Образ катерины петровны в рассказе телеграмма

  • Сочинения
  • По литературе
  • Паустовский
  • Образ Катерины Петровны в рассказе Телеграмма

Сочинение Образ Катерины Петровны в рассказе Телеграмма Паустовского

К. Паустовский в своем рассказе «Телеграмма» затронул очень актуальную проблему взаимоотношений родителей и детей. Писатель призывает читателей относиться более ответственно к близким людям. Каждый из нас должен заботиться о семье, так как она главная ценность, а на второстепенные места необходимо ставить работу, друзей, хобби.

Катерина Петровна – центральный персонаж произведения. Ее жизнь проходит в заброшенной деревне, имеющей символическое название – Заборье. Единственная дочь женщины, Настя, отправилась работать в Ленинград, поэтому Катерина Петровна оставшиеся дни своей жизни время чувствовала себя покинутой и одинокой. С соседями и другими людьми, проживающими в деревни, она не поддерживала контакта.

Героиня была из благородной семьи, поэтому имела изысканный вкус. Жила в доме, который построил отец, а он был именитым художником. Так же  дом был признан мемориальным. Катерина с трепетом и любовь относилась к своему крову и саду. Будучи уже в годах, она не могла должным образом справляться со всеми заботами, однако ей на помощь приходил Тихон, живущий по соседству и девочка Манюшка.

Посторонние люди приходили на помощь женщине, а дочка не считала нужным приезжать уже долгое время, только присылала конверты с деньгами, но Катерине Петровне они были не нужны. Она хотела увидеть родного и близкого ей человека. Женщина перечитывала надписи на конвертах, и иногда ей казалось, что деньги имеют запах духов дочери.

Катерина Петровна очень добрая, искренняя  и благородная женщина. Автор рассказа не зря дал ей именно это имя, ведь оно означает «чистая, непорочная». Каждый день она проводила думая и скучая по дочери. Не обижалась на нее, что та не приезжала, а с пониманием относилась к этому. Письма отправляла не часто, чтобы не надоедать. Она всем сердцем любила дочь и переживала, что так и не увидит ее больше. Всю горечь своей души и материнской боли героиня выразила  в последнем письме, она чувствовала, что жить ей оставалось недолго.  К сожалению, Настя не обратила на него должное внимания  и не узнала, что чувствует ее мать.

Катерина Петровна – образ, который олицетворяет одиночество. Ее молодая жизнь была насыщенной и полной, а старость принесла ей только горечь и разочарования, ведь дочь фактически вычеркнула ее из своей жизни. Может быть, героине стоило гораздо раньше рассказать дочери о своем стремлении быть ближе к ней, и Настя бы не осталось в долгу перед матерью.

Характеристика

Паустовский — это писатель, который специализировался на различные рассказы и другой прозы.  В центре сюжета всегда выступали простые люди, работающие на простой работе.  Телеграмма — это один из таких рассказов, отобразивший взаимоотношения родителей и детей.

Писатель пронес через строки одну очень важную мысль, связанные с высокой ответственностью. За близких людей.  Главный моралью является то, что необходимо заботиться о семье, так как она единственная, что ценно для отдельного человека.  Несмотря на то, что главные герои этого рассказа стараются думать о работе, жизнь постепенно подталкивает их к упомянутой морали.

Несмотря на обилие работы, необходимо уделять внимание своей семье, так как если этого не сделать, впоследствии таких возможностей уже не будет.  На такие мысли наводят различные ситуации, описанные в рассказе Паустовским.

Катерина Петровна — главная героиня этого рассказа. Она живёт в глухой деревне, которую символично назвали Заборье. Она чувствует себя одинокой из-за того, что её дочь Настя отправилась покорять город Ленинград, и там осталось жить насовсем.

С жителями деревни у Насти мало общего, так как она практически ни разу не появлялась там. Она как будто бы отреклась от родного края, забыв навещать свою мать. Женщина родилась в благородной семье, о чём говорит изысканный вкус убранства дома. Отцом Екатерины был именитый художник, который добился признания этого дома культурным достоянием.

За этим домом помогали приглядывать соседи, которые раз за разом оказывали свою неоценимую услугу для женщины. Дом постепенно приходил в негодность, однако его изысканные интерьеры всё ещё помнили былое величие и хозяев.

Как-то раз она написала своей дочери, не упрекая её в своём поведении, однако, рассказывая о своих чувствах.  Главной мыслью женщины являлось то, что она навряд ли переживет эту зиму, так как возраст и здоровье уже были не те, что прежде.

Рассказ заканчивается тем, что Настя не читает письмо, считая его не совсем важным для того, чтобы тратить на него время. Автор акцентирует внимание на то, что, если бы дочь прочитала это письмо, она смогла бы всё изменить, рассказ закончился бы совсем по-другому.

Образ Катерины гармонирует с природой.  Автор смог описать женщину таким образом, чтобы и образ всегда напоминал одиночество, в котором она находилась.  Несмотря на то, что в молодости она жила насыщенно, старости она оказалась одна.  Она стала ненужной даже дочери, которая отказалась читать её письмо, посчитав его несущественным посланием.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Катерины Петровны в рассказе Телеграмма

Образ Катерины Петровны в рассказе Телеграмма

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Чем меня привлекает Мцыри?

    Мцыри привлекает меня своими жизненными ценностями. Я думаю, что Мцыри-романтический герой, в жизни которого показаны конфликты действительности с мечтой.

  • Сочинение про Березу (описание березы)

    Берёза — символ России, напоминающий нам стройную, молодую красавицу. Нежная, словно распустившая длинные волосы девица.

  • Сочинение про лагерь Артек

    На протяжении всего года обучения, мечтал о том, чтобы посетить самые лучшие города своей сильной и знаменитой страны. Но для этого нужно было полностью выполнить школьную программу,

  • Сочинение на тему Портрет героя в рассказе Уроки французского

    Рассказ Валентина Распутина «Уроки Французского» был написан в 1973 году. Автор описывает послевоенное время, когда люди еще не понимали, как жить.

  • Сочинение Проблема взаимопонимания между поколениями рассуждение

    Тема взаимоотношений поколений существует не одно столетие. Каждый знаком со множеством реальных примеров этой проблемы, начиная с тех, которые меняли историю и описывались в литературе

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Образ и характеристика Катерины Петровны (рассказ Телеграмма Паустовского)

Образ и характеристика Катерины Петровны (рассказ Телеграмма Паустовского)

Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» – это печально реалистичное описание последних дней Катерины Петровны, которые она провела в одиночестве. Женщина прожила всю жизнь в деревне с говорящим названием – Заборье. Она ни с кем близко не общалась, а единственная дочь жила далеко. Настя уехала в Ленинград, погрузилась в работу и редко навещала мать.

Дом, в котором жила пожилая женщина, был признан мемориальным. Построил его отец Катерины Петровны, талантливый художник. Сама героиня тоже обладала хорошим вкусом. В доме было красиво и уютно, но в нём не было тепла, семейного счастья. С хозяйскими обязанностями Катерина Петровна справлялась уже с трудом. Иногда ей помогал сосед Тихон или прибегала девочка Манюшка. Это были посторонние люди, хоть и неравнодушные. А своя родная кровинушка не могла найти времени на поездку к самому дорогому человеку на свете. Дочь регулярно присылала матери деньги, но они лежали у старушки без дела. Она брала их в руки и пыталась уловить запах духов дочери.

Катерина Петровна имела добрый, мягкий характер. Она ни на минуту не обижалась на дочь, не винила её. Она беззаветно любила Настю, переживала за неё. Мать даже письма отправляла ей редко, чтобы не надоедать и не отвлекать от работы. Лишь в последнем письме, предчувствуя свою кончину, Катерина Петровна выразила всю свою боль и тоску. Она боялась, что не увидит больше свою дочь.

Письмо Настя получила, но была слишком занята, чтобы прислушаться к словам матери и заметить её тревогу. Если бы она оставила свои дела, казавшиеся такими важными по сравнению с каким-то письмом из деревни, всё могло бы закончиться по-другому. Она не успевает приехать даже на похороны матери. Напрасно Настя льёт запоздалые слёзы, матери больше нет. Дочь героини не вызывает сострадания. Она сама виновата в том, что отныне будет жить с чувством вины. Она забыла, что самое главное в жизни – это не работа, а близкие люди. Забыла, что жизнь быстротечна, а мама не всегда будет рядом. Дочь забыла мать и этим ранила её сердце.

Главная героиня столкнулась с трудным испытанием – одинокой старостью. В силу своего доброго характера она всю боль и тоску своего положения скрывала в себе, не желая мешать Насте. Всё, о чём мечтала женщина, – это встреча с любимой дочерью. Большего ей не надо. Неблагодарность и равнодушие Насти она оправдывала занятостью, желанием устроить свою жизнь в большом городе. Образ Катерины Петровны – это олицетворение безграничной материнской любви, самопожертвования, материнского сердца, ставящего счастье детей выше собственного.

Образ и характеристика Катерины Петровны (рассказ Телеграмма Паустовского)

Образ и характеристика Катерины Петровны (рассказ Телеграмма Паустовского)

Несколько интересных сочинений

  • Образ 12 месяцев в сказке Маршака Двенадцать месяцев сочинение

    В сказке есть двенадцать месяцев, которых девочка повстречала в лесу. Каждый месяц отличается от другого, у всех есть свои индивидуальные черты, у каждого свой характер.

  • Музыка — Мой любимый предмет сочинение рассуждение 5 класс

    Мой любимый предмет – музыка. На этом предмете наш дружный коллектив постоянно готовит какие-нибудь сценки, миниатюры или даже мюзиклы. Обожаю атмосферу, которую создают висящие на стенах портреты великих композиторов

  • Сочинение на тему Лес осенью (Осенний лес)

    Осень — прекрасное и весьма удивительное время года! Вокруг стоят деревья с пожелтевшими и наполовину опавшими листьями, а под ногами лежит огромный ковёр

  • Анализ повести Крошка Цахес Гофмана

    Жанр произведения «Крошка Цахес» относится к сказочным, с сатирическим сюжетом. Главный герой Цахес – обделен красотой и умом, зато с легкостью умеет выдавать себя

  • Сочинение по произведению Бородино Лермонтова

    Оно было написано в 1830-х годах, в самый разгар проведения консервативной политики Николая I. Этот года стали известны, благодаря годовщине сражения под Бородино.

Характеристика Катерины Петровны «Телеграмма»

На чтение 3 мин Обновлено 28 января, 2021

Характеристика Катерины Петровны из рассказа «Телеграмма» поможет расскрыть образ героини и черты ее характера.

Характеристика Катерины Петровны

Катерина Петровна – дочь известного художника – доживает свой век в мемориальном доме, построенном отцом. В молодости жила в Петербурге, Париже, видела похороны В. Гюго, французского писателя. Об этой счастливой и насыщенной жизни напоминает эскиз к «Неизвестной» Крамского – подарок автора отцу героини. В душе женщины мрачно, она уже три года не видит своей единственной дочери, которая живет в Ленинграде и письмо-то матери написать не может.

Описание комнаты Катерины Петровны говорит о том, что жизнь героини в далёком прошлом.

Женщина страдает от одиночества, но не упрекает дочь, она понимает, что Насте теперь не до неё. Катерина Петровна знала, что Насте не до неё, старухи, «у них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье». «Лучше не мешать», — думала. Она не осуждала свою дочь.

Женщина молча сидит на диване сгорбленная, маленькая. Временами тихонько плачет, для неё ночи долгие, тяжёлые, у неё бессонница. Катерина Петровна не знает, как дожить до утра. Перебирая деньги, представляет, что они помнят тепло рук дочери. Она не теряет надежды на приезд Насти.

главные герои телеграмма паустовскогоКатерина Петровна пишет Насте письмо: «Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень». Из этого письма понятно, что мать одинока, больна, беспомощна, ей нужен уход. Она хочет умереть, она устала от одиночества. Женщина надеялась, что после этого письма Настя приедет к ней. Но вскоре поняла, что ее ожидания напрасны.

Тихон, чтобы поддержать женщину сам пишет ей телеграмму от имени дочери. Но Катерина Петровна по тексту понимает, что она написана Тихоном. Старушка интеллигентно молчит, плачет. Поняв, что дочь осталась глуха к её просьбам, Катерина Петровна перестаёт ждать и ……умирает, так и не дождавшись свою дочь. Умирает от одиночества и тоски. Дочь не успевает на похороны своей матери.

«Телеграмма» главные герои

«Телеграмма» главные герои

В рассказе Паустовского “Телеграмма” герои, родные люди, живут далеко друг от друга. Описание старого, ветхого дома Катерины Петровны, её унылого быта и душевного состояния — пронзительны, глубоки и сильны настолько, что хочется изменить сюжет произведения. Автор в изображении последних дней жизни пожилой женщины безжалостно реалистичен, образ её дочери не вызывает сострадания. Она живёт в параллельной “вселенной”, где высокопарно рассуждают о заботе и любви к ближнему, о смысле человеческой жизни. За этой суетой Настя забывает о родной матери…

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев “Телеграмма”

Главные герои

Катерина Петровна

Главная героиня, пожилая женщина.

Одинокая старушка, доживающая жизнь в ветхом доме. Её отец был художником, она жила в Париже и видела похороны Виктора Гюго. Дочь раз в несколько месяцев присылает ей 200 рублей, а матери мерещится, что они пахнут Настиными духами. Катерина Петровна отчаянно скучает, но не жалуется. Она любит дочь, которая навещала её около трёх лет назад. Чувствуя, что зиму ей не пережить, она пишет письмо дочери с просьбой приехать. Настя забывает письмо в сумочке, ей некогда прочитать его. Старушка доживает свой век одиноко, даже перед смертью ей не удаётся увидеть родную дочь.

Настя

Дочь Катерины Петровны.

Живёт в Ленинграде, работает в Союзе художников. Ей некогда навещать мать: она занята работой, хлопотами, чужими жизнями и интересами. С трудом организовав выставку странного привередливого скульптора, Настя вдруг вспоминает о матери. Понимая, что опоздала, она идёт на вокзал, едва успевает на последний поезд. Плачет, вспоминая детство и мать. Она не успела встретиться с мамой, приехала на второй день после похорон. Ей стыдно и больно, побыв немного дома, она уезжает, прячась от соседей и знакомых.

Тихон

Сторож, сосед Катерины Петровны.

Он знал отца женщины, помнил и уважал его. Приходит к Катерине Петровне — занимается хозяйством, рубит дрова, говорит с ней. Искренне жалеет женщину, видя её тоску по дочери. Тихон отправляет Насте в Ленинград телеграмму, сообщая, что мать умирает. В последний день жизни Катерины Петровны Тихон взял на почте бланк и написал на нём телеграмму от имени Насти — дочери старушки — о том, что она едет. Перед смертью, когда Тихон читает “придуманную” телеграмму, Катерина Петровна, благодарит его за доброту. Она всё понимает.

Манюшка

Соседская девочка.

Она приносит Катерине Петровне воду, убирает в её доме, готовит. За её помощь старушка дарит ей разные старомодные вещи, которые ничего не значат для девушки. Она живёт в деревне, аристократический раритет её не трогает, она искренне пытается помочь женщине, облегчить её страдания. Свои последние дни Катерина Петровна, практически потеряв зрение и не вставая, проводит в обществе Манюшки.

Второстепенные персонажи

Тимофеев

Скульптор, которому помогла Настя.

Гордый, ранимый, странноватый скульптор, который страдает от своей невостребованности, жаждет признания, похвалы. Настя “борется” за его талант, добивается выставки, за что получает словесную благодарность от мастера. Заботясь о чужом человеке, Настя почему-то забывает о собственной матери.

В произведении автор поднимает проблемы нравственности: ответственности, доброты, раскаяния, вины, совести. Важную роль играют картины природы: они созвучны душевному состоянию одинокой женщины, подчёркивают события, происходящие в рассказе. Главный герой “Телеграммы” — одиночество, самое страшное, что может быть — одинокая старость. Написанный сразу после войны рассказ Паустовского “Телеграмма” стал одним из самых известных произведений того времени.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Алёна Аленка

    11/11

  • Ярослав Шиндяпин

    10/11

  • Marker Marker

    11/11

  • Денис Анохин

    9/11

  • Вова Данилов

    11/11

  • Иванчик Ксения

    10/11

  • Даниил Иванов

    10/11

  • Сергей Суетин

    11/11

  • Олег Пищухин

    9/11

  • Наталья Полюхова

    11/11

Одним из лучших произведений Паустовского, без сомнения, можно считать “Телеграмму”. Это рассказ о настоящей любви и памяти.
Прочитав это произведение, на мой взгляд, невольно задумываешься над истинным смыслом жизни. Как часто люди из-за бытовых сложностей и проблем забывают о самых близких и родных.
Так, героиней рассказа является Катерина Петровна. Эта женщина “доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом – известным художником”. Жизнь уже не представляла для нее большой ценности, единственной мечтой старушки была встреча с родной дочерью Настей.
Настасья Семеновна жила далеко, в Ленинграде, и уже три года не приезжала в родной дом. Но материнское сердце все же не склонно держать обиду, оно слишком сильно умеет любить: “Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать”.

Но, оставаясь совсем одна в огромном доме, она каждую минуту думала о дочери.
Все время Катерина Петровна мечтает о встрече с Настей. Единственной связью с любимой дочкой были денежные переводы. Старушка “осторожно перебирала пухлые бумажки.

От старости она забывала, что деньги эти вовсе не те, какие были в руках у Насти, и ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами”.
Единственными посетителями огромного старого дома были дочь колхозного сапожника да сторож при пожарном сарае Тихон. Манюшка каждый день прибегала к старушке, приносила воды из колодца, подметала полы.
Катерина Петровна испытывала искреннюю благодарность к этой девочке и очень часто старалась одарить ее какими-то старинными вещами: сморщенными перчатками, страусовыми перьями, стеклярусной шляпой… Но Манюшке все это было просто ни к чему.
Символичным, по моему мнению, является старый клен в саду, который посадила Катерина Петровна еще девушкой-хохотушкой. Как и сама хозяйка, старое дерево было одиноким и “некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи”.
На мой взгляд, Катерина Петровна, несмотря на свое одиночество и душевную тоску, все же остается символом материнской любви, которая не имеет границ и не умеет быть жестокой. Достаточно вспомнить письмо старушки к дочери: “Ненаглядная моя, … зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день.

Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки”.
Но увидеть Настю главной героине так и не удалось. В скором времени она заболела и уже не могла ходить, а только ждала смерти. Старушка уже не надеялась на то, что перед смертью увидит дочь.

Катерина Петровна “закрывала глаза, и из них выкатывалась и скользила по желтому виску, закутывалась в седых волосах одна-единственная слеза”.
И даже слова Тихона о том, что Настя едет, не успокоили и не поддержали женщину: “Не надо, Тиша! – тихо сказала Катерина Петровна. – Не надо, милый. Бог с тобой. Спасибо тебе за доброе слово, за ласку”.
В скором времени старушка умерла, так и не узнав, что Настя приедет и уже никогда не сможет простить себя за холодность.
По моему мнению, рассказ заключает в себе глубокий смысл. Думаю, автор хотел показать нам, читателям, что иногда даже просто воспоминания, внимание и любовь способны изменить всю жизнь. Мы видим, как мать и дочь, не сумевшая вовремя принять верное решение, становятся несчастными людьми.

Но если Катерина Петровна несчастна из-за ряда причин, не зависящих от нее самой, то Настя, конечно же, могла изменить свою судьбу и судьбу своей матери.

Loading…

  • Сочинения
  • По литературе
  • Паустовский
  • Образ Катерины Петровны в рассказе Телеграмма

К. Паустовский в своем рассказе «Телеграмма» затронул очень актуальную проблему взаимоотношений родителей и детей. Писатель призывает читателей относиться более ответственно к близким людям. Каждый из нас должен заботиться о семье, так как она главная ценность, а на второстепенные места необходимо ставить работу, друзей, хобби.

Катерина Петровна – центральный персонаж произведения. Ее жизнь проходит в заброшенной деревне, имеющей символическое название – Заборье. Единственная дочь женщины, Настя, отправилась работать в Ленинград, поэтому Катерина Петровна оставшиеся дни своей жизни время чувствовала себя покинутой и одинокой. С соседями и другими людьми, проживающими в деревни, она не поддерживала контакта.

Героиня была из благородной семьи, поэтому имела изысканный вкус. Жила в доме, который построил отец, а он был именитым художником. Так же дом был признан мемориальным. Катерина с трепетом и любовь относилась к своему крову и саду. Будучи уже в годах, она не могла должным образом справляться со всеми заботами, однако ей на помощь приходил Тихон, живущий по соседству и девочка Манюшка.

Посторонние люди приходили на помощь женщине, а дочка не считала нужным приезжать уже долгое время, только присылала конверты с деньгами, но Катерине Петровне они были не нужны. Она хотела увидеть родного и близкого ей человека. Женщина перечитывала надписи на конвертах, и иногда ей казалось, что деньги имеют запах духов дочери.

Катерина Петровна очень добрая, искренняя и благородная женщина. Автор рассказа не зря дал ей именно это имя, ведь оно означает «чистая, непорочная». Каждый день она проводила думая и скучая по дочери. Не обижалась на нее, что та не приезжала, а с пониманием относилась к этому. Письма отправляла не часто, чтобы не надоедать. Она всем сердцем любила дочь и переживала, что так и не увидит ее больше. Всю горечь своей души и материнской боли героиня выразила в последнем письме, она чувствовала, что жить ей оставалось недолго. К сожалению, Настя не обратила на него должное внимания и не узнала, что чувствует ее мать.

Катерина Петровна – образ, который олицетворяет одиночество. Ее молодая жизнь была насыщенной и полной, а старость принесла ей только горечь и разочарования, ведь дочь фактически вычеркнула ее из своей жизни. Может быть, героине стоило гораздо раньше рассказать дочери о своем стремлении быть ближе к ней, и Настя бы не осталось в долгу перед матерью.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Дочь Катерины Петровны жила и работала в Ленинграде и очень редко приезжала к старой матери, одиноко живущей в селе Заборье. Она была увлечена работой в Союзе художников, помогала устраивать выставки и конкурсы. Из-за загруженности она писала матери не письма, а только несколько строк на почтовых переводах, когда посылала ей деньги раз в 2–3 месяца.

Мать скучала по дочери, но писала ей редко, понимая, что у Насти уже другие интересы. Когда Катерина Петровна слегла, сельчанин, который помогал ей, послал Насте телеграмму о том, что мать умирает.

Настя приехала на второй день после похорон и чувствовала на душе тяжесть и непоправимую вину перед матерью.

Дети Скавронской[ | ]

№ п/п Дети Дата рождения Дата смерти Примечание
1 Екатерина Петровна 8 января 1707 8 августа 1708
2 Анна Петровна 7 февраля 1708 15 мая 1728 В 1725 году вышла замуж за Карла-Фридриха; уехала в Киль, где родила Карла Петера Ульриха (Петра III).
3 Елизавета Петровна 29 декабря 1709 5 января 1762 Российская императрица с 1741 года.
4 Наталия Петровна 14 марта 1713 7 июня 1715
5 Маргарита Петровна 14 сентября 1714 7 августа 1715
6 Пётр Петрович 9 ноября 1715 6 мая 1719 Считался официальным наследником короны с 1718 года до смерти.
7 Павел Петрович 13 января 1717 14 января 1717
8 Наталия Петровна 31 августа 1718 15 марта 1725

Екатерина[ | ]

Екатерина Петровна
великая княжна
Рождение 28 декабря 1706 (8 января 1707)(1707-01-08) Москва
Смерть 28 июля (8 августа) 1708(1708-08-08) (1 год) там же
Место погребения Петропавловский собор
Род Романовы
Отец Пётр I
Мать Екатерина I
Супруг нет
Дети нет
Медиафайлы на Викискладе

Великая княжна[9]Екатерина Петровна

(28 декабря 1706 (8 января 1707)[2], Москва — 27 июля (8 августа) 1708, там же) — первая дочь Петра I от Екатерины I, родилась вне брака.

Получила родовое романовское имя «Екатерина», в первую очередь, в честь своей матери, крестницы царевны Екатерины Алексеевны.

Скончалась в возрасте одного года и шести месяцев.

Погребена в Петропавловском соборе в Петербурге.

Анна[ | ]

Анна
Основная статья: Анна Петровна

Царевна, затем цесаревна Анна Петровна

(27 января (7 февраля) 1708, Москва — 4 (15) мая 1728, Киль) — второй ребёнок Петра и Екатерины, старшая из их выживших детей, родилась до брака.

Девочка получила то же самое родовое имя «Анна», как и её законная кузина, дочь Ивана V Анна Иоанновна.

Объявлена «царевной» 6 марта 1711 года и «цесаревной» 23 декабря 1721 года[2].

В 1725 году вышла замуж за герцога Карла-Фридриха Голштинского. Уехала в Киль, где родила сына Карла Петера Ульриха (впоследствии российского императора Петра III), продолжив династию Романовых по женской линии (Гольштейн-Готторп-Романовы).

Скончалась в возрасте 20 лет. Похоронена 12 ноября 1728 года в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.

Елизавета[ | ]

Елизавета
Основная статья: Елизавета Петровна

Царевна, цесаревна Елизавета Петровна

(18 (29) декабря 1709, Москва — 25 декабря 1761 (5 января 1762), Санкт-Петербург), императрица всероссийская. Третий ребёнок Петра и Екатерины, второй из выживших. Родилась вне брака. Осталась незамужней.

Получила нетрадиционное для семьи имя «Елизавета» по неизвестной причине.

Объявлена «царевной» 6 марта 1711 года и «цесаревной» 23 декабря 1721 года[2].

Скончалась в возрасте 52 лет. Детей, по официальной версии, не оставила. Похоронена 3 февраля 1762 года в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.
Указывают, что во время Прутского похода (июль 1711) Екатерина Алексеевна была на 7-м месяце, однако указаний о рождении ребёнка в том году нет.

Наталья (старшая)[ | ]

Наталья Петровна
великая княжна
Рождение 3 (14) марта 1713(1713-03-14) Петербург
Смерть 27 мая (7 июня) 1715(1715-06-07) (2 года) Петербург
Место погребения Петропавловский собор
Род Романовы
Отец Пётр I
Мать Екатерина I
Супруг нет
Дети нет
Медиафайлы на Викискладе

Великая княжна[9]Наталия Петровна
(старшая)
(3 (14) марта 1713[2][10], Петербург — 27 мая (7 июня) 1715, там же) — дочь Петра I от Екатерины Алексеевны, умершая во младенчестве. Первый законнорождённый ребёнок Екатерины — венчание Петра и Екатерины состоялось 19 февраля 1712 года.

Получила родовое имя «Наталья» в честь тётки Натальи и бабушки Натальи Кирилловны. Позже такое же имя получит её младшая сестра, см. ниже.

В Походном журнале за 1713 год она названа «Марьей Петровной». Крещена 29 марта.

Скончалась в Санкт-Петербурге в возрасте 2 лет и 2 месяцев.

Погребена в Петропавловском соборе у северной стены. Похороны состоялись ещё в недостроенном соборе, где её могила стала вторым захоронением в истории собора.

Маргарита[ | ]

Маргарита Петровна
великая княжна
Рождение 3 (14) сентября 1714(1714-09-14)
Смерть 27 июля (7 августа) 1715(1715-08-07) Петербург
Место погребения Петропавловский собор
Род Романовы
Отец Пётр I
Мать Екатерина I
Супруг нет
Дети нет
Медиафайлы на Викискладе

Великая княжна[9]Маргарита Петровна

(3 (14) сентября 1714[2][11] — 27 июля (7 августа) 1715) — дочь Петра I от Екатерины Алексеевны, умершая во младенчестве.

Сентябрь… 8-го, Ея Величество родила въ полночь Царевну Маргаритъ

— Походный журнал 1714 года.

Получила нетипичное для Романовых имя «Маргарита» (больше никогда не использовалось). Исследователь антропонимики Пчелов предполагает, что «возможно, по имени одной из дочерей пастора Глюка, в семье которого воспитывалась Екатерина I»[12]. Также это имя в иночестве носила сестра Петра Марфа Алексеевна.

Скончалась в Санкт-Петербурге, прожив 10 месяцев и 18 дней. Погребена в Петропавловском соборе.

Пётр[ | ]

Пётр Петрович
Основная статья: Пётр Петрович (царевич)

Пётр Петрович

(29 октября (9 ноября) 1715 — 25 апреля (6 мая) 1719) — первый сын Петра и Екатерины, считался официальным наследником престола с 1718 года (смерти Алексея Петровича) до своей кончины.

Был назван в честь отца. Прожил 3 года и 5 месяцев.

Первоначально 26 апреля (7 мая) 1719 года был погребён в церкви Воскресения Лазаря Александро-Невского монастыря. 24 октября (4 ноября) 1723 года перезахоронен в Благовещенской церкви того же монастыря.

Павел[ | ]

Павел Петрович
великий князь
Рождение 2 (13) января 1717(1717-01-13) Везель, Германия
Смерть 3 (14) января 1717(1717-01-14) там же
Место погребения Петропавловский собор
Род Романовы
Отец Пётр I
Мать Екатерина I
Супруга нет
Дети нет
Медиафайлы на Викискладе

Великий князь[9]Павел Петрович

(2 (13) января 1717, Везель, Германия — 3 (14) января 1717, там же) — второй сын Петра I от Екатерины Алексеевны, умер во младенчестве.

Родился в Германии[13].

В это время Пётр I находился отдельно от жены, в Амстердаме, и узнав о рождении сына, написал князю Голицыну, что Екатерина родила солдатченка Павла

[14].

Ребёнок получил нетрадиционное для Романовых имя «Павел», как семантически парное к имени его брата Петра[12][15].

Скончался на следующий день.

Погребён в Петропавловском соборе 12 (23) марта 1717 года. Первый мужской представитель Романовых, погребённый в соборе[16].

Наталья (младшая)[ | ]

Наталья Петровна
Цесаревна Наталья Петровна. Портрет работы Луи Каравака (до 1722)
великая княжна цесаревна
Рождение 20 (31) августа 1718(1718-08-31) Петербург
Смерть 4 (15) марта 1725(1725-03-15) (6 лет) Петербург
Место погребения Петропавловский собор
Род Романовы
Отец Пётр I
Мать Екатерина I
Супруг нет
Дети нет
Медиафайлы на Викискладе

Великая княжна[9]цесаревна Наталья Петровна (младшая)

(20 (31) августа 1718 — 4 (15) марта 1725) — последний ребёнок Петра I и Екатерины Алексеевны, тёзка старшей сестры, умершей в двухлетнем возрасте (см. выше).

Родилась в Санкт-Петербурге во время мирных переговоров со Швецией (Аландский конгресс); Пётр в это время находился на учениях галерного флота, и, узнав о рождении дочери, устроил пир и отправил свой флот в Петербург.

«Сего августа 20 дня всемогущий во Троице славимый Бог даровал Его Царскому Пресветлому Величеству новорождённую дщерь, ей же имя наречено Наталия, а тезоименитства ея сего ж августа 26 дня на память святых мученик Адриана и Наталии»[17].

Описание архива Александро-Невской лавры за время царствования Императора Петра Великого

Наталья прожила дольше других умерших в детстве детей Петра (кроме неё, 5-летний возраст перешагнули только ставшие взрослыми Алексей, Анна и Елизавета). Только она и две её сестры оставались в живых при провозглашении Российской империи в 1721 году, и соответственно получили титул цесаревен, причём лишь только одна Наталья была рождена после венчания родителей.

Когда Наталья умерла в 6,5 лет в Санкт-Петербурге от кори через месяц с лишним после смерти отца, 4 (15) марта 1725 года, император ещё не был погребён, и гроб малолетней царевны был поставлен рядом в той же зале. Похоронена рядом с другими детьми Петра и Екатерины в Петропавловском соборе в Петербурге[18].

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Старой женщине Катерине Петровне в октябрьское ненастье стало тоскливее. Она жила в селе Заборье одна в старом доме, который был построен её отцом. Когда художник от старости не смог уже писать картины, он приехал в родное село и стал заниматься садом. Сейчас дом находился под охраной областного музея, так как отец Катерины Петровны был известным художником. Что будет с домом, когда она умрёт, Катерина Петровна не знала.

Катерине Петровне помогала девочка Манюшка, дочь соседа. Она подметала полы, носила воду из колодца, ставила самовар. Разговаривала Катерина Петровна с Манюшкой шёпотом, так как не могла говорить громко из-за слабости.

Иногда к ней заходил Тихон, сторож при пожарном сарае, и рубил засохшие деревья в саду, пилил и колол их на дрова. Уходя, он каждый раз спрашивал, пишет ли Настя. Старая женщина молчала, а когда Тихон уходил, тихо плакала.

Её единственная дочь, Настя, жила в Ленинграде. Она не приезжала к матери уже 3 года. Катерина Петровна редко писала ей, так как понимала, что у дочери свои дела и поэтому лучше ей не мешать. Настя писем матери не писала, а только раз в 2–3 месяца посылала ей 200 рублей и писала на бланке почтового перевода о том, что совсем нет времени написать письмо.

В конце октября Катерина Петровна почувствовала, что зиму ей не пережить, написала об этом дочери и попросила приехать.

Настя работала в Союзе художников секретарём, работы у неё было много. Письмо матери она получила на службе и, не прочитав, положила в сумочку. Каждый раз, получая редкие письма от матери, Настя испытывала облегчение, так как они означали, что мать жива. Но одновременно появлялось беспокойство, словно письмо было укором.

После работы Настя пошла в мастерскую скульптора Тимофеева, чтобы потом доложить о том, как он живёт, правлению Союза. Скульптор жаловался на то, что в мастерской холодно и что вообще ему не дают развернуться.

Настя действительно почувствовала в его мастерской холод, и увидела скульптуру Гоголя. Ей показалось, что глаза писателя упрекали её, что письмо-то в сумочке не распечатанное.

Тимофеев пожаловался, что все хвалят его скульптуры, но выставки его работ не устраивают. Настя пошла к председателю Союза и настояла на том, что нужно устроить выставку работ Тимофеева.

Дома она прочла письмо и подумала, что сейчас ехать невозможно, так как нужно устраивать выставку Тимофеева. Через 2 недели выставка открылась. На её открытии седой художник поблагодарил Настю за то, что она проявила внимание и чуткость к незаслуженно забытому скульптору.

Курьерша из Союза принесла Насте телеграмму. В ней было написано: «Катя помирает. Тихон». Настя подумала, что эта телеграмма не ей, но заметила там слово «Заборье». Настя почувствовала чей-то пронзительный взгляд и увидела, что Гоголь смотрит на неё и усмехается, как бы говоря: «Эх, ты!» Она вышла с выставки и, сев на скамейку, заплакала. Настя поняла, что никто её так не любит, как мама, и заторопилась, чтобы попросить у неё прощения. В тот же вечер она поехала в Заборье.

Катерина Петровна из-за слабости не вставала уже десятый день. Манюшка шестые сутки ухаживала за ней и спала в её комнате.

Тихон принёс Катерине Ивановне телеграмму, которую он составил с почтальоном Василием, и сказал, что это от Насти. Когда Тихон прочитал, что будто Настя выехала, Катерина Петровна поняла, что телеграмму составила не Настя, а Тихон, и поблагодарила его за доброе слово.

Катерина Петровна умерла, Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она проплакала в доме всю ночь и на рассвете уехала из села, стараясь, чтобы никто её не увидел и не расспрашивал. Она чувствовала себя виноватой, и эту вину никто не смог бы с неё снять, кроме матери.

Дети Лопухиной[ | ]

Алексей[ | ]

Алексей
Основная статья: Алексей Петрович

Царевич Алексей Петрович

(18 (28) февраля 1690, Москва — 26 июня (7 июля) 1718, Трубецкой бастион Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге) — первенец Петра I. Был назван в честь деда, царя Алексея Михайловича[1].

Был женат с 1711 года на принцессе Софии-Шарлотте Брауншвейг-Вольфенбюттельской (сестре Елизаветы, супруги императора Карла VI). Дети — Наталья (1714—1728) и Пётр II (1715—1730), на смерти которого род Романовых по мужской линии пресёкся.

Был осуждён за заговор против отца и умер в тюрьме. Считался официальным наследником престола до своего ареста.

Был похоронен в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге 30 июня 1718 года.

Александр[ | ]

Александр Петрович
Мерная икона царевича Александра Петровича (1691)
царевич
Рождение 3 (13) октября 1691(1691-10-13) Село Преображенское
Смерть 14 мая (25 мая) 1692(1692-05-25) Москва
Место погребения Архангельский собор (Москва)
Род Романовы
Отец Пётр I
Мать Евдокия Лопухина
Супруга нет
Дети нет
Медиафайлы на Викискладе

Александр Петрович

(3 (13) октября 1691, село Преображенское под Москвой — 14 (25) мая 1692[2], Москва)[3] — царевич, второй сын Петра I от Евдокии Лопухиной, умерший во младенчестве.

Родился в Преображенском[4], 3 октября 7200 (13 октября 1691) года:

«В нынешнем в 7200 году Октября в 3 день, за молитвы святых Отец Наших, Великаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Царица и Великая Княгиня Евдокия Феодоровна родила Нам сына, Благовернаго Царевича и Великаго Князя Александра Петровича, всея Великия и Малыя и Белыя России; а тезоименитство Его Ноября в 23 день».

— Полное собрание законов, том III, стр.116 [5]

Крещён 1 ноября 7200 (11 ноября 1691) года в Чудовом монастыре[4], восприемники — келарь Троице-Сергиева монастыря и тётка Царевна Наталья Алексеевна[6]. Сохранилась мерная икона, написанная после его рождения.

Небесный покровитель — святой благоверный князь Александр Невский (в схиме Алексий). Имя царевича «Александр» было нетипичным для Романовых, видимо, было выбрано, чтобы подходить к имени старшего брата. «Самым любопытным фактом в истории романовского именослова можно считать имянаречение по созвучию имён (принцип „варьирования родового имени“ у Рюриковичей). (…) Скорее всего, выбор имени определялся фонетической и семантической близостью обоих имён — Алексей и Александр. Совпадают их первые части, и, соответственно, схоже значение (по-гречески „защитник“)»[1].

Скончался в Москве[6]14 мая 7200 (24 мая 1692) года, не прожив и года:

«7200 года, Маия в 14 день, в утреню, после благовеста вскоре, преставись Благородный Царевич Александр Петрович».

— Полное собрание законов, том III, стр.128 [7]

Погребён в Архангельском Соборе Московского кремля 14 мая 7200 (24 мая 1692) года. Надпись на надгробии:

«Лета 7200 месяца маия с 13 дня в пятом часу нощи во второй четверти с пятка на субботу на память святаго мученика Исидора иже во острове Хиосе преставися раб Божий Благовернаго и Благочестиваго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержца, и Благоверныя и Благочестивыя Государыни Царицы и Великия Княгини Евдокии Феодоровны сын, Благоверный Государь Царевич и Великий Князь Александр Петрович, всея Великия и Малыя и Белыя Росии, и погребен на сем месте того ж месяца в 14 день».

— Надпись на надгробии[8]

Внебрачные дети Петра[ | ]

Несмотря на слухи о наличии у него обширного внебрачного потомства от других женщин, официально признанных бастардов в литературе не фигурирует.

Незаконнорожденное потомство Петра по многочисленности равняется потомству Людовика XIV, хотя, быть может, предание и преувеличивает немного. Например, незаконность происхождения сыновей г-жи Строгановой, не говоря о других, ничем исторически не удостоверена. (…) У Евдокии Ржевской родилось от царя четыре дочери и три сына; по крайней мере, его называли отцом этих детей. Но, принимая во внимание чересчур легкомысленный нрав Евдокии, отцовские права Петра были более чем сомнительны.

— Казимир Валишевский Пётр Великий

К числу известных любовниц Петра относятся:

  • Авдотья Чернышёва
    (урождённая Ржевская) — мать Захара, Петра и Ивана Чернышёвых
  • Марья Строганова
    (урождённая Новосильцева) — жена Г. Д. Строганова
  • Анна Монс
    — в связи с царём была более 10 лет, ни одной беременности
  • Мария Гамильтон
    — два аборта, младенца утопила, отцовство детей неизвестно
  • Яганна
    и
    Устинья
    Петровы
  • Мария Кантемир
    — была беременна от Петра, неудачные роды, сын скончался
  • Елизавета Сенявская
  • Мария Румянцева
    (урождённая Матвеева) — мать полководца Румянцева-Задунайского. По одной из версий, родила сына от Петра I. Современники находили очень большое сходство Румянцева-Задунайского лицом и фигурой с Петром I.

Неподтверждённые[ | ]

Некоторые источники (включая родословцы[2]) приписывают царю неподтверждённых невыживших детей от официальных браков:

  • Павел Петрович
    (1693)[3] — якобы 3-й сын Петра и Евдокии, скорее всего умерший при родах или вскоре после них.
  • Пётр Петрович
    (сентябрь 1705 — до 1707) и
    Павел Петрович
    (1704 — до 1707)[3] — якобы первые сыновья Петра и Екатерины. Существование не подтверждено.
  • Пётр Петрович
    (1719 — октябрь 1723)[3], разоблачён ещё Устряловым. Его «возникновение» объясняется перезахоронением 24 октября 1723 года упомянутого выше реального царевича с таким именем из одной церкви Александро-Невской лавры в другую. Возможно, причиной появления сведений о рождении сына у Петра в 1723 году были слухи о беременности и родах его любовницы Марии Кантемир.

Внуки[ | ]

На миниатюре 1720-х годов царь, судя по датам, изображён с дочерьми Анной, Елизаветой и Натальей (в глубине, над коленом), а также с внуком Петром
На некоторых портретах Пётр I изображён с другими детьми — своими внуками от Алексея Петровича. В их число входили:

  • Пётр II Алексеевич
    (12 (23) октября 1715, Санкт-Петербург — 19 (30) января 1730, Москва)
  • Наталья Алексеевна
    (21 июля (1 августа) 1714, Санкт-Петербург — 22 ноября (3 декабря) 1728, Москва)

Третий внук императора, Пётр III, родился уже после смерти деда.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Образ катерины и трагедия совести в драме островского гроза сочинение кратко
  • Образ катерины и трагедия совести в драме островского гроза сочинение 350 слов
  • Образ катерины и трагедия совести в драме островского гроза сочинение 10 класс с цитатами
  • Образ катерины и трагедия совести в драме островского гроза сочинение 10 класс по плану
  • Образ катерины и ларисы в пьесах островского сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии