Образ христа в поэме блока двенадцать сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образ Иисуса Христа в поэме Блока Двенадцать

Образ Иисуса Христа в поэме Блока Двенадцать

Александр Александрович Блок был гениальным поэтом, который внёс большой вклад в русскую литературу, да и культуру в целом. Он стал настоящим модернистом, который не боялся сказать правду в лицо и раскрывал её другим, через символизм. Творчество этого поэта, его энергетика что есть в стихах, поэмах настолько уникальны, что ни с чем не спутаешь. В своих произведениях он передавал настроение того переломного и кровавого времени. Девятнадцатый век был тяжёлым веком, в прочем, как и двадцатый. Большую роль Блок отдал русской революции, которая не пощадила никого на своём пути.

Поэма «12» — это как бы новая ступенька в творчестве Александра Александровича. Разгулявшиеся природные катаклизмы можно сравнить в революционным переворотом, что происходил на тот момент. Блок описывал не только свой порыв души, но и соотечественников. Это было не лёгкое время: революция, гражданская война, холод, голод, смена власти, новый строй. Многие в те страшные, кровавые годы погибли.

Образ Иисуса Христа — это образ веры. Александр Блок верит в великого и могучего, верит что всё это когда — нибудь закончится. Так же автор верит, что кровь невинных и виновных, которая проливается это своего рода искупление за грехи.  Этот символический образ, когда Иисус идёт впереди двенадцати красноармейцев. Он ведёт их по этому сложному пути в конце, которого будет свобода.

Однако, не стоит забывать, что в данной поэме образ Бога представляется и под иным углом. Это образ, языческого Бога, будущее страны, антихрист. Автор предполагает различные варианты, которые только могут быть. Хотя всего и не додумать. Но Блок чётко передал свои мысли — у революции был святой долг, который надо исполнить и именно это служит оправдание тех ужасных вещей, что происходили в те года. Но вера что, что люди смогут искупить даже самые худшие грехи и зажить новой жизнью греет душу и даёт силы.

Таким образом, Иисус Христос — это скорее символ веры и светлого будущего, о котором так многие мечтают. Ведь вера, это всё что есть у человека. Когда не за что зацепиться и падают руки от безысходного положения, человек всегда может обратится к вере и она придаст новые силы.

Блок был реалистом и символистом, не одно стихотворение, ни одна поэма не была написана без определённых символов. И только эта черта делала произведения уникальными.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Иисуса Христа в поэме Блока Двенадцать

Образ Иисуса Христа в поэме Блока Двенадцать

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Журавли летят Степанова

    В 1891 году, выдающийся русский художник А. С. Степанов презентовал свою картину «Журавли летят». Эта картина является самой знаменитой из всех работ Степанова. Многие люди были и будут очарованы

  • Суть и смысл теория Раскольникова в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

    Но сжатый тисками суровой реальности Раскольников доходит до изнеможения и отчаяния. Эти обстоятельства порождают в герои бесчеловечную теорию

  • Бородинское сражение в романе Война и мир Толстого

    Лев Николаевич Толстой является автором в произведения Война и мир. Автор произведения позволил себе исправить некоторые факты, связанные с войной 1812 года. Многие историки по сей день рассуждают о том

  • Анализ рассказа Зощенко Ёлка

    Михаил Зощенко написал много интересных, юмористических и поучительных рассказов. Самыми известными считаются рассказы из детского цикла «Леля и Минька».

  • Любимые страницы в романе Преступление и наказание Достоевского

    Мне, вообще, нравится этот роман. Интересней всего следить за развитием мысли героев, там каждый, как будто, выражает свою идею. Конечно, много сцен в романе, которые мне не нравятся, то есть я читала их

(563 слова) А.А. Блок – великий русский поэт-символист, который поражает своими лирическими произведениями. Вершиной творчества Блока принято считать цикл «Стихи о прекрасной даме», посвященный Л.Д. Менделеевой, возлюбленной поэта. Стоит отметить, что поэма «Двенадцать» отступает от общей эстетики творчества Блока. В ней писатель отзывается на кровавые события —  революцию. Поначалу поэт принимал большевиков, но после того, как он увидел весь ужас революции — голод, разбой, кровавая смена власти и идеологически чуждый строй —  стал раскаиваться в своих убеждениях. По словам Менделеевой, поэма «Двенадцать» и вовсе свела Блока с ума: она была наваждением, произведением, написанным в качестве восторженного отзыва о революции. Произведение можно расценивать в качестве дневника революции. Многие поэты-современники негативно отозвались об этой поэме Блока, и когда сам поэт снял повязку с глаз и понял, что революция не принесла стране ничего хорошего, пожалел о выходе поэмы, стал скупать и сжигать продававшиеся экземпляры. 

В основе поэмы лежит идея двоемирия: миров, старого и нового, разделенных событиями революции. Для передачи своих ощущений Блок создал специальную систему символических образов. Например, представителями старого мира являются люди привилегированных сословий: барыня в каракулях, старушка, поп и писатель. Самым ярким символом является бездомный пес: 

«Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос,
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост…».

Представителями нового мира выступают двенадцать красногвардейцев. Стоит отметить, что Блок не идеализирует их, а рисует их образы максимально реально: 

«В зубах — цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!»

Блок сравнивает красногвардейцев с каторжниками: раньше каторжники носили одежду с бубновым тузом на спине. Блок не отрицает всех ужасов, которые творят новые люди, но он верит, что они приведут к новому, лучшему миру. Именно через насилие возможен приход нового, светлого и честного порядка. Неоднократно в поэме упоминается черный цвет. Он символизирует бездуховность, пустоту и нравственное разложение, но в конце поэмы появляется Иисус, который осветляет весь происходящий беспредел. Стоит отметить, что образ Христа неоднозначен и многие критики разделились в его интепретации. 

Иисус возглавляет шествие красногвардейцев: 

«В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос»

Таким образом, можно предположить, что преступления красногвардейцев оправдываются, а сами они не просто разбойники, а новый народ, находящийся под покровительством Христа. Некоторый критики сравнивают красногвардейцев с апостолами по их числу: и апостолов, и красногвардейцев было двенадцать. Получается, что Иисус символизирует начало новой эпохи — более нравственной и чистой. Верующие люди ждали второго пришествия Христа и дождались: Иисус пришел, чтобы вершить суд и дать миру еще один шанс.

Существуют и противоположные точки зрения. Критик М. Волошин предположил, что Иисус не возглавляет шествие красногвардейцев, а, наоборот, убегает от них, в попытках спастись от казни. Таким образом, критик отмечает безжалостность отряда и его отрицание всех традиций. 

П. Флоренский также высказался по этому поводу. Критик отмечает, что поэт пропустил в имени Христа одну букву: вместо «Иисуса» он написал «Исус». Таким образом, Блок якобы снял с Христа ореол святости. Террор не может быть возглавляем светлым и чистым Иисусом. Исус – это новый бог, бог насилия, которому будут поклоняться все люди новой эпохи. Возможно, это даже вариация Антихриста.

Подводя итог, стоит сказать, что образ Иисус Христа неоднозначен, и никто не сможет приблизиться к истине и понять, какой именно он смысл несет. Скорее всего, и сам поэт точно не смог бы сказать, что именно он имел введу, так как писал это произведение под сильным аффектом от происходящих событий. Можно выдвинуть только предположение, что Блок все-таки придерживался первых, положительных теорий, так как после публикации поэт всячески старался изъять поэму из печати и прекратить ее распространение, что говорит об одобрении поэтом действий красногвардейцев. 

Автор: Полина Болондь

образ христа в поэме блока двенадцать

За более чем 80-летнюю историю размышления над финалом итогового произведения Блока у исследователей его творчества накопилось множество работ по этой теме. Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» трактовался по-разному. Сам автор отказался рационально-логически объяснить эту поэму. Самое ясное по поводу смысла финала высказывание Блока — это ссылка на то, что так ему «увиделось», на «самоочевидность». Он писал в дневнике в 1918 году, 25 февраля, что лишь констатировал факт, поскольку, если вглядеться в метель на пути, можно увидеть «Иисуса Христа». Закавычивание этого имени характерно — это указание на его приблизительность, условность.

Неоднозначность, немотивированность

В поэме многое «нечаянно», неожиданно. Так, наиболее традиционный образ в христианской культуре подан весьма нетрадиционно. Он не мотивирован сюжетно, кроме того, дан в прямом противоречии с логикой и традицией. Христос показан едва ли не как предводитель насильников и убийц, которые отвергают мораль «иконостаса» (подтверждает это строчка «на спину б надо бубновый туз»). Лишаются однозначности также образы других героев и самого пространства произведения.

образ христа в поэме блока двенадцать сочинение

Алогичность Христа

«Святая злоба», которая движет вооруженной чернью, оказывается связанной нераздельно со злобой «черной», что влечет неотвратимо к «смертной скуке» (этот мотив в творчестве Блока характеризует утрату идеала, духовную деградацию, связан также с образами «страшного мира»). Появление в финале «невидимого» Иисуса не только многозначно. Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» алогичен намеренно, создан путем соединения характеристик, противоречащих друг другу. Поэтому рассудочной расшифровке он не поддается. Христос этот отнюдь не канонический. Фигура его прозрачна, на фоне «россыпей» снега едва различима.

«Женственный призрак»

Феминизирован образ Христа в поэме Блока «Двенадцать»: «белый венчик из роз», «нежная поступь». Все это знаки того, что сам автор называл проявлениями художнической натуры, артистизма, «женственной восприимчивости». Есть в записи Блока, относящейся к 1918 году, и прямое уподобление Иисуса художнику. Семантика различных цветовых деталей в образе его является также неоднозначной. «Кровавый флаг» ассоциируется не столько с революционными знаменами, их цветом, сколько с кровью, пролитой в поэме в центральном ее эпизоде. «Белый венчик из роз» пониматься может как деталь образа Мадонны (аллегорического), согласно художественной средневековой традиции. Однако одновременно допускается и другое прочтение: как символ ухода, забвения и как конечного итога их — смерти, или же как принадлежность похорон.

Образ Христа в поэме «Двенадцать»

Поэма А. Блока «Двенадцать» была написана всего через три месяца после Октябрьской революции. Как известно, поэт принял революцию достаточно тепло В поэме, тем не менее, революция изображена не с самой лучшей ее стороны. Наиболее противоречивым кажется образ Иисуса Христа, который появляется в самом конце произведения и совсем не вяжется с убийством Катьки, совершённым одним из двендацати красногвардейцев ранее, и другими действиями героев.

Образ Христа многозначен. Он может символизировать слепую веру «двенадцати» в то, что они делали. Более того, мы знаем, что социальной базой большевиков были крестьяне, которые в большинстве своем были верующими. Несмотря на то что большевики пытались бороться с религией и красногвардейцы, захваченные духом революции, нарушали десять заповедей, Христос всё ещё с ними, в их сердцах.

«Двенадцать» нуждаются в нём, они слабы и беспомощны без своих «винтовок».

Но если противопоставить образ Христа образу «пса безродного», то можно понять, что Блок скорее хочет сказать нам, что все кровопролития и другие ужасы революции приведут к освобождению. «Пес» символизирует прошлое России, которое многие упорно отказываются отпускать. Христос же, по мнению Блока, поддерживает революционеров, потому что видит в их идеях справедливость. Поэтому «Позади — голодный пёс. Впереди — с кровавым флагом … Исус Христос». Можно даже сказать, что Христос — символ революции и будущего России.

Мы видим, как Блок плавно переходит от “угроз” попу и отрицания «креста» в начале произведения к Иисусу Христу в конце. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

В поэме Христос выступает не как религиозный образ, а как символ возрождения России. Действия “двенадцати”, по мнению Блока, имеют очистительную природу. Они призваны смыть с России грехи, чтобы построить новую — чистую — державу. Неспроста красноармейцев столько же, сколько апостолов в Библии (Петька, возможно, даже мог стать своеобразным Иудой, если бы предал революцию). Их судьба, по мнению Блока, стать такими же почитаемыми, считаться причастными к чему-то значимому и великому.

Полезный материал по теме:

  1. Своеобразие конфликта в поэме «Двенадцать». Образ революции в поэме «Двенадцать».
  2. Роль цветовой детали в поэме «Двенадцать». Какие цвета представлены в поэме «Двенадцать»?
  3. Своеобразие финала поэмы «Двенадцать», появление Христа
  4. Образ символ Христа
  5. Тема греха и покаяния в поэме «Двенадцать»

Знак присутствия автора, его оценки происходящего

образ христа в поэме блока двенадцать символ какова идея поэта

Появление Христа в финале в любом случае внутренней структурой текста никак не мотивировано, не связано оно также с образами героев поэмы. Это знак присутствия в произведении автора, единственный, но решающий. Это лирически-субъективная оценка Блоком всего происходящего.

Автором подается революционная стихия в освещении двух правд, между собой не сочетающихся. С одной стороны, это внешнее раскрепощение низов общества. Она заключается в неизбежности возмездия ими за прежнюю несвободу. Однако, с другой стороны, правда эта заключается в духовном освобождении (а значит, связанном с индивидуальным, личностным началом) от власти в человеке, унижающей его, всего, что в нем есть низменно-телесного; от бойцовских рефлексов, биологических инстинктов.

Христианская символика поэмы А.А. Блока «Двенадцать»

Поэма Александра Блока «Двенадцать», в которой поэт принял недавно свершившуюся Октябрьскую революцию, вызвала резкую критику со стороны противников большевиков, в частности, из-за кощунственного, по их мнению, употребления христианской символики в поэме. Действительно, главные герои, патруль из двенадцати красногвардейцев, явно уподобляются двенадцати апостолам Иисуса Христа, а сам он возникает в финале «в белом венчике из роз», как бы освящая миссию двенадцати и революцию, которую они олицетворяют. Между тем двенадцать красногвардейцев как будто законченные атеисты и недаром предлагают: «Пальнем-ка пулей в святую Русь…» И в момент работы над «Двенадцатью» подобные богоборческие мотивы были свойственны самому Блоку. Вспоминает Корней Чуковский: «Как-то в начале января 1918 года Блок был у знакомых и в шумном споре защищал революцию октябрьских дней. Его друзья никогда не видели его таким возбужденным. Прежде спорил он спокойно, истово, а здесь жестикулировал и даже кричал. Вскоре он сказал между прочим: «А я у каждого красногвардейца вижу ангельские крылья за плечами»». Так зародился замысел знаменитой поэмы. Блок отвергал православную церковь. Поэтому одна из сатирических зарисовок в «Двенадцати» — православный священник: А вон и долгополый — Сторонкой за сугроб.. Что нынче невеселый. Товарищ поп? Помнишь,как бывали Брюхом шел вперед, И крестом сияло Брюхо на народ? Для поэта существовало другое, мистическое христианство. И в революции он видел возможность наступления Царства Божия на земле. В статье «Интеллигенции и Революция» Блок писал: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой». И заключал: «Душа кровь притягивает. Бороться с ужасами может лишь дух. К чему загораживать душевностью пути к духовности? Прекрасное и без того трудно. А дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушаться духа музыки. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию». Поэт услышал музыку Революции и решил, что впереди двенадцати апостолов веры должен идти Иисус Христос «с кровавым флагом, и за вьюгой невидим, и от пули невредим, нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной…». Несмотря на то, что двенадцать красногвардейцев ведут себя, точно двенадцать разбойников легендарного Кудеяра из поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», несмотря на то, что они убивают невинного человека — Катьку, бывшую любовницу одного из них, Блок все равно готов освятить дело революции образом Иисуса Христа, взявшего в руки «кровавый флаг». Поэт надеялся, что ужасы революции в конце концов будут преодолены путем достижения гармонии красоты. Он писал через два года после создания поэмы: «Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией: например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира)… Правда заключается в том, что поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях — природы, жизни и искусства; в море человеческой жизни есть и такая небольшая заводь, вроде Маркизовой лужи, которая называется политикой; и в этом стакане воды тоже происходила тогда буря — легко сказать: говорили об уничтожении дипломатии, о новой юстиции, о прекращении войны, тогда уже четырехлетней! Моря природы, жизни и искусства разбушевались, брызги встали радугой над нами. Я смотрел на радугу, когда писал «Двенадцать»; оттого в поэме осталась капля политики. Посмотрим, что сделает с этим время. Может быть, всякая политика так грязна, что одна капля ее замутит и разложит все остальное; может быть, она не убьет смысла моей поэмы; может быть, наконец, — кто знает’ — она окажется бродилом, благодаря которому «Двенадцать» прочтут когда-нибудь в не наши времена. Сам я теперь могу говорить об этом только с иронией; но — не будем сейчас брать на себя решительного суда». В 1918 г. Блок верил, что Революцию можно будет совместить с каким-то новым христианством, преодолев тем самым связанные с ней насилие и кровь. Художнику Ю.П. Анненкову, иллюстрировавшему «Двенадцать», поэт так объяснил свое понимание образа Христа в финале: «Самое конкретное, что могу сказать о Христе, белое пятно впереди, белое, как снег, и оно маячит впереди, полумерещится — неотвязно; и там же бьется красный флаг.

Смысловой итог поэмы

Отсутствует на сцене носитель этой правды вплоть до самого последнего явления. И только оно ретроспективным светом неожиданно озаряет заново плакатные, вульгарные фигурки героев, создает смысловую многослойную перспективу. Исчезают условные, «потешные» декорации, остается только образ-символ, смысловая «воронка», которая втягивает в себя различные смыслы других образных знаков идеала, использованных Блоком, — Незнакомки, Прекрасной дамы и, что важнее всего, самого лирического героя произведения. Таков финал лирического творчества Блока. Смысловой итог данной поэмы — это отсутствие фиксированного итога, трагически осмысляемого.

Идейный стержень произведения

Христос движется впереди «апостолов», а за ним следует «голодный пес» (в поэме это символ старого мира). Не случайно такое расположение героев. Этим Блок подчеркивает, что всегда идеал будет идти впереди, независимо от потребности в нем.

Таков образ Христа в поэме Блока «Двенадцать», составляющий идейный стержень произведения. Это символ, не просто закругливший, увенчавший поэму, но придавший новое освящение ее слагаемым. Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» неисчерпаем и многозначен. Нам можно лишь попытаться приблизиться к подлинному смыслу, даже самим автором произведения не объясненному. Для этого и пишут в школе работу на тему «Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать»». Сочинение обычно вызывает затруднения, и это понятно, ведь в произведении нет однозначных оценок. Поэтому это итоговое творение Блока считается в школьной программе одним из самых сложных произведений.

Если требуется написать сочинение на тему «Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать»», краткое содержание вряд ли поможет. Требуется вдумчивое прочтение, анализ текста, а также самостоятельность мышления. Лишь тогда можно раскрыть в сочинении «Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать»» символ. Какова идея поэта? Что он хотел сказать? На эти вопросы можно ответить, лишь зная лирику поэта, понимая символистскую природу его произведения.

«Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать»»

Образ Христа в «Двенадцати» связан и с увлечением Блока историческими параллелями, точнее — с ошибочными историческими воззрениями, по форме своей аналогичными тем, о которых уже говорилось в связи со «Скифами». Блок рассуждал примерно так: с победой христианства, как более прогрессивного по сравнению с язычеством культа, погибла Римская империя, погибло варварство. Христианство — новая эра, новая страница в истории человечества, и она связана с именем Христа. Октябрьская революция тоже открыла новую страницу,— значит и теперь должен быть какой-то свой Христос, который олицетворял бы новое направление жизни. Вскоре после завершения «Двенадцати» Блок написал статью о «римском большевике» Катилине («Катилина»); в статье есть такие слова: «В его время подул тот ветер, который разросся в бурю, истребившую языческий старый мир. Его подхватил ветер, который подул перед рождением Иисуса Христа, вестника мира». (Вспомним, что с шумом ветра вошел в сознание Блока Октябрь). Иисус Христос в поэме Блока ничего общего не имеет с Христом церкви и богословов: он — символ святости революции, а не бога. В работах о Блоке возник спор: для кого Христос — для Блока или для красногвардейцев? То есть — если Блок не был верующим, то городская голытьба, выступившая на борьбу со старым миром, не рассталась еще с верой в бога. Но ведь для Блока было важно и героев поэмы связать с его пониманием Христа. И суть дела не только в том, что и Блок и красногвардейцы ненавидят попов («Напились они, попы, нашей крови, как клопы»,— говорят они в черновике поэмы), но и в том, что герои отвергают и Христа. Блок сознательно подчеркивает безверие своих героев. В этом может убедить, в частности, сопоставление разных вариантов поэмы. Так, в черновых набросках было:

* — Эх, вьюга какая, спасе! * — Где ты спаса видел, Вася? * Вопрос мог быть истолкован двояко — и как насмешка над Васей, и как заинтересованность — где же он, этот спас? В окончательном варианте — уже чистая насмешка, больше того — упрек Петьке: * — Ох, пурга какая, спасе! * — Петька! Эй, не завирайся От чего тебя упас * Золотой иконостас?

Строка. «И идут без имени святого» в черновом варианте звучала иначе: «И идут без имени и слова». Как видим, и здесь поэт решил подчеркнуть безверие красногвардейцев.

Ценность поэмы «Двенадцать» заключается в том, что в ней дано сатирическое обличение старого мира и вдохновенно воспет революционный подвиг народа. Поэма устремлена в будущее. В ней нет ни одной фальшивой ноты, что дало Горькому основание высоко оценить ее. Характеризуя романтическую литературу как «верующую в завтрашний день», сквозящую «сиянием будущего», Горький писал: «Современный литератор должен быть романтиком и писать примерно так, как написана поэма Блока «Двенадцать», произведение, которое не позволяет рассматривать себя с точки зрения хулы или хвалы действительности».

Жизнь сразу же сказала свое веское слово о поэме. Ряд ее строк стал революционными лозунгами, на домах Петрограда висели плакаты со стихами из «Двенадцати»:

* Мы на горе всем буржуям * Мировой пожар раздуем… * Революционный держите шаг! * Неугомонный не дремлет враг!

Поэму издают во многих городах страны — не только в Петрограде и Москве, но и в Киеве, Тифлисе, Баку, Одессе, Харькове, Чите и др.; в районах, захваченных белогвардейцами и интервентами, она распространялась как прокламация. Интересен и такой факт. В 1922 году в г. Сумы возникла первая пионерская организация. Задумались дети, как ее назвать. Один из пионеров воскликнул: «Вот я прочитал недавно в красноармейской газете, которую дядя привез с фронта: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем!»

После небольшой дискуссии приняли решение: «Назовем наш союз «Мировой пожар раздуем!» И вывели эти слова мелом на двери особняка, в котором разместилась организация В августе 1922 года, в годовщину смерти Блока, в газете «Одесские известия» была напечатана статья Эдуарда Багрицкого, в которой поэма оценивалась как яркое революционное произведение: «В то время, когда русская интеллигенция и возглавляющие ее писатели впали в ничтожество, трусливо ежась у старого запечья, А. Блок первый увидел за кровью, забрызгавшей улицы, за низким густым дымом пожаров и огнем выстрелов ясный лик революции. Он олицетворил ее в облике Христа, несущего миру новое учение. Это Христос-социалист, идущий под красным флагом впереди 12 красногвардейцев — апостолов нового мира, через кровь и грязь к неистребимой вере мирового освобождения».

В лагере врагов поэма «Двенадцать» вызвала взрыв злобы. Блока обвинили в «патологическом кощунстве», во «вторичном распятии Христа» и т. п. Но ничто не могло помешать революционному звучанию своеобразнейшего произведения поэзии.

Поэма «Двенадцать» оказала большое влияние на развитие литературы. Ее интонации мы слышим в поэме Маяковского «Хорошо», особенно в 7-й главе, в которой описывается стихийное движение крестьянства в революции. Однако здесь заметна и полемика с Блоком. Изображая крестьянское движение теми же средствами, что и движение городской голытьбы в поэме Блока, Маяковский как бы говорил, что с Блоком его сближает правдивое отражение фактов, в раскрытии же организующей силы революции Блок и Маяковский расходились: первый из них поставил во главе борцов революции — Христа, второй гениально подытожил:

* Этот вихрь, от мысли до курка, и постройку, * и пожара дым прибирала партия к рукам, направляла, строила в ряды.

Рассмотрим поэму Александра Блока «12», которую он написал после революции в 1917 году. Поэт был символистом, а свержение царя для него имело большую символичность, в которой была своеобразная и поэзия, и музыка. Автор услышал эту символичность и отметил ее в своих стихах. И он же сам не мог дать внятного и логического объяснения тому порыву, под действием которого он и написал поэму. Сам текст произведения является загадкой, ребусом, который сплетен, и понять его можно по большей части интуитивно.

Так, например, одним из часто задаваемых вопросов о поэме является вопрос относительно роли образа Христа в произведении. Образ является религиозным, и поэтому он не соответствует идеологии большевиков, которая строилась на атеизме. Но автор узрел во главе карателей именно образ Бога. Попытаемся разобраться в этом вопросе.

По словам самого автора, он хотел бы иного конца для поэмы, но он оказался именно таким. В произведении он передал истинную картину событий, которые творятся на улицах Петрограда. А это был хаос – там правил страх и отчаяние, там никто не понимал, как ему жить при новых правилах мира.

Произведение автор назвал в честь карательного революционного отряда, который проводил суды на улицах города. В состав отряда входило всего двенадцать человек. А символическое значение названия таково – оно отсылает к апостолам, которые занимаются подготовкой Земли к возвращению Иисуса Христа, они ждут его. В финале поэмы это удается дюжине карателей. Творчество поэта связано с религией, и Блок увидел в революции надежду на возвышение России, потому что с уходом царизма страна лишается сопутствующих недостатков.

Кроме того, поэт сам сильно верил в страну и надеялся на ее светлое будущее. И именно потому он увидел в качестве предводителя карателей Христа, ведь именно он умер для того, чтобы все остальные жили счастливо, и он же должен был прийти на Землю вновь, дабы установить на ней свое царство.

Но многие люди смущаются того, как не соответствуют некоторые благородные светлые идеи средствам, которые применяются для их достижения. Нашему взору показана кровь на улицах и царящий хаос, к которым имеют отношения те двенадцать, которые образовали карательный отряд. Но в финале атмосфера рушится резким и неожиданным образом Христа в белом венце из роз и с красным флагом.

В одной из глав один персонаж упоминает о Боге, из-за чего над ним насмехается товарищ. Ведь он уже убил, следовательно, он не должен говорить о Боге. И как раз в тот момент к ним примкнул сам Христос! Это оксюморон. Понять это сложно, главным образом из-за неопределенности – кем Христос предстал нам в произведении? Он Спаситель, или же он главенствует в царящем хаосе?

Судя по всему, в поэме Христос является образом будущего, до которого предстоит еще долгий путь. В его руках красный флаг большевиков, однако, на его голове венец из белых цветов, что говорит о том, что тот, у кого они имеет непорочные намерения и чистые деяния. И Блок считает, что как раз в это время открывается путь к Богу – страна полыхает, охваченная пламенем революции, на улицах убивают людей, но, тем не менее – это путь к царствию небесному.

Прокатившаяся по всей стране революция отличилась особой кровавостью и жестокостью, из-за чего стала страшным событием в истории России и других стран. Ныне же, когда читаются строки из поэмы, то чувствуется ирония Блока, о которой он не знал, из-за того что не знал будущего.

В итоге вышло следующим образом – идеология большевизма отказалась от религии, а поэт отказался от большевиков, и незадолго до своей смерти он потребовал, чтобы все варианты и экземпляры поэмы были уничтожены. А в словах о том, что впереди Бог – очень много горечи и насмешливости

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Александр Блок создал знаменитую поэму «Двенадцать», будучи под впечатлением от Петроградских событий 1917 года. Он начал работу над произведением 8 января 1918 года – через два месяца после революционного восстания. На написание у автора ушло двадцать дней. 28 января 1918 года поэма была закончена. 

Христос появляется в завершающей части повествования. Это достаточно необычный поворот. В произведении обсуждается революция, убийство человека. Идея внедрить образ Христа в поэме «12» выглядит нестандартно, но логично. Среди современников, поддерживающих православное русское направление, бытовало радикальное мнение о творчестве Александра Блока. Многие неоднозначно характеризовали произведение с непредвиденной финальной развязкой. 

До сегодняшнего дня образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» является спорным вопросом для литературных критиков, литературоведов. У каждого своя точка зрения касательно его появления в конце революционного опуса. 

Образ Иисуса Христа в поэме «Двенадцать»

Образ Иисуса Христа

Фигуру Иисуса необходимо воспринимать совместно с обликом двенадцати красноармейцев, символизирующих 12 апостолов. Критики называют их предзнаменованием революционного движения. Бог может возглавлять их, освещая дорогу к новой жизни. Автору удалось воспроизвести отражение гармоничного, стихийного мироздания. Значение собаки, бегущей позади, – отголоски прошлого. Расстановка героев является намеком на неполное избавление революционеров от прежних традиций, порядков. 

Образ Иисуса Христа в поэме «12» трактуется по-разному:

  1. Роль спасителя. Основным православным, ортодоксальным значением фигуры Христа считается Спаситель. Бога позиционируют как мученика, готового пойти на смерть, чтобы жизнь на земле обновилась, изменилась к лучшему.
  2. Формирование нового жизненного уклада вместо устаревших канонов. Для интеллигенции, увлекающейся творчеством Блока, революция была значимым, стихийным событием. Они верили, что она избавит их от устоявшихся правил, гнета, давления нынешней власти, приведет к новым перспективам, возможностям. Задание Иисуса – привести революционеров к светлому будущему сквозь обветшалый мир.
  3. Ложный Бог. Образ Иисуса не является христианским. Так рассуждал философ Павел Флоренский. Он уверен – в завершении действа предстает не Бог, а его противоположность, фигура антихриста.

Каждая из этих точек зрения поддерживается весомыми аргументами. Если провести тест творческих мотивов Блока, станет понятно, что для автора Христос является идеалом нравственности. Он направляет красноармейцев к светлой цели, счастливому будущему.

Значение образа Христа в поэме «Двенадцать»

Бог – символическая фигура в поэме, имеющая неоднозначный смысл. Персонаж помогает писателю завершить сюжетную линию точкой или троеточием многоточием. Для толкования сути читатель может использовать различные подходы: исторический, политический, религиозный. Появление евангельских мотивов заметно с первых строк произведения:

  • 12 красноармейцев;
  • Отсутствие святого имени;
  • Отсутствие креста;
  • Белый венчик из роз на голове Христа.

В образ Бога Блок вкладывает доброту, любовь, красоту. Он принимает революцию, противоречащую вере. При этом считает безнравственным отрицать наличие Иисуса Христа.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образ Иисуса Христа в поэме Блока Двенадцать

Александр Александрович Блок был гениальным поэтом, который внёс большой вклад в русскую литературу, да и культуру в целом. Он стал настоящим модернистом, который не боялся сказать правду в лицо и раскрывал её другим, через символизм. Творчество этого поэта, его энергетика что есть в стихах, поэмах настолько уникальны, что ни с чем не спутаешь. В своих произведениях он передавал настроение того переломного и кровавого времени. Девятнадцатый век был тяжёлым веком, в прочем, как и двадцатый. Большую роль Блок отдал русской революции, которая не пощадила никого на своём пути.

Поэма «12» — это как бы новая ступенька в творчестве Александра Александровича. Разгулявшиеся природные катаклизмы можно сравнить в революционным переворотом, что происходил на тот момент. Блок описывал не только свой порыв души, но и соотечественников. Это было не лёгкое время: революция, гражданская война, холод, голод, смена власти, новый строй. Многие в те страшные, кровавые годы погибли.

Образ Иисуса Христа — это образ веры. Александр Блок верит в великого и могучего, верит что всё это когда — нибудь закончится. Так же автор верит, что кровь невинных и виновных, которая проливается это своего рода искупление за грехи. Этот символический образ, когда Иисус идёт впереди двенадцати красноармейцев. Он ведёт их по этому сложному пути в конце, которого будет свобода.

Однако, не стоит забывать, что в данной поэме образ Бога представляется и под иным углом. Это образ, языческого Бога, будущее страны, антихрист. Автор предполагает различные варианты, которые только могут быть. Хотя всего и не додумать. Но Блок чётко передал свои мысли — у революции был святой долг, который надо исполнить и именно это служит оправдание тех ужасных вещей, что происходили в те года. Но вера что, что люди смогут искупить даже самые худшие грехи и зажить новой жизнью греет душу и даёт силы.

Таким образом, Иисус Христос — это скорее символ веры и светлого будущего, о котором так многие мечтают. Ведь вера, это всё что есть у человека. Когда не за что зацепиться и падают руки от безысходного положения, человек всегда может обратится к вере и она придаст новые силы.

Блок был реалистом и символистом, не одно стихотворение, ни одна поэма не была написана без определённых символов. И только эта черта делала произведения уникальными.

Зачем в конце поэмы Блока «Двенадцать» появляется образ Иисуса Христа?

Поэма «Двенадцать»

была написана А. Блоком всего за 20 дней, но расшифровать ее смысл пытаются до сих пор. Каждое поколение литературоведов вносило свою лепту в толкование этого произведения. Одна из ключевых тайн, над которой вот уже столько лет ломают голову исследователи, – образ Иисуса Христа в «белом венчике из роз». Он появляется в конце поэмы. В контексте революционной темы появление Иисуса неожиданное, ведь все 12 стихов описывают разруху, кровопролития, грабежи, насилие. Атмосфера в них сохраняется угрюмая. Иисус же – носитель Добра, Любови и Света. Кажется, он освещает путь борцам за новый уклад, подсказывает, что они движутся в правильном направлении. Возможно, Христос напоминает, что люди отреклись от его заповедей пора бы вспомнить о них, ради нового будущего.

До недавнего времени большинство ученых придерживалось мнения, что Христос – символ счастливого будущего в «новых условиях». Некоторые современные литературоведы считают, что он на самом деле – Антихрист. Кстати, такие мысли бытовали и среди тех современников А. Блока, которые представляли православную церковь. Доля правды в таком утверждении есть. Иисус идет впереди красноармейцев, которые разрушают все на своем пути, убивают и грабят людей во имя революции.

Интересным, но неубедительным является утверждение Максимилиана Волошина о том, что красноармейцы гонятся за Христом, чтобы убить его.

Тем не менее, нужно учитывать то, что сам Блок принял революцию как путь к новой жизни, позитивным изменениям. Этот факт и разрушает новое толкование символического евангельского образа. Кроме того, следует обращать внимание на красноречивую художественную деталь – белый венок из роз. Католики считают, что роза – это символ Девы Марии, белый цвет же означает невинность, чистоту, обновление Земли и Неба, благословение высших сил. Таким образом, автор указывает на соединение Неба и земли, Святого духа и Девы Марии. «Белый венчик» противопоставляется «красному флагу».

Образ Христа следует анализировать неотрывно от образа 12 красноармейцев

, которые символизируют двенадцать апостолов. Литературоведы называют их «апостолами революции». Христос идет впереди них, как бы благословляя путь к «новому миру». Их поход напоминает картину мироздания, которая покоряется гармонии и стихии. За Христом бежит пес, символизирующий «старое». Расставляя, таким образом, персонажей, автор намекает, что революционеры еще не полностью избавились от пережитков недавнего уклада.

Учитывая мотивы творчества А. Блока, можно утверждать, что Христос для него – нравственный идеал, ведущий человечество к светлому бытию. Он является светлой целью, которая оправдывает средства борьбы.

Образ Христа

– образ-символ, который, с одной стороны, ставит точку в сюжете, а с другой – заканчивает его троеточием. Образ несет смысловую нагрузку, толковать которую нужно комплексно: с точки зрения религии, политики, истории и авторского мировоззрения.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

Почему «Двенадцать» — это эпиграф столетия? Как в поэме Блока «Двенадцать» отразилась революционная эпоха? Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать» Особенности композиции поэмы Блока «Двенадцать»

Кто же впереди: многообразие трактовок

Сочинение: Иисус Христос в поэме «Двенадцать» (А.А. Блок)

(563 слова) А.А. Блок – великий русский поэт-символист, который поражает своими лирическими произведениями. Вершиной творчества Блока принято считать цикл «Стихи о прекрасной даме», посвященный Л.Д. Менделеевой, возлюбленной поэта. Стоит отметить, что поэма «Двенадцать» отступает от общей эстетики творчества Блока. В ней писатель отзывается на кровавые события — революцию. Поначалу поэт принимал большевиков, но после того, как он увидел весь ужас революции — голод, разбой, кровавая смена власти и идеологически чуждый строй — стал раскаиваться в своих убеждениях. По словам Менделеевой, поэма «Двенадцать» и вовсе свела Блока с ума: она была наваждением, произведением, написанным в качестве восторженного отзыва о революции. Произведение можно расценивать в качестве дневника революции. Многие поэты-современники негативно отозвались об этой поэме Блока, и когда сам поэт снял повязку с глаз и понял, что революция не принесла стране ничего хорошего, пожалел о выходе поэмы, стал скупать и сжигать продававшиеся экземпляры.

В основе поэмы лежит идея двоемирия: миров, старого и нового, разделенных событиями революции. Для передачи своих ощущений Блок создал специальную систему символических образов. Например, представителями старого мира являются люди привилегированных сословий: барыня в каракулях, старушка, поп и писатель. Самым ярким символом является бездомный пес:

«Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос, И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост…».

Представителями нового мира выступают двенадцать красногвардейцев. Стоит отметить, что Блок не идеализирует их, а рисует их образы максимально реально:

«В зубах — цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз!»

Блок сравнивает красногвардейцев с каторжниками: раньше каторжники носили одежду с бубновым тузом на спине. Блок не отрицает всех ужасов, которые творят новые люди, но он верит, что они приведут к новому, лучшему миру. Именно через насилие возможен приход нового, светлого и честного порядка. Неоднократно в поэме упоминается черный цвет. Он символизирует бездуховность, пустоту и нравственное разложение, но в конце поэмы появляется Иисус, который осветляет весь происходящий беспредел. Стоит отметить, что образ Христа неоднозначен и многие критики разделились в его интепретации.

Иисус возглавляет шествие красногвардейцев:

«В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос»

Таким образом, можно предположить, что преступления красногвардейцев оправдываются, а сами они не просто разбойники, а новый народ, находящийся под покровительством Христа. Некоторый критики сравнивают красногвардейцев с апостолами по их числу: и апостолов, и красногвардейцев было двенадцать. Получается, что Иисус символизирует начало новой эпохи — более нравственной и чистой. Верующие люди ждали второго пришествия Христа и дождались: Иисус пришел, чтобы вершить суд и дать миру еще один шанс.

Существуют и противоположные точки зрения. Критик М. Волошин предположил, что Иисус не возглавляет шествие красногвардейцев, а, наоборот, убегает от них, в попытках спастись от казни. Таким образом, критик отмечает безжалостность отряда и его отрицание всех традиций.

П. Флоренский также высказался по этому поводу. Критик отмечает, что поэт пропустил в имени Христа одну букву: вместо «Иисуса» он написал «Исус». Таким образом, Блок якобы снял с Христа ореол святости. Террор не может быть возглавляем светлым и чистым Иисусом. Исус – это новый бог, бог насилия, которому будут поклоняться все люди новой эпохи. Возможно, это даже вариация Антихриста.

Подводя итог, стоит сказать, что образ Иисус Христа неоднозначен, и никто не сможет приблизиться к истине и понять, какой именно он смысл несет. Скорее всего, и сам поэт точно не смог бы сказать, что именно он имел введу, так как писал это произведение под сильным аффектом от происходящих событий. Можно выдвинуть только предположение, что Блок все-таки придерживался первых, положительных теорий, так как после публикации поэт всячески старался изъять поэму из печати и прекратить ее распространение, что говорит об одобрении поэтом действий красногвардейцев.

Автор: Полина Болондь

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образ Иисуса Христа в поэме Блока Двенадцать

Александр Александрович Блок был гениальным поэтом, который внёс большой вклад в русскую литературу, да и культуру в целом. Он стал настоящим модернистом, который не боялся сказать правду в лицо и раскрывал её другим, через символизм. Творчество этого поэта, его энергетика что есть в стихах, поэмах настолько уникальны, что ни с чем не спутаешь. В своих произведениях он передавал настроение того переломного и кровавого времени. Девятнадцатый век был тяжёлым веком, в прочем, как и двадцатый. Большую роль Блок отдал русской революции, которая не пощадила никого на своём пути.

Поэма «12» — это как бы новая ступенька в творчестве Александра Александровича. Разгулявшиеся природные катаклизмы можно сравнить в революционным переворотом, что происходил на тот момент. Блок описывал не только свой порыв души, но и соотечественников. Это было не лёгкое время: революция, гражданская война, холод, голод, смена власти, новый строй. Многие в те страшные, кровавые годы погибли.

Образ Иисуса Христа — это образ веры. Александр Блок верит в великого и могучего, верит что всё это когда — нибудь закончится. Так же автор верит, что кровь невинных и виновных, которая проливается это своего рода искупление за грехи. Этот символический образ, когда Иисус идёт впереди двенадцати красноармейцев. Он ведёт их по этому сложному пути в конце, которого будет свобода.

Однако, не стоит забывать, что в данной поэме образ Бога представляется и под иным углом. Это образ, языческого Бога, будущее страны, антихрист. Автор предполагает различные варианты, которые только могут быть. Хотя всего и не додумать. Но Блок чётко передал свои мысли — у революции был святой долг, который надо исполнить и именно это служит оправдание тех ужасных вещей, что происходили в те года. Но вера что, что люди смогут искупить даже самые худшие грехи и зажить новой жизнью греет душу и даёт силы.

Таким образом, Иисус Христос — это скорее символ веры и светлого будущего, о котором так многие мечтают. Ведь вера, это всё что есть у человека. Когда не за что зацепиться и падают руки от безысходного положения, человек всегда может обратится к вере и она придаст новые силы.

Блок был реалистом и символистом, не одно стихотворение, ни одна поэма не была написана без определённых символов. И только эта черта делала произведения уникальными.

«Женственный призрак»

Феминизирован образ Христа в поэме Блока «Двенадцать»: «белый венчик из роз», «нежная поступь». Все это знаки того, что сам автор называл проявлениями художнической натуры, артистизма, «женственной восприимчивости». Есть в записи Блока, относящейся к 1918 году, и прямое уподобление Иисуса художнику. Семантика различных цветовых деталей в образе его является также неоднозначной. «Кровавый флаг» ассоциируется не столько с революционными знаменами, их цветом, сколько с кровью, пролитой в поэме в центральном ее эпизоде. «Белый венчик из роз» пониматься может как деталь образа Мадонны (аллегорического), согласно художественной средневековой традиции. Однако одновременно допускается и другое прочтение: как символ ухода, забвения и как конечного итога их — смерти, или же как принадлежность похорон.

Знак присутствия автора, его оценки происходящего

образ христа в поэме блока двенадцать символ какова идея поэта

Появление Христа в финале в любом случае внутренней структурой текста никак не мотивировано, не связано оно также с образами героев поэмы. Это знак присутствия в произведении автора, единственный, но решающий. Это лирически-субъективная оценка Блоком всего происходящего.

Автором подается революционная стихия в освещении двух правд, между собой не сочетающихся. С одной стороны, это внешнее раскрепощение низов общества. Она заключается в неизбежности возмездия ими за прежнюю несвободу. Однако, с другой стороны, правда эта заключается в духовном освобождении (а значит, связанном с индивидуальным, личностным началом) от власти в человеке, унижающей его, всего, что в нем есть низменно-телесного; от бойцовских рефлексов, биологических инстинктов.

Алогичность Христа

«Святая злоба», которая движет вооруженной чернью, оказывается связанной нераздельно со злобой «черной», что влечет неотвратимо к «смертной скуке» (этот мотив в творчестве Блока характеризует утрату идеала, духовную деградацию, связан также с образами «страшного мира»). Появление в финале «невидимого» Иисуса не только многозначно. Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» алогичен намеренно, создан путем соединения характеристик, противоречащих друг другу. Поэтому рассудочной расшифровке он не поддается. Христос этот отнюдь не канонический. Фигура его прозрачна, на фоне «россыпей» снега едва различима.

Смысловой итог поэмы

Отсутствует на сцене носитель этой правды вплоть до самого последнего явления. И только оно ретроспективным светом неожиданно озаряет заново плакатные, вульгарные фигурки героев, создает смысловую многослойную перспективу. Исчезают условные, «потешные» декорации, остается только образ-символ, смысловая «воронка», которая втягивает в себя различные смыслы других образных знаков идеала, использованных Блоком, — Незнакомки, Прекрасной дамы и, что важнее всего, самого лирического героя произведения. Таков финал лирического творчества Блока. Смысловой итог данной поэмы — это отсутствие фиксированного итога, трагически осмысляемого.

Неоднозначность, немотивированность

В поэме многое «нечаянно», неожиданно. Так, наиболее традиционный образ в христианской культуре подан весьма нетрадиционно. Он не мотивирован сюжетно, кроме того, дан в прямом противоречии с логикой и традицией. Христос показан едва ли не как предводитель насильников и убийц, которые отвергают мораль «иконостаса» (подтверждает это строчка «на спину б надо бубновый туз»). Лишаются однозначности также образы других героев и самого пространства произведения.

образ христа в поэме блока двенадцать сочинение

Образ Христа и загадка финала поэмы А.А. Блока «Двенадцать» — 2 вариант

После своего выхода в свет «Двенадцать» вызвала многочисленную и разноречивую критику. Наверное, ни одно произведение Блока не могло сравниться с этой поэмой по популярности в России и, тем более, за рубежом. Еще при жизни автора она была переведена на несколько европейских языков. Фигура Христа в «Двенадцати», как известно, вызвала самые разноречивые мнения и суждения. Наиболее радикально к поэме были настроены те современники Блока, которые были сторонниками русской православной мысли: П. Флоренский, И. Ильин. Флоренский, в частности, рассматривал поэму как последнюю ступень развития Блока. Высоко отзываясь о художественном таланте поэта, философ считал, что Блок свернул на путь подмены «идеала мадонны» «идеалом содомским». Поэтому, по мнению Флоренского, в конце произведения появляется не образ Христа, а образ Антихриста. Доказательство тому – пурга, разгул стихии в поэме. Трудно согласиться с мнением этого философа. На мой взгляд, истинный художник далеко не всегда должен ограничиваться видением мира через призму религии. Спорной представляется и точка зрения Максимилиана Волошина. Он, будучи убежденным в религиозности и культовости поэзии Блока, считал, что революционеры преследуют Христа ради его убийства. Нельзя не согласиться, что образ Христа – образ символический и потому – многозначный. Интерес вызывает мнение И.С. Приходько, который утверждает, что Христос воплощает в себе стихию революции. Тут необходимо помнить призыв самого Блока «слушать революцию». Символический смысл придает образу Христа белый цвет («белый венчик из роз»). Белый – цвет небесных сил. Он означает чистоту, невинность, надежду на обновление Неба и Земли. Роза в католической традиции – знак Девы Марии. Следовательно, по мнению Приходько, поэт попытался соединить в Христе Святой Дух с Богородицей. Важно, что евангельские мотивы в поэме не ограничиваются завершающим образом Христа. Само число идущих «вдаль», «без креста», «без имени святого», стреляющих в виденье «в белом венчике из роз», соответствует двенадцати ученикам Христа. Мне кажется, сопоставление революционного патруля с апостолами христианского учения для самого автора было многозначным, как и любой другой символ. Так, в августе 1918 года в письме художнику Ю.П. Анненкову, иллюстрировавшему поэму, Блок писал: «Христос с флагом – это ведь – так и не так». Образ Христа возникает в финальной главе поэмы. Появление такого образа в произведении необычно, так как в нем звучит тема революции, совершается убийство женщины. Но, в то же время, нельзя отрицать логичности и органичности появления этого образа. Нельзя отрицать, что фигура Иисуса Христа является гармоничным завершением всей поэмы. В этом образе Блок запечатлел тот идеал всего сущего, который пребывает во Вселенной независимо от того, стремятся к нему или нет, и его невозможно уничтожить. Отсюда, как мне кажется, и «надвьюжная поступь» Христа. Этот эпитет красноречиво свидетельствует о бессмертной природе идеала. «Вьюга» в представлении поэта – это революция, но даже эта сила, сметающая все на своем пути, не способна уничтожить его. Христос идет впереди своих «апостолов», а за ним плетется «голодный пес» — символ «старого» мира. Такое расположение героев не случайно. Автор подчеркивает, что идеал всегда будет идти впереди независимо от того, нуждаются в нем или нет. Очень важен для понимания образа Христа и символ «кровавого флага». Он отнюдь не означает, что Христос благословляет весь «кровавый» беспредел революции. Этот символ, напротив, является напоминанием о смерти Катьки как о недопустимом явлении в борьбе за Идеал. «Кровавому флагу» противопоставлен «белый венчик из роз» на голове у Христа. Это делает его более «женственным», по мысли автора, а соответственно и более ярким символом святости и непорочности, заключенных в понятиях Абсолютной Истины и Высшей Справедливости. Важно заметить, что Блок использовал именно народный вариант имени Христа – «Исус». Я думаю, что так Блок сближает этот образ с народом. Иисус в поэме очеловечивается, спускается с небес и становится более языческим. Именно такой «Исус» и близок «двенадцати», выходцам из народа. В заключении остается сделать вывод о том, что же вкладывал Блок в образ-символ самого Иисуса Христа. Для поэта Христос – это нравственный эталон человеческого бытия, имя которому Любовь. Это символ будущего, оправдывающего настоящее. В этом образе заключена для Блока высшая духовность человечества, его культурные ценности, которые «россыпью жемчужной» достанутся тем, кто будет жить в соответствии с этими идеалами. В поэме эти ценности не востребованы, но они «надвьюжны», непреходящи, а значит, могут достаться тем, кто их будет искать. Как известно, сам Блок верил в революцию и придавал ей огромное значение и символическое звучание. Поэт верил в очистительную силу революции. На мой взгляд, одного-единственного суждения о смысле образа Христа не может быть по двум причинам. Во-первых, «Двенадцать» — произведение, наполненное символами. Можно сказать, что оно открыто в бесконечность для толкования символических образов. Во-вторых, как и в других своих поэмах, здесь А. Блок воссоздает сквозь историческую картину историю мироздания, которой изначально правит стихия и гармония. Даже сам Блок относился к своей поэме по-разному, а что уж говорить о нас: Так идут державным шагом – Позади – голодный пес, Впереди – с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди – Исус Христос.

Идейный стержень произведения

Христос движется впереди «апостолов», а за ним следует «голодный пес» (в поэме это символ старого мира). Не случайно такое расположение героев. Этим Блок подчеркивает, что всегда идеал будет идти впереди, независимо от потребности в нем.

Таков образ Христа в поэме Блока «Двенадцать», составляющий идейный стержень произведения. Это символ, не просто закругливший, увенчавший поэму, но придавший новое освящение ее слагаемым. Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» неисчерпаем и многозначен. Нам можно лишь попытаться приблизиться к подлинному смыслу, даже самим автором произведения не объясненному. Для этого и пишут в школе работу на тему «Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать»». Сочинение обычно вызывает затруднения, и это понятно, ведь в произведении нет однозначных оценок. Поэтому это итоговое творение Блока считается в школьной программе одним из самых сложных произведений.

Если требуется написать сочинение на тему «Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать»», краткое содержание вряд ли поможет. Требуется вдумчивое прочтение, анализ текста, а также самостоятельность мышления. Лишь тогда можно раскрыть в сочинении «Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать»» символ. Какова идея поэта? Что он хотел сказать? На эти вопросы можно ответить, лишь зная лирику поэта, понимая символистскую природу его произведения.

Образ Христа в «Двенадцати» связан и с увлечением Блока историческими параллелями, точнее — с ошибочными историческими воззрениями, по форме своей аналогичными тем, о которых уже говорилось в связи со «Скифами». Блок рассуждал примерно так: с победой христианства, как более прогрессивного по сравнению с язычеством культа, погибла Римская империя, погибло варварство. Христианство — новая эра, новая страница в истории человечества, и она связана с именем Христа.

Октябрьская революция тоже открыла новую страницу,— значит и теперь должен быть какой-то свой Христос, который олицетворял бы новое направление жизни. Вскоре после завершения «Двенадцати» Блок написал статью о «римском большевике» Катилине («Катилина»); в статье есть такие слова: «В его время подул тот ветер, который разросся в бурю, истребившую языческий старый мир. Его подхватил ветер, который подул перед рождением Иисуса Христа, вестника мира». (Вспомним, что с шумом ветра вошел в сознание Блока Октябрь). Иисус Христос в поэме Блока ничего общего не имеет с Христом церкви и богословов: он — символ святости революции, а не бога. В работах о Блоке возник спор: для кого Христос — для Блока или для красногвардейцев? То есть — если Блок не был верующим, то городская голытьба, выступившая на борьбу со старым миром, не рассталась еще с верой в бога. Но ведь для Блока было важно и героев поэмы связать с его пониманием Христа. И суть дела не только в том, что и Блок и красногвардейцы ненавидят попов («Напились они, попы, нашей крови, как клопы»,— говорят они в черновике поэмы), но и в том, что герои отвергают и Христа. Блок сознательно подчеркивает безверие своих героев. В этом может убедить, в частности, сопоставление разных вариантов поэмы. Так, в черновых набросках было:

* — Эх, вьюга какая, спасе!
* — Где ты спаса видел, Вася?
* Вопрос мог быть истолкован двояко — и как насмешка над Васей, и как заинтересованность — где же он, этот спас? В окончательном варианте — уже чистая насмешка, больше того — упрек Петьке:
* — Ох, пурга какая, спасе!
* — Петька! Эй, не завирайся От чего тебя упас
* Золотой иконостас?

Строка. «И идут без имени святого» в черновом варианте звучала иначе: «И идут без имени и слова». Как видим, и здесь поэт решил подчеркнуть безверие красногвардейцев.

Ценность поэмы «Двенадцать» заключается в том, что в ней дано сатирическое обличение старого мира и вдохновенно воспет революционный подвиг народа. Поэма устремлена в будущее. В ней нет ни одной фальшивой ноты, что дало Горькому основание высоко оценить ее. Характеризуя романтическую литературу как «верующую в завтрашний день», сквозящую «сиянием будущего», Горький писал: «Современный литератор должен быть романтиком и писать примерно так, как написана поэма Блока «Двенадцать», произведение, которое не позволяет рассматривать себя с точки зрения хулы или хвалы действительности».

Жизнь сразу же сказала свое веское слово о поэме. Ряд ее строк стал революционными лозунгами, на домах Петрограда висели плакаты со стихами из «Двенадцати»:

* Мы на горе всем буржуям
* Мировой пожар раздуем…
* Революционный держите шаг!
* Неугомонный не дремлет враг!

Поэму издают во многих городах страны — не только в Петрограде и Москве, но и в Киеве, Тифлисе, Баку, Одессе, Харькове, Чите и др.; в районах, захваченных белогвардейцами и интервентами, она распространялась как прокламация. Интересен и такой факт. В 1922 году в г. Сумы возникла первая пионерская организация. Задумались дети, как ее назвать. Один из пионеров воскликнул: «Вот я прочитал недавно в красноармейской газете, которую дядя привез с фронта: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем!»

После небольшой дискуссии приняли решение: «Назовем наш союз «Мировой пожар раздуем!» И вывели эти слова мелом на двери особняка, в котором разместилась организация В августе 1922 года, в годовщину смерти Блока, в газете «Одесские известия» была напечатана статья Эдуарда Багрицкого, в которой поэма оценивалась как яркое революционное произведение: «В то время, когда русская интеллигенция и возглавляющие ее писатели впали в ничтожество, трусливо ежась у старого запечья, А. Блок первый увидел за кровью, забрызгавшей улицы, за низким густым дымом пожаров и огнем выстрелов ясный лик революции. Он олицетворил ее в облике Христа, несущего миру новое учение. Это Христос-социалист, идущий под красным флагом впереди 12 красногвардейцев — апостолов нового мира, через кровь и грязь к неистребимой вере мирового освобождения».

В лагере врагов поэма «Двенадцать» вызвала взрыв злобы. Блока обвинили в «патологическом кощунстве», во «вторичном распятии Христа» и т. п. Но ничто не могло помешать революционному звучанию своеобразнейшего произведения поэзии.

Поэма «Двенадцать» оказала большое влияние на развитие литературы. Ее интонации мы слышим в поэме Маяковского «Хорошо», особенно в 7-й главе, в которой описывается стихийное движение крестьянства в революции. Однако здесь заметна и полемика с Блоком. Изображая крестьянское движение теми же средствами, что и движение городской голытьбы в поэме Блока, Маяковский как бы говорил, что с Блоком его сближает правдивое отражение фактов, в раскрытии же организующей силы революции Блок и Маяковский расходились: первый из них поставил во главе борцов революции — Христа, второй гениально подытожил:

* Этот вихрь, от мысли до курка, и постройку,
* и пожара дым прибирала партия к рукам, направляла, строила в ряды.

  • Образ филиппка в рассказе
  • Общество смелых роман повесть рассказы книга
  • Образ федора басманова в рассказе князь серебряный
  • Общество синонимы к сочинению
  • Образ тамары в поэме демон сочинение рассуждение