Образ катерины и ларисы в пьесах островского сочинение

Между “Грозой” и “Бесприданницей” двадцать лет. За это время изменилась страна, изменился писатель. Все эти изменения можно проследить на примере пьесы “Гроза” и драмы “Бесприданница”.

Купцы в “Бесприданнице” – уже не невежественные и самодурные представители “темного царства”, а претендующие на образованность, читающие иностранные газеты, одетые по-европейски люди.

Главные героини двух пьес А.Н. Островского значительно различаются по своему социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьбами. Катерина в “Грозе” — жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотической матери. Лариса в “Бесприданнице” — красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной, которая к самодурству, в отличие от свекрови Катерины, не склонна. Кабаниха печется о счастье сына Тихона, как она его понимает. Харита Игнатьевна Огудалова столь же ревностно заботится о счастье дочери Ларисы, опять-таки, в своем понимании. В результате бросается в Волгу Катерина и гибнет от рук неудачника-жениха Лариса. В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие вроде бы желали им только добра.

Главных героинь, Катерину и Ларису, часто сравнивают друг с другом. Они обе стремились к свободе, обе получили ее не в этом мире, обе были чистыми и светлыми натурами, любили недостойных, всей своей сущностью показывали протест против “темного царства” (на мой взгляд, общество “Бесприданницы” так же подходит под это определение).

Катерина Кабанова живет в небольшом волжском городке, где быт еще во многом патриархален. Да и действие “Грозы” разворачивается перед реформой 1861 года, оказавшей огромное влияние на жизнь русской провинции. Лариса Огудалова — жительница большого города, тоже расположенного на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Волга объединяет героинь, для них обеих река символизирует свободу и смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке. Но здесь же и различия: город Бряхимов не отделен от остального мира, как Калинов, не выключен из исторического времени, он открыт, в него приезжают и уезжают (в “Грозе” река Волга воспринимается, прежде всего, как граница, а в “Бесприданнице” она становится средством связи с миром).

Действие “Бесприданницы” происходит в конце 1870-х годов, на исходе второго десятилетия после освобождения крестьян. Бурно развивается капитализм. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с влиятельными и богатыми людьми. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса в этом не сомневается, надеясь, что и любовь и богатство соединятся в лице ее будущего избранника. За Катерину же выбор давно уже сделали, выдав за нелюбимого, безвольного, но богатого Тихона. Лариса привыкла к веселой жизни волжского “света” — вечеринкам, музыке, танцам. У нее самой есть способности — Лариса хорошо поет. Представить себе в подобной обстановке Катерину просто невозможно. Она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, по-настоящему религиозна. Лариса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а, согласившись выйти замуж за мелкого чиновника Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и прежних состоятельных знакомых. Однако в целом она — человек иной эпохи и среды, чем Катерина. Лариса обладает более тонким психологическим складом, более тонко чувствует прекрасное, чем героиня “Грозы”. Но это же делает ее еще более беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами.

Купцы “Грозы” только становятся буржуазией, это проявляется в том, что традиционные для них патриархальные отношения отживают, утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые так противны Катерине.

Лариса — тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины, исток которых, прежде всего, кроется  воспитании. Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивой жизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужно богатство. А силы характера, цельности натуры в ней нет. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест в отличие от Катерины. Но она слабая во всех отношениях натура. Слабая не только для того, чтобы убить себя, когда все рухнуло и все стало, постыло, но даже для того, чтобы хоть как-то, противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни, которая кипит вокруг нее. Душою и телом Лариса сама оказывается выражением обманности окружающей жизни, пустоты, душевного холодка, скрывающегося за эффектным внешним блеском.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать сочинение

Суть конфликта в драмах тоже разная. В “Грозе” столкновение происходит между самодурами и их жертвами. В пьесе очень сильны мотивы несвободы, духоты, подавления, замкнутости пространства. Катерина, привыкшая жить “точно птичка на воле”, мечтающая о полете, не может подчинить себя законам мира, в котором она очутилась после замужества. Положение ее поистине трагично: свободное проявление чувства – любовь к Борису – приходит в противоречие с ее подлинной религиозностью, внутренней неспособностью жить в грехе. Кульминацией пьесы становится принародное признание Катерины, совершающееся под удары грома приближающейся грозы.

Событием, которое, подобно удару грома, потрясает весь город, становится гибель Катерины. Традиционно она воспринимается зрителями драмы как протест против жестоких законов жизни, как победа героини над давящей ее силой.

В “Бесприданнице” на первый взгляд все наоборот. Лариса не противопоставлена резко окружающим ее героям, ею восхищаются, ее боготворят. Нет и речи ни о каком подавлении и деспотизме. Но в пьесе чрезвычайно силен другой мотив, которого не было в “Грозе”, – мотив денег. Именно он формирует конфликт драмы. Лариса – бесприданница, и этим определяется ее положение в пьесе. Все окружающие ее персонажи – Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев – говорят только о деньгах, выгоде, прибыли, купле-продаже. В этом мире чувство человека тоже становится предметом торговли. Это столкновение денежных, материальных интересов с чувствами героини приводит к трагическому финалу.

Да и отношение к смерти у героинь очень разное, сила воли у Ларисы гораздо слабее, чем у Катерины. Катерина в смерти видит здесь возможность слиться с миром природы и избавиться от страданий, когда дом мужа стал для нее могилой: “Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие… всякие (задумывается) всякие…”

Лариса после того, как надежды на брак с Паратовым окончательно рухнули, а Кнуров откровенно предложил ей стать богатой содержанкой, думает о том, чтобы, подобно Катерине, броситься в Волгу. Однако решимости на это у нее не хватает: “Лариса. Я давеча смотрела вниз через решетку, у меня закружилась голова, и я чуть не упала. А если упасть, так, говорят… верная смерть. (Подумав.) Вот хорошо бы броситься! Нет, зачем бросаться!.. Стоять у решетки и смотреть вниз, закружится голова и упадешь… Да, это лучше… в беспамятстве, ни боли… ничего не будешь чувствовать! (Подходит к решетке и смотрит вниз. Нагибается, крепко хватается за решетку, потом с ужасом отбегает.) Ой, ой! Как страшно! (Чуть не падает, хватается за беседку.) Какое головокружение! Я падаю, падаю, ай! (Садится у стола подле беседки.) Ох, нет… (Сквозь слезы.) Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я, какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко…”.

Здесь авторские ремарки передают смятение главной героини “Бесприданницы”, ее тягу к самоубийству и неспособность его свершить. Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется от него. Она все надеется, что ей поможет умереть какая-то сила, действующая помимо ее воли. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе — и без греха самоубийства. Да и решимости самой лишить себя жизни у нее явно не хватает. Иное дело — Катерина. Она сознает, что грешна, поскольку изменила мужу, пусть даже нелюбимому, пусть даже ради настоящей, подлинной любви. Ее самоубийство — это одновременно и искупление греха (хотя и посредством, с точки зрения христианства, другого греха, но для Катерины данное обстоятельство уже не имеет значения), и воссоединение с миром природы — птицами, деревьями, и освобождение из земной могилы — дома ненавистной Кабанихи. Катерина перед смертью отнюдь не прощает погубившую ее свекровь. Лариса же, в полном согласии с христианскими идеалами, заявляет, что любит всех тех — Паратова, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, — кто вольно или невольно способствовал ее гибели. Вера Катерины более страстна и менее канонична, в чем-то близка языческому обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойна, отчасти книжна, хотя и не менее искренна. Героиня “Грозы” — человек более волевой. Она способна на такой решительный поступок, как самоубийство. Героине “Бесприданницы” покончить с собой не хватает воли. На помощь ей приходит случай в лице Карандышева, своим выстрелом оборвавший Ларисе жизнь.

Свобода и любовь — вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки. По собственной свободной воле она согрешила и сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека — грех еще более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.

Катерина — истинно трагическая героиня. Она и мысли не имела протестовать против мира и порядков, в которых она жила. Конфликта с миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал внутренний конфликт ее сердца. Мир русской патриархальной жизни в Катерине сам взорвался изнутри, потому что из него стала уходить свобода, т.е. сама жизнь.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать сочинение

А Лариса, молодая девушка, чистая душой, умеющая любить и жаждущая взаимного верного чувства, сталкивается с миром дельцов, где царствует только капитал. В этом мире судьба бесприданницы обречена на трагедию. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”. Она так же наделена музыкальной, поэтической душой. Мир Ларисы вмещает и цыганскую песню, и русский романс. Мечтательная, художественно одаренная натура, она не замечает в людях недостатки, видит окружающих глазами героини романса и зачастую поступает в соответствии с традициями поведения такой героини (стремление догнать уехавшего любимого, любовь и разлука, искушение любовью, побег с помолвки). Лариса как бы парит над миром обывателей, недаром ее имя в переводе с греческого — чайка.

Судовладелец, богатый барин Сергей Сергеевич кажется Ларисе идеалом мужчины. Он способен искренно увлечься, он восхищен красотой, неординарностью, художественным даром Ларисы. Но духовные его порывы недолговечны, всегда верх берет деловой расчет: “У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”. Верный этому правилу, Паратов так и поступает и с пароходом “Ласточка”, и с Ларисой. Ради минутного блаженства он уговаривает Ларису ехать за Волгу, откуда для нее две дороги: или “радоваться”, или “мама, ищи меня в Волге”. Паратову нет расчета менять миллионную невесту на Ларису Дмитриевну. В конце пьесы к Ларисе приходит прозрение. Сергей Сергеевич напоминает ей, что “угар страстного увлеченья скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок”, и советует вернуться к жениху. Но для Ларисы это невозможно: “Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления!” Героиня пьесы пытается броситься в Волгу, но осуществить это намерение у нее нет сил. Отчаявшись, она решает бросить своеобразный вызов и своему несостоявшемуся жениху, и всему миру корысти и наживы: “уж если быть вещью, так одно утешенье — быть дорогой, очень дорогой”. Она выносит суровый приговор миру, где на женщину смотрят как на забаву. “Никто никогда не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова… А ведь так жить холодно”.

После выстрела, она заявляет “это я сама”, героиня не только стремится снять вину с Карандышева; Лариса поняла, что и она виновата в происшедшем. Приняв смерть как благодеяние, она тем самым вырывается из мира дельцов, нравственно возвышаясь над ними, навсегда отделяет себя от этого мира. Этим она признает свою вину. Но Катерина еще более грешна, чем Лариса, так как она кончает жизнь самоубийством. Но в этом-то и состоит ее трагедия: она понимает, осознает, что согрешила, кается, а потом, грешит опять. В понимании каждой героиней своего греха заключается их основное различие.

По сути характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Лариса не имеет главного, что есть у Катерины, — цельности характера, способности на решительный поступок.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову?

Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову? сочинение

Во всех пьесах Островского раскрываются образы русских женщин через героинь его пьес. Что же может сближать двух героинь пьесы Н. Островского “Бесприданница” и “Гроза” Ларису Огудалову и Катерину Кабанову. Первое, что бросается в глаза – это судьбы двух женщин. Они обе трагичны и ужасны. Обе женщины кончаются свою жизнь, совершив самоубийство, показывая нескончаемую боль в их жизни.

Автор очень подробно описывает внешний облик девушек. Они обе крайне привлекательны и очень красивы. Девушки помимо этого имеют высокое образование и статус в обществе. Также они обе духовно богатые и полноценные личности, что подчеркивает не раз сам Островский.

Обе девушки страдают от своих чувств. У них обоих взаимная любовь с их избранниками, но в момент, когда женщинам необходима будет их помощь, оба парня подведут их. Один нагло соврав ей, причем не раз, а другой просто не подав руку помощи, когда девушка больше всего в ней нуждалась.

Так что, первым важным объединяющим фактором обеих девушек может служить именно их  несчастная любовь и предательство близких им мужчин. Обе девушки будут сильно подкошены именно этим, что приведет в развитии пьесы к их скоропостижной смерти.

Семья и окружение

Лариса Огудалова сильно страдает от семейных тяжб. Все, чего хотят от нее родители – это подороже продать свою дочь, чтобы она вышла замуж за богатого и обеспеченного мужчину. Естественно, никого не заботит мнение самой девушке о ее избранниках. Это очень сильно бьет по психике Ларисы и тем самым приближает ее скорую кончину.

Отношение к жизни

У Ларисы Огудаловой больше внешней свободы для маневров. Катерина Кабанова же в этом плане имеет проблемы из-за высокой духовности своей семьи. Плюс ко всему девушки живут в разное время, что также негативно сказывается на свободе Екатерины Кабановой. Внутри же обе девушки крайне несчастны. Они хотят иметь собственную свободу выбора для своих действий, но не получают ее.

Многое роднит судьбы Екатерины Кабановой и Ларисы Огудаловой. Они обе имеют несчастную любовь, которая разрушит их до основания. Невозможность иметь собственный выбор в тех вещах, в которых он необходим столь эмоциональным натурам. Данный тип девушек как бабочки, скованные цепями запретов и разочарований. Единственный выбор, который им остается –это принятие собственной смерти. Пожалуй, в их картине мире это действительно путь спасения от всего груза, что свалился на них.

Также читают:

Картинка к сочинению Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову?

Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову?

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Муму в рассказе Муму Тургенева сочинение

    Рассказ «Муму» — одно из величайших произведений русского классика Ивана Сергеевича Тургенева. Эта повесть нередко вызывает грусть и даже слезы на глазах у читателей.

  • Аргументы и примеры любви из литературы для сочинения

    Тема любви всегда была очень важной для человека. Классики литературы рассматривали любовь как разнообразное, всеобъемлющее чувство, необходимое каждому человеку.

  • Главные герои рассказа Тургенева Певцы сочинение

    В рассказе Ивана Тургенева «Певцы» рассказчик оказывается в селе, в котором соревнуются два местных артиста. В нем показана обыкновенная крестьянская жизнь, своеобразно связанная с искусством.

  • Анализ произведения Над пропастью во ржи Сэлинджера

    Название произведения является искаженной фразой английского поэта Бернса, измененная писателем в виде отсылки к божественному писанию, подразумевая ловцов в отношении человеческой души.

  • Анализ поэмы Кому на Руси жить хорошо Некрасова 10 класс

    Спустя два года после выхода указа об отмене крепостного права Н. А. Некрасов создает поэму «Кому на Руси жить хорошо». Произведение является центральным в творчестве писателя.

Между двумя произведениями, пьесой «Гроза» и драмой «Бесприданница», стоит двадцать лет. Страна за это время сильно изменилась, изменился и сам писатель. Все это можно проследить, проанализировав данные произведения. В этой статье нами будет проведена сравнительная характеристика Катерины и Ларисы, главных героинь двух пьес.

сравнительная характеристика катерины и ларисы

Особенности купечества в двух произведениях

В «Грозе» купцы лишь становятся буржуазией. Видно это из того, что для них отживают традиционные патриархальные отношения, утверждается лицемерие и обман (Варвара, Кабаниха), которые Катерине противны.

В «Бесприданнице», более позднем творении Островского, купцы — это уже не самодурные и невежественные представители так называемого «темного царства» а люди, претендующие на образованность, одетые по-европейски, читающие зарубежные газеты.

Это следует учитывать, когда проводится сравнительная характеристика Катерины и Ларисы. Ведь купеческая среда во многом повлияла на развитие характеров и судеб этих девушек.

Социальное положение героинь

Наша сравнительная характеристика Катерины и Ларисы начинается с определения социального положения девушек. В двух пьесах главные героини существенно отличаются по этому критерию, зато трагическими судьбами они очень похожи. В «Грозе» Катерина — это жена слабовольного, но богатого купца, который находится всецело под влиянием своей деспотичной матери.

В «Бесприданнице» Лариса — незамужняя красивая девушка, которая рано лишилась отца и воспитывается матерью, очень энергичной, небогатой женщиной, не склонной к самодурству. Кабаниха по-своему печется о счастье Тихона, своего сына. Огудалова Харита Игнатьевна так же ревностно заботится о благополучии Ларисы, своей дочери, по-своему понимая его. В результате этого Катерина бросается в Волгу, а Лариса гибнет от рук своего жениха. Героиням в обоих случаях суждено умереть, несмотря на то, что близкие и родные как будто желают им лишь добра.

Время и место действия двух пьес

катерина и лариса сравнительная характеристика героинь

Катерина Кабанова проживает в маленьком волжском городке, в котором быт во многом является еще патриархальным. Само действие «Грозы» происходит перед реформой, произошедшей в 1861 году, которая оказала на жизнь провинции огромное влияние. Лариса Огудалова обитает в большом городе, находящемся также на Волге, давно утратившем патриархальность в различных сферах, в том числе в семейных отношениях. Река Волга объединяет таких девушек, как Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика героинь показывает, что она символизирует для обеих смерть и свободу: и Ларису, и Катерину смерть настигает именно на реке. Следует отметить и различия: Бряхимов открыт — сюда приезжают и отсюда уезжают. Река Волга в «Грозе» воспринимается в первую очередь как граница, а в пьесе «Бесприданница» становится своеобразным средством связи с внешним миром.

В драме «Бесприданница» действие происходит примерно в конце 1870-х годов, когда заканчивалось второе после отмены крепостного права десятилетие. В это время капитализм развивается бурно. Прежние купцы, как мы уже отмечали, становятся предпринимателями-миллионерами.

Семья и окружение

То, в какой обстановке росли героини, тоже немаловажно при сравнении Катерины и Ларисы. Островский намеренно показывает, каким было детство девушек, и почему характеры сложились таким образом.

Становится понятно, почему Лариса так отчаянно тянется к подлецу Паратову, ведь он всем поведением показывает, как девушка ему дорога. Мужчина намекает на свои чувства и влюбленность, чтобы овладеть ей. Героиня, с рождения не знавшая материнской любви, тянется к этой фальшивке, уверенная, что чувства Паратова настоящие.

Лариса находится под гнетом семьи, ее пытаются «продать», основываясь на внешних данных. Мать преподносит дочь как товар на витрине и забывает, что у девушки тоже есть достоинство. Ей даже не приходит в голову, что Лариса чувствует, поэтому бедная девушка тянется к Паратову, а он показывает ей другую, свободную жизнь.

Катерина рождается в семье любящей, относящейся к ней с трепетом. Но это не мешает выдать ее замуж за нелюбимого человека. Девушка попадает в семью, прочно скованную древними законами и предрассудками. Катерина с раннего детства была свободна в поступках, а в доме мужа она чувствует себя, как в темнице, потому вся ее воля теперь под надзором свекрови. Помогает почувствовать состояние героини цитата из пьесы: «…Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем…».

При всей разнице судеб обе литературные героини являются близкими друг другу душами. Д

ве судьбы похожи между собой гораздо больше, чем кажется: Лариса и Катерина остаются непонятыми окружением, обе оказываются в ситуациях, из которых нет выхода, потому что они опозорили поступками себя и семью, обе доверились не тем мужчинам.

Отличия в воспитании и характере

Продолжаем сравнение Катерины и Ларисы в «Грозе» и «Бесприданнице». Небогато семейство Огудаловых, но настойчивость матери Ларисы помогает завести знакомство с состоятельными и влиятельными людьми. Она внушает своей дочери, что та должна выйти замуж непременно за богатого избранника. Выбор за Катерину сделали уже давно, выдав за безвольного, нелюбимого, но зато обеспеченного Тихона. Героиня «Бесприданницы» привыкла к непринужденной жизни «света» — танцам, музыке, вечеринкам. Она сама обладает способностями — девушка хорошо поет. В подобной обстановке представить себе Катерину невозможно. Она связана намного больше с народными поверьями, с природой, религиозна. В трудную минуту Лариса также вспоминает о Боге и мечтает, согласившись связать свою судьбу с Карандышевым, мелким чиновником, уехать в деревню с ним, подальше от состоятельных знакомых и городских соблазнов. В целом она является, однако, человеком иной среды и эпохи, чем главная героиня «Грозы». Катерина и Лариса, сравнительная характеристика которых нами проводится, по характеру различны. Ларисе присущ более тонкий психологический склад, она чувствует прекрасное более тонко, чем Катерина. Это же ее делает более беззащитной перед неблагоприятными обстоятельствами.

Лариса тоже является жертвой лицемерия и обмана, но жизненные ценности у нее иные, которые для другой героини немыслимы. Исток их кроется, прежде всего, в воспитании. Героиня «Бесприданницы» получила европеизированное образование. Она жаждет найти красивую, возвышенную любовь и такую же жизнь. Ей для этого требуется, в конечном итоге, богатство. А вот цельности натуры, силы характера у этой девушки нет. Культурная и образованная Лариса, казалось бы, должна выразить, в отличие от Катерины, хоть какое-то подобие протеста. Но эта девушка — натура слабая. И помогает нам понять, какие разные они, Катерина и Лариса, сравнительная характеристика девушек.

Сочинение: Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову?

Литеровед предлагает вашему вниманию краткое сочинение на тему «Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову?» по творчеству А. Н. Островского, которое представляет собой сравнительную характеристику главных персонажей пьес «Гроза» и «Бесприданница».

Пьесы А. Н. Островского поднимают вечные проблемы и по-прежнему современны, пережив столетие. Его герои остаются людьми своей эпохи и в то же время близки и понятны современному читателю. Произведения драматурга вывели на сцену купцов, их детей, слуг. Каждое действующее лицо имеет свой характер, язык, несет в себе черты эпохи. Из ста сорока семи пьес Островского всего две относятся к драме. В обеих представлены яркие женские характеры.

Героиня пьесы «Гроза» Катерина – молодая женщина, жена купца Тихона Кабанова. Ее выдали замуж за него родители, когда она повзрослела. Катерина вместе с мужем живет в доме свекрови. За годы жизни с мужем она так и не смогла его полюбить, он остался ей чужим человеком. Свекровь, Марфа Игнатьевна, ревнует сына к молодой невестке. Она всегда найдет повод, за что ее отчитать. В доме свекровь требует соблюдения всех старых домостроевских порядков. Она старается в глазах людей выглядеть благопристойно, за высоким забором своего дома Марфа Игнатьевна домашних «ест поедом». Тихон так и норовит улизнуть из дома, подальше от маменьки. Катерина не привыкла таиться, лицемерить, лгать. По ее словам, в доме Кабановых все как будто из-под неволи делается. Она задыхается от такой жизни.

Лариса Огудалова, героиня пьесы «Бесприданница», девушка на выданье, живет с матерью Харитой Игнатьевной. В доме ее матери собирается высокое общество, богатые люди. Им нравится обхождение и непринужденная обстановка. Обеспеченные мужчины оказывают за это Харите Игнатьевне материальную поддержку. В начале драмы читатель узнает, что Лариса собирается выйти замуж за чиновника Юлия Капитоновича Карандышева. Она не от хорошей жизни выходит замуж за Карандышева, к которому не испытывает любви. Харита Игнатьевна не смогла найти ей богатую партию, как другим дочерям. Ларисе надоело, что мать предлагает ее, словно товар, «а любезничать надо, маменька приказывает». К тому же случилась скандальная история с кассиром, который сорил деньгами, а потом в доме Огудаловых его и арестовали. После этого Лариса поклялась выйти замуж за первого, кто посватается. Повезло Карандышеву.

У этих двух героинь, Катерины и Ларисы, много общего. Они обе молоды, красивы, искренни в своих чувствах и обе несчастны. Героини подвергаются искушению, и эта тема объединяет «Грозу» и «Бесприданницу». Замужняя Катерина влюбляется в племянника Дикого Бориса, красивого внешне, но совершенно безвольного человека. Несмотря на свою религиозность, она не может справиться со своим чувством.

Катерина изменяет мужу, пока он в отъезде. Она надеется, что Борис ее тоже любит, и готова идти за ним на край света. К сожалению, героиня жестоко ошибается в своих ожиданиях. Борис оказался еще более зависимым человеком, чем Тихон. Его бабушка оставила им с сестрой наследство, но при условии, что они будут почтительны с дядей. Борис понимает, что наследства ему не видать. И все же он во всем подчиняется Савелу Прокофьевичу. Всего скорее он не хочет быть самостоятельным. Гораздо легче жить чужой волей, когда за тебя все решают, а ты не несешь никакой ответственности. Катерина слишком поздно поняла свою ошибку. В самоубийстве она видит единственный выход.

Лариса так же, как и Катерина, собирается выйти замуж без любви. У нее была любовная история, которая разбила ей сердце. Она очень любила Сергея Сергеевича Паратова, но он наобещал ей золотые горы, «разогнал» всех женихов и исчез. Лариса тогда «чуть не умерла с горя». Ее нынешний жених – чиновник среднего звена. Ему льстит, что такая девушка, как Лариса, согласилась стать его женой. Он хочет порисоваться перед богатыми друзьями невесты и собирается дать для них обед. Лариса уговаривает его не делать этого, но тщеславного Карандышева распирает от гордости за себя. Он не хочет считаться с чувствами невесты. В это время приезжает Паратов. Он узнает о том, что Лариса выходит замуж, и решает продемонстрировать свою власть над ней. У него это получается. Лариса так же, как Катерина, поддается искушению. Примечательно, что по просьбе Паратова она исполняет романс «Не искушай». Девушка обращается к нему с этой музыкальной просьбой, но Паратов не слышит ее. Он, вообще, склонен думать больше о себе, чем о других. В этом он похож на Бориса. Они оба не думают о последствиях своих желаний.

Лариса едет с Паратовым на пароходе, после чего узнает, что он обручен. Она понимает, что обратной дороги нет. Два богача, Кнуров и Вожеватов, разыгрывают, кому она теперь достанется, кто станет ее «спасителем». Лариса с горечью произносит: «Они правы, я вещь, а не человек».

Таким образом, у Катерины и Ларисы обнаруживается еще одна точка соприкосновения. Их обеих предали люди, которых они любят, ради которых они пошли на грех.

Их жизни трагически обрываются. Катерина, поговорив с Борисом, решает покончить жизнь самоубийством и бросается с обрыва. Лариса отвергает одумавшегося Карандышева, тот вне себя от огорчения. Он понимает, что теряет Ларису навсегда. С криком «Так не доставайся ж ты никому!» он стреляет в нее. Героиня воспринимает его поступок как избавление и благодарит его.

Катерину и Ларису объединяет эмоциональность, непосредственность. Им тяжело жить в мире, где все построено на лжи, на придуманных условностях. Обе женщины, гордые, волевые, одухотворенные, оказываются запертыми в тесном мире, где правят деньги. Островский наделяет героинь таким качеством характера, как неумение мириться с обстоятельствами. Катерина говорит о том, что если ей станет невыносимо жить в доме Кабановых, то ее не удержат «никакой силой». Она лучше умрет, но не смириться. Лариса готова совершать безумства ради любви. Они обе искали любви, но не получили взаимности. Женщины способны на большое чувство, они любят глубоко и самозабвенно и остаются верны себе, своему чувству.

Несмотря на схожесть образов, реакция героинь на происходящее выражается по-разному. Катерина реагирует более эмоционально. Это объясняется тем, что она уродилась такой горячей. Ее поступки импульсивны, в том числе и самоубийство. Лариса раздавлена предательством Паратова. Если бы Карандышев не убил ее, она стала бы любовницей Кнурова. На самоубийство у нее сил бы не хватило.

Внутренний конфликт героинь превращается в своеобразный протест. Катерина выступает против неволи, тирании, домашнего гнета и ханжества. Жизнь Ларисы – это иллюстрация торговли человеческими чувствами, отношениями. Ее смерть – результат безысходности.

Разные конфликты в произведениях

В драмах суть конфликта также разная. Столкновение в «Грозе» происходит между жертвами самодуров и самими тиранами. Очень сильны в пьесе мотивы замкнутости пространства, подавления, духоты, несвободы. Катерина не может себя подчинить законам того мира, в котором она оказалась после замужества. Трагично ее положение: любовь к Борису входит в противоречие с религиозностью героини, неспособностью этой девушки жить в грехе. Кульминация произведения — признание Катерины. Финал — гибель главной героини.

На первый взгляд, в «Бесприданнице» все наоборот. Ларису все боготворят, ей восхищаются, она не противопоставлена героям, окружающим ее. Не может быть и речи о деспотизме и подавлении. Однако в пьесе очень силен мотив, которого в «Грозе» не было — мотив денег. Конфликт драмы формирует именно он. Лариса является бесприданницей, чем и определяется в драме ее положение. Все окружающие говорят лишь о деньгах, купле-продаже, прибыли, выгоде. Чувство человека в этом мире становится тоже предметом торговли. К трагическому финалу приводит столкновение материальных, денежных интересов с личными чувствами героини.

Катерина и Лариса: две женщины — одна судьба. «Гроза» (Островский) и «Бесприданница» (этот же автор) показывают, что судьба девушек трагична как до отмены крепостного права, так и после него. Островский предлагает нам задуматься о многих вечных и насущных вопросах современности.

Сравнение героинь

Удобно сравнивать главные женские образы островских пьес, наглядно сопоставляя их между собой, поэтому целесообразно использовать для сравнительной характеристики Ларисы и Катерины таблицу:

Катерина Лариса
Время 60-е годы 19 века 70-е годы 19 века
Место действия Калинов, берег Волги Бряхимов, берег Волги
Спутники жизни Кабанов, слабовольный человек Карандышев, похож во многом на Кабанова
Детство, мечты «Я жила, точно птичка на воле» «…надо бежать из дому, и даже из городу»
Любовь Как наивысшее выражение ее свободолюбивого характера: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» «Я делю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя»

Можно выделить общие сходства героинь пьес. Они состоят в следующем:

  1. Давление общества на жизнь.
  2. Внутреннее стремление к свободе, нравственно чистые души.
  3. Жертвенность.
  4. Удел — несчастливая любовь.
  5. Одиночество.
  6. Островский описывает их как «не от мира сего».
  7. Жизнь, окончившаяся трагедией.

Кажется, что у Ларисы и Катерины нет никаких различий, они похожи на сестер, которые родились в разное время, но с одинаковой судьбой. Однако при достоверном противопоставлении возникает ряд их отличий:

  1. По разным причинам не обретают счастье и лишены надежды на него. Екатерина из-за непохожести на остальных, Лариса из-за социального статуса.
  2. Героиня «Грозы» сама лишает себя жизни, проиграв в борьбе с «жестокими нравами», а героиня «Бесприданницы» погибает от рук жениха, как символа общества, в котором она не может быть счастливой.
  3. Если говорить об итоге смерти, финал пьес тоже различается. Лариса остается поверженной, а Тихон, муж Катерины, обрушивается на мать и все население Калинова с обвинениями, что они погубили его жену.

Непонятость главных героинь семьей и обществом делает их судьбы несчастными. У них обеих нет выхода, им не дают никакого выбора и свободы решать собственную жизнь. Это делает островских героинь похожими друг на друга.

           В своих произведениях великий драматург Александр Николаевич Островский часто говорит о нелегкой, подчас трагической судьбе женщины. Примером могут служить героини двух, наверное, наиболее популярных пьес А.Н. Островского – Лариса Огудалова из «Бесприданницы» и Катерина Кабанова из пьесы «Гроза». Главных героинь, Катерину и Ларису, часто сравнивают друг с другом. Основанием для их сравнения являются стремление обеих к свободе, обе были чистыми и светлыми натурами, любили недостойных, их объединяют равнодушие и жестокость окружающих и, главное, гибель в финале.
            В пьесе «Бесприданница» молодая, красивая, талантливая девушка становится игрушкой в руках окружающих. Жестокость, эгоизм, бессердечность и равнодушие окружающих сводят в могилу молодую Катерину Кабанову из «Грозы».  В разное время написаны эти две пьесы, поэтому так различаются героини Островского. Трепетными, романтичными и такими разными представляются образы этих девушек.
            Катерина — романтичная, мечтательная, богобоязненная женщина. Ее душу изначально гложут противоречивые чувства, порыв к свободе и христианское смирение перед судьбой. Катерина — купеческая дочь, выданная замуж без любви за богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотической матери. Девушке приходится подчиняться свекрови, нелюбимому мужу и терпеть все нападки и унижения. Ее душа стремится к счастью, рвется на волю. Потому, что она была воспитана в другой среде:
«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле».
             Птица, тоскующая по свободе, никогда не сможет смириться со своей неволей. Она будет бороться за свою свободу до конца, даже ценой жизни. Катерина внутренне не могла смириться со своей жалкой участью, она с каждым днем чувствовала себя все более и более несчастной.
              Лариса не имеет главного, что есть у Катерины, — цельности характера, способности на решительный поступок. В Ларисе нет простой, естественной цельности Катерины, напротив, чувствуется в ней ранняя усталость от жизни, какая-то опустошенность, разочарованность. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест. Но нет, она слабая во всех отношениях натура, слабая даже для того, чтобы не быть игрушкой в чужих, грязных руках. Эта прекрасная, всесторонне одаренная девушка становится приманкой для богатых женихов. Ведь мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна «удачно» выйти замуж. И желающих развлечь себя забавной и красивой «игрушкой» находится предостаточно. Это и блистательный франт Паратов, и Кнуров, разыгрывающий со своими соперниками девушку в орлянку. Даже влюбленный в Ларису Карандышев – и тот воспринимает девушку не как личность, а как вещь:
«Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека… они смотрят на вас как на вещь».
            Лариса привыкла к веселой жизни — вечеринкам, музыке, танцам. Представить себе в подобной обстановке Катерину просто невозможно, она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, по-настоящему религиозна. Лариса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а, согласившись выйти замуж за Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню.
                Конфликт в пьесе «Бесприданница» строится иначе, чем в «Грозе». Там и речи не было о бедности Катерины как основе ее трагедии. Судьба же Ларисы с самого начала предопределена ее бедностью: это как  клеймо, которое нельзя скрыть, как рок, неукротимо преследующий человека. В “Грозе” столкновение происходит между самодурами и их жертвами. В “Бесприданнице” же другой мотив – мотив денег. Именно он формирует основной конфликт драмы. Лариса – бесприданница, и этим определяется ее положение в пьесе. Девушка ищет возвышенно-красивой любви и такой же жизни. Для этого ей нужно богатство. Конечно, Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но и ее кумир, воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов в конечном итоге оказался совсем не тем, кто был ей нужен.
               После разочарований в Паратове и Кнурове, Лариса думает о том, чтобы броситься в Волгу, но у девушки не хватает решимости:
  «А если упасть, так, говорят… верная смерть. Вот хорошо бы броситься! Нет, зачем бросаться! … Какое головокружение! Я падаю, падаю, ай! Ох, нет… Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я, какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко…»
Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе — и без греха самоубийства. Да и решимости самой лишить себя жизни у нее явно не хватает.
            Иное дело — Катерина. Она сознает, что грешна, поскольку изменила мужу, пусть даже ради настоящей, подлинной любви. Катерина Кабанова всегда знала, что, если станет вовсе невыносимо, сможет «уйти» из ненавистного ей «темного царства»:
«Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь. В Волгу кинусь. Не захочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»
Ее самоубийство — это искупление греха. Катерина прекрасно понимает, что самоубийство – еще больший грех, но ее это не останавливает: тут-то и проявляется сила ее характера.
                Разве мог автор оставить такой характер в доме Кабановой? Нет. Я считаю, что вполне оправдано решение автора так закончить жизнь Катерины.  Своим самоубийством девушка бросила вызов всему самодурству, она больше не будет жертвой бездушной свекрови, она не будет больше томиться взаперти. Она свободна! Безусловно, грустно и горько такое освобождение, но другого выхода просто не было. Героине “Бесприданницы” покончить с собой не хватает воли. На помощь ей приходит случай в лице Карандышева, своим выстрелом оборвавшего Ларисе жизнь и, тем самым, освободившего от страданий. Девушка благодарит убийцу за то, что избавил ее от жизни в мире, где она «ни от кого… не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».
                Между этими героинями пьес А.Н. Островского – Ларисой Огудаловой из «Бесприданницы» и Катериной Кабановой из пьесы «Гроза» есть много общего: это и жажда полета, и стремление к воле, свободе; их протест против “темного царства”. Но главное их различие в выражении этого протеста. Катерина — натура гораздо более сильная, чем Лариса. И трагедия Катерины гораздо глубже, чем трагедия Ларисы. 

Сочинение по литературе.

На чтение 6 мин. Опубликовано 02.04.2020

В пьесах Островского образы девушек являются собирательным образом русских женщин. Сравнительная характеристика Ларисы Огудаловой и Катерины Кабановой поможет написать сочинение. Любой человек, который прочитал пьесы, согласится, что героини до конца остаются непонятыми и одинокими в мировоззрениях, а их души не находят покоя в мире, как бы они к нему не тянулись.

Содержание

  1. Роль любви в жизни героинь
  2. Семья и окружение
  3. Отношение к жизни
  4. Сравнение героинь

Роль любви в жизни героинь

Катерина — главная героиня пьесы «Гроза», а Лариса — «Бесприданницы». В них автор рисует жизнь двух разных слоев общества — купечества и дворянства. Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы доказывает это.

По внешности женские персонажи близки: они обе хороши собой, требовательны и строги, до определенного момента придерживаются строгой морали, не позволяют чувствам завладеть разумом. Это поначалу уберегает их до судьбоносной ошибки.

Обе девушки вынуждены выйти замуж за нелюбимого человека. Если Катерине приходится это делать по настоянию родителей, то Лариса все-таки избегает этой участи, но в силу серьезных обстоятельств, которые приводят к трагическому итогу. В этом различие в судьбах девушек.

Несчастная любовь Катерины

Сравнение Катерины и Ларисы дает понять, что поворотным моментом в жизнях становится несчастная любовь. Они отдаются не тем людям, а те предают их чувства. Борис оказывается мягкотелым и не встает на защиту любимой, а Паратов — просто подлец, который использовал привязанность Ларисы для собственной выгоды. Родители ничего не делают для дочерей, хотя обе героини косвенно погибают от их рук — непредусмотрительности и невнимательности.

Тихон, муж Катерины, после ее самоубийства кается, что не постоял за жену, а Карандышев оказывается слабовольным, он понимает, что никак не удержит Ларису и убивает ее. События символичны, потому что, если бы мужчины были сильнее обстоятельств, обе женщины оказались живы.

Семья и окружение

То, в какой обстановке росли героини, тоже немаловажно при сравнении Катерины и Ларисы. Островский намеренно показывает, каким было детство девушек, и почему характеры сложились таким образом.

Становится понятно, почему Лариса так отчаянно тянется к подлецу Паратову, ведь он всем поведением показывает, как девушка ему дорога. Мужчина намекает на свои чувства и влюбленность, чтобы овладеть ей. Героиня, с рождения не знавшая материнской любви, тянется к этой фальшивке, уверенная, что чувства Паратова настоящие.

Лариса тянется к паратову

Лариса находится под гнетом семьи, ее пытаются «продать», основываясь на внешних данных. Мать преподносит дочь как товар на витрине и забывает, что у девушки тоже есть достоинство. Ей даже не приходит в голову, что Лариса чувствует, поэтому бедная девушка тянется к Паратову, а он показывает ей другую, свободную жизнь.

Катерина рождается в семье любящей, относящейся к ней с трепетом. Но это не мешает выдать ее замуж за нелюбимого человека. Девушка попадает в семью, прочно скованную древними законами и предрассудками. Катерина с раннего детства была свободна в поступках, а в доме мужа она чувствует себя, как в темнице, потому вся ее воля теперь под надзором свекрови. Помогает почувствовать состояние героини цитата из пьесы: «…Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем…».

При всей разнице судеб обе литературные героини являются близкими друг другу душами. Д

ве судьбы похожи между собой гораздо больше, чем кажется: Лариса и Катерина остаются непонятыми окружением, обе оказываются в ситуациях, из которых нет выхода, потому что они опозорили поступками себя и семью, обе доверились не тем мужчинам.

Отношение к жизни

Несмотря на то что живут обе девушки в разное время, их взгляды на жизнь во многом схожи. Они стремятся к внутренней свободе, не любят, когда волю ограничивают.

Катерина в доме Кабанихи

Катерина, до замужества делавшая все, что хотела, теперь чувствует себя пленницей. Она обязана всему семье нелюбимого мужа. Об этом ей напоминают каждый день. Девушка через силу прислуживает свекрови и Тихону, хотя в душе рвется из оков навстречу светлым чувствам в лице Бориса. Катерина свободолюбива: «Отчего люди не летают, как птицы?..».

Лариса еще не успела выйти замуж. Может показаться, что у нее больше свободы, но она скована общественными предрассудками, на нее давит мать, отчаянно желавшая выдать дочь замуж. Девушка стремится вырваться из-под гнета, но все ее попытки так же заканчиваются трагедией.

До самого конца героини остаются верны себе, своей внутренней силе, что в результате губит их и оставляет непонятыми для окружения.

Сравнение героинь

Удобно сравнивать главные женские образы островских пьес, наглядно сопоставляя их между собой, поэтому целесообразно использовать для сравнительной характеристики Ларисы и Катерины таблицу:

Катерина Лариса
Время 60-е годы 19 века 70-е годы 19 века
Место действия Калинов, берег Волги Бряхимов, берег Волги
Спутники жизни Кабанов, слабовольный человек Карандышев, похож во многом на Кабанова
Детство, мечты «Я жила, точно птичка на воле» «…надо бежать из дому, и даже из городу»
Любовь Как наивысшее выражение ее свободолюбивого характера: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» «Я делю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя»

Можно выделить общие сходства героинь пьес. Они состоят в следующем:

Сравнение Ларисы и Катерины

  1. Давление общества на жизнь.
  2. Внутреннее стремление к свободе, нравственно чистые души.
  3. Жертвенность.
  4. Удел — несчастливая любовь.
  5. Одиночество.
  6. Островский описывает их как «не от мира сего».
  7. Жизнь, окончившаяся трагедией.

Кажется, что у Ларисы и Катерины нет никаких различий, они похожи на сестер, которые родились в разное время, но с одинаковой судьбой. Однако при достоверном противопоставлении возникает ряд их отличий:

  1. По разным причинам не обретают счастье и лишены надежды на него. Екатерина из-за непохожести на остальных, Лариса из-за социального статуса.
  2. Героиня «Грозы» сама лишает себя жизни, проиграв в борьбе с «жестокими нравами», а героиня «Бесприданницы» погибает от рук жениха, как символа общества, в котором она не может быть счастливой.
  3. Если говорить об итоге смерти, финал пьес тоже различается. Лариса остается поверженной, а Тихон, муж Катерины, обрушивается на мать и все население Калинова с обвинениями, что они погубили его жену.

Непонятость главных героинь семьей и обществом делает их судьбы несчастными. У них обеих нет выхода, им не дают никакого выбора и свободы решать собственную жизнь. Это делает островских героинь похожими друг на друга.

Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову?

Женские образы в пьесах Н. Островского – это собирательный портрет русских женщин, их судеб в контексте времени и положения в обществе. В статье мы проанализируем, что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову – героинь из пьес Н. Островского “Бесприданница” и “Гроза”. Обе героини несчастны, их судьбы завершаются трагически, а чистые души остаются непонятыми и не востребованными.

Любовь в судьбах героинь

Прежде всего стоит отметить, что автор подчёркивает внешние данные обеих героинь: они красивы, стройны – этот факт ни раз упоминается в художественных текстах. Кроме того девушки умны, духовно богаты, требовательны и строги к себе.

На долю Екатерины выпала случайное чувство, оно осветило её тёмную, безрадостную жизнь, в которой кроме веры в Бога не было ничего стоящего. Избранник Катерины, как и Паратов из “Бесприданницы” – не в состоянии стать частью будущего той, кто преданно любит его. Оба мужчины не стоят героинь: Паратов лгун и подлец, а Борис бездействует тогда, когда решается судьба любимой женщины.

Несчастная любовь – вот то, что объединяет два образа из различных пьес автора. Лариса Огудалова и Екатерина Кабанова не встретили на своём пути достойного человека, который мог стать равным по своим моральным и духовным качествам.

Семья и окружение

Лариса испытывает гнёт родни, которая пытается её “продать” как можно выгоднее. Ни заботы, ни понимания не получает героиня от своей родной матери, её взгляды на жизнь и брак – причина, по которой Лариса стыдится её.

Катерина же вовсе одинока, даже родной муж – пустой мягкотелый человек не проявляет к ней заботы и участия, пока не случается трагедия. Бесприданница также одинока среди своего окружения, как и жертва самодурства – Катерина. Сравнение Ларисы и Катерины в этом аспекте приводит к выводу, что автор делает особый акцент на бесправие женщины, на зависимость судьбы женщины от своего социального статуса.

Отношение к жизни

Лариса Огудалова в некотором смысле более свободна и независима, в отличие от Катерины. Но ограниченность, обусловленная обществом и временем, давит на неё не меньше. Героини живут в разные временные отрезки, но тяга к свободному выбору, к поиску себя, к верности своему внутреннему миру – сильна у обеих девушек.

И Екатерину и Ларису объединяет безвыходность положения: любовь – оказалась не спасением, а проклятием. Будущее превратилось в тупик, а чувственная натура пришла к пониманию бессмысленности дальнейшего существования. В обоих случаях смерть – спасение и, по-видимому, единственно возможный достойный выход из ситуации в рамках мировосприятия героинь.

Материал статьи будет полезен при подготовке к сочинению “Сравнительная характеристика Ларисы Огудаловой и Катерины Кабановой”.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Елена Якушкина

    13/15

  • Любовь Попова

    15/15

  • Лариса Ежова

    15/15

  • Sati Karayel

    10/15

  • Елена Кукушкина

    12/15

  • Ольга Порунова

    9/15

  • Лаура Удербаева

    15/15

  • Шахноза Атауллаева

    15/15

  • Нина Московская

    13/15

  • Диана Аллабердина

    15/15

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Катерина и Лариса: две женщины — одна судьба.

Катерина и Лариса: две женщины — одна судьба.

    В пьесе «Гроза» А.Н. Островский поставил один из актуальнейших вопросов своего времени – освобождение женщин от семейного рабства, её раскрепощение. А в пьесе «Бесприданница» автор ставит похожий вопрос. И в той, и в другой пьесе обе героини не выносят лжи и притворства. Сходство Катерины и Ларисы заключается в том, что обе женщины поэтически мечтательны. У Катерины в сознании не раз возникает образ птицы: «Отчего люди не летают?! отчего люди не летают так, как птицы?.. Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…» Но Лариса ещё и натура лирическая, талантливая и чувствительная.

    Судьба Катерины: история её замужества, жизнь в доме семьи Кабановых, любовь её и тоска по воле. Катерина попадает в семью Кабановых, в атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки, она попадает в обстановку «темного царства». Положение Катерины осложняется ещё и тем, что её выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она ему быть верной и любящей женой. Н.А. Добролюбов говорит о Катерине так: «Женщина, которая хочет идти до конца в своем восстании против угнетения и произвола старших в русской семье, должна быть исполнена героического самоотвержения, должна на все решиться и ко всему быть готова. Ей нет никакой надежды, никакой отрады, передышаться её нельзя; если может, то пусть живет без дыханья, забудет, что есть вольный воздух на свете, пусть отречется от своей природы и сольется с капризным деспотизмом старой Кабанихи». Кабанова навязывала своим детям старые порядки и нравы. Когда уезжал Тихон, Катерина в порыве нежности к мужу хочет обнять его, то Кабаниха крикнула; «Что на шею виснешь, бесстыдница? В ноги кланяйся!» По её понятиям муж должен бить свою жену за каждое не верно сказанное слово. Судьбы Ларисы и Катерины были схожи в том, что в доме всегда присутствовали ложь и притворство. Вот как это было у Ларисы. Ларисе приходилось улыбаться, любезничать, поддерживать разговоры с мужчинами, которые посещают их и платят за это деньги. Ларисе не нравится общество этих мужчин, но она это делает, потому что так велит маменька. Всё, что происходит вокруг неё, она очень тонко чувствует. .юпоказать. Всего этого Ларисе не надо .Всё, что она хотела, это остаться наедине со своими мечтами и мыслями. Ларису всегда тянуло на природу, на волю: «Я сейчас всё за Волгу смотрела; как там хорошо на той стороне!.. Меня так и манит за Волгу, в лес…» Лариса привыкла, что на неё смотрят как на очень дорогую вещь и за неё всегда решают её же судьбу. Вот к примеру диалог Кнурова и Вожеватова:

    Кнуров. Жаль бедную Ларису Дмитриевну, жаль…

    Вожеватов . Что вы очень жалостливы стали?

    Кнуров . Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши? Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует.

    Вожеватов . И хорошего ювелира.

    Кнуров . Совершенную правду вы сказали. Ювелир — не простой мастеровой: он должен быть художником. В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится.

    Из этого диалога можно сказать, что все мужчины смотрят на Ларису, как на предмет роскоши. Даже Карандышев говорит это Ларисе: «Они смотрят на вас, как на женщину, как на человека, -человек располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Когда же Лариса начинает ощущать это и ещё, что её в очередной раз предал любимый человек, она говорит: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видала сочувствия, не слыхала теплого сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла…её не на свете…нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Главная героиня решает закончить жизнь самоубийством, но что-то останавливает её. Это что-то — слабость её характера в отличии от Катерины. Да и характер не мог быть сильным. В атмосфере, которую создала мать Ларисы, трудно было бы воспитать сильный, решительный характер. Умирая, Лариса говорит: «Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо…умереть…». Эти слова означали, что перед смертью Лариса всех простила. Катерина же хотела своей смерти, ей опостылели стены дома Кабановых. Её сильный, решительный характер помог совершить самоубийство. Перед смертью Катерина тоже спрашивала сама себя: « Зачем мне жить?» Тихон бросаясь на труп жены, кричит: «Хорошо тебя, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Эти слова были ключом к пьесе. Даже сам Дикой говорит, что «гроза им в наказание».

    В отличии от «Грозы» в «Бесприданнице» смерть Ларисы ни на кого не повлияла, никто не считал себя виноватым. Только сама Лариса обвиняет себя же во всем, что произошло.

Добавил: marifil

54810 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Катерина и Лариса: две женщины — одна судьба.

Смотрите также по
произведению «Гроза»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Образ русской женщины в слове о полку игореве сочинение 9 класс
  • Образ русской женщины в русской литературе сочинение
  • Образ русского воина в слове о полку игореве сочинение 9 класс
  • Образ русских валенок в сказках
  • Образ руси в слове о полку игореве сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии