодня. В современном мире многие люди также считают работу повинностью, с радостью ждут наступления пятницы, когда можно будет не работать.

Они мечтают, планируют, но так ничего и не делают. Большинство имитирует бурную деятельность, но если разобраться, конкретных изменений не происходит.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • Смысл жизни Обломова

Илья Ильич Обломов, главный герой романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов», является очень любопытным персонажем. Его стиль жизни напоминает реку, вяло текущую в каком-то тенистом парке – спокойный, размеренный, пассивный и очень медлительный. В жизнь Обломова нет места суете или спешке, и практически каждый день герой проводит на любимом диване. Однако в чём же заключается смысл его жизни? Ответ на этот вопрос Гончаров раскрывает на протяжении всего произведения.

С самого детства Обломов не был приучен ни к упорному труду, ни к тяжёлой учёбе. Его родители поощряли некую несамостоятельность и пассивность в детях, поэтому маленький Илюша практически ничего не мог сделать самостоятельно – ни одеться, ни принять решение. Впрочем, что-то остаётся вечным, и даже в сознательные годы Обломов не очень сильно изменился.

Однако невозможно не заметить то, что Обломов, по своей сути, является очень и очень хорошим человеком. У него доброе сердце, он способен проявлять милосердие и сочувствие к другим людям, да и собеседником Илья Ильич является замечательным. Его основная проблема заключается в том, что он так и не повзрослел, навечно оставшись маленьким инфантильным мальчиком где-то там, в самой глубине своей души. Обломова не интересует ни карьерный рост, ни заработок денег, ни самореализация на каком-то поприще, вся его жизнь протекает в мечтах и фантазиях.

На мой взгляд, проблема так называемой «обломовщины» знакома каждому человеку. Желание ничего не делать рано или поздно настигает любого из нас, однако если это состояние становится естественным для человека, наступает кризис личности, ведь без постоянного саморазвития мы деградируем, перестаём развиваться и в итоге просто приходим к бессмысленному и апатичному существованию, которое сложно назвать жизнью.

Я полагаю, что на примере Ильи Ильича Гончаров стремился показать читателям, как человек с изначально хорошими данными, добрым сердцем и светлой душой может практически бессмысленно проживать свою жизнь из-за неспособности принимать решения, отвечать за свои поступки, дисциплинировать себя, да и попросту банально не желая взрослеть и лицом к лицу сталкиваться с реальностью, которая иногда может быть жестокой. Необходимо уметь находить внутренний баланс между тем, что делать необходимо и тем, что делать хочется, и только тогда человек сможет стать по-настоящему гармоничной личностью.

Гости Обломова

На протяжении романа к Обломову приходит немного гостей. Все они разные по натуре, внешности и возрасту. Чаще и усерднее приходят к Илье Ильичу Алексеев и Тарантьев. Это на первый взгляд два противоположных персонажа: шумный и тихий, грубый и робкий, наглый и кроткий. Но на самом деле в них много общего: неумение строить карьеру, желание поесть за счет других.

Остальные гости были нечастыми посетителями Ильи. Их заносили к нему случайные обстоятельства. Они залетали на минуту и, не видя смысла в общении, быстро покидали неуютный дом. Такие гости понимали, что не могут отплатить взаимностью хозяину, сообщали какую-нибудь не очень важную новость и уходили. Приятели были раздражением в жизни Обломова. Они пытались вернуть его к бурной и кипучей жизни, но взгляды их не совпадали. Обломову они все больше становились не по душе. Он отталкивал их, не желая даже нелепых дружеских соприкосновений. От них тянуло холодом с улицы, причем это был холод не только в прямом смысле слова, но и в переносном.

Смысл жизни Обломова

Иван Александрович Гончаров-это не только русский писатель, чьи произведения актуальные и сейчас, но также и литературный критик. Например, его роман «Обломов» вызывает определенные эмоции у разных поколений, заставляя их в кои-то веки подумать о смысле своей жизни. В произведении присутствует контраст, в качестве которого выступают два героя — это Обломов и Штольц.

Илья Ильич Обломов рос в лени и бездействии. Сам по себе, он был очень активным и интересующимся ребенком. Однако родители, постоянно сдерживающие порывы маленького Обломова, тем самым привили ему безразличие ко всему, что его окружало уже во взрослой жизни. Илья Ильич привык прятаться за этой стеной консерватизма от любых ситуаций и происшествий, которые появлялись вокруг него. Он отвергал всё, что не вписывалось в его размеренный и ленивый образ жизни. Хотя он даже служил когда-то, однако, в карьере служащего он не преуспел, так как Обломову было сложно постоянно быть занятым каким-то делом. И вот он выбирает для себя участь, запертого в четырёх стенах человека, убеждая себя и окружающих, что это всё что ему нужно от жизни.

Полной противоположностью главному герою выступает Андрей Иванович Штольц. Он активный, амбициозный человек, готовый ринуться куда угодно позову друга и даже врага. Штольца родители воспитали как трудолюбивого ребёнка, которому чуждо лениться и просто так просиживать в своей комнате, духовно не обогащаясь. Однако, в его жизни были проблемы с пониманием своего места в жизни. Андрей не способен жить настоящим, он постоянно что-то планирует и никак не может остановиться. Он не живет моментом а лишь загадывает, что же будет потом. Он видит смысл жизни лишь в своем саморазвитие, но, как правило, это не всегда приносит одни лишь радости.

Автор романа не отвечает, что же является смыслом жизни или как же его найти, ведь даже его герои не смогли этого сделать. Они потеряли этот смысл, обрекая себя не на жизнь, а лишь на существование. Тем самым, он взывает к своим читателям, чтобы они не совершили таких ошибок, как герои этого произведения.

10 класс

Волков

Жизнерадостный молодой человек беспечен и весел. Он делится с Ильей последними новостями, хвастается новыми вещами. Гость – модник, любящий щегольнут одеждой из последних коллекций. У него красивая прическа. Жизнь Волкова – бурный праздник. Он успевает за один день посетить 10 разных мест:

«В десять мест в один день – несчастный!».

Волков пытается изменить у Обломова отношение к женщинам. Мысли, а не влюбиться ли, посетили хозяина и тут же растаяли. Насыщенная жизнь не вызвала у Ильи зависти. Он посчитал, что его уравновешенный и спокойный образ жизни, лучше.

Критика

Валентин Михалкович: «Герой фильма – не Обломов в расхожем представлении, не добролюбовский «лишний человек»; на него будто наслоились явления культуры – и отечественной, и европейской, возникшие после публикации романа, порой – вообще злободневные. Михалков открещивался в печатных выступлениях от добролюбовской традиции, «переводя стрелку» на иной курс: «нам хотелось.. повести разговор не об опасности обломовщины, а об опасности… штольцевщины, о прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность».

Судьбинский

Гость – бывший коллега Обломова, они вместе служили в канцелярии. Судьбинский имеет говорящую фамилию. Он строитель своей судьбы: делает карьеру, стремится к повышениям, получает награды. Судьбинский пришел проведать друга, позвать его в съездить вместе с ним в Екатерингоф. Рассказ о делах по службе не вызвал интереса у Обломова. Он рад тому, что ему не нужно, как гостю увязать по уши в карьерной «возне». В разговоре друзей поднимается тема сущности человека, которая уходит на задний план, оставляя на поверхности стремление к чинам и выслуживанию. Хороший заработок и вечная занятость – то, к чему хотел призвать Судьбинский сослуживца.

Авторы о фильме

Никита Михалков: «…Есть ли смысл сегодня возвращаться к разговору об обломовщине, которая давно и справедливо осуждена и все, что можно было сказать о ней, уже сказано. Потому-то нам хотелось подойти к существу романа с несколько иной стороны, повести разговор не об опасности обломовщины, а об опасности, если можно так выразиться, штольцевщины, о прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность…»

Александр Адабашьян: «Много лет мы снимали фильмы одной компанией — Михалков, оператор Павел Лебешев, художники Саша Самулекин и я, композитор Эдуард Артемьев, артисты Елена Соловей, Юрий Богатырев и другие. Не менялись даже водитель и кладовщик. Была такая общность, почти семья… Никита обожал снимать Богатырева. Он начал снимать того еще студентом и считал, можно сказать, своим талисманом… В фильме «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Юра неожиданно для всех переродился в абсолютного своего антипода Штольца. Он стал и говорить, и двигаться по-другому. В нем появилась какая-то резкость даже в повседневной жизни…

… Андрей Попов, игравший у нас лакея Захара в «Обломове…», все отказывался бриться налысо, что было необходимо, потому что монтюр — накладная лысина — в кино всегда заметен. А Попов — замечательно красивый, высокий, с благородной сединой, с чудным бархатным голосом, он вечно играл деятелей культуры, профессоров, депутатов Верховного Совета, героев соцтруда… И вдруг такое предложение.

Мы думали, что он откажется играть характерную роль, но он с восторгом, как всякий настоящий артист, схватился за новую для себя работу! Вот только бриться не желал. Тогда Никита подбил нас с ассистентом по актерам Сережей Артамоновым на авантюру. Велел гримерше Ире взять тайком с собой машинку для стрижки волос и бритву. И вот Попов у нее гримируется, и тут открывается дверь, входим мы: Никита, Сережа и я, все трое бритые наголо. Попов нас увидел и тяжело вздохнул. Говорит Ире: «Ладно, пойдем бриться». А она: «Не надо, у меня все с собой». И не успел он опомниться, достала машинку…»

Елена Соловей: «Он чрезвычайно доброжелательный режиссер, меня всегда привлекало его стремление к гармонии взаимоотношений с актерами…

…Как-то у меня не ладилась работа в «Обломове», сняли сцену, а я была недовольна, подошла к Михалкову и сказала: «Мне кажется, сцена не получилась: плохо сыграла». Он ответил: «Ну хорошо, посмотрим на экране», понимая, что дело это деликатное, непростое, и я могу ошибиться, и он. Мы смотрим. Если он соглашается, что сцена получилась неубедительной, она переснимается (такое у нас бывало не раз). Но если она полностью отвечает его художественному замыслу, концепции, то он как автор волен все оставить как есть. Он имеет на это полное право.[…]»

(«Такое встречается не часто. Никита Михалков». Сб. М., 1989).

Пенкин

С предложением поехать в Екатерингоф, пришел к Обломову молодой писатель Пенкин. Но до произнесения цели визита гость рассказал о своей статье, о литературе в целом. Он взбудоражил Илью мыслями о падших людях и изменениях в обществе. Илья даже вскочил с удобной кровати, но это был минутный всплеск. Писать даже ночью — это уж слишком неправильно. Продавать свои мысли – тоже абсурдно. Пенкин сравним у Обломова с машиной, которая крутится, не останавливаясь, каждый день. Жизнь без сна и отдыха — у Ильи Ильича синоним несчастного существования.

Контекст

Михаил Пришвин: «Обломов». В этом романе внутренне прославляется русская лень и внешне она же порицается изображением мертводеятельных людей (Ольги и Штольца). Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя. Антипод Обломова не Штольц, а максималист, с которым Обломов действительно мог бы дружить, спорить по существу и как бы сливаться временами, как слито это в Илье Муромце: сидел, сидел и вдруг пошел, да как пошел! Вне обломовщины и максимализма не было морального существования в России»

— 1979 году, в двухмесячном перерыве между летними и зимними съемками «Обломова» Никита Михалков, чтобы не распускать группу, снял лирическую драму «Пять вечеров» (по мотивам одноименной пьесы Александра Володина).

Урок по литературе «Один день из жизни Ильи Ильича Обломова. «Парад знакомых» Обломова.

Тема урока:

«Один день из жизни Ильи Ильича Обломова.«Парад знакомых» Обломова».

Количество часов:

2 часа.

Цели урока:

образовательные:

сформировать умение анализировать художественный текст; определить жанр произведения; выявить особенности художественной манеры И.А.Гончарова; определить роль детали в характеристике образа Обломова; определить роль главы про посетителей главного героя;

развивающие:

развивать образное мышление учащихся через эмоциональное восприятие текста, развивать творческие способности школьников;

воспитательные:

воспитывать нравственные черты характера: душевность, доброту, трудолюбие, неприятие лени.

Тип урока:

Урок анализа произведения.

Оборудование:

учебник с текстом.

Ход урока:

I. Организационный момент (3 мин.)

— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы начнем знакомство с романом И.А.Гончарова «Обломов». Тема нашего урока: «Один день из жизни Ильи Ильича Обломова. «Парад знакомых» Обломова». Мы попробуем выявить особенности художественной манеры писателя, определить роль детали в характеристике образа Обломова, выявить противоречия в характере главного героя. Запишите в свои тетради эпиграф к уроку:

«Родов дряхлеющих обломок

(И по несчастью не один)

Бояр старинных я потомок…»

А.С.Пушкин

В конце урока мы вернемся к словам А.С.Пушкина и попытаемся понять, почему именно данные слова взяты в качестве эпиграфа к уроку, являются ли они объяснением причин апатичной жизни главного героя произведения.

I. Вступительное слово учителя. Создание мотивации и эмоционального настроя на анализ произведения (3мин)

(Вступительное слово учителя об истории создания романа Гончарова «Обломов». Дети внимательно слушают сообщение учителя, отвечают на вопросы с целью определения жанра произведения.)

Замечательное творение И.А.Гончарова «Обломов» вышло в свет в 1859 году. Первоначально Гончаров печатает в 1849 «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа» в журнале «Современник». Гончаров хотел продолжить работу, но «все выходило длинно, тяжело, необработанно, все в виде материала». Активная работа над романом началась в 1857 году, когда Гончаров приезжает в Мариенбад. «Постепенный упадок сил, апатия и угрюмость оставляют писателя, и происходит то, что позже назовут «мариенбадским чудом». Буквально за семь недель было создано почти все произведение.

Каков жанр произведения?

(роман)

Назовите признаки романа.

(описывает широкий круг событий и жизненных явлений, показанных в развитии)

Перед нами не просто роман, а роман-монография. Гончаров имел в виду свой замысел написать историю жизни одного человека, представить глубокое психологическое исследование отдельной биографии. Это на редкость центростремительное произведение. К центру – главному герою – стягиваются все сюжетные линии, к нему обращены характеристики других персонажей. Илья Ильич Обломов – средоточие идеи романа, в нем «душа» книги. Понять эту «душу» — значит «разгадать лучшее создание Гончарова, познать идейную сущность произведения.

II. Первичное восприятие романа (5мин)

(Цель: определить сюжетно-композиционные особенности романа, выявить первичное впечатление о герое.

Учитель задает вопросы на выявление первичного впечатления о герое, а учащиеся отвечают на поставленные вопросы.)

Каковы композиционные особенности романа? Каков сюжет?

(роман содержит 4 части, 9 глава- единственная глава, которая имеет название; композиция – кольцевая (мы впервые видим героя, лежащего на диване, а в конце произведения он умирает, также не отходя от своего дивана. В первой части романа изображаются кажущиеся наиболее ясные черты его личности, посетители в доме Обломова, детство, первая часть заканчивается сном героя. Вторая и третья части – испытание дружбы и любви, раскрытие взаимоотношений со Штольцем и Ольгой Ильинской. Четвертая часть – жизнь на Выборгской стороне, взаимоотношения с Агафьей Пшеницыной, возвращение к прежней жизни, смерть Обломова.)

Какова роль первой части романа?

(первой части романа писатель отводил роль пролога, введения в роман. Здесь совершается как бы представление
героя читателю).
Каковы ваши первые впечатления о герое?

(ответы учащихся)

III. Работа с текстом художественного произведения
(58мин)
(Учитель задает вопросы и задания, акцентирующие внимание учащихся на эмоциональной тональности произведения, делает необходимые комментарии к ответам и репликам учащихся. Дети принимают активное участие в обсуждении вопросов, используют цитаты из текста для аргументации своей точки зрения.)

Обратимся же к роману и проследим, как автор постепенно, со всей полнотой раскрывает нам образ Ильи Ильича Обломова.

С чего начинает свое повествование Гончаров?

(с характеристики героя)

Прочитаем портретную характеристику героя (часть первая

,
глава 1).
(один из учеников читает портретную характеристику
героя)
Обратите внимание, что возраст героя неопределенный (32-33года). Почему автор делает акцент на этом?

(к этому возрасту уже следует чего-то добиться в жизни: иметь имение, жениться, построить карьеру; это время принятия ответственных решений)

А что имеет Обломов?

(ничего)

Найдите в характеристике героя ключевые слова, определяющие его особенности.

(беспечность, усталость, скука, мягкость, добряк, изнеженность, лень, апатия, «лежание»)

Гончаров указывает на черты обрюзглости, приобретенные к 30 годам от неподвижного образа жизни, на изнеженные руки, не привычные к труду, на пухлые плечи, не испытавшие тягот жизни. Одним словом, это изнеженная натура. Но на лице мысль как отражение умственной деятельности героя.

Что мы можем сказать о характере Обломова по его портрету?

(портрет противоречив:
с одной стороны — доброта, мягкость, душа, с другой — апатия, лень, отсутствие деятельности)
А не заложена ли эта противоречивость уже в самом имени героя?

Что символизирует фамилия героя Обломов?

(неудача, апатия, крушение планов, нежелание делать что-либо)

Какой смысл несет в себе имя Илья?

(Илья с древнееврейского означает «божья помощь». Илья – пророк, взятый живым на небо. Илья жил в царстве Аахава. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию.

Илья Ильич «Илья в квадрате» — достойный продолжатель родовых традиций. Настоящее и прошлое слились и перемешались).

Как вы думаете, давая своему герою имя Илья, соотносил ли его Гончаров с этими толкованиями?

(ответы учащихся)

Таким образом, противоречия проявляются уже в имени и фамилии персонажа. В имени – большие задатки, задатки в квадрате, сила, божественность. А фамилия сводит на нет все начинания, ломает, крушит личность.

Обратите внимание, как Гончаров заставляет нас принять своего героя таким, каким его изначально задумал. Писатель начинает с главного – с характеристики своего героя, а потом четко очерчивает пространственные границы вокруг него. Ответив на вопрос «кто?», он отвечает далее на вопрос «где?».

Каковы эти границы? Куда мы попадаем при чтении романа? В какой город? На какую улицу? В какой дом?

(«В Гороховой улице, в одном из больших домов, населения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.»)

Петербург – столица с яркими и замечательными архитектурными постройками, завораживающие своей красотой, огромное количество театров, кино, то есть город, где есть огромное количество возможностей.

Но что нас удивляет?

(удивляет то, что Обломов в этом столичном городе лежит на диване)

Гороховая улица – одна из главных улиц Петербурга, в ней жили представители высшей аристократии, которая вышла уже на покой (отставные чиновники, военные). Это респектабельный, но тихий район. Здесь живут люди, скопившие капитал, чтобы далее вести спокойную жизнь.

Гончаров использует здесь прием ступенчатого сужения образов. Сначала мы попадаем в Петербург, на одну из главных аристократических улиц столицы, затем в большой многонаселенный дом, наконец в квартиру и спальню главного героя.

Каким образом писателем сужаются пространственные границы вокруг Обломова?

(герой не выходит из дома, живет в одной комнате из трех, проводит практически весь день на диване)

Что тем самым хотел сказать нам писатель?

(автор указывает на самоограничение героя, добровольное затворничество, указывая тем самым на ограниченность натуры)

Как описывается обстановка его комнаты?

Прочитаем цитаты из текста(глава 1, часть первая)

(дети читают описание комнаты героя)

Что можно сказать о характере о образе жизни Обломова по обстановке в его квартире?

(комната вполне отвечает своему хозяину. Запустение, неуклюжесть и отсутствие видимости человеческого присутствия)

О чем символизирует закрытые занавеской окна?

(отгороженность от жизни, от внешнего мира)

Композиция, стиль, художественная манера Гончарова обнаруживает прямую зависимость от художественной манеры какого писателя? Образ какого героя напоминает нам образ Обломова?

(Гоголь «Мертвые души», Манилов)

Что сближает и разводит героев?

(Как и в главе о Манилове, вслед за портретом описывается обстановка его комнаты: личность раскрывается через вещи, ее окружающие. Кругом пыль, пожелтевшие газеты. У Манилова на столе книжка, которую он читал два года, с закладкой на четырнадцатой странице; страницы книги Обломова покрылись пылью и почернели. Мечты Манилова приземлены и в, конечном счете, все у него сводится к некоему материальному благу: к генеральским почестям, славе в обществе. А Обломов в своем воображении испытывал высокие помыслы, всеобщие человеческие скорби. Обломов убежден, что в реальном мире нельзя осуществить высокие мечты, найти высокие идеалы. А у Манилова все по-другому. Он как раз-то признает и даже высоко ценит светскую жизнь. И все-таки и тот и другой – бесплодные мечтатели.)

В русской литературе, изображая дворянина, писатели огромное внимание уделяли костюму героя. Вспомним Евгения Онегина (на нем панталоны, фрак, жилетка, как денди лондонский одет), рафинированного и утонченного Печорина, который, путешествуя, оставался в крахмальном белье. А Обломов? Во что он одет? На нем халат.

Гончаров в первой главе создает целую поэму халату Обломова. Эта деталь затем последовательно используется писателем.

Прочитайте описание халата. Как он характеризует своего владельца?

(предпочитает не переодеваться в течение дня без надобности, халат шелковый как показатель состоятельности героя; на нем нет ни одного шва, чтобы хозяин не чувствовал какой-либо стесненности в движениях)

Какой символический смысл несет в себе халат?

(символ покоя, лени; как отражение «Я» Обломова, его сущность)

Обратите внимание на положение домашних туфель героя. Опуская ноги на пол, он непременно попадал в них сразу.

Деталь – ведущий художественный прием; средство раскрытия характеристики персонажа.

Каковы временные границы вокруг главного героя в первой части?

(первая часть романа повествует об одном дне героя)

Почему автор выбрал именно этот день? Что происходит за это время?

(типичный день Обломова, ничем не примечательный, лишь приход посетителей да письмо от старосты нарушают привычный распорядок)

Парад гостей во второй главе – еще один прием раскрытия характера Обломова. Этот парад искусственен: гости сменяют друг друга в строгом порядке, а беседы Обломова с ними построены по единому плану. Появление гостей раздвигает пространственно-временные рамки романа и позволяет автору представить различные сферы Петербурга.

Перечислите посетителей Обломова.

(Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев)

Какой единый церемониал надлежало соблюсти гостям в доме Обломова?

(звонок в передней как сигнал к появлению гостя, приветствия, установление дистанции, приглашение Обломова на прогулку и его отказ, попытка Ильи Ильича рассказать о «двух несчастьях» каждому из посетителей и реакция на это последних, уход гостя и комментарии Обломова по факту визита)

Проанализируем
детали, характеризующие облик и суть деятельности каждого посетителя Обломова (часть первая, глава 2). В ходе анализа заполним таблицу:
Парад гостей.

Первым появляется у Обломова Волков. Какие детали, характеризующие облик и суть деятельности, отмечает И.А.Гончаров? Прочитаем.

(«блещущий здоровьем», «причесан и одет безукоризненно», «ослеплял свежестью лица, белья, перчаток, фрака» ,«изящная цепочка» ,«глянцевитая шляпа» ,«тончайший батистовый платок» , «визитная карточка с загнутым углом».
Волков бывает там, где весело, где собираются известные, модные люди в домах, где все обо всем говорят. Но поражает духовная нищета, бессмысленность такого ритма жизни. У него все дни заняты, все расписано, даже любовь с Лидинькой.)
Как Волков реагирует на попытку Ильи Ильича рассказать о «двух несчастьях»?

(не дает сказать ни слова, переводит разговор на интересующую его тему)

О чем это говорит?

(о его равнодушии к Илье Ильичу)

Почему Обломов считает Волкова несчастным?

(«В десять мест в один день – несчастный! И это жизнь! Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»)

В чем смысл жизни этого героя?

(светские вечера, светская жизнь)

Волков олицетворяет собой светский Петербург.

Следующий посетитель — это Судьбинский – бывший сослуживец Ильи Ильича.

К каким художественным деталям описания гостя прибегает писатель? Прочитаем.

(Чиновник, деловой человек, «начальник отделенья». Он измучен государственной службой, стремлением сделать карьеру. Снова Гончаров прибегает к художественной детали: «с сильно потертым лицом», «с утружденным, но покойно сознательным выражением в глазах» ,« Ни минуты нельзя располагать собой», «сколько дела — ужас», «меня очень ценят».)

Но за внешней суетой мы видим пустоту и ничтожность этой деятельности, называемой общественной. И дело не только в том, что он не умеет трудиться, а в том, что тупая тараканья погоня за чинами не дает ничего душе.

Какова его реакция на попытку Обломова рассказать о «двух несчастьях»?

(уходит от разговора)

Почему Обломов считает Судьбинского несчастным?

(«И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое… Несчастный!»)

Олицетворением чего является Судьбинский?

(олицетворение карьеризма)

Вслед за Судьбинским к Обломову приходит Пенкин – беллетрист, писатель, ратующий за реальное направление в литературе.

Как характеризует гостя писатель? Прочитаем.

(ответы учащихся)

Каковы темы его творчества? О чем они свидетельствуют?

(темы для творчества – пошлые и банальные. Даже названия свидетельствуют о примитивном уровне творчества «Любовь взяточника к падшей женщине».)

Как ведет себя Обломов при разговоре с Пенкиным?

(кричит, с жаром выступает, тема их разговора пробудила Обломова к спору; он встает ненадолго с дивана, но и здесь Обломов не видит души, духовных устремлений, а только пустую суету.)

Почему и его Обломов считает несчастным?

(«Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи. Менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться? И все писать, как колесо, как машина… Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!»)

(После заполнения таблицы учитель подводит итог, систематизируя полученные рассуждения и выводы по каждому из посетителей. Дети делают записи в тетради.)

Высказывание Обломова о гостях – последовательная критика неполного, узконаправленного, функционального существования. Он осуждает петербургских деятелей за отсутствие серьезных интересов, за страстное стремление к карьеризму и накопительству, за взаимное недоброжелательство, прикрытое взаимной любезностью.

Посетители Обломова олицетворяют три жизненных пути, которые мог бы пройти Обломов: стать избалованным пижоном, как Волков, начальником отделения, как Судьбинский, писателем, как Пенкин. Обломов же уходит в созерцательное сознательное бездействие, желая сохранить свое человеческое достоинство и свой покой.

III. Подведение итогов (3мин)

Соответствует ли подобранный эпиграф к уроку теме и проблеме романа? Являются слова А.С.Пушкина объяснением причин апатичной жизни героя?

(ответы учащихся)

В начале урока каковы были ваши впечатления о герое?

(ответы учащихся)

А после разбора отдельных эпизодов ваше отношение к герою изменилось?

(ответы учащихся)

Почему Обломов такой? Всегда ли халат, домашние тапочки, диван были спутниками героя?

Найти ответы на эти вопросы нам поможет разбор и анализ глав, где повествуется о детстве Обломова и его сне, которые мы рассмотрим на следующем уроке.

IV. Домашнее задание (2мин)

Напишите развернутый ответ на вопрос в письменной форме: «Меняется ли ваше отношение к Илье Ильичу после «парада знакомых»?»

Выводы

Здесь уместна аналогия с известным американским фильмом «День сурка». В отличие от гончаровского романа, это кинотворение носит фантастический характер. Главный герой Филл «застрял» в одном и том же дне. Казалось – день закончился. Ночь, сон. Затем утро – и опять начинается вчерашний день, повторяющийся в мельчайших подробностях. И лишь благодаря самодисциплине и «накоплению» позитивного баланса добрых дел герою фильма удается вырваться из этого замкнутого круга. Если попытаться ответить на вопрос: «В чем трагедия жизни Обломова?», то ответ, очевидно можно построить, исходя из аналогии с вышеупомянутым фильмом. Образно говоря, гончаровский персонаж — не старый (32 – 33 года) помещик Обломов Илья Ильич — не только на двенадцать лет «плотно застрял» в однообразии дней, наполненных пассивным размышлением и созерцанием, но и не пытается развиваться, проявить мужской характер, начать конструктивную деятельность. В результате на почве гиподинамии развивается смертельно опасная болезнь.

Главная>Сочинения по произведениям

Темы сочинений:

Время

Роман «Обломов» был написан И. Гончаровым в середине 19-го столетия, но не теряет своей актуальности по сей день. Совместно с произведениями «Обрыв» и «Обыкновенная история», он составляет трилогию и самую главную веху в творчестве писателя. Полное сочинение>>>

Выбор жизненного пути

Роман И. А. Гончарова «Обломов» был написан в середине 19-го столетия и наилучшим образом отображал жизненный уклад дворян того времени. Впервые он напечатан был в 1859 году, незадолго до ключевых реформ в области крепостничества. Главный герой произведения Илья Ильич Обломов — человек невероятно ленивый и неуклюжий. Полное сочинение>>>

­ Есть ли сатира в романе?

Роман «Обломов» считается лучшим и наиболее популярным произведением И. А. Гончарова. Автор писал его на протяжении десяти лет, начиная с 1848 года по 1859. Его целью было отразить в романе важнейшие процессы, происходившие в русском обществе в середине XIX века. Полное сочинение>>>

Женские образы

Особый интерес в романе И. А. Гончарова «Обломов» представляют женские образы. Именно в отношении к ним наиболее ярко проявляются положительные качества главного героя – Ильи Ильича Обломова. Из содержания романа становится ясно, что герой намеренно избегает общения с противоположным полом, чтобы не обременять себя лишними заботами. Полное сочинение>>>

Испытание любовью

Роман И. А. Гончарова «Обломов» повествует о жизни со всеми её сложностями и хитростями. По сути, это роман о судьбе человека, который вызывает у читателя симпатию, жалость, иногда презрение. На долю Обломова выпало множество испытаний, раскрывающих его характер. Однако наиболее отчетливо внутренняя его сущность проявляется через сильнейшие душевные переживания, вызванные любовью. Полное сочинение>>>

Как жить — как нужно или как хочу?

Роман И. А. Гончарова «Обломов» (1859) — это глубокое философское произведение, в основе которого лежат размышления о смысле человеческого бытия. Главный вопрос, который пытается решить автор в своей книге, заключается в том, как стоит жить: как хочется или как того требуют обстоятельства? Полное сочинение>>>

Какие качества раскрывает в человеке любовь

В своем произведении «Обломов» И. А. Гончаров пытается найти ответы на многие жизненно важные вопросы, предавая осмыслению тему любви, гармонии и счастья. Главный герой произведения — человек чрезвычайно ленивый, неуклюжий и пассивный. Илья Ильич Обломов типичный представитель провинциального дворянства 19-го века. Полное сочинение>>>

Когда реальность разрушает мечту

Илья Ильич Обломов — главный герой одноименно романа А. И. Гончарова давно уже стал символом лени и праздности. Но это также и один из самых известных в русской литературе мечтателей, большую часть своей жизни грезивший родной Обломовкой. Полное сочинение>>>

Лень

Роман «Обломов» был написан И. А. Гончаровым в период с 1847 по 1859 гг., как раз за несколько лет до ключевых изменений в сфере крепостного права в России. Главный персонаж произведения дворянин лет 30-35, который настолько разленился, что стал мешковатым, тучным и неинтересным. Полное сочинение>>>

Любовь это желание жить

Любовь в романе И. А. Гончарова «Обломов» является одной из центральных тем. Автор по-особенному подошел к раскрытию этого вопроса. Он сумел показать, как разные люди с разными идеалами воспринимают любовь, какое место отводят ей в своей жизни. Роман написан в четырех неравнозначных частях. Полное сочинение>>>

Можно ли прожить счастливую жизнь без побед?

Можно ли прожить счастливую жизнь без побед? Ответ на этот вопрос напрямую зависит от жизненной позиции каждого человека. Все люди отличаются по характеру, темпераменту, целям, идеалам. Есть те, которые жаждут взлетов в карьерной и других областях, а есть те, кто просто хочет жить спокойно, размеренно, никуда не торопясь. Полное сочинение>>>

Не ошибается тот, кто ничего не делает

Главный герой самого известного романа Гончарова — Илья Ильич Обломов, дворянин средних лет, который был по натуре очень ленивым человеком. Вся его жизнь была предрешена воспитанием, которое он получил в детстве. Родители его холили, лелеяли, не разрешали заниматься никаким трудом, отчего он рос совершенно изнеженным. Полное сочинение>>>

Обломов и «обломовщина»

Роман И. А. Гончарова «Обломов» вышел в свет в 1859 году и был впервые опубликован в журнале «Отечественные записки». С тех пор он считается одним из популярнейших произведений русской классики. Сразу после появления романа в обиход вошло слово «обломовщина», которое со всей масштабностью передало праздность и лень дворянства того времени, а также причины такого образа жизни. Полное сочинение>>>

Обломов и Ольга Ильинская

Обломов и Ольга Ильинская — главные герои романа И. А. Гончарова «Обломов». Несмотря на разницу характеров и мировоззрений, эти двое были влюблены друг в друга, хоть и недолго. Любовь героев прекрасно описана автором. Они познакомились благодаря лучшему другу Обломова Штольцу Андрею, который переживая за будущее друга, попросил Ольгу вытащить его из рутины безделья. Полное сочинение>>>

Обломов и Штольц сравнительная характеристика

В романе И. А. Гончарова «Обломов» одним из частых приёмов является антитеза. Путём противопоставления автор сравнивает главного героя И. И. Обломова с его другом детства А. И. Штольцем. Первый является настоящим русским барином, а другой – практичным немцем. Полное сочинение>>>

Победа и поражение

Известно, что все победы начинаются с победы над самим собой. Однако не всем людям удается побороть свои недостатки и сделать шаг к саморазвитию. Читая роман Ивана Гончарова «Обломов», мы видим как главный герой медленно, но верно движется в сторону поражения. Полное сочинение>>>

Смысл жизни

Роман И. А. Гончарова «Обломов» невольно заставляет читателя задуматься о смысле жизни. Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно более детально рассмотреть образ главного героя. Илья Ильич Обломов — типичный представитель дворянства середины 19-го века. В период, описанный Гончаровым в книге, крепостное право пока еще не было отменено, но уже изживало себя. Полное сочинение>>>

Сон Обломова

Роман Гончарова «Обломов» был написан в середине 19-го века в преддверии больших преобразований в области крепостничества. Автор прекрасно передал социально-общественную обстановку, бытующую в те времена. Главный герой романа — типичный представитель дворянского сословия средних лет Илья Ильич Обломов. Полное сочинение>>>

Способна ли любовь изменить человека?

Любовь — это великая сила, которая способна творить настоящие чудеса. Но может ли она изменить человека? Этим вопросом задается И. А. Гончаров в своем романе «Обломов» (1859). Один из героев этого произведения — Андрей Штольц задумывает некий эксперимент над своим другом Ильей Ильичом Обломовым. Полное сочинение>>>

У тебя были крылья, да ты отвязал их

Способен ли человек сам вершить свою судьбу или ему стоит плыть по течению, отдавшись на волю случая? К какому результату приводит та или иная жизненная позиция. Над этими вопросами размышляет И. А. Гончаров в своем романе «Обломов» (1859). Полное сочинение>>>

Хороший ли человек Обломов?

Обломов Илья Ильич — главный герой наиболее известного романа И. Гончарова и человек, давший название понятию «обломовщина». «Обломов» появился в середине 19-го столетия в тот период, когда в стране уже назревали изменения в сфере крепостного права. Полное сочинение>>>

Что мешает человеку реализовать свою мечту?

Путь к мечте редко бывает легок, поскольку для того, чтобы чего-либо добиться в жизни, нужно приложить усилия. Для этого требуется иметь крепкую волю и сильный характер. Если же человек не наделен этими качествами от природы, и они не прививались ему в семье, то достичь успеха такой личности будет очень сложно. Полное сочинение>>>

см. также:
Характеристики главных героев произведения Обломов, Гончаров

Краткое содержание Обломов, Гончаров

Краткая биография Ивана Гончарова


единственный ребенок

есть дети

женат/замужем

жизнь в достатке

из обеспеченной семьи

получение наследства/выигрыш большой суммы

помощь друзей

Обломов. Актер О. Табаков. Х/ф “Несколько дней из жизни И.И. Обломова”. 1979

Илья Ильич Обломов – центральный персонаж одноименного романа И.А. Гончарова. Герой живет в Петербурге, куда переселился из своего родового имения. Илья Ильич – человек, давно лишенный каких-либо стремлений и надежд, добровольно заключивший себя в четырех стенах съемной квартиры. Появление в России социального явления «обломовщина» во многом обязано герою данного произведения, который является символом застоя, апатии и полной бездеятельности.

Описание героя

Внешность

Илья Ильич разменял четвертый десяток – на момент событий ему 32 года. Это мужчина среднего роста, симпатичный, со спокойным и мягким выражением лица. Темно-серые глаза выражают доброжелательность, но в них абсолютно отсутствует какая-либо сосредоточенность. Порою мимолетная мысль «пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности». Беспечность и какая-то тепличность сквозят во всем облике героя.  Обрюзглость, которую его тело приобрело слишком рано, и нездоровый цвет лица говорят о том, что герой редко бывает на воздухе и слишком мало двигается. Любимое место обитания Обломова – старый диван, обычная одежда – необъятный халат восточного типа и мягкие туфли. Этот домашний гардероб как нельзя лучше гармонирует со всем обликом своего хозяина.

Характер

Апатия и лень – ярко выраженные отрицательные черты Обломова. Такой склад характера сформировался у него еще в детстве, в атмосфере сонного царства, в котором пребывали обитатели Обломовки. Никто не привил ему даже малой доли тех необходимых навыков, которые пригождаются человеку, вступающему во взрослую жизнь. Не он сам, а другие всегда были исполнителями его желаний, родители же не видели в этом ничего предосудительного. Ведь мальчик – барин, пусть даже и маленький, а барчукам негоже и не по сословию перетруждаться. Такое воспитание обернулось тем, что взрослый Обломов все так же продолжает надеяться на то, что придет некто и решит за него все его проблемы. Даже письмо от управляющего Обломовкой не в силах поднять его с дивана, чтобы разобраться, что происходит в имении.

Но есть в характере Ильи Ильича и положительные стороны. Прежде всего, это доброта и отзывчивость, способность к сочувствию. Наделен Обломов и таким свойством, как проницательность. Ведь, благодаря ей, он первым понял, что отношения с Ольгой – это путь в никуда. Не чужды герою и мечтательность, романтизм, способность тонко чувствовать и переживать. К сожалению, судьба его сложилась так, что этим фантазиям и мечтам не суждено воплотиться в жизнь. Между тем, ему хорошо в своих грезах, ведь там ему не нужно подстраиваться под жестокий окружающий мир, который он не приемлет всем своим существом.

Квартира, где обитает герой, выглядит неуютно и запущенно. Уборкой занимается Захар и то, скорее, для видимости. Если присмотреться, можно увидеть паутины, свисающие по углам, ковры, покрытые пятнами, мусор под шкафами, неубранные тарелки. Повсюду царит ощущение необжитости и пустоты. Если бы не диван с Обломовым, можно было подумать, что здесь давно никто не живет.

Элементы биографии

Иллюстрация к роману “Обломов”. Художник К. Тихомиров

В настоящее время Обломов владеет родовым имением с тремястами крестьянами. Это наследство, доставшееся ему от отца. Стоит коротко упомянуть о родителях Обломова – добродушных людях, приверженцах патриархального жизненного уклада. Жизнь их протекала в полнейшей безмятежности и покое. Отец «целое утро сидел у окна и неукоснительно наблюдал за всем, что делается на дворе», мать Илюши весь день отдавала разные распоряжения по хозяйственной части. Ее любовь к единственному сыну не знала границ. Каждое утро она осыпала «его страстными поцелуями», затем вглядывалась в него «жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки… не болит ли что-нибудь».

С детства Илья Ильич усвоил, что жизнь – это «покойная река», которая протекает мимо, а жизненный идеал – это праздность и бездействие. Еще будучи совсем ребенком, он выстроил программу своей будущей жизни, образцом для которой была жизнь в Обломовке. Одной из главнейших забот обитателей имения была забота о еде: «Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!.. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»

Никто не смел нарушать вековую традицию – послеобеденный сон, который был «истинным подобием смерти». Спали все – хозяева, прислуга, дворовые девки, конюх, садовник и прочая многочисленная челядь. Мальчик с нетерпением ожидал той минуты, когда в доме наступала мертвая тишина. В это время он становился предоставленным самому себе и ощущал себя единственным во всем мире. Несмотря на пытливость ума, ребенок, в силу своего возраста не оказывал никакого сопротивления атмосфере застоя, царившего в имении. Долгими зимними вечерами, укладывая Илюшу спать, няня рассказывала ему «о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать». Даже во взрослой жизни Обломов будет продолжать верить в чудеса, непроизвольно сожалея о том, почему «сказка не жизнь, а жизнь не сказка». У него «навсегда останется расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы».

Учеба в пансионе, переезд в Петербург

Наступила пора учебы и «отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу». Учиться ему предстояло в пансионе, который для дворянских детей организовал Иван Богданыч Штольц. Его сын Андрей стал одноклассником Илюши. У юного Обломова полностью отсутствовала тяга к обучению, да и родители в его образовании усматривали единственную выгоду: «мечтали и о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором». Но они хотели, чтобы всего этого их мальчик достиг, не слишком утруждаясь, «как-нибудь подешевле, с разными хитростями». В пансионе, где Обломов пробыл до пятнадцати лет, его, так же, как и дома лелеяли, «как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло».

Затем была учеба в Москве, после которой Обломов так и не воспользовался в своей жизни науками, которые изучал. Обосновывал он это так: «Политическая экономия, например, алгебра, геометрия – что я стану с ними делать в Обломовке?». Тем не менее, тщеславие и мечты о блестящей карьере сподвигли его на переезд в Петербург. С собой он забрал верного слугу Захара и поселился с ним в двух комнатах, но после того, как стал владельцем Обломовки, смог позволить себе «квартиру побольше, прибавил к своему штату еще повара и завел было пару лошадей».

Служба, карьера и гости Обломова

Илья Обломов. Актер О. Табаков. Х/ф “Несколько дней из жизни И.И. Обломова”. 1979

В Петербурге Обломов устроился на службу в канцелярию. Работу он выполнял мелкую, соответствующую его должности коллежского секретаря. Однажды он перепутал адреса и отправил служебное письмо не в Астрахань, а в Архангельск. Это обстоятельство так испугало Обломова, что он из-за страха перед начальством был вынужден подать в отставку. Таков был финал его так и не начавшейся карьеры. Став свободным, он поначалу посещал светские мероприятия, однако разочаровавшись в обществе, насквозь пронизанном ложью, завистью и сплетнями, он стал делать это все реже и реже. Тогда он поставил перед собой цель навести порядок в Обломовке, жениться и зажить там беззаботной жизнью, как и его родители. Но лень, которую он впитал с молоком матери, не позволила ему осуществить задуманное.

У Обломова есть несколько приятелей, которые регулярно его навещают. Судьбинский, Волков и Пенкин заглядывают редко и буквально на несколько минут. Такие же, как Алексеев и Тарантьев наносят основательные визиты. У Обломова они едят, пьют, курят дорогие сигары, одним словом, находят в его доме «теплый, покойный приют и всегда одинаково если не радушный, но равнодушный прием». Да и сам Илья Ильич уже привык к этим людям. Алексеев позволяет ему «жить по-своему, то есть лежать молча, дремать или ходить по комнате…». Он переносит «одинаково согласно и его молчание, и его разговор, и волнение, и образ мыслей, каков бы он ни был». Совсем другой Тарантьев. Он вносит в сонное царство Обломова «жизнь, движение, а иногда и вести извне». Помимо этого, Обломов по наивности надеется, что Тарантьев «в самом деле способен посоветовать ему что-нибудь путное».

Мечты Обломова

Лежа на диване, Обломов «любил уходить в себя и жить в созданном им мире». Его голову посещали высокие идеи, в воображении он ощущал себя героем – победителем всемирного зла. Иногда он представлял себя художником или великим, непобедимым полководцем. Но когда в своих мечтах он сталкивался с какой-нибудь проблемой, то начинал «молиться жарко, усердно, умоляя небо отвратить как-нибудь угрожающую бурю». После этого он вновь становился равнодушным и ко всему безучастным. Даже письмо от управляющего из Обломовки и требование хозяина освободить квартиру отходили куда-то далеко, на последний план.

Обломов был способен осознать весь трагизм своего положения и то, «что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой».

Обломов и Штольц

Дружба Обломова и Штольца берет свое начало в далеком детстве. Затем была совместная учеба в пансионе, и до сих пор Штольц остается единственным близким Обломову человеком. В юности они оба были романтиками и мечтателями, собирались «изъездить вдоль и поперек Европу, исходить Швейцарию пешком, обжечь ноги на Везувии, спуститься в Геркулан». Только перед Штольцем Илья Ильич может быть до конца откровенным и искренним, он обсуждает с ним свое здоровье, просит у него совета: «Дай мне своей воли и ума и веди меня, куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду, а один не сдвинусь с места».

Штольц – активный и деятельный молодой мужчина. Для него разъезды – обычное дело, в отличие от Обломова, который «избаловался настолько», что не в состоянии съехать с квартиры. Стоит ли говорить о дальних путешествиях, когда единственной поездкой Обломова была дорога из имения до Москвы. И проходила она с кучей прислуги, «среди перин, ларцов, чемоданов, окороков, булок, всякой жареной и вареной скотины и птицы».

Однако Штольцу все же удается прервать затворничество друга. Он намерен вновь вернуть его в общество. После долгого упорства Обломов соглашается, и это можно считать настоящим подвигом, первым шагом на пути к «излечению». Но во время бесконечных визитов Обломов начинает замечать, что представители света – это «спящие люди». «Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?» Обломов пытается доказать другу, что светская жизнь – это средоточие лжи и лицемерия, что никак не соответствует его представлению о счастье. Он вновь мечтает о жизни в Обломовке в кругу семьи, в доме с изящной мебелью, роялем, книгами. Это и есть тот самый рай, который рисует его воображение.

Перед отъездом за границу Штольц берет с Обломова слово, что тот приедет к нему в Париж. Вернувшиеся к герою силы одерживают победу над ленью, и он начинает готовиться к путешествию. Он заказывает себе дорожную одежду, покупает чемодан и получает заграничный паспорт. Но никуда так и не уезжает по причине того, что перед самой поездкой  «у него ночью раздулась губа». Комичность этого оправдания лучше всяких слов свидетельствует о невозможности для Обломова жить той жизнью, которую ведет его друг Штольц.

Обломов и Ольга Ильинская

Обломов и Ольга Ильинская. Х/ф “Несколько дней из жизни И.И. Обломова”. 1979

Поселившись в Петербурге, Обломов иногда заводил отношения с женщинами, но это было лишь мимолетной влюбленностью, которая никогда не превращалась в настоящую любовь. Потом он сознательно прекратил общение со слабым полом во избежание разных хлопот. Всколыхнула душу Обломова встреча с Ольгой Ильинской, в которую он влюбился с первого взгляда. Девушка вновь подарила ему желание жить и любить. Под влиянием этой встречи Илья Ильич начал меняться, он перестал спать после обеда, стал читать книги, совершать с Ольгой длительные пешие прогулки. Все начало меняться после того, как он сделал девушке предложение и получил ее согласие стать его женой. На него вдруг навалились мысли о предстоящих хлопотах, которые неизбежно сопровождают подготовку к свадьбе. Первые же попытки по наведению порядка в своих делах оказались настолько неподъемны для Обломова, что его чувство начало угасать. Ольга, которая так активно взялась за перевоспитание Обломова, поняла, что ее усилия пропадают зря. Считая для себя невозможным жить так, как Обломов, она приняла решение расстаться с ним.

Обломов тяжело пережил разлуку с Ольгой. Он долго болел и «мало-помалу входил в прежнюю нормальную свою жизнь». Тем не менее, он от души порадовался за нее, когда получил известие о том, что она вышла замуж за Штольца. «Вас благословил сам Бог! Боже мой! как я счастлив!..»

Обломов и Пшеницына

Агафья Матвеевна Пшеницына была кумой Тарантьева, который и посоветовал Обломову снять у нее квартиру на Выборгской стороне. Ему сразу пришлась по душе эта простая и трудолюбивая женщина, вдова чиновника, занимавшего в свое время такой же пост, как и Обломов. В свою очередь, Пшеницына также очень хорошо относилась к Илье Ильичу, помогала и заботилась о нем. Обломов понял, что дом Агафьи Матвеевны – это и есть тот самый райский уголок, о котором он мечтал всю свою жизнь. Здесь все было таким же, как и в любимой Обломовке, те же разговоры о еде и продовольствии, те же мирно протекающие, однообразные дни, в которых нет места бурям и потрясениям.

Здесь Обломов впервые стал отцом – у него родился сын, названный в честь Штольца Андреем. Анализируя свою жизнь, Илья Ильич решил, что «ему некуда больше идти, нечего искать… идеал его жизни осуществился». Обломов жил тихо и спокойно, так же спокойно и тихо он ушел из жизни, «без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».

Роль героя в произведении

Обломов – яркий образец патриархального дворянина. В романе он играет роль «лишнего человека», не принимающего современное общество, навсегда застрявшего в прошлом. Ему абсолютно чужда та среда, к которой принадлежат его лучший друг Андрей Штольц и его возлюбленная Ольга Ильинская. Писатель показывает «обломовщину» с ее влечением к далекому прошлому, бездеятельностью, безразличием и духовной деградацией, когда личность превращается в биомассу, лежащую на диване.

В то же время, Гончаров неоднозначно изображает и представителей современного мира. Почти каждый из них лишен того душевного покоя и внутренней мечтательности, которые были у Обломова. Даже Штольц находит этот покой только в доме Обломова. Создавая образ главного героя, автор стремится донести мысль, что, несмотря на положительные черты характера, такие, как доброта и отзывчивость необходима постоянная работа над развитием собственной личности. В противном случае человека ожидает такой же тупиковый застой, в какой добровольно вогнал себя Обломов.

Развитие героя по мере сюжета

Первое знакомство с героем происходит, когда Илюше Обломову всего семь лет, в последних главах описываются события, произошедшие тридцать семь лет спустя. Чтобы лучше понять, какие изменения претерпевает главный герой на протяжении повествования, необходимо обратить внимание на «Сон Обломова», в котором он вновь возвращается в детство, в деревню, где еще жива его любимая маменька, где все – и господа и слуги пребывают в царстве сна и покоя, где «норма жизни была готова и преподана им родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушки от прадедушки, с заветом блюсти ее ценность и неприкосновенность».

Шаг за шагом приближается Обломов к своей деградации. Сначала следует увольнение со службы, затем утрата интереса к обществу и внешнему миру в целом. У героя остаются только диван, необъятный халат и домашние туфли. Он неуклонно погружается в полную духовную апатию и лень. Даже полный энергии Штольц не в состоянии пробудить в нем желание начать жить, а не продолжать бессмысленное существование. В ответ он слышит: «Все знаю, все понимаю, но силы воли нет». Не смогла воскресить Обломова и любовь к Ольге Ильинской. Его страшат те недостижимые для него свойства, которые сделают его достойным любви этой девушки. Свой идеал он находит в доме Агафьи Пшеницыной, которая, в отличие от Ольги, не требует от Обломова никаких изменений, и любит его таким, каков он есть.

Отношение автора к герою

Позиция автора по отношению к Обломову неоднозначна. Подробно описывая быт главного героя, образ его мыслей, Гончаров довольно положительно относится к господину Обломову. Он даже сочувствует ему в его беспомощности и несостоятельности. Он понимает, что Обломов – жертва родительского воспитания, а его инфантильность – порождение барской среды, где помещики ведут праздную жизнь за счет труда крепостных крестьян.

Гончаров показывает положительные черты характера Обломова, такие как доброта, порядочность, ум, честность, чтобы читатель почувствовал, что перед ним, прежде всего, человек. В то же время, временами чувствуется антипатия автора к герою за его лень, несостоятельность и трусость. В финале Гончаров не обозначает свою позицию по отношению к какому-либо герою. Остается неизвестным, чью сторону он принимает – энергичного Штольца или пассивного Обломова. Тем не менее, становится понятно, что именно давно изжившая себя «обломовщина» и стала причиной деградации героя.

Прототипы

История произведения корнями уходит в историю жизни самого И.А. Гончарова. Как признавался сам писатель, для него особенно важным было описание полной реальности, без ухода на «почву мыслителя». Таким образом, можно сделать вывод, что своего главного героя автор списал с собственной персоны. Об этом говорили и современники писателя, находя в Гончарове и Обломове множество совпадений. И тот и другой были выходцами из русской патриархальной глубинки, оба отличались медлительностью и, в некоторой степени, леностью, но при этом, оба были умны и порядочны.

Экранизации героя

Илья Ильич Обломов. Актер О. Басилашвили. Т/сп “Обломов”. 1965

В 1965 году режиссер и сценарист, народный артист РФ Александр Белинский поставил телевизионный спектакль «Обломов», который стал первой экранизацией знаменитого романа И.А. Гончарова. Для воплощения образа Обломова он пригласил в свою работу известного актера Олега Басилашвили.

В апреле 1980 года состоялась премьера двухсерийного художественного фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Работа режиссера Никиты Михалкова до сих пор признается лучшей экранной версией романа. На роль Обломова Михалков пригласил всеми любимого актера Олега Табакова. Обломов Табакова получился очень натуральным и трогательным. Добродушный, мягкий, ленивый, мечтательный – таким зритель видит Обломова в исполнении Олега Павловича. Хотя сам Табаков неоднократно повторял, что в действительности Штольцем был скорее он, а не Богатырев. Несмотря на это, роль Обломова является одной из лучших в копилке Олега Павловича Табакова.

Литература

  1. Мусатов Е.И. Из творческой истории романа И.А. Гончарова «Обломов» // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 24. Вып. 4. – 1965.
  2. Горелов А.Е. Обломовщина: И.А. Гончаров // Горелов А.Е. Очерки о русских писателях. – Л., 1968. – С. 253-314.
  3. Фролов В. Обломов и обломовщина // Моск. правда. – 1969.
  4. Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А. Гончарова. – М.: Худож. лит., 1970.
  5. Таборисская Е.М. Автор и герой в романе И.А. Гончарова «Обломов» // Изв. Воронеж. пед. ин-та. – Воронеж, 1972.
  6. Одинцов В.В. Художественный образ и стиль: О романе И.А. Гончарова «Обломов» // Рус. речь. – 1973.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 9.1k

  • Обломов во мне сочинение рассуждение
  • Обломов в судьбах любивших его людей штольц о нем рассказ о вдовьем горбе пшеницыной
  • Обломов в современном мире сочинение
  • Обломов в галерее лишних людей сочинение
  • Обложку нарисовать обложку русские народные сказки русские народные