Образ города в рассказе тоска

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Образ города в рассказе Тоска

Образ города в рассказе Тоска Чехова сочинение

Антон Павлович Чехов в своем рассказе Тоска раскрывает образ северного города России, Петербурга. Из рассказа известно, что город является многолюдным, в котором проживают холодные и черствые люди. Которым нет никакого дела до чужого горя. И этим огорчен главный герой извозчик Ион, который на днях потерял сына.

Санкт-Петербург представляется перед глазами читателя, как город мрачный и серый. С темными подъездами и бледными фонарями. Этим описанием, поэт погружает читателя в атмосферу серости, холода. Этот холод не от погодных условий а исходит от самих людей. Действие разворачивается во время непогоды. Снегопада. Главный герой, молча, ждет попутчиков, которых обязан был довести до пункта назначения, тем самым заработать немного денег для себя и на корм для лошади. Его гнетет тяжесть суровых будней и недавней потери родного и единственного сына. Мечтает высказать все, что накипело у него внутри, набрать полной грудью воздух свободы и освободиться от тоски большого города.

Но его попутчики не желают его слушать, даже запрещают и вовсе говорить. Только просят его быстрее домчать их к месту их пребывания. Для этого они применяют физическую силу, ударив извозчика по голове неприятным подзатыльником. Из-за мыслей о тяжелой судьбе и потере сына, извозчик плохо следит за дорогой. Но в конце рабочего дня, придя в конюшню, он жалуется на не простую судьбу лошади. Ведь в этом большом и мрачном городе никто не желал его слушать. Даже не смотря на то, что он встречал каждый день толпы народу, которые были холодны и мрачны. Ведь город сумел поглотить всех его жителей, погрузив в вечные муки и страдания. И поэтому горожане выглядели такими мрачными и черствыми. Каждый, кто приезжал на непродолжительный срок в Петербург, пропадал душой. Город питался светлыми моментами их гостей, и аппетит невозможно было унять.

В рассказе подробно описана проблема главного героя, он одинокий человек. Этим Чехов хотел показать, на примере одного извозчика, что все люди этого города по сути одиноки и у них просто нету времени поговорить по сочувствовать окружающим. Ведь для того чтобы прожить в этом городе, нужно много времени работать и не замечать общество вокруг себя.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ города в рассказе Тоска

Образ города в рассказе Тоска

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Азия

    Даже жителям России культура востока кажется волшебной и непонятной. Несмотря на то, что наша страна лежит в двух частях света Европе и Азии, все равно всё что связано с азиатской стороной всегда непонятно.

  • Сочинение на тему Русский язык в современном мире

    Русский язык — это один из самых сложных и богатых языков мира. Думаю, каждого, кто говорит по-русски, поражают многообразие языка, его лексика, грамматика и пунктуация

  • Анализ романа Дон Кихот Сервантеса сочинение

    Произведение «Дон Кихот» сделало своего создателя Мигеля де Сервантеса известным на весь мир. Данный роман автор задумал создать как пародию на рыцарские романы, которыми в то время так сильно восхищались в Испании

  • Сочинение Тула — мой любимый город

    Свой родной город я очень сильно люблю, очень. Он и древний, и современный. Все в России знают Тулу, очень много ассоциаций при этом названии.

  • Саврасов

    Творческая деятельность известного пейзажиста многогранна по своему содержанию. Если посмотреть ранние работы Саврасова, то среди них можно выделить такие вещи, как «Вид на Кремль от крымского моста в ненастную погоду»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

«ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ АЛЕКСАНДРА ПРОХОРЕНКО»

Тема одиночества человека в многолюдном городе в рассказе А.П. Чехова «Тоска»

Автор разработки:  

Шерстюк Нина Гавриловна,

учитель русского языка и литературы

первой  квалификационной категории

МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа

 имени Героя России Александра Прохоренко»

2017

Тема одиночества человека в многолюдном городе в рассказе А.П. Чехова «Тоска»

Цели урока:

      1.    продолжить знакомство учащихся с творчеством А. П. Чехова;

      2.     дать понятие о сюжете, композиции рассказа «Тоска»;

      3.    выяснить  нравственную проблематику рассказа, тему, идею;

      4.    повторить   теоретические понятия:  композиция,  рассказ,  пейзаж,

             выразительные  средства языка;

       5.   развивать  читательскую  культуру;        

       6.   воспитывать духовно- нравственную культуру учащихся.

Оборудование: учебник, текст рассказа «Тоска», материал по теме урока.

Тип урока: урок  анализа  художественного  произведения.

Прогнозируемые результаты:

        1.    учащиеся знают о сюжете, композиции рассказа  «Тоска»;

         2.    определяют сюжетные элементы рассказа, особенности композиции;

         3.   определяют тему и идею произведения, соотносят начало и финал;                

         4.   характеризуют главного героя рассказа;                                                                                                        

         5.   выполняют  исследовательскую работу с текстом рассказа в группах.

Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодёжи, а между тем от многих тёмных  и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую    душевную дрянность.

                                                                                                    К. И. Чуковский

ХОД УРОКА

  1. Актуализация опорных знаний

   Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

  1. Мотивация учебной деятельности

Чехов —  мастер короткого рассказа.

Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость — сестра таланта». За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни. Рассказ «Тоска» признан вершинным из ранних произведений писателя.

 Равнодушие… Как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что к нам это не относится. И как часто мы забываем, что обидели и принесли горе нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой. Ну что стоило героям рассказа «Тоска» проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову? Их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас наконец покинут сухость, чёрствость, равнодушие…

Известный русский писатель Корней Иванович Чуковский говорил (обращение к эпиграфу урока): «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодёжи, а между тем от многих тёмных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность». Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? Ответим на этот вопрос сегодня на уроке.

  1. Работа над темой урока
  1. Вступительное слово учителя

Эпиграф к «Тоске»  «Кому повем печаль мою?..» (начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль») задаёт определённую психологическую тональность чеховскому рассказу. Автор побуждает читателя задуматься на тему одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую                                                                                                                                                                                                                                                  боль, невозможности быть услышанным, излить своё горе, установить исповедальный контакт с другим человеком. Начало «Тоски»:

 «Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажжённых фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки…» Бегущие люди в привычной для себя уличной суматохе большого города не замечают ни падающего снега, ни извозчика Ионы Потапова, который «бел, как приведение» и своей неподвижностью напоминает снежное изваяние.

  1. Погружение в тему урока (беседа)

 Что значит быть одиноким?

 Может ли человек быть одиноким среди людей?

 Что такое, по-вашему, тоска? Одиночество?

 Каково лексическое значение этих слов?

  1. Словарная работа (запись на доске и в тетрадях)

Одиночество — состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой изоляции от других людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения, недостаточности общения и др.

Тоска — стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, горе, печаль, скорбь.

  1. Аналитическая работа с текстом рассказа «Тоска»

а) Сообщение учителя об истории создания рассказа «Тоска».

 Рассказ появился в январе 1886 г. в разделе «Летучие заметки» «Петербургской газеты», там, где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность как остроумному, наблюдательному юмористу  Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чехова к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 г. писатель впервые побывал в Петербурге, и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, возможно, в определённой  степени послужил одним из стимулов к написанию «Тоски». Мелькнувшая уличная сценка, услышанный обрывок разговора или просто вид согнувшегося под снегом извозчика и его лошадёнки — эти или иные впечатления, нам неизвестные, могли дать толчок работе писательского воображения. Нужен ли, впрочем, какой-то специальный , реальный или литературный, комментарий к «Тоске», к рассказу со столь очевидным сюжетом, с захватывающим читателя сочувствием к Ионе Потапову и его беде? Разумеется, основной смысл рассказа должен быть понятен без всякого комментария, через уяснение внутренних связей произведения, логики его сюжета, композиции. Автору «Тоски» 26. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.

б)  Исследовательская работа с текстом рассказа (в группах)

1-я группа

  • Сколько раз пытается рассказать Иона о смерти сына? (Три раза)
  • Выпишите реакцию собеседников. (Сын помер … от чего?…поезжай; сын помер … все помрём, погоняй; сын помер  … (ответа нет)
  • Как называется это выразительное средство? (Повтор) Подтвердите примерами из текста рассказа.

2-я группа

  • В какое время суток происходили события рассказа? (Вечером)
  • Выпишите изменение вечернего освещения. (Вечерние сумерки, вечерняя мгла ,  потёмки)
  • Как называется это выразительное средство? (Градация)
  • Сколько раз происходит это изменение? (Три раза) Подтвердите примерами из текста рассказа.

3-я группа

  • Выпишите из текста глаголы, характеризующие действия многолюдного города. (Тёмные массы движутся,  толпы бегут,  толпы снуют)
  • Сколько раз Чехов говорит об этом в рассказе? (Три раза) Подтвердите примерами из текста рассказа.

4-я группа

  • Выпишите из текста, как изменяет обращение Иона к лошади.
  • Как менялась эмоциональная окраска слова? (От презрительного «лошадёнка» — через нейтральное «лошадь» — к уменьшительно-ласкательному «кобылочка»)
  • Как называется такая лексика (первое и третье слова)? (Экспрессивная) Подтвердите примерами из текста рассказа.

Презентация результатов работы

в) Беседа

  • Для чего нужен эпиграф к рассказу?
  • С чего начинается рассказ? (С описания природы. Мокрый снег ложится лениво на всё вокруг и на Иону. Пейзаж  подготавливает нас к встрече с Ионой и его лошадёнкой, подчёркивает полное отчуждение мира от Ионы).                            
  • Как выглядит Иона и его лошадёнка?
  • О чём думает каждый из них?      
  • Что произошло у Ионы Потапова? Чего ему теперь хочется, чего не хватает? (Внимания и сопереживания. Одиночество подобно прилипчивому снегу, от него невозможно избавиться)
  • Что окружает Иону вопреки ожидаемому сочувствию и вниманию людей?
  • Как относятся к Ионе люди? (Никто, даже близкие по положению, не хотят слушать Иону, все равнодушны или  кричат на него)
  • Сколько сюжетных линий в рассказе? (Иона —  сын, Иона – лошадка, Иона — внешний мир: военный, трое гуляк-весельчаков)
  • Зачем нужен Ионе внешний мир? (Выйти из состояния тоски, облегчить своё горе, выговориться, с кем-то поделиться, почувствовать себя человеком)
  • Какой художественный приём применил Чехов, чтобы передать тоску Ионы? (Градация, усиление через повтор, эмоциональную окраску слов, глаголы)
  • Какая настойчиво повторяющаяся деталь встретилась в этом рассказе? (Цифра 3)
  • В каком жанре постоянно встречается это число? (В сказке)
  • Назовите ещё один оборот речи, сразу напомнивший народную песню. (Сыра земля)
  • Как вы думаете, какое значение имеет  художественная деталь?

  1. Художественная деталь.

Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Художественная деталь способствовала сокращению объема. В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы. В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали.

    2. Композиция рассказа

 Фабула «Тоски», на первый взгляд, это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова — с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, «не ироническая побрякушка» развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души (Дунаев, 1998).

В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, — к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия — тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.

Конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Потому –то «печаль моя» (эпиграф) остается неизвестной никому, кроме Бога, а ответ  Ионе на его горькие слова-молчание всего мира.

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя:

— Сегодня на уроке вы ещё раз убедились, что рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета. В рассказе «Тоска» кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он ожидает своих пассажиров. На самом же деле Иона никого и ничего уже не ждёт. Вот уже целую неделю он живёт как в полусне: умер его сын. Трагедия Ионы никого не интересует: ни военного, ни праздношатающуюся молодёжь, ни человека его же сословия — извозчика. Иона Потапов никому не интересен, его разрывающая душу боль никому не нужна. Все куда-то спешат, все недовольны, раздражены, только Ионе некуда спешить. Он одинок, печален, погружен в раздумья. Смерть ошиблась, «дверью обозналась», забрала наследника, который «настоящий извозчик был». После нескольких попыток излить душу посторонним людям Иона Потапов понимает, что в горе сочувствующих нет и не будет, люди замыкаются, они хотят чего угодно, но только не разговоров о чьей-либо смерти. Люди не хотят думать о бренности, они бездумно снуют по миру, надеясь, что удача их убережёт, они найдут своё место в жизни, и что им за дело до смерти другого человека.

   Отсутствие душевности, отзывчивости, понимания — проблема не только XIX века, но и нынешнего. Иона Потапов может быть водителем такси, у которого трагически погиб сын. Найдёт ли он отзыв в душах современных пассажиров? Думаю, что нет. У Ионы «тоска громадная, не знающая границ», таковы же и безграничная чёрствость и равнодушие окружающих. Зима. Падает снег. Он растает, когда станет теплее, от него не останется и следа. Тоска Ионы тоже рассеется, если найдёт тёплый отзыв и участие. Да, останется боль утраты, как воспоминание о былом снегопаде, но можно будет жить, заботясь о лошади, спокойно думать о своей смерти. Кому может выплакаться Иона? Только живой душе, только она способна понять горе другого. Иона нашел такого молчаливого друга — своего напарника, лошадь, старую, заезженную, уставшую от работы, которая только дышит теплом своим на руки хозяина. Антон Павлович Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И душевная глухота человеческая ведёт к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

   Одиночество человека среди людей- вот страшная суть рассказа А. П. Чехова «Тоска».

  1. Домашнее задание по русской литературе

   Подготовиться к уроку внеклассного чтения. Прочитать очерк Антона Павловича Чехова «Остров Сахалин».

Литература

В методической разработке урока использованы материалы с сайта И. Н. Перовой.

Анализ рассказа Чехова «Тоска»

1. История создания произведения.

Публикация «Тоски» впервые состоялась в январе 1886 года (Петербургская газета, № 26). Чехов несколько изменил рассказ для издания в сборнике «Пёстрые рассказы». Ещё раз писатель пересмотрел текст перед включением его в третий том своих произведений (1899–1901 гг.).

Почему Антон Павлович обратился к теме рассказа, что послужило причиной — неизвестно. Возможно. К написанию его подтолкнула поездка в Петербург, состоявшаяся я в декабре 1885 года. Его впечатление от столицы — «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей». Такая среда противоречила его душевному складу и, вероятно, вызвала чувство одиночества.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Тоска» — рассказ, что подтверждается повествовательным содержанием, небольшим объёмом его, повествованием об одном важном эпизоде из жизни человека.

3. Название произведения и его смысл.

Название «Тоска» отражает состояние главного героя, чувство, заполняющее его. Вместе с тем автор обозначил в названии ещё одну проблему — одиночество, равнозначное в данном контексте тоске.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в рассказе ведётся от третьего лица. На протяжении всего рассказа автор использует настоящее время, что бывает редко в эпических произведениях. Тем самым Чехову удаётся вовлечь читателя в происходящее, обеспечить ему мысленное присутствие рядом с героем.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Одиночество человека в мире.

Идея содержится в эпиграфе: «Кому повем печаль мою. ». Это начало стиха «Плач Иосифа и быль»: Кому повем печаль мою, Кого призову к рыданию? Токмо Тебе, Владыко мой, Известна печаль.

Человек одинок среди людей в своём горе, никто не откликается на его боль. Невидимый Господь видит страдальца и любит его, но так хочется излить другому человеку свою боль, хочется участия. В рассказе Чехова звучит призыв к людям сочувствовать чужому горю, сопереживать, уметь выслушать.

Проблематика: Вырождение нравственности в людях.

Иона столкнулся с тотальным равнодушием. Среди людей он не встретил ни одного милосердного, сострадающего человека.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Извозчик Иона неделю назад потерял сына. Горе подкосило его, боль Ионы настолько невыносимы, что ему обязательно нужно с кем-то поговорить. Он пытается завести разговор о своей беде с встретившимися ему людьми, но безуспешно. Ионе казалось, что его тоска может заполнить собой весь мир, ему нужен был всего один добрый человек, готовый выслушать рассказ о смерти сына. Он бы облегчил страдание убитого горем отца. Но никому до Ионы и его горя не было дела.

И, не найдя никого среди людей, Иона рассказывает о сыне своей лошади.

7. Система образов произведения.

Иона Потапов — простой извозчик, уже в летах. Заработки у него скромные — на хлеб. Как литературный герой Иона из категории «маленьких людей», но и «маленький человек» наделён живой страдающей душой, и ему требуется сочувствие. Иона всего лишь хочет поделиться своим горем. Но ни военный, ни компания подгулявших сквернословящих господ не проявили участия к человеку, переживающему смерть сына. Попытка заговорить с дворником и с одним из «своих», молодым извозчиком, тоже не принесла успеха. Иона принимает это как данность, не озлобляется на людей, просто идёт к своей лошадёнке и повествует ей о своей печали.

Лошадь Ионы живёт одной жизнью со своим хозяином, понимает его с полуслова, чувствует его настроение. Как и хозяин, она уже стара и устала от работы, но терпелива. Она и оказалась отдушиной для горюющего Ионы.

8. Композиция произведения.

Эпиграф рассказа («Кому повем печаль мою. ») задаёт тон произведению.

Экспозиция — описание условий, в которых будет происходить действие (зима, вечер, снегопад), знакомство с главным героем. Извозчик и его лошадь недвижно замерли под снегом.

Далее статичность ситуации сменяется динамикой действия: иона ищет людей, которым можно излить своё невыносимое горе. Автор повествует о череде попыток, каждая из которых заканчивается неудачей. Рассказ держит читателя в напряжении почти до самого конца.

Конец — развязка: Иона изливает горе своей лошадёнке.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Чехов описывает пейзаж для передачи состояния героя. Зимние сумерки, хлопья мокрого снега соответствуют тоске героя и подчёркивают безразличие мира к его боли.

Мастерство художественной детали Чехова проявляется в обозначении лошади извозчика «лошадёнкой». Уменьшительный суффикс придаёт слову смысловой нюанс: старая, измотанная работой лошадь, похожая на хозяина.

К числу художественных приёмов относятся и эпитеты, характеризующие состояние души Ионы, масштаб его личного горя: «тоска громадная, не знающая границ», «весь свет залила бы», «распирает грудь».

10. Отзыв о произведении.

А.П. Чехов умел за внешне простыми вещами распознать драму. Его рассказ «Тоска» полностью подтверждает это. Ценность рассказа не только в его несомненных художественных достоинствах, но и в побуждении читателя внимательнее относиться к другому человеку, не отгораживаться от участия к нему своими проблемами.

Образ города в произведениях А. Чехова

Лев Толстой писал об А. П. Чехове: «. он создал но­вые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания. Чехова, как художника, нельзя уже сравнивать с прежними русскими писателями — с Тургеневым, с Достоевским или со мною».

Антон Павлович Чехов — непревзойденный мастер рассказа, дорогу которому ему пришлось «проби­вать».

Писатель создал множество рассказов, посвящен­ных общей теме — теме России, Родины, Русской зем­ли. Из множества образов четко выделяется образ рус­ского города. Перед нами открывается картина рус­ского города с его улицами, управами и окраинами, с огромной массой людей. И невольно задаешься вопро­сом, прозвучавшим в раннем чеховском фельетоне: «Неужели в России так много людей? Батюшки!»

Чеховский город напоминает гоголевский русский город: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».

Год за годом в произведениях Чехова рождался, выстраивался образ города. В ранних рассказах это просто место действия, описание улицы или площади («Хамелеон»). Затем, постепенно, такие описания на­полнились глубоким психологическим смыслом («Тоска», «Припадок»). Наконец все наблюдения слились в один образ: «Город лавочников, трактир­щиков, канцеляристов, ханжей, ненужный, беспо­лезный город, о котором не пожалела бы ни одна душа, если бы он вдруг провалился сквозь землю». В нем нет топографической достоверности, его не найти на географических картах. Чехов называл его по-раз­ному — то как-нибудь смешно, например Дебелов, то обозначал буквой («город С», «город N»), то давал ре­альное имя.

Однако Чехов изучал, по словам М. Громова, захо­лустье жизни, «отсасывающее у человека крылья», те углы, где дольше всего держатся предрассудки, где люди всего охотнее подчиняются авторитету и власти, где ход жизни тормозится в наезженных колеях ста­рины, а ветер истории воспринимается как сквозняк: «Вы должны иметь приличных, хорошо одетых де­тей, а ваши дети тоже должны иметь хорошую квар­тиру и детей, а их дети тоже детей и хорошие кварти­ры, а для чего это — черт его знает».

Быть может, Чехов первым из русских писателей понял, что порабощают не деньги, чины, авторитет, власть, а подлинным инструментом порабощения яв­ляется страх. В городе Чехова все в одинаковой мере запуганы: и мелкий чиновник Червяков («Смерть чи­новника»), чихнувший и обрызгавший генерала, и поденщица, у которой от страха всегда дрожали руки и ноги, дрожали щеки («В овраге»), и миллионер: «Я боюсь за каждый свой шаг, точно меня выпорют, я ро­бею перед ничтожествами, идиотами, скотами, стоя­щими неизмеримо ниже меня умственно и нравствен­но; я боюсь дворников, швейцаров, городовых, жан­дармов, я всех боюсь, потому что я родился от затравленной матери, с детства я забит и запуган. » («Три года»).

В одной из юморесок некий обыватель в припадке сомнения сделал у самого себя обыск, но, не найдя ни­чего предосудительного, все-таки сводил себя в поли­цию.

Там, где властвует страх, владычествует ничтоже­ство, и Чехов хотел, чтобы люди поняли эту мрачную логику, эту диалектику страха.

Самый осадок населения чеховского города — это весьма своеобразные создания, получившие название «мелюзга». Среди них есть хамелеон, есть лакей, ко­торый нажил целое состояние тем, что свиньей хрюкал, есть философствующий обыватель, о котором только и можно сказать, что на нем синие панталоны, есть городовой Жратва, учитель математики Таран­тулов, золотых дел мастер Хрюкин, генеральша Же-ребчикова, купец Кашалотов, подпоручик Зюмбум-бунчиков. «Мелюзга» рвется к чинам, к деньгам, к сытой и праздной жизни всеми силами, любой ценой. Чеховский город — мир, наполненный сложной жизнью, борьбой за место под солнцем, несбывшими­ся надеждами, страхом. Но Чехов не верит, что ма­ленькие уездные города и их обитатели всегда будут оставаться такими. «Покажите всем, что эта непод­вижная, серая, грешная жизнь надоела вам»,— гово­рил он. Чехов верит, что «от вашего города. не оста­нется камня на камне», «все изменится», «и будут то­гда здесь громадные, великолепнейшие дома, чудесные сады, фонтаны необыкновенные, замеча­тельные люди. ».

Анализ рассказа «Тоска» (А.П. Чехов)

«Краткость сестра таланта» — всем известный чеховский афоризм. Антон Павлович обладал редким талантом доступно, емко и лаконично отразить глубину проблемы, вовлечь читателя в личный разговор. Рассказ «Тоска» — не исключение. Произведение не оставляет равнодушным, потому что в его будничном повествовании отражена трагедия жителей большого города и даже целой планеты. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор этого рассказа.

История создания

Рассказ «Тоска» был опубликован в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «Летучие заметки».

На момент публикации рассказа Чехову 26 лет. Он уже известен в литературных кругах своими короткими сатирическими произведениями, которые публиковал также в «Петербургской газете» под псевдонимом Антоша Чехонте.

Доподлинно неизвестно, откуда произошел замысел рассказа «Тоска», но биографы отмечают, что за месяц до написания рассказа автор впервые посетил столицу и был впечатлен холодными сумерками Санкт-Петербурга и тем одиночеством, которое они навевают.

Жанр и направление.

Перед нами художественное произведение в жанре рассказа. Оно небольшое по объему, с одной сюжетной линией, повествующей о судьбе главного героя.

Чехов – блестящий русский писатель-реалист. Рассказ «Тоска» также принадлежит к направлению реализма. В центре сюжета – типический герой в типических обстоятельствах.

Автор рассматривает несколько проблем, но все они так или иначе подчинены основной теме, обозначенной в названии рассказа – тоска.

Смысл названия

В определении слова «тоска» лежит несколько значений. Первое – скука. Но есть и другое, более глубинное это — стеснение духа, томление души, мучительная грусть. Тоска в таком значении – то, что так терзает главного героя.

Чехову в этом маленьком рассказе удается на примере извозчика Ионы Потапова рассмотреть более глобальные проблемы, которые отзываются в каждом человеке.

Суть: о чем рассказ?

Рассказ повествует о зимнем снежном вечере самого обычного старого извозчика Ионы Потапова. Есть у него дряхленькая кобылка, с которой они развозят по городу вечно спешащих по своим делам петербуржцев. У Ионы невыразимо большое горе – смерть сына. И о своей беде ему жизненно важно поделиться хоть с одной живой душой. Но в холодных лицах города он встречает лишь безразличие, грубость и злобу, жестокость. Нигде и ни в ком герой рассказа не находит сочувствия и даже внимания, одиночество его становится острее, и отдает мучительной ноющей болью в измученном старом теле.

Иона возвращается на двор, идет на конюшню, и только в своей родной лошаденке находит человеческий живой отклик. Лишь она его слушает, лишь она в этом городе его понимает.

Композиция и конфликт

К рассказу дан эпиграф «Кому повем печаль мою. ». Это начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль». Перед нами народная духовная поэзия. Этими строками Чехов расширяет проблематику произведения, включает в него христианские мотивы.

Описание вечернего снежного города – экспозиция рассказа. По названию городских мест, упоминаемых автором («На Выборгскую!», «к Полицейскому мосту!») мы понимаем, что город, где развивается сюжет, — Петербург.

В центре композиции – извозчик Иона Потапов. Он – часть города, он невольно практически вписан в ландшафт (согнутый под гроздьями снега, он дремлет, сливаясь с белыми сугробами), но при этом на протяжении рассказа он находится с окружающим городом в конфликте. Он пробуждается от болезненного сна лишь при появлении седоков. А после их ухода снова погружается в сон, и так продолжается несколько раз.

Важно обратить внимание на неразрывную связь Ионы и его лошаденки. Кобылка будто повторяет и перенимает настрой и состояние своего хозяина: Иона «бел, как привидение», и лошаденка «бела и неподвижна», Иона «вытягивает по-лебединому шею», и она вслед за ним «вытягивает шею».

Рассказ ведется от третьего лица. Мы авторским взглядом следим за происходящим. Одновременно писатель вступает с нами в диалог. Именно к читателю он обращается, повествуя об одиноком Ионе Потапове. Чехов не зря дал именно такое название рассказу, так как тоска – это основная тема, но и основное настроение рассказа. Это то, с чем остается читатель в финале. С этим настроением его заставляет столкнуться и задуматься над ним Антон Павлович.

Главные герои и их характеристика

  • Главный герой рассказа «Тоска» – извозчик Иона Потапов. Он типичный представитель популярного в русской литературе образа «маленького человека». Он нищий, беззащитный перед жестокостями мира, судьба его трагична. Он добр и даже по-детски наивен. Даже на грубые слова и удары седоков он реагирует глуховатым смехом и нелепой улыбкой. Он не может и не хочет постоять за себя – типичная черта маленького человека. Он согнут под ударами судьбы точно так же, как и его лошадь под ударами кнута. Знаменательно, что для главного героя рассказа Чехов выбрал имя Иона. Оно древнееврейского происхождения и переводится дословно как «голубь» или «терпеливый». Кроме того, история знает христианских святых и пророка с именем Иона. Идея христианского смирения и любви находят свое отражение в словах и поступках Ионы Потапова.
  • Лошаденка Ионы – также важный герой рассказа. Ее образ – это аллегоричное изображение самого извозчика. И кобылка, и ее хозяин стары, больны, натружены, одиноки. И именно к ней Иона приходит за простым человеческим общением и не встречает отказа.
  • Другие герои рассказа «Тоска» – это седоки – представители города. Каким Чехов изобразил городских жителей здесь? Палитра удручающая: от простого равнодушия в лице военного в шинели, до настоящей ничем не прикрытой злобы и пошлости в образах трех молодых людей.

Тематика рассказа «Тоска» интересна даже современному читателю:

  1. Основная тема рассказа, как ранее уже упоминалось, — тоска. Тоска как настроение, которое отражает внутреннее состояние героя и его переживания.
  2. Важная тема – это отношения между людьми, отношения между власть имущими (или хотя бы теми, кто большей властью обладает) и теми, кто слабее, кто зависим и слаб – маленьких людей. Здесь раскрывается истинная человеческая сущность. И хотя речь идет о персонажах давно ушедшей эпохи ответить самому себе на вопросы «Знакомо ли тебе сострадание?», «Находишь ли ты в себе отклик на чужую беду?», «Готов ли помочь ближнему пусть словом, но лучше делом?» должен каждый человек.
  3. Также в рассказе звучит тема народа, так как Иона и есть народный герой, вышедший очевидно из крестьянской среды. Он терпелив, трудолюбив и могуч.
  4. Тема народа в произведении одновременно перекликается с темой христианства: люди равнодушны друг к другу, поэтому несчастны. Если бы они проявили просто человеческое сочувствие, их жизнь могла стать более счастливой и гармоничной.
  5. Природа тоже имеет значение к тексте. Роль пейзажа в рассказе «Тоска» определяющая. Зимние сумерки и метель — это психологический и моральный климат города, где все равнодушны друг к другу.
  6. Внутренний мир — тоже тема для размышления Чехова. За грубым крестьянским мужиков в рогоже скрывается ранимый и тонко чувствующий человек, который ищет сочувствия. При этом он, в отличие от богатых седоков, добр и термин по отношению к людям. В его рассуждениях о жизни и смерти угадывается ум.

Проблемы

Проблематика этого небольшого рассказа весьма обширна. Следует обратить внимание на основные проблемы, которые ставит автор:

  • В рассказе «Тоска» выявлена основная проблема одиночества в многолюдном городе. Благодаря художественным приемам, мы слышим и видим шумный беспокойный город с тысячами огней, с торопливо спешащими куда-то ожесточенными, нервными, одинокими людьми. В этом беспокойстве и суете человек остается один со своей бедой, мы видим это на примере извозчика Ионы. Чем острее его тоска, чем сильнее желание говорить хоть с одной живой душой.
  • Чехов подробно и последовательно раскрывает проблему человеческого равнодушия. Извозчик не принят городом, его жителями. Ни один из встреченных им людей, будь то седоки или проезжающие мимо люди, или дворник, или жители постоялого двора по отношению к нему и его горю не только равнодушны, но и озлоблены. Остроту проблемы Чехов подчеркивает тем, что Ионе удается излить душу далеко не человеку, а его верной лошаденке.
  • Автор так живо и правдиво воплощает состояние тоски – «тоски громадной, не знающей границ, которая распирает грудь с еще большей силой». Покинутость, ощущение людского безразличия, душевная тревожность определяют проблему боли и тоски в изображении Чехова.
  • Проблема маленького человека также близка автору. К «маленькому человеку» окружающие чаще всего испытывают пренебрежительное отношение, даже сами авторы произведений. Ведь он согнут под ударами судьбы, он пуглив, осторожен и не в состоянии изменить свою судьбу. Но к Ионе мы вслед за Чеховым испытываем сочувствие, его мы не столько жалеем, сколько искренне сострадаем ему.

Основная идея

Тон рассказа «Тоска» спокоен и ненавязчив. Автор по-настоящему искусно ведет повествование, заставляя читателя сопереживать. Нет, он не обвиняет, но заставляет читателя самому себе задавать неудобные вопросы.

Чехов однозначно обличает принцип, по которому человек человеку волк. Авторская позиция в этом рассказе скорее созвучна постулату «человеку нужен человек». Смысл рассказа «Тоска» — показать важность гуманизма в современном мире.

Рассказ «Тоска» — это наставление, это напоминание о том, что в мире есть и боль, и страдания, и несправедливость, несчастья. Об этом нельзя забывать. Нельзя быть глухим и равнодушным к чужому горю. Такова главная мысль рассказа «Тоска».

Чему учит?

В конце рассказа Иона ведет диалог со своей лошаденкой. И хотя она не может ответить ему по-человечески, это все-таки диалог. Она слушает хозяина, откликается. Но даже на такую малость во всем городе не была способна ни одна живая душа. Чехов иронизирует, ставя вопрос: всегда ли быть рожденным в человеческой шкуре значит быть Человеком? Вот, какова мораль рассказа «Тоска».

Финал рассказа оставляет у читателя даже чувство вины. Осуждая жестоких людей равнодушного города, ты невольно обращаешься и к себе: а часто ли я задумываюсь о страданиях ближнего? Полагаю, этого внутреннего разговора и добивался Чехов.

Какой можно сделать вывод? Рассказ «Тоска» призван напомнить людям о том, что следует быть добрее друг другу, внимательнее, отзывчивее.

Художественные средства и детали

В своих произведениях Чехов неизменно был внимателен к деталям. Ведь именно они создают нужное настроение, раскрывают обстоятельства и характеры героев. Поэтому и в рассказе «Тоска» важно обращать внимание на то, как автор создает образы города, его жителей, образ главного героя – извозчика Ионы.

В частности, описание пейзажа помогает отразить атмосферу города. Передать настроение тоски позволяет зимний сумеречный снежный вечер.

Город в рассказе «Тоска» — это шумный, беспокойный, динамичный муравейник с толпами вечно спешащих людей, где никому нет никакого дела до маленького человека. Чехов прямо говорит, это – «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей». Образ города создается за счет важных деталей, определений и олицетворений: «уличная суматоха», «бледность фонарных огней», стук калош, злобные взгляды прохожих, кашель, грубая брань и даже ругань.

Особенности рассказа «Тоска» заключается не только в том, как он написан, но и в том, как он звучит, и что означают эти звуки. Примечательны и звуки города, на которые обращает внимание автор и которые позволяют нам почувствовать его атмосферу: «Куда прешь, леший», «Куда черти несут», «Сворачивай, дьявол», «Чего встал, проезжай», «Тьфу, чтоб тебя черти».

И в этой среде выживает маленький человек – Иона Потапов – вырванный из своей среды, «оторванный от плуга, от привычных серых картин», никому не желающий зла. Следует обратить внимание на слова самого героя, на то, как он обращается к каждому, кого встречает на пути, какие слова использует: «веселые господа», «барин», «милый», «Божья воля!», «дай бог здоровья», «брат кобылочка». И какими словами бранит его город и седоки: «старый пес», «старая холера», «Змей Горыныч». Речь Ионы снова возвращает нас к идее христианской любви и терпения, божьего человека.

Посредством таких приемов, как аллегория, создается конфликт между героем и городом. Чехов противопоставляет в образе извозчика простой трудовой народ грубому, бездушному миру города, которому нет дела до таких маленьких людей, как Иона.

Критика

Рассказ «Тоска» был по достоинству оценен и современниками, а также впоследствии исследователями литературного наследия А. П. Чехова, и по праву считается одним из знаковых в раннем творчестве писателя. Об этом говорит тот факт, что еще при жизни Чехова рассказ был переведен на болгарский, венгерский, немецкий, сербскохорватский, словацкий, финский, французский и чешский языки.

Рассказ был положительно оценен в Петербургских Ведомостях (№ 167, 1886) критиком И. Н. Ладожский. Леонид Оболенский в Русском богатстве похвалил Чехова за его необыкновенную способность видеть скрытую драму за обманчиво простыми вещами. Рассказ Тоска этому идеальный пример. Константин Арсеньев в своем эссе «Писатели нашего времени» («Вестник Европы», № 12, 1887) включил рассказ Тоска в список лучших современных рассказов. Лев Толстой включил рассказ в личный список лучших чеховских рассказов.

Мнение критиков о рассказе «Тоска» выражалось чисто человеческим раскаянием, ведь юный автор нажал на больную мозоль общества:

Трудно представить себе более строгий приговор русскому интеллигенту и нашему воспитанию, как приговор, который содержится в только что разобранном рассказе Чехова «Тоска».» (И. А. Сикорский, «Психологические основы воспитания и обучения», Киев, 1909 г.)

Даже церковные издания обратили внимание на рассказа «Тоска» и высоко оценили гуманный посыл автора:

«Над человеком стряслось горе — тяжелое, непоправимое горе. Душа болит, работа валится из рук, неодолимо хочется найти себе где-нибудь поддержку. И как часто, не имея возможности поделиться своим горем с человеком, несчастный обращается к животным и даже к неодушевленным предметам. Рассказ Чехова «Тоска», где измученный извозчик жалуется на свое горе своей лошади, не выдумка, а психологическая истина.» («Рязанские епархиальные ведомости, издаваемые при Братстве св. Василия Рязанского», 1911 г., № 1-12)

Творческое наследие Чехова было высоко оценено потомками. Даже в СССР его проза не пострадала от идеологических нападок цензоров:

«К середине восьмидесятых годов Чехов был уже автором таких блестящих рассказов, как «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Унтер Пришибеев». В них он проникал в самую сущность жизни полицейско-самодержавной России того времени, изображал типическое: деспотизм, неограниченную силу имеющих власть и раболепие, холопство подчиненных. Высмеивая чиновников, полицейских, Чехов высказывал свое горячее сочувствие людям из народа, заставлял читателя задумываться над их судьбой («Тоска», «Горе», «Темнота» и др.).» (М.Семанова, вступительная статья к книге «Рассказы. А.П.Чехов», издательство «ДЕТГИЗ» (Москва), серия «Школьная библиотека», 1954 г.)

Сочинение на тему Чехов а. п. – Рецензия на рассказ а. п. чехова тоска

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-05-25

Заказать написание уникальной работы

Ознакомившись с рассказом А.П. Чехова “Тоска”, я увидел проблему одиночества, отсутствие взаимопонимания между людьми. В этом произведении мы чувствуем любовь Чехова к рядовым труженикам, подобным Иону Потапову. Рассказы Чехова одновременно ни о чем и обо всем. За мелочами обыденной жизни скрываются глубокие мысли автора. Так и в произведении “Тоска”.
Чехов повествует нам о трудовом дне бедного труженика Иона Потапова. Работая кучером, он встречается с разными людьми и проводит с ними большую часть времени. Нам может показаться, что это человек, которого не преследует проблема одиночества. Но
заглянув в глубину строк, читатель может увидеть плачевное состояние души Иона. Не
имея жены, потеряв сына, Потапов остался наедине со своей искалеченной душой, ноющей от тоски, и с лошадью. Тоска его поедает. Наплевательское отношение пассажиров друг к другу и к самому Иону является горстью соли, насыпанной на его душевную рану. Столкнувшись с проблемой одиночества в рассказе А.П. Чехова “Тоска”, хочется призвать человечество к доброте, милосердию, взаимопониманию.
Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в
своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней
развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие
достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой”
формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа
может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию. Главным героем рассказа является Иона Потапов – бедный извозчик, совсем недавно похоронивший своего сына, ищущий поддержки и понимания людей. Конечно, его горе трудно понять людям, у которых никогда не болело сердце и не
немела душа. С какой доверчивой беззащитностью открывает старик Иона свою душу всем тем, кому в тот день нужен был извозчик. С какой детской открытостью пытается он увидеть в глазах ездоков огонек поддержки и сострадания. Но все его существо наталкивается на стену черствости, равнодушия и непонимания.
Равнодушие. Как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что это к нам не относится. И как часто мы забываем об обидах и горестях, принесенных самими нами нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой. Ну, что стоило героям рассказа “Тоска” проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову. В их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас, наконец, покинут сухость, черствость, равнодушие.
С творчеством А.П. Чехова мы знакомимся еще задолго до изучения его произведений по
школьной программе. И сразу замечаем, что отличительной чертой его творчества
является краткость. Сам Чехов говорил: “Умею коротко писать о длинных вещах”. Об одной из таких “длинных вещей” писатель повествует в рассказе “Тоска”. В нем А.П.
Чехов поднимает вечную проблему человечества – проблему общения друг с другом, равнодушия к горю и несчастью окружающих, проблему одиночества. Ощущение
тоски и печали не покидает на протяжении чтения всего рассказа. Уже из названия
рассказа понятно, что речь пойдет о грусти и боли. Начиная повествование, Чехов
окутывает место действия, с которого начинается рассказ, дремотой; движение
вокруг Ионы Потапова замедляется, и он погружается в свои мысли. Иона потерял сына,
и боль этой потери он не в силах держать в себе, ему надо выговориться, рассказать
кому-то о своей беде. Но он сталкивается с черствостью людей, равнодушием и
непониманием. Затерянный в шумном городе, где все куда-то спешат, едут, идут, бегут, не
обращая внимания на одинокого извозчика, Иона не находит отклика в душах и сердцах
людей. Но находит его в молчаливом сочувствии лошади. К великому позору людей,
Иона предпочел животное человеку. К несчастью, люди часто забывают
об окружающем мире, погружаясь в свои проблемы, они не замечают жизни вокруг себя.
Но любой из них может оказаться на месте Ионы и получить то же самое, что дал когда-то
другому – равнодушие и непонимание.
Мне довелось познакомиться с произведениями Антона Павловича Чехова. Это великий мастер и художник слова. Он способен передать в маленьком рассказе всю жизнь человека, придерживаясь своих правил и афоризмов: “Писать талантливо, то есть коротко”, “Умею коротко говорить о длинных вещах”. Последняя формула наиболее точно определяет сущность достигнутого Чеховым необыкновенного мастерства. За его
пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали,
за короткими диалогами и монологами, маленькими подробностями, за которыми
читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.
Вот и сейчас в его рассказе “Тоска” достаточно нескольких предложений, чтобы понять
атмосферу бездушия, окружающую главного героя. На землю мягким ковром ложатся
сумерки, кружится мокрый, крупный снег, который “пластом ложится на крыши, плечи,
спины, шапки”. Это не просто сумерки и снег, это образ, символ какой-то безысходности,
пустоты и равнодушия. Ощущаешь, как мал и ничтожен человек в этом бездушном
пространстве. И Иона Потапов один в этой пустоте, где ему не с кем словом
перемолвиться, В этом коротком рассказе Чехов рисует образ бездушного города с
бездушными людьми. Город, где так много людей, но где ты духовно одинок. Четыре раза Потапов пытался завести разговор, четыре раза пытался рассказать о своем горе – о смерти сына. Ему хотелось, чтобы ему посочувствовали, пожалели. Он говорит, что с
бабами лучше разговаривать на эту тему, “те хоть и дуры, но ревут от двух слов”. Однако
его собеседников это не интересовало, они отнеслись равнодушно, безучастно к чужому
горю. Иона не мог выговориться, а отсюда росла тоска, “тоска громадная, не знающая
границ. Казалось, лопни грудь, вылейся из нее тоска, так она бы весь свет залила. ”
Вот главная поэтическая мысль, образующая лейтмотив “Тоски”. Извозчик не находит понимания у людей. Он начинает чувствовать боль и горечь от невысказанных страданий и тоски, не может уснуть ночью и идет посмотреть лошадь, которая для него стала самым дорогим и родным существом после смерти сына. В ней он видит родственную душу, как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем “увлекается и рассказывает ей все”. Потому, что в этой пустоте и безмолвии, в этом “бездушном” городе – это единственное существо, которое слушало его, не оттолкнуло. Эта тема актуальна и для нас, мы все время куда-то спешим, не обращая внимания на страдания других людей, не думая о том, что сами можем оказаться в подобной ситуации.

Образ города в произведениях А. Чехова

Лев Толстой писал об А. П. Чехове: “.он создал но­вые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания.Чехова, как художника, нельзя уже сравнивать с прежними русскими писателями – с Тургеневым, с Достоевским или со мною”.
Антон Павлович Чехов – непревзойденный мастер рассказа, дорогу которому ему пришлось “проби­вать”.
Писатель создал множество рассказов, посвящен­ных общей теме – теме России, Родины, Русской зем­ли. Из множества образов четко выделяется образ рус­ского города. Перед нами открывается картина рус­ского города с его улицами, управами и окраинами, с огромной массой людей. И невольно задаешься вопро­сом, прозвучавшим в раннем чеховском фельетоне: “Неужели в России так много людей? Батюшки!”
Чеховский город напоминает гоголевский русский город: “Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”.
Год за годом в произведениях Чехова рождался, выстраивался образ города. В ранних рассказах это просто место действия, описание улицы или площади (“Хамелеон”). Затем, постепенно, такие описания на­полнились глубоким психологическим смыслом (“Тоска”, “Припадок”). Наконец все наблюдения слились в один образ: “Город лавочников, трактир­щиков, канцеляристов, ханжей, ненужный, беспо­лезный город, о котором не пожалела бы ни одна душа, если бы он вдруг провалился сквозь землю”. В нем нет топографической достоверности, его не найти на географических картах. Чехов называл его по-раз­ному – то как-нибудь смешно, например Дебелов, то обозначал буквой (“город С”, “город N”), то давал ре­альное имя.

Крестьянская жизнь в произведениях Чехова Чехов писал о многом и о разном, очень много писал о “хмурых” людях, но не их образы утверждают его всемирную славу, а те произведения, которые говорят о вере его героев.

Творчество Чехова в начале ХХ столетия Начавшаяся в 1904 году война с Японией настолько взволновала Антона Павловича, что он долгое время не мог писать ни строчки. Часами просиживал Чехов над газетами и картами, изучая ход военных.

Тригорин – характеристика литературного героя ТРИГОРИН – центральный персонаж комедии А. П. Чехова “Чайка” (1896). Линия Т. в комедии как бы нарочито снижена, прозаизирована. Его личность лишена всякого ореола “знаменитого писателя, любимца публики”. Т. ходит.

МИРООЩУЩЕНИЕ “ЧЕЛОВЕКА В ФУТЛЯРЕ” Многие русские писатели, души которых задыхались в безвоздушном пространстве мещанства и пошлости, ощущали в себе призвание обратить свои художественные дарования против этой гнетущей, засасывающей трясины. Чехова особенно остро волновала эта.

Художественный стиль рассказов Чехова В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос.

Нравственный идеал А. П. Чехова А. П. Чехова известен нам как писатель-сатирик. Действительно, трудно найти другого писателя, способного столь же правдиво высветить все стороны жизни. Становление чеховского таланта пришлось на 80-е годы период безвременья, когда.

Проблема личности в рассказах Антона Чехова Главная тема произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова – это жизнь обычных людей, его современников, которое автор изображает с сочувствием к ним и с негодованием против условий.

Высмеивание подхалимства и чинопочитания в рассказе “Толстый и тонкий” Кий писатель-новеллист А. Чехов на нескольких страницах короткого рассказа срисовал картину целого социального явления. Сюжет рассказа “Толстый и тонкий” очень простой: на вокзале встретились двое школьных приятелей, которые не виделись.

Художественный анализ пьесы “Вишневый сад” 5 октября 1903 года Н. К. Гарин-Михайловский писал одному из своих корреспондентов: “Познакомился и полюбил Чехова. Плох он. И догорает, как самый чудный день осени. Нежные, тонкие, едва уловимые тона.

Юмор и сатира в рассказах А. П. Чехова Смерть чиновника один из самых смешных рассказов Антона Павловича Чехова. Даже его трагическая развязка не омрачает комической природы произведения. В столкновении смеха и смерти торжествует смех. Он определяет общую тональность.

Сочинение по рассказу А. П. Чехова “Палата №6” В 90-е годы XIX века Антоном Павловичем Чеховым был написан один из самых значительных рассказов – “Палата №6” – произведение, относящееся к позднему творчеству писателя. В нем уже нет иронии.

Значение авторских ремарок в пьесе “Вишневый сад” Нам приходилось видеть спектакли, когда зрители, не читавшие “Вишневого сада” (есть такие и среди получивших среднее образование), готовились выйти из зрительного зала после того, как за сценой прозвучали голоса Ани.

Истолкование рассказа А. П. Чехова “Дом с мезонином” Мир чеховской прозы неистощимо разнообразен. Рассказы Чехова лаконичны и сжаты, но сколько в них прослежено живых характеров, сколько судеб! В самых незначительных, будничных событиях писатель видит внутреннюю глубину и психологическую.

Метафора воды как отражение нравственного поиска героини в пьесе “Чайка” Образ Чайки низменно сопутствует образ воды: у Чехова – озеро. Как указывается в энциклопедии “Мифы народов мира”, вода – одна из фундаментальных стихий мироздания. В самых различных языческих верованиях вода.

Своеобразие прозы А. П. Чехова. (На примере одного из рассказов.) После смерти Чехова Л. Н. Толстой сказал: “Достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому Русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное”. Предметом.

Творчество А. П. Чехова Первой пьесой Чехова, поставленной на сцене, была драма “Иванов”. Это история надломленного интеллигента, который по началу строил грандиозные планы, а потом в бессилии смирился перед жизненными препятствиями. “Иванов” – это.

Этапы творческого пути Чехова Оно представляет собой комическую пародию на ученый язык; этим якобы ученым языком пишет донской помещик, большой невежда, своему действительно ученому соседу. В ранних произведениях Чехова еще нет глубины в обрисовке.

Превосходнейший тип “Человека в футляре” учитель гимназии Беликов В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма (“Огни”, 1888), социального дарвинизма (“Дуэль”, 1891), радикального народничества (“Рассказ.

Рецензия на рассказ А. П. Чехова “Тоска” Мне довелось познакомиться с произведениями Антона Павловича Чехова. Это великий мастер и художник слова. Он способен передать в маленьком рассказе всю жизнь человека, придерживаясь своих правил и афоризмов: “Писать талантливо.

Лопахин – “тонкая, нежная душа” или “хищный зверь” Лопахин, правда, купец, но порядочный Человек во всех смыслах. А. Чехов. Из писем Пьеса “Вишневый сад” была написана Чеховым в 1903 году, когда в России назревали большие обществен­ные перемены. Дворянство.

Сейчас вы читаете: Образ города в произведениях А. Чехова

Рецензия на рассказ А. П. Чехова «Тоска»

Сочинения по литературе: Рецензия на рассказ А. П. Чехова “Тоска”

Ознакомившись с рассказом А. П. Чехова “Тоска”, я увидел проблему одиночества, отсутствие взаимопонимания между людьми. В этом произведении мы чувствуем любовь Чехова к рядовым труженикам, подобным Иону Потапову. Рассказы Чехова одновременно ни о чем и обо всем. За мелочами обыденной жизни скрываются глубокие мысли автора. Так и в произведении “Тоска”.

Чехов повествует нам о трудовом дне бедного труженика Иона Потапова. Работая кучером, он встречается с разными людьми и проводит с ними большую часть времени. Нам может показаться, что это человек, которого не преследует проблема одиночества. Но

Заглянув в глубину строк, читатель может увидеть плачевное состояние души Иона. Не

Имея жены, потеряв сына, Потапов остался наедине со своей искалеченной душой, ноющей от тоски, и с лошадью. Тоска его поедает. Наплевательское отношение пассажиров друг к другу и к самому Иону является горстью соли, насыпанной на его душевную рану. Столкнувшись с проблемой одиночества в рассказе А. П. Чехова “Тоска”, хочется призвать человечество к доброте, милосердию, взаимопониманию.

Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в

Своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней

Развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие

Достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой”

Формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа

Может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию. Главным героем рассказа является Иона Потапов — бедный извозчик, совсем недавно похоронивший своего сына, ищущий поддержки и понимания людей. Конечно, его горе трудно понять людям, у которых никогда не болело сердце и не

Немела душа. С какой доверчивой беззащитностью открывает старик Иона свою душу всем тем, кому в тот день нужен был извозчик. С какой детской открытостью пытается он увидеть в глазах ездоков огонек поддержки и сострадания. Но все его существо наталкивается на стену черствости, равнодушия и непонимания.

Равнодушие. Как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что это к нам не относится. И как часто мы забываем об обидах и горестях, принесенных самими нами нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой. Ну, что стоило героям рассказа “Тоска” проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову. В их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас, наконец, покинут сухость, черствость, равнодушие.

С творчеством А. П. Чехова мы знакомимся еще задолго до изучения его произведений по

Школьной программе. И сразу замечаем, что отличительной чертой его творчества

Является краткость. Сам Чехов говорил: “Умею коротко писать о длинных вещах”. Об одной из таких “длинных вещей” писатель повествует в рассказе “Тоска”. В нем А. П.

Чехов поднимает вечную проблему человечества — проблему общения друг с другом, равнодушия к горю и несчастью окружающих, проблему одиночества. Ощущение

Тоски и печали не покидает на протяжении чтения всего рассказа. Уже из названия

Рассказа понятно, что речь пойдет о грусти и боли. Начиная повествование, Чехов

Окутывает место действия, с которого начинается рассказ, дремотой; движение

Вокруг Ионы Потапова замедляется, и он погружается в свои мысли. Иона потерял сына,

И боль этой потери он не в силах держать в себе, ему надо выговориться, рассказать

Кому-то о своей беде. Но он сталкивается с черствостью людей, равнодушием и

Непониманием. Затерянный в шумном городе, где все куда-то спешат, едут, идут, бегут, не

Обращая внимания на одинокого извозчика, Иона не находит отклика в душах и сердцах

Людей. Но находит его в молчаливом сочувствии лошади. К великому позору людей,

Иона предпочел животное человеку. К несчастью, люди часто забывают

Об окружающем мире, погружаясь в свои проблемы, они не замечают жизни вокруг себя.

Но любой из них может оказаться на месте Ионы и получить то же самое, что дал когда-то

Другому — равнодушие и непонимание.

Мне довелось познакомиться с произведениями Антона Павловича Чехова. Это великий мастер и художник слова. Он способен передать в маленьком рассказе всю жизнь человека, придерживаясь своих правил и афоризмов: “Писать талантливо, то есть коротко”, “Умею коротко говорить о длинных вещах”. Последняя формула наиболее точно определяет сущность достигнутого Чеховым необыкновенного мастерства. За его

Пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали,

За короткими диалогами и монологами, маленькими подробностями, за которыми

Читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.

Вот и сейчас в его рассказе “Тоска” достаточно нескольких предложений, чтобы понять

Атмосферу бездушия, окружающую главного героя. На землю мягким ковром ложатся

Сумерки, кружится мокрый, крупный снег, который “пластом ложится на крыши, плечи,

Спины, шапки”. Это не просто сумерки и снег, это образ, символ какой-то безысходности,

Пустоты и равнодушия. Ощущаешь, как мал и ничтожен человек в этом бездушном

Пространстве. И Иона Потапов один в этой пустоте, где ему не с кем словом

Перемолвиться, В этом коротком рассказе Чехов рисует образ бездушного города с

Бездушными людьми. Город, где так много людей, но где ты духовно одинок. Четыре раза Потапов пытался завести разговор, четыре раза пытался рассказать о своем горе — о смерти сына. Ему хотелось, чтобы ему посочувствовали, пожалели. Он говорит, что с

Бабами лучше разговаривать на эту тему, “те хоть и дуры, но ревут от двух слов”. Однако

Его собеседников это не интересовало, они отнеслись равнодушно, безучастно к чужому

Горю. Иона не мог выговориться, а отсюда росла тоска, “тоска громадная, не знающая

Границ. Казалось, лопни грудь, вылейся из нее тоска, так она бы весь свет залила. “

Вот главная поэтическая мысль, образующая лейтмотив “Тоски”. Извозчик не находит понимания у людей. Он начинает чувствовать боль и горечь от невысказанных страданий и тоски, не может уснуть ночью и идет посмотреть лошадь, которая для него стала самым дорогим и родным существом после смерти сына. В ней он видит родственную душу, как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем “увлекается и рассказывает ей все”. Потому, что в этой пустоте и безмолвии, в этом “бездушном” городе — это единственное существо, которое слушало его, не оттолкнуло. Эта тема актуальна и для нас, мы все время куда-то спешим, не обращая внимания на страдания других людей, не думая о том, что сами можем оказаться в подобной ситуации.

  • Образ генерала аносова в рассказе гранатовый браслет
  • Обработано как пишется правильно
  • Обои приятели как пишется правильно
  • Обои на телефон зимняя сказка
  • Обои на рабочий стол зимняя новогодняя сказка