Обломов или штольц на чьей вы стороне сочинение

В романе «Обломов» Гончаров предпринял попытку выразить свое представление о том, что является подлинной «нормой» человеческого бытия, утраченной в современном ему мире, и показать героя, отвечающего этой «норме». В ком же — Обломове или Штольце — воплотился авторский идеал?Очевидно, эти герои являются антиподами и во всем противопоставлены друг другу. В противовес апатичному и бездеятельному Обломову Штольц энергичен и деловит. Он врывается в сонный, неподвижный мир Обломова, как вихрь, призванный все переменить, предлагая другу вырваться из плена уютной комнаты, которая совершенно погло- тила Обломова, лишила сил, энергии, и отправиться в дальнюю поездку за границу. «Дыши чистым воздухом…» — призывает Штольц. Но для Ильи Ильича любой род деятельности, даже обычный переезд на новую квартиру, является тяжким бременем. Он готов всю жизнь пролежать на уютном диване в своем любимом халате, а проект преобразования его родного имения Обломовки так и остается лишь проектом.

Кажется, все перечисленное должно свидетельствовать в пользу Штольца, но что-то не позволяет нам считать его тем идеалом личности, о котором мечтал писатель. Хотя известно, что, по замыслу автора именно в этом герое должны были соединиться лучшие черты личности. Недаром его мать — русская дворянка с нежным сердцем и поэтической душой — передала Андрею свою духовность, а отец — немец прививший сыну навыки самостоятельного и упорного труда умение полагаться на собственные силы. Такое соединение, по мысли писателя, должно было создать гармоничный характер. Но на деле вышло иначе: рациональность и практицизм приводят этого героя к потере че- ловечности, а идеал писателя — «ум и сердце вместе». Видимо поэтому авторские симпатии оказываются не на стороне Штольца Ведь для писателя, как и для Обломова, важна не просто деятельность сама по себе, а то, к чему она ведет. Идеал же Штольца слишком прозаичен и приземлен. «Мы не Титаны с тобой, — говорит он своей жене Ольге, — склоним головы и смиренно переживем трудную минуту» Такова логика человека, видящего практическую сторону дела и готового сосредоточиться на частных вопросах, не разрешая главного.

Но иное дело — натуры, подобные Обломову, мучимые «общечеловеческим недугом», а потому не удовлетворенные решением частных проблем. Оказывается, что причины его бездеятельности и апатии не только в воспитании и характере самого героя, они глубже и серьезнее. По словам Обломова, в течение двенадцатилетней жизни в Петербурге в его душе «был заперт свет, который искал выхода, но., не вырвался на волю и угас».

По моему мнению, идеал в романе Гончарова воплотился не в одном герое, а в двух, таких разных, но так гармонично дополняющих друг друга. А может быть, в этом и есть настоящая правда жизни.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Грибоедов
  4. Обломов и Штольц

Сочинение на тему Обломов и Штольц

В произведении И.А. Гончарова «Обломов» главными фигурами являются Андрей Штольц и Илья Обломов. В течении всего произведения знакомство со Штольцом и Обломовым происходит через сравнение и противопоставление героев. Невзирая на разницу мировоззрения Андрея и Ильи, дружба их крепчала на протяжении многих лет и берет начало еще с школьных времен. Тогда Штольц и Обломов имели общие интересы и похожий характер.

В детстве Обломов изображается любознательным мальчиком, с множеством интересов. Он нуждался в познании окружающего мира и желал совершать как можно больше открытий. И будучи юношей Илья готовился к большому будущему, был переполнен планами и мыслями. Однако, из-за влияния ограничивающего, бездеятельного воспитания Обломов не двигался с места. Вся активность Обломова реализуется в мире мечтаний и грез, который он сам придумал и которым живет. Обломова все называли мечтателем и полной противоположностью Штольца.

 Будучи ребенком Штольц не сильно отличался от Обломова по своей заинтересованности к миру и амбициям, но родители его ему ничего не запрещали и ни в чем не ограничивали. И если в Обломове родительское воспитание притупило активность и деятельность, то на формирование характера Штольца оказала влияние гибель его матушки, нежно любившая своего сына. Жесткий, бесчувственный отец считал не обязательным окружить Андрея нежностью, поддержкой и заботой. По всей видимости, именно это происшествие, совмещенное с надобностью, по велению отца, поехать в другой город и независимо создавать свою карьеру, оказало на молодого Штольца сильное впечатление.

С возрастом Штольц становится индивидуальностью, которой очень проблематично понять свои чувства и разобраться в любви, потому что не способен объяснить ее своим рассудительным мышлением. Поэтому, не углубляясь, Андрея Ивановича можно сравнить с безразличным роботом, что в корне является неправдой. В действительности же Андрей Иванович, не менее чем Илья Ильич, чуткий и добросердечный человек. Однако, для Андрея Ивановича превыше всего работа и движение. Для Штольца труд — удовольствие и нет такой работы, которой бы он стыдился.

Ум, рациональность он превозносит над чувствами. Вследствие такой позиции он и добился успеха, заработав богатства, известность и уважение в высших кругах общества. Для Штольца цель — это комфортная, благополучная жизнь. В свою очередь Илья Ильич, напротив, считает, что любое дело это обуза и напрасные усилия.

Но не взирая на различие характеров героев их связывают самые прекрасные черты: доброта, честность, порядочность.

Обломов и Штольц

Обломов и Штольц

Несколько интересных сочинений

  • Сравнительная характеристика Печорина и Вернера сочинение

    Главный герой произведения Григорий Печорин, будучи на отдыхе на Кавказе, знакомится на водах с доктором Вернером, являющимся второстепенным персонажем романа.

  • Герои произведения Палата номер 6 Чехова

    В произведении Чехова главными героями являются больные люди, но у них есть здравый ум. Эти люди просто стали не нужны обществу, они мешали проводить бунт и таким образом, решили их изолировать

  • Сочинение на тему Честь и бесчестие

    Многие любят употреблять слово честь, не все готовы в наше время ее отстаивать. Трусость вызывает бесчестие, неуважение, безразличие и лень, заставляют не отстаивать свои интересы и интересы близких нам людей

  • Анализ сказки Конек-Горбунок Ершова

    Существует версия, что написать сказку по народным мотивам предложил Петру Ершову сам великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, который, возможно, написал поэтическое вступление к произведению.

  • Сочинение на тему Взаимоотношения людей рассуждение ЕГЭ

    Каждый день нас сталкивает с теми или иными людьми, с которыми завязываются или продолжаются какие – то отношения. Что же характерно для этих взаимоотношений?

Сочинение на тему “Обломов и Штольц”

Чтобы написать сочинение на тему «Обломов и Штольц», необходимо раскрыть образы двух персонажей романа И. А. Гончарова «Обломов», продемонстрировать причины, по которым Илья Ильич и Андрей Иванович начали дружбу. Данный материал поможет при подготовке к уроку литературы в 10 классе.

Черты характера

Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц с самого детства вели разные образы жизни, их характеры совершенно отличаются друг от друга. Между разумом и чувством Обломов выбирает чувство, а Штольц – разум.

Андрей Иванович – человек дела, а Илья Ильич – человек мечты. Штольц готов на все ради достижения своих целей, а Обломов ничего не делает для того, чтобы его мечты осуществились.

В связи с этим различается и образ жизни героев: Обломов любит полежать на диване и помечтать, а Штольц по-настоящему любит труд, который способствует его дальнейшему развитию. Обломов не понимает Штольца и мечтает жить в тишине и спокойствии. Он не любит выходить без надобности из дома, встречаться с ненужными ему людьми. Штольц же – человек светский, он посещает театры и балы.

И. А. Гончаров подчеркивает огромные отличия между Штольцем и Обломовым. Лень центрального персонажа противопоставлена деятельности и трудолюбию Штольца.

Дружба

Несмотря на то что Обломов и Штольц имеют отличные друг от друга характеры, герои являются настоящими друзьями. Они с самого детства жили рядом друг с другом, учились в одном учреждении. Именно в детстве заложились характеры Штольца и Обломова. Детские и юношеские годы навсегда соединяют судьбы Штольца и Обломова. Уже в зрелом возрасте Штольц помогает своему другу, занимается его делами, понимая, что сам Обломов с этим не справится.

Образы соединяются в единую картину. Обломов нашел в своем друге недостающие себе черты, Штольц нашел в Обломове нужные для себя черты. Илье Ильиче не хватает трудолюбия и рациональности, которые присущи Штольцу. Андрей Иванович же восхищается добротой и «голубиным сердцем» Обломова.

Фактически Штольц и Обломов – это две стороны одной и той же личности. Поэтому герои не могут существовать друг без друга. Когда Илья Ильич умирает, Штольц не может в это поверить, так как Обломов был для него частью себя. Андрей Иванович продолжает вести дела Обломова, берет к себе на воспитание сына Обломова. Это говорит о том, что даже смерть не разрывает дружеские отношения между героями.

Отношение к любви

Объединяет Обломова и Штольца то, что они влюбляются в одну и ту же женщину – Ольгу Ильинскую. Когда между Ольгой и Обломовым возникают чувства, главный герой на время оставляет свой прежний образ жизни. Илья Ильич видит в Ольге женский идеал, стремится обрести счастье рядом с ней, поэтому он готов ради нее на многое. Однако вскоре он понимает, что не может отказаться от своего жизненного идеала, что их отношения не могут развиваться дальше, так как их взгляды совершенно различны. Так, любовь, которую можно в некоторой степени назвать любовью-страстью, заканчивается.

Ближе к концу романа «Обломов» Ольга Ильинская связывает свою жизнь со Штольцем. Их отношения можно назвать любовью-дружбой. Герои уважали друг друга и поддерживали во всех начинаниях. Ольга для Штольца была настоящей подругой, Ильинской же нравилось то, что Штольц помогает ей познавать этот мир. Однако такие на первый взгляд близкие семейные отношения являются трагичными, так как во многом герои от своего брака желали нечто большего.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Обломов и Штольц», рассмотрит черты характера героев, причины их дружеских отношений, а также отношение персонажей к любви.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Полина Ёж

    18/19

  • Андрей Надежин

    19/19

  • Чупанова Патимат

    15/19

  • Римма Шахбазян

    16/19

  • Вера Матросова

    19/19

  • Дарима Намдакова

    18/19

  • Елена Ермакова

    14/19

  • Ева Шестакова

    12/19

  • Аля Бесталанная

    19/19

  • Валентина Пожидаева

    18/19

В романе «Обломов» Александр Гончаров затрагивает тему дружбы между совершенно разными по характеру и взглядам людьми. Сравнительная характеристика образа Обломова и Штольца поможет разобраться, способна ли такая дружба изменить человека в лучшую сторону.

Содержание

  1. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца
  2. Введение
  3. Портретные характеристики героев
  4. Различия в воспитании героев
  5. Образование и карьера героев
  6. Характеристика Обломова и Штольца как носителей двух противоположных начал
  7. Сочинение на тему «Сравнение Штольца и Обломова»
  8. «Что общего у Обломова и Штольца» — итоговое сочинение
  9. Детство Обломова в романе Гончарова
  10. Сочинение Детство Обломова

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Введение

Краткое содержание «Обломов» Гончарова является одним из знаковых произведений 19 века, охватывающим многие социальные и философские темы. Важную роль при раскрытии идейного смысла произведения играет анализ соотношения в книге двух главных мужских персонажей. В романе «Обломов» характеристика Обломова и Штольца отражает их абсолютно разную, противопоставляемую автором природу.

По сюжету произведения герои являются лучшими друзьями еще с малых лет, по возможности помогая друг другу даже в зрелом возрасте: Штольц Обломову – решением многих его насущных проблем, а Илья Ильич Андрею Ивановичу – приятными беседами, позволяющими вернуть Штольцу душевное равновесие.

Портретные характеристики героев

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца в романе Гончарова «Обломов» дается самим автором и наиболее примечательна при сопоставлении их портретных характеристик, а также характеров. Илья Ильич – мягкий, тихий, добрый, мечтательный, рефлексирующий увалень, который любое свое решение принимает по велению сердца, даже если разум приводит героя к обратным выводам. Внешность интровертного Обломова полностью соответствует его характеру – его движения мягкие, ленивые, округлые, а образу присуща чрезмерная изнеженность, не характерная для мужчины.

Штольц же, как внутренне, так и внешне, совершенно не похож на Обломова. Главным в жизни Андрея Ивановича является рациональное зерно, во всех делах он полагается только на разум, тогда как веления сердца, интуиция и сфера чувств для героя не только представляют собой нечто второстепенное, но и недоступны, непонятны его рациональным размышлениям.

В отличие от «обрюзгшего не по годам» Обломова, Штольц словно состоит из «костей, мускулов и нервов». Его жизнь – стремительная гонка вперед, важным атрибутом которой являются постоянное саморазвитие личности и непрерывный труд. Образы Обломова и Штольца словно являются зеркальным отражением друг друга: деятельный, экстравертный, успешный в обществе и на карьерном поприще Штольц противопоставляется ленивому, апатичному, не желающему ни с кем общаться, а уж тем более снова выходить на службу, Обломовым.

Читайте также: Замятин «Мы» краткое содержание по главам для читательского дневника.

Различия в воспитании героев

При сравнении Ильи Обломова и Андрея Штольца, а также для лучшего понимания образов героев, важно кратко описать атмосферу, в которой рос каждый из персонажей. Несмотря на «затягивающую», словно укрывающую пеленой полудремы и лени, среду Обломовки маленький Илья был жизнерадостным, активным и любопытным ребенком, чем вначале очень похож на Штольца.

Ему хотелось как можно больше узнать об окружающем мире, но чрезмерная забота родителей, «тепличное» воспитание, прививание устаревших, отживающих себя и направленных на идеалы прошлого ценностей, сделали из ребенка достойного продолжателя традиций «обломовщины», носителя «обломовского» мировоззрения – ленивого, интровертного, живущего в собственном иллюзорном мире.

Однако Штольц также не вырос таким, каким бы мог вырасти. На первый взгляд, соединение в его воспитании строгого подхода отца-немца и нежности матери-дворянки русского происхождения позволили бы стать Андрею гармоничной, всесторонне развитой личностью. Тем не менее, как указывает автор, Штольц рос «кактусом, привыкшим к засухе». Юноше не хватало любви, душевного тепла и мягкости, так как его преимущественно растил отец, не считающий, что мужчине нужно прививать чувствительность. Однако русские корни Штольца до конца жизни искали это душевное тепло, находя его в Обломове, а затем и в отрицаемой им идее Обломовки.

Образование и карьера героев

Противоречивость характеров Штольца и Обломова проявляется уже в юношеские годы, когда Андрей Иванович, стараясь узнавать как можно больше об окружающем мире, пытался привить Илье Ильичу любовь к книгам, зажечь в нем пламя, которое заставило бы его стремиться вперед. И Штольцу это удавалось, но совсем на небольшое время – как только Обломов оставался сам, книга для него становилась менее важной, чем, например, сон.

Кое-как, скорее, для родителей, Илья Ильич оканчивает школу, а затем и университет, где ему было абсолютно не интересно, так как герой не понимал, чем ему может в жизни пригодиться математика и другие науки. Даже единственная неудача на службе стала для него концом его карьеры – слишком тяжело было чувствительному, мягкому Обломову перестраиваться под жесткие правила столичного мира, далекие от норм жизни в Обломовке.

Штольцу же, с его рациональным, активным взглядом на мир намного легче продвигаться по карьерной лестнице, ведь любая неудача была для него скорее очередным стимулом, чем поражением. Непрерывная деятельность Андрея Ивановича, высокая работоспособность, умение нравиться другим делали его полезным человеком на любом рабочем месте и приятным гостем в любом обществе, а все благодаря заложенной отцом целеустремленности и непрерывной жажде к знаниям, которую в Штольце его родители развили еще в детстве.

Это интересно: Мария Моисеевна Вольперт – мать Иосифа Бродского.

Характеристика Обломова и Штольца как носителей двух противоположных начал

В критической литературе при сопоставлении Обломова и Штольца распространено мнение, что персонажи представляют собой две противоположности, два типа «лишних» героев, которые в «чистом» виде не могут встречаться в реальной жизни, даже несмотря на то, что «Обломов» – реалистичный роман, а, следовательно, и описываемые образы должны быть образами типичными.

Однако при анализе воспитания и становления каждого из персонажей становятся понятны причины апатичности, лености и мечтательности Обломова, как и чрезмерная сухость, рациональность, даже схожесть с неким механизмом Штольца.

Сравнение Штольца и Обломова позволяет понять, что оба героя – личности не только типичные для своего времени, но и являются образами, тенденциозными для любых времен. Обломов – типичный сын богатых родителей, воспитанный в атмосфере любви и усиленной заботы, ограждаемый семьей от необходимости работать, что-то решать и активно действовать, ведь всегда будет «Захар», который все сделает за него.

Штольц же – человек, которого с малых лет приучают к необходимости работать и трудиться, при этом обделяют любовью и заботой, что приводит к некой внутренней черствости такой личности, к непониманию природы чувств и эмоциональной обделенности.

Это интересно: Самая романтичная работа Шекспир «Ромео и Джульетта» очень кратко.

Сочинение на тему «Сравнение Штольца и Обломова»

Я знаю немало людей, которые любят, чтобы им мешали.

Помехи служат для них оправданием

собственного бездействия или неудач.

Не будем искать новых слов:

в основном это лентяи.

А. Крон

Иван Александрович Гончаров — замечательный писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит, по словам Н. А. Добролюбова, в “уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его”. В своем романе “Обломов” автор осуждает дворянскую бездеятельность и приветствует деловитость нарождающегося класса предпринимателей.

В характере Обломова для Гончарова наиболее существенна его барская избалованность и следующая из нее бездеятельность, бессилие ума и воли. Под рукой именитого мастера изображение Обломова вылилось в широкую картину предреформенной жизни русского поместного дворянства. Роман написан более ста лет назад, но до сих пор привлекает к себе внимание читателей.

“Обломов” —произведение классическое, написанное прекрасным русским языком. Я с удовольствием его прочитала, а теперь хочу разобраться, кто мне ближе по духу: Илья Ильич или Штольц. Обломов появляется в романе человеком не первой молодости, в прошлом пытавшимся служить, но уже отошедшим от всякой деятельности и не способным к ней вернуться. Он не желает не только заниматься чем-нибудь, но даже вставать с дивана, одеваться, выходить на прогулку, бывать в обществе.

Антиподом Обломова в романе является Штольц. Он изображен Гончаровым как своего рода “новый человек”. Это делец, чуждый и дворянской лени, и служебного карьеризма, отличающийся такой активностью и таким уровнем культуры, которые не были свойственны тогда русскому купечеству. Не зная, видимо, где найти такого человека среди русских деловых людей, Гончаров сделал Штольца отпрыском полунемецкой семьи, получившим, однако, воспитание у своей русской матери-дворянки и в столичном университете.

По мнению Штольца, с помощью устройства “школ”, “пристаней”, “ярмарок”, “шоссейных дорог” старые, патриархальные “обломовки” должны превратиться в благоустроенные имения, приносящие доход. Характер Обломова не исчерпывается одной апатией. Илья Ильич пытается “философствовать”. Доброту и искренность патриархальной жизни он противопоставляет нравственной испорченности столичного чиновничье-дворянского общества. Он осуждает его за отсутствие серьезных интересов, за стремление к карьеризму, за взаимное недоброжелательство, прикрытое показной любезностью. В этом отношении я согласна с Обломовым, впрочем, как и автор романа.

Обломов — романтик, мечтающий о тихом семейном счастье. Штольц же — враг “всякой мечты”, всего “загадочного и таинственного”. Но под “мечтою” он разумеет не только розовую романтику, но и всякий идеализм. “То, что не подвергается анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман, то или иное отражение лучей и красок на сетке органа зрения, или же, наконец, факт, до которого еще не дошла очередь опыта”,— так разъясняет автор убеждения Штольца.

Гончаров вводит своих главных героев в любовный конфликт, чтобы самой жизнью испытать, чего стоит каждый из них. Поэтому героиня “Обломова” должна была явиться незаурядной личностью. В Ольге Ильинской нет ни барских причуд, ни светского кокетства, ничего манерного, сделанного с умыслом для успеха в жизни. Она отличается “красотой и естественной свободой взгляда, слова, поступка”.

В любовных отношениях с такой женщиной оба главных героя Гончарова, Обломов и Штольц, каждый по-своему, терпят поражение. И это обнаруживает несостоятельность авторских иллюзий в оценке каждого из них. “Золотое”, “честное и верное” сердце Обломова оказывается под сомнением, как и его порядочность, впрочем, этот человек с “глубоким, как колодезь, сердцем” позорно лукавит перед девушкой, ссылаясь на то, что он ее “предупреждал” о своем характере. Ольга понимает, что Обломов “уже давно умер”.

Штольц вновь появляется в романе, чтобы встать на место Ильи Ильича. Показывая парижскую жизнь Штольца с Ольгой, Гончаров хочет раскрыть широту его взглядов, а фактически снижает героя, потому что интересоваться всем — значит ничем не интересоваться всерьез, углубленно, систематически, значит все брать из чужих рук, узнавать с чужих слов. Штольца едва-едва хватало поспевать за томительной торопливостью мысли и воли Ольги.

Повествование о жизни с Ольгой Ильинской, которое должно было стать хвалой Штольцу, оказалось, вопреки воле автора, средством разоблачения этого “положительного” героя. В конце романа Штольц представляется мне самоуверенным резонером, и только. Я не верю этому герою, не сумевшему дать счастья любимой женщине, спасти друга. Лишь тенденциозность Гончарова спасает Штольца от полного краха.

Помимо своего желания, автор сумел показать, что вырождается не только старое русское барство, но и добропорядочные предприниматели исторически не могут стать преемниками старого барства, так как они ограниченны, слабы и не способны взять на себя разрешение коренных вопросов национальной жизни.

Вот и получается, что ни Обломов, ни Штольц не могут вызвать симпатию, каждый по-своему. А вот Ольга Ильинская — это прообраз русской просвещенной женщины, который еще встретится в произведениях многих писателей XIX века.

Это интересно: Н. А. Некрасов стихотворения о любви и чувствах.

Вариант 2

Обломов Илья Ильич – главный герой романа «Обломов». Помещик, дворянин, живущий в Петербурге. Ведёт ленивый образ жизни. Ничем не занимается, лишь только мечтает и «разлагается» лёжа на диване. Яркий представитель обломовщины.

Штольц Андрей Иванович — друг детства Обломова. Наполовину немец, практичный и деятельный. Антипод И. И. Обломова.

Сравним героев по следующим критериям:

Воспоминания о детстве (в том числе и воспоминания о родителях). 

И. И. Обломов. С самого раннего детства за него все делали: « Няня ждёт его пробуждения. Она натягивает ему чулочки; он не даётся, шалит, болтает ногами; няня ловит его». «.. Она умывает его, причёсывает головку и ведёт к матери. Так же с детства купался в родительской ласки и заботе: « Мать осыпала его страстными поцелуями …» Няня всюду, сутками напролёт, как тень следовала за ним, постоянная опека не кончалась ни на секунду: « … все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготнёй: то попыткой, то живой радостью за ребёнка, то страхом, что он упадёт и расшибёт нос …».

Штольц. Детство его проходит в полезной, но утомительной учебе: « С Восьми лет он сидел с отцом за географической картой … а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова …» Мать постоянно беспокоилась о сыне: « … она бы держала его возле себя». Но отец его был полностью равнодушен и холоднокровен к сыну, нередко и « прикладывал руку»: « … и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног».

Отношение к учёбе и труду. 

Обломов. В школу ходил без особого интереса и желания, с трудом отсиживал на уроках, одолеть какую-либо книгу для Обломова было большим успехом и радостью. « Зачем же все эти тетрадки … бумаги, времени и чернил? Зачем учебные книги? … Когда же жить?» Мгновенно холодел к тому или иному роду деятельности, будь это учёба, книги, увлечения. Такое же отношение было и к работе: « … учишься, читаешь, что вот-де настала година бедствий, несчастлив человек; вот собираешься с силами, работает, гомозится, страшно терпит и трудится, все готовит ясные дни».

Штольц. Учился и работал уже с детства – главная забота и задача отца его. Учение и книги увлекали Штольца, на протяжении все жизни. Труд – смыл существования человека. «Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и на самом деле нажил дом и деньги».

Отношение к мыслительной деятельности. 

Обломов. Несмотря на отсутствие любви к учёбе и труду, Обломов был далеко не глупым человеком. У него в голое постоянно крутились какие-то мысли, картинки, он постоянно стоил планы, но по совершенно непонятным причинам всё это откладывалось в долговой ящик. «Он, как встанет утром с постели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрёт голову рукой и обдумает, не щадя сил, до тех пор, пока, наконец, голова утомится…»

Штольц. Реалист до мозга костей. Скептик по жизни и в размышлениях. «Он боялся всякой мечты или, если входил в её область, то входил, как входят в грот с надписью… , зная час или минуту, когда выйдешь оттуда».

Выбор жизненных целей и способы их достижения. (В том числе и образ жизни.) 

Обломов. Жизнь однообразна, лишена красок, каждый день похож на предыдущий. Его проблемы и заботы умопомрачительно смешны и нелепы, ещё смешнее он их решает, переворачиваясь с бока на бок. Автор всеми силами оправдывает Обломова, мол в голове у него много идей и целей, но ни одна из них не материализуется.

Штольц. Скептицизм и реализм проявляется во всём. «Он шёл твёрдо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль». «А сам всё шёл упрямо по избранной дороге».

Вариант 3

Детство и воспитание

Илья Ильич Обломов рос избалованным ребенком. Родители слишком опекали сына, не предоставляли ему возможности проявить себя. Не любил учиться. Считал, что наука послана людям в наказание за грехи. Тринадцатилетним пареньком его оформили в пансион. Часто просил у матери разрешения остаться дома, не ехать на обучение. В университете не получил достаточных знаний из-за собственной лени.

Андрей Иванович Штольц был смышленым мальчиком. Знания впитывал словно губка. Отец воспитывал его в строгости. Мать не поощряла «трудовое воспитание». Когда отец отправлял сына в университет, не провел в город. Попрощался у ворот без лишних эмоций, надел ему фуражку, и так толкнул, что сшиб с ног».

Внешность

Илья имеет лишний вес. Его «пухлые руки и мягкие плечи» придавали внешности некой изнеженности. «Цвет лица его не был румяным или смуглым, он казался положительно бледным». В серых глазах всегда пребывали некие мысли, которые быстро исчезали, не успев засесть в голове.

Андрей худощав, щек у него вовсе нет, кожа смуглая. «Он был сложен из костей, нервов и мускулов, напоминал английскую лошадь». На его лице красовались выразительные зеленые глаза. От него исходит мужественность и здоровье.

Стремления и достаток

Илья Обломов в свои тридцать два года абсолютно ничего не нажил самостоятельно. Службу он оставил из-за глупой допущенной ошибки, отправив важные документы не по адресу. Он не смог выполнить простое поручение. Проживает в съемных апартаментах. Имение, доставшееся в наследство от родителей, претерпевает убытки, не приносит должного достатка. Илья Ильич ничего не смыслит в финансовых вопросах.

Не пытается что-то успевать и создавать в жизни. Лежит на диване, постоянно пребывая в сонном состоянии.

Штольц «служил, уйдя в отставку, занялся собственными делами и нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Не допускает промахов в работе. Достиг уважения в обществе и материальных благ, благодаря собственным усилиям. «Беспрестанно пребывает в движении: если обществу нужно послать агента в Англию или Бельгию — отправляют его. Следует создать новый проект или разобрать новую идею — выбирают Штольца».

Любовь к женщине

Андрей с уважением относится к противоположному полу. В отношениях с Ольгой Ильинской проявляет себя истинным джентльменом, способным решить все заботы любимой, радовать ее. Добился поставленной цели – женился на той, кого любит.

Илья всегда тактичен в общении с женщинами. Любил Ольгу Ильинскую, но не смог побороть в себе лень, нежелание перемен. Боялся обыденности брака. Доставлял любимой много хлопот, она часто плакала из-за его колких речей. Женился на вдове Пшеницыной, у которой снимал комнату. Она абсолютно ничего не требовала от него. Подобные отношения устраивали Обломова.

Отношение к жизни

Андрей Штольц, пышущий здоровьем, желает жить еще много лет. Хоть он и реалист, с его уст часто слышны фразы, что он хочет «прожить лет двести, триста». Придерживается цели, что все должно выполняться исходя из четко поставленных задач. Мечте не было места в его душе.

Илья Обломов называет себя «старым кафтаном». Порою озвучивает мысли, что лег бы и заснул навсегда. Любит мечтать. Его воображение часто рисует выдуманные картины. Особенно явно выделяет образы будущей супруги и детишек.

Вариант 4

Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» по праву занимает важное место в багаже русской классической литературы девятнадцатого века. Произведение, раскрывающее характеры людей, живущих в одно и то же время и в одном и том же обществе, не может не привлекать к себе внимания, а жизнеописания двух друзей, Ильи Обломова и Андрея Штольца, заслуживают отдельного внимания.

Илья Ильич Обломов – персонаж неоднозначный и весьма любопытный. Свои дни он проводит на любимом диване, находясь в вечной полудрёме и некоем подобии состояния расслабленной апатии. Его не интересует ни активная рабочая деятельность, ни хозяйство, ни саморазвитие – вся его жизнь подобна вялому течению реки, размеренному и неспешному. Можно заметить, что такой образ жизни поощряли и родители Ильи Ильича – его воспитывали в любви и нежности, а иногда чересчур сильно опекали, что и привело к формированию откровенно инфантильного отношения к жизни в сознательном возрасте. Мечты, грёзы и воспоминания о счастливом детстве – вот то, из чего состоит мир Обломова.

Друг детства Обломова, Андрей Иванович Штольц, является полной противоположностью главного героя романа. Штольц трудолюбив, и эта черта прививалась ему с самых ранних лет жизни. Родители Андрея Ивановича на своём примере показывали герою, как важно быть хозяйственным и деятельным человеком, чтобы попросту не проживать свою жизнь зря. Но, на мой взгляд, и в стиле жизни Штольца есть ряд заблуждений – персонаж буквально «живёт» работой, вся его жизнь распланирована по часам и минутам, в ней нет места неожиданностям и простым человеческим радостям, не омрачённым постоянным гнётом необходимости работать и банально держать всё под контролем.

Несмотря на то, что Илья Обломов и Андрей Штольц абсолютно разные, их дружба длится не одно десятилетие. Штольц уважает Обломова за его доброту и честность, а Обломов ценит в друге высокие моральные качества и порядочность. Наблюдая за историей их дружбы, начинаешь задумываться о том, какими второстепенными могут быть черты характера, жизненные ориентиры и цели, если в душе людей живёт главное – добро, справедливость, открытость и готовность помогать и поддерживать.

На мой взгляд, в романе «Обломов» Гончаров показывает читателям, как важно уважать и ценить друг друга, даже если речь идёт о совершенно непохожих друг на друга людях. Ни Штольца, ни Обломова нельзя назвать идеальными людьми, однако они способны демонстрировать свои лучшие качества и быть верными друзьями, а это многого стоит.

Это интересно: Когда умер Некрасов — классик отечественной поэзии.

Вариант 5

Гончаров, создавая роман под названием «Обломов», показал читателям два определенных типа людей. Такие разные люди. И оба по своей сути несчастные… Рисуя образы Обломова и Штольца, автор запечатлел в них отличные друг от друга качества. Нельзя утверждать, что качества любого из представленных героев являются отрицательными. Нет, это своего рода недостатки, на которые порой не обращаешь внимание. И зачастую от привычек слишком трудно избавиться…

Илья Обломов… Настоящий мечтатель, истинный романтик. Еще с детства он рос беззаботно. Ребенок не знал, что такое обязательство и любопытство. Он всю жизнь был вдали от славы и роскоши. Герой вырос домашним, совсем неподготовленным к жизненным обстоятельствам.

Мать в раннем возрасте сына слишком опекала его, из-за чего Обломов вышел из семьи неряшливым и неопытным человеком. Персонаж настолько любит пребывать в мире фантазии, что забывает о реальности. Оттого часто его времяпрепровождение во снах, редко герой блудит по улицам. Обломов не трудоспособен, для рабочей деятельности он слишком нежен и слаб. Однако персонаж примечателен тем, что в любой ситуации чувства у него превыше всего. Не материальное в приоритете, а именно духовное составляющее!

Что сказать о Штольце? Этот персонаж является полным антиподом Обломова. Он блестяще одевается, хорошо образован, работящий человек. С детства проявлял любопытство ко всем странностям в этом мире. Его мать с ранних лет сумела внести в жизнь Штольца искусство, приобщить мальчика к музыке и книгам. Отец же не ущемлял свободу собственного дитя. Он знал, что если человеку интересно, значит, ни в коем случае сие любопытство не следует исключать. Иначе ребёнок потеряет всякое пристрастие к миру.

Посему герой часто уходил на ночь из дома, дабы исследовать новые местности и окраины. Он сам был ответственен за собственную жизнь. Сам принимал на себя наказание за непослушание. Уже в ранний период детства дитя познало важные качества взрослых людей. Ответственность, добропорядочность, стремление к совершенству. Оттого Штольц прослыл успешным человеком. У него имеется прекрасная работа, приносящая огромный доход. Гардероб его шикарен. Однако героя не заботят семейные отношения. Он повязан в цифрах и расчётах. Его призвание — работать как машина. Но за этим ничего у Штольца нет… Чувства не выходят наружу…

Сравнивая двух героев романа Гончарова, следует отметить, что Штольц и Обломов — это совершенно разные личности. Если первый работяга, то другой действительный мечтатель. Для Штольца важно ставить цели и достигать их. Для Обломова рисовать в голове райскую жизнь. Но, что примечательно, возлюбленная Штольца изначально жаждала быть с Обломовым. Почему? Ответ прост: у Обломова были настоящие чувства. Искренняя улыбка, красивые глаза, детская неряшливость. Все это привлекало. Однако из-за страха Ильи, возлюбленные голубки не смогли обрести друг друга. Но и со Штольцем героиня не была счастлива. У них даже не было детей. Вот и пойми, где правильный выбор!

Вариант 6

Роман И.А. Гончарова «Обломов» рисует всестороннюю картину современного писателю русского общества. Автор показывает его важнейшие стороны — социальную, философскую, нравственную.

На смену патриархальному укладу в России пришел европейский капитализм с совершенно новой для русского человека психологией и философией. Душевное тепло, спокойствие, уют и размеренность постепенно уходят на второй план, опасными становятся инерция, лень, надежда на «авось». В новых условиях «находит себя» тот, кто активен, смел, решителен; кто знает, чего он хочет, и добивается этого. И на первый план здесь выходит разум, а не чувство, нередко преобладает холодный эгоизм и даже цинизм.

Представителями этих двух противоположных философий в романе являются Обломов и Штольц. Это два близких друга, знающих друг друга с детства. Они получили одинаковое образование – учились в одной школе и одном университете. Больше того, в юности их интересы были близки – они мечтали об активной деятельной жизни, о насыщенном и полноценном существовании: «И сколько великолепных фейерверков пускал ты из головы!»

Однако жизнь все «расставила по своим местам». С возрастом противоречия, «разность» героев стали проявляться все с большей силой. Илья Ильич Обломов – натура нежная и кроткая. Основная потребность этого человека заключается в любви. Его жизненный идеал — существование в кругу любимой семьи и любимых друзей.

Илья Ильич любит порассуждать на отвлеченные темы – его мало привлекает житейская суета. Обломову интересны «вечные вопросы», а все то, чем увлечены его знакомые (Судьбинский, Волков, Пенкин), кажется герою никчемным, пустым, бездушным. Недаром он говорит всем этим людям: «Уйдите, вы с холоду!»

Идеал Штольца не эмоции, а действие. Все его натура – это один порыв, рывок в сторону достижения цели. И характер героя полностью подчинен этому: Андрей Иванович обладает сильной волей, самодисциплиной, энергией. Кажется, он успевает всюду, преуспевает во всем, однако от всей его натуры веет сухостью и даже черствостью.

Штольц обладает исключительно практическим умом, он «человек дела» и полностью посвящает себя этому. Отвлеченные предметы просто не интересны герою, у него вызывает уважение лишь конкретный результат.

В соответствии со своими взглядами Обломов и Штольц ведут совершенно противоположные образы жизни. Так, Обломов – это воплощенная лень, праздность, погружение в себя, даже апатия. Штольц же «бывает везде, все обо всем знает». В его приоритетах труд стоит на первом месте, тогда как Обломов труд презирает и ненавидит (это удел крепостных).

Гончаров подробно и глубоко раскрывает истоки натур своих героев – они скрыты в детстве, в воспитании Обломова и Штольца.

Илью Ильича воспитывали в условиях Обломовки – в условиях русской патриархальной среды. Герой жил в маленьком замкнутом мирке, где все было подчинено природному круговороту. Жизнь здесь текла размеренно и спокойно, как бы сама собой. Никто не прикладывал никаких усилий – все делалось так, как было заведено давным давно.

Внешнего мира обломовцы боялись, придумывали для него всякие «страшилки», которыми пугали маленького Илюшу. Вообще, барину ничего не позволялось делать самому – для этого есть крепостные. Обломова же холили, лелеяли, любили до беспамятства.

Важно, что идеал именно такой жизни герой искал всю жизнь и нашел что-то похожее в доме у Агафьи Пшеницыной.

Штольца же воспитывали в гораздо более суровых условиях. Отец-немец приучал маленького Андрея к труду, воспитывал в нем не созерцателя, а созидателя. Русская мать старалась привить сыну любовь к искусству, к прекрасному, и Штольц стал в этой области довольно образованным человеком. Однако на первом месте для него всегда было «нечто практическое», а не отвлеченные рассуждения.

Нагляднее всего различие между этими героями проявилось в их отношениях с Ольгой Ильинской. Обломов, полюбив эту девушку, полностью раскрылся, подарил ей всю любовь, на которую был способен. Под влиянием своего чувства Илья Ильич преобразился: похорошел внешне, стал активным, деятельным, начал интересоваться внешним – то, чего никогда не было. Да и Ольга была очень довольна – сознанием того, что сумела так положительно повлиять на человека.

Но страх и неуверенность Обломова, его инертность не позволили развиваться их отношениям с Ольгой. Испугавшись, Илья Ильич пишет письмо Ильинской, в котором говорит о своих сомнениях и, по сути, разрывает все отношения с героиней.

Штольц же, за которого Ольга вышла замуж, мог предложить девушке активную жизнь, полную действий и «смысла». Однако он сильно проигрывал Обломову по части чувств, эмоций. Сухой Штольц не был способен подарить Ольге душевную теплоту, ласку, сочувствие. Именно поэтому, как мне кажется, Ольге чего-то не хватало в жизни со Штольцем, что-то тревожило и мучило ее. И, возможно, в эти моменты она не раз вспоминала о «золотом сердце» Обломова.

Нужно отметить, что образы героев, их противоположность раскрыты в романе очень полно, с использованием богатого арсенала художественных средств (портрет, внутренние монологи, язык героев, их диалоги и споры, использование бытовых деталей и так далее).

Таким образом, в романе «Обломов» Гончаров нарисовал два противоположных образа, выразив, тем самым, важные противоречия современной ему эпохи. Обломов представляет в романе «традицию» — исконно русский характер и менталитет со всеми его плюсами и минусами. Штольц же – это новая эпоха в жизни страны: капитализм с его культом труда, рациональности, материального успеха. Приживется ли этот строй в России, что он принесет ей, как повлияет на русского человека, каким будет будущее страны? Именно эти вопросы, я думаю, Гончаров решал, рисуя любимого им Обломова и приглядываясь к непривычному для него Штольцу.

Вариант 7

В романе И. А. Гончарова «Обломов» одним из частых приёмов является антитеза. Путём противопоставления автор сравнивает главного героя И. И. Обломова с его другом детства А. И. Штольцем. Первый является настоящим русским барином, а другой – практичным немцем. На протяжении всего романа прослеживаются сходства и различия этих двух героев.

Обломов Илья Ильич – главный герой романа, дворянин, живущий в Петербурге. Он ведёт ленивый образ жизни, любит всё время проводить на своём диване и ничего не делать. Любит только мечтать. Андрей Иванович Штольц – друг детства Ильи Ильича, наполовину русский, наполовину немец. Любит активный образ жизни, всегда находится в действии. Штольц является полным антиподом Обломова.

Различия главных героев просматриваются в первую очередь по детским воспоминаниям. Если И. И. Обломова с детства баловали вниманием и лаской, то А. И. Штольц рос в более строгой педантичной атмосфере под зорким присмотром отца-немца. За Обломова всё делали няни, а мать постоянно опекала его. Мать Штольца также беспокоилась за сына, однако отец не давал баловать и растил в строгости и справедливости, был даже немного хладнокровен и равнодушен к сыну, а порой мог надавать ему тумаков за непослушание. Таким образом, будучи ровесником Обломова, Штольц мог сам постоять за себя и заработать себе капитал.

Другие различия просматривались в отношении к учебе и труду. Обломов с детства не проявлял особого интереса к школе и школьным предметам. Он не понимал, зачем нужны все эти тетрадки, бумаги, книги, чернила. К любому виду деятельности мгновенно охладевал. Такое же отношение было к работе. Штольца приучали к кропотливой учебе и труду уже с детства. Отец с ним часто сидел за географической картой, мать читала священную историю и учила басням Крылова. Поэтому интерес к учебе и чтению книг у него проснулся довольно рано. А труд в его понимании являлся смыслом существования любого человека. Он не только учился, но и служил, а затем работал, не щадя сил. В перерывах ещё и успевал путешествовать.

Отличалось и отношение главных героев к мыслительной деятельности. Несмотря на то, что Обломов не прикладывал никаких усилий в учебе, он был вовсе не глуп. В его голове часто возникали дельные мысли, но каким-то удивительным образом все время откладывались на потом. Штольц был реалистом до мозга и костей. Он был отъявленным скептиком и боялся мечтать.

Жизненные цели и способы их достижений у героев были также разными. В голове у И. И. Обломова всегда было много идей и целей. Однако ни одна из них не материализовалась. Его жизнь однообразна и лишена практических целей. Решением любых проблем является переминание с бока на бок. А. И. Штольц остается реалистом во всем. Он старался всегда твердо идти к цели, жить по бюджету и просто следовать прямо по избранному пути.

Это интересно: Бородинская битва кратко отрывок из романа «Война и мир».

«Что общего у Обломова и Штольца» — итоговое сочинение

И.А. Гончаров в своем романе затрагивает очень актуальную тему противостояние труда и лени, которая на протяжении веков остается самой обсуждаемой и дискутабельной. В наше время эта тема является очень проблемной, так как в нашем современном обществе идет прогресс техники и люди перестают трудиться, лень перерастает в смысл жизни.

Герои романа Обломов и Штольц, являются друзьями с раннего детства. Их знакомство происходит при обучении в доме отца Штольца, который преподавал азы главнейших наук.

Илья Обломов выходец и дворянской семьи, с самого раннего детства маленького Илью холят и лелеют. Родители и няньки запрещают ему проявлять какую — либо самостоятельную активность. Илюша, видя такое к себе, отношение сразу понял, что можно ничего не делать, так как за него все это сделают другие люди. Его обучение происходило в доме Штольца, учиться он особо не желал, и родители потакали ему в этом. Так прошла вся юность Обломова. Взрослая жизнь ничем не отличалась от детства и юности, Обломов продолжает вести спокойный и ленивый образ жизни. Его пассивность и праздность сказываются в повседневной жизни. Он просыпался к обеду, неспешна слазил с кровати, лениво принимал пищу и не интересовался никакими делами.

Лень, заложенная с детства, не давала Обломову ни малейшего шанса на стремление к наукам, к познанию окружающего мира. Не смотря на все это, воображение у него было очень хорошо развито, так как из — за безделья воображаемый мир Обломова был очень богат. Так же Обломов был очень доверчивым человеком, и главным кому доверял Илья, был Андрей Штольц.

Щтольц является полным антиподом Обломова. С самого раннего детства Андрей был приучен к порядку, к труду. Родители воспитывали его строго, но справедливо. Отец, по национальности был немцем, прививал Андрею точность, трудолюбивость и пунктуальность. С юных лет Андрей выполнял различные поручения отца, закаляя свой характер. Обучался он вместе с Ильей, у своего отца, в отличие от Обломова, Андрею хорошо давались науки, и он с любопытством изучал их. Переход из детства во взрослую жизнь у Штольца случился очень рано, поэтому Андрей был очень активным человеком. Он стремился к постоянному пополнению знаний, ведь «ученье – свет, а неученье – тьма. У него был, трезвый и практичный взгляд на происходящие события, он никогда ничего не делал поспешно без обдумывания данного вопроса, которого ему нужно было решить. Заложенные с детства расчетливость и пунктуальность нашли себе место и во взрослой жизни Штольца.

Подвижность и энергичность способствовали ему в каких – либо начинаниях. Рассматривая жизненные позиции Обломова и Штольца по отношению к Ольге Ильинской можно сделать следующие выводы: Обломов, живя в своем мире – «Обломовщине», был романтиком, который долго решался на конкретные шаги в реальной жизни. Их знакомство с Ольгой Ильинской происходит благодаря Штольцу. Их взаимоотношения с самого начала были не прочные. Ольга, зная многое про Обломова по рассказам Штольца, пытается возвратить к жизни Обломова по средствам своей любви, но ей этого не удается сделать, и «Обломовщина» побеждает. Взаимоотношения Ольги и Андрея складываются сами собой в течение жизни, «она смеется над его шутками, а он с удовольствием слушает ее пение». У них было много общего, но самым главным было то, что они стремились к жизни, это и поспособствовало к их сближению и образованию семьи.

Как бы то ни было, судьбы обоих героев складываются относительно удачно. Штольц обретает свое счастье с Ольгой, а Обломов находит свою Обломовку в доме на Выборгской стороне и доживает там свой век с женщиной, о которой всегда мечтал. Такая развязка показывает, что позиция автора по отношению к обоим своим героям носит положительный характер.

Прочитав роман И.А. Гончарова «Обломов», я склоняюсь к мысли о том, что события, описанные в данном произведение, могут быть применимы и к нашему времени, так как в современном обществе есть много таких людей как Штольц и Обломов. И их противостояние будет вечным.

Это интересно: Стих «Деревня» Пушкин — анализ по плану.

Детство Обломова в романе Гончарова

Главный персонаж подрастал в наследственной усадьбе Обломовке, великолепной и тихой местности. Весь окружающий мир вслед за тем жил будто бы согласно плану, а общество веровало в народные сказания и злобных домовых.

Паренек был один и почитаемым Ребёнком. Ежедневные приём трапезы являлись мероприятием важным в семье Обломовых. После приема пищи весь дом засыпал. В том числе и нянечка, которая должна была охранять Илюшу, непроизвольно закрывала очи. В подобные минутки ребенок был совершенно независим.

Ребенок обожал убегать с дома, прогуливаться по галерее, пробегать по рощи и части оврага. Туда малыш боялся спускаться, так как овраг считалась небезопасным местом. Мать слишком сильно оберегала сына, никак не позволяла выбираться во двор и гулять под солнцем. Вот так Илья и приучался к размеренному существованию в Обломовке. Он следил за старшими , за их досужими делами и бесполезными беседами, запоминал и обучался.

В 12 лет парня отдали на подготовка Штольцу, в селение Верхлёво. Ни один человек из семь Обломовых не осознавал значимости знаний, всегда ожидали только диплом. Отцу с матерью было жалко сына и они стремились сдержать его дома всеми силами.

Помимо лени, безвольности и абсолютного несогласия с общественной жизнью Обломову присуще излишняя мечтательность. Персонаж большинство времени жил в мечтаниях о вероятном перспективном будущем, выдумывая массу альтернатив благополучного существования в Обломовке. Откровенно переживая любую собственную мечту, Илья никак не осознавал, что все это лишь иллюзии, красивые небылицы, аналогичные историям нянечки, рассказанным в раннем детстве.

Единственным другом Ильича являлся сын его педагога. Андрюша с раннего возраста был целеустремлён, твёрд, он являлся противоположностью Обломова. Штольц стремился послужить причиной товарища в передвижение, принуждал обучаться. Однако правила родимого жилья нравились Илье больше. Взгляд на жизнь у товарищей был разный, но все же теплые чувства они сохранили.

Тайна нрава, повадок Ильи скрывается в его раннем возрасте. Желания и порывы мальчишки никак не находили своего места. Это и привело его к тому, что он стал ленивым и боязливым.

Сочинение Детство Обломова

На протяжении всего романа Обломов как будто старается выбраться из грез, он пытается пробудиться ото сна и ему помогает в этом Ильинская. Также активно «будит» Обломова и Штольц, который пытается привить ему активность и деятельность. Тем не менее, «пробудившись» на лето Обломов снова впадает в свои грезы, где его убаюкивает Пшеницына, после чего Обломов оставляет этот мир как бы не просыпаясь более, но полностью погрязнув в неге.

Отдельное значение в этой теме засыпания и грез Обломова имеют главы, где описывается детство главного героя. Эти образы представляют для Ильи Ильича своеобразный идеальный мир, парадиз, который так ощутим и близок, но при этом недостижим.

Он вспоминает как весело бегал по Обломовке, многое хотел узнать. Из главы «Сон Обломова» мы узнаем истоки самой обломовщины. Оказывается маленькому мальчику повсюду запрещали шалости и призывали к тому чтобы перенять типичный уклад существования его деревни.

В Обломовке царил по большей части культ гедонизма и покоя. Характерным примером тут является письмо из соседнего села, которое не хотят открывать, для того чтобы не узнавать плохих новостей.

В такой атмосфере ребенку действительно приятно и спокойно, но также ему хочется познавать мир. Тем не менее, ему дают познавать только культ удовольствия и наслаждения простыми радостями, такими как пища. Обломов формируется под надзором воспитателей, которые ограждают мальчика от внешнего мира и в итоге при нем и во взрослом возрасте останется Захар, который тоже будет присматривать и во всем потакать.

Более чем интересным является описание сказок, которые рассказывает няня Обломова. Она описывает враждебный и трудный мир за пределами Обломовки, тот мир, которого следует избегать.

Как известно, детские сказки созданы именно для того чтобы формировать мировоззрение ребенка и готовить его ко взрослому миру. Через простые образы добра и зла, характерных героев и сюжеты, ребенок понимает многогранность мира и некоторые его структурные особенности. Обломов в этом смысле получает довольно простую установку, где идеальным миром является его деревня (или просто обломовский уклад) а миром враждебным – остальное пространство.

Вот почему Обломов с такой теплотой вспоминает собственное детство и радуется этому времени, которое было проведено в неге. По сути, его лежание на диване и является способом вернуться обратно в детство.

автор: Ekaterina 11.03.2019 0 Комментарии

статьи

школьная программа

Обломов и Штольц

В своем произведении «Обломов» Иван Александрович Гончаров знакомит нас с двумя героями — Ильей Обломовым и Андреем Штольцем, которые много лет, с самого детства, являются близкими друзьями. И это несмотря на то, что ведут разный образ жизни и нередко спорят по важным вопросам. Давайте задумаемся, порассуждаем и выберем, какой же тип людей нужен в нашей стране.

Что за человек Обломов?

Илья Ильич Обломов – потомственный дворянин, который воспитывался в деревне под названием Обломовка. Там царила настоящая идиллия для помещиков: люди практически не работали и просто наслаждались жизнью. Все самое необходимое они получали благодаря своим владениям. Детей воспитывали в «свободном» стиле, прощая любой проступок и давая только поверхностные знания, ведь больше им, в принципе, и не требовалось в этом месте. Именно в такой среде вырос Илья, который и в старшем возрасте, даже переехав в большой город, продолжал вести ленивый и бесцельный образ жизни, лишний раз не вставая с кровати. А единственным человеком, который мог хоть как-то повлиять на него, немного растормошить и заставить выйти из дома – был его лучший друг, Андрей Штольц. Но при этом Обломов умеет любить, сострадать, он тонко чувствует и понимает. В нем нет злости, жестокости и корысти.

Сочинение на тему «Кто нужен России Штольц или Обломов»

Сочинение на тему «Кто нужен России Штольц или Обломов»

Совсем недавно я познакомилась с произведением Гончарова «Обломов». В своем произведение, автор поднимает проблему дворянства. Уникальность его романа заключается в том, что читатель находит в героях, свои собственные черты характера. После прочтения «Обломова», большинство задаются вопросом, к какому типу людей он относиться, к Штольцу или Обломову. Кто из них являться будущим России, в ком она нуждалась в годы написания романа.

Прежде чем понять значимость каждого из героев, для начала следует разобраться с каждым из них в отдельности. Начнем, пожалуй, со Штольца, который родился в обыкновенной небогатой семье. Его отец был немцем, а мать русской дворянкой, из-за различного происхождения его родителей, мальчик получил разностороннее воспитание. Отец с самого детства воспитывал в нем настоящего мужчину, заставлял учиться, работать и выполнять все обязанности по дому. С утра до вечера мальчик бегал по различным поручениям отца, и никогда не забывал сделать то, что приказал ему отец. Мать была женщиной со старым нравом, ей казалось, что мальчик глубоко несчастен из-за постоянных поручений отца, потому она как могла, в утайке от родителя, холила его и лелеяла. Она обучила его литературе, тем самым вырастив его высокодуховным человеком.

Взрослому Штольцу удалось взять у родителей их самые лучшие качества, подобно отцу он был человек с сильным характером и высокой силой воли. У матери он позаимствовал хорошее воспитание и доброту души. Но, несмотря на все перечисленные выше его хорошие качества, Штольц, как и все немцы был расчётлив и черств душой.

Что же касается нашего главного героя, Илья Ильича Обломова, то он являлся полной противоположностью своего друга. Мужчина вырос в обычной дворянской семье, их поместье было олицетворением покоя и благодати. Люди, жившие там, все, в полть до слуг, просыпались очень поздно, садились трапезничать, после чего отдыхали на крыльце дома. Мамочки всегда бегали за своими детьми, прощали им все проказы и давали полную свободу на весь день. Обломовщина — это место где людям не нужно работать, они живут за счет своего поместья и деревень, которые находятся в их владениях. Обломова учили грамоте и различным наукам, но все это проходило лишь на поверхностном уровне.

Можно ли винить его за то, что он вырос ленивым и простодушным барином. При всех своих недостатках, которые лишь омрачаются перед достоинствами Штольца, стоит заметить, что у Обломова было то, чего его друг был лишен. Наш главный герой был очень добрым и чувственным человеком, он не строил свою жизнь вокруг денег, как делал это Штольц. Мало кому было известно о внутренним мире Обломова, ведь люд видели только лентяя, которого заботило лишь собственное благополучие. На самом же деле он был человеком высоко чувственным, порой обдумывая в голове те или иные проблемы, он внутренне плакал и сочувствовал бедам несчастных людей.

Как эти двое могли стать друзьями? Ответ очень прост, их двоих с самого начала сближала доброта и порядочность, которой они оба обладали. Штольц это либерал, который требует перемен на благо общества. Обломов напротив консервативен, его пугают перемены, он убежден в том, что они могут вызвать разруху и несчастье в жизнь российских людей. Я отдаю свое предпочтение Штольцу, человеку, в котором нуждается Россия. Ей необходимо идти вперед, упорно добиваться своего на мировой арене. Только люди подобные Штольцу смогут завести этот процесс перемен. Но, я бы хотела добавить к их характерам хотя бы чуточку доброты Ильи Ильича. Ведь мало быть целеустремленной и способной личность, нужно все время оставаться добрым и честным человеком.

Похожие сочинения:

  • Сочинение по фрагменту «Две бабушки» из произведения Сергея Круля «Там, где дом моей матери» Прочитав рассказ «Две бабушки» С.Круля из книги «Там, где дом моей матери», сразу вспоминаешь о своем детстве. Своих бабушках, которые постоянно хотели накормить чем-то вкусным. Даже их […]
  • Сочинение на тему «Внутренний мир героев 19 века» «Золотым веком» принято называть отечественную литературу девятнадцатого столетия. Миру были представлены самые талантливые: поэты, писатели, прозаики. Написанные ими произведения, по […]
  • Сочинение на тему «Мы – будущее России» Именно от молодежи зависит будущее их страны. От их мыслей, действий, а также преданности и веры. Только та страна процветает, где люди живут в мире между собой, уважают друг друга и ценят […]

Андрей Штольц

Что мы знаем о Штольце? Он – ровесник Обломова, выросший в небогатой семье. Его мать была русской, а отец немцем, так что, мы можем утверждать, что Андрей вырос на стыке культур. У его родителей не было больших денег, однако они старались дать мальчику все самое лучшее. Отец занимался его образованием, воспитывал в сыне практичность, твердость характера и дисциплину. А мать, наоборот, баловала Андрея, но при этом развивала его духовно – занималась с ним музыкой, французским, литературой и живописью. Именно благодаря своим непохожим родителям, герой получил всестороннее развитие, что помогло ему достичь успеха – «выбиться в люди». В Андрее Штольце гармонично сосуществуют практичность и умение жить с духовными ценностями и моральными принципами.

Так кто же нужней России?

На первый взгляд, может показаться, что Штольц и Обломов – две противоположности, которым непросто найти общие темы для разговора. Однако именно разные точки зрения помогают им видеть мир и других людей объективно, со всех сторон. Поэтому они дружат, понимают друг друга и дополняют друг друга. И задумавшись о том, кто же нужен России больше, мы приходим в парадоксальному выводу – они оба. Несомненно, Андрей Штольц образованнее и успешнее друга, однако именно Илья Ильич обладает такими истинно русскими качествами, как доброта и сострадание, тонкость чувств, которые получил благодаря воспитанию. Поэтому каждый из них способен внести свой важный вклад в развитие страны.

Сочинение-рассуждение предоставлено Надеждой Эль Сайед.

Советую посмотреть:

Почему Базаровы нужны России?

В чём беда и в чём вина Ильи Обломова, школьное сочинение

Кто нужен России Обломов или Штольц?

Сочинение

«Перемен требуют наши сердца, Перемен требуют наши глаза, В нашем смехе и в наших слезах, и в пульсации вен: «Перемен!» — мы ждем перемен!» Виктор Цой, группа «Кино».

«Обломов» – вторая часть трилогии Иван Александрович Гончарова о российском обществе середины XIX века. «Русское общество прочитало роман с наслаждением» – писал Александр Васильевич Дружинин. Книга написана о повседневной жизни, хорошо знакомой читателю, понятным языком и большинство читателей нашли в образах героев многие черты своих характеров. В этом произведении автор показывает свое отношение к образу жизни дворян, описывая жизнь главных героев: Обломова и Штольца. Они — люди одного класса, общества, времени. Казалось бы, что, живя в одной среде, их характеры, мировоззрение должны быть похожи. Но, читая роман, мы находим в Обломове и Штольце большие различия. Проследим за развитием их личностей с самого детства и постараемся дать ответ на вопрос, который является темой сочинения: «Кто нужен России: Обломов или Штольц?» Андрей Иванович Штольц воспитывался в небогатой семье. Отец его был обрусевший немец. Мать — русская дворянка. Все дни семьи проходили в работе. Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял выполнять необходимую работу. В то же время он обучал его наукам, учил немецкому языку. Дальше Штольца стали отправлять в город с поручениями, «и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах». Мать учила его литературе и сумела дать прекрасное духовное воспитание сыну. Штольц сформировался сильным, умным, активным человеком. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной окружности; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. … Как в организме нет ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия, практических сторон с тонкими потребностями духа. Две стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути, но никогда не запутываясь в тяжелые, неразрешимые узлы,» – это авторское описание Штольца. Гончаров показывает Штольца, как настоящего «немца», «железного» человека, то есть идеального физически, но чёрствого душевно. Илья Ильич Обломов родился в дворянской семье. Жизнь в селе Обломовке проходила по своим особым законам. Самое главное в жизни Обломовых была еда. Ей посвящали много времени. Они всей семьёй решали, какие блюда будут на обед или ужин. После обеда следовал продолжительный сон. Весь дом засыпал. Так проходили все дни: сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Родителей не интересовали знания Илюши. Они мечтали получить справку, доказывающую то, что «Илья прошёл все науки и искусства». Что касается физического воспитания, то его даже не выпускали на улицу, боялись, как бы он не убился, не заболел. Обломов превратился в доброго, ленивого барина, которого больше всего заботил собственный покой. «Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире. Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не чужд был всеобщих скорбей. Он горько в глубине души плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безвестные, безыменные страдания и тоску,» – так характеризовал уже взрослого Обломова автор. Но знал кто-нибудь об этом внутреннем мире Ильи Ильича? Обратимся к тексту: «Никто не знал и не видал этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье, и больше от него нечего ждать; что едва ли у него вяжутся и мысли в голове. … О способностях его, об этой внутренней вулканической работе пылкой головы, гуманного сердца знал подробно и мог свидетельствовать Штольц». Обломов стал лежебокой, человеком добрых мыслей, но абсолютно не готовым к их воплощению в жизнь. Повседневной труд для Штольца был частью его жизни, удовольствием. Он не гнушался даже самой чёрной работы. Для Обломова любая деятельность — это бремя. Ему было даже лень встать с дивана, выйти из комнаты, чтобы там убрались слуги. О характере героев говорит и их образ жизни. Обломов проводит свою жизнь в существовании на диване. Он ничего не делает, ничем не интересуется, он до сих пор не может заставить себя дочитать книгу «Путешествие в Африке», даже страницы этой книги пожелтели. Штольц ведёт деятельную, активную жизнь. Благодаря своему труду, силе воли, терпению, предприимчивости, он стал богатым и известным человеком. Счастье для Обломова – это полное спокойствие и хорошая еда. И он достиг этого: спокойно спал на диване и хорошо ел. Но, несмотря на все имеющиеся между ними различия, они с Обломовым друзья, друзья с детства. Их сближают самые хорошие черты характеров: честность, доброта, порядочность. Можно ещё упомянуть о любви Обломова к Ольге Ильинской, если это, конечно, можно назвать любовью. Для достижения её любви он стал больше читать, ездить по музеям, гулять, но это изменение только внешнее. Внутри Илья Ильич остаётся прежним Обломовым. Одна из главных мыслей романа в том, что бездействие может погубить все лучшие качества человека, разрушить его личность, а труд на благо людей с выгодой для себя может принести счастье в жизни. В настоящее время России необходимо преодолеть кризис и развиваться, не стоять на месте. Из романа видно, что Штольц, по своим убеждениям – либерал, он понимает необходимость перемен, без которых любое развитие невозможно. Обломов консервативен, он считает, что перемены не нужны вообще, так как они, по его мнению, принесут смуту и нарушат покой, значит, можно оставить всё как есть. А оставлять всё как есть нельзя, потому что в моей стране накопилось множество нерешенных проблем, поэтому я считаю, что России нужен современник, больше похожий на Штольца, развитый физически, обладающий созидательным умом, творческой энергией и душевной добротой Обломова. 

Сочинение на тему: Кто мне ближе Обломов или Штольц

Тип работы:  Сочинение 
Дата добавления:  04.05.2020

Сочинение на тему: Кто мне ближе Обломов или Штольц

Сочинение на тему: Кто мне ближе Обломов или Штольц

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Сочинение на тему: Кто мне ближе Обломов или Штольц Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.

Сочинение на тему: Кто мне ближе Обломов или Штольц

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Сочинение на тему: Кто мне ближе Обломов или Штольц

Роман «Обломов» был написан И.А.Гончаровым в 1859 году. Илья Ильич Обломов — целый феномен в русской литературе. Из него родился такой термин, как «Обломовщина» — неспособность быть активным в человеческой деятельности. Кто мне ближе: гордость или Обломов? Обломов — зрелый человек, который пытался служить в прошлом, но теперь дистанцировался от любой деятельности.

Он не только хочет что-то делать, но даже хочет встать с дивана, умыться и прогуляться. Гордость — полная противоположность Обломову. Его изображают ленивым незнакомцем с активностью и высоким культурным уровнем. Штольц знал, как зарабатывать деньги, расширил свой капитал. Он очень умный и знает, чего хочет от жизни. Все эти качества помогли герою на протяжении всей жизни. Андрей был хорошим другом Обломова, всегда пытался ему помочь. Герой очень часто пытался оторвать Обломова вечером или хотя бы на улице, но Илья Ильич очень редко соглашался с предложениями друга. Обломов — это романтическая мечта о спокойном семейном счастье, к которому его герой не готов. Гордость — враг каждой мечты, он преследует только точные цели. Автор имеет хорошее отношение к Илье Обломову, он не судит о гордости, но не одобряет образ жизни, который ведет Андрей Иванович. И.А.Гончаров ведет своих героев в любовный конфликт, чтобы показать, чего стоит каждый из них. Их любимая Ольга поражает своей красотой и естественной свободой слова и зрения. Илья Ильич Обломов отказывается от любви к Ольге и указывает на свою неготовность к семейной жизни. Это характеризует Обломова как слабого человека и еще раз подтверждает его непоследовательность. Каждый из нас может распознать в себе черты Ильи Ильича Обломова или Андрея Ивановича Стольца. Я думаю, что для Андрея Ивановича Стольца у меня больше понимания, потому что это люди, которые живут более яркой, интересной и богатой жизнью. Это люди, которые ставят перед собой четкие цели и знают, чего они хотят достичь. Моя мечта — быть успешным, как гордость. В конце концов, именно такие люди достигают максимального успеха.

  • Обломов и штольц как антиподы сочинение
  • Обломов гончарова и обломов михалкова сочинение
  • Обломов во мне сочинение рассуждение
  • Обломов в судьбах любивших его людей штольц о нем рассказ о вдовьем горбе пшеницыной
  • Обломов в современном мире сочинение