- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Фаддей в рассказе Матрёнин двор Солженицына
Фаддей в рассказе Матренин двор Солженицына сочинение (Характеристика и образ)
Первоначальное название повести Солженицына «Матренин двор» звучало как «Не стоит село без праведника». Именно в контексте такого заголовка произведения отчетливо отрицательным и противопоставленным незлобивости и смиренности Матрены предстоит образ одного из героев повести – Фаддея Мироновича Григорьева.
В описании внешности Фаддея на первый план выходит черный цвет: «черный старик», «черные волосы», «черная окладистая борода», «черные усы», «черные брови». Его «черная» внешность выступает как визуализированный, подсказывающий признак его черноты внутренней.
Когда-то Фаддей был женихом Матрены, но по стечению драматических обстоятельств она стала женой его брата. Любовь Фаддея впоследствии переходит в ненависть, и он едва не убивает Матрену и ее мужа, хотя они только такие же случайные жертвы, как и он: война их всех разлучила и лишила любви. Только именно Фаддей, опаленный бедой, ожесточился, потеряв любовь и надежду на счастье. Он вознес топор не только над Матреной, но и над собой.
Ни женитьба на «другой» Матрене, ни шестеро один за другим появившихся детей в семье не делает его счастливым: жену свою он бьет, с детьми груб и жесток – весь дом держит «черный» Фаддей в страхе, лишая счастья таким образом и себя, и своих близких.
Потеряв способность любить людей, Фаддей как будто одеревенеет, приобретя другую способность – любить вещи. Он становится скопидомным, рачительным хозяином. Но именно эта приобретенная им черта станет причиной гибели Матрены, его сына и едва ли не сумасшествия дочери. Желая захватить участок в Черустях и поставить там дом, Фаддей настоятельно просит Матрену отдать горницу Кире еще при жизни, а не как наследство. Соглашается Матрена, а вследствие трагической случайности при перевозки горницы – погибает.
Но для Фаддея, ожесточившегося и поглощенного идеей приобретательства, смерть Матрены, когда-то горячо им любимой, не становится поводом для сомнения в правильности и праведности своей жизни. У гроба Матрены он постоит недолго, и на какой-то момент времени покажется, что, омраченный душой, он переживает гибель по его вине в том числе Матрены. Но это не так. Главное –сохранить бревна горницы от огня и козней сестер Матрены.
Таким образом, лишившись любви, окаменел Фаддей душой, почернела она, а он стал человеком без сердца, который так и н понял, что не стоит село без праведника.
Характеристика Фаддея
Фадей Миронович Григорьев — центральный герой рассказа А.И.Солженицына “Матренин двор”. Образ злого жадного старика противопоставляется смирению и кроткости Матрены — главной героини произведения.
Фадей Григорьев — высокий старик с черными волосами, не тронутыми сединой, и такой же черной длинной бородой. Облик старика, как отмечает автор, являл собой почтенность и умудренность жизнью. Герой ходил, опираясь на посох. В его позах читается трепливость и уверенность. Когда-то давно Фаддей был женихом Матрены. Герой не вернулся с Первой мировой войны. Матрена прождала его три года. Считая Фаддея без вести пропавшим, молодую женщину выдали замуж за родного брата героя, Ефима. Через несколько месяцев из плена вернулся Фаддей. Вспыльчивый и жестокий мужчина так и не простил своих родных, он жил в ненависти и затаенной злобе на них.
Фадей любил Матрену. Он не стал жениться на местной, в соседней деревне мужчина нашел девушку с таким именем как у бывшей возлюбленной. Фаддей построил дом, в котором зажил с супругой. У него родилось шестеро детей. Казалось, почему бы не быть счастливым имея дом и большую семью? Но Фадей жил в ненависти: бил жену и детей. Он не мог простить себя за то, что живет с нелюбимой женщиной. Часто супруга Фаддея жаловалась Матрене Васильевне на своего мужа. Черный наполовину слепой старик был безобразен внутри.
У Матрены не было своих детей, все они умерли еще очень маленькими. После того, как Ефим не вернулся с Второй мировой войны, женщина осталась одна. Матрена выпросила на воспитание дочь Фаддея — Киру. Добрая заботливая девушка единственная, кто проявляется участие в пожилой женщине. Матрена завещала воспитаннице часть своего дома — горницу. Однако жадный и злой Фаддей решил отомстить Матрене, он начал ломать дом, не дожидаясь ее смерти. Женщине было жалко рушить дом, в котором она прожила много лет. Но Фаддей уговорил Матрену, ссылаясь на трудные жизненные обстоятельства Киры: мужу молодой женщины дали участок земли, чтобы его не потерять нужно было поставить на нем какую-нибудь постройку. Ненависть и жестокость Фаддея приводят к смерти его зятя, родного сына и доброй Матрены. Все они погибают, пытаясь перевезти горницу через железную дорогу. Смерть родных не меняет характера героя, все его мысли заняты спасением досок, оставшихся на месте трагедии.
В рассказе образ Фаддея олицетворяет бессердечную жестокость и злобу. Мужчина, как и многие сельчане, так и не смог понять доброй кроткой и чистосердечной Матрены, жизнь которой была трудна и трагична. Фаддей — скупой старик, думающий лишь о собственных интересах. Он является главным антиподом Матрены в рассказе Солженицына.
Сочинение История Фаддея
Олицетворением жестокости, подлости, мстительности и банального тупого садизма Солженицын в своём рассказе «Матрёнин двор» решил сделать Фаддея, одного из главных героев.
Фаддей Миронович Григорьев — именно так звали старого мужчину, которому было за шестьдесят лет. Внешность была его по словам автора буквально чёрная: чёрные брови, чёрные волосы, чёрная борода, чёрные усы. Я думаю, Солженицын специально ещё в начале рассказа окрестил героя «чёрными» чертами лица, чтобы зародить в читателе некую догадку о том, что старый, наполовину слепой Фаддей, принадлежит к людям, творящим плохие поступки. У Фаддея всегда под рукой была палка, посох, с помощью которого он передвигался, вероятно, из-за своей несгибаемой спины.
В юности Фаддей и Матрёна, в честь которой и создано название рассказа, были влюблены друг в друга, но Фаддей ушёл в армию. Три года ждала его Матрёна, а когда пришёл срок Фаддею быть уже дома, его всё не было, он пропал без вести. Оставшись без надежды на его возвращение, Матрёну выдают замуж за Ефима, брата Фаддея. Через несколько месяцев после этого возвращается и «чёрный» брат Ефима. Прознавший об этой подлой свадьбе, он чуть было не убил топором и Матрёну, и Ефима, но сдержался. Здесь читатель понимает, что Фаддей — крайне вспыльчивый человек, готовый в ярости на самые ничтожные поступки. Главный герой очень любил Матрёну, а потому решил найти жену с таким же именем и нашёл.
В браке у них было шестеро детей, тогда как все дети Ефима и Матрёны умирали. В семейной жизни автор раскрывает Фаддея ярче всего: тот бьёт свою жену, ненавидит её и ненавидит себя за то, что живёт с нелюбимой женщиной. Кроме всего прочего, его боятся и дети, он держит весь дом в страхе, избивает он и своего младшего сына, который ему во внуки годится, Антошу за то, что тот учился не лучше всех.
Как я сказал ранее, у Матрёны Васильевны и Ефима все дети умирали, тогда Матрёна решила взять на воспитание девочку из семьи Фаддея, Киру. Десять лет она её растила как родную дочь, нашла ей мужа и даже оставила часть своей избы, сруба в завещании. Узнав об этом, Фаддей решил, что будет требовать эту часть избы ещё до кончины бедной Матрёны Васильевны под разными предлогами. Но главным его аргументом было то, что Кире и её мужу дали земельный участок, так что как раз самое время строить им свою избу, а для этого нужен сруб, который и завещала Матрёна. Конечно, он делает это для того, чтобы насытить свою жадность, отжать сруб у Матрёны, отомстить ей, потому что Фаддей — ужаснейший человек, не способный думать ни о ком, кроме себя.
По своей доброте женщина согласилась при жизни отдать часть избы на распил. При переносе сруба Матрёна попадет под колёса поезда, так и умирает. Фаддей даже не удосужился побывать на её поминках — он бессердечный человек.
Также читают:
Картинка к сочинению Фаддей в рассказе Матрёнин двор Солженицына
Популярные сегодня темы
- Интересные факты о Бахе
Иоганн Себастьян Бах – великий немецкий композитор, оставивший огромное музыкальное наследие более чем 1000 произведений. В один момент творчество этого композитора перестало иметь огромное значение.
- Сочинение Моя любимая сказка Андерсена Дюймовочка 5 класс
Сказка о крошечной Дюймовочке никого не оставит равнодушным. Эта маленькая девочка научила меня быть терпеливой и доброй. Её появление на свет было для мамы долгожданным и в тоже время необычным.
- Как связаны понятия «мечта» и «желание»? Итоговое сочинение
Каждый человек хоть раз в жизни имел мечту. А желания возникают у каждого ежедневно. Эти понятия очень схожи, но всё же это не синонимы.
- Место, занимаемое Хлестаковым в произведении Ревизор
Хлестаков в комедии занимает главное место, но все происходящие события, в общем в целом весь сюжет высмеян автором. Он превосходно дал характеристику всем задействованным персонажам в его комедии.
- Сочинение на тему Духовная культура рассуждение
Как известно, духовная культура является знаниями человечества за всю истории, которые находятся в книгах. Духовная сфера жизни общества включает науку, искусство, мораль и другие, все это относится к понятию духовная культура.
Сидящий крестьянин. Художник Поль Сезан |
Фаддей в рассказе «Матренин двор» является одним из ярких центральных персонажей.
Ниже представлен цитатный образ и характеристика Фаддея в рассказе «Матренин двор» Солженицына, описание внешности и характера героя.
Смотрите:
Фаддей в рассказе «Матренин двор»: образ и характеристика
Полное имя героя — Фаддей Миронович Григорьев:
«И когда Фаддей Миронович ушел от меня…»
Возраст Фаддея — около 65 лет. Известно, что в 1914 г. ему было 23 года:
«…старше шестидесяти…»
«…семья деда Фаддея…»
«Мне было девятнадцать, Фаддею — двадцать три…» (Матрена о своем возрасте и возрасте Фаддея)
О внешности Фаддея известно следующее:
«Высокий черный старик, сняв на колени шапку, сидел на стуле…»
«Все лицо его облегали густые черные волосы, почти не тронутые сединой: с черной окладистой бородой сливались усы густые, черные, так что рот был виден едва; и непрерывные бакены черные, едва выказывая уши, поднимались к черным космам, свисавшим с темени; и еще широкие черные брови мостами были брошены друг другу навстречу. И только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку. Во всем облике старика показалось мне многознание и достойность. Он сидел ровно, сложив руки на посохе, посох же отвесно уперев в пол…»
«Хоть и пригорбленный больною поясницей, но все еще статный, старше шестидесяти сохранивший сочную, молодую черноту в волосах…»
«…Фаддей, размахивая палкой, догонял кого-то…»
«…терзало душу чернобородого Фаддея…»
«…с неразгибающейся спиной, опираясь на посох, просил каждого снизойти к его старости…»
«…этому полуслепому старику…»
Фаддей является родственником, деверем главной героини рассказа Матрены. Фаддей — брат Ефима, мужа Матрены:
«…черный настойчивый этот старик — родной брат мужа ее, без вести пропавшего…»
В молодости Фаддей был женихом Матрены, но та вышла замуж за его младшего брата Ефима:
«Я, Игнатич, когда-то за него чуть замуж не вышла.
«Он за меня первый сватался… раньше Ефима… Он был брат — старший…»
Спустя время Фаддей женился на другой девушке, тоже Матрене (автор называет ее «второй Матреной»):
«Ой-ой-ойиньки, головушка бедная! Сколько невест было на деревне — не женился. Сказал: буду имечко твое искать, вторую Матрену. И привел-таки себе из Липовки Матрену, срубили избу отдельную, где и сейчас живут, ты каждый день мимо их в школу ходишь…»
«…широколицая грубая «вторая» Матрена — та подставная Матрена, которую взял когда-то Фаддей по одному лишь имечку…»
У Фаддея и его жены есть 6 детей. Младший сын Антон учится в 8 классе. Младшую дочь зовут Кирой. Кира 10 лет прожила у Матрены в качестве приемной дочери:
«Кажется, и Фаддею не о чем было жалеть: родила ему вторая Матрена тоже шестерых детей (средь них и Антошка мой, самый младший, поскребыш) — и выжили все…»
«Но этому полуслепому старику, годному Антошке не в отцы, а в деды…»
«…Григорьев Антошка был круглый румяный малец из 8-го «Г»..»
Фаддей бьет свою жену и держит весь дом в страхе:
«…видел ту вторую Матрену не раз. Не любил я ее: всегда приходила она к моей Матрене жаловаться, что муж ее бьет, и скаред муж, жилы из нее вытягивает, и плакала здесь подолгу, и голос-то всегда у нее был на слезе. Но выходило, что не о чем моей Матрене жалеть — так бил Фаддей свою Матрену всю жизнь и по сей день и так зажал весь дом…»
Жестокий Фаддей бьет своего сына Антошку, чтобы тот лучше учился:
«…Да уж куда крутей, батюшка, — заверил меня гость. — Бью его теперь, что неделя. А рука тяжелая у меня…» (Фадей бьет своего сына)
Он является настойчивым стариком:
«…И вот он зачастил к нам, пришел раз, еще раз, наставительно говорил с Матреной и требовал, чтоб она отдала горницу теперь же, при жизни <…> он наседал с горячностью…»
Фаддей старается нажить как можно больше имущества:
«…И не так сама Кира, и не так муж ее, как за них старый Фаддей загорелся захватить этот участок в Черустях…»
Он является ненасытным человеком:
«…И опять, преодолевая немощь и ломоту, оживился и помолодел ненасытный старик. Опять он собрал уцелевших сыновей и зятей, они разбирали сарай и забор, и он сам возил бревна на саночках…»
Фаддей — жадный, скупой человек:
«…тысяча жизней людей <…> должна была оборваться. Из-за жадности нескольких людей…»
«…и скаред муж…» (скаред — скупец)
Он является бессердечным человеком. Даже в горе он думает о выгоде. Во время похорон своего сына и Матрены он думает не столько о страшной трагедии, сколько о том, как заполучить часть наследства погибшей Матрены:
«…Фаддей только ненадолго приходил постоять у гробов, держась за бороду. Высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта была — спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер…»
Фаддей по сути становится одним из виновников смерти главной героини Матрены и своего сына, а также еще одного человека:
«…Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице — убитая им женщина, которую он любил когда-то…»
Это был цитатный образ и характеристика Фаддея в рассказе «Матренин двор» Солженицына, описание внешности и характера Фаддея в цитатах.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Образ и характеристика Фаддея в рассказе Матрёнин двор
Образ и характеристика Фаддея в рассказе Матрёнин двор Солженицына сочинение
Впервые Фаддей Миронович Григорьев появляется в рассказе в образе скромного просителя за своего нерадивого младшего сынишку Антошку перед рассказчиком. Учитель Игнатич пытается объяснить отцу, что сынок лукав и ленив, что образованием сына необходимо заниматься, следить за его учебой. Фаддей клянется, что справно воспитывает сына, потому что рука у него тяжелая.
Несмотря, на то, что гость имеет благообразный облик старца с клюкой, у него приятный говор и вежливое обращение к собеседнику с патриархальным «батюшка», Игнатича что-то настораживает. Лицо Фаддея словно спрятано за обильным черным волосяным покровом: густая борода, пышные баки, нависшие брови. В его возрасте нет ни намека на седину. Эта чернота лица поразила рассказчика.
Позже Матрена поведает своему постояльцу историю ее отношений с этим человеком. В молодости он к ней, совсем юной, посватался. Но их разлучила война 1914 года. Фаддей пропал на фронте, не было от него вестей 3 года. Матрена его ждала, а потом из жалости вышла замуж за его младшего брата Ефима на Петров день, ведь была жатва, матери в их семье не стало, а нужны были рабочие руки. Через несколько месяцев после их свадьбы вернулся после долгого венгерского плена Фаддей. Грозился, что зарубил бы обоих, если бы не был Ефим его братом. Он любил Матрену может за то, чего был сам лишен. Она чистая и бескорыстная душа. А он собственник, который всегда боролся на свое. В отместку женился на женщине, у которой было такое имя, всю жизнь бил ее и детей за свою обиду. Словно душа его стала черной, как стало черным лицо.
Главным в его жизни стало «добро» – нажитое и накопленное имущество. Ради этого он убеждает Матрену отдать при жизни горницу, завещанную его родной дочери Кире, которую она, похоронив всех своих детей, выпросила на воспитание. Когда ломали избу, Фаддей преображается. Он вкалывает неистово, забыв про все свои недуги. И ленивый, хитрый младший сынок Антон работает без устали. Остальные сыновья и зятья такие же. Кроме Киры, которая выросла под опекой Матрены. Из-за жадности Фаддея, который не хотел платить лишние деньги за перевозку бревен, на железнодорожном переезде погибают три человека.
Даже после страшной трагедии Фаддей не забывает про хозяйство, изображая перед чиновниками немощного, убитого горем старика, спасает брошенные не обочине остатки горницы. А ведь у него погиб сын и любимая когда-то женщина, дочь на грани помешательства, зять под следствием. Он так занят, что не может прийти на поминки. С ужасом Игнатич понимает, как похожи на этого хозяйственного старика остальные. Даже лучшая подруга Матрены Маша, прибежав сообщить трагическую новость, выпрашивает себе вязаночку. А то завтра набежит родня, ничего уже не достанется. И близкие люди начинают бороться за скудное имущество уже у гроба, «оплакивая» Матрену, которую при жизни считали дурочкой, потому что мало нажила.
Не случайно, рассказывая о Фаддее, Матрена смотрела на дверь, словно боялась его появления, предчувствуя исполнения давнишней угрозы. И почудился Игнатичу в проеме двери облик бывшего возлюбленного Матрены с топором, который сумел отомстить, став виновником ее гибели.
Характеристика 2
В произведении Солженицына “Матренин двор” присутствует множество интереснейших ситуаций и персонажей, со своими уникальными образами, которые были созданы автором для того, чтобы передать свою мысль, и видение ситуации в целом. Однако повнимательнее стоит рассмотреть образ старика Фадея.
Фадей – на момент повествования произведения, пожилой мужчина, живущий в деревне, в которой происходит само произведение. Волей судьбы случилось так, что родной брать Фадея женился на его возлюбленной Матрёне, после чего Фадей возненавидел их обоих, затаив в своём сердце обиду на долгие годы. Не сумев смириться с произошедшим, Фадей всю свою оставшуюся жизнь продолжил всячески вредить паре, не давая им спокойной жизни, так и доведя свою возлюбленную в могилу. Таким образом, мы видим насколько Фадей злопамятный человек, что даже по прошествии такого количества времени, он всё равно не простил близких ему людей, всячески принося им неприятности, что помогало ему справиться с его чувством обделенности.
По характеру же Фадей также весьма неприятный человек, которым движут низменные человеческие пороки. Он весьма лживый, корыстный, и злой человек, который не побрезгует даже самыми отвратительными методами для достижения своей цели, что характеризует его как весьма и весьма отвратительную личность. Он никак не может забыть то, что его предали его близкие люди, потому и старался сделать все для того, чтобы им стало очень плохо.
Также в его характере присутствует черта весьма бессердечного человека, которому всё равно на окружающих его людей, и абсолютно все равно, что они чувствуют. Фадей, не задумываясь о чувствах Матрёны, причинял ей моральную боль, не давая жить спокойно, что и довело её до могилы. Это показывает, что Фадей весьма отвратительный человек, которого автор сделал таким, дабы в произведении был антипод Матрёны, противопоставляющий ей свой образ. Именно на этом контрасте и строится всё произведение.
Я считаю, что Солженицын именно эту мысль хотел донести до читателя образом Фадея, так детально описав его в своём произведении “Матренин двор”.
Сочинение про Фаддея
Центральной идеей в произведении является идея угнетенность русского народа в тоталитарный период его бытия. Через образы персонажей в произведении, как и в любом другом, Солженицын прекрасно раскрывает эту идею, подправляя её событиями, происходящими в произведении.
Во время повествования нас знакомят с персонажами. Мы знакомимся с жителями деревни, с центральными персонажами в нём, такими как главная героиня произведения – пожилая женщина, не принятая своими соседями в деревне за свою излишнею праведность. Также нас знакомят с её прошлым возлюбленным Фадеем.
Фадей является полным антиподом главной героини. Фадей человек бессовестный, который заботится только о себе, и ни о ком больше. Он привык искать выгоду во всём, даже не задумываясь, об окружающих.
Его скверный характер раскрывается с такой же скоростью, с которой идёт повествование. Далее мы узнаём, что из-за своего скверного характера, он даже женился на другой женщине, просто для того, чтобы отомстить своей бывшей возлюбленной, также он пытался отнять у неё часть её имущества, якобы оно было его. После он начал рушить её дом, в которой он прожил вместе с Матрёной столько лет.
Даже после смерти Матрёны, он так и остался чёрствым и эгоистичным человеком, особо не горюя о судьбе своей возлюбленной.
Все его действия характеризуют его как очень нехорошего человека, всегда мыслящего во вред своему окружению, даже если это окружение его очень ценит. Он всегда считал, что все окружающие его просто на просто его ненавидят, за то, что он такой, каков он есть, собственно, и из-за чего, он стал таким чёрствым и эгоистичным человеком. В этом и раскрывается весь его образ в произведении. Солженицын пытался показать насколько может окружение изменить человека. И через его образ он как бы говорит нам, о необходимости добрее относится к любым людям, даже если они нам не очень приятны.
Многие отечественные писатели пытались показать жизнь простых людей в России такой, какая она есть, без фальши и обмана, однако как бы они не старались, получалось далеко не у всех. По настоящему описать русскую жизнь и все из неё вытекающие обстоятельства и факты могли только те, кто столкнулся с ней во всей её красе, и смогли пройти через это, со стойкостью и мужеством перенести все невзгоды простой жизни, и выбраться из оков обстоятельств.
Одним из таких писателей и был Солженицын, который написал замечательное произведение “Матрёнин двор”.
Вариант 4
Каждый человек в жизни не похож друг на друга. Все люди имеют свои принципы, взгляды и ценности, которые являются их главными ориентирами и путеводителями при достижении целей. Кто-то придерживается более гуманных подходов в отношениях к окружающим, а кто-то – использует всевозможные способы и методы на пути осуществления своих желаний, не принимая во внимание общепринятые нормы человеческих отношений. Один человек может являться полной противоположностью другого.
Таким примером является один из героев рассказа Александра Солженицына «Матрёнин двор». Это шестидесяти летний мужчина по имени Фаддей, который имеет свою жизненную позицию и ни при каких обстоятельствах не изменит её в ущерб лично для себя. Этот герой по своему складу характера, привычкам и поступкам показан автором, как полная противоположность главной героине произведения Матрёне. Зная её из содержания произведения, как простую и добрейшей души женщину, читатель сразу может представить образ Фаддея.
Фаддей был человеком высокого роста, достаточно крупного телосложения. Конечно, здоровье его было подорвано, это след о нелёгкой, прожитой жизни, однако, он старался не унывать и не падать духом. Мужчину постоянно мучили боли в пояснице, поэтому он ходил сгорбившись и, для облегчения, опирался на посох. Единственное, что, казалось, не тронули прожитые годы, это чёрный цвет волос, которые не касалась ещё седина. У него были такие густые и чёрные волосы, что сливались с чёрной окладистой бородой и усами, из-за которых рот был едва виден. Также Фаддей имел непрерывные чёрные бакены, а его брови напоминали два широких мостика направленные навстречу друг другу. Всем своим обликом этот мужчина старался показать свою важность и достойность. По характеру Фаддей был человеком властным, поэтому в любой ситуации, как бы он себя не контролировал, и не сдерживал, эти черты всё равно непроизвольно проявлялись и давали о себе знать. Ещё одной чертою Фаддея, бросавшейся во внимание читателя, является его злопамятность. Вы только представьте, каким должно было быть у него зло, чтобы на всю жизнь сохранить злость и желание отмстить Матрене за то, что она не дождалась его с войны и вышла замуж за его брата.
Фаддей был очень жадным и эгоистичным человеком. Ради своего обогащения и наживы он мог спокойно переступить через любые человеческие жизни и нравственные качества. Давайте вспомним как он ради экономии денег, одним рейсом хотел перевезти горницу на двух санях, одни из которых были самодельные. В итоге Фаддей поплатился человеческими жизнями близких ему людей. Но это его не остановило и не образумило. Когда в гробу лежали два родных человека, Фаддей горевал больше не по ним, а по брёвнам с санями, что остались на переезде. Опять же, на первое место выступили жадность и эгоизм.
Как мы видим, такая жизненная позиция не всегда есть хорошей. Для достижения каких-то личных целей она, конечно, помогает, но в окружении других людей, это поведение выглядит очень безжалостным, что невольно вызывает осуждение.
Образ и характеристика Фаддея в рассказе Матрёнин двор
Несколько интересных сочинений
- Рассказ Охота на мамонта сочинение
Охота на мамонта — дело не простое, даже если подготовиться. Было решено на одиночку, который отбился от своего стада. Надо нападать с разных сторон, чтобы он не смог убежать. Как только мамонт будет окружен, начнется нападение
- Сочинение на тему Моя младшая сестра
Как я завидовала своей подружке, что у нее есть сестренка! Мы иногда гуляли с ней, забирали из садика. Я очень хотела, чтобы у меня тоже появилась младшая сестра.
- Авторское определение жанра Грозы Островского
Гроза — знаменитая пьеса русского драматурга Александра Николаевича Островского. Изначально произведение задумывалось писателем как
- Сочинение по пословице Бесполезно носить дрова в лес 7 класс
Если разбирать пословицу по ее смысловым составляющим, то суть ее станет ясной. Первое слово, используемое в пословице, — «бесполезно». Мы сразу можем видеть, что речь пойдет о неком действии
- Сочинение Береги честь смолоду по повести Капитанская дочка Пушкин 8 класс
Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» заставляет задуматься о многом. В своём произведении автор описывает жестокое время Пугачёвского бунта
- Сочинения
- Литература
- Солженицын
Сочинение Фаддей в рассказе Матрёнин двор Солженицына
Фаддей является одним из персонажей произведения и представляется в образе четко отрицательного героя, противопоставленного отсутствию злобы у смиренной Матрены.
Григорьев Фаддей Миронович изображается в образе шестидесятилетнего мужчины, отличающегося высоким ростом, густыми черными волосами с редкой сединой, темной окладистой бородой, большими усами, лысым огромным лбом, полуслепыми глазами, неразгибающейся спиной. Отличительной внешней чертой персонажа является постоянное ношение им посоха, на который он опирается при ходьбе. Вся внешность героя демонстрирует в старике почтенность и жизненную мудрость.
Герой является родным братом Матрениного мужа, который пропал без вести. В давние времена Фаддей являлся женихом главного героини, однако она выбрала себя в мужья его родного брата Игната.
Фаддей имеет собственную семью, состоящую из жены и шестерых детей, при этом самый младший сын в момент повествования проходит обучение в восьмом классе. В семейных отношениях Фаддей характеризуется в качестве жестокого, сурового, грубого мужчины, бьющего собственную жену и детей, держащего в страхе всю семью. В душе героя с юношеских лет живет обида, злость и ревность по причине вынужденной жизни с нелюбимым человеком и воспитания нежеланных детей.
Герой изображается автором в качестве настойчивого, хапужного старика, который стремится к постоянной наживе. Кроме того, Фаддей отличается ненасытностью, жадностью и скупостью.
Фаддей является виновным в гибели собственного сына и мужа дочери, а также смерти главной героини, поскольку его злопамятность и жажда наживы становятся причиной гибели ни в чем неповинных людей. Тем самым герой описывается писателем в качестве бессердечного человека, даже в горестных событиях ищущего собственную выгоду.
Отличительной особенностью данного персонажа является его крайняя ожесточенность и безудержная навязчивая идея приобретательства.
Характерными качествами Фаддея являются его жестокость, подлость, мстительность и банальный тупой садизм. Тем самым Фаддей представляется в образе лишенного любви, доброты и других человеческих качеств, окаменевшего душой человека.
Таким образом, образ Фаддея в рассказе является противопоставлением главной героини, кроткой, смиренной, чистосердечной, искренней женщины, прожившей трудную, трагичную судьбу.
Характеристика 2
Сначала Солженицын хотел назвать повесть не «Матренин двор», а «Не стоит село без праведника». Именно первое название отражало суть произведения, поэтому становилось отчетливо отрицательным персонажем, а ему противопоставлена добрая и приветливая Матрена. Еще такое название определяет характер основного героя повести — Фаддея Мироновича Григорьева.
При описании образа Фаддея стоит отметить преобладание темных оттенков, где были черными волосы, усы, брови, борода. Его «черная» внешность отражает внутренние качества данного человека. Она показывает людям, что не стоит выстраивать с ним взаимоотношения.
Много лет назад Фаддей был возлюбленным Матрены, но при драматических обстоятельствах женщина вышла замуж за его брата. Светлое чувство мужчины превращается в злобу, поэтому он едва не убивает любимую женщину и ее мужа. В действительности они просто случайно оказались в плохом положении, как и он, но война изменила жизнь участников истории. Фаддей, опаленный бедой, стал жестоким, так как потерял шанс на благополучную жизнь. Он замахнулся топором не только на Матрену, но и на собственную жизнь.
Фаддей не стал счастлив после заключения брака с другой женщиной, появление шестерых детей в семье. Его взаимоотношения с женой складываются сложно, так как он избивает супругу, а с детьми он обращается грубо. Собственный дом Фаддей искренне ненавидит, лишая радости себя и родных ему людей.
Утратив возможность любить, Фаддей становится жестоким, беспощадным человеком, который боготворить деньги. Он превращается в скопидома, бережливого хозяина. Эта черта характера приводит к гибели доброй женщины, его сына и не доводит до сумасшествия его дочь. Желая захватить земельный участок в Черустях, выстраивая там дом, Фаддей умоляет Матрену подарить жилище Кире при жизни, а не в наследство. Согласившись на это предложение Матрена трагически умирает при передвижении жилища.
Для жестокого и поглощенного своей идеей Фаддея, смерть любимой Матрены, не становится поводом для изменения образа жизни и планов. Он не хочет долго стоять у гроба, но покажется, что его раненая душа переживает гибель любимой женщины. В действительности это не так, так как он стремится сберечь имущество от огня и замыслов родственников Матрены.
В результате лишившись любви, душа Фаддея очерствела, поэтому он утратил сочувствие и сопереживание, не осознавая истинные жизненные ценности.
Фаддей в рассказе Матрёнин двор
Несколько интересных тем
- Капитан Тушин в романе Война и мир
Капитан Тушин — второстепенный герой романа-эпопеи Л.Н.Толстого Война и мир. Тушин — штабс-капитан артиллерии. Это робкий скромный челове
- Андрей Дубровский (характеристика и образ)
Андрей Гаврилович Дубровский, давний товарищ Троекурова по военной службе, а теперь его сосед. Старинный помещик, владелец семидесяти крепостных. Во время службы между ними установились дружеские отношения
- Дина в рассказе Кавказский пленник
В творчестве писателей русской литературы женский образ – особенный. Он передает мысли автора произведения, ее присутствие полно глубокого смысла.
- По сказке Буратино (Толстой)
Произведение по жанровой принадлежности является детской сказкой, представляющей собой вольный перевод известной итальянской истории, отличающейся простым сюжетным замыслом о деревянной кукле и ее приключениях.
- Зурин и Гринев в романе Капитанская дочка
Роман «Капитанская дочка» был создан А.С.Пушкиным в 1836 году. В этом произведении автор размышляет о нравственных проблемах современному ему общества, рассказывая об исторических событиях
Образ Фаддея в рассказе «Матрёнин двор»
Не накопив «богатства» и не нажив какого-либо «добра», Матрена Григорьева сумела сохранить для окружающих общительный нрав и сердце, способное к состраданию. Она явилась редким человеком с безмерно доброй душой, не утратила способности откликаться на чужую беду. Так, ни одна пахота не обходилась без нее.
Вместе с другими женщинами она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если у нее самой были неотложные дела.
Отсутствие всякой корысти и стремления сохранить «свое» добро приводит к тому, что Матрена безропотно отдает Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома.
«Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда И горница все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет…
Обратите внимание
А для Матрены было это — конец жизни». Во второй части рассказа читатель узнает о молодости Матрены Васильевны.
С младых лет судьба не баловала героиню: не дождавшись свою единственную любовь — Фаддея, она вышла замуж за его младшего брата, а когда ее любимый вернулся, он произнес страшные слова, которые Матрена запомнила на всю жизнь: «…если б не брат мой родной — я бы вас порубил обоих».
Образу праведной женщины Матрены в рассказе противопоставлен Фаддей. В его словах о замужестве Матрены с его братом чувствуется лютая ненависть. Возвращение Фаддея напомнило Матрене об их прекрасном прошлом.
В Фаддее же ничего не дрогнуло после несчастья с Матреной, он даже с некоторым безразличием смотрел на ее мертвое тело.
Крушение поезда, под которым оказались и горница, и люди, ее перевозившие, было предопределено мелочным желанием Фаддея и его родственников сэкономить на малом, не гонять трактор дважды, а обойтись одним рейсом.
Многие после смерти ее принялись укорять Матрену. Так, золовка сказала про нее: «…и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная; …и глупая, помогала чужим бесплатно». Даже Игнатьич с болью и раскаянием признается: «Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку».
Но если задуматься, разве смогли бы многие из нас помогать чужим людям «бесплатно», не стремясь накапливать добро или раздавать его другим? А Матрена смогла Солженицын в своем рассказе «Матренин двор» стремится предупредить читателя, что праведность потихоньку уходит из нашей жизни, и процесс этот является очень опасным, так как связан с разрушением коренных устоев народного характера. Вместе с Матреной уходит в прошлое, в небытие, тысячелетняя Россия. И лишь только на таких праведниках, как Матрена, держится еще наша великая страна.
«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша…».
Смысл названия рассказа, я думаю, заключается в том, что без Матрены Васильевны в деревне Тальново нормальной жизни не будет. Она была центром всего происходящего, она добавляла частицу себя во всю деревенскую жизнь, работу.
Важно
Её можно по праву считать хозяйкой, ведь даже начальство, которое по сути дела и должно помогать всем обращаюсь за помощью именно в Матрене, «без Матрены не обходилась ни одна пахота огорода», без Матрены ничего не обходилось.
А ещё можно сказать, что Матренин двор – это ее дом, после разрушения, которого разрушается и ее жизнь, двор бескорыстия, праведничества.
Без таких людей погибнет Русь.
В произведении «Матренин двор» Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины — Матрены, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться ее трудолюбием и отзывчивостью.
Само название рассказа «Матренин двор» можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово «двор» может означать просто уклад жизни Матрены, ее хозяйство, ее чисто бытовые заботы и трудности.
Во втором случае, пожалуй, можно сказать, что слово «двор» акцентирует внимание читателя на судьбе самого дома Матрены, самого Матрениного хозяйственного двора.
В третьем случае «двор» символизирует тот круг людей, которые были так или иначе заинтересованы в Матрене.
В каждом из приведенных выше значений слова «двор» заключен тот трагизм, который присущ, пожалуй, образу жизни каждой женщины, похожей на Матрену. Но все же в третьем значении, как мне кажется, трагизм наиболее велик.
Здесь речь уже идет не о трудностях жизни и не об одиночестве, а о том, что даже смерть не может заставить людей однажды задуматься о справедливости и правильном отношении к достоинствам человека. Гораздо сильнее в людях страх за себя, свою жизнь, а судьба других мало их волнует. «Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода пометина.
Совет
Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие».
Я думаю, что в этом случае складываются все три значения слова «двор» и каждое из них отражает ту или иную трагическую картину: бездушность, мертвенность «живого двора», который окружал Матрену при жизни и в дальнейшем делил ее хозяйство; судьба самой Матрениной избы после смерти Матрены и при жизни Матрены; нелепая гибель Матрены.
Главной особенностью литературного языка Солженицына является то, что Александр Исаевич сам дает пояснительную трактовку по многим репликам героев рассказа, и это приоткрывает нам ту завесу, за которой кроется само настроение Солженицына, его личное отношение к каждому из героев.
Впрочем, у меня сложилось такое впечатление, что авторские трактовки имеют несколько ироничный характер, но в то же время они как бы синтезируют реплики и оставляют в них только подноготный, ничем не прикрытый, истинный смысл.
«Ах, тетенька-тетенька! И как же ты себя не берегла! И, наверно, теперь они на нас обиделись! И родимая же ты наша, и вина вся твоя! И горница тут ни при чем, и зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла — не думала! И что же ты нас не слушалась? (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)».
Читая между строк рассказ Солженицына, можно понять, что сам Александр Исаевич делает совсем иные выводы из услышанного, чем те, которые можно было ожидать.
«И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мной образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».
Невольно вспоминаются слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, смысл которых заключается в том, что на самом деле все не так, как в действительности.
Матрена — это противопоставление тому окружению, которое в рассказе Солженицына выражено через злобу, зависть и стяжательство людей. Своим образом жизни Матрена доказала, что любой, кто существует в этом мире, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепок духом.
Источник: https://www.school-essays.info/obraz-faddeya-v-rasskaze-matryonin-dvor/
Система образов рассказа «Матренин двор» А. И. Солженицына
Матрена — одинокая обездоленная крестьянка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне мужа, похоронила шестерых своих и вырастила чужих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было в ее жизни — дом: «… не жалко ей было горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда своего, ни добра своего…».
Героиня перенесла много тягот в жизни, но не утратила способности сопереживать с другими радость и горе. Она бескорыстна: искренне радуется чужому доброму урожаю, хотя у самой на песке его никогда не бывает. Все богатство Матрены составляют грязнобелая коза, хроменькая кошка да большие цветы в кадках.
Матрена — сосредоточие лучших черт национального характера россиянки: стеснительна, понимает «образованность» рассказчика, уважает его за это. Автор ценит в Матрене ее деликатность, отсутствие досаждающего любопытства к жизни другого человека, трудолюбие.
Четверть века проработала она в колхозе, но потому, что не на заводе, — не полагается ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за кормильца. В итоге пенсии она так и не добилась.
Жить приходилось чрезвычайно трудно.
Обратите внимание
Она добывала траву для козы, торф для тепла, собирала старые, вывороченные трактором пеньки, мочила на зиму бруснику, растила картошку, помогая выживать и тем, кто находился рядом.
Во второй части рассказа Матрена вспоминает о своей молодости, о страшном испытании, выпавшем на ее долю. Ее жених Фаддей пропал без вести на Первой мировой войне.
К ней посватался младший брат пропавшего мужа Ефим, оставшийся после смерти один с младшими детьми на руках. Пожалела Матрена Ефима, вышла замуж за нелюбимого.
А здесь после трех лет отсутствия неожиданно вернулся и сам Фаддей, которого Матрена продолжала любить.
Героиня живет по законам христианства, хотя ее поступки не всегда понятны окружающим. Поэтому и отношение к ней разное. Так, автор относится к своей героине с большой симпатией, любит ее и сын Фаддея, и ее воспитанница Кира. Однако золовке она кажется нечистоплотной и небережливой. Материал с сайта //iEssay.ru
Образ избы Матрены является одним из главных образов в рассказе, и он тесно связан с образом самой героини. Эта слитность заявлена уже в самом названии рассказа. Изба для Матрены наполнена особым духом и светом, жизнь женщины связана с «жизнью» дома. Поэтому она долго не соглашалась ломать избу.
Образ Матрены противопоставлен в рассказе образу Фаддея. Жестокий и алчный Фаддей стремится заполучить дом Матрены еще при ее жизни.
На этой странице материал по темам:
- матренин двор система образов
- система образов в рассказе матренин двор
- воспитанница матрёны
Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/s/solzhenicyn/stati/matrenin-dvor/sistema-obrazov-rasskaza-matrenin-dvor-a.-i.-solzhenicyna
«Образ праведницы в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор»
«Образ праведницы в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор»
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы И.А. Мельникова
Март, 2017 год
Об авторе
«Спрашивают: «Откуда вы черпали жизненные силы , какая вера вела вас по жизни?» Я верил в то, что я служу России. И: что я делаю – поможет русской истории. И это давало мне постоянный заряд.
Еще и – любовь к литературе. Это давало мне пружину, постоянную пружину, которая меня двигала. Мне не нужно было никогда, я не помню случая за все годы моей жизни…чтобы я себя принуждал к работе, которую делаю. Мне принуждения не надо, и я не нуждаюсь в отдыхе. Просто всегда работаю, постоянно. Я думаю, что в этом сила».
«Не стоит село без праведника…»
По рассказу А.И.Солженицына
«Матрёнин
двор»
Как вы понимаете значение слова “праведник”?
1. У верующих: человек, который живёт праведной жизнью.
2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.
(по словарю С.И. Ожегова)
Эпиграф
«И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа».
А. И. Солженицын .
Главный вопрос урока:
заглянув в историю жизни Матрёны, понять, как удалось этой женщине сохранить свою душу, сберечь то, что было даровано ей свыше.
жизнь русской деревни 50-х годов ХХ века
Работа с текстом
- Главная героиня рассказа – крестьянка Матрёна. В переводе с латинского языка «Матрёна» обозначает – мать. Героиня несёт в себе спасительное начало.
Образ Матрёны
- Интерьер как способ создания характера.
Заполнение таблицы
Изба
Изгнила щепа, посерели бревна, Просторная, дом темноватый, серый, изгнивающий
Фикусы
Заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой
Кошка
Колченогая, немолода, подобранная из жалости
Мыши
Нагло шуршали, редкое быстрое шуршание
Тараканы
Кишели по ночам. Слитный, единый непрерывный, как шум океана, шорох, в нем не было ничего злого, не было лжи
Коза
Грязно-белая
Образ Матрёны
Портрет как способ создания характера.
Ничего, по сути, не имея, эта женщина умеет многое отдавать.
«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».
Образ Матрёны
Речь как способ создания характера.
«Не умемши, не варёмши – как утрафишь?»
«А завтрак вам приспе-ел».
Картовь или суп картонный
«На чём? На своём на добром?»
«Ну, а к ужоткому, что вам приготовить?»
Речь Матрёны носит истинно народный характер.
Смысл повседневного существования Матрёны
«Мне почти не слышались её утренние хлопоты».
«… на каждый день у неё приходилось и какое-нибудь другое немалое дело…
«Общение» с Богом (отношение к православной вере)
- «Не сказать, однако, чтобы Матрёна верила как-то истово».
- «Только грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та – мышей душила…»
Отношение окружающих к героине
Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрёне на своём веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжёлая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.
Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо.
Настоящая жизнь Матрёны
Что было в её жизни?
Чего не было в её жизни?
Настоящее Матрёны
Что было в её жизни?
Чего не было в её жизни?
Страшная болезнь
Пенсии
Одиночество
Семьи
Тяготы жизни
Помощи родственников
Несправедливое отношение общества
Понимания односельчанами
Хлопоты с пенсией
Бедность
Убогость
Приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину
«Разочтя, я понял, что чёрный настойчивый этот старик – родной брат мужа её, без вести пропавшего».
Фаддей Миронович
Что пришлось испытать Матрёне в прошлом?
счастье
горе
Любовь к Фаддею
Разбитая любовь
Здоровье, сила
Потерянное в колхозе здоровье
Смелость «коня на скаку остановит»
Замужество без любви, муж пропал на войне
Замужество, рождение детей
Смерть шестерых детей
Воспитание Киры
Горькая обида на колхоз, который оставил её без поддержки
Завещание Матрёны
Причины гибели Матрёны
Гибель дома предрешила и смерть Матрёны.
С её гибелью разорвалась тонкая ниточка, соединявшая Матрёну – праведницу с другими жителями деревни.
Уроки нравственности
“Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.
(Д.И. Фонвизин)
«И отпущено каждому живущему только:
свой труд – и своя душа».
А. И. Солженицын.
Прав ли Солженицын, назвав Матрёну праведником?
- Праведник – это человек с чистой совестью и душой. (В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»)
- Праведник – праведно живущий; во всём по закону Божьему поступающий, безгрешник. (С.Ожегов «Толковый словарь русского языка»
- Праведник (у верующих)
– человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов.
-человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.
Выводы
Нельзя жить только для себя, быть стяжателем и накопителем.
Смысл человеческого существования – в доброте, бескорыстии и том сиянии, которое человек может излучать, освещая судьбы других людей.
Задание
Напишите эссе на тему «Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?»
А.И.Солженицын
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/obraz-praviednitsy-v-rasskazie-a-i-solzhienitsyna-matrionin-dvor-1.html
Творческие работы по литературе
В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть — и из колхоза её отпустили.
Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе — не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца.
Но мужа не было уже двенадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал.
Важно
Хлопоты были — добыть эти справки; и чтоб написали все же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом все это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и еще носить. И узнавать — дадут ли пенсию.
Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет — в десяти километрах к западу, а поселковый — к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли ее два месяца — то за точкой, то за запятой. Каждая проходка — день.
Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в селах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди.
А четвертый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрены одной пачкой сколоты.
— Притесняют меня, Игнатич, — жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. — Иззаботилась я.
Но лоб ее недолго оставался омраченным. Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь.
Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом — по ягоды в дальний лес.
И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой.
— Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, — говорила она о торфе. — Ну и местечко, любота одна!
— Да Матрена Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая.
— Фу-у! твоего торфу! еще столько, да ещё столько — тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуель в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскивали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну бабу нашу по судам тягают.
Да, это было так. Уже закруживалось пугающее дыхание зимы — и щемило сердца. Стояли вокруг леса, а топки взять было негде.
(А.И.Солженицын)
Сочинение
В центре внимания автора находится судьба простой одинокой деревенской женщины – Матрёны Васильевны.
Много было бед в её нелёгкой жизни – похоронила мужа, шестерых детей, всю жизнь работала не за деньги, а за палочки, но, несмотря на все тяготы и невзгоды, Матрёна не утратила способность откликаться на чужую беду, жить по совести.
И потому героиня видится и нам, читателям, и автору настоящей русской праведницей. А.И. Солженицыну удаётся создать этот образ при помощи различных художественных средств.
Совет
Портрет Матрёны автор рисует не сразу, а словно собирает его из мелких деталей. Писатель особо отмечает обезоруживающую лучезарную улыбку и голубые глаза – символ честности и открытости.
Внешность героини, быть может, и неприметна, но из души её исходит внутренний свет. Автору удаётся это передать с помощью эпитетов «просветлённая», «добрая». Складывается впечатление, что Матрёна – святой человек, живущий исключительно по законам нравственности. «Просветлённая» возвращается героиня в избу. Стареет она, сожалеет о своей былой силе.
Изба была крепкая, добротно выстроенная. Да вот время и здесь берёт своё. Щепа летит, щели сквозят. Не укрыться больше Матрёне в избе своей. «Дыхание зимы» (автор использует олицетворение) кружится вокруг дома да «дуель в окна». И «щемило сердца» от страха перед неизбежностью не зимнего холода, а холода человеческой души.
Важным средством создания образа Матрёны является также речевая характеристика. Автор насыщает реплики героини диалектными словами (например, «летось»), просторечиями («теперича», «сколища»). В целом эти лексические средства придают речи Матрёны образность, поэтичность, выразительность. Слова «дуель», «картовь», «любота», звучащие из уст простой русской женщины, обретают особый смысл.
Такое словотворчество свидетельствует о таланте героини, о её близости к фольклорным традициям, к народной жизни.
Матрёна – настоящая труженица. Вся её жизнь наполнена действиями, событиями. Героиня ни минуты не сидит без дела, несмотря на старческую немощность, болезни. Авторская характеристика Матрёны изобилует глаголами со значением движения («шла», «копала», «добывала»).
Писатель дважды употребляет существительное «хлопоты», в котором заключается суть Матрёны, подчёркивается её любовь к работе, деятельности.
Рассказывая о том, как героиня «добивается» пенсии, автор использует в повествовании приём синтаксического параллелизма»: «опять иди», «третий день опять иди», «четвёртый день иди потому…» Так писатель ещё раз подчёркивает упорство, настойчивость героини в достижении своей «праведной» цели. Особенности речи Матрёны также передаются с помощью неполных предложений, инверсии.
Обратите внимание
Эти синтаксические приёмы помогают автору показать эмоциональность, непосредственность деревенской женщины.
Матрёна напоминает некрасовских героинь. Даже имя совпадает: вспомним Матрёну Тимофеевну из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Героиня А.И. Солженицына похожа на неё своей крестьянской душой, но в ней нет «величавости русской славянки», как у Матрёны Некрасова.
Перед нами – честная, справедливая, но нелепая, бедная, даже убогая женщина; человек бескорыстной души, абсолютно безответный, смиренный; праведница, без которой, по словам А.И. Солженицына, «не стоит село». Такой многогранный, удивительный образ русской крестьянки удаётся создать писателю с помощью различных художественных средств.
Бригаденко Юлия, 11 Г класс 2006 г.
Источник: https://saharina.ru/metod/creativ/lit/?name=solzh_matr-dvor
Денис да Данил
Героиня произведения “Матренин двор”
Маленькое сочинение-рассуждение о большой повести. Jacob
В рассказе «Матренин двор» повествуется о Матрене и об Игнатиче., как они вместе жили и о том, что у них происходило в доме, в какие ситуации попадали. Герой рассказа Игнатий, по описанию очень похож на самого Солженицына. Но речь идет больше о Матрене, о ней, о женщине, которая без корысти делала все для других.
Матрена – это женщина преклонных лет, с искоркой в сердце, отделяющая ее ото всех.
Образ Матрены характеризуется в тексте, как праведный. Это доказывают многие факты, которые разъясняют саму сущность Матрены.
Один из них это то, что у нее не было поросенка, коровы, не потому что она лодырь, у нее не хватало на все времени. К Матрене постоянно кто-то приходил и что-то просил сделать. А она по доброте своей душевной шла, и делала все, что ей скажут. За работу она не брала ни копейки.
Однажды к ней пришла супруга председателя колхоза и приказала ей брать свои вилы и идти со всеми на уборку картофеля. Матрена не состояла в колхозе по причине плохого состояния здоровья. И все же… Она пошла и сделала все, что требовалось. Матрена не получала никаких доходов. Эта женщина не имела пенсии, не заработка.
Только с приездом Игнатия все пошло в гору. За свое проживание он платил сумму, сельсовет также доплачивал потому, что Игнатий работал в школе учителем математики.
Матрена почти ни кому не рассказывала о своей судьбе, о жизни, о своих мечтах и жалобах. Она все держала в себе. Но в один поздний вечер, Матрена все рассказала Игнатию, и в нем многое прояснилось, по поводу старушки. У нее был прекрасный характер. Её сердце не знало слова «нет». Всегда, хотела она того или нет давала согласие на любые работы.
В судьбе Матрены было много «ухабов». В 19 лет она должна была выйти за Фаддея, которому было 23 года. Но началась война в тысяча девятьсот четырнадцатом году. Фаддея забрали на фронт.
Важно
Фаддей вернулся через три года, но было поздно… Матрена вышла, за его младшего брата Ефима. Были скандалы из-за этого. Как-то все обошлось без рукоприкладства. Можно даже сказать ей в этом повезло. Ведь Ефим не бил ее, в отличие от Фаддея.
Матренина жизнь в браке продолжилась до июня сорок первого года. Ефима забрали на войну, и он больше не вернулся.
В конце рассказа шел спор, между Фаддеем и тремя сестрами Матрены за участок земли в Черустях. Чтобы им овладеть, надо было там построить дом. Но негде было взять бревна. А у Матрены как раз стояла горница. Фаддей хотел разобрать ее, увезти бревна и построить в Черустях дом. В конце концов, ему это удалось.
Матрена даже рубля за эти проклятые доски не получила. Она даже не просила ничего взамен. Когда ночью Фаддей начал увозить бревна с помощью трактора, взятого украдкой в колхозе и при помощи своих родственников, Матрена пошла с ними, накинув на себя телогрейку. Через некоторое время они проезжали через железную дорогу.
Но тут-то случилось не предвиденное. Один из прицепов отсоединился и остался на железной дороге. Пока они его прикрепляли обратно, по железной дороге незаметно подкрался поезд. Удар, стон… Перевернулся локомотив поезда, прицеп был разбит полностью, и были жертвы со стороны Фадея, а самое страшное, Матрена, героиня рассказа, была мертва.
Её переехал поезд, когда она стояла между первым и вторым прицепами.
Через три дня были похороны Матрены, вместе с ее племянником, который тоже находился там. Погода была не пригодная. Был февраль, метели. На поминках Матрены, мало кто сказал о ней что-то хорошее.
Хотя без нее нельзя было обойтись. Как говорил Игнатий: « Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не село строить. Ни город.
Ни вся земля наша».
Естественно, мне был очень интересен рассказ. Так как он раскрывает честность, трудолюбие, а так же любовь человека ко всем живущим на земле. Женщина, готовая помочь всем и всегда. Она отдавала практически все, что имела сама. Даже, как говорится «Горбушку хлеба и ту пополам».
Источник: http://danden.ru/shkolnoe-sochinenie-na-temu-obraz-pravednitsyi-v-rasskaze-a-i-solzhenitsyina-matrenin-dvor/
Человек и государство в рассказе «Матренин Двор»
В начале XX века Россия подверглась тяжелым испытаниям. Война и голод, бесконечные восстания и революции оставили свой отпечаток на судьбах людей. Погибло много невинных людей, среди них женщины и дети. Это была эпоха Сталина. Деспотизм и террор преследовали людей.
В стране не было хлеба, и вся надежда была только на деревню. На нее нажимало правительство, дабы это был один из легких путей достать продовольствие. И деревня отдавала все, что имела, не получая взамен ничего. Так было во время войны, но так было и после ее окончания.
На деревню нажимали с той же силой, но она уже исчерпала все свои богатства и пришла в полное обнищание. Очевидцем всех этих событий был А. И. Солженицын. И это отразилось на его творчестве.
Совет
В своих произведениях он настолько смело и ярко показывает трагедию деревни, что ощущаешь сам всю горечь и обиду крестьян, которые не могут изменить свою жизнь. И одним из таких произведений является рассказ «Матренин двор».
Солженицын – один из немногих, кто осмелился показать состояние деревни столь смело и открыто. В этом рассказе мы всё видим глазами человека, который приехал в деревню Тальново учительствовать. Писатель пишет с натуры, не приукрашивая действительность.
Видим Матренин двор. Нам бросается в глаза крепкий, добротный дом, который от старости немного обтерся. Жизнь у Матрены была нелегкой. Многие годы она «ниоткуда не зарабатывала». Пенсии ей не платили. «В колхозе она работала не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусленной книжке учетчика».
«Замуж Матрена вышла еще до революции. Детей у нее было шестеро, и один за другим умирали все очень рано, так что двое сразу не жило». «Наворочено было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца».
Мужа не было уже пятнадцать лет, а добыть все справки нелегко. «Каждая проходка – день». Болея, Матрена не могла вызвать на дом врача из поселкового медпункта. Это было в Тальнове в диво.
Ели картовь необлупленную, или суп картонный (так его называли), или кашу ячневую (другой крупы не было, да и ячневую-то с бою – как самой дешевой, ею откармливали свиней и мешками брали). Не было в Торфпродукте масла, маргарин нарасхват, а свободно только жир комбинированный. Печи топили в деревне торфом. Торф воровали у треста.
«Бабы собирались по пять, по десять, чтоб смелей. Ходили днем. За лето накопано было торфу повсюду и сложено штабелями для просушки. Он сохнет до осени. За это время бабы его и брали».
Матрена была человеком душевным. Помогала всем: огород соседям окапывать или еще что-нибудь, в колхозе могла подсобить. И никому не могла отказать. У Матрены была приемная дочь – Кира. Воспитывала она ее как родную, вместо своих невыстоявших. В нее она вложила свою душу и любовь и ей завещала дом. Выдала ее замуж за молодого машиниста в Черюстях.
И позже, когда приехала Кира с мужем, забеспокоился Фаддей, брат Матрениного мужа. Он хотел оставить участок за собой в Черюстях, но чтобы это сделать, надо было поставить какое-нибудь строение, а Матренина изба как раз подходила к этому. И стали они требовать у Матрены половину дома сейчас, при жизни.
Дом почти разломали, а Матрена еще и помогала Фаддею и его сыновьям. И когда повезли бревна через железную дорогу, погибает Матрена и еще двое человек. Один из них – сын Фаддея. И не успел Фаддей оплакать сына, как тут же направился к Матрениному дому, дальше разламывать. Три сестры Матрены метили получить избу.
Обратите внимание
Когда привезли все то, что осталось от Матрены, деревенские приходили постоять, посмотреть. «Все женщины, хотя бы зашли они в избу из пустого любопытства, – все обязательно подплакивали от двери и от стен. А мужчины стояли молча навытяжку, сняв шапки». «В плаче заметил я холодно-продуманный, искони-заведенный порядок».
Чувствуется здесь определенная фальшь, игра актеров на сцене. И Солженицын это очень хорошо показал. «Фаддей только ненадолго приходил постоять у гробов, держась за бороду.
Высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта была – спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер». Страшно читать о тех, у кого жадность поглотила все чувства.
Здесь человека ничего не интересует, кроме материального достатка, выгоды от чего-либо. Здесь нужно как можно больше забрать. Солженицын показывает, какие люди живут в деревне Тальново.
Люди, которые из-за старого дома могут перешагнуть через близких ради каких-то бревен.
В этом рассказе показывается государство, которое не интересуется, как живут и работают люди, работавшие на него всю свою жизнь. Показан бюрократический аппарат, который не работает для человека. Солженицын показал, что богатство страны не принадлежит народу. Люди – крепостные у государства.
«Матренин двор» – это боль за искалеченных жадностью души людей, привыкших забирать имущество не только у мертвых, но и у живых. Рассказ наводит на определенные мысли, которые страшат. Трагедия русской деревни в том, что крестьянами правят люди из города, которые ничего не понимают в сельском хозяйстве. И Солженицын первым показал трагедию русской деревни в столь правдивой и честной форме.
Источник: http://www.testsoch.info/chelovek-i-gosudarstvo-v-rasskaze-matrenin-dvor/
Сочинения на Getsoch.ru
Образ Матрёны в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»
Подписывайтесь на нашу группу ВК
Произведение замечательного русского писателя ХХ века А.И.Солженицына «Матрёнин двор» – это краткая, но ёмкая и тонкая зарисовка жизни простой пожилой женщины, Матрёны Васильевны Григорьевой.
Матрёна Васильевна живёт в деревне Тальново, где ведётся торфодобыча и куда отправили самого рассказчика на трудоустройство. Ей уже перевалило за шестой десяток лет, уже давно её мучает болезнь, из-за которой она порой не может встать по два дня сряду, но всё остальное время она держится всегда бодро и приветливо.
Рассказчик-квартирант поселяется в её доме, бывшем когда-то могучим и добротным, и видит всю нехитрую обстановку жизни Матрёны: изрядно постаревшее и прохудившееся убранство, множество фикусов и колченогая кошка, которую женщина когда-то по доброте душевной взяла к себе домой.
Важно
Есть у Матрёны ещё один питомец – грязно-белая коза, которая, может, стара, как и хозяйка, но, отвечая на заботу её, всё ещё даёт молоко.
Почти полное отсутствие комфорта, скудное варево ничуть не омрачают проживания здесь рассказчика, наоборот, он чувствует здесь какую-то душевность, спокойствие, и это – заслуга Матрёны.
Её жизнь была нелегка: несложившаяся любовь к Фаддею Григорьеву, потеря мужа, брата Фаддея, смерть всех 6 детей – но все эти события не сломили её, она продолжает жить, ни на что не жалуясь, всегда безвозмездно помогая всем, кто попросит, не стараясь обогатиться, а просто заботясь о каждом сегодняшнем дне. А ещё она верит в Бога, хотя и не молиться во всеуслышание и даже не креститься явно, но любое мелкое дело начинает со слов «С Богом».
Переломный момент в жизни Матрёны наступает, когда её повзрослевшей воспитаннице Кире для собственного участка понадобилось здание, а именно горница Матрёниного дома, уже завещанная девушке. Но ведь Матрёна рассчитывала на это только после собственной смерти, а тут требуется делить дом немедленно.
Это известие да отчаянные, упорные уговоры Фаддея подкашивают её дух, но всё же она соглашается. И когда дело уже сделано, сани отправляются в путь, она вдруг бежит за ними – помогать (казалось бы, чем больная Матрёна может подсобить?). Но происходит ужасное: и застрявшие на железнодорожном переезде сани, и тех, кто пытался их перетащить, «раскорёжило» паровозом.
В том числе и Матрёну, уже «родного человека» рассказчику.
Горе было огромное. Но как бы ни было всё печально, квартирант замечает в традиционном плаче над гробом Матрёны, как раскрываются злые, эгоистичные и жадные натуры всех её близких знакомых. Все только пытаются разделить и так худые пожитки умершей хозяйки.
И на фоне всего случившегося рассказчик понимает, что, несмотря на все «недостатки», которые увидели в ней её знакомые (ведь она не гналась на нарядами, богатством, корыстью, имуществом), на самом деле она была тем праведником, «без которого, по пословице, не стоит село. Ни город.
Ни вся земля наша».
Источник: http://getsoch.ru/po-literature/397-obraz-matrjony-v-rasskaze-a-i-solzhenitsyna-matrjonin-dvor.html